Сочинение на тему иван федоров

6 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Сладкий картофель

    КНИГОПЕЧАТАНИЕ НА РУСИ

    История книгопечатания на Руси связана с именем извест­ного просветителя, первопечатника Ивана Фёдорова. Его роль в распространении на Руси первых печатных книг неоспорима и очень велика.
    Иван Фёдоров родился в небольшом селе близ Калуги. Веро­ятно, он происходил из духовенства, ведь был высокообразо­ванным человеком.
    С помощью учителей и наставников Иван Фёдоров овладел латынью, греческим языком, прекрасно знал богословие.
    Подробных сведений о жизни Ивана Фёдорова нет, но кое- что известно. Вся его деятельность была связана с развитием культуры, с просвещением соотечественников.
    В Москве давно осознали необходимость книгопечатания, и русский царь хотел завести печатное дело, чтобы поставлять книги для церквей, изготовленные искусно, без ошибок. Ведь рукописные книги были далеко не совершенны: в них встреча­лось множество ошибок, которые допускали безграмотные пе­реписчики. Цена на хорошую книгу была высока. Порой за неё можно было купить целый дом. Их стоимость все время возрас­тала, пока книги изготавливались вручную.
    Для книгоиздания нужно было отвести определённое место: нужно было достичь единообразия в переписываемых произве­дениях, они все должны были быть одинаковыми.
    Это прекрасно понимал Иван Фёдоров, мечтавший органи­зовать книгопечатание в Москве, как это было у польского и литовского королей.
    Дьякон Иван Фёдоров был приставлен к малолетнему царе­вичу Ивану учителем. В 1565 году Фёдоров выпустил первую книгу в своей типографии, по этой книге в старину учились чи­тать и писать. Но у первопечатника имелось немало завистни­ков, недоброжелателей среди церковников, и он вынужден был покинуть Москву.
    В 1574 году Иван Фёдоров издаёт букварь «Начала учения детям». В нём была русская азбука, упражнения для чтения и письма, примеры склонения и спряжения слов. Семьдесят восемь страниц этой книги отличались искусным полиграфическим ис­полнением, но оформление оригинала азбуки было неброским, весьма скромным: пять заставок и три концовки украшали зна­менитый букварь. Книга стала первым печатным учебником. Сколько с тех пор издано у нас букварей? Никто не решится на­звать цифру даже приблизительно. На прилавках, на книжных ярмарках буквари привлекают прекрасным полиграфическим ис­полнением, яркими картинками. И никто не вспомнит, каким был первый русский букварь Ивана Фёдорова.

  2. КНИГОПЕЧАТАНИЕ НА РУСИ
    История книгопечатания на Руси связана с именем извест­ного просветителя, первопечатника Ивана Фёдорова. Его роль в распространении на Руси первых печатных книг неоспорима и очень велика.
    Иван Фёдоров родился в небольшом селе близ Калуги. Веро­ятно, он происходил из духовенства, ведь был высокообразо­ванным человеком.
    С помощью учителей и наставников Иван Фёдоров овладел латынью, греческим языком, прекрасно знал богословие.
    Подробных сведений о жизни Ивана Фёдорова нет, но кое- что известно. Вся его деятельность была связана с развитием культуры, с просвещением соотечественников.
    В Москве давно осознали необходимость книгопечатания, и русский царь хотел завести печатное дело, чтобы поставлять книги для церквей, изготовленные искусно, без ошибок. Ведь рукописные книги были далеко не совершенны: в них встреча­лось множество ошибок, которые допускали безграмотные пе­реписчики. Цена на хорошую книгу была высока. Порой за неё можно было купить целый дом. Их стоимость все время возрас­тала, пока книги изготавливались вручную.
    Для книгоиздания нужно было отвести определённое место: нужно было достичь единообразия в переписываемых произве­дениях, они все должны были быть одинаковыми.
    Это прекрасно понимал Иван Фёдоров, мечтавший органи­зовать книгопечатание в Москве, как это было у польского и литовского королей.
    Дьякон Иван Фёдоров был приставлен к малолетнему царе­вичу Ивану учителем. В 1565 году Фёдоров выпустил первую книгу в своей типографии, по этой книге в старину учились чи­тать и писать. Но у первопечатника имелось немало завистни­ков, недоброжелателей среди церковников, и он вынужден был покинуть Москву.
    В 1574 году Иван Фёдоров издаёт букварь «Начала учения детям». В нём была русская азбука, упражнения для чтения и письма, примеры склонения и спряжения слов. Семьдесят восемь страниц этой книги отличались искусным полиграфическим ис­полнением, но оформление оригинала азбуки было неброским, весьма скромным: пять заставок и три концовки украшали зна­менитый букварь. Книга стала первым печатным учебником. Сколько с тех пор издано у нас букварей? Никто не решится на­звать цифру даже приблизительно. На прилавках, на книжных ярмарках буквари привлекают прекрасным полиграфическим ис­полнением, яркими картинками. И никто не вспомнит, каким был первый русский букварь Ивана Фёдорова.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  3. Появление типографского станка – важная веха в истории культуры. До изобретения книгопечатания, по словам академика В.И.Вернадского, «человеческая личность не имела никакой возможности предохранять, хотя бы несколько, свою мысль от исчезновения, распространить ее широко, переждать неблагоприятное время и сохранить ее до лучших времен. Вечно и постоянно все создавалось и вновь разрушалось тлетворным влиянием всеразрушающего времени».
    С изобретением печатного станка устное слово, будучи записано, а затем воспроизведено в десятках, сотнях, тысячах оттисков, становится активным средством воздействия на массы, орудием просвещения и воспитания, инструментом распространения знаний. Книга стала дешевле, легче в изготовлении, и, следовательно, доступнее. Она начинает играть значительную роль в истории человечества, превращается в мощное политическое и идеологическое оружие. Ее воздействие отныне можно проследить в самых различных сферах общественной жизни.
    «Мы сможем и должны начинать историю нашего научного мировоззрения с открытия книгопечатания», — утверждал В.И.Вернадский.
    Изобретению книгопечатания посвящены тысячи трудов. Появление способа многократного воспроизведения изображения и текста предопределило начало книгопечатания в современном значении этого слова. Воспроизведение текста с наборной формы революционизировало технику изготовления книги, открыло эру книгопечатания в современном понятии этого явления.
    Принцип набора был известен человечеству с глубокой древности. На диске из Феста, относящемся ко II тысячелетию до нашей эры, найденном на острове Крит, отдельными штампиками оттиснуты знаки лишь недавно расшифрованной системы письма.
    Примеры наборного принципа встречаются у Цицерона. Можно говорить о начале книгопечатания лишь тогда, когда текстовая печатная форма становится наборной.
    Начало наборного печатания в Европе относят к 40-м годам XV столетия и связывают с именем брюгера из прирейнского города Майнца Иоганна Генсфлейша, чаще называемого Иоганном Гуттенбергом (между 1394 и 1399-1468 гг.).
    Руководства по типографскому делу в ту пору не существовало. Опыт передавался от учителя к ученику. У каждого мастера были свои секреты, свои излюбленные приемы. Приходилось овладевать самостоятельно тонкостями ремесла, особенно при осваивании новых систем шрифта или алфавита.
    Тот же путь прошел Иван Федоров(1510-1583) – основатель книгопечатания в России и Украине. По отдельным данным, учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра.
    Имя первопечатника Ивана Федорова хорошо известно как в нашей стране, так и за ее пределами. Исследования последних десятилетий открыли новые, ранее неизвестные стороны деятельности Ивана Федорова. В прошлом столетии его считали не более чем ремесленником; теперь мы видим в нем просветителя, писателя, педагога, художника, общественного деятеля.
    Свою деятельность начал вместе с П.Мстиславцем в 1563 году в Москве, где напечатал первую русскую книгу «Апостол». В ней он выступил не только как печатник, а и как редактор. В издании много иллюстраций: на форзаце изображен апостол Лука. Заставки и концовки, а их 48, выполнены на высоком художественном уровне. Шрифт разработан на базе московского полуустава. Кроме «Апостола» в Москве вышло два издания «Часовника».
    Но в 1566 году Иван Федоров вместе с П.Мстиславцем оставил Москву и переехал в Украину. По одной версии, это было обусловлено гонением ортодоксальной верхушки церкви, по другой – культурная миссия.
    В июле 1568 года в Заблудове, небольшом местечке на западе Белоруссии, заработал станок типографии Ивана Федорова. Существовала типография недолго – около двух лет, но ее роль в истории славянского книгопечатания исключительно велика. В те далекие времена она являла собой пример дружественных связей братских народов, связей, ставших столь плодотворными в наши дни.
    Когда Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец переступили границу Великого княжества Литовского, оно переживало трудную пору своей истории. В 1559 году литовцы вступили в затяжной спор с Россией, Швецией и Данией о судьбе ливонского наследства.
    Основные тяготы войны ложились на плечи литовского мелкопоместного дворянства, которое в ту пору вело борьбу с крупнейшими феодалами за экономические права и за участие в политической жизни Великого княжества.
    Узнав о прибытии в Великое княжество Литовское московских типографов, Г.А.Ходкевич пригласил их в Заблудов.
    Шрифт, гравированные доски заставок, концовок и буквиц, а также несложный инструментарий, как известно, печатники привезли из Москвы. Не было, по-видимому, типографского стана – по указаниям Ивана Федорова его изготовили плотники. Встал вопрос о том, на каком языке печатать книги – на старославянском, применявшемся в церковном богослужении, или же на народном, белорусском. Г.А.Ходкевич хотел издать книги на белорусском языке, но принять окончательное решение самостоятельно не хотел. На совет были призваны «люди мудрые в том письме, ученые». Внимая совету, Г.А.Ходкевич решил отпечатать «Учительное Евангелие» по старым рукописям, «яко з давна писаную».
    В процессе подготовки оригиналов к печати Иван Федоров пользовался богатым по тем временам собранием книг Супрасльского монастыря, находившегося неподалеку от Заблудова.
    Над первенцем заблудовской типографии, «Учительным Евангелием», Иван Федоров начал работать 8 июля 1568 года и закончил 17 марта 1569 года. Летом 1569 года друг и соратник первопечатника Петр Тимофеев Мстиславец перебрался в Вильну и здесь на средства богатых купцов Мамоничей основал новую типографию. Второе заблудовское издание, «Псалтырь» с «Часословцем», Иван Федоров печатал с 26 сентября 1569 года по 23 Марта 1570 года.
    В предисловии к «Псалтыри» с «Часословцем» 1570 года гетман Г.А.Ходкевич обещал финансировать славянское книгоиздательство, но «Псалтырь» оказалась последней книгой заблудовской типографии, которая вскоре после выхода издания в свет 23 марта 1570 года прекратила свою деятельность.
    По словам Ивана Федорова, основной причиной закрытия типографии была старость Г.А.Ходкевича. Ивану Федорову была предоставлена возможность вести безбедную жизнь шляхтича-землевладельца, но он решил иначе: собрал типографские инструменты, шрифты, нехитрые пожитки и направил стопы свои во Львов, где в скором времени основал типографию, первую на украинской земле.
    Путь Ивана Федорова во Львов не был легким. Путешествие осложнила эпидемия моровой язвы. Эпидемия свирепствовала в 1572 году, достигнув наибольшей интенсивности к осени, а затем пошла на убыль.
    Иван Федоров приехал в «преименитый град» Львов осенью 1572 года. Чтобы основать типографию, нужны были немалые средства. Иван Федоров прежде всего обратился за помощью к зажиточным горожанам, но мольбы успеха не имели. Тогда Иван Федоров попросил священника объявить в церкви о приезде в город типографа и о его нуждах. На первых порах и это не возымело успеха. Львовская православная иерархия в ту пору жила конфликтом между Гедеоном Балабаном и Иваном Лопаткой-Осталовским, претендовавшими на епископское достоинство. Богатые горожане были заняты восстановлением своих домов после пожара 1571 года. Момент для создания типографии был выбран неудачный.
    И все же нашлись люди, поддержавшие Ивана Федорова. «Неславные в мире» – это ремесленники-украинцы, не столь богатые, но все же достаточно зажиточные, чтобы ссудить Ивану Федорову необходимую сумму. Одно из имен может быть названо точно – Семен Каленикович, чаще называемый в документах Семеном Седляром. В 1573 году он дал в долг типографу 700 злотых. По тем временам это была большая сумма. Семен Каленикович, один из образованнейших людей своего времени, сыграл положительную роль в основании первой украинской типографии.
    Во Львове Иван Федоров столкнулся с цеховой организацией ремесла. Типографов здесь не было. Не было, естественно, и такого цеха. Никто не мог запретить пришельцу заняться печатным ремеслом. Но, чтобы начать работу, нужно было изготовить типографский стан, наборные кассы, ящики для хранения шрифта. Для этого Ивану Федорову потребовался столяр. Вот тут-то и столкнулся с суровыми цеховыми законами печатник. Цех столяров строго-настрого запретил пришельцу держать у себя на службе столяра. Иван Федоров обратился в Городской совет. Жалоба рассматривалась 26 января 1573 года. Совет поддержал цеховых старшин. Типографу было запрещено постоянно держать столяра. Но он мог обратиться в цех и нанять там ремесленника, который бы, с дозволения своего мастера, сделал для Ивана Федорова необходимые работы. Однако никто из мастеров столярного цеха не захотел помочь Ивану Федорову. Тогда совет обратился за консультацией к Краковским типографам Матвею Зибенайхеру и Миколе Пренжине.
    Ответ на запрос пришел 31 января 1573 года Зибенайхер и Пренжина сообщали, что «в городе Кракове книгопечатники не держат в своих домах подмастерий столярного мастерства». Если же кому из них понадобится столяр, они обращаются к цехмейстеру и за плату получают работника. Ответ удовлетворил Ивана Федорова, но цех по-прежнему отказался дать столяра.
    Так или иначе, но 25 февраля 1573 года Иван Федоров начал печатать первую точно датированную украинскую печатную книгу – «Апостол», и почти год спустя закончил – 15 февраля 1574 года. В книге есть послесловие «Повесть … откуда начася и како свершися друкарня сія»,- это первый образец украинской мемуарной литературы.Одновременно, а может быть и раньше, в Львовской типографии печаталась «Азбука», первый известный нам печатный учебник кирилловского шрифта. Издание этого учебника демонстрирует Ивана Федорова как просветителя украинского народа.
    В течение 1574 года Иван Федоров заботится о распространении тиража «Апостола». Часть книг типограф отдал в долг, возможно на комиссионных началах. Некоторые из должников впоследствии отказались платить, и с ними пришлось судиться.
    В начале 1575 года крупный украинский феодал князь Константин Константинович Острожский, давно уже думавший об издании полной славянской Библии, пригласил Ивана Федорова к себе на службу. Увидя в этом возможность продолжать любимое дело, а также выход из финансовых затруднений, печатник согласился.
    Иван Федоров покидает Львов, став «типографом и служебником его милости Константина князя Острожского». Четвертая в его жизни типография была наиболее продуктивной. За неполные четыре года – с 1578 по 1581 года – она выпустила пять изданий и среди них прославленную Острожскую Библию.
    Дорога была недолгой. Типограф и его спутники переехали реку Збитенку, миновали село Межирич с древней Троицкой церковью и вскоре на высоком левом берегу реки Вилии, заросшей камышом, увидели над Замковой горой купола церкви Богоявления и высокий шпиль башни с часами, поднимавшейся над замком.
    Город был окружен крепостной стеной. Попасть в него можно было через строго охраняемые ворота.
    Типография Ивана Федорова находилась неподалеку от замка. Двор, на котором находились типография и школа, назывался «Булсардиновым» – он стоял на Замковой улице у подножия Замковой горы, неподалеку от костела Вознесения, построенного в XV веке, Успенского собора и Николаевской церкви.
    Князь К.К.Острожский задумал грандиозный по тем временам план: выпустить в свет первую полную славянскую Библию. Для этого нужно было разработать рисунки и отлить по ним новые шрифты, выгравировать доски заставок и запастись большим количеством бумаги, что было самым трудным. Поэтому Иван Федоров решил завязать связи с бумагоделательными мастерами.
    Заботы Ивана Федорова в связи с заготовкой бумаги для печатания Библии привели его в бумагоделательную мастерскую, находившуюся неподалеку от Львова – в городе Буске.
    Работая в Остроге, Иван Федоров в 1578 – 1581 годах ездит во Львов, Луцк по делам, связанных с закупкой бумаги и типографских принадлежностей. Первопечатник был человеком дела.
    Острожская Библия сыграла исключительно большую роль в истории культуры восточнославянских народов. В свое время она явилась для Запада своеобразным свидетельством идеологической и нравственной зрелости русских, украинцев, белорусов. Важно подчеркнуть и роль этой книги в развитии естественнонаучных и технических представлений на Руси: Библия содержала сведения по астрономии и математике, химии и географии, биологии и медицине.
    Иван Федоров — фигура ренессансной поры. Как и много кто в этот период, он был разносторонне просвещен, наряду с издательским делом отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру с частями, которые взаимозаменялись. Определенное время (на протяжении 1583 года) работал в Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещенными людьми Европы. В частности, в Дрезденском архиве найдена переписка Ивана Федорова с саксонским курфюрстом Августом.
    Свой жизненный путь Иван Федоров закончил во Львове в 1583 году. Украинский и русский народы отдают должное своему первопечатнику, а все книгоиздатели и книговеды в 1959 году начали и регулярно проводят ежегодные научные сессии, посвященные актуальным проблемам истории книги и книжному делу – «Федоровские чтения». Вышло большое количество научных трудов, посвященных жизни и деятельности «друкаря книг пред тем невиданных».
    Список литературы
    1. Ісаєвич Я.Д. Першодрукар Іван Федоров і виникнення друкарства на Україні. Львів, 1983.
    2. Бокань В.А., Польовий Л.П. Історія культури України. К.: МАУП, 2001.
    3. Немировский Е.Л. Начало книгопечатания на Украине. Иван Федоров. М., «Книга», 1974.
    4. Немировский Е.Л. Иван Федоров. М., «Наука», 1985.

  4. 4
    Текст добавил: Белая Медведица

    ИВАН ФЕДОРОВ
    (ок. 1510—5.XII. 1583)—выдающийся деятель русской культуры, первый известный по имени русский типограф, гравер, литейных дел мастер, В 1532 г. получил степень бакалавра Краковского университета. В 50-е гг.— дьякон церкви Николы в Московском Кремле.
    Возможно, работал еще в первой типографии в Москве, анонимно выпустившей 7 изданий в 50-е гг. С апреля 1563 по март 4564 г. И. Ф. совместно с Петром Мстиславцем работал над подготовкой текста, литьем шрифта и изготовлением гравюр для издания Апостола. Совокупность художественных приемов оформления текста, разработанная И. Ф., повлияла на все последующее русское, а также и украинское книгопечатание. В послесловии к Апостолу 1564 г. непосредственным инициатором создания типографии назван царь Иван Грозный. До 1565 г. И. Ф. и Петром Мстиславцем были напечатаны еще 2 Часовника. Через некоторое время по не вполне ясным причинам оба типографа покинули Москву и обосновались в Заблудове, имении литовского гетмана Ходкевича, впоследствии сторонника Ивана Грозного как претендента на польский престол. Существует предположение, что типографы бежали из Москвы от преследования бояр. Н. А. Мещерский выдвинул гипотезу, что они отправились в Западную Русь для проповеди православия. Этим можно было объяснить то, что И. Ф. сумел вывезти шрифт и граверные доски.
    В Заблудове были напечатаны Учительное Евангелие и Псалтырь с Часословцем. Обе книги украшены заставками и инициалами. Евангелие — геральдической композицией, а Псалтырь — двумя гравюрами. Предисловия написаны И. Ф. и Г. А. Ходкевичем. В 1572 г. И. Ф. переезжает во Львов уже без Петра Мстиславца. Там в 1573— 1574 гг. он работает над новым изданием Апостола, украшенным заставками, инициалами, концовками и тремя гравюрами. В послесловии И. Ф. рассказывает о своей типографской деятельности в Москве и Литве и о переезде во Львов. Там же в 1574 г. была издана первая восточнославянская Азбука.
    В 1578 г. И. Ф. перебирается в Острог во владения князя К. К. Острожского, воеводы Киевского. Здесь он сначала печатает новую Азбуку с параллельными греко-славянскими текстами.
    В 1580 г. И. Ф. издает Новый завет с Псалтырью и отдельно указатель к нему. В 1580—1581 гг. И. Ф. издает первую полную славянскую Библию по одному из списков Геннадиевской Библии (т. н. Острожская Библия) с собственным послесловием. Вышло два тиража, в каждом своя редакция текста послесловия И. Ф. В 1581 г. выходит последнее издание И. Ф.— “Хронология” Андрея Рымши на одном листе.
    И. Ф. сам написал предисловие к Заблудовской Псалтыри, послесловия к Апостолу 1564 г., Львовскому Апостолу и Львовской Азбуке. В литературном отношении наибольший интерес представляет послесловие к Львовскому Апостолу, где И. Ф. пишет о том, что заставило его взяться за нелегкий труд типографа и продолжать его в самых тяжелых обстоятельствах. И. Ф. первым опубликовал древнейшие памятники славянской литературы: болгарское “Сказание о письменах” Черноризца Храбра (нач. Х в.) в приложении к Острожской Азбуке и одно из слов Кирилла Туровского в Учительном Евангелии.
    Последние два года жизни И. Ф. прошли в разъездах. Известно, что в 1583 г. он посетил Краков и Вену, где показывал императору Рудольфу I свое изобретение — многоствольную пушку со съемными стволами. Попытка организовать новую типографию во Львове окончилась неудачей. В конце того же 1583 г. И. Ф. скончался во Львове и был похоронен в Онуфриевском монастыре. Существует продолжающееся издание, посвященное старопечатной книге: “Федоровские чтения” (М., 1976 и ел.).
    Н. И. Милюгенко

  5. A. 1. a sound of violin is heard by us in the hall. 2. he is always praised by his father when he works hard. 3. her friend is often taken to the theatre by my sister. 4. i am waken by my mother at 7 o’clock every morning.b. 1. the envelope was found by her behind the dining-room clock. 2. this book was bought a week ago by her. 3. this picture was painted by a great artist. 4. the window was broken the other day by john. c.1. this letter will be posted by me tomorrow. 2. the report will be discussed by them next week. 3. our time-table will be changed by the secretary in two days. 4. we will be met by tom at the station. d. 1. the files have just been brought by the secretary. 2. a cup has just been broken by jack. 3. the toy has been spoilt by my little brother. 4. the room has been done by her carefully. e. 1. breakfast is being cooked by them. 2. the carpet is being cleaned by her. 3. the texts are being translated by me. 4. the rules are being learnt by us. 5. an interesting story is being told by him.f.1. she was shown the shortest way to the station by them. 2. english has been taught me by my mother. 3. many questions are asked at the lectures (by us). 4. an interesting story has just been told me by tom. 5. this book will be lent me by her next sunday. 6. newspapers and magazines are delivered by the postman every day. 7. the name was told us by her after she had been asked twice by us. 8. a letter has been sent to her brother by me. 9. a song is being sung by us. 10. the words on the blackboard are being written by the teacher.

  6. СОДЕРЖАНИЕ
    Введение
    I. Первый книгопечатник Иван Федоров
    2.1. Загадки рождения и формирования личности Ивана Федорова
    2.2. Возникновение книгопечатания в Москве
    2.3. Великий подвиг Ивана Федорова
    II. «Деяния апостольские и послания соборные и святого апостола Павла посланиям»
    3.1. «Первого издания печатным тиснением»
    3.2. «Откуда начася и како свершися…» (Повторение московского «Апостола»)
    III. Заключение
    IV. Список литературы
    V. Приложения
    Введение
    Врезан в сияющий свод небесный,
    Стоишь ты, дьяк, у стены старинной,
    Лоб величав, бронзово чист.
    Ты для России, для Украины
    Держишь первый печатный лист.
    В. ЛУГОВСКОЙ
    Богата Россия выдающимися талантами. В любой области знания есть имена, прославившие страну нашу на весь мир. И увековечивают потомки славные дела своих героев в мраморе и граните, в бронзе и чугуне. Но не щадит время ни гранит, ни мрамор, разрушается память людская, забываются имена… И только книга, бережно сохраняемая потомками, из века в век передает бесценную информацию о великих делах прошлого. Правда, сейчас, к великому сожалению, читают гораздо меньше, чем еще 20-30 лет назад. Но разве может сравниться живая плоть книги с холодными строчками на мониторе компьютера? «Книга – великий дар человеку от Бога. Она служит не только для передачи исторической информации, но служит дверью в будущее: от того, какими будут книги, зависит и то, какими будут идеалы у молодежи, а значит – зависит наше будущее»,- сказал Председатель издательского совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин).
    Для меня любая книга — это живое существо, некто мудрый, с кем можно беседовать на любые темы. Тем радостнее было известие, что в нашей стране учрежден День православной книги. Решение учредить ежегодный День православной книги было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25 декабря 2009 года. Праздник приурочен к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта (по старому стилю) 1564 года.
    Целью написания реферата «Первая печатная книга Ивана Федорова «Апостол»» стало желание узнать как можно больше о великом человеке, первом книгопечатнике и поделиться своими знаниями с одноклассниками, друзьями и знакомыми. С точки зрения современных ученых, в биографии Федорова много темных пятен, загадок, которые вызывают у меня желание разгадать их.
    Материалом для написания реферата послужили следующие источники: Послесловие к московскому «Апостолу», Послесловие к львовскому «Апостолу», Е.Л.Немировский «Путешествие к истокам русского книгопечатания», Е.Л.Немировский «Иван Федоров», Большая Советская энциклопедия, ресурсы Интернет.
    Реферат состоит из 4-х глав. Во введении указана цель написания, источники, актуальность работы. Глава первая посвящена личности Ивана Федорова, вторая глава говорит о двух Послесловиях — московском и львовском. Мною сделана попытка проанализировать эти два Послесловия. Но это — только попытка. В перспективе я собираюсь серьезно заняться анализом этих материалов, чтобы понять, что же хотел сказать нам Иван Федоров. Возможно, именно здесь и скрывается часть отгадок его биографии. В заключении сформулированы основные выводы по моей работе.
    I.Первый книгопечатник Иван Федоров
    1.1.Загадки рождения и формирования личности
    Ивана Федорова
    Мы не знаем, где и когда родился мальчик, которому при крещении дали хорошее русское имя Иван. Какие-либо документальные свидетельства об этом событии не сохранились. Однако мнений — сколько угодно. И. Галактионов с ссылкой на «одно предание» утверждает, что первопечатник «родился около 1520 г. в Лихвинском уезде Калужской губернии». В. Е. Румянцев предлагал дату «1520—1523 гг.», П. И. Березов — «20-е гг. XVI в.», И. Бас — «около 1525 г.». Известен один документ 1582 г., в котором идет речь о побоях и ранах, нанесенных «друкарем» некоему Якову Суконнику с львовского Подзамчья. Исходя из того соображения, что Иван Федоров, будучи 60 с лишним лет от роду, не мог бы вступить в драку, М. Н. Тихомиров предлагает перенести дату его рождения на 30-е гг. — около 1533 г. Все эти точки зрения достаточно субъективны, поэтому мы не считаем возможным присоединиться к какой-либо из них. Указать абсолютно достоверную дату невозможно, как невозможно назвать точное место рождения. Пока же отметим, что за пределами Московской Руси Иван Федоров всюду называл себя «Москвитином», «печатником з Москвы». Выводы о происхождении Ивана Федорова могут быть только косвенными.
    Делались попытки установить происхождение Ивана Федорова, исходя из геральдической трактовки его типографского знака. Знак впервые появился в Апостоле 1574 г., а затем был повторен (с графическими вариантами) на страницах Букваря 1574 г., Нового завета 1580 г. и Библии 1580—1581 гг. последствии он был изображен и на надгробной плите первопечатника. Знак представляет собой гербовый щит, на котором изображена изогнутая ленточка «река»), увенчанная сверху стрелкой. По обе стороны ленточки — буквы, из которых составляется имя «ШАН» (в Апостоле и Букваре) или инициалы «IQ» (в
    Новом завете, Библии и на надгробной плите).
    Что же касается фамилии, то в том варианте, в котором мы используем ее сейчас, она не была фамилией книгопечатника. Дело в том, что Федоров — это скорее отчество, а вот фамилия, вероятнее всего, Москвитин. По крайней мере сам Иван Федоров так себя называл.
    Каких-либо документальных материалов о жизни и деятельности Ивана Федорова нет. Единственным памятником ему остались напечатанные им книги. Отсутствие точных знаний сплошь и рядом восполняется гипотезами. Недостатка в предположениях нет. По мнению одних авторов, дьякон Иван Федоров «приблизительно в тридцатилетнем возрасте» овдовел. «По закону он должен был постричься в монахи… Но Федоров не желал стать монахом-затворником. Оставалось заняться мирской, светской работой».
    Какое же образование имел первый книгопечатник? Сегодня мы не сомневаемся, что люди, стоявшие у основ книгопечатания, должны быть высокообразованными, имевшими зачастую университетское образование. Он знал древнегреческий язык, писал и печатал на этом языке. Знал и латынь. «В письме первопечатника саксонскому курфюсту Августу, написанному по латыни 23 июля 1583 года он называет себя «Иван Федорович Москвитин, типограф греческий и славянский».[1]
    Есть основание предполагать, что Иван Федоров занимался в Краковском университете и в 1532 году получил степень бакалавра. Близкое по звучанию имя «Иван сын Федора Москвитин» нашлось в книге Краковского университета, куда записывали имена лиц, удостоенных ученых степеней. Но что тогда получается? Чтобы стать бакалавром, надо было учиться 2-3 года, записывались же в университет в 15-18 лет. Выходит, родился будущий первопечатник около 1510 года. Так утверждает Е.Л. Немировский. Следующее упоминание об Иване Федорове встретится нам только в 1564 году на страницах первой точно датированной печатной книги «Апостол». Что же желал 32 года Иван Федоров, чем занимался? Можно только с уверенностью сказать, что эти годы прошли для него не зря. Он много учился, напряженно работал. Именно тогда он приобрел навыки типографского ремесла, прославившие его. Есть предположения, что в это время он находился в окружении митрополита Макария и с ним приехал в Москву. Полагают, что не без его участия Иван Федоров занял скромную должность диакона в Кремлевском храме Николы Гостунского. В начале 1550-х годов этот храм и его причт занимали заметное место в московской иерархии. Протопоп храма Амос участвовал в разоблачении ереси Матвея Башкина, а в 1553 г. крестил в присутствии Московского царя со всем “собором, архимандриты, и игумны, и протопопы, и множество бояр” Казанского царя Едигера Магмета, получившего имя Симеон. В 1555 г. протопоп участвовал и в постановлении Казанского архиепископа Гурия.
    Возможно, работал еще в первой типографии в Москве, анонимно выпустившей 7 изданий в 50-е гг.
    1.2. Возникновение книгопечатания в Москве
    Возникновение книгопечатания в Московском государстве совпало с эпохой Ивана Грозного. Это было время упрочения государственности и окончательного утверждения монархического централизованного государства. Прежде всего Грозный решал политические проблемы Руси на Востоке. В 1552 г. он покорил Казанское царство, чуть позже Астраханское. Огромные просторы, населенные неправославными народами, оказались под властью Московского царя. Органическое включение их в государство требовало христианского просвещения, и вскоре появилась Казанская епархия, которой требовались богослужебные книги. Казалось бы, проблема могла быть решена традиционным рукописным производством, но в Европе уже был изобретен печатный станок. Наш царь стремился выглядеть не хуже иностранцев (Грозный был первым венчан на царство, первым из русских царей стал открыто выставлять свою персону вселенским царем – наследником Рима и Византии) и требовал вести просветительскую работу. Митрополит Макарий, продолжая традицию новгородских владык и московских митрополитов, выразил просветительские стремления ХV-ХVI столетий, вылившиеся в обширную программу – идеологическую основу реформ эпохи Ивана Грозного, превращавших Русь из Великого княжества в Царство (монархию).
    Первая печатня в Москве была открыта в 1563 г., и в ней 19 апреля того же года Иван Федоров и Петр Мстиславец начали работу над “Апостолом”, набирая его первую страницу. “Начаша печатати… святые книги Деяния апостольска и Послания соборная и святого апостола Павла Послания”. Книга вышла почти ровно через год -1 марта 1564 г.
    В отличие от западноевропейских московская типография являлась не частным, а государственным предприятием, средства на создание печатни были отпущены из царской казны. Устройство типографии было поручено дьякону Николо-Гостунской церкви в Московском Кремле Ивану Федорову — опытному переплетчику, переписчику книг и резчику-художнику. Для типографии требовалось особое помещение, и решено было построить специальный Печатный двор, для которого отвели место вблизи Кремля, на Никольской улице. Иван Федоров вместе со своим
    помощником Петром Мстиславцем, белорусом из Мстиславля, принимал самое деятельное участие в строительстве Печатного двора.
    После окончания строительства началась организация самой типографии,
    конструирование и изготовление печатного станка, отливка шрифта. Сам принцип печати подвижными литерами Иван Федоров вполне понял со слов других. Возможно, Федоров посетил в Троице-Сергиевой лавре Максима Грека, который долгое время жил в Италии и лично знал знаменитого итальянского типографа Альда Мануция. Однако технику книгопечатания вряд ли кто мог ему подробно объяснить. Федоров делал многочисленные пробы и в конце концов добился успеха, он научился отливать добротные литеры, набирать их и делать оттиски на бумаге. Федоров, несомненно, был знаком с западноевропейскими печатными
    книгами. Но создавая форму своих печатных букв, он опирался на традиции русской письменности и русской рукописной книги. . Первопечатный “Апостол” — наивысшее достижение типографского искусства XVI в. Мастерски изготовленный шрифт, удивительно четкий и ровный набор, превосходная верстка полос. В анонимных изданиях, предшествовавших “Апостолу”, слова, как правило, не отделяются друг от друга. Строки получаются то короче, то длиннее, и правая сторона страницы извилистая. Федоров ввел шпации между словами и добился
    совершенно ровной линии с правой стороны страницы. В книге 46 орнаментальных заставок, выгравированных на дереве (черным по белому и белым по черному фону). Строки вязи, также гравированные на дереве, как правило, печатались красной краской, выделяя начало глав. Ту же роль выполняют 22 орнаментальные “буквицы”, то есть инициальные или заглавные буквы. Иван Федоров применил совершенно своеобразный, нигде более не встречающийся способ двухцветной
    печати с одной печатной формы.
    1.3. Великий подвиг Ивана Федорова
    В 1565 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была выпущена еще одна книга — “Часовник”. Иван Федоров и его товарищ в Москве были людьми весьма заметными и уважаемыми. Но опричнина, введенная Иваном Грозным, внушала им большое беспокойство. “На нас многие зависти ради многие ереси умышляли”, — писал впоследствии Иван Федоров, объясняя свой и Метиславца отъезд в Белоруссию, которая тогда принадлежала Польской Литовскому государству. Так что Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили в Москве всего две книги, но и этого вполне достаточно, чтобы Иван Федоров навсегда остался
    первопечатником Руси. Имевший церковный сан дьякона, Иван Федоров вывез из Москвы не только жену и детей, но и необходимые для продолжения книгопечатания инструменты и материалы. Вскоре Федоров и Мстиславец смогли возобновить работу в Литве, в имении гетмана Ходкевича в Заблудове. Здесь в 1569 г. было напечатано “Евангелие
    Учительное”. В отличие от московских эта книга была не богослужебной и
    предназначалась для домашнего чтения. Из имения Ходкевича Иван Федоров в 1572 г. переехал во Львов, несмотря на то, что Ходкевич в награду за труды подарил Федорову сельцо, где первопечатник мог заниматься земледелием, безбедно жить. Но Федоров отказался от оседлой жизни, считая свою печатную деятельность апостольским служением. (Апостолами, что в переводе с греческого значит “посланные”, назывались ученики Христа, которых он отправил по всему
    миру рассказывать о себе.) Во Львове 14 февраля 1574 г. вышла первая на Украине точно датированная печатная книга, так называемый львовский “Апостол”; Шрифт и часть заставок в этой книге были заимствованы из московского “Апостола”, но концовки и узорные инициалы были изготовлены заново. В том же году в Львове Иван Федоров впервые напечатал книгу для русских детей — “Азбуку”.
    Второе издание “Азбуки” вышло в 1576 г. в городе Остроге, куда Федорова пригласил князь Константин Острожский. В 1580 г. Федоров выпустил Новый завете Псалтирью небольшого формата, удобного для чтения. Это первая книга в русской истории, которая сопровождена алфавитно-предметньм указателем.
    Но настоящим подвигом Ивана Федорова являлась колоссальная работа над полной славянской Библией. Этот гигантский Труд занимал 1256 страниц. Федоров и его помощники использовали не только греческий, но и еврейский текст Ветхого завета, а также чешский и польский переводы. А в основу был положен текст Геннадиевской Библии. Именно к этой “Острожской библии”, как называют ее теперь историки, восходит тот славянский библейский текст, который существует и в современных изданиях. На подобный героический труд, да еще впервые в истории России, был способен только незаурядный человек, Иван Федоров именно таким и являлся. Он в совершенстве владел несколькими языками — греческим, латинским, польским. Отлично разбирался в тонкостях церковно-славянской грамматики. “Острожская библия”, вышедшая в 1580—1581 гг., была последним печатным трудом Федорова.
    После Библии Федоров выпустил лишь “Хронологию” Андрея Рымши — первое сочинение светского характера, отпечатанное на Украине. Князь Константин Острожский охладел к издательской деятельности Федорова, и первопечатнику снова пришлось искать средства для продолжения дела его жизни. В эти годы Иван Федоров изобретает разборную пушку и занимается усовершенствованием ручных бомбард. В поисках заказчика он отправляется из Львова в далекое и нелегкое по тем временам путешествие — в Краков и Вену, где встречается с императором Рудольфом II и демонстрирует ему свое изобретение. Рудольфа II оно вполне удовлетворило, но от условий, выдвинутых Федоровым, он отказывается. Тогда Иван Федоров написал письмо саксонскому курфюрту Августу: “…Итак, я владею искусством изготовления складных пушек… каждую без исключения такого рода пушку можно разобрать на отдельные, строго определенные части, а именно на пятьдесят, сто и даже, если потребуется, на двести частей…” Об изобретении в письме говорится неясно, можно лишь судить, что это была многоствольная мортира с взаимозаменяемыми частями.
    Возвращаясь во Львов, Федоров занемог и 3 августа 1583 г. “впал в болезнь к смерти”. Иван Федоров скончался в одном из предместий Львова, которое называется Подзамче. Умер он в бедности, не имея средств, чтобы выкупить заложенное ростовщику типографское имущество и отпечатанные книги. Его похоронили на кладбище при храме святого Онуфрия, храм принадлежал Львовскому православному братству. На могиле Федорова был поставлен надгробный камень с надписью: “Друкарь книг, пред тым невиданных”. В этих словах содержится, быть может, наиболее точная характеристика великого дела, совершенного Иваном Федоровым.
    II. «Деяния апостольские и послания соборные и святого апостола Павла посланиям»
    2.1. «Первого издания печатным тиснением»
    С одобрения митрополита Макария в палатах на Никольской улице была устроена типография, в которой 1 марта 1564 вышла первая русская точно датированная книга – «Апостол». Из послесловия к «Апостолу» известно, что полиграфические работы над ним велись Фёдоровым и П.Т.Мстиславцем в течение года. Тираж издания составил около 2000 экземпляров (сохранилось около 60). Текст «Апостола» был отредактирован и подготовлен к печати при участии митрополита Макария.
    «Апостол» 1564 года. Первые семь листов занимают всевозможные предисловия и оглавления. Восьмой лист – это гравированный на дереве фронтиспис, предпосланный основному тексту книги. Гравюра эта – портрет автора «Апостола» – евангелиста Луки. Первая в истории нашего искусства фигурная гравюра, композиционным центром которой служит изображение человека. Лука сидит на маленькой скамеечке с массивными ножками. Голова апостола наклонена вперед, фигура сгорблена. На коленях у него книга. Лука поддерживает ее руками. Босые ноги покоятся на подушечке. Рядом подставка – горка для письма, на которой лежит раскрытый свиток. Написанные им строки можно прочитать; апостол только что кончил писать: «Первее было слово». На горке стоят также чернильница с гусиным пером и песочница. Песком припорашивали свеженаписанный текст, чтобы он не смазывался. Изображение заключено в рамку. Это триумфальная арка с полуциркульным сводом и горизонтальным перекрытием. Свод поддерживают колонны с пышными капителями и обильно декорированным цоколем.
    Отпечатанная Федоровым и Мстиславцем книга стала образцом для последующих изданий.
    Судя по тому, что в “Апостоле” указаны имена царя и митрополита как непосредственных заказчиков книги, типография Ивана Федорова могла носить государственный характер, и потому вопрос о ее организации должен был решаться непосредственно царем. По мнению ученых, решение было принято в 1562 г., так как до 1561 г. успешно работала мастерская Сильвестра и потребности в типографии не было, а в мае 1562 г. царь ушел из Москвы в военные походы.
    Разворот из книги «Апостол», 1564 г.
    Таким образом, подготовка “Апостола” 1564 г. заняла несколько лет, если считать и обустройство типографии, которая была размещена в Москве в палатах на Никольской улице.
    Выбор ” Апостола” для первого издания государственной типографии, несмотря на то, что эта книга не являлась первой необходимостью для вновь освященного храма ( освящение и служба в храме невозможны без Напрестольного Евангелия), оправдан тем, что “Апостол” в Древней Руси использовался для обучения духовенства. В нем заключены первые образцы толкования учениками Христа Св. Писания, а несколько ранее Московские соборы выступили с осуждением ересей, причиной которых называлось неправильное толкование Св. Писания. В этом отношении издание “Апостола” еще раз показывает его государственно-национальное значение в борьбе со “смутой” путем церковного просвещения. Отпечатанная Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем первая датированная книга стала образцом для последующих изданий.
    Послесловие к московскому «Апостолу» (эту книгу Иван Федоров переиздал позднее на Украине) отличается большой конкретностью и точностью. В нем первопечатник пишет об истории основания государственной типографии и напечатания в ней первой книги. Автор раскрывает причины открытия типографии, отмечая широкое строительство церквей в Москве и присоединенных в это время восточных областей, особенно в Казани и ее окрестностях. Открывшиеся церкви надо было снабжать богослужебными книгами, но, говорит автор, рукописные книги содержали множество ошибок и неточностей, поэтому, когда Иван Грозный узнал об этом, он решил открыть государственную типографию, в которой бы тексты тщательно выверялись и редактировались. Иван IV, по свидетельству Федорова, не жалея давал деньги из казны своим «делателям» – Николы Чудотворца Гостунского дьякону Ивану Федорову да Петру Тимофееву Мстиславцу на устройство печатного дела и обеспечение их всем необходимым. Заканчивалось послесловие сообщением о начале печатания книги «Деяния апостольские..» («Апостола»).
    «Апостол» 1564 года — книга большого формата (примерно 28 на 18 см), содержащая 268 листов, отпечатанных красивым шрифтом, восходящим к московским полууставным почеркам XVI века. Книга богато и с большим вкусом украшена. В ней 48 заставок, отпечатанных с 20 ксилографических досок, 22 буквицы-инициала, 54 рамки и 24 строки узорной замысловатой вязи, которой воспроизведены названия разделов.
    Огромный по тем временам тираж — около 2000 экземпляров говорил о значении этого издания. В настоящее время осташиеся 60 экземпляров хранятся в библиотеках, музеях, архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Брянска, Владимира, Горького, Иванова, Казани, Львова, Новосибирска, Риги, Свердловска, Устюжны, Бишкека… Есть они и за рубежом — в Вашингтоне, Дублине, Кембридже, Лондоне, Праге.
    На напечатание «Апостола» потребовался почти год — начали печатать 29 апреля 1563 г., а закончили 11 марта 1564 г. В конце “Апостола” было помещено обстоятельное послесловие, в котором рассказывалось, кто печатал, где, как и когда была основана московская типография. «…начаша изыскивать мастеръства печатных книг, в лето, 61, осмыя тысящи, въ, 30, е, лето, государства его. Благоверный же царь повеле устроити дом от своея царския казны, иде же печатному делу строитися. И нещадно даяше от своих царских сокровищ делателем, Николы чудотворца Гостунъского диакону Ивану Федорову да Петру Тимофееву Мстиславцу на составление печатному делу и к их упокоению, дондеже и на совершение дело их изыде».[2]
    2.2.«Откуда начася и како свершися…»
    (Повторение московского «Апостола»)
    Осенью 1572 года Иван Федоров со всеми своими инструментами и шрифтами перебрался в старинный украинский город Львов. Здесь была основана первая на украинской земле типография. Денег на нее не было, но Федорову помогли львовские ремесленники. 25 февраля 1573 года Иван Федоров начал, а 15 февраля 1574 года закончил печатать львовский «Апостол».
    В отличие от поддержки сильных мира сего, не только материально обеспечивших работу типографий в Москве и Заблудове, но и инициировавших их создание, во Львове Иван Федоров оказался лишенным какой-либо помощи в устройстве книгопечатания «и плакахся прегоркими слезами», ибо увидел вопиющее равнодушие к этому здесь «не точию же в руском народе, но ниже в греках». Только некоторые малого чина священники и незнатные львовские миряне помогли делу. И первую печатную книгу на украинских землях «Апостол» Иван Федоров начал «друковати… в богоспасаемом граде Лвове… в лето 1573 февруария в 25 день», а издал 15 февраля 1574 года. Основной текст этого издания полностью повторял московский «Апостол» 1564 года с добавлением трех небольших начальных статей и обширного послесловия Ивана Федорова о начале книгопечатания.
    В мире сохранилось около 130 экземпляров львовского «Апостола» 1574 года. Более половины из них находятся в России, в том числе четвертая часть в Москве. Книга эта есть в Польше, Литве, Греции, Великобритании, Австрии, Венгрии, Канаде, Белоруссии, Болгарии, Сербии, Италии, Чехии, Швеции. В Украине имеется четверть всех экземпляров львовского «Апостола» 1574 года, 14 из них – во Львове.
    Наиболее интересно в нём послесловие (“Повесть…откуда начася и како совершилася друкарня сія”). Оно свидетельствует о незаурядном литературном даровании первопечатника. Ярким, образным языком Фёдоров рассказывает о препятствиях, стоявших на его пути, и о своей преданности излюбленному печатному делу. В сущности, послесловие – светское по содержанию произведение мемуарного жанра.
    Львовский «Апостол» превосходно оформлен. В книге три цельностраничные иллюстрации — изображение апостола Луки, герб Г.А.Ходкевича и удивительно декоративная геральдическая композиция, в которую вкомпонован герб города Львова и типографский знак Ивана Федорова. Знак этот отныне можно будет найти на всех книгах первопечатника. Выбьют его и на могильной плите Ивана Федорова.
    Художественное убранство «Апостола» 1574 года дополняют 51 прекрасная заставка, 47 концовок и 23 буквицы.
    Напечатан львовский «Апостол» тиражом еще большим, чем московский — 3000 экземпляров! До нас дошли около 100. География распространения и этой книги огромна — от России, Украины, Прибалтики до Польши, Америки, Италии, Чехии и т.д.
    Если основной текст «Апостола» не изменился, то Послесловие к львовскому «Апостолу» в корне отличается от Послесловия к московскому. Во-первых, в Послесловии московском есть несоответствие дат, а вот в львовском такого противоречия уже нет. Обе даты указывают на 1563 год. Во-вторых, московское Послесловие написано строгим, даже скупым языком, львовское же, прежде всего,- это мемуары, в которых автор размышляет, рассуждает, негодует, радуется. Поэтому, когда я читала львовское Послесловие, Иван Федоров стал мне ближе, человечнее.
    Именно из Послесловия можно узнать, с какими великими людьми водил знакомство Иван Федоров. Король Сигизмунд Август торжественно принимал безвестного московского дьякона, ремесленника, человека незнатного и небогатого. Гетман Григорий Александрович Ходкевич подарил Федорову деревню, чтобы тот мог безбедно жить и работать. Но печатник ответил отказом: «Не удобно ми бе ралом ниже семен сиянием время живота своего сокращати, но имам убо вместо рала художество наручных дел сосуды, вместо же житных семен духовныя семена по вселенной разсевати и всем по чину раздавати духовную сию пищу»[3]
    Слова эти часто цитируют. Какое свидетельство неукротимой силы духа первопечатника, его гуманизм, стремление отдать жизнь великому делу просвещения народа! Какое счастье, что такой человечище родился и работал в нашей стране! И какая ирония судьбы, что только в 19 веке имя Ивана Федорова стало известно людям. А ведь уже первая печатная книга его восхищает нас, живущих в XXI веке.
    Язык и стиль Послесловия многозначительны и возвышенны. Иван Федоров употребляет весьма к месту устаревшие или славянские грамматические конструкции. Они вызывают у читателя представление о важности и трагичности всего происходящего. Завершающие слова обращены к читателю: «И аще что погрешено будет, бога ради, исправляйте, благословите, а не клените, понеже не писа дух святый, ни ангел, но рука грешна и брена»[4]
    III.Заключение
    Мы умеем предками гордиться-
    Память о печатнике живет.
    Федорову памятник в столице
    Сохраняет бережно народ.
    Н. КОНЧАЛОВСКАЯ
    В самом центре Москвы стоит памятник, воздвигнутый в 1909 году скульптором Сергеем Михайловичем Волнухиным. Толпы людей обтекают его, заполняют тротуары. Нет-нет, да и остановится прохожий, словно споткнется, остановится и замрет. На пьедестале, облицованном черным мрамором, стоит человек в старинной одежде. Открытое русское лицо, высокий лоб мыслителя, перехваченные ремешком волосы. На четырехгранном постаменте слова : «Николы чюдотворца Гостунъского диакон Иван Федоров». Но самые главные слова написано с другой стороны памятника: «Первее нача печатати на Москве святые книги в лето 7071 первое априля 19 ради братий моих и ближних моих». Это памятник первому книгопечатнику Ивану Федорову. Низкий поклон и глубокая сердечная благодарность великому человеку, вложившему нам в руки Книгу.
    Теперь можно подвести итоги. Во время работы над рефератом я изучила огромный материал, посвященный не только Ивану Федорову, но и началам книгопечатания на Руси. Считаю, что всякий просвещенный человек просто обязан знать, кто первый издал печатную книгу, с какими трудами это было сопряжено. Как уже было сказано выше, мое исследование на этом не остановится. В перспективе у меня более скрупулезный анализ Послесловий к «Апостолу». Хотелось бы подробнее познакомиться и с другими произведениями Ивана Федорова. Думаю, польза от этого для меня будет великая. Хочу познакомить своих одноклассников с величайшим талантом, Гением Иваном Федоровым.
    Литература
    Е.Л.Немировский «Путешествие к истокам русского книгопечатания». Москва. Просвещение. 1991.
    Е.Л.Немировский «Иван Федоров» Москва. Наука. 1985
    Послесловие к «Апостолу», 1564 г.
    Послесловие к «Апостолу», 1574 г.
    Тихомиров М.Н. Начало книгопечатания в России. – М.: Книга, 1959.
    Ресурсы Интернет:
    1)http://www.kostyor.ru :«Печатных дел мастер»
    2) http://dic.academic.ru : Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Иван Федоров.
    3)http://www.edu.ru: Книги и жизнь Ивана Федорова.
    4)http://www.prav-kniga 2010.narod.ru: Львовский «Апостол»
    5)http://ru.wikipedia.org/wiki: Иван Федоров
    6)http://www.rulex.ru: Русская история в портрете.
    Приложение №1
    Первопечатник Иван Федоров
    Приложение №2
    Памятник первопечатнику Ивану Федорову в Театральном проезде в Москве. Скульптор С. М. Волнухин.
    Открыт в 1909 году.
    Приложение №3
    Памятник Ивану Фёдорову во Львове (архитектор А. Консулов, скульпторы В. Борисенко и В. Подольский
    Приложение №4
    Святоонуфриевский монастырь, где 5 декабря 1583 года был похоронен Иван Фёдоров
    Приложение №5
    «Апостол», отпечатанный Иваном Федоровым
    в 1574 году во Львове.
    Приложение №6
    Страница первопечатного «Апостола», изданного Иваном Федоровым в 1564 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *