(370 слов)
Ни для кого не секрет, что социум оказывает на личность сильное влияние. Подобная тенденция, например, лежит в основе моды, когда человек видит, во что одеты другие, и повторяет за ними. Ту же ситуацию мы видим, когда все голосуют «за», и за ними повторяют те, кто не хочет оставаться в меньшинстве. Такие же механизмы воздействия применяют маркетологи, показывая огромные скопления людей там, куда им нужно заманить публику. Таким образом, общество влияет на человека посредством стадного инстинкта, заложенного глубоко в подсознании: если все пойдут, то и я с ними. Как именно отражается это воздействие на том или ином индивиде – вопрос открытый. Ответ на него можно поискать в художественной литературе.
В романе-эпопее Толстого «Война и мир» Пьер Безухов попадает под влияние светской молодежи. Он только вернулся на родину, получил огромное наследство, но чувствует себя одиноким и чужим в мире высшего света. Поэтому он становится легкой добычей для тех, кто уже давно вращается в обществе и знает, как выгодно использовать неосведомленность Пьера. Он, добрый и высоконравственный юноша, под воздействием уловок участвует в отвратительных мероприятиях. Потом его же круг общения загоняет его в брак с Элен Курагиной. Так, придворная элита чуть было не испортила яркую и добродетельную индивидуальность героя.
Для каждого человека важно общество, в котором он вращается. Разве не сам человек отвечает за свои поступки? Конечно же, сам, но все мы, так или иначе, зависим от тех, кто рядом, как и они от нас. Порой именно окружение диктует нам поступки, потому как срабатывает закон коллективного решения. Как часто в жизни приходится наблюдать изменения в человеческом характере и поведении, как иногда люди быстро меняются в зависимости от своего окружения. Именно поэтому родители всегда заботятся, чтобы ребенок дружил с хорошими людьми. В окружении порядочных воспитанных людей каждый пытается быть не хуже. В дурном обществе человек готов прощать себе не только мелкие недостатки, но и недостойные поступки. Ведь общество этого не осуждает, а порой и поощряет зло. Может, человек никогда бы не обнаружил худшие черты в себе, если бы этому не поспособствовало плохое общество и окружение.
Именно такую ситуацию описал Панас Мирный в своем романе “Разве ревут волы, когда ясли полны?”. Ведь когда Чипка (главный герой романа) подружился с сомнительными людьми – Лушней, Мотней и Крысой, то все хорошее, что в нем было, куда-то исчезло. Вместо этого он стал циничным и злым, начал свои плохие поступки с краж, а потом перешел и к разбою. Писатель рисует яркую картину нравственного падения человека. Автор нам показывает, как пьянствуют в доме Чипки его так называемые товарищи. А сам Чипка при этом не обращает внимания на то, что его товарищи оскорбляют его мать. Он еще и сам на нее кричит. Это был его позорный выбор, ставший для Чипки фатальным. Вскоре он дошел и до убийства. Ничего человеческого не осталось в нем, так как он позволил себе пойти вслед за недостойными людьми.
Конечно же, окружение человека влияет на его характер и на его личность в целом. Но насколько сильным и решающим будет это влияние, зависит уже только от самого человека. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него давить. Возможно, ребенку будет трудно и сложнее противостоять влиянию своего окружения. И в таком случае уже взрослые должны помочь ребенку преодолеть негативное влияние и выработать в себе тот спасительный стержень. В отличие от ребенка у взрослого человека всегда есть право выбора. Он сам может выбрать свои цели и свое окружение. Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас. Мы вправе себе выбирать тех друзей, которых мы заслуживаем. И всегда нужно выбирать тех, кто тебя ценит. А не тех, кто тебя недооценивает. Потому как нет смысла выбирать тех, кто не разделяет наших успехов и для которых мы нужны только ради собственного самоутверждения.
Именно такую ситуацию описал Панас Мирный в своем романе “Разве ревут волы, когда ясли полны?”. Ведь когда Чипка (главный герой романа) подружился с сомнительными людьми – Лушней, Мотней и Крысой, то все хорошее, что в нем было, куда-то исчезло. Вместо этого он стал циничным и злым, начал свои плохие поступки с краж, а потом перешел и к разбою. Писатель рисует яркую картину нравственного падения человека. Автор нам показывает, как пьянствуют в доме Чипки его так называемые товарищи. А сам Чипка при этом не обращает внимания на то, что его товарищи оскорбляют его мать. Он еще и сам на нее кричит. Это был его позорный выбор, ставший для Чипки фатальным. Вскоре он дошел и до убийства. Ничего человеческого не осталось в нем, так как он позволил себе пойти вслед за недостойными людьми.
Конечно же, окружение человека влияет на его характер и на его личность в целом. Но насколько сильным и решающим будет это влияние, зависит уже только от самого человека. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него давить. Возможно, ребенку будет трудно и сложнее противостоять влиянию своего окружения. И в таком случае уже взрослые должны помочь ребенку преодолеть негативное влияние и выработать в себе тот спасительный стержень. В отличие от ребенка у взрослого человека всегда есть право выбора. Он сам может выбрать свои цели и свое окружение. Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас. Мы вправе себе выбирать тех друзей, которых мы заслуживаем. И всегда нужно выбирать тех, кто тебя ценит. А не тех, кто тебя недооценивает. Потому как нет смысла выбирать тех, кто не разделяет наших успехов и для которых мы нужны только ради собственного самоутверждения.
1. Сочинение частично соответствует теме, все рассуждения посвящены проблеме влияния общества на человека, но не отражена другая сторона проблемы – влияние человека на общество.
2. Для аргументации привлекается литературный материал. Уровень анализа литературных текстов очень низкий, но содержание произведений не искажено, анализируются образы и эпизоды, позволяющие раскрыть заявленные тезисы.
3. В композиции выделяются необходимые для построения рассуждения части: вступление, тезисно-доказательная часть и заключение; логика развития мысли не нарушена.
4. Качество речевого оформления высказываний очень низкое, понимание смысла сказанного затруднено.
5. В сочинении допущено в сумме более 5 ошибок на 100 слов. Необходимо работать над повышением уровня орфографической, пунктуационной и речевой грамотности.
(340 слов) Как мы знаем, позиция коллектива подчас играет главную роль в формировании мнения личности. Люди в большинстве своем ведомы и предпочитают не идти против течения мысли, когда-то принятого и мирно текущего в недрах социума. Однако бывают и исключения из правила, действующие наперекор, но и они бунтуют не просто так, а против чего-то, значит, и на них влияет общество. Как же это происходит?
В рассказе Чехова «Ионыч» герой приезжает работать в захолустье, но не намеревается подстраиваться под мещанские нравы провинциалов. Он навещает интеллигентное семейство, слушает музыку и чтение романов, разговаривает о возвышенных материях и даже влюбляется в будущую пианистку с прекрасной душой и незаурядным умом. Однако девушка отказывает Дмитрию, уезжает учиться, и он постепенно снижает планку, довольствуясь рутинным прозябанием. Старцев из гордого и целеустремленного юноши превращается в скучного и грубого Ионыча, ставшего таким же жалким и мелочным, как его пациенты. Вот так общество незаметно, исподволь подчинило себе того, кто от него отличался. Герой перестал видеть в суете бессмысленных и одинаковых дней то, к чему стремился, а окружение внушило ему, что все нормально.
Сочинение. ” Как общество влияет на человека? “.
Что такое общество, и кто такой человек? По моему мнению, общество – это объединение людей с общими интересами. Человек – это существо обладающее сознанием, умом, речью и своим мнением. Все мы знаем, что человек может влиять на общество. Это можно узнать из многих войн, государственных переворотов и других примеров. Но может ли общество влиять на человека?
В литературе есть много произведений, из которых видно, как общество влияет на человека. В пример могу привести произведение А.Н. Островского «Гроза». В этом произведении хорошо виден пример, как общество повлияло на человека. Главная героиня произведения «Гроза», Катерина не смогла жить в семье Кабановых и покончила свою жизнь самоубийством. Она не выдержала натиска Кабанихи, которая не давала Катерине свободы и покоя. И постоянно ее упрекала и ругала.
Второй пример могу привести из прекрасного произведения И.А, Гончарова «Обломов», в котором показана судьба главного героя Ильи Ильича Обломова, который не нашел себе места в этой жизни. Причина этому его детство, которое дало большое влияние на формирование его личности. В детстве Обломов получил излишнее внимание, что повлекло за собой лень и прожитую в пустую жизнь.
Исходя из этих примеров могу сделать вывод. Общество влияет на человека. Она навязывает человеку политические, религиозные, нравственные и любые другие взгляды, формирует характер человка и его психологию. Но человек сам решает, что ему принимать из всего навязанного, и от чего отказываться.
Велика ли цена за человеческое счастье? Можно ли измерить его земными благами и богатством? Что в жизни по-настоящему значительно и ценно? В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» никто из героев не задается подобными вопросами, ведь, в сущности, ответ на каждый из них очевиден: чем больше денег, тем счастливее человек. Пароход «Атлантида», на котором путешествуют герои, – это общество людей циничных, успешных и, разумеется, богатых. В центре повествования — образ состоятельного господина, путешествующего с семьей, посвятившего свою жизнь накоплениям, которые позволяют ему приобрести все удовольствия, которые только можно купить за деньги. Однако оказывается, что в мире существуют вещи, не подверженные отношениям купли-продажи. Перед лицом смерти господин оказывается беззащитным, брошенным на произвол судьбы, лишним на веселом празднике людского тщеславия. Смерть героя, ещё недавно уважаемого всеми, воспринимается как досадная неприятность. Общество, полноправным членом которого ещё совсем недавно мнил себя господин, отрекается от него. И такой же финал ждет каждого человека, превратившегося в безликого «господина» в угоду коллективу, который превращает своих членов в универсальные копии друг друга.
«…Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…» — задумчиво произносит Воланд в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Действительно, сколько бы ни существовал род человеческий, слабости его всегда одни и те же: жажда денег и признания. Общество на страницах романа колоритно в своей примитивности: члены писательского объединения МАССОЛИТ занимаются бесцельной графоманией, пишут бездарные стихи и мечтают о «творческих отпусках». А зрители театра «Варьете» в безумном порыве кидаются на сцену в попытках поймать падающие с потолка червонцы. Все они – бездарны и мелки в своем существовании, подчиненном незначительным, вещественным целям. В этом вечная меркантильная сущность человеческой природы, которая не подвластна времени и истории. Это общество подминало под себя всех москвичей, а тех, кого не удавалось, вычеркивало из жизни с помощью критиков Латунских и им подобных. Пошлые, обывательские, ложные ценности распространялись через тот же МАССОЛИТ по цене «судачков а-ля натюрель» и захватывали умы людей, делая их однотипными и безликими.
Общество может уничтожить человека. Может ли человек, бросив вызов обществу, одержать победу? Едва ли. В повести А. Куприна «Олеся» героиня воспитывается вдали от крестьянской деревни. Она не знакома с бытом и нравами живущих там людей, ей чужды их традиции и взгляды, точно так же, как чужды и предрассудки. Она вольна в своих действиях и решениях. Её любовь к случайному гостью Ивану Тимофеевичу — это простое и сильное чувство, которому не может быть преград в её естественном, живущем по закону природы мире. Однако под гнётом суеверных предрассудков и неоправданной злости крестьян, не принимающих девушку, героиня вынуждена сдаться обстоятельствам и отвергнуть возлюбленного.
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» общество, в котором оказывается Чацкий, едва ли ценит достоинства личности, измеряя всех и каждого исключительно размером кошелька. Нет здесь представлений о благородстве и долге, есть только блестящие перспективы и высокие должности. В центре такого общества Александр Чацкий оказывается лишним, осмеянным, поскольку преследует иные цели, не гонится за чинами и богатством. Он бросает вызов фамусовскому обществу, презирает Молчалина, готового пойти на обман и лицемерие с выгодой для себя. Чацкий отказывается принимать жизнь такой, какой ее видят окружающие, сохраняя верность себе. Он не способен лгать и притворятся там, где необходимо сказать правду. Чацкий остро чувствует уродство и ограниченность людей, которые ещё совсем недавно были дороги ему, поэтому покидает дом Фамусова. Так, влияние общества не коснулось героя, он сумел устоять и спасти свою личность от нравственного падения.
Что заставляет человека отказываться от своих идеалов, упрощать свою жизнь до примитивных радостей и удовольствий? Главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч» Дмитрий Старцев под влиянием общества, которое обозначило круг его общения и интересов, превращается из добродушного, подвижного, чувствительного человека в тяжелого на подъем, эгоистичного, ограниченного обывателя, которого знакомые по-домашнему называют «Ионыч». Узкие рамки той среды, в которой вынужден проживать герой, его духовная слабость и нежелание действовать делают из него футлярного персонажа, человека без имени. Он вынужден принять бесцельность своего существования и жить согласно условиям того мира, с которым он не нашел в себе силы вступить в борьбу.
Автор: Валерия Пронина
Так как формирование личности неотрывно от общества, то стандарты в оценках тех или иных явлений, принятые в обществе, безусловно воспринимаются сознанием человека с юности. Семья и школа знакомят растущую личность с тем, что должно быть и чего не должно быть в окружающем ее обществе. Причем семья может прививать одни ценности, школа – другие. Так формируется двуличие, юный человек приучается думать одно, а говорить другое. Хорошо, если общество придерживается достойных установок, ведь правила общества – правила большинства, большинству принято подчиняться, и молодые люди часто неосознанно подгоняют свое точку зрения под стандартные понятия общества. А если в обществе царит культ наживы, оно поражено лицемерием, безнравственностью? Тогда только наделенные более самостоятельным мышлением личности осмеливаются составлять свое мнение, свободное от влияния окружающих. С годами все люди начинают мыслить более или менее критично, но не все хотят осложнять себе жизнь несогласием с большинством.
Хрестоматийный пример из литературы – Чацкий («Горе от ума» А.С. Грибоедова). Его поведение, суждения, смелые обличительные речи, отсутствие чинопочитания – все настраивает против него фамусовское общество. И «всем хором» его прославляют безумным. Иное дело – Молчалин. Он конформист, неглуп, но недалек. И его позиция очень хороша для среды, в которой он намерен процветать: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
(370 слов)
Ни для кого не секрет, что социум оказывает на личность сильное влияние. Подобная тенденция, например, лежит в основе моды, когда человек видит, во что одеты другие, и повторяет за ними. Ту же ситуацию мы видим, когда все голосуют «за», и за ними повторяют те, кто не хочет оставаться в меньшинстве. Такие же механизмы воздействия применяют маркетологи, показывая огромные скопления людей там, куда им нужно заманить публику. Таким образом, общество влияет на человека посредством стадного инстинкта, заложенного глубоко в подсознании: если все пойдут, то и я с ними. Как именно отражается это воздействие на том или ином индивиде – вопрос открытый. Ответ на него можно поискать в художественной литературе.
В романе-эпопее Толстого «Война и мир» Пьер Безухов попадает под влияние светской молодежи. Он только вернулся на родину, получил огромное наследство, но чувствует себя одиноким и чужим в мире высшего света. Поэтому он становится легкой добычей для тех, кто уже давно вращается в обществе и знает, как выгодно использовать неосведомленность Пьера. Он, добрый и высоконравственный юноша, под воздействием уловок участвует в отвратительных мероприятиях. Потом его же круг общения загоняет его в брак с Элен Курагиной. Так, придворная элита чуть было не испортила яркую и добродетельную индивидуальность героя.
Для каждого человека важно общество, в котором он вращается. Разве не сам человек отвечает за свои поступки? Конечно же, сам, но все мы, так или иначе, зависим от тех, кто рядом, как и они от нас. Порой именно окружение диктует нам поступки, потому как срабатывает закон коллективного решения. Как часто в жизни приходится наблюдать изменения в человеческом характере и поведении, как иногда люди быстро меняются в зависимости от своего окружения. Именно поэтому родители всегда заботятся, чтобы ребенок дружил с хорошими людьми. В окружении порядочных воспитанных людей каждый пытается быть не хуже. В дурном обществе человек готов прощать себе не только мелкие недостатки, но и недостойные поступки. Ведь общество этого не осуждает, а порой и поощряет зло. Может, человек никогда бы не обнаружил худшие черты в себе, если бы этому не поспособствовало плохое общество и окружение.
Именно такую ситуацию описал Панас Мирный в своем романе “Разве ревут волы, когда ясли полны?”. Ведь когда Чипка (главный герой романа) подружился с сомнительными людьми – Лушней, Мотней и Крысой, то все хорошее, что в нем было, куда-то исчезло. Вместо этого он стал циничным и злым, начал свои плохие поступки с краж, а потом перешел и к разбою. Писатель рисует яркую картину нравственного падения человека. Автор нам показывает, как пьянствуют в доме Чипки его так называемые товарищи. А сам Чипка при этом не обращает внимания на то, что его товарищи оскорбляют его мать. Он еще и сам на нее кричит. Это был его позорный выбор, ставший для Чипки фатальным. Вскоре он дошел и до убийства. Ничего человеческого не осталось в нем, так как он позволил себе пойти вслед за недостойными людьми.
Конечно же, окружение человека влияет на его характер и на его личность в целом. Но насколько сильным и решающим будет это влияние, зависит уже только от самого человека. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него давить. Возможно, ребенку будет трудно и сложнее противостоять влиянию своего окружения. И в таком случае уже взрослые должны помочь ребенку преодолеть негативное влияние и выработать в себе тот спасительный стержень. В отличие от ребенка у взрослого человека всегда есть право выбора. Он сам может выбрать свои цели и свое окружение. Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас. Мы вправе себе выбирать тех друзей, которых мы заслуживаем. И всегда нужно выбирать тех, кто тебя ценит. А не тех, кто тебя недооценивает. Потому как нет смысла выбирать тех, кто не разделяет наших успехов и для которых мы нужны только ради собственного самоутверждения.
Именно такую ситуацию описал Панас Мирный в своем романе “Разве ревут волы, когда ясли полны?”. Ведь когда Чипка (главный герой романа) подружился с сомнительными людьми – Лушней, Мотней и Крысой, то все хорошее, что в нем было, куда-то исчезло. Вместо этого он стал циничным и злым, начал свои плохие поступки с краж, а потом перешел и к разбою. Писатель рисует яркую картину нравственного падения человека. Автор нам показывает, как пьянствуют в доме Чипки его так называемые товарищи. А сам Чипка при этом не обращает внимания на то, что его товарищи оскорбляют его мать. Он еще и сам на нее кричит. Это был его позорный выбор, ставший для Чипки фатальным. Вскоре он дошел и до убийства. Ничего человеческого не осталось в нем, так как он позволил себе пойти вслед за недостойными людьми.
Конечно же, окружение человека влияет на его характер и на его личность в целом. Но насколько сильным и решающим будет это влияние, зависит уже только от самого человека. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него давить. Возможно, ребенку будет трудно и сложнее противостоять влиянию своего окружения. И в таком случае уже взрослые должны помочь ребенку преодолеть негативное влияние и выработать в себе тот спасительный стержень. В отличие от ребенка у взрослого человека всегда есть право выбора. Он сам может выбрать свои цели и свое окружение. Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас. Мы вправе себе выбирать тех друзей, которых мы заслуживаем. И всегда нужно выбирать тех, кто тебя ценит. А не тех, кто тебя недооценивает. Потому как нет смысла выбирать тех, кто не разделяет наших успехов и для которых мы нужны только ради собственного самоутверждения.
1. Сочинение частично соответствует теме, все рассуждения посвящены проблеме влияния общества на человека, но не отражена другая сторона проблемы – влияние человека на общество.
2. Для аргументации привлекается литературный материал. Уровень анализа литературных текстов очень низкий, но содержание произведений не искажено, анализируются образы и эпизоды, позволяющие раскрыть заявленные тезисы.
3. В композиции выделяются необходимые для построения рассуждения части: вступление, тезисно-доказательная часть и заключение; логика развития мысли не нарушена.
4. Качество речевого оформления высказываний очень низкое, понимание смысла сказанного затруднено.
5. В сочинении допущено в сумме более 5 ошибок на 100 слов. Необходимо работать над повышением уровня орфографической, пунктуационной и речевой грамотности.
(340 слов) Как мы знаем, позиция коллектива подчас играет главную роль в формировании мнения личности. Люди в большинстве своем ведомы и предпочитают не идти против течения мысли, когда-то принятого и мирно текущего в недрах социума. Однако бывают и исключения из правила, действующие наперекор, но и они бунтуют не просто так, а против чего-то, значит, и на них влияет общество. Как же это происходит?
В рассказе Чехова «Ионыч» герой приезжает работать в захолустье, но не намеревается подстраиваться под мещанские нравы провинциалов. Он навещает интеллигентное семейство, слушает музыку и чтение романов, разговаривает о возвышенных материях и даже влюбляется в будущую пианистку с прекрасной душой и незаурядным умом. Однако девушка отказывает Дмитрию, уезжает учиться, и он постепенно снижает планку, довольствуясь рутинным прозябанием. Старцев из гордого и целеустремленного юноши превращается в скучного и грубого Ионыча, ставшего таким же жалким и мелочным, как его пациенты. Вот так общество незаметно, исподволь подчинило себе того, кто от него отличался. Герой перестал видеть в суете бессмысленных и одинаковых дней то, к чему стремился, а окружение внушило ему, что все нормально.
Сочинение. ” Как общество влияет на человека? “.
Что такое общество, и кто такой человек? По моему мнению, общество – это объединение людей с общими интересами. Человек – это существо обладающее сознанием, умом, речью и своим мнением. Все мы знаем, что человек может влиять на общество. Это можно узнать из многих войн, государственных переворотов и других примеров. Но может ли общество влиять на человека?
В литературе есть много произведений, из которых видно, как общество влияет на человека. В пример могу привести произведение А.Н. Островского «Гроза». В этом произведении хорошо виден пример, как общество повлияло на человека. Главная героиня произведения «Гроза», Катерина не смогла жить в семье Кабановых и покончила свою жизнь самоубийством. Она не выдержала натиска Кабанихи, которая не давала Катерине свободы и покоя. И постоянно ее упрекала и ругала.
Второй пример могу привести из прекрасного произведения И.А, Гончарова «Обломов», в котором показана судьба главного героя Ильи Ильича Обломова, который не нашел себе места в этой жизни. Причина этому его детство, которое дало большое влияние на формирование его личности. В детстве Обломов получил излишнее внимание, что повлекло за собой лень и прожитую в пустую жизнь.
Исходя из этих примеров могу сделать вывод. Общество влияет на человека. Она навязывает человеку политические, религиозные, нравственные и любые другие взгляды, формирует характер человка и его психологию. Но человек сам решает, что ему принимать из всего навязанного, и от чего отказываться.
Велика ли цена за человеческое счастье? Можно ли измерить его земными благами и богатством? Что в жизни по-настоящему значительно и ценно? В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» никто из героев не задается подобными вопросами, ведь, в сущности, ответ на каждый из них очевиден: чем больше денег, тем счастливее человек. Пароход «Атлантида», на котором путешествуют герои, – это общество людей циничных, успешных и, разумеется, богатых. В центре повествования — образ состоятельного господина, путешествующего с семьей, посвятившего свою жизнь накоплениям, которые позволяют ему приобрести все удовольствия, которые только можно купить за деньги. Однако оказывается, что в мире существуют вещи, не подверженные отношениям купли-продажи. Перед лицом смерти господин оказывается беззащитным, брошенным на произвол судьбы, лишним на веселом празднике людского тщеславия. Смерть героя, ещё недавно уважаемого всеми, воспринимается как досадная неприятность. Общество, полноправным членом которого ещё совсем недавно мнил себя господин, отрекается от него. И такой же финал ждет каждого человека, превратившегося в безликого «господина» в угоду коллективу, который превращает своих членов в универсальные копии друг друга.
«…Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…» — задумчиво произносит Воланд в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Действительно, сколько бы ни существовал род человеческий, слабости его всегда одни и те же: жажда денег и признания. Общество на страницах романа колоритно в своей примитивности: члены писательского объединения МАССОЛИТ занимаются бесцельной графоманией, пишут бездарные стихи и мечтают о «творческих отпусках». А зрители театра «Варьете» в безумном порыве кидаются на сцену в попытках поймать падающие с потолка червонцы. Все они – бездарны и мелки в своем существовании, подчиненном незначительным, вещественным целям. В этом вечная меркантильная сущность человеческой природы, которая не подвластна времени и истории. Это общество подминало под себя всех москвичей, а тех, кого не удавалось, вычеркивало из жизни с помощью критиков Латунских и им подобных. Пошлые, обывательские, ложные ценности распространялись через тот же МАССОЛИТ по цене «судачков а-ля натюрель» и захватывали умы людей, делая их однотипными и безликими.
Общество может уничтожить человека. Может ли человек, бросив вызов обществу, одержать победу? Едва ли. В повести А. Куприна «Олеся» героиня воспитывается вдали от крестьянской деревни. Она не знакома с бытом и нравами живущих там людей, ей чужды их традиции и взгляды, точно так же, как чужды и предрассудки. Она вольна в своих действиях и решениях. Её любовь к случайному гостью Ивану Тимофеевичу — это простое и сильное чувство, которому не может быть преград в её естественном, живущем по закону природы мире. Однако под гнётом суеверных предрассудков и неоправданной злости крестьян, не принимающих девушку, героиня вынуждена сдаться обстоятельствам и отвергнуть возлюбленного.
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» общество, в котором оказывается Чацкий, едва ли ценит достоинства личности, измеряя всех и каждого исключительно размером кошелька. Нет здесь представлений о благородстве и долге, есть только блестящие перспективы и высокие должности. В центре такого общества Александр Чацкий оказывается лишним, осмеянным, поскольку преследует иные цели, не гонится за чинами и богатством. Он бросает вызов фамусовскому обществу, презирает Молчалина, готового пойти на обман и лицемерие с выгодой для себя. Чацкий отказывается принимать жизнь такой, какой ее видят окружающие, сохраняя верность себе. Он не способен лгать и притворятся там, где необходимо сказать правду. Чацкий остро чувствует уродство и ограниченность людей, которые ещё совсем недавно были дороги ему, поэтому покидает дом Фамусова. Так, влияние общества не коснулось героя, он сумел устоять и спасти свою личность от нравственного падения.
Что заставляет человека отказываться от своих идеалов, упрощать свою жизнь до примитивных радостей и удовольствий? Главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч» Дмитрий Старцев под влиянием общества, которое обозначило круг его общения и интересов, превращается из добродушного, подвижного, чувствительного человека в тяжелого на подъем, эгоистичного, ограниченного обывателя, которого знакомые по-домашнему называют «Ионыч». Узкие рамки той среды, в которой вынужден проживать герой, его духовная слабость и нежелание действовать делают из него футлярного персонажа, человека без имени. Он вынужден принять бесцельность своего существования и жить согласно условиям того мира, с которым он не нашел в себе силы вступить в борьбу.
Автор: Валерия Пронина
Так как формирование личности неотрывно от общества, то стандарты в оценках тех или иных явлений, принятые в обществе, безусловно воспринимаются сознанием человека с юности. Семья и школа знакомят растущую личность с тем, что должно быть и чего не должно быть в окружающем ее обществе. Причем семья может прививать одни ценности, школа – другие. Так формируется двуличие, юный человек приучается думать одно, а говорить другое. Хорошо, если общество придерживается достойных установок, ведь правила общества – правила большинства, большинству принято подчиняться, и молодые люди часто неосознанно подгоняют свое точку зрения под стандартные понятия общества. А если в обществе царит культ наживы, оно поражено лицемерием, безнравственностью? Тогда только наделенные более самостоятельным мышлением личности осмеливаются составлять свое мнение, свободное от влияния окружающих. С годами все люди начинают мыслить более или менее критично, но не все хотят осложнять себе жизнь несогласием с большинством.
Хрестоматийный пример из литературы – Чацкий («Горе от ума» А.С. Грибоедова). Его поведение, суждения, смелые обличительные речи, отсутствие чинопочитания – все настраивает против него фамусовское общество. И «всем хором» его прославляют безумным. Иное дело – Молчалин. Он конформист, неглуп, но недалек. И его позиция очень хороша для среды, в которой он намерен процветать: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».