В исходе 1612 года юный Михаил Федорович Романов, последняя отрасль Рюриковской династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: эти пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и решил захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана
Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повел поляков в противоположную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увести его. Раздраженные поляки убили Ивана Сусанина. По восшествии на престол Михаила Федоровича (в 1613 году) потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; ее подтвердили и последующие государи. По этим данным в тысяча восемьсот двадцать втором году Кондратий Федорович Рылеев и написал думу «Иван Сусанин». В думе показывается бесстрашие народа и предсмертное исповедание Сусанина, открытый вызов врагу, гордый завет потомству.
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой своей не погубит.
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Как правило, образы героев определяются каким- либо одним качеством, которое особенно выделяется. Таковы герои многих дум Кондратия Федоровича Рылеева. Так, например, Сусанин обладает таким качеством, как любовь к родине. Дума «Иван Сусанин — один из самых замечательных созданий поэта. Все здесь конкретно и во многом исторично. Действие начинается живым и колоритным диалогом между уставшими и прозябшими польскими шляхтичами и русским крестьянином Сусаниным:
«Такой я проклятой не видывал ночи,
Слепились от снегу соколии очи …
Жупан мой — хоть выжми, нет нитки сухой!» —
Вошед, проворчал так сармат молодой. —
«Вина нам, хозяин! Мы смокли, иззябли!
Скорей!., не заставь нас приняться за сабли!»
Вполне реалистично и дальнейшее описание простого убранства деревенской избы, и разговор Сусанина с сыном, и сжатое описание рассвета. Утренний пейзаж, нарисованный Рылеевым, по своей простоте и конкретности относится к числу самых замечательных в русской поэзии 20-х годов.
Сусанин ведет их … Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло:
То скроется быстро, то ярко блеснет,
То тускло засветит, то вновь пропадет.
Стоят, не шелохнется и дуб и береза;
Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.
Друг за другом идут в молчании сарматы;
Все дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес:
Все глуше и диче становится лес!
Нет в этой «Думе» ни ослепительных молний, ни беспрерывно гремящего грома, ни прочих атрибутов предромантической пейзажной бутафории. Рылееву, несомненно, помогает в его повествовании избранный им неторопливый и плавный, нигде более у него не встречающийся размер четырехстопного амфибрахия.
Наибольшего успеха Рылеев добился здесь в создании центрального образа, то есть в той области, которая для него всегда была труднейшей. Образ Сусанина и сейчас потрясает простотой своего героизма. Задушевны и лишены внешних эффектов его слова перед гибелью:
Ни казни, ни смерти я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!
В этой речи ярко передана психология простого русского крестьянина 17 в. с его верой в «доброго царя», с его ненавистью к захватчикам, с его спокойной, глубокой и твердой любовью к своей земле.
Знаменательно, что Пушкин, доказывавший, что в «Думах» «национального, русского нет… ничего, кроме имен», оговаривал: «исключаю «Ивана Сусанина», первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант». Эта «Дума» крепко полюбилась М.И. Глинке и вдохновила его на создание гениальнейшей русской оперы «Иван Сусанин».
Опера «Иван Сусанин» имеет историко-патриотическую сюжетную линию. Время ее создания заняло около пяти лет. В этот период Глинка бросает аристократический мир, и перебирается в жилище литератора. Композитор обращается к времени XVII века, когда русские боролись с польскими завоевателями. Идею сюжетной линии о подвиге Сусанина подбросил Жуковский.
Существует легенда, но она научно не доказана.
По ней сам Сусанин сделал так, чтобы отряд врага попал в болото, после чего его убили в тяжких муках, потому что тот не указывал правильный путь. Есть лишь одно доказательство, зятю героя была подарена грамота от самого царя за героический поступок.
Опера описывает поход Польши на московские земли. Военные действия, направленные против польского населения стали всенародными. Русские ополченцы их разгромили. Ярким эпизодом в картине стал подвиг знаменитого Сусанина. Он стал олицетворять героизм и патриотическую верность. Опера сделала его народным типом, показав при этом русскую народную жизнь и природу.
Эта знаменитая опера пронизана музыкальным сопровождением и наполнена хоровыми сценами. Они присутствуют в начале и концовке произведения. Центральное место в опере занимает русский крестьянин Иван Сусанин. Подчеркивается его нравственная сила. Дабы передать все эмоциональное состояние героя используются известные народные мелодии с разной интонацией. Присутствуют и образы близких людей главного героя. Ваня, Антонида, Собинин – подчеркивают народные традиции.
Другой противоположностью в опере является польский лагерь. Можно увидеть проведенный польский бал в старом замке. Хореографическое и музыкальное сопровождение подчеркивает знатность польской шляхты. Можно услышать полонез, мазурку, краковяк. Прекрасная музыка привлекает внимание. Но она проводит противопоставление между простыми и задушевными сценами русского народа и польским дворянством.
Опера состоит из четырех действий и эпилога. Произведение написано на реальных событиях, с невероятной искренностью и правдивостью отображения исторических событий. Огромное достоинство произведения, то, что главное действующее лицо – народ. Отражаются эмоции русских, раскрывается героичность, милосердие.
Спустя 6 лет, после удачного триумфа постановки «Иван Сусанин», Глинку снова ждал невероятный успех в новой опере «Руслан и Людмила».
Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В эти годы Глинка порывает с аристократической средой и переселяется в дом литератора Н. Кукольника. Здесь он встречается с писателями, актерами и музыкантами. Тогда же была сочинена музыка к трагедии “Князь Холмский” Н. Кукольника (увертюра, симфонические антракты2 и три песни, одна из которых — “Ходит ветер у ворот” — стала народной). Тогда же родились многие из вокальных шедевров Глинки: “Ночной смотр” на слова Жуковского, “Я помню чудное мгновенье” и “Ночной зефир” на слова Пушкина, “Сомненье” и “Жаворонок” на слова Кукольника. Сочиненный в порыве глубокого сердечного чувства “Вальс-фантазия” для фортепиано затем был оркестрован, а позднее переделан в обширную оркестровую пьесу.
27 ноября 1842 года — ровно через шесть лет со дня первой постановки “Ивана Сусанина” — состоялась премьера второй оперы Глинки — “Руслана и Людмилы”. Демократическая публика и передовая интеллигенция сумели оценить неповторимую красоту гениального создания Глинки. Музыкальный писатель В. Ф. Одоевский выступил со статьей, посвященной новой опере: “На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок — он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его — черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие”. Зато придворная знать встретила оперу с холодным равнодушием. Отношение аристократических кругов хорошо выразил брат царя, вели-кий князь Михаил Павлович: провинившихся офицеров он посылал не под арест на гауптвахту, а на представление “Руслана и Людмилы”, считая это наказанием.
Оперу стали давать все реже и реже, хотя она делала хорошие сборы, а вскоре и вовсе сняли со сцены. Редко ставился и “Иван Сусанин” — к тому же с обветшавшими декорациями и костюмами.
В 1844 году Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом. С большим успехом прошел здесь концерт из произведений Глинки. Два года Глинка провел в Испании. Его живо увлекала народная испанская музыка. Композитор знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, изучал язык, даже выучился танцевать с кастаньетами. Используя записи испанских народных танцев, Глинка в 1845 году написал замечательное симфоническое произведение — концертную увертюру “Арагонская хота”; в 1848 году, уже по возвращении в Россию, появилась еще одна увертюра — “Ночь в Мадриде”. Тогда же была сочинена и симфоническая фантазия “Камаринская” на темы двух русских песен: свадебной лирической СТ1з-за гор, гор высоких ) и бойкой плясовой.
Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и недоброжелательства мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.
Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески. В доме композитора собирались поэты, писатели, актеры и певцы, передовые молодые музыканты. Бывал у него А. С. Даргомыжский, завершавший тогда свою “Русалку”, бывали молодые музыкальные критики А. Н. Серов и В. В. Стасов. Вскоре к ним присоединился талантливый юноша М. А. Балакирев, впоследствии ставший главой “Могучей кучки”. Под впечатлением знакомства с Балакиревым Глинка написал в письме к сестре следующее: “…В первом в Балакиреве я нашел взгляды, так близко подходящие к моим во всем, что касается музыки… со временем он будет второй Глинка”.
Глинка умер в 1857 году в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и захоронили на кладбище Александро-Невской лавры.
После смерти брата Л. И. Шестакова всю свою жизнь посвятила пропаганде его творчества. Она стала близким другом последователей Глинки — композиторов “Могучей кучки”.
Опера Глинки “Иван Сусанин” — героическая народная музыкальная драма. Впервые на русской сцене была поставлена отечественная опера, основанная на непрерывном музыкальном развитии, без разговорных вставок.
Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время захвата ее иноземцами. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там.
Подвиг костромского крестьянина вдохновил поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу “Иван Сусанин”. И Рылеев и Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.
В опере четыре действия и эпилог. Первое действие происходит в селе Домнино, где живет Иван Сусанин с дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней. Антонида ждет возвращения своего жениха — ратника Собини-на, который защищает Родину от врагов. Девушка мечтает о скорой свадьбе. Сусанин возражает: “Что гадать о свадьбе — горю нет конца”. С отрядом ратников прибывает Собинин, он рассказывает крестьянам об успехах русского ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Теперь можно бы играть и свадьбу. Иван Сусанин благословляет Собинина и Антониду.
Опера “Иван Сусанин” — произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. Музыка оперы глубоко национальна, песенна. Опера обрамлена большими народными сценами — интродукцией и эпилогом. Это подчеркивает то, что основным действующим лицом оперы является народ. В хоровых сценах отражены переживания русских людей, дана разносторонняя характеристика народа, раскрыты его героизм, стойкость, душевное величие и сердечная отзывчивость.
Гость
Родина! Отечество! Отчизна! Как много связано у каждого из нас с этими простыми, но святыми словами! Как много возникает в памяти, когда мы их слышим! Необъятные поля, неиссякаемые и полноводные реки, высокие горы, блистающие серебристыми ледниками, широкие знойные степи, непроходимые таёжные леса, многолюдные и многочисленные города, глухие заброшенные деревеньки…
Но особое место в истории моего родного края занимает Иван Сусанин – один из наиболее уважаемых героев отечественной истории, уважаемых всеми и уважаемых искренне. Для нашего поколения важно знать героев нашей Родины, благодаря которым мы сейчас идём по родной земле, любуемся красотой окружающего нас мира. Дорожить этим по-настоящему – это значит хранить, оберегать, быть лично заинтересованным в судьбе родного края.Подвиг костромского крестьянина, ценой своей жизни спасшего царя Михаила, получил общероссийскую и мировую известность. И сегодня я хочу рассказать об этом героическом человеке и его подвиге.Иван Сусанин жил в деревне Деревнищи, в четырёх верстах от вотчины Романовых – села Домнина, он был там старостой, а царь Михаил Романов жил тогда в селе Домнине. Сусанин слышал, что поляки ищут нового царя, чтобы убить его. Так что, когда польский отряд, разыскивая Михаила Романова, набрёл на деревню Деревнищи и потребовал к себе старосту, то Сусанин догадался по одежде и произношению, что это не русское войско, а поляки. И, найдя свободную минуту, послал своего воспитанника Ваню в село Домнино, чтобы тот предупредил царя, что близко враги и чтобы он спасался. Сам же, по требованию поляков, повёл их лесом в противоположную сторону от села Домнина, уверив, что лесом дорога ближе к месту пребывания молодого царя.Лес был обманчив. Только старый охотник, проложивший в этом лесу свои никому не известные тропки, решался углубиться в его чащу. Среди вековых елей на каждом шагу попадались глубокие, наполненные водой и укрытые зарослями осоки ямы. Но стоило человеку выйти на одну из них, как трясина моментально его засасывала. Эта чёрная лесная топь тянулась вёрст на десять и называлась Исуповским болотом. Вот тут-то, по народному преданию, и совершил свой подвиг Иван Сусанин. Долго шли вдоль берега поляки. Сусанин надеялся, что ему удастся бежать, но, привязанный верёвками к лошадям, никак не мог выбрать момент. Началась вьюга. Отряд вошёл в лес. И вот тут поляки поняли, что они оказались в западне. «Да, из этого леса вам уже не выбраться. Здесь вы погибнете», – сказал Сусанин. Выбившиеся из сил, окоченевшие враги просили крестьянина вывести их из леса на дорогу, обещая ему за это не только жизнь, но и всё имевшееся награбленное золото. Но старик был непоколебим. Раздраженные поляки набросились на него и порубили саблями. Так погиб костромской крестьянин Иван Сусанин, который не продался врагам. Он погубил весь отряд поляков, следовавший за ним, они не смогли выйти из леса и замёрзли. Как верный сын Отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, чем предательством спасти свою жизнь. И здесь вспоминаются слова из стихотворения :«Злодей! – закричали враги, закипев.-Умрёшь под мечами!» – «Не страшен ваш гнев!Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,И радостно гибнет за правое дело!Ни казни, ни смерти и я не боюсь:Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»А между тем, получив через Ваню известие, Михаил Романов сразу выехал в Кострому и укрылся за стенами Ипатьевского монастыря. По восшествии на престол Михаила потомству Сусанина бала жалованная грамота на участок земли в селе Домнине.Ценой собственной жизни Иван Сусанин спас будущего монарха от польских врагов в годы Смутного времени. «Вот здесь, где дремлет под туманом болото, слушая свой сон, и был Сусаниным Иваном великий подвиг совершен…», – так описал поэт В. Куликов облик памятного места для России, где почти четыреста лет назад костромской крестьянин показал пример служения Отечеству.и через столетия не забыт нашим народом и нашёл отражение во многих произведениях литературы, музыки, живописи, увековечен он в названиях улиц российских городов и даже в столице Болгарии – Софии. И, конечно, не забыли об этом подвиге мы, его потомки, живущие на костромской земле: его именем названы центральная площадь в Костроме и посёлок Сусанино, ставшим одним из районных центров Костромской области. В нашем древнем городе осенью 1967 года был открыт памятник человеку легендарной славы – Ивану Сусанину. На постаменте краткая и волнующая надпись: «Ивану Сусанину – патриоту земли Русской».
Ответ ни кто не комментировал
крестьяне села домнино радостно встречают ополченцев. грустит лишь антонида. она ждет возвращения своего жениха — богдана собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. не время сейчас думать о свадьбе. внезапно с реки доносится песня. это возвращается с дружиной. он принес радостную весть: минин и возглавили войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. крестьяне ликуют: близок час освобождения. решение сусанина отложить свадьбу огорчает собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. сначала сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в москве, дает согласие.
в старинном польском замке короля сигизмунда iii беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. внезапно танцы прерываются появлением гонца. он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в москве. шляхта в смятении. рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов».
в доме сусанина готовятся к свадьбе антониды и собинина. приемный сын сусанина ваня мечтает идти вместе с собининым против поляков. вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, сусанин приглашает их на свадьбу. вдруг слышится конский топот. дверь распахивается, и в избу входят поляки. им нужен проводник, чтобы пройти к москве. напрасно враги уговаривают сусанина — он не станет предателем. тогда поляки предлагают сусанину золото. неожиданно сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. тайком от врагов он посылает ваню минина об опасности и уходит с поляками. узнав о случившемся, собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.
ваня сообщает воинам о приходе польского отряда. ратники полны решимости разгромить врагов и спасти сусанина. во главе с мининым они выступают навстречу врагу.
глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. враги подозревают, что сусанин сбился с пути. наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. не спит сусанин. он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. тяжело умирать, но свой долг он выполнил. поднимается метель, и в свисте ветра сусанину чудятся голоса детей. светлеет. проснувшиеся поляки с ужасом , что им не выбраться из глухих лесных дебрей. сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. взбешенные поляки убивают его.
в москве, на красной площади, народ войска. здесь же ваня, антонида и собинин. народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом
Подвиг Ивана Сусанина – яркий пример любви к Родине, Отечеству.
Иван Сусанин как историческая личность – пример человека из народа, олицетворяющего Россию.
Не смотря на, что само имя Ивана Сусанина стало практически нарицательным для русского человека в ситуации, когда нарочно или не намеренно указывают неверное направление, более подробно о героическом поступке этого человека известно не так уж и много.
Несколько строк из учебника по истории России 17 века дают мало представления о подвиге простого русского крестьянина, который отдал свою жизнь по девизу, который только через два века сформулируют русские офицеры “За Веру, Царя и Отечество!”.
Предистория подвига Ивана Сусанина
Восхождению на российский престол рода Романовых предшествовало Смутное время. Страна стояла на краю гибели. Отсутствие длительного времени законного царя грозило потерей государственности. После смерти Ивана Грозного извечные враги русских поляки пожелали не просто захватить близлежайшие земли, но захватить и российский престол.
Несколько самозваных Лжедмитриев, которых поощряла и всячески поддерживала Речь Посполитая, претендовали на российский престол. Столица и несколько крупных городов оказались в руках врага. Дошло до того, что большая часть бояр была согласна посадить на российский трон польского короля. Но русский народ решил отстоять свое государство.
Минин и Пожарский фото
Под началом Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского было собрано народное ополчение и осенью 1612 года произошло решающее событие, положившее конец польской интервенции. 4 ноября поляки окончательно были изгнаны из Москвы.
Всеобщий Земский Собор избрал новым царем шестнадцатилетнего боярина Михаила Романова. Его в это время не было в Москве. Он бежал из захваченного интервентами Кремля в свою вотчину под Кострому. Это было село Домнино. Оно находилось в лесах.
Его мать Марфа Иоанновна поручила сына старосте села Ивану Сусанину и его зятю Богдану Собинину. Сама поселилась в окрестностях Макарьево-Унженского монастыря.
Жизнь за царя
Польский король Сигизмунд, который желал русский престол для собственного сына, отдал приказ отыскать избранного царя до его помазания на царство. Взять в плен или убить, как получиться. Полякам приходилось сторожиться ополченцев и действовали они тайно. Зная приблизительно, где находится Михаил Романов, они пытались найти проводников, чтобы пройти через топи и болота.
Хватали попадавшихся им крестьян и силой выпытывали место, где прятали Михаила Романова. Староста села Домнино Иван Сусанин отправил своего зятя, чтобы тот переправил молодого царя в более надежное место, а сам вызвался быть проводником у поляков.
Долго водил он их по глухим лесным тропам и вывел к непроходимому Исуповскому болоту. Когда ему стало понятно, что поляки не смогут организовать погоню, он сознался, что специально завел их совсем не туда.
подвиг Ивана Сусанина фото
Разъяренные враги зарубили Ивана Сусанина на месте и попытались выбраться самостоятельно. Но время уже было упущено. Посланцы от Земского Собора первыми встретили Михаила Романова и Россия получила законно избранного русского царя. Закончилась пора смут и бесправия на Руси.
Трудно представить как сложилась бы история нашего государства без героического поступка простого русского мужика, не пожалевшего своей жизни ради спасения сотней тысяч своих соотечественников. Он видел, к чему приводит безвластие, порождающее смуту, распри и разбой.
Род Романовых отблагодарил семью Ивана Сусанина Жалованной грамотой, которую получил его зять Богдан Собинин в 1619 году.
По этой грамоте потомство героического крестьянина освобождалось от повинностей. Кроме того, им был дарован надел земли.
Но самое главное – это человеческая память, которая по сию пору хранит имя Ивана Сусанина – спасителя жизни русского царя и в его лице российской государственности.
Любопытный факт
Опера Михаила Глинки, рассказывающая о подвиге Ивана Сусанина, изначально называлась “Жизнь за царя”, но после свержения царизма и установления власти народа, опера получила второе название “Иван Сусанин”.
С О Ч И Н Е Н И Е
«Мой любимый исторический герой. Иван Сусанин»
ученица 7-а класса МАОУ СОШ № 3 г. Пушкино
Крутоголова Даша.
руководитель Атамась Т.В.
Однажды мы с классом пошли в поход и заблудились. И один мой одноклассник уверенно сказал: «Налево». Мы его послушались, потому что других предложений не было. В конце концов мы вышли на дорогу и спросили у прохожего, где Пушкино. Он рассмеялся и сказал, что Пушкино совсем в другой стороне. Тогда наша учительница сказала: «Ну, завел ты нас, Игорь, как Иван Сусанин»! И мне стало интересно, кто же это такой, Иван Сусанин. Я поискала информацию о нем в Интернете и своих книжках. И вот что я нашла об этом герое.
Иван Сусанин – крестьянин Костромского уезда села Домнина, родовой вотчине, принадлежавшего Романовым, известен, как спаситель жизни Михаила Федоровича Романова, первого царя из рода Романовых, избранного на Земском соборе. До самого последнего времени единственным документальным источником о жизни и подвиге Ивана Сусанина была жалованная грамота царя Михаила Федоровича, которую он даровал в 1619 году «по совету и прошению матери». Он видел в Сусанине «одну лишь из бесчисленных жертв, погибших от разбойников в Смутное время». Впоследствии ему горячо возражали знаменитые историки С.М. Соловьев, М.П. Погодин. А с конца 70-80 годов 19 века, с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться новые документы о подвиге Сусанина. В 1882 году удалось доказать, что поляки и литовцы в Смутное время целым отрядом подходили к селу, с целью убить новоизбранного Михаила Федоровича, соперника польского короля Владислава, и что Михаил Федорович «скрылся от ляхов» в Ипатьевском монастыре по совету Ивана Сусанина из села Домнина, после появления польско-литовского отряда. Сам же Иван Сусанин, взялся быть проводником, но завел их в противоположную сторону, в дремучие леса. Когда же обман был раскрыт, несмотря на жестокие пытки не выдал места убежища царя, и был изрублен поляками «в мелкие кусочки».
Прочитав эту историю, я поняла, что жизнь всей страны, всей России была спасена в то время и таким простым человеком, как Иван Сусанин. Его подвиг вдохновил художников, поэтов, писателей, композиторов на создание образа истинного патриота своей Родины, простого, необразованного крестьянина, спасшего будущее для своей страны. Конечно же не думал он тогда о славе потомков или других благах. А вот о чем думали «сильные мира того», такие, например, как Мария Нагая (мать царевича Дмитрия, жена Ивана Грозного), когда дважды публично признавала в Лжедмитрии первом, втором своего родного сына, чудом спасшегося царевича Дмитрия или «Совет из семи бояр», передавших власть королевичу Владиславу. Возможно деньги, власть, а может, страх за свою жизнь заставили их так поступать. Тогда я поняла, народная память о достойных героях крепка и справедлива, даже если она и используется в фразеологизмах «Ну, завел ты нас, как Иван Сусанин!».
Я хочу, чтобы как можно больше людей прочитали эту историю, и знали, что давным-давно жил человек, по имени Иван Сусанин, отказавшийся от благ «мира сего», и отдавший самое ценное – свою жизнь, во имя царя, во имя России!!!
В исходе 1612 года юный Михаил Федорович Романов, последняя отрасль Рюриковской династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: эти пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и решил захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повел поляков в противоположную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увести его. Раздраженные поляки убили Ивана Сусанина. По восшествии на престол Михаила Федоровича (в 1613 году) потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; ее подтвердили и последующие государи. По этим данным в тысяча восемьсот двадцать втором году Кондратий Федорович Рылеев и написал думу “Иван Сусанин”. В думе показывается бесстрашие народа и предсмертное исповедание Сусанина, открытый вызов врагу, гордый завет потомству.
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой своей не погубит.
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Как правило, образы героев определяются каким-либо одним качеством, которое особенно выделяется. Таковы герои многих дум Кондратия Федоровича Рылеева. Так, например, Сусанин обладает таким качеством, как любовь к родине. Дума “Иван Сусанин — один из самых замечательных созданий поэта. Все здесь конкретно и во многом исторично. Действие начинается живым и колоритным диалогом между уставшими и прозябшими польскими шляхтичами и русским крестьянином Сусаниным:
“Такой я проклятой не видывал ночи,
Слепились от снегу соколий очи …
Жупан мой — хоть выжми, нет нитки сухой!” —
Вошед, проворчал так сармат молодой. —
“Вина нам, хозяин! Мы смокли, иззябли! Скорей!.,
не заставь нас приняться за сабли!”
Вполне реалистично и дальнейшее описание простого убранства деревенской избы, и разговор Сусанина с сыном, и сжатое описание рассвета. Утренний пейзаж, нарисованный Рылеевым, по своей простоте и конкретности относится к числу самых замечательных в русской поэзии 20-х годов.
Сусанин ведет их … Вот утро настало, И солнце сквозь ветви в лесу засияло: То скроется быстро, то ярко блеснет, То тускло засветит, то вновь пропадет. Стоят, не шелохнется и дуб и береза; Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.
Друг за другом идут в молчании сарматы;
Все дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес:
Все глуше и диче становится лес!
Нет в этой “Думе” ни ослепительных молний, ни беспрерывно гремящего грома, ни прочих атрибутов предромантической пейзажной бутафории. Рылееву, несомненно, помогает в его повествовании избранный им неторопливый и плавный, нигде более у него не встречающийся размер четырехстопного амфибрахия.
Наибольшего успеха Рылеев добился здесь в создании центрального образа, то есть в той области, которая для него всегда была труднейшей. Образ Су санина и сейчас потрясает простотой своего героизма. Задушевны и лишены внешних эффектов его слова перед гибелью:
Ни казни, ни смерти я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!
В этой речи ярко передана психология простого русского крестьянина 17 в. с его верой в “доброго царя”, с его ненавистью к захватчикам, с его спокойной, глубокой и твердой любовью к своей земле.
Знаменательно, что Пушкин, доказывавший, что в “Думах” “национального, русского нет… ничего, кроме имен”, оговаривал: “исключаю “ИванаСусанина”, первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант”. Эта “Дума” крепко полюбилась М.И. Глинке и вдохновила его на создание гениальнейшей русской оперы “Иван Сусанин”.
?
В исходе 1612 года юный Михаил Федорович Романов, последняя отрасль Рюриковской династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: эти пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и решил захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана
Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повел поляков в противоположную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увести его. Раздраженные поляки убили Ивана Сусанина. По восшествии на престол Михаила Федоровича (в 1613 году) потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; ее подтвердили и последующие государи. По этим данным в тысяча восемьсот двадцать втором году Кондратий Федорович Рылеев и написал думу «Иван Сусанин». В думе показывается бесстрашие народа и предсмертное исповедание Сусанина, открытый вызов врагу, гордый завет потомству.
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой своей не погубит.
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Как правило, образы героев определяются каким- либо одним качеством, которое особенно выделяется. Таковы герои многих дум Кондратия Федоровича Рылеева. Так, например, Сусанин обладает таким качеством, как любовь к родине. Дума «Иван Сусанин — один из самых замечательных созданий поэта. Все здесь конкретно и во многом исторично. Действие начинается живым и колоритным диалогом между уставшими и прозябшими польскими шляхтичами и русским крестьянином Сусаниным:
«Такой я проклятой не видывал ночи,
Слепились от снегу соколии очи …
Жупан мой — хоть выжми, нет нитки сухой!» —
Вошед, проворчал так сармат молодой. —
«Вина нам, хозяин! Мы смокли, иззябли!
Скорей!., не заставь нас приняться за сабли!»
Вполне реалистично и дальнейшее описание простого убранства деревенской избы, и разговор Сусанина с сыном, и сжатое описание рассвета. Утренний пейзаж, нарисованный Рылеевым, по своей простоте и конкретности относится к числу самых замечательных в русской поэзии 20-х годов.
Сусанин ведет их … Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло:
То скроется быстро, то ярко блеснет,
То тускло засветит, то вновь пропадет.
Стоят, не шелохнется и дуб и береза;
Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.
Друг за другом идут в молчании сарматы;
Все дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес:
Все глуше и диче становится лес!
Нет в этой «Думе» ни ослепительных молний, ни беспрерывно гремящего грома, ни прочих атрибутов предромантической пейзажной бутафории. Рылееву, несомненно, помогает в его повествовании избранный им неторопливый и плавный, нигде более у него не встречающийся размер четырехстопного амфибрахия.
Наибольшего успеха Рылеев добился здесь в создании центрального образа, то есть в той области, которая для него всегда была труднейшей. Образ Сусанина и сейчас потрясает простотой своего героизма. Задушевны и лишены внешних эффектов его слова перед гибелью:
Ни казни, ни смерти я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!
В этой речи ярко передана психология простого русского крестьянина 17 в. с его верой в «доброго царя», с его ненавистью к захватчикам, с его спокойной, глубокой и твердой любовью к своей земле.
Знаменательно, что Пушкин, доказывавший, что в «Думах» «национального, русского нет… ничего, кроме имен», оговаривал: «исключаю «Ивана Сусанина», первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант». Эта «Дума» крепко полюбилась М.И. Глинке и вдохновила его на создание гениальнейшей русской оперы «Иван Сусанин».
Опера «Иван Сусанин» имеет историко-патриотическую сюжетную линию. Время ее создания заняло около пяти лет. В этот период Глинка бросает аристократический мир, и перебирается в жилище литератора. Композитор обращается к времени XVII века, когда русские боролись с польскими завоевателями. Идею сюжетной линии о подвиге Сусанина подбросил Жуковский.
Существует легенда, но она научно не доказана.
По ней сам Сусанин сделал так, чтобы отряд врага попал в болото, после чего его убили в тяжких муках, потому что тот не указывал правильный путь. Есть лишь одно доказательство, зятю героя была подарена грамота от самого царя за героический поступок.
Опера описывает поход Польши на московские земли. Военные действия, направленные против польского населения стали всенародными. Русские ополченцы их разгромили. Ярким эпизодом в картине стал подвиг знаменитого Сусанина. Он стал олицетворять героизм и патриотическую верность. Опера сделала его народным типом, показав при этом русскую народную жизнь и природу.
Эта знаменитая опера пронизана музыкальным сопровождением и наполнена хоровыми сценами. Они присутствуют в начале и концовке произведения. Центральное место в опере занимает русский крестьянин Иван Сусанин. Подчеркивается его нравственная сила. Дабы передать все эмоциональное состояние героя используются известные народные мелодии с разной интонацией. Присутствуют и образы близких людей главного героя. Ваня, Антонида, Собинин – подчеркивают народные традиции.
Другой противоположностью в опере является польский лагерь. Можно увидеть проведенный польский бал в старом замке. Хореографическое и музыкальное сопровождение подчеркивает знатность польской шляхты. Можно услышать полонез, мазурку, краковяк. Прекрасная музыка привлекает внимание. Но она проводит противопоставление между простыми и задушевными сценами русского народа и польским дворянством.
Опера состоит из четырех действий и эпилога. Произведение написано на реальных событиях, с невероятной искренностью и правдивостью отображения исторических событий. Огромное достоинство произведения, то, что главное действующее лицо – народ. Отражаются эмоции русских, раскрывается героичность, милосердие.
Спустя 6 лет, после удачного триумфа постановки «Иван Сусанин», Глинку снова ждал невероятный успех в новой опере «Руслан и Людмила».
Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В эти годы Глинка порывает с аристократической средой и переселяется в дом литератора Н. Кукольника. Здесь он встречается с писателями, актерами и музыкантами. Тогда же была сочинена музыка к трагедии “Князь Холмский” Н. Кукольника (увертюра, симфонические антракты2 и три песни, одна из которых — “Ходит ветер у ворот” — стала народной). Тогда же родились многие из вокальных шедевров Глинки: “Ночной смотр” на слова Жуковского, “Я помню чудное мгновенье” и “Ночной зефир” на слова Пушкина, “Сомненье” и “Жаворонок” на слова Кукольника. Сочиненный в порыве глубокого сердечного чувства “Вальс-фантазия” для фортепиано затем был оркестрован, а позднее переделан в обширную оркестровую пьесу.
27 ноября 1842 года — ровно через шесть лет со дня первой постановки “Ивана Сусанина” — состоялась премьера второй оперы Глинки — “Руслана и Людмилы”. Демократическая публика и передовая интеллигенция сумели оценить неповторимую красоту гениального создания Глинки. Музыкальный писатель В. Ф. Одоевский выступил со статьей, посвященной новой опере: “На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок — он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его — черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие”. Зато придворная знать встретила оперу с холодным равнодушием. Отношение аристократических кругов хорошо выразил брат царя, вели-кий князь Михаил Павлович: провинившихся офицеров он посылал не под арест на гауптвахту, а на представление “Руслана и Людмилы”, считая это наказанием.
Оперу стали давать все реже и реже, хотя она делала хорошие сборы, а вскоре и вовсе сняли со сцены. Редко ставился и “Иван Сусанин” — к тому же с обветшавшими декорациями и костюмами.
В 1844 году Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом. С большим успехом прошел здесь концерт из произведений Глинки. Два года Глинка провел в Испании. Его живо увлекала народная испанская музыка. Композитор знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, изучал язык, даже выучился танцевать с кастаньетами. Используя записи испанских народных танцев, Глинка в 1845 году написал замечательное симфоническое произведение — концертную увертюру “Арагонская хота”; в 1848 году, уже по возвращении в Россию, появилась еще одна увертюра — “Ночь в Мадриде”. Тогда же была сочинена и симфоническая фантазия “Камаринская” на темы двух русских песен: свадебной лирической СТ1з-за гор, гор высоких ) и бойкой плясовой.
Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и недоброжелательства мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.
Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески. В доме композитора собирались поэты, писатели, актеры и певцы, передовые молодые музыканты. Бывал у него А. С. Даргомыжский, завершавший тогда свою “Русалку”, бывали молодые музыкальные критики А. Н. Серов и В. В. Стасов. Вскоре к ним присоединился талантливый юноша М. А. Балакирев, впоследствии ставший главой “Могучей кучки”. Под впечатлением знакомства с Балакиревым Глинка написал в письме к сестре следующее: “…В первом в Балакиреве я нашел взгляды, так близко подходящие к моим во всем, что касается музыки… со временем он будет второй Глинка”.
Глинка умер в 1857 году в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и захоронили на кладбище Александро-Невской лавры.
После смерти брата Л. И. Шестакова всю свою жизнь посвятила пропаганде его творчества. Она стала близким другом последователей Глинки — композиторов “Могучей кучки”.
Опера Глинки “Иван Сусанин” — героическая народная музыкальная драма. Впервые на русской сцене была поставлена отечественная опера, основанная на непрерывном музыкальном развитии, без разговорных вставок.
Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время захвата ее иноземцами. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там.
Подвиг костромского крестьянина вдохновил поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу “Иван Сусанин”. И Рылеев и Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.
В опере четыре действия и эпилог. Первое действие происходит в селе Домнино, где живет Иван Сусанин с дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней. Антонида ждет возвращения своего жениха — ратника Собини-на, который защищает Родину от врагов. Девушка мечтает о скорой свадьбе. Сусанин возражает: “Что гадать о свадьбе — горю нет конца”. С отрядом ратников прибывает Собинин, он рассказывает крестьянам об успехах русского ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Теперь можно бы играть и свадьбу. Иван Сусанин благословляет Собинина и Антониду.
Опера “Иван Сусанин” — произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. Музыка оперы глубоко национальна, песенна. Опера обрамлена большими народными сценами — интродукцией и эпилогом. Это подчеркивает то, что основным действующим лицом оперы является народ. В хоровых сценах отражены переживания русских людей, дана разносторонняя характеристика народа, раскрыты его героизм, стойкость, душевное величие и сердечная отзывчивость.
Гость
Родина! Отечество! Отчизна! Как много связано у каждого из нас с этими простыми, но святыми словами! Как много возникает в памяти, когда мы их слышим! Необъятные поля, неиссякаемые и полноводные реки, высокие горы, блистающие серебристыми ледниками, широкие знойные степи, непроходимые таёжные леса, многолюдные и многочисленные города, глухие заброшенные деревеньки…
Но особое место в истории моего родного края занимает Иван Сусанин – один из наиболее уважаемых героев отечественной истории, уважаемых всеми и уважаемых искренне. Для нашего поколения важно знать героев нашей Родины, благодаря которым мы сейчас идём по родной земле, любуемся красотой окружающего нас мира. Дорожить этим по-настоящему – это значит хранить, оберегать, быть лично заинтересованным в судьбе родного края.Подвиг костромского крестьянина, ценой своей жизни спасшего царя Михаила, получил общероссийскую и мировую известность. И сегодня я хочу рассказать об этом героическом человеке и его подвиге.Иван Сусанин жил в деревне Деревнищи, в четырёх верстах от вотчины Романовых – села Домнина, он был там старостой, а царь Михаил Романов жил тогда в селе Домнине. Сусанин слышал, что поляки ищут нового царя, чтобы убить его. Так что, когда польский отряд, разыскивая Михаила Романова, набрёл на деревню Деревнищи и потребовал к себе старосту, то Сусанин догадался по одежде и произношению, что это не русское войско, а поляки. И, найдя свободную минуту, послал своего воспитанника Ваню в село Домнино, чтобы тот предупредил царя, что близко враги и чтобы он спасался. Сам же, по требованию поляков, повёл их лесом в противоположную сторону от села Домнина, уверив, что лесом дорога ближе к месту пребывания молодого царя.Лес был обманчив. Только старый охотник, проложивший в этом лесу свои никому не известные тропки, решался углубиться в его чащу. Среди вековых елей на каждом шагу попадались глубокие, наполненные водой и укрытые зарослями осоки ямы. Но стоило человеку выйти на одну из них, как трясина моментально его засасывала. Эта чёрная лесная топь тянулась вёрст на десять и называлась Исуповским болотом. Вот тут-то, по народному преданию, и совершил свой подвиг Иван Сусанин. Долго шли вдоль берега поляки. Сусанин надеялся, что ему удастся бежать, но, привязанный верёвками к лошадям, никак не мог выбрать момент. Началась вьюга. Отряд вошёл в лес. И вот тут поляки поняли, что они оказались в западне. «Да, из этого леса вам уже не выбраться. Здесь вы погибнете», – сказал Сусанин. Выбившиеся из сил, окоченевшие враги просили крестьянина вывести их из леса на дорогу, обещая ему за это не только жизнь, но и всё имевшееся награбленное золото. Но старик был непоколебим. Раздраженные поляки набросились на него и порубили саблями. Так погиб костромской крестьянин Иван Сусанин, который не продался врагам. Он погубил весь отряд поляков, следовавший за ним, они не смогли выйти из леса и замёрзли. Как верный сын Отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, чем предательством спасти свою жизнь. И здесь вспоминаются слова из стихотворения :«Злодей! – закричали враги, закипев.-Умрёшь под мечами!» – «Не страшен ваш гнев!Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,И радостно гибнет за правое дело!Ни казни, ни смерти и я не боюсь:Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»А между тем, получив через Ваню известие, Михаил Романов сразу выехал в Кострому и укрылся за стенами Ипатьевского монастыря. По восшествии на престол Михаила потомству Сусанина бала жалованная грамота на участок земли в селе Домнине.Ценой собственной жизни Иван Сусанин спас будущего монарха от польских врагов в годы Смутного времени. «Вот здесь, где дремлет под туманом болото, слушая свой сон, и был Сусаниным Иваном великий подвиг совершен…», – так описал поэт В. Куликов облик памятного места для России, где почти четыреста лет назад костромской крестьянин показал пример служения Отечеству.и через столетия не забыт нашим народом и нашёл отражение во многих произведениях литературы, музыки, живописи, увековечен он в названиях улиц российских городов и даже в столице Болгарии – Софии. И, конечно, не забыли об этом подвиге мы, его потомки, живущие на костромской земле: его именем названы центральная площадь в Костроме и посёлок Сусанино, ставшим одним из районных центров Костромской области. В нашем древнем городе осенью 1967 года был открыт памятник человеку легендарной славы – Ивану Сусанину. На постаменте краткая и волнующая надпись: «Ивану Сусанину – патриоту земли Русской».
Ответ ни кто не комментировал
крестьяне села домнино радостно встречают ополченцев. грустит лишь антонида. она ждет возвращения своего жениха — богдана собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. не время сейчас думать о свадьбе. внезапно с реки доносится песня. это возвращается с дружиной. он принес радостную весть: минин и возглавили войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. крестьяне ликуют: близок час освобождения. решение сусанина отложить свадьбу огорчает собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. сначала сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в москве, дает согласие.
в старинном польском замке короля сигизмунда iii беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. внезапно танцы прерываются появлением гонца. он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в москве. шляхта в смятении. рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов».
в доме сусанина готовятся к свадьбе антониды и собинина. приемный сын сусанина ваня мечтает идти вместе с собининым против поляков. вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, сусанин приглашает их на свадьбу. вдруг слышится конский топот. дверь распахивается, и в избу входят поляки. им нужен проводник, чтобы пройти к москве. напрасно враги уговаривают сусанина — он не станет предателем. тогда поляки предлагают сусанину золото. неожиданно сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. тайком от врагов он посылает ваню минина об опасности и уходит с поляками. узнав о случившемся, собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.
ваня сообщает воинам о приходе польского отряда. ратники полны решимости разгромить врагов и спасти сусанина. во главе с мининым они выступают навстречу врагу.
глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. враги подозревают, что сусанин сбился с пути. наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. не спит сусанин. он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. тяжело умирать, но свой долг он выполнил. поднимается метель, и в свисте ветра сусанину чудятся голоса детей. светлеет. проснувшиеся поляки с ужасом , что им не выбраться из глухих лесных дебрей. сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. взбешенные поляки убивают его.
в москве, на красной площади, народ войска. здесь же ваня, антонида и собинин. народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом
Подвиг Ивана Сусанина – яркий пример любви к Родине, Отечеству.
Иван Сусанин как историческая личность – пример человека из народа, олицетворяющего Россию.
Не смотря на, что само имя Ивана Сусанина стало практически нарицательным для русского человека в ситуации, когда нарочно или не намеренно указывают неверное направление, более подробно о героическом поступке этого человека известно не так уж и много.
Несколько строк из учебника по истории России 17 века дают мало представления о подвиге простого русского крестьянина, который отдал свою жизнь по девизу, который только через два века сформулируют русские офицеры “За Веру, Царя и Отечество!”.
Предистория подвига Ивана Сусанина
Восхождению на российский престол рода Романовых предшествовало Смутное время. Страна стояла на краю гибели. Отсутствие длительного времени законного царя грозило потерей государственности. После смерти Ивана Грозного извечные враги русских поляки пожелали не просто захватить близлежайшие земли, но захватить и российский престол.
Несколько самозваных Лжедмитриев, которых поощряла и всячески поддерживала Речь Посполитая, претендовали на российский престол. Столица и несколько крупных городов оказались в руках врага. Дошло до того, что большая часть бояр была согласна посадить на российский трон польского короля. Но русский народ решил отстоять свое государство.
Минин и Пожарский фото
Под началом Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского было собрано народное ополчение и осенью 1612 года произошло решающее событие, положившее конец польской интервенции. 4 ноября поляки окончательно были изгнаны из Москвы.
Всеобщий Земский Собор избрал новым царем шестнадцатилетнего боярина Михаила Романова. Его в это время не было в Москве. Он бежал из захваченного интервентами Кремля в свою вотчину под Кострому. Это было село Домнино. Оно находилось в лесах.
Его мать Марфа Иоанновна поручила сына старосте села Ивану Сусанину и его зятю Богдану Собинину. Сама поселилась в окрестностях Макарьево-Унженского монастыря.
Жизнь за царя
Польский король Сигизмунд, который желал русский престол для собственного сына, отдал приказ отыскать избранного царя до его помазания на царство. Взять в плен или убить, как получиться. Полякам приходилось сторожиться ополченцев и действовали они тайно. Зная приблизительно, где находится Михаил Романов, они пытались найти проводников, чтобы пройти через топи и болота.
Хватали попадавшихся им крестьян и силой выпытывали место, где прятали Михаила Романова. Староста села Домнино Иван Сусанин отправил своего зятя, чтобы тот переправил молодого царя в более надежное место, а сам вызвался быть проводником у поляков.
Долго водил он их по глухим лесным тропам и вывел к непроходимому Исуповскому болоту. Когда ему стало понятно, что поляки не смогут организовать погоню, он сознался, что специально завел их совсем не туда.
подвиг Ивана Сусанина фото
Разъяренные враги зарубили Ивана Сусанина на месте и попытались выбраться самостоятельно. Но время уже было упущено. Посланцы от Земского Собора первыми встретили Михаила Романова и Россия получила законно избранного русского царя. Закончилась пора смут и бесправия на Руси.
Трудно представить как сложилась бы история нашего государства без героического поступка простого русского мужика, не пожалевшего своей жизни ради спасения сотней тысяч своих соотечественников. Он видел, к чему приводит безвластие, порождающее смуту, распри и разбой.
Род Романовых отблагодарил семью Ивана Сусанина Жалованной грамотой, которую получил его зять Богдан Собинин в 1619 году.
По этой грамоте потомство героического крестьянина освобождалось от повинностей. Кроме того, им был дарован надел земли.
Но самое главное – это человеческая память, которая по сию пору хранит имя Ивана Сусанина – спасителя жизни русского царя и в его лице российской государственности.
Любопытный факт
Опера Михаила Глинки, рассказывающая о подвиге Ивана Сусанина, изначально называлась “Жизнь за царя”, но после свержения царизма и установления власти народа, опера получила второе название “Иван Сусанин”.
С О Ч И Н Е Н И Е
«Мой любимый исторический герой. Иван Сусанин»
ученица 7-а класса МАОУ СОШ № 3 г. Пушкино
Крутоголова Даша.
руководитель Атамась Т.В.
Однажды мы с классом пошли в поход и заблудились. И один мой одноклассник уверенно сказал: «Налево». Мы его послушались, потому что других предложений не было. В конце концов мы вышли на дорогу и спросили у прохожего, где Пушкино. Он рассмеялся и сказал, что Пушкино совсем в другой стороне. Тогда наша учительница сказала: «Ну, завел ты нас, Игорь, как Иван Сусанин»! И мне стало интересно, кто же это такой, Иван Сусанин. Я поискала информацию о нем в Интернете и своих книжках. И вот что я нашла об этом герое.
Иван Сусанин – крестьянин Костромского уезда села Домнина, родовой вотчине, принадлежавшего Романовым, известен, как спаситель жизни Михаила Федоровича Романова, первого царя из рода Романовых, избранного на Земском соборе. До самого последнего времени единственным документальным источником о жизни и подвиге Ивана Сусанина была жалованная грамота царя Михаила Федоровича, которую он даровал в 1619 году «по совету и прошению матери». Он видел в Сусанине «одну лишь из бесчисленных жертв, погибших от разбойников в Смутное время». Впоследствии ему горячо возражали знаменитые историки С.М. Соловьев, М.П. Погодин. А с конца 70-80 годов 19 века, с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться новые документы о подвиге Сусанина. В 1882 году удалось доказать, что поляки и литовцы в Смутное время целым отрядом подходили к селу, с целью убить новоизбранного Михаила Федоровича, соперника польского короля Владислава, и что Михаил Федорович «скрылся от ляхов» в Ипатьевском монастыре по совету Ивана Сусанина из села Домнина, после появления польско-литовского отряда. Сам же Иван Сусанин, взялся быть проводником, но завел их в противоположную сторону, в дремучие леса. Когда же обман был раскрыт, несмотря на жестокие пытки не выдал места убежища царя, и был изрублен поляками «в мелкие кусочки».
Прочитав эту историю, я поняла, что жизнь всей страны, всей России была спасена в то время и таким простым человеком, как Иван Сусанин. Его подвиг вдохновил художников, поэтов, писателей, композиторов на создание образа истинного патриота своей Родины, простого, необразованного крестьянина, спасшего будущее для своей страны. Конечно же не думал он тогда о славе потомков или других благах. А вот о чем думали «сильные мира того», такие, например, как Мария Нагая (мать царевича Дмитрия, жена Ивана Грозного), когда дважды публично признавала в Лжедмитрии первом, втором своего родного сына, чудом спасшегося царевича Дмитрия или «Совет из семи бояр», передавших власть королевичу Владиславу. Возможно деньги, власть, а может, страх за свою жизнь заставили их так поступать. Тогда я поняла, народная память о достойных героях крепка и справедлива, даже если она и используется в фразеологизмах «Ну, завел ты нас, как Иван Сусанин!».
Я хочу, чтобы как можно больше людей прочитали эту историю, и знали, что давным-давно жил человек, по имени Иван Сусанин, отказавшийся от благ «мира сего», и отдавший самое ценное – свою жизнь, во имя царя, во имя России!!!
В исходе 1612 года юный Михаил Федорович Романов, последняя отрасль Рюриковской династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: эти пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и решил захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повел поляков в противоположную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увести его. Раздраженные поляки убили Ивана Сусанина. По восшествии на престол Михаила Федоровича (в 1613 году) потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; ее подтвердили и последующие государи. По этим данным в тысяча восемьсот двадцать втором году Кондратий Федорович Рылеев и написал думу “Иван Сусанин”. В думе показывается бесстрашие народа и предсмертное исповедание Сусанина, открытый вызов врагу, гордый завет потомству.
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой своей не погубит.
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Как правило, образы героев определяются каким-либо одним качеством, которое особенно выделяется. Таковы герои многих дум Кондратия Федоровича Рылеева. Так, например, Сусанин обладает таким качеством, как любовь к родине. Дума “Иван Сусанин — один из самых замечательных созданий поэта. Все здесь конкретно и во многом исторично. Действие начинается живым и колоритным диалогом между уставшими и прозябшими польскими шляхтичами и русским крестьянином Сусаниным:
“Такой я проклятой не видывал ночи,
Слепились от снегу соколий очи …
Жупан мой — хоть выжми, нет нитки сухой!” —
Вошед, проворчал так сармат молодой. —
“Вина нам, хозяин! Мы смокли, иззябли! Скорей!.,
не заставь нас приняться за сабли!”
Вполне реалистично и дальнейшее описание простого убранства деревенской избы, и разговор Сусанина с сыном, и сжатое описание рассвета. Утренний пейзаж, нарисованный Рылеевым, по своей простоте и конкретности относится к числу самых замечательных в русской поэзии 20-х годов.
Сусанин ведет их … Вот утро настало, И солнце сквозь ветви в лесу засияло: То скроется быстро, то ярко блеснет, То тускло засветит, то вновь пропадет. Стоят, не шелохнется и дуб и береза; Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.
Друг за другом идут в молчании сарматы;
Все дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес:
Все глуше и диче становится лес!
Нет в этой “Думе” ни ослепительных молний, ни беспрерывно гремящего грома, ни прочих атрибутов предромантической пейзажной бутафории. Рылееву, несомненно, помогает в его повествовании избранный им неторопливый и плавный, нигде более у него не встречающийся размер четырехстопного амфибрахия.
Наибольшего успеха Рылеев добился здесь в создании центрального образа, то есть в той области, которая для него всегда была труднейшей. Образ Су санина и сейчас потрясает простотой своего героизма. Задушевны и лишены внешних эффектов его слова перед гибелью:
Ни казни, ни смерти я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!
В этой речи ярко передана психология простого русского крестьянина 17 в. с его верой в “доброго царя”, с его ненавистью к захватчикам, с его спокойной, глубокой и твердой любовью к своей земле.
Знаменательно, что Пушкин, доказывавший, что в “Думах” “национального, русского нет… ничего, кроме имен”, оговаривал: “исключаю “ИванаСусанина”, первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант”. Эта “Дума” крепко полюбилась М.И. Глинке и вдохновила его на создание гениальнейшей русской оперы “Иван Сусанин”.
?