Сочинение на тему как романтический герой мцыри

10 вариантов

  1. Мцыри как романтический герой
    мцыри лермонтов свобода произведение
    Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» – молодой послушник. Он живет в трагическом и чужом для него мире – мире душных келий и мучительных молитв. Монастырь в понимании героя – это сумрачная тюрьма, символ неволи, печали и одиночества. Мцыри не считает это жизнью и мечтает вернуться в родные края. Юноша решается убежать из своего «плена» и отправляется на поиски новой настоящей жизни. За стенами монастыря Мцыри открывает много нового. Он восхищается красотой и гармонией кавказской природы. Все вокруг приводит его в восторг. Он наслаждается каждым мгновением сбывшейся мечты. Мальчик во всем видит только прекрасное. На протяжении всей жизни он не испытывал подобных чувств. Все кажется ему необычным, чудесным, полным красок и положительных эмоций. Но судьба смеется над бедным мальчиком. После трехдневных скитаний Мцыри снова возвращается в монастырь. Юноша не выдерживает и умирает. Перед смертью он делится со старцем впечатлениями, переживаниями и чувствами, полученными от красочного и яркого путешествия. Именно эти три дня он считает жизнью настоящего свободного человека. М.Ю. Лермонтов хочет показать безусловную ценность свободы и вольной жизни. Он посвящает истории всей жизни бедного юноши только одну главу, а трем дням – почти всю поэму, и мы понимаем, как эти три дня важны для Мцыри.

  2. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» написана по всем канонам романтического произведения. По времени написания оно относится к эпохе, которую прославляли в своей лирике как зарубежные, так и отечественные авторы. Так, например, типичным романтическим героем западной лирики являлся Чайльд Гарольд лорда Байрона. Данной поэмой зачитывался весь высший свет.
    Лермонтов тоже, вслед за Байроном, решает создать романтическую поэму в лучших традициях данной эпохи, притом романтические поэмы уже вовсю писал великий соотечественник Лермонтова А.С. Пушкин.
    Согласно правилам построения системы образов лирического произведения, написанного в романтическом ключе, существует такое понятие, как «романтический герой».
    Такой герой имеет специфические черты: томное выражение лица, бледное чело, темные, наполненные глубоким смыслом глаза, темные длинные (чаще кудрявые) волосы.
    Таков и Мцыри, герой одноименной лермонтовской поэмы. Он не только имеет соответствующий облик, но и особый романтический характер, где-то вольнодумный, и даже воинственный. Такому герою постоянно приходится что-либо преодолевать: так он убегает из монастыря, борется с барсом. При всем при этом Мцыри одинок.
    Он легко идет на контакт, охотно рассказывая о своем детстве, но почти сразу же замыкается в себе, имеет переменчивое настроение.
    Мцыри, как герой, импонирует Лермонтову и читателю. Главный спутник романтического героя – это природа, которая проецирует на себя его психологическое состояние. Неслучайно все, что творится на душе Мцыри, выливается в дождь, в грозу.
    У Лермонтова также весь Кавказ выражен в образе романтического героя Мцыри – неподкупный, особенный, своенравный, вольнодумный.
    Поэтому в поэме Лермонтова идеально сочетаются черты романтического героя и идейный замысел произведения.

  3. МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

    Романтическая традиция, сложившаяся на рубеже XVIII и XIX веков, основана на повышенном интересе к человеку как к личности, к его внутреннему миру. Традиционно романтический герой — это незаурядный человек с необычной судьбой, действующий в необыч­ных условиях. Он противостоит несовершенной, жес­токой реальности, бунтует против обстоятельств. Он одинок, но одиночество не отменяет правоту: его чув­ства высоки и искренни, он нравственно чище и духов­но выше своего окружения. Автор идеализирует своего героя, наделяет его лучшими качествами: смелостью, честностью, независимостью, решимостью, чистотой порывов. Окружающая действительность претит ге­рою, и он стремится освободиться от нее, открыто и бесстрашно протестует, не боясь последствий.
    Именно таким предстает перед нами герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» — одного из лучших образцов русской романтической поэзии. В ос­нове сюжета поэмы лежит традиционно романтический мотив побега, стремления к свободе. Мцыри — герой с необычной и трагической судьбой, ребенком захва­ченный в плен, едва не ставший монахом, бежавший из святой обители, прошедший через множество испыта­ний и погибший в расцвете лет.
    Обычно для романтических произведений харак­терна повышенная эмоциональность, поскольку в центре внимания писателей — внутренние пережива­ния героя, малейшие оттенки его душевного состоя­ния. Форма исповеди, так удачно выбранная Лермон­товым, помогает раскрыть образ Мцыри как романти­ческого героя.
    В соответствии с романтической традицией, в по­эме явно прослеживается противопоставление дейст­вительности идеалу. Действительный мир в произве­дении — это монастырь, являющийся символом пле­на, несвободы. В него герой попал не по своей воле, а значит, стал узником, несмотря на то, что монахи спасли ему жизнь и, в общем-то, желали добра. Но Мцыри не принадлежал к этому миру — миру закре­пощения и строгого послушания. Он стремится к со­вершенно иной жизни — к жизни на свободе. Идеаль­ным миром, символом свободы и счастья в поэме яв­ляется родина героя — Грузия. Происхождение героя тоже глубоко символично: горячая кровь воинствен­ных горцев как нельзя лучше подходит для романти­ческого героя и еще больше обостряет противоречие между неволей, в которой живет Мцыри и свободой, для которой он рожден.
    Его побег — это бунт. Мцыри — романтический ге­рой-бунтарь, герой-беглец. Осуществив свой давний замысел, он, пусть на короткое время, но все же обретает внутреннюю гармонию. И это достигается, прежде всего, за счет единения с природой, в которую он влил­ся как часть целого, как брат, как друг. Глубоко симво­лично единение героя с обычно враждебной людям стихией бури. Именно благодаря ей он смог совершить побег, когда все в страхе начали молиться. Такая дружба «меж бурным сердцем и грозой» лишь еще раз подчеркивает огненную, бунтарскую, даже демоничес­кую натуру Мцыри.
    Романтическое произведение просто немыслимо без мотива любви. Не обошел его стороной и Лермон­тов, заставив сердце своего героя забиться быстрее, когда тот увидел незнакомую девушку. Мцыри никог­да раньше не знал любви, но нельзя сомневаться в ис­кренности его чувств.
    Мцыри жаждал «тревог», настоящих испытаний физических и духовных сил, и схватка с барсом стала как раз таким испытанием. Это было одновременно и единение с природой, и противостояние ей. Одержав победу в честном бою, Мцыри доказал, что создан для большего, чем послушничество.
    Таким образом, за три дня на воле Мцыри испы­тал все самые главные чувства, «тревоги», без кото­рых жизнь кажется серой и пресной. Потому-то он так дорожит этими тремя днями, считает их лучшим, что дала ему судьба. И ему не жаль поплатиться за них жизнью.
    Лучше умереть на свободе, чем жить в плену. По­жалуй, его судьба была бы менее трагичной, если бы он умер на воле, умер счастливым. Но даже этого не дано Мцыри: по злой воле судьбы он должен свои по­следние дни провести там, откуда так старался вы­рваться. Потому-то так обреченно звучат слова его исповеди:
    И я как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой.
    Образ Мцыри глубоко трагичен. И это неудиви­тельно: герой, который противостоит реальности, как бы он ни был силен, чаще всего оказывается побеж­денным. Романтический герой почти всегда обречен на гибель, ведь он не может смириться с действительнос­тью, но и не в состоянии в одиночку изменить ее, так что смерть — единственно возможный путь разреше­ния этого конфликта. В случае с Мцыри ситуация не­сколько иная: у него все-таки есть шанс обрести счас­тье, поскольку его неприятие затрагивает не общество в целом, а лишь монастырь как воплощение насилия над личностью. Его идеал не так далеко, он теоретиче­ски вполне досягаем, даже видим:
    Вдали я видел сквозь туман,
    В снегах, горящих, как алмаз,
    Седой незыблемый Кавказ;
    И было сердцу моему Легко, не знаю почему.
    Но автор не стремится превратить поэму в сказку со счастливым концом. И развязка произведения то­же глубоко символична. Ведь если задуматься, Мцы­ри не просто находится между двумя мирами — он изгнан из них обоих. Он на всю жизнь остался бы чу­жим в монастыре; но самое печальное, что он чужой и там, куда так стремится: никто не ждет и не ищет его на родине, родные наверняка считают его погиб­шим, а сам он вряд ли сможет их разыскать. Он при­вык жить по законам чужаков, говорить на языке чу­жаков — он безвозвратно выпал из родного гнезда. Следовательно, Мцыри совершенно одинок, замкнут между двумя противоположностями; и в этом безна­дежном положении, на мой взгляд, и заключается главная трагедия героя.
    Однако Мцыри с достоинством и гордостью, порой даже дерзкой, переносит крах своих надежд. Как истинно романтический герой, он смело смотрит в лицо смерти, ничуть не сожалея о содеянном. Он поражает нас своей внутренней силой, волей, которую ничто не может сломить.
    «…Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» — пи­сал Белинский. Устами юного грузина с нами говорит сам Лермонтов, поэт-свободолюбец, выражая собствен­ное отношение к миру, к роли и месту человека в нем.
    Поэма «Мцыри» — это гимн могуществу человеческого духа, мужеству и бесстрашию тех, кто испытывает судьбу, желая
    Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

  4. Мцыри как романтический герой поэмы Мцыри Лермонтова сочинение

    План

    1.Романтические образы Лермонтова.
    2. Мцыри как романтический герой
    2.1. Прошлое героя.
    2.2. Жизнь в неволе.
    2.3. Стремление к свободе.
    3. Трагизм Мцыри.
    М. Ю. Лермонтов – замечательный писатель и поэт, создавший множество ярких романтических образов. Это и скучающий путешественник Печорин, и ревнивый мститель Арбенин, и свободолюбивый мятежник Мцыри. Эти герои, такие не похожие друг на друга, близки в одном – они находятся в постоянном поиске, они любят свободу, они борются за свои идеи.
    Мцыри – главный персонаж одноименной поэмы. Как и все романтические герои, он немного мечтательный и восторженный. Но в то же время, Мцыри – сын горцев. Будучи ребенком, он попал в плен к русскому генералу после сражения. Во время тяжелой дороги мальчик заболел и был оставлен на попечение монахов. Те выходили Мцыри и воспитали, как христианина. Ребенок забыл свой язык и свою культуру, его стали насильно готовить к постригу.
    Монастырь для молодого человека стал отождествляться с тюрьмой. Он понимает, что у него отняли прошлое и настоящее, что за него принимают решения, что он несвободен в своем выборе. По ночам юноше снятся туманные картины из минувшей жизни. Он хочет вырваться на свободу, он жаждет увидеть жизнь, скрытую стенами монастыря. И Мцыри решается на побег.
    Несколько дней монахи искали беглеца, и наконец нашли полуживого на поляне. Молодого человека переносят в келью, где он исповедуется перед смертью. Мцыри рассказывает, как прекрасно ему дышалось на воле. Увидев родные просторы, он наконец вспомнил свою семью и свой язык, отца и братьев с оружием в руках. Юноша очень тонко чувствует природу и восхищается ее красотами. Для него жить – это значит радоваться каждой травинке, каждому солнечному блику. Здесь, на свободе, молодой человек впервые испытывает романтические чувства к девушке – грузинке, которую случайно встречает у водного потока. Сердце влечет его к ней, но он сдерживает свои порывы и пускается на поиски родного дома.
    Хотя Мцыри – это романтический герой, прежде всего он – свободолюбивый патриот. Любовь к родному аулу и к прекрасной девушке для него неразделимы, жажда свободы и личного счастья сливаются в единственное желание его сердца. Юноша – сильный и смелый, он бесстрашно вступает в бой с диким животным и одерживает победу, несмотря на изнеможение и кровавые раны. Герой поглощен одной мыслью – найти свободу, найти свой дом. Но этим чаяниям не суждено исполниться.
    Молодой человек снова видит стены ненавистного монастыря! Мцыри понимает, что заново окажется в темнице. Как и все романтические герои, юноша одинок в своем горе, он лишний человек. Его надежды обрести счастье в родном ауле неосуществимы даже потому, что там его никто не ждет. Родные Мцыри погибли, а для односельчан он покажется чужим, не похожим на всех. Перед смертью молодой человек просит похоронить себя за стенами монастыря, на воле, и сожалеет, что успел почувствовать себя счастливым лишь один миг. В этом весь трагизм романтического образа Мцыри. Его безудержное желание любви и свободы разбивается о реалии жестокого мира. Глотнув чистого воздуха независимости, он снова становится рабом и умирает за решеткой.

  5. 5
    Текст добавил: Вдохновляющий

    По своей природной натуре Мцыри боец, он стремится к своей цели, свободолюбивый, смелый и сильный. Мцыри человек, который живет в согласии с природой, Мцыри не хочет жить по тем законам, которые придумывает государства, эти законы подавляют свободу человека, Мцыри хочет существовать в согласии с законами природы, они отличны от государственных законов тем, что позволяют человеку реализоваться и раскрыться. Мцыри сбежал от монахов, хотя они люди набожные, но его не устраивает четкий распорядок их жизни, зависимость от чьей-то воли. Зависимость от самого Бога, его душа требует свободы и его притягивает зов отчизны.
    Мцыри является романтическим героем, и как подобает таким героям он бунтарь, герой-одиночка, он помещен в экзотический пейзаж, его мечта противопоставлена с действительностью, он наполнен пламенными желаниями. Лермонтов строит новаторский конфликт и выводит героя на следующую ступень: наряду с жаждой свободы появляется любовь к Родине. Оказывается, в течение всей своей недолгой жизни он мечтал увидеть те места, где он впервые появился на свет, услышать родную речь, мечтал полюбоваться красотой природы, испытать счастье. Несколько лет для него было счастьем жить в монастыре, но спустя определенное время, он стал считать свою жизнь бесполезной и несчастной, стал узником, для него монастырь стал заточением, ему стало душно, он не мог там дышать.
    Мцыри перед смертью исповедуется монаху, который стал его спасителем, без его помощи он бы погиб еще в детстве. Монах вырастил его, он исповедуется перед ним. Мцыри рассказывает ему, что пережил в течение этих трех судьбоносных дней. Мцыри наконец-то увидел горы и реки, он рассказывает, как вел смертельный бой с барсом, он совершенно не был физически подготовлен к такой серьезной борьбе, в нем проснулась сила горца, закипела кровь родных, без этой силы он бы умер от нападения этого животного. Также он застал страшную бурю, увидел грозу, увидел, как из-за нее загорелось дерево. Он увидел девушку, в его сердце даже проснулись чувства к ней. Совершив побег, он вдохнул полной грудью, увидел безграничную природу, эти три дня он считает лучшими днями из всей его жизни. Вся окружающая природа олицетворяет для Мцыри свободу и волю.
    В литературе такими романтическими персонажами являются Братья-разбойники у Пушкина и Корсар у Байрона.

  6. МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
    Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма “Мцыри” – плод деятельной и напряженной творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем” – старшим монахом. В поэме “Исповедь” (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов.
    Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы “Мцыри” (1840 год), повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом. Перед “Мцыри” была написана поэма “Беглец”. В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме “Мцыри” Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в “Исповеди” и поэме “Беглец”. В “Мцыри” поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в “Исповеди” (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но “пламенную страсть” сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими – стены, трусливыми и жалкими – стражи-монахи, сам он – рабом и узником. Его желание узнать, “для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы”, обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни для побега – это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но вместе с тем поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он .побеждает, недаром мечты влекут его в “чудный мир тревог и битв”. Он убежден, что мог бы быть “в краю отцов не из последних удальцов”. Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он – воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит; “Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда”. Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется, в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь – это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы “рай и вечность променял” за несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно “спорил с судьбой”. Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников из дворянского общества.
    Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу “меж темным небом и землей”, ему чудится, что его “прилежный взор” мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов. (Характеру героя соответствует и стих поэмы).
    Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма, Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою “душу” в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший “Мцыри” в те годы, когда создавался и реалистический роман “Герой нашего времени”, вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев “Исповеди” и “Боярина Орши” остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры,, то строки о несчастливом детстве и отечестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтическим поэм, связана со стремлением глубже раскрыть – “рассказать душу”. Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в то же время создавал социально-психологический роман.
    Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления. (“Однажды русский генерал…”) Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова.
    Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов, и вместе с тем как новое звено в цепи развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную литературу свой, “лермонтовский элемент”. Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал “самобытную живую мысль” в его стихах. Повторял Белинский “Все дышит самобытною и творческою мыслью”.

  7. Составим план сочинения на тему “Мцыри как романтический герой”.
    История Мцыри, представление героя.
    Черты романтического героя в Мцыри
    Трагедия Мцыри
    Заключение-вывод.
    Пример сочинения на тему “Мцыри как романтический герой”.
    В поэме Лермонтова Мцыри появляется перед читателем в образе маленького и больного ребенка, но уже в то время автор отмечает могучий дух своего героя, закаленный именно борьбой с болезнью. Мцыри остается в монастыре, и постоянно, долгие годы, думает о себе как о пленнике.
    В образе Мцыри мы легко находим черты, присущие именно романтическому герою. Он эмоционален, он одержим одной, самой яркой страстью, желанием вновь обрести свободу. Мцыри чувствует свое сродство с природой и особенно ярко это показано в двух сценах. В сцене побега, когда герой ловит молнии руками и дружит с грозой, и в сцене схватки с барсом, когда Мцыри уподобляется зверю, а сам барс очеловечивается.
    Еще одной характерной чертой романтичного героя является его одиночество. Мцыри чувствует себя чужим не только монахам, но даже местным жителям. Как бы трудно ему не приходилось он не обращается за помощью к грузинам и возможно в этом его главная ошибка. Мцыри одинок и ему кажется, что его никто не понимает.
    Случайность также играет важную роль в судьбе Мцыри, а это еще одна черта именно романтического героя. Случайно он заблудился в лесу и случайно вернулся обратно к монастырю. Но в этой случайности Мцыри видит некий рок, перст судьбы. Ведь фатализм присущ именно романтическому герою.
    И трагедия Мцыри в том, что он все равно умирает в плену. Он побывал на свободе, почувствовал ее вкус, осознал как прекрасен мир, но не смог воспользоваться обретенной свободой. Что-то более крепкое, чем его воля, приковывает Мцыри к стенам монастыря.
    Мцыри несомненно яркий пример романтического героя, героя, который живет больше чувствами, нежели разумом.

  8. В 18 – 19 веке в России полным ходом развивается романтизм, который сменил классические традиции. Если до этого литературные произведения были направлены на развитие общественной стороны, и хотелось показать некий идеал устройства, то для романтической стороны главным становится совсем другое. В творчестве таких писателей главным образом становится сам человек, его мысли, цели, то, как он живет, и о чем думает.
    Романтики уверены в своих убеждениях, что любой человек уникален и особенен, и он сам представляет в первую очередь главную ценность, потому писатели пытаются обратить внимание на чувства и переживания их героев. Таким образом, создается персонаж полный романтизма, и очень быстро создаются точные литературные правила, который не стал исключать и наш известный писатель.
    Жизнь Мцыри, а точнее об основных его моментах, можно узнать от него же самого, поскольку Михаил Юрьевич Лермонтов для своей поэмы выбрал форму исповеди. Ведь подобный жанр очень хорошо помогает раскрыть всю сущность души человека, и само произведение выходит красочным и ярким. Мцыри живет в не обычном месте, в монастыре на Кавказе. Данное место в то время считалось достаточно необычным, где присутствует вольность и свободомыслие.
    Сам характер героя виден даже в том, как мало выделено тому, какова была жизнь молодого человека до того, как он попал в монастырь, все очень кратко и сжато. Пребывание в монастыре – тайна, очень характерна для подобных поэм. Когда он был еще ребенком, его захватили в плен. Захватил его русский генерал и поселил в монастырь, где молодой Мцыри и прожил много лет. Но молодой человек не простой монах, у него совсем иной характер, он бунтует от подобной жизни. Он не может позабыть свой родной край, отрешиться от того места, где родился и куда хочет непременно вернуться любой ценой.
    Долго ли думал наш герой о своем побеге? Ведь, само собой разумеется, монахи не думали навредить ему, нанести какой-либо вред. Но то, как они живут, молодому человеку это все чуждо, так как он хочет совсем иного для себя мира и ради него может пойти на любое рискованное дело. Он бежит – это восстание против правил. Как показывает произведение, это случилось во время бурной грозовой ночи, тогда, когда священнослужители молятся, чтобы Бог перестал не них гневаться. Для молодого же человека грозы – радость, он хочет влиться в струю бурной стихии и стать свободным!

  9. Одно из самых величайших произведении, написанных Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, является поэмы «Мцыри». Написана она была в 1839 году, но и по сей день она невероятно актуальна. В основе сюжета поэмы «Мцыри» лежит трагическая история о грузинском ребенке, который был пленен русским генералом и оставлен на воспитании в мужском монастыре. Мцыри (именно так назвали подкидыша) воспитывается монахами, постигает монастырскую жизнь и правила. Но при этом он инстинктивно чувствует, что не такая жизнь ему уготована, что не в монастырской среде он когда-то жил, что совсем другой у него характер, не подходящей для спокойной и размеренной жизни монаха.
    Михаил Юрьевич Лермонтов описывает сам монастырь и ту атмосферу, которая царит в нем, как некую тюрьму. Мцыри очень некомфортно в нем находиться. Он понимает, что больше находиться здесь не может, что совершенно другая жизнь ему уготована. А в монастырский обитель он попал по воли злого рока. Поэтому, как только предоставляется возможность бежать из своей «тюрьмы», Мцыри бежит. В тот день была страшная гроза, и все монахи собрались у алтаря и возносили свои молитвы к небесам. Не было только беглеца.
    Получив долгожданную свободу, Мцыри начинает припоминать, что с ним случилось, кто его настоящие родители и где его Родина. Герой решает, во что бы то не стало, вернуться домой и никогда больше не возвращаться в стены монастыря. Но, не зная точной дороги, Мцыри блуждает в окрестностях Мцхета. Окружающая его природа только усиливают и укрепляют любовь к свободе и Родной земле. Он вспоминает о своем отце и братьях. О том, какими мужественными и могучими войнами они были, о том, что им никогда был неведом страх и за свою Родину они не пожалели бы и жизнь отдать.
    Любовный мотив присутствует в поэме однажды.
    Когда главный герой встречает молодую и красивую грузинку у горного источника. Чувство любви мгновенно озаряет Мцыри и, кажется, что он готов оставить свои мысли о родной земле и свободе и отдаться нежному порыву, навсегда оставшись с грузинкой в ее земле. Но нет, главный герой отказывается от собственного счастья и жизни полной любви, ради чувства свободы и Родины. На мой взгляд, Мцыри очень своеобразный романтический герой. Да, в поэме нет громких слов любви к прекрасной девушке, нет признаний в истинности своих чувств. Однако, любовь, не менее нерушимая, крепкая и священная, чем любовь к девушке, пронизывает каждое слово данной поэмы. Это любовь к Родине.

  10. Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величественность гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Может быть, поэтому еще в юности Лермонтова так привлекал образ бунтаря, на пороге смерти произносящего гневную протестующую речь (поэма “Исповедь”, 1830 год, действие происходит в Испании) перед старшим монахом. А может, это было предчувствие собственной смерти и подсознательный протест
    против монашеского запрета радоваться всему тому, что дается Богом в этой жизни. Это острое желание испытать обычное человеческое, земное счастье и звучит в предсмертной исповеди юного Мцыри – героя одной из самых замечательных лермонтовских поэм о Кавказе (1839 год – совсем мало времени уже оставалось у самого поэта).
    Перед “Мцыри” была написана поэма “Беглец”. В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная,
    ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны.
    В поэме “Мцыри” Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в “Исповеди” и поэме “Беглец”. В “Мцыри” поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в “Исповеди” (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но “пламенную страсть” сливается любовь к отчизне и жажда воли.
    Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими – стены, трусливыми и жалкими – стражи-монахи, сам он – рабом и узником. Его желание узнать, “для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы”, обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни побега – это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством.
    Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что Мцыри истинно любит отчизну, он хочет сражаться за ее свободу. И поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в “чудный мир тревог и битв”.
    Он убежден, что мог быть “в краю отцов не из последних удальцов”. Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он – воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: “Ты помнишь детские года: слезы не знал я никогда”. Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой.
    Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал: возврат в монастырь – это продолжение прежних страданий, Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы “рай и вечность променял” на несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно “спорил с судьбой”.
    Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников из дворянского общества. Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным тепличным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу “меж темным небом и землей”, ему чудится, что его “прилежный взор” мог бы видеть через прозрачную синеву неба полет ангелов. (Характеру героя соответствует и стих поэмы).
    Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма, Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою “душу” в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший “Мцыри” в те годы, когда создавался и реалистический роман “Герой нашего времени”, вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если
    Прошлое героев “Исповеди” и “Боярина Орщи” остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть – “рассказать душу”. Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественные для поэта, который в то же время создавал социально-психологический роман.
    Выразительно сочетание множества метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления. (“Однажды русский генерал…”) Романтическая по форме поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова.
    Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов и вместе с тем как новое звено в цепи развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную литературу свой, “лермонтовский элемент”. Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал “самобытную живую мысль” в его стихах. И повторял: “Все в них дышит самобытною и творческою мыслью”.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭМЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – яркое явление романтической литературы. Произведение сохраняет все необходимые каноны романтизма: один герой, в котором воплощен абстрактный “любимейший идеал” – человек, рвущийся к свободе, передача…
    В ЧЕМ МЦЫРИ ВИДИТ СЧАСТЬЕ? (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) “Мцыри” – романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального…
    МЦЫРИ КАК ГЕРОИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова относится к сложному периоду в русской истории – эпохе, когда подавлялось всякое стремление к свободе, правде, – к так называемому “безвременью”. Это время наложило отпечаток…
    Идейно-художественное своеобразие поэмы МЦЫРИ МЦЫРИ Идейно-художественное своеобразие поэмы: Поэма “Мцыри” – типично романтическое произведение (единство человека с природой – сцена грозы и побег из монастыря; романтическая любовь – встреча с грузинкой; борьба – поединок…
    ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта,…
    Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) Поэма 1839 г. “Мцыри” – одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его…
    Поэма “Мцыри” М. Ю. Лермонтов. Поэма “Мцыри” Жанр – романтическая поэма. Время создания Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в…
    ПОЧЕМУ МЦЫРИ БЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ? “Мцыри” – пламенная поэма М. Ю. Лермонтова о грузинском мальчике, потерявшем свободу и родину. Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому,…
    Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” и их значение Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” и их значение Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из…
    “ДЛЯ ВОЛИ ИЛЬ ТЮРЬМЫ НА ЭТОТ СВЕТ РОДИМСЯ МЫ?” (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) “ДЛЯ ВОЛИ ИЛЬ ТЮРЬМЫ НА ЭТОТ СВЕТ РОДИМСЯ МЫ?” (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) У каждого человека есть свои корни: это родина, родные и близкие люди. Что должен чувствовать…
    ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” Жизнь в неволе – не жизнь. Поэтому не случайно Лермонтов на описание жизни Мцыри в монастыре-тюрьме отвел всего один раздел, а…
    МЦЫРИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВ МЦЫРИ Поэма “Мцыри” была написана в 1839 году. Она переносит читателя в старинный монастырь и его окрестности на берегах Арагвы и Куры, где происходит действие в поэме….
    Сюжет и композиция “Мцыри” Сюжет и композиция “Мцыри”. “Мцыри” (1839) Герой поэмы стал пленником русского генерала; он помещен в монастырь, где был “Искусством дружеским спасен”. Мцыри – не трус, он смел, отважен, в нем…
    В ЧЕМ СЧАСТЬЕ И ТРАГЕДИЯ МЦЫРИ? Творчество Лермонтова пришлось на непростое и печальное время в истории России – николаевскую реакцию, наступившую вслед за расправой над декабристами. Пушкинская эпоха, верившая в прогрессивное переустройство общества, призывавшая к вольности,…
    РОМАНТИЧЕСКИЙ МИР ПУШКИНА РОМАНТИЧЕСКИЙ МИР ПУШКИНА Прежде чем говорить о романтическом мире Пушкина, следует по возможности точно определить границы понятия “романтизм”. Литературоведение называет романтизмом художественный метод в литературе и искусстве, когда реальной действительности,…
    Романтический реализм в творчестве Горького В 1892 году в тифлисской газете “Кавказ” под псевдонимом Максим Горький писатель опубликовал свой первый рассказ “Макар Чудра”. Выбирая псевдоним, Алексей Максимович Пешков, конечно, имел в виду собственную “горькую” жизнь,…
    В ЧЕМ ТРАГЕДИЯ ПЕЧОРИНА? (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, вариант 1) В истории жизни Печорина – главного героя романа М. Ю. Лермонтова – отразилась судьба поколения молодых людей 30-х годов XIX века. По словам самого Лермонтова, Печорин является образом его современника,…
    “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” – НОВЫЙ ТИП РОМАНА В 1839 году была опубликована повесть Лермонтова “Бэла”, а затем “Тамань” и “Фаталист”. В 1840 году эти три повести вышли как главы романа “Герой нашего времени”, а затем свет увидел…
    “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” – СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН (вариант 2) Каждый литературный герой (если речь идет о большой литературе) – всегда любимое творение своего автора. Любой писатель вкладывает в своего героя частичку своей души, свои взгляды, убеждения, идеалы. И каждый…
    ОБРАЗ ПЕЧОРИНА В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” Роман “Герой нашего времени”, выйдя в Свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен. В предисловии Лермонтов дает свое объяснение этому: “Отчего же этот характер… не…
    “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” – СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН (вариант 1) “Герой нашего времени”, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Ж. Ю. Лермонтов Лермонтов выступил как…
    ГРИГОРИЙ ПЕЧОРИН – ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (вариант 2) Основной задачей, которую ставил перед собой Лермонтов, было создать образ современного ему молодого человека. Эта творческая задача во многом была подсказана ему пушкинским Онегиным. Но Лермонтов рисовал героя того времени,…
    ЛЕРМОНТОВСКИЙ ПЕЙЗАЖ (по роману “Герой вашего времени”) Лермонтовский пейзаж тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения, весь роман проникнут глубоким лиризмом. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности его прозы….
    ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” (вариант 1) Нет ничего на свете прекраснее женщины… Ф. И. Тютчев Основа творчества писателя – вдохновение, ниспосланное свыше. И это вдохновение имеет женское начало. Не случайно муза – женщина, К женским ногам…
    ПЕЧОРИН – “ГЕРОЙ ВРЕМЕНИ”, СОВРЕМЕННИК М. Ю. ЛЕРМОНТОВА Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, отразив в его образе свое время, свои идеи, свои идеалы. Пушкин в романе “Евгений Онегин” запечатлел молодого человека 20-х годов:…
    ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ А. БЛОКА (вариант 2) Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и XX веков, обогатившись достижениями русской стихотворной…
    Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Роман Лермонтова “Герой нашего времени” стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как “исследование души человеческой”. Структура романа своеобразна….
    ГРИГОРИЙ ПЕЧОРИН – ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (вариант 1) В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну…
    ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” Роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема впервые прозвучала в романе в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии…
    ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ А. БЛОКА (вариант 1) Лирический герой Блока – это постоянно меняющийся человек, ведомый жаждой познания истины, отдающийся сполна чувству любви и прекрасного. В поэзии Александра Блока – живой, яркий характер самого поэта. Лирический герой…
    МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *