Сочинение на тему какие нравственные уроки может преподать литература сочинение

5 вариантов

  1. Постепенно наша литература взрослела, становилась сложнее, и базовые человеческие недостатки практически не менялись, они раскрывались под разными углами, с разных точек зрения, чтобы мы глубже смогли проникнуться в понимании души человеческой.
    В романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” автором доказывается мысль о том, что нельзя человеку полностью отрешаться от своего прошлого, от тех устоев и нравов, которыми жили предыдущее поколение. Евгений Базаров считает, что прежде чем что-либо создать, нужно всё очистить, всё прошлое уничтожить, а только потом начинать строить с нуля (дальше коротко опишите те конфликтные ситуации, которые возникали у аристократа Павла Кирсанова с разночинцем Евгением Базаровым).
    Рассказ М.А. Горького “Старуха Изергиль” на примере героя Ларры научил меня в первую очередь тому, насколько опасно и неправильно превозносить человеческую гордость.
    В этом же рассказе есть и другой пример, отважный Данко повёл за собой людей, пообещав им, что поможет спастись. Когда вера людей во спасение была практически на исходе, Данко отдал последнее что у него есть – пламенное сердце, которое осветило путь, и люди смогли остаться в живых.
    Тяжелейший человеческий грех – это убийство другого человека. Какой бы он ни был плохой, мы не имеем право поднимать против него руку. В романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников решился на такой шаг, ради того, чтобы проверить свою теорию, согласно которой человек имеет право на убийство другого человека. В итоге герой осознал ошибочность своих рассуждений и в конце концов раскаялся.

  2. Какие нравственные уроки может преподать литература о войне?
    С течением времени мы всё дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень тяжёлое время. Советский солдат смело смотрел в глаза смертельной опасности. Его смелостью, его волей, его кровью добыта победа над страшным врагом. Я не знаю, что такое война, даже услышав, я не могу представить, что это такое. Люди сражались «ни ради славы, ради жизни на земле..». Трагические события проявляют личные качества человека. Если у него добрая душа и сердце, он заступится за слабого, не пожалеет своей жизни ради чужой. Медсёстры вытаскивали раненых с поля боя, лётчики и танкисты, расстреливая боезапас, шли на таран, партизаны подрывали вражеские эшелоны… Люди отдавали свои жизни за родину, за свободу, за мирную жизнь, за будущее.
    Есть множество замечательных литературных произведений, отражающих жизнь человека в военное время. Например, классический роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Главной темой романа является героическая борьба русского народа с французскими захватчиками. Лев Николаевич выявил много проблем и показал их с огромной глубиной. Это произведение проникнуто любовью к Родине, гордостью за её прошлое. Читая этот роман, я вижу, как в борьбе с врагами проявляется русский дух, отвага. Роман «Война и мир» для меня не только книга об историческом прошлом страны, но и книга о нравственности. Из неё я извлекла множество уроков, которые будут помогать мне в жизни. Этот роман заставил меня задуматься над проблемами мужества, дружбы, верности, над нравственными вопросами, которые каждый человек непременно решает для себя.
    Ещё одним важным произведением является рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Это рассказ о простом человеке на войне. Лучшие черты народного характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, автор воплотил в главном герое – Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, достоинство. Весь рассказ проникнут глубокой, светлой верой в человека.
    Нравственные уроки мы можем увидеть в поэме Александра Твардовского «Василий Тёркин». Поэма очень популярна именно потому, что её герой воплотил в себе основные качества русского солдата, его стойкость и жертвенность. Он любит свою Родину, смел и готов к подвигу, сохраняет человеческое достоинство. При этом в поэме почти отсутствуют описания героических поступков. Тёркин ловок, удачлив, мастер на все руки, умеет пошутить, поднять боевой дух товарищей. Война показана в поэме как тяжёлая работа, поэтому автор называет солдат тружениками. Образ Василия Тёркина словно укореняется в русской истории, приобретает обобщающее значение, становится воплощением русского национального характера.
    В бой, вперёд, в огонь кромешный
    Он идёт святой и грешный
    Русский чудо-человек..
    У всех авторов, затрагивающих тему «человек на войне», есть общая черта: они стремятся изобразить не подвиг отдельных людей, а всенародный подвиг. Не героизм отдельного человека восхищает их, о подвиг всех русских людей, вставших на защиту Родины. Авторы стараются отразить в своих произведениях такие нравственные уроки и общечеловеческие ценности, как самопожертвование, вера в человека, единение народа, патриотизм. Нам нельзя забыть подвиг советского народа. Сохранение истинной памяти об участниках этих событий – долг и честь каждого из нас.
    Калашникова Ольга, 17 лет

  3. на тему «Какие нравственные уроки может преподать русская литература»
    В русской литературе всегда ставились морально-нравственные проблемы, и предлагались пути их решения на примерах конкретных поступков. Спектр этих проблем достаточно широк. Рассмотрим, какие нравственные уроки читатель может извлечь из повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
    Уже сам эпиграф к произведению – «Береги честь смолоду» – указывает на то, что тема чести является основной для писателя. Он стремится осмыслить это понятие и на примере поступков своих персонажей показать, как важно каждому из нас руководствоваться мыслями о чести в повседневной жизни, совершая тот или иной нравственный выбор.
    В начале повести отец Петра Гринёва, отправляя сына на военную службу, даёт ему напутствие: служить честно, начальству не угождать, а самое главное – беречь свою дворянскую честь. Поэтому в Симбирске, проиграв крупную сумму денег в бильярд, юноша ни на секунду не задумывается в том, что должен расплатиться со своим кредитором, хотя и понимает, что был обманут. Он следует законам дворянской чести, пот которым требовалось немедленно расплачиваться за проигрыш в азартных играх. Конечно, Пётр, поддавшись на уговоры слуги Савельича, мог бы не выплачивать долг, потому что деньги были выманены у него обманом. Но он их выплатил, честно ответил за свой проступок. По мнению Пушкина, человек способен сберечь душевную чистоту, только если он честен даже в мелочах.
    Пётр Гринёв понимает честь как жизнь по совести. После захвата Белогородской крепости Пугачёвым, он отказывается присягнуть на верность самозванцу и готов умереть на виселице. Он предпочитает погибнуть героем, а не жить подлой жизнью предателя. Он не может нарушить присягу, которую дал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринёв был готов это сделать. От виселицы его спасла только случайность.
    Соображениями дворянской чести Пётр Гринёв руководствуется и в других своих поступках. Когда Пугачёв помогает ему освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринёв хотя и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству не нарушает и честь сохраняет: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Юный Петруша в глазах предводителя мятежников становится воплощением верности, искренности и чести. Поэтому Пугачёв, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, даёт свободу и разрешает ему уехать. Самозванец не соглашается с советом Белобородова, предлагавшего попытать офицера, чтобы узнать, не подослан ли он оренбургскими начальниками.
    Постепенно Пётр Гринёв приходит к высшему пониманию чести – самопожертвованию во имя другого человека. Будучи арестованным по доносу за связь с арестованным атаманом и обвинённым в измене Родине, пушкинский герой из-за соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Он боится, что девушку призовут в следственную комиссию, начнут допрашивать, и ей придётся вспоминать все недавно пережитые ужасы. А этого Гринёв допустить не может. Для него честь и душевное спокойствие любимой девушки дороже собственной жизни. Пётр предпочитает смерть или ссылку в Сибирь, только бы сберечь покой той, которую любит. В сложных жизненных ситуациях Пётр Гринёв остаётся верен понятиям чести и долга. Чего не скажешь о другом герое – подлом предателе Швабрине, который забыл свою честь ради спасения собственной жизни. Во время захвата Белогородской крепости мятежниками Швабрин переходит на сторону Пугачёва. Тем самым он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру. А главное – хотел расправиться со своим врагом – Гринёвым, насильно жениться на Маше Мироновой, которая его не любила. В экстремальной жизненной ситуации Швабрин хотел выжить, пусть даже через унижение, попрание собственной чести.
    На примере жизни Швабрина А.С. Пушкин показывает: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, совершая разные поступки и тем самым выбирая путь Гринёва или Швабрина.
    Итак, анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» позволяет сделать вывод о том, какой высокий идейно-нравственный потенциал заложен в этом произведении. Оно учит читателя не только тому, что честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости и включает в себя чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, совершать подлости. В своей повести А.С. Пушкин также показывает: истинная любовь подразумевает бескорыстную самоотдачу в отношениях с любимыми, и готовность пойти на самопожертвование и в этом заключается её величие. Читая пушкинское произведение, каждый из нас понимает, что предательство интересов Родины – страшный грех, которому нет прощения. Именно эти нравственные уроки способны преподать читателю бессмертные произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Как тут не вспомнить известные слова Д.С. Лихачёва: «Литература – это совесть общества, его душа».

  4. Замятина Анастасия. Часть 3.
    Двинемся дальше. Хотелось бы разобрать эпизод с Никанором Ивановичем Босым и Коровьевым. Никанор Иванович – председатель жилищного товарищества дома №302-бис по Садовой улице в Москве, где проживал покойный Берлиоз, и где же и остановилась свита Воланда, в квартире №31. Коровьев – помощник из Свиты Воланда, очень высокий, неряшливый мужчина в клетчатом костюме и пенсне: «…что?то удивительно несолидное было и в манере переводчика говорить, и в его одежде, и в этом омерзительном, никуда не годном пенсне…». Никанор Иванович зашел в квартиру, чтобы разобраться, что в ней происходит, ведь за последнее время пришло свыше 30 писем с жалобами и угрозами, связанных с этой квартирой. К этому времени Босого уже ждал Коровьев: «- Ба! Никанор Иванович! – заорал дребезжащим тенором неожиданный гражданин и, вскочив, приветствовал председателя насильственным и внезапным рукопожатием». И уже на этом моменте Булгаков предсказывает через Коровьева, что же случится с Босым «- Вы – лицо официальное? … – Что такое официальное и неофициальное? Все это зависит от того, с какой точно зрения смотреть на предмет. Все это, Никанор Иванович, зыбко и условно. Сегодня я неофициальное лицо, а завтра, глядишь, официальное! А БЫВАЕТ И НАОБОРОТ, И ЕЩЕ КАК БЫВАЕТ!». Далее Коровьев объяснил, что живет он здесь с заграничным артистом-миллионером и котом, а сам он является переводчиком. И что артист этот ну очень капризный человек и не намерен жить в гостинице. Никанор Иванович, недолго думая, начинает врать о том, что жилтоварищество согласно сдавать квартиру артисту, но по пятьсот рублей в день, а за неделю выходило бы 3500 рублей. Но Коровьев, вместо того, чтобы опровергнуть или же просто согласиться, добавил свое «Да разве это сумма! Просите пять, он даст». Никанор Иванович согласился и потребовал пять… Во оно и следующее проявление безнравственности. Вранье и алчность. Как же его наказывает Булгаков, через Коровьева? «Алло! Считаю долгом сообщить, что наш председатель жилтоварищества дома номер триста два- бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, спекулирует валютой. В данный момент в его квартире номер тридцать пять в вентиляции, в уборной, в газетной бумаге четыреста долларов. … Заклинаю держать в тайне мое имя. Опасаюсь мести вышеизложенного председателя». …….. Расплатившись с Босым русскими рублями, Коровьев взял телефон и позвонил в милицию. Что произошло потом? Булгаков предсказал нам это ранее «Сегодня я неофициальное лицо, а завтра, глядишь, официальное! А БЫВАЕТ И НАОБОРОТ, И ЕЩЕ КАК БЫВАЕТ!». В дом Никанора Ивановича вломились и нашли эти самые четыреста долларов, о которых говорилось по телефону. «Через пять минут жильцы дома дома видели, как председатель в сопровождении еще двух лиц проследовал прямо к воротам дома. Рассказывали, что на Никаноре Ивановиче лица не было, что он пошатывался, проходя, как пьяный, и что- то бормотал». Подведем итоги: еще одной из черт безнравственности, по мнению Булгакова, является алчность и ложь. Более того, алчность является смертным грехом, а воровство, которое совершил Никанор Иванович – является преступлением.
    На самом деле, хотелось бы привести еще кучу-кучу эпизодов в пример, таких как: суд Иешуа, в которой проявляется трусость Понтия Пилата; встречу Лиходеева с Воландом, в которой проявляется алкоголизм Лиходеева; Представление Свиты Воланда в Цирке… Но слишком много и слишком долго!
    В заключение хотелось бы ответить за вопрос: «Какие же Нравственные уроки литературы мы для себя выносим». Литературное произведение, такое как «Мастер и Маргарита» Показывает нам наши собственные пороки, ведь все, что там написано, это ведь существует и по сей день, что же там говорить, по словам Воланда из цирка: «Но людей испортил квартирный вопрос»… И не только показывает, но и предупреждает: За каждый наш грех, за каждый наш безнравственный поступок придется платить! Кому- то придется платить жизнью, кому- то свободой, кому- то рассудком. И виноваты во всем мы сами… мы и наши пороки.
    ОтветитьУдалить

  5. “Природа дала человеку в руки оружие –
    интеллектуальную и моральную силу, но он может
    пользоваться этим оружием и в обратную сторону;
    поэтому человек без нравственных устоев
    оказывается существом самым нечестивым и диким,
    низменным в своих половых и вкусовых
    инстинктах”. Так говорил Аристотель. Пройдет
    время; и другой философ – Гегель – сформулирует
    эту мысль так: “Когда человек совершает тот или
    иной нравственный поступок, то он этим еще не
    добродетель; он добродетель лишь в том случае,
    если этот способ поведения является постоянной
    чертой его характера”.
    Сегодня высокая нравственность – едва ли не
    самая важная и необходимая для человека и
    общества в целом и, к великому сожалению, самая
    “немодная” черта характера, “непопулярная”. По
    мнению некоторых ученых – социологов, нынешнее
    молодое поколение мы потеряли: под натиском
    развращающего воздействия телевидения, под
    оглушающую пропаганду “сладкой”
    наркотически-сексуальной жизни только 7%
    процентов молодых людей называют нравственность
    жизненно важным качеством.
    Человек, если он хочет быть достойным этого
    звания, не может жить без морали и
    нравственности. Качества эти не врожденные, не
    генетический код передает их из поколения в
    поколение. Есть множество примеров, когда дети
    весьма интеллигентных, высокообразованных,
    честных и порядочных родителей становились
    подонками общества. И, наоборот, в
    неблагополучных семьях вырастали яркие личности
    с чистыми помыслами, с неутомимой страстью к
    добрым делам, скромные и очень строгие к себе.
    Старшее поколение склонно видеть в младшем и
    даже несколько преувеличивать недостатки
    возраста. Правда, к сожалению, не без оснований
    говорим мы иногда о том, что ребята не приучены к
    труду, не берегут добро, ждут “всего и сразу от
    своих предков”. Да только кто же виноват в этом?
    Семья? Школа? Улица? Да. Каждый по отдельности и
    все вместе.
    Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что
    добро победит. Да, нужно учить их воевать за эту
    победу. Да, нужно чтобы они не боялись в процессе
    борьбы набить себе синяков и насмешек. Но самое
    главное – самим нам соответствовать этим
    принципам. Мы, учителя , должны помнить: на нас
    смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам
    судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят
    нас завтра в классе, за пультами управления, но
    основы их взглядов и привычек закладываются
    сегодня. И уроки гуманных взаимоотношений они
    усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности, на
    уроках литературы.
    О гуманизме уроков литературы следует сказать
    особо. Ведь, несмотря на многолетние споры о
    формах и методах преподавания литературы,
    сегодня ясно, как день, что главное назначение
    современного словесника — быть источником
    нравственного влияния. “Ничто, кроме литературы,
    – говорил П.М. Неменский, – не может передать опыт
    чувств многих человеческих жизней. Так, можно
    через литературное произведение пережить
    унижение раба или горечь одиночества старости,
    оставаясь при этом молодым человеком нашего
    времени.
    Именно такое воздействие и формирует душу,
    обогащает узкий личный опыт гигантским опытом
    человечества”.
    Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских
    педагогов полагал, что учитель, прежде всего,
    должен быть воспитателем. “В преподавателе
    знание предмета далеко не составляет главного
    достоинства, главное достоинство преподавателя
    в том, чтобы он умел воспитывать своим
    предметом”, – писал он.
    Если умение воспитывать своим предметом было
    достоинством еще в XIX веке, то сегодня, в веке XXI,
    во времена дефицита человеческих ценностей, оно
    приобрело ещё большую значимость и
    необходимость.
    Иногда учителей сравнивают по тому, кто
    напичкает головы своих учеников наибольшим
    объемом знаний. Поэтому они изощряются в
    изобретении способов, как эффектней и
    эффективней эти знания преподнести, чтобы
    запомнились впрок. Я считаю, что эти знания нужны,
    но важнее снабдить ученика объемом нравственных
    представлений, ведь смысл труда преподавателя
    литературы – в воспитании высокогуманной
    личности, настоящего Человека.
    Порой мы, педагоги, видим и чувствуем, что
    основная масса наших учеников просто по долгу
    службы отсиживает положенное и отвечает на
    уроках. А ведь очень хочется, чтобы на уроках
    литературы учащиеся горевали или смеялись,
    удивлялись или возмущались, хочется научить
    школьников понимать поведение человека, самого
    себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в
    литературных героях себе подобных, помочь
    ученику разрешить собственные проблемы
    средствами литературы, понять, что такое хорошо и
    плохо, учить бороться с “плохо”, ставить и
    ставить перед учениками вопросы, искать вместе с
    ними ответы, беседовать, спорить о жизни, о людях.
    Предметом каждого изучаемого произведения
    является человек, его жизнь и поведение в разных
    ситуациях. Как бы далеки ни были события, о
    которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов,
    Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский,
    нравственные проблемы, поднятые ими в их
    произведениях, звучат злободневно в наше бурное,
    сложное время. Счастье и несчастье, верность и
    предательство, чувство долга и карьеризм, истина
    и ложь, подвиг и трусость, человек и общество,
    любовь и дружба – эти и многие другие
    нравственные проблемы являются вечными и
    поэтому должны волновать сердца наших учеников.
    Достойно продолжают классические традиции и
    пополняют сокровищницу нашего национального
    словесно-художественного творчества, открывают
    новые возможности для формирования читательской
    культуры и гуманистических идеалов школьников
    современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А.
    Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков,
    В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Их
    произведения – благодатная почва, на которой
    можно вырастить высоконравственных людей,
    откуда можно впитать представления о хорошем и
    плохом, о честном и порочном, об обыденном и
    высоком из всего множества явлений, из которых
    складывается наша жизнь.
    А она требует творческого развития ребенка,
    формирования его активности, самостоятельности,
    готовности и умения брать ответственность за
    собственную судьбу, за происходящее в обществе.
    Это предполагает и новые принципы анализа
    произведений – необходимо всемерно
    стимулировать самостоятельность суждений
    учащихся, решительно отказаться от навязывания
    сделанных кем – то однозначных оценок
    относительно эпизода, события, поступка
    персонажа, содержащихся в художественном
    произведении.
    Постижению истины в
    литературно-художественных текстах, авторской
    гуманистической позиции помогает система
    вопросов и заданий. В качестве подтверждающего
    примера можно привести урок по теме “Я нужен
    людям” (А. Платонов, 8 класс, “Юшка”). Рассказ
    читает учитель. После нескольких предложений
    становится ясно, что главный герой – больной,
    неряшливо и неопрятно одетый помощник кузнеца.
    Чтение прекращается.
    – Нравится ли вам главный герой? (Нет).
    – Как вы думаете, почему автор сделал его
    главным героем? Сделали бы вы это, будь на месте
    автора? Почему?
    – Если бы вы такого человека встретили на улице,
    то:
    а) подали бы руку?
    б) прошли бы молча мимо?
    в) брезгливо усмехнулись бы?
    г) не обратили бы внимания, чтобы не испортить
    себе настроения?
    Картина получается безрадостная.
    Знакомясь с главным героем больше, дети
    понимают, что за внешне не очень приятным
    человеком – настоящий человек, просто он не умеет
    сердиться, гневаться, постоять за себя, не похож
    на других своей неряшливостью.
    С одной стороны – добрый, кроткий Юшка; с другой
    – озлобленные люди. Несчастье просто не могло не
    произойти. Юшка погиб. Ученики слушают с
    огромнейшим вниманием текст, потом очень
    активно, перебивая друг друга, отвечают на
    вопросы.
    – Что же за человек Юшка?
    – Почему вы “забыли” о его неопрятной
    внешности?
    – Какая черта его характера выходит на первый
    план?
    – Почему дети издеваются над Юшкой? (Не дает
    сдачи)
    – За что взрослые обижают Юшку? (Не похож на них).
    – Разве плохо быть не похожим на других? Почему?
    – А каким нужно? Почему? Любил ли он людей? А они
    его?
    – Почему Юшка терпит унижение и оскорбление?
    – Если бы среди вас оказался такой человек, как
    бы к нему относились?
    – Представьте, что он — ваш родственник. Смогли
    бы его защитить от злых людей? Как?
    – Попробуем вкратце подвести итог о
    взаимоотношениях:

    Можно ли быть таким? (Нет)
    – А каким? (Нужно уметь постоять за себя, не
    обижая и не унижая других).
    – Как Юшка относится к природе? (Нежно, трепетно)
    – О каких качествах характера Юшки
    свидетельствует его трепетное отношение к
    природе?
    (Доброта, искренность, беззлобие).
    – Зря ли прошла жизнь Юшки? Пропало ли его добро?
    (Нет. Добро не пропало, т.к. после его смерти
    появился добрый человек -дочь, которая продолжит
    его дело).
    – Поняли ли люди свою ошибку?
    – Изменилось ли их отношение к нему хотя бы
    после смерти? (Да. Они сказали: “Прости нас,
    Юшка”).
    – Теперь скажите, почему Платонов главным
    героем своего рассказа сделал такого
    непривлекательного внешне человека?
    (Идет беседа о духовной красоте).
    Система вопросов рассчитана на то, что учащийся
    должен сам определить собственное отношение к
    отдельным персонажам, гуманистическим идеалам,
    которые несут персонажи, аргументировать точку
    зрения конкретными фактами. На уроке звучат
    различные доводы в защиту или обвинение того или
    героя, происходит столкновение мнений,
    коллективный поиск оптимальных выводов, а это –
    основа формирования активного, творчески
    мыслящего читателя.
    Изучается рассказ В. Шукшина “Волки”. Герои
    рассказа – обыкновенные люди, два простых русских
    мужика Наум и Иван – тесть и зять. По ходу чтения
    составляется характеристика литературных
    героев:

    Наум –
    нестарый, обаятельный, трудолюбивый,
    расторопный, хозяйственный.
    Иван (зять Наума) – молодой, беспечный, чуть
    ленивый, своенравный.
    – Кто из героев вам нравится? Почему? Похож ли он
    на ваших родителей? Чем? (Наум, он похож на наших
    отцов, дедов своей хозяйственностью и
    трудолюбием). Сюжет прост. Наум и Иван поехали в
    лес за дровами, а на них напали голодные волки.
    Вдвоем они бы отбились от волков, но Наум струсил,
    убежал, оставив Ивана одного. Он оказался в
    большой опасности, волки растерзали его лошадь.
    Только смелость Ивана спасла его, он выжил,
    пришел в деревню и решил отомстить тестю за
    предательство.
    – Как вы теперь относитесь к героям? Почему вам
    нравится ленивый Иван?
    – Какие людские недостатки страшнее, чем
    беспечность, леность? (Подлость, предательство).
    – Встречали ли вы таких людей?
    – Что хотел сделать Иван после возвращения?
    – Кто ему помешал и почему? Что бы вы сделали на
    месте Ивана? Милиционера?
    – Не похожи ли чем – то в данном эпизоде
    герои-люди на волков? (Да, Иван хочет отомстить,
    отплатить злом за зло).
    В. Шукшин не делит своих героев на четкие
    нравственные категории – этот положительный
    герой, а тот – отрицательный. Он, показывая
    несовершенство человека, преступающего законы
    морали, старается избежать назойливой
    назидательности, “лобовой атаки”.
    Многие произведения современных авторов,
    включенные программу по литературе, заставляют
    задуматься над жизнью, побуждают формировать
    характер, помогают ответить на вопросы: что в
    тебе хорошего, а что плохого? Может ли быть
    человек без единой отрицательной черты? Как это
    определить самому?
    Работая над проблемой “Нравственное
    воспитание на уроках литературы”, я убедилась,
    как по-разному воспринимают учащиеся
    произведение, поэтому нужно осторожно
    относиться к их суждениям, стремиться к тому,
    чтобы личность писателя, его моральный облик,
    образы, созданные его творческой натурой, стали
    для ребят близкими и понятными. Ведь каждый
    человек, кто раньше, а кто позже, задумывается –
    каким человеком быть? Какие нравственные
    ценности взять с собой из стен школы? Мы же,
    учителя, стараемся помочь им своими уроками
    литературы как можно раньше осознать себя
    личностью, сделать свой нравственный выбор.
    Каждому учителю-словеснику всегда надо помнить,
    что литература – это искусство слова, и следует
    видеть в классике средство воспитания души,
    гуманизма, духовности, общечеловеческой
    нравственности, сделать книгу средством
    познания себя и окружающих людей, максимально
    приблизить ее к современности, к миру ребенка и
    тем самым дать толчок к самостоятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *