Сочинение на тему какие чувства могут быть не подвластны разуму

6 вариантов

  1. Разум и чувства: гармония или противоборство? Думается, на этот вопрос не существует однозначного ответа. Конечно, бывает так, что разум и чувства сосуществуют в гармонии. Более того, пока есть эта гармония, мы подобными вопросами не задаемся. Это все равно что воздух: пока он есть, мы его не замечаем, а вот если его не хватает… Однако бывают ситуации, когда разум и чувства вступают в противоборство. Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни ощущал, что у него “ум с сердцем не в ладу”. Возникает внутренняя борьба, и трудно предположить, что возьмет верх: рассудок или сердце.
    Так, например, в повести А. Алексина “А тем временем где-то…” мы видим противоборство разума и чувств. Главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании у того бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и разум подсказывает ему просто вернуть ей ее письмо и уйти. Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его пренебречь доводами рассудка. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И, когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Да, конечно, поездка на море обещает быть увлекательной. Да, можно написать Нине Георгиевне и убедить ее, что она должна поехать в лагерь с ребятами, где ей будет хорошо. Да, можно пообещать приехать к ней на зимних каникулах. Все это вполне разумно. Но чувство сострадания и ответственности берут в нем верх над этими соображениями. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Сергей едет сдавать билет на море. Автор показывает, что чувство сострадания побеждает.
    Обратимся к роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и вот наконец Онегин у ее ног, он страстно влюблен в нее. Казалось бы, об этом она мечтала. Но Татьяна замужем, она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она отказывает Онегину. Превыше любви героиня ставит нравственный долг, супружескую верность.
    Подводя итоги сказанному, хочется добавить, что разум и чувства лежат в основе нашего бытия. Хотелось бы, чтобы они уравновешивали друг друга, позволяли нам жить в гармонии с самими собой и с окружающим миром.

  2. 1. Со­чи­не­ние со­от­вет­ству­ет те­ме, все рас­суж­де­ния вы­стра­и­ва­ют­ся во­круг свя­зан­ных с те­мой те­зи­сов.
    2. При­во­дят­ся при­ме­ры из ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний. Сю­жет­ные эпи­зо­ды ин­тер­пре­ти­ру­ют­ся в ас­пек­те вы­бран­ной те­мы, но глу­бо­кий ком­плекс­ный ана­лиз, к со­жа­ле­нию, от­сут­ству­ет, ха­рак­те­ри­сти­ка про­из­ве­де­ний весь­ма по­верх­ност­ная.
    3. Рас­суж­де­ния ло­гич­ны, со­чи­не­ние струк­ту­ри­ро­ва­но, со­от­но­ше­ние меж­ду те­зис­ной и до­ка­за­тель­ной ча­стя­ми вы­дер­жа­но.
    4. Ка­че­ство ре­чи сред­нее. Лек­си­ка и грам­ма­ти­че­ские кон­струк­ции од­но­об­раз­ны. В це­лом мысль вы­ра­же­на яс­но и точ­но.
    5. В со­чи­не­нии до­пу­ще­ны 7 ре­че­вых и 2 пунк­ту­а­ци­он­ных ошиб­ки.

  3. Такой сюжет мы можем наблюдать в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Его внутренний принцип был против всякой романтики, чувств. Он считал это «белибердой, непростительной дурью…». Решающей чертой, ставшей наперекор его взглядов, была встреча с Анной Одинцовой, женщиной, которая была не такая как все. Герой искренне влюбляется в неё, но эти чувства являлись для Евгения неприемлемыми и страшными. У Анны же не было таких сердечных склонностей, какие были у Базарова. Он всячески пытался это скрыть, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герой не мог контролировать всем происходящим, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. Но наконец-то признавшись в любви Одинцовой, получает отвержение. Это приводит Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто гасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она все-таки разгорается и встает против его разума, в итоге побеждая. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.
    Еще одним из ярких примеров противоборства разума и чувства является произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главной героиней повести является сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. И вот уже чувствительная девушка полностью отдается своему возлюбленному, её сердце берет вверх над разумом. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина постепенно охладевают, и вскоре он уезжает в военный поход, где проигрывает всё состояние и по принуждению женится на богатой вдове. На этом терпение Лизы не выдерживает, и она прыгает в пруд. Ведь для девушки поступок любимого был сильным ударом, приносившим душевную боль, избавиться от которой она хотела лишь самоубийством. Её разум противоречил такому ходу событий, но осилить пылкое чувство ему не удалось.
    Таким образом, борьба двух важнейших сил внутреннего мира человека это один из самых сложных процессов в душе каждого. Или чувство превосходит разум или разум чувства. Такие противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё же разуму никогда не постичь искренних чувств.

  4. Повесть Куприна “Олеся” наполнена мистицизмом. Ее главный герой, Иван Тимофеевич, человек образованный и начитанный, однако его никогда не оставляет мысль о присутствии в природе чего-то высшего, чего-то что не поддается доводам рассудка, что невозможно объяснить научными формулами. Это таинственное слышится ему в порывах ветра и он с удовольствием бросается на услышанную фразу о живущей неподалеку колдунье. Конечно, скептицизм Ивана Тимофеевича говорит ему, что колдовство невозможно, но чувства говорят иное и когда он попадает в домик колдуньи он воспринимает сказанное ему пророчество с недоверием в разуме, но с верой в душе.
    И ведь все сбывается. Его любовь к Олесе, такой странной и загадочной, способной заставить человека споткнуться на ровной дорожке, оказывается такой же невозможной, как и принятие идеи существования колдовства. такие отношения не могли закончится счастливо. Слишком разными были герои и если рассказчик признавал уникальность и неординарность девушки, то местные жители боялись ее.
    Конфликт разницы восприятия тайны цивилизованным человеком и темными местными жителями привел к трагедии – Олеся была вынуждена покинуть свой дом.
    Между тем, Иван Тимофеевич готов был пойти на поводу чувств и хотел жениться на Олесе, что кажется вовсе и не было глупостью, ведь любовь всегда права. Вот только в этой паре именно Олеся сохранила гораздо больше разума и отказалась выходить за барина, понимая, что этот брак не принесет ни ей ни ему счастья.

  5. Я не случайно выбрала тему внутреннего конфликта между чувством и разумом. Чувство и разум – это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые очень часто вступают в конфликт между собой. Бывают ситуации, когда чувства выступают против разума. Что же происходит в подобной ситуации? Несомненно, это очень болезненно, тревожно и крайне неприятно, так как человек мечется, мучается, теряет почву под ногами. Его разум говорит одно, а чувства поднимают настоящий бунт и лишают покоя и гармонии. Как следствие начинается внутренняя борьба, которая нередко заканчивается очень трагично.
    Подобный внутренний конфликт описан в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров, главный герой, разделял теорию «нигилизма» и отрицал буквально все: поэзию, музыку, искусство и даже любовь. Но встреча с Анной Сергеевной Одинцовой, красивой, умной, непохожей на других женщиной, стала решающим событием в его жизни, после которого начался его внутренний конфликт. Неожиданно он ощутил в себе «романтика», способного глубоко чувствовать, переживать и надеяться на взаимность. Его нигилистические взгляды потерпели крах: оказывается, есть любовь, есть красота, есть искусство. Охватившие его сильные чувства начинают борьбу против рационалистической теории, и жизнь становится невыносимой. Герой не может продолжать научные эксперименты, заниматься медицинской практикой – все валится из рук. Да, когда наступает подобный разлад между чувством и разумом, жизнь становится порой невозможной, так как нарушается гармония, которая необходима для счастья, а внутренний конфликт становится внешним: нарушаются семейные и дружеские связи.
    Можно вспомнить и произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором анализируется бунт чувств главного героя. Родион Раскольников вынашивал «наполеоновскую» идею сильной личности, имеющей право преступить закон и даже убить человека. Проверив эту рационалистическую теорию на практике, убив старуху-процентщицу, герой испытывает терзания совести, невозможность общения с родными и близкими, практически нравственно и физически заболевает. Это болезненное состояние возникло из-за внутреннего конфликта человеческих чувств и вымышленных теорий.
    Итак, мы проанализировали ситуации, когда чувства выступают против разума, и пришли к выводу, что она порой пагубна для человека. Но, с другой стороны, она же сигнал того, что к чувствам обязательно надо прислушиваться, так как надуманные теории могут разрушить как самого человека, так и нанести непоправимый вред, непереносимую боль окружающим людям.
    Автор: Зоя Николаевна Алешина.

  6. Разум и чувство. Эти два понятия можно противопоставить друг другу: одному подходит понятие холодный, другому – горячий. Один следует чёткой логике, другой диктует нам поступки, неподвластные той самой логике. И всё-таки они даны человеку изначально в гармоническом сочетании, которое утеряно в суетном мире и к которому так стремится мятущаяся душа. И если кому-то удаётся найти эту гармонию, то он обретает мудрость.
    В древнерусской литературе есть произведение «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Феврония – главная героиня повести – удивительно юная и уже мудрая девушка. Как странно звучит сочетание : девушка – и вдруг мудрая, ведь это свойство присуще более зрелым и опытным людям. Но Февроня, несмотря на свой юный возраст, умела следовать одновременно и чувствам и разуму. Когда пришёл к ней князь Пётр со своей бедой и просьбой об исцелении от неизлечимых язв, видимо, полюбился он ей, крестьянской девице. Согласившись вылечить князя, поставила ему условие: должен на ней жениться. Казалось бы: вот какая меркантильная и расчётливая, где уж тут чувства, сплошная забота о выгоде. Но не стоит торопиться с выводами. Вспомним, какие строгие нравы были в те времена. Что ждало бы девицу, разрешившую чужому мужчине раздеться в её присутствии, пусть даже для лечения, мастерством в котором славилась Феврония? Конечно, позор и ей и всей родне. И вот разумная девушка приняла решение, спасая Петра от терзающей его болезни, скорее всего, увидела она и его пылкое чувство к ней и его сомнения: разве можно князю жениться на простолюдинке? Не сразу сладилось их венчание, но мудрость и такт Февронии помогли им обрести счастье, как помогали и впоследствии переносить испытания, наветы. Клевету и зависть. Откуда у этой девушки такое разумное отношение к жизни? Вероятно, от чистоты сердца, тихой скромности и любви. В тот момент, когда боярские жёны, полные зависти и презрения, упрекали её, ставшую супругой князя, в том, что она, как нищенка, как простолюдинка, сидя за роскошным столом собирает крошки в кулак, уязвлённый Пётр заставляет жену разжать ладонь. И на глазах у всех явлено чудо: в руке у Февронии не крошки, а самоцветные камни. Это описание полно искреннего и неподдельного уважения автора повести к той, которая, став княгиней , не превознеслась, не забыла своё крестьянское происхождение и относилась к хлебу , как к драгоценности.
    Человека судьба иногда ставит в такие условия, когда, что бы он ни сделал, окончится всё печально. Тут либо под властью чувств человек впадает в уныние, либо, следуя разуму, сам строит коварства и обижает других. Но людям с чистой душой и добрым незлобивым сердцем дано принимать ясные и простые решения. На удивление всем, кто ,следуя изощренному уму, пытался всё переустроить по- своему. Выгнать Февронию из княжеского дома – так постановили бояре. Не стала Феврония противиться, поднимать бунт, строить интриги, наказывать неугодных. Спокойно и безропотно собралась и ушла, взяв с собой только самое дорогое и ценное: своего любимого мужа, князя Петра. Наверное, умна и разумна была она от природы, ведь недаром в повести рассказывается, как на вопросы Петра при первой их встрече отвечала она загадками. Вот и опять её речь, полная метафор и в то же время логичная и рассудительная, охладила пылко влюблённого в неё попутчика, Дала она ему понять, что естество у разных женщин одинаковое, как и вода по разным бортам судна , на котором плыли они. И здесь никто не увидит ни тени кокетства, самолюбования, высокомерия к другим. Только преданность и любовь. Наверное, это и есть главная задача разума – служить миру, согласию, любви, чистоте. Вспоминаются слова С.Я. Маршака: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет». На мой взгляд, Феврония воплотила в своей жизни стремления многих людей: сочетать разум и чувства. Не делала анализа событий, не прогнозировала будущее, не боролась с соперниками, но победила все козни. И сами бояре пришли с поклоном просить Петра и Февронию вернуться на княжеский престол, и могилки любящих сердец после смерти оказались рядом, и память о них живёт до сих пор. День этих супругов стал народным праздником, Днём семьи, любви и верности.
    Разум и чувства. Если они в единстве, если разум чист, а чувства глубоки , искренни и благородны, а вместе они на службе у любви – это , наверное, и есть мудрость. У редких людей это заложено с детства. Большинство об этом мечтает. Для некоторых это становится целью жизни. Обретшие становятся близки к той гармонии, ради которой и существует на свете человеческая душа.
    Автор: Лаврёнова Лариса Александровна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *