Сочинение на тему каким я представляю себе фета

9 вариантов

  1. Творчество Афанасия Афанасьевича Фета
    Творчество Афанасия Афанасьевича Фета
    (1820 – 1892) – одна из вершин русской лирики. Фет – поэт великий, поэт
    гениальный. Сейчас в России нет человека, который не знал бы стихотворений
    Фета. Ну, хотя бы “Я пришел к тебе с приветом” или “На заре ты ее не буди…” В
    то же время действительного представления о масштабах этого поэта многие не
    имеют. Представление о Фете искажено, начиная даже с внешнего облика. Кто – то
    злонамеренно постоянно тиражирует те портреты Фета, которые были сделаны в
    период его предсмертной болезни, где лицо его страшно искажено, распухшие глаза
    – старик в состоянии агонии. Между тем Фет, как видно из портретов, сделанных в
    период его расцвета, и человеческого и поэтического, – был самым красивым из
    русских поэтов.
    Драма связана с тайной рождения Фета.
    Осенью 1820 года его отец Афанасий Неофитович Шеншин увез из Германии жену
    чиновника Карла Фёта в своё родовое поместье. Через месяц родился ребёнок и был
    записан сыном А.Н. Шеншина. Незаконность этой записи обнаружилась, когда
    мальчику было 14 лет. Он получил фамилию Фет и в документах стал называться
    сыном иностранного подданного. А. А. Фет много усилий потратил на то, чтобы
    вернуть фамилию Шеншина и права потомственного дворянина. До сих пор до конца
    не разгадана тайна его рождения. Если он сын Фета, то его отец И. Фет был
    двоюродным дедушкой последней русской императрицы.
    Загадочна и жизнь Фета. Про него говорят,
    что в жизни он был гораздо прозаичней, чем в поэзии. Но это связано с тем, что
    он был замечательный хозяин. Написал небольшой томик статей об экономике. Из
    разоренного имения сумел создать образцовое хозяйство с великолепным конным
    заводом. И даже в Москве на Плющихе в его домике был огород и оранжерея, в
    январе созревали овощи и фрукты, которыми любил угощать гостей поэт.
    В связи с этим о Фете любят говорить как
    о человеке прозаическом. Но на самом деле и происхождение его таинственное и
    романтическое, и его смерть загадочна: эта смерть и была, и не была
    самоубийством. Фет, мучимый болезнью, наконец, решил покончить с собой. Отослал
    жену, оставил предсмертную записку, схватил нож. Воспользоваться им помешала
    секретарь. А поэт умер – умер от потрясения.
    Биография поэта – это, прежде всего его
    стихи. Поэзия Фета многогранна,
    основной её жанр – лирическое стихотворение. Из классических жанров
    встречаются элегии, думы, баллады, послания. Как “оригинальный фетовский жанр”
    можно рассматривать “мелодии’’ – стихотворения, которые представляют собой
    отклик на музыкальные впечатления.
    Одно из ранних и самых популярных
    стихотворений Фета – “Я пришёл к тебе с приветом”:
    Я пришёл к тебе с
    приветом,
    Рассказать, что солнце
    встало, что оно горячим светом
    По листам затрепетало;
    Рассказать, что лес
    проснулся,
    Весь проснулся, веткой
    каждой,
    Каждой птицей
    встрепенулся
    И весенней полон жаждой…
    Стихотворение написано на тему любви.
    Тема старая, вечная, а от стихотворений Фета веет свежестью и новизной. Оно ни
    на что известное нам не похоже. Для Фета это вообще характерно и соответствует
    его сознательным поэтическим установкам. Фет писал: “Поэзия непременно требует
    новизны, и ничего для неё нет убийственнее повторения, а тем более самого себя…
    Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным
    фонарём искусства”.
    Необычно уже само начало стихотворения –
    необычно по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. В частности, пушкинской
    нормой, которая требовала предельной точности в слове и в сочетании слов. Между
    тем начальная фраза фетовского стихотворения совсем не точная и даже не совсем
    “правильная”: “Я пришёл к тебе с приветом, рассказать …”. Позволил бы себе так
    сказать Пушкин или кто-нибудь из поэтов пушкинской поры? В то время в этих
    строчках видели поэтическую дерзость. Фет отдавал себе отчёт в неточности
    своего поэтического слова, в приближённости его к живой, порой кажущейся не
    совсем правильной, но от того особенно яркой и выразительной речи. Стихи свои
    он называл шутливо (но и не без гордости) стихами “в растрёпанном роде”. Но
    каков художественный смысл в поэзии “растрёпанного рода”?
    Неточные слова и как бы неряшливые,
    “растрёпанные” выражения в стихах Фета создают не только неожиданные, но и
    яркие волнующие образы. Создаётся впечатление, что поэт вроде бы специально и
    не задумывается над словами, они сами к нему пришли. Он говорит самыми первыми,
    непреднамеренными словами. Стихотворение отличается удивительной цельностью.
    Это – важное достоинство в поэзии. Фет писал: “Задача лирика не в стройности
    воспроизведения предметов, а в стройности тона”. В этом стихотворении есть и
    стройность предметов, и стройность тона. Всё в стихотворении внутренне связано
    друг с другом, всё однонаправлено, говорится в едином порыве чувства, точно на
    одном дыхании.
    Ещё
    одно  стихотворение из числа
    ранних – лирическая пьеса “Шёпот, робкое дыхание… ”:
    Шёпот, робкое дыхание,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья,
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица…
    Стихотворение написано в конце 40-х
    годов. Оно построено на одних назывных предложения. Ни одного глагола. Только
    предметы и явления, которые называются одно за другим: шёпот – робкое дыханье –
    трели соловья и т.д.
    Но при всём том предметным и вещественным
    стихотворение не назовёшь. Это и есть самое удивительное и неожиданное.
    Предметы  у Фета непредметны. Они
    существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся,
    мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямое
    представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею
    связаны. Главное смысловое поле стихотворения – между словами, за словами.
    “За словами ” развивается и основная тема стихотворения: чувства
    любви. Чувство тончайшее, словами невыразимое, невыразимо сильное, Так о любви
    до Фета ещё никто не писал.
    Фету нравилась реальность жизни, и это
    отражалось в его стихах. Тем не менее, просто реалистом Фета трудно назвать,
    замечая, как тяготеет он в поэзии к грёзам, снам, интуитивным движениям души.
    Фет писал о красоте, разлитой во всем многообразии действительности.
    Эстетический реализм в стихах Фета в 40 – 50 годах был действительно направлен
    на житейское и самое обыкновенное.
    Характер и
    напряжение лирического переживания у Фета зависят от состояния природы. Смена
    времён года происходит по кругу – от весны до весны. По такому же своеобразному
    кругу происходит и движение чувства у Фета: не от прошлого к будущему, а от
    весны до весны, с необходимым, неизбежным её возвращением. В сборнике (1850) на
    первое место выделен цикл “Снега”. Зимний цикл Фета многомотивен: он поёт и о
    печальной березе в зимнем одеянии, о том, как “ночь светла, мороз сияет, ”и “на
    двойном стекле узоры начертил мороз”. Снежные равнины влекут поэта:
    Чудная картина,
    Как ты мне родна:
    Белая равнина,
    Полная луна,
    Свет небес высоких,
    И блестящий снег,
    И саней далёких
    Одинокий бег.
    Фет признаётся в любви к зимнему пейзажу.
    У Фета преобладает в стихах сияющая зима, в блеске колючем солнца, в
    бриллиантах снежинок и снежных искр, в хрустале сосулек, В серебристом пуху
    заиндевелых ресниц. Ассоциативный ряд в этой лирике не выходит за пределы самой
    природы, здесь её собственная красота, не нуждающаяся в человеческом
    одухотворении. Скорее она сама одухотворяет и просветляет личность. Именно Фет
    вслед за Пушкиным воспел русскую зиму, только ему удалось столь многогранно
    раскрыть её эстетический смысл. Фет вводил в стихи деревенский пейзаж, сценки
    народной жизни, появлялся в стихах “дедушка бородатый”, он “кряхтит и
    крестится”, или ямщик на тройке удалой.
    Фета всегда влекла к себе поэтическая
    тема вечера и ночи. У поэта рано сложилось особое эстетическое отношение к
    ночи, наступлению темноты. На новом этапе творчества он уже стал называть целые
    сборники “Вечерние огни”, в них как бы особая,
    фетовская философия ночи.
    В “ночной поэзии”  Фета обнаруживается комплекс ассоциаций:
    ночь – бездна – тени – сон – виденья – тайное, сокровенное – любовь – единство
    “ночной души ” человека с ночной стихией. Этот образ получает в его стихах
    философское углубление, новый второй смысл; в содержании стихотворения
    появляется второй план-символический. Философско-поэтическую перспективу
    получает у него ассоциация “ночь-бездна”. Она начинает сближаться с жизнью
    человека. Бездна-воздушная дорога-путь жизни человека.
    МАЙСКАЯ НОЧЬ
    Отсталых туч над нами
    пролетает
    Последняя толпа.
    Прозрачный их отрезок
    мягко тает
    У лунного серпа
    Царит весны таинственная
    сила
    С звездами на челе. –
    Ты, нежная! Ты счастье
    мне сулила
    На суетной земле.
    А счастье где? Не здесь,
    в среде убогой,
    А вон оно – как дым
    За ним! за ним! воздушною
    дорогой-
    И в вечность улетим.
    Майская ночь сулит счастье, человек летит
    по жизни за счастьем, ночь-бездна, человек летит в бездну, в вечность.
    Дальнейшее развитие этой
    ассоциации: ночь-существование человека-сущность бытия.
    Фет представляет ночные часы
    раскрывающими тайны мироздания. Ночное прозрение поэта позволяет ему смотреть
    “из времени в вечность”, он видит “живой алтарь мироздания”.
    Толстой писал Фету: “Стихотворение одно
    из тех редких в, которых не слова прибавить, убавить или изменить нельзя; оно
    живое само и прелестно. Оно так хорошо, что, мне кажется, это не случайное
    стихотворение, а что это первая струя давно задержанного потока”.
    Ассоциация ночь – бездна – человеческое
    существование, развиваясь в поэзии Фета, вбирает в себя идеи Шопенгауэра.
    Однако близость поэта Фета к философу весьма условна и относительна. Идеи мира
    как представления, человека как созерцателя бытия, мысли об интуитивных
    прозрениях, видимо, были близки Фету.
    В образную ассоциацию стихов Фета о ночи
    и существование человека вплетается идея смерти (стихотворение “Сон и смерть”,
    написанное в 1858 году). Сон полон суеты дня, смерть полна величавого покоя.
    Фет отдаёт предпочтение смерти, рисует её образ как воплощение своеобразной
    красоты.
    В целом “ночная поэзия” Фета глубоко
    своеобразна. У него ночь прекрасна не менее дня, может быть ещё прекрасней.
    Фетовская ночь полна жизни, поэт чувствует “дыхание ночи непорочной”. Фетовская
    ночь даёт человеку счастье:
    Что за ночь! Прозрачный
    воздух скован;
    Над землёй клубится
    аромат.
    О, теперь я счастлив, я
    взволнован,
    О, теперь я высказаться
    рад! …
    Человек сливается
    с ночным бытием, он отнюдь не отчуждён от него. Он надеется и чего–то ждёт от
    него. Повторяющаяся в стихах Фета ассоциация-ночь-и ожидание и дрожание,
    трепет:
    Берёзы ждут. Их лист
    полупрозрачный
    Застенчиво манит и тешит
    взор.
    Они дрожат. Так деве
    новобрачной
    И радостен и чужд её
    убор…
    У Фета ночная природа и человек полны
    ожидания сокровенного, которое оказывается доступным всему живому лишь ночью.
    Ночь, любовь, общение со стихийной жизнью вселенной, познание счастья и высших
    истин  в его стихах, как правило,
    объединяются.
    Творчество Фета представляет собой
    апофеоз ночи. Для Фета-философа ночь представляет собой основу мирового бытия,
    она источник жизни и хранительница тайны “двойного бытия”, родства человека со
    вселенной, она у него узел всех живых и духовных связей.
    Теперь уже Фета невозможно назвать только
    лишь поэтом ощущений. Его созерцание природы исполнено философского
    глубокомыслия, поэтические прозрения направлены на обнаружение тайн бытия.
    Поэзия была главным делом жизни Фета,
    призванием, которому он отдал всё: душу, зоркость, изощрённость слуха,
    богатство фантазии, глубину ума, навык упорного труда и вдохновение.
    В 1889 году Страхов писал в статье
    “Юбилей поэзии Фета”: “Он в своём роде поэт единственный, несравненный, дающий
    нам самый чистый и настоящий поэтический восторг, истинные бриллианты поэзии…
    Фет есть истинный пробный камень для способности понимать поэзию…”.
    Список литературы
    Маймин Е. А. “ А. А. Фет
    ”, Москва, 1989г.
    Фет А. А.  “Избранное”, Москва, 1985г.
    Журнал “Русская
    словесность”, № 4, 1996г.

  2. Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года. История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей, и Афанасий был лишен права носить фамилию отца и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительного ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Кроме того, он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь. Он окончил университет, где учился сначала на юридическом, затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году, он и издал отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха.
    Получив образование, Афанасий Афанасьевич решил стать военным, так как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул. Но в 1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку. Дворянских прав он так и не завоевал — в то время дворянство давало только чин полковника, а он был штаб-ротмистром. Но годы военной службы можно считать периодом расцвета его поэтической деятельности. В 1850 году в Москве вышли «Стихотворения» А. Фета, встреченные читателями с восторгом. В Петербурге он познакомился с Некрасовым, Панаевым, Дружининым, Гончаровым, Языковым. Позднее он подружился со Львом Толстым. Эта дружба была долгой и плодотворной для обоих.
    В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла. До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядаемое дыхание.
    В 1856 году увидела свет новая книга поэта. Выйдя в отставку, А. Фет купил землю в Мценском уезде и решил посвятить себя сельскому хозяйству. Вскоре он женился на М. П. Боткиной. В деревне Степановке Фет прожил семнадцать лет, лишь ненадолго наезжая в Москву. Здесь застал его высочайший указ о том, что за ним наконец утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с нею правами.
    В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву. Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, отмечены его возвращением к литературе. Все свои стихи поэт подписывал фамилией Фет: под этим именем он приобрел поэтическую славу, и оно было ему дорого. В этот период А. Фет издал собрание своих сочинений под названием «Вечерние огни» — всего было четыре выпуска.
    В 1889 году, в январе, в Москве было торжественно отмечено пятидесятилетие литературной деятельности А. А. Фета, а в 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово — родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.
    А. А. Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Из его творческого наследия современному читателю известна в основном поэзия и куда меньше — проза, публицистика, переводы, мемуары, письма. Без Афанасия Фета трудно себе представить жизнь литературной Москвы XIX века. В его доме на Плющихе бывали многие знаменитые люди. Долгие годы он дружил с А. Григорьевым, И. Тургеневым. На музыкальных вечерах у Фета перебывала вся литературная и музыкальная Москва.
    Стихи А. Фета — это чистая поэзия в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом — о природе, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, она наполнена светом и покоем. Даже о своей загубленной любви поэт пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фет не утратил способности радоваться.
    Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант…» — говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность.
    Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:
    Я пришел к тебе с приветом,
    Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало;
    Рассказать, что лес проснулся,
    Весь проснулся, веткой каждой,
    Каждой птицей встрепенулся
    И весенней полон жаждой…
    Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:
    Шепот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья,
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,
    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
    Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, — она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих — это целый ряд впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко…», «Недвижные очи, безумные очи…», «Солнце луч промеж лип…», «Тебе в молчании я простираю руку…» и другие.
    Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты; наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которую он воспроизводил такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах узнаваем конкретный пейзаж — средней полосы России.
    Во всех описаниях природы поэт безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому были созданы такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание…», «Я пришел к тебе с приветом…», «На заре ты ее не буди…», «Заря прощается с землей…».
    Любовная лирика Фета — самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и драматизм его стихов буквально потрясает, несмотря на то что, как правило, основная их тональность светлая, мажорная.
    Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило ценность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XXI века, потому что говорит о вечном и самом сокровенном, открывает красоту окружающего мира.

  3. Господи, дай мне терпения принять то, что я не могу изменить, храбрости изменить то, что я могу, и мудрости понять разницу между тем и другим…
    Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года. История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Каким я представляю себе Фета
    Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения.
    Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета – он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь. Прежде всего, он окончил университет, где учился сначала на юридическом, затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году он и издал отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха.
    Получив образование, Афанасий Афанасьевич решил стать военным, так как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул. Но в1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку. Дворянских прав он так и не завоевал – в то время дворянство давало только чин полковника, а он был штаб – ротмистром. Конечно, военная служба не прошла для Фета даром: это были годы рассвета его поэтической деятельности. В 1850 году в Москве вышли «Стихотворения» А. Фета, встреченные читателями с восторгом. В Петербурге он познакомился с Некрасовым, Панаевым, Дружининым, Гончаровым, Языковым. Позднее он подружился со Львом Толстым. Эта дружба была долга и нужна для обоих.
    В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла, она сгорела. До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядаемое дыхание.
    В 1856 году вышла новая книга поэта.
    Выйдя в отставку, А. Фет купил землю в Мценском уезде и решил посветить себя сельскому хозяйству. Вскоре Фет женился на М.П. Боткиной. В деревне Степановке Фет прожил семнадцать лет, лишь ненадолго наезжая в Москву. Здесь застал его высочайший указ о том, что за ним, наконец, утверждена фамилия Шеншин, со всеми связанными с нею правами.
    В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву Каким я представляю себе Фета
    . Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, характерны его возвращением к литературе. Все свои стихи поэт подписывал фамилией Фет: под этим именем он приобрел поэтическую славу, и оно было ему дорого. В этот период А. Фет издал собрание своих сочинений под названием « Вечерние огни» – всего было четыре выпуска.
    В 1889 году, в январе, в Москве было торжественно отмечено пятидесятилетие литературной деятельности А. А. Фета, а в 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово – родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.
    А. А. Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Из его творческого наследия современному читателю известна, в основном, поэзия и, куда меньше – проза, публицистика, переводы, мемуары, письма.
    Без Афанасия Фета трудно себе представить жизнь литературной Москвы прошлого века. В его доме на Плющихе бывали многие знаменитые люди. Долгие годы он дружил с А. Григорьевым, И. Тургеневым. На музыкальных вечерах у Фета перебывала вся литературная и музыкальная Москва.
    Стихи А. Фета – это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом – о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.
    Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. «Это не просто поэт, а скорее поэт – музыкант…»- говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность.
    Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без к рая ржаное поле и густой тенистый лес – обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:
    Я пришел к тебе с приветом,
    Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало;
    Рассказать, что лес проснулся,
    Весь проснулся, веткой каждой,
    Каждой птицей встрепенулся
    И весенней полон жаждой…
    Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:
    Шепот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья,
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,
    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы,
    И заря, заря!..
    Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, – она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих – это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко…», «Недвижные очи, безумные очи…», «Солнце луч промеж лип…», «Тебе в молчании я простираю руку…» и др.
    Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которую он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы России. Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью, филигранной точностью. Каким я представляю себе Фета
    К числу их принадлежат такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание…», «Я пришел к тебе с приветом…», «На заре ты ее не буди…», «Заря прощается с землей…».
    Любовная лирика Фета – самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов буквально потрясает, не смотря на то, что, как правило, кончаются они светло, мажорно.
    Стихи А.А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило ценность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XX века, потому что задевает самые сокровенные струны души, открывает красоту окружающего мира.
    Каким я представляю себе Фета
    Человек бывает наименее естественным, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам правду.

  4. Я пришел к тебе с приветом
    Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало…
    Вступление
    Произведения Афанасия Афанасьевича Фета по праву принадлежат к числу шедевров русской классической поэзии. Поэзия Фета выдержала испытание временем, и в наши дни он является одним из самых читаемых поэтов-классиков. Лично мне этот великолепный поэт пришёлся по нраву.
    Когда я впервые прочитал его лирическую пьесу “Шепот, робкое дыханье…”, то почувствовал какое-то особое настроение, прилив жизненной силы.
    Шепот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья…
    По-моему – дивно! Именно это стихотворение стало своеобразным поэтическим “автопортретом”. Стихотворение построено на одних назывных предложениях. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые следуют одно за другим безо всякого действия.
    Суть поэзии
    Любовь, природа и искусство — основные мотивы поэзии Фета. Причудливо переплетаясь между собой, дополняя друг друга, они создают неповторимую поэзию А. А. Фета. В его лирике отчетливо чувствуется слияние внутреннего и внешнего мира.
    Как я заметил, при всей конкретности описания природы стихи Фета строятся по-особому: вначале дается пейзаж — зримая картина природы, нарисованная яркими красками и проникнутая определенным настроением, а в конце выражается лирическое чувство героя, раскрывается его внутренний мир.
    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы,
    И заря! Заря!…
    Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета также отличается мелодичностью, музыкальностью. Всему этому помогают яркие эпитеты, присущие поэзии нашего поэта. Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин.
    Целый день спят ночные цветы,
    Но лишь солнце за рощу зайдет,
    Раскрываются тихо листы,
    И я слышу, как сердце цветет.
    Он видел красоту в земном и обыденном, усматривал идеальное и вечное в повседневном и преходящем. Фет был импрессионистом: неясные зарождающиеся движения души, которые невозможно точно назвать, поэт умел навеять на душу читателя. Источником творчества может стать обычная прогулка, увиденный пейзаж или даже мимолетное настроение.
    Мир Фета можно назвать миром “единства противоположностей”, гармоничного их слияния. Это противопоставление образов можно ясно увидеть в словосочетаниях из строчек его стихотворений: «пурпурные тучи», «светлая ночь»… У поэта имеется своеобразная цветовая гамма.
    Любовь в лирике
    В лирике А. А. Фета немаловажную роль играет тема любви. Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только великим даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет реальное отражение в жизни.
    Вдохновением для поэта была его любовь к дочери помещика Марии Лазич. Насколько их любовь была высока и огромна, настолько и трагична. Мария знала, что Фет никогда не женится на ней, ее смерть была темна и загадочна, можно даже предполагать, что это было самоубийство. Чувство вины постоянно преследовало Фета на протяжении всей его жизни. И, может быть, все же переживания о потере своей любимой нашли свое отражение в другом мире Фета — мире лирических переживаний, настроений, чувств, воплощенных в стихотворения. Фет ощущал себя в другом бытии, мире поэзии, где он не одинок, а рядом с любимым человеком. Они снова вместе, и никто не сможет их разлучить.
    И хоть жизнь без тебя
    Суждено мне влачить,
    Но мы вместе с тобой,
    Нас нельзя разлучить.
    Возможно, смерть любимой девушки раскрыла талант великолепного поэта, который написал такие замечательные стихи любви, полные грусти и тоски и в то же время наполненные радостью, счастьем и жаждой жизни.

  5. Афанасий фет — Основные мотивы и образы поэзии а. а. фета

    Афанасий Афанасьевич Фет – поэт, воспевающий прекрасное. В этом он видел задачу творца. В лирике Фета звучат возвышенные мотивы, он создает образы, завораживающие своей красотой и изяществом. Основные темы его поэзии – природа, любовь, творчество.
    Поэт – тонкий лирик. Он умеет передавать едва уловимое как в человеке, так и в окружающем мире. Особенно это заметно в стихах, посвященных природе. Фет обожает переходы от одного времени года к другому. У него нет статичных пейзажей. Динамика – вот главное свойство поэтических образов Фета:
    Еще весны душистой нега
    К нам не успела низойти,
    Еще овраги полны снега,
    Еще зарей гремит телега
    На замороженном пути.
    Перед нами не зима и не весна. Это межсезонье – любимая картина поэта. Фет был импрессионистом, выражение сиюминутного, изменчивого настроения в лирическом произведении было для него самым важным. Стихотворения о природе у поэта переполнены целой гаммой различных эмоций:
    Какая ночь! На всем какая нега!
    Благодарю, родной полночный край!
    Из царства льдов, из царства вьюг и снега
    Как свеж и чист твой вылетает май!
    Нет, никогда нежней и бестелесней
    Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
    Опять к тебе иду с невольной песней,
    Невольной – и последней, может быть.
    В этих строчках звучат и восторг, и упоение красотой майской ночи, и счастье от ощущения полноты бытия, и благодарность родному краю, и трепет, и томление от ночной неги, и наконец отчаяние, что, возможно, такое больше не повторится. Что ни строчка — то чувство, и какой плавный переход от одного контрастного понятия к другому!
    Поэтические образы весны и ночи – излюбленные у Фета. Они очень таинственны, позволяют человеку раствориться в своей стихии и благоговейно ожидать чуда:
    Жду я, тревогой объят,
    …Слух, раскрываясь, растет,
    Как полуночный цветок.
    Тихо под сенью лесной
    Спят молодые кусты…
    Ах, как пахнуло весной!..
    Это, наверное, ты!
    С подобными образами связана другая заветная тема в лирике Фета – любовь. Выражение ее у поэта уникально. Практически все стихотворения о любви Фет посвятил Марии Лазич, своей трагически погибшей подруге. Образ возлюбленной — центральный в этих произведениях. Лирическая героиня здесь светла и прекрасна, она по-прежнему нежно любит своего поэта, дарит ему покой, спасает от житейской суеты, вдохновляет:
    Как гений ты, нежданный, стройный,
    С небес слетела мне светла,
    Смирила ум мой беспокойный,
    На лик свой очи привлекла.
    Возлюбленная в лирике Фета – это образ-воспоминание. Марию не вернуть, но в стихах она оживает, вновь и вновь пробуждая в поэте глубокое, сильное чувство. Фет остался верен ей навсегда:
    Нет, я не изменил. До старости глубокой
    Я тот же преданный, я раб твоей любви…
    Поэт канонизирует образ возлюбленной, принявшей мученическую смерть. Она – «ангел кротости и грусти». Творец благоговейно трепещет перед ней:
    Пред тенью милою коленопреклоненный,
    В слезах молитвенных я сердцем оживу
    И вновь затрепещу, тобою просветленный, –
    Но все тебя не назову.
    Фет видел свою вину в том, что не смог предотвратить гибель Марии, поэтому в его любовной лирике очень силен мотив раскаяния. Герой здесь называет себя «несчастным палачом»: ведь, погубив возлюбленную, поэт сломал и собственную жизнь. Теперь ему остались лишь сны и грезы о Марии, а еще мелодия, которую когда-то написал для девушки Ференц Лист:
    Какие-то носятся звуки
    И льнут к моему изголовью.
    Полны они томной разлуки,
    Дрожат небывалой любовью.
    Судьба отняла у Фета любимую девушку, но вознаградила даром поэта. Тема искусства также проходит через многие его произведения. Основной образ здесь – красота. Она одна дает нам истинную жизнь в страшном сне бытия:
    …Пусть по воле рока
    Истерзана, обижена глубоко,
    Душа порою в сон погружена;
    Но лишь краса душевная коснется
    Усталых глаз – бессмертная проснется
    И звучно затрепещет, как струна.
    Миссия творца-поэта у Фета заключается в преодолении жизненных страданий. Подобный человек, по его мнению, должен очистить себя от всего низменного и пробудить свою душу «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв», как писал А. С. Пушкин. Фет берет эти слова эпиграфом к своему поэтическому манифесту «Муза». Здесь он говорит о поэте так:
    Пленительные сны лелея наяву,
    Своей Божественною властью
    Я к наслаждению высокому зову
    И к человеческому счастью.
    Фет понимал, что жизнь тяжела и полна страданий. Но люди рождены для счастья. Где же его взять? В природе, общаясь с ней, в любви, в творчестве. Три этих «вершины» и стали основой его «поэтического пространства», объединив все мотивы и образы.
    В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека: огрубелый, сильно тёртый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха (а умер он в возрасте 72 лет) певец красоты и любви.
    Сын мелкого немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыном орловского помещика Шеншина, который увез мать поэта от его отца. Но обман раскрылся, и Фет в течение многих лет испытывал на себе, что значит быть незаконнорожденным. Главное, что он лишился при этом статуса дворянского сына. Он пытался «выслужить» дворянство, но 13 лет армейской и гвардейской лямки ничего не дали. Тогда он женился по расчету на старой и богатой, стал жестоким и прижимистым сельским хозяином-эксплуататором. Революционерам и даже либералам Фет никогда не сочувствовал и, чтобы достичь желаемого дворянства, долго и громко демонстрировал свои верноподданнические чувства. И только когда Фету было уже 53 года, Александр II изложил благоприятную резолюцию на его прошение. Доходило до смешного: если тридцатилетний Пушкин считал оскорбленнием пожалование ему царем камер-юнкерского звания (это придворный чин, обычно даваемый молодым людям до 20 лет), то этот русский лирик специально выхлопотал себе камер-юнкерство уже в 70 лет?
    И при этом Фет писал божественные стихи. Вот стихотворение 1888 года:
    «Полуразрушенный, полужилец могилы,
    О таинствах любви зачем ты нам поешь?
    Зачем, куда тебя домчать не могут силы,
    Как дерзкий юноша, один ты нас зовешь?
    _ Томлюся и пою. Ты слушаешь и млеешь;
    В напевах старческих твой юный дух живет. Цыганка старая одна еще поет».
    То есть буквально два человека жили в одной, кстати весьма неприятной на вид, оболочке. Но какая сила чувства, мощь поэзии, какое страстное, юношеское отношение к красоте, к любви!
    Поэзия Фета недолго имела успех у современников в 40-е годы, а в 70- 80-х годах это был успех весьма камерный, отнюдь не массовый. Но массам Фет был знаком, хотя они не всегда знали, что популярные романсы, которые они распевают (в том числе и цыганские), _ на слова Фета. «О, долго буду я в молчаньи ночи тайной», «Какое счастие! и ночь и мы одни», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «Давно в любви отрады мало», «В дымке-невидимке» и, конечно, «Я тебе ничего не скажу» и «На заре ты ее не буди» _ вот лишь немногие стихотворения Фета, положенные на музыку разными композиторами.
    Лирика Фета тематически крайне бедна: красота природы и женская любовь _ вот и вся тематика. Но какой огромной мощи достигает Фет в этих узких пределах. Вот стихотворение 1883 года:
    «Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер.
    Только в мире и есть, что лучистый
    Детски задумчивый взор.
    Только в мире и есть, что душистый
    Милой головки убор.
    Только в мире и есть этот чистый
    Влево бегущий пробор».
    Это своеобразная онтология (философское учение о бытии) Фета, хотя философской его лирику назвать трудно. Мир поэта очень узкий, но какой же прекрасный, полный изящества. Грязь жизни, проза и зло жизни не проникали в его поэзию никогда. Прав ли он в этом? Видимо, да, если видеть в поэзии искусство по преимуществу. Красота и должна быть главным в ней.
    Гениальна лирика природы Фета: «Я пришел к тебе с приветом»,
    «Шепот. Робкое дыханье», «Какая грусть! Конец аллеи», «Это утро, радость эта», «Жду я, тревогой объят» и множество других лирических миниатюр. Они разнообразны, непохожи, каждая являет собой неповторимый шедевр. Но есть общее: во всех них Фет утверждает единство, тождество жизни природы и жизни человеческой души. И поневоле задумываешься: где источник, откуда эта красота? Творение ли это Отца небесного? Или источник всего этого _ сам поэт, его умение видеть, его светлая, открытая красоте душа, каждое мгновение готовая восславить окружающую красоту? В своей лирике природы Фет выступает как антинигилист: если для тургеневского Базарова «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», то для Фета природа _ единственно храм, храм и фон прежде всего любви, роскошная декорация для тончайших сюжетных изгибов любовного чувства, а во-вторых, храм для вдохновения, умиления и молитвы красоте.
    Если для Пушкина была проявлением высшей полноты жизни, то для
    Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера. Эту мысль он утверждает в своих стихах с такой силой, что заставляет усомниться, не язычник ли он. У него и сама природа любит _ не вместе, а вместо человека («В дымке-невидимке»).
    В то же время вполне в христианском духе Фет считает человеческую душу частицей небесного огня, божьей искрой («Не тем, господь, могуч, непостижим»), ниспосланной человеку для откровений, дерзаний, вдохновения («Ласточки», «Учись у них _ у дуба, у березы»). Удивительны поздние стихи Фета, 80-90-х годов. Дряхлый старик в жизни, в поэзии он превращается в горячего юношу, все мысли которого об одном _ о любви, о буйстве жизни, о трепете молодости («Нет, я не изменил», «Моего тот безумства желал», «Люби меня! Как только твой покорный», «Еще люблю, еще томлюсь»).
    Разберем стихотворение «Я тебе ничего не скажу», датированное 2 сентября 1885 года. В нем выражена часто встречающаяся у романтиков мысль о том, что языком слов нельзя передать жизнь души, тонкости чувства. Например, стихотворение Фета «Как мошки зарею» (1844) кончается мечтой «О, если б без слова/ Сказать душой было можно!». Поэтому любовное свидание, как всегда, в окружении роскошной природы, (открывается молчанием: «Я тебе ничего не скажу…». Романтики не доверяли языку слов как средству выражения души человека, тем более поэта. Впрочем, назвать Фета романтиком затруднительно: очень уж он «земной». Тем не менее уделом героя стихотворения остается «молча твердить» слова любовного признания.
    И этот оксюморон (сочетание контрастных по смыслу слов) становится главным словесно-художественным образом стихотворения. Но все-таки почему он молчит? Какая мотивировка дается этому? Вторая строка уточняет: «Я тебя не встревожу ничуть». Да, как свидетельствуют другие стихотворения, его любовь может и встревожить, взволновать девственную душу его избранницы своими «томленьями» и даже «содроганьями». Есть и другое объяснение, оно в последней строке второй строфы: его «сердце цветет», подобно ночным цветам, о которых сообщается в начале строфы. Вот тождество человеческой души и природы, выраженное, как и во многих других произведениях Фета, с помощью особого художественного приема, называемого психологическим параллелизмом. К тому же грудь, т.е. вместилище эмоционально-духовного начала, героя «больная, усталая» (первая строка третьей, последней строфы). «Я дрожу» — от ночного ли холодка или от каких-то внутренних душевных причин. И поэтому конец стихотворения зеркально повторяет начало: «Я тебя не встревожу ничуть. Я тебе ничего не скажу».
    Трехстопный анапест стихотворения звучит напевно: «Я тебе ничего не скажу» неоднократно вдохновляло многих композиторов.
    Стихотворение привлекает тонкостью и изяществом выраженных в нем чувств и естественностью, негромкой простотой их словесного выражения.

  6. Идти к великим изобретениям, исходя от самых ничтожных начал, и видеть, что под первой и ребяческой внешностью может скрываться удивительное искусство, – это дело не дюжинных умов, а под силу лишь мысли сверхчеловека.
    21 ноября 1820 года в усадьбе Мценкского уезда Новоселки родился мальчик, который в будущем стал всем известным мемуаристом и поэтом Афанасием Афанасьевичем Фетом. Хотя первые 14 лет жизни ребенок носил фамилию Шеншин, взятую от отца, Шеншина Афанасия Неофитовича. Некоторые исследователи биографии Фета считают, что Шеншин А.Н. не был родным отцом будущему писателю, потому что в 1834 году представители духовной власти Орловской области обнаружили, что ребенок у Шарлотты Фет, матери писателя, родился задолго до венчания. Каким я представляю себе Фета Так дворянин Шеншин Афанасий Афанасьевич стал незаконнорожденным Афанасием Фетом. Эта история практически всю жизнь не давала покоя писателю, создавая ему дополнительные трудности. Молодому человеку пришлось делами доказывать свою принадлежность к дворянскому роду. Два года, начиная с 1835 по 1837 год, Афанасий проучился в частном пансионате в Верро, где написал свои первые произведения. Через год Фет стал студентом Московского университета, который закончил в 1844 году. Затем, дабы получить дворянский титул, Фет поступил на военную службу, но уже в 1858 году ушел в отставку.
    Несмотря на то, что Афанасий так и не добился присвоения ему дворянства, годы военной службы можно назвать годами выхода самых значимых произведений писателя («Талисман», «Старые письма», собрание сочинений «Вечерние огни» и др.). В эти же годы, влюбившись в Марию Лазич, умную и талантливую девушку, Афанасий не стал связывать себя узами брака, так как оба были очень бедны, хотя любовь к этой девушки можно разглядеть во многих стихотворениях поэта. Вскоре Мария погибла, сгорев от спички, которую плохо потушила. В 1950 году Фет женится по расчету на сестре известного врача Боткина, Марии Петровне Боткиной. Но в браке поэт был несчастлив.
    С 1860 года, купив небольшой земельный участок, Фет оседает в Орловской области, и практически перестает писать стихи, потеряв вдохновение. В 1867 году поэта выбирают мировым судьей на долгие одиннадцать лет. В течение этого времени Афанасий активно занимается переводами Фауста, Горация, Ювенала и других древних талантов. Каким я представляю себе Фета Достигнув материального благополучия и вернув дворянский титул в 1873 году, Афанасий Шеншин страдает от одиночества, которое будет испытывать до конца своей жизни. В период с 1883 по 1891 год публикуются выпуски сборника «Вечерние огни», последнии произведения поэта. В 1892 году Афанасия Шиншина, известного в литературных кругах, как Афанасий Фет, не стало. Похоронен поэт был в родном имении Клейменово.
    Каким я представляю себе Фета
    Не суди о человеке по тому, каких взглядов он придерживается, а суди по тому, чего он с их помощью добился.

  7. Творчество Афанасия Афанасьевича Фета
    Творчество Афанасия Афанасьевича Фета (1820 – 1892) – одна из вершин русской лирики. Фет поэт великий, поэт гениальный. Сейчас в России нет человека, который не знал бы стихотворений Фета. Ну, хотя бы “Я пришел к тебе с приветом” или “На заре ты ее не буди…” В то же время действительного представления о масштабах этого поэта многие не имеют. Представление о Фете искажено, начиная даже с внешнего облика. Кто то злонамеренно постоянно тиражирует те портреты Фета, которые были сделаны в период его предсмертной болезни, где лицо его страшно искажено, распухшие глаза старик в состоянии агонии. Между тем Фет, как видно из портретов, сделанных в период его расцвета, и человеческого и поэтического, – был самым красивым из русских поэтов.
    Драма связана с тайной рождения Фета. Осенью 1820 года его отец Афанасий Неофитович Шеншин увез из Германии жену чиновника Карла Фёта в своё родовое поместье. Через месяц родился ребёнок и был записан сыном А.Н. Шеншина. Незаконность этой записи обнаружилась, когда мальчику было 14 лет. Он получил фамилию Фет и в документах стал называться сыном иностранного подданного. А. А. Фет много усилий потратил на то, чтобы вернуть фамилию Шеншина и права потомственного дворянина. До сих пор до конца не разгадана тайна его рождения. Если он сын Фета, то его отец И. Фет был двоюродным дедушкой последней русской императрицы.
    Загадочна и жизнь Фета. Про него говорят, что в жизни он был гораздо прозаичней, чем в поэзии. Но это связано с тем, что он был замечательный хозяин. Написал небольшой томик статей об экономике. Из разоренного имения сумел создать образцовое хозяйство с великолепным конным заводом. И даже в Москве на Плющихе в его домике был огород и оранжерея, в январе созревали овощи и фрукты, которыми любил угощать гостей поэт.
    В связи с этим о Фете любят говорить как о человеке прозаическом. Но на самом деле и происхождение его таинственное и романтическое, и его смерть загадочна: эта смерть и была, и не была самоубийством. Фет, мучимый болезнью, наконец, решил покончить с собой. Отослал жену, оставил предсмертную записку, схватил нож. Воспользоваться им помешала секретарь. А поэт умер умер от потрясения.
    Биография поэта это, прежде всего его стихи. Поэзия Фета многогранна, основной её жанр лирическое стихотворение. Из классических жанров встречаются элегии, думы, баллады, послания. Как “оригинальный фетовский жанр” можно рассматривать “мелодии – стихотворения, которые представляют собой отклик на музыкальные впечатления.
    Одно из ранних и самых популярных стихотворений Фета “Я пришёл к тебе с приветом”:
    Я пришёл к тебе с приветом,
    Рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом
    По листам затрепетало;
    Рассказать, что лес проснулся,
    Весь проснулся, веткой каждой,
    Каждой птицей встрепенулся
    И весенней полон жаждой…
    Стихотворение написано на тему любви. Тема старая, вечная, а от стихотворений Фета веет свежестью и новизной. Оно ни на что известное нам не похоже. Для Фета это вообще характерно и соответствует его сознательным поэтическим установкам. Фет писал: “Поэзия непременно требует новизны, и ничего для неё нет убийственнее повторения, а тем более самого себя… Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарём искусства”.
    Необычно уже само начало стихотворения необычно по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. В частности, пушкинской нормой, которая требовала предельной точности в слове и в сочетании слов. Между тем начальная фраза фетовского стихотворения совсем не точная и даже не совсем “правильная”: “Я пришёл к тебе с приветом, рассказать …”. Позволил бы себе так сказать Пушкин или кто-нибудь из поэтов пушкинской поры? В то время в этих строчках видели поэтическую дерзость. Фет отдавал себе отчёт в неточности своего поэтического слова, в приближённости его к живой, порой кажущейся не совсем правильной, но от того особенно яркой и выразительной речи. Стихи свои он называл шутливо (но и не без гордости) стихами “в растрёпанном роде”. Но каков художественный смысл в поэзии “растрёпанного рода”?
    Неточные слова и как бы неряшливые, “растрёпанные” выражения в стихах Фета создают не только неожиданные, но и яркие волнующие образы. Создаётся впечатление, что поэт вроде бы специально и не задумывается над словами, они сами к нему пришли. Он говорит самыми первыми, непреднамеренными словами. Стихотворение отличается удивительной цельностью. Это важное достоинство в поэзии. Фет писал: “Задача лирика не в стройности воспроизведения предметов, а в стройности тона”. В этом стихотворении есть и стройность предметов, и стройность тона. Всё в стихотворении внутренне связано друг с другом, всё однонаправлено, говорится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании.
    Ещё одно стихотворение из числа ранних лирическая пьеса “Шёпот, робкое дыхание… ”:
    Шёпот, робкое дыхание,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья,
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица…
    Стихотворение написано в конце 40-х годов. Оно построено на одних назывных предложения. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим: шёпот – робкое дыханье – трели соловья и т.д.
    Но при всём том предметным и вещественным стихотворение не назовёшь. Это и есть самое удивительное и неожиданное. Предметы у Фета непредметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны. Главное смысловое поле стихотворения между словами, за словами.
    “За словами ” развивается и основная тема стихотворения: чувства любви. Чувство тончайшее, словами невыразимое, невыразимо сильное, Так о любви до Фета ещё никто не писал.
    Фету нравилась реальность жизни, и это отражалось в его стихах. Тем не менее, просто реалистом Фета трудно назвать, замечая, как тяготеет он в поэзии к грёзам, снам, интуитивным движениям души. Фет писал о красоте, разлитой во всем многообразии действительности. Эстетический реализм в стихах Фета в 40 50 годах был действительно направлен на житейское и самое обыкновенное.
    Характер и напряжение лирического переживания у Фета зависят от состояния природы. Смена времён года происходит по кругу от весны до весны. По такому же своеобразному кругу происходит и движение чувства у Фета: не от прошлого к будущему, а от весны до весны, с необходимым, неизбежным её возвращением. В сборнике (1850) на первое место выделен цикл “Снега”. Зимний цикл Фета многомотивен: он поёт и о печальной березе в зимнем одеянии, о том, как “ночь светла, мороз сияет, ”и “на двойном стекле узоры начертил мороз”. Снежные равнины влекут поэта:
    Чудная картина,
    Как ты мне родна:
    Белая равнина,
    Полная луна,
    Свет небес высоких,
    И блестящий снег,
    И саней далёких
    Одинокий бег.
    Фет признаётся в любви к зимнему пейзажу. У Фета преобладает в стихах сияющая зима, в блеске колючем солнца, в бриллиантах снежинок и снежных искр, в хрустале сосулек, В серебристом пуху заиндевелых ресниц. Ассоциативный ряд в этой лирике не выходит за пределы самой природы, здесь её собственная красота, не нуждающаяся в человеческом одухотворении. Скорее она сама одухотворяет и просветляет личность. Именно Фет вслед за Пушкиным воспел русскую зиму, только ему удалось столь многогранно раскрыть её эстетический смысл. Фет вводил в стихи деревенский пейзаж, сценки народной жизни, появлялся в стихах “дедушка бородатый”, он “кряхтит и крестится”, или ямщик на тройке удалой.
    Фета всегда влекла к себе поэтическая тема вечера и ночи. У поэта рано сложилось особое эстетическое отношение к ночи, наступлению темноты. На новом этапе творчества он уже стал называть целые сборники “Вечерние огни”, в них как бы особая, фетовская философия ночи.
    В “ночной поэзии” Фета обнаруживается комплекс ассоциаций: ночь бездна тени – сон виденья – тайное, сокровенное любовь – единство “ночной души ” человека с ночной стихией. Этот образ получает в его стихах философское углубление, новый второй смысл; в содержании стихотворения появляется второй план-символический. Философско-поэтическую перспективу получает у него ассоциация “ночь-бездна”. Она начинает сближаться с жизнью человека. Бездна-воздушная дорога-путь жизни человека.
    МАЙСКАЯ НОЧЬ
    Отсталых туч над нами пролетает
    Последняя толпа.
    Прозрачный их отрезок мягко тает
    У лунного серпа
    Царит весны таинственная сила
    С звездами на челе. –
    Ты, нежная! Ты счастье мне сулила
    На суетной земле.
    А счастье где? Не здесь, в среде убогой,
    А вон оно – как дым
    За ним! за ним! воздушною дорогой-
    И в вечность улетим.
    Майская ночь сулит счастье, человек летит по жизни за счастьем, ночь-бездна, человек летит в бездну, в вечность.
    Дальнейшее развитие этой ассоциации: ночь-существование человека-сущность бытия.
    Фет представляет ночные часы раскрывающими тайны мироздания. Ночное прозрение поэта позволяет ему смотреть “из времени в вечность”, он видит “живой алтарь мироздания”.
    Толстой писал Фету: “Стихотворение одно из тех редких в, которых не слова прибавить, убавить или изменить нельзя; оно живое само и прелестно. Оно так хорошо, что, мне кажется, это не случайное стихотво

    Похожие работы

    А.А. Фет
    Афанасий Афанасьевич Фет
    Жизненный путь Афанасия Афанасьевича Фета
    Импрессионизм в лирике А.А.Фета
    Любовь и природа в лирике А. А. Фета
    Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета
    Особенности поэзии и философская лирика Фета
    Творчество Афанасия Афанасьевича Фета
    Фет Афанасий
    Философия в поэзии Фета

  8. 8
    Текст добавил: НЕБЕСНЫЙ МАЛЬЧИК

    Задайте свой вопрос
    ПОПУЛЯРНОЕ
    ampfi, 18 июня 2017
    Почему власть над миром поделена именно между тремя богами: Зевс, Посейдон, Аид?
    anton-voronin, 18 июня 2017
    Люди помогите пожалуста ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС НУ ТОЧНЕЕ КАК НА НЕГО ПРАВИЛЬНЕЙ ОТВЕТИТЬ: мОЖНО ЛИ Андрия из тараса бульбы…
    sakateka, 18 июня 2017
    Каким должен быть настоящиу писатель?
    yarbor, 18 июня 2017
    Сочинить сказку про Ивана крестьянского сына Чудо-юдо баба яга добры молодец
    star, 18 июня 2017
    Сочинить сказку, герои: Иван крестьянский сын, Чудо-юдо, Баба Яга, добры молодцы
    nomin, 18 июня 2017
    Сочинение «Моя любимая книга» 3 класс
    yurecm, 18 июня 2017
    Сколько будет теневой + илья?
    rex911, 18 июня 2017
    Напишите, пожалуйста, анализ этого стихотворения Фета: Морская даль во мглетуманной; Там парус тонет, как в дыму…
    kulish6, 18 июня 2017
    Помогите написать сочинение о зиме в ауле или о зимовке
    27400
    Алгебра
    14821
    Английский язык
    14216
    Биология
    7369
    Другой
    720
    Экономика
    18828
    Физика
    8304
    География
    15850
    Геометрия
    5255
    Информатика
    11818
    История
    23332
    Химия
    15992
    Литература
    73118
    Математика
    8152
    Обществознание
    465
    Правоведение
    46271
    Русский язык

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *