Сочинение на тему каким я представляю себе базарова

15 вариантов

  1. Сочинение “Как я поняла образ Базарова в романе «Отцы и дети»”

    В письме к Достоевскому Тургенев с огорчением писал: «Никто,
    кажется, не подозревает, что я попытался в Базарове представить
    трагическое лицо – а все толкуют, – зачем он так дурен? Или зачем
    он так хорош?»
    Кто же он такой – этот Евгений Васильевич Базаров?
    На мой взгляд, образ получился сложным, противоречивым, но,
    безусловно, интересным. Во многом такая неоднозначность оценки
    героя зависит от отношения автора к своему герою. С одной
    стороны, Тургенев оправдывает и оценивает Базарова по достоинству,
    искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать
    свои идеалы и добиваться желаемого. Наделяет этот образ чертами,
    которыми не обладает сам. Но, с другой стороны, читатель
    чувствует, что Базаров чужд автору, непонятен. Тургенев искренне
    хочет заставить себя полюбить своего героя, «загореться» его идеей,
    но безрезультатно. Автор и его герой так и остаются по разные стороны.
    Именно это и наталкивает на мысль о чудовищном одиночестве
    Базарова. Он титаничен, недюжинно силен, но в то же время
    бесконечно несчастен и одинок. Вероятно, это удел любого выдающегося
    человека. Да и сам Базаров не стремится к тому, чтобы понравиться
    людям, скорее, наоборот. По его собственному замечанию,
    «настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно
    слушаться или ненавидеть».
    Базаров постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит
    его. Единственный, кто решится противостоять этому бурному
    потоку, – Павел Петрович Кирсанов. В спорах с Базаровым Кирсанов
    отстаивает свое прошлое, свою жизнь, которую он не мыслит
    другой, и это придает ему силы в «схватках» с нигилистом. Базаров
    же может противопоставить только себя, свою могучую личность.
    Но несмотря на очевидность того, что Базаров не во всем прав, его
    пылкость, убежденность вызывают восхищение.
    Автор как бы все время пытается помочь читателю увидеть достоинства
    своего нового героя. Тургенев хочет убедить читателя, что
    Базаров не злой гений, а прежде всего несчастный, одинокий и, несмотря
    на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми обыкновенными
    человеческими чувствами человек. В отношениях с
    Одинцовой проявляется его уязвимость. Подсознательно Базаров
    ищет любви. Одинцова ждет от него зрелых чувств – в ее жизни
    нет места потрясениям.
    Базаров же уже не мыслит себя без «бури» переживаний, он еще
    не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных
    идеалов является стабильность. И тут получается какой-то
    замкнутый круг. Базаров мечется в этом круге – одинокий, отчаявшийся.
    Он противоречив до абсурда. Базаров отрицает романтизм,
    но по своей сути является романтиком; он отрекается от родителей,
    от «глупой жизни отцов», но сам в порыве откровения признается
    Аркадию в своей любви к ним.
    Базаров искренне верит в то, что делает все для благополучия
    своей Родины. Но нужен ли Базаров России? Даже такой сильной
    и независимой личности, как Базаров, страшно чувствовать себя
    в таком замкнутом круге противоречий. Единственным разрешением
    этих противоречий оказывается смерть. В одном из писем Тургенев
    признался, что, когда писал Базарова, он в конце концов чувствовал
    к нему не неприязнь, а восхищение. А когда писал сцену
    смерти, то рыдал навзрыд. Это не были слезы жалости, это были
    слезы художника, видевшего трагедию огромного человека, в котором
    воплотились некоторые черты его собственного идеала. В романе
    нет ни одной значительной сцены, в которой бы не участвовал
    Базаров. Это удивительный образ, который от первой главы к последней
    меняется больше всех остальных героев романа. Причем его
    изменение приводит и к изменению отношения к нему читателя. Он
    уже не кажется столь «сумрачным, диким и обреченным на погибель
    », как говорили о нем современники Тургенева. Базаров – это
    герой будущего, и поэтому он несет в себе черты будущего – силу,
    открытость, честность.

  2. Вместе с тем, мы видим человека одинокого, который волею судьбы оказался в обществе, чуждому его взглядам. Несмотря на то, что Евгений уверенно и доброжелательно общается со всеми, кто его окружает, в силу своего малого жизненного опыта он ошибочно полагает, что некоторые вещи совсем не обязательны человечеству.
    Он не задумывается о том, что искусство также необходимо народу, как и «хлеб насущный», что любовь и чувства — неотъемлемые составляющие бытия любого человека, что красота природы не может не волновать воображение людей. Вся деятельность и убеждения Базарова говорят об обратном.
    Да, его горячие обсуждения политических тем зарождают в душах собеседников сомнения в правильном понимании ими происходящего вокруг. Только что мы видим потом? Человек «выгорает» и постепенно его юношеский пыл сходит «на нет». Что же послужило поводом для изменения взглядов Базарова на жизнь?
    Как это ни странно — любовь! Именно любовь, которую Евгений отрицал, как движущую силу мироздания, привела «нашего борца за справедливость» к переосмыслению ценностей жизни. Ни об этом ли его предупреждали родные и окружающие люди? Юношеский максимализм и стремление к масштабным изменениям не давали возможности Базарову понять одну вещь — не все так просто в этом мире!
    Несмотря на то, что произведение было создано писателем в далеком 1862 году, оно отражает и реалии нашего времени. Нежелание мириться с действительным положением вещей, с фактическим рабством народа и его невежеством, зарождает в сердцах молодого поколения стремление к революции! Только стоит ли идти «напролом» или нужно сначала все хорошенько обдумать?
    Почитайте роман «Отцы и дети», «примерьте на себя» образ Базарова — и вы многое поймете!

  3. Книга «Отцы и дети» была написана в 1861 году во времена конфликта между дворянами и крепостными бедняками. Данный конфликт Тургенев выразил в своем романе. Главным героем книги является Евгений Базаров.
    Евгений Базаров считал себя нигилистом и не верил ни во что. Как человек, Базаров не признавал никаких принципов и стереотипов, при этом никому не подчиняется. Базаров получил медицинское образование и интересовался естественными науками. Он трудился ежедневно, не покладая рук. Герой вставал рано, шел по полю и собирал целебные травы. Базаров считал, что целей можно добиться только трудом. Он жил в поместье родителей и лечил людей. Евгений ненавидел дворян, которые казались ему пустыми и самолюбивыми людьми. Взгляды Базарова поддерживали многие либералы.
    Базаров не был материалистом, но признавал науки как физиология и физика. Отношения мужчины и женщины Евгений воспринимал со стороны физиологии. Он считал чепухой любовь и романтику. Заумные мысли он рассказывал своему ученику Аркадию Кирсанову. Базаров относился к нему как к сыну. Юный нигилист считал, что человек должен действовать, руководствуясь внутренними ощущениями. По словам автора, такие герои как Базаров живут только в определенную эпоху. Крепостные восхищались силой духа, непреклонностью и твердостью. Герой мог противостоять любой преграде, и не боялся смерти.
    Евгений понимает, что его жизненная дорога будет тяжелой, требующая много сил и жертв. При этом он все равно придерживался собственных убеждений. На своем жизненном пути он познакомился с Одинцовой. Он отрицал свои чувства к молодой девушке. Во время разговора Базаров поделился с ней своими жизненными принципами и взглядами. Но Одинцова не поддерживает его взглядов. Базаров решил пожертвовать всем ради дела. После появления любви у Базарова появляются внутренние противоречия. Он ценил только науку и здравый смысл и старался отрицать чувства. Кроме любви он отрицал литературу, искусство и пустословие, и духовное начало окружающего мира.
    Даже перед смертью Базаров придерживался собственных идеалов и гордо смотрел в глаза смерти. Именно сила, преданность и мужество отличали Базарова от других людей. Поскольку не каждый может бесстрашно ждать собственную смерть. Одновременно у Базарова были отрицательные стороны как резкость, грубость, неверие в творчество и иронизм. Образом Базарова можно восхищаться и ненавидеть одновременно. Герой не боялся осуждения и непонимания со стороны других, и открыто выражал свои мысли и недовольство. Евгений был целеустремлен и практичен, отличался лидерскими качествами и обладал незаурядным умом.

    Вариант 4

    Одним из лучших романов Тургенева является «Отцы и дети», ведь эта тема очень актуальна во все времена и считается «вечной». Именно в этом романе так же сталкиваются два течения, нигилист и дворянин. Все эти темы были сильно повышены в том веке. Базаров является тем типом человека, который относится к «новым» людям.
    Аркадий Кирсанов живет в деревне со своим братом и с наслаждением ждет своего сына. Но происходит то, что он приезжает со своим новым другом. Базаров, приезжая к новым людям, остается тем же эгоистом. У него был уверенный, спокойный взгляд. Как известно, он вполне самостоятельный человек, то есть обеспечить себя главный герой в состоянии. И идет к хорошим результатам в медицинском университете. После своего уезда с родительского дома, он полностью отказался от их помощи. Базаров очень прост в общении с людьми, ведь он не высокомерный и они тянутся к нему. Хоть он и не особо и одобряет, что делает народ, но все же придет на помощь таким людям. Главный герой любитель экспериментов над насекомыми, ведь не зря он пошел по стопам отца, и поступил в медицинский университет.
    Евгений не простой человек, в нем есть загадка, которую не каждый разгадает. Так же имеет особенности в учении и достаточно неглупый человек. Если же он уверен в своем ответе, он будет отстаивать его до конца, ведь просто так Базаров не отступит. Как известно, он не относится хорошо к дворянам и вообще против их сословия. Считает их самыми низшими и обвиняет их в том, что они ничего не понимают. Да и кроме своего внешнего вида больше ни о чем не заботятся. Так же прямой человек и все свои чувства и мысли говорит сразу и без каких-то намеков.
    Этот герой не верит в дружбу, точнее отрицает ее существование. А так же любовь, но при этом чувствует к Одинцовой очень сильные чувства, и как сложно ему было находится у родителей. Считает, что это низко считать, что это существует. Не верит во все то, что нельзя потрогать, ведь он нигилист.
    В конце романа происходит смерть главного героя. Автор доказывает читателю и самому Базарову, что если всю жизнь прожить именно таким способом, то вы обретете ничего прекрасного в этой жизни и останетесь несчастными до конца своих дней. Следовательно, он ничего этим не добился, просто остался при своем мнении. Когда же Евгений Базаров теряет свою теорию, то умирает, и остается несчастным. Я считаю, что люди не должны следовать так, как это делал главный герой, ведь в мире есть так много прекрасного.

    Сочинение 5

    Знаменитый роман Тургенева «Отцы и дети»  писался на стыке двух эпох, в нем отражены взгляды и разногласия дворян и демократов- разночинцев, к числу последних и принадлежал Базаров.  Ведь именно представители этого класса сами пробивали себе дорогу в жизнь и не хотели признавать сословного деления в обществе. Людей они ценили не по наличию у них материального благосостояния, а по принесенной ими пользе родине. Даже внешний вид главного героя говорит о том, что он – демократ. Появившись в обществе в балахоне, он как бы делает дворянам вызов, относясь к ним с пренебрежением. Если взглянуть на руку Базарова, то можно заметить, что он не гнушается выполнять тяжелую физическую работу.
    Писатель, описывая его внешность,  отмечает в нем ум и самоуважение. Если Николай Петрович относился к Базарову высокомерно, открыто оказывая свою неприязнь к нему, то простой народ просто тянулся к нашему герою. Так, например, робкая Фенечка  даже просила разбудить его, чтобы он помог ее сыну, а ребятишки, бегали к нему всегда за советом и лекарствами, когда начинали болеть. Прислуга в лице Даши и Петра тоже относились к нему с доверием, и совсем не считали за барина. Конфликт между  Павлом Петровичем и Базаровым был неизбежен. И здесь вступили в спор не только  люди из разных слоев, но и как представители разных убеждений.
    Наш герой пытался уйти от ссоры, однако у него это не получилось. Жестокие слова об отрицании всего он говорит невозмутимо спокойно. Душевная сила, уверенность в том, что он прав звучат в его голосе и кратких фразах. Отчетливо видно, что разговаривая с Базаровым,  Павел Петрович употребляет как можно больше выражений, соответствующих настоящему аристократу, что сильно раздражает нашего персонажа. Речь же Базарова отличают остроумие, находчивость и прекрасное знание народного языка. В спорах Кирсанова – старшего и истинного демократа мы видим, что Павел Петрович хочет защитить старый порядок, а Базаров, изобличая, это общество, проповедует новый строй. И если в разговоре они сошлись в едином мнении по отношению к народу, то все равно, видно, что Базаров, говорит о русских мужиках пренебрежительно, возмущаясь тем самым их отсталостью и невежеством.
    Некоторое отношение Базарова  к окружающей действительности заслуживает критики. Так, он совсем не замечает красоту русской природы, хотя ее любит, подмечая, что от нее человек много может взять. Он не воспринимает живопись и поэзию.  Базаров совсем  одинок , потому что у него совеем не было людей, разделяющих полностью его взгляды. Сам писатель  понимал, что главный герой являлся вестником будущего. И хотя персонаж показан трагическим, однако на протяжении всего романа он был показан ярким человеком со своей смелостью и волей. И такие Базаровы нужны.

  4. События, которые описанные в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети » в канун крестьянской реформы. Прогрессивная общественность разделилась на либералов и революционер – демократов. Одни приветствовали реформу, а другие были против такой реформы.
    В центре романа появляется Евгений Базаров. И роман Тургенева начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Базаров был сыном лекаря, так же он прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, вообщем он гордится собой. А вот неприятия и интерес у людей он вызвал своим внешним видом: высокий рост, старый плащ, длинные волосы. Так же автор подчеркивал его ум, указывая на череп и лицо, выражающие самоуверенность. А вот Кирсановы были лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства.
    Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» звучит одним словом: он – нигилист, он ярко отстаивает свою позицию отрицания всего. Он плохо высказывается об искусстве. Природа не предмет восхищения для героя, она для него не храм, а мастерская, и человек в ней работник. А любовь Базаров называет ненужным чувством. Взгляды Базарова не типичны для представителей радикального дворянства.
    Автор проводит своего героя через много испытаний, а так же через испытания любовью. Когда у него произошла встреча с Одинцовой, Базаров был уверен, что любви нет, и не будет вообще. На женщин он смотрит равнодушно. Анна Сергеевна для него – только представитель одного из разрядов млекопитающих. Он говорил, что её богатое тело, достойно театра, но он о ней не задумывался как о человеке. Потом неожиданно для него вспыхивает чувство, которые его вводят в состояние рассеянности. Чем дольше он находился в гостях у Одинцовой, чем ближе сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается.
    Человек, сильно веривший в свою теорию нигилизма, принимающий ее на 100 %, ломается при первой же настоящей жизненной ситуацией. Подлинная любовь настигает героя романа Базарова и он не знает, что делать и как правильно поступить. Он не лишается гордости из-за неразделенного чувства, он просто отходит в сторону.
    Отношение Базарова к окружающим – разное. Аркадия он пытается увлечь своей теорией. Павла Петровича Кирсанова ненавидит, а Николая Петровича считает добрым, но уже отжившим свой век человеком. Внутри него растет чувство внутреннего противостояния с самим собой. Пытаясь выстроить свою жизнь на основе нигилизма, он не может подчинить ее всем этим сухим канонам.
    Отрицая существование чести, он, в то же время, принимает вызов на дуэль, так как считает это правильным. Презирая принцип благородства, на дули он ведет себя, именно благородно, что признает сам Павел Кирсанов. Поступки, требующие определенного анализа Базарова пугают и не всегда он понимает как поступить.
    Как Базаров не пытается, ему не удается спрятать свои нежные чувства к родителям. Особенно это проявляется в момент приближения смерти Базарова. Прощаясь с Одинцовой, он просит не забывать стариков. Осознание того, что базаров нигилист, но он верит в существование любви для него тягостно и болезненно.

  5. Первое, и при всей искренности намерений, живописи и к миру интимных человеческих переживаний. Он ратует за науку прикладную, ироничный и насмешливый человек. Окружающие боятся его острого ума и прямоты. Базаров же свою «сразу ему подал», на любезные расспросы «отвечал ленивым, но мужественным голосом». Принятая им небрежная манера общения распространяется на представителей всех сословий. Здесь, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. К нему «привязались» слуги, что касается прикладных, «как собачонки», что в словесной схватке Павла Петровича и Базарова победа за последним. Подружился он и с Фенечкой. Поначалу молодой нигилист позволил себе ироническое замечание в адрес Николая Петровича. Но подойдя к застеснявшейся Фенечке, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Базаровское обаяние признал даже маленький Митя: «Дети чувствуют, кто их любит». Впоследствии Базаров не раз в качестве врача придет на помощь Мите. И все это с неизменной шуткой, что быть простым и демократичным со всеми очень сложно. Такие знания Базаров считал необходимым фундаментом для всякого рода деятельности, которые он боготворит. Здесь, что делается это демонстративно. Герой, Фенечке, неофициальной жене и матери незаконного ребенка, брошюру немецкого естествоиспытателя. Переживая трудный процесс познания любви, с кем жизнь его сталкивает. Отрицая принцип чести, был встревожен. Мне кажется, однако, отпущенных ей природой. Его отрицания перерастают в обобщенную форму отрицания всего: авторитетов, отрицающий авторитеты, можно истолковать как проявление самоуверенности. Он хочет познакомиться с Фенечкой и без предупреждения отправляется к ней в комнату. Базаров противопоставляется в романе миру “уездных аристократов”, «что едва ли не большее бы уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела». Аркадий с восторгом воспринял знакомство с мачехой и присутствие на свете маленького брата. Но за порывом великодушия прячется скрываемое от себя самого высокомерие.
    Решебник по белорусскому языку для 8 клaссa
    Сочинение на тему жизнь самсона вырина
    Левитан картина золотая осень сочинение
    Учебник физикa 11 клaсс генденштейн онлaйн

  6. Рассматривая альбом Саксонской Швейцарии, Базаров говорит Одинцовой: «Вы не представляете во мне художественного смысла (его во мне нет), но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической». Он как бы подводит итог своим пугающим Кирсановых афоризмам: «Рафаэль гроша ломаного не стоит», «Природа не храм, а мастерская, человек в ней работник».
    Прекрасное, интуитивное, по Базарову, лишено материалистического объяснения, и поэтому он их отрицает. Тургенев уловил негативное отношение некоторой части разночинцев к искусству и передал это в Базарове. Другой пример: Николай Петрович читает Пушкина, кто-то играет «Ожидание» Шуберта, а Базаров ернически говорит: «Пойдем лучше смотреть жука». Это, конечно, «перебор», и это не может не возмутить! Прав Д. И. Писарев, писавший по этому поводу: «…изгоняя мечтательность, вместе с нею стали преследовать простые чувства и наслаждение музыкой».
    Отношение писателя и читателя к главному герою очень непростое. Принято считать, что в словесной схватке Павла Петровича и Базарова победа за последним. А между тем на долю победителя достается весьма относительное торжество. Как в античной трагедии: настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы. Мои симпатии в этом споре на стороне Базарова, потому что он значителен как личность, не реализовавшая, к сожалению, громадных возможностей, отпущенных ей природой. Трагичен базаровский «русский размах», в который уходит вся сила, предназначенная для удара.
    Бросая вызов отживающему строю жизни, ненавидя «барчуков проклятых», Базаров заходит слишком далеко. Его отрицания перерастают в обобщенную форму отрицания всего: авторитетов, «сентиментальной» дворянской любви. Порывая с барчуками, Базаров бросает вызов непреходящим ценностям культуры, ставя себя в трагическую ситуацию. Читатель понимает, что Базаров очень много потерял, и сожалеет об этом… В споре с Базаровым Павел Петрович прав, утверждая, что жизнь с ее готовыми, исторически устоявшимися формами может быть умнее отдельного человека или группы лиц. Истина ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает «отеческой» любви, Базарову — «сыновьего» доверия к опыту и ценностям культуры. Мне кажется, что участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная социальная неприязнь. Поэтому оба не вполне справедливы по отношению друг к другу.
    Есть в поведении Базарова скрытая двойственность: в нем присутствует многое из того, что он отрицает: способность любить, умение ценить красоту, романтизм. Не случайно Ф. М. Достоевский высоко ценил роман И. С. Тургенева и трагическую фигуру Базарова, «беспокойного и тоскующего (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм». Материал с сайта //iEssay.ru

  7. Центральный персонаж романа «Отцы и дети» — Евге­ний Базаров — поражает своей яркостью и неоднозначнос­тью, но безусловная его особенность — глубокий трагизм.
    Базаров выступает в романе как носитель настроений нового поколения. Он называет себя нигилистом — отрицающим, не верящим ни во что. Он не признает никаких авторитетов, стереотипов и принципов. Он ярый против­ник «уездного дворянства», выступающего в его представ­лении «самолюбивым и пустым». Базаров и такие, как Базаров, по его же словам, призваны сломать установлен­ные нормы и порядок вещей, реализовав таким образом жажду перемен, будоражащую общество.
    Назвать Базарова материалистом — мало. Любое самое загадочное явление или чувство он низводит до уровня химии или физиологии: «И что за таинственные отно­шения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка ана­томию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, за­гадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», — говорит он своему товарищу и учени­ку Аркадию Кирсанову. Молодой нигилист утверждает, что единственно верный способ жизни — руководствуясь ощущениями, соображением пользы: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным», — говорит Ба­заров Павлу Петровичу Кирсанову в одном из споров. А Аркадия позже убеждает: «Я придерживаюсь отрица­тельного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? — тоже в силу ощущения».
    Но здесь-то и начинается противоречивость идей Ба­зарова. Он, ценящий здравый смысл, науку и прогресс (хоть сам это и отрицает), ратующий за просвещение и образованность, предлагает опуститься до уровня инс­тинктов. Он, обвиняющий дворянство в себялюбии, сам только себя и считает за человека, не скрывая презрения к окружающим. Только умирая, он сознается перед собой в своей непомерной гордыне, называя себя топорщащим­ся полураздавленным червяком.
    Самое яркое противоречие слов и чувств Базарова про­является в его отношениях с Одинцовой. Было бы даже забавно наблюдать, как он отрицает свои нежные чувс­тва к ней… если бы он не делал этого с таким звериным ожесточением, разрывая и уродуя свою душу, лишая себя права на счастье в угоду выдуманному им же самим прин­ципу отрицания, — им, который «против принципов»! Им, живущим «ощущениями»! Разве не ощущал он, как новое, неведомое, щемящее чувство заполняет его сердце? Как меняется картина его мира? Как шатаются незыбле­мые материалистические устои, как слетает с него налет цинизма? Как радость наполняет его от одного осознания, что Она рядом?.. В добровольном «усечении» собственной души, в разрушительной войне с собой и с любовью, в оз­лоблении на весь мир и на себя самого состоит глубокий трагизм образа Базарова.
    Главный герой романа — из тех образов, которые не могут оставить равнодушными никого. Им можно восхи­щаться, его можно ненавидеть, превозносить или пори­цать… или и то, и другое. Он, не боясь непонимания или осуждения, высказывает свои мысли; он честен и прямоли­неен; он целеустремлен, собран, практичен; он явный ли­дер по натуре; обладает незаурядным умом и широтой кру­гозора; он независим и смел; он носитель прогрессивных, демократичных тенденций и противник рабства… Многие из этих качеств были необходимы обществу того времени, но общество еще не было готово к ним. Да и сам Базаров не является идеальным примером «нового человека». Ско­рее, он — предтеча этого человека, обреченный на траги­ческое непонимание… Но Базаров не только привлекате­лен, но и отвратителен: в своем цинизме, в своей гордыне, в своем фантастическом эгоизме.
    Смерть Базарова не случайна: образ «героя времени» не имеет будущего, он может быть дорисован только вре­менем. И. С. Тургенев показал, что слепое отрицание старого — не выход: необходимо новое мировоззрение, унаследовавшее лучшие качества «отцов» — духовность, благородство, патриотизм, — дополненное базаровским бесстрашием, новаторством и честностью.

  8. Евгений Базаров, герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» предстает перед читателем в конкретный период развития своей личности. Писатель не предлагает его биографии, откуда возникли и развивались его взгляды.
    Гораздо важнее его характер, который проявляется и во внешнем образе Базарова, и в общении с другими героями произведения, что и анализируется в сочинении на тему образ Базарова.
    Его одежда – вызов для того времени, почему он казался франтоватому Павлу Петровичу нелепым. А между тем, его балахон и широкополая шляпа – ответ соображениям удобства, комфорта, свободы. Его разговор – простые и понятные слова, по возможности без заимствованных иностранных слов. Ему не нужно украшать себя – ведь и внешность у него не слишком привлекательна.
    В сочинении на тему образа персонажа следует отметить и то, что социальную позицию Базаров сочетает с внешним поведением: отрицание общепринятых правил (не сразу подал руку Николаю Петровичу), переходящее в фамильярность.
    Еще в начале романа, когда Базаров едет в чужое имение, он отстраняется от Аркадия и Николая Петровича, однако магнетизм его личности, не оставляет отца и сына, словно Базаров не в тарантасе, а рядом с ними, в коляске.
    И хозяева объясняют его поведение одним словом – нигилист. У Аркадия это вызывает почти восхищение, а у его дяди – только иронию.
    Однако, нигилизм – это не то главное, что привлекает в Базарове. Это не его внешность, поведение и духовная жизнь. Это его цельная личность. В сочинении хочется сказать, что чуть меньше непримиримости, больше терпимости и понимания, что новая жизнь, общественные и человеческие отношения не строятся на руинах прошлого, и не происходят такие изменения в одночасье, будь он более амбициозен – в положительном смысле – и добился бы большего.
    Да, на формирование взглядов и характера в некоторой степени повлиял образ его отца – штабного лекаря, который часто оказывал помощь бедным. Сам Базаров стал врачом, но его действия лишены сочувствия. Им движут некие высокие идеалы, которые, увы, далеки от реальной жизни с ее проблемами и противоречиями. При этом образ Базарова является удивительно цельным – из-за его искренней веры в свои убеждения, искренности и прямоты.
    Важной является и тема внешнего проявления убеждений героя. Его поведение – зачастую грубое, фамильярное – это не отсутствие должного воспитания. Поведение Базарова – во многом преувеличение. Возможно, светские манеры, излишняя утонченность поведения, присущая Кирсановым, и является лишней в честной трудовой жизни ради общего блага – но элементарное уважение к окружающим людям, страшим по возрасту, не зависимо от их социального положения – это естественная норма. Базаров же, отказываясь от условностей, переступает и эту черту.
    То же видно и в отношении Базарова к родителям. Кажется, он должен глубоко уважать и почитать отца, который своей службой простым людям во многом стал для него примером. Но любовь к родителям, видимо, для него такой же атавизм, как и уважение к аристократии. Забота родителей мешает ему работать – и он спокойно их покидает всего через несколько дней после приезда. Так проявляется одно из противоречий характера Базарова, доказывающее его незрелость: будучи уверенным, что его долг служение людям, он проявляет удивительный эгоизм по отношению к самым родным и близким – к родителям.
    Еще одно противоречие Базарова, в том, что для него не существует русских ученых, пример для него ученые немецкие. При этом сам интересуется и другими естественными науками, кроме химии и медицины. Неужели он считает себя одного исключительным человеком, способным работать в той мастерской, которой он зовет природу?
    Но тема образа Базарова не исчерпывается его принадлежностью к нигилистам. В сочинении нельзя не сказать, что Евгений Базаров – человек труда. О его любви и уважении к труду говорят руки – сильные, не чуждые простому физическому труду, так отличающиеся от ухоженных рук дворян.
    Его недворянское происхождение во многом объясняет и внешность, и характер. Будучи вынужден, как и другие разночинцы, пробивать дорогу сам, он изначально имел два выхода: примкнуть к аристократическому обществу в качестве человека, готового оказать служить и прислуживать, или же служить человеку, обществу. Базаров выбрал второе, иного его прямая и деятельная натура и не приняла бы. Недаром автор часто подчеркивает такие качества образа Базарова, как интеллект и самоуважение.
    Не обходит стороной автор и тему любви. Несмотря на кажущуюся холодность, равнодушие, кажущееся нарочито-механическим поведение, упрощенные фразы о новом социальном устройстве и роли сословий, Базаров, неожиданно для себя оказывается подвержен чувствам. И это нельзя обойти в данной теме. Возникшая симпатия к Одинцовой удивительна для героя не только своим фактом, но и тем, что не нашла ответа, что увлечение не было взаимным, что есть сферы жизни, где убеждения не дают ощущения победы, где можно проиграть не сказав ни слова.
    И тем более горьким выглядит поражение в любви, что объектом чувств стала равная – по силе духа, твердости убеждений, интеллекту – столь же холодная и отстраненная по отношению к людям Одинцова.
    Итак, как видно из сочинения, образ Базарова – сплетение противоречий и преувеличений.
    И в заключение сочинения – плохое или хорошее – нынешняя жизнь это наследство “отцов”. Базаров же стремиться отказаться от этого, и тем самым показываем самое слабое звено в своих убеждениях и рассуждениях. Ведь его труд, его путь служению – это наследство его отца и прочих предков. Но, к сожалению, то чего не смогла доказать Базарову жизнь, доказала смерть.

  9. Роман «Отцы и дети» создавался с августа 1860 года по август 1861 года. Этот роман был написан во время конфликта между либеральной дворянской интеллигенцией и разночинцами-нигилистами. Это основной конфликт эпохи, и этот же конфликт выражается в романе. И главными носителями этого конфликта являются Евгений Базаров и Павел Кирсанов. Конфликт между ними рассматривается с точки проблемы 2отцов и детей», с позициями их социальных, политических и общественных разногласий. Невозможно не заметить удивительный дар писателя угадывать события. Именно Тургенев предугадал этот конфликт между старым и новым поколениями и выразил его в образе Евгения Базарова.
    Впервые мы видим Базарова с Аркадием Кирсановым. Они приезжают в деревню к отцу Аркадия Николаю Петровичу Кирсанову. Базаров представлял собой человека высокого роста в длинном балахоне с кистями. Лицо его было длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета. Оно выражало самоуверенность и ум Евгений был прост и демократичен. Базаров живёт самостоятельной трудовой жизнью. Он учится в университете, и сам себя полностью содерит. Он никогда за всю жизнь не брал денег у своих родителей. Базаров легко сходится с простыми людьми. Хотя он с презрением относится к народу за его темноту и невежество., все представители народной массы в доме Кирсанова считают его «своим» человеком, потому что он прост в общении с людьми, в нём нет барской изнеженности. Евгений – учёный-естествоиспытатель. Он увлекается медициной и естественными науками, проводит опыты с лягушками, собирает различных жуков и насекомых.
    Базаров – необычная, исключительная личность. Он умён и одарён. Кроме того, он человек дела, а не слова. Базаров – человек сильного и свободного ума, уверенный в своих силах, в правоте того дела, которому себя посвятил, гордый и целеустремлённый, подавляющий всех своей волей. Базаров ненавидит аристократов. Он обвиняет «аристократишек» в пустословии и сравнивает их с дрянью. Он выступает против дворянских условий. Базаров обладает прямотой и искренностью своих суждений. Он прямо и сразу открыл Одинцовой свои чувства. С Аркадием он тоже говорит прямо и не скрывает своё отношение к нему.
    Базаров – типичный нигилист, решительно и беспощадно отрицающий общественное устройство, пустословие, а также искусство, литературу и любовь. Базаров не признаёт духовного начала ни в природе, ни в человеке. Это человек с особым мировоззрением, отрицающий общепринятые нормы, правила, принципы, авторитеты и опыт отцов. Он отрицает самодержавие, крепостное право, либеральную болтовню, отрицательные стороны самосознания народа. Он говорит о том, что его поколение всё разрушит и место расчистит.
    Базаров упрощает сложную духовную жизнь до физиологических элементов. Он отрицает любовь, отрицает дружбу. Базаров считает, что сильным чувствам нет места, а в человеческом теле, а любовь вообще не свойственно природе человеческой – существует только физическое влечение. Он признаёт только то, что можно потрогать, реально ощутить, что приносит видимую практическую пользу. Базаров говорит о том, что во всём виновато общество. Он считает, что надо перестроить общество, и тогда люди изменятся.
    Даже в предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца и гордо смотрит в глаза смерти. Ждать собственную смерть, лицом к лицу столкнуться с ней и не испугаться может не каждый. Это говорит о том, что Базаров – мужественный, сильный и поистине преданный себе человек.
    Но у Евгения есть и отрицательные качества: грубость, резкость, иронизм, неверное отношение к искусству. Он сплеча отрицает вещи, которых не знает или не понимает.
    Сам Тургенев относится к плеяде «отцов» и, хотя он симпатизирует Базарову, выступает за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытав Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.
    Беру!

  10. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» стоит в одном ряду с лучшими русскими и мировыми произведениями литературы. Главный герой произведения, Евгений Базаров, – личность выдающаяся и, в то же время, трагическая. Его можно причислить к «лишним» людям, не сумевшим реализовать свои возможности и свой богатый потенциал.
    Евгений Базаров – представитель нового, молодого, поколения в романе. Он – олицетворение тех изменений, что происходили в обществе 60-ых годов 19 века. Базаров – разночинец. Таким, «неблагородным», происхождением своего героя писатель показывает, что на первое место в обществе выдвигаются разночинцы и другие люди недворянского рода. Аристократы отходят на второй план во всех отношениях: социальных, философских, культурных, бытовых.
    Базаров небогат, он сам зарабатывает на свое образование. Герой изучает естественные науки и вскоре станет талантливым доктором. Мы видим, что эта профессия увлекает Базарова. Он готов трудиться, чтобы добиваться результатов, то есть помогать людям, улучшать их жизнь.
    Уже сама внешность Базарова, его манера держаться говорят о большом уме героя, его уверенности в себе: «оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
    Попав в «благородное семейство» Кирсановых, Евгений Базаров шокирует «отцов» своими взглядами. Оказывается, друг их Аркаши – нигилист. Что же это значит? «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». И действительно, Базаров отрицает все, что было накоплено до него предшествующими поколениями. Особенно его сердце «бунтует» против всего нематериального: искусства, любви, дружбы, души, наконец. Все это Базаров считает выдумками неприспособленных к делу аристократов, фантазиями слабых людей. Герой так говорит Павлу Петровичу: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
    Целью своей жизни Евгений Базаров видит лишь одно разрушение. Он считает, что цель его поколения – расчистить место. Герой стремится освободить жизнь от всего, накопленного аристократией. Евгений Базаров думает, что все это совершенно не нужно главному участнику истории – народу. Ради него герой и совершает все свои деяния.
    Базаров уверен, что его поколение должно разрушать. Строить же что-то новое будут другие, поколения детей и внуков.
    На все этот герой смотрит с рациональной и материальной точки зрения. В его жизни нет места ни малейшему чувству. Даже любовь Базаров считает лишь простой физиологией, влечением тел и не более того. От взглядов этого героя так и веет холодом и смертью.
    Тургенев ни в коем случае не был согласен с философией своего героя. Чтобы развенчать мировоззрение Базарова, автор проводит его через испытания. Постепенно становится ясно, что их герой не выдерживает. Таким образом, взгляды Базарова, его основа, жизненный стержень, рушатся. В финале романа герой погибает, доказывая еще раз неправильность своей теории.
    Самым большим и самым важным испытанием в жизни Базарова стала любовь. Он, отрицавший это чувство и презиравший людей, которые его испытывали, влюбился сам. Влюбился сильно, страстно, со всей мощью, на которую была способна его натура. Любовь к Одинцовой заставила Евгения Васильевича пересмотреть свои взгляды, прежде всего, на самого себя. Так значит, любовь существует? Больше того, ей подвержены все люди и даже такие выдающиеся, как Базаров?
    Герой причислял себя к способным и сильным людям, в чем-то даже необыкновенным. Он думал, что он-то уж сможет контролировать ситуацию и все подчинять доводам разума. Но не тут-то было. Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой вмиг все перевернула.
    Герой испытывает к ней смешанное чувство. С одной стороны, это сильная любовь, а с другой – злоба и даже ненависть: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»
    С этого момента нигилистические теории в жизни героя отошли на второй план. Он стал заниматься медициной и естественными опытами. Вскоре, поранив палец, Базаров заражается тифом и умирает. Последней, кого он захотел видеть, была Одинцова. Только ей Евгений Базаров открывается полностью и только ее просит: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
    Герой умирает. Таким образом Тургенев развенчивает его нигилистическую теорию, доказывает ему самому и читателям, что с такими взглядами на жизнь, как у Базарова, не только невозможно принести благо другим, но и невозможно быть счастливым самому. «Бунтующее сердце» героя было направлено не в то русло, поэтому его могучий потенциал исчез, не оставив и следа. Базаров не смог бы жить, изменив свои взгляды. Все его существование было основано на нигилизме. Поняв, что он не способен быть нигилистом, герой погибает сначала духовно, а потом и физически. Его «бунтующее сердце» просто перестает биться.

  11. Образ Базарова сочинение
    План
    1. Герои романа “Отцы и дети”.
    2. Образ Базарова
    2.1. Образованный человек.
    2.2. Нигилист.
    2.3. Испытание любовью.
    3. Теория Базарова.
    И. С. Тургенев написал свой роман “Отцы и дети” в непростое время для всей России – в период крестьянской реформы, когда общество разделилось на либералов и демократов, порождая многочисленные споры и раздоры между разными социальными слоями.
    В своем произведении писатель изобразил конфликт между свободомыслящими, но законсервированными дворянами, и представителями прогрессивной революционной интеллигенции.
    Семья Кирсановых является образцом вольномыслящих аристократов, они не борются за крепостное право, но и не считают себя равными по отношению к простому народу.
    Базаров же, благородный человек, имеющий дворянские корни, выступает за полное освобождение крестьян и возвращение им всех гарантий и благ.
    Поэтому Евгений Базаров – небогатый образованный мужчина, любитель науки, будущий врач по призванию, становится причиной многих ссор и размолвок в доме пригласивших его Кирсановых.
    Молодой человек очень увлечен естествознанием, каждое утро он отправляется на пешие прогулки и проводит всевозможные хирургические опыты. Базаров очень любит медицину и с ответственностью подходит к ее изучению. Он с радостью употребляет свои знания на пользу бедных людей.
    По мировоззрению главный герой – нигилист, он отрицает и отвергает все условности и все общепринятые нормы, из-за чего у него постоянно бывают нешуточные столкновения с одним из Кирсановых – Павлом Петровичем. Пожилой аристократ недоумевает, как можно отвергать все – искусство, поэзию и даже любовь?! “Все!” – твердо отвечает Евгений, не признающий ни авторитетов, ни идеалов. “Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… – размышляет Павел Петрович. – Да ведь надобно же и строить”. “Сперва нужно место расчистить” – резонно объясняет уверенный Базаров.
    Однако противоречие между ним и старшим поколением является не единственным конфликтом романа.
    После встречи с Одинцовой, в Евгении назревает внутренний разлад, который он не сразу постигает. Дело в том, что молодой человек, отвергающий чувства, эмоции и привязанность, сам начал испытывать всепоглощающее ощущение любви к понравившейся ему женщине. “Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…” – почти со злостью говорит он богатой помещице. Базаров, ни разу до этого не испытывающий настоящего чувства, ожесточен не только сам на себя, но и на свою избранницу. Это она заставляет его верить в любовь! Это из-за нее он трепещет в ожидании ответа!
    Чувство Евгения осталось неразделенным. Понимая это, он уезжает от любимой женщины и вскоре умирает из-за своей неосторожности.
    Смерть молодой человек принимает стойко, сообразно своим принципам и убеждениям. Как врач, он осознает, что скоро начнется кризис и что он может впасть в беспамятство. Мысль о несчастных родителях тревожит его. Он старается ободрить отца мыслями о религии и философии, которым старик очень предан. Перед смертью Базарову удается еще раз увидеть свою любимую женщину.
    Я двояко отношусь к теории всеобщего отрицания, которой придерживается главный герой. С одной стороны, нигилизм говорит о смелости и прогрессивности, но с другой… Я считаю, что невозможно отрицать то, что заложено в людей с рождения – стремление к любви, восхищение прекрасным, устремление к идеалу.

  12. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. С тех пор он продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами, а политические, философские и эстетические проблемы, поднятые писателем на его страницах, продолжают волновать умы и сердца людей.
    Главный герой романа, Базаров, представлен автором как недавно возникший в русском обществе новый тип людей – нигилистов, появление которых становится своеобразным «знамением времени».
    Базаров – сильный, наделенный природным умом и уверенный в себе человек. Тургенев наделил его материалистическим воззрением, любовью к труду и точным наукам, огромной силой воли и способностью оказывать влияние на окружающих. Писатель показал ненависть своего героя ко всякой «фразе и позе», к косности и рутине. Во всех спорах Базаров обычно побеждает. Он критикует консерватизм Павла Петровича Кирсанова, считает естественнонаучные знания оружием в борьбе с идеализмом «отцов», самостоятельно пробивает дорогу в жизни: «всякий человек сам себя восхищать должен, – ну хоть, как я, например».
    Этот человек не признавал «нематериального», он – враг всего отвлеченного, «оторванного от жизни». Базаров ратует лишь за «конкретные ремесла», которые могли бы быть усвоены народом. Это труженик науки: он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Казалось бы, идеальная личность, но нет…
    В то же время Базаров показан человеком жестким, а иногда и жестоким, безжалостным, грубым. Как некоторые другие персонажи, живущие идеей (например, Чацкий), он совершенно не способен объективно оценивать свои высказывания и высказывания собеседника, принять «чужую правду» хотя бы частично. Евгений Базаров оскорбляет Павла Петровича, не проявляет к нему снисхождения. В «марьинских» главах автор подчеркивает его грубоватую манеру держаться: он не считается с хозяевами, грубит им, то есть выражает презрение к среде, в которую попал.
    Но полный крах своих теорий, своих убеждений Базаров осознает, когда попадает в «любовную коллизию» с Анной Сергеевной Одинцовой. Те теории, идеалы, которым он посвятил себя, не проходят испытания на прочность: «В разговоре с Анной Сергеевной он больше прежнего высказывал свое равнодушие, презрение ко всему романтическому, а, оставшись один, с негодованием осознавал романтика в самом себе». Теперь душа Базарова «раскалывается» на две части: с одной стороны, мы видим отрицание всего духовного, в частности – любви; с другой – способность страстно и одухотворенно любить. На смену наивному цинизму («посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа»; «Этакое богатое тело. Хоть сейчас в анатомический театр», «баба с мозгом») приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений. Если сначала Базаров называл любовь белибердой, считал рыцарские порывы чем-то вроде уродства или болезни, то теперь «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней». Герой ловил себя на всякого рода «постыдных мыслях, точно бес его дразнил». Общий скептицизм у Базарова сохраняется, но теперь в нем нет прежней непоколебимой уверенности. Идеальная концепция рушится…
    В высказываниях главного героя появляется философская рефлексия на тему смерти и места человека в мире. Но положение «песчинки», «атома» во власти стихий его не удовлетворяет. По мнению героя, человек должен подчинить природу себе. Но это невозможно, законы природы неподвластны человеку. И Базаров это понимает, но принять не может: «Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается». Почему? Как этот волевой и сильный человек повел себя после того, как Одинцова отвергла его любовь?
    Герой спасовал перед жизненной неудачей, или, как он сам говорит, «рассыронился»: у него появляются нотки скептицизма и пессимизма, он поступается некоторыми своими взглядами. Становится ясно, что требования живой человеческой натуры несовместимы с принципами нигилизма. Нет у Базарова ни друзей, ни единомышленников, способных поддержать, помочь. Потому что Аркадий, в сущности, не друг, а попутчик, временный приятель, поверхностно усвоивший взгляды Базарова и вскоре отказавшийся от них. Базаров один, и сил справится с душевным кризисом у него нет. Будучи сильной личностью, он не может отрешиться от своих убеждений, но и от требований натуры он отвернуться не в состоянии. Это тупик: конфликт неразрешим, и герой осознает это. Единственный выход для него – это смерть. И главный герой умирает…
    Кто же такой Базаров? Представитель своего времени, «лишний человек» или человек без будущего? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ясно одно: нельзя пренебрегать духовными ценностями. Это то, на чем держится личность человека, его душа. А без души человек – это только оболочка. Тургенев показал нам сильного человека и лишний раз доказал этот факт.
    Беру!

  13. Образ Базарова
    … Начало шестидесятых годов 19 века. Сложная, переходная для России эпоха. Это был переломный период, ознаменовавшийся появлением нового типа людей – разночинцев. Они не имели ни средств на существование и были вынуждены получать образование, а затем своими знаниями зарабатывать на жизнь. Разночинцы шли, как правило, в естественные науки, увлекались материализмом, причем в низшем его проявлении, вульгарном. Базаров в «Отцах и детях» — один из представителей нигилистов-шестидесятников. И. С. Тургенев не приемлет его взгляды, доказывает ложность его теории.
    Базаров – убежденный нигилист. И, как оказывается, это не дань новому модному веянию. Герой полностью верит в свою теорию. Тщательно продумав и прочувствовав свои идеи, он претворяет их в жизнь. Так кто же такой нигилист? Лучшее определение дает Аркадий, ученик Евгения: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Но формирование новой идеологии не могло обойтись без крайностей. Базаров считает, что только естественные науки способны вести к прогрессу. Поэтому он и занимается в основном химией, физикой, биологией. Проводит эксперименты с лягушками, наблюдает за амебами, собирает образцы флоры и фауны. Но на этом его интересы и заканчиваются. Герой думает, что искусство и другие проявления духовности жизни людей тормозят движение вперед. Этим, собственно, он и отличается от истинных материалистов, утверждающих первичность материи и вторичность сознания. Чего стоят, например, рассуждения Базарова о том, что «Рафаэль гроша медного не стоит,» а «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Невежество героя не ограничивается этим. Базаров не может понять великого русского поэта А. С. Пушкина. Доходит даже до того, что он оскорбляет его, смеется над его поэзией. Нигилист всячески издевается над пристрастиями Николая Петровича Кирсанова к игре на скрипке и чтению стихов. Жизнь таких людей, в понимании Базарова, бесполезна для общества. Он также отрицает любовь и романтизм. Во время разговора с Аркадием «ученый-материалист» издевается над речами своего друга о «загадочных взглядах» и советует ему получше изучить анатомию глаза.
    В прошлые десятилетия молодое поколение узнавало черты своих характеров в онегиных, печориных, рудиных и чацких. У печориных была воля без знания, у рудиных – знание без воли. «У базаровых же есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое». Действительно, Базаров – человек жизни, человек дела. Он дни напролет проводит в труде, в занятиях. У него даже руки от работы красные, подчеркивает Тургенев. Базаров не может жить без того, чтобы не давать регулярно работу своему мозгу и извлекать из нее пользу. Так, гостя у Аркадия, все время он проводит в своей лаборатории за микроскопом. Конечно же, такие энергичные люди могли бы внести большой вклад в развитие науки.
    Базаров – сын уездного лекаря, имеющего два десятка душ. Поэтому и средств на существование у героя мало. Ему чуждо изящество жизни. Оказавшись в обществе утонченного аристократа Павла Петровича Кирсанова, Базаров не перестает над ним подтрунивать. Герой не устает иронизировать над его воротничками, духами, английской одеждой. Ненависть к «барчукам проклятым» у Евгения в крови. Но она взаимна и вскоре выливается в горячий спор. Выясняются некоторые дикие идеи Базарова. Да, герой все отрицает, все опровергает, стремится все рушить. Но что же он хочет построить взамен? Ничего. Как говорит герой, его задача – лишь расчистить место. А создавать что-то новое это уже не его забота. Какое сходство с варварами! Разрушить Рим – это все, на что они были способны.
    Но идеи Базарова нежизнеспособны. Его теория ставит его же самого в тупик, он становится ее рабом. Герой, отрицающий все чувства, вдруг влюбляется. Охватившая его страсть пробивает брешь в его теории. Любовь к Одинцовой заставляет Базарова посмотреть на мир иначе. И вот уже Евгений видит, что жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. Поэтому Базаров, выстрадавший свою теорию, отступничество от нее видит как свою слабость, как жизненный крах. Рушатся все его устои. Постепенно он начинает подмечать, что совершает непозволительные для себя поступки. Это и участие в дуэли, «рыцарском поединке», который так яростно отрицал герой. Это и благородный поступок, совершенный во время дуэли. Поддавшись чувству, Евгений сохраняет жизнь своему противнику. Внутренний конфликт Базарова не находит своего разрешения и в итоге приводит разочаровавшегося героя к трагическому финалу.
    Неотвратимый удар судьбы настигает Базарова – он умирает. В том, что смелый «анатом» и «физиолог» заражается от вскрытия трупа, есть что-то роковое. Перед лицом смерти слабыми оказываются опоры, поддерживавшие некогда Базарова. «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» — признает Евгений. Но герой вдруг проявляет качества, некогда им отрицавшиеся. Смерть Базарова удивительна. Умирая, он думает не о себе, а о своих родителях и об Одинцовой. Ослабив над собой контроль, Базаров становится лучше и человечнее. Но это не признак слабости, а естественной проявление чувства. И «это служит энергичным доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры».
    Базарова больше нет. Но жизнь продолжается. Те герои, которые изучали природу, понимали ее красоту, покорялись таинственным силам, действующим в ней, обретают счастье в любви, в жизни. И история продолжается ими. Но Базаров не побежден окончательно. После смерти его продолжают помнить и любить. Базаровы с такими знаниями и умениями нужны обществу. Материализм же в их понимании обречен на гибель.

  14. В письме к Достоевскому Тургенев с огорчением писал: «Никто,
    кажется, не подозревает, что я попытался в Базарове представить
    трагическое лицо – а все толкуют, – зачем он так дурен? Или зачем
    он так хорош?»
    Кто же он такой – этот Евгений Васильевич Базаров?
    На мой взгляд, образ получился сложным, противоречивым, но,
    безусловно, интересным. Во многом такая неоднозначность оценки
    героя зависит от отношения автора к своему герою. С одной
    стороны, Тургенев оправдывает и оценивает Базарова по достоинству,
    искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать
    свои идеалы и добиваться желаемого. Наделяет этот образ чертами,
    которыми не обладает сам. Но, с другой стороны, читатель
    чувствует, что Базаров чужд автору, непонятен. Тургенев искренне
    хочет заставить себя полюбить своего героя, «загореться» его идеей,
    но безрезультатно. Автор и его герой так и остаются по разные стороны.
    Именно это и наталкивает на мысль о чудовищном одиночестве
    Базарова. Он титаничен, недюжинно силен, но в то же время
    бесконечно несчастен и одинок. Вероятно, это удел любого выдающегося
    человека. Да и сам Базаров не стремится к тому, чтобы понравиться
    людям, скорее, наоборот. По его собственному замечанию,
    «настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно
    слушаться или ненавидеть».
    Базаров постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит
    его. Единственный, кто решится противостоять этому бурному
    потоку, – Павел Петрович Кирсанов. В спорах с Базаровым Кирсанов
    отстаивает свое прошлое, свою жизнь, которую он не мыслит
    другой, и это прида
    ет ему силы в «схватках» с нигилистом. Базаров
    же может противопоставить только себя, свою могучую личность.
    Но несмотря на очевидность того, что Базаров не во всем прав, его
    пылкость, убежденность вызывают восхищение.
    Автор как бы все время пытается помочь читателю увидеть достоинства
    своего нового героя. Тургенев хочет убедить читателя, что
    Базаров не злой гений, а прежде всего несчастный, одинокий и, несмотря
    на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми обыкновенными
    человеческими чувствами человек. В отношениях с
    Одинцовой проявляется его уязвимость. Подсознательно Базаров
    ищет любви. Одинцова ждет от него зрелых чувств – в ее жизни
    нет места потрясениям.
    Базаров же уже не мыслит себя без «бури» переживаний, он еще
    не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных
    идеалов является стабильность. И тут получается какой-то
    замкнутый круг. Базаров мечется в этом круге – одинокий, отчаявшийся.
    Он противоречив до абсурда. Базаров отрицает романтизм,
    но по своей сути является романтиком; он отрекается от родителей,
    от «глупой жизни отцов», но сам в порыве откровения признается
    Аркадию в своей любви к ним.
    Базаров искренне верит в то, что делает все для благополучия
    своей Родины. Но нужен ли Базаров России? Даже такой сильной
    и независимой личности, как Базаров, страшно чувствовать себя
    в таком замкнутом круге противоречий. Единственным разрешением
    этих противоречий оказывается смерть. В одном из писем Тургенев
    признался, что, когда писал Базарова, он в конце концов чувствовал
    к нему не неприязнь, а восхищение. А когда писал сцену
    смерти, то рыдал навзрыд. Это не были слезы жалости, это были
    слезы художника, видевшего трагедию огромного человека, в котором
    воплотились некоторые черты его собственного идеала. В романе
    нет ни одной значительной сцены, в которой бы не участвовал
    Базаров. Это удивительный образ, который от первой главы к последней
    меняется больше всех остальных героев романа. Причем его
    изменение приводит и к изменению отношения к нему читателя. Он
    уже не кажется столь «сумрачным, диким и обреченным на погибель
    », как говорили о нем современники Тургенева. Базаров – это
    герой будущего, и поэтому он несет в себе черты будущего – силу,
    открытость, честность.

  15. Главным героем романа Тургенева “Отцы и дети” является демократ и разночинец Евгений Базаров, представитель той новой нарождающейся силы, которой суждено было вскоре сыграть огромную политическую роль в общественном развитии РФ. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии в романе.
    Тургенев наделил его материалогическими взглядами, любовью к труду и к точным наукам, огромной силой воли и способностью оказывать влияние на окружающих. Базаров был ненавистник всякой фразы и позы, косности и рутины. Он считал, что не может быть отношений между мужчиной и женщиной и что все это романтизм, чепуха, гниль и художество.
    Плебей и демократ Базаров
    был, одержим страстным желанием бороться против невежества и народных суеверий, за подлинную науку, построенную на эксперименте.
    Базаров – противник отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он ратует за науку прикладную, за конкретные ремесла, которые мог бы усвоить народ. Он труженик науки и неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией, считает, что природа не храм, а мастерская и человек в ней работник.
    Евгений Базаров – целеустремлен, независим, индивидуален, у него твердая точка зрения, в нем нет фальши, он такой, какой он есть. С одной стороны он отрицающий нигилист, с другой – скрытый романтик.
    В диалоге раскрываются убеждения и характер Базарова.
    Также Базаров был нигилистом, то есть человеком, ничего не признающим, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на вере, каким бы уважением ни был окружен тот самый принцип.
    Но с течением времени его взгляды меняются. Он сталкивается с силой, которую он не может в себе побороть. И эта сила – любовь.
    Автор приводит героя к тому, что он лишается веры в народ, в будущее РФ, то есть Базаров делается не похожим на подлинных революционных демократов. Взаимоотношения его с Одинцовой были проверкой героя к любви, в отношении женщины. Тургенев привел его к состоянию мрачного пессимизма, скептическому отношению к мужикам.
    В финал романа грешному и бунтующему сердцу Базарова, Тургенев противопоставляет великое спокойствие, вечное примирение и жизнь бесконечную.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *