Сочинение на тему какие проблемы поднимаемые лермонтовым актуальны сегодня

3 варианта

  1. Но сразу же останавливает себя в этой вере, вспомнив, что имеет «правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо». А позже, испытывая судьбу и подвергая жизнь опасности, иронизирует над убеждениями человеческими. И, как будто бросая вызов слепым верованиям, которые лишают человека свободы, свободы истинной, внутренней, четко обозначает свое подлинное миропонимание: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает…»
    Смысл жизни, предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм – эти философские проблемы в романе «Герой нашего времени» впервые так ясно, точно были сформулированы поэтом, именно по этой причине сочинение Лермонтова стало первым философским романом русской литературы 19 века.

    Проблема счастья в «Герое нашего времени»

    Вся жизнь Печорина – в поисках разгадки человеческого счастья. С интересом ведет он разговор с ундиной, поющей свою чудную песню, но легкость отношения к счастью – не для Печорина. «Где поется, там и счастливится», «где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко», – такой философии Григорий не приемлет.
    «Что такое счастие? Насыщенная гордость»,- пишет он в журнале. Казалось бы, у героя есть все для насыщения своей гордости: подчиняются его воле и любят люди, с которыми сводит судьба. Преданно любит Вера, покорена его обаянием и настойчивостью Мэри, с удовольствием приятельствует с Григорием Вернер, Максим Максимыч привязан к Печорину, как к сыну.
    Сталкиваясь с совершенно разными персонажами, Печорин непрерывно старается насытить свою гордость, но счастья нет, вместо него раз за разом приходит скука и усталость от жизни.
    Среди философских проблем проблема счастья в «Герое нашего времени» занимает важное место.

    Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени»

    Не только философские, но и нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени» являются весьма значимыми. «Историю души человеческой» пишет Лермонтов, поэтому на страницах произведения мы наблюдаем, как решает Печорин для себя вопросы добра и зла, свободы выбора, ответственности, как размышляет над возможностью и местом в собственной жизни любви и дружбы.
    Любовь, которой так жаждет и к которой стремится Григорий, для него непостижима. Его любовь «никому не принесла счастья», потому что любил «для собственного удовольствия», просто впитывая чувства и страдания людей, не насыщаясь ими и ничего не отдавая взамен». Истории с Бэлой и Мери – яркое тому подтверждение.
    Анализируя способность к дружбе, Печорин делает вывод, что и к ней «неспособен: из двух друзей всегда один раб другого», рабом он быть не умеет, а управление другими считает утомительным трудом, требующим обмана. Сделавшись приятелем с доктором Вернером, Печорин так и не сможет или не захочет пустить того в свой внутренний мир –не доверяет его никому.
    В душе главного героя только усталость, по его убеждению, истощены и «жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко».

    Современность проблем романа

    Многое в характере Печорина мы, читатели, не принимает, еще большего просто не можем понять. Нет смысла обвинять героя в эгоизме и индивидуализме, в том, что растратил свою жизнь на пустые страсти и прихоти. Да, главный герой таков, но случайность ли это или замысел автора?
    Стоит перечитать предисловие самого Лермонтова к роману, и найти строки: «Довольно людей кормили сластями…, нужны горькие лекарства, едкие истины». Печорин в его скептицизме искренен, он не ставит себя выше всех, а неподдельно страдает от того, что не видит выхода, не может найти идеал. Он так глубоко заглянул и исследовал собственную душу, что не питается иллюзиями, а мужественно видит себя таким, каков есть. А ведь без этого невозможно развитие, движение вперед. Являясь человеком своего времени, он отражает тот путь, который должно было проделать его поколение – отбросить романтические иллюзии, неискренние идеалы, научиться трезвому взгляду на реальность и себя самого, с тем, чтобы последующие поколения могли идти дальше, видя идеалы и цели.
    «Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина?.. Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?» Вот оно, горькое лекарство – Печорин, мировоззрение которого оказывается очистительным шагом в будущее. Поэт прав, нравственность от «едких истин» выигрывает.
    Философские и нравственные – таковы основные проблемы, поднятые в «Герое нашего времени». Они заставляют нас, читателей, размышлять о собственном предназначении в жизни, о сложном соотношении мира и человека, делают это произведение живым, современным в любые времена и эпохи.

  2. Лермонтов — поэт середины 19 века. Так почему же он остается по-прежнему так любим своими читателями. Ведь мир изменился за 150 лет. Или проблемы, волнующие людей тогда, не так уж сильно отличаются от сегодняшних.
    Читая произведения великого поэта , мы видим проблему одиночества человека среди общества. «Героя того времени» сковывают рамки. Печорин говорит: «Я говорил правду — мне не верили, я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни». Герой произведения был неинтересен другим людям честным, искренним и он научился неискренности, лести, желчности. Он понимает пороки системы и общества. Но он не может ничего изменить. И мыслящий человек оказывается один среди толпы. Он понимает свое превосходство на другими, потому что способен более глубоко мыслить и видеть то, чего не видят другие. И сегодня люди, как никогда наверное, страдают одиночеством, находясь в окружении тысяч других. В современном обществе нет общей идеи, нет ценностей и идеалов, которым бы могли следовать все, того, что объединяло бы людей и сплачивало между собой. Рыночное общество предполагает деньги как основной субъект. В борьбе за материальными благами каждый сам за себя. Поэт говорит о тогдашней родине: «Прощай немытая Россия, страна господ, страна рабов» Как же это совпадает с теперешними «господами», которым все дозволено и остальными людьми, которые не могут на это повлиять.
    Гармоничное развитие личности и общества не возможно без опоры на что-то, что главнее денег. Без чести, без уважения к своему прошлому, любви к людям, добра, без цели. Мыслящий человек сегодня понимает, как и тогда Лермонтов, что это разрушает наше общество и наше будущее. Но это не находит отклика среди людей. И он оказывается одиноким в своих мыслях. Сегодня мы должны задуматься об этом, чтобы вырастить наши будущие поколения с нацеленностью на лучшее.

  3. 3
    Текст добавил: ЛетаЮ в МыслЯх

    Почти двести лет прошло с эпохи Михаила Юрьевича Лермонтова, но до сих пор остается актуальной проблема личности человека. Несмотря на прошедшие столетия, войны и природные катаклизмы, людская психология будет всегда на первом плане. Сам автор писал о том, что “история души человеческой … едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. Поэтому большинство произведений великого писателя в своей основе носят именно личностный характер.
    Самым глубоким и драматичным в этом плане является роман “Герой нашего времени”, в котором характер и поступки главного героя так характерны молодым людям сегодняшнего поколения. Тщеславие, эгоизм, себялюбие, гордость и высокомерие – вот главные составляющие, которые объединяют два разных поколения, две разные эпохи.
    Печорин – натура двойственная и противоречивая. С одной стороны – глубокий мыслитель, умный, образованный, высокоодаренный, яркая, запоминающаяся личность во всех отношениях, а с другой – жестокий циник, честолюбец, фаталист, который сам себе признается в том, что любит только ради забавы и получает огромное удовольствие от подчинения всех своей воле. Самая большая страсть его – это жажда власти.
    Герой романа говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его … “. Каковы причины этой раздвоенности? “Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни … ” – признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, сделался, по его словам, нравственным калекой. Но его равнодушие, черствость – это только маска самозащиты.
    Белинский видел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”.
    И в наше время постоянно происходит эта внутренняя борьба. Мы ищем смысл жизни, сомневаемся, ошибаемся или духовно растем. Познание себя и окружающего мира приводит к созиданию или к разрушению. Это было и будет всегда. Об этом говорили, говорят и будут говорить. Такова жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *