Сочинение на тему какие добрые чувства в человеке пробуждает литература

6 вариантов

  1. Литература может пробудить в людях душевность, благодаря которой люди начинают понимать друг друга. Также литература даёт поразмыслить над тем, что человек прочёл, тогда он может для себя осознать свои чувства и держать эмоции под контролем. Большинство людей пытаются стремиться к добру и это многим удаётся.
    Многие задаются вопросом, а зачем читать литературу, что она даёт? На этот вопрос есть много разнообразных ответов. Вот один из них. Человек читает разнообразную литературу: историческую, старинную, классическую, поэзии, детективную и фантастическую.
    Человек читает книги, в первую очередь, для своего саморазвития. Ведь литература прививает людям хороший вкус и нравственность понятий. Учит, как можно поступить в той или иной ситуации, отличать добро и зло, хорошее и плохое. С помощью литературы можно понять о строении взаимоотношений между людьми, какая бывает дружба и любовь. А также учит понимать плохие поступки и преступления, и какое в итоге будет последствие. И вообще, литература делает внутренний мир человека на много богаче.
    Роман «О дивный новый мир», который написал Олдос Хаксли, можно отнести к одному из примеров такого влияния литературы на человека. Главный герой Джон рос далеко от цивилизованного мира. Друзей у него не было, а мама сама почти ни чего не знала о воспитании своего дитя. У мальчика был маленький том Шекспира, который был для него неким собеседником. Он его выучил полностью так, что заученные фразы были частью его словарного запаса. Мальчик научился нравственности, преданности, дружелюбию и даже смог прочувствовать те чувства, которые были в книге. И всё это с помощью одной единственной книжечки Шекспира.
    Еще, к примеру, можно отнести роман Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна Ларина любила читать с самого детства, она могла долго размышлять над тем, что прочитала. Татьяне были присущи большие и продолжительные чувства. Читателю нравится героиня тем, что она честна и открыта. Татьяна была умной и скромной, этим она понравилась Онегину. Он был не лёгким человеком. И вот когда Онегин уехал, Татьяна смогла разыскать библиотеку его и прочитала множество книг, которые смогли ей помочь понять своего любимого человека. Эти познания, помогли позволить ей отпустить Евгения и попытаться свою жизнь начать с чистого листа. Татьяна вышла замуж и была очень хорошей и преданной женой.
    Вот ещё раз доказывается, что с помощью литературы в людях развиваются чувство нравственности, любовь, прощение и сочувствие. Книги подталкивают человека к тому, чтоб он становился лучше.

  2. В каждой эпохе были признанные мастера или даже гении литературы, которые с помощью печатного слова наполняли сердца людей лучшими чувствами, а умы – важными мыслями.
    Наша страна не стала исключением. Во все времена нам было, кем гордиться. Огромная плеяда выдающихся людей трудилась на литературном поприще, обучая нас вечным ценностям: честности, справедливости, доброте, милосердию, взаимопониманию, дружбе…
    Когда читаешь проникновенную историю любви, сам понемногу начинаешь чувствовать нечто подобное. Военные рассказы заставляют нас гордиться своей родиной и героическими предками. А печальные истории пробуждают в нас сочувствие к судьбе героев. Конечно, хорошо написанная книга пробуждает в читателе не одно, а целую гамму разных чувств. Ты проникаешься к главному герою, сопереживаешь ему, радуешься его успехам и расстраиваешься из-за его неудач. И чем больше книга вызывает душевного отклика, тем она лучше.
    К примеру, лирика Пушкина пробуждает в человеке гуманность, чувство справедливости и сострадания, любовь к родине. Многие его стихи пронизаны мотивом свободы. А Есенин заставляет нас увидеть и прочувствовать красоту окружающей природы. Читая его стихи, так и хочется упасть в траву под березами и вдыхать ее терпкий аромат.
    Я очень люблю читать. Литература помогает многое понять и переосмыслить. Она дарит огромный простор фантазии, расширяет кругозор и помогает научиться жить в согласии с собой и своими чувствами. Это целый огромный мир, созданный человеком для человека. Достаточно просто открыть свой разум и позволить ему наполниться мудростью предыдущих поколений.

  3. Пояснение.Для вы­пол­не­ния за­да­ния части 3 вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (С5.1, С5.2, С5.3).
    В блан­ке от­ве­тов М2 ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).
    Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию и фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее трёх стихотворений).
    Используйте теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения.
    Продумывайте ком­по­зи­цию сочинения.
    Сочинение пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.
    Ком­мен­та­рий к темам сочинений
    С17.1. Какие «чувства добрые» стре­мил­ся про­бу­дить А. С. Пуш­кин своей лирикой?
    О чем бы ни писал поэт: о друж­бе или любви, об иде­а­лах сво­бо­ды или ис­то­ри­че­ских событиях, о при­ро­де или фи­ло­соф­ских проблемах, — всюду мы видим пре­жде всего гуманиста, человека, стре­мя­ще­го­ся про­бу­дить в чи­та­те­лях «чувства добрые». В со­чи­не­нии сле­ду­ет оста­но­вить­ся на ос­нов­ных мо­ти­вах ли­ри­ки поэта: дружба, любовь, вольнолюбие, Ро­ди­на и слу­же­ние ей — и от­ве­тить на во­прос «Чему учит нас поэт, рас­кры­вая эти темы в своем творчестве?» В свое­об­раз­ном по­э­ти­че­ском за­ве­ща­нии «Памятник», на­пи­сан­ном Пуш­ки­ным за не­сколь­ко ме­ся­цев до тра­ги­че­ской гибели, поэт огля­ды­ва­ет­ся на прой­ден­ный твор­че­ский путь и пы­та­ет­ся определить, в чем ис­тин­ное до­сто­ин­ство его поэзии. Не кра­со­та слова или глу­би­на со­дер­жа­ния ви­дят­ся ему наи­бо­лее важными, а имен­но гу­ман­ность и вольнолюбие: И долго буду тем лю­бе­зен я народу, Что чув­ства доб­рые я лирой пробуждал, Что в мой же­сто­кий век вос­сла­вил я сво­бо­ду И ми­лость к пад­шим призывал.
    С17.2. Как Л. H. Тол­стой в ро­ма­не «Война и мир» от­ве­ча­ет на вопрос: «Какая сила управ­ля­ет всем?»
    В ро­ма­не Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир» за­тро­ну­ты важ­ные вопросы, ин­те­ре­со­вав­шие в то время рус­ское общество. Один из них — взгляд на историю. Кто управ­ля­ет ей? Тол­стой стре­мил­ся от­ве­тить на этот во­прос своим романом. Итак, какая же сила дви­жет народами? Тол­стой спо­рит в «Войне и мире» с рас­про­стра­нен­ной точ­кой зре­ния о зна­чи­мо­сти от­дель­ной ис­то­ри­че­ской личности. Он утверждает, что ход ис­то­рии опре­де­ля­ет­ся свыше и за­ви­сит от совпадения. Каж­дый че­ло­век дей­ству­ет по какой-то внут­рен­ней силе, и ни­ко­му не дано по­нять это. Более того; если кому-то и уда­ет­ся по­стичь тайну провидения, то это не ис­клю­чи­тель­ная личность, а на­род­ная жизнь в целом. Она ока­зы­ва­ет­ся наи­бо­лее чут­ким организмом, от­кли­ка­ю­щим­ся на скры­тый смысл ис­то­ри­че­ско­го движения. Роль ве­ли­ких людей в ис­то­рии – это уме­ние при­слу­шать­ся к мне­нию большинства, к на­род­ной жизни.
    С17.3. Что осуж­да­ет и что про­слав­ля­ет в че­ло­ве­ке Горький-романтик? (По рас­ска­зу М. Горь­ко­го «Старуха Изергиль».)
    Характеры ге­ро­ев ран­них рас­ска­зов М. Горького, к числу ко­то­рых при­над­ле­жит и «Старуха Изергиль», воз­вра­ща­ют чи­та­те­ля к ро­ман­ти­че­ской традиции. Это люди незаурядные, смелые, вольные, вы­рвав­ши­е­ся из?под вла­сти своей среды, об­ще­при­ня­тых иде­а­лов и ценностей. В рас­ска­зе три истории: ле­ген­да о Ларре, ле­ген­да о Данко, рас­сказ о жизни самой Изергиль. Образ Изер­гиль привлекателен, не­смот­ря на то, что «время со­гну­ло её пополам, чёрные когда-то глаза были туск­лы и слезились», в го­ло­се ее по?прежнему зву­чит стрем­ле­ние к воль­ной жизни, к без­удерж­ным страстям, любви. Но жизнь свою она про­жи­ла толь­ко для себя, ее сво­бо­да эгоистическая. «Гордый» Ларра — выс­шее про­яв­ле­ние эгоизма. По­это­му им про­ти­во­по­став­лен по?настоящему гор­дый и силь­ный Данко, для ко­то­ро­го смыс­лом жизни яв­ля­ет­ся слу­же­ние людям.
    С17.4. Тема любви в поэзии серебряного века (на примере произведений двух-трёх авторов).
    Тема любви в русской литературе многогранна: любовь как смысл жизни, несчастная любовь, любовь как испытание — лишь несколько подходов к раскрытию темы. В стихотворении Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли» любовь для героини — это глоток свежего воздуха, без которого не мыслится сама жизнь. Подобные переживания раскрываются в стихотворениях М. Цветаевой: «Вчера еще в глаза глядел», «Вот опять окно», «Мне нравится, что вы больны не мной». В поэзии А. Блока тема любви звучит в стихотворениях: «О да, любовь вольна, как птица», «О доблестях, о подвигах, о славе» и других.

  4. Русская классическая литература всегда являлась богатой сокровищницей, приоткрыв которую читатель погружался в удивительный мир русского языка. Все ценители художественной литературы всегда восхищались красотой речи, индивидуальностью стиля, который характерен для каждого писателя или поэта, воспитанного Россией. Вот мы открываем первую книгу и окунаемся в XVII век, проходим по старым улочкам града-Москвы, мимо проезжают извозчики, задевают плечом люди в странных костюмах… А вот уже начало XX века – белое пятно вишневого сада, далеко уходящего вперед, где начинает загораться красной полосой утренний рассвет, в беседке сидят девицы в длинных светлых платьях и шляпах с круглыми полями, вокруг разносится сладкий аромат от кустов красных роз… Куда только не уносят нас книги, в какие неизведанные дали и непроходимые места не улетает наша фантазия, читая то или иное произведение, и в каждом скрыт жизненный урок, тайный смысл.
    Каждому, наверно, запомнились уроки литературы в школе. Многим не нравилось читать многочисленные произведения, мы путались в именах и родственных связях героев, с трудом искали смысл и кульминацию. Часто встречается мнение, что педагоги в учебных учреждениях дают детям для изучения такие виды литературных произведений, как комедии, мелодрамы, поэмы и романы, которые наполнены грехом и пороком и воспевают неправедных людей мира сего. Хочется опровергнуть это мнение, доказав, что в каждом произведении присутствует добро и любовь, везде найдется место Богу и Его нравственному закону.
    Среди морей и океанов русской классической литературы хочется выделить пять лучших произведений, запавших в душу больше остальных, которые читатель мог запомнить еще со школьных времен. Книги показывают примеры истинной, чистой любви, дружбы, семьи, а кое-где и развитие порока, греха и деградацию личности.
    Возглавляет этот список «солнце русской поэзии» А.С. Пушкин. Не устаешь удивляться красоте его языка, богатству речи, каждое его произведение дышит легкостью, словно прекрасное музыкальное произведение ласкает слух. Поэт творил в конце XVIII – начале XIX веков и оставил в наследие большое количество стихотворений, сказок, поэм, повестей, но сейчас мы вспомним его драматическое произведение «Моцарт и Сальери». Кажется, что тут скрыто полезного и вразумительного для души христианина: друг гениального музыканта Вольфганга Амадея Моцарта – Сальери, который был не столь одарен, завидовал гению и решился его отравить. Моцарт был талантлив от Бога, легко писал музыкальные произведения, но нисколько не гордился этим. Это особенно и восхищает в герое, развивающем в себе Божий дар, но никогда не превозносившемся над людьми, в отличие от не столь гениального Сальери. «Гений и злодейство – две вещи несовместимые», – говорит Моцарт, и его друг задается вопросом: «Ужель он прав, и я не гений?» Драма показывает, как человек, ослепленный грехом и самолюбием, думая только о творчестве, забыл свою душу и отдался власти темных сил.
    Следующим в списке хочется поставить роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», повествующий о том, как душа человека может деградировать, отпав от Бога и Его заповедей. Главный герой – Григорий Александрович Печорин – образ человека, не нашедшего себе применения в жизни. Учеба, светское общество, служба – все ему наскучило, опротивело. Он попадает на войну, но быстро привыкает и к свисту пуль, и к лицу смерти. Ему ничего не стоит влюбить в себя женщину, а потом резко отвергнуть ее любовь, обжигая ее сердце холодом равнодушия, или вызвать друга, который доверял ему, на дуэль и убить его («Княжна Мери»). «Зачем я жил? Для какой цели я родился? – рассуждает главный герой перед дуэлью. – А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни… Моя любовь никому не принесла счастья. Потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия; с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться». Сколько мудрости, горького житейского опыта присутствует в этих размышлениях! Действительно, если за жизнь человек не научится любить, то тщетны будут все его труды и научные открытия, не поможет и высокое положение в обществе, власть и почет. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и остальное приложится вам» (Мф. 6, 33) – вспоминаются слова Спасителя при прочтении романа М.Ю. Лермонтова.
    Писатель, о котором пойдет разговор далее, был видным человеком в светском обществе: образованный, интеллигентный, дипломат и полиглот, но известным он стал на литературном поприще. Перенесемся же из нашего века на несколько столетий назад, в то время, когда жил Александр Сергеевич Грибоедов. Итак, век XIX, который кружит голову балами, светскими вечерами, интригами и сплетнями при дворе. На одном из таких вечеров и оказался этот гениальный человек и был поражен тем, как вся публика благолепствует перед всем иностранным и окружила вниманием и заботой какого-то француза. Грибоедов не выдержал и сказал пламенную уличительную речь, в результате чего его объявили сумасшедшим, а вскоре весь Петербург сладко смаковал эту мерзкую сплетню. Грибоедов же, дабы проучить светское общество, задумал написание комедии – так в 1824 году на свет появилась пьеса «Горе от ума». Комедия отвечает всем признакам классицизма: соблюдено единство места, времени и действия, фамилии героев несут тайный смысл, а сюжет, с одной стороны, прост и схож с обыденным любовным романом: молодой дворянин Чацкий приезжает к своей возлюбленной Софье, но та забыла уже о нем и отдала свое сердце другому. На протяжении всей пьесы главный герой пытается понять: кто он, кто же его соперник? Одновременно Чацкий обличает пороки московского светского общества: пресмыкательство, глупость, лицемерие, скупость, склонность ко всему иностранному, но добивается лишь того, что вызывает в обществе слухи о своём сумасшествии, пущенные Софьей. Когда он узнает, что его возлюбленная полюбила Молчалина – секретаря, отвечающего ей взаимностью лишь для того, чтобы выгодно жениться и продвинуться выше на служебной лестнице, то выдает прощальный монолог, который должен был бы глубоко проникнуть в сердце каждого, но люди лишь смеялись над ним. «Мучителей толпа, в любви предателей, во вражде неутомимых, рассказчиков неукротимых, нескладных умников, лукавых простяков… – безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним, и в нем рассудок уцелеет… Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!» И современным читателям полезно иногда брать пример с героя пьесы «Горе от ума» Чацкого и смело обличать поступки и пороки окружающих, ведь по слову Христа: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6).
    Еще одним из гениальных писателей того времени является Н.В. Гоголь, описывающий яркую, насыщенную жизнь Малороссии, обычаи и традиции жителей, их проблемы и радости. Но его произведения также дышат живой верой, морально-нравственная оценка поступков главных героев осуществляется писателем через призму Православия, поэтому Гоголя можно смело назвать христианским писателем. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Женитьба», «Ревизор», «Миргород» – вот только четверть самых известных произведений Николая Васильевича. Но сейчас хочется вспомнить повесть «Шинель», входящую в сборник «Петербургские повести» и повествующую о бедном чиновнике Акакие Акакиевиче Башмачкине – робком, бессловесном существе, безропотно сносившем «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и деспотическую грубость начальников. Он абсолютно был лишен чувств, эмоций, так как работа переписчика бумаг парализовала в нем какие бы то ни было духовные интересы. Но вот его жизнь озарилась словно солнечным светом, так как появился смысл существования: шинель! Портной Петрович уговаривает его сшить новую шинель взамен совсем потрепанной старой, и теперь Башмачкин думает только о том моменте, когда на его плечи ляжет новое, теплое одеяние, чтобы скрыться под ним от реальности окружающего мира, словно под панцирем черепахи. Дело доходит до абсурда и кажущегося безумия: чиновник начинает ходить на цыпочках, чтобы не стерлась подошва обуви, перестает есть по вечерам, но вот заказ выполнен. Впервые все внимание было приковано к нему (а вернее к новой, красивой шинели), главный герой купался в лучах славы. Однако радость длилась недолго: вечером неизвестный на улице сорвал с плеч шинель, Башмачкин поспешил к Значительному лицу, ища защиты и поддержки, но тот его прогнал. Бедный чиновник, не выдержав такой несправедливости и горя, слег, а вскоре умер.
    Повесть, несмотря на комичность сюжета, заканчивается печально: герой, не нашедший поддержки, разочаровавшись в жизни, умирает. На протяжении уже двух веков это произведение Гоголя интерпретировали по-разному, каждый – ученый-филолог или учитель русского языка и литературы – с высоты своего уровня знаний, включая всю фантазию и логическое мышление. Но для нас, как православных христиан, важна главная мысль произведения: без Бога человек не может жить, ибо не видит смысла, цели своего существования. Работа, дом, земная суета – за всем этим теряется способность человека чувствовать, сопереживать, любить, что и показал писатель на примере Башмачкина. Герой ставил своей целью земные блага, получая радость только от материальных вещей, забыв о существовании Бога, неудивительно, что жизненный путь бедного чиновника окончился трагично.
    О следующем гениальном писателе, творившем в XIX веке, ученый-физик Альберт Энштейн писал: «Достоевский показал нам жизнь, это видно, но цель его заключалась в том, чтобы обратить наше внимание на загадку духовного бытия». Сам писатель ставил цель своего существования и творчества так: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Ф.М. Достоевский оставил в литературное наследие множество произведений, но сейчас вспомним его роман «Униженные и оскорбленные», в котором красной нитью проходит мысль прощения. С начала повествования идет две сюжетной линии: униженная, оскорбленная девочка Нелли, мать которой сбежала с любовником из родительского дома. Отец не смог простить предательства дочери, а потом, когда она умерла, плакал и страдал над телом любимого дитя. Так же параллельно рассказывается о молодой девушке Наташе, которая ушла из дома с Алешей – сыном врага семьи. Отец долго не мог простить ее, но под впечатлением рассказа Нелли понял, что не может больше без дочери, и забыл всю обиду на нее. Вот как Достоевский описывает их радостную встречу, сцену прощения дочери отцом: «И ты могла думать, что я проклял тебя, что я не приму тебя, если б ты пришла!.. Да ведь я… слушай, Наташа: да ведь я часто к тебе ходил, и мать не знала, и никто не знал; то под окнами у тебя стою, то жду: полсутки иной раз жду где-нибудь на тротуаре у твоих ворот! Не выйдешь ли ты, чтоб издали только посмотреть на тебя! А то у тебя по вечерам свеча на окошке часто горела; так сколько раз я, Наташа, по вечерам к тебе ходил, хоть на свечку твою посмотреть, хоть тень твою в окне увидать, благословить тебя на ночь». Герои романа учат читателя важным духовным принципам: прощению врагов, обижающих и оскорбляющих нас, любви и самопожертвованию. Какой мудростью веет от этих высказываний Достоевского, которые он вложил в уста своих героев: «Пусть они нас проклинают, а мы их все-таки будем любить; они и не устоят», «Одной любви мало: любовь оказывается делами», «Не ум главное, а то, что направляет его, – натура, сердце, благородные свойства, развитие».
    Каждое произведение деятеля русской литературы подталкивает читателя к осознанию главных христианских истин: прощение – необходимое условие для совершенствования, любовь бывает только тогда истинной и чистой, когда она распространяется и на ближних и на врагов, а честность – неотъемлемая и главнейшая черта характера любого интеллигентного человека. Один из выдающихся раннехристианских богословов Тертуллиан писал: «Каждая душа – христианка». Неудивительно, что такие разные люди, творившие в разное время, поднимают вопросы, о которых не должен забывать каждый христианин, а духом Евангелия пропитаны многие произведения. Следовательно, странными кажутся рассуждения неофитов или «очень благочестивых православных», что художественная литература вредит душе, уводит ее в мир фантазии и мечты или, наоборот, шокирует ужасающей реальностью. Вспоминаются известные строки А.С. Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал»… А мы будем благодарны этим гениальным людям, которые пробуждают в нас добрые, искренние чувства, показывая на наши недостатки и грехи через своих героев.
    Евгения БАЛЬСУНОВА

  5. «Чувства добрые я лирой пробуждал…» (лирика А.С.Пушкина)

    Автор: Пушкин А.С.
    Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина.
    В.Г.Белинский
    Пушкин-великий поэт и прозаик 19 века.Его произведения всегда глубоки по смыслу, интересны и поучительны.Пушкин писал о том, что волновало обыкновенных русских людей того времени: о несправедливости, тирании, крепостном праве, о смысле жизни, о дружбе и о любви.Поэтому темы его произведений до сих пор остаются волнующими, животрепещущими и интересными читателю.Проживая различные жизненные ситуации, Пушкин старается отразить их в произведении и подвергает его героев различным испытаниям, расскрывая читателю разнообразие человеческих образов.Лирический герой Пушкина сложен и многогранен, его образ-это духовно богатая, патриотичная и свободолюбивая личность, протестующая против деспотизма и тирании, верящая в торжество справедливости, готовая бороться и отстаивать свои убеждения.Вместе с тем герою Пушкина не чуждо чувство прекрасного: дружба, любовь, рассуждения о смысле жизни, близость к природе.Лирический герой поэта-это совокупность положительных качеств самого Пушкина.
    Лирика Пушкина-это отражение его собственных чувств и переживаний.С помощью героев своих произведений Пушкин раскрывает читателю частичку своей души, его призывы и признания всегда искренны.
    Центральное место в лирике Пушкина занимает тема свободы и патриотизма.Во многом на творчество поэта оказало влияние его дружба с декабристами.Свободолюбивые порывы и жажда справедливости проявляются в знаменитой оде «Вольность».Главная мысль оды в том, что страной должен управлять просвещенный правитель, то есть тот человек, который понимает, какую ответственность он несёт за каждый свой поступок, осознаёт значимость закона и прав человека.Пушкин предупреждает:
    Тираны мира! трепещите!
    и призывает угнетённый народ бороться за свободу:
    А вы мужайтесь и внемлите,
    Восстаньте, падшие рабы!
    Поэт убежден в том, что ни тюрьмы, ни алтари не оградят тирана от мести народа:
    И днесь учитесь, о цари:
    Ни наказанья, ни награды,
    Ни кров темниц, ни алтари
    Не верные для вас ограды.
    Поэтому Пушкин призывает царей перейти на сторону закона:
    Склонитесь первые главой
    Под сень надёжную Закона,
    И станут вечной стражей трона
    Народов вольность и покой.
    Но обращение Пушкина осталось без ответа.За столь дерзкое обличение пороков того времени поэта ждала ссылка.
    Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям и единомышленникам.Таким является стихотворение «К Чаадаеву».В его строках поэт призывает друга посвятить жизнь освобождению народа:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    В Пушкине живет глубокая надежда и вера в светлое будущее Родины:
    Товарищ, верь: взойдёт она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!
    В стихотворении «Деревня» поэт обличает главный порок России-крепостное право.Лирический герой видит «везде невежества убийственный позор».Это стихотворение построено на противопоставлении: в первой части перед читателем предстает умиротворенная жизнь деревни, идилия окружающей природы.Эта красота близка и дорога каждому русскому человеку.Читая строки
    Приветствую тебя, пустынный уголок,
    Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
    Где льется дней моих невидимый поток
    На лоне счастья и забвенья,
    проникаешься чувствами лирического героя, понимаешь, что именно единение с миром природы приносит ему покой и вдохновение, то, чего не может дать шумная и пустая жизнь столицы.Лирический герой стихотворения впервые чувствует себя по-настоящему свободным и счастливым.
    Во второй части Пушкин обличает «барство дикое» и «рабство тощее».Даже здесь, в прелестном «пустынном уголке» процветает тирания и рабство:
    Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд, и собственность, и время земледельца.
    Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
    Здесь рабство тощее влачится по браздам
    Неумолимого владельца.
    Но несмотря на жизнеутверждающие призывы в стихотворении «К Чаадаеву», в «Деревне» у Пушкина нет абсолютной уверенности, что страна будет освобождена от крепостничества.Поэт понимает, что его мечта еще очень далека от осуществления:
    Увижу ль, о друзья! народ неугнетённый
    И рабство, падшее по манию царя,
    И над отечеством свободы просвещенной
    Взойдёт ли наконец прекрасная заря?
    Какую бы тему не затрагивал Пушкин, в его стихах торжествует разум.Поэт остаётся верен своему девизу:«Да здравствуют музы! Да здравствует разум!»В духе торжества разума написана знаменитая «Вакхическая песня». Пушкин посвящает это стихотворение духовным человеческим радостям.«Вакхическая песня»-это позитивный, жизнеутверждающий гимн человеческому разуму:
    Ты, солнце святое, гори!
    Как эта лампада бледнеет
    Пред ясным восходом зари,
    Так ложная мудрость мерцает и тлеет
    Пред солнцем бессмертным ума.
    Да здравствует солнце, да скроется тьма!
    Но на смену юношескому задору приходят философские размышления о смысле жизни, ностальгия по ушедшим дням.Теме жизни и смерти посвящено прекрасное стихотверение поэта «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»В стихотворении говорится о неизбежности смерти.Но, несмотря на грустную тему, стихотворение просветлено мудрым взглядом на мир, несмотря на тоску по юности, Пушкин уступает место новому, молодому поколению:
    Младенца ль милого ласкаю,
    Уже я думаю: прости!
    Тебе я место уступаю:
    Мне время тлеть, тебе цвести.
    В стихотворении ощущается светлая грусть и смирение. Мысли Пушкина о смерти неотделимы от мыслей о вечности:
    И пусть у гробового входа
    Младая будет жизнь играть,
    И равнодушная природа
    Красою вечною сиять.
    Еще одно стихотворение о размышлениях о жизни-«Вновь я посетил…»Это произведение Пушкина не просто филосовское и грустое, оно возвышенное и светлое.Пушкин понимает, что его время прошло, и он смиренно приветствует новое поколение:
    Здравствуй, племя
    Младое, незнакомое! не я
    Увижу твой могучий поздний возраст,
    Когда перерастешь моих знакомцев
    И старую главу их заслонишь
    От глаз прохожего.Но пусть мой внук
    Услышит ваш приветный шум, когда,
    С приятельской беседы возвращаясь,
    Веселых и приятных мыслей полон,
    Пройдет он мимо вас во мраке ночи
    И обо мне вспомянет.
    И в этом, и во многих других филосовских стихотворениях поэт открывает самые простые и вечные истины.Именно благодаря простоте философская лирика Пушкина стала бессмертной классикой.
    Огромное место в творчестве Пушкина занимают стихотворения, посвященные дружбе.Дружба для поэта всегда была священна, из нее он черпал вдохновение.Друзьями поэта были близкие по духу люди, дружбу с которыми Пушкин пронес через всю жизнь.Одно из первых стихотворений, посвященных дружбе,- «Пирующие студенты».Стихотворение наполнено юмором, шутками над друзьями и весельем.После окончания лицея в стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин с легкой грустью вспоминает об этой беззаботной поре:
    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман.
    Стихотворение «19 октября»-это размышление, грусть, полное одиночество:
    Печален я: со мною друга нет,
    С кем долгую запил бы я разлуку,
    Кому бы мог пожать от сердца руку
    И пожелать веселых много лет.
    Но, несмотря на одиночество, воспоминания о друзьях помогают жить, поднимают поэту настроение, несмотря не ссылку, Пушкин мыслями и душой с друзьями.Дружба спасает его от «сетей судьбы суровой», помогает поэту преодолеть трудный период жизни, дает надежду на скорую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в силах разрушить:
    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим и вечен,-
    Неколебим, свободен и беспечен,
    Срастался он под сенью дружных муз
    Куда бы нас не бросила судьбина,
    И счастие куда б не повело,
    Все те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село.
    Особенно ярко талант дружбы в поэте расскрывается после поражения декабристского восстания.Пушкин поддерживал друзей во время ссылок и передавал через их жен свои жизнеутверждающие стихотворения.Пушкин не изменил своим убеждениям.Надежда поэта на торжество свободы отражается в ободряющем стихотворении «В Сибирь», в котором он убеждает друзей в том, что все что они сделали для Родины не напрасно:
    Оковы тяжкие падут,
    Темницы рухнут-и свобода
    Вас примет радостно у входа,
    И братья меч вам отдадут.
    Друзьям-декабристам посвящено и стихотворение «Арион», в котором Пушкин рассказывает об их трагической участи:
    … В тишине
    На руль склонясь, наш кормщик умный
    В молчанье правил грузный челн;
    А я — беспечной веры полн-
    Пловцам я пел…
    Несмотря на гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной миссии, идеалам и убеждениям.«Я гимны прежние пою»,-говорит герой.
    Особое место в творчестве Пушкина занимают стихотворения, посвященные любви.Поэт первым с такой глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека.Мне кажется, самым изумительным стихотворением о любви является стихотворение «Я помню чудное мнгновенье…», которое Пушкин посвятил А.П.Керн.Поэт умеет найти удивительные слова, чтобы описать действие любви на человека:
    Душе настало пробуждение:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    В этом стихотворении отразилось все: и грустные и нежные воспоминания, и горестное сознание утраты, и воодушевляющие сердце чувства.
    Такой же глубиной мысли и чувства наполнено и стихотворение «На холмах Грузии…»:
    Мне грустно и легко; печаль моя светла…
    Унынья моего ничто не мучит, не тревожит…
    Однако чувства, переполняющие автора уже иные: его сердце уже не может не любить.Перед читателем предстает чистое чувство, свойственное любому человеку.
    Не менее высокое и нежное чувство открывается перед нами и в стихотворении «Я вас любил…»Здесь Пушкин показывает, что настоящая любовь не эгоистична.Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимому человеку:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам Бог любимой быть другим.
    «Я вас любил…»- драматическое произведение о неразделённой любви.Любовь героя еще не остыла, она живет в нем и волнует его душу:
    Я вас любил безмолвно, безнадежно,
    То робостью, то ревностью томим.
    Однако, несмотря на силу своей любви, герой не смеет беспокоить дорогую ему женщину.Он сознательно побеждает свои чувства, так как покой любимой для него важнее собственных терзаний:
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Стихотворения о любви Пушкина поражают благородством, пылкостью и искренностью чувств героя.
    Тема красоты русской природы всегда занимала значительное место в творчестве Пушкина.Родная природа дорога поэту, с помощью пейзажей Пушкин описывает внутреннее состояние души, настроение, переживания.Ближе всех остальных времен года для поэта была осень.«Из годовых времен я рад лишь ей одной»,-пишет автор.Осень полностью отражает внутренний мир поэта, его унынье и тоску.Осень предстает перед нами действительно очаровательной порой, достойной любования.Она-символ увядания, но за ее унылостью скрывается стремление к новой жизни:
    Дни поздней осени бранят обыкновенно,
    Но мне она мила, читатель дорогой,
    Красою тихою, блистающей смиренно.
    Природа пробуждает все лучшее в сердце поэта, осенью его душа расцветает:
    Легко и радостно играет в сердце кровь,
    Желания кипят-я снова счастлив, молод,
    Я снова жизни полн…
    Также яркое отражение природа находит и в лирических отступлениях в романе «Евгений Онегин».В отступлениях романа Пушкин дает чудесное описание пейзажей, его стихи полны радости, грусти о прошедших днях:
    Как грустно мне твое явление.
    Весна, весна
    Пора любви?
    Какое томное волнение
    В моей душе, в моей крови.
    Еще одно прекрасное произведение о природе-стихотворение «К морю».Здесь Пушкин выражает свои самые сокровенные чувства, наполняя стихотворение глубокими философскими размышлениями о жизни и смерти, свободе и неволе, человеческой судьбе.
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещещь гордою красой.
    Море не просто олицетворяется в стихотворении, оно превращается в живое существо-друга, которому поэт расскрывает свою душу.Но и с этим единственным оставшимся у него в мире другом нужно проститься:
    Прощай же, море! Не забуду
    Твоей торжественной красы
    И долго, долго слышать буду
    Твой гул в вечерние часы.
    В леса, в пустыни молчаливы
    Перенесу, тобою полн,
    Твои скалы, твои заливы,
    И блеск, и тень, и говор волн.
    Природа в лирике Пушкина играет особенную роль.Наедине с природой поэт полностью расскрывается духовно, находит умиротворение и гармонию.
    А.С.Пушкин оставил после себя неоценимое наследие. Темы для произведений поэт черпал из собственной жизни, личных переживаний.Его убеждения и призывы, чувства и ощущения всегда искренни, они исходят из глубины души.Стихи Пушкина учат быть неравнодушным к несправедливости, бесправию, тирании, делают человека духовно богаче, нравственно чище, человечнее, чувствительнее к переживаниям других людей, заставляют задуматься о ценностях и о смысле жизни, смерти и вечности. Благодаря лирическим произведениям поэта человек становится ближе к природе, учится видеть красоту вокруг себя, находить гармонию и умивотворение с окружающим миром.Поэзия Пушкина — целый мир добрых чувств, каждое из которых — «благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *