Сочинение на тему как я работаю с черновиком

10 вариантов

  1. Спрашиваю детей, знают ли они, зачем нужен черновик. Ответы на удивление похожи: “Черновик нужен, чтобы родители проверили ошибки. С черновиками пишут домашние сочинения”. Задаю следующий вопрос: “А если есть выбор: писать с черновиком или без него, ты что выберешь?” Ответ: “Да ну его! Конечно, без черновика. Лишняя писанина!”
    Ребята не знают, что на самом деле черновики нужны. Они необходимы для работы со своим текстом с целью улучшить его. Правда, для того чтобы такая цель появилась, нужно понимание, что черновик – это не итоговый вариант сочинения, а только этап работы над ним.
    У профессионалов, кстати, настоящая работа с текстом начинается тогда, когда первый, черновой вариант уже написан. Вы видели фотографии рукописей классиков? Обращали внимание на исправления? Держали в руках тома полных собраний сочинений известных писателей? Видели, какой объём занимают варианты? Покажите всё это детям. Объясните: редактировать свой текст – обычное дело для профессионалов, работающих со словом.
    Работе с черновым вариантом текстов детей нужно учить. Написанный вчерне текст — это ценный материал, который фиксирует ошибки, неудачи, недоработки, показывает все слабые места. У каждого свои проблемы: один не умеет излагать мысли логично; другой слишком многословен; третий с трудом формулирует мысль, неточно использует слова; четвёртый захлёбывается в эмоциях и оценках; пятый пишет категорично и бездоказательно, шестой… Поверьте, продолжать можно долго. Оценивая черновой вариант своей работы с различных точек зрения, ребёнок учится деятельностному подходу. За вопросом: “Что неудачно в работе?” естественно следует другой: “Как это можно изменить?”
    Занимается ли этим школа? Нет. Учи?теля не интересует, был ли черновик при написании домашнего сочинения. Он не объясняет, как проверять и редактировать свой текст. Наличие черновика предусмотрено ГИА и ЕГЭ, но это формальное условие. Как действует старшеклассник? Пишет сочинение. Находит и исправляет ошибки. Если сомневается в написании какого-либо слова, меняет его на синонимичное. А потом переписывает работу на чистовик (или беловик, кто как называет). При переписывании, кстати, часто делает новые ошибки, так как думает не о том, о чём нужно, а в лучшем случае — о почерке. А это значит, что многие другие важные аспекты работы упускаются.
    Плохо ли это? Конечно, плохо. В школе учитель выставляет отметки. Иногда зачитывает самые удачные работы в классе. Слабым ребятам это практически ничего не дает. Допустим, я учусь в школе. Вот я получила тройку за содержание сочинения. А потом мне прочитали чужую работу. Возможно, это очень хорошая работа. Допустим, мне она понравилась. Смогу ли я в результате написать так же хорошо? Естественно, нет. Оценки и образцовые работы помогают сориентироваться, но работать не учат. Учитель не видит, как шёл процесс работы, не может оценить прогресс.
    А вот если бы, проверив работу, учитель объяснял, что в ней хорошо, а что плохо, что получилось, а что нет, а потом учащийся должен был бы свою работу продолжить: что-то из нее выбросить, написать новые куски, отредактировать неудачные формулировки, развить доказательства своей точки зрения, поискать слова, точнее выражающие мысль, ответить на вопросы, которые предложил учитель, — то это была бы работа с черновиком. Она бы способствовала раскрытию потенциала ребенка, его возможностей.
    Проведите эксперимент. Вместо того чтобы проверить ошибки в домашнем сочинении сына или дочери, попробуйте вместе поработать над черновиком, проанализируйте получившийся текст с разных точек зрения.

    Схема работы

    1. Содержание работы

    Обсудите, соответствует ли работа замыслу и плану сочинения. Если в сочинении упущены существенные моменты, задайте вопросы, пусть ребенок обдумает свои ответы на них и сформулирует необходимые вставки. Возможно, какие-то фрагменты работы стоит сократить: не всегда то, что пишут ребята, относится к теме. Логика пишущего и логика воспринимающего текст – это две разные логики. То, что очевидно для автора сочинения, может остаться непонятным для читателя. Полезно отстраниться от своего текста и оценить черновой вариант работы с позиции читателя.

    2. Целостность, логичность, связность, доказательность изложения

    Проверьте, правильно ли текст разбит на абзацы. Нет ли в изложении смысловых противоречий? Нет ли логических ошибок? Связаны ли части работы по смыслу и формально, то есть языковыми средствами? Как оформлены логические переходы от одной части работы к другой?

    3. Речевое оформление работы

    Все ли формулировки чётко выражают мысль? Всё ли, что хотел выразить автор, понятно читающему? Все ли слова употреблены правильно? Нет ли тавтологии – повторов слов, корней? Возможно, какие-то слова лучше заменить синонимами, где-то добавить определения и обстоятельства. Иногда сложные предложения стоит разделить на простые или, напротив, простые объединить в сложные.

    4. Грамотность

    Проверка ошибок: орфографических, пунктуационных, стилистических.
    Редактирование текста должно сделать его более чётким, стройным и ясным. На основе черновика нужно написать новый вариант сочинения, в котором будут учтены и исправлены все недостатки, которые стали очевидными в результате проведённого анализа. Сравнение нового варианта с первоначальным наглядно покажет, что работа с черновиком принесла плоды.

  2. 2
    Текст добавил: ЗлойШкольник

    Думаю, каждый из нас хотя бы разок мечтал изменить сделанный в прошлом ошибочный и безрассудный поступок. Но, увы, а может и к счастью, мы не достигли еще того уровня развития, который бы позволил бы нам изобрести машину времени. Да и так ли необходима она? Не зря ученые предупреждают нас о том, что даже незначительные изменения прошлого могут вызвать глобальные, порой катастрофические, изменения в будущем. Чтобы не испытывать чувство сожаления о содеянном, лучше не мечтать о перемещениях в пространстве, а думать о последствиях своих дел заранее.
    Жизнь нельзя начинать с чистого листа бессчетное количество раз, жизнь – не черновик, поэтому осознание результатов того или иного действия должно быть заложено в каждом человеке с детства. Конечно, хочется порой быть легкомысленными и беспечными, творить безрассудства, проказы, веселиться и радоваться чему-то. Но надо помнить, что поступки наши могут кому-то принести боль и беду, поэтому лучше всегда сохранять осмотрительность и умение анализировать себя.
    Примеров того, что необдуманные действия одного человека могут привести к печальным последствиям, очень много. Допустим, водитель автобуса, являющийся фанатом футбола, допоздна смотрел чемпионат мира. Утром, не выспавшись, сел за руль своего транспортного средства и на миг задремал на дороге. Результат – страшное дорожно-транспортное происшествие с десятками трупов. Или такой случай. Человек, имеющий задиристый характер, неудачно ударил в состоянии сильного возбуждения своего оппонента, который не разделял его точку зрения. Результат – глупая смерть и оставшиеся сиротами дети.
    Эти яркие примеры свидетельствуют о том, что нужно трезво оценивать свои поступки и их последствия, а не слепо следовать своим желаниям, ведь жизнь нельзя переписать, как испорченный черновик. Чужую жизнь не вернешь, а ведь так легко было просто не допустить этого. Только ответственность и осмысленность существования помогут нам жить правильно, справедливо и счастливо, а не кусать локти тогда, когда уже поздно.

  3. Планработы
    Рабочиезаписи
    I. Вступление
    I. Л. Н. Толстой пишет: «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Глаголы и существительные в руках мастера-художника не просто обозначают действия и предметы, они помогают выразить оттенки мыслей и чувств.
    II. Основная часть.
    II.Предложения 7, 8: показаны чувства и мысли обоих героев, и девочки, и Грига (одна смущена, другой очарован малышкой).
    Особенно ярко нарисовано Паустовским восприятие девочкой музыки (предложения с № 46 по 48): сначала в душе Дагни «шумела буря», но она умеет понимать, чувствовать музыку. Использование однородных глаголов-сказуемых в предложении 48 помогает увидеть, насколько богато воображение героини и как талантлив композитор, сумевший создать такую музыку.
    III. Заключение
    III.Мы убедились в том, что великий писатель Л. Н. Толстой прав, утверждая: «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Правильно отобранные мастером слова глаголы, существительные, другие части речи помогают понять, что хотел сказать читателю автор, какие мысли и чувства рождались в душах его героев.
    Работая над сочинениями части С2 ГИА 2013, мы убедились, что писать его трудно, но возможно. Помогут в этом своеобразные шаблоны-подсказки.
    Рассмотрим несколько возможных вариантов вступления
    Вариант 1. Известный … (писатель, учёный, лингвист, филолог – смотри в задании С2!) утверждал: «Цитата». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.
    Вариант 2. Я согласна с высказыванием известного … (писателя, учёного, лингвиста, филолога – смотри в задании С2)о том, что «цитата» или предложение с косвенной речью, передающее главное в высказывании.
    Вариант 3. «Цитата», – писал… (называем автора высказывания). Известный … (писатель, учёный, лингвист, филолог – смотри в задании С2)прав, потому что … Докажем это.
    Начало предложения может быть таким:
    Я (полностью) согласен с …
    Не могу не согласиться с …
    Я разделяю точку зрения …
    Я поддерживаю мнение …
    Используйте глаголы: (Автор) считает, утверждает, писал, убеждает нас
    вводные конструкции: По мнению…, По словам…

    Переход к рассуждению
    Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:
    O Попробуем разобраться в смысле этих слов.
    O Я согласен с этим высказыванием.
    O Как можно понять это высказывание?
    O Попробуем объяснить данное утверждение.
    O Это высказывание я понимаю так.
    O Что имел в виду писатель (учёный), говоря…?

  4. 4
    Текст добавил: Популярный Ютубер

    Первым делом необходимо выбрать тему. При выборе темы сочинения главное – иметь ввиду, что СОЧИНЕНИЕ БЕЗ ЛИТЕРАТУРНОГО АРГУМЕНТА ОЦЕНИВАЕТСЯ НУЛЁМ БАЛЛОВ. Поэтому не стоит выбирать тему, в рамках которой вы не сможете сформулировать литературный аргумент, подтверждающий вашу позицию по проблеме. Если вы можете привести аргументы в рамках нескольких тем, то выбирайте самую понятную и простуютему.
    Писать сочинение вы можете по следующему алгоритму:
    2. Как работать с черновиком и планом сочинения
    Черновик — это листы для предварительных, черновых записей. Черновики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке сочинения.
    Существуют различные способы работы с черновиком. Одни выпускники привыкли полностью писать текст на черновике, а затем после правки переносить его в чистовик. Другие предпочитают работать с отдельными частями: сначала написать законченный фрагмент на черновике, а затем, отредактировав его, переносить в чистовик. Некоторые сразу записывают текст в чистовик. Последний способ нежелателен: текст всё равно потребует правки, а исправления в чистовике сделают работу неаккуратной. К тому же, в отличие от ЕГЭ по русскому языку, на всё сочинение даётся почти 4 часа; этого времени хватит, чтобы переписать сочинение даже несколько раз.
    На этапе выбора темы вы можете набросать на черновике названия художественных произведений, необходимых для раскрытия темы. После того как определитесь с темой, постарайтесь сформулировать основной тезис — мысль, которую вы будете обосновывать в своём сочинении. Чтобы не отклоняться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос.
    Подбирая материал, выделяйте в нём главныеи второстепенныесведения. Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис — это поможет вам выстроить композицию сочинения. Продумайте, какой материал будет вспомогательным — его можно будет использовать для пояснения, конкретизации, аргументации основной мысли.
    Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов значения не имеет):
    Например, раскрывая тему «Какой должна быть цель жизни?», можно нарисовать такую схему:
    Работа над сочинением едва ли возможна без построения плана. План сочинения — это концепция и структура вашей работы, кратко сформулированные основные мысли, которые будут развёрнуты в сочинении. План — это последовательность ваших мыслей, это ваши доводы и доказательства в работе — другими словами, всё то, что делает сочинение сочинением. Первые наброски плана могут содержать отдельные мысли. Функцию плана могут выполнять схемы или таблицы, в которых намечена логика развёртывания мысли. Развёрнутый план работы может напоминать конспект, в котором описаны идеи вступительной и заключительной частей, приведены цитаты, достаточно подробно прописаны некоторые фрагменты, продуманы логические переходы между частями.
    Приведём два примера составления плана:

  5. Привычка к черновику далеко не всем кажется естественной, привычка делать домашнее задание — тоже. В конце прошлой статьи мы задали на дом написать черновик сочинения по плану, который составили на уроке. И пообещали, что потратим следующие два урока на то, чтобы переписать черновик набело в диковинную тетрадку: в клеточку, повёрнутую поперёк и с огромными, на треть страницы, полями. Писать будем через строчку (это обычно очень нравится всем, потому что зрительно увеличивает объём работы), аккуратно, разборчиво, крупно.
    О последнем речи ещё не было, поэтому поясню. Мелкий почерк редко бывает разборчивым. Причём сам пишущий разбирает “мелкий” текст так же плохо, как и посторонний читатель (то есть мы с вами). Часто к этой уловке прибегают самые безграмотные ученики: они словно нарочно прячут свои ошибки в мелкие невнятные каракули. От этого ошибок, понятное дело, меньше не становится. А вот если приказным порядком увеличить размер букв (потребуешь 0,5 см — возможно, получишь хотя бы 0,3), ошибки резко убывают. Всё-таки “чеВо” или “дОвать” бросаются в глаза и безграмотным.
    Разборчивость и аккуратность в данном случае нужны уже на стадии черновика, потому что в процессе переписки каждый имеет право задавать учителю вопросы (о технической стороне чуть позже), но учитель должен без труда понимать написанное.
    А если нет черновика? (Ну в самом деле: что ж его писать, если впереди целых два урока?) Пожалуйста, пиши, но помни: со звонком работы отбираются.
    Ещё два замечания. Предупреждаем: работа без цитат недействительна, но и объём цитат ограничен — не более 1/4 текста сочинения. Потом все вместе (учитель — на доске) оформляем заголовок работы. Число. Сочинение. Тема — без кавычек! И никаких “тема”, “на тему” и проч. Рассказываю “страшилку”: на оформлении темы можно набрать до трёх пунктуационных ошибок! Поэтому не усложняйте. В скобках “расширение”: по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Отступаем строчку и пишем с красной строки. Кстати, про абзацы и дальше не забываем. Новая мысль — новый абзац.
    Вопросы, которые возникнут у ребят при написании черновика, естественны и бесконечны. Для того чтобы в классе сохранялась рабочая обстановка, мы уговариваемся с самого начала: каждый получит свою порцию внимания. Два урока учитель будет ходить по рядам, не останавливаясь, не отвлекаясь. И каждому в его очередь станет помогать изо всех сил. Читать корявые фразы и тут же их править. Придумывать удобный переход от пункта “а” к пункту “б” нашего плана. Подсказывать, как бы по-русски выразить нечто невразумительное (“полумычанье, полубред”), что автор сочинения понимает, но не может высказать словами. Такая у нас работа: понять это невыразимое и подобрать на ходу слова. А заодно мимоходом заметить, что там не так с орфографией и пунктуацией. Всех ошибок, конечно, не исправим, но хоть что-то… И так далее. Попробуйте — увидите, как много помощи от вас потребуют ваши сочинители.
    На протяжении этих уроков действует жёсткое правило: никто не задаёт вопросов вслух, не поднимает рук и вообще никак не пытается привлечь к себе учительское внимание. Подойдёт твоя очередь — всё внимание будет твоим. А пока не подошла — терпи. Если боишься забыть, что собирался спрашивать, поставь на полях черновика большой вопросительный знак и подчеркни трудное место. Что, нет полей в черновике? А как вообще можно что-то писать без полей? (Но об этом мы уже говорили.) Оставь место для сомнительной фразы, пиши дальше, просто жди, в конце концов…
    Это очень тяжёлая работа. Зато “конечный продукт” получается вполне приличным и вдохновляет ребят на новые подвиги. Самое же удивительное, что все работы оказываются в итоге совершенно разными, как будто и не писались по одному плану. Эту загадку я разрешить не берусь.
    Следующее “большое” сочинение (по «Горю от ума») они будут писать уже по своему плану. Конечно, с черновиком. Создавать его можно двумя разными способами. Можно действовать так же, как в прошлый раз, только вместо доски нужно использовать какие-нибудь листочки, сложенные пополам: с одной стороны — ворох мыслей, с другой — план. Советоваться о плане, конечно, можно. Это путь “непишущих”, надёжный и ясный.
    А можно сесть и написать то, что вдруг родится “на кончике пера”, постепенно погружаясь в тему, как в транс. Пожалуйста, гуляйте себе на здоровье по вашему поэтическому карнизу. Но только с полями! А вот когда прогулка закончится и на черновике появится нечто, надо взять карандаш и такой же, как у “непишущих”, сложенный пополам листок. Карандашом в тексте разметить осмысленные фрагменты, пронумеровать их и составить на одной половине листа краткий перечень наличных идей, а на второй — логичный план; если чего в черновике не хватает — дописать. Второе сочинение я обычно обсуждаю с каждым лично, составив график (по 15 минут на человека), но для этого, конечно, надо иметь организационные возможности…
    P.S. И всё-таки “пишущих” учить такому сочинению гораздо труднее.

  6. Как работать над сочинением

    Составление плана
    План — важнейшая часть работы, пред­шествующая непосредственному написанию со­чинения. Его составление помогает последова­тельному, продуманному изложению мыслей. В его основе — ваше понимание темы и идеи сочинения, логика описания, повествования или рассуждения.
    План должен создаваться не для учителя, а с целью помочь самому себе в написании ра­боты. Попробуйте составить его неформально — и вы увидите, какое это замечательное подспорье! План должен быть:
    —            пронизан единством темы и идеи;
    —            логичным, последовательно раскрываю­щим основные мысли работы;
    —            ясным, точным.
    План должен состоять из трёх основных частей:
    —            вступления (введения);
    —            основной части (в случае сложного плана состоящей из пунктов и подпунктов);
    —            заключения (вывода).
    Вступление и заключение должны быть приблизительно одинаковы по размеру и со­ставлять примерно 1/4 часть от общего объёма сочинения.
    Основная часть в плане обычно бывает представлена несколькими пунктами (не ме­нее двух), раскрывающими главные мысли работы. Каждый пункт делится на подпунк­ты — отдельные его составляющие. При этом подпункт может соответствовать микротеме из двух-трёх предложений.
    Сложный план хорош тем, что помога­ет заранее подробно продумать композицию и логику работы. Имея его перед собой, вы не собьётесь, не уйдёте в сторону от раскрытия темы. Это ваш верный помощник-лоцман, ко­торый покажет путь в безбрежном море и не даст сесть на мель.

    Примерный план по теме «Картина В. М. Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”»

    Кто такой В. М. Васнецов.
    Сказка и её герои, изображённые на полотне:
    Сказочный сюжет картины.
    Фантастический пейзаж.
    Герои: Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый Волк.
    Картина о юной любви, победе добра над злом.

    Подбор материала

    Получив или выбрав тему, определив идею сочинения и составив план, необходимо заняться подбором материала к нему. Первый этап — подготовительный:
    —            если вам предстоит написать сочинение- описание, рассмотрите или представьте объект, который будете описывать;
    —            перед описанием картины познакомьтесь с творчеством художника — её автора;
    чтобы написать рассказ, вспомните или сочините события, которые станут основой сюжета;
    —            к сочинению-рассуждению приготовьте тезис-утверждение и продумайте доводы-до­казательства.
    Второй этап — основной. Он заключается в записи рабочих материалов. Это могут быть опорные слова, словосочетания и предложе­ния. Имея их перед собой, гораздо легче будет справиться с работой. Рабочие материалы сле­дует систематизировать. Выглядеть это может примерно так:

  7. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ СОЧИНЕНИЯ.
    СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.
    Увидев на доске пять тем, вы, возможно, почувствуете, что ни одну из них раскрыть не сможете. Спокойно обдумайте предложенные темы. Набросайте список прочитанных вами произведений, подходящих к той или иной теме. Вспомните записи, сделанные на уроках литературы, материал учебника, прочитанную критическую литературу и сделайте выбор.
    ПОМНИТЕ: каждая тема содержит в себе некоторый вопрос, на который вы будете отвечать в своём сочинении, подкрепляя свои рассуждения текстом художественных произведений.
    АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ.
    КАК РАБОТАТЬ С ЧЕРНОВИКОМ И ПЛАНОМ СОЧИНЕНИЯ.
    ЧЕРНОВИК – это листы для предварительных, черновых записей.
    Запомните: черновики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке сочинения.
    На этапе выбора темы можно набросать на черновике названия художественных произведений, необходимых для раскрытия темы. После определения темы сформулируйте основной тезис – мысль, которую будете обосновывать в своём сочинении.
    Помните: чтобы не отклониться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос.
    Подбирая материал, выделяйте в нём главные и второстепенные сведения.
    Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис – это поможет выстроить композицию сочинения.
    Продумайте, какой материал будет вспомогательным – его можно будет использовать для пояснения, конкретизации, аргументации основной мысли. Работая таким образом, вы сможете сформулировать главные мысли сочинения.
    Работа над сочинением невозможна без построения плана. ПЛАН – это последовательность ваших мыслей, это ваши доводы и доказательства в работе. Всё то, что делает сочинение сочинением.
    Первые наброски плана могут содержать отдельные мысли. Функцию плана могут выполнять схемы или таблицы, в которых намечена логика развёртывания мысли.
    Развёрнутый план работы может напоминать конспект, в котором описаны идеи вступительной и заключительной частей, приведены цитаты, достаточно подробно прописаны некоторые фрагменты, продуманы логические переходы между частями.
    ИТАК, развёрнутый план содержит полезный материал, необходимый для раскрытия темы, и является залогом вашего успеха на экзамене.
    Завершая работу с черновиком,необходимо:
    свериться с планом: устранить отклонения от темы, расширить абзацы, в которых мысль выражена недостаточно полно;
    убедиться в том, что главная идея проходит через всё сочинение;
    проверить, правильно ли выделены абзацы;
    сделать стилистическую и речевую правку;
    уточнить цитаты (если вы их использовали);
    проверить орфографию и пунктуацию.

  8. Особую роль в тексте играют обращения: в 20-ом предложении Лисиченко иронично называет Лопахина «герой», в 23-ем – просто по фамилии. В 31 предложении Лопахин обращается к повару со сдержанной яростью, именуя его «милый». А в предложении
    № 44 он называет повара «драгоценный ты мой человек», показывая, что в нём проснулось уважение к человеку, готовому не только варить пищу, но и по мере своих сил воевать. Таким образом, обращение называет того, к кому мы обращаемся с речью, и помогает понять чувства героев, их отношение друг к другу.
    Итак, мы убедились в следующем: чтобы строить предложение, используют и лексику, и грамматику. Лексические и грамматические явления помогают понять авторский замысел, точнее определить отношение автора к героям, героев друг к другу.
    А вот по-другому!!!
    Л. В. Успенский утверждает: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Давайте вместе порассуждаем над данным высказыванием.
    Любая наша мысль об окружающем мире воплощается в слове, слова строятся в предложения по законам грамматики. Рассмотрим, как это реализуется в отрывке из романа М. А. Шолохова «Они сражались за родину».
    Первое предложение текста сложноподчиненное с последовательным подчинением придаточных, оно выражает законченную сложную мысль, из него мы узнаем и о душевном состоянии Лопахина, и о том, что идёт отступление. А лексика предложения, особенно эпитеты «тяжело и горько» на сердце, «ожесточённые бои», войска, «измученные … обстрелами и бомбёжками», усиливает эмоциональное восприятие от прочитанного.
    В синтаксисе отрывка обращает на себя внимание использование диалога
    (предложения с №5 по №9, с № 10 по 28 и другие). Диалог оживляет повествование, помогает увидеть, как меняется отношение Лопахина к повару по мере того, как он узнаёт, почему повар находится не на полевой кухне, там, где должен быть, а на передовой. Озлобленность сменяется уважением, ироничное, озлобленное, ироничное обращение «милый» меняется на «драгоценный ты мой человек».
    Таким образом, мы убедились в правоте слов Л. В. Успенского о том, что слова и грамматика – «способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Грамотное использование лексики и грамматики языка помогает представить то, что хотел донести до читателя автор, понять его творческий замысел.
    Два сочинения по этой же цитате, но по варианту №1 из сборника
    И. П. Цыбулько «ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты : 36 вариантов»
    Текст
    (1)Иногда ночью в нашем доме раздавались звонки. (2)Звонили из других городов бывшие папины пациенты.
    (З)Однажды, когда в очередной раз ночью позвонили, пала сказал в трубку:
    — 4)Ну что за вопрос?! (5)Пусть мальчик приезжает… (б)Остановится прямо у нас. (7)Я покажу его специалистам.
    (8)Утром мама спросила:
    — (9)А кто эта женщина, которая звонила тебе?
    — (10)Дальняя родственница.
    — (11)Но кем она всё же тебе приходится?
    (12)Папа думал в течение всего завтрака, но так и не вспомнил. (13)Мальчик прие-хал через три дня. (14)Это был мужчина лет тридцати. (15)Приезжего звали Игнатий.
    — (16)Я бы, поверьте, не отважился к вам вторгаться, — сказал приезжий. — (17)Если бы они не сказали ей, моей матери, про этот свой «предполагаемый диагноз».
    (18)Теперь она не будет ни спать, ни есть. (19)Я должен немедленно доказать ей, что «предполагаемый диагноз» предположили напрасно, что всё будет хорошо.
    (20)На следующий день рано утром папа повёл Игнатия к себе в больницу.
    — (21)Вечером вы узнаете о результатах, — сказал нам папа.
    — (22)Нет, дорогой, позвони мне на работу, — сказала мама. — (23)Если я вдруг выйду из комнаты, передай: всё хорошо.
    — (24)Или всё плохо, — бодро сказал Игнатий.
    — (25)Это исключается! — тихо сказала мама. — (26)Я уверена…
    — (27)Мне тоже сообщите, пожалуйста, — попросил я.
    28)После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался. (29)Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (30)А тут пришла днём и, забыв раздеться, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. 31)А потом всё, что находится в коридоре возле столика.
    (32)Наконец мы дождались: позвонил папа. (ЗЗ)Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых. (34}Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу.
    — (35)«Этого диагноза у Игнатия нет. (З6)Точно установили. (37)Он болен серьёзно. (38)Надо делать сложную операцию. (39)Но этого нет!» — повторила бабушка.
    (40)Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (41)Мать Игнатия плакала на другом конце провода. (42)Тогда я радостно заорал:
    — (43)Он будет жив и здоров! (44)Этого у него нет. (45)Точно установили! (46)Этого нет. (47)Клянусь своим здоровьем! (48)В школе мы часто пишем сочинения на тему: «Кем быть?». (49)Чтобы не повто-ряться, я один раз написал, что мне очень хочется стать отважным геологом, в другой раз — что хочется стать уверенным в себе биологом, а в третий — что отважным космонавтом. (50)Но на самом деле я ещё не выбрал профессии.
    (51)В тот день мне тоже было неясно, кем я в будущем стану. (52)«Но как это здорово, — думал я, — выйти из операционной, увидеть глаза матери, которые остановились от страха и ожидания, устало так улыбнуться и тихо сказать: (53)”Он будет жив… и здоров. (54) Не волнуйтесь…”».
    (По А. Алексину)*
    * Алексин Анатолий Георгиевич (род.в 1924 г.) — писатель, драматург, общественный деятель. По произведениям А. Алексина сняты кинофильмы, пьесы автора ставятся во многих театрах страны и за рубежом.
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
    Сочинение 1
    Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
    Так, предложение 16 состоит из десяти отдельных слов, называющих или указывающих на субъект (“я”, “приезжий”) и его действия. Каждое пятое слово в предложении относится к высокой лексике ( «отважился», «вторгаться»), позволяя представить нам незнакомца как человека интеллигентного, обладающего правильной литературной речью.Если мы все эти слова напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить все глаголы в необходимой форме, а местоимение «вы» поставить в дательный падеж – слова получат единый смысл, превратившись в предложение.
    Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания. Так, три тире, имеющиеся в этом предложении, указывают на наличие реплики в диалоге, представляющем собой законченную мысль.
    Таким образом, можем сделать вывод, что прав был русский филолог Л.В.Успенский, утверждавший, что язык, чтобы строить предложение, использует лексику и грамматику.
    Вика Ж.
    Сочинение с сайта «Капканы ЕГЭ»(http://капканы-егэ.рф/index.php/dlya-uchenikov/gia-dlya-9-klassov/vypolnenie-zadanij-chasti-s/sochineniya-rassuzhdeniya-na-lingvisticheskuyu-temu-2013g )
    Сочинение 2.
    С помощью слов мы называем предметы, действия, признаки. Но сами по себе слова не могут выразить мысль, и тогда на помощь приходит грамматика, помогающая правильно выстроить их и связать в предложения, которые в то же время помогают понять чувства героев, увидеть их духовный мир.
    Так, в предложении 16, Игнатий, оказавшийся в незнакомой ему семье не по своему желанию, употребляет слова высокой лексики «не отважился бы вторгаться». О чём это говорит? Конечно, о том, что мужчина смущён, сконфужен, что своим появлением он доставляет много хлопот фактически чужим ему людям.
    Этот же вывод подкрепляет использование им в речи (в этом же предложении) вводного слова «поверьте», выраженного глаголом повелительного наклонения, в котором слышится одновременно и мольба, и утверждение.
    Таким образом, слова и грамматика «это — те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения», при помощи которых автор доносит до читателей свой замысел.
    (http://www.proshkolu.ru/user/plusnina55/blog/306011/)
    Интернет-ресурсы
    1) http://distant-plus.ru
    2) http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part5.htm#1
    3) http://ru.wikipedia.org/wiki
    4) http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/dlya-uchenikov/gia-dlya-9-klassov/vypolnenie-zadanij-chasti-s/sochineniya-rassuzhdeniya
    5) http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/01/21-2012.html

  9. 1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).
    2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.
    3 Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.
    4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех частей:
    I      Вступление.
    II    Основная часть.
    III  Заключение.
    Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.
    5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.
    6. Сформулировав любую из частей сочинения ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулирование пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.
    7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты сочинения, заключенные в короткой фразе. Нельзя будет написать в плане формулировку типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое дерево»», «образ Плюшкина», больше похожую на тему сочинения, но не на пункт плана. Здесь формулировка должна быть другой (более ёмкой), например: «Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое дерево»», «Образ Плюшкина – страшная карикатура на собственника»
    8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.
    9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.
    10. При использование цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.
    11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.
    12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.
    13. Если в сочинении встречаются даты их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.
    14. При написании цитат, оформляем их воспользоваться учебником русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.
    15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.
    Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить об абитуриенте достоверный портрет. Который покажет культурную и интеллектуальную степень развития выпускника.
    Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени, всего четыре часа.
    Поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том, что четырех часов для вас вполне достаточно).
    Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?
    1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.
    2)  Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.
    3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).
    4) Переписывая работу на чистовик постарайтесь уложиться в 1 час.
    5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.
    Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему. Вы должны подумать какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?
    Что будет написано в сочинении.

    Черновик, работа с ним.

    Вопрос с выбором темы решён, приступаем к написанию сочинения. Вспоминаем и выписываем на черновик в коротком изложении: слова критиков, даты, имеющие значение для данной темы, цитаты все что приходит вам в голову. Не теряйте время, пишите в сокращении, набрасывайте схемы, записывайте материал в любом виде и последовательности.
    После того как вы вспомнили и записали нужный материал, строим из него логическую цепочку. Обозначая для себя, что будет основной частью сочинения, а что вспомогательным материалом.

    Проверяем сочинение.

    Проверяем на наличие орфографических ошибок, уделяем внимание каждому слову, от волнения многие абитуриенты пропускают буквы в словах, но и это будет являться ошибкой… Затем проверяем пунктуацию, знаки препинания. Начинать проверять лучше с конца текста, так вы не будите отвлекаться на содержание и максимально уделите внимание знакам препинания, пунктуации и орфографии.
    «Тема не раскрыта»
    Валентина Коханова, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Московского городского педагогического университета:
    – Начиная работу над сочинением, абитуриентам важно понять смысл формулировки темы, о чем должна пойти речь. Например, звучать она может по-разному: “Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” или “Чацкий против фамусовской Москвы”. Однако и в первой, и во второй формулировках подразумевается раскрытие сути конфликта, лежащего в основе сюжета драматического произведения. Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее показывают вашу способность свободно мыслить и рассуждать на основе знания текста.

    План – залог успеха.

    Для того чтобы выстроить логическую цепочку обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будите делить текст сочинения на абзацы.

  10. (37)…Когда капитан вошёл в свою каюту, он невольно бросил взгляд в зеркало. (38)Ему казалось, что он поседел за эти часы. (39)И хотя из зеркала на него глядело всё то же молодое отважное лицо, капитан чувствовал, что в душе он стал на несколько лет старше.
    (По Т.Н. Тэсс.*)
    *Тэсс Татьяна Николаевна (1906?1983) – русский, советский писатель, журналист и публицист, многолетняя сотрудница
    Работаем с черновиком
    Планработы
    Рабочиезаписи
    I. Вступление
    I. Язык настолько богат и обладает такими неисчерпаемыми возможностями для говорящего на нем человека, что любая мысль, даже самая сложная, может быть передана им, причем простыми и ясными словами. В художественном тексте эти «простые и ясные слова» помогают создать образы, и здесь на помощь писателю приходят изобразительные средства языка.
    II. Основная часть.
    II.Драматическая ситуация: в мирный летний день при большом скоплении народа на якоре, поднятом из моря, все увидели бомбу; вызвали сапёров, но ждать их опасно.
    Предложение № 9: антитеза – «прекрасен и тих был летний день», а «чёрная гостья, вернувшаяся из прошлого, со злобным упорством напоминала о военных днях». В нём же эпитет «злобное», метафора «чёрная гостья». Подчёркнута трагичность происходящего.
    Предложение 36: бомба описана, как живое существо: она безвольно уходит на ожидающее её последнее ложе, «злые щупальца чёрной гостьи уже не смогут дотянуться до белого света, принести беду и смерть». Простые, понятные слова, но очень ёмкие выразительные средства: эпитет «злые», фразеологизм «белый свет», олицетворение – бомба похожа на какое-то страшное морское существо.
    III. Заключение
    III. Таким образом, на примере текста Т.Н. Тэсс мы убеждаемся, что «простые и ясные слова», попавшие в руки писателя-мастера, помогают нам представить картину происходящего, понять мысли и чувства героев.
    Сочинение
    Великий русский писатель А. М. Горький утверждает: «Нет ничего такого, что нельзя было бы уложить в простые ясные слова». Действительно, язык настолько богат и обладает такими неисчерпаемыми возможностями для говорящего на нем человека, что любая мысль, даже самая сложная, может быть передана им, причем простыми и ясными словами. В художественном тексте эти «простые и ясные слова» помогают создавать образы, и здесь на помощь писателю приходят изобразительные средства языка.
    Н. Тэсс рассказывает о драматической ситуации: в мирный летний день при большом скоплении народа на якоре, поднятом из моря, увидели бомбу. Было принято решение вызвать сапёров, но ждать их было опасною, и капитан принимает решение «уйти из порта в море и там попытаться утопить бомбу».
    Писательница очень талантливо изображает происходящее. Особенно ярким получился у неё образ «черной гостьи» из прошлого – бомбы. Обратимся к предложению №9. В нём есть антитеза: «прекрасен и тих летний день» и ужасна «чёрная гостья, вернувшаяся из прошлого», она «со злобным упорством напоминала о военных днях». В этом же предложении есть эпитет (упорство названо «злобным»); метафора «чёрная гостья» в тексте используется несколько раз (предложение № 9, 36). C помощью этих изобразительныхсредств показана трагичность происходящего.
    Очень интересно предложение 36. В нём используется олицетворение: бомба описана, как нечто живое, она похожа на какое-то страшное морское существо: безвольно уходит на ожидающее её последнее ложе, «злые щупальца чёрной гостьи уже не смогут дотянуться до белого света, принести беду и смерть».Здесь тоже простые, понятные слова, но очень ёмкие выразительные средства: эпитеты «шумно и безвольно», «злые»; фразеологизм «белый свет».
    Всё это усиливает эмоциональное восприятие изображаемого…
    Таким образом, на примере текста Т.Н. Тэсс мы убеждаемся, что «простые и ясные слова», попавшие в руки писателя-мастера, помогают нам яснее представить картину происходящего, понять авторский замысел, «услышать» мысли героев, узнать, какие чувства они испытывали.
    Ещё?!
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *