Сочинение на тему как писать грамотно

11 вариантов

  1. «Зачем мне писать сочинения, если я собираюсь стать строителем?» Услышать подобное можно в любой семье, где растут школьники. Но не каждый родитель в состоянии ответить на этот простой вопрос. А ведь сочинения много чему учат — думать, размышлять, логически мыслить, работать с большим объемом информации, анализировать ее, правильно выстраивать фразы, доносить свои мысли до других, придавать словам объем и окраску. Пригодятся ли эти навыки строителю? Безусловно. А также инженеру, нефтянику, врачу, спортсмену — человеку любой профессии. Поэтому лучше еще в школе задуматься над тем, как научиться писать сочинения, чем потом, когда им на смену придут другие жанры, испытывать муки над созданием элементарного делового письма.
    Содержание:
    Для чего нужно уметь писать
    Виды сочинений
    Основные критерии хорошего сочинения
    11 советов, как написать хорошее итоговое сочинение в 11 классе
    Наши предки считали слово началом всех начал и приравнивали его к Богу. Сегодня мы относимся к средству устного и письменного общения с гораздо меньшим пиететом. И совершенно зря!
    Умея писать, многие из нас не умеют ПИСАТЬ, что не одно и то же. В расширенном значении это слово означает грамотно формулировать мысли, последовательно выстраивать отдельные предложения и целые абзацы, соблюдать логику изложения, доступно раскрывать тему.
    Если говорить просто, умение писать — это способность создавать тексты, которые легко читаются, доставляют удовольствие от стиля изложения, позволяют узнавать что-то новое или по-новому открывать для себя уже известные факты. Такими должны быть не только литературные бестселлеры, но и школьные сочинения, в том числе.
    Современных школьников, в первую очередь, интересует, как научиться писать быстро, грамотно, красиво? Но для начала мы ответим на другой вопрос.

    Для чего нужно уметь писать

    Мы живем в мире непрерывных коммуникаций, освоение которых невозможно без письменных навыков. Поэтому, чтобы не потеряться в современном глобальном пространстве, следует осваивать его инструменты. Даже блог в интернете, написанный плохим языком, никому не интересен.
    Хорошо написанный текст характеризует человека, как культурного, грамотного, цивилизованного, с которым приятно иметь дело. Если вы хотите, чтобы другие люди понимали вас и серьезно к вам относились — учитесь не только правильно говорить, но и писать.
    В век электронной переписки никто не отменял грамотно написанных писем и сообщений, если они адресованы бизнес-партнерам, людям, которые не являются друзьями или родственниками, тем, кто старше по возрасту или должности. Впрочем, даже хорошему знакомому приятно будет прочитать нормальный текст, а не получить на телефон набор букв и смайликов.
    На любой работе приходится вести деловую переписку или писать официальные тексты. Компетентность человека, который не умеет в письменном виде корректно сформулировать задачу, просьбу, обращение, написать заявление, составить отчет, может оказаться под сомнением. А это, в свою очередь, грозит плохой репутацией, испорченной карьерой, увольнением.
    И, наконец, умение писать для многих является основным или дополнительным источником доходов. Существует целый список достаточно хорошо оплачиваемых профессий, в которых главное требование — уметь составлять тексты. Это копирайтер, спичрайтер, автор постов для соцсетей, текстов для сайтов, рекламных роликов, представительской продукции и конечно, журналист, писатель, литературный, театральный или музыкальный критик.
    Но первый шаг на пути к этим интересным занятиям — школьное сочинение. Думая о том, как научиться писать сочинение по русскому языку или литературе для получения высокой оценки за ЕГЭ, следует учесть, что существуют определенные требования к экзаменационным заданиям. Не стоит самовыражаться в день экзамена, это можно оставить для более подходящих моментов.
    Не пропустите: Как подготовиться к ЕГЭ с нуля самостоятельно
    Приступая к сочинению, необходимо:
    Обдумать тему
    Определить основную мысль (тезис) текста — то, ради чего он будет писаться. Например « Печорин — лишний человек. Почему?»
    Составить «скелет» сочинения (вступление, основная часть, вывод)
    «Одеть» скелет в «одежды». Это могут быть характеристики героев, цитаты в поддержку выводам, дополнительные аргументы и факты, которые помогут раскрыть содержание сочинения.
    Резюмировать все выше написанное, сделать выводы, подвести черту под сказанным.
    Рейтинг ТОП-7 лучших онлайн школ
    Перейти на сайт школы
    Онлайн школа для подготовки к ЕГЭ по 4 предметам: русский, математика, английский, физика. Занятия проходят на современной IT-платформе, включающей видеосвязь, чат, тренажеры и банк задач.
    Перейти на сайт школы
    Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.
    Перейти на сайт школы – Бесплатный пробный урок
    Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.
    Перейти на сайт школы – Бесплатный пробный урок
    Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.
    Перейти на сайт школы – Бесплатный пробный урок
    Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.
    Перейти на сайт школы
    Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.
    Перейти на сайт школы – Бесплатная регистрация
    Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

    Виды сочинений

    Рассуждение на заданную тему
    Пример: «Анна Каренина – Сергей Вронский: запретная любовь».
    Текст отвечает на вопросы, как и почему это случилось, могло ли быть по другому, что двигало героями.
    Описание с элементами оценки и анализа
    Пример: «Самая красивая деревня России. Какая она».
    Сочинение построено в основном на прилагательных. Однако это не пустое перечисление, оно сопровождается комментариями, дополняется собственными мыслями или аргументированными цитатами.
    Ответ на вопрос, сформулированный в теме
    Пример: «Кому на Руси жить хорошо? Взгляд из 21 века».
    Сочинение строится на тезисах-доказательствах, которые последовательно дают ответ на поставленный вопрос.
    Повествование с включением оценочных суждений
    Пример: «История города Глупова глазами Салтыкова-Щедрина». Краткое изложение какой-либо истории, но не подробное, а разбавленное оценками и рассуждениями.

    Основные критерии хорошего сочинения

    Каждый педагог, безусловно, учитывает индивидуальные особенности своих учеников. Но в оценке работ, даже таких творческих, как сочинение, использует определенные шаблоны, которые позволяют ему быть объективным. В них входят:
    Наличие четкой структуры (завязка, кульминация, развязка). Она не позволяет тексту распадаться на отдельные, не связанные между собой части.
    Хорошо продуманная тема. Чтобы не отклоняться от нее, учителя рекомендуют составить несколько сопроводительных вопросов, отвечая на которые можно и быстрее написать, и содержательнее изложить все необходимое.
    Аргументация. Даже сочинение повествование требует от автора изложения своих мыслей по сути темы или чужих, но обязательно авторитетных, мнений. Если речь идет о сочинении по литературному произведению, взгляд автора на ситуацию или героя тоже обязателен.
    Логика построения текста. Отчасти она строится по принципам математики. Три части в тексте. Абзацы с примерно одинаковым количеством предложений. Желательно не более семи слов в предложении. Но главное — любое изложение должно быть последовательным, отражать тему и подчиняться основной идее текста.
    Хороший стиль, использование разнообразных выразительных средств. Это очень важный критерий, который пробуждает интерес к содержанию написанного. Сухие слова, отсутствие личных впечатлений обедняют содержание и, напротив, наличие эмоциональных акцентов и других уместных «красивостей» обогащают его.
    Использование фактологии, умение найти ей нужное место в тексте и дозированное применение делают автору сочинения большую честь. Важно правильно использовать подобную информацию, не путать ее последовательность и не ошибаться в фактах.
    Грамотное письмо, знание литературных норм, богатый словарный запас, выразительная речь. Без следования этим критериям сочинение не может рассчитывать на высокую оценку.

    11 советов, как написать хорошее итоговое сочинение в 11 классе

    До экзамена

    Проведите ревизию своих знаний литературных произведений. Вспомните их содержание, героев, идею, конфликт, развязку, выводы критики, выпишите подходящие тезисы.
    Ознакомьтесь с темами работ прошлых лет. Проанализируйте принцип их подбора. Определите, какие из них вам больше нравятся или вы к ним лучше подготовлены.
    Найдите в интернете тексты хороших, «правильных» сочинений. Изучите их структуру, содержание, стиль изложения, правильность построения текста, глубину раскрытия темы. «Разберите» каждый текст по частям, чтобы понять из чего он состоит.
    Выберете себе одну из тем и попробуйте написать по ней сочинение, не заглядывая в оригинал. Сравните результаты. Определите свои «минусы». Повторите это с разными темами.
    Не пропустите: Куда пойти учиться после 11 класса: список профессий

    Во время экзамена

    Внимательно прочитайте предложенные темы. Спокойно оцените уровень вашей подготовленности к каждой из них. Поймите, какая из них вам ближе. Сделайте свой выбор.
    Составьте план сочинения по принципу «скелет»+ «одежда» для скелета.
    Вспомните цитаты, которые подходят для выбранной темы, запишите их, чтобы не забыть. Оформите в словесную форму собственные тезисы.
    Составьте примерный тайминг этапов работы. Оставьте время на проверку ошибок.
    Не торопясь, начинайте собирать сочинение по частям.
    Написав, сравните вступление и вывод, Является ли последний следствием первого, или вы отклонились от темы? Дополните или сократите текст.
    Перепишите черновик аккуратно и без ошибок.
    Отдыхайте и ждите результатов — вы проделали большую работу!

  2. В сочинении на заданную тему следует составить план со вступлением, основной и дополнительной частями, определиться, о чем поведать и упомянуть в содержании, какие выделить основные моменты, свое отношение.
    Например, можно порассуждать примерно следующим образом, как ниже.
    Тема грамотности всегда волновала и остается актуальной. Будучи грамотным, каждый повышает уровень своего культурного развития, демонстрирует знания в области русского языка и умение им пользоваться в полной мере, излагаясь правильно и многообразно.
    Говоря о грамотности, важно верно писать текст без орфографических и пунктуационных ошибок, так как не верное изъяснение не дает в полной мере донести мысль, искажает суть сказанного. Иногда жизненно важно поставить знаки препинания такие, где положено в нужных местах предложения. Знаки препинания делают акцент, усиливая сказанное и позволяя акцентировать, отделяя интонацией одно от другого. Совершенно разным может быть смысл сказанного, в зависимости от правильной постановки запятой.
    Запятые в конце предложения могут изменять силу интонации или сделать его вместо утвердительного вопросительным.
    Не менее важно грамотно писать слова не только не допуская в них ошибок, а также используя правильную речь. Везде должны быть порядок и дисциплина, так что основательное и точное написание текста не менее необходимо, чем любой другой порядок.
    Прежде всего, грамотная речь – это красивая речь. Таковой делает не допущение речевых и стилистических нарушений, использование всех ресурсов языка. Грамотное изъяснение делает смысл сказанного более глубоким, красочным, профессиональным, выделяя характерные моменты. В русском языке большое разнообразие всевозможных эпитетов, специфической терминологии, тонкостей, как иносказания, метафоры, сравнения, обобщения. Разные способы и инструменты позволяют управлять своей речью, следить за полученной устной или письменной информацией.
    Вот так можно было бы говорить в сочинении, раскрывая тему. В заключительной части подвести итоги, выразить собственное отношение. Допустим, выразить то, что всегда стараетесь писать грамотно, повышать это умение и совершенствовать его.

  3. На примере романа Тургенева «Отцы и дети» мы узнали, как составлять план для будущего текста. Сейчас мы будем учиться писать сочинение по картине.
    Подобная работа помогает детям развивать фантазию, учит анализировать, думать. Поэтому учителя дают такие задания. Особенно младшим классам.
    Когда нужно написать сочинение по картине, необходимо также придерживаться композиции в тексте. Во вступлении пишем, какой рисунок перед вами. Например: «Передо мной картина В. Васнецова “Богатыри…”». Далее пишем о том, что на ней изображено. Это и будет вступлением. Затем идет основная часть. Тут мы описываем всю картину. В заключении можно отметить, что хотел сказать автор своим рисунком, что он передает, рассказать о своих ощущениях при рассматривании изображения.

    Заключение

    Написать сочинение на тему, заданную учителем, на самом деле не так уж и трудно. В этом деле главное – запомнить композиционное деление текста и, исходя из него, составить план.
    Говорят, что все приходит с опытом. Также и с сочинениями. Чем больше вы будете писать, тем лучше будут получаться ваши тексты. Поэтому не бойтесь сочинений. Пишите их самостоятельно без участия родителей. Не списывайте их из сборников готовых сочинений. Работая самостоятельно, вы научитесь грамотно излагать свои мысли, а это верный путь успешного общения!

  4. Пишем сочинение: грамотно, исчерпывающе, логично. Общие рекомендации
    Сочинение оценивают по целому ряду параметров. Иногда причиной сниженной оценки может стать неаккуратная тетрадь, плохой почерк, недостаточное раскрытие темы. Необходимо учитывать множество факторов, работая над черновым вариантом сочинения и оформляя чистовик. Выполните несколько рекомендаций, чтобы достичь лучших результатов.
    Максимально тщательно выбирайте тему сочинения, если она не обозначена в задании. Нужно писать о том, что хорошо вам знакомо. Желательно ориентироваться в предмете не поверхностно, а глубоко, знать детали.
    Пользуйтесь проверенными источниками. Книги следует брать в библиотеках, академические издания. Электронные версии могут содержать ошибки и неточности. Не обращайтесь к кратким содержаниям, также не стоит сразу начинать подготовку к написанию сочинения с чтения критики, научных статей. Самое главное – ознакомиться с первоисточником и составить о нём личное мнение.
    На итоговой аттестации необходимо придерживаться заданного объёма. Сочинение в ЕГЭ по русскому языку должно содержать не менее 150 слов, 50 слов – минимум для сочинения в ГИА.
    Следите за почерком, осторожно обращайтесь с тетрадью, листами бумаги. Пишите аккуратно и разборчиво, избегайте исправлений.
    Тщательно отнеситесь к составлению плана, написанию черновика.
    Продумайте заглавие работы, если тема свободная. Заголовок сочинения отражает его тему и идею. Можно придумать проблемный заголовок, заглавие-вопрос.
    Используйте цитаты, факты биографии автора. Хорошо, если в сочинении будет удачная ссылка на критику. Все сведения должны быть уместны, соответствовать теме.
    Обязательно следите за логичностью повествования. Каждое предложение связывайте с предыдущим, избегайте резких переходов и обрывов мысли.
    Разделяйте сочинение на смысловые абзацы: так оно лучше воспринимается. Преподавателю вы продемонстрируете умение выделять смысловые части в тексте.
    Продумайте композицию. Оптимальный вариант – кольцевая композиция, когда начало и конец текста перекликаются, связаны прямой или обратной связью. Например, вопрос-ответ, тезис-антитезис, тезис-тезис.
    Помните: тема должна быть полностью раскрыта. Даже сжатая форма изложения не помешает привести основные доказательства, аргументы, выразить собственное мнение и главную идею сочинения.
    Тщательно следите за грамотностью. В тексте не должно быть логических, лексических, смысловых, пунктуационных, орфографических и прочих ошибок. Используйте только те слова, смысл которых точно знаете. Составляйте в меру усложнённые предложения. Если есть возможность (например, сочинение задано на дом), обращайтесь к справочной литературе, учебнику.
    Учитывайте общие принципы написания сочинения, тогда вам будет легче выполнять данное задание. Рекомендации помогут сделать сочинение грамотным, логичным, исчерпывающим.
    Написание сочинений разных типов. Несколько нюансов
    Сочинения могут отличаться в зависимости от темы и жанра. Все темы можно условно разделить на три типа:
    тема-вопрос;
    тема-суждение;
    тема-понятие.
    Основа сочинения заложена в формулировке темы, а от её типа зависит специфика работы по написанию текста. Традиционно считается, что наиболее простой для раскрытия является тема-суждение. В ней заключена идея текста, вы же только подберёте исходя из неё аргументы и доказательства. Не понадобится самостоятельно формулировать идею, определять проблему. Правда, творчески ориентированные ученики предпочитают иметь большую свободу при написании сочинения и не очень любят столь жёсткие рамки, создаваемые темой-суждением.
    Тема-вопрос позволит вам раскрыть личное мнение, сформулировать идею и привести собственные аргументы. Работа более сложная, зато предоставляет свободу действий и открывает широкие возможности проявить себя. В сочинении-рассуждении потребуется обоснованно высказать собственное мнение, сделать в конце выводы, обобщение.
    Когда сочинение пишется по теме-понятию, вам придётся самостоятельно выбрать направление текста, определить проблему и сформулировать идею. Например, если предлагается проанализировать образ конкретного героя произведения, можно выбрать метод исследования: раскрыть одну основную черту, объяснив, почему именно она является определяющей, или дать комплексный анализ.
    Чтобы правильно писать сочинение, нужно создавать текст в соответствии с заданным жанром. Выделяют три основных жанра сочинений, каждый из которых имеет свои отличительные признаки.
    Сочинение-повествование. Текст представляет собой рассказ о явлении, событии, человеке. Начните его с завязки, затем плавно переходите к кульминации, а заканчивайте сочинение развязкой. Для написания потребуется собрать и обработать материал, который и станет основой текста. Важно выбирать основные моменты, наиболее яркие детали, отделять существенное. Не стоит пересказывать текст произведения.
    В сочинении-описании понадобится логично и последовательно перечислить основные признаки предмета, явления, процесса, человека или животного. В итоге у вас должен получиться наглядный образ, раскрывающий описываемый предмет с разных сторон, позволяющий читателю хорошо его представить. Желательно составить план и потом работать по нему.
    Сочинение-рассуждение строится по классической композиции. Раскройте тему, обозначьте проблему, выдвиньте тезисы и несколько аргументов. Необходимо хорошее знание материала, умение доказывать собственное мнение, делать логичные выводы.
    Знание нюансов написания сочинений разных жанров поможет создать грамотный текст, соответствующий заданному направлению.
    Как написать отличное сочинение? Алгоритм
    Как правильно писать сочинение? Очень важно придерживаться конкретного алгоритма, все действия производить в определённой последовательности. Выполняя инструкции, вы сумеете грамотно изложить свои мысли и целиком раскрыть тему сочинения.
    Полностью сконцентрируйтесь и сосредоточьтесь на работе. Вас ничто не должно отвлекать. Если есть необходимость, работу можно разделить на два этапа, но основное следует выполнить без перерыва: прочитать нужные материалы, составить план и черновик.
    Если вам требуется самостоятельно сформулировать тему, уделите этому достаточное количество времени. Тема должна полностью соответствовать сочинению, именно её вы будете раскрывать в тексте, аргументировать свою позицию по ней.
    Тщательно обдумайте заданную тему. Вспомните произведение, факты из биографии автора, запишите цитаты.
    Определите основной круг проблем по теме и найдите среди них главную.
    Подумайте, как именно вы будете раскрывать тему и анализировать проблему сочинения. Сформулируйте в нескольких предложениях ваше собственное мнение и запишите его.
    Кратко запишите по пунктам, что бы вы хотели отразить в сочинении. Должно получиться минимум 12-15 предложений.
    На данном этапе вам потребуется перечитать все черновые материалы. Постарайтесь найти что-то новое, ранее незамеченное. Возможно, какая-то сторона проблемы от вас ускользнула. Помните – сочинение должно максимально исчерпывающе раскрывать тему.
    Теперь можно приступать к составлению плана. Продумайте композицию сочинения. В сочинении должны присутствовать вступление, основная часть, ваша позиция, авторская позиция, аргументы, заключение и выводы. Учитывайте заданный объём. В плане укажите для каждого пункта несколько тезисов, но не дублируйте черновик полностью.
    Составьте черновой вариант сочинения. Излагайте мысли грамотно, последовательно, следите за логикой повествования. Не забывайте об аргументах и доказательствах, желательно использовать цитаты.
    Внимательно перечитайте черновик, внесите дополнения. Полностью проверьте его на наличие ошибок, смысловых несообразностей, логических сбоев.
    Аккуратно перепишите сочинение. Сверяйтесь с черновым вариантом, чтобы не упустить предложение или абзац.
    Желательно сделать небольшой перерыв, а после него перечитать и проверить текст ещё раз.
    Используйте данные рекомендации и алгоритм, чтобы писать грамотные, логичные и содержательные сочинения.
    Прочитав сочинение, можно сделать вывод о характере человека, его общем кругозоре. Те, кто хорошо пишет сочинения, чаще всего так же грамотно и ясно излагают мысли в устной речи. Важно писать сочинение правильно, чтобы дать объективное представление о себе и своих способностях, двигаться и развиваться дальше.

  5. 5
    Текст добавил: рыжий мальчик

    Зачастую мы можем видеть людей, которые просто бравируют нарочитой безграмотностью, так что уж говорить о тех, кто безграмотными словечками просто прикрывает безграмотность реальную. Итак, зачем же нам писать грамотно?
    Для того чтобы понять данную тему, нам нужно сначала определить, что же такое грамотность. Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания.
    В наш век высоких технологий мы можем не владеть основными правилами русского языка – специальная программа Word вычитывает опечатки сама. Общаться в Интернете можно абсолютно свободно, для этого не нужно иметь специального филологического образования – все пользователи смотрят на ошибки других весьма благосклонно. А даже если на нашем пути и встречаются филологи, то они редко исправляют эти ошибки. Из всего этого можно сделать вывод, что современная молодежь обесценивает русский язык, делая даже в простых словах, предложениях неимоверное количество ошибок. Однако, это не так: в основном своем большинстве молодежь стремится к грамотности если не идеальной, то относительной – знание основ орфографии и пунктуации.
    Что же заставляет людей становиться грамотнее, изучать наш родной язык?
    Во-первых, безусловно, влияет введенный, обязательный для всех, Единый Государственный Экзамен по русскому языку. Не многим молодым людям хочется получить малое количество баллов по экзамену, желание большинства школьников девятых и одиннадцатых классов – получить наивысший балл, например, чтобы продолжить обучение в школе, либо чтобы поступить на бюджетное место в институте. Таким образом, Единый Государственный Экзамен является стимулом к изучению русского языка для всех граждан в возрасте от 6-7 до 17-18 лет – т.е., основная категория населения Российской Федерации.
    Во-вторых, идеальное владение русским языком считается также и показателем престижа, высокого социального положения. В наше время считается, что известные люди близки к идеалу, их положение обязывает их к грамотности. Людям хочется подражать этому человеку, в наших глазах этот человек возносится до небес. Но как только мы видим ошибку в каких-либо текстах, написанных эти человеком, ошибки в произношении слов, мы сразу же меняем о нем свое мнение совсем не в лучшую сторону.
    В-третьих, грамотность выступает как показатель ума человека. Видя, что человек правильно пишет и говорит, то мы подсознательно делаем вывод, что он начитан, а, следовательно, умен. Видя же как-либо ошибки, мы нередко определяем человека, как недалекого, несмотря на наличие у него каких-нибудь других важных заслуг. В нашем подсознании живет стереотип, что талантливый человек талантлив во всем.
    В-четвертых, многие профессии связаны со знанием языка, ведь приходится что-то писать, печатать, объяснять, проводить собрания, конференции, где хотя бы элементарные знания языка просто необходимы. Ведь людям приятнее общаться с человеком, который в совершенстве знает свой родной язык.
    В-пятых, мы можем назвать грамотность своего рода творчеством. Владея русским языком, зная его нюансы, можно создавать бесценные творения. Как правило, грамотный человек увлечен своими знаниями, ему хочется творить, делиться с миром своим творчеством.
    В-шестых, грамотность хорошо сказывается на нашей памяти. Например, запоминание словарных слов улучшает память.
    В-седьмых, если ни у кого из нашего поколения не будет грамотности, то кто же будет поступать на филологические факультеты? Кто будет учителем русского языка? Кто будет учить наших детей, внуков? Если этого не будет, то не будет и грамотности как таковой.
    Обобщая все вышеперечисленное, нужно быть грамотным человеком для того, чтобы: быть умным, развитым человеком с которым приятно общаться; чтобы иметь успех на работе; чтобы другие поколения не были безграмотными; проявлять свои таланты, делиться своими мыслями с другими людьми.
    В наше время практически ко всему можно применить понятие «эрзац»: есть эрзац-любовь, эрзац-шерсть, эрзац-кожа и т.д. Но возможно ли существование эрзац-грамотности? Конечно же, нет. Свою грамотность невозможно подделать, грамотность – одна из немногих вещей, которая не зависит от времени, взглядов на нее, моды, в конце концов. Грамотность – это качество, нужное каждому человеку. Как сказал великий писатель Оскар Уайльд: «Три письма, которые вы мне написали после нашего разрыва, так хороши и в них так много орфографических ошибок, что я до сих пор не могу удержаться от слез, когда перечитываю их». Так вот, чтобы добиться уважения у людей, стать по-настоящему умным, талантливым человеком, который ценит свои корни, свою Родину, нужно быть грамотным человеком, способным помочь своему государству.
    Главное: нужно помнить, что русский язык – это основной инструмент, который требует бережного к нему обращения.
    Решила поделиться своим эссе, написанным для КФ РГГУ. Надеюсь, что имею на это право.

  6. Как правильно написать сочинение?Одним из самых творческих процессов в школе можно назвать написание сочинения. Это возможность поделиться своими мыслями и вашим отношением к заданной теме. Есть несколько советов, которые помогут ответить на вопрос: как правильно писать сочинение.
    Для любого сочинения характерна одна структура. Оно состоит из:
    • введения;
    • основной части;
    • заключения.
    Каждая из трех частей носит свою смысловую нагрузку.
    Введение
    Это вступительное слово. Ваша задача состоит в том, чтобы красиво подвести читателя к основной теме. Если сочинение на историческую тему, то во введении вы можете дать краткую характеристику той эпохи: политических и экономических особенностей.
    Например, действия происходят во время крепостного строя, когда большинство людей находилось в прямой зависимости от воли одного человека, поэтому события не могли развиваться как-то по-другому.
    Но не забывайте, что введение должно иметь прямую связь с темой! Во вступительной части можно также поразмышлять о теме вашего труда, проанализировать ее актуальность. Допускается также поделиться личным отношением к заданной теме или сопоставить ее с событиями вашей жизни.
    Основная часть.
    В этой части сочинения ваша главная задача раскрыть тему. Как это можно сделать? Чаще всего используется такой алгоритм действий:
    • высказать свою точку зрения на проблемы, которые затрагиваются в теме;
    • подтвердить свое мнение примерами или цитатами из произведения, которое лежит в основе темы сочинения. Можно также использовать материалы из других произведений (главное, чтобы они имели связь с темой) или примеры из личной жизни;
    • обобщить написанное вами.
    Если в основной части вы раскрываете тему пошагово, то вполне допустимо после каждого этапа делать мини-вывод. Основная часть сочинения самая большая по объему (где-то две трети от всего текста).
    Заключение.
    Это итог вашего труда. Задача – сделать общий вывод из того, что вы написали в основной части. Здесь также можно упомянуть насколько актуальна тема, затронутая в сочинении, на текущий момент.
    Есть еще несколько советов, которые помогут в вашем творчестве:
    Во-первых, запомните, что сочинение – это не пересказ текста.
    Во-вторых, перед тем, как начать писать, необходимо составить план сочинение. В нем можно сделать для себя пометки: что за чем вы хотите написать. Здесь можно также написать цитаты из произведений, на которые вы будете делать упор, раскрывая тему. Написав план, прочитайте его. Убедитесь, что в нем все идет последовательно и логически связано. После этого можете приступать к написанию.
    В-третьих, не забывайте делить текст на абзацы. Чаще всего в сочинении их три, и они соответствуют введению, основной части и заключению.Приняв к сведению эти несложные рекомендации, у вас больше не будет возникать вопрос: как писать сочинение. Вы сможете полностью погрузиться в творческий процесс. В результате, которого вы получите сочинение, соответствующее всем общепринятым нормам.
    Статьи

  7. Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
    Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
    Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
    Пример. Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?
    Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся. Литературный аргумент. Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.
    Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.
    Шаг второй. Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный».

    Вывод

    Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
    Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
    Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.

  8. В мире бытует мнение, что сочинение либо эссе является в буквальном смысле тем, что вы пишите в школе на тему, которая не интересует никого, кроме вашего учителя. На первый взгляд, в словаре нет ничего, что бы могло смягчить это значение. Самое первое определение – «это короткое литературное сочинение на заданную тему, обычно в прозаической форме и, как правило, аналитического, оценочного и пояснительного характера».
    На самом деле эссе может быть чем-то намного большим, чем это. В нем можно писать о чем угодно. И в этом случае словарь приходит нам на помощь. Второе определение эссе: «это всё, что напоминает сочинение». Так что эссе – это письменные сочинения обо всем.
    К сожалению, они также могут быть раздражающими, скучными, утомительными и вовсе отвратительными. Будь-то сочинение в средней школе, научная статья в колледже или даже важная служебная записка на вашей новой работе – в любое время есть высокая вероятность того, что вы, наверное, предпочли бы ничего не писать. И тот факт, что вы ДОЛЖНЫ сделать это только усугубляет положение.
    В вашей голове одновременно находятся двадцать разных мыслей: Как правильно написать сочинение? О чем я пишу? Как поддерживать импульс? Как начать писать сочинение? Мне нужна хорошая оценка или повышение С ПРИБАВКОЙ, от этого многое зависит!
    Успокойтесь. Создание блестящей письменной работы, обалденную докладную, выдающееся эссе – на любую тему – это не просто возможно, это просто. Поэтому приготовьтесь узнать, как правильно написать сочинение по литературе.

    В чем мой секрет написания сочинений?

    Эссе во многом похоже на военную операцию. Оно требует дисциплины, дальновидности, исследовательской работы, стратегии и, если всё сделано хорошо, заканчивается окончательной победой. Вот почему я украл свою формулу у спартанцев (тех, что из фильма «300 спартанцев»). Эта тактика была любимой для великих генералов Брасида и Ксенофонта (ученика Сократа) и была успешно введена в действие в сражениях бесчисленное количество раз. Я полагаю, что, если одна уловка способна защитить десятитысячный поход по враждебной территории, страна за страной, она, вероятно, будет работать с чем-то настолько слабым и временным, как письменная работа или эссе.
    Мы будем использовать эту тактику как метафору – тоже отличный термин для использования в ваших эссе – для структурных элементов нашего сочинения. Это позволит нам забыть скучные учительские подсказки и узнать, как хорошо написать сочинение. Забудьте «Комментарий/Конкретные детали/Комментарий/Конкретные детали» и весь этот нонсенс.
    Вот что говорит Ксенофонт о своей тактике в «Анабасисе»:
    Для нас было бы безопаснее передвигать войска с гоплитами, формируя каре (боевой порядок пехоты, построенной в виде квадрата – прим. Lifeinbooks), чтобы багаж и основная группа людей внутри была более защищенной. Таким образом мы сейчас сказали, кто должен находиться на передовой каре, кто – организовывать передовые отряды, кто должен быть на обеих флангах, а кто – отвечать за тыл.
    Их тактика была следующей: для успешного похода или отступа генерал соединяет свои войска в наружную часть квадрата, с провиантом и раненными в середине и сильными войсками спереди и сзади. Если бы они отступали, рядовые солдаты защитили бы свою сторону, выходя за контур квадрата лишь немного, чтобы сразиться с нападающими, а затем сразу же вернуться в безопасный квадрат. И, таким образом, они были полностью непроницаемыми, могли плавно путешествовать, а также медленно деморализовать атакующую армию. Как писал Ксенофонт, идея была в том, чтобы каре было подготовлено заранее, «мы не должны планировать [всё связанное с защитой], когда враг приближается, нам нужно немедленно воспользоваться теми, кто был специально проинформирован о схеме работы».
    Вы спросите, а как же правильно написать эссе и причем здесь всё это?
    Мой метод работает так же. Обдумайте свое введение как создание формы, а потом последующие абзацы, которые и составляют каждую сторону. Они могут выйти наружу, когда это нужно, но никогда окончательно не бросают безопасность формирования. Это процесс постоянной перестройки, который любой ценой сохраняет форму квадрата. С точки зрения «написания», вам нужно всего лишь создать несколько оригинальных предложений для всего эссе: тезис, тема, мини-тезис, из которого начинается каждый абзац, и заключительную фразу, обозначающую, что всё это значит. Все остальное – это в некотором роде вариации из этих четырех предложений. Вместе они создают квадрат, и это служит точкой возврата… Идея состоит в том, чтобы защитить читателя, как войско, движущееся внутрь и наружу квадрата, чтобы обеспечить безопасность середине и всему квадрату. Далее я расскажу подробнее, как начать писать сочинение и приведу несколько примеров для структуры эссе.

    Приступая к работе над сочинением

    Например, вы – ученик средней школы на уроке английского языка, или студент колледжа, и вам нужно написать сочинение. Это просто факт жизни, и вместо того, чтобы бороться с ним, давайте сделаем его как можно проще.
    Схема, которую я собираюсь вам дать, проста, и она поможет вам узнать, как написать красивое сочинение. По сути, формат требует всего шесть оригинальных предложений, а всё остальное – не что иное, как повторение и подкрепление идей в этих оригинальных предложениях. Так же, как в тактике Брасида, вы придумываете элементарную форму с введением и тогда всё, что остается – оборона: все (каждое слово) знают свою работу.
    Решительно сформировав свои собственные правила и пути, вы сможете достичь совершенства, просто следуя им. Вы размещаете читателя в центре квадрата, защищенного со всех сторон, и систематически перемещаете его вперед, защищаясь от сомнений и возражений по мере их возникновения.
    Вот примерная схема письменной работы на пять страниц:
    Введение
    Начните с обширной, убедительной «зацепки». Это будет мета-темой статьи. Вот пример из письменной работы о «Великом Гэтсби»: «Когда граждане проявляют вопиющее пренебрежение моралью и законом, общество быстро разрушается».
    Тезис. Он должен определить и систематизировать «зацепку» в отношении инструкции / субъекта. Пример: «Атмосфера, показанная в «Великом Гэтсби» Ф. Скотта Фицджеральда – с вопиющим упадком и нелегальной деятельностью – в конце концов, кажется, замещает всё, но она несовместима с значением воплощения американской мечты».
    Одно предложение, служащее основой для первого абзаца основной части. (Это мини-тезис для каждой точки зрения, которую вы будете аргументировать.) Пример: «Хотя Гэтсби был контрабандистом, им руководила надежда и любовь, а не жадность, которая мотивировала его одержимых статусом гостей».
    Одно предложение для второго абзаца основной части. (Так же, как то предложение, которое вы только что сделали)
    Одно предложение для третьего абзаца основной части.
    Сформулируйте по-другому «зацепку» и тезис в одно переходное предложение в первом абзаце. «1920-е годы, время воплощения излишества и реакционности, символизирует собой разрыв в американской традиции; тот, на который никто, казалось, не обратил внимания».
    Примечания / Советы: Некоторые говорят, что тезис должен идти в нижней части введения, а не сверху, но я думаю, что это огромная ошибка. Суть эссе или сочинения в том, чтобы сделать утверждение, а затем подкреплять его. Вы не можете поддержать мысль, пока не выразите ее.
    Основная часть # 1
    Перефразируйте тезис для первого абзаца основной части.
    Аргументируйте мини-тезис фактами и анализом.
    Сформулируйте по-новому тезис абзаца основной части в контексте общей темы.
    Примечания / Советы:
    Начинайте с самых весомых аргументов.
    Вводите цитаты / мысли таким образом: Обобщенные->Конкретные->Анализ/ Вывод
    Всегда используйте цитату, пытаясь включить элемент анализа в том же предложении. Лучше не использовать более 5-7 слов автора. Можно даже меньше: «Это был Джей, который, несмотря на общий упадок вокруг него, с нетерпением ждал того, что можно описать как «разнузданное будущее».
    Основная часть # 2
    Перепишите тезис второго параграфа основной части.
    Аргументируйте мини-тезис.
    Сформулируйте по-новому тезис абзаца основной части в контексте общей темы.
    Основная часть # 3
    Перепишите тезис для третьего абзаца основной части.
    Аргументируйте мини-тезис.
    Сформулируйте по-новому тезис абзаца основной части в контексте общей темы.
    Заключение
    Перефразируйте зацепку / мета-тему.
    Уточните ее, еще раз перефразировав тезис.
    Напишите одно предложение для каждого абзаца основной части, предполагающее его смысл.
    Перепишите «зацепку» и тезис в заключительных предложениях.
    Последнее предложение должно переходить к общим фразам о человеческой природе: «Американская мечта – и все высшее стремления – требует общества, которое смотрит в будущее и далее, а также придерживается стандартов поведения».
    И всё. Серьезно. Это работает в сочинении из 300 слов так же, как в исследовании из 300 страниц. Сочинение создается, усиливается само по себе, служит путем вашей самореализации. Разве можно представить что-либо лучшее?
    Так же, как великие полководцы, формируя квадрат заранее из ясных, упорядоченных линий, вы сможете изолировать себя от хаоса импровизации. Вы обозначаете границы сейчас, чтобы не делать этого позже, и совершенство достигается просто путем заполнения их вашими предложениями. Каждый абзац имеет особую цель, он обязан выполнять только одну задачу. Как я уже сказал ранее, с этой структурой вы размещаете читателя в центре квадрата, защищенного со всех сторон, и систематически перемещаете его вперед, защищая от сомнений и возражений в меру их возникновения. Теперь вы знаете, как написать хорошее сочинение.
    Раян Холидей, отрывки из книги «Как написать отличное эссе» (Bookhacker, 2013)

  9. В поисках ответа Елена обратилась за помощью к Всемирной паутине и обнаружила его в небольшой статье Дмитрия Быкова «Орфография как закон природы». Оказалось, что именно этот текст был текстом «Тотального диктанта» 2011 года…
    Знакомьтесь, Елена ТУМАНОВА, филолог, организатор таких крупных городских акций, как «Тотальный диктант», «Библионочь», «Библиолето», и просто девушка, влюбленная в русское слово. Увлекается изучением родного языка Елена с детства. Еще в шестом классе она твердо решила поступать на филологический факультет, в одиннадцатом победила в областной олимпиаде по русскому языку, а на втором курсе стала обладателем Гран-при всероссийского конкурса «Молодой литератор».
    – Елена, так зачем человеку быть грамотным?
    – Грамотность – это портрет человека. Или, по словам того же Быкова, «высшая форма вежливости». Сейчас общение людей переместилось в интернет, и значительная масса речевых коммуникаций – это текст. По тому, как человек пишет, как общается, можно сделать определенные выводы о нем. Если какой-либо специалист заявляет о себе и своей деятельности на просторах Сети и делает это безграмотно, то уже можно подумать: а стоит ли к нему обращаться?
    – В чем, по-твоему, причина массовой безграмотности? Большинство ошибок, которые допускают пользователи на форумах, в блогах, не оправдаешь ни сбоем программы, ни опечатками.
    – Думаю, большую роль играет школа, которая теперь не вполне ориентирована на воспитание грамотного поколения. Основная цель школьников сейчас – сдать экзамен в виде тестов, а не написать грамотный, связный текст. Ребята крайне мало читают, и это ключевая проблема, с которой нужно бороться. В том числе и с помощью таких акций, как «Тотальный диктант» и «Библионочь».
    Когда человек начинает читать рано и много, ему впоследствии практически не нужно учить правила, где ставить знаки препинания и какие буквы писать, – он воспринимает эти правила из книг, часто бессознательно. Причем читать необходимо качественную литературу, а не форумы и блоги. Только так воспитывается языковое чутье. Воспитывать литературный вкус нужно на проверенных временем и читателями текстах. Хотя к содержанию школьной программы по литературе у специалистов давно много вопросов. Нынешним подросткам малопонятны и «Ревизор», и «Горе от ума». Это другая эпоха, другие реалии, другой язык.
    И еще одна причина безграмотности – не всеобщей, кстати, но довольно ощутимой – в том, что люди вообще мало задумываются над тем, что и как они пишут. Доверяют компьютерным программам, когда-то полученным знаниям. Привычка задумываться о том, что и как ты пишешь, не развита или утрачена. И боюсь, что современная школа с ее тестами этот навык не всегда прививает.
    – Мы с тобой еще из того поколения, когда сдавали классические экзамены: сочинение, диктант. Натаскивание на решение тестов тоже ведь как-то отражается на уровне грамотности. В лучшую ли сторону?
    – Насколько я знаю, преподаватели в вузах, особенно на гуманитарных факультетах, сейчас хватаются за головы: после ЕГЭ в институты приходят ребята, некоторые из которых похожи на инопланетян. Они не чувствуют язык. Опять же можно не знать правил, но интуитивно чувствовать язык и писать грамотно. А этого у ребят, которые готовятся к ЕГЭ, очень часто нет.
    Я помню, как готовилась на филологический по шикарным диктантам, составленным для абитуриентов юридического факультета, наслаждаясь каждым текстом. А многочасовые сочинения? Это же умение излагать свои мысли цельно, связно, грамотно. Теперь же идет натаскивание на шаблоны. Письменная часть ЕГЭ по русскому языку – это четкая схема: ни шагу в сторону, пространство для творчества в ней, конечно, небольшое.
    Я своим ученикам часто напоминаю: вы изучаете не просто русский язык, вы изучаете структуру языка вообще. Какой бы европейский язык вы ни начали учить, вам понадобится понимать его строение, отличать подлежащее от сказуемого, предлог от союза. Изучайте основы языкознания на основе русского – это же значительно проще! Сейчас многие дети не могут выделить в предложении грамматическую основу. А уж причастный оборот с деепричастным вместе – это, что называется, темный лес. Отсюда и неумение правильно расставить запятые: как мы выделим запятыми причастный оборот, если даже не знаем, как он выглядит? Мне даже кажется, что в наше время любой троечник это знал. Странно говорить – в наше время. Это даже не поколение, всего 7-10 лет прошло.
    – Я замечаю, что и взрослые люди, которым по 30, 40 и более лет, объясняют свою безграмотность тем, что у них в школе по русскому языку была тройка. Получается, что человек после окончания школы ничего и не читал, не пытался ни разу открыть учебник, словарь. Это же страшно. А диктант грамотности не учит. Это проверочное средство.
    – Зато человек будет иметь возможность научиться после диктанта, когда неизбежно начинается рефлексия. Люди видят свои ошибки, вспоминают правила, начинают листать учебники и словари. Скажем, узнав оценку за «Тотальный диктант», многие подходят к организаторам и просят обосновать ее. У нас среди участников, например, была потрясающая женщина, закончившая в 40-е годы филфак Ленинградского университета. Она не получила пятерку и долго спрашивала, в чем ее ошибки. Я объясняла ей – и я ее убедила. Это очень приятно.
    Были и обиды, кто-то возмущался результатами. Приходилось объяснять, что оценка за диктант не является оценкой интеллекта и даже оценкой грамотности. Это лишь повод задуматься, понять, что стоило бы повторить, вспомнить.
    Есть и такие, кто говорит: я математик, мне стопроцентная грамотность ни к чему. А в этом году в диктанте первое место занял инженер… Язык ведь не профессия. Это средство связи, которое необходимо всем нам.
    – Каких ошибок было больше? Что хромает – орфография, пунктуация?
    – Пунктуация, конечно. Часто люди ставят запятые, полагаясь на интонацию.
    Или ситуация буквально по тексту Быкова: «Не знаешь, что ставить, – ставь тире». Так многие участники и делали. Кто-то говорил об авторских знаках: мол, писатель кое-где допустил пунктуационные вольности. Однако в текстах диктантов всегда все соответствует правилам, поскольку тексты адаптируются филологами.
    – А какие люди приходят на диктант?
    – Самые разные. Всех возрастов, профессий, национальностей. Были среди участников учителя, журналисты, депутаты, руководители предприятий.
    Когда диктант проводился в первый раз, мы рассчитывали человек на 50. А пришло 260, все аудитории Дома книги были заполнены.
    У нас есть небольшая статистика, откуда люди узнали о «Тотальном диктанте». Интересно, что модные социальные сети в этом списке не лидируют. О диктанте узнают из афиш, газет, телерепортажей. Многие приходили по рекомендации знакомых, родственников. Приходили семьями, коллективами.
    – Какие оценки получили дзержинцы?
    – Пятерок у нас пока не было. Но и система оценок строгая: две ошибки, и балл снижается. Отмечу, что в этом году троек и четверок было значительно больше, чем в прошлом. Это отчасти объясняется тем, что текст этого года, подготовленный писателем Алексеем Ивановым, оказался интереснее и в чем-то, видимо, ближе участникам акции, чем прошлогодний текст про интернет.
    Кстати, тогда было много споров, как писать слово «интернет» – с большой или с маленькой буквы. На тот момент, по правилам русского языка, оно писалось с большой буквы и не допускало вариантов. Буквально через месяц после диктанта в Сети появилась информация о том, что Орфографическая комиссия РАН «разрешила» писать «интернет» со строчной. На мой взгляд, это логично, потому что это теперь не столько имя собственное, сколько наименование средства связи, как радио или телевидение. Возможно, «Тотальный диктант» отчасти повлиял на решение комиссии.
    Следить за изменениями в языке нужно и интересно. Правила иногда меняются, и это естественный процесс. Скажем, в словаре Ушакова (1935-1940-е годы) слово «шепот» писалось через «о», сейчас такой вариант даже не допускается.
    – А сколько человек было в команде проверяющих диктанты? Это были учителя, преподаватели вузов?
    Ты удивишься, но на 260 работ в этом году было всего трое проверяющих. Журналист Наталья Слепнева, преподаватель русского языка технического колледжа Марина Никандрова и я. Мы проверяли до часа ночи, после основной работы, не получая за это зарплату. Мне, как координатору, приходилось потом еще и перепроверять все работы – не потому, что я не доверяю коллегам, а просто четыре глаза лучше, чем два.
    Но это была прекрасная работа, особенно когда мы встречали забавные ошибки. Например, в прошлом году участник вместо фразы «полярники Антарктиды» написал «паяльники Антарктиды». Теперь наша волонтерская группа так и называется – «Паяльники Антарктиды». Такого же не придумаешь специально, это народное творчество! Или «презентовая палатка», «беспощадное солнцепеке», «не преступные скалы». На тему последних уже появились рисунки: скалы, которые сидят за решеткой.
    – Сейчас много новых слов приходит в язык из интернет-среды. Все эти словечки, вроде «лайкать», «гуглить», «фолловить»… Они вроде построены по всем правилам языка, но слух режут.
    – Полагаю, все эти слова неизбежно войдут в систему языка. Когда слово обрастает русскими суффиксами, окончаниями, оно уже не кажется чужеродным. Язык – это живой организм, он развивается, откликается на требования его носителей.
    Многие школьники, к примеру, и не догадываются, что привычные слова, вроде «капюшон», «тротуар», «театр», «школа», пришли к нам из других языков. Они когда-то тоже воспринимались как чужеродные, а потом адаптировались к русской фонетике, обросли окончаниями, суффиксами, стали «родными». Так, скорее всего, произойдет и со словом «гуглить». Мы же привыкли к слову «ксерить» в значении «копировать». А ведь «Ксерокс» изначально – название фирмы, производящей копировальные аппараты.
    Было несколько значительных «волн» проникновения иноязычных слов в русский язык. Первая связана с монголо-татарским нашествием, затем Петровские времена, а дальше – влияние наполеоновской эпохи, когда русская аристократия общалась на французском языке…
    Грамотному и чуткому носителю языка лучше занять нейтральную позицию, не встречать в штыки все новшества, но и не быть консерватором, как когда-то соратники писателя Шишкова, которые упорно именовали галоши «мокроступами». С другой стороны, не стоит думать, что можно общаться как угодно, писать безграмотно, надеясь, что язык все стерпит.
    – Чем ты сама объяснишь столь массовый интерес к диктанту среди горожан? Многие же утратили навыки писать большие тексты вручную.
    – «Тотальный диктант» – это акция, где многие факторы сошлись. Во-первых, люди снова сели за парты. Как бы человек ни учился в школе, всегда очень приятно и волнительно хоть ненадолго вернуться в те времена. Во-вторых, момент азарта: людям хочется проверить свои силы. Кто-то влюблен в русское слово. А кто-то живет себе и не думает, как эти самые знаки препинания ставить. И тут ему предлагают проверить себя.
    Безусловно, многие действительно отвыкли писать вручную. Хочется вновь испытать эти эмоции. Жаль, что некоторые не приходят из чувства страха: «А вдруг двойку получу?». Или почерк у человека неразборчивый, и человек стесняется. Почерк, кстати, значения не имеет, мы разбираем любой.
    «Тотальный диктант», по сути, – это всемирный флешмоб: в один день десятки тысяч людей из разных стран пишут диктант. Причем пишут добровольно. Это событие, объединяющее людей, они приходят не смотреть на других, а сами участвовать. На диктанте встречались, знакомились. Такие акции показывают, что общаться и встречаться здорово.
    – Ты еще и организатор дзержинской «Библионочи». Это, насколько я знаю, совсем молодая акция.
    – Да, этой акции всего три года, но она не менее масштабна, чем «Тотальный диктант». Узнала я о ней в прошлом году, но тогда не оставалось времени на организацию. Был жуткий цейтнот: «Тотальный диктант» и через неделю «Библионочь». К тому же не совсем было понятно, что с ней делать, поскольку общероссийского сценария нет. Мы стали изучать опыт других библиотек. Однако важно было найти ту «изюминку», которая заинтересует именно дзержинцев. Так и возникла идея литературной «Мафии». Это сейчас такая же любимая игра, как во времена наших родителей домино или шашки. Огромное спасибо волонтерам, которые адаптировали «Мафию» под нашу акцию. Они это сделали изумительно: у нас за одним столом сидели Андрей Болконский, Татьяна Ларина, граф Дракула… У каждого персонажа была своя легенда. Игрокам безумно понравилось!
    Но была не только «Мафия». Были экскурсия по библиотеке с посещением книгохранилища, поэтический вечер, кинопоказ, литературная «дегустация», где гостям по предложенному отрывку надо было отгадать произведение. После нее многие участники пообещали прочитать книги, отрывки из которых их заинтересовали.
    – И вот 11 июня еще и «Библиолето». Это уже дзержинская акция?
    – Да, и проводится она по многочисленным просьбам участников. Всем так понравилась «Библионочь», что нашу команду просто забросали вопросами: «Когда следующая?». А следующая «Библионочь», как и «Тотальный диктант», в следующем году… Так мы решились на проведение «Библиолета». Правда, немного сомневались насчет даты: июнь – пора экзаменов у школьников и студентов. С другой стороны, это вечер накануне длинных выходных. Поэтому надеемся, что мы снова проведем по-настоящему интересную акцию.
    Принципиального отличия от традиционной «Библионочи» не будет. Люди также соберутся в Доме книги, будут участвовать в новых мероприятиях, отдыхать, общаться. Наша задача – вернуть людей в библиотеки, ведь кто-то не был там уже очень давно, а кто-то приходит только взять новые книги и вернуть уже прочитанные. И он не знает, что это за пространство, что за удивительный мир – библиотека вообще и Дом книги в частности.
    – Несколько слов о волонтерах. Кто они, откуда? Это друзья, представители какой-то молодежной организации?
    – Сейчас мне кажется, что эти люди были всегда. Как-то сами они появлялись, знакомые и не очень, совершенно бескорыстно предлагая идеи, помощь. Замечательное руководство Дома книги сразу согласилось предоставить свои помещения под мероприятия, сотрудники даже выходили на работу в выходной, оставались после работы. К счастью, во время подготовки «Тотального диктанта» нашлись и спонсоры, которые обеспечили нас важными материалами: ручками, бумагой, подарками для участников. А акцию «Библионочь» поддержала «Нижегородская служба добровольцев», благодаря которой участники получили на память магниты с логотипом акции.
    Практически вся команда «Тотального диктанта» плавно перешла в команду «Библионочи». Это очень творческие, увлеченные ребята. Многие участники акции продолжают писать, предлагают помощь. Буквально несколько дней назад незнакомый молодой человек Никита сделал потрясающие афиши для «Библиолета». Я в таких случаях всегда вспоминаю слова из стихотворения Андрея Дементьева: «Хороших людей слишком мало, но все-таки их большинство!».
    И еще «Тотальный диктант» и «Библионочь» помогают понять: если ты чем-то недоволен или тебе чего-то не хватает – культурной жизни в городе, к примеру, начинай менять ситуацию сам. Не жди никого. Становись паровозом и веди людей за собой. И если за тобой идут, значит, вы делаете что-то по-настоящему нужное.
    Беседу провела Наталья УВАРОВА.

  10. Ответ оставил Гость
    Я думаю, что писать грамотно нужно по нескольким причинам.        Во-первых, для того, чтобы экономить время других людей.        В русском языке есть много похожих слов по звучанию, но абсолютно разных по смыслу и написанию. Как, например, в письме из лагеря, отрывок которого я нашел в детской азбуке, написано: «здесь чудный лук, и я лижу, здесь есть лиса, красивый длинный прут, на днях в лесу нашел я грусть, и очень был доволен.» Представляю, как удивились получатели этого письма, и как долго они сидели и расшифровывали, что случилось с их ребенком.        Иногда заходишь в Интернет и поражаешься, пришло сообщение с текстом: «превед, кадила». Сразу же догадываешься, что «превед» – это «привет», а дальше приходишь в ступор и пытаешься понять, что значит второе слово, вспоминаешь, что в церкви есть какое-то кадило, которым ходит и размахивает священник. Дальше думаешь, может быть, это сообщение написал какой-нибудь сектант или масон, или это слово – какое-то новомодное ругательство, а минут через пятнадцать доходит, что «кадила» – это «как дела».        Для того, чтобы не шокировать своих родных и близких, экономить их время и нервные клетки, просто необходимо писать грамотно.        Во-вторых, грамотное письмо – признак образованности человека, его культуры. Нужно писать без ошибок, чтобы тебя считали образованным, культурным человеком.         В-третьих, правила орфографии придумали за много лет до нас, значит, это необходимо, значит, многие убедились на практике, что без них нельзя, как без законов в государстве.         Грамота необходима везде и всюду, тот человек, который умеет правильно писать, сможет выразить свою мысль всегда.

  11. Введение с описанием темы, суммированием поднимаемых проблем и органичным вплетением аргументации.
    Первый главный параграф, где чётко обозначается и доказывается первый аргумент.
    Второй главный параграф, где проделывается всё то же самое, но со вторым аргументом.
    Третий аналогичный параграф, где вы работаете по той же схеме с третьим аргументом.
    Завершающий параграф, где аргументы обобщаются, и вы делаете заключение.

    2. Каждая идея подкрепляется доказательствами. Их всего два вида — аргументы и факты.

    Доказательства поддерживают тезис, как колонны подпирают свод массивного потолка.
    Под фактами понимают цитаты, выдержки из произведения. Так, цитирование слов Бегемота или Воланда, их портретное описание словами автора является фактами. И если вы хотите порассуждать о характере или намерениях героя, почему они поступают так, а не иначе, что они чувствуют и чем руководствуются, вам обязательно нужно цитировать содержание романа.
    Ваши собственные рассуждения и пояснения – аргументы, второй тип доказательств основной идеи. Главное, чтобы в ваших словах без труда прослеживалась логика, имелась связь с фактами.

    3. Толстые и тонкие вопросы

    Подавляющее большинство учащихся, принимающихся за написание сочинения, сталкиваются с элементарной проблемой – им нечего сказать по теме. А всё потому, что они не умеют задаваться вопросами к самим себе, как бы ведя диалог. Научите себя формулировать простые и сложные вопросы. Первые не требуют развёрнутых ответов. Например, «Что такое зло»? И сложные, вроде «можно ли считать, что Воланд — злой персонаж»? Эта практика поможет не только собрать необходимый для черновика материал, но и выручит в случае со слабой аргументацией или недостаточным объёмом эссе.
    Поставьте себя на место читателя, потом автора. Спросите, почему Фагот так изменчив? Почему Иван Бездомный возвращается к своей настоящей фамилии? Почему люди не боятся быть самим собой в сумасшедшем доме? Зачем Воланду свита? Кто вообще такие Фагот, Бегемот и Азазелло? Почему их зовут именно так? Обратитесь к истории имён, к мифам, проследите тонкие нити, которые наметил гений писателя. Всё это скажет вам многое и заинтересует на дальнейшие рассуждения. Пусть вопросы «Почему? Зачем? Для чего?» станут вашими спутниками в каждом сочинении.

    4. Чтение и работа ума неизбежно обогащает словарный запас.

    Вы можете заметить, что в вашем лексиконе и на бумаге, соответственно, появились сложные обороты. Не в том смысле, что они затрудняют чтение, а попросту несвойственные устной речи. Ничего страшного. Если вы понимаете, о чём пишете и что значат эти слова, не нужно заменять их синонимами попроще. Вы никого не обманываете, усиливая эмоциональное воздействие собственной аргументации, углубляя смысловую нагрузку текста. Так что и стесняться тут нечего, наоборот, развивайте навык.

    Самопроверка

    1. Взгляд со стороны

    Поделитесь написанным с учителем. Он может принять ваш черновик к ознакомлению и дать дельные советы.
    Никогда не лишнее взять передышку после длительной работы над одним и тем же заданием. Продолжительная концентрация приводит к тому, что «глаз замыливается», то есть перестаёт замечать очевидное. Освежить собственное восприятие информации поможет отдых. Как правило, после паузы и повторного прочтения своей работы авторы сочинений вносят коррективы.

    2. Исправление пунктуации и орфографии – недостаточная проверка для текста.

    Посмотрите, как размещены абзацы, не стоит ли их поменять местами. Удалите лишние предложения, «воду», без которых смысл не потеряется. Уберите то, что никак не поддерживает тезис, т.е. не относится к аргументации.

    3. Конкретизируйте

    Мы уже говорили, что идеи должны носить чёткий конкретный характер. Старайтесь во всём следовать от общего к частному. Лучше добавить цитат и аргументов, чем пространных и отвлечённых описаний общих явлений.
    Представьте, что каждая точка зрения – гора, а их общность – горный хребет. Ваш текст должен нести читателя над цепью гор, показывая панораму. В то же время вы обязаны делать остановки, акценты. Снижаться для более детального рассмотрения склонов и пасущейся там живности. Особенно интересна та, что скрыта за зеленью и камнями. А после вы можете снова набирать высоту. Тогда учитель рассмотрит всю прелесть вашего тезиса (горного хребта) в общем и в частностях.

    4. Озвучиваем

    Теперь прочтите ваш черновой вариант вслух. Не спешите, делайте это с выражением. Способ изменения восприятия информации хорошо помогает понять, удачен ли текст. Хорошо звучит? Если какие-то места вызывают сомнения, обведите их, чтобы в последующем переформулировать, развернуть. Закончив чтение, исправьте все помеченные места и снова прочтите.

    5. Запятые напоследок

    Запомните, синтаксис и орфография – самые последние этапы шлифовки сочинения. Нужно оформить добротный рассказ о романе. Сначала вы добываете алмаз с прочным тезисом, прозрачными идеями, сильными аргументами. А уж потом придаёте ему нужную огранку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *