Сочинение на тему какие вопросы задает литература человеку

11 вариантов

  1. Когда впервые человек начинает задаваться вопросом – кем ему быть, когда станет взрослым, чем заняться, на что потратить отведенное тебе время? Как правило, нас об этом начинают спрашивать еще в детстве. Но со временем наши предпочтения меняются, и чем старше ты становишься, тем мучительнее бывают твои поиски, поиски смысла жизни (порассуждайте далее на примере князя Андрея (“Война и мир”), как он проходит путь жизненных исканий, как разочаровывается в Наполеоне и к чему в итоге приходит).
    Каких только пословиц и поговорок нет на тему дружбы: “Друзья познаются в беде”, “не имей сто рублей, а имей сто друзей”, “друг спорит, а недруг поддакивает” и т.д. Дружба – это великое человеческое чувство. Мы не можем обходиться без друзей, мы ищем среди них поддержку, помогаем расти друг другу. (Много сделал Андрей Штольц для своего друга детства Ильи Обломова в романе И.А. Гончарова “Обломов”. Он пытался пробудить его к деятельной жизни, искал способы, чтобы друг наконец вернулся к жизни…).
    Больше книг, чем на тему любви, больше, пожалуй, не написано. Эта великая сила – любовь, будоражит наши души несколько тысячелетий. (В романе М.А. Шолохова “Тихий Дон” показано несколько любовных линий, но самыми сильными чувствами проникнуты отношения между Григорием Мелеховым и Аксиньей Астаховой. Если поначалу их сближало плотское начало, то спустя долгие годы они стали любить друг друга иначе: теплее, крепче, больше понимали друг друга и, самое важное, ценили друг друга, дорожили этим чувством).

  2. В России литература начинает свою жизнь в стенах храма. В самом начале это была библия, единственное чтиво, которое существовало в древней Руси. Спустя время начала появляться церковная литература, она была очень примитивной и писалась по установленному шаблону. Взять хоть житие, которое описывало жизнь святых до и после смерти. Со временем начали появляться приключенческие рассказы, на их место пришли басни и сказки. Русская литература начала свое развитие.
    Я считаю, что у литературы есть определенная цель в нашем мире. Она доносит до своих читателей истину, показывает, как нужно правильно жить. Она учит нас различать плохое и хорошее. Своим едким словом она способна наказать или помиловать обвиняемого. И ведь все это непросто слова, для подтверждения я готова представить веские доказательства.
    Например, всеми известный роман-эпопея «Война и мир», написанный Львом Николаевичем Толстым. Удивительное произведения, действия которого развернулись на пять с лишним лет. Роман рассказывает о судьбе молодого офицера Болконского, который ищет свое место в жизни. В самом начале романа мы видим его скучающим на балу Анны Шерр. Молодой человек недоволен своей жизнью, у него есть красавица жена, они ждут первенца, но ничто из этого не делает его счастливым. Движимый героическим настроением он уходит на войну, что бы прославиться и стать нужным для своего народа. Это стало его первым неправильным решением в поиске самого себя. Дальше события будут развиваться циклично, он будет искать все новые занятия, отдавая себя сначала полностью семье, потом службе в канцелярии и люби. Только в самом конце он поймет, что жить он должен для народа. В этом и есть вся мудрость Толстого, он показывает нам, что ошибаться в поиске себя это нормально, просто нужно всегда идти вперед и в конце пути вы обязательно найдете самого себя.
    Но всё-таки одной из главных тем литературы остается любовь. Сколько книг писатели посвятили этому всепоглощающему чувству. История любви описывается в романе-эпопеи «Тихий Дон», главные герои Аксинья и Григорий влюблены в друг друга, но из-за обстоятельств и собственного характера они не могут быть вместе. Им понадобиться много времени, чтобы понять, как они необходимы друг другу. Или же роман Александра Пушкина «Евгений Онегин». Любовь в этом романе трагичная, ведь Онегин поздно понимает, что влюблен. К тому времени Татьяна, уставшая ждать ответа от Онегина выходит замуж за хорошего человека и пусть она в него не влюблена, она уже никогда не оставит своего мужа. История этих двух показывает нам, как безжалостно может быть время по отношение к любви.
    Таким образом, литература может научить нас любви, прощению и поиску своего места в этом мире. Все это она показывает на примере своих литературных героев. Поэтому литература очень важна в жизни каждого человека. Ведь она, на протяжении многих веков, учит людей, показывает им правильную жизнь. Давайте же будем читать книги и находить там ответы на задаваемые вопросы.

  3. На Западе литературу, особенно поэзию, любят называть «изящной словесностью». Ценят прекрасную форму произведения, стремятся к тому, чтобы она была отточенной и безупречной. Но вот поднимать злободневные проблемы, будить читательскую мысль, призывать к чему-то – не очень принято. Считается, что для литературы это функции второстепенные.
    Совсем другое дело у нас. Можно сколько угодно издеваться с позиций сегодняшнего дня над известной строчкой поэта Е.Евтушенко о том, что «поэт в России больше, чем поэт», но глупо и бессмысленно отрицать, что именно так и было в течение всех веков, как русская литература возникла и встала на ноги.
    Неизвестный автор «Слова о полку Игореве» страстно призывал русских князей объединиться и прекратить кровавые усобицы буквально накануне монголо-татарского нашествия. Протопоп Аввакум слал страстные письма сподвижникам. Владимир Мономах наставлял сыновей. Просветители в лице Новикова, Радищева и Фонвизина обличали общественные пороки.
    Особенно политизированной и злободневной наша литература стала во второй половине XIX века, на волне либеральных реформ императора Александра II. Тон задавал журнал «Современник» во главе с поэтом Н.А.Некрасовым. Некрасов даже пожертвовал давней дружбой с Тургеневым, чтобы в журнале остались Чернышевский и Добролюбов. Они будили общественную мысль, заставляли читателей думать и спорить.
    Сегодня романа Чернышевского «Что делать?» в школьной программе по литературе нет. О нем в лучшем случае упоминается. Когда-то им зачитывались. Для кого-то эта книга даже была настольной. Почему?
    В ней поднято немало злободневных для того времени вопросов: эмансипация женщин, вопрос о системе образования, необходимость изменения политического строя в России. Выведен так называемый «новый человек» — Рахметов. Это насквозь публицистическое произведение, понятное только в контексте своего времени.
    На страницах эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» одна из центральных проблем – проблема «мужика» и «мысль народная». Роман писался уже после отмены крепостного права. Интересовала Толстого и роль личности в истории – на примере судеб Наполеона, Кутузова, Александра I.
    Наконец, серьезные этико-философские проблемы поднимает Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание». Насколько далеко способен зайти человек в «проверке» собственной теории, есть ли у него право на то, чтобы лишить жизни другого во имя общего блага, способна ли вера спасти заблудшую душу – вот лишь немногие вопросы, что ставит и пытается решить Достоевский.
    Да, может быть, и не дело литературы учить, просвещать, наставлять, внедрять в сознание какие-то идеи, но наша словесность традиционно без этого обойтись не могла. И хуже от этого точно не стала. А вот что дальше? Утрата традиций или верность им? Пока сказать трудно…
    Сочинение из коллекции П.Н. Малофеева

  4. Литература-это жизнь,поэтому вопросы определяются самой жизнью.Их множество и определить их значимость очень сложно.Я считаю, самый главный вопрос – это вопрос выбора.Какое бы мы не взяли произведение,оно всегда ставит героя перед выбором как поступить в той или иной ситуации:любить или не любить,геройски погибнуть или постоять в сторонке,жертвовать собой или другом, стать на защиту Родины или предать,говорить правду или лицемерить,поддержать человека или дать ему оступиться и т.д.Как видно,перечень может быть бесконечным.Главное – герой выбирает и мы вместе с ним (или имеем такую возможность, или имеем такое право…). Важно не ошибиться.
    Второй важный вопрос,по-моему, -это проблема ЧЕЛОВЕКА…Вспомним монолог Сатина из пьесы Горького “На дне”: “Человек может верить и не верить… это его дело! Человек –
    свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум –
    человек за все платит сам, и потому он – свободен!.. Человек – вот правда!
    Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они,
    старик, Наполеон, Магомет… в одном…”И литература ,ставя эти вопросы, помогает нам разобраться в себе,в окружающих,в мире…Главное – увидеть эти вопросы,понять их и правильно для себя ответить.

  5. В помощь выпускнику 11 класса
    Образец итогового сочинения-рассуждения на тему « На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?»
    На какие жизненные вопросы может помочь мне ответить литература? Я думаю, на любые. Но знаю, что не все со мной согласятся. Некоторые считают, что чтение книг – бесполезное занятие, и поведение героев литературных произведений не могут помочь читателю ответить на самые трудные вопросы жизни. Как сказать! Попробую доказать свою точку зрения. Помните, что писал Лев Николаевич Толстой: «Литература – это целый мир». Я согласен со словами великого русского писателя. Как я понимаю его слова? А понимаю я их следующим образом. Литература помогает человеку ответить на самые неразрешимые вопросы бытия. Например, как не стать предателем Родины, как сохранить в себе чувство собственного достоинства, как выжить в трудной жизненной ситуации, как наперекор судьбе стремиться к своей мечте и многие другие.
    Хочу рассказать о том, как герой рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» наперекор тяжёлой судьбе стремился к своей мечте. Этот рассказ в 7 классе прямо на уроке читала нам учительница литературы. Я сидел, слушал и сопереживал герою. Хорошо помню, какая в классе стояла тишина. Слышно было даже дрожание голоса учителя. Всё меня в этом рассказе волновало. Трудная судьба главного героя, который очень хотел учиться, хотя время было голодное, послевоенное. Мальчику приходилось недоедать, а ведь у него была болезнь «малокровие»! И он нашёл выход из создавшейся ситуации: стал играть в запрещённую в то время игру на деньги. Заработает один рубль на банку молока и уходит с косогора. Так он хотел помочь своей матери, у которой не было денег, и поддержать своё здоровье, чтобы продолжать учиться. Стать грамотным было его мечтой! И сложный для него французский язык он освоил! Правда, с большим трудом. А помогла ему в этом молодая учительница французского языка, даже подкармливала его макаронами, которые он никогда раньше не ел и сначала жевал их сухими. Он же не знал, что макароны надо отваривать! Чтобы мальчика не выгнали из школы за игру на деньги, учительница стала сама играть с ним, так как мальчик никак не соглашался у неё ужинать или брать деньги на еду. Всё это учительница делала потому, чтобы он продолжал учиться. Так она проявляла своё внимание и сострадание к мальчику, который испытывал большие трудности, но очень хотел учиться. Правда, история эта закончилась печально. Директор школы, случайно увидев, как учительница с учеником играет на деньги, уволил её с работы. Но герой её никогда не забывал, потому что учительница помогла ему осуществить его мечту. Этот рассказ автобиографический. Такая история произошла с самим Валентином Распутиным, который потом стал писателем. Чтобы увековечить свою благодарность учительнице, он и написал этот удивительный рассказ. Его герой через трудности и испытания пришёл к своей мечте! Значит, мечта ведёт по жизненному пути! Только нужно много терпеть, трудиться, чтобы мечта стала реальностью. Поведение героя рассказа Распутина помогает и мне стремиться к своей мечте. Ведь придётся, я знаю, преодолеть много трудностей, чтобы и моя мечта в жизни осуществилась.
    Это не единственный литературный пример, который может помочь мне ответить на трудные жизненные вопросы. Например, как сохранить чувство собственного достоинства в сложной жизненной ситуации? А помог мне ответить на этот вопрос герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв, который хорошо помнил наказ своего отца: «Береги платье снову, а честь смолоду». И он с честью выполнил наказ отца! Он не изменил присяге своему государю, не перешёл на сторону повстанца Емельяна Пугачёва, хотя попал под суд за измену Родине! Он сохранил чувство собственного  достоинства в сложной жизненной ситуации.  Выдержать все испытания судьбы ему помогла дочь героически погибшего капитана Миронова Маша, которая поехала к царице рассказать всю правду о поведении Петра Гринёва. Ведь он вернулся в стан врага Пугачёва, чтобы спасти свою любимую Машу от ненавистного ему Швабрина. Тогда-то Гринёв и увидел Швабрина, который стал изменником Родины, перейдя на сторону Пугачёва. Самое интересное заключается в том, что он рассказал Пугачёву правду, и тот отпустил Петра и Машу с миром и воссоединил их любящие сердца.  Вот прекрасный пример того, как сохранить в себе чувство собственного достоинства даже перед лицом лютого врага Отечества, который к тому же убил родителей его любимой девушки.  Я надеюсь, что со мной согласятся многие читатели и почитатели русской классической литературы.
    Вот так поведение героев литературных произведений помогает мне не только ответить на самые трудные  жизненные вопросы, но и избежать ошибок, которые совершают люди, не читающие книг. Я надеюсь, что сумел ответить на заданный вами вопрос.

  6. На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?
    Литература помогает людям ответить на множество жизненных вопросов. Одни ищут в произведениях ответы на вопросы межличностных отношений, другие находят в литературе решение сложных ситуаций. А некоторые уходят в мир фантастики, чтобы найти ответы на, порой,
    даже несуществующие вопросы.
    Я выделю два главных: вопрос выбора и вопрос дружбы. Проблема выбора стоит перед человеком всю жизнь. И главное в каждой ситуации сделать правильный выбор.
    В повести Василия Быкова «Сотников» перед Рыбаком в самом начале встает выбор: спасать от погибели слабого, больного, раненого Сотникова или, пожертвовав им, спастись самому. И Рыбак, подумав, решает спасти товарища.
    Позже проблема выбора встает перед Демчихой. Укрыть у себя дома Сотникова и Рыбака, тем самым подвергнув себя и своих детей опасности, или прогнать их?
    И снова Рыбак встает перед выбором. Пойти на службу к палицаям и сохранить себе жизнь или умереть? И малодушный Рыбак приходит на службу к палицаям, думая, что он сможет сбежать. Но ему дают задание: выбить табурет из-под ног приговоренного к смерти Сотникова. И сделав это, Рыбак становится палачом для своего друга, которого он не так давно спасал от этих же полицаев. В данном произведении показан пример «псевдодружбы». А что же такое настоящая дружба?
    Другие люди, другая ситуация. В повести Бориса Васильева «Завтра была война» после самоубийства Вики, доведенной до отчаяния требованием отказаться от отца – «врага народы», Искра с друзьями хоронит ее и говорит о ней, как о настоящей комсомолке, верном и преданном товарище. Искра не покинула свою подругу, она была с ней до конца…
    Но всегда ли дружба проверяется смертью? Андрей Платонов в своем рассказе «В прекрасном яростном мире» повествует о настоящей дружбе и товариществе. После ряда событий машинист Мальцев ослеп и на место машиниста поставили его помощника. Но машинист не может жить без своей работы и помощник, рискуя своим положением и работой, ставит на свое место Мальцева и разрешает ему управлять поездом. На такой поступок способны только настоящие друзья.
    Итак, подведем итог. Литература может ответить на многие жизненные вопросы, но для того, чтобы получить на них ответы, иногда приходится читать между строк.

  7. ? Спасибо. В ЕГЭ по русскому чуть изменен один пункт в К2. Необходимо определить, какое значение несет тот или иной пример-иллюстрация. Что это такое и с чем его едят?
    ? СПАСИБО БОЛЬШОЕ.УРОКИ ДАНЫ ЦИКЛОМ ПО ТЕМАМ.ОБЛЕГЧАЕТ ПОДГОТОВКУ К УРОКАМ.
    ? Спасибо за информацию
    ? Подосиновики!
    ? Дм. Кедрин. Грибоедов
    Помыкает Паскевич,
    Клевещет опальный Ермолов…
    Что ж осталось ему?
    Честолюбие, холод и злость.
    От чиновных старух,
    От язвительных светских уколов
    Он в кибитке катит,
    Опершись подбородком на трость.
    На груди его орден.
    Но, почестями опечален,
    В спину ткнув ямщика,
    Подбородок он прячет в фуляр.
    Полно в прятки играть.
    Чацкий он или только Молчалин –
    Сей воитель в очках,
    Прожектер,
    Литератор,
    Фигляр?
    Прокляв _а_нглийский клоб,
    Нарядился в халат Чаадаев,
    В сумасшедший колпак
    И в моленной сидит, в бороде.
    Дождик выровнял холмики
    На островке Голодае,
    Спят в земле декабристы,
    И их отпевает… Фаддей!
    От мечты о рав_е_нстве,
    От фраз о свободе натуры,
    Узник Главного штаба,
    Российским послом состоя,
    Он катит к азиятам.
    Взимать с Тегерана куруры,
    Туркменчайским трактатом
    Вколачивать ум в персиян.
    Лишь упрятанный в ящик,
    Всю горечь земную изведав,
    Он вернется в Тифлис.
    И, коня осадивший в грязи,
    Некто спросит с коня:
    – Что везете, друзья?`
    – `Грибоеда.
    Грибоеда везем!` –
    Пробормочет лениво грузин.
    Кто же в ящике этом?
    Ужели сей желчный скиталец?
    Это тело смердит,
    И торчит, указуя во тьму,
    На нелепой дуэли
    Нелепо простреленный палец
    Длани, коей писалась
    Комедия
    `Горе уму`.
    И покуда всклокоченный,
    В сальной на вороте ризе,
    Поп армянский кадит
    Над разбитой его головой,
    Большеглазая девочка
    Ждет его в дальнем Тебризе,
    Тяжко носит дитя
    И не знает,
    Что стала вдовой.
    1936
    ? Ты прав, Слава, очень КРАСИВО в японских парках!
    Замечательные кадры!
    Я же в этом году в силу определённых обстоятельств вновь побывала
    у себя на родине, в г. Мурманске.
    Полюбовалась СЕВЕРНОЙ природой,
    выказала недовольство северной погоде.)))
    http://proshkolu.ru/user/volchenkova57/file/6601456/
    http://proshkolu.ru/user/volchenkova57/file/6601454/
    Чуть раньше навестили г. Воронеж.
    В заграничные путешествия не удалось вырваться!
    Ты – молодец!!! Столько путешествуешь!!!

  8. 8
    Текст добавил: Вдохновляющий

    На какие жизненные вопросы может помочь ответить литература? Я думаю, что на любые. Многие в наше время не читают книг, считая это бесполезной тратой времени. Но это вовсе не так, как и в прошлых веках, так и сейчас, темы почти всегда остаются актуальны, люди влюбляются, их предают, в жизни идет вечная борьба добра со злом и все это повторяется на протяжение многих лет, поэтому книги и литература в целом, помогает нам найти ответы на множество вопросов.
    Литература, всегда будет и должна являться нашим помощником по всему нашему пути. Ведь мы не сталкиваемся со многими проблемами, событиями которые оставили неизгладимый и пропитанный кровью след в истории нашей планеты. К таким произведениям можно отнести: Шолохова “Тихий Дон”, Твардовского “Василий Теркин” а так же зарубежных писателей, таких как Маркус Зузак “Книжный вор” или душераздирающий труд Джона Бойна “Мальчик в полосатой пижаме”. Все эти произведения были написаны про войну, ужасные события Второй Мировой войны, и то как они подействовали на судьбы людей. Я считаю, что литература, является одним из самых главных наших советчиках и помощниках. Ведь, каждая книга это отдельный мир, вселенная, которая наполнена жизнями людей, страданиями и переживаниями. И все счастливые и грустные моменты, смерти и любовь, мы переживаем с ними вместе, осознавая как же нужно поступить в той или иной ситуации. В пример, я бы хотела привести произведение: “Мальчик в полосатой пижаме”, многие просто смотрели фильм, но книга, это что-то отдельное, не от мира всего, восхищающие, и к описанию ее можно отнести фразу “Когда ужасное – прельщает”. В этом романе идет речь о двух мальчиках, разделенных колючей проволкой, действия разворачивались в военное время, когда был Холокост, уничтожение людей, проявление бездушия и зверства. Бруно – немецкий мальчишка, из прекрасного Берлина, переехал с родителями в Аж-Высь, около лагеря Освенцим. Там, он познакомился с еврейским мальчиком – Шмуэлем. События развиваются с непомерной силой, вроде мальчишки только познакомились, находясь по разным сторонам изгороди, но вот уже Бруно переодевается в форму узников и становится похожим на всех. Рассказ заканчивается весьма трагично, и он будоражит до боли, когда осознаешь что нет больше этих мальчуганов, которые не в чем не виноваты.
    Истории, рассказы, произведения – это не просто слова и буквы, это целая жизнь, жизнь и судьба каждого народа. Литература всегда показывала нам как стоит поступать, указывала нам правильный путь и я надеюсь, что мы усвоили все ее уроки, и будем продолжать осваивать, стараясь быть лучше и проявлять только самые добрые, нравственные и гуманные качества.

  9. Роман Гончарова “Обломов” заставляет читателя задуматься о смысле жизни. Жизнь Обломова пуста и бессмысленна. Да можно ли назвать его существование жизнью? У Ильи Ильича нет абсолютно никаких стремлений, каждый его день похож на предыдущий. Он пребывает в своем растительном существовании, не отвлекаясь ни на что.
    Обломов всячески противится тем, кто пытается его поднять с уютного дивана. Внешний мир представляется Обломову чуждым и враждебным. Обломов ни болен, ни разочарован в жизни. Просто ему удобно жить так, как он живет, в полном бездействии. В нем присутствует абсолютное безразличие ко всему, что его окружает. он не меняет свою жизнь, потому что она его полностью устраивает. Но если вдуматься, почему она его устраивает? Прежде всего Обломова устраивает абсолютно все именно потому, что он не знает другой жизни. Мимо него проходит бурный жизненный поток, череда дел, которые предпринимают окружающие, мимо него проходит любовь, возможность семейного счастья, возможность сделать блистательную карьеру, а он все лежит и лежит на своем диване, погруженный в свои заоблачные грезы. В его жизни постепенно не остается ничего, что можно было бы назвать словом “смысл”. Полная бессмысленность существования — именно это мы и видим в романе. Роман Гончарова “Обломов” заставляет читателя понять, насколько тягостной может стать жизнь, если человек не видит в ней никакого смысла. Человек должен находится постоянном движение, постоянном поиск чего-то нового, новых впечатлений, наслаждений, постоянном стремление что-то сделать, что-нибудь изменить своей жизни,а не лежать на диване,погружаясь в себя,в свои мысли и мечты. В произведении Достоевского “Преступление и наказание” можно найти ответ на вопрос- как можно искупить свою вину. Роман Раскольников убивает процентщицу и её сестру , чтобы доказать себе,что он “не тварь дрожащая, а право имеет…” Совершив преступление, герой сомневается в том, что сможет хладнокровно выдержать тяжесть этого поступка, его начинают посещать тревожные сны мысли о самоубийстве, мучает совесть. Он сознается в совершенном преступлении Соне Мармеладовой. Соня же предлагает ему покаяться, чтобы очиститься: “Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: “Я убил!” Тогда Бог опять тебе жизни пошлет”. Что он и делает. Через некоторое время он сдается полиции, и его после суда отправляют на каторгу. Таким образом,чтобы искупить свою вину,мало раскаяться в содеянном и сдаться полиции,нужно ещё впустить в свою душу Бога и просить у него прошения за все свои грехи. Литература играет огромную роль для каждого из нас.
    Я думаю,что какие бы вопросы у нас ни возникали,ответы на них мы сможем найти в книге. Но каждый находит для себя ответы сам. Чем глубже мы задумываемся о прочитанном, тем больше находим ответов на волнующие нас вопросы.

  10. Направление это как палочка-выручалочка: если вы не знаете русской классической литературы – пишите по этому направлению. То есть можно хоть что-то написать, не владея остальным материалом.
    Это первый случай.
    Второй – вы имеете, что сказать всем по поводу литературы или любимой книги. И это очень здорово. Во втором случае я могу только пожелать успеха и порадоваться, что есть у нас еще думающие и читающие дети. Надеюсь, что таких большинство.
    Но есть и другие. И этот материал будет полезен для них.
    Как может формулироваться тема?
    «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М.Пришвин) (по одному из произведений отечественной или мировой литературы).
    «Моя любимая книга»
    «Роль книги в моей жизни»
    «Кто для Вас идеальный герой литературы?»
    «Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете?»
    «Можно ли обойтись без книг?»
    «Можно ли испытать радость, читая книгу?»
    «Какие вопросы задает человеку литература?»
    Это лишь попытка предугадать, что могут дать организаторы. Несомненно одно: тема будет связана с книгой, не предполагает общих рассуждений о важности литературы в нашей жизни и роли книги в истории и культуре России и прочих пустопорожних умозаключений.
    В сочинении по этому направлению главным будете вы и ваше представление о книге.
    Из этого и будем исходить.
    Что писать?!!!
    Самый простой вариантваша любимая книга, книга, которая вам помогла что-то понять, поразила вас, заставила задуматься или переживать.
    Выбор книги может быть любым. Я знаю, что среди молодежи, например, очень популярен Ремарк (хотя в мое время мы его не слишком жаловали), или новомодный «Дивергент» (думаю, мало кто понимает значение слова, в книге это не совсем то), или классика. Неважно. Важно, чтобы вы рассказали ПОЧЕМУ вы сделали такой выбор и ЗА ЧТО книгу выбрали.
    Стало быть, коммуникативный замысел (помните, что это такое?) должен быть примерно таким же: ЧТО, ЗА ЧТО, ЧТО КНИГА МНЕ ДАЛА. Это по первым трем, подчеркиваю, прогнозируемым темам.
    Четвертая и пятая темы в целом повторяют три первые. Коммуникативный замысел прежний, но в зависимости от формулировок, нужно делать акценты. Здесь речь идет о герое, значит, «фокус» сочинения должен быть сужен до объяснения об одном-двух персонажах в аспекте «за что люблю» и «почему понимаю, но не принимаю».
    Восьмая и девятая темы менее вероятны, но все же скажу о них несколько слов. Вопрос в них сформулирован так, что ответ однозначен: нет, нельзя обойтись без книг. Да, можно испытать радость, читая книгу. Я считаю, это весьма неудачная формулировка. Дальше возникает совершенно естественный вопрос: а что писать-то? Тогда пойдем дальше и зададим еще вопросы: почему я испытываю радость, читая книгу? Что она мне дает? Почему нельзя обойтись без книг? Что в них такого, что человечество никогда не откажется от книги?
    Если вы ограничитесь рассуждениями по этому поводу, то тему не раскроете. Сочинение должно ведь показать материал литературный, верно? Выход такой: вы говорите о том, что могли бы показать верность тезиса на примере какого-нибудь произведения (выбор любой) и следуете вышеозначенной схеме.
    Как итог: обязательно сделайте подводку! Иначе незачет!
    И наконец последняя тема. Тоже такого рода, что собственно к произведению еще надо подобраться.
    На этой трудной теме я покажу коммуникативный замысел.
    Итак, вступление.
    Первая фраза – о литературе и ее роли в жизни человека. Она огромна. Учит жить, делать правильный нравственный выбор, не перепутать белое и черное, добро и зло, радует в тяжелый час, развлекает, если скучно. Книг написано множество, но есть среди них такие, которые будут жить вечно, потому что они не для развлечения, не для радости, а для работы ума, души и сердца, потому что в них больше вопросов, чем ответов.
    Основная часть.
    Есть в русской литературе книга, которая заставляет размышлять читателя, спорить, доказывать правоту. Это «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Почему? (Основной тезис) Роман построен вокруг теории Раскольникова, которая (излагаете теорию)… В ней будто соединены две антагонистические вещи: добро через зло, альтруизм (для людей убивает герой, или он так думает) и эгоизм (Раскольников решает судьбы людей по своей прихоти), крайняя степень безверия (Бога не боится) и вера (что, как не вера в собственную исключительность, толкнула его на убийства)? И в романе больше вопросов, нежели ответов на них.
    Теорию в разных аспектах представляют герои со своей правдой. Это Лужин и Разумихин, Соня и Порфирий, Свидригайлов и Лебезятников. И каждый убедителен в своих рассуждениях, и выходит, что теория существует и живет в мире тысячи лет, вплоть до сегодняшнего времени. Ответа нет. А есть вопросы, которые читатель уже задает себе: как избежать зла, которое несет теория? А можно прожить без нее? А нужно ли? А я сторонник или противник? Только великий Достоевский мог так прямо задавать такие больные и мучительные вопросы.
    Роман Достоевского полифоничен: каждый из героев представляет свою правду. А ответов писатель не дает. И читатель идет за героями, взвешивая и оценивая, постигая основную мысль Достоевского: злом достичь добра нельзя, а фанатизм – страшная сила, способная уничтожить человечество.
    Заключение: конечно, можно сказать, что в книгах мы ищем ответы, но ведь вопрос, который будоражит душу, который сам себе боишься задать, порой важнее, чем ответ. Не так ли?
    Напомню вам, что это только тезисы! Вы можете взять другое произведение, но структура и подводка должны остаться!
    Успехов!
    Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ
    No related posts.

  11. Предмет речиВозможные
    формулировки темы
    Возможные формулировки
    главной мысли
    ЦитатыЛитературный пример
    Книга в моей жизниКакую книгу я бы посоветовал другу?
    Книга/роль книги в моей жизни
    Что я узнал из книг?
    Какие истины открыли мне книги?
    Книга, которую хочется перечесть.
    Книга, которая изменила мой внутренний мир.
    Почему я люблю читать.
    Что мне нравится в моей любимой книге.
    Какую книгу я бы взял с собой в космос/в поход/на необитаемый остров?Любая книга — умный друг:
    Чуть утомит, она смолкает;
    Она безмолвно поучает,
    С ней назидателен досуг.
    Лопе де Вега
    Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству.
    Горький М.
    С книгами у нас обстоит дело так же, как и с людьми. Хотя мы со многими знакомимся, но лишь некоторых избираем себе в друзья, в сердечные спутники жизни.
    Фейербах Л.
    В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Ф.Петрарка
    Иные гордятся каждой написанной книгой, я – любою прочитанной.
    Хорхе Луис Борхес
    Все хорошие книги сходны в одном, – когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется. Э. Хемингуэй
    Лучшие книги те, о которых читатели думают, что они могли бы написать их сами. Блез Паскаль
    А увлекают меня такие книжки, что как их дочитаешь до конца — так сразу подумаешь: хорошо бы, если бы этот писатель стал твоим лучшим другом и чтоб с ним можно было поговорить по телефону, когда захочется. Джером Сэлинджер. Над пропастью во ржи
    Здесь должен быть список ваших любимых книг.
    Если нет любимых книг, берите любые, что смогли прочитать, и выдавайте за любимые.
    Книга в жизни моей семьиКнига, которую посоветовали мне родители
    Какую книгу я посоветовал бы родителям.
    Можно ли мою семью назвать читающей?
    Книги в моём доме.
    Книга как семейная реликвия.
    Какую книгу я хотел бы написать.Книги – это духовное завещание одного поколения – другому. А. Герцен.
    Невозможно требовать, чтобы ребенок читал, если никто дома не читает, и в доме нет книг.
    А. Олейников
    Список любимых книг вашей семьи составьте сами.
    Книга для моих сверстниковВлияние литературы на формирование личности
    Как книга может помочь молодому человеку?
    Способна ли литература воспитывать человека?
    Что читает современная молодёжь.
    Мы и русская классика. Добрая книга – как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником.
    В. Астафьев
    Образование создало огромное количество людей, способных читать, но неспособных определять, что достойно чтения.
    М. Новикова
    Есть преступления более тяжкие, чем сжигать книги. Одно из них — не читать их.
    И. Бродский
    Фэнтези отличается от исторической прозы тем, что автор изначально говорит, что создает выдуманный мир. Но и то, и другое полностью принадлежит воображению, как и всё художественное творчество.
    А. Олейников
    Алексей Викторович Иванов. Географ глобус пропил
    Аля Кудряшова стихотворения
    Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине
    Курт Воннегут. Колыбель для кошки
    Терри Прэтчетт Плоский мир
    Петр Бормор. Игры демиургов
    Рэй Брэдбери. Рассказы
    Оксана Панкеева. Хроники странного королевства
    Джон Рональд Руэл Толкиен. Властелин колец
    Дмитрий Глуховский. Метро 2033
    Дмитрий Емец. Мефодий Буслаев
    Джордж Мартин. Сага “Песнь Льда и Пламени”
    Брендон Сандерсон. Пепел и сталь.
    Макс Фрай. Хроники ехо
    Сергей Лукьяненко. Дневной дозор
    Литература в РоссииЧто дала русская литература миру?
    Русская литература-источник духовности и нравственности русского народа.
    Как связаны литература и история?
    Мой любимый русский писатель.
    Какой период русской литературы мне больше всего нравится и почему.
    Какие вопросы ставит русская литература?
    Мой взгляд на современную русскую литературу
    Почему русский язык даёт писателям столько возможностей?Не страшно под пулями мертвыми лечь,
    Не горько остаться без крова,
    И мы сохраним тебя, русская речь,
    Великое Русское Слово.
    Свободным и чистым тебя пронесем,
    И внукам дадим, и от плена спасем
    Навеки.
    Анна Ахматова
    Русская литература не должна опускаться до уровня общества в его сомнительных и тёмных проявлениях. В любых обстоятельствах, во что бы то ни стало, но литература не должна ни на шаг отступать от своей главной цели — возвысить общество до идеала — идеала добра, света и истины.
    Н.А. Некрасов
    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
    И. С. Тургенев
    Нельзя бесконечно жевать русские вопросы — они неизменны в последние пять веков; нельзя повторять один и тот же круг — он надоедает и читателю, и писателю, и стороннему наблюдателю. Все слова сказаны, а ситуация неизменна; никакому айпаду, айфону, интернету не обновить российскую ситуацию, в которой «новых людей» не было со времен «Что делать». Все проклятия Герцена и Печерина, все инвективы Щедрина и Писарева, все догадки Левина и Нехлюдова один в один приложимы к сегодняшней ситуации, и это невыносимо. Русской прозе не о чем говорить — все сказано; а чтобы двинуться в глубь героя — нужен этот герой.
    Дмитрий Быков
    Поэт в России – больше, чем поэт.
    В ней суждено поэтами рождаться
    лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
    кому уюта нет, покоя нет.
    Поэт в ней – образ века своего
    и будущего призрачный прообраз.
    Поэт подводит, не впадая в робость,
    итог всему, что было до него.
    Е. Евтушенко
    Круг пушкинских замыслов так широк, что вся последующая русская литература так или иначе с ними соотносилась, продолжая и как бы реализуя (часто в форме отрицания, спора, глубоко творческих преображений) намеченный им путь духовного развития.
    Ю. Лотман
    Россия станет сверхмощной державой только благодаря тому, что люди научатся любить самих себя. В этом убеждает меня русская литература, русские фильмы.
    Р. БрэдбериАлександр Пушкин. Евгений Онегин
    Александр Пушкин. Повести Белкина
    Фёдор Достоевский. Бесы
    Фёдор Достоевский. Идиот
    Лев Толстой. Война и мир
    Лев Толстой. Анна Каренина
    Антон Чехов. Вишнёвый сад
    Иван Бунин. Тёмные аллеи
    Сергей Есенин. Стихотворения
    Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита
    Борис Пастернак. Доктор Живаго
    Иосиф Бродский. Шествие
    Евгений Евтушенко. Поэт в России – больше, чем поэт
    Человечество читающееХорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду
    Для чего человеку нужна литература?
    Значение литературы в жизни человека
    Может ли человек прожить без книг?
    Какие вопросы задаёт человеку литература?
    Единственный заменитель не прожитого нами опыта — литература (А.И.Солженицын)
    Книга – величайшее изобретение человечества.
    Книги, ставшие пророчествомКнига есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки.
    Цвейг С.
    Никакие провалы истории и глухие пространства времен не в состоянии уничтожить человеческую мысль, закрепленную в сотнях, тысячах и миллионах рукописей и книг. К. Паустовский
    Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей. Н. Морозов
    В нашем прискорбном и материальном мире существует одно лишь мерило ценности – это книги!
    В. Пикуль
    Не было ещё в истории человечества случая, чтобы ложь предавали огню. Разве что случайно, не разобравшись или поверив.
    А. и Б. Стругацкие
    Если у человека вырвать из рук перо, он может схватиться за дубину.
    Е. Лец Фёдор Достоевский. Бесы
    (Достоевский смог почувствовать веяния времени и просчитать будущее России. И бесы позже появились).
    Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту (Показано будущее, где жгут книги, заставляющие думать)
    Аркадий и Борис Стругацкие. Трудно Быть богом (на планете, где находятся прогрессоры, коренные жители казнят всех, у кого обнаружены книги)
    Дмитрий Глуховский. Метро 2033  (герой (Артём) нашёл детскую книгу, которая напомнила ему о `дометровском` времени и о матери. Он сохранил книгу, несмотря на жесточайшие испытания).
    Татьяна Толстая. Кысь (Постапокалиптическое время, люди не помнят книг, но правитель имеет доступ в сохранившуюся библиотеку и выдаёт классические произведения за своё творчество. Переписчики `его` творений – почётные люди наряду с хранителями огня).
    Писатели-юбилярыЧем близок мне Чехов/Бунин/Бродский/Шолохов/Пастернак и т.д.
    Почему я читаю и перечитываю/за что я люблю книги/моё любимое произведение Чехова/Бунина/Бродского/Шолохова…
    2015 год
    28 ноября – 100 лет со дня рождения поэта, прозаика и драматурга К.М. Симонова (1915—1979)
    30 декабря – 150 лет со дня рождения английского писателя Д.Р. Киплинга (1865-1936)
    6 марта – 200 лет со дня рождения поэта П.П. Ершова (1815–1869)
    22 октября – 145 лет со дня рождения писателя И. А. Бунина (1870-1953)
    10 февраля – 125 лет со дня рождения поэта, прозаика и переводчика Б.Л. Пастернака (1890—1960)
    3 октября – 120 лет со дня рождения поэта С. А. Есенина (1895—1925)
    24 мая – День славянской письменности и культуры
    – 110 лет со дня рождения писателя М. А. Шолохова (1905—1984)
    – 75 лет со дня рождения поэта, драматурга, переводчика И. А. Бродского (1940—1996)
    29 января – 155 лет со дня рождения писателя А.П. Чехова (1860—1904)
    Список юбиляров 2015 года
    Иосиф Бродский. Шествие
    Антон Чехов. Вишнёвый сад
    Антон Чехов. Ионыч
    Иван Бунин. Рассказы
    Сергей Есенин. Стихотворения
    Борис Пастернак. Доктор Живаго
    Цель чтенияЗачем люди читают художественную литературу?
    Чему учат нас книги?
    Учит ли книга думать?
    Учит ли книга красиво говорить?
    Почему читающий человек больше задумывается над важными жизненными вопросами?
    Зачем читать триллеры/детективы/фэнтези/фантастику?
    Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков.
    Горький М.
    Книги существуют для того, чтобы напоминать нам, какие мы дураки и упрямые ослы.
    Рэй Брэдбери
    Самые ценные книги те, которые заставляют Вас много думать.
    Теодор Паркер
    Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития.
    В. Сухомлинский
    Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить.
    Вольтер
    Книги — это мир, отраженный в зеркале; они обладают его бесконечной плотностью, многообразием и непредугаданностью. Ж-П Сартр
    Мы сочиняем ужасы, чтобы помочь себе справиться с реальностью. Стивен Кинг
    Воображаясь героиней
    Своих возлюбленных творцов,
    Кларисой, Юлией, Дельфиной,
    Татьяна в тишине лесов
    Одна с опасной книгой бродит,
    Она в ней ищет и находит
    Свой тайный жар, свои мечты,
    Плоды сердечной полноты,
    Вздыхает и, себе присвоя
    Чужой восторг, чужую грусть,
    В забвенье шепчет наизусть
    Письмо для милого героя…
    Но наш герой, кто б ни был он,
    Уж верно был не Грандисон.
    А. Пушкин. Евгений ОнегинУилки Коллинз. Лунный камень
    (герой всю жизнь перечитывает одну книгу – “Робинзон Крузо”, в которой, на его взгляд, есть ответы на все вопросы)
    Жан-Поль Сартр. Слова
    Бернхард Шлинк. Чтец
    ЧитателиНастоящий читатель. Каков он?
    Почему книги влияют на людей по-разному?
    Что есть книга: то, что хочет сказать писатель или то, что видит читатель?
    Что значит читать?
    Книга подобна зеркалу: если в нее заглядывает осел, трудно ожидать, что там отразится апостол.
    Георг Кристоф Лихтенберг
    Читать – значить переводить, ибо не бывает на свете двух людей, у которых бы совпадал жизненный опыт. Уистен Хью Оден
    Я обрел свою религию: книга стала казаться мне важнее всего на свете. Ж-П Сартр Жан-Поль Сартр. Слова
    Бернхард Шлинк. Чтец
    Харуки Мураками. Норвежский Лес
    Татьяна Толстая. Кысь
    ПисателиОтветственны ли авторы за то, как поняли их книги?
    Что значит “настоящий писатель”?
    Писатель и Мастер. В чём отличие?
    Писательский подвиг
    Чему должна учить книга?
    Почему недопустим плагиат?
    Смогу ли я стать писателем?
    Всякий пишущий пишет автобиографию — и чем менее он это осознает, тем более автобиографичен.
    Кристиан Фридрих Геббель
    Писать — это особый способ разговаривать: говоришь, и тебя не перебивают.
    Ж. Ренар
    — Вы не Достоевский, — сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.
    — Ну, почем знать, почем знать, — ответил тот.
    — Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
    — Протестую, — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!
    Вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет! Почем вы знаете, какие замыслы роятся у меня в голове?
    Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита
    Tолько тот писатель приносит нам пользу, который понимает вещи яснее и проницательнее, чем мы сами, который ускоряет нашу мысль, а не задерживает её. Артур Шопенгауэр
    Хорошие писатели тесно соприкасаются с жизнью. Посредственные — лишь поверхностно скользят по ней. А плохие насилуют ее и оставляют растерзанную на съедение мухам Рэй Брэдбери. 451 градус по ФаренгейтуЖан-Поль Сартр. Слова
    Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита
    Николай Островский. Как закалялась сталь
    Фридрих Ницше. Воля к власти
    Иосиф Бродский. Конец прекрасной эпохи
    Борис Пастернак. Доктор Живаго
    Михаил Булгаков. Записки на манжетах
    Андрей Дмитриев. Крестьянин и тинейджер

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *