Сочинение на тему каким я буду приемным родителем

10 вариантов

  1. Сегодня я вновь хочу поговорить о детях. Для меня есть много тем для обсуждения в рамках психологии. Но вот дети, занимают ключевую позицию. У меня их трое. Дочка, 5 лет и двое сыновей, которые пришли в мою жизнь 3 года назад и около месяца назад. Милану – 13 лет и Славе 14 лет, непростой и любопытный возраст. Меня можно назвать матерью одиночкой – я самостоятельно воспитываю своих детей, но не без помощи мужчин, которые важны моим детям – это дедушка, тренер по карате и тренер по футболу. Поэтому мужчины в жизни моих детей имеются. Я мама троих ребятишек и все трое очень разные. Дочка однажды сказала: «Мама, мы же все особенные». Безусловно, каждый из вас особенный!!!
    В школе приемных родителей много говорят о мотивации. О мотивации стать приемным родителем. Причин много: красивых – для общества, органов опеки и попечительства и других (особенных) личных, не обязательно неправильных или некрасивых – но эта личная мотивация. И, конечно же, нас ведет к этому шагу именно мотивация, что лежит внутри нас.
    Мотивация основывается на потребностях человека, которые и являются побуждениям к действию.
    В школе приемных родителей, нам озвучивают деструктивные аспекты мотивации: жалость к ребенку. О вот теперь, о личном опыте – мы можем жалеть ребенка, который остался один в целом мире, без поддержки и близких, а можем проявить сочувствие и осознание того, что в этом ребенке – без поддержки семьи не будут развиты какое-то таланты или способности, или например, что данный ребенок без любви – не сможет успешно преодолеть или пройти компенсацию при соматическом или психиатрическом диагнозах. ЖАЛОСТЬ – она такая разная. Мне проще это назвать осознанием того, что этот ребенок нуждается в семье, потому что иначе просто никак. На банальной жалости – очень сложно строить семью, простите, но ребенок – не котенок!
    Попытка заменить умершего ребенка – это больная тема или «простить себе аборты». В первом случае – родители всегда будут сравнивать детей, искать в приемном ребенке черты погибшего, но дети разные, они всегда разные, даже в одной семье. Постоянные сравнения, подгон под рамки другого ребенка – не даст возможности создания гармоничной семьи. Во втором же случае – «простить себя» – чувство стыда – самое разрушительное чувство, не стоит брать ребенка, чтобы спасать себя. Но, в данном случае, все же при наличии ресурсов и работе с психотерапевтом, психологом – есть все шансы стать хорошим приемным родителем.
    Не стоит брать ребенка из детского учреждения из-за страха одиночества, особенно если дети выросли и выпорхнули из гнезда, а хочется, чтобы вновь кто-то был рядом. Приемному ребенку потребуется уделять очень много времени, будут возникать множество проблем, а если приемным родителям уже не тридцать и не сорок, то, каждая проблема в школе, на улице будет приносить очередные заботы, переживания, а следом и проблемы со здоровьем. Возрастным потенциальным приемным родителям стоит всегда помнить, что большая разница в возрасте – это разность культур, мировоззрения, взглядов, что не сможет не нанести негативного отпечатка на воспитание и возникновения конфликтов. Все это тоже из опыта работы с приемными семьями.
    Есть еще ряд «нехороших мотиваций» – боязнь испортить фигуру, желание самоутвердиться за свет ребенка (мол совершить «подвиг», подвиг то совершили, а дальше годы воспитания, решения подростковых проблем, поступления и, как во всех семьях, (для меня это так) – создание условий для того, чтобы выросший ребенок начал самостоятельную жизнь.
    Из личного:
    Сын: Вот, я выйду из семьи и не увижу, как Мила пойдет в школу»
    Я: «Ну, из семьи так просто не уходят, ты у меня еще доучишься к коллежде, женишься, а я еще хочу на свадьбе погулять внуков понянчить, так, что…» (ребенок в детском доме пробыл с трёх лет, а 10 лет впервые попал семью). Сын был крайне удивлен, он привык, что дети выпускаются и исчезают. Грустно.
    Из правильных мотивов считается – желание продолжить род; реализовать себя в качестве родителя; желание дать поддержку, любовь ребенку и сделать для него все возможное для успешной адаптации в обществе; желание компенсировать неудачное собственное детство (вполне может быть положительным мотивом, но стоит задуматься о работе над своими детскими травмами).
    Еще один мотив- это желание иметь большую и крепкую семью.
    Из личного:
    Я всегда мечтала, чтобы у меня были братья, чтобы родители уделяли нам много внимания и теплоты. Уже в 18 лет, когда моя нога впервые преступила порог детского дома я знала – я знала две вещи:
    Я создам большую и дружную семью, чтобы дома было тепло, уютно и шумно, чтобы дети научились поддерживать друга, быть опорой в будущем. Чтобы в доме были собаки и кошки, хомяки и рыбки. Чтобы жизнь текла, этакого простого человеческого счастья.Я дам детям возможность найти себя в этой жизни, получать понимание и поддержку, учиться, познавать мир, развиваться, получить образование и создать собственные благополучные семьи.
    Я не знаю, как будет дальше, но я делаю все возможное для нашей семьи и верю в то, что все будет обязательно ХОРОШО.

  2. «Я-приёмный родитель»
    Уже в 13 лет я знала, что быть мамой- это прекрасно и, у меня обязательно будут минимум двое детей. Но в 18 лет врачи озвучили самый страшный для меня приговор – я никогда не смогу родить. Это было ужасно и больно. В голове было только два вопроса: «За что?» и «Почему я?».
    Ответ нашелся быстро «потому что в мире есть малыш, которому нужна я». Тогда же мной было принято одно единственное правильное решение – усыновление.
    К этой цели я шла 10 лет. И сейчас я, как никогда, очень близка к этому. Еще немного и я стану мамой. Не просто приемный родитель, а самая настоящая мама, которая всегда будет рядом, которая станет опорой на всю жизнь. Мы вместе будем преодолевать все сложности на долгом жизненном пути. Мы вместе будем находить решения во всех трудных ситуациях. Это наша жизнь. Это наш с ним выбор. Мы друг друга ждем и обязательно очень скоро встретимся, чтобы больше не расставаться. Ведь мы – мама и её малыш. Мы семья.
    Мама – не та, которая подарила жизнь. Мама – это та, которая научила жить.»
    «Я-приемный родитель»
    Я привела тебя в свой дом.
    Теперь жить вместе будем в нем.
    Вот это-стол, а вот –кровать,
    Отныне здесь ты будешь спать.
    Вот это-Ума, рядом –Вжик,
    С тобою будут все дружить,
    Они согреют в холода
    И будут ласковы всегда.
    Вот здесь повесь своё пальто,
    А здесь разложим мы лото.
    Вот ящик для твоих вещей
    И разных творческих идей.
    Смотри, вот здесь сидит медведь,
    Тебе он будет песни петь.
    Из кубиков построим дом,
    Чтобы игрушки жили в нём.
    Пойдем на кухню поскорей:
    Отведай кашку без затей,
    С тобою мы попьем компот,
    В нем витаминов хоровод.
    Пойдем по лужам мы гулять,
    Рукой дождинки собирать,
    А зонтик мы возьмем один,
    Из красочных цветных картин.
    Возьмемся за руки мы вдруг
    И закружится мир вокруг,
    А мы, смеясь и хохоча,
    Заскачем вдруг, как саранча.
    И разве важно кто родной,
    Если живём душой одной,
    Разделим радость и беду…
    Приди, малыш, тебя я жду!»
    01.12.2016г. О.А.

  3. Усыновление ребенка – ответственный и серьезный шаг. Семейные пары, решившиеся на такое, должны осознавать, что не только их жизнь поменяется после этого, но и жизнь малыша, за которого они возьмут на себя ответственность. Появление ребенка несет множество изменений. Семейной паре необходима, прежде всего, железная выдержка и понимание того, что ребенка придется воспитывать и даже перевоспитывать. Конечно, если это будет младенец, то ситуация упростится. Однако, если ребенок будет постарше, а его характер уже сформирован, то супруги должны будут набраться терпения для его перевоспитания.
    Приемному ребенку нужна любовь. Такие дети отличаются повышенной ранимостью и чувствительностью. Даже если в его поступках будет что-то неприятное, то сердиться и кричать нельзя. В такие моменты следует проявлять только теплые чувства, сохраняя спокойствие. Когда ребенок попадает в семью из детского дома, то он испытывает большой стресс. Поэтому, трудностей в адаптации не удастся избежать.
    Приемные родители должны давать максимум ласки, но и не забывать проявлять строгость, настаивать на своих решениях, когда это будет необходимо. Малыш не должен бояться «новых» родителей.
    Когда новый член семьи переступает порог дома, супруги не должны сомневаться и жалеть о правильности содеянного, потому как если ребенок почувствует, что приемные родители засомневались, то ему будет трудно привыкнуть к новому с психологической точки зрения. Дети все чувствуют, порой, даже лучше опытных психологов.
    Еще одна важная способность, которой должны овладеть супруги – эмпатия. Под этим определением понимается способность понимать чужую боль и переживание. Приемные родители должны чувствовать своего малыша и понимать его. Более того, должны стремиться к развитию в себе этих качеств, чаще наблюдать за новым членом семьи, за его мимикой, реакцией. Такие дети, несмотря на крохотный возраст, смогли многое пережить, поэтому могут быть замкнутыми. Все эмоции они переживают в себе, что негативно может отразиться как ни них самих, так и на родителях. Супругам необходимо воспринимать малыша таким, какой он есть и ни в коем случае не показывать свою разочарованность в нем.
    Быть приемными родителями нелегко. На этот шаг решаются не многие. Если же это уже произошло, то нужно набраться терпения и не жалеть ни о чем, ведь это благое дело – дать семью тем, кто в этом нуждается.

  4. Подскажите по приемной семье

    Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей. Но она сказала, что так не практикуется, чтобы один ребенок был удочерен, а второй в ПС(на тот…

    подскажите пожалуйста

    Далее было “мини сочинение ” под названием “Как изменится моя жизнь после принятия ребенка в семью “. И пару предложений, которые нужно было закончить, например: “Я усыновляю ребенка потому что…” “Я ожидаю от приемного ребенка …” и еще какие-то…

    Приемный ребенок в семье, глазами ребенка-сироты.

    Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей А вырос (ТОЛЬКО по стилю сочинения судя, безотносительно содержания) образованец – мало читал, мало думал, нахватался где-то штампов, вещает.

    Социальная поддержка семей с детьми. Часть 15. Если вы — приемный родитель

    А давайте поговорим о “вписывании” приемных детей в свою семью?

    Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе Хорошо рисовала, хотя никто не рисует, прекрасно писала стихи и сочинения, хотя это всё было пыткой для моих родственников.

    Как все изменилось…

    Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе И в таком вот анонимном ключе можно и большие истории писать, и такие вот небольшие ” сочинения на тему”.

    Приемная семья: плюсы и минусы.

    Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.

    Приемная семья

    Подскажите должна ли я работать,что бы взять ребенка в приемную семью ,по договору…у меня на руках заключение на усыновление. Получала в мае, по настоящее время я работаю. Но фирма наша скоро закрывается.

    Влияние генетической наследственности на поведение

    Известно, что дети, усыновленные в благополучные семьи, по уровню интеллектуального развития оказываются близки к своим приемным родителям и могут значительно превосходить биологических. В чем же тогда выражается влияние генов?

    Приемные подростки: как им живется? (часть 1)

    Наши приемные дети вели себя совсем иначе. Казалось, им действительно трудно было представить себя независимыми людьми. Это напряжение может быть особенно сильным в приемных семьях, где усыновленные подростки чрезвычайно остро чувствуют, что все…

  5. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
    Тойдинская средняя общеобразовательная школа
    Панинского муниципального района
    Воронежской области
    Сочинение на тему:
    «Каким я буду родителем: кнут или пряник»
    Выполнила: ученица 6 класса
    Гусейнова Алина, 12 лет
    Руководитель: учитель русского языка и литературы
    Хренова Татьяна Сергеевна
    2016 год
    Каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, потом в своей собственной. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: «мир», «семья». Но ведь мир на Земле начинается с мира в семье. Семья – это школа любви для взрослых и детей.
    Я росту в хорошей семье. У меня есть еще два младших братика, и родители всех нас одинаково любят и желают нам добра. Ведь, наверное, все родители стремятся к тому, чтобы их дети были счастливы, считают, что жизнь удалась, если у детей все прекрасно.
    Глядя на моих родителей, я иногда задумываюсь: какая будет  у меня семья? И это неудивительно: ведь  остается всего каких-то несколько лет до принятия важных жизненных решений – выбора будущей профессии, спутника жизни. Я вижу отношение мамы и папы  друг к другу, и непременно в моей семье оно будет таким же теплым и нежным. Многие говорят, что люди теперь совсем другие. Дети не уважают старшее поколение. Но мне кажется, что все зависит от семьи. Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки.  И каким будет ребенок – хорошим  или нет – зависит от того, каковы взаимоотношения в семье. Если в семье ребенку привили какие-либо ценности, то эти ценности он пронесет  через  всю жизнь. А если ребенка плохо воспитали, то ничего хорошего своей будущей семье он не принесет.
    Я хочу, чтобы в моей будущей семье  царили мир и  любовь. Я буду терпеливой и понимающей мамой. Очень надеюсь, что семья у меня будет большая. Когда много в семье детей, тогда и жить интереснее и веселее. Старшие дети будут помогать воспитывать младших, а младшие будут брать с них пример. В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека, надо уметь уступать друг другу.
    Я думаю, что дети похожи на своих родителей не только внешне, но и своим характером, манерой поведения и воспитания. А если это действительно так, то я буду похожа на свою маму? И это замечательно! Я хочу быть такой же доброй, заботливой, отзывчивой, всегда веселой, готовой помочь своему ребенку в любой ситуации. Но, конечно же, я не говорю о чрезмерной опеке родителей, когда дети становятся белоручками, несамостоятельными, не способными обойтись без помощи пап, мам, бабушек и дедушек. Нет, я говорю о поддержке, любви и понимании. Я буду такой же, как моя мама!
    Но быть родителями – это радостный, но также и напряженный труд. Если я буду видеть, что мой ребенок делает что-то не так или не понимает, что так поступать нельзя, то я обязательно ему все объясню и расскажу, как необходимо поступать в той или иной ситуации. Главное уметь терпеливо объяснить ребенку, что хорошо, а что плохо. И тогда не будет проблем в будущем, и нам не будет стыдно за своих детей. По-моему, это вызовет гораздо больше уважения с их стороны, чем простое «нельзя», ведь так получается общение на равных.
    Какими должны быть хорошие родители? На мой взгляд, они должны интересоваться жизнью своих детей. Не проходить мимо их проблем в школе, их общения с друзьями. Детей следует не только критиковать, но и хвалить!
    Когда я прихожу из школы и говорю маме, что у меня за контрольную работу  «4», а у большинства в классе «3», мама мне говорит: «Это, конечно, хорошо, но было бы лучше, если б было «5»!» Мне кажется, это правильный подход: и похвала, и критика – все сразу.
    Еще я считаю, что родители не должны навязывать детям свои принципы и вкусы, а дети, в свою очередь, должны уважать взгляды своих родителей.  В самом деле, так ли уж  плохо, если ваш сын или дочь слушает другую музыку, по-другому танцует? Тянется к иным увлечениям, получает другие профессии, нежели те, которые хотели бы дать им вы? Подумайте, если бы все поколения были похожи как две капли воды, жили бы мы в том мире, в котором живем сейчас? Мне с родителями, я считаю, повезло. Если и есть какие-то разногласия, то это на несколько часов.
    Воспитание – трудное дело. Как научить детей подражать только хорошему и не подражать плохому? Я буду стараться во всем им быть примером. А это означает только одно: нужно уже сейчас развиваться и совершенствоваться для того, чтобы в будущем стать прекрасным примером для собственных детей.
    Какой я буду мамой? В вопросах воспитания, я думаю, строгой. Конечно, дети не ангелы. И родителям приходится часто наказывать их. Но бить детей, я считаю, нельзя. Если в семье ребенка бьют, то он будет считать это проявлением нелюбви со стороны того, кто его наказал. По-моему, лучше поговорить с ребенком, объяснить ему, что так делать нельзя.
    Детям хочется тепла, ласки, понимания. Поэтому я, как и мои родители, буду  больше проводить времени со своими детьми. Мы будем вместе играть в какие-нибудь игры, ходить в поход, заниматься спортом или хотя бы просто читать книги. Мне нравится, когда вся семья собирается вместе.
    Если у меня будут дочки, я научу их готовить, шить и вязать, выполнять любую домашнюю работу быстро и с радостью. Ведь всему этому я научилась у своей мамы. Я буду говорить со своими детьми о школьных делах, событиях дня, об увиденном и прочитанном. Я буду чаще их хвалить, замечать каждый успех. Буду радоваться вместе с ними.
    Да, быть мамой – это непросто. Это ответственно и сложно.

  6. Такая семья имеет жесткие внешние границы и размытые внутренние. В семье присутствует множество правил, регулирующих коммуникацию, вероятны скрытые конфликты между супругами. Мотив второй. Семья не может иметь детей по медицинским причинам, поэтому решает усыновить ребёнка. Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком объединены, а отец находится на периферии.
    Для приёмных родителей этого типа характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации. Со стороны родителей присутствует постоянный страх раскрытия тайны, тревожность, подозрительность, отношения между родителями и ребёнком теряют свою ясность.
    Коммуникации в семье нарушены, внешние границы очень жесткие, семья закрыта от общества, настороженно относится ко всему, что за ее пределами. Для таких семей характерна повышенная сплоченность и замкнутость, много правил, регулирующих коммуникации. Родители, рассказывающие кому-либо (врачу или психологу) тайну усыновления, вступают в коалицию с этим специалистом. В семье нет тайны усыновления, но обесценивается роль родных оодителей.
    Самими родителями семейные отношения представляются благополучными, идеализируются. Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Становление родительского поведения, приспособление к роли родителя — одно из главных направлений личностного развития взрослого человека. Трудность этой задачи в том, что она не может быть решена раз и навсегда: по мере роста, взросления ребенка родительская роль многократно видоизменяется, наполняется все новым и новым содержанием.

    Например, в их положительной модели родители только гладят по голове, ничего не заставляют делать, вкусно кормят.Если у ребенка есть семья, у него есть дом.Что означает чувство дома для ребенка

    Опрошенные выражают родительские чувства в отношении большинства детей: «радости материнства», «счастья, что ты нужен… Исследуется приемное родительство как институт семейного законодательства. Из-за нормы жилья дали только одного, и не важно что я всегда сплю на кухне, а вся комната только одному ребёнку досталась! Возможности приемной семьи4. В этом случае необходимо помнить об опасности переходных периодов для семьи. Одним из таких периодов и является появление в семье новой личности.
    Требуются усилия для перестройки отношений, для понимания того, что надо объяснять простейшие вещи, учиться любить ребенка и научить ребенка любить мать, отца и других родственников. Если семья выбрала верный мотив, она показывает психологическую готовность быть отцом и матерью и не будет испытывать больших проблем в процессе адаптации.
    Семья представляет своего рода зеркало, в котором человек видит свое отражение. Для чего нужен ребенку дом?а) Дом как территория, на которой есть место и для него.б) Дом как убежище. Защитная роль дома – это первое, что осознается детьми. Существует множество игр, главным понятием в которых является именно дом – это «классики», «салки» и другие. Дом – пристанище, оплот стабильности, место, куда он должен возвращаться и где ему всегда рады.в) Дом как собственность.

    Читайте также:

  7. Приемная семья – надежная опора
    Уверенность в себе, стремление развить свои способности и возможности, умение преодолевать трудности, позитивное восприятие окружающего мира – эти и многие другие качества, необходимые в жизни, способны зародиться только в теплой, дружной атмосфере семьи. Ощущая опору, ребенку легче идти по жизни, быть увереннее, смелее в своих целях, конструктивно решать возникающие проблемы.
    К сожалению не все семьи становятся надежной опорой для ребенка. Иногда случается так, что родная семья оказывается не способной обеспечить ребенку полноценное развитие и воспитание. Лучшим вариантом для такого ребенка будет, если к нему на помощь придет приемная семья.
    Принимая ребенка в семью, приемные родители желают подарить ребенку дом, семью, любовь и счастье. Но часто бывает так, что ребенку тяжело принять «эти подарки». Ведь, попадая в приемную семью, ребенок оказывается совсем в незнакомом мире, который манит и пугает одновременно.
    Резкое изменение окружения, смена распорядка дня, стиля общения является источником стресса для ребенка. Приемным родителям приходится приложить немало усилий, чтобы ребенок почувствовал себя в новой семье, как дома.
    Чтобы ребенок быстрее и легче освоился в новой семье приемным родителям полезно придерживаться следующих правил:
    Не требуйте от ребенка резко изменить свои привычки, обязательно оставляйте с ним зону его комфорта. Не трогайте любимые вещи, талисманы, игрушки, даже если с Вашей точки зрения это нечто ужасное.
    Не отзывайтесь плохо о родных родителях ребенка. В этом случае у ребенка формируется негативные представления о себе («Я – сын алкоголика», «Я – дочь наркоманки» и т.п.). Помните, что родные мать и отец подарили ребенку самое ценное – жизнь. Просто они оказались не способны обеспечить ребенка всем необходимым для его развития.
    Не запрещайте ребенку вспоминать о своей прежней жизни и выплескивать негатив.
    Не запрещайте ребенку сочинять рассказы о своей прежней жизни, даже если точно уверенны, что они нереальны. Выдумки необходимы ребенку, чтобы восполнить недостающие воспоминания о прошлом.
    Не впадайте в панику, если ребенок будет ходить к соседям и рассказывать небылицы о жизни в Вашей семье, например, что его бьют, не кормят. Такие «выходки» чаще всего являются воспроизведением прошлого поведения ребенка, когда он жил в родной семье. Тогда действительно соседи могли жалеть, кормить ребенка, и он, таким образом, научился манипулировать людьми. Просто поговорите с соседями и объясните им сложившуюся ситуацию.
    Стойко и спокойно выслушивайте несоответствующие возрасту рассказы ребенка о сексе, даже если они шокируют Вас. Возможно, совсем недавно эти сцены были обычным явлением в жизни ребенка. Просто терпеливо и спокойно объясняйте ребенку, что открыто говорить об этом в обществе неприлично.
    Имейте как можно меньше запретных тем. Больше объясняйте – это только поможет вашему сближению.
    Не навязывайте ребенку полезных продуктов, если он от них отказывается. Возможно, он никогда их не пробовал, со временем  привыкнет и будет есть все.
    Если приемный ребенок что-то любит в еде, не стоит закармливать его любимым блюдом, чтобы не причинить вред здоровью.
    Не стоит заваливать приёмного ребенка новыми игрушками, вещами, аксессуарами. Они могут испугать его и даже стать источником стресса. Самое трудное, объяснить ребенку, что они не общие, а  только его.
    Не надейтесь, что приёмный ребенок сразу привяжется к вам эмоционально. А вот беспокоиться в ваше отсутствие будет точно.  Так что, будьте с ним почаще рядом, побольше разговаривайте.
    Ребенку нужно совсем немного: ласковый взгляд, теплое прикосновение, нежная улыбка. Все это дарит ощущение заботы, вашего тепла, любви. И дает ребенку ощущение, что его любят таким, какой он есть, без всяких условностей, что его принимают, понимают, жалеют.
    Просто подойдите к своему ребенку, обнимите его. Скажите, как любите, какой он у Вас замечательный, самый лучший. Поиграйте с ребенком, спросите, что волнует его, чем он живет, что его огорчает и радует. Это не займет у Вас много времени, но подарит Вашему ребенку много незабываемых счастливых минут!
    Е.П. Кашаргина,
    Специалист сектора по образованию детей
    с ограниченными возможностями здоровья
    Управления образования Администрации
    муниципального образования Приуральского района

  8. 10-летняя Ксения Тупица из Дальнереченска написала сочинение о том, как она обрела семью и отправила его на всероссийский конкурс «Наши истории». Среди 431 историй приемных семей со всех концов страны жюри отобрало 39 самых трогательных историй. Сочинение приморской девочки вошло в список лучших.
    Ксюше было всего 6 лет, когда ее удочерили. Теперь у девочки большая и дружная семья: ее родители воспитывают еще двоих родных и троих приемных деток.
    Сочинение Ксении называется «История одной мечты», и в нем девочка рассказывает о том, как ее мечта жить в семье стала реальностью:
    «Меня зовут Ксения, мне десять лет. Учусь я в третьем классе на отлично.
    Семья – это самое главное в моей жизни. И это не пустые слова. Меня может понять только тот, кто потерял свою семью. Я осталась одна в свои шесть лет. И вот появились люди, которые сказали мне простые слова: «Мы хотим быть твоими родителями, если ты не против».
    Так у меня появилась большая, дружная семья, в которой кроме меня жили ещё трое приёмных детей. В нашем доме никогда не бывает скучно, всегда слышатся голоса и смех.
    Моя семья очень дружная. Когда мне плохо, что – то не получается или просто плохое настроение, я знаю, что дома меня обязательно поддержат, помогут.

  9. Категорический отказ выполнить задание родителями с высоким уровнем развития вербальных способностей может быть расценен как проявление психологической защиты и барьеров во взаимоотношениях с ребенком. Настойчивые вопросы о содержании сочинения, актуализируемые и после повторения психологом-консультантом инструкции, свидетельствуют о высокой социальной тревожности и личностной неуверенности родителя.
    Пробы, переписывания, черновики встречаются в практике относительно редко. Черновики сочинения являются достаточно надежным индикатором гиперсоциализации клиента: его зависимости от социального одобрения. Пробы-переписывания, в которых присутствует достаточно кардинальные изменения содержания текста, могут отражать как наличие преград и барьеров в осознании проблем ребенка, так и положительную динамику осознания родителем проблем взаимоотношений с ребенком. В последнем случае пробы имеют не только диагностическое, но и коррекционное значение. Если повторный вариант сочинения отражает более глубокое осмысление клиентом проблемы, ее причин и возможностей разрешения, можно говорить об определенных сдвигах в осознании родителем проблемы. Однако факт такой позитивной динамики удается уверенно установить лишь в результате сопоставления первоначального варианта родительского сочинения с последующим, что, к сожалению, далеко не всегда является возможным.
    Напротив, достаточно часто мы сталкиваемся с другим вариантом «улучшения» сочинения, когда в результате срабатывания защитных механизмов результатом переписывания сочинения становятся «лакирование» действительности, сглаживание острых углов во взаимоотношениях и создание образа «идеального родителя», отвечающего социальным ожиданиям и образцам, эталонным для самого автора сочинения.
    Эмоциональное отношение к заданию, т.е. особенности мимики, пантомимики, жестов, изменение настроения в процессе сочинения, является весьма информативным для оценки характера отношения родителя к ребенку, особенностей самопринятия, а также степени эмоциональной вовлеченности родителя в проблемы взаимоотношений с ребенком (от сверхвовлеченности на основе симбиотического союза до индифферентности и незаинтересованности). Эмоциональное отношение к заданию позволяет оценить способ аффективного реагирования на фрустрацию. К сожалению, в большинстве случаев наблюдение за особенностями эмоционального отношения к заданию в процессе его выполнения оказывается для психолога недоступным в силу чисто организационных условий; например, сочинение предлагается родителю в форме «домашнего задания».
    Речевой комментарий касается либо трудности выполнения задания, либо оценки успешности его выполнения. Трудность задания может оцениваться диаметрально противоположно: от «Писать о моем ребенке оказалось намного сложнее, чем на первый взгляд» до «Это оказалось гораздо легче и интереснее, чем я думала, меня увлекла эта работа». В обоих случаях подобный комментарий свидетельствует о неформальном отношении к задаче, о том, что родитель совершил пусть иногда и не очень большое, но продвижение вперед в отношении осознания проблемы, причин ее возникновения и возможных путей ее преодоления.
    Что касается оценки успешности выполнения задания, то здесь в практически абсолютном большинстве случаев речь идет о сомнениях автора в правильности выполнения задания, в полноте и точности описания. Сама по себе задача рефлексии и объективирования в письменной речи «плюсов» и «минусов» своего опыта отношений и взаимодействия с ребенком достаточно нова и сложна для родителя.
    2. Формальные показатели родительского сочинения — объем, форма, язык и стиль повествования, подчеркивания в тексте с выделением главного, рисунки в тексте — являются весьма значимыми для интерпретации и информативными в отношении особенностей личности автора сочинения.
    Объем (сочинения). Диагностическое значение имеет слишком малый и чрезмерно большой объем сочинения. Малый объем может быть интерпретирован как непринятие задачи, пассивный отказ от ее выполнения или чисто формальное выполнение задания, «закрытость» автора в выражении своих мыслей, чувств и переживаний. Причинами отказа могут быть незаинтересованность клиента и низкая степень готовности к сотрудничеству с психологом в разрешении проблем воспитания и развития ребенка, проявление рентной, потребительской установки по отношению к консультированию. Другими причинами малого объема сочинения могут быть актуализация защитных механизмов личности и низкий уровень развития вербальных способностей и культуры письменной речи автора.
    Чрезмерно большое по объему сочинение отражает высокую эмоциональную включенность автора, фиксацию на проблеме либо попытки ее разрешения путем рефлексивного анализа. Уход от заданной темы сочинения, отвлечения, подмена темы сочинения вполне определенно указывают на чрезмерную сосредоточенность на иной проблеме, являющейся для автора истинной причиной обращения в консультацию за психологической помощью. Переключение на другую тему в некоторых случаях может быть проявлением характерологических особенностей личности автора сочинения.
    Форма повествования, стиль и язык сочинения. Наш опыт позволяет выделить следующие формы повествования, сохраняя при этом возможность расширения указанного перечня:
    1) в зависимости от степени развернутости описания проблемы выделяются:
    – описательно-проблемная форма, которая предполагает разумное соотношение информационно-событийного описания и постановки проблем воспитания и развития ребенка, жалоба и запрос представлены в сочинении;
    – проблемная форма, которая характеризуется минимальным описанием свойств и качеств ребенка (вплоть до того, что из содержания сочинения трудно определить возраст ребенка) и устойчивой фиксацией на проблемах, волнующих автора. Нередко подобная форма включает много вопросов, восклицаний, высказываний, утверждающих неспособность автора к конструктивному разрешению проблем («Не знаю, как справиться», «Не представляю, что еще можно сделать» и проч.);
    – чисто описательная форма, как правило, фактически не содержит информации о конкретном содержании проблемы, отсутствуют жалоба и запрос.
    2) другие формы:
    – «Письмо к…» представляет собой обращение, адресатом которого является сам ребенок, психолог или другой неперсонифи-цированный собеседник. Такого рода сочинение может представлять собой размышление о проблеме. Оно диалогично по форме, содержит обращения, призывы, вопросы к собеседнику и от имени последнего — ответы на вопросы, заверения и т. д.; часто встречаются образные определения, сравнения, метафоры, гиперболы. Общий тон сочинения интимизирующий, приподнятый, иногда слащавый. Подобная форма является показателем стремления автора установить более близкую дистанцию либо более комфортную (за счет ее структурирования) позицию во взаимодействии с адресатом, попыткой представить отношения с ребенком через призму социальных оценок и стандартов. В некоторых случаях эта форма может являться свидетельством гиперсоциальности автора, истероидно-демонстративного типа характера и т.д.;
    – «Канцелярская форма» напоминает автобиографически-канцелярскую форму или характеристику типа «Я, Иванова А.А., проживаю совместно с сыном Антоном 12 лет…», или «Моя дочь Петрова Вера Петровна, ученица 5 А класса школы №…», или «Претензий к дочери не имею». Такая форма родительского сочинения изобилует канцеляризмами, часто формальна и по содержанию; может расцениваться как показатель значительной дистанции во взаимодействии с ребенком, трудностей общения. Сочинение отражает конформность и зависимость автора, в ряде случаев — недостаточный уровень речевой культуры, ригидность мышления, а также может манифестировать защиту.
    Использование эпиграфов встречается относительно редко и само по себе уже свидетельствует о достаточно высоком уровне языковой и интеллектуальной культуры автора сочинения и глубине проработки им проблемы, его направленности на самоисследование.
    Как правило, эпиграф — квинтэссенция осознания сущности своей родительской позиции автором сочинения, поэтому содержание и смысл эпиграфа должны стать предметом специального анализа и интерпретации. Эпиграф является также показателем ориентации автора на социальные ценности, что нередко указывает на высокую социальную тревожность, выражает коммуникативную направленность позиции родителя в консультировании.
    Подчеркивания с выделением главного позволяют автору расставить акценты и выделить основные смысловые моменты. Они являются показателем интенсивной работы родителя над осознанием и разрешением проблемы, его психологической готовности к сотрудничеству с консультантом. Иногда подчеркивание отражает стремление автора возложить ответственность за возникшую коллизию на себя, ребенка или другого члена семьи. Например, избавиться от чувства вины («Я этого не хотела…») или возложить ответственность на другое лицо («Муж настоял на том, чтобы сын остался в этой школе…»).
    Рисунки в тексте сочинения могут представлять собой либо случайные наброски, хаотическое переплетение линий по типу каракулей причудливой формы, либо тематический рисунок семьи (встречается крайне редко и уже поэтому заслуживает того, чтобы стать предметом пристального внимания), либо аллегорический рисунок, отражающий точку зрения автора на суть взаимоотношений в семье.
    В первом случае рисунки свидетельствуют о наличии внутренних барьеров и защит, во втором и третьем — об эмоциональной вовлеченности в семейные взаимоотношения, попытке децент-рироваться и занять отстраненную, иногда в определенной степени ироничную позицию по отношению к себе как к родителю и семейной ситуации в целом.
    Рисунки в тексте встречаются крайне редко, и в каждом подобном случае они должны стать предметом внимательного психологического рассмотрения, поскольку позволяют автору сочинения в символической форме выразить сущность своего переживания, сохраняя при этом необходимую степень безопасности.
    Структурирование пространства листа дает информацию об индивидуально-личностных особенностях автора сочинения. Здесь учитываются полнота заполнения пространства листа, использование полей, линеек для расположения строчек, использование абзаца и «красной строки». Сплошной, неструктурированный текст является индикатором эмоциональной захваченности проблемой, недостаточной продуманности и рефлексивности автора, импульсивности и потери контроля. Поля и линейки — показатель гиперсоциализированности автора, его ориентации на «закон и порядок», приоритетность социальных норм и правил.
    3. Содержательные показатели наиболее важны для интерпретации родительских сочинений. К ним относятся: соответствие сочинения заданной теме; соотношение трех планов сочинения; использование в сочинении имени ребенка; описание истории развития ребенка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенностей взаимоотношений ребенка с автором сочинения и другими членами семьи; оценка ребенка; отношение автора к ребенку; описание системы семейного воспитания, реализуемой родителем, и оценка ее эффективности.
    Соответствие сочинения заданной теме — важный показатель адекватности принятия задачи и готовности родителя к продуктивному сотрудничеству с консультантом. Уход и отступления от темы сочинения могут свидетельствовать о скрытом отвержении ребенка и актуализации защитных механизмов либо о неразрешенном внутреннем конфликте и проблемах самого родителя.
    Особое внимание консультанта должны привлекать случаи перенесения супружеского конфликта либо конфликта автора с другими членами семьи в сферу детско-родительских отношений, явления проекции негативных качеств партнера на личность ребенка. Примером такого перенесения может быть отрывок из родительского сочинения матери, которая, характеризуя свою дочь в целом положительно, пишет: «…она несколько эгоистична и упряма (это в мужа)». Будучи обеспокоенной ухудшением своих отношений с сыном-подростком, который после развода родителей все чаще уходит вечерами из дома, не сообщая, куда идет и когда вернется, мать с горечью заключает: «…Сын все больше и больше становится похожим на своего отца».
    Во всех указанных случаях важной задачей коррекционной работы должна стать задача оптимизации супружеских отношений и взаимодействия как составная часть общей коррекционно-профилактической программы работы с семьей.
    Соотношение трех планов родительского сочинения. Сочинение задает три основных плана описания — план «Ребенок», план «Родитель» и план «Наши отношения». Соотношения этих планов в сочинении, т.е. доминирование одного из них и, напротив, беглость и конспективность описания другого, в значительной мере определяются тем, как задана тема сочинения. Очевидно, что тема «Мой ребенок» требует от родителя сосредоточения на описании психологических особенностей и свойств самого ребенка, его проблем, в то время как тема «Я как родитель», напротив, предполагает рефлексию родителем особенностей своей воспитательной позиции, ее эффективности, своих возможностей и ресурсов для решения проблем воспитания ребенка, собственных психологических качеств. Однако, в какой бы форме ни была задана тема сочинения, его содержание в подавляющем большинстве случаев позволяет выделить все три указанных выше плана описания. Информативным для заключения о характере родительской позиции будет баланс этих планов с учетом заданной темы сочинения.
    Можно выделить четыре варианта соотношения планов родительского сочинения:
    1. Преобладание плана «Ребенок» или плана «Родитель» соответственно теме сочинения. В этом случае можно говорить об адекватной центрации автора сочинения на проблемах развития ребенка (тема «Мой ребенок») или на проблемах воспитания и родительства (тема «Я как родитель») и достаточно гибкой родительской позиции.
    2. Неадекватное теме сочинения доминирование плана «Ребенок» (тема «Я как родитель») или плана «Родитель» (тема «Мой ребенок»). В подобной центрации проявляются ограниченность и ригидность родительской позиции. В первом случае это фиксация родителя на ребенке и его проблемах без должного осознания значения собственных воспитательных методов воздействия и своей роли в генезисе проблем развития ребенка, а часто и стремление родителя полностью переложить вину и ответственность за них на плечи самого ребенка. Во втором случае быстрый отход от проблем ребенка и навязчивость обсуждения родителем своих собственных качеств, особенностей поведения, чувств и переживаний, зачастую выходящих далеко за пределы детско-родительских отношений, являются свидетельством неразрешенных личностных проблем самого родителя, его воспитательной неуверенности, повышенной тревожности.
    3. Развернутое позитивное описание плана «Наши отношения» при условии общего соответствия содержания повествования теме сочинения.
    Интерес автора к плану «Наши отношения», более или менее развернутое обсуждение взаимоотношений ребенка с родителем являются показателем осознания родителем двустороннего диалогического характера процесса воспитания, в котором и родитель, и сам ребенок выступают принципиально равноправными, хотя и значительно различающимися по жизненному опыту, знаниям и умениям, партнерами в общении и совместной деятельности. Степень развернутости плана «Наши отношения» является индикатором меры сензитивности родителя к всестороннему конструктивному анализу проблем воспитания и развития ребенка в процессе консультирования, психологической готовности автора сочинения к исследованию своей родительской позиции, к работе над собой, саморазвитию и совершенствованию «Я» в роли родителя.
    4. Доминирование плана «Наши отношения» при условии фактически полной редукции планов «Ребенок» и «Родитель» может расцениваться либо как показатель высокого уровня конфликтности отношений и беспомощности родителя в попытках их разрешения (описание отношений носит негативный характер, изобилует примерами конфликтов, ссор, непослушания ребенка), либо как показатель высокой эмоциональной зависимости родителя от ребенка по типу симбиотической привязанности, доминирования мотивов смысла жизни и удовлетворения потребности в любви и принятии в системе мотивов воспитания ребенка. Это, например, может выражаться в словах сожаления родителя о том времени, когда отношения «ребенок —родитель» полностью определяют жизнь ребенка, его отношения к миру и людям, времени безраздельной зависимости ребенка от родителя. Мать пишет о своем сыне-подростке: «…самое счастливое время… когда твой ребенок полностью зависит от тебя, нуждается в тебе и твое мнение не подвергается сомнению и критике…»
    Имя ребенка, используемое в сочинении, заключает важную диагностическую информацию об особенностях эмоционального принятия ребенка родителями, избранной ими позиции во взаимодействии с ребенком и дистанции в ней, т.е. степени близости/дальности ребенка и родителя. Безусловно, выбор полного или уменьшительного имени ребенка в значительной степени определяется возрастом и полом ребенка, полом самого родителя, количеством детей в семье. Так, сиблинговая позиция младшего ребенка диктует уменьшительную форму имени, в то время как позиция старшего, — скорее, полное имя, даже если возраст ребенка невелик. Уменьшительная форма, однако, может иметь ласкательный или пренебрежительный оттенок, что позволяет судить об особенностях эмоционального отношения родителя к ребенку. При квалификации значения такого отношения следует учитывать и такой фактор, как пол самого родителя. Матери более склонны к уменьшительно-ласкательным именам, отцы же, особенно по отношению к сыновьям, могут использовать иную форму, на первый взгляд с оттенком пренебрежения («Вовка», «Мишка»), истинное эмоциональное значение которой выявляется лишь в целостном контексте сочинения родителя. Ласкательные прозвища типа «мое маленькое солнышко», «мой котенок» и прочее могут расцениваться как свидетельство эмоциональной значимости ребенка для родителя, но в то же время указывают на необходимость специального изучения фактов потворствования в реализации типа семейного воспитания.
    Достаточно часто встречающееся использование выражений «мой сын», «моя дочь» может быть интерпретировано как показатель фиксации автора сочинения на своей роли родителя или как попытка более четко структурировать свои отношения с ребенком. Избегание имени ребенка в сочинении говорит о дефиците переживания чувства безопасности родителем, а в ряде случаев и о недостаточном принятии самоценности личности ребенка родителем. Наконец, излишне частая замена имени ребенка личным местоимением «он» («она») в сочинении делает необходимым проведение специального исследования с целью подтверждения или опровержения факта эмоционального отвержения ребенка родителем. Показательно и то, как родитель называет себя — именем собственным или в соответствии с семейной ролью — «мама» («папа») или «мать» («отец»).
    Сведения об истории развития ребенка, включая основные, базовые факты развития (когда ребенок начал ходить, говорить и проч.), важны для сбора и уточнения анамнестических данных, позволяют более верно определить причины генезиса проблем развития ребенка.
    Временные планы в сочинении (ретроспективный, перспективный, план настоящего), описание основных жизненных событий и их влияния на развитие ребенка позволяют оценить степень прогностичности родительской позиции. Эмоциональный тон описания прошлого и настоящего устанавливает характер переживания жизненных событий родителем и другими членами семьи, выявляет аффективные очаги неразрешенных конфликтов и источник фрустрации, позволяет составить план коррекционной работы с семьей. Например, родитель пишет о рождении ребенка: «Все были очень рады, потому что ждали мальчика» — или о возможном будущем сына: «Я часто со страхом думаю, каким он вырастет, как ему придется в жизни». Негативное эмоциональное отношение к прошлому может быть интерпретировано как свидетельство неразрешенного актуального конфликта, хронической фрустрации, психологической травмы. Пессимизм в восприятии настоящего — как проявление стресса, депрессии, фрустрированности родителя, тревожность в отношении будущего — как проявление воспитательной неуверенности родителя.
    Описание качеств ребенка и его предпочтений занимает важное место в родительском сочинении. Спектр описываемых качеств достаточно разнообразен и включает физические особенности и внешность («небольшого роста и с длинными светлыми волосами»), формально-биографические сведения (когда и где родился, сколько лет, где учится), описание знаний, умений, навыков («знает буквы», «умеет плавать», «занимается танцами»), достижений ребенка («учится на “4” и “5”»), особенностей поведения и деятельности с конкретными примерами («был очень активным, всегда куда-то лез», «начал прогуливать школу»), общения с родными («грубит», «черствый, ничего не замечает»), выполнения требований родителей («не убирает за собой», «очень громко включает музыку»), описание интеллектуальных («умный», «сообразительный», «очень способный»), морально-волевых («добрая», «настойчивый», «целеустремленная») и эмоционально-волевых качеств («чуткая», «заботливая», «взрывается») и, наконец, особенности полоролевой идентичности («она вся томная и женственная»).
    Оценка ребенка в родительском сочинении присутствует как в прямой, так и в косвенной форме. Оценка может быть позитивной, негативной, амбивалентной, с большей или меньшей степенью дифференцированности. Иногда не удается установить общую оценку ребенка вследствие индифферентности описания. Баланс положительных и отрицательных оценок позволяет судить об интегральной оценке ребенка. «Наклеивание ярлыков», однозначно негативная, уничижительная оценка ясно указывает на неуважение личности ребенка родителем, его отвержение. Степень адекватности оценки — показатель адекватности восприятия родителем ребенка. Анализ того, какие именно качества подвергаются оценке, определяют образ ребенка в глазах родителя и степень его принятия, позволяет делать выводы о реализуемых родителем ценностях воспитания. Сравнительная оценка (по отношению к сиблингам, сверстникам), особенно негативная, отражает недостаточность признания родителем самоценности ребенка и неэффективную практику воспитательных воздействий на поведение ребенка.
    Описание особенностей типа семейного воспитания может включать открытое декларирование ценностей и приоритетности целей воспитания («…хочу, чтобы она выросла хорошим человеком, имела интересную работу, устроила личную жизнь», «Хочу дать ему радость и семейное благополучие», «Хочу, чтобы он стал добрым и честным», «…для меня самое важное — его отношение к учебе»). Тем не менее консультант должен постоянно учитывать возможность расхождения и даже прямого противоречия между декларируемыми ценностями и реальными целями воспитания, специально отмечая факты подобного расхождения.
    Особого внимания заслуживают высказывания, указывающие на явления «делегирования» в детско-родительских отношениях («У нас постоянно идет борьба из-за музыкальной школы, но я-то по себе знаю, как он будет сожалеть потом, если бросит ее»). Немало сведений можно почерпнуть из родительского сочинения и о методах наказания и поощрения ребенка, практикуемых родителями («не выдерживаю, хватаюсь за ремень», «не разговариваю, обижаюсь на него», «хвалю, покупаю игрушку, какую хочет, разрешаю играть в Денди»). Следует специально обратить внимание на высказывания родителей о сходстве или различиях системы воспитания, реализуемой ими по отношению к своему ребенку, и тех методов, которые применялись по отношению к ним, когда они были детьми, в их собственной семье. Факты влияния прародительской семьи на воспитательную систему нуклеарной семьи должны быть учтены при разработке программы коррекционной работы.
    Оценка эффективности воспитания родителем может варьировать от безусловно-превосходной, положительной до крайне отрицательной, отражая степень критичности и удовлетворенности родителем реализуемой им системой воспитания. Более взвешенные оценки методов воспитания обычно основываются на размышлении о том, что именно удовлетворяет родителя, а что составляет предмет его беспокойства. Диагностически значимым является не только то, как оценивается воспитательная система, но и то, что именно подлежит оценке — ценности воспитания, цели или методы воздействия на ребенка. Степень развернутости оценок также весьма разнообразна: от лаконичного «Пока справляюсь», «Все хорошо» до развернутого анализа причин конфликтности, непонимания, отдаления в детско-родительских отношениях. Заявленные родителем причины трудностей во взаимодействии с ребенком позволяют сделать заключение о локусе контроля и способах разрешения конфликтных ситуаций родителями. Диапазон причин достаточно широк, включая возложение родителем ответственности на внешние обстоятельства («нехватка времени», «сумасшедшая жизнь»), принятие ответственности («наверное, я плохой родитель», «делаю не то, что нужно»), возложение ответственности и вины на ребенка («плохой характер», «дурная наследственность»), на третьих лиц («отец не принимает участия в воспитании, ни во что не хочет вмешиваться»).
    О мере критичности автора сочинения в отношении своей родительской компетентности и готовности к саморазвитию и самовоспитанию можно судить по тому, присутствуют ли в сочинении высказывания о необходимости осуществления специальной работы над собой для улучшения общения и взаимодействия с ребенком («Нужно меняться самой, быть более выдержанной, терпеливой, внимательной»).
    Противоположная рентная установка клиента в консультировании находит отражение в высказываниях типа «На вас наша последняя надежда, сделайте что-нибудь с ребенком», попытке переложить ответственность за решение собственных проблем на консультанта. Манипулятивная позиция в отношении ребенка, попытка изменить его, навязать свою волю и решения находят выражение в словах родителя: «…я еще долго буду мучиться с ним, но я добьюсь, чтобы было по-моему».
    Заявленные в родительском сочинении психологические трудности и проблемы воспитания и развития ребенка должны быть всесторонне проанализированы консультантом с учетом их содержания, степени реальности, адекватности их восприятия, понимания родителем причин и генезиса проблем. Данное содержание должно стать исходной точкой для формулирования (или переформулирования) жалобы и запроса родителя на последующем этапе заключения терапевтического договора между психологом и клиентом.
    Все перечисленные параметры анализа родительского сочинения лежат в основе составления заключения по результатам методики. Схема заключения в обобщенной форме может быть представлена в следующем виде:
    Интерпретация результатов обследования
    При интерпретации полученных данных следует учитывать, что диагностическую ценность полученного материала существенно ограничивают недостаточный культурно-образовательный и интеллектуальный уровень клиента, и в первую очередь уровень развития его письменной речи и способности к рефлексии. Тем не менее даже в этих случаях родительское сочинение может стать важным источником диагностической информации, конечно, при условии не формального, а заинтересованного отношения клиента к выполнению задания.
    Материалы таких сочинений используются в дальнейшей коррекционной работе с родителями для анализа обоснованности и конструктивности семейного воспитания, выявления «слабых мест» и совместной выработки новых подходов к воспитанию для целенаправленной коррекции родительской позиции.
    Заключение по методике родительского сочинения «Мой ребенок» составляется по следующей схеме:
    I. Характер эмоциональных отношений в семье, особенности общения и взаимодействия.
    1. Отношение родителя к ребенку (безусловное принятие, условное принятие, индифферентное отношение, амбивалентное отношение, скрытое и явное отвержение).
    2. Особенности отношения ребенка к родителю и другим членам семьи (родительский образ отношений, его соответствие объективной картине).
    3. Степень эмоциональной дифференцированности и вовлеченности родителя в процесс воспитания ребенка.
    4. Симметричность эмоциональных отношений, наличие эмоционального «перекоса», невзаимности, коалиций в семье.
    5. Особенности взаимоотношений родителя с остальными членами семьи.
    6. Ролевая структура семьи, лидерство. Тип общения и взаимодействия (сотрудничество, содружество, конфликтность, конфронтация, антагонизм).
    II. Психологические особенности ребенка.
    1. История развития ребенка, основные анамнестические данные. Перспектива развития, долгосрочный и краткосрочный прогноз развития ребенка (глазами родителя).
    2. Основные индивидуально-личностные качества ребенка.
    3. Предпочтения и интересы ребенка.
    4. Круг общения, характер взаимоотношений (в семье и вне семьи).
    5. Проблемы и трудности развития ребенка (содержание, степень выраженности, обстоятельства и время возникновения, зоны конфликтности, реальность проблем, попытки разрешения проблем и их эффективность, на кого возлагается ответственность за возникновение проблем).
    III. Родитель как воспитатель.
    I. Ценности и цели воспитания, декларируемые и реальные, степень их совпадения.
    2. Тип семейного воспитания. Характер требований к ребенку, их количество, содержание, форма предъявления, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Способ контроля. Система поощрений и наказаний. Роль второго родителя в воспитания ребенка. Противоречивость (гармоничность) системы семейного воспитания.
    3. Особенности родительской позиции. Степень рефлексивности, адекватности образа ребенка, прогностичность, динамичность. Феномены мистификации, делегирования.
    4. Оценка ребенка и особенности осознания родителем своего отношения к личности ребенка.
    5. Оценка эффективности системы воспитания.
    6. Влияние прародительской семьи на тип семейного воспитания нуклеарной семьи.
    7. Личностные особенности родителя. Наличие неразрешенных проблем, состояния фрустрации, социальной тревожности и проч.

  10. Каким я буду родителем
    С детьми надо говорить о том, что им предстоит. Родительство должно быть осознанным. Детей надо готовить к будущим ролям – мамы, отца. Говорить нужно светло и честно. Обязательно – светло, с верой и радостью. И обязательно – честно, не скрывая от ребят проблем и трудностей взрослой жизни. Надо успеть посадить зёрна светлых мыслей. Дети не сразу во всём разберутся, но постепенно мысли будут прорастать в них. Пусть задумываются – какими они хотят быть родителями.
    Я пришёл к ребятам и сказал: «Все вы станете взрослыми. У вас будут семьи, дети».
    В ответ раздалось бурчание: «У меня не будет никакой семьи».
    Я ответил: «Я тебя очень понимаю. Я и сам тоже так думал. Потому что мои папа и мама развелись, когда мне было семь лет. Поэтому я думал, что семья – это что-то плохое, что обязательно распадается. Но потом я встретил свою жену. Она мне очень понравилась. И мы с ней поженились. У нас родился сын. Он уже вырос, взрослый совсем. Мы с женой вместе уже 35 лет. И я очень рад, что женился и у меня родился сын.
    Какими вы хотите быть родителями? Добрыми или злыми? Понимающими или непонятливыми?
    Теперь представьте, что вы – выросли, у вас уже дети – школьники. И вот ваш ребёнок приходит домой…»
    Тут я детям раздал листы с напечатанными заданиями:
    Дочка просит купить новую шубу. На неё денег нет.
    Сын пришёл из школы с синяком, в разорванной одежде, в дневнике запись: «Родители! Срочно придите в школу!»
    Сын говорит: «Папа, я влюбился. Что мне делать?»
    Сын принёс в дневнике двойку.
    И попросил – напишите, что вы будете делать и говорить.
    Дети задумались.
    Написали.
    Но главное – что задумались.
    Им предстоит ещё много думать.
    Вот некоторые ответы ребят – сегодняшние ответы:
    Сын пришёл из школы с синяком, в разорванной одежде, в дневнике запись: «Родители! Срочно придите в школу!»
    – Для начала зашью сыну одежду и успокою. А с учительницей поговорю по телефону, во всём разберусь и попробую мягко поговорить с сыном насчёт его поведения.
    Дочка просит купить новую шубу. На неё денег нет.
    – Мы тебе с мамой сделаем шубу сами, очень хорошую.
    Сын говорит: «Папа, я влюбился. Что мне делать?»
    – Помогай ей и делай ей что-то хорошее и приятное.
    Сын принёс в дневнике двойку.
    – Ничего страшного, без двоек не бывает. Я тоже получал двойки. Каждый учится на своих ошибках.
    Сын пришёл из школы с синяком, в разорванной одежде, в дневнике запись: «Родители! Срочно придите в школу!»
    – Я спрошу сына: «Что случилось?» Он ответит, что подрался, но его побили.
    Я спрошу: «Как это было?» Он расскажет.
    И я скажу: «Надо стараться решать проблемы мирным путём. Ну, а если тебя ударили, ты можешь дать сдачи».
    «Я не умею, – ответит он, – договариваться мирным путём».
    « Я тебя научу. А если тебя ударят, на этот случай я научу тебя драться».
    Дочка просит купить новую шубу. На неё денег нет.
    – Шубы носят только дядьки, у которых нет волос.
    Дочка просит купить новую шубу. На неё денег нет.
    – Дочка, у меня нет денег. Нам надо на что-то есть. Шуба потерпит. Пожалей маму.
    Сын принёс в дневнике двойку.
    – По русскому? Так, сегодня будем учить. Исправишь, куплю тебе машинку, а нет – никакого компьютера!
    Дочь (18 лет) говорит: «Мама, я не хочу жить дома, а я хочу жить в своей квартире, и я уже накопила деньги!
    Мама: «А ты сумеешь жить одна?»
    Дочь: «Конечно, сумею!»
    Мама: «Ну, тогда живи одна. Но двери в наш дом тебе всегда открыты».
    Авторам ответов 10-11 лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *