Сочинение на тему как раскрывается патриотическая тема в слове о полку игореве

8 вариантов

  1. Проблематика
    Социальная: сословное неравенство влюблённых приводит не к счастливой развязке, как в старых романах, а к трагедии. Карамзин поднимает проблему ценности человека независимо от сословной принадлежности.
    Моральная: ответственность человека за тех, кто ему доверяет, «нечаянное зло», которое может привести к трагедии.
    Философская: самоуверенный разум попирает естественные чувства, о которых в начале 18 века говорили французские просветители.
    Главные герои
    Эраст – молодой дворянин. Его характер прописан разносторонне. Эраста нельзя назвать негодяем. Он просто слабохарактерный юноша, который не умеет противостоять жизненным обстоятельствам, бороться за своё счастье.
    Лиза – крестьянская девушка. Её образ не прописан так подробно и противоречиво, остаётся в канонах классицизма. Автор сочувствует героине. Она трудолюбива, любящая дочь, целомудренна и простодушна. С одной стороны, Лиза не хочет огорчать мать отказом выйти замуж за богатого крестьянина, с другой – покоряется Эрасту, который просит не говорить матери об их отношениях. Лиза думает прежде всего не о себе, а о судьбе Эраста, которого ждёт бесчестье, если он не отправится на войну.
    Мать Лизы – старушка, живущая любовью к дочери и памятью об умершем муже. Именно о ней, а не о Лизе, Карамзин сказал: «И крестьянки любить умеют».
    Образ автора-рассказчика – это связующее звено между героями и читателями. Он сочувствует героям, горюет вместе с ними, но никого не осуждает.
    Сюжет и композиция
    Хотя внимание писателя сосредоточено на психологии героев, для сюжета важны и внешние события, которые приводят героиню к гибели. Сюжет повести незамысловат и трогателен: молодой дворянин Эраст влюблён в крестьянскую девушку Лизу. Их брак невозможен из-за сословного неравенства. Эраст ищет чистой братской дружбы, но сам не знает своего сердца. Когда отношения перерастают в интимные, Эраст охладевает к Лизе. В армии он проигрывает в карты состояние. Единственный способ поправить дела – жениться на богатой пожилой вдове. Лиза случайно встречает Эраста в городе и думает, что он полюбил другую. Она не может жить с этой мыслью и топится в том самом пруду, возле которого встречалась с любимым. Эраст осознаёт свою вину и страдает до конца своей жизни.
    Основные события повести занимают около трёх месяцев. Композиционно они оформлены рамкой, связанной с образом рассказчика. В начале повести рассказчик сообщает, что описанные у озера события случились 30 лет назад. В конце повести рассказчик снова возвращается в настоящее и вспоминает на могиле Лизы о несчастной судьбе Эраста.
    Стиль
    В тексте Карамзин использует внутренние монологи, часто слышен голос повествователя. Пейзажные зарисовки гармонируют с настроением героев и созвучны событиям.
    Карамзин был новатором в литературе. Он был одним из создателей современного языка прозы, приближенного к разговорной речи образованного дворянина. Так говорят не только Эраст и рассказчик, но и крестьянка Лиза и её мать. Сентиментализм не знал историзма. Жизнь крестьян очень условна, это какие-то свободные (не крепостные) изнеженные женщины, которые не могут обрабатывать землю и покупают розовую воду. Цель Карамзина была показать чувства, равные для всех сословий, которые не всегда может контролировать гордый разум.
    «Недоросль», анализ комедии Фонвизина
    Замысел комедии «Недоросль» возник у Дениса Фонвизина в 1778 году, а четыре года спустя он представил пьесу своим друзьям. Но путь произведения на сцену оказался тернистым. В Петербурге и Москве комедию сразу ставить отказались. Цензоры испугались некоторых смелых реплик.
    В сентябре 1782 года пьесу рискнул поставить Вольный Российский Театр на Царицыном лугу. Успех был ошеломительный. Правда, эта смелость стоила театру закрытия, но было уже поздно – комедия Фонвизина приобрела огромную популярность. С тех пор пьеса не сходит со сценических площадок.
    «Недоросль» вызвал серьезное недовольство Екатерины II. Фонвизину не позволили больше опубликовать ни одного произведения, даже перевод на русский язык трудов римского историка Тацита.
    Название комедии связано с указом Петра I, согласно которому дети дворян, не получившие образования, не имеют права служить и вступать в брак. Таких молодых людей и называли «недорослями». Считалось, что они не готовы к взрослой сознательной жизни.
    Основные проблемы, которые поднимает в комедии автор: порочное воспитание и разложение дворянства в условиях крепостного строя. Воспитание, по мнению Фонвизина, определяет нравственный облик молодого поколения. Доверяя своих детей неграмотным крепостным нянькам, недоучившимся дьячкам и сомнительным иностранцам, дворянское сословие погружается в пучину невежества, тупости, стяжательства и безнравственности. Скотинины и Простаковы способны воспитывать только Митрофанушек.
    Фонвизин на простых примерах показывает, что помещики в большинстве своем забыли не только о дворянской чести, но даже о человеческом достоинстве. Вместо служения интересам страны, они не соблюдают ни нравственные, ни государственные законы.
    Особую остроту комедии придает случайная победа сил добра. Если бы Правдин не получил предписание взять имущество Простаковых под опеку, а из Сибири вовремя не вернулся бы Стародум, все могло закончиться далеко не так благополучно.
    Комедия «Недоросль» построена по законам классицизма. Здесь только одна сюжетная линия, одно место действия и все события происходят в течение суток. Но в пьесе проявляются и некоторые черты реализма: достоверное изображение быта, далекие от схематичности персонажи, отдельные элементы драмы. Фонвизин создал новый жанр – социально-политическую комедию. В центре сюжета, вопреки канонам классицизма, находится не любовная интрига, а острый социальный конфликт.
    Пьеса состоит из пяти действий. В первом автор знакомит нас с основными персонажами, происходит завязка сюжета – письмо от Стародума, в котором Софья названа богатой наследницей. Кульминация наступает в пятом действии, когда Правдин зачитывает письмо о переходе имения Простаковых под его опеку. Развязкой становятся последние слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!»
    В «Недоросли» показаны практически все сословия Российского государства. Здесь есть крепостные Тришка, Палашка и Еремеевна, помещики Простаковы и Скотинин, офицер Милон и отставной сержант Цыфиркин, чиновник Правдин, священнослужитель Кутейкин. Согласно традициям классицизма, все действующие лица четко разделены на отрицательные и положительные, а их имена указывают на основные черты характера. Правдин олицетворяет справедливость, Стародум – мудрость и мораль, а фамилии Вральман и Скотинин понятны даже ребенку.
    Отрицательные и положительные персонажи комедии создают пары-антагонисты: «дети» – Митрофан и Софья, «женихи» – Скотинин и Милон, «главные» – Простакова и Стародум, «помощники главных» – Простаков и Правдин, «учителя» – бескорыстный Цыфиркин и жадный Кутейкин.
    Госпожа Простакова – наиболее яркий комедийный образ. Злобная, хитрая, наглая и чрезвычайно деятельная помещица постоянно ругается и бьет слуг. Простакова стремится все прибрать к рукам, единовластно распоряжается не только крепостными, но и родными. Ее муж – бесправное существо, которое не смеет и шагу ступить без приказа жены. Простакова распространяет свою власть на всех, у кого не хватает сил дать ей отпор: Софью, Скотинина, учителей. Главный девиз помещицы: «Что захотела, поставлю на своем».
    Героиня слепо любит единственного сына и на все готова ради его блага. Простакова бросается с кулаками на брата, защищая Митрофанушку, заботится, чтобы «дитятко» хорошо питалось и не утруждало себя науками. Она принимает за сына все решения, оберегает его от малейших неприятностей, калеча судьбу юноши.
    При таком воспитании совершенно неудивительно, что сын растет трусом, бездельником, обжорой и хамом. Невежество и тупость Митрофана заставляют сквозь смех ужаснуться: какое будущее у страны, где подрастает такое поколение? При этом «недорослю» хватает ума манипулировать своей деспотичной мамашей и вызывать умиление отца. Он, как и мать, понимает только власть сильного, может прикинуться любезным, воспитанным, любящим, благодарным. Но только Простакова теряет свою власть, любимый сынок грубо ее отталкивает.
    На фоне ярких образов отрицательных персонажей положительные Стародум, Правдин, Милон, Софья выглядят бледно и невыразительно. Но они необходимы для развития сюжета, динамики событий. В то же время эти действующие лица говорят от имени самого автора. Их поучительные беседы показывают правильный путь честного человека, объясняют истинные обязанности дворянина и правила семейной морали.
    Противопоставление мира Простаковой и Стародума наиболее четко видно в их отношении к образованию. Помещица сама не умеет читать и сыну своему говорит: «Не учись этой дурацкой науке!» Стародум получил прекрасное образование и называет воспитание «залогом благосостояния государства».
    Фонвизин – большой мастер слова. Каждый его герой имеет свою языковую характеристику. Простакова сыплет грубыми и простонародными выражениями. Свободно и красиво говорят Стародум, Софья, Правдин. Речь Митрофана и Скотинина, как и речь крепостных, – бедна, примитивна. Словарный запас Кутейкина богат церковнославянскими словами, а отставной сержант Цыфиркин щеголяет военным жаргоном. Безграмотность немца Вральмана передана его характерным косноязычием.
    Название пьесы, а также имя Митрофана еще при жизни автора стали нарицательными. Мы и сегодня вспоминаем о «Тришкином кафтане», упоминаем другие крылатые фразы из замечательной социальной сатиры Фонвизина.
    «Горе от ума», анализ комедии Александра Сергеевича Грибоедова
    Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», по сути, единственное произведение автора, не только законченное, но и ставшее всемирно известным. Более ранние произведения либо неизвестны, либо являются пародийными, ученическими. А это произведение ставит Грибоедова в один ряд с другими известными драматургами: Н. Гоголем, Д. Фонвизиным, А. Пушкиным.
    На первый взгляд, пьеса написана в духе классицизма: есть герои-антагонисты, сюжет раскрывает борьбу двух претендентов на руку одной героини. Главное, что отличает классицистическое произведение, — три единства: места (все происходит в доме Фамусова), времени (с момента появления Чацкого до отъезда проходят сутки) и действия (все действие разворачивается вокруг Софьи). Но Грибоедов вносит значительные изменения в жанровые особенности пьесы, нарушив почти все законы классицизма.
    Комедия начинается ложью. В доме Фамусова все отношения построены на лжи, служащей орудием притворства (как у Молчалина) или принимающей вид добродетели (как у Фамусова). Софья, дочь Фамусова, вынуждена скрывать свою любовь к «безродному» секретарю Молчалину, ведь отцу нужен жених «с звездами и чинами». Молчалин притворяется, будто любит Софью, из карьерных соображений. Глава дома скрывает от дочери все, что противоречит репутации добропорядочного главы семейства.
    И в такой атмосфере всеобщего обмана появляется главный герой — Александр Андреич Чацкий. Три года назад он бежал от этой непомерной скуки «ума искать». «Дым Отечества» и нежные чувства к Софье возвращают его в Москву. Три года не бывавший в столице, он ждет изменений, но все оказывается прежним: все те же увлечения, те же лица, та же скука, от которой бежал. Почему же Чацкий теперь остается? Ответ прост: он видит перед собой не девочку-подростка, а барышню, которая в семнадцать лет «расцвела прелестно». И он остается в надежде вызвать ответное чувство у Софьи.
    К тому же Чацкий замечает, что Фамусов обеспокоен его появлением. Поняв, что молодой человек готов свататься, он ставит условие: тот должен навести порядок в делах, пойти служить, а самое главное — не быть гордецом. В качестве достойного примера Павел Афанасьевич приводит дядю Максима Петровича, причем речь Фамусова больше напоминает нападение, и Чацкому невольно приходится обороняться: он произносит свой первый монолог о глупости фамусовского общества, вызвавший у отца Софьи панический страх перед революционным настроением юноши.
    Чацкий наивно считает, «век минувший», век «покорности и страха», уже прошел, но опровержением этой мысли становится появление полковника Скалозуба. И снова сдержанность изменяет Чацкому. Он потрясен: его отдают на суд Скалозубу? Его монолог «А судьи кто? …» рожден протестом против этого. Но прозрение еще не пришло к пылкому юноше. После падения с лошади Молчалина и последовавшего за этим обморока Софьи ему бы догадаться, в кого влюблена его подруга детства, но волнение за Софью не позволяет ему правильно воспринять происходящее.
    У Чацкого, по признанию самого героя, «ум с сердцем не в ладу». Ум подсказывает, что нужно разорвать все отношения с фамусовским обществом, но сердце требует любви Софьи. Вот только благородный ум Чацкого не может признать факт влюбленности девушки в ничтожество — Молчалина. Он расспрашивает Софью, что привлекает ее в этом человеке. Выясняется, что он «уступчив, скромен, тих». Чацкий уверяет себя, что она шутит: нельзя за это любить человека. А узнав от Молчалина о его идеалах и жизненных стремлениях, влюбленный юноша делает роковой для себя вывод:
    С такими чувствами, с такой душою
    Любим! … Обманщица смеялась надо мною!

    Однако Софья строит свою жизнь по общепринятым образцам, в соответствии с принятой в обществе Москвы моралью. Для светской дамы нужен «муж-мальчик, муж-слуга», и Молчалин подходит на эту роль. Чацкий попал в точку, определив главную черту характера своего соперника: «Ведь любят нынче бессловесных». Да, Софья за это и любит, но в устах Чацкого для нее это звучит как оскорбление. Поэтому она так легко совершает подлость, распустив на балу сплетню про то, что Чацкий якобы сошел с ума.
    Любите вы всех в шуты рядить,
    Угодно ль на себя примерить?

    Почему же сплетня так быстро распространилась среди гостей Фамусова и ни у кого не вызвала даже сомнения? С первого появления на сцене герой привлекает зрителя своей прямотой суждений, нетерпимостью к лжи, пылкостью. Он «умен, остер, красноречив», но слишком нетерпелив. И если у зрителя это нетерпение вызывает лишь улыбку, то представители высшего света Москвы оскорблены. Чацкий отверг их жизненные принципы, и это вызывает раздражение общества, которое так легко вылилось в распространение сплетни о сумасшествии Чацкого.
    Каждый из гостей назвал собственную причину помешательства, но «оригинальнее» всех оказался Фамусов. Он увидел корень зла в образованности:
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина…
    Появление Чацкого вызывает у гостей испуг, но тот настолько подавлен духом «пустого, рабского, слепого подражания», что, разразившись очередным монологом о «французике из Бордо», не замечает, как его объявили сумасшедшим. Но его гнев для гостей Фамусова непонятен, они путают высокие идеи со скандальностью и в ужасе разбегаются. Так бал становится кульминацией конфликта «века нынешнего» и «века минувшего». Но впереди еще развязка — ночь прозрений.
    Софье предстоит узнать, насколько низок любимый Молчалин, Чацкий будет потрясен предательством Софьи, узнав, что именно она пустила слух о его помешательстве. Фамусов убедится, что дочь, «как мать ее, покойница», «уж где-нибудь с мужчиной».
    Каждый из героев испытает свой «мильон терзаний». Но если Чацкий навсегда покинет Москву, так легко принявшую его за сумасброда, сказав на прощанье свой последний монолог, обличавший «мучителей толпу», то положение Софьи кажется более трагичным. Она отвергла Чацкого, разочаровалась в любимом человеке, осталась игрушкой в руках разгневанного отца, грозящегося сослать «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».
    Прав ли Чацкий, уверенный, что она помирится с Молчалиным? Сможет ли Софья пережить обиду и примириться с московским кругом, избрав себе в мужья «низкопоклонника и дельца»? Эти вопросы остаются без ответа. Но читателю понятно, насколько трагична судьба девушки, острый ум которой сталкивается с догмами общества. Так название комедии «Горе от ума» имеет отношение и к Чацкому, и к Софье. Такая неоднозначность образов свидетельствует о несоответствии их традициям классицизма.
    «Капитанская дочка», анализ повести Александра Сергеевича Пушкина
    Во время работы над «Историей Пугачева» у Пушкина возник замысел произведения на ту же тему. Первоначально героем повествования должен был стать дворянин, который перешел на сторону бунтовщиков. Но со временем Пушкин изменил концепцию произведения. За три месяца до смерти он завершил рукопись «Капитанской дочки». Повесть была анонимно опубликована в 1836 году в журнале «Современник».
    В кратком эпилоге к «Капитанской дочке» Пушкин указал, что получил записки Гринева от его внука, а от себя добавил лишь эпиграфы. Такой прием придал повествованию документальную достоверность и одновременно показал, что позиция главного героя может не совпадать с позицией писателя. Учитывая тематику романа и сложные отношения Пушкина с властями, это было не лишней предосторожностью.
    Александр Сергеевич считал произведение исторической повестью, но по многим литературным характеристикам «Капитанская дочка» достойна претендовать на роман. Жанр повествования можно назвать семейной хроникой или биографией главного героя – Петра Андреевича Гринева. Рассказ ведется от его имени. Завязка сюжета происходит в первой главе, когда семнадцатилетний Петруша отправляется служить в Белогорскую крепость. В повести есть две кульминации: захват крепости пугачевцами и обращение Гринева к самозванцу за помощью. Развязка сюжета – помилование героя императрицей.
    Восстание под предводительством Емельяна Пугачева – основная тема произведения. Серьезное изучение Пушкиным исторических материалов помогло создать яркую картину крестьянского бунта. Масштабность событий, жестокая и кровавая война показаны с подкупающей достоверностью.
    Пушкин не идеализирует ни одну из сторон конфликта. Грабежи и убийства, по мнению автора, не имеют оправдания. В этой войне нет победителей. Пугачев понимает всю безнадежность своей борьбы, а офицерам просто претит воевать с соотечественниками. В «Капитанской дочке» пугачевский мятеж предстает национальной трагедией, беспощадным и бессмысленным народным бунтом.
    Осуждает герой и беспечность властей, в результате которой Белогорская крепость оказалась не готова к защите, а Оренбург был обречен на долгую осаду. Петр сочувствует изуродованному башкирцу, участнику восстания 1841 года, которое было жестоко подавлено. Гринев выражает популярную оценку событий, а не «официальный» взгляд императорской власти, чью сторону представляет.
    Пугачев – единственный реальный персонаж. Его характер сложен и противоречив. Самозванец ведет себя непредсказуемо, как стихия. Он может быть грозным и властным, но в то же время веселым и плутоватым. Пугачев жесток и скор на расправу, но проявляет иногда благородство, мудрость и рассудительность.
    В образе народного предводителя мифологические черты органично сочетаются с точными реалистическими деталями. Пугачев – центральная фигура произведения, хоть и не является его главным героем. Встреча Гринева с главарем бунтовщиков становится судьбоносной. Все основные события в жизни молодого офицера связаны теперь с этим человеком.
    Характер главного героя показан в развитии. В начале произведения Петр Гринев – шестнадцатилетний юноша, который бездельничает и гоняет голубей. По образованию и воспитанию он ассоциируется с известным Митрофанушкой. Отец Гринева понимает, что отправлять молодого человека в Петербург глупо. Вспомним, как ведет себя Петруша на постоялом дворе в Симбирске: игра на деньги, вино, грубость по отношению к Савельичу. Если бы не мудрое решение отца, столичная жизнь быстро превратила бы героя в мота, пьяницу и азартного игрока.
    Но судьба уготовила молодому человеку суровые испытания, которые закалили характер Гринева, пробудили в его душе честность, чувство долга, отвагу, благородство и другие ценные мужские качества.
    Петру не раз перед лицом смерти пришлось делать нравственный выбор. Он так и не присягнул на верность Пугачеву, даже под угрозой пыток и с петлей на шее. Но Гринев покидает осажденный Оренбург для спасения своей невесты, нарушая воинский устав. Он готов взойти на эшафот, но не допускает мысли о том, чтобы втянуть в судебное разбирательство любимую женщину. Верность слову и твердость характера Петра Гринева, его мужество и неподкупная искренность вызывают уважение даже у бунтовщиков.
    Антипод Гринева – Алексей Швабрин. Он получил неплохое образование, умен, наблюдателен, отважен, но эгоистичен и вспыльчив. Швабрин совершает предательство не столько из-за страха за свою жизнь, сколько из желания поквитаться с Гриневым и добиться своей цели. Он клевещет на Машу, жестоко обращается с ней, доносит на Петра. Алексей с удовольствием злословит о жителях крепости даже тогда, когда не имеет от этого никакой выгоды. Честь и доброта для этого человека – пустой звук.
    Образ верного слуги Савельича выписан Пушкиным с особой теплотой и долей юмора. Старик трогательно заботится о «молодом барине» и его имуществе, готов отдать жизнь за своего господина. При этом он последователен в действиях, не боится отстаивать свое мнение, называть самозванца вором и разбойником и даже требовать от него возмещения убытков. У Савельича есть гордость и чувство собственного достоинства. Старик оскорблен подозрениями Петра в том, что доносит на Гринева отцу, а также грубым письмом барина. Преданность и честность простого крепостного создают резкий контраст с подлостью и вероломством дворянина Швабрина.
    Немало испытаний выпадает и на женскую долю героини романа – Маши Мироновой. Добрая и немного наивная девушка, выросшая в крепости, сталкивается с обстоятельствами, которые могут сломить более сильного и храброго человека. В один день Маша лишается родителей, оказывается в руках жестокого врага, тяжело заболевает. Швабрин старается запугать девушку, запирает ее в чулане, практически не кормит. Но трусиха Маша, которая падает в обморок от выстрела пушки, проявляет удивительную решительность и стойкость. Любовь к Гриневу придает ей стойкости во многих поступках, особенно в рискованной поездке в Петербург. Именно Маша умоляет императрицу о помиловании своего жениха и спасает его. Этого не решились сделать ни отец, ни мать Гринева.
    Для каждого персонажа Пушкин находит особую манеру речи в соответствии с его характером, социальным положением и воспитанием. Образы героев, благодаря этому, получились живыми и яркими. В сравнении с «Капитанской дочкой», по мнению Гоголя, другие повести – «приторная размазня».
    «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
    В 1835 году Гоголь начал сочинять комедию «Ревизор», сюжет которой подсказал ему Пушкин. В начале 1936 года состоялась премьера пьесы в Москве и Петербурге. Однако Гоголь продолжал вносить коррективы в текст произведения вплоть до 1842 года, когда была завершена окончательная редакция.
    «Ревизор» – пьеса совершенно новаторская. Гоголь впервые создал социальную комедию без любовной линии. Ухаживания Хлестакова за Анной Андреевной и Марией Антоновной скорее пародия на высокие чувства. В комедии нет также ни одного положительного персонажа. Когда писателя упрекали в этом, он отвечал, что главный положительный герой «Ревизора» – смех.
    Необычна и композиция пьесы, поскольку в ней нет традиционной экспозиции. С первой же фразы Городничего начинается завязка сюжета. Финальная немая сцена также немало удивила театральных критиков. Ранее никто не использовал такой прием в драматургии.
    Классическая путаница с главным героем приобретает у Гоголя совершенно иной смысл. Хлестаков не собирался выдавать себя за ревизора, он какое-то время сам не мог понять, что происходит. Просто считал: уездное начальство заискивает с ним только потому, что он из столицы и модно одет. Окончательно открывает глаза щеголю Осип, уговаривая барина уезжать, пока не поздно. Хлестаков не стремится обмануть кого-либо. Чиновники обманываются сами и втягивают мнимого ревизора в это действо.
    Сюжет комедии построен по замкнутому принципу: пьеса начинается с новости о приезде ревизора и заканчивается таким же сообщением. Новаторство Гоголя проявилось и в том, что в комедии нет второстепенных сюжетных линий. Все действующие лица завязаны в одном динамичном конфликте.
    Несомненным новшеством явился и сам главный герой. Впервые им стал глупый, пустой и ничтожный человек. Писатель так характеризует Хлестакова: «без царя в голове». Характер героянаиболее полно проявляется в сценах вранья. Хлестаков столь сильно вдохновлен собственным воображением, что не может остановиться. Он нагромождает одну нелепицу за другой, даже не сомневается в «правдивости» своей лжи. Игрок, мот, любитель приударить за женщинами и пустить пыль в глаза, «пустышка» – таков главный герой произведения.
    В пьесе Гоголь затронул масштабный пласт российской действительности: государственная власть, медицина, суд, образование, почтовое ведомство, полиция, купечество. Писатель поднимает и высмеивает в «Ревизоре» множество неприглядных черт современной жизни. Здесь поголовное взяточничество и пренебрежение своими обязанностями, казнокрадство и чинопочитание, тщеславие и страсть к сплетням, зависть и наушничество, хвастовство и глупость, мелочная мстительность и тупость… Чего только нет! «Ревизор» – настоящее зеркало российского общества.
    Необычна для пьесы и сила сюжета, его пружина. Это страх. В России XIX века ревизию проводили чиновники высокого ранга. Поэтому приезд «ревизора» и вызвал в уездном городке такую панику. Важный человек из столицы, да еще с «секретным предписанием», привел местное чиновничество в ужас. Хлестакова, который никоим образом на проверяющего не похож, легко принимают за важное лицо. Любой проезжающий из Петербурга вызывает подозрение. А этот две недели живет и не платит – именно так, по мнению обывателей, и должен вести себя человек высокого ранга.
    В первом действии обсуждаются «грешки» всех собравшихся и отдаются распоряжения по «косметическим» мерам. Становится понятно, что никто из чиновников себя виноватым не считает и ничего менять не собирается. Лишь на время будут выданы чистые колпаки больным и подметены улицы.
    В комедии Гоголь создал собирательный образ чиновничества. Государственные служащие всех рангов воспринимаются как единый организм, поскольку близки в своем стремлении к стяжательству, уверены в безнаказанности и правильности своих действий. Но каждый персонаж ведет свою партию.
    Главный здесь, конечно, городничий. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский на службе тридцать лет. Как человек хваткий, он не упускает выгоду, что сама плывет в руки. Но в городе полный беспорядок. На улицах грязь, арестантов и больных отвратительно кормят, полицейские вечно пьяны и распускают руки. Городничий тягает за бороды купцов и дважды в году празднует именины, чтобы получить больше подарков. Деньги, отпущенные на строительство церкви, исчезли.
    Появление ревизора сильно пугает Антона Антоновича. А вдруг проверяющий не берет взяток? Видя, что Хлестаков деньги берет, городничий успокаивается, старается ублажить важное лицо всеми средствами. Второй раз Сквозник-Дмухановский пугается, когда Хлестаков хвастается своим высоким положением. Тут ему становится страшно попасть в немилость. Сколько же дать денег?
    Забавен образ судьи Ляпкина-Тяпкина, который страстно любит псовую охоту, берет взятки борзыми щенками, искренне считая, что это «совсем другое дело». В приемной суда творится полный кавардак: сторожа завели гусей, по стенам развешена «всякая дрянь», заседатель постоянно пьян. А сам Ляпкин-Тяпкин не может разобраться в простой докладной записке. В городе судью считают «вольнодумцем», так как он прочитал несколько книг и говорит всегда высокопарно, хотя и совершенные глупости.
    Почтмейстер искренне недоумевает, почему нельзя читать чужие письма. Для него вся жизнь – интересные сюжеты из писем. Особенно понравившиеся корреспонденции почтмейстер даже оставляет у себя и перечитывает.
    В больнице попечителя богоугодных заведений Земляники также царит беспорядок. Пациентам не меняют белье, а врач немец ничего не понимает по-русски. Земляника подхалим и доносчик, не прочь облить грязью своих товарищей.
    Привлекает внимание комичная пара городских сплетников Бобчинского и Добчинского. Для усиления эффекта Гоголь делает их похожими внешне и дает одинаковые имена, даже фамилии персонажей отличаются всего одной буквой. Это совершенно пустые и бесполезные люди. Бобчинский и Добчинский заняты только собиранием сплетен. Таким образом, им удается оказаться в центре внимания и почувствовать свою значимость.
    Начав писать «Ревизора», Гоголь пообещал Пушкину: «Клянусь, будет смешнее черта». Свое обещание Николай Васильевич сдержал. Николай I, посмотрев комедию, заметил: «Всем досталось. А мне больше всего».
    «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
    Над этим произведением Николай Васильевич Гоголь работал 17 лет. По замыслу писателя грандиозный литературный труд должен был состоять из трех томов. Сам Гоголь не раз сообщал, что идею произведения ему предложил Пушкин. Александр Сергеевич был также одним из первых слушателей поэмы.
    Работа над «Мертвыми душами» шла сложно. Писатель несколько раз менял концепцию, переделывал отдельные части. Только над первым томом, который был опубликован в 1842 году, Гоголь трудился шесть лет.
    За несколько дней до смерти писатель сжег рукопись второго тома, от которого уцелели лишь черновики первых четырех и одной из последних глав. Третий том автор так и не успел начать.
    Поначалу Гоголь считал «Мертвые души» сатирическим романом, в котором намеревался показать «всю Русь». Но в 1840 году писатель серьезно заболел, а исцелился буквально чудом. Николай Васильевич решил, что это знамение – сам Творец требует, чтобы он создал нечто служащее духовному возрождению России. Таким образом, замысел «Мертвых душ» был переосмыслен. Появилась идея создать трилогию по типу «Божественной комедии» Данте. Отсюда и возникло жанровое определение автора – поэма.
    Гоголь считал, что в первом томе нужно показать разложение крепостнического общества, его духовное обнищание. Во втором дать надежду на очищение «мертвых душ». В третьем уже планировалось возрождение новой России.

  2. «Слово о полку Игореве» является выдающимся памятником культуры Киевской Руси. Произведение написано неизвестным автором, но, пройдя через века, оно не перестает возбуждать в сердцах читателей водоворот пылкой любви к родной земле, к своему Отечеству.
    События, которые автор изображает в поэме, были достаточно тяжелыми в вехах истории славянского народа. Ведь это годы, на которые пришлась феодальная раздробленность и упадок мощного государства Киевская Русь. А причиной послужила затуманенность русских князей поисками наживы, они не имеют единства между собой, враждуют с соседними племенами, тем самым подрывая мощь и силу своего народа. Автор с болью описывает поражение войска Игоря, которая повлекла набеги кочевыми племенами на подавлены славянские земли. При описании образа князя Игоря, русских воинов, автор пытается показать нам их отвагу и честь. Первое, на что обращаешь внимание при анализе героев поэмы — их любовь к родному краю.
    Главным персонажем произведения выступает князь Игорь, что видно уже из самого названия поэмы. Князь очень любит свой родной край и готов даже жизнь за него отдать. Игорь Святославович — честный и открытый человек, который презирает смерть и готова пойти на все, чтобы спасти Родину. Исключительную храбрость рыцаря свидетельствует и то, что он не обращает внимание даже на предсказания природы и пренебрегая этой предостережением отправляется в бой. Конечно, такие качества князя вызывают симпатию у читателя, однако наряду с такими высоконравственными ценностями прослеживаются и легкомыслие и опрометчивость. Игорь имеет воспалительную натуру, и мешает ему полностью оценить ситуацию.
    «Слово о полку Игореве» — действительно глубоко патриотическое произведение, который призывает всех к вечным человеческим ценностям: любви к народу, родине, стремление согласия и взаимопомощи, желание жить мирно и свободно. С помощью ярких цельных образов людей, исторических событий и явлений автор сумел заставить читателей задуматься над извечными проблемами, произвел на читателей большое впечатление, что и воспитывает их в духе верности родной земле. Это своеобразная ода славе, патриотизма, верности нашему народу, нашим предкам, которая призывает нас вспомнить кем мы являемся на самом деле.

  3. Патриотическая идея «Слова о полку Игореве» заключается в том, чтобы предупредить Русь о надвигающейся беде. Чтобы князья прекратили свои междоусобицы и занялись важными делами в государстве.
    В «Слова о полку Игореве» образом Русской земли является Ярославна, она как мать оплакивает погибших воинов. Плач Ярославны как бы растекается по всей Русской земле, и вместе с ней плачет Русская земля, которая вырастила этих воинов. В этом эпизоде Ярославна выглядит идеальной русской женщиной.
    Князь Игорь выглядит в поэме с хорошей стороны, он смел, мужествен, храбр. Но в то же время он показывает свою строгость, не обращает внимания на затмение. Но мы можем увидеть, что Игорь в плену раскаялся. Он бежит не в свой родной город, а в Киев к Святославу, чтобы просить прощения, и Святослав его прощает.
    Святослава автор показывает как идеального князя. Он мудр, смел, храбр, думает не только о себе, но и о своем народе, обо всей Руси. У Святослава огромный авторитет, и он довольно им пользуется. Святослав обижается на Игоря за его поражение, потому что он глушит предыдущую победу Святослава.
    Автор поэмы знает историю, по сей видимости, он очень умный человек, мудрый, богатый жизненным опытом, проявляет патриотизм. Он дальновидный, пытается отговорить князей от междоусобиц. Предвещает беду. Автор осуждает Игоря за его беспечность.
    «Слово о полку Игореве» было и есть лучшим изданием всех времен. Оно до сих пор является образцом для поэтов. Многие пытались повторить поэму, но так и не смогли заглушить славу поэмы. Она должна быть для нас примером. Благодаря таким произведениям мы можем гордиться нашей литературой, и нашим могучим великим русским языком.

  4. Патриотическая идея «Слова о полку Игореве» заключается в том, чтобы предупредить Русь о надвигающейся беде. Чтобы князья прекратили свои междоусобицы и занялись важными делами в государстве.
    В «Слова о полку Игореве» образом Русской земли является Ярославна, она как мать оплакивает погибших воинов. Плач Ярославны как бы растекается по всей Русской земле, и вместе с ней плачет Русская земля, которая вырастила этих воинов. В этом эпизоде Ярославна выглядит идеальной русской женщиной.
    Князь Игорь выглядит в поэме с хорошей стороны, он смел, мужествен, храбр. Но в то же время он показывает свою строгость, не обращает внимания на затмение. Но мы можем увидеть, что Игорь в плену раскаялся. Он бежит не в свой родной город, а в Киев к Святославу, чтобы просить прощения, и Святослав его прощает.
    Святослава автор показывает как идеального князя. Он мудр, смел, храбр, думает не только о себе, но и о своем народе, обо всей Руси. У Святослава огромный авторитет, и он довольно им пользуется. Святослав обижается на Игоря за его поражение, потому что он глушит предыдущую победу Святослава.
    Автор поэмы знает историю, по сей видимости, он очень умный человек, мудрый, богатый жизненным опытом, проявляет патриотизм. Он дальновидный, пытается отговорить князей от междоусобиц. Предвещает беду. Автор осуждает Игоря за его беспечность.
    «Слово о полку Игореве» было и есть лучшим изданием всех времен. Оно до сих пор является образцом для поэтов. Многие пытались повторить поэму, но так и не смогли заглушить славу поэмы. Она должна быть для нас примером. Благодаря таким произведениям мы можем гордиться нашей литературой, и нашим могучим великим русским языком.

  5. Патриотическая идея «Слова о полку Игореве» заключается в том, чтобы предупредить Русь о надвигающейся беде. Чтобы князья прекратили свои междоусобицы и занялись важными делами в государстве.
    В «Слова о полку Игореве» образом Русской земли является Ярославна, она как мать оплакивает погибших воинов. Плач Ярославны как бы растекается по всей Русской земле, и вместе с ней плачет Русская земля, которая вырастила этих воинов. В этом эпизоде Ярославна выглядит идеальной русской женщиной.
    Князь Игорь выглядит в поэме с хорошей стороны, он смел, мужествен, храбр. Но в то же время он показывает свою строгость, не обращает внимания на затмение. Но мы можем увидеть, что Игорь в плену раскаялся. Он бежит не в свой родной город, а в Киев к Святославу, чтобы просить прощения, и Святослав его прощает.
    Святослава автор показывает как идеального князя. Он мудр, смел, храбр, думает не только о себе, но и о своем народе, обо всей Руси. У Святослава огромный авторитет, и он довольно им пользуется. Святослав обижается на Игоря за его поражение, потому что он глушит предыдущую победу Святослава.
    Автор поэмы знает историю, по сей видимости, он очень умный человек, мудрый, богатый жизненным опытом, проявляет патриотизм. Он дальновидный, пытается отговорить князей от междоусобиц. Предвещает беду. Автор осуждает Игоря за его беспечность.
    «Слово о полку Игореве» было и есть лучшим изданием всех времен. Оно до сих пор является образцом для поэтов. Многие пытались повторить поэму, но так и не смогли заглушить славу поэмы. Она должна быть для нас примером. Благодаря таким произведениям мы можем гордиться нашей литературой, и нашим могучим великим русским языком.

  6. 6
    Текст добавил: Одолжите денег

    Просмторов страницы:
    н/д
    Смысл поэмы — призыв русских
    князей к единению как раз перед
    нашествием монголов.
    К. Маркс
    Когда читаешь «Слово о полку Игореве», вспоминаешь мудрую притчу.
    Старый отец, предчувствуя близкую смерть и желая передать сыновьям свой жиз­ненный опыт, собрал их и, взяв туго связанный веник, предложил молодым людям разломать его. Никто из них не смог этого сделать. Тогда старик развязал веник и повторил свою просьбу. Сыновья легко разломали прутики. Назидание старика про­звучало очень убедительно: «Пока вы вместе, никому не удастся вас победить, а по­одиночке с вами легко сможет справиться каждый».
    Чтобы справиться с внешним врагом, отстоять свою отчизну, нужно объединить­ся — такова главная мысль «Слова о полку Игореве», его патриотическая идея. Эго­истическое, честолюбивое поведение отдельных князей приводило тогда к разорению страны. Этим воспользовались внешние враги, совершавшие опустошительные набе­ги на Русь. Киевский князь, постепенно утрачивая свое влияние, не мог удержать вер­ховную власть. Страшным бедствием стали почти непрерывные половецкие набеги. Против такого врага надо было бороться всем сообща, объединив силы. Это поняли многие князья.
    В начале 80-х годов XII века постепенно прекратились их междоусобицы, и зна­чительные силы русских объединились для борьбы против половцев. Под руководством Святослава Всеволодовича, князя Киевского, русичи разбили кочевников и устраши­ли их, казалось, надолго. Новгород-Северский князь Игорь, не сумевший из-за непо­годы принять участие в последнем походе, решил своими силами окончательно раз­громить уже ослабленного, как он считал, врага. Весной 1185 года, даже не предупредив Святослава, с небольшим отрядом вместе со своим братом Всеволодом и его дружиной выступил против половцев, но был разбит и попал в плен, а Русская земля снова подверглась опустошительным нападениям врага.
    События этого похода и легли в основу «Слова о полку Игореве».
    Автор поэмы, мудрец и патриот, с большим сочувствием описывает участников похода, восхищается их воинской доблестью, решительностью, храбростью, молодым задором. Князья Игорь и Всеволод нарисованы как настоящие герои, верные своей цели. Их не испугало даже грозное предзнаменование — затмение солнца. Они реши­ли идти до конца — умереть или победить. «С вами, русичи, хочу голову положити или испить шеломом Дона», — обращается к своим воинам князь Игорь. Но самона­деянность молодого князя, неумение рассчитать свои силы, эгоистическое стремле­ние выделиться, прославиться, не прибегая к помощи соотечественников, не могло привести к добру. Поражение Игорева войска навлекло новые беды на Русскую зем­лю.
    Автор поэмы, несмотря на симпатию к Игорю, осуждает его. Он переносит чита­теля в Киев, в «гридницу Святославову», где звучит знаменитое «золотое слово» кня­зя Киевского. Святослав упрекает Игоря и Всеволода, осуждает их стремление лишь самим прославиться, не считаясь с общегосударственными интересами.
    Князь Киевский обращается к другим русским князьям, говорит об их мощи, во­енной доблести, славных победах и тут же вспоминает, как княжеские распри приво­дили к поражениям храбрых и сильных воинов.
    В поэме звучит прямой призыв к князьям прекратить раздоры. Это требователь­ный и властный голос самой истории. И в «золотом слове» Святослава, и в авторских обращениях к князьям мы слышим похвалы тем из них, кто сообща боролся против внешних врагов.
    Вывод ясен: сил на Руси много, ее воины бесстрашны и преданы родине. Они смогут победить любого внешнего врага, если князья перестанут враждовать друг с другом и объединятся вокруг великого князя Киевского, чтобы отомстить «за обиду сего вре­мени, за землю Русскую, за раны Игоревы». Этот вывод глубоко патриотичен, так как продиктован любовью к многострадальной родной земле, ко всем, кто стал жертвами княжеских распрей.
    Неизвестный нам автор «Слова» проявил высокое гражданское мужество, осме­лившись высказать горькую правду самонадеянным, эгоистичным князьям. Он никого не боялся, потому что его пером двигала любовь к родине, тревога за ее будущее, Певец-патриот как будто предчувствовал грядущие беды, которые обрушатся на ра­зобщенную Русь во время нашествия татаро-монголов, и предупреждал об опасности,
    Конечно, и Игорь, и Всеволод тоже считали себя патриотами: ведь они любили родную землю и хотели ее отстоять, не щадя даже собственной жизни. Но еще больше любили они личную славу, ставя ее выше общегосударственных интересов.
    История убедительно доказала, что патриотическая идея гениальной древнерус­ской поэмы не может устареть, она всегда современна, как современна притча об от­цовском уроке сыновьям.

  7. 7
    Текст добавил: Стихнет голос Вечной войны

    «Слово о полку Игореве» . Основные образы. Идея патриотизма.
    В основе «Слова о полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.
    Главные герои «Слова… » князья Игорь и Всеволод изображены в традициях эпического летописного стиля. Осуждая Игоря за безрассудный поход, автор тем не менее создает его образ как воплощение княжеских доблестей. Игорь мужествен, исполнен «ратного духа» , его чувство воинской чести и желание «испить шеломом Дону Великого» не может поколебать даже страшное предзнаменование — солнечное затмение. Брат Игоря Всеволод не уступает ему в доблести, его воины «под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, с конца копья вскормлены» , ищут «себе чести, а князю славы» .
    Ярославна, жена князя Игоря, — воплощение лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь.
    Подчеркивая обобщающий характер этого образа, автор использует фольклорный жанр — плач. Ярославна обращается к силам природы: к ветру, Днепру и солнцу, призывает их на помощь князю. Образ тоскующей Ярославны сопоставляется с образом кукушки. «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле» .
    Своеобразным выражением авторской мысли об объединении Руси является образ киевского князя Святослава, двоюродного брата Игоря и Всеволода. Сон Святослава, его «Золотое слово» можно назвать композиционным центром «Слова…» . Святослав изображен могущественным, грозным и мудрым: «О мои дети, Игорь и Всеволод!. . Без чести ведь кровь поганую пролили.. . Но вот зло — князья мне не в помощь: худо времена обернулись» .
    Основной в «Слове… » является патриотическая идея. Она воплощается в двух аспектах. Во-первых, в эпичности и масштабности изображения Русской земли — от Новгорода на Севере до Тмутаракани на Юге, от Волги на Востоке до Угорских гор на Западе. Русская природа в изображении автора представляет собой необыкновенно широкий фон, на котором происходит действие, и одновременно является действующим лицом «Слова…» . Деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игори об опасности, природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена. Но Русская земля для автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. Русь изображается как огромное живое существо.
    Во-вторых, патриотическая идея «Слова… » определяет сам замысел произведения. Автор ставил своей задачей не воспроизвести исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение — это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *