Сочинение на тему какие вопросы поднятые в литературе

11 вариантов

  1. Сочинение.
    Вечные вопросы русской литературы.
    Вечные вопросы русской литературы – это вопросы соотношения добра и зла, временного и вечного, веры и истины, прошлого и настоящего. Почему их называют вечными? Потому, что они не перестают волновать человечество на протяжении веков. Но главными, я бы сказал, ключевыми вопросами всей русской литературы были следующие: «Что является основой жизни русского человека? Как сохранить свою душу, не дать ей погибнуть в этом далеко не совершенном мире?»
    На эти вопросы помогает нам ответить Л.Н. Толстой в своих нравоучительных «народных»  рассказах. Один из них – «Чем люди живы».
    Герой рассказа – бедный сапожник Семён – оказывается в ситуации, когда необходимо сделать нравственный выбор: пройти мимо чужого, голого, замерзающего человека или помочь ему? Хотел было пройти, но голос совести не даёт ему это сделать. И Семён приводит его домой. А там жена Матрёна, недовольная, задавленная бедностью, думающая только о том, что «хлеба всего краюшка осталась», набросилась на мужа с упрёками. Однако после слов Семёна: «Матрёна, али в тебе Бога нет?!» – «вдруг сошло в ней сердце». Пожалела она попавшего в беду странника, отдала последний хлеб, портки и рубаху мужа. Сапожник и жена не просто помогли беспомощному человеку, а оставили его у себя  жить. Спасенный ими оказывается ангелом, которого Бог послал на землю, чтобы тот нашел ответы на вопросы: «Что в людях есть? Чего им не дано? Чем люди живы?» Наблюдая за поведением Семена, Матрены, женщины, которая взяла на воспитание сироток, ангел приходит к выводу: «…кажется только людям, что они заботой о себе живы, а  что живы они одной любовью.»
    А чего  не дано людям? На этот вопрос мы получаем ответ, когда  на страницах рассказа появляется барин, приехавший заказывать сапоги, а получивший босовики, так как «не дано знать ни одному человеку – сапоги на живого или босовики ему же на мертвого к вечеру  нужны»
    Он жив пока. Ведет себя высокомерно, разговаривает  грубо, подчеркивая свое богатство и значимость.  В его описании привлекает внимание деталь – намек на духовную смерть: «как с другого света человек».  Лишенный чувства любви и сострадания, барин мертв уже при жизни. Не уберег он своей души, и к вечеру закончилась его бесполезная жизнь.
    По мнению  Толстого, любить надо «не словом или языком, но делом и истиной». Семён и Матрёна, его герои, живут по нравственным законам, а это значит: душу живую имеют. Своей любовью они спасают жизнь чужому им человеку, следовательно, спасают свою душу, свою жизнь. Я думаю,  что без добра, милосердия, сострадания не может быть и любви.
    Вспомним также Ярославну из «Слова о полку Игореве». Когда она плачет, то не о себе думает, не себя жалеет:  она хочет быть рядом с мужем и его воинами, чтобы исцелить их кровавые раны своей любовью.
    Наша литература всегда уделяла большое внимание и вопросу времени. Как связано прошлое и настоящее?  Почему человек так часто обращается к прошлому? Может быть,  потому, что именно оно даёт ему возможность разобраться с проблемами настоящего, подготовить себя к Вечности?
    Тема раздумий о жизни, неудержимо уходящей, заняла заметное место в лирике А.С. Пушкина. В своём стихотворении «Вновь я посетил..» он говорит об общем законе жизни, когда всё меняется, старое уходит, на смену ему идёт новое. Обратим внимание на слова «на границе владений дедовских». Прилагательное «дедовских» вызывает мысль о прошлых поколениях. А вот в конце стихотворения, говоря о «младой роще», поэт замечает: «Но пусть  мой внук услышит ваш приветный шум…». Значит, размышления о ходе жизни  приводят  к мысли о смене и связи поколений: деды, отцы, внуки.
    Очень значим в этом отношении образ трёх сосен, около которых и выросла «младая роща». Старики охраняют  теснящуюся под их сенью молодую поросль. Они могут грустить, что их время уходит, но не могут не радоваться подрастающей смене. Вот почему так правдиво и естественно звучат слова поэта: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»  Думается, это к нам обращается Пушкин через столетия.
    О связи времён пишет и А.П. Чехов в своём рассказе «Студент». Действие в нём начинается накануне праздника Воскресенья Христова. Студент духовной академии Иван Великопольский идёт домой. Ему холодно, мучительно хочется есть. Он думает о том, что лютая бедность, невежество, голод, гнёт – качества, присущие русской жизни и в прошлом, и в будущем, что от того, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше.  Вдруг Иван увидел огонь костра и около него двух женщин. Он греется рядом с ними и рассказывает евангельскую историю: в такую же холодную, страшную  ночь вели на суд к первосвященнику Иисуса. Апостол Пётр, любивший его, ждал и вот так же грелся у костра. А потом трижды отрёкся от Иисуса. А когда понял, что сотворил, горько-горько заплакал.
    Его рассказ тронул простых крестьянок до слёз. И Иван вдруг понял, что событие, происходившее 29 веков назад, имеет отношение к  настоящему, к этим женщинам, к нему самому и ко всем людям. Студент приходит к выводу, что прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого. Ему казалось, что он дотронулся до одного конца и дрогнул другой. А это значит, что не только ужасы жизни, но и правда, красота существовали всегда. Они продолжаются и по сей  день. Понял и другое : только правда, добро и красота направляют человеческую жизнь. Его охватило невыразимо сладкое ожидание счастья, и жизнь показалась теперь чудесной и полной высокого смысла.
    Лирическому герою стихотворения А.С. Пушкина и герою рассказа А.П. Чехова «Студент», Ивану Великопольскому, открылась причастность их личной жизни ко всему, что происходило в мире прошлого и настоящего. Славные отечественные имена А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова – это тоже звенья единой непрерывной цепи времени. Они живут сейчас  здесь с нами и будут жить. Они очень нужны нам в наше непростое время, когда люди материальное часто ставят выше нравственного, когда многие забыли, что такое любовь, сострадание, милосердие. Русская литература с древнейших времён напоминает нам  заповеди наших предков: любите друг друга, помогайте страждущему, делайте добро и помните о прошлом. Это поможет уберечь душу от искушений и поможет сохранить её чистой и светлой. Что может быть важнее в жизни? Я думаю, ничего.
    Богданов Леонид, ученик  11 класса.

  2. Фипи: «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
    Темы для проведения итоговых сочинений будут доступны начиная с 9-45 местного времени субъекта Российской Федерации в дату проведения итогового сочинения. Обращаем ваше внимание, что для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.
    Год литературы (темы на 3 февраля 2016):
    522. Как история отражается в литературном произведении?
    523. Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?
    524. Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с течением времени?
    525. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин)
    526. Какие книги Вы читаете с удовольствием?
    528. Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?
    529. Книга, которую я прочту своим детям.
    530. Какую книгу я бы посоветовал прочитать другу?
    531. Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?
    532. Какие общечеловеческие ценности утверждаются в классической литературе?
    533. Кто из современных писателей Вам особенно близок?
    Сочинения по направлению Год литературы

    Сочинение на тему «Роль книги в моей жизни.»

    Любить чтение-это обменивать
    часы скуки, неизбежные в жизни,
    на часы большого наслаждения.
    Ш.Монтескье.

    Книга играет огромную роль в жизни человека. В детстве нам читают сказки не просто для того, чтобы иллюзиями украсить наш мир. Книги закладывают фундамент наших понятий и убеждений. С малых лет книги учат нас отличать плохие поступки от хороших, добро от зла, верить в лучшее и никогда не сдаваться. Читая их, мы всегда стремимся быть похожими на наших любимых героев.
    Именно в этом заключается важнейшая ценность книг. За примерами обратимся к художественной литературе.
    В своем произведении Рей Бредбери «451 градус по Ференгейту» описывается общество, которое подвержено влиянию массовой культуры. Главный герой романа Гай Монтэг работает сжигателем книг. Жечь для него- наслаждение. В обществе запрещено читать книги, но Кларисса Маклеллан- противопоставление данному обществу. Она любит гулять по ночам, слушать людей, любоваться природой, читать книги. Кларисса оказывает влияние на главного героя, тем самым меняя его внутренний мир. Книга — источник сомнений. Пожарник обретает свое новое «Я» через книгу, случайно попавшую ему в руки и заставившую его сомневаться, а значит – мыслить. Он хочет сохранить книги для потомков, хочет изучать, распространять и распечатывать их.
    В романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» герои читают много книг. Для Татьяны книги – это больше, чем просто истории. Она много мечтает, воображает себя героиней прочитанных книг, и на жизнь смотрит как на роман: думает, что в жизни её ожидают такие же повороты судьбы, что жизнь не может идти иначе. Встретив Онегина, она представляет его героем из романа, но, узнав поближе, понимает, что он совсем другой. Татьяна и Евгений противоположные друг другу герои, у каждого своё представление о жизни, им трудно найти общий язык. И только в момент разлуки Татьяна сумела разгадать Онегина, но уже с помощью его книг. Человек, которого она теперь увидела, ей не понравился.
    Книга – это величайший учитель всего человечества. Общение с ней помогает человеку развиваться и совершенствоваться. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена и эпохи, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, постигать истину, овладевать знаниями. В книгах мы видим наших друзей, которые открывают нам много истин, поддерживают нас, спасая от одиночества.
    автор: Светлана Тиваненко. Источник

    Сочинение на тему «Художественная литература – это исповедь или проповедь? »

    Познание мира. Через какие источники оно проходит? Разные: от маминых тёплых рук до последнего взгляда на небо. И литература в этом ряду сопровождает человека всю жизнь. Мудрые сказки. Детские рассказы. Стихи. Потом повести, романы, драматические произведения. Всё это богатство подарено нам предыдущими поколениями. Какова же роль художественной литературы? Она носит характер исповедальности или проповеди, нравоучения?
    Общеизвестно, путь наставления, обращения к человеческому разуму гораздо длиннее, чем дорога к открытому сердцу. Поэтому твёрдо убеждена в том, что ценность литературы зависит от степени её исповедальности, откровенности. Чем сильнее накал авторского осознания жизни, тем глубже произведение, тем вероятнее, что оно будет переходить от отца к сыну, от сына – к внуку. А такая литература называется классической. На ней и воспитывается наша нравственность. Разумеется, никто не отменял нотки проповеди, но только «нотки», ненавязчивые, дающие возможность самому читателю делать выбор в пользу того или другого.
    В мире книг много достойных примеров. Среди них в первом ряду творчество Александра Исаевича Солженицына и Михаила Александровича Шолохова.
    А.И.Солженицын прожил труднейшую жизнь, и ему было чем поделиться со своими читателями. Во многом его книги автобиографичны. Это и «Архипелаг ГУЛаг», и «Один день Ивана Денисовича», и «Матрёнин двор»…
    Владимирская область. Далёкая глубинка. Село Тальново. Живёт здесь простая русская крестьянка по имени Матрёна Васильевна Григорьева. Ей шестьдесят лет; всю жизнь на земле; добра не нажила; бескорыстно помогала всю жизнь другим, забывая о себе. Но какое же у неё сердце! Ни смерть её шестерых детей, ни гибель мужа на Гражданской войне, ни неудачное второе замужество не ожесточили Матрёну. Всем она желала добра.
    Композиция такова, что не сразу перед читателем раскрывается характер главной героини. «Рассказ в рассказе» позволяет постепенно приоткрывать по-житейски мудрую натуру Матрёны Васильевны. Рассказчик постепенно узнаёт о том, какая горькая участь выпала на долю этой русской женщины.
    Фабула произведения А.И. Солженицына выстроена на основе жизненного материала. Когда-то, в далёкие послевоенные годы, подобная встреча действительно была в жизни писателя. И этот факт ещё более усиливает нравственное звучание рассказа. Тонко, ненавязчиво автор помогает распознать явный и скрытый смысл конфликта: как надо жить честно, по-справедливости; стоит ли быть похожими на жестокого и мстительного Фаддея; стоит ли уподобляться ненасытным соседушкам, мечтающим после трагической гибели Матрёны поскорее растащить по своим домам скромный скарб односельчанки.
    Каждый читатель волен сам определять своё отношение к написанному и получать свои уроки нравственности. Причём, не из-под палки или ремня, а осознанно совершая личный выбор.
    Не менее ярким примером, на мой взгляд, может быть рассказ «Родинка», вошедший в сборник «Донские рассказы», который написан Михаилом Александровичем Шолоховым в 1924 году. Самому автору в то время всего лишь двадцать четыре года, но он уже закалённый в боях боец и пишет о том, что видел своими глазами и чувствовал собственным сердцем.
    Писателю удалось на высочайшем эмоциональном уровне передать трагедию русских людей, «заблудившихся» в годы Гражданской войны.
    Один из них — Николка Кошевой — восемнадцатилетний красный командир эскадрона, член РКСМ. Другой – атаман банды, из здешних мест, побывавший в плену у немцев, семь лет не видевший родных казацких просторов. Надоела война первому; муторно, тошно на душе у постоянно пьяного другого. Судьба свела их. В схватке один убивает другого: отец забирает жизнь у сына. Узнал «родную кровинушку» только когда стащил хромовый сапог с ноги «мертвяка» и увидел родинку с голубиное яйцо…Как, какими словами передать трагедию того времени? М.А.Шолохов находит нужные слова.
    Невозможно читать без кома в горле финал рассказа. Невольно рождается мысль: не дай Бог оказаться на месте отца-убийцы! В таких сильных произведениях не нужна моралистика и поучения, потому что очень сильна исповедальность.
    Сколько ещё таких «заблудших» в рассказах, романах и жизни – не сосчитать. Задача русской литературы – помочь осознать собственные ошибки, пока это не поздно. А для этого нужна книга-исповедь, или это ещё называется литературой высшей пробы.
    автор: Залевская В.Н.
    Еще примеры сочинений | Развернуть »

    Сочинение на тему «Книга, которую хочется перечесть»

    Указом Президента РФ В.В.Путина «О проведении в РФ Года литературы» 2015 г. объявлен годом литературы. И это совершенно справедливое решение со стороны нашего правительства. Основной задачей проведения Года является привлечение внимания к чтению и литературе, повышения интереса россиян к книгам.
    2015 г. – год юбилейной даты. 110 лет со дня рождения нашего земляка, известного советского писателя М.А.Шолохова. Вот уже много лет произведения его читаемы людьми старшего поколения и даже молодежью. Его замечательное произведение роман-эпопея «Тихий Дон» особенно актуален сейчас в сравнении с украинскими событиями. А мне по душе его повесть «Судьба человека», это книга, которую всегда хочется перечесть.
    Главным героем этой повести является обычный русский человек с самой обычной судьбой. До начала войны он работал на заводе женился, обзавелся детьми и жил, как самый обычный человек, но война расставила все по – своему.
    Андрей Соколов вместе со своим старшим сыном добровольно уходят на фронт. Сильно повоевать ему не пришлось, так как он попадает в плен. Находясь в плену, Андрей ведет себя очень мужественно и храбро. Эпизод допроса Андрея Соколова –один из самых моих любимых эпизодов. Герой, не закусывая, пьет 3 стакана водки за свою погибель и победу советской армии! Вызывает уважение и эпизод в тюремной камере. Даже там он ведет себя как Человек с большой буквы – делится куском сала и хлеба со всеми сокамерниками. Этот поступок является ярким примером проявления взаимопомощи и поддержки в тяжелый период. После побега из плена, Андрей попадает к нашим, а после госпиталя он едет навестить свою семью. Горе, отчаянье, ужас охватывают его, когда он на месте своего дома видит воронку. Жена с двумя сыновьями погибли…Кульминацией повести, по-моему, является эпизод встречи Андрея с мальчиком Ванюшей, которого он решает усыновить. Это мой самый любимый момент в повести! До глубины души потрясают слова Вани: «Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдешь!» — это мой самый любимый момент в этом произведении! Ваня вернул к жизни Соколова, а Соколов дал шанс на жизнь Ване.
    Повесть «Судьба человека», по моему мнению, одно из самых потрясающих произведений в советской литературе. Это книга, которую хочется читать снова и снова. Война подвергла Андрея Соколова страшным испытаниям, лишила дома и семьи, бросила в концлагерь. Но судьба не сломила его дух – он выжил, отстоял свое право быть человеком, сохранил способность жить и любить. Хотелось бы, что бы мы, нынешнее поколение, все прочитали это произведение и старались перенимать у героя все его самые лучшие черты!

    Сочинение на тему «Кто для Вас идеальный герой литературы?»

    Идеальный герой литературы. на мой взгляд, — это тот, на кого хотелось бы походить. У него, непременно, доброе сердце и отзывчивая душа, он честен и добр, чуток и внимателен. Кого из героев российской литературы я причислила бы к идеальным персонажам? Конечно, это Александр Чацкий (А.С.Грибоедов «Горе от ума»), Татьяна Ларина (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»), княжна Марья Болконская (Л.Н.Толстой «Война и мир»).Но все это персонажи прошлых эпох… Неужели в нашей жизни и в нашей литературе нет идеальных героев? Есть.
    Вспомним Александра Завьялова, солдата-срочника из повести Ю.М.Короткова «Седой».Александр — сын генерала, московский парень из интеллигентной и обеспеченной семьи, которого не испортила «сытая» жизнь, не сделала еще одним представителем золотой молодежи.
    Действия произведения происходят в армии, где герой и проявляет себя как человек честный и высоконравственный, живущий по принципу: «… главное — душу спасти, не озвереть. Даже если с волками живешь, главное — самому не завыть. Пока твоя душа не озлобилась, значит, зло еще не победило…» Будучи новичком в армейском строю, он не боится восстать против «дедов», издевающихся над недавно призванными солдатами-«сусликами». Александр отказывается исполнять прихоти старших по званию: чувство собственного достоинства не позволяет ему стирать «портянки» сержанту и петь ему колыбельную на ночь. Юноша не понимает, как можно так унижать себя, пытается пробудить гордость и в своих сослуживцах. Более того, Завьялов вместе с Олегом Ивановым не раз вступается за них, но не лезет в драку и не пускает в ход кулаки…У него свои пути борьбы… И даже когда один из «дедов» избивает его, он верит, что насилием проблемы не решишь. Разве это не проявление истинного благородства? На мой взгляд, именно так должен вести себя настоящий мужчина, идеальный герой.
    Еще одно качество Александра Завьялова, позволяющее нам назвать его достойным человеком, — совестливость. Несмотря на то что он сын генерала, человека важного и почитаемого, герой желает добиться успехов в жизни самостоятельно, не пользуясь авторитетом и заслугами отца. Не зря Александр бросает университет, узнав, что туда его «папенька …пропихнул». И эта совестливость проявляется у солдата не только по отношению к самому себе, но и к своим сослуживцам. Когда Завьялов видит, что его товарищи, еще недавно терпевшие издевки «дедов», сами начинают превращаться в самодуров и тиранов, он призывает их одуматься, вспомнить, сколько несчастий принес им произвол старших. Но, к сожалению, не все сослуживцы так честны, как Александр. Вновь испеченные «деды» отказываются прислушаться к герою, руководствуясь жалким оправданием: «Я свое отпахал, я свое получу!»
    В «святое воинство» Александра Завьялова, несомненно, входят и такие свойства души, как мужественность, смелость и самоотверженность. Об этом свидетельствует трагичный финал повести Юрия Короткова, где герой погибает от холода, но спасает замерзающего друга, отдавая ему последние капельки своего тепла. И пусть Александр прожил недолгую жизнь, но он сделал это достойно, потому что руководствовался такими человеческими качествами, как «Совесть, Благородство и Достоинство», так свойственные идеальному герою наших дней .
    Сочинения по направлению Год литературы в России.
    с чего начать?
    Варианты вступления и заключения будущего сочинения, а также фразы которые можно использовать.
    Каждая из великих книг – это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого автора, но и страницы народной истории. Недаром Тургенев сказал о Гоголе: «Для нас он был больше, чем писатель: он раскрыл нам нас самих». А.Турков, российский критик и литературовед
    Без книги человечество погибнет! Это моё глубокое убеждение. Почему? Потому что в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского содержатся не только страницы истории, но и отражается философия жизни. Эти произведения заставляют заглянуть в свой собственный внутренний мир.
    У книги, безусловно, есть одна особенность: с ней беседуешь, перелистывая страницы, один на один вступаешь с автором в немой диалог. Почему диалог? Да потому что книга – хорошая, мудрая книга – требует труда мысли, сознания, воображения. Настоящая книга – это сгусток энергии. (В.Я. Лакшин, литературный критик).
    К книге надо относиться, как к жизни. Её надо читать собственными глазами. Недоверчиво. Рассматривать. Выискивать в ней точное знание. И идти от книги к книге. Ведь книга – это только дорога. Книга приучает к разглядыванию вещей. Вся литература – это умение видеть, умение знать.
    (В. Шкловский, русский литературовед, критик, прозаик)
    Без некоторых книг, не пережитых в детстве и отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотёсанной. (С. Михалков)
    Оскар Уайльд, английский писатель, делил книги на три категории: те, что следует читать; те, что следует перечитывать, и те, что вовсе читать не надо.
    В.Г. Белинский, русский критик, полагал: читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать.
    Князю Ярославу Мудрому, тому, который украсил Киев прекрасными памятниками романского стиля, приписывают слова о книгах: «Книги суть реки, наполняющие благодатью всю Вселенную».
    Родившаяся полтысячи лет назад книга, предшественником которой был манускрипт, старше и мудрее молодой музы телевидения…Но книгу трудно заменить даже как привычный для человека источник глубокой информации. Книгу художественную, литературу в высоком смысле, не вытеснить ни компакт-дисками, ни видео-, стереозаписью. (В.Я. Лакшин, литературный критик).
    Добро всегда побеждает зло, и никому ещё это не надоедало. Но добро – не липучка для мух. Добро – это чувство, которое вызывает книга. Мы оплакиваем героя, и это – добро. Мы хохочем над глупостью, и это – тоже добро. Мы сочувствуем неудачнику, презирая негодяя, симпатизируя простодушию, — и всё это добро, которое побеждает зло. Л.И. Лиходеев.
    Лучше я буду бедняком и стану жить на чердаке, но с множеством книг, чем королем – но без библиотеки. (Английский историк Макалей, живший в XIX веке)
    Русская литература не должна опускаться до уровня общества в его сомнительных и тёмных проявлениях. В любых обстоятельствах, во что бы то ни стало, но литература не должна ни на шаг отступать от своей главной цели — возвысить общество до идеала — идеала добра, света и истины.
    (Русский писатель Н.А. Некрасов)
    Чтение – вот лучшее учение. (А.С. Пушкин)
    …цель литературы – помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты… (М. Горький)
    «Литература — благородное призвание, но только тогда, когда она служит миру, жаждущему просвещения и блага, а не бездонной утробе, требующей насыщения и ублажения». (Х. Грили)
    Моя поэзия есть акт дружбы с человеком, и отсюда моё поведение: пишу – значит люблю. (М.М. Пришвин)
    «Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения» (Монтескье)
    «Книга всегда больше жизни. Всё меньше книги – жизнь, вселенная, солнце. Даже сам человек» (А.В. Етоев)
    Автор: И.А.Суязова (Капканы Егэ)
    «Выпускное сочинение — Направления Год литературы » | 2015-2016 | Источник
    Направления выпускных сочинений

  3. Русская классическая литература 19 века – это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге… Но, как люди с активной жизненной и общественной позицией, русские классики не могли стоять в стороне от актуальных проблем своего времени. В связи с этим «вечные темы» в русской литературе выражались, как мне кажется, через поиск «героя времени».
    Так, «Горе от ума» А.С. Грибоедова отражает извечную проблему «отцов» и «детей». Александр Андреевич Чацкий протестует против старых порядков, укоренившихся в российском дворянстве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм.
    Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина – Софье. Но здесь героя поджидают лишь разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.
    Положение Чацкого в комедии незавидно. Его борьба трудна и упорна, но победа нового, по мнению Грибоедова, неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Таким образом, писатель решает вопрос «отцов» и «детей» в пользу детей.
    Другой русский писатель, творивший во второй половине 19 века – И.С. Тургенев – также затрагивал этот вечный вопрос. Его роман «Отцы и дети» несколько по-другому решает проблему взаимоотношений поколений. С точки зрения Тургенева, только преемственность поколений, преемственность культуры, традиций и взглядов, разумное сочетание старого и нового, может привести к позитивному развитию.
    На примере главного героя – Евгения Васильевича Базарова – писатель показывает, что одно лишь отрицание, без желания построить что-то новое, приводит лишь к разрушению и смерти. Это неплодотворный путь. А отрицание своей человеческой природы – это вообще абсурд. Базаров, мнящий себя сверхчеловеком и презирающий «благородные бредни» о любви, чувствах, вдруг влюбляется. Для него это становится настоящим испытанием, которое герой, увы, не выдерживает; в финале романа он умирает. Тем самым Тургенев показывает и несостоятельность нигилистической теории Базарова, и еще раз подчеркивает необходимость преемственности поколений, ценность культуры предков, необходимость гармонии и постепенности во всем.
    Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» также затрагивает многие «вечные темы»: любви, счастья, свободы выбора, смысла жизни, роли нравственных ценностей в жизни человека.
    Почти с самого начала романа Пушкин показывает «поверхностность» своего героя. Онегин – поклонник моды, делает и читает только то, чем можно блеснуть в высшем свете. Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, потому что натура Онегина гораздо глубже, интереснее, богаче, чем того требовал свет.
    Начинаются поиски смысла жизни, которые дали свой результат лишь после страшной трагедии – убийства Онегиным на дуэли молодого поэта Ленского. Это событие перевернуло все в душе героя, и началось его нравственное перерождение. О том, что герой изменился, свидетельствует восьмая глава романа. Онегин стал независим от мнения света, он превратился в самостоятельную сильную личность, способную жить так, как хочется ему, а не высшему свету Петербурга, способную любить и страдать.
    В лице же Татьяны Лариной Пушкин показывает нам образец нравственной чистоты, благородства, искренности, непосредственности, независимости, способности на сильные чувства.
    Если в финале «Евгения Онегина» есть надежда на счастье героя, то основной персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» не находит своего места, счастья в этой жизни.
    Печорин разочарован в современном ему мире и в своем поколении: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Такие мысли приводят Григория Александровича к скуке, равнодушию и даже отчаянию. Именно состояние апатии и хандры делают Печорина одиноким. От этого чувства ему некуда скрыться, оно полностью поглощает героя.
    Печорин потерял веру в человека, в его значимость в этом мире. Неизбежная скука порождает в герое неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, но все же не приносили Печорину счастья. Этот человек чувствует себя «лишним» в своем обществе, вообще, «лишним» в жизни. В итоге Печорин погибает. Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.
    Стремление к гармонии с собой и миром отличает и еще одного героя русской литературы 19 века – Родиона Раскольникова. В поисках этой гармонии он проводит над собой эксперимент – преступает нравственный закон, убивая старуху-процентщицу и ее сестру.
    Ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, Раскольников следует им.
    За нарушение нравственного закона внутри себя герой несет неизбежное наказание. Оно заключается, прежде всего, в муках его собственной совести. Постепенно Родион приходит к пониманию своей страшной ошибки, к осознанию и раскаянию. Но окончательное преображение героя происходит тоже за рамками романа.
    В поисках себя, своего пути, гармонии находятся и герои эпопеи Толстого «Война и мир». Так, Пьер Безухов, преодолев процесс мучительных разочарований и ошибок, в итоге находит смысл жизни.
    Герой всеми силами стремится к свету, к правде. Именно это случайно приводит его в масонскую ложу. Кроме того, деятельность Пьера обращается к крестьянам: он предполагает завести для них больницы, школы. Но самый важный этап жизни героя начинается с вторжением войск Наполеона. Пьер не мог оставаться в стороне, когда его отечеству грозила такая страшная опасность. Именно здесь, на войне, Пьер сближается с простым народом, осознает его мудрость, ценность его образа жизни, его философии.
    Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену помогло ему глубже проникнуть в мировоззрение патриархального крестьянства. Пьер осознал главное: человеку не так уж много надо для счастья. Причина страданий и мучений человеческого духа чаще всего кроется в стяжательстве, непомерном корыстолюбии.
    Таким образом, всю русскую литературу 19 века можно назвать литературой поиска Героя. Писатели стремились увидеть в нем человека, способного служить отчизне, приносить ей пользу своими делами и мыслями, а также просто способного быть счастливым и гармоничным, развиваться и идти вперед.
    В процессе поиска «героя времени» русские писатели стремились решить «вечные вопросы» бытия: смысла жизни, природы человека, законов Вселенной, существования Бога и так далее. Каждый из классиков по-своему решает эти проблемы. Но неизменным в целом для русской классической литературы остается постоянное стремление найти ответы на основополагающие вопросы, без решения которых невозможно существование ни одного человека.

  4. Очень трудно отдельной личности наметить актуальнейшие темы такой громадной общественной силы, как наша литература (то есть, другими словами, работы всей совокупности наших писателей) , – темы, в которых отразилась бы современность и разрабатывая которые литература оказалась бы прямой участницей в нашем строительстве. В сущности говоря, сама эта литература, то есть сами писатели, присматриваясь к действительности и будучи, как художники, прежде всего людьми чуткими и отзывчивыми, должны были бы наметить и коллективно и сепаратно такие актуальнейшие темы. А делом литературных критиков и литературоведов было бы, идя за ними, констатировать, куда же направлено общественное писательское внимание, и давать этому направлению известную оценку.
    Да, в сущности говоря, оно отчасти так и есть, и было бы очень интересно сейчас сделать исследовательскую работу на ту же тему, которая поставлена как заглавие этой статьи, то есть выявить на имеющихся у нас образцах литературы, каковы, по мнению наших литературоведов, эти актуальнейшие темы.
    Однако у каждого советского гражданина, стоящего сколько-нибудь близко к нашей литературе и ее судьбам, есть, конечно, свои соображения о том, как должна она функционировать и на что направлять свою работу. Есть такие соображения и у меня, и здесь я постараюсь их высказать в самой общей и краткой форме.
    Прежде всего для меня ясно, что литература наша должна – наряду с другими задачами – исполнять роль великого и яркого информатора страны обо всем, что в этой стране и с этой страной делается.
    В сущности говоря, мы очень плохо знаем нашу страну. Это всякому известно. Притом же она не только не находится в статическом состоянии (в таком состоянии ни одна страна никогда не находится) , но переживает бурный период катаклизмов, превращений и мутаций. Повсюду бесконечное разнообразие нашей хозяйственной и бытовой жизни дает сдвиги – то угрожающие, болезненные трещины, то достижения, являющиеся результатом непрерывного труда, но извне представляющиеся как бы прыжками, то конфликты, в которых много и героического, и ужасного, и отвратительного.
    В последнее время естественно выдвинулась потребность в художественном очерке как в чрезвычайно важной литературной функции. Почему именно в художественном очерке? Всякий понимает, что немыслимо освоить все это бурное и многообразное содержание, превратить его в живую часть сознания, действующего на чувство и на волю (выражаясь языком старой психологии) , путем одних только простых статистических справок, технических описаний, хотя бы даже с прибавкой публицистического освещения, избегая, во имя чистоты границы публицистики и беллетристики, живого образа, показывающего конкретным действием или ярким выражением реакцию и суждение самого наблюдателя.

  5. Сочинение на тему «Книга, которую хочется перечесть»

    Указом Президента РФ В.В.Путина «О проведении в РФ Года литературы» 2015 г. объявлен годом литературы. И это совершенно справедливое решение со стороны нашего правительства. Основной задачей проведения Года является привлечение внимания к чтению и литературе, повышения интереса россиян к книгам.
    2015 г. – год юбилейной даты: 110 лет со дня рождения нашего земляка, известного советского писателя М.А.Шолохова. Вот уже много лет произведения его читаемы людьми старшего поколения и даже молодежью. Его замечательное произведение роман-эпопея «Тихий Дон» особенно актуален сейчас в сравнении с украинскими событиями. А мне по душе его повесть «Судьба человека», это книга, которую всегда хочется перечесть.
    Главным героем этой повести является обычный русский человек с самой обычной судьбой . До начала войны он работал на заводе женился, обзавелся детьми и жил, как самый обычный человек, но война расставила все по – своему.
    Андрей Соколов вместе со своим старшим сыном добровольно уходят на фронт. Сильно повоевать ему не пришлось, так как он попадает в плен. Находясь в плену, Андрей ведет себя очень мужественно и храбро. Эпизод допроса Андрея Соколова –один из самых моих любимых эпизодов. Герой, не закусывая, пьет 3 стакана водки за свою погибель и победу советской армии! Вызывает уважение и эпизод в тюремной камере. Даже там он ведет себя как Человек с большой буквы – делится куском сала и хлеба со всеми сокамерниками. Этот поступок является ярким примером проявления взаимопомощи и поддержки в тяжелый период. После побега из плена, Андрей попадает к нашим, а после госпиталя он едет навестить свою семью. Горе, отчаянье, ужас охватывают его, когда он на месте своего дома видит воронку. Жена с двумя сыновьями погибли…Кульминацией повести, по-моему, является эпизод встречи Андрея с мальчиком Ванюшей, которого он решает усыновить. Это мой самый любимый момент в повести! До глубины души потрясают слова Вани: «Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдешь!» — это мой самый любимый момент в этом произведении! Ваня вернул к жизни Соколова, а Соколов дал шанс на жизнь Ване.
    Повесть «Судьба человека», по моему мнению, одно из самых потрясающих произведений в советской литературе. Это книга, которую хочется читать снова и снова. Война подвергла Андрея Соколова страшным испытаниям, лишила дома и семьи, бросила в концлагерь. Но судьба не сломила его дух – он выжил, отстоял свое право быть человеком, сохранил способность жить и любить. Хотелось бы, что бы мы, нынешнее поколение, все прочитали это произведение и старались перенимать у героя все его самые лучшие черты!

    Сочинение на тему «Кто для Вас идеальный герой литературы?»

    Идеальный герой литературы, на мой взгляд, — это тот, на кого хотелось бы походить. У него, непременно, доброе сердце и отзывчивая душа, он честен и добр, чуток и внимателен. Кого из героев российской литературы я причислила бы к идеальным персонажам? Конечно, это Александр Чацкий (А.С.Грибоедов «Горе от ума»), Татьяна Ларина (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»), княжна Марья Болконская (Л.Н.Толстой «Война и мир»).Но все это персонажи прошлых эпох… Неужели в нашей жизни и в нашей литературе нет идеальных героев? Есть.
    Вспомним Александра Завьялова, солдата-срочника из повести Ю.М.Короткова «Седой».Александр — сын генерала, московский парень из интеллигентной и обеспеченной семьи, которого не испортила «сытая» жизнь, не сделала еще одним представителем золотой молодежи.
    Действия произведения происходят в армии, где герой и проявляет себя как человек честный и высоконравственный, живущий по принципу: «… главное — душу спасти, не озвереть. Даже если с волками живешь, главное — самому не завыть. Пока твоя душа не озлобилась, значит, зло еще не победило…» Будучи новичком в армейском строю, он не боится восстать против «дедов», издевающихся над недавно призванными солдатами-«сусликами». Александр отказывается исполнять прихоти старших по званию: чувство собственного достоинства не позволяет ему стирать «портянки» сержанту и петь ему колыбельную на ночь. Юноша не понимает, как можно так унижать себя, пытается пробудить гордость и в своих сослуживцах. Более того, Завьялов вместе с Олегом Ивановым не раз вступается за них, но не лезет в драку и не пускает в ход кулаки…У него свои пути борьбы… И даже когда один из «дедов» избивает его, он верит, что насилием проблемы не решишь. Разве это не проявление истинного благородства? На мой взгляд, именно так должен вести себя настоящий мужчина, идеальный герой.
    Еще одно качество Александра Завьялова, позволяющее нам назвать его достойным человеком, — совестливость. Несмотря на то что он сын генерала, человека важного и почитаемого, герой желает добиться успехов в жизни самостоятельно, не пользуясь авторитетом и заслугами отца. Не зря Александр бросает университет, узнав, что туда его «папенька …пропихнул». И эта совестливость проявляется у солдата не только по отношению к самому себе, но и к своим сослуживцам. Когда Завьялов видит, что его товарищи, еще недавно терпевшие издевки «дедов», сами начинают превращаться в самодуров и тиранов, он призывает их одуматься, вспомнить, сколько несчастий принес им произвол старших. Но, к сожалению, не все сослуживцы так честны, как Александр. Вновь испеченные «деды» отказываются прислушаться к герою, руководствуясь жалким оправданием: «Я свое отпахал, я свое получу!»
    В «святое воинство» Александра Завьялова, несомненно, входят и такие свойства души, как мужественность, смелость и самоотверженность. Об этом свидетельствует трагичный финал повести Юрия Короткова, где герой погибает от холода, но спасает замерзающего друга, отдавая ему последние капельки своего тепла. И пусть Александр прожил недолгую жизнь, но он сделал это достойно, потому что руководствовался такими человеческими качествами, как «Совесть, Благородство и Достоинство», так свойственные идеальному герою наших дней.

  6. В помощь выпускнику 11 класса
    Образец итогового сочинения-рассуждения на тему « На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?»
    На какие жизненные вопросы может помочь мне ответить литература? Я думаю, на любые. Но знаю, что не все со мной согласятся. Некоторые считают, что чтение книг – бесполезное занятие, и поведение героев литературных произведений не могут помочь читателю ответить на самые трудные вопросы жизни. Как сказать! Попробую доказать свою точку зрения. Помните, что писал Лев Николаевич Толстой: «Литература – это целый мир». Я согласен со словами великого русского писателя. Как я понимаю его слова? А понимаю я их следующим образом. Литература помогает человеку ответить на самые неразрешимые вопросы бытия. Например, как не стать предателем Родины, как сохранить в себе чувство собственного достоинства, как выжить в трудной жизненной ситуации, как наперекор судьбе стремиться к своей мечте и многие другие.
    Хочу рассказать о том, как герой рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» наперекор тяжёлой судьбе стремился к своей мечте. Этот рассказ в 7 классе прямо на уроке читала нам учительница литературы. Я сидел, слушал и сопереживал герою. Хорошо помню, какая в классе стояла тишина. Слышно было даже дрожание голоса учителя. Всё меня в этом рассказе волновало. Трудная судьба главного героя, который очень хотел учиться, хотя время было голодное, послевоенное. Мальчику приходилось недоедать, а ведь у него была болезнь «малокровие»! И он нашёл выход из создавшейся ситуации: стал играть в запрещённую в то время игру на деньги. Заработает один рубль на банку молока и уходит с косогора. Так он хотел помочь своей матери, у которой не было денег, и поддержать своё здоровье, чтобы продолжать учиться. Стать грамотным было его мечтой! И сложный для него французский язык он освоил! Правда, с большим трудом. А помогла ему в этом молодая учительница французского языка, даже подкармливала его макаронами, которые он никогда раньше не ел и сначала жевал их сухими. Он же не знал, что макароны надо отваривать! Чтобы мальчика не выгнали из школы за игру на деньги, учительница стала сама играть с ним, так как мальчик никак не соглашался у неё ужинать или брать деньги на еду. Всё это учительница делала потому, чтобы он продолжал учиться. Так она проявляла своё внимание и сострадание к мальчику, который испытывал большие трудности, но очень хотел учиться. Правда, история эта закончилась печально. Директор школы, случайно увидев, как учительница с учеником играет на деньги, уволил её с работы. Но герой её никогда не забывал, потому что учительница помогла ему осуществить его мечту. Этот рассказ автобиографический. Такая история произошла с самим Валентином Распутиным, который потом стал писателем. Чтобы увековечить свою благодарность учительнице, он и написал этот удивительный рассказ. Его герой через трудности и испытания пришёл к своей мечте! Значит, мечта ведёт по жизненному пути! Только нужно много терпеть, трудиться, чтобы мечта стала реальностью. Поведение героя рассказа Распутина помогает и мне стремиться к своей мечте. Ведь придётся, я знаю, преодолеть много трудностей, чтобы и моя мечта в жизни осуществилась.
    Это не единственный литературный пример, который может помочь мне ответить на трудные жизненные вопросы. Например, как сохранить чувство собственного достоинства в сложной жизненной ситуации? А помог мне ответить на этот вопрос герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв, который хорошо помнил наказ своего отца: «Береги платье снову, а честь смолоду». И он с честью выполнил наказ отца! Он не изменил присяге своему государю, не перешёл на сторону повстанца Емельяна Пугачёва, хотя попал под суд за измену Родине! Он сохранил чувство собственного  достоинства в сложной жизненной ситуации.  Выдержать все испытания судьбы ему помогла дочь героически погибшего капитана Миронова Маша, которая поехала к царице рассказать всю правду о поведении Петра Гринёва. Ведь он вернулся в стан врага Пугачёва, чтобы спасти свою любимую Машу от ненавистного ему Швабрина. Тогда-то Гринёв и увидел Швабрина, который стал изменником Родины, перейдя на сторону Пугачёва. Самое интересное заключается в том, что он рассказал Пугачёву правду, и тот отпустил Петра и Машу с миром и воссоединил их любящие сердца.  Вот прекрасный пример того, как сохранить в себе чувство собственного достоинства даже перед лицом лютого врага Отечества, который к тому же убил родителей его любимой девушки.  Я надеюсь, что со мной согласятся многие читатели и почитатели русской классической литературы.
    Вот так поведение героев литературных произведений помогает мне не только ответить на самые трудные  жизненные вопросы, но и избежать ошибок, которые совершают люди, не читающие книг. Я надеюсь, что сумел ответить на заданный вами вопрос.

  7. На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?
    Литература помогает людям ответить на множество жизненных вопросов. Одни ищут в произведениях ответы на вопросы межличностных отношений, другие находят в литературе решение сложных ситуаций. А некоторые уходят в мир фантастики, чтобы найти ответы на, порой,
    даже несуществующие вопросы.
    Я выделю два главных: вопрос выбора и вопрос дружбы. Проблема выбора стоит перед человеком всю жизнь. И главное в каждой ситуации сделать правильный выбор.
    В повести Василия Быкова «Сотников» перед Рыбаком в самом начале встает выбор: спасать от погибели слабого, больного, раненого Сотникова или, пожертвовав им, спастись самому. И Рыбак, подумав, решает спасти товарища.
    Позже проблема выбора встает перед Демчихой. Укрыть у себя дома Сотникова и Рыбака, тем самым подвергнув себя и своих детей опасности, или прогнать их?
    И снова Рыбак встает перед выбором. Пойти на службу к палицаям и сохранить себе жизнь или умереть? И малодушный Рыбак приходит на службу к палицаям, думая, что он сможет сбежать. Но ему дают задание: выбить табурет из-под ног приговоренного к смерти Сотникова. И сделав это, Рыбак становится палачом для своего друга, которого он не так давно спасал от этих же полицаев. В данном произведении показан пример «псевдодружбы». А что же такое настоящая дружба?
    Другие люди, другая ситуация. В повести Бориса Васильева «Завтра была война» после самоубийства Вики, доведенной до отчаяния требованием отказаться от отца – «врага народы», Искра с друзьями хоронит ее и говорит о ней, как о настоящей комсомолке, верном и преданном товарище. Искра не покинула свою подругу, она была с ней до конца…
    Но всегда ли дружба проверяется смертью? Андрей Платонов в своем рассказе «В прекрасном яростном мире» повествует о настоящей дружбе и товариществе. После ряда событий машинист Мальцев ослеп и на место машиниста поставили его помощника. Но машинист не может жить без своей работы и помощник, рискуя своим положением и работой, ставит на свое место Мальцева и разрешает ему управлять поездом. На такой поступок способны только настоящие друзья.
    Итак, подведем итог. Литература может ответить на многие жизненные вопросы, но для того, чтобы получить на них ответы, иногда приходится читать между строк.

  8. 113. Какую роль в становлении личности играют детство и юность?
    206. Хорош ли принцип «моя хата с краю»?
    311. Светлые и трагические стороны любви.
    401. Что значит идти дорогой чести?
    502. Почему литературу часто называют «человековедением»?
    111. Какие вопросы называют «вечными»?
    209. Может ли человек прожить без Дома?
    306. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»?
    403. К чему может привести человека болезненное самолюбие?
    512. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
    102. Зачем человеку заглядывать в будущее?
    210. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?
    304. Почему в любви важно понимать и прощать?
    402. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
    504. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
    108. Может ли человек влиять на ход истории?
    213. Что в доме самое главное?
    313. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
    411. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
    506. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
    101. Какого человека можно назвать героем своего времени?
    201. Что значит в жизни человека родительский дом?
    310. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
    412. Каким может быть путь к познанию самого себя?
    508. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
    110. Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
    204. Война и дом.
    312. Можно ли быть счастливым без любви?
    408. Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
    511. Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
    105. Как судьба человека связана с историей народа?
    212. Какие нравственные ценности укрепляют семью?
    305. Почему любовь не всегда приносит счастье?
    407. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
    501. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
    104. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
    203. Как связаны понятия «дом» и «отечество»?
    303. Что такое «любовь к жизни»?
    405. На пути к благородной цели все ли средства хороши?
    513. Почему некоторые книги люди перечитывают?
    107. Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?
    211. В какой дом хочется приходить снова и снова?
    309. Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?
    409. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
    509. Помогает ли человеку книга лучше понять себя?
    106. Когда хочется остановить мгновение?
    202. Что дом может рассказать о своём хозяине?
    301. Какие качества раскрывает в человеке любовь?
    406. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
    503. Чтение литературного произведения – труд или отдых?
    102. Зачем человеку заглядывать в будущее?
    210. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?
    304. Почему в любви важно понимать и прощать?
    402. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
    504. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?

  9. 9
    Текст добавил: МУЛЬТприрода

    На Западе литературу, особенно поэзию, любят называть «изящной словесностью». Ценят прекрасную форму произведения, стремятся к тому, чтобы она была отточенной и безупречной. Но вот поднимать злободневные проблемы, будить читательскую мысль, призывать к чему-то – не очень принято. Считается, что для литературы это функции второстепенные.
    Совсем другое дело у нас. Можно сколько угодно издеваться с позиций сегодняшнего дня над известной строчкой поэта Е.Евтушенко о том, что «поэт в России больше, чем поэт», но глупо и бессмысленно отрицать, что именно так и было в течение всех веков, как русская литература возникла и встала на ноги.
    Неизвестный автор «Слова о полку Игореве» страстно призывал русских князей объединиться и прекратить кровавые усобицы буквально накануне монголо-татарского нашествия. Протопоп Аввакум слал страстные письма сподвижникам. Владимир Мономах наставлял сыновей. Просветители в лице Новикова, Радищева и Фонвизина обличали общественные пороки.
    Особенно политизированной и злободневной наша литература стала во второй половине XIX века, на волне либеральных реформ императора Александра II. Тон задавал журнал «Современник» во главе с поэтом Н.А.Некрасовым. Некрасов даже пожертвовал давней дружбой с Тургеневым, чтобы в журнале остались Чернышевский и Добролюбов. Они будили общественную мысль, заставляли читателей думать и спорить.
    Сегодня романа Чернышевского «Что делать?» в школьной программе по литературе нет. О нем в лучшем случае упоминается. Когда-то им зачитывались. Для кого-то эта книга даже была настольной. Почему?
    В ней поднято немало злободневных для того времени вопросов: эмансипация женщин, вопрос о системе образования, необходимость изменения политического строя в России. Выведен так называемый «новый человек» — Рахметов. Это насквозь публицистическое произведение, понятное только в контексте своего времени.
    На страницах эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» одна из центральных проблем – проблема «мужика» и «мысль народная». Роман писался уже после отмены крепостного права. Интересовала Толстого и роль личности в истории – на примере судеб Наполеона, Кутузова, Александра I.
    Наконец, серьезные этико-философские проблемы поднимает Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание». Насколько далеко способен зайти человек в «проверке» собственной теории, есть ли у него право на то, чтобы лишить жизни другого во имя общего блага, способна ли вера спасти заблудшую душу – вот лишь немногие вопросы, что ставит и пытается решить Достоевский.
    Да, может быть, и не дело литературы учить, просвещать, наставлять, внедрять в сознание какие-то идеи, но наша словесность традиционно без этого обойтись не могла. И хуже от этого точно не стала. А вот что дальше? Утрата традиций или верность им? Пока сказать трудно…
    Сочинение из коллекции П.Н. Малофеева

  10. У каждого писателя свой, неповторимый образ жизненного пути. Для одних важно рассказать всю историю жизни героя, порой с рождения или детства до смерти (“Шинель” Гоголя, “Обломов” Гончарова, “Господа Головлевы” Салтыкова-Щедрина и др.).
    Другие писатели сосредоточивают свое внимание на кульминационном, переломном событии жизни героя. Другими словами, они изображают человека на перепутье, проводя его через горнило испытаний. Таких произведений очень много у А.С. Пушкина: “Борис Годунов”, “Евгений Онегин”, “Медный всадник”, “Станционный смотритель”, “Пиковая дама”. У Лермонтова – роман “Герой нашего времени”, у Тургенева – “Отцы и дети”.
    Есть произведения, где выбор жизненного пути представляет собой поиск истины. Это роман Толстого “Война и мир”, пьеса Горького “На дне”, ряд рассказов Бунина, Чехова.
    Особый интерес представляют произведения, где автор акцентирует внимание на финале жизни героя. Здесь стоит вспомнить рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско”, множество рассказов Чехова: “Палата №6”, “Ионыч”, “Человек в футляре” и др.
    Еще один аспект осмысления данной темы – путь домой, понимаемый как возвращение на родину, к собственным ценностям. Пример – “Слово о полку Игореве”, “Тихий Дон” Шолохова, произведения Астафьева, Распутина. Из современных – произведение В. Боровицкой “Прости меня, дед”.

  11. Литература-это жизнь,поэтому вопросы определяются самой жизнью.Их множество и определить их значимость очень сложно.Я считаю, самый главный вопрос – это вопрос выбора.Какое бы мы не взяли произведение,оно всегда ставит героя перед выбором как поступить в той или иной ситуации:любить или не любить,геройски погибнуть или постоять в сторонке,жертвовать собой или другом, стать на защиту Родины или предать,говорить правду или лицемерить,поддержать человека или дать ему оступиться и т.д.Как видно,перечень может быть бесконечным.Главное – герой выбирает и мы вместе с ним (или имеем такую возможность, или имеем такое право…). Важно не ошибиться.
    Второй важный вопрос,по-моему, -это проблема ЧЕЛОВЕКА…Вспомним монолог Сатина из пьесы Горького “На дне”: “Человек может верить и не верить… это его дело! Человек –
    свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум –
    человек за все платит сам, и потому он – свободен!.. Человек – вот правда!
    Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они,
    старик, Наполеон, Магомет… в одном…”И литература ,ставя эти вопросы, помогает нам разобраться в себе,в окружающих,в мире…Главное – увидеть эти вопросы,понять их и правильно для себя ответить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *