Сочинение на тему иван грозный гений или злодей

7 вариантов

  1. Считается, что причины опричнины Ивана Грозного имеют личностный характер. Трудное детство наложило свой отпечаток на его психику. Боязнь заговоров и предательств стала паранойей. В 1572-м царь упразднил опричнину. К этому решению его склонила неблаговидная роль, которую сыграли его опричные соратники при нападении на Москву крымского хана в 1571-м. Войско из опричников не смогло ничего сделать. По сути, оно разбежалось. Татары подожгли Москву. От огня пострадал и Кремль. Весьма непросто разобраться в такой личности, как Иван Грозный. Гений или злодей он был, сказать определенно нельзя.

    Итоги опричнины

    Царь Иван Грозный сильно подорвал опричниной экономику своего государства. Разделение сказалось очень пагубно. Значительная часть земель была разрушена и опустошена. В 1581-м с целью предотвратить запустение Иван учредил заповедные лета – запрет на смену крестьянами хозяев, которая происходила в Юрьев день. Это способствовало ещё большему гнету и утверждению крепостничества.
    Внешняя политика Ивана 4 Грозного тоже не была особо успешной. Ливонская война окончилась полнейшей неудачей с потерей территорий. Объективные итоги царствования Ивана Грозного были видны ещё при его жизни. По сути, это был провал большинства начинаний. С 1578-го царь перестал совершать казни. Эти времена Ивана Грозного современникам тоже хорошо запомнились. Царь стал ещё более набожным. Он приказал сделать поминальные списки убиенных по его приказу и разослать в монастыри для поминовения. В завещании от 1579-го он каялся в совершенном. История опричнины в полной мере раскрывает, почему Ивана Грозного назвали Грозным.

    Убийство сына

    Периоды покаяний и молитв сменялись ужасными припадками ярости. Именно во время одного из них в 1582-м в Александровской слободе самодержец случайно убил сына Ивана, попав ему посохом с металлическим наконечником в висок. Спустя 11 дней он умер. Собственноручное убийство наследника привело царя в ужас, так как другой его отпрыск Федор был не в состоянии править, ведь был слаб умом. Царь отослал в монастырь огромную сумму за помин души своего чада. Он даже сам думал подстричься в монахи.

    Жены

    Правление царя Ивана Грозного было богатым на монаршие браки. Доподлинно неизвестно точное число жен самодержца, но, скорее всего, их было восемь (считая и однодневный брак). Кроме детей, умерших в детстве, монарх имел трех сыновей. Первый брак с Анастасией Захарьиной-Кошкиной принес ему двоих потомков. Второй супругой самодержца была дочка кабардинского вельможи – Мария Темрюковна. Третьей женой стала Марфа Собакина, которая неожиданно скончалась спустя три недели после венчания. Согласно церковным канонам, жениться больше трех раз было нельзя. В мае 1572-го состоялся церковный собор. Он разрешил четвертый брак. Женой государя стала Анна Колтовская. Однако за измену царь в том же году заточил её в монастырь. Пятой супругой стала Анна Васильчикова. Она умерла в 1579-м. Шестой, скорее всего, была Василиса Мелентьева. Последняя свадьба состоялась в 1580-м с Марией Нагой. В 1582-м у них родился сын Дмитрий, которого после смерти самодержца убили в Угличе.

    Итоги

    Иван 4 остался в истории не только как тиран. Монарх был одним из самых образованных людей своей эпохи. Он обладал просто феноменальной памятью, отличался эрудицией богослова. Царь является автором многочисленных посланий, которые представляют большой интерес с творческой точки зрения. Иван писал музыку и тексты богослужений. Грозный способствовал развитию книгопечатания. При нем был построен храм Василия Блаженного. Однако правление царя по сути являлось войной против своего народа. Государственный террор при нем достиг просто невиданных масштабов. Самодержец всячески укреплял свою власть, не гнушаясь никакими методами. В Иване непостижимым образом сочетались таланты с крайней жестокостью, набожность с сексуальным развратом. Современные специалисты в сфере психологии считают, что абсолютная власть уродует личность. И лишь единицы способны справиться с этим бременем и не утратить какие-то человеческие черты. Тем не менее бесспорным фактом является то, что личность царя наложила огромный отпечаток на всю дальнейшую историю страны.

  2. Уважаемые участники курса!
    Вопрос о роли первого русского царя – Ивана Грозного в отечественной истории давно не дает покоя тем, кто не равнодушен к судьбам страны.  Свой ответ на него пытались дать многие отечественные и зарубежные историки, политики, общественные деятели. Так, советский историк С.Б. Веселовский писал о Грозном: “В нашей историографии нет, кажется, вопроса, который вызывал бы большие разногласия, чем личность царя Ивана Васильевича, его политика и, в частности, его пресловутая опричнина. И замечательно, что по мере прогресса исторической науки разногласия, казалось бы, должны были уменьшиться, но в действительности наблюдается обратное.” И в самом деле, грандиозные свершения этого монарха, такие, как, удвоение территории страны за счет присоединения Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, успешные реформы, изменения в законодательстве, усиление армии, создание приказной системы  и многое другое могут сравниться со столь же грандиозными бедствиями, постигшими страну во времена его правления: поражением в многолетней Ливонской войне, ужасами опричного террора и, в конечном счете, разорением государства, проложившим дорогу к Смутному времени. И все же, споры не утихают и в наши дни, причем мнения по-прежнему расходятся. Так, известный современный историк Е.В. Анисимов оценивает первого русского царя следующим образом: “Иван Грозный уничтожал собственный народ без мотивировки, я бы сказал. Он поступал именно как злодей. Ему убийства и казни доставляли огромное удовольствие. И ни о какой вине, ни о каких заговорах не шла речь, и не было этого никогда.”  В то же время один известный теперь региональный политик в связи с установкой памятника Грозному в Орле в 2016 г. заявил: “Иван Грозный однажды сказал “Я виновен в смерти своего сына, потому что вовремя не отдал его лекарям”. Когда они ехали в дороге и он заболел. Они ехали из Москвы в Петербург …. Историю надо помнить и не позволять ее никому переписывать.” По крайней мере с последним предложением из данной цитаты явно стоит согласиться …
    Учитывая все, сказанное выше, предлагаю и Вам, уважаемые слушатели, поделиться мнениями о значении Ивана Грозного и его политики для отечественной истории!

  3. Ближе к гению. Злодей – по отношению к знати, в борьбе с ней за укрепление государственной власти.
    Царь Иван Грозный — пожалуй, одна из самых неоднозначных личностей российской истории. Талантливый государственный деятель, мудрый реформатор — и кровавый тиран, человек, вверивший свой народ в хаос чудовищных репрессий.
    Царь Иван заслужил проклятия боярской знати и земского дворянства. Низы, задавленные непомерными налогами, также не имели причин любить самодержца. Но казни бояр заронили в душу народа убеждение в том, что царь может защитить народ от притеснений «лихих бояр» . Это убеждение наложило печать на лозунги кровавых бунтов XVII в. Зачинщики бунтов выступали за доброго царя и против «лихих бояр» со времен Смуты.
    В источниках XVI в. прозвище «Грозный» не встречалось. Скорее всего царь Иван получил его, когда стал героем исторических песен.
    Фольклорный образ великого государя сформировался, можно думать, в период Смуты. Опричный террор унес жизни нескольких тысяч людей, гражданская война начала XVII в. — сотни тысяч жизней, а может быть, и больше. Страна обезлюдела. В деревнях подавляющая часть пашни запустела.
    В обстановке неслыханных бедствий время царя Ивана стали вспоминать как эпоху могущества Российской державы, ее процветания и величия. Кровавые и темные дела были забыты.
    Перевод «Иван Страшный» или «Иван Ужасный» очевидным образом искажает смысл прозвища. В представлении людей того времени «гроза» символизировала стихию испепеляющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей.
    Правление Ивана Грозного оставило глубокий след в истории русского средневековья.

  4. “Иван Грозный – гений или злодей?”
    Пожалуйста, напишите эссе о том, как вы относитесь к Ивану Грозному и его правлению.

    Ответы:

    Ближе к гению. Злодей – по отношению к знати, в борьбе с ней за укрепление государственной власти.
    Царь Иван Грозный — пожалуй, одна из самых неоднозначных личностей российской истории. Талантливый государственный деятель, мудрый реформатор — и кровавый тиран, человек, вверивший свой народ в хаос чудовищных репрессий.
    Царь Иван заслужил проклятия боярской знати и земского дворянства. Низы, задавленные непомерными налогами, также не имели причин любить самодержца. Но казни бояр заронили в душу народа убеждение в том, что царь может защитить народ от притеснений «лихих бояр» . Это убеждение наложило печать на лозунги кровавых бунтов XVII в. Зачинщики бунтов выступали за доброго царя и против «лихих бояр» со времен Смуты.
    В источниках XVI в. прозвище «Грозный» не встречалось. Скорее всего царь Иван получил его, когда стал героем исторических песен.
    Фольклорный образ великого государя сформировался, можно думать, в период Смуты. Опричный террор унес жизни нескольких тысяч людей, гражданская война начала XVII в. — сотни тысяч жизней, а может быть, и больше. Страна обезлюдела. В деревнях подавляющая часть пашни запустела.
    В обстановке неслыханных бедствий время царя Ивана стали вспоминать как эпоху могущества Российской державы, ее процветания и величия. Кровавые и темные дела были забыты.
    Перевод «Иван Страшный» или «Иван Ужасный» очевидным образом искажает смысл прозвища. В представлении людей того времени «гроза» символизировала стихию испепеляющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей.
    Правление Ивана Грозного оставило глубокий след в истории русского средневековья.
    Иван Грозный воспитывался боярами, а не родителями, бояре относились плохо к Грозному, поэтому он выроз жестоким и злым. Не очень любил людей, обожал казни и просто смерти людей.

  5. Царь Иван Грозный начал править при участии Избранной рады с конца 1540-х. При нем стали созывать Земские соборы, был создан Судебник 1550 года. Были проведены преобразования судебной и управленческой систем – внедрено частичное самоуправления на местах (земская, губная и другие реформы). После того как царь заподозрил в предательстве князя Курбского, была учреждена опричнина (комплекс административных и военных мер для усиления царской власти и уничтожения оппозиции). При Иване IV были установлены торговые связи с Британией (1553-й), основана типография в Москве. Были покорены Казанское (в 1552-м) и Астраханское (в 1556-м) ханства.
    В период 1558-1583 годов активно проводилась Ливонская война. Царь хотел получить доступ к Балтийскому морю. Не утихала упорная борьба против крымского хана Девлет-Гирея. После победы в Молодинском сражении (1572-й) Московское государство получило фактическую независимость и укрепило за собой права на Казанское и Астраханское ханства, а также начало присоединять Сибирь (1581-й). Однако внутренняя политика царя после череды неудач во время Ливонской войны приобрела жесткий репрессивный характер в отношении боярства и торговой верхушки. Многолетняя изнурительная война на разных фронтах привела к увеличению налогового бремени и усилению зависимости крестьянства. Царь больше запомнился современникам своей чрезмерной жестокостью. Опираясь на вышеизложенное, очень сложно однозначно ответить на вопрос о том, кем был Иван Грозный. Гений или злодей этот, без сомнения, неординарный правитель?

    Детство

    После кончины отца трехлетний мальчик воспитывался матерью, которая была его регентшей. Но она умерла в ночь с 3 на 4 апреля 1538-го. До 1547 года – совершеннолетия царевича – страной правили бояре. Будущий монарх Иван 4 Грозный рос в условиях дворцовых переворотов из-за постоянной борьбы за власть между враждующими боярскими родами Бельских и Шуйских. Мальчик видел убийства, его окружали интриги и насилие. Все это наложило на его личность неизгладимый отпечаток и способствовало развитию таких черт, как подозрительность, мстительность и жестокость.
    Склонность издеваться над живыми существами проявилась у Ивана уже в детстве, а ближайшее окружение одобряло это. В конце декабря 1543-го тринадцатилетний князь-сирота впервые показал свой ??норов. Он арестовал одного из самых влиятельных бояр – князя Андрея Шуйского – и “велел его отдать псарям, а псари взяша и убиша его, когда тянули в тюрьму”. “С того времени (замечает летопись) начали бояре от царя большой страх иметь”.

    Большой пожар и Московское восстание

    Одними из самых сильных юношеских впечатлений царя были «большой пожар» и Московское восстание 1547-го. В огне погибло 1700 человек. Тогда горел Кремль, различные церкви и монастыри. К семнадцатилетию Иван уже совершил столько казней и других жестокостей, что воспринял опустошительный пожар в Москве как возмездие за свои грехи. В послании к церковному собору 1551 года он вспоминал: “Господь наказывал меня за грехи то потопом, то мором, и все я не каялся. В конце концов Бог послал большие пожары, и вошел страх мою в душу, а трепет в кости мои, и смутился дух мой”. По столице поползли слухи , что в возгорании виноваты “злодеи” Глинские. После расправы над одним из них – родственником царя – бунтующий народ явился в село Воробьево, где спрятался великий князь, и потребовал выдачи других бояр из этого рода. С огромным трудом удалось убедить обозленную толпу разойтись. Едва миновала опасность, царь приказал схватить и казнить главных заговорщиков.

    Венчание на царство

    Главной целью царя, намеченной уже в юности, стала неограниченная самодержавная власть. Она опиралась на созданную при Василии III концепцию “Москвы – Третьего Рима”, ставшую идеологической основой московского самодержавия. Иван, учитывая, что его бабушка по отцу София Палеолог была племянницей последнего византийского императора Константина, считал себя потомком римских правителей. Поэтому 16-го января 1547-го в Успенском соборе состоялось венчание великого князя Ивана на царство. На него возложили символы царского достоинства: шапку Мономаха, бармы и крест.
    Царский титул давал возможность занять более выгодную дипломатическую позицию по отношению к западноевропейским странам. Великокняжеский титул у европейцев все равно что «великий герцог» или «принц». «Царь» же не трактовался совсем либо переводился как «император». Тем самым Иван встал вровень с правителем Священной Римской империи. Однако эта информация не дает ответа на вопрос о том, что собой представлял Иван Грозный. Гений или злодей был этот человек?

    Войны

    В 1550-1551 годах самодержец лично принимал участие в Казанских походах. В 1552-м пала Казань, а потом и Астраханское ханство (1556-й). Они попали в зависимость от русского царя. Также Москве подчинился хан Сибири Едигер. В 1553-м были установлены торговые взаимоотношения с Британией. В 1558-м монарх развязал Ливонскую войну за обладание берегом Балтийского моря. Сначала бои шли успешно для Москвы. В 1560-м армия ливонцев была полностью разгромлена, а Ливонский Орден прекратил свое существование.

    Внутренние изменения и Ливонская война

    Внутри страны начались серьезные изменения. Примерно в 1560-м царь разругался с Избранной радой и подверг её членов гонениям. Иван стал особенно жесток к боярству после неожиданной смерти царицы Анастасии, подозревая, что ее отравили. Адашев и Сильвестр безуспешно советовали царю прекратить Ливонскую войну. Однако в 1563-м войска взяли Полоцк. Он в то время был серьезной литовской крепостью. Самодержец особенно гордился именно этой победой, которая была одержана уже после разрыва с радой. Но уже в 1564-м армия потерпела серьезное поражение. Царь стал искать «виновных». Начались казни и другие репрессии.

    Опричнина

    Царствование Ивана Грозного шло своим чередом. Самодержец все более проникался идеей установления персональной диктатуры. В 1565-м он заявил о создании опричнины. По сути, государство делилось на две части: земщину и опричнину. Каждый опричник должен был принести клятву на верность самодержцу и давал обещание не иметь контактов с земскими. Все они носили черные одежды, наподобие монашеских.
    Конные опричники отмечались особыми знаками отличия. К своим седлам они цепляли мрачные знаки эпохи: метлы, чтобы гнать ими измену, и головы собак, чтобы её выгрызать. При помощи опричников, которые освобождались царем от любого рода ответственности, Иван 4 Грозный силой отнимал боярские вотчины и передавал их опричным дворянам. Казни и гонения сопровождались невиданным террором и грабежом населения.
    Знаковым событием был новгородский погром 1570-го. Поводом для него стало подозрение в стремлении Новгорода отделиться в Литву. Монарх лично возглавил поход. По пути были разграблены все селения. Во время данного похода Малюта Скуратов в тверском монастыре задушил митрополита Филиппа, который пытался вразумлять Грозного, а потом и противостоять ему. Считается, что количество убитых новгородцев было около 10-15 тысяч. В городе же в то время проживало не более 30 тысяч человек.

    Упразднение опричнины

    Считается, что причины опричнины Ивана Грозного имеют личностный характер. Трудное детство наложило свой отпечаток на его психику. Боязнь заговоров и предательств стала паранойей. В 1572-м царь упразднил опричнину. К этому решению его склонила неблаговидная роль, которую сыграли его опричные соратники при нападении на Москву крымского хана в 1571-м. Войско из опричников не смогло ничего сделать. По сути, оно разбежалось. Татары подожгли Москву. От огня пострадал и Кремль. Весьма непросто разобраться в такой личности, как Иван Грозный. Гений или злодей он был, сказать определенно нельзя.

    Итоги опричнины

    Царь Иван Грозный сильно подорвал опричниной экономику своего государства. Разделение сказалось очень пагубно. Значительная часть земель была разрушена и опустошена. В 1581-м с целью предотвратить запустение Иван учредил заповедные лета – запрет на смену крестьянами хозяев, которая происходила в Юрьев день. Это способствовало ещё большему гнету и утверждению крепостничества.
    Внешняя политика Ивана 4 Грозного тоже не была особо успешной. Ливонская война окончилась полнейшей неудачей с потерей территорий. Объективные итоги царствования Ивана Грозного были видны ещё при его жизни. По сути, это был провал большинства начинаний. С 1578-го царь перестал совершать казни. Эти времена Ивана Грозного современникам тоже хорошо запомнились. Царь стал ещё более набожным. Он приказал сделать поминальные списки убиенных по его приказу и разослать в монастыри для поминовения. В завещании от 1579-го он каялся в совершенном. История опричнины в полной мере раскрывает, почему Ивана Грозного назвали Грозным.

    Убийство сына

    Периоды покаяний и молитв сменялись ужасными припадками ярости. Именно во время одного из них в 1582-м в Александровской слободе самодержец случайно убил сына Ивана, попав ему посохом с металлическим наконечником в висок. Спустя 11 дней он умер. Собственноручное убийство наследника привело царя в ужас, так как другой его отпрыск Федор был не в состоянии править, ведь был слаб умом. Царь отослал в монастырь огромную сумму за помин души своего чада. Он даже сам думал подстричься в монахи.

    Жены

    Правление царя Ивана Грозного было богатым на монаршие браки. Доподлинно неизвестно точное число жен самодержца, но, скорее всего, их было восемь (считая и однодневный брак). Кроме детей, умерших в детстве, монарх имел трех сыновей. Первый брак с Анастасией Захарьиной-Кошкиной принес ему двоих потомков. Второй супругой самодержца была дочка кабардинского вельможи – Мария Темрюковна. Третьей женой стала Марфа Собакина, которая неожиданно скончалась спустя три недели после венчания. Согласно церковным канонам, жениться больше трех раз было нельзя. В мае 1572-го состоялся церковный собор. Он разрешил четвертый брак. Женой государя стала Анна Колтовская. Однако за измену царь в том же году заточил её в монастырь. Пятой супругой стала Анна Васильчикова. Она умерла в 1579-м. Шестой, скорее всего, была Василиса Мелентьева. Последняя свадьба состоялась в 1580-м с Марией Нагой. В 1582-м у них родился сын Дмитрий, которого после смерти самодержца убили в Угличе.

    Итоги

    Иван 4 остался в истории не только как тиран. Монарх был одним из самых образованных людей своей эпохи. Он обладал просто феноменальной памятью, отличался эрудицией богослова. Царь является автором многочисленных посланий, которые представляют большой интерес с творческой точки зрения. Иван писал музыку и тексты богослужений. Грозный способствовал развитию книгопечатания. При нем был построен храм Василия Блаженного. Однако правление царя по сути являлось войной против своего народа. Государственный террор при нем достиг просто невиданных масштабов. Самодержец всячески укреплял свою власть, не гнушаясь никакими методами. В Иване непостижимым образом сочетались таланты с крайней жестокостью, набожность с сексуальным развратом. Современные специалисты в сфере психологии считают, что абсолютная власть уродует личность. И лишь единицы способны справиться с этим бременем и не утратить какие-то человеческие черты. Тем не менее бесспорным фактом является то, что личность царя наложила огромный отпечаток на всю дальнейшую историю страны.

  6. Иван Грозный – злодей.      Иван IV Грозный был сыном Елены Глинскойи великого князя Василия III. Он вошел в историю России как очень противоречивая личность. С одной стороны, это был реформатор и талантливый публицист, автор блестящих литературных «посланий» к различным государственным деятелям того времени, а с другой – жестокий тиран и человек с болезненной психикой. Формально Иван IV правил дольше любого из когда-либо стоявших во главе Российского государства правителей — 50 лет и 105 дней.
    В 12 лет его назвали Грозным из-засмерти боярина Андрея Шуйского, который был убит по его приказу зверским образом. Прозвище Грозный закрепилось за великим князем Московским Иваном IV.- Позднее он оправдал свое прозвище.    Сначала он был «грозою» для соседей России. При нём русские войска присоединили к Московскому государству многие земли. Но позднее Иван стал «грозным» и для своих подданных. Царь казнил людей, только заподозренных в государственной измене, не доказывая этого.Новгородский епископ Леонид был казнёнодной из излюбленных казней Ивана Грозного. Священник был зашит в медвежью шкуру, а затем его затравили собаками. В летописях этот способ был назван «обшить медведно». Иногда, впрочем, провинившихся перед царем казнили с помощью медведей, но не «обшив медведно», а скормив этим хищникам. Царь Иван Грозный занимает Почетноеместо в списке самых жестоких правителей в истории. Несмотря на то, что доивановская история нашей страны не знает недостатка в кровожадных эпизодах именно при Иване IV пытки принимают в России системный характер.
    Исследователи и потомки наделили Ивана Грозного множеством характеристик, большей частью нелестных. Историки спорят о том, что толкало государя на те или иные поступки, однако два факта кажутся непреложными: царь Иван был, во-первых, человеком жестоким и, во-вторых, деспотичным — эталонным самодержавным правителем, не знавшим и не признававшим другой власти, кроме собственной. Одно из основных обвинений,предъявляемых царю, – массовые казни. Дж. Горсей пишет, что только в Новгороде царь казнил 700 тыс.! Сколько же было казнённых на самом деле? Есть данные о том, что царём к смертной казни были приговорены 5000 человек. Каждый смертный приговор выносился только в Москве и утверждался лично царём. Так что число казнённых Иваном IV преувеличено в сотни раз.
    «Титул» Синяя Борода, по праву присудили царю Ивану Грозному. По свидетельству историков, царь сам любил пытать людей, придавался безудержному блуду и имел многочисленных жен и наложниц. Среди его жертв, которые к несчастью, стали его законными женами были: Анастасия Захарьина, которая состояла в родстве с родом Романовых. После брака с ней и ее ранней кончины, Иван Грозный стал «пускаться во все тяжкие» . Второй женой царя стала черкешенка Мария, дочь князя Темрюка. Мария и сама любила смотреть на мучения людей и их пытки, для этого она всегда наблюдала смертные казни, учиненные мужем. Говорят, что после восьми лет брака, Грозный захотел  избавиться от жены, которая, ко всему прочему, еще и изменяла ему. Доподлинно неизвестно, отравили ее по приказу Ивана, или же она умерла собственной смертью, но царь вновь стал свободным. По указу Ивана Грозного, стали устраиваться ярмарки невест, где царь и нашел себе следующую жену. Ей стала Марфа Собакина. Однако, спустя всего две недели, после свадьбы, Марфа умерла при загадочных обстоятельствах. Может быть, ее отравили, или она сама хотела покончить с собой, чтобы избежать ненавистного брака, но ее смерть повлекла за собой расправу над ее членами семьи, которую учинил сам царь. Грозный не пожалел даже мать Марфы. Она тоже была казнена вместе с двоюродными братьями почившей царицы. Следующей женой Грозного стала Анна Колтовская, однако и она усмирила бешеную натуру русского царя ненадолго. Но ей «повезло» , царь «всего лишь» сослал ее в монастырь, где она прожила еще 54 года. На этом череда жен не закончилась. При помощи своего бывшего опричника Никиты, которого царь собственноручно сделал обладателем духовного сана, Грозный женится в пятый раз. На этот раз его женой становится княжна Мария Долгорукая, которую он утопил в пруду, в глубокой полынье на следующий день после свадьбы. Следующей женой царя стала княжна Анна Васильчикова, но их брак продлился всего три месяца. По слухам, Иван собственноручно задушил свою молодую супругу. Далее его супругой стала Василиса Мелентьева, которую царь приказал похоронить заживо, обвинив в измене. Наталья Коростова, которая официально так и не стала царицей, была отравлена. Последней женой русского Синего Бороды стала мать царевича Дмитрия, Мария Нагая. Своим спасением из рук кровожадного царя, она обязана его преждевременной кончине.
    Самое известное злодеяние, которое инкриминируют Ивану Грозному, – это убийство собственного сына.Факты, которые несколько столетий передаются разными историками, свидетельствуют, что 3 июля 1583 года в царских палатах Иван Грозный, находясь в приступе гнева, ударил царевича Ивана посохом, попав в висок. От полученной травмы царевич скончался.
    В 1963 году, специальная комиссия,созданная для установления причины смерти русского царя Ивана Грозного, обнаружила удивительные факты. В останках царя было обнаружено большое количество ртути. Таким образом, комиссия установила, что Иван Грозный боролся с сифилисом, которым болел, при помощи ртутных мазей. В то время, иного способа лечения этого заболевания не было. Пары ртути воздействовали на мозг царя, вызывая в нем необратимые изменения. Комиссия сочла, что поведение царя и его поступки, отчасти вызваны именно воздействием ртути на организм. Однако следует ли это считать оправданием кровожадной натуры Ивана Грозного?

  7. Известный священник уверен, что рано или поздно имя царя Иоанна Грозного появится на памятнике Тысячелетия России …
    То, что имя Царя Иоанна Грозного отсутствует на этом знаменитом памятнике, является вопиющей несправедливостью. А что удивляться, если основными историками об эпохе царствования Ивана Грозного и о нем самом были историк Карамзин, во многом опиравшийся на злобные инсинуации наемников-иностранцев и письма предателя Курбского? Кстати, долгое время были известны только письма Курбского Ивану Грозному, а из ответов Царя только первый, текст которого в значительной степени был искажен. И лишь только в 1951 году (!) были опубликованы все ответные письма Ивана Грозного. Историческая панорама сразу серьезно изменилась. А взять, к примеру, живопись. Что здесь может вспомнить наш современник? «Иоанн Грозный убивает своего сына» – картину в центре Третьяковской галереи. Картину, изобразившую ложное событие, о котором впервые написал папский легат Антонио Поссевино, прибывший на Русь значительно позже смерти Царевича и потерпевший фиаско в своей миссии.
    О репрессиях якобы невиновных почитайте у А.Нечволодова в «Сказаниях о Русской земле», о князе Мстиславском, сознавшемся, что это он навел крымского хана на Москву, и о князе Ф.Бельском, водившем шведов к Орешку.
    О «массовом терроре». Современный историк Р.Г.Скрынников, посвятивший несколько десятилетий изучению этой эпохи, доказал, что при Иоанне IV было репрессировано около 3-4 тысяч человек. Обычно апологеты Грозного Царя сравнивают эту цифру с числом погибших в Варфоломеевскую ночь во Франции. Приведем еще одно сравнение: за время правления Ивана Грозного – с 1547 по 1584 гг. – в одних только Нидерландах, находившихся под властью Карла V и Филиппа II, число жертв доходило до ста тысяч человек. И враждебно настроенные иноземцы все еще твердят о русском варварстве – те, у которых столетия были проблемы с гигиеной, в отличие от Руси (см. статью на эту тему в последнем номере газеты «Русский вестник»). Парадоксально, что Курбского, стремившегося изобличить Царя Ивана в особой свирепости и кровожадности, сам Грозный упрекает в излишней жестокости, например, при взятии Казани, что осложнило интеграцию этого края в первые годы после этого события.
    Послушаем «совесть отечественной интеллигенции» академика Д.С.Лихачева. Он писал, что в Грозном «мы открываем необыкновенно интересную творческую личность – личность в своем роде единственную и ни на кого не похожую… В его писательской деятельности сказалась его исключительность талантливость… Ничего отдаленно похожего мы не находим во всей древней русской литературе».
    Послания Ивана Грозного по своей живости и по своему стилю, наконец, по интеллектуальному и богословскому уровню, являются несоизмеримо талантливее посланий А.Курбского. И вот, что поразительно, – послания Курбского стали выходить еще при его жизни, а ответные письма Царя, как уже было сказано, были изданы только в 1951 году. Т. е. они не были известны триста шестьдесят семь лет! О чем это говорит?
    Наверное, о том, что цель «переписки», начатой по инициативе Курбского, была вовсе не столько оправданием его измены, сколько являлась идеологической акцией, направленной против первого русского Царя. Более того – против России, чтобы и ее опозорить и заклеймить. Как уже говорилось, первое ответное послание Грозного Курбскому было серьезно искажено, в нем были опущены целые куски. Например, рассказ Царя о трагедии падения Византии, которую он приводит в назидание и в качестве предостережения для Руси. Грозный говорит о необходимости Самодержавия, не допускающего удельной раздробленности. Как раз отсутствие твердой Самодержавной Власти, подчеркивал Царь, явилось одной из главных причин этой катастрофы.
    Современный церковный историк Б.П.Кутузов убедительно показал пагубность выхолощенного варианта теории «Москва – Третий Рим», понимаемой как имперский проект, направленный на достижение внешнего могущества и величия. «Византийская прелесть» – так это он характеризовал. «Тишайший» Алексей Михайлович и Патриарх Никон поддались на это искушение, и произошел «великий раскол». Эта трагедия могла произойти раньше, если бы Иван Грозный не устоял, поддался бы на настойчивые уговоры папы о совместной борьбе с «неверными». Грозный отверг это, чем, по сути, спас Русскую Церковь от раскола.
    Одно время в здании ОВЦС висела картина, изображающая убиение Малютой Скуратовым митрополита Филиппа (сейчас эта картина находится в братском корпусе Данилова монастыря). Однако имени митрополита Филиппа в знаменитом «Синодике» Царя нет. В чем же причина? Ответ мы находим у владыки Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского. Он пишет, что имени митрополита Филиппа «нет по той простой причине, что никогда никакого приказа казнить митрополита Царь не давал». Кстати, сам факт составления «Синодика» опальных характеризует Ивана Грозного, как истинного христианина. Что касается «Жития митрополита Филиппа», то по своему стилю оно серьезно диссонирует с жанром жития как такового. В точности изложенных в нем подробностей конфликта между митрополитом и Царем сомневались уже упоминавшийся нами Скрынников, бывший министр вероисповеданий при Временном Правительстве профессор А.В.Карташов и современная исследовательница Т.Грачева. Но даже в своем нынешнем виде «Житие» не дает никаких оснований для обвинений в причастности в его смерти Царя. Тем более, что в тексте «Жития» виновники гибели митрополита Филиппа названы поименно. И это церковные деятели. Странно, что при этом обличения в «Житии» направлены не против них, а против Царя…
    Странности встречаем и в «Житии преп. Корнилия», которого Царь якобы самолично убил у врат Псково-Печерской обители. Служба преподобному, между прочим, была написана уже в ХХ веке на основании какого-то «устного предания» и совершается с 1954-го года. Единственным источником, обвиняющим Царя в гибели святого, остаются писания Курбского. Возникает еще такой вопрос: а почему чин святости Корнилия изменялся со временем, на основании каких новых данных? В начале он именуется преподобным, а много спустя – священномучеником. В современном акафисте – преподобномучеником. Странно все это…
    Да, личность Царя Ивана Грозного, как никого другого, в истории была чрезвычайно очернена. Время его царствования было неспокойным. Ведь шла борьба не только за верховную власть на Руси, а она носила духовный, мировоззренческий характер. Это была борьба, с одной стороны, сторонников укрепления Самодержавия и Православия, при которых страна только и могла устоять перед натиском латинства, с другой стороны – тех, кто был не чужд еретических воззрений и являлся сторонником устройства государства по западным образцам. Время доказало правоту Грозного Царя. Только Самодержавная Власть для такого огромного и сложного организма, как Россия, является надежной скрепой и эффективной моделью управления. Ради централизации государства, отчего было хорошо всем, наши Цари, и особенно Иван IV, шли на непопулярные меры, были вынуждены карать мятежников и сепаратистов, стремившихся обособиться от большого тела Руси. Естественно, возникали затаенные обиды. К сожалению, эти обиды, без акцентировки на чрезвычайной важности централизованного государства, встречаются в современных региональных учебниках (только что просмотрел учебное пособие «История Тверского края»).
    Поразительно, что в переломные моменты нашей истории споры о Царе Иване разгораются с новой силой. Это свидетельствует о том, что то дело, которому он посвятил свою жизнь, – укрепление Русского государства и Православной Церкви – актуально во все времена. Поэтому, само собой разумеется, его противники никогда не успокоятся – какие бы доказательства и факты мы бы им ни приводили. Все дело во внутренней установке человека, отвергающего Царя и его дело на глубоком духовном уровне. Но правда сильнее кривды, свет победит тьму, нагромождения клеветы будут устранены, и тогда вполне можно будет с покаянным трепетом и благодарностью вписать имя этого великого Самодержца на памятнике Тысячелетия России вместе с установкой его бюста.
    Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Святителя Николы на Берсеневке г. Москвы, специально для «Русской народной линии»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *