Сочинение на тему к е маковского дети бегущие от грозы

10 вариантов

  1. С одной из поездок К. Маковский привез одну из своих знаменитых картин — полотно «Дети, бегущие от грозы», которое в наше время заслужено занимает место в Третьяковской галереи.
    На этой картине изображены брат и сестра, которые спешат домой, чтобы укрыться от непогоды. Мальчик еще маленький, потому девочка, которая тоже совсем юна, всеми силами пытается ему помочь. Она переносит его через ветхий мостик. Дети, которые не хотят намокнуть под дождем, стараются поаккуратнее перейти через ручей. Мостик сложен из пары досок, которые прогибаются даже под весом детей.
    Но брат с сестрой привлекают внимание не на долго. Быстро взгляд отрывается от их фигур. Очень искусно художник изобразил природу. На заднем плане мы видим лес, где брат с сестрой, желая быть полезными для своих родных, собирали грибы. Фоном для картины стало серое небо, затянутое тучами. Только вдалеке виднеются небольшие просветы, где солнце смогло прорвать завесу облаков.
    Буйные травы, которые окружают крестьянские поля, прогибаются под сильными порывами ветра. Дети, как и растения, стараются прижаться земле. Они такие же неокрепшие и беззащитные, как трава.
    Не известно, был ли Маковский свидетелем события, увековеченного на его полотне, или дети сами рассказали случившуюся накануне историю. Тем не менее, художник отлично передал те переживания, которые испытывает ребенок в преддверии непогоды.
    Картина очень впечатлила меня. Как и эти маленькие дети, мы всегда спешим домой, где всегда отыщем укрытие от непогоды и житейских невзгод.
    3 и 6 класс.

  2. Вариант №1
    Картина Маковского «Дети, бегущие от грозы» о детях, которые попали в непогоду. Внимательно посмотрев на картину, можно предположить, что дети ходили в лес за грибами, и вдруг началась гроза. Теперь им приходится нелегко, они могут намокнуть и заболеть. Видно, что маленький ребёнок очень боится грозы, он сильно прижался к сестре.
    Сестре тоже не по себе, она пытается как можно скорее добраться до укрытия. Она понимает, что если поторопиться, то всё обойдётся, и они не промокнут. Поэтому она посадила малыша за спину и побежала к укрытию.
    Мне очень понравилась эта картина. Она очень точно передаёт эмоции героев полотна, их страх. Также художник мастерски передал погоду, надвигающиеся грозные тучи, кусочек освещённой солнцем поляны вдали. Этой работой Маковского просто невозможно не восхищаться!
    Вариант №2
    Перед нами замечательная картина русского художника К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». На картине показан простой сельский пейзаж. В центре мы видим напуганных детей, которые спешат укрыться от грозы.
    На переднем плане художник изобразил луг и неглубокую речушку. Через неё переброшен небольшой мостик. Неожиданно для героев полотна сменилась погода. Небо затянуло грозовыми тучами. Вот-вот начнётся ливень.
    По мостику бежит босая сельская девочка. Её волосы растрепал грозный ветер. Девочка с опаской всматривается в небо. Видно, что она сильно встревожена. На плечах у героини маленький белокурый братик. Малыш крепко обнимает сестрёнку, видно, что ему очень страшно.
    Когда смотришь на эту картину, невольно начинаешь сопереживать её героям. Хочется, чтобы у них всё было хорошо, чтобы они успели укрыться от непогоды.
    Картина передаёт зрителю тревожные чувства, но она получилась очень красивая и по-своему тёплая. Мне понравилось это полотно!

  3. На уроке мы получили очередное задание, которое знакомит нас с творчеством Константина Егоровича Маковского. Нам предстоит описать его картину Дети, бегущие от грозы. Маковский — прекрасный художник, живописец и портретист. В своих работах он с удивительной проникновенностью изображал исторические события, писал на темы живописи, создавал прекрасные портреты, любил воспроизводить на холстах быт людей на фоне природы.

    К. Маковский: Дети, бегущие от грозы

    Рассматривая полотно, мы понимаем, именно таким и является полотно Маковского Дети, бегущие от грозы, где на картине автор изображает обычную жизнь крестьянских детей, которые оказались один на один с природой в непогоду. Свой шедевр Маковский создал в 1872 году, где удачно передал не только окружающий мир и изобразил детей, но и запечатлел их эмоции, сделав свою работу по-особенному эмоциональной.

    Описание картины

    Сюжет картины довольно прост. На картине изображено начало грозы, куда попали старшая девочка и ее младший брат. Рассматривая холст, мы можем предположить, что дети с утра отправились на опушку леса, чтобы порезвиться, поиграть, а заодно и собрать грибов. По этой причине они не забыли захватить корзину. Сами ребятишки из крестьянской семьи, так как одеты в простые одежды, а ноги и вовсе босы. Впрочем, в летнюю пору обувь и не обязательна. Я и сама люблю в деревне у бабушки пробежаться босиком по душистой зеленой траве, побродить по лужам. Но мы не об этом.

  4. Чтобы написать качественный рассказ, следует составить мини-план (или расширенный – тут уж кому как легче), опираясь на который будет легче проложить сюжетную линию. План может быть, к примеру, таким:
    1. Вступление, предыстория.
    а) Погода до грозы, время года;
    б) Знакомство с детьми;
    в) Где и почему дети оказались одни?
    2. Гроза
    а) Перемена погоды;
    б) Реакция детей на природную стихию;
    в) Эмоции и переживания детей.
    3. Финал истории
    а) Благополучное укрытие
    б) Перемена погоды
    в) Настроение детей после грозы.
    Опираясь на этот план можно уже составить связный текст. Для упрощения составления истории по картине рекомендую использовать такие слова и словосочетания:
    1. Вступление, предыстория.
    Тихий летний день, легкий ветерок, пение птиц, солнечные зайчики, тихий шум листвы, переливы птичьих голосов, прекрасная погода, майское утро и т. п.
    2. Гроза
    Внезапно, серые тучи, сгустились, черные тучи, густо сбились, вдалеке, раскаты грома, сильный ветер, небрежно срывал, первые холодные капли, с силой падали, леденящий, пронизывающий, устрашающе, крепко обняла, прижала к себе, старалась успокоить, вместе легче и пр.
    3. Финал истории
    В последний момент, густо накрыл, непрекращающиеся, холодные ручейки, слегка промокшие, напуганные, в один миг, внезапно, быстро развеялись, вновь засияло, радостно запели, мокрая листва, холодные лужицы, счастливые, радостные, вместе, вдвоем, ничего не страшно.
    Ну и пример сочинения:
    Теплым июньским утром проснулась природа. Радостно шумели листья, словно приветствовали новый день, где-то в вышине птичьи трели разливались на все голоса, а пушистые подушки облаков лишь кое-где виднелись в чистой небесной синеве…
    Варвара нежно держала за руку братца. Их босые ноги уже привыкли к этой колкой тропинке, они много раз ходили по знакомой дорожке через поле в еловый лес за маслятами. И сегодня “грибная охота” удалась. Дети радостные и усталые вышли из леса.
    Ветер уже не был таким же теплым и ласковым. Утреннее солнце давно скрыли серо-черные тучи, деревья тревожно шумели листвой, первый угрожающий рев послышался совсем рядом.
    Дети ускорили шаг. Острые и колкие травинки впивались в ноги, ветер трепал волосы, словно разбушевавшийся задира, срывал косынку и всячески пытался помешать ровному детскому шагу. Первые холодные капли падали на нежные плечики. Варенька обветренными пальцами завязала передник, взяла братика на плечи и как можно быстрее побежала в сторону поселка. Страшный рев, казалось, вот-вот настигнет детей, белые молнии разрезали небо скрипучими пилами, ветер небрежно срывал с деревьев листья, ломал молодые веточки и с силой бросал в разные стороны. Варвара еще сильнее прижала Ванечку к себе и изо всех сил бросилась бежать.
    Старый дом был “маяком” деревни: он словно стоял на страже, без окон и дверей, но сделанный когда-то на совесть. Его дубовые стены не тронула даже война. Она забрала всех, кто жил здесь, оставив его сиротой на окраине поселка…
    Дети только и успели переступить порог, как ледяной дождь целым разливом упал на землю. Мокрые, уставшие, но счастливые, они молча сели к самой стене, наблюдая в открытую дверь за стихией.
    Вместе они сегодня скрывались от грозы. Варя закрыла глаза. Она вспоминала, как этот же дом, этот Сиротливый Страж, этот Маяк, укрывал их еще год назад от войны…
    Девочка улыбнулась. Прижала к себе мокрого взъерошенного Ванюшку:
    -Это гроза! Просто гроза, Ванька!
    Сиротливый страж встал сегодня на их защиту. Год назад, он расплатился своими добротными окнами, закрыв дубовыми стенами от снаряда этих детей…
    Гроза утихла. Тихий шум дождя смешался со звонкими голосами ручейков. Ваня прижался к сестре. В его молчаливых глазах был покой. Через черные тучи пробился первый луч. Варя взяла Ванечку за руку и они молча побрели домой.
    -Все хорошо, Ванька! Все у нас будет хорошо, – с улыбчивой грустью в глазах пролепетала Варька.
    Страж-Маяк стоял горд собой. Он и сегодня их укрыл. Кто ж еще защитит этих сирот, как не он?

  5. Сочинение
    по картине “Дети, бегущие от грозы”
    К. Е. Маковского


    1 вариант
    сочинения

    К. Е. Маковский – великий русский художник. Его картины наполнены
    живыми бликами солнца, создающими неповторимую игру света и тени.
    Люди, являвшиеся всегда центром внимания художника, живут на его
    полотнах яркой, насыщенной жизнью, их лица очень эмоциональны, а
    движения переданы предельно правдиво.
    На картине, о которой пойдет речь,
    мы видим двоих детей: девочку лет 10-12 и совсем маленького мальчика
    (может быть, ему 2-3 года), которого она несет на спине. Легко представить,
    что это сестра, захватившая братишку погулять на опушку леса, чтобы
    набрать немного грибов. Они пошли совсем ненадолго, и вдруг погода
    резко испортилась, налетела гроза. Сначала ребята услышали далекие
    раскаты грома, затем увидели быстро приближающуюся тучу, и вот,
    наконец, когда они уже спешили домой, подул резкий ветер, предвещающий
    близкий дождь.
    Художник очень верно передал картину русской природы: мы видим золотистое
    поле, на котором уже поспели колосья хлеба, видим равнину, убегающую
    вдаль, знакомое летнее разнотравье.
    При внимательном взгляде на одежду
    детей можно понять, что они – из крестьянской семьи. Для них обычное
    дело – все лето бегать босиком. Братик боится грозы, но не может
    быстро бежать. Личико у малыша испуганное, он смотрит прямо на зрителя,
    как бы прося о помощи. А сестра боится не только за себя, но и за
    брата, она торопится, оглядывается на близкую тучу, чтобы понять,
    удастся ли вовремя добежать до дома.
    Художнику удалось
    создать очень трогательную картину. Он заставляет зрителя сопереживать
    своим героям. В то же время, он дает надежду на счастливое завершение
    этой истории. Мостик через ручей, скорее всего, находится очень
    близко от деревни, а значит, дети успеют добежать домой до начала
    ливня.
    2 вариант
    сочинения

    Перед нами произведение известного
    русского живописца Константина Егоровича Маковского. В своем творчестве
    художник обращался к самым различным темам. Встречаются у него и
    портреты, и жанровая живопись, и изображение исторических событий.
    Но особенно притягательными, на мой взгляд, являются полотна, изображающие
    явления природы и события народной жизни, самих людей из народа.
    Одна из них — «Дети, бегущие от грозы», сочетающая в себе и зарисовку
    картин природы, и изображение внешности сельских ребятишек, и отражение
    человеческих чувств и эмоций. Рассматривая это произведение, словно
    видишь события, предшествующие запечатленному моменту, и начинаешь
    сопереживать его героям, будто вместе с ними попадаешь на этот луг
    во время грозы.
    На картине мы видим сельский пейзаж, привлекающий
    своей реалистичностью. Буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали,
    неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность. И
    тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку. А на мостике
    — сельская девочка. Она босиком, в легком платьице. Ее волосы растрепал
    ветер. Мы видим, что она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее
    на плечах младший брат, и она спешит укрыться сама и спрятать его
    от надвигающейся грозы.
    Видимо, дети ходили в лес за грибами или ягодами
    — в руках у девочки корзина. Может быть, они уже направлялись домой,
    когда в дороге их настигла гроза. Вероятно, до деревни еще далеко,
    а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться
    и переждать ливень.
    А гроза все приближается. Небо затянуто серыми грозовыми
    тучами, из которых вот-вот польется дождь. И он обещает быть сильным:
    нет ни одного просвета на небе, ни одного лучика солнца. Холодный
    ветер гнет травы и пронизывает насквозь легкую одежку. Девочка с
    опаской глядит на небо: быть может, она увидела сверкающие молнии
    или услышала раскаты грома. В ее глазах тревога. Ведь страшно и
    опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Однако больше она
    боится за своего младшего брата, за которого она в ответе. Мальчик
    совсем маленький. Его еще больше пугают приближающиеся вспышки и
    устрашающие громовые раскаты. Он, быть может, и не знает еще, что
    такое гроза и чем она может быть опасна. Но ему очень страшно. Ведь
    вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко!
    Поскорей бы добраться до дома. Но он чувствует: сестричка его спасет.
    Он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается
    к сестре всем своим маленьким тельцем.
    Напряженность сюжета художник подчеркнул умелым
    подбором угрюмых, насыщенных темных красок, нагнетающих тревожную
    атмосферу, передающих опасность ситуации, в которой оказались эти
    двое детей. Впечатление усиливается тем, что картина словно наполнена
    движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы,
    опередить ее.
    Такое впечатление произвела на меня картина К. Е.
    Маковского. И мне кажется, его творчество по праву занимает достойное
    место в ряду великих русских мастеров художественного искусства.

  6. В 1872 году Маковский К.Е. создает картину «Дети, бегущие от грозы». Он вырос в семье художников, все детство провёл в творческих кругах. Первую картину написал в пятнадцать лет.
    На переднем плане мы видим девочку и мальчика, можем предположить, что это сестра и брат. Символично над ними нависло серое грозовое облако, от которого они и бегут. Видно, что дети крестьянские, одеты просто и непримечательно, ступают босиком по деревянному мостику. На девочке платье серого цвета, из плетёного кармана которого виднеются грибы, видимо за ними и ходили ребята. Взгляд девочки устремлён чуть в сторону, она пытается опередить грозу, быть быстрые и следит, чтобы дождь не нагнал их. Она хоть и маленькая девочка, но пытается добежать с братом быстрее в укрытие, ведь мама много рассказывала ей о грозе. Она выглядит серьезной, что нехарактерно для ее образа. Пшеничные волосы девочки растрепались, платок спал на плечи – за него и держится мальчик.
    Для более быстрого передвижения, мальчик схватился за шею сестры и сидит на спине, уставший от дороги. Он в серых атласных штанах и рубахе персикового цвета. Его выделяют белоснежные волосы, которые кажутся блестящими и гладкими. Образ мальчика напоминает ангела.

  7. На картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» можно заметить, что автор много сил приложил для написания такого шедевра. За основу художник решил взять сельскую жизнь и изменчивую погоду. Картину он написал в 1872 году в Санкт-Петербурге, где постарался изобразить двух крестьянских детишек, возвращавшихся вечером из леса. Полотно выглядит немного тревожно, но смотреть на холст очень приятно. Можно заметить, что автор старался использовать светлые тона в своем произведении, а также Маковскому удалось точно передать погодные условия.
    На первый план художник решил поставить перепугавшихся детей, которые спешат успеть домой и не попасть под грозу. У маленького мальчика очень испуганное лицо, которое выражает желание малыша быстрей очутиться дома. Босоногая девочка менее обеспокоена происходящим, но все же оглядывается, боясь попасть под грозу или увидеть вспышки молний. Старшая сестра очень сильно волнуется за брата, держа его крепко, чтобы тот не упал.
    МостикБедняги оказались в таком положении, что рядом не было ни одного укрытия, а до поселка еще далеко. Я думаю, что этих детей мама отправила в лес за грибами. Ребята очень похожи друг на друга: у них одинаковые серые глаза и курносые носики, телосложения похожи, румянцы на щеках одинаковые. Я считаю, что дети почти добежали до поселка, ведь позади них уже колхозное поле, а, следовательно, им осталось пройти через старый хрупкий переброшенный через ручей деревянный мостик. Дощечка не внушает сильного доверия. Художник очень удивительно выразил тревогу на лицах детей.
    Позади ребят виднеется огромная пугающая туча, которая очень быстро заполняет все светлое небо. Все показывает, что вот-вот начнется дождь с грозой. Небо писатель изобразил во всех предгрозовых состояниях, чередуя оттенки и изображая проблески ярких лучей солнца. Стоит заметить, что автору удалось показать сильный ветер, заставляющий стебли луговых трав прижаться к земле. Посмотрев на картину можно заметить, ручей автор изобразил в темных красках, чтобы он придавал картине мрачность.
    Глядя на картину я получаю очень много эмоций и в этом мне помогают: темные, зеленые, темно-голубые тона. Если долго смотреть на картину К. Е. Маковского, то у меня открывается воображение, где девочка аккуратно переходит через ненадежный мостик, а потом они вместе с братом добираются до поселка, не попадя под дождь. Дома ребята, сделав чай, отправились смотреть за бурей из окна, а там уже небо покрылось мраком, и лишь иногда можно было заметить раскаты молний.
    Картина показывает случай, произошедший с К. Е Маковским во время очередного путешествия художника по Тамбовской губернии. Автор картины заехал в один из небольших сельских поселков, где встретил девочку, которая очень сильно ему приглянулась. На следующий день творец узнал о том, что бедняжка заболела, когда возвращалась домой с младшим братом, попав под очень сильную грозу. Тропу девочка хорошо знала. В тот день мостик очень сильно промок так, что девочка поскользнулась и упала в ручей. Брату же удалось избежать такой участи. Девочка в тот вечер воротилась вся мокрая и голос уже был охрипший. Мама, измерив температуру, поняла, что девочка простудилась.
    Эту идейную историю автор и постарался заложить в свое произведение. В заключение хочу сказать, что художник прекрасно передал эмоции детей. Я лично очень долго могу смотреть на картину К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Каждый фрагмент произведения наполнен старанием и душой автора. От картины у меня возникают лишь положительные эмоции, а иногда возникает душевное напряжение, которое потом долго не отпускает меня. Временами я даже ощущаю тот запах свежести, возникающий только перед дождем.

  8. А гроза все приближается. Небо затянуто серыми грозовыми тучами, из которых вот-вот польется дождь. И он обещает быть сильным: нет ни одного просвета на небе, ни одного лучика солнца. Холодный ветер гнет травы и пронизывает насквозь легкую одежку. Девочка с опаской глядит на небо: быть может, она увидела сверкающие молнии или услышала раскаты грома. В ее глазах тревога. Ведь страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Однако больше она боится за своего младшего брата, за которого она в ответе. Мальчик совсем маленький. Его еще больше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. Он, быть может, и не знает еще, что такое гроза и чем она может быть опасна. Но ему очень страшно. Ведь вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко! Поскорей бы добраться до дома. Но он чувствует: сестричка его спасет. Он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается к сестре всем своим маленьким тельцем.
    Напряженность сюжета художник подчеркнул умелым подбором угрюмых, насыщенных темных красок, нагнетающих тревожную атмосферу, передающих опасность ситуации, в которой оказались эти двое детей. Впечатление усиливается тем, что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.
    Такое впечатление произвела на меня картина К. Е. Маковского. И мне кажется, его творчество по праву занимает достойное место в ряду великих русских мастеров художественного искусства.

  9. 9
    Текст добавил: Ужасный спай

    Передо мной произведение знаменитого художника, живописца К. Е. Маковского. В своих картинах, он обращается к разным темам. Есть у него и портреты и живопись, и воспроизводит на полотне исторические события, но особенно хорошо, на мой взгляд, ему удается изобразить природу и быт людей. Одной из таких картин является «Дети, бегущие от грозы», которая сочетает в себе зарисовку природы и внешность деревенских детей, их чувств и эмоций. Глядя на эту картину будто видишь, что произошло до ее написания и после, проникаешь к героем сочувствием и сопереживанием. Попадаешь вместе с ними, или становишься одним из них на этом лугу во время грозы.
    На полотне очень реалистично изображена сельская местность Луг, трава, леса, дали, все это притягивает взгляд. Тоненький мостик, на котором изображена деревенская девчушка, босиком в тонком платье. Волосы растрепаны от ветра. Он сама еще не взрослая, а держит на своих плечах брата, спешит укрыться и спрятать его от грозы.
    Я могу предположить, что дети ходили в лес по грибы или ягоды, так как девочка в руках держит корзинку. И вероятнее всего они уже шли в сторону дома, как их внезапно настигла гроза. По близости мы видим, что нет укрытия, а до дома наверно им далеко. Им негде спрятаться от грозы.
    Небо затянуло тучами, и вот, вот скоро хлынет дождь, который будет длиться долго. На небе не видно ни одного окошка с просветлением. Ветер нагибает траву и пронизывает тонкую одежонку детей. Девочка со страхом вглядывается в небо, наверно она увидела сверкнувшую молнию, а значит сейчас, громыхнет гром. Ее брат совсем маленький и может напугаться такой природной стихии. Им всем страшно, и они мечтаю скорее попасть домой. Но в глазах мальчика видно, что он уверен что сестра оберегает его, и все будет хорошо. Он прижимается к ней. Картина заставляет сопереживать и проникнуться к героем любовью и трепетом. Отношение сестры к брату вызывает у меня восторг.

    Случайные записи

    Рассказ по картине Шишкина
    «Тройка» В. Перова
    Телефон с защитой

  10. Константин Егорович Маковский родился в семье известного деятеля искусств, основателя Московского художественного училища, унаследовал от родителей музыкальные и изобразительные способности. Став художником, работал в разных жанрах, в том числе в жанре повседневного быта, в котором написана картина «Дети, бегущие от грозы». Создана картина в 1872 году. Среди картин на тему крестьянского быта это полотно выделяется особой эмоциональной выразительностью.
    Сюжет прост: крестьянские дети ходили в лес за грибами, но погода преподнесла им сюрприз. Как часто бывает летом, неожиданно набежали тучки, подул ветер, в воздухе запахло грозой. Испуганные дети поспешили возвратиться домой. Младший братишка слишком мал, чтобы быстро передвигаться, пришлось старшей сестре посадить его на спину и придерживать руками, рассчитывая только на собственные силы. Ходить в лес за грибами и ягодами для сельских жителей — привычное занятие, с малых лет крестьяне жили в тесном слиянии с окружающей природой, добывая и пользуясь её дарами. Вот и эти ребятишки насобирали грибов, которые жалко стало бросать, поэтому старшая сестра соорудила из фартука подобие сумки, подвязав концы. Из подберёзовиков получится вкусный суп или другое блюдо для всей семьи.
    Лето на картине во второй половине, ближе к концу. Уже пошли грибы, вдали виднеется поле со спелым зерном, оно выделяется жёлтым цветом, можно заметить цветущее разнотравье и распустившиеся кувшинки в воде. Ветер довольно-таки сильный, травы гнутся до земли. Кажется, что ветер как бы подгоняет, детей, дует им в спину, призывая поторопиться. Небо раскрашено во все оттенки синего: от светло-голубого до темно-фиолетового.
    Где-то сгустились тучи, где-то просвечивает солнце, ярким пятном падая на поле с созревшей пшеницей и окрашивая траву в изумрудно-зелёный цвет. О приближении грозы говорит отсутствие птиц в небе, они заблаговременно спрятались. Дорога детей пролегает через дощатый мосток, перекинутый через ручей. Мостик хлипкий, из двух толстых досок. Доска, по которой ступает девочка, прогнулась. Телега по нему не проедет, видимо, мостик перекинули, чтобы ходить в лес. Ручей мелкий, вода в нем тёмная, непрозрачная. Ряска у берега затянула листья кувшинки, как бывает в августе.
    Дети, изображённые на холсте, из крестьянской семьи. Ноги у детей босые, так всё лето ходили в деревне, чтобы беречь обувь. На старшей сестре — обычная крестьянская одежда: немаркий сарафан темно-синего цвета, холщовая сорочка с закатанными рукавами, фартук, как обязательный атрибут костюма деревенских женщин. На голове — цветастый платок, сбившийся с головы, ветер треплет его концы. Волосы пшеничного света, длинные, забраны под платок, но ветер растрепал их и девочка не поправляет причёску, руки её заняты. На шее подростка висят незамысловатые бусы и такие же серьги в ушах, подчёркивающие, что девочка считает себя взрослой девушкой, поэтому украшения ей необходимы. Карие глаза, курносый нос и светлые волосы у детей подтверждают их родство. Только у младшего брата они выцвели за лето на солнце и приобрели соломенный оттенок. Подстрижены волосики неумелой рукой, чтобы не мешали малышу и не доставляли хлопот старшим. На ребёнке то ли тёмненькая юбчонка и розоватая кофточка, доставшиеся от старшей сестры, то ли короткие штанишки и курточка. Крестьяне, особенно бедные, одевали детей в то, что можно носить. Мальчик совсем маленький, на ручках ещё заметны перетяжки, пальчики пухленькие, да и щёчки младенческие.
    Маковский запечатлел момент, когда на ходу старшая девочка оглядывается посмотреть на небо, в котором сгущаются тучи и, возможно, сверкнула молния или прогремел гром. Деревенские жители всегда боялись грома, считая, что боги гневаются. Вымокнуть под дождём не хотелось, так как одежда могла испачкаться и испортиться, а её приходилось беречь бедным крестьянам. Поэтому дети заторопились домой. Младший братик выглядит уставшим, испуганным, он прижался к старшей сестре и крепко держит её за шею ручками. У старшей девочки на лице не испуг, скорее опасение и тревожный расчёт. Она прикидывает, успеют ли они добраться домой до начала дождя.
    Брови нахмурены, взгляд сосредоточен, она понимает, что на ней ответственность за младшего братишку. Наводит на размышление мысль, почему дети боятся грозы, но не побоялись уйти одни в лес, так далеко от дома? В лесу можно встретить плохих людей, которые могут обидеть, можно столкнуться с опасным зверем: медведем, волком, кабаном, попасть в болото, провалиться в яму, просто заблудиться. Может быть, было нужно набрать грибов, чтобы приготовить обед. Или так принято было в деревне в те времена, дети росли, не отделяя себя от окружающей среды — лес и река были частью их жизни, они приспосабливались друг к другу. Природа учила и воспитывала детей, приобщая их к своим богатствам. Поэтому ребята одни были в лесу, и только приближающаяся гроза прогнала их, заставила вернуться домой. Художнику замечательно удалось отразить на холсте все эмоции детей, гармонию стихийного явления и людских чувств, поэтому изображённое надолго притягивает взгляд и не отпускает от себя.
    Выставляется картина в Третьяковской галерее в Москве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *