Сочинение на тему как разрешить конфликт

5 вариантов

  1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
    Кафедра «социальная работа»
    Контрольная работа на тему:
    Конфликты и пути их разрешения
    Выполнила:
    студентка группы: 2305
    З/О, 2 курс
    А. С. Попова
    Санкт-Петербург
    2006
    Содержание
    Введение 3
    Понятие конфликта и его социальная роль 4
    Классификация конфликтов 6
    Типы поведения людей в конфликтной ситуации 9
    Причины конфликтов 11
    Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях 15
    Заключение 20
    Список использованной литературы 22
    Введение.
    Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом по определенному поводу. Это несогласие возникает, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации) нарушает интересы другой стороны.
    Понятие конфликта имеет множество определений и толкований, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
    Понятие конфликта и его социальная роль.
    Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
    Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.
    Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными.
    Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными.
    80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.
    Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены.
    Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту.
    Большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности – эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.
    Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом:
    КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ
    Конфликт это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
    Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
    Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
    Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого.
    Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.
    Классификация конфликтов В научной литературе существуют различные классификации конфликтов, наиболее оптимальным является подразделение: по объему, по длительности протекания, по источнику возникновения.
    По объему конфликты подразделяют на:
    · внутриличностные;
    · межличностные;
    · между личностью и группой;
    · межгрупповые.
    Внутриличностные конфликты – возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудника, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, противоречивые требования. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности (потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.)
    Межличностный конфликт – вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг другу в отношении целей, расположений, ценностей или поведения. Это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. В основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, материальные средства и т.д. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.
    Конфликт между личностью и группой – проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.
    Межгрупповые конфликты – конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрации и профсоюза), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами.
    Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша.
    Конфликты можно подразделить на кратковременныеи затяжные.
    Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречий, так и от характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений.
    По источнику возникновения конфликты можно разделить на объективно и субъективно обусловленные.
    Объективным считается возникновение конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности – такого рода проблемы относятся к числу конфликтных, т.е. объективно оказываются той почвой, на которой легко возникает напряженная обстановка. Если люди поставлены в такие условия, то независимо от их настроения, характеров, сложившихся в коллективе настроений и призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликта довольно велика. Устранить конфликты, вызванные такими причинами, можно только изменив объективную ситуацию. В этих случаях конфликт выполняет своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизнедеятельности коллектива.
    Субъективным будет возникновение конфликта в связи с личностными особенностями конфликтующих, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения наших стремлений, желаний интересов. Принятое решение кажется ошибочным, оценка труда неправильной, поведение коллег неприемлемым.
    Типы поведения людей в конфликтной ситуации.
    Люди неодинаково ведут себя в конфликтных ситуациях: одни чаще уступают, отказываясь от своих желаний и мнений, другие – жёстко отстаивают свою точку зрения. Доктор психологических наук Н. Обозов выделяет три типа поведения в конфликте: поведение «практика», «собеседника», «мыслителя». В зависимости от типов включенных в конфликт личностей он может протекать по- разному.
    «Практик» действует под лозунгом «Лучшая защита – нападение». Действенность людей практического типа способствует увеличению длительности конфликта. Его неуемная потребность в преобразовании внешнего окружения, в том числе в изменении позиций других людей, может приводить к разнообразным столкновениям, напряженности в отношениях. «Практик» менее чувствителен к мелким недомолвкам, поэтому в результате конфликта отношения нарушаются очень сильно.
    Для «собеседника» характерен лозунг «Плохой мир лучше, чем хорошая война». Главное для него – общение с людьми. «Собеседники» более поверхностны в отношениях, круг знакомства и друзей у них достаточно велик, и близкие отношения для них этим компенсируются. «Собеседники» не способны на длительное противостояние в конфликте. Они умеют так разрешить конфликт, чтобы как можно меньше затронуть глубинные чувства. Этот тип личности чувствителен к изменению настроения партнера и, стремиться сгладить возникающее противоречие в самом его начале. «Собеседники» более открыты для принятия мнения другого и не очень стремятся изменить это мнение, изначально предпочитая сотрудничество. Поэтому очень часто они становятся неофициальными эмоционально-исповедальными лидерами коллектива.
    «Мыслителям» свойственна позиция «Пускай думает, что он победил!». «Мыслитель» ориентирован на познание себя и окружающего мира. В конфликте он выстраивает сложную систему доказательств своей правоты и неправоты своего оппонента. «Мыслитель» хорошо продумывает логику своего поведения, более осторожен в действиях, хотя и менее чувствителен, чем «собеседник». В общении «мыслители» предпочитают дистанцию, поэтому реже попадают в конфликтные ситуации, но больше уязвимы в близких личных отношениях, где и степень включенности в конфликт будет очень высокая.
    Люди по-разному чувствительны к противоречиям и конфликтам, затрагивающим их. Так, «мыслители» более всего чувствительны к противоречиям и конфликтам в сфере духовных ценностей или идей. «Практику» важнее единство практических исходов, целей совместной деятельности. «Собеседники» остро реагируют на оценку эмоционально-коммуникативных способностей, оценка же интеллектуальных качеств или практической хватки затрагивает их значительно меньше.
    Причины конфликтов У всех конфликтов есть несколько причин. Каждый из нас припомнит что-то своё, ситуации, в которых он сам был или свидетелем, или потерпевшим. Больно и обидно бывает, когда:
    — достаётся за то, что ты не несешь ответственности;
    — тебя не спрашивают при решении вопросов, в которых ты компетентен;
    — награды за то, что сделал ты, достаются другим. Что происходит? Как отстоять себя?
    — тебя считают неспособным что-то сделать самостоятельно. Задание достается другому. И он, другой, становится свидетелем того, как низко тебя ценят. Как реагировать на унижение собственного достоинства?
    — ты выдвигаешь идеи и предложения, кто-то выдает их за свои собственные. Как выйти из этой роли?
    — перед тобой рисуют заманчивые перспективы, чтобы привлечь к этой работе, а в итоге, когда ты соглашаешься, выясняется, работа выглядит совсем иначе. Появляется чувство досады, которое является почвой для недовольства и сопротивления.
    — за свою готовность выполнить несвойственную или дополнительную работу тебе тоже приходиться расплачиваться.
    Подобные примеры можно продолжать до бесконечности. Но именно так возникают интриги и рушится взаимное доверие, этому подвержен практически каждый.
    Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:
    · стремление к превосходству;
    · проявление агрессивности;
    · проявление эгоизма.
    Объединяют все эти типы то, что конфликтогены представляют собой проявления, направленные на решение психологических проблем или на достижение каких-то целей.
    Кратко рассмотрим конфликтогены каждого типа.
    Стремление к превосходству:
    — прямые проявления превосходства: приказания, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, сарказм;
    — снисходительное отношение, т.е. проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности;
    — хвастовство, т.е. восторженный рассказ о своих успехах, желание «поставить на место» хвастуна;
    — категоричность является проявлением излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности и предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, например «Я считаю», «Я уверен»;
    — навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советующий, по существу, занимает позицию превосходства;
    — перебивание собеседника, повышение голоса или когда один поправляет другого. Тем самым показывается, что его мысли более ценны, чем мысли других, именно его надо слушать.
    Проявление агрессивности:
    — природная агрессивность. Человек с повышенной агрессивностью конфликтен, является «ходячим конфликтогеном». Человек с агрессивностью ниже средней рискует добиться в жизни намного меньше, чем он достоин. Полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или бесхарактерностью, ибо означает отказ от борьбы. Ситуационная агрессивность возникает как ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности (личные или по работе), плохое настроение или самочувствие, а также ответная реакция на полученный конфликтоген.
    Проявление эгоизма:
    — слово «эгоизм» имеет корнем латинское слово «ego», обозначающее «Я». Всевозможные проявления эгоизма являются конфликтогенами; ибо эгоист добивается чего-то для себя (обычно за счет других), и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.
    Все причины конфликтов можно объединить в пять групп в соответствии с обусловливающими их факторами:
    · информацией;
    · структурой;
    · ценностями;
    · отношениями;
    · поведением.
    В основе многих конфликтов лежит информация, приемлемая для одной из сторон и неприемлемая для другой. Это могут быть неполные и неточные факты, слухи, что дезинформирует партнеров по общению: подозрения в умышленном сокрытии информации; сомнения в надежности и ценности источников информации; спорные вопросы законодательства, правил порядка действий и т.д.
    Структурные факторы возникновение конфликтов обычно связаны с существованием формальной и неформальной организаций социальной группы. Сюда могут быть отнесены вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий и отчетности, различные социальные нормы и стандарты, традиции, системы поощрения и наказания, распределения ресурсов, товаров, услуг, доходов.
    Ценностные факторы – это те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем. Это общественные, групповые или личностные системы убеждений, верований и поведения (предпочтения, стремления, предрассудки, опасения), идеологические, культурные, религиозные, этические, политические, профессиональные ценности и нужды.
    Факторы отношений связаны с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствия. При этом важно учитывать основу отношений (добровольные или принудительные), их сущность (независимые, зависимые), взаимоожидания, длительность отношений, совместимость сторон в отношении ценностей, поведения, личных и профессиональных целей и личной сочетаемости, различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном опыте.
    Поведенческие факторы неизбежно ведут к конфликтам, если ущемляются интересы, подрывается самооценка, возникает угроза безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной), если создаются условия, вызывающие негативные эмоциональные состояния, если в поведении людей проявляется эгоизм, безответственность, несправедливость.
    Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях
    Люди неизбежно будут конфликтовать и не соглашаться друг с другом. Это, повторял Карлсон, «дело житейское», но отнюдь не повод для ссор. Страстный спорщик Вольтер любил говорить собеседнику, что в корне не согласен с его мнением, но готов отдать жизнь за то, чтобы он мог его высказать.
    Когда человек попадает в конфликтную ситуацию, для более эффективного решения проблемы ему необходимо выбрать определенную стратегию и стиль поведения.
    Психологи выделяют пять типовых стилей поведения в конфликтных ситуациях:
    · конкуренция;
    · уклонение;
    · приспособление;
    · сотрудничество;
    · компромисс.
    Рассмотрим более подробно эти стили.
    Стиль конкуренции.
    Вы стараетесь в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели вы используете свои волевые качества, и если воля ваша достаточна, сильна, то вам это удается.
    Это может быть эффективным стилем в том случае, если вы обладаете определенной властью; вы знаете, что ваше решение или подход в данной ситуации правильны, и вы имеете возможность настаивать на них.
    Вот примеры тех случаев, когда следует использовать стиль конкуренции:
    — вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения;
    — решение необходимо принять быстро, и вы имеете достаточно власти для этого;
    — вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять;
    — вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;
    — вы должны принять нестандартное решение, но сейчас вам необходимо действовать и вас достаточно полномочий для этого шага.
    Когда вы используете этот подход, вы можете быть недостаточно признанным, но вы завоюете сторонников, если он даст положительный результат.
    Стиль уклонения.
    Реализуется тогда, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от решения конфликта. Вы можете использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить сил на её решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении.
    Типичны ситуации, в которых рекомендуется применять стиль уклонения:
    — исход не очень важен для вас или вы считаете, что настолько тривиально, что не стоит тратить на него силы;
    — у вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности;
    — вы хотите выиграть время;
    — ситуация очень сложна, и вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует слишком многого от вас;
    — у вас мало власти для решения проблемы;
    — вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему.
    Стиль приспособления.
    Он означает, что вы действуете с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы можете использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не существен для вас.
    Он не подходит, когда вы чувствуете, что другой человек не собирается в свою очередь поступиться чем-то или что этот человек не оценит сделанного вами.
    Наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления:
    -вас не особенно волнует случившееся;
    -вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;
    -вы понимаете, что правда на вашей стороне;
    -у вас мало шансов победить;
    -вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям.
    Стиль сотрудничества.
    Наиболее эффективный стиль, но и наиболее трудный. Если вы оба понимаете, в чем состоит причина конфликта, вы имеете возможность вместе искать новые альтернативы или выбрать приемлемые компромиссы.
    Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях:
    — решение проблемы очень важно для обеих сторон, и ни кто не хочет полностью от него устраниться;
    — у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
    — у вас есть время поработать над возникшей проблемой;
    — вы и другой человек осведомлены о проблеме, и желания обеих сторон известны;
    — обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или игнорируют разницу в положении для того, что на равных искать решение проблемы.
    Обе стороны должны затрать на это некоторое время, они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты решения проблемы. Стиль сотрудничества среди прочих самый трудный, однако он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и конфликтных ситуациях.
    Стиль компромисса.
    Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое. Как при сотрудничестве, вы не ищете скрытые нужды и интересы. Вы рассматриваете только то, что говорите друг другу о своих желаниях.
    Типичные случаи:
    — обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
    — вас может устроить временное решение;
    — вы можете воспользоваться временной выгодой;
    — другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
    — удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;
    — компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, нежели все потерять.
    Когда вы стараетесь прийти к компромиссному решению с кем-то, вам следует начинать с выяснения интересов и желаний обеих сторон. После этого необходимо обозначить область совпадения интересов.
    В идеальном случае конфликт сам подсказывает нам стиль поведения. Важно понять, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также складом вашего характера.
    Заключение
    Настоящий конфликт часто проявляется при попытке убедить другую сторону. Человек может попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью таких средств, как принуждение, вознаграждение, обращение к традициям, экспертной оценке, убеждения.
    Ответьте себе честно, в чем вы больше заинтересованы, что для вас реально важнее – подавить противника, самоутвердиться или решить проблему? Нужно понять, что по большему счету совершенно не важно, насколько правы мы и ошибаются они. Если ни цель, ни отношения не являются для нас особо важными, благоразумнее уклониться от конфликта.
    По моему мнению конфликт, как и болезнь, легче предупредить чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. Существенно снижает вероятность возникновение конфликтной ситуации уважительна манера разговора. «Добавление» учтивости не снижает определенности просьбы, но во многом препятствует появлению у собеседников внутреннего сопротивления, способствует снятию отрицательных эмоций. Хорошим средством предупреждения конфликта служит умение слушать собеседника. От того, насколько собеседнику предоставлена возможность высказаться, во многом зависят его расположение и доверительность. Ни в коем случае не допускать при деловом общении возникновения споров, так как во время спора человеку редко удается сохранить самообладание и достоинство. Споря, мы начинаем горячиться и, сами того не замечая, делаем обидные замечания и допускаем досадную грубость.
    Список использованной литературы:
    1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: ИНФРА – М, 2004.
    2. Скотт Д. Г. Конфликты. Пути их преодоления. – Киев, 1991.

  2. Какая бывает реакция на конфликт
    1. Как правило, люди стараются любыми способами уйти от конфликтной ситуации, или же не замечать ее вовсе. В этом случае, нерешенный конфликт словно «висит» в воздухе, нагнетая обстановку, и негативно действуя на психику окружающих. Такая ситуация, обычно, приводит к еще большему конфликту.
    2. Очень часто бывает так, что при возникновении конфликтной ситуации, люди начинают вести себя агрессивно. Они снимают ответственность за происходящее с себя, и обвиняют во всем другого человека. Такую ситуацию трудно назвать конфликтной. Скорее всего, это просто отличный повод выразить свое негативное отношение к происходящему. Сам конфликт при этом не решается, а, наоборот, ситуация только усугубляется. Конечно же, все это ведет к разрастанию противоречий.
    3. Эта модель поведения встречается не так часто, как две предыдущие. Она предполагает применение силы для победы над противником. Используют ее, обычно, только те люди, которые любят конфликты. Им доставляет удовольствие участвовать во всякого рода разбирательствах. Конфликтная ситуация для них, своего рода, спортивное состязание. Она позволяет им показать себя в более выгодном свете. Конфликт при этом остается нерешенным.
    Случается, что эту же модель поведения используют и те люди, которым по какой-то причине очень выгоден сам конфликт. Они идут на все, чтобы его развязать, заявляя при этом, что готовы идти на компромисс. Но, в действительности, это не так!

    Наилучший способ разрешения конфликта

    В принципе, успешно разрешить конфликтную ситуацию можно достаточно просто. Для этого необходимо всем участникам конфликта сесть за стол переговоров, честно и открыто обсудить все спорные моменты, и найти решение, которое бы устраивало всех. К сожалению, поступать таким образом получается не у всех и не всегда!
    Только от вашего поведения в конфликтной ситуации, будет зависеть то, как будут развиваться события в дальнейшем. Если вы не любите ссориться, и ради душевного спокойствия идете на любые уступки, то будьте готовы к тому, что в скором времени, с вами просто перестанут считаться! Если же вы, наоборот, отстаиваете только свои интересы, и ради этого готовы применить силу, то, скорее всего, ваши отношения, даже с очень близкими людьми, вскоре будут навсегда разрушены.

    Как правильно вести себя в конфликтной ситуации

    При любой конфликтной ситуации, очень важно сохранять спокойствие! Ни в коем случае не позволяйте эмоциям возобладать над вами.Только так, вы сможете реально оценить ситуацию, и взять ее под контроль. А, затем, можно поступить следующим образом:
    Смягчение конфликта
    Признайте доводы вашего противника справедливыми, если видите, что он сильно разозлен и ведет себя агрессивно. Если человек прав, и гнев его вполне обоснован, то вы можете сказать ему следующее: «Да, ты абсолютно прав, я должен был позвонить тебе вчера вечером, как и обещал». Если же вас обвиняют несправедливо, то здесь следует признать тот факт, что вы по разному относитесь к одним и тем же вещам. Соглашаясь с оппонентом, вы, отнюдь, не поступаетесь собственными принципами! Вы просто даете понять человеку, что принимаете его позицию и уважаете его мнение. Сделайте небольшую уступку в начале, чтобы в дальнейшем одержать победу!
    Проявите участие
    Постарайтесь посмотреть на ситуацию глазами вашего противника, поставьте себя на его место. Пусть человек почувствует, что вы искренне пытаетесь понять его точку зрения и чувства. При этом не стоит перекладывать свое эмоциональное состояние на другого человека. Не говорите ему: «Сейчас ты рассержен и расстроен». Но, вы можете предположить то, как ваш противник чувствует себя в этот момент. Например, вы можете сказать ему следующее:» Я думаю, ты сейчас испытываешь раздражение и злость из-за этой ситуации. Не правда ли?».
    Будьте внимательны к человеку
    Задавайте человеку вопросы по поводу того, что он думает и чувствует. Например, вы можете спросить:» О чем бы ты хотел еще со мной поговорить?». Важно делать это искренне, от всей души. Только в этом случае, человек сможет вам довериться и рассказать о том, что с ним происходит. Если же вы начнете говорить с ним о себе и своих чувствах, то лучше используйте местоимение «Я», а не «Ты». Например, вы можете сказать так:» Я очень огорчен тем, что это произошло». Согласитесь, такая фраза звучит гораздо лучше, чем:» Ты разочаровал меня».
    Отнеситесь к человеку с уважением
    Если даже ваш противник очень зол на вас, относитесь к нему с уважением. Вы можете сказать ему следующее:»Я уважаю тебя за то, что ты затронул эту тему» или «Я поражен твоей смелостью».
    План действий в решении конфликтов
    Выявите проблему и сообща обсудите ее. Найдите причину конфликта. Пусть каждый из вас выскажет свое мнение по этому вопросу.
    Определитесь с тем, что устраивает вас обоих, и что бы вы хотели получить в итоге. Найдите и запишите все возможные, пусть даже не реальные, варианты решения проблемы.
    Не спеша изучите весь перечень возможных решений. Выявите все положительные и отрицательные моменты каждого из них. Выберете из списка оптимальный вариант для вашей ситуации.
    Уточните все детали выполнения договора, а, также, ваши действия при возникновении непредвиденных ситуаций.
    Действуйте согласно принятому решению.

    Другие статьи по этой теме:

    Когда происходят изменения в жизни человека
    Потребность личности в самореализации
    Зачем нужно работать над собой
    Мужские страхи
    Как контролировать эмоции
    Как поднять самооценку женщине
    Как стать счастливой
    Гармония в жизни женщины
    Как избавиться от комплексов здесь и сейчас
    Как изменить самого себя?
    Улучшаем память
    Как перестать стесняться
    тэги: личностный рост, развитие личности

  3. 3
    Текст добавил: ВмЕсТо_ЖиЗнИ

    Я не знаю как ты себя ведешь в конфликте) могу дать основу сочинения)
    конфликт обычно возникает из-за противорчий в взглядах, мыслях, целях и интересах. и поведение в таких ситуауиях могут быть различны. кто-то принимает все слова, сказанные в его сторону, близко к сердцу и пытается решить конфликт физическим воздествием. другие же люди, к которым отношусь я, стараются разрешить подобные ситуации с помощью дипломатии. то есть, чтобы разрешить конфликт, следует разобраться в ситуации. она может быть различна и не всегда правильна с точки зрения участников конфликта. именно поэтому стоит сначала разобраться в ситуации, а потом уже разрешать ее.
    дальше думаю сама справишься)
    Что такое конфликтная ситуация? Это ситуация, в которой две или более сторон имеют разногласия по определенному вопросу. Может возникнуть где угодно, в любой сфере, в любых отношениях. Существует 3 стадии конфликта: Предконфликтная ( нагнетение ситуации), конфликт, постконфлик ( примирение). И уже на первой стадии, стороны занимают определенную позицию, которую отстаиват непосредственно в конфликте. В постконфликте стороны находят консенсус, идут на компромиссы. Вот так вот

  4. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Исследовательская работа по психологии
    на тему: «Конфликты. Исследование их причин и способов разрешения»
    Выполнил:
    Проверил:
    Тюмень
    План реферата
    Введение
    Глава №1
    Что такое конфликт?
    Структура конфликта
    Типология конфликтов
    Возникновение конфликтов
    Причины возникновения конфликтов
    Как избежать конфликтогенов
    Типология конфликтных личностей
    Развитие конфликта и его завершение
    Предупреждение конфликтов
    Функции конфликтов
    Глава №2 Исследование по методике Ассингера
    Заключение
    Список использованной литературы
    Приложение. Анкета, составленная на основе методики Ассингера
    Введение
    В обществе всегда возникали и проявлялись различного вида конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и международных. Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов, находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения недоразумений. Однако при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения, потому что, как выразился Хайггедер, «Человеку на протяжении веков было присуще свойство много действовать и слишком мало действовать».
    До поры до времени человечество обходилось без специального знания о конфликтах. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания — конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли философия, политология и психология. Согласно некоторым теориям конфликт существует лишь при наличии серьезных разногласий и противоречий, а, по мнению психологов-бихевиористов, конфликт — это осознанное противоборство с целью осуществления собственных потребностей за счет интересов других индивидов. Представители ранней школы считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности и плохой организации. В настоящее время психологи склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты неизбежны, а другие не только возможны, но и желательны.
    В связи с вышеизложенным, обозначилась тема исследования: «Исследование причин конфликтов и способов их разрешения».
    Цель исследования: выявить представления гимназистов об их степени конфликтности.
    Объект исследования: конфликты.
    Гипотеза: учащиеся Гимназии могут реально оценить степень своей агрессивности и уровень конфликтности. Кроме того, средний уровень агрессивности учеников будет намного меньше, чем в других школах, а ученики, обладающие излишней агрессивностью, будут составлять меньшую часть от всех гимназистов.
    Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы обозначены следующие задачи:
    1. Проанализировать литературу по проблеме исследования: конфликты и их причины.
    2. Составить схему зависимости между причинами конфликтов, методами их разрешения и последствиями.
    3. Составить портрет представителей различных типов конфликтных личностей.
    4. На основе методики Ассингера составить анкету для определения уровня агрессивности учащихся Гимназии, и, как следствие, их шанс попасть в конфликтную ситуацию.
    5. Проанализировать полученные результаты.
    Решение поставленных задач потребовало использования как теоретических, так и практических методов исследования: анализ психологической литературы по обозначенной проблеме и анкетирование.
    Структура исследовательской работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
    Глава №1
    Что такое конфликт?
    Существуют различные определения конфликта, но в основе каждого лежит противоречие. Таким образом, конфликт — (от лат. «connflictus» — столкновение) — столкновение противоположено-направленных целей, интересов, позиций, мнений.
    Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем противоречия личностно для нас значимы. Хотя, в общечеловеческом масштабе они могут показаться совершенно бессмысленными. До тех пор, пока нет столкновения личностных интересов, нет конфликтов, есть лишь различные мнения по поводу какого-либо предмета. Кто-то любит тишину, а кто-то шумное веселье, но это не будет конфликтом, пока обстоятельства не столкнут эти интересы в одном месте и в одно время.
    Поведение человека в конфликте характеризуется большой степенью напряженности, как физической, так и психологической. Это объясняется тем, что столкновение требует концентрации сил и направленности всех духовных, психологических ресурсов на выход из положения. Чем сложнее конфликт, тем больших сил он требует. Если мы не выдерживаем, то нарушаем правила поведения: повышаем голос, размахиваем руками, что неизменно ведет к дальнейшему сожалению о случившемся и чувству стыда.
    Конфликты — это константа человеческой жизни, от периода становления личности до смерти человека. Нет жизни без конфликта, если это — жизнь, а не прозябание, не биологическое существование.
    Структура конфликта
    Чем, прежде всего, характеризуется всякий конфликт? Конечно же, конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства.
    Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, являются индивиды, группы, классы, организации и социальные институты. Для анализа конфликта важно различать субъекта, инициирующего конфликтное действие и доминирующего в нем. Причем, это не всегда одно и то же лицо. Субъект, спровоцировавший конфликт, зачастую оказывается ведомой стороной. Поведение и действия субъектов определяется их конфликтным сознанием. Оно заключается в осознании противоборствующими сторонами противоположенности своих интересов, ценностей, целей.
    Теперь о предмете конфликта. Материальный или духовный объект жизни, в отношении которого формируется противоположенность интересов, составляет предмет конфликта. Предмет конфликта — это та переменная, которая характеризует любой конфликт. Его анализ всегда необходим, какими бы не были конфликтные отношения. Если конфликт не имеет предмета столкновения, то он является пустым. В подобном противоречии нет содержательного компонента. Его основа — неблагоприятное психологическое состояние субъекта. Про такого вида конфликты говорят, что они яйца выеденного не стоят, потому что основанием столкновения является временное особое состояние субъекта, а причина отсутствует. В такой ситуации необходимо быть очень внимательным к оппоненту, замечать его самочувствие и уважать его неблагоприятное состояние. Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации — неотъемлемой стороне конфликта. Конфликтная ситуация включает в себя острую форму противоречия; именно такую, при которой обе стороны конфликта уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства. Наличие конфликтной ситуации свидетельствует о сформировавшихся конфликтогенных факторах, говорит о появлении инициатора конфликта.
    Типология конфликтов
    Классификация конфликтов позволяет разработать стратегию и тактику распознавания конфликтов, их регулирования и разрешения.
    Ю. Запрудский предлагает классификацию конфликтов по многим основаниям:
    1. по причинам конфликта: порожденные объективными и субъективными причинами;
    2. по наличию противоречий, лежащих в основе конфликта: антагонистические и неантагонистические;
    3. по времени действия конфликта: продолжительные и кратковременные;
    4. по наличию последствий для общества: успешные и безуспешные;
    Субъектами социальных (общественных) конфликтов выступают личности, группы, союзы, этнические общности, государства. Соответственно различаются типы конфликтов: межличностные, внутриклассовые и межклассовые, этнические, международные. Данакин и Дятченко отмечают различия конфликтов по уровню субъектов: глобальные, межгосударственные, региональные, групповые, семейные, межличностные.
    Противостоящие субъекты существуют в различных подсистемах общественных отношений и деятельности. Из этого следует классификация конфликтов по критерию сфер жизнедеятельности: экономические, социальные, политические, религиозные, нравственные.
    В зависимости от характера интересов, ценностей, взглядов противоборство может быть антагонистическим, враждебным и неантагонистическим.
    Важно также деление конфликтов по времени существования: одни из них длительные, другие — кратковременные.
    Возникновение конфликта
    Различаются следующие стадии конфликта:
    — возникновение
    — развитие
    — завершение (разрешение, затухание)
    Конфликт возникает при наличии конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация — первоначальный, предконфликтный этап. Выражение конфликтной ситуации является состояние напряженности во взаимоотношениях субъектов. Напряженность свидетельствует об осознании субъектами назревшего противоречия и потребности его разрешения. Начало конфликтного действия предполагает наличие мотивов. Мотив — не причина, а совокупность намерений субъекта. Он формируется на основе оценивания конфликтной ситуации. Реализация конфликтной ситуации, переход ее в явный конфликт всегда начинается с какого-либо толчка: внутреннего, исходящего от одного из субъектов, или внешнего. Первоначальный акт, провоцирующий конфликт — инцидент. Это — действие одной из сторон конфликта, вызывающий ответную реакцию другой. Инцидент следует назвать пусковой причиной. Но не всякий инцидент выступает в этом качестве, а лишь тот, который внутренне связан с конфликтным взаимодействием, если же инцидент является внешним по отношению к противоречию, то его следует рассматривать в качестве повода. Провокационный акт со стороны, желающей скорейшего начала конфликта, будет не причиной, а поводом.
    Причины возникновения конфликта
    Анализ процесса возникновения конфликта включает изучение развития того противоречия, который лежит в его основе. Л. Козер отмечает, что конфликт возникает тогда, когда исчерпывается возможность мирного решения противоречий.
    Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания участников. Происходит это из-за особенностей человеческой психики, которым мы не придаем большого значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены. Конфликтогены — это слова, действия (или бездействия) способные привести к конфликту. Все конфликтогены можно отнести к одному из видов: стремление к превосходству, проявление агрессии, проявление эгоизма. Рассмотрим подробнее каждый из представленных типов.
    1. Стремление к превосходству.
    — снисходительное отношение, то есть проявление превосходства с оттенком доброжелательства (например: «как можно этого не знать?», «Вам ведь русским языком сказано»…);
    — хвастовство;
    — категоричность, проявление излишней уверенности в своей правоте (например: «Все мужчины подлецы», «Все воруют»…). Именно категоричность вызывает протест;
    — навязывание своих советов. Следует помнить, что совет давай лишь тогда, когда об этом просят. В этой ситуации советующий занимает позицию превосходства.
    — перебивание собеседника. Этим показывается, что его мысли более важны и именно его нужно слушать;
    — подшучивание;
    — упоминание о какой-либо проигрышной ситуации для собеседника;
    2. Проявление агрессии.
    Агрессия может проявляться как черта характера и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства. Людей агрессивных от природы — меньшинство. У подавляющего большинства природная агрессивность в норме, а проявляется лишь ситуативная агрессивность. Человек с повышенной агрессивность — конфликтоген, поскольку выплескивает накопившееся раздражение на окружающих. Иными словами, он разрешает свои внутренние проблемы за счет других людей. В то же время полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или бесхарактерность, поскольку обозначает отказ от борьбы. Ситуативная агрессивность возникает как ответ на неприятности, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности на работе, плохое настроение, самочувствие, полученные конфликтогены.
    3. Проявление эгоизма.
    Все проявления эгоизма являются конфликтогенами, так как эгоист добивается чего-либо для себя. При этом он относится к другим людям как к объектам и средствам достижения собственных целей.
    Как избежать конфликтогенов
    Самое главное — необходимо помнить, что всякое неосторожное высказывание может привести к конфликту. Очень велика плата за слово, которое «не воробей, вылетит — не поймаешь».
    Следует избегать всякого проявления превосходства, потому что человек, желающий возвыситься над другими, вызывает отрицательную реакцию окружающих.
    Агрессивность требует выхода, однако, выплеснувшись в виде конфликтогена, возвращается бумерангом. Очень точно отметил Лев Толстой: «То, что начато в гневе, кончается в стыде». Однако держать все эмоции в себе тоже вредно. Это приводит к появлению заболеваний, таких как гипертония и язва желудка. Существует три способа снять агрессивность: пассивный, активный и логический.
    Пассивный способ заключается в том, чтобы пожаловаться и «поплакаться» кому-либо. Терапевтический эффект этого огромен. Слезы снимают внутреннее напряжение, так как с ними выводятся ферменты — спутники стресса. Дать облегчение — основная функция слез.
    Активные способы строятся на двигательной активности. В их основе лежит то, что адреналин — спутник напряженности — ликвидируется во время физической работы. Лучше всего для этой цели служит деятельность, связанная с разрушением целого: например, копка земли, работа топором, косьба. Из спортивных занятий лучше всего снимают агрессивность те виды, которые связаны с нанесением ударов: бокс, теннис, футбол, волейбол. Даже наблюдение за соревнованиями дает выход агрессии. Болельщики испытывают те же эмоции, что и спортсмены: их мышцы непроизвольно сокращаются, как будто они сами играют на площадке. Не менее полезны циклические упражнения, связанные с повторением одних и тех же движений: бег, ходьба, плавание, велосипедная езда. Увлечения типа «кто кого победит» (охота, рыбалка), чтение детективов, просмотр фильмов ужасов также неплохо снимают агрессивность. Отсутствие возможности избавиться от накопившейся агрессии не только вредно, но и мешает полноценно жить и работать.
    Логический способ погасить агрессивность приемлем для сугубо рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному. Такому человеку главное — докопаться до сути явления. Уже сама эта аналитическая работа успокаивает, так как отнимает много энергии. Кроме того, человек занимается привычным делом, в результате чего эмоции притупляются.
    Типология конфликтных личностей
    Немало конфликтов возникает из-за сложности характера некоторых людей. Из числа конфликтных личностей можно выделить 6 основных типов:
    1. «Демонстративные»:
    Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований способны пойти на конфликт, чтобы хоть таким образом привлечь внимание.
    2. «Ригидные»:
    Термин «ригидный» означает негибкий, непластичный. Люди, принадлежащие к такому типу, отличаются завышенной самооценкой, честолюбием, нежеланием и неумением считаться с мнением других людей.
    3. «Неуправляемые»:
    Люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью, отсутствием самоконтроля. Поведение таких личностей — агрессивное, вызывающее.
    4. «Сверхточные»:
    Это добросовестные работники, подходящие ко всем с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет требованиям, они подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к критике со стороны окружающих.
    5. «Рационалисты»:
    Расчетливые люди, готовые к конфликту в любое время, если с его помощью возможно достичь личных, меркантильных целей.
    6. «Безвольные»:
    Отсутствие собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влияние которого он попал. Опасность заключается в том, что чаще всего безвольные люди имеют репутацию добрых людей, от которых никто не ждет подвоха. Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается окружающими как истина.
    Два последних типа являются ситуативными, то есть проявляются при наличии определенной ситуации. Представители остальных типов идут на конфликт в любой момент.
    Развитие конфликта и его завершение
    Развитие конфликта есть процесс перехода к полному конфликту, с последующим его завершением (разрешением или затуханием). Оно включает в себя изменение основы конфликта, усложнение формы противоборства, нарастание его интенсивности, расширение поля конфликта и масштабности борьбы.
    Кроме такого поступательного развития конфликта существует и нисходящее преобразование — затухание. Это переход полного конфликта из явного, открытого в латентное, спокойное состояние или же в гармоничное существование.
    Действенным средством снижения интенсивности противостояния служит регулирование конфликта. Этот метод ведет не к разрастанию борьбы, а делает конфликт управляемым. Понятие «регулирование» следует отличать от понятия «разрешение» конфликта. Последнее обозначает процесс устранения основы конфликта, его причин. Регулирование конфликта ограничивается выделением элементов конфликтного взаимодействия и их устранением, либо использованием в управлении. Таким образом, регулирование — это перевод конфликта в более благоприятное русло.
    Заключительная стадия конфликта — его разрешение. Понятия «разрешение», «примирение», «преодоление» предполагают сознательное вмешательство в ход конфликта.
    Существует полное и частичное разрешение конфликта. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта, его причины, то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта. Такая ситуация порождает возникновение нового конфликта на той же или на новой основе.
    Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, то есть насильственного устранения одной из сторон без ликвидации причины противоречий. Не ведет к разрешению и так называемая отмена конфликта — попытка избавиться от конфликта путем примирения, а не преодоление причин. Процесс разрешения любого конфликта состоит из трех этапов:
    1. Подготовка — диагностика конфликта;
    2. Разработка стратегии разрешения конфликта;
    3. Практическая деятельность по устранению конфликта — реализация комплекса методов и средств;
    Конфликты, в которых оппонентов разделяют непримиримые противоречия, и их разрешение может быть достигнуто только победой одного из противников, существенно отличаются от конфликтов типа «дебатов», где присутствуют противоречия, но возможен и компромисс.
    Пять основных стилей решения конфликта (по теории Д.Г.Скотт):
    — конкуренция;
    — уклонение;
    — приспособление;
    — сотрудничество;
    — компромисс;
    Стиль конкуренции используется, когда субъект активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить собственные интересы в ущерб другим людям, вынуждая окружающих принимать его решение проблемы.
    Стиль уклонения (избегания) применяется в ситуации, когда субъект не уверен в положительном для него решении конфликта или не хочет тратить свои силы на разрешение именно этого конфликта.
    Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект не стремиться отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль уместно использовать, если результат конфликта вам не важен, вы стремитесь сохранить мир с окружающими или не имеете шансов на победу.
    Стиль сотрудничества характеризуется активным и равным участием обеих сторон в его разрешении. Он применяется, если оппоненты имеют равные ресурсы для участия в конфликте, а результат очень важен для каждого из них. В такой ситуации оппоненты могут объяснить свои мысли и желания, и выработать альтернативные решения проблемы.
    Стиль компромисса означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Он используется в случае, если противники стремятся к одному и тому же, но уверены, что одновременно для них это невозможно.
    Предупреждение конфликтов
    Предупреждение конфликта — это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на какую-либо сферу человеческих отношений. Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Прогноз — это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания его места и времени возникновения. Практическая ценность прогноза определяется уровнем его достоверности и обоснованности. В первую очередь следует обозначить возможные противоречия. Следующим шагом разработки прогноза служит выявление тенденций изменения конфликтной ситуации, развития противоречий. На основе данного исследования складываются предпосылки для разработки возможных сценариев развития конфликта. Но стоит отметить, что однозначно оценить будущий конфликт очень и очень трудно.
    Функции конфликтов
    Любой конфликт сигнализирует о наличии проблемы, требующей разрешения, позволяет ее познать. Конфликт стимулирует процесс познания интересов, ценностей, целей оппонента. Разногласия и дискуссии как формы конфликтного поведения способствуют поиску истины. В ходе столкновений соперники лучше узнают друг друга, усваивают полезные знания и накапливают опыт. Другая функция конфликтов — интеграция. Они способствуют объединению людей. Возникновение, развитие, а главное разрешение конфликта сплачивает группы, сообщества, способствует гармонизации общественных отношений, стимулирует социализацию групп и индивидов, а поиск единомышленников ведет к объединению людей, то есть к интеграции. Это были перечислены конструктивные функции конфликтов. Однако они неотделимы от деструктивных функций. Конфликт — фактор социальной дифференциации — оборотной стороны интеграции. Это выражается в расколе общества на полярности, группы, которые соперничают в конфликте.
    Глава №2
    Исследование уровня агрессивности учащихся по методике
    Ассингера
    Исследование было начато в январе 2008 года. Данная работа состояла из трех этапов. На первом этапе был проведен анализ литературы, касающейся проблемы конфликтов, причин и последствий. Второй этап состоял из разработки анкеты для определения степени агрессивности учащихся. За ее основу была взята методика Ассингера, которая позволяет выявить, достаточно ли человек корректен в отношениях с окружающими его людьми. Анкета (ее вид предложен в приложении) состоит из 10 вопросов, которые имеют закрытую форму, т.е. ответы строго фиксированы. Анкетирование проводилось в марте 2008 года на базе Гимназии Тюменского Государственного Университета. Было опрошено 20 человек, по 10 каждого пола. Третий этап представлял собой обработку полученных данных, их анализ.
    Итак, в результате проведенного анкетирования, выяснилось, что из 20 опрошенных гимназистов 7 человек (что составляет 35% респондентов) оказались миролюбивыми личностями, избегающими конфликтов всеми возможными способами. При этом трое из них обладают излишней пассивностью, которая обусловлена неуверенностью в себе и в своих силах. 2 человека или 10% опрошенных характеризуются излишней агрессивностью, которая граничит с жестокостью. Конфликты с их участием чаще всего носят деструктивный, разрушительный характер. Они склонны к необдуманным поступкам, а своим поведением способны спровоцировать конфликтную ситуацию, которой могли бы избежать. Наибольшая часть гимназистов — 11 человек, что составляет 55% от общего числа опрошенных, обладают умеренной агрессивностью, которая не мешает нормально идти по жизни и находить общий язык в коллективе. В этом случае имеет место и самоуверенность, и гордость, но в то же время и уважение к другим индивидам. Три человека из данной категории находятся в пограничном положении, поскольку у них могут наблюдаться беспричинные вспышки агрессии, обусловленные, по всей видимости, неблагоприятным внутренним (психологическим) состоянием в совокупности с внешним воздействием.
    Таким образом, по результатам анкетирования следует отметить, что атмосфера в среде учащихся Гимназии хорошая. Более половины всех учащихся обладают абсолютно адекватной реакцией на конфликтные ситуации и осознано стремятся избегать их. В случае возникновения противоречий между учащимися, 85% из них улаживаются посредством консенсуса, т.е. нахождения оптимального решения для всех участников конфликта. Количество гимназистов, имеющих повышенную агрессивность, составляет не более 10% от всех учеников. Это абсолютно нормальный показатель для коллективов с большой численностью. К примеру, доля таких учащихся в обычных общеобразовательных учреждениях приближается к 50%.
    Заключение
    Исследовательская работа, заключающаяся в анализировании литературы, анкетировании и обработке результатов, была проведена успешно. Цель работы достигнута, а гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтверждена: гимназисты реально представляют уровень своей агрессивности, а ученики, обладающие излишней конфликтностью, составляют лишь малую часть от всех учащихся — 10%.
    Итак, итоги проделанной работы:
    1. Была проанализирована литература по проблеме исследования.
    2. Было проведено сравнение между способами разрешения конфликтов и их последствиями.
    3. Был составлен образ представителей различных типов конфликтных личностей.
    4. Была составлена анкета по выяснению степени конфликтности учащихся.
    5. После проведения анкетирования было проведено обобщение и анализирование полученных результатов.
    Я считаю, что исследование по проблеме конфликтов не только интересно, но и очень полезно. Конфликт — явление неоднозначное, и нельзя говорить только об его отрицательном влиянии на жизнь людей. В зависимости от методов разрешения может происходить и его конструктивное, т.е. полезное воздействие.
    Искоренить явление конфликта невозможно, да и не нужно. Наличие противоречий — это нормальная ситуация, когда она находится в пределах разумного. А вот знать о конфликтах и способах разрешения полезно для всех людей.
    Список использованной литературы
    1. Андреева Г.М. «Социальная психология», М.,1979
    2. Бородкин Ф.Н. «Внимание, конфликт!», Новосиб.,1983
    3. Агеев В.С. «Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы», М.,1990
    4. Социальная психология. /Под ред. Семенова В.Е., 1974
    Приложение
    Анкета, составленная на основе методики Ассингера по определению уровня агрессивности
    1. Склонны ли Вы искать путь к примирению после конфликта?
    а) всегда
    б) иногда
    в) никогда
    2. Как Вы ведете себя в критической ситуации?
    а) внутренне кипите
    б) сохраняете полное спокойствие
    в) теряете самообладание
    3. Каким (какой) считают Вас окружающие?
    а) самоуверенным (-ой)
    б) дружелюбным (-ой)
    в) спокойным (-ой)
    4. Как Вы поступите, если кто-то из ваших одноклассников возьмет без разрешения Ваши вещи с парты?
    а) выдадите ему по «первое число»
    б) потребуете вернуть
    в) сделаете вид, что не заметили
    5. Какими словами Вы встретите человека, который опоздал на встречу с Вами?
    а) Что это тебя так задержало?
    б) Где ты торчал столько времени?
    в) Я уже начал (-а) волноваться
    6. Что Вы предпринимаете, когда не все задуманное удается?
    а) находите виновного из числа окружающих
    б) смиряетесь
    в) становитесь более внимательным и осторожным
    7. как Вы смотрите фильм ужасов?
    а) боитесь
    б) скучаете
    в) получаете удовольствие
    8. Как Вы относитесь к участию в спортивных соревнованиях?
    а) стараетесь победить
    б) главное не победа, а участие
    в) очень расстраиваетесь при поражении
    9. Что Вы скажите человеку, если столкнулись с ним в дверях и он начал извиняться?
    а) простите, это моя вина
    б) ничего, пустяки
    в) а внимательнее быть не можешь?
    10. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Кого Вы предпочтете?
    а) тигра
    б) домашнюю кошку
    в) медведя

  5. Family conflicts

    Конфликты в семье

    Conflicts happen in each family. They may be serious or not. They may have different causes. The most important thing is to solve the problem as soon as possible.
    Конфликты случаются в каждой семье. Они могут быть серьезными или не очень. Они могут иметь разные причины. Самое главное, решить эту проблему как можно скорее.
    The cause of many conflicts is misunderstanding between parents and children, especially when children are teenagers. Sometimes teenagers are just obstinate. They do not have any serious cause to conflict. They just want to voice protest but often teenagers do not know against what this protest. They just do what the others do. In this case parents should be patient and help their children not to make a mistake.
    Причиной многих конфликтов является недопонимание между родителями и детьми, особенно когда дети являются подростками. Иногда подростки просто упрямятся. Они не имеют каких-либо серьезных причин для конфликта. Они просто хотят выразить протест, но часто даже не знают, против чего направлен этот протест. Они просто делают то, что делают другие. В этом случае родители должны быть терпеливыми и помочь своим детям не ошибиться.
    Another case is when parents do not want to listen to their children, understand them or just admit that children are growing up. Parents want teenagers to wear cute clothes and do not think that it is out of fashion or does not correspond to the age. Then children can shout and argue. I think that in such situations children should explain their problem and parents should listen to them. They should reach a compromise.
    Другой случай, когда родители не хотят слушать своих детей, понять их или просто признать, что дети взрослеют. Родители хотят, чтобы подростки носили милую одежду и не думают, что это вышло из моды или не соответствует возрасту. Тогда дети могут кричать и спорить. Я думаю, что в таких ситуациях дети должны объяснить свою проблему, а родители должны выслушать их. Дети и родители должны достичь компромисса.
    Sometimes conflicts happen between a husband and a wife. These conflicts are more difficult. They have a lot of causes: misunderstanding, unfaithfulness, different characters and so on. People should decide, if they love each other, they can find a solution by themselves or with the help of psychologists or friends. If they do not love each other, they will not find a way.
    Иногда конфликты происходят между мужем и женой. Эти конфликты являются более трудными. У них есть много причин: недопонимания, измена, разные характеры и так далее. Люди должны решить, если они любят друг друга, то смогут найти решение самостоятельно или с помощью психологов или друзей. Если они не любят друг друга, они не найдут способа решить проблему.
    Family conflicts are the normal phenomena. They help to discover something new about each other and, maybe, prevent big problems in the future. Just remember that you love each other and solve your problems as soon as possible.
    Семейные конфликты являются нормальным явлением. Они помогают открыть что-то новое друг о друге и, возможно, предотвратить большие проблемы в будущем. Просто помните, что вы любите друг друга и решайте проблемы как можно скорее.
    Автор — Ирина Селезнева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *