Сочинение на тему как правильно написать сочинение

14 вариантов

  1. Допустим, пишется сочинение на тему “Природа родного края”. Опишите во вступлении, чем примечательна родная природа, и почему именно красота природы родного края послужила темой сочинения. Если сочинение на тему времен года, опишите, почему именно рассматриваемое время года послужило темой сочинения, чем затрагивает вас именно этот период, чем привлекает и, может быть, вызывает особую симпатию любимое время года.

    Содержательная часть

    Содержательная часть – самая главная, основная часть сочинения, в ней раскрывается тема, разъясняется суть сочинения. Покажите ваше видение природы, как видят природу другие авторы в художественной литературе. Избегайте простого изложения или пересказа, попробуйте осмысленно описать самые яркие впечатления, которые оставляет у вас природа.
    Для большей наглядности, попробуйте мысленно совершить прогулку по любимым местам родного леса, заглянуть в любимые уголки родной природы, опишите то, что вы видите вокруг, то, как представляете себе природу и какое природа имеет значение для вас. Осмысление донесение темы сочинения до читателя станет главной задачей содержательной части работы.

    Заключительная часть

    В заключительной части подводятся итоги всей работы, делаются выводы из раскрытой темы сочинения; заключительная часть должна быть не большой, но основательной. В заключительном абзаце можно сгладить все недочеты в ходе работы над сочинением, если он будет ясным, по возможности, кратким и уверенно завершит сочинение, полностью ответив на все поставленные вопросы. Расставьте, как говорится, все точки над буквой “Ё”!

    Как писать школьные сочинения:

    Как написать сочинение рассуждение? – Такая форма учебного сочинения, как правило, подразумевает написание сочинения на свободную, не обязательно по литературному произведению, тему в виде небольшого рассказа своими словами с рассуждением на заданную тему сочинения, например “Мое любимое время года”, “Наша планета – Наш дом” и т.п.
    Как написать небольшое сочинение в виде эссе? – Жанр мини-сочинения в виде небольшой зарисовки на заданную тему называется эссе. В художественной литературе эссе чаще имеет эмоциональную, чувственную передачу настроения описываемого пейзажа, события. Главная особенность эссе – свободное изложение мыслей и чувств, ответ на поставленный вопрос в довольно небольшом объеме текста.
    Как написать сочинение по картине художника? – Описание картины подразумевает раскрытие темы сюжета произведения. Важно обратить внимание на каждую деталь для полного представления действия, сюжета или пейзажа: что хотел показать художник через картину.
    Как подготовить сообщение на заданную тему? – Сообщение представляет собой краткое изложение непосредственной сути. В этом случае всегда имеется четкая тема, а также полностью отсутствует художественная ценность сочинения.
    Как написать сочинение на лингвистическую тему? – Такие сочинения связаны с языком и имеют форму рассуждения, раскрывающего смысл определенного высказывания известного человека, например “Многие русские слова сами по себе излучают поэзию К. Паустовский”.
    Как написать сравнительную характеристику двух героев? – В сочинениях по теме литературного произведения часто приходится прибегать к написанию сравнительной характеристике героев. Часто в этой роли сравнения оказываются главные герои, обычно двое и с разными характерными чертами, это может быть характер, возраст, социальное положение и т.д. Поэтому важно не только дать характеристику каждому герою, но и суметь сравнить героев в сюжете произведения.
    Как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ? – Сочинение на ЕГЭ – значительно отличается от привычного школьного сочинения и писать его труднее, основная сложность в работе по русскому языку ЕГЭ — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте, поэтому подход и строение такого сочинения несколько другое, более сложное по форме, но и страшного в этом ничего нет. Смотрите сами)

    Подборка материала для сочинений:

    Поэзия
    Литература
    Искусство
    Сочинения на свободную тему

  2. В мире бытует мнение, что сочинение либо эссе является в буквальном смысле тем, что вы пишите в школе на тему, которая не интересует никого, кроме вашего учителя. На первый взгляд, в словаре нет ничего, что бы могло смягчить это значение. Самое первое определение – «это короткое литературное сочинение на заданную тему, обычно в прозаической форме и, как правило, аналитического, оценочного и пояснительного характера».
    На самом деле эссе может быть чем-то намного большим, чем это. В нем можно писать о чем угодно. И в этом случае словарь приходит нам на помощь. Второе определение эссе: «это всё, что напоминает сочинение». Так что эссе – это письменные сочинения обо всем.
    К сожалению, они также могут быть раздражающими, скучными, утомительными и вовсе отвратительными. Будь-то сочинение в средней школе, научная статья в колледже или даже важная служебная записка на вашей новой работе – в любое время есть высокая вероятность того, что вы, наверное, предпочли бы ничего не писать. И тот факт, что вы ДОЛЖНЫ сделать это только усугубляет положение.
    В вашей голове одновременно находятся двадцать разных мыслей: Как правильно написать сочинение? О чем я пишу? Как поддерживать импульс? Как начать писать сочинение? Мне нужна хорошая оценка или повышение С ПРИБАВКОЙ, от этого многое зависит!
    Успокойтесь. Создание блестящей письменной работы, обалденную докладную, выдающееся эссе – на любую тему – это не просто возможно, это просто. Поэтому приготовьтесь узнать, как правильно написать сочинение по литературе.

    В чем мой секрет написания сочинений?

    Эссе во многом похоже на военную операцию. Оно требует дисциплины, дальновидности, исследовательской работы, стратегии и, если всё сделано хорошо, заканчивается окончательной победой. Вот почему я украл свою формулу у спартанцев (тех, что из фильма «300 спартанцев»). Эта тактика была любимой для великих генералов Брасида и Ксенофонта (ученика Сократа) и была успешно введена в действие в сражениях бесчисленное количество раз. Я полагаю, что, если одна уловка способна защитить десятитысячный поход по враждебной территории, страна за страной, она, вероятно, будет работать с чем-то настолько слабым и временным, как письменная работа или эссе.
    Мы будем использовать эту тактику как метафору – тоже отличный термин для использования в ваших эссе – для структурных элементов нашего сочинения. Это позволит нам забыть скучные учительские подсказки и узнать, как хорошо написать сочинение. Забудьте «Комментарий/Конкретные детали/Комментарий/Конкретные детали» и весь этот нонсенс.
    Вот что говорит Ксенофонт о своей тактике в «Анабасисе»:
    Для нас было бы безопаснее передвигать войска с гоплитами, формируя каре (боевой порядок пехоты, построенной в виде квадрата – прим. Lifeinbooks), чтобы багаж и основная группа людей внутри была более защищенной. Таким образом мы сейчас сказали, кто должен находиться на передовой каре, кто – организовывать передовые отряды, кто должен быть на обеих флангах, а кто – отвечать за тыл.
    Их тактика была следующей: для успешного похода или отступа генерал соединяет свои войска в наружную часть квадрата, с провиантом и раненными в середине и сильными войсками спереди и сзади. Если бы они отступали, рядовые солдаты защитили бы свою сторону, выходя за контур квадрата лишь немного, чтобы сразиться с нападающими, а затем сразу же вернуться в безопасный квадрат. И, таким образом, они были полностью непроницаемыми, могли плавно путешествовать, а также медленно деморализовать атакующую армию. Как писал Ксенофонт, идея была в том, чтобы каре было подготовлено заранее, «мы не должны планировать [всё связанное с защитой], когда враг приближается, нам нужно немедленно воспользоваться теми, кто был специально проинформирован о схеме работы».
    Вы спросите, а как же правильно написать эссе и причем здесь всё это?
    Мой метод работает так же. Обдумайте свое введение как создание формы, а потом последующие абзацы, которые и составляют каждую сторону. Они могут выйти наружу, когда это нужно, но никогда окончательно не бросают безопасность формирования. Это процесс постоянной перестройки, который любой ценой сохраняет форму квадрата. С точки зрения «написания», вам нужно всего лишь создать несколько оригинальных предложений для всего эссе: тезис, тема, мини-тезис, из которого начинается каждый абзац, и заключительную фразу, обозначающую, что всё это значит. Все остальное – это в некотором роде вариации из этих четырех предложений. Вместе они создают квадрат, и это служит точкой возврата… Идея состоит в том, чтобы защитить читателя, как войско, движущееся внутрь и наружу квадрата, чтобы обеспечить безопасность середине и всему квадрату. Далее я расскажу подробнее, как начать писать сочинение и приведу несколько примеров для структуры эссе.

    Приступая к работе над сочинением

    Например, вы – ученик средней школы на уроке английского языка, или студент колледжа, и вам нужно написать сочинение. Это просто факт жизни, и вместо того, чтобы бороться с ним, давайте сделаем его как можно проще.
    Схема, которую я собираюсь вам дать, проста, и она поможет вам узнать, как написать красивое сочинение. По сути, формат требует всего шесть оригинальных предложений, а всё остальное – не что иное, как повторение и подкрепление идей в этих оригинальных предложениях. Так же, как в тактике Брасида, вы придумываете элементарную форму с введением и тогда всё, что остается – оборона: все (каждое слово) знают свою работу.
    Решительно сформировав свои собственные правила и пути, вы сможете достичь совершенства, просто следуя им. Вы размещаете читателя в центре квадрата, защищенного со всех сторон, и систематически перемещаете его вперед, защищаясь от сомнений и возражений по мере их возникновения.
    Вот примерная схема письменной работы на пять страниц:
    Введение
    Начните с обширной, убедительной «зацепки». Это будет мета-темой статьи. Вот пример из письменной работы о «Великом Гэтсби»: «Когда граждане проявляют вопиющее пренебрежение моралью и законом, общество быстро разрушается».
    Тезис. Он должен определить и систематизировать «зацепку» в отношении инструкции / субъекта. Пример: «Атмосфера, показанная в «Великом Гэтсби» Ф. Скотта Фицджеральда – с вопиющим упадком и нелегальной деятельностью – в конце концов, кажется, замещает всё, но она несовместима с значением воплощения американской мечты».
    Одно предложение, служащее основой для первого абзаца основной части. (Это мини-тезис для каждой точки зрения, которую вы будете аргументировать.) Пример: «Хотя Гэтсби был контрабандистом, им руководила надежда и любовь, а не жадность, которая мотивировала его одержимых статусом гостей».
    Одно предложение для второго абзаца основной части. (Так же, как то предложение, которое вы только что сделали)
    Одно предложение для третьего абзаца основной части.
    Сформулируйте по-другому «зацепку» и тезис в одно переходное предложение в первом абзаце. «1920-е годы, время воплощения излишества и реакционности, символизирует собой разрыв в американской традиции; тот, на который никто, казалось, не обратил внимания».
    Примечания / Советы: Некоторые говорят, что тезис должен идти в нижней части введения, а не сверху, но я думаю, что это огромная ошибка. Суть эссе или сочинения в том, чтобы сделать утверждение, а затем подкреплять его. Вы не можете поддержать мысль, пока не выразите ее.
    Основная часть # 1
    Перефразируйте тезис для первого абзаца основной части.
    Аргументируйте мини-тезис фактами и анализом.
    Сформулируйте по-новому тезис абзаца основной части в контексте общей темы.
    Примечания / Советы:
    Начинайте с самых весомых аргументов.
    Вводите цитаты / мысли таким образом: Обобщенные->Конкретные->Анализ/ Вывод
    Всегда используйте цитату, пытаясь включить элемент анализа в том же предложении. Лучше не использовать более 5-7 слов автора. Можно даже меньше: «Это был Джей, который, несмотря на общий упадок вокруг него, с нетерпением ждал того, что можно описать как «разнузданное будущее».
    Основная часть # 2
    Перепишите тезис второго параграфа основной части.
    Аргументируйте мини-тезис.
    Сформулируйте по-новому тезис абзаца основной части в контексте общей темы.
    Основная часть # 3
    Перепишите тезис для третьего абзаца основной части.
    Аргументируйте мини-тезис.
    Сформулируйте по-новому тезис абзаца основной части в контексте общей темы.
    Заключение
    Перефразируйте зацепку / мета-тему.
    Уточните ее, еще раз перефразировав тезис.
    Напишите одно предложение для каждого абзаца основной части, предполагающее его смысл.
    Перепишите «зацепку» и тезис в заключительных предложениях.
    Последнее предложение должно переходить к общим фразам о человеческой природе: «Американская мечта – и все высшее стремления – требует общества, которое смотрит в будущее и далее, а также придерживается стандартов поведения».
    И всё. Серьезно. Это работает в сочинении из 300 слов так же, как в исследовании из 300 страниц. Сочинение создается, усиливается само по себе, служит путем вашей самореализации. Разве можно представить что-либо лучшее?
    Так же, как великие полководцы, формируя квадрат заранее из ясных, упорядоченных линий, вы сможете изолировать себя от хаоса импровизации. Вы обозначаете границы сейчас, чтобы не делать этого позже, и совершенство достигается просто путем заполнения их вашими предложениями. Каждый абзац имеет особую цель, он обязан выполнять только одну задачу. Как я уже сказал ранее, с этой структурой вы размещаете читателя в центре квадрата, защищенного со всех сторон, и систематически перемещаете его вперед, защищая от сомнений и возражений в меру их возникновения. Теперь вы знаете, как написать хорошее сочинение.
    Раян Холидей, отрывки из книги «Как написать отличное эссе» (Bookhacker, 2013)

  3. Пишем сочинение: грамотно, исчерпывающе, логично. Общие рекомендации
    Сочинение оценивают по целому ряду параметров. Иногда причиной сниженной оценки может стать неаккуратная тетрадь, плохой почерк, недостаточное раскрытие темы. Необходимо учитывать множество факторов, работая над черновым вариантом сочинения и оформляя чистовик. Выполните несколько рекомендаций, чтобы достичь лучших результатов.
    Максимально тщательно выбирайте тему сочинения, если она не обозначена в задании. Нужно писать о том, что хорошо вам знакомо. Желательно ориентироваться в предмете не поверхностно, а глубоко, знать детали.
    Пользуйтесь проверенными источниками. Книги следует брать в библиотеках, академические издания. Электронные версии могут содержать ошибки и неточности. Не обращайтесь к кратким содержаниям, также не стоит сразу начинать подготовку к написанию сочинения с чтения критики, научных статей. Самое главное – ознакомиться с первоисточником и составить о нём личное мнение.
    На итоговой аттестации необходимо придерживаться заданного объёма. Сочинение в ЕГЭ по русскому языку должно содержать не менее 150 слов, 50 слов – минимум для сочинения в ГИА.
    Следите за почерком, осторожно обращайтесь с тетрадью, листами бумаги. Пишите аккуратно и разборчиво, избегайте исправлений.
    Тщательно отнеситесь к составлению плана, написанию черновика.
    Продумайте заглавие работы, если тема свободная. Заголовок сочинения отражает его тему и идею. Можно придумать проблемный заголовок, заглавие-вопрос.
    Используйте цитаты, факты биографии автора. Хорошо, если в сочинении будет удачная ссылка на критику. Все сведения должны быть уместны, соответствовать теме.
    Обязательно следите за логичностью повествования. Каждое предложение связывайте с предыдущим, избегайте резких переходов и обрывов мысли.
    Разделяйте сочинение на смысловые абзацы: так оно лучше воспринимается. Преподавателю вы продемонстрируете умение выделять смысловые части в тексте.
    Продумайте композицию. Оптимальный вариант – кольцевая композиция, когда начало и конец текста перекликаются, связаны прямой или обратной связью. Например, вопрос-ответ, тезис-антитезис, тезис-тезис.
    Помните: тема должна быть полностью раскрыта. Даже сжатая форма изложения не помешает привести основные доказательства, аргументы, выразить собственное мнение и главную идею сочинения.
    Тщательно следите за грамотностью. В тексте не должно быть логических, лексических, смысловых, пунктуационных, орфографических и прочих ошибок. Используйте только те слова, смысл которых точно знаете. Составляйте в меру усложнённые предложения. Если есть возможность (например, сочинение задано на дом), обращайтесь к справочной литературе, учебнику.
    Учитывайте общие принципы написания сочинения, тогда вам будет легче выполнять данное задание. Рекомендации помогут сделать сочинение грамотным, логичным, исчерпывающим.
    Написание сочинений разных типов. Несколько нюансов
    Сочинения могут отличаться в зависимости от темы и жанра. Все темы можно условно разделить на три типа:
    тема-вопрос;
    тема-суждение;
    тема-понятие.
    Основа сочинения заложена в формулировке темы, а от её типа зависит специфика работы по написанию текста. Традиционно считается, что наиболее простой для раскрытия является тема-суждение. В ней заключена идея текста, вы же только подберёте исходя из неё аргументы и доказательства. Не понадобится самостоятельно формулировать идею, определять проблему. Правда, творчески ориентированные ученики предпочитают иметь большую свободу при написании сочинения и не очень любят столь жёсткие рамки, создаваемые темой-суждением.
    Тема-вопрос позволит вам раскрыть личное мнение, сформулировать идею и привести собственные аргументы. Работа более сложная, зато предоставляет свободу действий и открывает широкие возможности проявить себя. В сочинении-рассуждении потребуется обоснованно высказать собственное мнение, сделать в конце выводы, обобщение.
    Когда сочинение пишется по теме-понятию, вам придётся самостоятельно выбрать направление текста, определить проблему и сформулировать идею. Например, если предлагается проанализировать образ конкретного героя произведения, можно выбрать метод исследования: раскрыть одну основную черту, объяснив, почему именно она является определяющей, или дать комплексный анализ.
    Чтобы правильно писать сочинение, нужно создавать текст в соответствии с заданным жанром. Выделяют три основных жанра сочинений, каждый из которых имеет свои отличительные признаки.
    Сочинение-повествование. Текст представляет собой рассказ о явлении, событии, человеке. Начните его с завязки, затем плавно переходите к кульминации, а заканчивайте сочинение развязкой. Для написания потребуется собрать и обработать материал, который и станет основой текста. Важно выбирать основные моменты, наиболее яркие детали, отделять существенное. Не стоит пересказывать текст произведения.
    В сочинении-описании понадобится логично и последовательно перечислить основные признаки предмета, явления, процесса, человека или животного. В итоге у вас должен получиться наглядный образ, раскрывающий описываемый предмет с разных сторон, позволяющий читателю хорошо его представить. Желательно составить план и потом работать по нему.
    Сочинение-рассуждение строится по классической композиции. Раскройте тему, обозначьте проблему, выдвиньте тезисы и несколько аргументов. Необходимо хорошее знание материала, умение доказывать собственное мнение, делать логичные выводы.
    Знание нюансов написания сочинений разных жанров поможет создать грамотный текст, соответствующий заданному направлению.
    Как написать отличное сочинение? Алгоритм
    Как правильно писать сочинение? Очень важно придерживаться конкретного алгоритма, все действия производить в определённой последовательности. Выполняя инструкции, вы сумеете грамотно изложить свои мысли и целиком раскрыть тему сочинения.
    Полностью сконцентрируйтесь и сосредоточьтесь на работе. Вас ничто не должно отвлекать. Если есть необходимость, работу можно разделить на два этапа, но основное следует выполнить без перерыва: прочитать нужные материалы, составить план и черновик.
    Если вам требуется самостоятельно сформулировать тему, уделите этому достаточное количество времени. Тема должна полностью соответствовать сочинению, именно её вы будете раскрывать в тексте, аргументировать свою позицию по ней.
    Тщательно обдумайте заданную тему. Вспомните произведение, факты из биографии автора, запишите цитаты.
    Определите основной круг проблем по теме и найдите среди них главную.
    Подумайте, как именно вы будете раскрывать тему и анализировать проблему сочинения. Сформулируйте в нескольких предложениях ваше собственное мнение и запишите его.
    Кратко запишите по пунктам, что бы вы хотели отразить в сочинении. Должно получиться минимум 12-15 предложений.
    На данном этапе вам потребуется перечитать все черновые материалы. Постарайтесь найти что-то новое, ранее незамеченное. Возможно, какая-то сторона проблемы от вас ускользнула. Помните – сочинение должно максимально исчерпывающе раскрывать тему.
    Теперь можно приступать к составлению плана. Продумайте композицию сочинения. В сочинении должны присутствовать вступление, основная часть, ваша позиция, авторская позиция, аргументы, заключение и выводы. Учитывайте заданный объём. В плане укажите для каждого пункта несколько тезисов, но не дублируйте черновик полностью.
    Составьте черновой вариант сочинения. Излагайте мысли грамотно, последовательно, следите за логикой повествования. Не забывайте об аргументах и доказательствах, желательно использовать цитаты.
    Внимательно перечитайте черновик, внесите дополнения. Полностью проверьте его на наличие ошибок, смысловых несообразностей, логических сбоев.
    Аккуратно перепишите сочинение. Сверяйтесь с черновым вариантом, чтобы не упустить предложение или абзац.
    Желательно сделать небольшой перерыв, а после него перечитать и проверить текст ещё раз.
    Используйте данные рекомендации и алгоритм, чтобы писать грамотные, логичные и содержательные сочинения.
    Прочитав сочинение, можно сделать вывод о характере человека, его общем кругозоре. Те, кто хорошо пишет сочинения, чаще всего так же грамотно и ясно излагают мысли в устной речи. Важно писать сочинение правильно, чтобы дать объективное представление о себе и своих способностях, двигаться и развиваться дальше.

  4. На примере романа Тургенева «Отцы и дети» мы узнали, как составлять план для будущего текста. Сейчас мы будем учиться писать сочинение по картине.
    Подобная работа помогает детям развивать фантазию, учит анализировать, думать. Поэтому учителя дают такие задания. Особенно младшим классам.
    Когда нужно написать сочинение по картине, необходимо также придерживаться композиции в тексте. Во вступлении пишем, какой рисунок перед вами. Например: «Передо мной картина В. Васнецова “Богатыри…”». Далее пишем о том, что на ней изображено. Это и будет вступлением. Затем идет основная часть. Тут мы описываем всю картину. В заключении можно отметить, что хотел сказать автор своим рисунком, что он передает, рассказать о своих ощущениях при рассматривании изображения.

    Заключение

    Написать сочинение на тему, заданную учителем, на самом деле не так уж и трудно. В этом деле главное – запомнить композиционное деление текста и, исходя из него, составить план.
    Говорят, что все приходит с опытом. Также и с сочинениями. Чем больше вы будете писать, тем лучше будут получаться ваши тексты. Поэтому не бойтесь сочинений. Пишите их самостоятельно без участия родителей. Не списывайте их из сборников готовых сочинений. Работая самостоятельно, вы научитесь грамотно излагать свои мысли, а это верный путь успешного общения!

  5. Как известно, каждое сочинение должно обязательно содержать три основные части: вступление, основную часть и заключение. Работу над сочинением лучше начать в черновике.
    Во вступлении можно рассказать об истории создания произведения, о том, какую роль оно сыграло в жизни и творчестве писателя. Также можно обратиться к творчеству других авторов, писавших на подобную тему.
    Сочинение, посвященное литературному произведению, не должно превратиться в банальный пересказ. В нем должны содержаться мысли пишущего по поводу прочитанной книги. Если своих мыслей так и не приходит, можно прочитать вступительную статью к произведению, однако не следует переписывать ее дословно. Лучше пересказать ее своими словами, выбрав отдельные, показавшиеся наиболее точными моменты.
    Также следует внимательно вчитаться в тему сочинения и попытаться ответить на поставленный в ней вопрос. Если речь идет об определенной проблеме, поднятой в произведении (например: «Проблема творчества и судьбы художника в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»), нужно попытаться сформулировать, в чем автор видел данную проблему, как охарактеризовал ее в произведении, какие художественные средства использовал.
    Если это образ того или иного персонажа (например: «Татьяна – любимая героиня Пушкина»), необходимо вспомнить, как автор описывает его внешний облик, характер и поступки. Затем попытаться сделать выводы о личности персонажа, исходя из его поступков.

    Использование цитат и критических статей

    Для того чтобы мысли, изложенные в сочинении, выглядели убедительно, их необходимо проиллюстрировать цитатами. Для удобства в использовании цитат, их лучше подобрать и выписать из произведения заранее. Разумеется, цитаты должны быть заключены в кавычки.
    Не следует бояться использовать критическую литературу. Однако при этом обязательной является ссылка на автора критической статьи.
    После того как основная часть сочинения написана, необходимо подвести итоги. Кратко, в двух-трех предложениях необходимо сформулировать выводы из основной части. Здесь может присутствовать и оценка самого произведения или его центральных персонажей, и обоснование актуальности темы произведения, и перекличка с современностью. Строго говоря, это и будет заключение.
    А теперь следует еще раз перечитать написанное, проверив его на наличие как орфографических и пунктуационных, так и речевых и стилистических ошибок. Когда все проверено и исправлено, можно переписывать работу на чистовик. Сочинение готово!

  6. Сочинение-описание в школьной практике имеет несколько разновидностей: описание картины, описание внешности человека (портрет), описание характера человека (характеристика), описание обстановки (интерьер), описание местности…
    Всякое описание имеет целью воссоздать в воображении читающего некий образ. При этом субъект, создающий описательный текст, имеет свою точку зрения на изображаемое и может быть свободен в оценках и способах подачи материала.
    Описать – значит указать, раскрыть какие-то важные признаки, характерные черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет описания.
    Особое внимание при описании уделяется ярким и интересным деталям, особенностям, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы эти детали не выглядели разрозненно, а образовывали цельную картину, где всё взаимосвязано.
    Сочинение-описание, как правило, имеет трехчастную композицию: в нем будет введение, основная часть и заключение.
    План работы над сочинением-описанием
    1. Во введении обозначьте объект описания: кто это или что это, почему о нём пойдет речь. Если это единичный предмет, назовите его основную функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем интересны в первую очередь.
    2. Подумайте, что именно привлекает внимание к объекту, что делает его узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия, которые в нём или с ним происходят.
    3. В соответствии с выявлением этой характеристики используйте в основной части сочинения для описания объекта оценочные прилагательные, наречия, образные выражения, глаголы вневременного значения, которые характеризуют состояния объекта в разные периоды времени. Также используйте вышеназванные прилагательные и глаголы в сравнительных конструкциях и сложных предложениях.
    4. Сначала опишите самые существенные признаки и характеристики объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем приступайте к подробностям и мелочам, дополняющим образ, используйте оригинальные определения и сравнения. Не давайте банальных характеристик, старайтесь показать, какой вы внимательный и тонкий наблюдатель. Для описания движения мысли используйте глаголы с нейтральным значением (можно увидеть, нужно понимать, начинаешь замечать и т.д.)
    5. Завершая описание, опишите объект краткой ёмкой фразой – обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.

    Сочинение-описание картины

    Сочинение-описание помещения (интерьера)

    Сочинение-описание природы

    Сочинение-описание местности

    Сочинение-описание внешности человека

    Сочинение-описание животного

  7. Перед тем как написать сочинение, необходимо запастись черновиком. В старших классах полезной окажется также тренировочная тетрадь с заранее подготовленными цитатами из произведений русских и зарубежных классиков, а также читательский дневник, который поможет подобрать тот или иной литературный аргумент по предложенной теме.
    Для примера мы возьмём итоговое сочинение для одиннадцатиклассников, рассмотрим требования к тексту и этапы работы.

    Этап 1. Сбор материала.

    Так как без литературного аргумента при выполнении зачётного задания не обойтись, собирать высказывания великих по тому или иному поводу нужно заранее: как минимум, с начала сентября.
    Если у вас уцелели читательские дневники предыдущих лет или вы любите сохранять понравившиеся цитаты (а вдруг пригодятся для статуса ВКонтакте?), считайте, что строительный материал уже есть. Если доселе вы не обременяли своей головы чужими мыслями, придётся срочно сделать это теперь.
    Как только станут известны 5 тематических направлений для написания сочинений, начните осмыслять все обнаруженные цитаты. Аккуратно используйте поисковики. Не все сайты верно обозначают авторство и корректно цитируют оригинальные тексты. Лучше обращаться к первоисточникам, т.е. книгам.

    Этап 2. Осмысленное чтение.

    Нет, мы не хотим вас обидеть, намекая, что прежде ваше чтение было бездумным! Просто теперь ваши читательские усилия будут сродни труду кладоискателя, выкапывающего из глубин смысла драгоценные литературные факты.
    А если серьёзно, нужно перечитать хотя бы 2-3 программных романа и несколько повестей или рассказов поменьше, чтобы освежить воспоминания об изученном.
    Масса примеров-иллюстраций на любую тему найдётся в пушкинских «Повестях Белкина», романе «Евгений Онегин», в «Герое нашего времени» Лермонтова, повести Гоголя «Тарас Бульба». Из авторов, приближенных к нашему времени, подойдут Астафьев, Бондарев, Шукшин, Распутин.

    Этап 3. Написание пробного сочинения.

    Не ждите экзамена. Начинайте писать уже сейчас. Придумайте 2-3 темы по каждому направлению и выдавайте хотя бы по одному тексту еженедельно. Если приступить в начале учебного года, до декабря за 12 недель можно написать 10-15 пробных вариантов.
    Собственно работа состоит из нескольких шагов.
    Составить план сочинения. Он включает в себя вступление, основную часть и заключение, закольцовывающее главную мысль работы, изложенную в начале.
    Написать вступление. Оно должно быть ёмким и коротким (не длиннее 5 предложений). Во вступлении уместно обозначить и конкретизировать тему сочинения, подкрепив собственный тезис цитатой.
    Написать основную часть. Она пишется, чтобы раскрыть тему работы, и состоит из трёх тезисов, к которым нужно правильно подобрать пример-доказательство из литературы. Чтобы придумать тезисы, нужно разбить основную тему на вспомогательные вопросы. По каждому из тезисов обязателен микровывод. В качестве доказательств используются не только аргументы, но и контраргументы.
    Сформулировать вывод. Он не повторяет микровыводы, а объединяет их, обозначая итоговую мысль. В выводе повторяется и разворачивается в полном объёме утверждение, озвученное во вступлении.
    Проверить текст. Он должен отвечать таким критериям, как согласованность частей между собой, отсутствие стилистических, фактических, пунктуационных и грамматических ошибок.
    Если инструкция показалась вам недостаточно ясной, дополнительно посмотрите видео:

    Пример итогового сочинения-рассуждения на тему мечты

  8. На первый взгляд может показаться, что написать сочинение – пустяковое дело. Но когда мы беремся за это дело, оказывается, что не все так легко и просто. Каждое сочинение должно иметь свой план и структуру. К тому же каждое сочинение относится к какому либо определенному типу. Чтобы написать по-настоящему хорошее и оригинальное сочинение вы должны обладать некоторыми навыками. В данной статье я хочу научить вас некоторым из них.

    Учимся определять план и структуру нашего сочинения

    Грамотно оформленное сочинение должно состоять из трех основных частей: вступление, содержание, заключение. В сочинении ставится задача раскрытия темы в соответствии с поставленными вопросами. Если нам требуется написать самое обыкновенное школьное сочинение, то рассмотрим его здесь же на наглядном примере.

    ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Вступительная часть знакомит читателя с темой сочинения и подводит к раскрытию основных аспектов работы. Можно описать название темы сочинения, раскрыть суть названия, задаться вопросом, ответ на который будет раскрыт в содержательной части и резюмирован в заключении.
    Допустим, пишется сочинение на тему “Природа родного края”. Опишите во вступлении, чем примечательна родная природа, и почему именно красота природы родного края послужила темой сочинения. Если сочинение на тему времен года, опишите, почему именно рассматриваемое время года послужило темой сочинения, чем затрагивает вас именно этот период, чем привлекает и, может быть, вызывает особую симпатию любимое время года.

    СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Содержательная часть – самая главная, основная часть сочинения, в ней раскрывается тема, разъясняется суть сочинения. Покажите ваше видение природы, как видят природу другие авторы в художественной литературе. Избегайте простого изложения или пересказа, попробуйте осмысленно описать самые яркие впечатления, которые оставляет у вас природа.
    Для большей наглядности, попробуйте мысленно совершить прогулку по любимым местам родного леса, заглянуть в любимые уголки родной природы, опишите то, что вы видите вокруг, то, как представляете себе природу и какое природа имеет значение для вас. Осмысление донесение темы сочинения до читателя станет главной задачей содержательной части работы.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    В заключительной части подводятся итоги всей работы, делаются выводы из раскрытой темы сочинения; заключительная часть должна быть не большой, но основательной. В заключительном абзаце можно сгладить все недочеты в ходе работы над сочинением, если он будет ясным, по возможности, кратким и уверенно завершит сочинение, полностью ответив на все поставленные вопросы. Расставьте, как говорится, все точки над буквой “Ё”!

    КАК ПИСАТЬ ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ? ВИДЫ И ТИПЫ СОЧИНЕНИЙ

    Наверное всем вшколе давали или дают задание написать эссе, сочинение-рассуждение или сочинение повествование. Не всегда по названию можно определить – какое же сочинение необходимо написать (по объёму,структуре и общим требованиям).Давайте разберёмся в этом:
    Эссе
    Сочинение рассуждение
    Сочинение на лингвистическую тему
    Сочинение-сравнительная характеристика двух героев

    ЭССЕ

    Жанр мини-сочинения в виде небольшой зарисовки на заданную тему называется эссе. В художественной литературе эссе чаще имеет эмоциональную, чувственную передачу настроения описываемого пейзажа, события. Главная особенность эссе – свободное изложение мыслей и чувств, ответ на поставленный вопрос в довольно небольшом объеме текста Более подробно о данном типе сочинения можете почитать в следующей статье: Что такое эссе?

    СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

    Такая форма учебного сочинения, как правило, подразумевает написание сочинения на свободную, не обязательно по литературному произведению, тему в виде небольшого рассказа своими словами с рассуждением на заданную тему сочинения, например “Мое любимое время года”, “Наша планета – Наш дом” и т.п.

    СОЧИНЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

    Такие сочинения связаны с языком и имеют форму рассуждения, раскрывающего смысл определенного высказывания известного человека, например “Многие русские слова сами по себе излучают поэзию К. Паустовский”

    СОЧИНЕНИЕ-СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВУХ ГЕРОЕВ

    В сочинениях по теме литературного произведения часто приходится прибегать к написанию сравнительной характеристике героев. Часто в этой роли сравнения оказываются главные герои, обычно двое и с разными характерными чертами, это может быть характер, возраст, социальное положение и т.д. Поэтому важно не только дать характеристику каждому герою, но и суметь сравнить героев в сюжете произведения.
    Автор статьи: Шакиров Булат. Дата добавления: 10:04:16

  9. Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
    Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
    Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
    Пример. Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?
    Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся. Литературный аргумент. Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.
    Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.
    Шаг второй. Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный».

    Вывод

    Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
    Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
    Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.

  10. Сочинение-описание является заданием не только для младших классов. Нередко учащимся средней и старшей школы необходимо описать особенности изображения природы в различных стихотворениях. Например, задание может звучать так: «Описание красот родной земли в поэзии Сергея Есенина». Тренировка позволит школьнику научиться писать сочинения быстрее, и он уже не будет задумываться о том, как писать сочинение по литературе. План – это основа, которой необходимо придерживаться в любом жанре. Что касается описания, здесь важно помнить о первом пункте. Оно непременно должно начинаться с подачи общего впечатления о явлении.

    Как писать сочинение (ЕГЭ, литература): шаблон работы в жанре рассуждение

    Чтобы написать хорошее сочинение подобного плана, школьник может придерживаться следующего шаблона:
    Введение к работе. Оно может состоять буквально из 2-3 предложений. Цель введения – подвести читателя сочинения к описываемой в нем проблеме. Можно рассмотреть структуру работы на примере сочинения-рассуждения «Нужны ли человеку жизненные цели?». Введение к подобному эссе может быть таким: «Каждый человек с юных лет слышит о том, что в жизни должна быть цель. У того, кто не ставит перед собой высоких задач, существование постепенно становится скучным и однообразным».
    Обозначение проблемы. Время, когда школьники уже достаточно серьезно задумываются о том, как писать сочинение по литературе, – 11 класс. Ведь впереди их ждут выпускные экзамены, от сдачи которых во многом будет зависеть дальнейшая судьба учащегося. В этом возрасте школьники – это уже вполне взрослые юноши и девушки, и они смогут правильно сформулировать проблему в сочинении. Постановка проблемы также должна составлять от 2 до 4 предложений. Задача данной части – сформулировать ту проблему, к которой у школьника есть аргументы. Например: «Однако в последнее время все больше людей отказываются от постановки профессиональных и личных целей в пользу размеренного существования. Врачи и психологи уже давно бьют тревогу по поводу повышения количества нервных расстройств и различных телесных болезней среди тех, кого в обществе принято называть «успешными людьми», достигающими целей. Все большую популярность приобретает направление так называемых дауншифтеров – тех, кто отказался от блистательной карьеры ради земных радостей».
    Собственный комментарий к описываемой проблеме. Объем данной части – от 4 до 7 предложений. «Люди неспроста выбирают для себя отказ от жизни, связанной с постоянным достижением целей. Ведь многие из этих целей являются не более чем иллюзией, ведь чем больше человек зарабатывает, тем больше ему хочется тратить. Помимо этого за статус и богатство нередко приходится платить слишком большую цену. Это стрессы, заболевания, недостаток свободного времени. Люди отказываются от бесконечной гонки за карьерой, даже несмотря на то что родные и близкие люди могут истолковать их решение превратно».
    Позиция школьника. Учащийся может выразить свое согласие либо несогласие с описываемой проблемой. Ему необходимо сформулировать свой тезис, который необходимо доказать в следующем абзаце. Объем данной части должен быть небольшим и составлять 1-2 предложения. Например: «Однако я не могу согласиться с такой позицией. Ведь человек, который отказывается от сознательного стремления к увеличению благосостояния, подводит не только себя, но и свою семью».
    Приведение аргументов. Это одна из наиболее объемных частей сочинения. Основной экзамен, заставляющий школьников задуматься над вопросом, как писать сочинение по литературе, – ЕГЭ. А для допуска к данному экзамену сочинение-рассуждение является обязательным. Поэтому над умением формулировать хорошие аргументы учащийся должен подумать заранее. Продолжим пример, описываемый в предыдущих пунктах шаблона. Как писать сочинение по литературе? Этот вопрос после детального рассмотрения алгоритма уже не будет таким болезненным для школьника. «Ведь человек, который не ставит перед собой серьезных целей, в конечном счете лишает финансовой стабильности и себя, и близких людей. Жизненные обстоятельства не являются данностью, которая устанавливается раз и навсегда. На поворотах судьбы человека могут ждать препятствия, трудности, опасности. И нередко от них невозможно избавиться, если не иметь хорошей материальной базы, которая в ряде случаев возможна для человека только при построении хорошей карьеры. Например, моя знакомая Марья Пантелеевна в возрасте 18 лет решила посвятить всю свою жизнь семье и воспитанию детей. Она сознательно отказалась от получения высшего образования и постановки карьерных целей, рассчитывая на поддержку своего супруга, Иннокентия Агафоновича. Но ее надежды не оправдались – Иннокентий Агафонович повстречал на склоне лет юную доярку Прасковью и оставил Марью Пантелеевну на одних алиментах с четырьмя детьми. Теперь моя знакомая очень жалеет, что в молодости не стала уделять внимание вопросам целеполагания. В этом отношении я могу согласиться с цитатой Э.М. Ремарка: Настоящий идеалист стремится к деньгам. Деньги – это свобода. А свобода – жизнь».
    Заключение. Так как писать сочинение по литературе без хорошего заключения – сомнительная затея, школьнику важно подумать и о емкой концовке. В данной части школьник обобщает основные идеи своей работы. Он делает выводы, подводит итоги. Можно также призвать читателя к размышлениям на проблемную тематику. «Таким образом, без правильно поставленных целей человеческая жизнь становится не только более скучной и однообразной, но и подвергается опасности. Тот же, кто ставит перед собой достойные задачи, обеспечивает себе возможность для личностного роста, а также может противостоять жизненным проблемам и неурядицам».
    Многие школьники ломают головы над тем, как писать сочинение по литературе. Шаблон позволит упростить это задание, сэкономить время и силы.

  11. Как правильно написать сочинение?Одним из самых творческих процессов в школе можно назвать написание сочинения. Это возможность поделиться своими мыслями и вашим отношением к заданной теме. Есть несколько советов, которые помогут ответить на вопрос: как правильно писать сочинение.
    Для любого сочинения характерна одна структура. Оно состоит из:
    • введения;
    • основной части;
    • заключения.
    Каждая из трех частей носит свою смысловую нагрузку.
    Введение
    Это вступительное слово. Ваша задача состоит в том, чтобы красиво подвести читателя к основной теме. Если сочинение на историческую тему, то во введении вы можете дать краткую характеристику той эпохи: политических и экономических особенностей.
    Например, действия происходят во время крепостного строя, когда большинство людей находилось в прямой зависимости от воли одного человека, поэтому события не могли развиваться как-то по-другому.
    Но не забывайте, что введение должно иметь прямую связь с темой! Во вступительной части можно также поразмышлять о теме вашего труда, проанализировать ее актуальность. Допускается также поделиться личным отношением к заданной теме или сопоставить ее с событиями вашей жизни.
    Основная часть.
    В этой части сочинения ваша главная задача раскрыть тему. Как это можно сделать? Чаще всего используется такой алгоритм действий:
    • высказать свою точку зрения на проблемы, которые затрагиваются в теме;
    • подтвердить свое мнение примерами или цитатами из произведения, которое лежит в основе темы сочинения. Можно также использовать материалы из других произведений (главное, чтобы они имели связь с темой) или примеры из личной жизни;
    • обобщить написанное вами.
    Если в основной части вы раскрываете тему пошагово, то вполне допустимо после каждого этапа делать мини-вывод. Основная часть сочинения самая большая по объему (где-то две трети от всего текста).
    Заключение.
    Это итог вашего труда. Задача – сделать общий вывод из того, что вы написали в основной части. Здесь также можно упомянуть насколько актуальна тема, затронутая в сочинении, на текущий момент.
    Есть еще несколько советов, которые помогут в вашем творчестве:
    Во-первых, запомните, что сочинение – это не пересказ текста.
    Во-вторых, перед тем, как начать писать, необходимо составить план сочинение. В нем можно сделать для себя пометки: что за чем вы хотите написать. Здесь можно также написать цитаты из произведений, на которые вы будете делать упор, раскрывая тему. Написав план, прочитайте его. Убедитесь, что в нем все идет последовательно и логически связано. После этого можете приступать к написанию.
    В-третьих, не забывайте делить текст на абзацы. Чаще всего в сочинении их три, и они соответствуют введению, основной части и заключению.Приняв к сведению эти несложные рекомендации, у вас больше не будет возникать вопрос: как писать сочинение. Вы сможете полностью погрузиться в творческий процесс. В результате, которого вы получите сочинение, соответствующее всем общепринятым нормам.
    Статьи

  12. 1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).
    2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.
    3 Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.
    4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех частей:
    I      Вступление.
    II    Основная часть.
    III  Заключение.
    Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.
    5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.
    6. Сформулировав любую из частей сочинения ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулирование пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.
    7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты сочинения, заключенные в короткой фразе. Нельзя будет написать в плане формулировку типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое дерево»», «образ Плюшкина», больше похожую на тему сочинения, но не на пункт плана. Здесь формулировка должна быть другой (более ёмкой), например: «Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое дерево»», «Образ Плюшкина – страшная карикатура на собственника»
    8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.
    9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.
    10. При использование цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.
    11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.
    12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.
    13. Если в сочинении встречаются даты их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.
    14. При написании цитат, оформляем их воспользоваться учебником русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.
    15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.
    Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить об абитуриенте достоверный портрет. Который покажет культурную и интеллектуальную степень развития выпускника.
    Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени, всего четыре часа.
    Поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том, что четырех часов для вас вполне достаточно).
    Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?
    1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.
    2)  Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.
    3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).
    4) Переписывая работу на чистовик постарайтесь уложиться в 1 час.
    5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.
    Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему. Вы должны подумать какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?
    Что будет написано в сочинении.

    Черновик, работа с ним.

    Вопрос с выбором темы решён, приступаем к написанию сочинения. Вспоминаем и выписываем на черновик в коротком изложении: слова критиков, даты, имеющие значение для данной темы, цитаты все что приходит вам в голову. Не теряйте время, пишите в сокращении, набрасывайте схемы, записывайте материал в любом виде и последовательности.
    После того как вы вспомнили и записали нужный материал, строим из него логическую цепочку. Обозначая для себя, что будет основной частью сочинения, а что вспомогательным материалом.

    Проверяем сочинение.

    Проверяем на наличие орфографических ошибок, уделяем внимание каждому слову, от волнения многие абитуриенты пропускают буквы в словах, но и это будет являться ошибкой… Затем проверяем пунктуацию, знаки препинания. Начинать проверять лучше с конца текста, так вы не будите отвлекаться на содержание и максимально уделите внимание знакам препинания, пунктуации и орфографии.
    «Тема не раскрыта»
    Валентина Коханова, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Московского городского педагогического университета:
    – Начиная работу над сочинением, абитуриентам важно понять смысл формулировки темы, о чем должна пойти речь. Например, звучать она может по-разному: “Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” или “Чацкий против фамусовской Москвы”. Однако и в первой, и во второй формулировках подразумевается раскрытие сути конфликта, лежащего в основе сюжета драматического произведения. Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее показывают вашу способность свободно мыслить и рассуждать на основе знания текста.

    План – залог успеха.

    Для того чтобы выстроить логическую цепочку обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будите делить текст сочинения на абзацы.

  13. Как писать сочинение-рассуждение
    Начнём с определений, что же такое «рассуждение»:
    умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме («Словарь русского языка» Ожегова С.И.);
    один из трех элементов сочинения, определяемый как развёртывание мысли по определенной схеме; доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности («Литературная энциклопедия»);
    функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики («Стилистический энциклопедический словарь русского языка»).
    Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.
    Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис – утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.
    Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.
    Схема сочинения-рассуждения
    1. Вступление.
    2. Тезис.
    3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
    4. Вывод.
    Вступление в сочинении-рассуждении – это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация – не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения – три.
    В роли аргументов могут выступать:
    исторические факты;
    статистические данные;
    эпизоды, сюжетные линии литературных произведений, подтверждающие доказываемую мысль;
    пословицы и поговорки, афоризмы;
    мнения авторитетных людей…
    Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.
    Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:
    Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)
    Достаточно привести такой пример…
    Это можно доказать следующим образом…
    Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
    Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, …
    В этом легко убедиться, обратившись к…
    Например…
    Допустим…
    По свидетельству (кого-либо)…
    Предположим…
    Так как; потому что…
    Во-первых, во-вторых и т.д.
    В представленной ниже таблице из «Стилистического словаря русского языка» можно увидеть и другие лексические средства, пригодные для различных видов рассуждения.
    Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к. это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно…
    Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:
    основной тезис соответствует теме сочинения,
    отобранные доказательства достаточно весомы,
    между частями сочинения тесная логическая связь,
    выводы четко сформулированы.
    Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.
    Материалы, использованные при подготовке рубрики:
    Алиев Г. Учимся рассуждать [Текст] : школьное сочинение и проблемы его написания / Г. Алиев // Начальная школа : прил. к газ. “Первое сент.”. – 2001. – № 30.
    Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
    Никитина Н. Н. Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс.
    Статья «Рассуждение» в «Стилистическом словаре русского языка».

  14. Сочинение (этапы работы, рекомендации)
    Требования к оформлению сочинений
    1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).
    2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.
    3 Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.
    4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех частей:
    I      Вступление.
    II    Основная часть.
    III  Заключение.
    Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.
    5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.
    6. Сформулировав любую из частей сочинения ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулирование пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.
    7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты сочинения, заключенные в короткой фразе. Нельзя будет написать в плане формулировку типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое дерево»», «образ Плюшкина», больше похожую на тему сочинения, но не на пункт плана. Здесь формулировка должна быть другой (более ёмкой), например: «Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое дерево»», «Образ Плюшкина – страшная карикатура на собственника»
    8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.
    9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.
    10. При использование цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.
    11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.
    12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.
    13. Если в сочинении встречаются даты их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.
    14. При написании цитат, оформляем их воспользоваться учебником русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.
    15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.
    Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить об абитуриенте достоверный портрет. Который покажет культурную и интеллектуальную степень развития выпускника.
    Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени, всего четыре часа.
    Поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том, что четырех часов для вас вполне достаточно).
    Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?
    1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.
    2)  Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.
    3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).
    4) Переписывая работу на чистовик постарайтесь уложиться в 1 час.
    5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.
    Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему. Вы должны подумать какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?
    Что будет написано в сочинении.
    Черновик, работа с ним.
    Вопрос с выбором темы решён, приступаем к написанию сочинения. Вспоминаем и выписываем на черновик в коротком изложении: слова критиков, даты, имеющие значение для данной темы, цитаты все что приходит вам в голову. Не теряйте время, пишите в сокращении, набрасывайте схемы, записывайте материал в любом виде и последовательности.
    После того как вы вспомнили и записали нужный материал, строим из него логическую цепочку. Обозначая для себя, что будет основной частью сочинения, а что вспомогательным материалом.
    Проверяем сочинение.
    Проверяем на наличие орфографических ошибок, уделяем внимание каждому слову, от волнения многие абитуриенты пропускают буквы в словах, но и это будет являться ошибкой… Затем проверяем пунктуацию, знаки препинания. Начинать проверять лучше с конца текста, так вы не будите отвлекаться на содержание и максимально уделите внимание знакам препинания, пунктуации и орфографии.
    «Тема не раскрыта»
    Валентина Коханова, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Московского городского педагогического университета:
    – Начиная работу над сочинением, абитуриентам важно понять смысл формулировки темы, о чем должна пойти речь. Например, звучать она может по-разному: “Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” или “Чацкий против фамусовской Москвы”. Однако и в первой, и во второй формулировках подразумевается раскрытие сути конфликта, лежащего в основе сюжета драматического произведения. Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее показывают вашу способность свободно мыслить и рассуждать на основе знания текста.
    План – залог успеха.
    Для того чтобы выстроить логическую цепочку обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будите делить текст сочинения на абзацы.
    Составить план сочинения — значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый такой фрагмент — это микротекст, который может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких. Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана. Важно, чтобы он был объединен главной мыслью, имеющей в его границах свое начало, развитие и завершение.
    В качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения, а развернутые словосочетания. Отдельные слова — слишком «узки», конкретны, главную мысль или тему ими передать довольно трудно. Но и сложные предложения не подходят, потому что представляют уже законченную, завершенную мысль. Все, что хотели сказать, — сказано. Именно словосочетание более подходит для плана. Оно представляет собой некое смысловое единство, несущее информацию в свернутом виде. А в самом сочинении эта информация «разворачивается», мысль раскрывается.
    Но возможны и формулировки в виде вопросов, на которые в работе даются ответы.
    Важно помнить, что план несет информацию о том, как построено ваше сочинение. Конкретную информацию о содержании каждой его части. Сочинение должно «просматриваться» через план.
    Любое сочинение состоит из трех частей.
    I. Вступление.
    II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).
    III. Заключение.
    Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не являются названиями пунктов плана. Они не должны быть прописаны в плане.
    Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.
    Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
    Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
    Например, план может выглядеть так:
    Сочинение
    Свет и тени натуры Обломова
    (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
    План:
    I. Обломов — сложный человек.
    II. Положительные и отрицательные черты в характере
    героя романа И. А. Гончарова.
    1. Тени натуры Обломова:
    1.1. барин — ленивец;
    1.2. раб самому себе;
    1.3. Обломов и Захар.
    2. Пустые мечтания.
    3. Светлые стороны натуры Обломова:
    3.1. доброта души;
    3.2. любовь к детям;
    3.3. любовь к Ольге.
    4. Обломов — поэт в душе.
    III. Обломов — живой, реальный человек.
    План сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным.
    Помните: план вы составляете в первую очередь для себя!
    И хотя в чистовике план у вас могут и не потребовать, на черновике его лучше составить — он поможет вам организовать мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное.
    Рекомендации.
    Если вы не уверены в правильной постановке знаков препинания, перепишите предложение. Слово, правильность написание которого у вас вызывает сомнение можно заменить на синонимом. Основная часть должна быть более развернутой и составлять ? всего сочинения, а вступление и заключение соответственно ? части сочинения. Исправления в сочинении допустимы и за ошибку считаться не будут. Проверяют только чистовой вариант, поэтому с черновика переписывайте предельно внимательно.
    При переписывании следите за стройностью  и соразмерностью  частей сочинения. Главная цель вступления – грамотно подвести к основной части. Вступление может быть минимальным, состоять из двух-трех предложений. Не стоит делать его громоздким. Основная часть и заключение – два самых необходимых компонента сочинения, которые показывают ваше понимание темы. В заключении должны содержаться основные выводы из работы, обобщение или краткое резюме. Если эта часть сочинения отсутствует, оценка резко снижается. Постарайтесь не писать заключение в спешке, в самый последний момент, так как именно оно оставляет общее впечатление от вашей работы.
    Основные части сочинения:
    «тема»;
    «эпиграф»;
    «вступление»;
    «основная часть»;
    «заключение».
    1. Начинаем нашу работу с анализа темы, на основе анализа темы сочинения мы и выберем материал, основные факты, ключевые моменты нашего сочинения. Анализ лучше всего проводить по принципу вопрос — ответ.
    2. Эпиграф сочинения, не обязательная часть. Эпиграф кратко рассказывает о замысле автора. Удачный эпиграф свидетельствует о понимании темы автором, раскрывает замысел сочинения. Хороший эпиграф способен украсить работу. Плохой эпиграф может испортить даже очень хорошую работу и повлияет на окончательную оценку.
    3. Вступление сочинения должно быть ярким, привлекать внимание. Не нужно использовать шаблоны. Обязательно используйте формулировку именно того вопроса, над которым вы работаете. Несколько разных вступлений :
    – историческое, даем краткую характеристику соответствующей эпохи, анализируем социально-экономические, нравственные, политические и культурные отношение того времени.
    – аналитическое, наиболее предпочтительное. Вы сразу заявите о себе как о личности способной к аналитическому мышлению и способной к анализу.
    – биографическое, правильным направлением в раскрытие темы будут: факты жизни, история создания произведения, взгляды писателя или художника.
    – сравнительное, проводиться сравнительный анализ предмета рассматриваемого в сочинение с аналогами той эпохи.
    – лирическое ,вступление одно из универсальных средств, связывает предмет сочинения с вашим жизненным опытом. Несколько слов можно сказать о влияние на Вас того или иного произведения, творчестве писателя или художника.
    4. Основная часть сочинения это развернутая, раскрытая главная мысль сочинения, ответы на вопросы, которые мы сформулировали раньше при анализе. Приводим доказательство наших слов, обязательно подкрепляем их фактами. Стараемся раскрыть тему сочинения более полно, с разных сторон и с разной точки зрения. Будет очень хорошо, если Вы станете рассуждать с разных позиций. Голос автора сочинения должен присутствовать, сочинение это Ваше произведение, не нужно писать чужие мысли, как свои, но их анализ приветствуется.
    5. Заключение — одна из ключевых частей сочинения. В нем Вы делаете выводы из Вашего анализа и суждений по теме. Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли.
    Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы, основная часть это 75% всей работы. Стараемся, как не использовать незначительные факты, второстепенные детали и тем более размышлять на эти темы.
    Цитаты нужно использовать обдуманно, большое количество которых убьет Вашу авторскую составляющую. Каждая цитата должна быть к месту. Цитаты это очень сильный инструмент, который нужно использовать по следующим правилам:
    Ни в коем случае нельзя сокращать цитату, или заменять в ней слова, изменяя её смысл, забыли точное написание, замените, что не помните многоточием.
    Допускается пересказ цитаты словами близкими к тексту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *