Сочинение на тему как изменилась жизнь на руси после крещения 4 класс

10 вариантов

  1. С Крещением Руси на Руси вместе с просвещением ее светом христианства появляется «учение грамоте» и «учение книжное». Перевод священных книг, написание исторических, художественных, педагогических книг, согласованные действия князей и духовной власти по просвещению населения обеспечили широкое распространение грамотности и более высокого образования на Руси в домонгольский период, результатом чего стал расцвет древнерусской культуры.
    К X веку на Руси складывается ситуация, когда необходимым является введение обязательного элементарного образования. Причины этого историки видят в том, что в это время был составлен славянский алфавит, а этнографическое единство славянских племен помогло распространению письменности. Основной причиной чаще всего называют введение христианства на Руси и перевод с греческого на русский Священного Писания и других книг. Новая вера, которая была выбрана Владимиром, должна была быть принята всем народом. Поэтому первые училища на Руси были открыты князем Владимиром по совету митрополита Михаила. В доказательство этих фактов можно привести летописные свидетельства, где говорится о том, что первые училища являлись не только учебными, но и воспитательными учреждениями. Используя летописи, характеризующие жизнь Новгорода, можно сделать вывод о том, что грамотность стала неотъемлемой частью русских городов.
    Д. С. Лихачев в своих работах доказывает высокий уровень развития культуры, литературы и просвещения на Руси. Основной причиной, повлекшей за собой культурный переворот, он считает введение единой письменности. Письменность нужна была для развития государственного аппарата, торговли, для частной переписки. Христианство, в отличие от язычества, было религией с высокоразвитой письменностью, поэтому его введение повлекло за собой культурный переворот.
    Таким образом, на этом этапе развития государства и просвещения роль Православной церкви можно считать основополагающей для развития и становления первых учебных заведений.
    Несмотря на неблагоприятные условия для развития образования русская школа, руководимая духовенством, продолжала существовать и в период монголо-татарского нашествия. Особенно усилилась роль монастырей, при которых сохранились школы.
    После введения христианства в Древней Руси начинают осуществлять новые подходы к проблемам нуждающихся, строящиеся на основе греческих церковных законоположений, но при этом традиции и обычаи предков еще много веков служат для разрешения всевозможных споров и тяжб. С образованием российской государственности появляются царские указы, регламентирующие отношения церкви и государства, отдельных категорий нуждающихся и власти. В 1551 году в Стоглаве появляется не только статья о нищепитательстве, но и ряд статей, регулирующих жизнедеятельность различных слоев общества: людей церкви, странников, вдов, “бельцов”, нищих.
    Появляются законы, направленные на упорядочение связей и отношении разнообразных групп населения в период массового голода, эпидемий.
    В Х-ХШ вв. происходит изменение направления помощи. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных принципов интеграции и новых форм поддержки и защиты нуждающихся. Внешняя экспансия христианского мира внесла свои коррективы в трансформацию общественных отношений, что нашло отражение в княжеской защите и попечительстве, в церковно-монастырской поддержке, приходской системе помощи.

  2. С Крещением Руси на Руси вместе с просвещением ее светом христианства появляется «учение грамоте» и «учение книжное». Перевод священных книг, написание исторических, художественных, педагогических книг, согласованные действия князей и духовной власти по просвещению населения обеспечили широкое распространение грамотности и более высокого образования на Руси в домонгольский период, результатом чего стал расцвет древнерусской культуры.
    К X веку на Руси складывается ситуация, когда необходимым является введение обязательного элементарного образования. Причины этого историки видят в том, что в это время был составлен славянский алфавит, а этнографическое единство славянских племен помогло распространению письменности. Основной причиной чаще всего называют введение христианства на Руси и перевод с греческого на русский Священного Писания и других книг. Новая вера, которая была выбрана Владимиром, должна была быть принята всем народом. Поэтому первые училища на Руси были открыты князем Владимиром по совету митрополита Михаила. В доказательство этих фактов можно привести летописные свидетельства, где говорится о том, что первые училища являлись не только учебными, но и воспитательными учреждениями. Используя летописи, характеризующие жизнь Новгорода, можно сделать вывод о том, что грамотность стала неотъемлемой частью русских городов.
    Д. С. Лихачев в своих работах доказывает высокий уровень развития культуры, литературы и просвещения на Руси. Основной причиной, повлекшей за собой культурный переворот, он считает введение единой письменности. Письменность нужна была для развития государственного аппарата, торговли, для частной переписки. Христианство, в отличие от язычества, было религией с высокоразвитой письменностью, поэтому его введение повлекло за собой культурный переворот.
    Таким образом, на этом этапе развития государства и просвещения роль Православной церкви можно считать основополагающей для развития и становления первых учебных заведений.
    Несмотря на неблагоприятные условия для развития образования русская школа, руководимая духовенством, продолжала существовать и в период монголо-татарского нашествия. Особенно усилилась роль монастырей, при которых сохранились школы.
    После введения христианства в Древней Руси начинают осуществлять новые подходы к проблемам нуждающихся, строящиеся на основе греческих церковных законоположений, но при этом традиции и обычаи предков еще много веков служат для разрешения всевозможных споров и тяжб. С образованием российской государственности появляются царские указы, регламентирующие отношения церкви и государства, отдельных категорий нуждающихся и власти. В 1551 году в Стоглаве появляется не только статья о нищепитательстве, но и ряд статей, регулирующих жизнедеятельность различных слоев общества: людей церкви, странников, вдов, “бельцов”, нищих.
    Появляются законы, направленные на упорядочение связей и отношении разнообразных групп населения в период массового голода, эпидемий.
    В Х-ХШ вв. происходит изменение направления помощи. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных принципов интеграции и новых форм поддержки и защиты нуждающихся. Внешняя экспансия христианского мира внесла свои коррективы в трансформацию общественных отношений, что нашло отражение в княжеской защите и попечительстве, в церковно-монастырской поддержке, приходской системе помощи.

  3. С Крещением Руси на Руси вместе с просвещением ее светом христианства появляется «учение грамоте» и «учение книжное». Перевод священных книг, написание исторических, художественных, педагогических книг, согласованные действия князей и духовной власти по просвещению населения обеспечили широкое распространение грамотности и более высокого образования на Руси в домонгольский период, результатом чего стал расцвет древнерусской культуры.
    К X веку на Руси складывается ситуация, когда необходимым является введение обязательного элементарного образования. Причины этого историки видят в том, что в это время был составлен славянский алфавит, а этнографическое единство славянских племен помогло распространению письменности. Основной причиной чаще всего называют введение христианства на Руси и перевод с греческого на русский Священного Писания и других книг. Новая вера, которая была выбрана Владимиром, должна была быть принята всем народом. Поэтому первые училища на Руси были открыты князем Владимиром по совету митрополита Михаила. В доказательство этих фактов можно привести летописные свидетельства, где говорится о том, что первые училища являлись не только учебными, но и воспитательными учреждениями. Используя летописи, характеризующие жизнь Новгорода, можно сделать вывод о том, что грамотность стала неотъемлемой частью русских городов.
    Д. С. Лихачев в своих работах доказывает высокий уровень развития культуры, литературы и просвещения на Руси. Основной причиной, повлекшей за собой культурный переворот, он считает введение единой письменности. Письменность нужна была для развития государственного аппарата, торговли, для частной переписки. Христианство, в отличие от язычества, было религией с высокоразвитой письменностью, поэтому его введение повлекло за собой культурный переворот.
    Таким образом, на этом этапе развития государства и просвещения роль Православной церкви можно считать основополагающей для развития и становления первых учебных заведений.
    Несмотря на неблагоприятные условия для развития образования русская школа, руководимая духовенством, продолжала существовать и в период монголо-татарского нашествия. Особенно усилилась роль монастырей, при которых сохранились школы.
    После введения христианства в Древней Руси начинают осуществлять новые подходы к проблемам нуждающихся, строящиеся на основе греческих церковных законоположений, но при этом традиции и обычаи предков еще много веков служат для разрешения всевозможных споров и тяжб. С образованием российской государственности появляются царские указы, регламентирующие отношения церкви и государства, отдельных категорий нуждающихся и власти. В 1551 году в Стоглаве появляется не только статья о нищепитательстве, но и ряд статей, регулирующих жизнедеятельность различных слоев общества: людей церкви, странников, вдов, “бельцов”, нищих.
    Появляются законы, направленные на упорядочение связей и отношении разнообразных групп населения в период массового голода, эпидемий.
    В Х-ХШ вв. происходит изменение направления помощи. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных принципов интеграции и новых форм поддержки и защиты нуждающихся. Внешняя экспансия христианского мира внесла свои коррективы в трансформацию общественных отношений, что нашло отражение в княжеской защите и попечительстве, в церковно-монастырской поддержке, приходской системе помощи.
    только вот такой у меня нашелся……

  4. Крещением Руси на Руси вместе с просвещением ее светом христианства появляется “учение грамоте” и “учение книжное”. Перевод священных книг, написание исторических, художественных, педагогических книг, согласованные действия князей и духовной власти по просвещению населения обеспечили широкое распространение грамотности и более высокого образования на Руси в домонгольский период, результатом чего стал расцвет древнерусской культуры.
    К X веку на Руси складывается ситуация, когда необходимым является введение обязательного элементарного образования. Причины этого историки видят в том, что в это время был составлен славянский алфавит, а этнографическое единство славянских племен помогло распространению письменности. Основной причиной чаще всего называют введение христианства на Руси и перевод с греческого на русский Священного Писания и других книг. Новая вера, которая была выбрана Владимиром, должна была быть принята всем народом. Поэтому первые училища на Руси были открыты князем Владимиром по совету митрополита Михаила. В доказательство этих фактов можно привести летописные свидетельства, где говорится о том, что первые училища являлись не только учебными, но и воспитательными учреждениями. Используя летописи, характеризующие жизнь Новгорода, можно сделать вывод о том, что грамотность стала неотъемлемой частью русских городов.
    Д. С. Лихачев в своих работах доказывает высокий уровень развития культуры, литературы и просвещения на Руси. Основной причиной, повлекшей за собой культурный переворот, он считает введение единой письменности. Письменность нужна была для развития государственного аппарата, торговли, для частной переписки. Христианство, в отличие от язычества, было религией с высокоразвитой письменностью, поэтому его введение повлекло за собой культурный переворот.

  5. Автор – Потапов Александр Сергеевич.
    Ученик 9 класса МКОУ «Бережковская ООШ»
    Учитель – куратор – Живцова Наталья Николаевна
    Сочинение
    Крещение Руси. Князь Владимир.
    Князь Владимир был сыном Святослава от рабыни его матери Ольги по имени Малуша. Он сыграл в судьбе русского народа совершенно особую роль: именно ему удалось обратить в христианство Древнюю Русь и сделать Православие государственной религией.
    Сам Владимир пришел к христианству не сразу. Этот путь был для него очень долог и тяжел. Но вера после крещения совершенно преобразили этого человека. Народ прозвал своего великого правителя Владимиром Красное Солнышко.
    Будучи сыном ключницы,  он был среди княжеских сыновей на второстепенном положении.  Находясь в Новгороде, среди языческого окружения, Владимир сформировался не только как убежденный язычник, но и как враг тех людей, которые постоянно принижали его в Киеве. Он обладал сильным характером, большим умом, неукротимой волей. Уходя в поход, его отец Святослав оставил в качестве наместников своих сыновей. Старшего сына Ярополка он оставил княжить в Киеве, второго сына Олега отправил управлять древлянской землей, третьего сына – Владимира послал вместе с его дядей Добрыней руководить Новгородом. После  гибели Святослава власть в Киеве взял его старший сын Ярополк. Но вскоре появились грозные признаки распада государства. Противниками Киева выступили древляне. Они сплотились вокруг 13- летнего князя Олега, брата Ярополка. Ярополк двинул войско в древлянскую землю, и древляне в очередной раз потерпели поражение. Погиб и юный князь Олег. Получив весть о гибели брата, младший сын Святослава Владимир бежал из Новгорода «за море» к варягам. Ярополк послал в этот город своего наместника. Русь была объединена, но только на время. Ярополк был воспитан Ольгой и тяготел к христианству. И поэтому Владимир выбирает путь борьбы за власть, опираясь на язычников. Два с лишним года Владимир был в чужих краях, а когда появился под стенами Новгорода, то вел за собой сильную варяжскую дружину. Он быстро восстановил свою власть в городе и приступил к подготовке похода на юг. Совсем молодой человек в достижении цели проявляет завидное упорство и неистовство. Наконец Владимир двинул войска на Киев. По дороге он овладел Полоцком, где убил княжившего там варяга Рогволда и его сыновей, а дочь Рогнеду насильно взял в жены. Положение Ярополка в Киеве становится все более шатким. Да и сама дружина Великого князя недолюбливала его за покровительство христианам. Назревал заговор, Владимир воспользовался ситуацией. Изменники уговаривали  князя Ярополка оставить Киев под предлогом, что среди киевлян зреет заговор в пользу Владимира. Ярополк бежал из Киева, а потом по совету тех же тайных доброжелателей явился к брату на переговоры. Едва он вошел в палату, как телохранители Владимира пронзили его мечами. Таким образом, в 980 году Владимир стал единоличным правителем Руси. Своей победе он был обязан во многом язычникам. Поэтому, захватив власть, он в первую очередь воздал благодарность языческим богам и тем самым еще больше укрепил язычество. Неподалеку от великокняжеского дворца Владимир приказал поставить новые статуи языческим богам во главе с Перуном. При Владимире в жертву Перуну, впервые за долгие годы, были принесены живые люди. Казалось, что язычеству на Руси не будет конца.
    Сам Владимир вел себя как убежденный и жестокий язычник. Он взял себе в качестве еще одной жены супругу своего брата, которая ждала ребенка. Летописец характеризовал Владимира в первые годы его правления как нравственно распущенного человека, «женолюбца». Впоследствии у Владимира было четыре законных жены и множество наложниц. Владимир резко пресекал попытки завоеванных народов прекратить единство Русской земли. Вятичи и радимичи, когда Владимир был занят междоусобицами, отказались подчиняться Киеву, за что жестоко поплатились. Чтобы укрепить свою власть, он, как и его отец, посылал своих сыновей в качестве наместников в разные племенные княжества. Продолжал Владимир и активную внешнюю политику. При нем обозначилось новое направление его интересов – западное. Во всех своих делах он был расчетлив и жесток. Но его сильная натура, преданность своей дружине, любовь к отечеству уже  и в эти годы воспевались во множестве легенд о нем. В легендах  мы видим  щедрого и заботливого охранителя русской дружины,  человека, преданного своим товарищам. Он часто совещался со своими соратниками и дружиной об устройстве страны, о ее законах, военных делах, давал дружинникам пиры. А однажды, услыхав, что дружинники недовольны своими деревянными ложками, приказал выковать для них ложки из серебра и заявил: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра».
    Одним из важнейших государственных решений Владимира стало решение о крещении Руси. К этому времени христианство уже широко распространилось на Руси. И хотя язычество еще было очень сильно, Владимир решается на этот шаг. Как дальновидный политик, он понимает, что новая религия  необходима по целому ряду исторических причин. Во-первых, единому государству с одним великим князем нужен один всемогущий Бог. Во-вторых, христианство распространилось по всей Европе, и Русь не должна была оставаться языческой окраиной. В-третьих, приобщение к христианству открывало возможность в развитии культуры, письменности и возможность взаимодействия с другими странами.
    Летопись рассказывает, что к князю Владимиру приходили разные проповедники, расхваливая каждый свою веру. Первыми прибыли послы от волжских болгар, принявших магометанство. Описание мусульманского рая с многочисленными женщинами пленило воображение князя, но обрезание показалось отвратительным, а запрещение пить вино – безрассудным. Немецким католикам он сказал: «Идите обратно; отцы наши не приняли веры от папы». Иудеев он спросил, где их Отечество. На что они ответили, что Бог расселил их по чужим землям, разгневавшись на них. Он возмутился со словами: «Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего Отечества». Наконец, безымянный греческий философ рассказал князю о содержании Ветхого и Нового Заветов и развернул полотно, на котором изображалась картина страшного суда, ужаснувшая князя. Вздохнув, он произнес: «Благо добродетельным, и горе злым!»
    В 987 году князь Владимир собрал бояр и городских старцев и объявил им обо всех предложениях послов, прося совета. Бояре и старцы отвечали: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если  хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу».  И отправил князь десять благоразумных мужей в разные страны. Вернувшись, послы говорили о скудных храмах, унылом молении и печальных лицах магометан, о лишенных величия службах католиков. Только по поводу греческой веры послы сказали, что «… ввели нас туда, где они служат Богу своему, и не знали – на земле или на небе мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом…» Бояре же говорили: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была наимудрейшей из всех людей»
    Владимир решил принять веру греческую – православную, но обращаться к Византии гордый князь не хотел. Завоевав город Херсонес, князь Владимир объявил через послов византийским императорам Василию и Константину, что желает жениться на их сестре, юной царевне Анне, а в случае отказа возьмет Константинополь. Императорам пришлось согласиться. Но христианка не могла стать женой язычника, даже если он – князь мощного и процветающего государства. Владимир должен был принять Таинство Крещения и отпустить своих прежних жен, что он и обещал сделать.
    Царевну Анну  отправили на корабле в Херсонес. В летописи говорится, что Владимир к тому времени разболелся глазами и ничего не видел. Анна убедила его в необходимости немедленно креститься. Как только святитель возложил на него руку, князь прозрел, а дружинники, пораженные чудом, крестились вместе с князем. Князь в  крещении принял имя Василий.  Женившись на Анне, Владимир возвращается на Русь, взяв с собой иереев и священные книги, вернув Херсонес Византии.  Теперь просветившись светом Святого Евангелия, князь спешил привести к вере свой народ. Сначала он приказал истребить всех кумиров и идолов. После разорения языческих святилищ Владимир приказал крестить весь народ в водах Днепра и других рек. На месте бывших капищ и треб стали строить христианские храмы. Великий князь Владимир построил  в Киеве церковь Святого Василия на том месте, где стоял знаменитый Перун. Он призвал из Константинополя зодчих для строительства храма в честь Пресвятой богородицы там, где в 983 году по его приказу были принесены в жертву Перуну варяг Федор и его юный сын Иоанн.
    Сам князь после крещения совершенно преобразился и внутренне и внешне, в жизни бывшего буйного князя – язычника произошли глубокие перемены. Он по-настоящему стал христианином, человеком глубоко верующим. Он теперь боялся причинить зло людям, поэтому брал оружие в руки только для защиты Отечества. На княжеском дворе он устраивал по праздникам угощение для всего народа. А больным велел развозить хлеб, мясо, мед по домам. Эти трапезы вводились и других городах княжества. Всю свою оставшуюся жизнь князь старался прожить так, как это достойно христианина. Он стал добрым и мудрым правителем и духовным вождем для своих подданных.
    Христианство на Руси способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры. При церквях и монастырях открывались школы и библиотеки, трудились летописцы, переписчики и переводчики. Создавались мастерские иконописи. Искренняя вера в Бога помогала укреплять семью на Руси. Стали уходить из жизни дикие законы многоженства. Вера в Бога воспитывала почитание родителей, почитание власти. Всем этим Русь была обязана князю Владимиру.
    Церковь причислила Владимира к лику святых, равных апостолам. День памяти равноапостольного князя Владимира отмечается всем православным  народом 28 июля.

  6. С Крещением Руси на Руси вместе с просвещением ее светом христианства появляется “учение грамоте” и “учение книжное”. Перевод священных книг, написание исторических, художественных, педагогических книг, согласованные действия князей и духовной власти по просвещению населения обеспечили широкое распространение грамотности и более высокого образования на Руси в домонгольский период, результатом чего стал расцвет древнерусской культуры. К X веку на Руси складывается ситуация, когда необходимым является введение обязательного элементарного образования. Причины этого историки видят в том, что в это время был составлен славянский алфавит, а этнографическое единство славянских племен помогло распространению письменности. Основной причиной чаще всего называют введение христианства на Руси и перевод с греческого на русский Священного Писания и других книг. Новая вера, которая была выбрана Владимиром, должна была быть принята всем народом. Поэтому первые училища на Руси были открыты князем Владимиром по совету митрополита Михаила. В доказательство этих фактов можно привести летописные свидетельства, где говорится о том, что первые училища являлись не только учебными, но и воспитательными учреждениями. Используя летописи, характеризующие жизнь Новгорода, можно сделать вывод о том, что грамотность стала неотъемлемой частью русских городов. Д. С. Лихачев в своих работах доказывает высокий уровень развития культуры, литературы и просвещения на Руси. Основной причиной, повлекшей за собой культурный переворот, он считает введение единой письменности. Письменность нужна была для развития государственного аппарата, торговли, для частной переписки. Христианство, в отличие от язычества, было религией с высокоразвитой письменностью, поэтому его введение повлекло за собой культурный переворот.
    Таким образом, на этом этапе развития государства и просвещения роль Православной церкви можно считать основополагающей для развития и становления первых учебных заведений. Несмотря на неблагоприятные условия для развития образования русская школа, руководимая духовенством, продолжала существовать и в период монголо-татарского нашествия. Особенно усилилась роль монастырей, при которых сохранились школы. После введения христианства в Древней Руси начинают осуществлять новые подходы к проблемам нуждающихся, строящиеся на основе греческих церковных законоположений, но при этом традиции и обычаи предков еще много веков служат для разрешения всевозможных споров и тяжб. С образованием российской государственности появляются царские указы, регламентирующие отношения церкви и государства, отдельных категорий нуждающихся и власти. В 1551 году в Стоглаве появляется не только статья о нищепитательстве, но и ряд статей, регулирующих жизнедеятельность различных слоев общества: людей церкви, странников, вдов, “бельцов”, нищих. Появляются законы, направленные на упорядочение связей и отношении разнообразных групп населения в период массового голода, эпидемий. происходит изменение направления помощи. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных принципов интеграции и новых форм поддержки и защиты нуждающихся. Внешняя экспансия христианского мира внесла свои коррективы в трансформацию общественных отношений, что нашло отражение в княжеской защите и попечительстве, в церковно-монастырской поддержке, приходской системе помощи.

  7. Муниципальное общеобразовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательная школа имени И.Е.Кулакова»
    с.Приуральское
    Сочинение – эссе на тему
    «Значение принятия Русью христианства и влияние этого шага на различные сферы жизнедеятельности древнерусского государства»
    Автор:  Цыкунов Сергей, обучающийся 6 класса
    Учитель истории : Степаненко Татьяна Леонидовна
    2014г.
    Сочинение – эссе на тему
    «Значение принятия Русью христианства и влияние этого шага на различные сферы жизнедеятельности древнерусского государства»
    Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени.  Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.
    Владимир вошёл в историю как князь-креститель. Попытавшись реформировать и унифицировать язычество ( 980 г.) «и стал Владимир княжить в Киеве, один и поставил кумиры на холме за теремным двором : деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля русская и холм тот…» ( Из «Повести временных лет»)  и не преуспев в этом, в 988-989 г. князь крестился сам и заставил креститься Русь.
    М.Н. Карамзин о Владимире: « главное право его на вечную память и благодарность состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры…» Я согласен с оценкой М.Н. Карамзина.
    В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный – один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.
    Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.
    На мой взгляд, христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества. Исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия. На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности, способствовало духовному развитию человека.  В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса.
    Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала уважение к власти, т. к. “несть власти не от Бога”, воспитывала терпимость к ближнему.
    Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.
    Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства.
    Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира.

  8. 8
    Текст добавил: Полина Кулыгина

    С Крещением Руси на Руси вместе с просвещением ее светом христианства появляется “учение грамоте” и “учение книжное”. Перевод священных книг, написание исторических, художественных, педагогических книг, согласованные действия князей и духовной власти по просвещению населения обеспечили широкое распространение грамотности и более высокого образования на Руси в домонгольский период, результатом чего стал расцвет древнерусской культуры.
    К X веку на Руси складывается ситуация, когда необходимым является введение обязательного элементарного образования. Причины этого историки видят в том, что в это время был составлен славянский алфавит, а этнографическое единство славянских племен помогло распространению письменности. Основной причиной чаще всего называют введение христианства на Руси и перевод с греческого на русский Священного Писания и других книг. Новая вера, которая была выбрана Владимиром, должна была быть принята всем народом. Поэтому первые училища на Руси были открыты князем Владимиром по совету митрополита Михаила. В доказательство этих фактов можно привести летописные свидетельства, где говорится о том, что первые училища являлись не только учебными, но и воспитательными учреждениями. Используя летописи, характеризующие жизнь Новгорода, можно сделать вывод о том, что грамотность стала неотъемлемой частью русских городов.
    Д. С. Лихачев в своих работах доказывает высокий уровень развития культуры, литературы и просвещения на Руси. Основной причиной, повлекшей за собой культурный переворот, он считает введение единой письменности. Письменность нужна была для развития государственного аппарата, торговли, для частной переписки. Христианство, в отличие от язычества, было религией с высокоразвитой письменностью, поэтому его введение повлекло за собой культурный переворот.
    Таким образом, на этом этапе развития государства и просвещения роль Православной церкви можно считать основополагающей для развития и становления первых учебных заведений.
    Несмотря на неблагоприятные условия для развития образования русская школа, руководимая духовенством, продолжала существовать и в период монголо-татарского нашествия. Особенно усилилась роль монастырей, при которых сохранились школы.
    После введения христианства в Древней Руси начинают осуществлять новые подходы к проблемам нуждающихся, строящиеся на основе греческих церковных законоположений, но при этом традиции и обычаи предков еще много веков служат для разрешения всевозможных споров и тяжб. С образованием российской государственности появляются царские указы, регламентирующие отношения церкви и государства, отдельных категорий нуждающихся и власти. В 1551 году в Стоглаве появляется не только статья о нищепитательстве, но и ряд статей, регулирующих жизнедеятельность различных слоев общества: людей церкви, странников, вдов, “бельцов”, нищих.
    Появляются законы, направленные на упорядочение связей и отношении разнообразных групп населения в период массового голода, эпидемий.
    В Х-ХШ вв. происходит изменение направления помощи. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных принципов интеграции и новых форм поддержки и защиты нуждающихся. Внешняя экспансия христианского мира внесла свои коррективы в трансформацию общественных отношений, что нашло отражение в княжеской защите и попечительстве, в церковно-монастырской поддержке, приходской системе помощи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *