Сочинение на тему как мы пишем изложение 6 класс

8 вариантов

  1. Василий
    Зачем надо уметь писать изложения?
    Каждый человек стремится быть культурным. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли — это речевая культура. Мы учимся правильной речи и во время работы над изложением, так как, упражняясь в изложении живой устной речи, мы овладеваем живым русским языком.
    Работая над изложениями по произведениям художественной литературы, запоминая речь людей, великолепно владеющих русским языком, вы научитесь отбирать слова, строить предложения, правильно их произносить и писать.
    В процессе изложения текста ученик постоянно обращается к своему словарному запасу, который активно пополняется новыми словами и понятиями, а также происходит эмоциональное восприятие и обогащение речи. Изложения учат воспринимать речь на слух. Они обучают слушанию как деятельности.
    Изложения учат запоминать. Учёными доказано: если текст специально не заучивать, он удерживается в памяти примерно десять секунд. Что же делать, если информация «стирается» так быстро? Чтобы содержание текста запомнилось и стало понятным, текст нужно проанализировать. Именно это мы и учимся делать, когда пишем изложения. Изложения помогают активизировать мыслительную деятельность, развивают логику, память, творческие способности и, конечно, речь. А развитая речь — это основа уверенности и успеха.
    >Изложения с творческим заданием не менее ценны чем сочинения, и к тому же они помогают в обучении сочинению. Творческое задание написать продолжение или начало к предложенному тексту, по существу, является заданием написать маленькое сочинение на заданную тему.

  2. Изложение как вид письменной работы занимает промежуточное положение между диктантом и сочинением.
    Изложение — это работа по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, а также его художественно-стилистических особенностей.
    По характеру текстового материала выделяется несколько типов изложений:
    · Повествовательное (с сюжетным, фабульным содержанием)
    · Описательное (или с элементами описания)
    · Изложение-рассуждение (или с элементами рассуждения)
    Обычно в текстах наблюдается сочетание нескольких типов. Так, в повествовательный текст нередко включаются элементы описания, в описательных текстах зачастую присутствует рассуждение, а в изложениях-рассуждениях бывает порой и описание, и повествование. Очень важно уметь выделить из текста тот или иной вид изложения, так как каждому из них присущи свои особенности.
    Повествовательное, или сюжетное, изложение — наиболее простой вид работы. В нем может идти речь о происходящих событиях, о жизни людей (или городов, стран и т. п.), о характере какого-либо рода деятельности и т. д. Повествование бывает обычно художественное, но возможно и чисто информативное. Главным в повествовательном изложении являются сведения о сменяющих друг друга событиях.
    Типичная погрешность повествований — неоправданное повторение слов в исходной части высказывания, содержащей однотипную информацию. Чтобы избежать этого, следует обратить внимание на то, как авторы-профессионалы обходятся без повторения слов, указывающих на действующее лицо или на последовательность событий. Нужно иметь в виду определенную закономерность в использовании глагольных форм. Так, передать смену действий, подчеркнуть их последовательность, достижение результата позволяют глаголы прошедшего времени совершенного вида, им следует отдать предпочтение. Однако глаголы несовершенного вида также нужны: они дают возможность подчеркнуть длительность отдельных действий; глаголы настоящего времени представляют события как бы происходящими на глазах читателя; формы будущего времени (как крикнет! как вскочит! как побежит!) передают стремительность, неожиданность того или иного действия.
    Чтобы успешно справиться с повествовательным текстом, нужно уточнить его тему и основную мысль (иногда она заключена в заглавии текста). Потом нужно выявить микротемы и постараться озаглавить каждую из них. Работа над изложением систематизируется, если абитуриент ответит для себя на следующие вопросы:
    1. Есть ли в каждом из фрагментов сведения, без которых все последующее повествование будет непонятным?
    2. Какие детали происходящего важны для развития действия, для раскрытия основной мысли, а какие можно опустить? Почему?
    3. Как мысль, выраженную в каждом фрагменте, сформулировать короче?
    4. Как автор относится к персонажам?
    5. Кого из них можно назвать главным действующим лицом? Как этот герой связан с основной мыслью текста?
    Сюжетное изложение дисциплинирует мысль абитуриента, приучает к последовательной передаче фактов, способствует умению установить причину происходящего, отделить главное от второстепенного, раскрыть композицию и идею произведения.
    Описательное изложение — более сложный (если не самый сложный) вид работы. В описательных изложениях всегда предстает статичная картина, передающая подробное изображение предмета (явления, состояния, внешнего портрета человека и т. п.) и его признаков.
    При написании такого вида изложения важно не упустить из виду каждый предмет, каждую мелочь, составляющие общую картину. Например, читая страницы, где Гоголь описывает избы крепостных помещика Плюшкина, мы отчетливо представляем себе жизнь русского крестьянина в середине XIX века; знакомясь с описанием археологических находок, переносимся в ранний период истории древних славян; изучая тексты об архитектуре Кремля, Большого театра, старого здания Московского университета, многочисленных церковных храмов, мы получаем яркое впечатление о самобытном таланте русских архитекторов. Не упустить из поля зрения малейшие детали подобных описаний — одна из важнейших задач пишущих изложение.
    Чтобы воспроизвести текст, связанный с описанием предмета, необходимо задать себе вопросы:
    1. Какие детали предмета и почему именно они выбраны для его показа?
    2. Какие признаки этих деталей рисуются в тексте?
    3. Как эти признаки сгруппированы (сравниваются)?
    4. Какие средства языка использованы?
    В ответах на эти вопросы и заключается подготовка к изложению-описанию. Работа над ним связана с умением различать признаки существенные и несущественные; описывать их надо в строгом единстве, рисующем целостную картину. Если речь идет, например, о собрании книг, картин, коллекциях марок, значков и т. п., библиотеках, музеях, достопримечательностях родного края и если во время работы над их описанием память «подвела» и текст запечатлен не полностью, может выручить эрудиция: личные впечатления или дополнительные знания в этой области помогут в написании изложения.
    Последний вид — изложение-рассуждение. Этот вид работы больше всего затрудняет абитуриентов. Здесь очень может помочь аналитичность мышления, способность ответить не только на вопрос «Что и где происходит?», но и на вопросы «Почему происходит?», «Каковы истоки происходящего?», «Что в перспективе?».
    Работа над такого типа изложением предусматривает решение нескольких задач:
    1. выделение в тексте всех компонентов рассуждения;
    2. уточнение основной мысли высказывания;
    3. построение рассуждений со сложной аргументацией;
    4. отбор языковых средств;
    5. воспроизведение текста от третьего лица;
    6. построение собственных рассуждений, обосновывающих вывод из сказанного.
    Изложение-рассуждение помогает развитию логического мышления, приучает их к развертыванию аргументации, обоснованию своих положений, а также к точным формулировкам выдвинутых в работе тезисов, четко определяющих цель высказывания.
    Кратко или подробно нужно излагать текст?
    Если учащийся наделен хорошей памятью, способен расставить логические акценты в предлагаемых текстом фрагментах, хорошо владеет речевыми средствами, он может позволить себе пространное и подробное изложение прочитанного.
    Учащийся вынужден писать кратко, если:
    1. не умеет отличить главное от второстепенного, заполняет текст ненужными подробностями, упуская суть рассказа;
    2. обладает слабой памятью и не в состоянии передать все аспекты прочитанного текста.
    На экзамене требуется изложить текст довольно точно, последовательно, логично, без пропуска существенных деталей описываемых событий, примерно на двух (как минимум) — трех стандартных страницах.

  3. Задача краткого, или сжатого изложения – передать основную мысль текста. Здесь не требуется сохранения авторского стиля, как при подробном изложении. Главное – точно уловить основную тему, а все описанные события пересказать, соблюдая логику повествования.

    Как написать сжатое изложение

    Есть классическая памятка по написанию кратких изложений – очень действенная и практичная.
    1. Прослушайте текст и постарайтесь определить главную тему, стиль речи.
    2. Выделите в содержании основные мысли и второстепенную информацию. Старайтесь уже при первом прочтении делать пометки, записывая сокращенно главные мысли и выражения. Важно также правильно записать имена героев, даты, если они присутствуют в тексте.
    3. Уточните значение непонятных слов.
    4. Прослушайте текст еще раз и составьте подробный план. Чем подробнее, тем лучше. Так вы сможете определить микротемы и выстроить логическую цепочку описываемых в тексте событий или явлений. Помните: сколько абзацев, столько и микротем. Если текст читают правильно, то между абзацами всегда выдерживается пауза. Это поможет сориентироваться.
    5. Теперь предстоит сжать план. Уберите все пункты, не несущие смысловой информации. Можно убрать все подробности, описания, детали, уточнения, пояснения. Но не переусердствуйте, иначе рискуете исключить что-то важное.
    6. Для каждого пункта напишите ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые необходимо будет включить в изложение.
    7. Изложите содержание каждого пункта плана на черновике, стараясь употребить ключевые слова.
    8. Прочитайте написанное и проверьте: сохранилась ли логика повествования, раскрыта ли основная мысль текста, есть ли связь между абзацами.

    Основные правила краткого изложения текста

    Есть несколько приемов, которые помогут исключить второстепенные детали из повествования.
    1. Исключение.
    Можно исключить из текста слова, фразы и целые предложения:
    Пример:
    Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека.
    Приносить людям добро – цель, достойная человека.
    Удалите все поясняющие конструкции. В ряду однородных членов можно исключить синонимы, оставив одно слово, либо заменив весь ряд одним словом.
    Пример:

  4. Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения текста художественного стиля. урок русского языка в 6-м классе
    Цели:
    повторить алгоритм написания сжатого изложения;
    продолжить работу по формированию навыков анализа текста художественного стиля, выделения в тексте главной и второстепенной информации;
    подготовить учащихся к написанию сжатого изложения с элементами сочинения художественного стиля;
    раскрыть важную нравственную проблему ответственности людей за сохранение природы;
    продолжить воспитание у учащихся чувства ответственности за окружающий мир.
    Оборудование:
    Дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося);
    Фотографии ромашки;
    “Красная книга растений Волгоградской области”;
    Схемы предложений с диалогом и обращением;
    Таблички с указанием типов текста:
    “повествование”
    “описание”
    “рассуждение”
    Ход урока
    1. Вступительная беседа с классом.
    Если бы я сейчас сказала, что на сегодняшнем уроке вы будете писать изложение, кто воспринял бы эту новость с радостью? Почему?
    Вам приходилось писать и изложения, и сочинения. Чем же они отличаются друг от друга?
    А зачем в школе учатся писать изложения и сочинения?
    2. Постановка целей урока (совместно с детьми)
    3. Слово учителя.
    На уроке мы будем готовиться к написанию изложения с элементами сочинения. Изложения сжатого.
    – Как вы понимаете этот термин?
    Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, другие – подробно.
    – Какие же кратко, а какие — подробно?
    Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.
    Заключительная часть работы – написание сочинения-миниатюры, в котором каждый из вас выскажет собственную точку зрения, сделает выводы.
    II. Объяснение нового материала.
    1. Чтение учителем текста Ю. Яковлева “Солнце с белыми лучами”
    (Приложение).
    У каждого ученика есть 1 экземпляр данного текста, по которому он работает на уроке.
    2. Аналитическая беседа по тексту.
    – О чём идёт речь в тексте?
    Какова тема?
    Кто автор текста? Читали ли вы произведения Ю. Яковлева?
    Какова же идея? С какой целью автор написал этот рассказ?
    (Предупреждает нас о том, к чему приведёт неразумное обращение с природой)
    – Какое название этому тексту дали бы вы?
    – Автор назвал его “Солнце с белыми лучами”. Почему он выбрал такое
    название?
    – Запишите название.
    – Какого стиля текст? Докажите.
    (Художественного. Действие разворачивается в будущем. Образ ромашки писатель создаёт с помощью изобразительных средств).
    – Какие художественные средства использует автор? Чего этим достигает?
    (Эпитеты: странный цветок; самый родной цветок нашей земли; удивительное растение, незнакомое растение;
    Метафоры: белое колесико с жёлтой сердцевинкой;, маленькое солнце с белыми лучами; рост стебля;, цветок-инопланетянин; от детства до старости светило маленькое солнце с белыми лучами; глаза стали сухими; он (цветок) стал чужим; в их голосе прозвучало разочарование;
    Сравнения: они покрывали поля. . . казалось, что выпал снег; он стал чужим, как инопланетянин;
    Гипербола: их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо;
    Олицетворения: таинственный новосёл, никого цветок не оставил равнодушным, белое колесико встречало человека; они покрывали поля. . . )
    – Как вы понимаете выражение “тёплый летний снег”?
    Это оксюморон. Означает совмещение несовместимого. Более точное определение прочитайте в словаре лингвистических терминов. [1]
    – Запишите термин и примеры в словарь (“живой труп”, “жутко смешно”, “страшно весело”).
    – Посмотрите расположенные на доске фотографии ромашки. Расскажите об этом растении по фотографиям, не используя художественные средства.
    – В каком стиле получился текст? (В научном).
    – Что отличает художественный стиль от научного? (Наличие изобразительных средств).
    – Можно ли в научном стиле передать эмоции, авторское отношение к изображаемому предмету? А в художественном?
    – Вы в своих творческих работах должны использовать как можно больше изобразительно-выразительных средств, так как этого требует художественный стиль речи.
    3. Работа над составлением плана.
    – С какой целью мы обычно составляем план текста?
    – Как же нужно составлять план предложенного текста? (читать по абзацам, формулировать основную мысль)
    – Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, когда они раскрывают одну микротему).
    – Прочитайте 1-й абзац. О чём идёт речь? Важен ли этот абзац для раскрытия темы? Его нужно пересказывать сжато или подробно? Какие можно выделить ключевые слова? Как озаглавить?
    (На доске и в тетрадях дети записывают пункты плана и выписывают ключевые слова).
    1. Незнакомый цветок.
    Странный цветок, белое колесико с жёлтой сердцевинкой, маленькое солнце с белыми лучами
    – Перескажите 1-ю часть.
    – Прочитайте 2-й абзац.
    – Эта часть очень важна для раскрытия темы? (Нет). Значит, сократим её.
    – Придумайте название и выпишите ключевые слова.
    2. Отец изучает незнакомца.
    Рост стебля, диаметр колесика, экзотические цветы.
    – Перескажите эту часть сжато. Обязательно ли использовать диалог?
    – Прочитайте 3-й абзац. Важен ли он для раскрытия темы?
    – Следовательно, основную мысль передадим кратко.
    3. Для всех это растение загадочное.
    Таинственный новосёл, цветок-инопланетянин, не оставил равнодушным.
    – Перескажите эту часть сжато.
    – Прочитайте 4-й и 5-й абзацы. Почему мы их объединили? Нужно ли их сокращать? (Нет. В них заключена информация, важная для раскрытия темы. Содержится разгадка тайны растения).
    4. Ромашка из бабушкиного детства.
    Удивительное растение, она из детства, ромашка, слёзы на глазах, безжалостно срывали, низко наклонилась к ромашке.
    – Перескажите фрагмент близко к тексту.
    – Прочитайте 6-й абзац. Какая мысль содержится в данной части? (Главная, здесь заключена
    идея.
    – Какие слова повторяются дважды? Почему?
    (не уберегли)
    5. ”Мы виноваты перед вами, дети!”
    Не уберегли ромашку, самый родной цветок нашей земли, стал чужим, инопланетянин.
    – Как вы считаете, может ли отдельный человек повлиять на состояние природы? Обоснуйте свою мысль.
    – Запишите последний пункт плана. Это вопрос, над которым вы должны поразмышлять и написать сочинение-миниатюру. Оно должно стать логическим завершением изложения, выводом.
    6. В ответе ли каждый из нас за природу?
    4. Словарная работа.
    – Как избежать повтора слов?
    – Найдите и зачитайте текстовые синонимы слова “ромашка”.
    Странный цветок, неизвестный цветок, белое
    колесико с жёлтой сердцевинкой, солнце с белыми лучами, таинственный новосёл, цветок-инопланетянин, удивительное растение, самый родной цветок нашей земли.
    – Найдите эти текстовые синонимы среди ключевых слов, уже выписанных вами в тетрадь, и подчеркните их.
    5. Пунктуационная работа.
    – Какие знаки препинания вызывают трудность?
    – Посмотрите схемы, найдите предложения, которые соответствуют им.
    – Вспомните правила постановки данных знаков препинания (оформление диалога, обращения):
    Схемы:
    1) А:
    -П!
    2) – П? – а.
    3) – П, – а.
    4) [О! . . . ].
    5) […, о]!
    6. Работа над определением типа текста.
    – Определите тип данного текста.
    (повествование с элементами описания)
    Напротив всех пунктов плана, кроме заключительного (6-го), располагаю таблички “повествование”
    – Какие части — описание? Почему так решили?
    (1, 4) На доске рядом с этими пунктами плана располагаю ещё и таблички “описание”.
    – Какого типа должен быть текст последнего абзаца, то есть ваше сочинение? Почему? (Рассуждение) Прикрепляю табличку “рассуждение”.
    – Каковы обязательные компоненты текста-рассуждения? (Тезис, аргументы, вывод).
    7. Устный пересказ сжатого текста по плану.
    – Надо ли использовать изобразительные средства в изложении? Почему?
    – Выступление 2-х учащихся с пересказом текста. Комментарий учителя и одноклассников.
    – Выскажите своё мнение: ответственны ли люди за окружающую их природу?
    Подберите примеры, доказательства.
    8. Слово учителя о “Красной книге”, о растениях, занесённых в неё.
    – Почему появилась “Красная книга”?
    – Испытываете ли вы гордость за то, что существует “Красная книга”?
    Обоснуйте свою точку зрения.
    III. Заключительная беседа.
    – Что такое сжатое изложение с элементами сочинения?
    – Какие части текста можно “сжать”, а какие нет?
    – Как строится текст-рассуждение?
    – Что такое оксюморон? Примеры?
    – Получили ли вы помощь в подготовке к изложению? В чём испытываете сложность?
    – На следующем уроке вы будете писать изложение с элементами сочинения по тексту Ю. Яковлева “Солнце с белыми лучами”.
    На следующем уроке учащиеся пишут изложения с элементами сочинения (желательно проводить его в тот же день, что и урок подготовки к изложению).
    Приложение
    Солнце с белыми лучами
    Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:
    – Мама, мы нашли странный цветок!
    – Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.
    – Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?
    И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.
    – Значит, не ты посадила его? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.
    Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.
    – Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет
    много экзотических цветов.
    Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.
    И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам.
    Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.
    – Это ромашка, – тихо сказала бабушка,
    – Ро – маш – ка, – по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или Австралии?
    – Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми
    лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.
    – Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой:
    – Срывали просто так.
    Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:
    – Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.
    (По Ю. Яковлеву. ) [2]
    Список литературы
    Розенталь Д. Э. , Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – 3-е изд. , испр. и доп. – М. : Просвещение, 1985. – С. 175
    Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл. : Кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик, Л. Л. Новосёлова. – М. : Просвещение, 1991. – С. 113-115.

  5. Урок  русского языка  6  «Б» класс
    Тема «Обучающее подробное изложение с творческим заданием»
    Цель:  научить учащихся слышать, анализировать и воспроизводить звучащий текст.
    Задачи:
    научить учащихся определять особенности текста и его построения;
    продолжать формировать умение воспроизводить текст как в устной, так и в письменной форме;
    развивать умение строить самостоятельное письменное высказывание;
    развивать речь учащихся.
    Ход урока (работа рассчитана на 2 урока)
    1). Постановка цели.
    – Сегодня на уроке мы будем писать подробное изложение с элементом сочинения.
    2). Вступительное слово учителя.
    – В природе часто встречается, что одни растения или животные живут за счет других. Мы сажаем цветы, а рядом вырастают сорняки и отнимают у цветов солнце и воду.
    –  А бывает ли так  среди людей?
    Одни люди стараются помочь человеку в трудную минуту, приходят на помощь попавшим в беду, иногда ценой собственной жизни спасают совершенно незнакомых людей. Знаете ли вы такие примеры?
    Какими чертами характера обладают люди, способные на такие поступки?
    ( доброта, милосердие, великодушие, самопожертвование – на доске). Объясните смысл каждого слова. Все они являются близкими по значению, т.е. – (синонимами).
    Другие заботятся только о себе, о собственном благополучии и ради этого благополучия готовы навредить окружающим. Какие черты характерны для них? (жестокость, чёрствость, эгоизм – на доске) Слова в левом и правом столбиках являются – (антонимами).
    В сказке » поднята проблема великодушия и жестокости.
    3). Слушание текста.
    – Итак, внимательно слушаем текст, запоминаем последовательность изложения.
    Соседи
    У корня виноградной лозы обронили семя, и выросла яблонька. Пока дерево росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой.
    Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет сколько ему нужно.
    Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым. Того, что оставалось от соседа, вполне хватало ей, чтобы налить кисти винограда сладчайшим соком.
    Всё бы хорошо, но яблоня отняла солнце у виноградного куста. Дерево раскинуло над ним ветви, раскудрявило крону. Тут лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнца. А яблоня лишь плотнее сомкнула над ней ветви.
    Но проходило время, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями, она ведь привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет без помех, безраздельно захватив солнце, но никто не помнит, чтобы появилось на его ветвях хоть одно яблочко.
    4). Беседа по содержанию, составление плана.
    – Определите стиль и тип текста. Докажите. (художественный, повествование с элементами описания). Найдите выразительные средства речи характерные для художественного описания. Олицетворение ( великодушная лоза не обижала и т.д.), эпитеты ( сладчайший сок), метафора ( раскудрявило крону).
    – Как отнеслась лоза к появлению яблоньки?
    1. (пункт плана) Великодушная лоза делилась с яблонькой пищей и водой. (запись пунктов на доске и в тетрадях)
    – Как стало вести себя деревце, когда выросло?
    2. Дерево уже не просит пищи, а берет сколько нужно.
    – Как отреагировала лоза на поведение дерева?
    3. Виноградная лоза привыкла обходиться малым.
    – Когда дерево загородило солнце, о чем его попросила лоза?
    4. Лоза попросила соседа не заслонять солнца.
    – Погибла ли лоза?
    5. Лоза радовала глаз новыми гроздьями винограда.
    5).Работа над элементом сочинения.
    6. Бывает ли так среди людей?
    – Элемент сочинения у вас должен представлять собой рассуждение о том, поступают ли люди так, как яблоня?
    – Из каких частей состоит текст рассуждение? (тезис, доказательства (аргументы), вывод) Какой у нас будет тезис?  (Одни люди стараются помочь человеку в трудную минуту, а другие – думают только о себе)
    В качестве доказательства вам нужно привести пример из жизни о каком-то добром или эгоистичном поступке человека.
    Вывод. А каким должен быть человек? ( Я считаю, я думаю, мне кажется…)
    6).Словарная работа.
    – Перед вторым прочтением мы с вами запишем слова с орфограммами из этого текста, чтобы вы в них не допустили ошибок.
    Обр…нили выр..сла б..рет пот..снилась отн..ла \ра..кинуло бе..раздельно ра..кудрявило. ( один учащийся записывает на доске, объясняет орфограммы)
    7).Чтение текста по абзацам, между абзацами паузы. Дети делают записи.
    8). Пересказ текста детьми по абзацам.
    9). Написание изложения.
    10).Написание элемента сочинения.

  6. Изложение – это определённый способ
    письменного пересказа исходного текста. Этот
    учебный жанр можно обогатить, если ввести в
    изложение элементы сочинения. Вариантов работы
    с этим типом изложения в начальной школе может
    быть много. Вот некоторые из них:
    придумать развязку описываемого события. Это
    незавершённые тексты, которые школьник должен
    “досочинить” сам. Для этого нужны такие тексты,
    о которых с большой степенью вероятности можно
    предположить, что они неизвестны школьникам.
    Обрывается текст там, где повествование
    достигает наивысшего напряжения.
    придумать начало изложения. Дан текст, в котором
    нет первых предложений. Из них должно быть ясно, о
    ком и о чём говорится, где и когда произошёл
    случай.
    написать среднюю часть.
    изложить текст от имени другого лица.
    ввести в текст элементы описания (внешности,
    времени, места, события)
    рассуждение по затронутому в тексте вопросу.
    когда основное задание “перескажи текст”
    сопровождается заданием типа “вырази своё
    отношение…”, “ изложи своё мнение…”.
    “я начну, а ты продолжи…” (проба поэтического
    пера)
    В зависимости от задания оригинальный текст
    учащегося или вписывается в структуру исходного
    текста при пересказе, или продолжает основной
    текст изложения, или представляет собой
    отдельную самостоятельную часть работы.
    Дополнение к изложению в виде сочинения – это
    самостоятельный анализ прослушанного и
    пересказанного текста. Дополнение требует
    развитого чувства стиля и умения проникнуть в
    подтекст, понять глубину писательской мысли,
    найти опору в тех словах, словосочетаниях,
    предложениях, в которых проявляется основная
    мысль. Характер выполнения задания (объём, жанр,
    тип речи и др.) избирается самим учащимся. В
    зависимости от задания сочинение ученика может
    быть разным по сложности и объёму и представляет
    собой:
    элементарный ответ на вопрос в виде двух-трёх
    предложений;
    небольшое описание интересного для учащегося и
    важного для понимания проблемы объекта;
    небольшое рассуждение по проблеме, затронутой
    автором исходного текста;
    небольшое повествование, являющееся
    доказательством своей точки зрения;
    несколько тезисов (от двух и более)
    аргументированного плана, подтверждающих
    согласие или несогласие с позицией автора
    исходного текста;
    развёрнутое исчерпывающее рассуждение с
    обозначением проблемы, поднятой в исходном
    тексте.
    Эта работа не должна никак направляться
    учителем. Школьникам ничего не предлагается, не
    подсказывается и тем более не навязывается.
    Авторское завершение текста или другие формы
    ответов сообщаются детям только на этапе анализа
    работ. От учащегося совсем не требуется, чтобы их
    ответы совпадали с текстом оригинала. Иногда
    молодые авторы раскрывают по сравнению с
    авторской концовкой, интересные и ценные аспекты
    ситуации, делают другие, не менее верные выводы.
    Главная трудность при подготовке изложения с
    элементами сочинения – подбор текста.
    Поэтому возникает необходимость определить
    качественные характеристики текста,
    предполагающего дополнения:
    текст должен быть органическим компонентом
    системы учебных текстов, ориентированных на
    программный материал, на школьников
    определённой возрастной группы, на целостное
    усвоение текстовой информации,
    характеризоваться новизной и проблемностью;
    в тексте присутствуют два пласта информации:
    поверхностный (точный, образный, одинаково
    понятный всем школьникам) и глубинный, скрытый
    пласт, который возникает из-за того, что автор
    преднамеренно или случайно допускает пропуск в
    изложении мыслей, пунктиром намечает смысловые
    опоры, помогающие ребёнку “развернуть” текст.
    Именно глубинный пласт текста активизирует
    мыслительную деятельность, образы памяти и
    воображение ребят, пробуждает их к поиску новых
    знаний, высказыванию догадок, фантазированию;
    текстовая информация должна соединять то, что
    редко сочетается вне данного речевого
    произведения, в нём заложены неожиданное
    наложение планов, “смена голосов”, персонажей.
    Следующий этап работы – сопоставление
    ответов
    школьников друг с другом и с текстом
    оригинала. Он имеет огромный развивающий
    потенциал, и его реализация целиком зависит от
    мастерства и такта учителя. Создание собственных
    частей изложения, которое ставит школьников
    перед необходимостью самостоятельного решения
    поставленных задач, гораздо больше способствует
    их духовному росту, чем обычные работы,
    основанные на восприятии готового содержания. А
    для учителя такие работы дают яркую картину
    уровня интеллектуального, нравственного и
    речевого развития каждого из учеников. При
    желании и умении учителя обсуждение этих работ
    может стать настоящей школой культуры речевого
    общения. Беседа с детьми показала, что такое
    задание вызывает большой интерес и к самой
    работе, и к ответам друг друга.
    Изложение с элементами сочинения является
    работой комплексного типа и оценивается как
    одна работа двумя отметками: первая – за
    содержание и речевое оформление, вторая – за
    грамотность. Отметка записывается дробным
    числом. Качество содержания и речевого
    оформления, уровень орфографической,
    пунктуационной и языковой грамотности
    определяются по соответствующим критериям,
    отражённым в “Нормах оценки знаний, умений и
    навыков учащихся по русскому языку”. План при
    выставлении отметки не учитывается. Оценка может
    быть повышена на балл, если объём изложения
    значительно превышает средний уровень (в 1,5 – 2
    раза) или понижена на балл, если объём не
    достигает среднего уровня. К объёму изложения
    всегда следует относиться как к примерному,
    более всего учитывать качество выполнения
    коммуникативно-речевой задачи, принимая во
    внимание точность, ясность мысли, адекватность
    её речевого оформления. Не следует принижать
    роль второй части работы – сочинение. Для
    оценки сочинения
    важно учитывать:
    – соответствие работы ученика типу речи,
    преимущественному для данного высказывания;
    – выдержанность стиля, избранного учеником для
    своего высказывания;
    – достаточность аргументации в связном
    тексте-рассуждении;
    – адекватность содержания ученического
    высказывания к исходному тексту;
    – точность и глубина оценок в высказываниях
    учащихся.
    Важен также гибкий подход учителя к работе
    каждого ученика (“бухгалтерский” подсчёт
    ошибок здесь неуместен). Комплексный характер
    работы может вызвать некоторые сложности,
    связанные с оценкой содержания и речевого
    оформления (первая оценка). Как быть, если,
    пересказывая текст, ученик успешно справился с
    поставленной задачей, а вторую часть работы
    написал довольно беспомощно? Это
    свидетельствует о том, что основная проблема,
    поставленная в тексте, понята неверно или ученик
    не нашёл точные слова, чтобы выразить свои мысли
    и чувства. Как оценить работу, в которой вторая
    часть написана слишком кратко, однако ученик
    сумел при этом выразить правильное понимание
    основной мысли? Отвечая на эти вопросы, многие
    учителя пришли к выводу, что отметка “5” за такие
    работы не может быть поставлена, даже если
    изложение отвечает всем требованиям,
    предъявляемым к отличным работам. Если же с
    задачей написать небольшое сочинение ученик не
    справился совсем, то за такую работу первая
    оценка не может быть выше, чем три балла (при
    условии, если изложение написано вполне
    удовлетворительно). Та часть работы, которая
    является небольшим сочинением, особенно ярко
    выражает творческие возможности ученика,
    уровень его речевого и интеллектуального
    развития. Поэтому оценка работы в целом в большей
    степени определяется успешностью написания
    сочинения.
    Успех работы над изложением с элементами
    сочинения определяется тем, какая подготовительная
    работа к изложению
    проводится учителем. На
    подготовительных уроках следует создать
    психологический настрой на предстоящую
    творческую работу. Обучение изложению обычно
    начинается с устного пересказа. При обучении
    изложению с элементами сочинения различают
    следующие виды работ:
    воспроизведение прочитанного по вопросам;
    связный пересказ прочитанного;
    придумывание заглавий;
    составление плана к прочитанному;
    дополнение, продолжение, вставка эпизодов,
    творческие работы по прочитанному.
    Воспроизведение содержания прочитанного по
    вопросам следует начинать в начальных классах с
    небольших по объёму и лёгких по содержанию
    прозаических произведений. После прочтения
    всего рассказа учитель задаёт детям несколько
    вопросов, чтобы убедиться в том, что они
    правильно поняли содержание прочитанного. Затем
    останавливается на самых существенных моментах.
    Таким образом, ученики уже с первых шагов
    приучаются выделять в тексте главное.
    Целям обучения детей охватывать содержание
    прочитанного и его обобщать служит составление
    плана
    . Навыки составления плана требуют умения
    в двух-трёх словах обобщать основное содержание
    прочитанного отрывка, части целого. Именно этой
    цели служат такие упражнения, как придумывание
    заглавий к текстам или частям текста, нахождение
    в книге отдельных предложений, которые могли бы
    служить подписью под картинкой, заглавием и
    части прочитанного рассказа.
    Для обучения учащихся написанию изложения
    может проводиться такая подготовительная
    работа:

    Прочитай рассказ и скажи, какой части (начала,
    средней части или конца) недостаёт в каждом из
    них? Что непонятно без этой части? “Вдруг из
    копны соломы выскочил большой серый заяц и
    пустился наутёк. Мы закричали и побежали за ним,
    но заяц вскоре скрылся в кустах. А мы ещё долго
    смотрели вслед ему, а потом все стали говорить,
    какой был заяц и кто его первым увидел”.
    Проводится работа над начальной частью рассказа.
    В тексте непонятно без начала, кто именно из
    ребят оказался на поле около леса, как спугнули
    зайца; может быть, они были на прогулке, громко
    разговаривали.
    “Ребята сели на бережок и стали разговаривать,
    играть. Про утят они забыли. Вдруг, откуда ни
    возьмись, показался ястреб и как бросится на
    утят. Он схватил одного и полетел. Мальчики
    вскочили, закричали. Сеня даже запустил в ястреба
    палкой. Но разве это так просто – попасть в
    летящую птицу? Ястреб унёс утёнка. Вася заплакал,
    ему было жаль утёнка”. Без начала неясно, как
    ребята оказались на берегу, какое у них было
    задание (а их послали стеречь утят). Учитель
    должен обратить внимание детей на то, что из
    начала рассказа должно быть ясно, о ком и о чём
    говорится дальше, где и когда произошёл случай.
    Озаглавьте рассказ.
    Прочитай начало двух рассказов. Как ты думаешь,
    что может случиться дальше? Придумай и расскажи
    продолжение этих историй. “Мне очень нравится
    отдыхать в деревне у бабушки. Там всегда
    приключается что-нибудь весёлое. Вот однажды со
    мной произошёл такой случай…”. “Однажды ребята
    позвали меня с собой на речку купаться. Плавать я
    тогда ещё не умел, но ребятам об этом постеснялся
    сказать и полез вместе с ними в воду…”.
    Подробно ли говорится в средней части этого
    рассказа о том, что случилось с рассказчиком? О
    чём можно рассказать подробнее? “У Алёши был
    ёжик. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алёша
    и не нашёл ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать
    сапог и уколол ногу. Вытряхнул он сапог, а из
    сапога ёж выкатился. Ну и домик облюбовал себе
    ёжик!”
    На подготовительных уроках нужно обратить
    внимание детей на то, что, слушая текст, следует
    “настроится” не только на восприятие его
    содержания, но и на анализ его построения: как
    начинается текст; как завершается; какие
    языковые средства использует автор, чтобы
    выразить своё отношение; как осуществляется
    связь между предложениями, абзацами; какие слова
    в тексте можно считать ключевыми; как
    используется повтор; в каких случаях
    употребляются синонимы и т.д. Можно посоветовать
    учащимся, чтобы, делая на черновике наброски
    после первого прослушивания текста, они не
    только стремились составить план, но и
    записывали те слова, словосочетания, которые
    показались им особенно яркими, выразительными.
    Слушая текст второй раз, ученики могут кое-что
    записывать. Надо сказать ученикам, что не следует
    записывать многое, возможно использование
    условных графических обозначений.
    Известно, что внимание младших школьников
    непроизвольно, недостаточно устойчиво,
    ограничено по объёму. Чтобы помочь школьнику
    развить своё внимание, память, научить быстро
    запоминать и воспроизводить большое количество
    слов и предложений, учитель при обучении
    написанию изложения может использовать приём
    активного слушания. Вот как построена классическая
    схема обучения изложению
    :
    учитель читает текст
    ученики составляют план, записывают опорные
    слова по памяти
    устное изложение по плану выполняет один или
    несколько учеников
    ученики приступают к самостоятельной работе
    над изложением в черновике
    учитель повторно читает текст
    ученики вносят дополнения и записывают
    изложение в тетрадь
    Такая схема – ловушка для учеников с
    неразвитой памятью и недостаточным вниманием.
    Для этих учеников и используется приём
    активного слушания
    , предполагающего
    использование памяток. Детям с развитой речью
    можно предложить приём рисования по ходу
    слушания текста (памятки – зарисовки). Этот приём
    развивает память, внимание, мышление. Ученики,
    прошедшие обучение по памяткам – зарисовкам,
    быстро осваивают технику написания изложения и
    становятся активными учениками на этапе
    обучения изложению с элементами сочинения.
    Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками,
    выбран следующий алгоритм обучения изложению:
    возьми черновик и простой карандаш
    начинай активно слушать с первого чтения текста
    учителем
    слова – памятки каждого предложения записывай
    между предложениями делай промежуток в две
    строчки для дополнений
    окончив первое активное слушание, закрой глаза
    и восстанови по памяти воображаемые картинки,
    возникающие у тебя при чтении текста
    помоги себе рисунками или схемой, сделав их на
    обратной стороне листа
    из слов составь все предложения
    активно слушай второе чтение текста, вноси
    изменения и дополнения на оставленной первой
    строчке
    закончи работу над изложением в черновике:
    исправленное или дополненное предложение запиши
    на второй строчке
    прочитай написанное, исправь ошибки
    запиши изложение в тетрадь
    Работая по этому алгоритму, ученики выполняют
    несколько упражнений на развитие памяти:
    упражнение на словесную память, упражнение
    “разрезанное предложение”, “от слова к
    рассказу”, “картинка – слово – рассказ”. Вы
    почувствуете, когда можно легко и доступно
    перейти к написанию изложения с элементами
    сочинения. В результате нет боязни не справиться
    с изложением, работа идёт легко и увлекательно.
    На подготовительных уроках по написанию
    изложения с элементами сочинения нужно обратить
    особое внимание на ту часть работы, которая
    следует после изложения. Создавая небольшое
    сочинение, ученик должен подумать, как начать
    текст, как выразить в нём свою точку зрения, своё
    мнение, чувства. С этой целью можно предложить
    ученикам памятку (она составляется совместно
    с учащимися), включающую те слова, сочетания слов,
    речевые обороты, которые помогут высказать своё
    отношение. Например:
    Нельзя не согласиться с точкой зрения автора…
    Мне близка мысль о том что…
    Я согласен с тем, что…
    На мой взгляд…
    По-моему…
    По моему мнению…
    Так можно предупредить вопросы учеников,
    продуманно снабдив их подходящими концовками и
    сберечь немало сил школьников, которые вынуждены
    пока находить средство завершение текста по
    интуиции.
    Школьник хорошо излагает устно или письменно
    лишь при условии, когда ему самому интересно,
    когда у него есть реальный ли воображаемый
    читатель, поэтому должна быть обеспечена
    обратная связь, создающая ситуацию диалога. План
    письменного изложения
    с элементами сочинения
    может быть такой:
    постановка цели, выбор типа изложения, выбор
    текста
    чтение текста
    беседа
    план (составляется школьниками)
    языковая подготовка (опорные слова, трудные
    слова, обороты речи). В старых методиках
    рекомендован устный рассказ 2-3 человек до его
    записи. В новых – не рекомендуется из опасения,
    что рассказ ребёнка, как бы он ни был хорош, может
    помешать прямому влиянию на пишущих
    составление текста учащимися, запись,
    расположение текста на страницах. Коллективное
    составление текста допустимо лишь тогда, когда
    ставится задача коллективно работать,
    редактировать или когда учитель знакомит
    школьников с новым для них типом текста, стилем,
    жанром
    самопроверка, саморедактирование
    К сожалению, в большинстве случаев изложения
    пишутся без черновиков, из экономии времени, ведь
    дети пишут очень медленно. С черновиками пишут не
    более 2-3 раз в году, с целью обучения
    редактированию. В остальных случаях детям
    разрешается делать аккуратные исправления прямо
    в чистовом варианте, причём исправления не
    считаются помарками и не приводит к снижению
    оценки.
    В работе над изложением с элементами сочинения
    есть свои правила. Целесообразно школьникам
    предложить следующую памятку:
    мобилизовать свою память
    рассчитать время, успеть написать намеченное,
    оставить время на самопроверку и редактирование
    попытаться представить себе своих читателей
    подготовить письменные принадлежности,
    рассчитать симметричное расположение заглавия,
    плана, следить за почерком, орфографией
    стараться внутренне проговаривать
    составляемые предложения до их записи, в
    необходимых случаях делать аккуратные
    исправления
    продумать ту часть работы, которую надо
    сочинить самому
    делить текст на абзацы, делая “красную строку”
    проверить самостоятельно написанное, в случае
    необходимости обратиться к учителю
    Учитель должен время от времени проходить
    вдоль рядов, наблюдая за работой учащихся,
    помогать тем, кто нуждается, а иногда предлагать
    свою помощь, особенно на этапе редактирования.
    Представляем конспекты уроков, посвящённых
    написанию изложения с элементами сочинения (3
    класс).

    Тема: Изложение – сочинение “Собака на
    плоту”

    Цель: Написать изложение и придумать конец.
    Сегодня на уроке мы с вами будем писать
    изложение. Но это будет не простое изложение. Это
    изложение – сочинение. Вы должны будете написать
    изложение и придумать, сочинить его недостающую
    часть. Послушайте текст изложения. О чём он? Как
    можно его озаглавить? Какой части недостаёт?
    “Однажды моряки увидели в море плот. Издалека он
    казался пустым. Но, подплыв поближе, они увидели в
    нём собаку. Моряки взяли её на корабль. Животное
    очень исхудало, и смотрело на всех жалобными,
    голодными глазами. Моряки накормили собаку. Как
    же она оказалась в море?” Далее работа по
    вопросам:
    – как можно озаглавить текст?
    – на сколько частей можно разделить?
    – как озаглавим каждую часть?
    – составление плана, опорных слов

  7. Тексты для изложений  6 класс
    НЕДОРАЗУМЕНИЕ
    Однажды хозяйка уехала по делам и забыла, что у нее на кухне осталась кошка. А у кошки были три котенка, которых надо было кормить. Вот кошка проголодалась и стала искать что-нибудь съестное. А на кухне никакой еды не было. Тогда кошка вышла в коридор. Но и в коридоре она тоже ничего хорошего не нашла. Тогда кошка подошла к одной комнате и почуяла через дверь, что там чем-то вкусным пахнет. Кошка стала лапкой открывать дверь. А в этой комнате жила соседка, которая ужасно боялась воров. Она сидела у окна, кушала пирожки и дрожала от страха. И вдруг она видит, что дверь в ее комнату тихонько открывается. Соседка пугается и говорит:
    — Ой, кто там? Но никто не отвечает. Соседка подумала, что это воры, открыла окно и выпрыгнула во двор. И хорошо, что она жила на первом этаже. Иначе она сломала бы себе ногу или еще что-нибудь. А так она только немножко ушиблась и расквасила себе нос. Соседка побежала звать дворника, а кошка тем временем открыла лапкой дверь, нашла на окне четыре пирожка, съела их и снова пошла на кухню к своим, котятам. Вот приходит дворник с соседкой и видит, что никого в квартире нет. Дворник рассердился и ущел. А соседка села у окна и снова хотела заняться пирожками. И вдруг видит, что никаких пирожков нет. Она подумала, что это она сама их съела и от страха позабыла. И тогда она легла спать голодная. А утром приехала хозяйка и опять стала вовремя кормить кошку. (По М. Зощенко)
    МАЛЬЧИК И ПТИЧКА
    Один мальчик гулял в лесу и нашел гнездышко. А в гнёздышке сидели малюсенькие голенькие птенчики и пищали. Они ждали, когда мама прилетит и покормит их червячками и мушками. Мальчик обрадовался, что нашел таких славных птенчиков. Он хотел взять одного и принести его домой. Только он протянул к птенчикам руку, как вдруг с дерева камнем упала к его ногам птичка. Упала и лежит в траве. Мальчик хотел схватить птичку, но она немножко попрыгала по земле и отбежала в сторону. Тогда мальчик побежал за ней. Он подумал, что птичка ушибла себе крыло и поэтому летать не может. Только мальчик подошел к птичке, а она снова запрыгала по земле и немножко отбежала. Мальчик опять за ней. Птичка вспорхнула и снова села в траву. Тогда мальчик снял свою шапку и хотел этой шапкой накрыть птичку. Только он подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела. Мальчик рассердился на птичку и пошел скорей назад, чтобы взять себе хоть одного птенчика. И он понял, что потерял то место, где было гнездышко. Тогда мальчик догадался, что птичка нарочно упала с дерева и бегала по земле, чтобы подальше увести его от гнездышка. Так мальчик и не нашел птенчика. Он собрал немножко лесной земляники и пошел домой. (По М. Зощенко)
    МЕДВЕДЬ-РЫБАК
    В прошлом году я весну встречал на Камчатке. Там увидел я однажды медведя-рыбака. Сидит в реке здоровенный медведь. Сидит по горло в воде, только голова сухая из воды торчит, как пень. Башка у него громадная, мохнатая, с мокрой бородой. Он ее то на один бок наклонит, то на другой: рыбу высматривает. И вдруг что-то лапами стал в воде хватать. Вижу — достает рыбу-горбушу. Прикусил он горбушу и сел на нее. Зачем это он, я думаю, на рыбу-то сел? Сел и сидит в воде на рыбе. Да еще и проверяет лапами: тут ли, под ним ли? Вот плывет мимо вторая рыба, и ее медведь поймал. Прикусил и тоже на нее садится. А когда садился, опять, конечно, привстал. И первую рыбу течением из-под него утащило. Мне-то сверху все видно, как эта горбуша покатилась по дну. А медведь как рявкнет! Потерялась рыба. Ах ты! Непонятно ему, бедняге, что такое с его запасом делается, куда он девается. Посидит, посидит, да и пощупает лапой под собой: тут ли рыба, не убежала ли? А как схватит новую, опять я вижу, что старая выкатилась из-под него, и ищи-свищи! Ведь, на самом деле, обида какая: теряется рыба, и все тут! Долго-долго сидел он на рыбе, ворчал, даже пропустил две рыбины, не решился ловить; я видел, как они проплыли мимо. Потом опять подцепил лапой горбушу. И опять все по-старому: нет прежней рыбы. Я лежу на берегу, хочется мне посмеяться, а смеяться нельзя. Попробуй-ка посмейся! Тут тебя медведь со злости съест вместе с пуговицами. Громадную сонную рыбину натащило течение прямо на медведя. Сгреб он ее, кладет под себя… Ну, конечно, под ним пусто. Тут медведь так обиделся, что заревел во всю мочь, прямо как паровоз. Поднялся на дыбы, лапами бьет по воде. Ревет, захлебывается. Вылез из воды, отряхнулся и ушел в лес. А рыбу опять потащило течение. (По Е. Чарушину)

  8. Изложение 6 класс
    Моя гайка.
    Однажды мы всем классом ходили на экскурсию на автозавод. Как там было интересно! Пришел я домой и рассказал про все, что там видел, родителям:
    «На автозаводе по главному конвейеру что только не бежит: там и крылья, и колеса, и болты, и гайки. Ходим мы по заводу, смотрим…  Мне скучно стало, я оторвался от группы. Гляжу, а с конвейера новенькие машины сходят.  Захотелось и мне что-то привинтить в этих автомобилях. Я подхожу к одному рабочему и спрашиваю:
    – Дяденька, а можно мне чем-нибудь Вам помочь?
    Рабочий оборачивается, и я узнаю его. Это же мой сосед Петр Леонидович Рыбкин! Он мне отвечает:
    – Ну, помоги, коль сможешь.
    И подает мне гаечный ключ.
    – А что ж тут не смочь!
    Я взял ключ и давай привинчивать гайку на колесе. А Петр Леонидович мне и говорит:
    – Сильней закручивай, а то слишком слабо.
    Закрутил я гайку что есть силы.
    Тут слышу: «Витька! Харитонов!» Выбежал я из-за станка, а ребята меня спрашивают:
    – Где ты был?
    – Я гайку завинчивал.
    Мне, конечно, никто не поверил. Тут с конвейера пошла как раз та машина, на которой я гайку привинтил.
    – Смотрите: вот моя гайка! – закричал я.
    Затем  я отвел ребят к своему знакомому рабочему, и каждый закрутил по гайке на колесе».
    Родители слушали мой рассказ с большим интересом.  Потом папа сказал: «Я надеюсь, то колесо, на котором ты завинчивал гайку, не отвалится по дороге». Я лишь рассмеялся.
    Эту историю я рассказывал много раз, ведь я гордился тем, что мне удалось прикрутить гайку на колесе машины. А когда я вырасту, то стану рабочим на автозаводе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *