Сочинение на тему изображение помещиков в поэме гоголя мертвые души

15 вариантов

  1. Так называемую галерею помещиков Николай Васильевич Гоголь начинает с помещика Манилова. Именно к нему главный герой едет в первую очередь. Читатель сразу отмечает вычурность манер и слащавость речи этого человека, хотя внешне он достаточно привлекателен. Смысл всей жизни Манилова – фантастические мечты. Ему нравится лежать на диване или сидеть в покосившейся беседке, мечтая о подземном ходе. Его совершенно не волнуют крестьяне, страдающие от беспечности этого помещика. Манилов льстец, с его слов все в городе «прелюбезнейшие». Как оказалось, образ Манилова настолько типичен для того времени, что возникло понятие маниловщины.
    Следующей в галерее перед читателем предстает Коробочка. Ее жизнь – это вечное накопительство. Она скупа и даже тупа, так как Чичикову приходится потратить и время, и нервы, чтобы добиться от нее продажи мертвых крестьян. Этот образ тоже оказался типичным для русских помещиков тех времен.
    Ноздрев – заядлый картежник и пьяница, скандалист и кутила – называет себя другом Чичикова. Вспыльчивый, хвастливый, этот помещик беспорядочен по своему характеру, что отображает даже его жилище. В доме творится в каком-то роде хаос, сам хозяин держит у себя настоящего волчонка, а в конюшне еще и козла. Ноздрев поначалу отказывается продать Чичикову крестьян, а после играет с ним в шашки на мертвые души. Конечно, не обходится без жульничества со стороны хозяина. Чичикова, который возмущен этим, спасает от расправы Ноздрева только визит капитана-исправника.
    Собакевич предстает перед читателями огромным, неуклюжим помещиком, грубым и неотесанным. В нем тоже виден накопитель, как и в Коробочке. Он крайне нелестно отзывается о горожанах, зато расхваливает своих крестьян. Он на удивление спокойно относится к просьбе Чичикова купить у него крестьян. Сам Собакевич показан этаким властелином над крестьянами.
    Последний помещик – Плюшкин. Если в лице Манилова читатель видит процесс праздной жизни, то Плюшкин – ее результат. Этот помещик чрезвычайно богат, у него больше тысячи душ, однако живет он в ветхом жилище, одетый подобно нищему. В душе он тоже накопитель, и эта черта привела его к утрате реального восприятия вещей. Он готов беречь (и тем самым портить) продукты, лишь бы не тратить их. И читатель, изучая описание его грязной комнаты, видит перед собой духовную смерть человека – то, к чему медленно, но верно идут остальные помещики.

  2. Центральное место в поэме Гоголя “Мертвые души” занимают пять глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Главы расположены в особой последовательности по степени деградации героев.
    Образ Манилова как бы вырастает из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Он оторван от жизни, неприспособлен. Его дом стоит на юру, “открытом всем ветрам”. В беседке с надписью “Храм уединенного размышления” Манилов строит планы провести подземный ход и выстроить через пруд каменный мост. Это только пустые фантазии. В реальности хозяйство Манилова разваливается. Мужики пьянствуют, ключница ворует, слуги бездельничают. Досуг помещика занят бесцельным складыванием пепла из трубки в горки, а книга в его кабинете два года лежит с закладкой на 14-й странице.
    Портрет и характер Манилова созданы по принципу: “в приятность, казалось, чересчур было передано сахару”. На лице Манилова было “выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…”
    Любовь Манилова и его жены чересчур слащава и сентиментальна: “Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек”.
    Но несмотря на “чрезмерность”, Манилов действительно добрый, любезный, безобидный человек. Он единственный из всех помещиков отдает Чичикову “мертвые души” бесплатно.
    Коробочка тоже отличается “чрезмерностью”, но иного рода — чрезмерной бережливостью, недоверчивостью, боязливостью, ограниченностью. Она “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки”. Вещи в ее доме
    отражают ее наивное представление о достатке и красоте и в то же время — ее мелочность и ограниченность. “Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате”. Гоголь называет Коробочку “дубинноголовой”. Она боится продешевить при продаже “мертвых душ”, чтобы как-нибудь “не понести убытку”. Коробочка решается продать души только из страха, потому что Чичиков пожелал: “…да пропади и околей со всей вашей деревней!” “Дубинноголовость” Коробочки — черта человека, который “как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь”.
    Собакевич внешне напоминает былинного богатыря: сапог исполинского размера, ватрушки “гораздо больше тарелки”, “ни разу не был болен”. Но поступки его отнюдь не богатырские. Он ругает всех подряд, видит во всех мерзавцев и мошенников. Весь город, по его словам, — “мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет… один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья”. Портреты на стенах, изображающие героев, говорят о нереализованных богатырских, героических возможностях “омертвелой” души Собакевича. Собакевич — “человек-кулак”. Он выражает общечеловеческую страсть к тяжелому, земному, отсутствие возвышенных идеалов.
    Ноздрев — “разбитной малый”, кутила. Главная его страсть — “нагадить ближнему”, продолжая оставаться его другом.
    “Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами”. В кабинете Ноздрева вместо книг — сабли и турецкие кинжалы, на одном из которых написано: “Мастер Савелий Сибиряков”. Даже блохи в доме Ноздрева “пребойкие насекомые”. Еда у Ноздрева выражает его бесшабашный дух: “кое-что пригорело, кое-что и вовсе не сварилось… словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет”. Однако активность, деятельность Ноздрева лишена смысла и тем более общественной пользы, потому он тоже “мертв”.
    Плюшкин предстает в поэме бесполым существом, которого Чичиков принимает за ключницу. Образы, окружающие этого героя, — заплесневелый сухарь, засаленный халат, крыша, как решето. И предметы, и сам хозяин подвержены тлению. Когда-то образцовый хозяин и семьянин, Плюшкин теперь превратился в паука-отшельника. Он подозрителен, скуп, мелочен, деградирует умственно.
    Показывая последовательно быт и характер пяти помещиков, Гоголь изображает процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляет все его пороки и недостатки.

  3. Во 2−6 главах поэмы «Мертвые души» Гоголь представляет нам жизнь современных ему российских помещиков. Писатель рисует различных представителей этого класса, объясняя визиты к ним одной целью — стремлением мошенника Чичикова купить «мертвых душ».
    Эпизоды, связанные с этими героями, строятся по одной схеме: изображение деревни, усадьбы, интерьера, портрета помещика, его психологической характеристики и т. д.
    Помещики представляются нам последовательно, один за другим. Каждый из них выражает какую-то одну определенную черту, сформированную паразитическим и бесцельным существованием.
    Так, «галерея» открывается беспочвенным мечтателем Маниловым. Сам автор относит его к категории людей из разряда «ни то, ни се, ни рыба, ни мясо». И действительно, у этого человека нет четко выраженной жизненной позиции, нет своих взглядов и убеждений. В беседе с Чичиковым весь он — стремление угодить собеседнику. И не более того.
    Манилов довольно хорошо образованный, культурный, интеллигентный человек, однако полностью оторванный от реальной жизни. Он живет в своих прекраснодушных мечтах, смотрит на мир «сквозь розовые очки». Именно поэтому этот помещик характеризует местных чиновников, всем известных прожженных воров и взяточников, как прекрасных людей, добрейших, честнейших и препорядочных.
    В голове Манилова живет множество планов и проектов, фантастических и нереальных. Однако, познакомившись с этим человеком, мы понимаем, что он никогда не воплотит их в жизнь и навсегда останется прекраснодушным мечтателем, ничего не сделавшим в реальности.
    После Манилова Чичиков, сам того не желая, попадает к помещице Коробочке. Это была «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки
    и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодом».
    Коробочка отличается чрезмерной тупостью и ограниченностью, недаром сам Чичиков называет ее «дубинноголовою». В жизни эту «даму» интересует лишь цена на пеньку и пух — больше она ничего и никого не желает знать. В ее доме жизнь остановилась, как остановились часы во всех ее комнатах, а вокруг героини роятся мухи, символизируя омертвелость души Коробочки, никчемность ее существования.
    Помещик Собакевич — полная противоположность любезного Манилова. Этот грубый, «неотесанный» человек крепко стоит на ногах. Весь он — практическая смекалка, хитрость, сила и нахрап. Собакевичу абсолютно чужды «высокие материи», он печется лишь о собственной материальной выгоде и готов ради нее на все, даже на обман и подлость.
    Этого помещика нисколько не удивила просьба Чичикова (в отличие от предыдущих героев). Он видит в предложение Павла Ивановича возможность заработать — и это самое главное для него: «Черт возьми, — подумал Чичиков про себя, — этот уж продает прежде, чем я заикнулся!»
    Про таких людей, как Собакевич, говорят, что он своего не упустит. И действительно, этот герой выгодно продал своих умерших крестьян Чичикову, успев, к тому же, и «надуть» его — продать под видом мужских женские «души».
    Ноздрев, с которым Чичиков встретился по дороге к Собакевичу, — воплощение русского разгульного духа, широкой натуры, которая не может найти себе применения: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории».
    Этот герой не признает никаких законов и принципов, кроме одного — интереса и азарта. И ради этого он готов на все — на любую подлость и аферу: «Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины». Недаром именно Ноздрев становится человеком, распространившим слухи о том, что Чичиков скупает мертвые души — то есть фактически именно он способствовал краху аферы главного героя.
    Скупец Плюшкин завершает череду помещиков, изображенных в поэме. Сам автор называет этого героя «прорехой на теле человечества» — настолько он кажется жалким и никчемным. Больше того, имя Плюшкина стало нарицательным — превратилось в символ безумного накопительства, скупости в крайней степени. Ведь этот помещик, имея большие богатства, морил голодом себя и своих крестьян, «трясся» из-за каждой, самой ненужной, вещи, тратил свою жизнь на бесплодное накопительство.
    Таким образом, в поэме представлены разные типажи русских помещиков. Порядок их представления связан с количеством зла, сконцентрированного в этих героях, со степенью «вредоностности» и омертвелости их души. Получается, что Плюшкина Гоголь считает самым «безнадежным» из всех представленных помещиков.
    Такая «восходящая композиция» в изображении героев помогает Гоголю ярко и отчетливо донести до читателя мысль, что современный ему помещичий класс представляет собой крайне косную силу, лишенную патриотических чувств и устремлений, духовно неразвитую и неспособную выполнять свое общественное предназначение.

  4. Первым герой встречает помещика Манилова. Это заботливый, хороший человек с широкой душой, честный и правильный. Но это впечатление обманчиво: на самом же деле Манилова абсолютно не заботит судьба его близких и тем более крепостных. Его доброта и учтивость оказываются лишь средством для того, чтобы получше устроиться в этом мире.
    Коллежская секретарша Коробочка другая, можно сказать, она противоположность Манилова. Героиня с головой погрязла в хозяйственных заботах, ей не свойственна маниловская расточительность. Коробочка – трудолюбивая и добрая женщина, но ее интересы очень уж ограничены. Кроме того, она жадничает даже при продаже мертвых душ: «…я лучше маненько повременю….».
    Среди самых неприятных личностей, которых встречает наш герой: Собакевич и Ноздрев. Первый – не доверяет абсолютно никому, а его жестокость и мелочность переходят всякие границы. Он напоминает Чичикову «средней величины медведя». Второй – просаживает все свое состояние на развлечения в сомнительной компании картежников, пьяниц и всякого сброда.
    Думаю, самым интересным образом помещика в «Мертвых душах» является Плюшкин. Странного вида человек, похожий то ли на женщину, то ли на мужчину. Его окружает грязь и пыль, весь дом помещика прогнил. Он избегает общения с родными детьми, собирая вместо этого все, что попадется на глаза.
    Всю абсурдность происходящего в России того времени Гоголь представил в своей галерее образов. С помощью изображения людских пороков он попытался донести современникам простые истины.

  5. Краткое сочинение-рассуждение на тему Художественный Русь в поэме «Мертвые души», образ России, «Россия мертвых душ», образы помещиков и чиновников
    Поэма «Мертвые души» — одно из самых значительных произведений русской литературы. Гоголь мастерски отразил проблемы России, ее пороки и недостатки. Он выделил уникальные в полноте своей типы людей, которые имеют особенный национальный колорит. Целью писателя было «озарить картину, взятую из презренной жизни», и он с ней справился. Поэтому самым ярким и реалистичным образом в произведении стала Россия – родина мертвых душ.
    Деградацию России автор решил показать на примере дворянства – главного опорного сословия государства. Если даже дворяне – мертвые души, что говорить о других, низших слоях общества, которые смотрят на придворных и помещиков, как на пример для подражания? Описание пороков «лучших людей отечества» писатель начинает с лицемерного и ленивого мечтателя Манилова. Этот бездеятельный человек «просиживает» свое состояние и не оправдывает своего привилегированного положения. Такие люди могут только говорить, но не собираются ничего делать во благо родины, поэтому они лишь берут от России, но ничего не дают ей взамен.

  6. Центральное место в поэме Гоголя “Мертвые души” занимают пять глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Главы расположены в особой последовательности по степени деградации героев.
    Образ Манилова как бы вырастает из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Он оторван от жизни, неприспособлен. Его дом стоит на юру, “открытом всем ветрам”. В беседке с надписью “Храм уединенного размышления” Манилов строит планы провести подземный ход и выстроить через пруд каменный мост. Это только пустые фантазии. В реальности хозяйство Манилова разваливается. Мужики пьянствуют, ключница ворует, слуги бездельничают. Досуг помещика занят бесцельным складыванием пепла из трубки в горки, а книга в его кабинете два года лежит с закладкой на 14-й странице.
    Портрет и характер Манилова созданы по принципу: “в приятность, казалось, чересчур было передано сахару”. На лице Манилова было “выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…”
    Любовь Манилова и его жены чересчур слащава и сентиментальна: “Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек”.
    Но несмотря на “чрезмерность”, Манилов действительно добрый, любезный, безобидный человек. Он единственный из всех помещиков отдает Чичикову “мертвые души” бесплатно.
    Коробочка тоже отличается “чрезмерностью”, но иного рода — чрезмерной бережливостью, недоверчивостью, боязливостью, ограниченностью. Она “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки”. Вещи в ее доме
    отражают ее наивное представление о достатке и красоте и в то же время — ее мелочность и ограниченность. “Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате”. Гоголь называет Коробочку “дубинноголовой”. Она боится продешевить при продаже “мертвых душ”, чтобы как-нибудь “не понести убытку”. Коробочка решается продать души только из страха, потому что Чичиков пожелал: “…да пропади и околей со всей вашей деревней!” “Дубинноголовость” Коробочки — черта человека, который “как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь”.
    Собакевич внешне напоминает былинного богатыря: сапог исполинского размера, ватрушки “гораздо больше тарелки”, “ни разу не был болен”. Но поступки его отнюдь не богатырские. Он ругает всех подряд, видит во всех мерзавцев и мошенников. Весь город, по его словам, — “мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет… один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья”. Портреты на стенах, изображающие героев, говорят о нереализованных богатырских, героических возможностях “омертвелой” души Собакевича. Собакевич — “человек-кулак”. Он выражает общечеловеческую страсть к тяжелому, земному, отсутствие возвышенных идеалов.
    Ноздрев — “разбитной малый”, кутила. Главная его страсть — “нагадить ближнему”, продолжая оставаться его другом.
    “Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами”. В кабинете Ноздрева вместо книг — сабли и турецкие кинжалы, на одном из которых написано: “Мастер Савелий Сибиряков”. Даже блохи в доме Ноздрева “пребойкие насекомые”. Еда у Ноздрева выражает его бесшабашный дух: “кое-что пригорело, кое-что и вовсе не сварилось… словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет”. Однако активность, деятельность Ноздрева лишена смысла и тем более общественной пользы, потому он тоже “мертв”.
    Плюшкин предстает в поэме бесполым существом, которого Чичиков принимает за ключницу. Образы, окружающие этого героя, — заплесневелый сухарь, засаленный халат, крыша, как решето. И предметы, и сам хозяин подвержены тлению. Когда-то образцовый хозяин и семьянин, Плюшкин теперь превратился в паука-отшельника. Он подозрителен, скуп, мелочен, деградирует умственно.
    Показывая последовательно быт и характер пяти помещиков, Гоголь изображает процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляет все его пороки и недостатки.

  7. Изображение
    помещиков в поэме Гоголя “МЕРТВЫЕ ДУШИ”

    Николай Васильевич Гоголь – великий
    писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую
    литературу.
    Его своеобразие
    состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной
    помещичье-чиновничьей России. В своей поэме “Мертвые души” Гоголь
    предельно обнажает противоречия современной ему русской действительности,
    показывает несостоятельность чиновничье-бюрократического аппарата, отмирание
    крепостническо-феодальных отношений, тяжелое положение простого народа. Поэтому
    поэму “Мертвые души” по праву называют энциклопедией русской
    провинциальной жизни первой трети XIX века. В поэме, наряду с отрицательными
    образами помещиков, чиновников, нового героя – зарождающегося предпринимателя,
    даны образы народа, Родины и самого автора.
    Центральное
    место в первом томе занимают пять “портретных” глав, в которых
    представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и
    Плюшкина. Их объединяет паразитизм существования, праздная бездеятельность.
    отсутствие привычки к труду. Автор располагает главы, посвященные помещикам,
    вoособой последовательности-по степени деградации своих героев, начиная с Мани’
    лова и кончая Плюшкиным.
    Полное
    непонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность отмечаем мы у
    помещика Манилова. Управлением своего поместья он не занимается, всецело
    передоверив это приказчику. Он не может даже сказать Чичикову, сколько у него
    крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии. Его дом “стоял
    одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть”.
    Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берез “с
    жиденькими вершинами”. Да и в самой деревне нигде не было “растущего
    деревца или какой-нибудь зелени”. О его непрактичности говорит и
    внутренняя обстановка его дома, где рядом с великолепной мебелью
    “соседствовали два стула, обтянутые просто рогожей”, или “горки
    выбитой из трубки золы”, лежащие на дорогом полированном столе. Но самое
    яркое отражение характера Манилова мы находим в его языке, речевой манере:
    “…Конечно… если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой
    человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о
    хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило
    душу, дало бы, так сказало, паренье этакое”. Здесь он еще что-то хотел
    выразить, но, заметивши, что несколько зарапортовался, ковырнул только рукой в
    воздухе”.
    Совсем иное
    отношение к хозяйству у Коробочки. У нее “хорошенькая деревенька”,
    двор полон всякой птицы, имеются “просторные огороды с капустой, луком,
    картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем”, есть “яблони и
    другие фруктовые деревья”. Имена крестьян своих она знает наизусть. Но
    умственный кругозор ее крайне ограничен. Она тупа, невежественна, суеверна.
    Коробочка не видит ничего дальше “своего носа”. Все “новое и
    небывалое” пугает ее. Она является типичным представителем мелких
    захолустных помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Ее поведением (что можно
    отметить и у Собакевича) руководит страсть к наживе, корысть.
    Но Собакевич
    значительно отличается от Коробочки. Он, по выражению Гоголя, “чертов
    кулак”. Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет
    изыскивать разные средства наживы. Поэтому, в отличие от других помещиков, он
    применяет новшество – денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа
    мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит.
    Представитель
    еще одного типа помещиков – Ноздрев. Он полная противоположность Манилову и
    Коробочке. Ноздрев – непоседа, герой ярмарок, попоек, карточного стола. Он
    кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено. В отличном состоянии находится
    только псарня. Среди собак он как “отец родной” среди большого семейства
    (так и хочется сравнить его с фонвизинским Скотининым). Доходы, получаемые от
    подневольного труда крестьян, он тут же проматывает, что говорит о его
    нравственном падении, безразличии к крестьянам.
    Полное
    моральное оскуднение, потеря человеческих качеств характерны для Плюшкина.
    Автор по праву окрестил его “прорехой на человечестве”. Говоря о
    Плюшкине, Гоголь разоблачает ужасы крепостного права. Облекая в форму легкой
    шутки, Гоголь сообщает страшные вещи о том, что Плюшкин – “мошенник, всех
    людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем крепостные
    его”. За ‘последние три года у Плюшкина умерло 80 человек. С жуткой миной
    полусумасшедшего он заявляет, что “народ-то больно прожорлив у него, от
    праздности завел привычку трескать”. Около 70 крестьян у Плюшкина сбежало,
    стало людьми вне закона, не вытерпев голодной жизни. Дворовые его до поздней
    зимы бегают босыми, так как скупой Плюшкин имеет одни сапоги на всех, да и то
    надеваются они только тогда. когда дворовые входят в сени барского дома.
    Плюшкин и ему подобные тормозили хозяйственное развитие России: “На
    обширной территории поместья Плюшкина (а у него примерно 1000 душ)
    экономическая жизнь замерла: перестали двигаться мельницы, валяльни, суконные
    фабрики, столярные станки, прядильни; сено и хлеб гнили, клади и стога
    обращались в чистый навоз, мука превращалась в камень, к сукнам. холстам и
    домашним материям страшно было прикоснуться. А между тем в хозяйстве доход
    собирался по-прежнему, по-прежнему нес оброк мужик, несла холст баба. Все это
    сваливалось в кладовые, и все это становилось гнилью и прахом”. Поистине
    “смех сквозь слезы”.
    Плюшкин и
    другие помещики, представленные Гоголем, “списаны с жизни;”. являются
    порождением определенной социальной среды. Плюшкин был когда-то умным,
    бережливым хозяином; Манилов служил в армии и был скромным, деликатным,
    образованным офицером, но превратился в пошлого, праздного, слащавого
    мечтателя. С огромной силой Гоголь предъявил обвинение
    феодально-крепостническому строю, николаевскому режиму, всему укладу жизни, в
    которой маниловщина, ноздревщина, плюшкинское убожество – типичные, нормальные
    жизненные явления.
    В этом показе
    насквозь порочного крепостнического порядка и политического строя России и
    заключалось великое значение поэмы “Мертвые души”. “Поэма потрясла
    всю Россию” (Герцен), она пробуждала самосознание русского народа.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/

  8. Гоголь Н. В.

    Сочинение по произведению на тему: Изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

    Центральное место в поэме Гоголя “Мертвые души” занимают пять глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Главы расположены в особой последовательности по степени деградации героев.
    Образ Манилова как бы вырастает из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Он оторван от жизни, неприспособлен. Его дом стоит на юру, “открытом всем ветрам”. В беседке с надписью “Храм уединенного размышления” Манилов строит планы провести подземный ход и выстроить через пруд каменный мост. Это только пустые фантазии. В реальности хозяйство Манилова разваливается. Мужики пьянствуют, ключница ворует, слуги бездельничают. Досуг помещика занят бесцельным складыванием пепла из трубки в горки, а книга в его кабинете два года лежит с закладкой на 14-й странице.
    Портрет и характер Манилова созданы по принципу: “в приятность, казалось, чересчур было передано сахару”. На лице Манилова было “выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно.”
    Любовь Манилова и его жены чересчур слащава и сентиментальна: “Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек”.
    Но несмотря на “чрезмерность”, Манилов действительно добрый, любезный, безобидный человек. Он единственный из всех помещиков отдает Чичикову “мертвые души” бесплатно.
    Коробочка тоже отличается “чрезмерностью”, но иного рода — чрезмерной бережливостью, недоверчивостью, боязливостью, ограниченностью. Она “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки”. Вещи в ее доме отражают ее наивное представление о достатке и красоте и в то же время — ее мелочность и ограниченность. “Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате”. Гоголь называет Коробочку “дубинноголовой”. Она боится продешевить при продаже “мертвых душ”, чтобы как-нибудь “не понести убытку”. Коробочка решается продать души только из страха, потому что Чичиков пожелал: “.да пропади и околей со всей вашей деревней!” “Дубинноголовость” Коробочки — черта человека, который “как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь”.
    Собакевич внешне напоминает былинного богатыря: сапог исполинского размера, ватрушки “гораздо больше тарелки”, “ни разу не был болен”. Но поступки его отнюдь не богатырские. Он ругает всех подряд, видит во всех мерзавцев и мошенников. Весь город, по его словам, — “мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья”. Портреты на стенах, изображающие героев, говорят о нереализованных богатырских, героических возможностях “омертвелой” души Собакевича. Собакевич — “человек-кулак”. Он выражает общечеловеческую страсть к тяжелому, земному, отсутствие возвышенных идеалов.
    Ноздрев — “разбитной малый”, кутила. Главная его страсть — “нагадить ближнему”, продолжая оставаться его другом.
    “Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами”. В кабинете Ноздрева вместо книг — сабли и турецкие кинжалы, на одном из которых написано: “Мастер Савелий Сибиряков”. Даже блохи в доме Ноздрева “пребойкие насекомые”. Еда у Ноздрева выражает его бесшабашный дух: “кое-что пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет”. Однако активность, деятельность Ноздрева лишена смысла и тем более общественной пользы, потому он тоже “мертв”.
    Плюшкин предстает в поэме бесполым существом, которого Чичиков принимает за ключницу. Образы, окружающие этого героя, — заплесневелый сухарь, засаленный халат, крыша, как решето. И предметы, и сам хозяин подвержены тлению. Когда-то образцовый хозяин и семьянин, Плюшкин теперь превратился в паука-отшельника. Он подозрителен, скуп, мелочен, деградирует умственно.
    Показывая последовательно быт и характер пяти помещиков, Гоголь изображает процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляет все его пороки и недостатки.
    http://vsekratko.ru/gogol/mertvyedushi33

  9. Изображение помещиков в поэме Гоголя «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
    Николай Васильевич Гоголь — великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу.
    Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме «Мертвые души» Гоголь предельно обнажает противоречия современной ему русской действительности, показывает несостоятельность чиновничье-бюрократического аппарата, отмирание крепостническо-феодальных отношений, тяжелое положение простого народа. Поэтому поэму «Мертвые души» по праву называют энциклопедией русской провинциальной жизни первой трети XIX века. В поэме, наряду с отрицательными образами помещиков, чиновников, нового героя — зарождающегося предпринимателя, даны образы народа, Родины и самого автора.
    Центральное место в первом томе занимают пять «портретных» глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Их объединяет паразитизм существования, праздная бездеятельность. отсутствие привычки к труду. Автор располагает главы, посвященные помещикам, вoособой последовательности-по степени деградации своих героев, начиная с Мани’ лова и кончая Плюшкиным.
    Полное непонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность отмечаем мы у помещика Манилова. Управлением своего поместья он не занимается, всецело передоверив это приказчику. Он не может даже сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии. Его дом «стоял одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть». Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берез «с жиденькими вершинами». Да и в самой деревне нигде не было «растущего деревца или какой-нибудь зелени». О его непрактичности говорит и внутренняя обстановка его дома, где рядом с великолепной мебелью «соседствовали два стула, обтянутые просто рогожей», или «горки выбитой из трубки золы», лежащие на дорогом полированном столе. Но самое яркое отражение характера Манилова мы находим в его языке, речевой манере: «…Конечно… если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказало, паренье этакое». Здесь он еще что-то хотел выразить, но, заметивши, что несколько зарапортовался, ковырнул только рукой в воздухе».
    Совсем иное отношение к хозяйству у Коробочки. У нее «хорошенькая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья». Имена крестьян своих она знает наизусть. Но умственный кругозор ее крайне ограничен. Она тупа, невежественна, суеверна. Коробочка не видит ничего дальше «своего носа». Все «новое и небывалое» пугает ее. Она является типичным представителем мелких захолустных помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Ее поведением (что можно отметить и у Собакевича) руководит страсть к наживе, корысть.
    Но Собакевич значительно отличается от Коробочки. Он, по выражению Гоголя, «чертов кулак». Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать разные средства наживы. Поэтому, в отличие от других помещиков, он применяет новшество — денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит.
    Представитель еще одного типа помещиков — Ноздрев. Он полная противоположность Манилову и Коробочке. Ноздрев — непоседа, герой ярмарок, попоек, карточного стола. Он кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено. В отличном состоянии находится только псарня. Среди собак он как «отец родной» среди большого семейства (так и хочется сравнить его с фонвизинским Скотининым). Доходы, получаемые от подневольного труда крестьян, он тут же проматывает, что говорит о его нравственном падении, безразличии к крестьянам.
    Полное моральное оскуднение, потеря человеческих качеств характерны для Плюшкина. Автор по праву окрестил его «прорехой на человечестве». Говоря о Плюшкине, Гоголь разоблачает ужасы крепостного права. Облекая в форму легкой шутки, Гоголь сообщает страшные вещи о том, что Плюшкин — «мошенник, всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем крепостные его». За ‘последние три года у Плюшкина умерло 80 человек. С жуткой миной полусумасшедшего он заявляет, что «народ-то больно прожорлив у него, от праздности завел привычку трескать». Около 70 крестьян у Плюшкина сбежало, стало людьми вне закона, не вытерпев голодной жизни. Дворовые его до поздней зимы бегают босыми, так как скупой Плюшкин имеет одни сапоги на всех, да и то надеваются они только тогда. когда дворовые входят в сени барского дома. Плюшкин и ему подобные тормозили хозяйственное развитие России: «На обширной территории поместья Плюшкина (а у него примерно 1000 душ) экономическая жизнь замерла: перестали двигаться мельницы, валяльни, суконные фабрики, столярные станки, прядильни; сено и хлеб гнили, клади и стога обращались в чистый навоз, мука превращалась в камень, к сукнам. холстам и домашним материям страшно было прикоснуться. А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему, по-прежнему нес оброк мужик, несла холст баба. Все это сваливалось в кладовые, и все это становилось гнилью и прахом». Поистине «смех сквозь слезы».
    Плюшкин и другие помещики, представленные Гоголем, «списаны с жизни;». являются порождением определенной социальной среды. Плюшкин был когда-то умным, бережливым хозяином; Манилов служил в армии и был скромным, деликатным, образованным офицером, но превратился в пошлого, праздного, слащавого мечтателя. С огромной силой Гоголь предъявил обвинение феодально-крепостническому строю, николаевскому режиму, всему укладу жизни, в которой маниловщина, ноздревщина, плюшкинское убожество — типичные, нормальные жизненные явления.
    В этом показе насквозь порочного крепостнического порядка и политического строя России и заключалось великое значение поэмы «Мертвые души». «Поэма потрясла всю Россию» (Герцен), она пробуждала самосознание русского народа.

  10. Николай Васильевич Гоголь – великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу.
    Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме “Мертвые души” Гоголь предельно обнажает противоречия современной ему русской действительности, показывает несостоятельность чиновничье-бюрократического аппарата, отмирание крепостническо-феодальных отношений, тяжелое положение простого народа. Поэтому поэму “Мертвые души” по праву называют энциклопедией русской провинциальной жизни первой трети XIX века. В поэме, наряду с отрицательными образами помещиков, чиновников, нового героя – зарождающегося предпринимателя, даны образы народа, Родины и самого автора.
    Центральное место в первом томе занимают пять “портретных” глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Их объединяет паразитизм существования, праздная бездеятельность. отсутствие привычки к труду. Автор располагает главы, посвященные помещикам, вoособой последовательности-по степени деградации своих героев, начиная с Мани’ лова и кончая Плюшкиным.
    Полное непонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность отмечаем мы у помещика Манилова. Управлением своего поместья он не занимается, всецело передоверив это приказчику. Он не может даже сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии. Его дом “стоял одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть”. Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берез “с жиденькими вершинами”. Да и в самой деревне нигде не было “растущего деревца или какой-нибудь зелени”. О его непрактичности говорит и внутренняя обстановка его дома, где рядом с великолепной мебелью “соседствовали два стула, обтянутые просто рогожей”, или “горки выбитой из трубки золы”, лежащие на дорогом полированном столе. Но самое яркое отражение характера Манилова мы находим в его языке, речевой манере: “…Конечно… если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказало, паренье этакое”. Здесь он еще что-то хотел выразить, но, заметивши, что несколько зарапортовался, ковырнул только рукой в воздухе”.
    Совсем иное отношение к хозяйству у Коробочки. У нее “хорошенькая деревенька”, двор полон всякой птицы, имеются “просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем”, есть “яблони и другие фруктовые деревья”. Имена крестьян своих она знает наизусть. Но умственный кругозор ее крайне ограничен. Она тупа, невежественна, суеверна. Коробочка не видит ничего дальше “своего носа”. Все “новое и небывалое” пугает ее. Она является типичным представителем мелких захолустных помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Ее поведением (что можно отметить и у Собакевича) руководит страсть к наживе, корысть.
    Но Собакевич значительно отличается от Коробочки. Он, по выражению Гоголя, “чертов кулак”. Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать разные средства наживы. Поэтому, в отличие от других помещиков, он применяет новшество – денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит.
    Представитель еще одного типа помещиков – Ноздрев. Он полная противоположность Манилову и Коробочке. Ноздрев – непоседа, герой ярмарок, попоек, карточного стола. Он кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено. В отличном состоянии находится только псарня. Среди собак он как “отец родной” среди большого семейства (так и хочется сравнить его с фонвизинским Скотининым). Доходы, получаемые от подневольного труда крестьян, он тут же проматывает, что говорит о его нравственном падении, безразличии к крестьянам.
    Полное моральное оскуднение, потеря человеческих качеств характерны для Плюшкина. Автор по праву окрестил его “прорехой на человечестве”. Говоря о Плюшкине, Гоголь разоблачает ужасы крепостного права. Облекая в форму легкой шутки, Гоголь сообщает страшные вещи о том, что Плюшкин – “мошенник, всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем крепостные его”. За ‘последние три года у Плюшкина умерло 80 человек. С жуткой миной полусумасшедшего он заявляет, что “народ-то больно прожорлив у него, от праздности завел привычку трескать”. Около 70 крестьян у Плюшкина сбежало, стало людьми вне закона, не вытерпев голодной жизни. Дворовые его до поздней зимы бегают босыми, так как скупой Плюшкин имеет одни сапоги на всех, да и то надеваются они только тогда. когда дворовые входят в сени барского дома. Плюшкин и ему подобные тормозили хозяйственное развитие России: “На обширной территории поместья Плюшкина (а у него примерно 1000 душ) экономическая жизнь замерла: перестали двигаться мельницы, валяльни, суконные фабрики, столярные станки, прядильни; сено и хлеб гнили, клади и стога обращались в чистый навоз, мука превращалась в камень, к сукнам. холстам и домашним материям страшно было прикоснуться. А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему, по-прежнему нес оброк мужик, несла холст баба. Все это сваливалось в кладовые, и все это становилось гнилью и прахом”. Поистине “смех сквозь слезы”.
    Плюшкин и другие помещики, представленные Гоголем, “списаны с жизни;”. являются порождением определенной социальной среды. Плюшкин был когда-то умным, бережливым хозяином; Манилов служил в армии и был скромным, деликатным, образованным офицером, но превратился в пошлого, праздного, слащавого мечтателя. С огромной силой Гоголь предъявил обвинение феодально-крепостническому строю, николаевскому режиму, всему укладу жизни, в которой маниловщина, ноздревщина, плюшкинское убожество – типичные, нормальные жизненные явления.
    В этом показе насквозь порочного крепостнического порядка и политического строя России и заключалось великое значение поэмы “Мертвые души”. “Поэма потрясла всю Россию” (Герцен), она пробуждала самосознание русского народа.

  11. Гоголь – великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу.
    Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме “Мертвые души” Гоголь предельно обнажает противоречия современной ему русской действительности, показывает несостоятельность чиновничье-бюрократического аппарата, отмирание крепостническо-феодальных отношений, тяжелое положение простого народа. Поэтому поэму “Мертвые души” по праву называют энциклопедией русской провинциальной жизни первой трети XIX века. В поэме, наряду с отрицательными образами помещиков, чиновников, нового героя – зарождающегося предпринимателя, даны образы народа, Родины и самого автора.
    Центральное место в первом томе занимают пять “портретных” глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Их объединяет паразитизм существования, праздная бездеятельность. отсутствие привычки к труду. Автор располагает главы, посвященные помещикам, вoособой последовательности-по степени деградации своих героев, начиная с Мани’ лова и кончая Плюшкиным.
    Полное непонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность отмечаем мы у помещика Манилова. Управлением своего поместья он не занимается, всецело передоверив это приказчику. Он не может даже сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии. Его дом “стоял одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть”. Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берез “с жиденькими вершинами”. Да и в самой деревне нигде не было “растущего деревца или какой-нибудь зелени”. О его непрактичности говорит и внутренняя обстановка его дома, где рядом с великолепной мебелью “соседствовали два стула, обтянутые просто рогожей”, или “горки выбитой из трубки золы”, лежащие на дорогом полированном столе. Но самое яркое отражение характера Манилова мы находим в его языке, речевой манере: “…Конечно… если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказало, паренье этакое”. Здесь он еще что-то хотел выразить, но, заметивши, что несколько зарапортовался, ковырнул только рукой в воздухе”.
    Совсем иное отношение к хозяйству у Коробочки. У нее “хорошенькая деревенька”, двор полон всякой птицы, имеются “просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем”, есть “яблони и другие фруктовые деревья”. Имена крестьян своих она знает наизусть. Но умственный кругозор ее крайне ограничен. Она тупа, невежественна, суеверна. Коробочка не видит ничего дальше “своего носа”. Все “новое и небывалое” пугает ее. Она является типичным представителем мелких захолустных помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Ее поведением (что можно отметить и у Собакевича) руководит страсть к наживе, корысть.
    Но Собакевич значительно отличается от Коробочки. Он, по выражению Гоголя, “чертов кулак”. Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать разные средства наживы. Поэтому, в отличие от других помещиков, он применяет новшество – денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит.
    Представитель еще одного типа помещиков – Ноздрев. Он полная противоположность Манилову и Коробочке. Ноздрев – непоседа, герой ярмарок, попоек, карточного стола. Он кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено. В отличном состоянии находится только псарня. Среди собак он как “отец родной” среди большого семейства (так и хочется сравнить его с фонвизинским Скотининым). Доходы, получаемые от подневольного труда крестьян, он тут же проматывает, что говорит о его нравственном падении, безразличии к крестьянам.
    Полное моральное оскуднение, потеря человеческих качеств характерны для Плюшкина. Автор по праву окрестил его “прорехой на человечестве”. Говоря о Плюшкине, Гоголь разоблачает ужасы крепостного права. Облекая в форму легкой шутки, Гоголь сообщает страшные вещи о том, что Плюшкин – “мошенник, всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем крепостные его”. За ‘последние три года у Плюшкина умерло 80 человек. С жуткой миной полусумасшедшего он заявляет, что “народ-то больно прожорлив у него, от праздности завел привычку трескать”. Около 70 крестьян у Плюшкина сбежало, стало людьми вне закона, не вытерпев голодной жизни. Дворовые его до поздней зимы бегают босыми, так как скупой Плюшкин имеет одни сапоги на всех, да и то надеваются они только тогда. когда дворовые входят в сени барского дома. Плюшкин и ему подобные тормозили хозяйственное развитие России: “На обширной территории поместья Плюшкина (а у него примерно 1000 душ) экономическая жизнь замерла: перестали двигаться мельницы, валяльни, суконные фабрики, столярные станки, прядильни; сено и хлеб гнили, клади и стога обращались в чистый навоз, мука превращалась в камень, к сукнам. холстам и домашним материям страшно было прикоснуться. А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему, по-прежнему нес оброк мужик, несла холст баба. Все это сваливалось в кладовые, и все это становилось гнилью и прахом”. Поистине “смех сквозь слезы”.
    Плюшкин и другие помещики, представленные Гоголем, “списаны с жизни;”. являются порождением определенной социальной среды. Плюшкин был когда-то умным, бережливым хозяином; Манилов служил в армии и был скромным, деликатным, образованным офицером, но превратился в пошлого, праздного, слащавого мечтателя. С огромной силой Гоголь предъявил обвинение феодально-крепостническому строю, николаевскому режиму, всему укладу жизни, в которой маниловщина, ноздревщина, плюшкинское убожество – типичные, нормальные жизненные явления.
    В этом показе насквозь порочного крепостнического порядка и политического строя России и заключалось великое значение поэмы “Мертвые души”. “Поэма потрясла всю Россию” (Герцен), она пробуждала самосознание русского народа.

  12. Центральное место в поэме Гоголя “Мертвые души” занимают пять глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Главы расположены в особой последовательности по степени деградации героев.
    Образ Манилова как бы вырастает из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Он оторван от жизни, неприспособлен. Его дом стоит на юру, “открытом всем ветрам”. В беседке с надписью “Храм уединенного размышления” Манилов строит планы провести подземный ход и выстроить через пруд каменный мост. Это только пустые фантазии. В реальности хозяйство Манилова разваливается. Мужики пьянствуют, ключница ворует, слуги бездельничают. Досуг помещика занят бесцельным складыванием пепла из трубки в горки, а книга в его кабинете два года лежит с закладкой на 14-й странице.
    Портрет и характер Манилова созданы по принципу: “в приятность, казалось, чересчур было передано сахару”. На лице Манилова было “выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…”
    Любовь Манилова и его жены чересчур слащава и сентиментальна: “Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек”.
    Но несмотря на “чрезмерность”, Манилов действительно добрый, любезный, безобидный человек. Он единственный из всех помещиков отдает Чичикову “мертвые души” бесплатно.
    Коробочка тоже отличается “чрезмерностью”, но иного рода – чрезмерной бережливостью, недоверчивостью, боязливостью, ограниченностью. Она “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки”. Вещи в ее доме отражают ее наивное представление о достатке и красоте и в то же время – ее мелочность и ограниченность. “Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате”. Гоголь называет Коробочку “дубинноголовой”. Она боится продешевить при продаже “мертвых душ”, чтобы как-нибудь “не понести убытку”. Коробочка решается продать души только из страха, потому что Чичиков пожелал: “…да пропади и околей со всей вашей деревней!” “Дубинноголовость” Коробочки – черта человека, который “как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь”.
    Собакевич внешне напоминает былинного богатыря: сапог исполинского размера, ватрушки “гораздо больше тарелки”, “ни разу не был болен”. Но поступки его отнюдь не богатырские. Он ругает всех подряд, видит во всех мерзавцев и мошенников. Весь город, по его словам, – “мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет… один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья”. Портреты на стенах, изображающие героев, говорят о нереализованных богатырских, героических возможностях “омертвелой” души Собакевича. Собакевич – “человек-кулак”. Он выражает общечеловеческую страсть к тяжелому, земному, отсутствие возвышенных идеалов.
    Ноздрев – “разбитной малый”, кутила. Главная его страсть – “нагадить ближнему”, продолжая оставаться его другом.
    “Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами”. В кабинете Ноздрева вместо книг – сабли и турецкие кинжалы, на одном из которых написано: “Мастер Савелий Сибиряков”. Даже блохи в доме Ноздрева “пребойкие насекомые”. Еда у Ноздрева выражает его бесшабашный дух: “кое-что пригорело, кое-что и вовсе не сварилось… словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет”. Однако активность, деятельность Ноздрева лишена смысла и тем более общественной пользы, потому он тоже “мертв”.
    Плюшкин предстает в поэме бесполым существом, которого Чичиков принимает за ключницу. Образы, окружающие этого героя, – заплесневелый сухарь, засаленный халат, крыша, как решето. И предметы, и сам хозяин подвержены тлению. Когда-то образцовый хозяин и семьянин, Плюшкин теперь превратился в паука-отшельника. Он подозрителен, скуп, мелочен, деградирует умственно.
    Показывая последовательно быт и характер пяти помещиков, Гоголь изображает процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляет все его пороки и недостатки.

  13. Почти половина первого тома поэмы «Мертвые души» (пять глав из одиннадцати) посвящена характеристике различных типов русских помещиков. Н.В. Гоголь создал пять разных характеров, пять портретов, не похожих друг на друга. Но в то же время в каждом их них выступают типичные черты русского помещика, и все помещики изображены сатирически. Вот она — эта портретная галерея.
    По первому впечатлению о Манилове можно было сказать: «Какой приятный и добрый человек!» Он чрезвычайно любезен с друзьями, нежен с женой, добр к своим крепостным. Но в эту приятность «чересчур было передано сахару»; Манилов был человек «ни то ни се»; рядом с ним вскоре чувствовалась «скука смертельная». Он любил поразмышлять и помечтать, но под его прекраснодушием и мечтательностью скрывалась внутренняя пустота. Гоголь с иронией замечает, что в кабинете Манилова лежала книга, открытая на четырнадцатой странице, которую он читал вот уже два года.
    Хозяйством помещик не занимался, во всем доверяя приказчику, и даже не знал, сколько у него умерло крепостных. Его бесхозяйственность подчеркивало то, что его дом стоял на неудобном месте, открытом всем ветрам, а дорогая мебель в комнате соседствовала со старой. Герой Гоголя олицетворяет собой целое явление — маниловщину, и его имя стало нарицательным.
    Помещицу Коробочку Гоголь относит к числу «тех небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов». Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов: меда, муки, крупы и др. «Дубинноголовая» Коробочка готова продавать все, что выращивается в ее поместье; соглашается (правда, после долгих уговоров) «уступить» даже такой «товар», как мертвые души, хотя вначале он показался ей слишком уж необычным и она боялась на первых порах продешевить.
    Ноздрев представляет собой совершенно иной тип людей. Гоголь иронично называет его «историческим человеком», потому что с ним постоянно случались какие-нибудь «истории». Его любимым занятием была игра в карты; причем играл он не вполне честно, за что бывал бит своими же товарищами. Его недюжинная энергия проявлялась в том, что он был готов ехать куда угодно, с кем угодно и за чем угодно. Хозяйством своим Ноздрев не занимался; оно шло как-то само по себе; единственным приличным местом была псарня, и среди собак Ноздрев чувствовал себя, как отец среди детей. Ноздрев постоянно хвастает, выдумывает, врет; причем его ложь откровенна и не приносит ему никакой выгоды; но он уже не может не обманывать, не жульничать: он умудряется схитрить даже при игре с Чичиковым в шашки. Ноздрев изображен Гоголем не только с иронией, как Манилов или Коробочка, но уже ярко сатирически.
    Собакевич чем-то похож на Коробочку. Это, по точному определению Гоголя, «кулак», накопитель. Для него практичность и выгода гораздо дороже дружбы, красоты и пр. Всех чиновников в городе он называет «мошенниками», а при продаже мертвых душ сначала назначил невиданно высокую цену, а потом долго торговался с Чичиковым и при этом ухитрился обмануть его. Внешне он показался Чичикову похожим «на средней величины медведя». И все вещи в доме (даже дрозд в клетке) чем- то напоминали своего хозяина: все выглядело прочным, но неуклюжим, некрасивым.
    Собакевич любил и умел хорошо поесть, но предпочитал не изысканные блюда, а простую пищу, зато в больших количествах. Он мог съесть один огромного осетра или целого барана. Образ Собакевича нарисован Гоголем саркастически.
    Имя Плюшкина стало таким же нарицательным, как и имена Манилова или Коробочки. Знакомство читателя с этим героем Гоголь, как обычно, начинает с описания деревни и усадьбы, принадлежащих помещику. Он рисует страшную картину полного разорения когда-то богатого помещичьего хозяйства. Причиной этого разорения стала болезненная скупость, в которую постепенно превратилась разумная бережливость хозяина. Гоголь показывает постепенное развитие этой болезни, приведшей к омертвлению и хозяйства, и души его владельца. Хозяйство Плюшкина пришло в полный упадок; крестьяне голодают и бегут от помещика, а сам он давно потерял всякое представление о реальной стороне жизни: в его амбарах портится мука, гниет сукно, а он ходит по деревне и подбирает сломанные подковы, рваные подметки и прочие ненужные вещи и складывает их у себя в комнате в особую кучу. Он с подозрением относится ко всем, считая, что его все обворовывают; он носит на поясе ключи от всех амбаров и сундуков, из-за чего (а также из-за странной одежды) Чичиков сначала принимает его за ключницу. Гоголь с презрением пишет о Плюшкине и называет его «прорехой на человечестве».
    Таким образом, писатель выводит в поэме не просто пять образов помещиков — он показывает пять ступеней деградации и омертвления человеческой души. «Мертвыми душами» в поэме следует считать не купленных Чичиковым умерших крестьян, а самих помещиков — владельцев крепостных. От Манилова до Плюшкина перед читателем раскрывается пугающая картина постепенного угасания человеческого в человеке. Таков принцип композиционной последовательности образов помещиков в поэме «Мертвые души».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *