Сочинение на тему как связаны понятия любовь и ответственность
7 вариантов
«ЛЮБОВЬ» и «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
«Сколько лет уже живут люди на свете, сколько времени толкуют они о том, как бы устроить свою жизнь поизящнее и поудобнее, а до сих пор самые простые и положительно необходимые отношения не установились как следует. До сих пор мужчина и женщина мешают друг другу жить, до сих пор они взаимно, самыми разнообразными и утонченными средствами, отравляют друг другу жизнь. Разойтись они не могут, сойтись как следует не умеют и, инстинктивно стараясь сблизиться, запутываются в такие сложные, мучительные, неестественные отношения, о которых свежий человек с здоровым мозгом не может себе составить даже приблизительно-верного понятия».
Дмитрий Иванович Писарев.
«Женские типы в романах и повестях
Писемского, Тургенева и Гончарова».
Чувственная любовь и духовная жажда.
Нет более запутанной темы, чем «Любовь», ибо столь разные и часто противоречивые состояния называют этим словом. Сколько существует попыток классифицировать и упорядочить весь тот необозримый набор явлений объединенных этим понятием! Только ясности и в этом случае больше не становится, хотя ответ и в этом случае получен давно.
Любовь – естественная потребность каждого человека. Как и всякую потребность, он стремится её удовлетворить – и удовлетворяет в соответствии с тем, что сам из себя представляет. Вот здесь-то и начинаются сложности, когда предстоит отвечать на вопрос: «Что есть человек?»
Когда мы говорим о любви, то должны чётко давать себе отчёт: о какой любви идёт речь? О той, что существует в наших представлениях, основанных на фильмах, книгах, рассказах и тому подобном или о том, что составляет реальную основу любых отношений между людьми. Иначе говоря: о любви романтической или чувству к конкретному человеку, т.е. о любви земной.
Одно из величайших открытий современной науки (хотя религия всегда говорила об этом) состоит в утверждении, что каждый человек появляется на свет с врождённым психологическим стремлением найти смысл жизни, обрести целостность.
Религиозная потребность для человека естественна. Но и здесь ожидают многочисленные ловушки. Большинство из нас, даже следуя религиозным ритуалам, не «наполняются» ими – а потому они и не несут нам жизненной силы. Мы жаждем встреч с таинством – и ищем его в философии, медитациях, психотехниках и пр., но только не в себе, а в чём-то внешнем. Нам необходимо «вернуть Душу на место» – и нам кажется, что это возможно в соединении с другим человеком. «Вот оно, утраченное единство! Вот она вторая моя половина!» – восклицаем мы на все лады. Да человек просто не может избежать того, чтобы не влюбиться! Он «обречен» на это, потому что Любовь – единственное место, где душа (а она есть самая настоящая психологическая реальность) ещё может проникнуть под панцирь современного человека, с помощью которого он защищаемся от повседневности.
Так или иначе, но мы ищем Бога вовне – и таким образом создаём идола, нарушая Первую Заповедь. Здесь мы окончательно запутываемся и ещё больше погружаемся в иллюзию. Мы общаемся уже не с реальным человеком, а со своим представлением о нём.
В психологии и психиатрии это называется «измененным состоянием сознания». То, что влюблённых (но не любящих) называют сумасшедшими – всего лишь подтверждение известного психиатрам определения: «Любовь есть острый чувственный бред воображения». В стихотворной форме это выглядит так:
Он собственной отравлен красотою.
Он жертва лжи. В природе нет того,
Что создаётся собственной мечтою,
Являя всех достоинств торжество
(Байрон. Дж. «Странствия Чайльд Гарольда»).
Не будем, однако, забывать, что речь идёт о чувстве «патологическом», ненормальном, «романтическом», но именно оно воспевается литературой, искусством, музыкой, кинематографом. Созданная ими картина прочно запечатлелась в нас, и мы ищем его во внешнем мире. Не живых людей, не реальных мужчину или женщину, а наши представления о них. При этом сам человек перестаёт быть собой, теряет индивидуальность и превращается в героя всем давно знакомой пьесы с уже известным концом (например, «Ромео и Джульетта» ).
Мы не умеем жить во внутреннем мире, поскольку душа наша «не на месте» – и при неспособности жить в нём стремимся увидеть его признаки в конкретных людях. Так возникают иллюзии, т.е. искаженное восприятие отношений между внутренним и внешним мирами, хотя оба они – реальность.
Любовь для Взрослых
Схема романтической любви всегда одна: «очарование – разочарование». Потому и повторные браки, по утверждению социологов, бывают удачными не более чем в 10 % случаев. Изменились имя, внешний вид, может быть, возраст – и больше ничего. Говорят, мужчина уходит от жены, если нашел другую женщину, похожую на жену, но лишенную её недостатков. Здесь речь идёт о другой группе, о 90%, и том, что мужчина ничего не понял. Он опять стремится к романтическим отношениям, которых не выдержит ни один реальный брак. Он опять будет говорить, что ему «не повезло». Конечно «не повезло», только не с другой (или с другим), а с собой. Что такое «быть способным на любовь»? Это
1. Быть зрелым, т.е. иметь реалистические ожидания в отношении другого человека.
2. Принять на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за собственные счастье и горе и никогда не ждать, что нас осчастливит другой.
3. Не возлагать на другого вину за своё плохое настроение или бездеятельность.
Если мы находим в себе мужество признать, что не соответствуем перечисленному, значит мы недостаточно взрослые, ибо взрослый человек есть сочетание реальности и ответственности.
Часто звучит вопрос: «В чём здесь «ответственность»?». А она в соответствии своему возрасту, образу жизни, способности ответить на вопрос «Зачем ты живёшь?», в способности выстраивать отношения с другими людьми – а последнее и есть Любовь. Об этом нужно помнить, чтобы честно взглянуть на то, как сам себя обманываешь.
Когда мужчиной руководит любовь, он целиком сосредоточен на потребностях женщины и её благополучии, а не замыкается на своих желаниях. Любовь противоположна нашим внутренним желаниям и применению силы. Один любящий почитает другого, а не использует его. Это чувство – существующая внутри нас сила, заставляющая целиком принимать другого человека таким, какой он есть. Ею утверждается реальный человек, а не идеал, который хотим представить.
Любовь – это то, что человек из себя представляет, а не то, что требует наша Душа. Николай Заболоцкий с большим знанием описывает Её своеволие, неподконтрольность и единственно приемлемый способ отношений с ней:
«Держи лентяйку в чёрном теле
И не спускай с неё узды.
А если дашь ты ей поблажку,
Освобождая от забот,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.
А ты возьми её за плечи
Терзай и мучай без конца,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она»
И вот здесь возникает необходимость коснуться темы
«Любовь и страдание».
Говоря о любви, многие подразумевают страстное чувство, забывая, что слово «страсть» первоначально означало «страдание» (взять хотя бы «Страсти Христовы»). И вот именно для разжигания собственной страсти и удовольствия в чувственной любви происходит использование партнера. Опять мы сталкиваемся с незрелостью психики. А «когда угаснет пламя страсти» и наступит «фаза разочарования», с сопровождающими её болью и обидой, в той или иной форме звучат вопросы: «Зачем это мне?», «За что это мне?». Их задаёт человек незрелый, тот, что выстроил внутренний идеал и ищет его вовне. Он-то считает, что кто-то другой должен взять на себя труд по обеспечению его жизни и счастья, хотя сам редко в этом признается и имя им, «незрелым» – Легион.
Страдают все – но это необходимо, чтобы стать «Взрослым».
В интересном фильме о юношеской любви «В моей смерти прошу винить Клаву К.» есть такой эпизод: после завершения отношений между старшеклассниками (назовём это привычным термином «романтическая любовь», которая от возраста не зависит), юноша, страдая после разрыва с девушкой, тихо спрашивает у отца: «Что мне теперь делать?». Отец отвечает ему: «Страдать!» Молодой человек растерянно отвечает: «Я не умею». А отец спрашивает его «Пушкина проходили? Шекспира проходили? Неужели они вас ничему не научили?!»
Уже говорилось о том, что любовь в наиболее известном её понимании (чувственном, романтическом) – способ удовлетворения глубинной религиозной потребности.
Чувственная любовь неотделима от страсти. В ее накале видится присутствие божественного мира (и он действительно присутствует). Здесь освобождается огромная энергия, но она также и порабощает человека. При этом романтические страдания ничем не отличаются от мистических и религиозных.
Между страданием и пониманием существует глубокая связь. Читая, например, о страданиях в любовных романах, или Жития Святых, да даже будучи зрителями мексиканских сериалов, мы стремимся понять, что при этом у нас самих твориться внутри. В этом причина популярности «душещипательного» жанра, а точнее бессознательной жажды страданий и боли – они должны врезаться нам в память, чтобы лучше понять, что происходит с нами.
Страдание – неизбежная часть пути, чтобы достичь самосознания, неизбежная цена за изменение и переход в новое качество, т.е. за трансформацию:
«Пришла любовь, и розу оброня,
Открыла тайну своего адата –
И сразу взрослым сделала меня…» (Р. Гамзатов).
Но преобразование происходит только тогда, когда человек готов страдать сознательно, иначе – повторение того, что было и ранее. Существует свобода в выборе, как страдать. Многие делают это бессознательно и потому страдание кажется им бессмысленным. Потому и повторяются романтические отношения – и опять боль, когда люди вновь влюбляются – и разочаровываются вновь.
«Любовь безумье – и она горька,
Но исцеленье горше. Чар не стало –
И Боже, как бесцветна и мелка,
Как далека во всём от идеала та,
Чей портрет нам страсть нарисовала
Но сеять ветер сердце нас манит
И бурю жнёт, как уж не раз бывало,
И наслажденья гибельный магнит
Алхимией любви безумца вновь манит» –
(Байрон. Дж. «Странствия Чайльд Гарольда»).
Сознательное страдание это:
· добровольный отказ от проекции своих представлений о желаемом на других людей,
· прекращение поисков «божественного мира» в реальной жизни,
· обретение внутренней жизни и наполнение её смыслом (в первую очередь религиозным),
· принятие на себя ОТВЕТСТВЕННОСТИ за собственную психическую структуру, которую хочется изменить.
Это болезненный процесс поиска ответа на свои вопросы, раскрытие двойных смыслов (внешнего и внутреннего), но здесь нет другого пути к гармонии. Именно божественный смысл находят не в другом человеке, а в себе.
Так человек обучается отличать внутреннее от внешнего. Тогда его страдания приводят к определённым переменам, а не повторениям, ибо его Душа всё менее будет вторгаться в земную жизнь («Держи лентяйку в чёрном теле И не спускай с неё узды»). Именно так мы учимся отличать душевное от духовного.
Возвращаясь к фильму «В моей смерти прошу винить Клаву К.», хочется вспомнить ещё один эпизод, когда с героем уже происходит определённая перемена и он приходит к отцу, тот читает ему строки из поэмы Николая Асеева «Лирическое отступление».
«Нет, ты мне совсем не дорогая;
Милые такими не бывают…
Сердце от тоски оберегая,
Зубы сжав, их молча забывают»
Это значит: с проекциями покончено. Да и сердце от тоски оберегать необходимо, ибо если гордыня мать всех пороков, то тоска (депрессия) самый страшный грех, поскольку означает ЗАБВЕНИЕ БОГА.
Любовь и Смерть.
О том, что «сильна, как смерть, любовь» мы все слышали. Немалое число тех, для кого ещё не «погасло пламя страсти», думало о смерти в той или иной форме, даже «просто так» говоря себе: «Лучше бы умереть!». О самоубийствах в следствие «несчастной любви» слышали все, а иные даже и воспеты, например «Ромео и Джульетта». А действительно ли человек стремится к физической смерти? Не напутал ли он чего-то в очередной раз?
Когда мы говорим о страстной любви (чувственной, романтической и т.п. психопатологии), то имеем дело с человеком незрелым, неспособным отличить мир внутренний, мир образов, от мира реального.
Страстная любовь есть психологическая категория, получившая название «некрофильность», т.е. «стремление к смерти», потому что при этом отвергается реальность и это вполне понятно. Идеальное обладает совершенной красотой, ради которой отчаянно отвергается повседневное («В природе нет того, Что создаётся собственной мечтою, Являя всех достоинств торжество»).
Этот иной мир – внутренний. Там душа совершенно свободна. Поэтому символом такого мира оказывается смерть. Она, как принято считать с незапамятных времён, освобождает душу от ограничений пространства земли и времени и переносит в пространство духа и вечности. Не будем забывать о генетической памяти, которая оказывает на нас огромное влияние. «Страна смерти – это мир души». Она – символ глубинных изменений и превращений.
Её глубочайший смысл, переживаемой бессознательно, заключается в символическом преобразовании психики, проникающей в пространство Души и сливающейся с нею, чтобы покинуть ограниченное ради бесконечного. Человеку нужно измениться, а не умереть. Смерть – только символ.
Вспомним многочисленные ритуалы возрастного или социального перехода в многочисленных культурах: в том же свадебном обряде множество похоронной символики. Чтобы обрести божественный мир, нужно умереть символически, но не физически. Символическая смерть – это страдание. Если мы правильно пережили эту смерть – она стала для нас дорогой к новому, расцветом внутренней жизни. Но
«если смерть свою не сделали мы зрелой,
Другая явится к нам вьюгой озверелой» (Рильке)
К этому приходят через опыт повседневной внутренней работы и духовной жизни.
Это единственная возможность разрешения конфликтов, цель которых – изменение сознания и переоценка ценностей. В религиозной жизни это возможно в таинстве покаяния (метанойя, т.е. «покаяние» – это «перемена мышления», а не медитация на тему «Какая я сволочь!»). При этом есть реальная смерть, но только смерть определённой части нашей психики. Она означает, что мы отказываемся от старого миропонимания и старых, прочно укоренившихся установок. Когда рушится старое мировоззрение и возникает новая система ценностей, это воспринимается как смерть.
Смерть и возрождение присутствуют одновременно: умирая в одном мире, мы рождаемся в другом. Человек прошлого видел два способа войти в контакт с внутренним миром:
1. Экстаз и страсть (так у наркоманов).
2. Физическая смерть и уход из реального мира.
Сейчас человек, преимущественно, ограничивается первым. Ему трудно думать, что он одновременно живет во внешнем и внутреннем мирах, потому пытается найти воплощение божественного начала во внешнем ком-то или чём-то.
Трудность ещё и в том, что наш современник не верит в реальное существование внутреннего мира. Рассуждая о Душе, мы не верим в неё. Поэтому непрожитая во внутреннем мире жизнь, оставаясь бессознательной, проецируется на мир физический.
Если мы воспринимаем это как угрозу, противимся переменам, даже реально осознавая их необходимость, цепляемся за старое – цепляется за романтику, за свою незрелость: «Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом» (Книга Екклезиаста»).
О вечном треугольнике
Разговор о Любви будет неполным, если не будет сказано несколько слов о вечном «любовном треугольнике». Бессмысленно его осуждать или оправдывать: он был, есть и не скоро исчезнет. Попробуем посмотреть на него с той точки зрения, которой мы пытаемся придерживаться: человек неудовлетворён реальными отношениями с конкретным партнёром и – и ищет удовлетворения на стороне. Мы не рассматриваем другие причины, как например, манипуляция сексуальным для достижения определённой цели или когда «положение обязывает» – речь только о чувственном. Здесь всё те же поиски Души вовне, всё та же психическая незрелость. При этом стоит сказать несколько слов об «особенностях национального секса», не тех, о которых говорилось в статье «Опыт телесно-психческого моделирования обрядов и ритуалов сексуальной культуры в глубинной массированной психотерапии», а о других, которые подмечены в нашей классической литературе современным философом Георгием Гачевым:
«Что такое чувственная страсть для русской женщины и русского мужчины? Это не есть дар Божий, благо, ровное тепло, что обогревает жизнь, то сладостное, естественно прекрасное отправление человеческого тела, что постоянно сопутствует зрелому Бытию, чем это является во Франции и где любовники благодарны другу за радость взаимно приносимую. В Росси это событие не будни, но как раз стихийное бедствие, пожар…, после которого жить больше нельзя, а остаётся лишь омут, обрыв»
Причины опять же в «загадочной русской душе», обладающей огромным внутренним миром, но так и не научившейся жить одновременно и в нём и в мире реальном, который всё настойчивее диктует свои правила.
Психологический грех (в смысле – «повреждение) ») не в сексе и не в его аморальности, а в том, что сущность мы называем не тем, чем она есть на самом деле, в ложно её истолковании.
Грех по отношению к сознанию – это отказ от сознательного отношения к жизни.
ЛЮБОВЬ и СМИРЕНИЕ
Самое главное, что приносит нам чувственная (романтическая) любовь – это способность расстаться с прагматизмом мышления, а открывающаяся при этом символическая реальность позволяет обратиться к земной любви. Самое неприятное при этом то, что романтизм отношений превращается в серию иллюзий. Они опустошают нашу жизнь и искажают любовь, вместо того, чтобы ее поддерживать.
Вот две противоположные грани такой любви. Первая способствует нашему развитию, если мы правильно «проживаем» роман. Вторая – разрушает нашу личность, если наоборот..
Задача человека (и потребность его) НАУЧИТЬСЯ РАЗЛИЧАТЬ реальную любовь (основу любых отношений), от романтической, которая есть не столько внутренний идеал, сколько комплекс установок в отношении любви. При этом не стоит забывать, что такое чувство ещё и путь во внутренний мир. Сама любовь не пострадает, если мы её сумеем отличить от романа: «Только то, что разделено, может быть надежно соединено». В этом правильное понимание психологического анализа – разделять запутанные нити внутренней жизни человека.
О находящемся в плену чувственной любви говорят, что у него «Душа не на месте». Для возвращения Её «на место» необходимо глубокое смирение. Тогда человек прекратит бесплодные и изнуряющие попытки найти «Принцессу» в земной женщине – и только тогда, встретив реальную женщину, он может обрести Принцессу. Об этом, о поисках Души, о Её странствиях и обретениях говорят нам сказки. .А лучше определить Любовь как основу любых отношений, чем это сделал апостол Павел в Первом послании к Коринфянам пока не удалось никому:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит».
Любовь и ответственность о любви и ответственности тема преемственности поколений всегда важна: старшее поколение передаёт младшему свой жизненный опыт. опыт этот претворяется в дела молодых, профессионально состоявшихся людей, которые будут знать и уметь больше, чем их отцы и деды. проблема текста состоит в следующем. связь между старшими, умудрёнными опытом людьми и их детьми и внуками возможна лишь тогда, когда между ними есть любовь и взаимопонимание. комментарий к проблеме таков. старшие, конечно, могут передать младшим и житейский опыт, и профессиональные навыки. но этого мало. нужно привить молодым также умение жить духовной жизнью. а эта более сложная, чем ознакомление с практической стороной действительности. позиция автора выражена следующим образом. в наше сложное время человек должен добиваться не только успехов в карьере, в делах по службе, но и уделять активное, действенное внимание тем, кто рядом, радоваться их успехам и сопереживать в случае постигших их неудач. это означает отвечать за тех, «кого мы приручили». и здесь сыграет свою роль не только профессиональное внимание к подчинённым, но и подлинная заинтересованность с его стороны в их карьере, в их творческом росте. и подрастающие в семье дети должны твёрдо знать, что именно они в центре внимания отца и матери, что именно им в первую очередь посвящены труды и заботы родителей. иными словами, подлинная любовь — это и способность к самопожертвованию, и настоящий труд, и великое терпение со стороны близких людей, взаимно заинтересованных друг в друге. я согласен с позицией автора и в доказательство привожу первый пример. учитель, по-настоящему любящий детей, даст ученикам не только глубокие знания. он передаст им науку жить: своё мировоззрение, черты своей личности, свои оценочные понятия. и ученики всегда отличат формальное, равнодушное отношение к себе от иного — искреннего, заботливого, внимательного. пример второй. в повести василя быкова «обелиск» показан образ учителя-партизана мороза. его шестеро учеников из оккупированного немцами села совершают диверсию, по-детски глупую и никому не нужную. немцы их мученической казни, и мороз, не оставив их в роковую минуту, погибает вместе с ними. цена его честности — цена всей его жизни. вывод. настоящая любовь всегда жертвенная. это труды и подвиг во имя тех людей, которых мы любим.
Невозможно рассматривать любовь без необходимости отвечать за содержание и последствия совершаемых поступков. Два понятия: одно из эмоциональной сферы, а второе из области морали, настолько неразделимо вошли в определение взаимоотношений между людьми, что литературные фразы, в которых “любовь” и “ответственность” находятся бок о бок, стали хрестоматийными.
Множество сюжетов построено на доказательствах двуединства привязанности и обязанности контролировать свои действия по отношению к любимому, а еще больше к любящему человеку. И вот один из примеров.
“Нетерпение сердца” и ответственная любовь в романе Стефана Цвейга
В произведении австрийского писателя присутствуют две любовные истории:
основная, построенная на неразделенном чувстве и закончившаяся плачевно по причине череды неосмотрительных поступков главного героя;
второстепенная, как противовес трагедии Антона и Эдит, образец любви счастливой, хоть и принявшей на себя непростые обязательства (супружеская жизнь доктора Кондора и его слепой жены).
Увечье безнадежно влюбленной главной героини усугубило её душевное состояние, когда девушка поняла, в чем кроется истинная причина поведения Антона. И, не смирившись с правдой, Эдит оборвала свою жизнь. Антон, совершивший ряд поступков, в результате которых девушка решилась на самоубийство, хоть и не преследовал неблаговидных целей, а скорей “плыл по течению”, все же оказался единственным виновником смерти Эдит. Задумайся молодой человек о возможных последствиях:
своих визитов в дом Кекешфальвы;
уступок отцу калеки;
обмана влюбленной;
и не случилось бы необратимой катастрофы. Как дополнительный упрек безнравственному поведению молодого лейтенанта выступает брак второстепенного героя, доктора Кондора, который женился на своей слепой пациентке, будучи не в силах вернуть ей зрение.
Так бездумность и неспособность принять на себя ответственность за другого человека, беззащитного в своей эмоциональной зависимости, убивает. А добровольная готовность выполнить свои моральные обязательства делает привязанность ещё глубже и сильнее.
Помню, смотрел пару лет назад одно ток-шоу. Их у нас так много, так что название забыть не составит труда. Там обговаривались темы верности, измен, блуда. Были, как водится, психологи, депутаты, артисты. Был там и известный клоун, дрессировщик кошек, Юрий Куклачев. От него я лично ничего серьезного услышать не ожидал. Клоун все-таки. Но получилось иначе и то, что получилось, было знаменательно.
Обидную чушь и набор банальностей несли все, кроме него, психологи, звезды и депутаты. А вот клоун взял да и рассказал историю из цирковой практики. В истории речь шла об одном артисте, который женился на женщине из труппы, которая была старше его лет на десять – пятнадцать. Ему еще не было тридцати, кажется, хотя за цифры я не отвечаю. Друзья отговаривали его от подобного брака. Дескать, ты через десять лет будешь еще «ого», а она, мягко выражаясь, уже совсем «не ого». Но они поженились и те десять лет, о которых говорили друзья, со временам прошли.
Он, действительно, как мужчина был еще «ого», и она стала такой, как предсказывали. Но чудо заключалось в том, что он любил ее, не думал бросать и к нежности отношений подмешалась необидная жалость и бережность. Доброжелатели советовали разводиться или ходить налево по причине очевидной разницы в возрасте, а наш герой, по словам Куклачева, был верен своей подруге и отвечал почти гоголевской фразой: «Она же человек». Так Акакий Акакиевич в ответ на насмешки говорил: «Я же брат ваш». Такая вот история о победе совести над гормонами, прозвучавшая из уст клоуна, за что я перед ним снимаю шляпу. И еще он сказал, этот мудрый клоун, который улыбается на сцене и, наверное, грустит за кулисами, что слово «блуд» указывает на блуждание, то есть неприкаянность. Не нашел себя человек, вот и блудит из стороны в сторону, из постели в постель, от эмоции к эмоции. А человеку ведь нужно найти себя и успокоиться, потому что броуновское движение неприкаянного искателя счастья только ранит всех вокруг и его самого в придачу.
«Удивительно мы живем», – подумал я тогда. «Князья злодействуют и лекари калечат. От священника иной раз слова не услышишь, а на правую дорожку тебя скоморох наставит. Русская непредсказуемость. Картина маслом»
И еще одну историю я вспоминаю, коль скоро разговор зашел об «ответственности за тех, кого мы приручили». Это я уже видел не на экране, а перед носом без помощи технических средств. Жила-была молодая и успешная в мирском смысле супружеская пара. Были деньги, был статус, были силы. Ребенок был, один (потому как лучше одному все дать, чем голытьбу плодить, так ведь?). И вдруг хрустальный замок превращается в груду осколков по причине автокатастрофы. Мужа парализует после аварии. Сначала отнимаются ноги, потом болезнь поднимается вверх, угрожая полной беспомощностью. Жизнь превращается в кошмар. Поиск врачей, нехватка денег, массирование пролежней, утки, сиделки. Врагу не пожелаешь. И молодая жена вскоре говорит парализованному мужу несколько емких фраз: «Я еще молодая. Я жить хочу» Потом хлопок дверью и – до свиданья.
Я соборовал и причащал этого мужчину, и лишь из этических соображений не называю его имя и отчество. У него на момент нашего знакомства уже была вторая жена. Это была брошенная своим первым мужем хорошая женщина, хлебнувшая горя и связавшая свою жизнь с жизнью калеки. Они были нежны друг с другом и веселы на людях. И только морщины вокруг глаз молча указывали на то, чего им стоило это веселье. А что же первая? Та, что хотела жить и жалела пролетающую молодость? Она очень скоро тоже попала в автокатастрофу. В той аварии она разбилась насмерть.
Теперь самое время помолчать и подумать. Самое время перебрать в уме кубики с надписями «случайность», «возмездие», «нравственный закон», «какой ужас!», «так и надо!». И дело в том, что жизнь, уперто желающая быть похожей на глянец, кишмя кишит подобными примерами. Именно подробные примеры и есть лицо жизни без макияжа. Об этом надо говорить и думать. Тогда шансы остаться человеком хоть чуть-чуть, но увеличатся. У нас нет в православии венчальной клятвы, как у католиков. Да и не надо. Но смысл имеющейся у них клятвы стоит знать. Брачующиеся перед Лицом Бога обещают быть друг с другом вместе всегда: в болезни и здоровье, в молодости и старости, в бедности и богатстве. Мы этого вслух не произносим, но, несомненно, подразумеваем. Крепость нашего союза должна быть безусловной и вечной. Этого требуют и вера, и совесть. Это и есть настоящая жизнь, а не игры в погоне за миражами.
Вот пишу и вижу в памяти эпизод из «Иронии судьбы». Главный герой возвращается домой из Ленинграда, устало прислонившись в стеклу вагона, а за кадром звучат стихи. Это хорошие стихи. Там есть такие финальные строчки:
С любимыми не расставайтесь
Всем сердцем прорастайте в них
И каждый раз навек прощайтесь
Когда уходите на миг
С чего это Вы взяли, что “прежде всего” ответственность?
Разве влюбляясь, об ответственности думаешь? Да нет конечно. Скажу по секрету: “Вообще ни о чём не думаешь”. Влюбляешься и всё, часто даже наперекор и вопреки здравому смыслу.
Любовь — это зараза, заболеваешь ею. Ни о какой ответственности, прежде всего, речи и быть не может. О ней только потом начинаешь задумываться, когда немного острота спадёт, фаза болезни другая наступит.
Чувства и разум — настолько далеки друг от друга, как пламя и лёд. Горячие чувства и холодный разум. Впрочем, порассуждать конечно можно. Но только для начала нужно или влюбиться, или постараться хотя бы вспомнить, как оно было-то тогда, когда…
Ни разу не слышали, как говорят: “И за что только я люблю тебя, не понимаю”? Или: “Где были мои мозги, когда?..”
А говорите — “ответственность”…
А ещё вот что мне совершенно не понятно. Как это вообще “нормально любить”? Этому учат что-ли, ну если не умеешь? Наверное поэтому так популярны мелодраматические сериалы и шоу типа “Дом-ХХХ”, что там всё учат и учат, все их смотрят и смотрят, рыдают, смеются и сопереживают, а научиться “как правильно”, так и не могут? Потому, что в жизни всё как всегда: “грабли по новой”, хотя некоторым со своими “половинками” и везёт. Везёт же людям?!
113. Какую роль в становлении личности играют детство и юность?
206. Хорош ли принцип «моя хата с краю»?
311. Светлые и трагические стороны любви.
401. Что значит идти дорогой чести?
502. Почему литературу часто называют «человековедением»?
111. Какие вопросы называют «вечными»?
209. Может ли человек прожить без Дома?
306. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»?
403. К чему может привести человека болезненное самолюбие?
512. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
102. Зачем человеку заглядывать в будущее?
210. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?
304. Почему в любви важно понимать и прощать?
402. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
504. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
108. Может ли человек влиять на ход истории?
213. Что в доме самое главное?
313. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
411. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
506. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
101. Какого человека можно назвать героем своего времени?
201. Что значит в жизни человека родительский дом?
310. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
412. Каким может быть путь к познанию самого себя?
508. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
110. Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
204. Война и дом.
312. Можно ли быть счастливым без любви?
408. Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
511. Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
105. Как судьба человека связана с историей народа?
212. Какие нравственные ценности укрепляют семью?
305. Почему любовь не всегда приносит счастье?
407. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
501. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
104. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
203. Как связаны понятия «дом» и «отечество»?
303. Что такое «любовь к жизни»?
405. На пути к благородной цели все ли средства хороши?
513. Почему некоторые книги люди перечитывают?
107. Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?
211. В какой дом хочется приходить снова и снова?
309. Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?
409. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
509. Помогает ли человеку книга лучше понять себя?
106. Когда хочется остановить мгновение?
202. Что дом может рассказать о своём хозяине?
301. Какие качества раскрывает в человеке любовь?
406. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
503. Чтение литературного произведения – труд или отдых?
102. Зачем человеку заглядывать в будущее?
210. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?
304. Почему в любви важно понимать и прощать?
402. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
504. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
Может ли человек повлиять на ход истории, как связаны понятия “любовь” и “ответственность”, а также на другие темы сегодня рассуждали амурские одиннадцатиклассники. Они написали итоговое сочинение, которое сейчас неотъемлемая часть ЕГЭ. Творческое испытание проходило на базе свыше 250 школ, в одной из них – 27-й благовещенской – побывал корреспондент ГТРК «Амур».
Сочинение – это одновременно допуск и разминка перед ЕГЭ. К проведению испытания в школах подошли также серьезно, как и во время сдачи летних выпускных экзаменов. Вход в аудитории строго по паспортам, каждому ученику выдали типографские бланки. Помимо наблюдателей за процессом следили видеокамеры.
«Дети проинструктированы, они знают, каким образом себя вести при проведении сочинения. Не допускается наличие средств связи, других справочных материалов, кроме разрешенного школьного орфографического словаря», – сказала руководитель пункта проведения экзамена Ольга Иванова.
К этому моменту ребята готовились с начала учебного года. Информацию о том, чему могут быть посвящены темы сочинений, опубликовали на образовательных порталах еще в сентябре. Выпускники практиковались во владении словом дома и на уроках с учителем.
«Первый раз, видимо, из-за волнения у меня был “незачет”. А остальные сочинения – все “зачеты”. Каждый готовился к тому, что ему ближе. Я выбирала примерно три направления, по которым я точно могу что-то написать: это “Дом”, “Любовь” и “Время”», – рассказала ученица 11 класса школы N27 Яна Стулова.
Темы для каждого региона Рособрнадзор разрабатывал отдельно. Списки появились в интернете за 15 минут до начала испытания. Ничего сложного в перечне педагоги не встретили. Главное, чтобы учащиеся прочитали необходимый минимум классических произведений.
«Бунин “Темные аллеи”, “Чистый понедельник”, “Господин из Сан-Франциско”. Потом Куприн “Гранатовый браслет”, затем Пушкин “Капитанская дочка”… Не переживаю, потому что готовился и немало сил и времени на это потратил. Это уже как к себе уважение иметь, чтобы все эти усилия в результат воплотились», – сказал ученик 11 класса школы N27 Андрей Щербаков.
На то, чтобы вспомнить все и изложить свои знания на бумаге, у детей было без малого четыре часа. Работы оценят по логической выстроенности и уровню грамотности. Сочинение должно содержать не менее 250 слов, иначе выпускнику грозит “незачет”.
«Испытание, конечно, не только для детей, для учителей тоже. Потому что, к сожалению, какое-то время общество не обращало внимания на то, что необходимы начитанные дети. И вообще, проблема чтения книг, домашнего чтения, чтения книг родителями, обсуждение этих книг – проблема для общества», – отметила директор школы N27 Елена Глухих.
Итоговое сочинение в школах области пишут уже второй год. В прошлом практически все выпускники с первой попытки получили допуск к ЕГЭ. Результаты нынешнего испытания станут известны через десять дней. Для тех, кто не справился, 3 февраля и 4 мая предусмотрена возможность пересдачи.
«ЛЮБОВЬ» и «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
«Сколько лет уже живут люди на свете, сколько времени толкуют они о том, как бы устроить свою жизнь поизящнее и поудобнее, а до сих пор самые простые и положительно необходимые отношения не установились как следует. До сих пор мужчина и женщина мешают друг другу жить, до сих пор они взаимно, самыми разнообразными и утонченными средствами, отравляют друг другу жизнь. Разойтись они не могут, сойтись как следует не умеют и, инстинктивно стараясь сблизиться, запутываются в такие сложные, мучительные, неестественные отношения, о которых свежий человек с здоровым мозгом не может себе составить даже приблизительно-верного понятия».
Дмитрий Иванович Писарев.
«Женские типы в романах и повестях
Писемского, Тургенева и Гончарова».
Чувственная любовь и духовная жажда.
Нет более запутанной темы, чем «Любовь», ибо столь разные и часто противоречивые состояния называют этим словом. Сколько существует попыток классифицировать и упорядочить весь тот необозримый набор явлений объединенных этим понятием! Только ясности и в этом случае больше не становится, хотя ответ и в этом случае получен давно.
Любовь – естественная потребность каждого человека. Как и всякую потребность, он стремится её удовлетворить – и удовлетворяет в соответствии с тем, что сам из себя представляет. Вот здесь-то и начинаются сложности, когда предстоит отвечать на вопрос: «Что есть человек?»
Когда мы говорим о любви, то должны чётко давать себе отчёт: о какой любви идёт речь? О той, что существует в наших представлениях, основанных на фильмах, книгах, рассказах и тому подобном или о том, что составляет реальную основу любых отношений между людьми. Иначе говоря: о любви романтической или чувству к конкретному человеку, т.е. о любви земной.
Одно из величайших открытий современной науки (хотя религия всегда говорила об этом) состоит в утверждении, что каждый человек появляется на свет с врождённым психологическим стремлением найти смысл жизни, обрести целостность.
Религиозная потребность для человека естественна. Но и здесь ожидают многочисленные ловушки. Большинство из нас, даже следуя религиозным ритуалам, не «наполняются» ими – а потому они и не несут нам жизненной силы. Мы жаждем встреч с таинством – и ищем его в философии, медитациях, психотехниках и пр., но только не в себе, а в чём-то внешнем. Нам необходимо «вернуть Душу на место» – и нам кажется, что это возможно в соединении с другим человеком. «Вот оно, утраченное единство! Вот она вторая моя половина!» – восклицаем мы на все лады. Да человек просто не может избежать того, чтобы не влюбиться! Он «обречен» на это, потому что Любовь – единственное место, где душа (а она есть самая настоящая психологическая реальность) ещё может проникнуть под панцирь современного человека, с помощью которого он защищаемся от повседневности.
Так или иначе, но мы ищем Бога вовне – и таким образом создаём идола, нарушая Первую Заповедь. Здесь мы окончательно запутываемся и ещё больше погружаемся в иллюзию. Мы общаемся уже не с реальным человеком, а со своим представлением о нём.
В психологии и психиатрии это называется «измененным состоянием сознания». То, что влюблённых (но не любящих) называют сумасшедшими – всего лишь подтверждение известного психиатрам определения: «Любовь есть острый чувственный бред воображения». В стихотворной форме это выглядит так:
Он собственной отравлен красотою.
Он жертва лжи. В природе нет того,
Что создаётся собственной мечтою,
Являя всех достоинств торжество
(Байрон. Дж. «Странствия Чайльд Гарольда»).
Не будем, однако, забывать, что речь идёт о чувстве «патологическом», ненормальном, «романтическом», но именно оно воспевается литературой, искусством, музыкой, кинематографом. Созданная ими картина прочно запечатлелась в нас, и мы ищем его во внешнем мире. Не живых людей, не реальных мужчину или женщину, а наши представления о них. При этом сам человек перестаёт быть собой, теряет индивидуальность и превращается в героя всем давно знакомой пьесы с уже известным концом (например, «Ромео и Джульетта» ).
Мы не умеем жить во внутреннем мире, поскольку душа наша «не на месте» – и при неспособности жить в нём стремимся увидеть его признаки в конкретных людях. Так возникают иллюзии, т.е. искаженное восприятие отношений между внутренним и внешним мирами, хотя оба они – реальность.
Любовь для Взрослых
Схема романтической любви всегда одна: «очарование – разочарование». Потому и повторные браки, по утверждению социологов, бывают удачными не более чем в 10 % случаев. Изменились имя, внешний вид, может быть, возраст – и больше ничего. Говорят, мужчина уходит от жены, если нашел другую женщину, похожую на жену, но лишенную её недостатков. Здесь речь идёт о другой группе, о 90%, и том, что мужчина ничего не понял. Он опять стремится к романтическим отношениям, которых не выдержит ни один реальный брак. Он опять будет говорить, что ему «не повезло». Конечно «не повезло», только не с другой (или с другим), а с собой. Что такое «быть способным на любовь»? Это
1. Быть зрелым, т.е. иметь реалистические ожидания в отношении другого человека.
2. Принять на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за собственные счастье и горе и никогда не ждать, что нас осчастливит другой.
3. Не возлагать на другого вину за своё плохое настроение или бездеятельность.
Если мы находим в себе мужество признать, что не соответствуем перечисленному, значит мы недостаточно взрослые, ибо взрослый человек есть сочетание реальности и ответственности.
Часто звучит вопрос: «В чём здесь «ответственность»?». А она в соответствии своему возрасту, образу жизни, способности ответить на вопрос «Зачем ты живёшь?», в способности выстраивать отношения с другими людьми – а последнее и есть Любовь. Об этом нужно помнить, чтобы честно взглянуть на то, как сам себя обманываешь.
Когда мужчиной руководит любовь, он целиком сосредоточен на потребностях женщины и её благополучии, а не замыкается на своих желаниях. Любовь противоположна нашим внутренним желаниям и применению силы. Один любящий почитает другого, а не использует его. Это чувство – существующая внутри нас сила, заставляющая целиком принимать другого человека таким, какой он есть. Ею утверждается реальный человек, а не идеал, который хотим представить.
Любовь – это то, что человек из себя представляет, а не то, что требует наша Душа. Николай Заболоцкий с большим знанием описывает Её своеволие, неподконтрольность и единственно приемлемый способ отношений с ней:
«Держи лентяйку в чёрном теле
И не спускай с неё узды.
А если дашь ты ей поблажку,
Освобождая от забот,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.
А ты возьми её за плечи
Терзай и мучай без конца,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она»
И вот здесь возникает необходимость коснуться темы
«Любовь и страдание».
Говоря о любви, многие подразумевают страстное чувство, забывая, что слово «страсть» первоначально означало «страдание» (взять хотя бы «Страсти Христовы»). И вот именно для разжигания собственной страсти и удовольствия в чувственной любви происходит использование партнера. Опять мы сталкиваемся с незрелостью психики. А «когда угаснет пламя страсти» и наступит «фаза разочарования», с сопровождающими её болью и обидой, в той или иной форме звучат вопросы: «Зачем это мне?», «За что это мне?». Их задаёт человек незрелый, тот, что выстроил внутренний идеал и ищет его вовне. Он-то считает, что кто-то другой должен взять на себя труд по обеспечению его жизни и счастья, хотя сам редко в этом признается и имя им, «незрелым» – Легион.
Страдают все – но это необходимо, чтобы стать «Взрослым».
В интересном фильме о юношеской любви «В моей смерти прошу винить Клаву К.» есть такой эпизод: после завершения отношений между старшеклассниками (назовём это привычным термином «романтическая любовь», которая от возраста не зависит), юноша, страдая после разрыва с девушкой, тихо спрашивает у отца: «Что мне теперь делать?». Отец отвечает ему: «Страдать!» Молодой человек растерянно отвечает: «Я не умею». А отец спрашивает его «Пушкина проходили? Шекспира проходили? Неужели они вас ничему не научили?!»
Уже говорилось о том, что любовь в наиболее известном её понимании (чувственном, романтическом) – способ удовлетворения глубинной религиозной потребности.
Чувственная любовь неотделима от страсти. В ее накале видится присутствие божественного мира (и он действительно присутствует). Здесь освобождается огромная энергия, но она также и порабощает человека. При этом романтические страдания ничем не отличаются от мистических и религиозных.
Между страданием и пониманием существует глубокая связь. Читая, например, о страданиях в любовных романах, или Жития Святых, да даже будучи зрителями мексиканских сериалов, мы стремимся понять, что при этом у нас самих твориться внутри. В этом причина популярности «душещипательного» жанра, а точнее бессознательной жажды страданий и боли – они должны врезаться нам в память, чтобы лучше понять, что происходит с нами.
Страдание – неизбежная часть пути, чтобы достичь самосознания, неизбежная цена за изменение и переход в новое качество, т.е. за трансформацию:
«Пришла любовь, и розу оброня,
Открыла тайну своего адата –
И сразу взрослым сделала меня…» (Р. Гамзатов).
Но преобразование происходит только тогда, когда человек готов страдать сознательно, иначе – повторение того, что было и ранее. Существует свобода в выборе, как страдать. Многие делают это бессознательно и потому страдание кажется им бессмысленным. Потому и повторяются романтические отношения – и опять боль, когда люди вновь влюбляются – и разочаровываются вновь.
«Любовь безумье – и она горька,
Но исцеленье горше. Чар не стало –
И Боже, как бесцветна и мелка,
Как далека во всём от идеала та,
Чей портрет нам страсть нарисовала
Но сеять ветер сердце нас манит
И бурю жнёт, как уж не раз бывало,
И наслажденья гибельный магнит
Алхимией любви безумца вновь манит» –
(Байрон. Дж. «Странствия Чайльд Гарольда»).
Сознательное страдание это:
· добровольный отказ от проекции своих представлений о желаемом на других людей,
· прекращение поисков «божественного мира» в реальной жизни,
· обретение внутренней жизни и наполнение её смыслом (в первую очередь религиозным),
· принятие на себя ОТВЕТСТВЕННОСТИ за собственную психическую структуру, которую хочется изменить.
Это болезненный процесс поиска ответа на свои вопросы, раскрытие двойных смыслов (внешнего и внутреннего), но здесь нет другого пути к гармонии. Именно божественный смысл находят не в другом человеке, а в себе.
Так человек обучается отличать внутреннее от внешнего. Тогда его страдания приводят к определённым переменам, а не повторениям, ибо его Душа всё менее будет вторгаться в земную жизнь («Держи лентяйку в чёрном теле И не спускай с неё узды»). Именно так мы учимся отличать душевное от духовного.
Возвращаясь к фильму «В моей смерти прошу винить Клаву К.», хочется вспомнить ещё один эпизод, когда с героем уже происходит определённая перемена и он приходит к отцу, тот читает ему строки из поэмы Николая Асеева «Лирическое отступление».
«Нет, ты мне совсем не дорогая;
Милые такими не бывают…
Сердце от тоски оберегая,
Зубы сжав, их молча забывают»
Это значит: с проекциями покончено. Да и сердце от тоски оберегать необходимо, ибо если гордыня мать всех пороков, то тоска (депрессия) самый страшный грех, поскольку означает ЗАБВЕНИЕ БОГА.
Любовь и Смерть.
О том, что «сильна, как смерть, любовь» мы все слышали. Немалое число тех, для кого ещё не «погасло пламя страсти», думало о смерти в той или иной форме, даже «просто так» говоря себе: «Лучше бы умереть!». О самоубийствах в следствие «несчастной любви» слышали все, а иные даже и воспеты, например «Ромео и Джульетта». А действительно ли человек стремится к физической смерти? Не напутал ли он чего-то в очередной раз?
Когда мы говорим о страстной любви (чувственной, романтической и т.п. психопатологии), то имеем дело с человеком незрелым, неспособным отличить мир внутренний, мир образов, от мира реального.
Страстная любовь есть психологическая категория, получившая название «некрофильность», т.е. «стремление к смерти», потому что при этом отвергается реальность и это вполне понятно. Идеальное обладает совершенной красотой, ради которой отчаянно отвергается повседневное («В природе нет того, Что создаётся собственной мечтою, Являя всех достоинств торжество»).
Этот иной мир – внутренний. Там душа совершенно свободна. Поэтому символом такого мира оказывается смерть. Она, как принято считать с незапамятных времён, освобождает душу от ограничений пространства земли и времени и переносит в пространство духа и вечности. Не будем забывать о генетической памяти, которая оказывает на нас огромное влияние. «Страна смерти – это мир души». Она – символ глубинных изменений и превращений.
Её глубочайший смысл, переживаемой бессознательно, заключается в символическом преобразовании психики, проникающей в пространство Души и сливающейся с нею, чтобы покинуть ограниченное ради бесконечного. Человеку нужно измениться, а не умереть. Смерть – только символ.
Вспомним многочисленные ритуалы возрастного или социального перехода в многочисленных культурах: в том же свадебном обряде множество похоронной символики. Чтобы обрести божественный мир, нужно умереть символически, но не физически. Символическая смерть – это страдание. Если мы правильно пережили эту смерть – она стала для нас дорогой к новому, расцветом внутренней жизни. Но
«если смерть свою не сделали мы зрелой,
Другая явится к нам вьюгой озверелой» (Рильке)
К этому приходят через опыт повседневной внутренней работы и духовной жизни.
Это единственная возможность разрешения конфликтов, цель которых – изменение сознания и переоценка ценностей. В религиозной жизни это возможно в таинстве покаяния (метанойя, т.е. «покаяние» – это «перемена мышления», а не медитация на тему «Какая я сволочь!»). При этом есть реальная смерть, но только смерть определённой части нашей психики. Она означает, что мы отказываемся от старого миропонимания и старых, прочно укоренившихся установок. Когда рушится старое мировоззрение и возникает новая система ценностей, это воспринимается как смерть.
Смерть и возрождение присутствуют одновременно: умирая в одном мире, мы рождаемся в другом. Человек прошлого видел два способа войти в контакт с внутренним миром:
1. Экстаз и страсть (так у наркоманов).
2. Физическая смерть и уход из реального мира.
Сейчас человек, преимущественно, ограничивается первым. Ему трудно думать, что он одновременно живет во внешнем и внутреннем мирах, потому пытается найти воплощение божественного начала во внешнем ком-то или чём-то.
Трудность ещё и в том, что наш современник не верит в реальное существование внутреннего мира. Рассуждая о Душе, мы не верим в неё. Поэтому непрожитая во внутреннем мире жизнь, оставаясь бессознательной, проецируется на мир физический.
Если мы воспринимаем это как угрозу, противимся переменам, даже реально осознавая их необходимость, цепляемся за старое – цепляется за романтику, за свою незрелость: «Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом» (Книга Екклезиаста»).
О вечном треугольнике
Разговор о Любви будет неполным, если не будет сказано несколько слов о вечном «любовном треугольнике». Бессмысленно его осуждать или оправдывать: он был, есть и не скоро исчезнет. Попробуем посмотреть на него с той точки зрения, которой мы пытаемся придерживаться: человек неудовлетворён реальными отношениями с конкретным партнёром и – и ищет удовлетворения на стороне. Мы не рассматриваем другие причины, как например, манипуляция сексуальным для достижения определённой цели или когда «положение обязывает» – речь только о чувственном. Здесь всё те же поиски Души вовне, всё та же психическая незрелость. При этом стоит сказать несколько слов об «особенностях национального секса», не тех, о которых говорилось в статье «Опыт телесно-психческого моделирования обрядов и ритуалов сексуальной культуры в глубинной массированной психотерапии», а о других, которые подмечены в нашей классической литературе современным философом Георгием Гачевым:
«Что такое чувственная страсть для русской женщины и русского мужчины? Это не есть дар Божий, благо, ровное тепло, что обогревает жизнь, то сладостное, естественно прекрасное отправление человеческого тела, что постоянно сопутствует зрелому Бытию, чем это является во Франции и где любовники благодарны другу за радость взаимно приносимую. В Росси это событие не будни, но как раз стихийное бедствие, пожар…, после которого жить больше нельзя, а остаётся лишь омут, обрыв»
Причины опять же в «загадочной русской душе», обладающей огромным внутренним миром, но так и не научившейся жить одновременно и в нём и в мире реальном, который всё настойчивее диктует свои правила.
Психологический грех (в смысле – «повреждение) ») не в сексе и не в его аморальности, а в том, что сущность мы называем не тем, чем она есть на самом деле, в ложно её истолковании.
Грех по отношению к сознанию – это отказ от сознательного отношения к жизни.
ЛЮБОВЬ и СМИРЕНИЕ
Самое главное, что приносит нам чувственная (романтическая) любовь – это способность расстаться с прагматизмом мышления, а открывающаяся при этом символическая реальность позволяет обратиться к земной любви. Самое неприятное при этом то, что романтизм отношений превращается в серию иллюзий. Они опустошают нашу жизнь и искажают любовь, вместо того, чтобы ее поддерживать.
Вот две противоположные грани такой любви. Первая способствует нашему развитию, если мы правильно «проживаем» роман. Вторая – разрушает нашу личность, если наоборот..
Задача человека (и потребность его) НАУЧИТЬСЯ РАЗЛИЧАТЬ реальную любовь (основу любых отношений), от романтической, которая есть не столько внутренний идеал, сколько комплекс установок в отношении любви. При этом не стоит забывать, что такое чувство ещё и путь во внутренний мир. Сама любовь не пострадает, если мы её сумеем отличить от романа: «Только то, что разделено, может быть надежно соединено». В этом правильное понимание психологического анализа – разделять запутанные нити внутренней жизни человека.
О находящемся в плену чувственной любви говорят, что у него «Душа не на месте». Для возвращения Её «на место» необходимо глубокое смирение. Тогда человек прекратит бесплодные и изнуряющие попытки найти «Принцессу» в земной женщине – и только тогда, встретив реальную женщину, он может обрести Принцессу. Об этом, о поисках Души, о Её странствиях и обретениях говорят нам сказки. .А лучше определить Любовь как основу любых отношений, чем это сделал апостол Павел в Первом послании к Коринфянам пока не удалось никому:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит».
Любовь и ответственность о любви и ответственности тема преемственности поколений всегда важна: старшее поколение передаёт младшему свой жизненный опыт. опыт этот претворяется в дела молодых, профессионально состоявшихся людей, которые будут знать и уметь больше, чем их отцы и деды. проблема текста состоит в следующем. связь между старшими, умудрёнными опытом людьми и их детьми и внуками возможна лишь тогда, когда между ними есть любовь и взаимопонимание. комментарий к проблеме таков. старшие, конечно, могут передать младшим и житейский опыт, и профессиональные навыки. но этого мало. нужно привить молодым также умение жить духовной жизнью. а эта более сложная, чем ознакомление с практической стороной действительности. позиция автора выражена следующим образом. в наше сложное время человек должен добиваться не только успехов в карьере, в делах по службе, но и уделять активное, действенное внимание тем, кто рядом, радоваться их успехам и сопереживать в случае постигших их неудач. это означает отвечать за тех, «кого мы приручили». и здесь сыграет свою роль не только профессиональное внимание к подчинённым, но и подлинная заинтересованность с его стороны в их карьере, в их творческом росте. и подрастающие в семье дети должны твёрдо знать, что именно они в центре внимания отца и матери, что именно им в первую очередь посвящены труды и заботы родителей. иными словами, подлинная любовь — это и способность к самопожертвованию, и настоящий труд, и великое терпение со стороны близких людей, взаимно заинтересованных друг в друге. я согласен с позицией автора и в доказательство привожу первый пример. учитель, по-настоящему любящий детей, даст ученикам не только глубокие знания. он передаст им науку жить: своё мировоззрение, черты своей личности, свои оценочные понятия. и ученики всегда отличат формальное, равнодушное отношение к себе от иного — искреннего, заботливого, внимательного. пример второй. в повести василя быкова «обелиск» показан образ учителя-партизана мороза. его шестеро учеников из оккупированного немцами села совершают диверсию, по-детски глупую и никому не нужную. немцы их мученической казни, и мороз, не оставив их в роковую минуту, погибает вместе с ними. цена его честности — цена всей его жизни. вывод. настоящая любовь всегда жертвенная. это труды и подвиг во имя тех людей, которых мы любим.
Невозможно рассматривать любовь без необходимости отвечать за содержание и последствия совершаемых поступков. Два понятия: одно из эмоциональной сферы, а второе из области морали, настолько неразделимо вошли в определение взаимоотношений между людьми, что литературные фразы, в которых “любовь” и “ответственность” находятся бок о бок, стали хрестоматийными.
Множество сюжетов построено на доказательствах двуединства привязанности и обязанности контролировать свои действия по отношению к любимому, а еще больше к любящему человеку. И вот один из примеров.
“Нетерпение сердца” и ответственная любовь в романе Стефана Цвейга
В произведении австрийского писателя присутствуют две любовные истории:
основная, построенная на неразделенном чувстве и закончившаяся плачевно по причине череды неосмотрительных поступков главного героя;
второстепенная, как противовес трагедии Антона и Эдит, образец любви счастливой, хоть и принявшей на себя непростые обязательства (супружеская жизнь доктора Кондора и его слепой жены).
Увечье безнадежно влюбленной главной героини усугубило её душевное состояние, когда девушка поняла, в чем кроется истинная причина поведения Антона. И, не смирившись с правдой, Эдит оборвала свою жизнь. Антон, совершивший ряд поступков, в результате которых девушка решилась на самоубийство, хоть и не преследовал неблаговидных целей, а скорей “плыл по течению”, все же оказался единственным виновником смерти Эдит. Задумайся молодой человек о возможных последствиях:
своих визитов в дом Кекешфальвы;
уступок отцу калеки;
обмана влюбленной;
и не случилось бы необратимой катастрофы. Как дополнительный упрек безнравственному поведению молодого лейтенанта выступает брак второстепенного героя, доктора Кондора, который женился на своей слепой пациентке, будучи не в силах вернуть ей зрение.
Так бездумность и неспособность принять на себя ответственность за другого человека, беззащитного в своей эмоциональной зависимости, убивает. А добровольная готовность выполнить свои моральные обязательства делает привязанность ещё глубже и сильнее.
Помню, смотрел пару лет назад одно ток-шоу. Их у нас так много, так что название забыть не составит труда. Там обговаривались темы верности, измен, блуда. Были, как водится, психологи, депутаты, артисты. Был там и известный клоун, дрессировщик кошек, Юрий Куклачев. От него я лично ничего серьезного услышать не ожидал. Клоун все-таки. Но получилось иначе и то, что получилось, было знаменательно.
Обидную чушь и набор банальностей несли все, кроме него, психологи, звезды и депутаты. А вот клоун взял да и рассказал историю из цирковой практики. В истории речь шла об одном артисте, который женился на женщине из труппы, которая была старше его лет на десять – пятнадцать. Ему еще не было тридцати, кажется, хотя за цифры я не отвечаю. Друзья отговаривали его от подобного брака. Дескать, ты через десять лет будешь еще «ого», а она, мягко выражаясь, уже совсем «не ого». Но они поженились и те десять лет, о которых говорили друзья, со временам прошли.
Он, действительно, как мужчина был еще «ого», и она стала такой, как предсказывали. Но чудо заключалось в том, что он любил ее, не думал бросать и к нежности отношений подмешалась необидная жалость и бережность. Доброжелатели советовали разводиться или ходить налево по причине очевидной разницы в возрасте, а наш герой, по словам Куклачева, был верен своей подруге и отвечал почти гоголевской фразой: «Она же человек». Так Акакий Акакиевич в ответ на насмешки говорил: «Я же брат ваш». Такая вот история о победе совести над гормонами, прозвучавшая из уст клоуна, за что я перед ним снимаю шляпу. И еще он сказал, этот мудрый клоун, который улыбается на сцене и, наверное, грустит за кулисами, что слово «блуд» указывает на блуждание, то есть неприкаянность. Не нашел себя человек, вот и блудит из стороны в сторону, из постели в постель, от эмоции к эмоции. А человеку ведь нужно найти себя и успокоиться, потому что броуновское движение неприкаянного искателя счастья только ранит всех вокруг и его самого в придачу.
«Удивительно мы живем», – подумал я тогда. «Князья злодействуют и лекари калечат. От священника иной раз слова не услышишь, а на правую дорожку тебя скоморох наставит. Русская непредсказуемость. Картина маслом»
И еще одну историю я вспоминаю, коль скоро разговор зашел об «ответственности за тех, кого мы приручили». Это я уже видел не на экране, а перед носом без помощи технических средств. Жила-была молодая и успешная в мирском смысле супружеская пара. Были деньги, был статус, были силы. Ребенок был, один (потому как лучше одному все дать, чем голытьбу плодить, так ведь?). И вдруг хрустальный замок превращается в груду осколков по причине автокатастрофы. Мужа парализует после аварии. Сначала отнимаются ноги, потом болезнь поднимается вверх, угрожая полной беспомощностью. Жизнь превращается в кошмар. Поиск врачей, нехватка денег, массирование пролежней, утки, сиделки. Врагу не пожелаешь. И молодая жена вскоре говорит парализованному мужу несколько емких фраз: «Я еще молодая. Я жить хочу» Потом хлопок дверью и – до свиданья.
Я соборовал и причащал этого мужчину, и лишь из этических соображений не называю его имя и отчество. У него на момент нашего знакомства уже была вторая жена. Это была брошенная своим первым мужем хорошая женщина, хлебнувшая горя и связавшая свою жизнь с жизнью калеки. Они были нежны друг с другом и веселы на людях. И только морщины вокруг глаз молча указывали на то, чего им стоило это веселье. А что же первая? Та, что хотела жить и жалела пролетающую молодость? Она очень скоро тоже попала в автокатастрофу. В той аварии она разбилась насмерть.
Теперь самое время помолчать и подумать. Самое время перебрать в уме кубики с надписями «случайность», «возмездие», «нравственный закон», «какой ужас!», «так и надо!». И дело в том, что жизнь, уперто желающая быть похожей на глянец, кишмя кишит подобными примерами. Именно подробные примеры и есть лицо жизни без макияжа. Об этом надо говорить и думать. Тогда шансы остаться человеком хоть чуть-чуть, но увеличатся. У нас нет в православии венчальной клятвы, как у католиков. Да и не надо. Но смысл имеющейся у них клятвы стоит знать. Брачующиеся перед Лицом Бога обещают быть друг с другом вместе всегда: в болезни и здоровье, в молодости и старости, в бедности и богатстве. Мы этого вслух не произносим, но, несомненно, подразумеваем. Крепость нашего союза должна быть безусловной и вечной. Этого требуют и вера, и совесть. Это и есть настоящая жизнь, а не игры в погоне за миражами.
Вот пишу и вижу в памяти эпизод из «Иронии судьбы». Главный герой возвращается домой из Ленинграда, устало прислонившись в стеклу вагона, а за кадром звучат стихи. Это хорошие стихи. Там есть такие финальные строчки:
С любимыми не расставайтесь
Всем сердцем прорастайте в них
И каждый раз навек прощайтесь
Когда уходите на миг
С чего это Вы взяли, что “прежде всего” ответственность?
Разве влюбляясь, об ответственности думаешь? Да нет конечно. Скажу по секрету: “Вообще ни о чём не думаешь”. Влюбляешься и всё, часто даже наперекор и вопреки здравому смыслу.
Любовь — это зараза, заболеваешь ею. Ни о какой ответственности, прежде всего, речи и быть не может. О ней только потом начинаешь задумываться, когда немного острота спадёт, фаза болезни другая наступит.
Чувства и разум — настолько далеки друг от друга, как пламя и лёд. Горячие чувства и холодный разум. Впрочем, порассуждать конечно можно. Но только для начала нужно или влюбиться, или постараться хотя бы вспомнить, как оно было-то тогда, когда…
Ни разу не слышали, как говорят: “И за что только я люблю тебя, не понимаю”? Или: “Где были мои мозги, когда?..”
А говорите — “ответственность”…
А ещё вот что мне совершенно не понятно. Как это вообще “нормально любить”? Этому учат что-ли, ну если не умеешь? Наверное поэтому так популярны мелодраматические сериалы и шоу типа “Дом-ХХХ”, что там всё учат и учат, все их смотрят и смотрят, рыдают, смеются и сопереживают, а научиться “как правильно”, так и не могут? Потому, что в жизни всё как всегда: “грабли по новой”, хотя некоторым со своими “половинками” и везёт. Везёт же людям?!
113. Какую роль в становлении личности играют детство и юность?
206. Хорош ли принцип «моя хата с краю»?
311. Светлые и трагические стороны любви.
401. Что значит идти дорогой чести?
502. Почему литературу часто называют «человековедением»?
111. Какие вопросы называют «вечными»?
209. Может ли человек прожить без Дома?
306. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»?
403. К чему может привести человека болезненное самолюбие?
512. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
102. Зачем человеку заглядывать в будущее?
210. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?
304. Почему в любви важно понимать и прощать?
402. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
504. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
108. Может ли человек влиять на ход истории?
213. Что в доме самое главное?
313. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
411. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
506. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
101. Какого человека можно назвать героем своего времени?
201. Что значит в жизни человека родительский дом?
310. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
412. Каким может быть путь к познанию самого себя?
508. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
110. Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
204. Война и дом.
312. Можно ли быть счастливым без любви?
408. Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
511. Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
105. Как судьба человека связана с историей народа?
212. Какие нравственные ценности укрепляют семью?
305. Почему любовь не всегда приносит счастье?
407. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
501. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
104. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
203. Как связаны понятия «дом» и «отечество»?
303. Что такое «любовь к жизни»?
405. На пути к благородной цели все ли средства хороши?
513. Почему некоторые книги люди перечитывают?
107. Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?
211. В какой дом хочется приходить снова и снова?
309. Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?
409. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
509. Помогает ли человеку книга лучше понять себя?
106. Когда хочется остановить мгновение?
202. Что дом может рассказать о своём хозяине?
301. Какие качества раскрывает в человеке любовь?
406. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
503. Чтение литературного произведения – труд или отдых?
102. Зачем человеку заглядывать в будущее?
210. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?
304. Почему в любви важно понимать и прощать?
402. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
504. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
Может ли человек повлиять на ход истории, как связаны понятия “любовь” и “ответственность”, а также на другие темы сегодня рассуждали амурские одиннадцатиклассники. Они написали итоговое сочинение, которое сейчас неотъемлемая часть ЕГЭ. Творческое испытание проходило на базе свыше 250 школ, в одной из них – 27-й благовещенской – побывал корреспондент ГТРК «Амур».
Сочинение – это одновременно допуск и разминка перед ЕГЭ. К проведению испытания в школах подошли также серьезно, как и во время сдачи летних выпускных экзаменов. Вход в аудитории строго по паспортам, каждому ученику выдали типографские бланки. Помимо наблюдателей за процессом следили видеокамеры.
«Дети проинструктированы, они знают, каким образом себя вести при проведении сочинения. Не допускается наличие средств связи, других справочных материалов, кроме разрешенного школьного орфографического словаря», – сказала руководитель пункта проведения экзамена Ольга Иванова.
К этому моменту ребята готовились с начала учебного года. Информацию о том, чему могут быть посвящены темы сочинений, опубликовали на образовательных порталах еще в сентябре. Выпускники практиковались во владении словом дома и на уроках с учителем.
«Первый раз, видимо, из-за волнения у меня был “незачет”. А остальные сочинения – все “зачеты”. Каждый готовился к тому, что ему ближе. Я выбирала примерно три направления, по которым я точно могу что-то написать: это “Дом”, “Любовь” и “Время”», – рассказала ученица 11 класса школы N27 Яна Стулова.
Темы для каждого региона Рособрнадзор разрабатывал отдельно. Списки появились в интернете за 15 минут до начала испытания. Ничего сложного в перечне педагоги не встретили. Главное, чтобы учащиеся прочитали необходимый минимум классических произведений.
«Бунин “Темные аллеи”, “Чистый понедельник”, “Господин из Сан-Франциско”. Потом Куприн “Гранатовый браслет”, затем Пушкин “Капитанская дочка”… Не переживаю, потому что готовился и немало сил и времени на это потратил. Это уже как к себе уважение иметь, чтобы все эти усилия в результат воплотились», – сказал ученик 11 класса школы N27 Андрей Щербаков.
На то, чтобы вспомнить все и изложить свои знания на бумаге, у детей было без малого четыре часа. Работы оценят по логической выстроенности и уровню грамотности. Сочинение должно содержать не менее 250 слов, иначе выпускнику грозит “незачет”.
«Испытание, конечно, не только для детей, для учителей тоже. Потому что, к сожалению, какое-то время общество не обращало внимания на то, что необходимы начитанные дети. И вообще, проблема чтения книг, домашнего чтения, чтения книг родителями, обсуждение этих книг – проблема для общества», – отметила директор школы N27 Елена Глухих.
Итоговое сочинение в школах области пишут уже второй год. В прошлом практически все выпускники с первой попытки получили допуск к ЕГЭ. Результаты нынешнего испытания станут известны через десять дней. Для тех, кто не справился, 3 февраля и 4 мая предусмотрена возможность пересдачи.