Сочинение на тему какой он современный педагог

7 вариантов

  1.       Эссе «Современный педагог»
    «Преподавателю слово дано не для того, чтобы усыплять
    свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.»
    В.О.Ключевский
    Хотя разница между словами «преподаватель» и «педагог» очевидна, и довольно часто эти понятия объединяют в одно, – тем не менее, я думаю, что выражение, служащее эпиграфом к моему эссе, отлично характеризует основную его мысль и задачу педагога.  «Педагог -это воспитатель, учитель, следующий в работе с детьми гуманистическим идеям и осуществляющий просветительские, образовательные и воспитательные задачи в соответствии с передовыми педагогическими методами.»
    Что значит быть педагогом? Я думаю, это значит учить детей учиться самостоятельно.  Это значит создавать все условия для того, чтоб они могли это делать. Уметь каждый урок превратить в увлекательное занятие. А что значит быть современным педагогом? Помимо вышеперечисленных умений, задача современного педагога – «будить» в учениках мысли, чувства, творческие наклонности, осознанность, самостоятельность, нравственность, личность. Цель урока, который проводит педагог, — обучать, развивать и воспитывать. Воспитание – неотъемлемая часть педагогической работы. Она состоит не только в общении с учениками, но и с их родителями.
    Современный педагог должен одновременно являться и учителем, и воспитателем, и другом, и психологом, умеющим видеть мир глазами детей, способным убедить, а не принудить.
    Современных детей довольно сложно чем-то удивить, именно поэтому педагог должен уметь преподносить информацию в интересной, увлекательной форме, уметь грамотно внедрять новые технологии. А это значит, что современный педагог должен всегда заниматься самообразованием, быть эрудированным, улыбчивым, искренним, а самое, пожалуй, главное – любить свою профессию.
    Причин, почему я решила стать педагогом – множество. Одной из основных является то, что моя мама – замечательный, чуткий, опытный, справедливый, честный и уважаемый учитель. Она – пример для подражания. Но это вовсе не значит, что я с самого детства хотела стать педагогом, глядя на маму. Наблюдая, как она приходит после работы поздним вечером уставшая с уймой тетрадей, я думала: «Да ни за что!». Только спустя время я смогла понять, почему моя мама – учитель и почему я хочу им стать. Мой выбор подтвердил муж, который тоже является педагогом – необычайно умным, грамотным, талантливым и креативным.
    Еще одним из основополагающих факторов выбора данной профессии является невероятное, невообразимое чувство удовлетворения от того, что все это не зря. А понимаешь ты это в те моменты, когда видишь огоньки в глазах детей, которые так и кричат: «Эврика!  Я понял!» Ведь достижения моих учеников – это и мои достижения.
    Величайшей честью для педагога я считаю возможность направлять детские умы в нужное, верное русло.

  2. Ирина Воронова
    Эссе «Современный педагог»
    Эссе на тему «Современный педагог»
    Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает новые социальные требования к системе дошкольного образования. Образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, применении новых педагогических технологий и других инноваций. Не обошел этот процесс и нас воспитателей ДОУ.
    Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели – люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Самое главное в нашей профессии – любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце. Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.
    Мне, как современному педагогу, необходимо быстро ориентироваться в реформах образования. ФГОС дошкольного образования вносит коррективы в дошкольную педагогику, которые способствуют совершенствованию качества работы педагога с воспитанниками. Что мне нравится в ФГОС ДО? Это то, что основным видом деятельности является игра. Это очень важно, так как игра дает возможность ребенку реализовать все свои мечты и замыслы, отыграть свои эмоциональные впечатления, как положительные, так и отрицательные. Игра учит детей понимать друг друга, взаимодействовать, развиваться. А так же индивидуальный подход. В соответствии с современными требованиями индивидуальный подход к ребенку – это важная составляющая в воспитании и развитии маленького человека, его надо понять, почувствовать, принять таким, какой он есть, и помогать становлению его личности. Это соответствует моим представлениям о работе с воспитанниками.
    Многие представляют работу воспитателя лишь как игру с детьми, и не подозревают, что требуется много кропотливого труда, терпения, чтобы каждый ребёнок вырос настоящим человеком. Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель!
    Время идет, меняются дети, их родители, а также современные воспитатели. Современный воспитатель детского сада должен применять самые разнообразные знания из различных областей науки. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые обладают нестандартным взглядом на проблемы, владеют навыками исследовательской работы, могут самостоятельно принимать решения.
    Современный педагог должен отличатся мобильностью и динамизмом, а также высоким уровнем педагогической культуры. Профессионально – педагогическая культура воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности.
    Я стараюсь строить свою работу с ориентиром на личностное взаимодействие со своими воспитанниками, находиться вместе с детьми, быть им партнером, общаться на равных. Потому что я считаю, что только при таких условиях происходит полноценное развитие детей, они растут и развиваются в атмосфере психологического комфорта. Создаю условия для проявления способностей каждого ребенка, помогая раскрыться их личностному потенциалу. В общении с детьми сочетаю ласку, доброту и взыскательность, доверие и помощь в трудных ситуациях, шутку и справедливое требование, гибкость поведения и воспитательных действий. В конце любого вида деятельности я анализирую, что у меня получилось, а что нет, делаю выводы и строю свою последующую работу так, чтобы иметь лучший результат. Постоянный самоанализ и самооценка, восприятие новой информации и внедрение в свою работу инновационных форм взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса – это характеристики современного педагога.
    Отношусь к своему делу добросовестно и очень требовательна к себе.
    Современный педагог должен идти в ногу со временим. На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить и воспитывать по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы. Свою педагогическую деятельность я веду с использованием информационных технологий.
    В своей работе я использую современные ИКТ, которые формируются навыки и умения информационно-поисковой деятельности. Однако хочется надеяться, что, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, воспитатель не забудет о важности непосредственного общения со своими воспитанниками и родителями. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, – лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство.
    В своей работе, особое значение, я придаю познавательно- исследовательской деятельности дошкольника. Современный педагог – не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Вот и в детском саду необходимо не просто учить детей, а каждый день общаться с ними, заниматься деятельностью, открывая для себя и воспитанников – НОВОЕ!

  3. Современный учитель. Какой он?
    У учителя самая важная задача – формирование человека, личности. Учитель всегда стремится выпустить в жизнь воспитанного, умного, подготовленного человека. Учитель всегда идёт в ногу со временем.
    Мы живём в стремительно меняющемся мире. Что самое главное для учителя, работающего в 21 веке? Современный учитель. Какой он?
    Считаю, что самое ценное качество – это увлеченность, влюблённость в свою профессию. Я согласна с высказыванием Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». Такой учитель всегда современен, в таком всегда нуждаются.
    Современный учитель должен быть готов к переменам, мобильный, способный к нестандартным трудовым действиям, ответственный. Он должен квалифицированно использовать средства ИКТ при решении профессиональных задач. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. Педагог должен стремиться к профессиональному росту, постоянно заниматься самообразованием, использовать инновационные методики, быть творческой личностью, уметь получать знания из разных источников, владеть новыми технологиями.
    Миссия современного учителя заключается в том, чтобы не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. Важно сформировать у ребёнка желание учиться, а потом, используя различные средства, учить.
    Учитель сегодняшнего дня – это профессионал в своём деле, который никогда не останавливается на достигнутом, а движется вперёд. Он эрудированный и образованный, знающий свой предмет, уважающий мнение ученика, готовый всегда прийти к нему на помощь, коммуникативный и стремящийся к сотрудничеству.
    В своей педагогической деятельности учитель должен учить воспитанников мыслить, слушать и слышать, чувствовать и переживать, искать и познавать, постигать себя и своё место на планете людей.
    Нельзя забывать и о нравственном воспитании. И задача учителя не только давать знания, но и воспитывать их личность, влиять на формирование характера, нравственных убеждений. Я хочу, чтобы у моих воспитанников было открытое сердце к добру, милосердию, человечности, чтобы помнили очень простой секрет Лиса из «Маленького принца»: «… зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», «… ты навсегда в ответе за тех, кого приручил», «Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать».
    Учитель должен учить своего воспитанника трудиться, думать, творить, строить свою работу так, чтобы ученик всегда был соавтором: отстаивал свою точку зрения, делился мнениями, спорил.
    Важным в работе считаю и патриотическое воспитание. Нужно, чтобы школьники задумывались над проблемами отношения человека к родной стране, испытывали гордость за свой народ, знали и любили свой родной язык и традиции своего народа.
    Современный учитель – это человек влюблённый в жизнь, оптимист, жизнерадостный и открытый, с горящим и зорким сердцем, с широко распахнутыми глазами, идущий по жизни с доброй улыбкой.
    Нельзя забывать, что мы воспитываем прежде всего ЧЕЛОВЕКА. И я согласна со словами Марка Львовского:
    Достучаться до самого сердца
    Тех, кого ты решился учить,
    И откроется тайная дверца
    К душам тех, кого смог полюбить!

  4. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    «ГИМНАЗИЯ №11
    с изучением иностранных языков»
    Российская Федерация, г. Королев, ул. Комсомольская, 12
    Тел./факс (495) 515 05 79, 515 08 62, 515 64 37
    E-mail:[email protected]
    Эссе на тему:
    “Современный учитель”
    Выполнила учитель начальных классов
    Невзорова Г. А.
    МО, 2016 г.
    Жила-была в лесу сороконожка. И славилась она быстротой и ловкостью. Но однажды её спросили, как это она ловко управляет своими сорока ножками. Сороконожка задумалась, замерла и больше не смогла сдвинуться с места.
    Так, многие учителя чувствуют трепет, волнение, ощущая , что не в состоянии работать по высоким стандартам, каких от них ожидают. Но фактически всё, что необходимо, это: желание совершенствоваться и скромность, чтобы осознавать свои недоработки.
    Ещё в  январе 2010 года Д.А.Медведев, будучи президентом РФ, утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа».
    Президент подчеркнул, что основная цель реализации «Нашей новой школы» : «… в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны».
    Сейчас у каждого из нас на слуху-новый учитель, современный учитель.
    Что значит современный? А в будущем требования к учителям будут другие? Или раньше, в прошлом учителя были другими?
    Да, мы всегда были и будут разными: разными по характеру, уровню знаний, темпераменту и т.д. Но понятия о качествах, которыми должен обладать настоящий учитель сложились за годы и века.
    Вспомним прекрасных учителей, с которыми повезло А.С.Пушкину и его друзьям в лицее. А чуткий, тонкий и педагог, которая воспитывала П.И.Чайковского, её бережное отношение к нему. В дневниковой записи она назвала будущего композитора «стеклянным ребёнком», почувствовав его застенчивость и ранимость. И таких педагогов, вероятно, было множество.
    Поэтому правомерно говорить о качествах, присущих настоящему учителю, т.е. о том, каким должен быть “современный учитель”.
    Учитель, прежде всего, должен любить детей.
    А что это означает? Это значит, что общение с ними будет нам интересно, что их суждения не покажутся нм глупыми и скучными, что их дела будут нас искренне волновать.
    Сегодня ребёнок не может интересовать учителя как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его  сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учёбе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика. На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребёнок будет раскрывать и реализовывать свои возможности. Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику  учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Ещё в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал:” Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить”.
    Отсюда вытекает и второе требование к учителю. Это – профессионализм. И если первое – любовь к детям – даётся человеку свыше, не приобретается, то профессионализм – вполне приобретаемое качество.  Ведь учитель -это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знает свой предмет, только большой багаж знаний даёт право учить других.
    Учитель сегодняшнего дня – это человек, преданный своему  делу и своим ученикам. Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, а потребуется – писатель, спортсмен, певец.
    Наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребёнку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.
    Ведь ещё древние говорили, что тот, кто не идёт вперёд, тот идёт назад. Значит, учителю необходимо на протяжении творческого пути саморазвиваться, самообразовываться. Самообразование нужно для самоуважения, для уверенности в себе, чтобы всегда можно было сравнивать себя нынешнего с тем, каким был несколько лет назад и понимать, сколь многому ещё надо учиться.
    Современный учитель – человек, которого интересует всё то, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребёнку.
    И вот, при таком сплаве любви к своему делу, вдохновении, компетентности и дальновидности получается формула современного учителя.
    На мой взгляд, меняется время, условия труда, средства, технологии, требования, но сущность учителя остаётся прежней. Это – ученики. Когда они вырастут, мы не знаем, кем они станут, но верим – настоящими людьми, потому что каждому из них  дарю частичку тепла, любви.
    Ещё Сократ более двух тысяч лет назад сказал: “В каждом человеке солнце, только дайте ему светить”

  5. Администрация города Дубны Московской области Управление народного образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3 г. Дубны Московской области» (МОУ «Гимназия №3 г. Дубны Московской области»)
    141983, г. Дубна Московской области ул.Центральная, д.23 тел\факс 212-32-09
    Современный учитель: какой он?
    Работу подготовила
    Фефелова Елена
    Учитель
    Мадигожина Н.В.
    Приложение № 3 к приказу МУ ЦРО
    От 17.09.2010 № 67/1-05
    Муниципальное общеобразовательное учреждение
    «Гимназия № 3»
    141980, Московская область, г. Дубна
    _ул.Центральная, д.23; 212-32-09__
    Адрес, телефон ОУ
    Номинация
    _________Социальный поиск________
    Тема сочинения
    __Современный учитель — какой он?
    Учитель (руководитель):
    Мадигожина
    Наталья Валентиновна
    учитель литературы
    телефон 8-496-215-64-61
    Автор:
    Фефелова
    Елена Александровна
    Учащаяся 11 А класса
    (03.07.1994 г.р.)
    Современный учитель: какой он? Вопрос может показаться тривиальным, однако от этого он не теряет своей актуальности, ведь пока живо человечество, будут существовать как учителя, так и ученики. Я могу показаться необъективной, может быть, даже предвзятой, однако у меня, как у ученицы, есть на этот счет своё мнение.
    Я считаю, что учитель должен идти в ногу со временем и со своими подопечными. Ведь человечество не стоит на месте, свершились большие технические прорывы, изменилось даже само восприятие мира. Каждый год к преподавателю приходят новые ребята, уже не такие, как были до них, и нельзя говорить нынешним ученикам то, что говорили, скажем, десять лет назад.
    Об этом хорошо писал в своих небольших произведениях Антон Павлович Чехов. Очень часто писатель рисует сатирические образы учителей, показывая ту или иную отрицательную, пагубно сказывающуюся на процессе обучения черту. Так в его рассказе «Учитель словесности» учитель истории и географии Ипполит Ипполитыч говорил скучные, всем известные истины, например, «без пищи люди не могут существовать» или «лето не то, что зима». Даже на смертном одре в бреду он постоянно повторял заученные им когда-то фразы: «Волга впадает в Каспийское море», «лошади кушают овес и сено». А в рассказе «Человек в футляре» перед нами раскрывается образ учителя Беликова. Герой панически боится что-то менять в своей жизни, в своём стиле преподавания и ведет урок так, как было заведено давно. Если в циркуляре запрещено – баста, нельзя, а то, что времена и нравы меняются – неважно.
    Современный учитель должен соединять в себе любовь к своему делу и уважение к детям. Если он будет слишком много сил отдавать предмету, то дети, даже добросовестно изучая его дисциплину, будут учить урок не с интересом и увлечением, а лишь как назойливую «необходимость», только потому, что педагог поставит «неудовлетворительно». Однако и обратная картина столь же безрадостна, а эффект у неё может быть даже более плачевным. Человек разносторонний, но не любящий своё дело, не только не сможет заинтересовать им других, но и не вызовет уважения.
    Вообще в идеале наставник должен обладать целым комплексом положительных качеств. Умный, талантливый, любящий детей, добрый и требовательный одновременно, щедрый и великодушный, справедливый и сдержанный. И, хотя у учителя могут быть свои, и даже очень серьезные проблемы в личной жизни, он должен при детях оставаться веселым или хотя бы спокойным.
    Учителю ни в коем случае нельзя терять самообладание. Крик, а уж тем более оскорбление вряд ли благотворно повлияют на дальнейшие взаимоотношения учеников с преподавателем. Например, в телепередачах часто рассказывают о том, как учитель, выведенный из себя поведением ребенка, наносит ему телесные увечья. А всё потому, что ученик не уважает педагога, порой не знает своего места, поэтому и ведет себя вызывающе, некорректно по отношению к преподавателю. Так что учитель должен держать себя в руках и не поддаваться на провокации, от кого бы они ни исходили.
    Учитель – не просто тот, кто передает свои знания другим людям. Это ещё и личность, наделенная нравственностью, способная возбудить в учениках добрые, человечные чувства, воспитать в них ощущение прекрасного. Я могу привести пример. Энн Бронте, знаменитая английская писательница, одна из трех сестер Бронте, долгое время работала гувернанткой, и свои впечатления она позже изобразила в романе «Агнес Грей». Молодая девушка, Агнес Грей, одаренная умом и прекрасными моральными качествами, долго воспитывала детей, которых родители слишком сильно избаловали . Подчас её подопечные вели себя жестоко, безжалостно, например, разоряли гнезда птиц, желая помучить маленьких птенцов, но мисс Грей не теряла надежды перевоспитать своих учеников.
    Конечно, сочетая в себе эти качества, все учителя были бы как на подбор, одинаково хороши. Но нужно всё-таки помнить: учитель – человек, а каждый человек индивидуален. Стремление к совершенству, безусловно, похвально, но в реальной жизни для того, чтобы стать или оставаться хорошим учителем, достаточно быть самим собой, любить свой предмет и детей. И уже даже это бывает в современных условиях так непросто…

  6. Педагог – в дословном переводе – «человек, ведущий за собой детей» .Слово “педагог” появилось тогда, когда человечество осознало, что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений, нужны люди, умеющие передать молодым нравственные ценности. Так наука обучения и воспитания подрастающего поколения получили название «педагогика». В настоящее время мы отождествляем слова «педагог» и «учитель».
    Учитель – это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Учитель – тот человек, которому предназначено вершить долгий, великий, созидательный процесс- формирование Человека. «Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке»,- писал Я. Корчак. Словам великого педагога созвучны мысли ученого Н.И.Пирогова: «Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком.»
    Как в капле росы отражается весь мир, так в учителе должна отражаться вся культура. Каждый учитель должен нести в себе всё богатство культуры, как любой кусочек голограммы хранит информацию о целом. Только тогда учитель получает право стать образцом, матрицей, передающей «эстафету знаний, культуры» .
    ХХ1 век – век высоких технологий и низменных инстинктов, век великих достижений и безнравственных поступков. Мы можем сколько угодно обвинять современную молодежь в бездуховности, но Добро и Зло на земле жили всегда.
    « В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе»,- писал Бэкон Ф.
    Что выбирает наше молодое поколение ? Алчность, безнравственность, лживость или честь, истину, долг? Добро или зло? Какие всходы получит общество: сорную траву или злаки?
    Научить ученика отличать «…зерна от плевел….», научить вовремя полить одно и истребить другое, научить делать правильный выбор – вот истинное предназначение учителя в ХХ1 веке.
    Определить правильную жизненную позицию – вот чему должен учить современный наставник. Роль учителя в современном мире громадна. Ведь это даже не профессия, а Призвание. Это общение, вследствие которого происходит обмен информацией, заложение преобладающих для ученика – будущего взрослого человека – свойств характера, мировоззрения. Сосредоточенный ученик всегда внимает слову наставника. Я вспомнила, какое значение учителю придавал великий художник Николай Константинович Рерих. В его широком психологическом диапазоне творчества особое место занимает серия «Его страна», посвящённая личности. Картина «Жемчуг исканий» как раз повествует нам о предназначении учителя. На фоне ослепительных Гималайских гор, покрытых вечными снегами, изображены Учитель и Ученик. Они склонились над «ожерельем» в поисках той единственной жемчужины, без которой впустую был бы прожит нынешний день. Ожерелье и в восточной, и в западной символике олицетворяет вечность. Поискам не суждено никогда кончиться, ибо только познающий достоин быть Учителем , и только ищущий не для себя одного умеет отыскать истину. Связь истинного учителя и чуткого ученика священна, она настолько плотна на энергетическом уровне, что побуждает гениев возвышать цели и итоги этого познания.
    Образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо начинать менять сложившийся стереотип в обществе уже сегодня? Каким образом?
    Во-первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога. Акценты в образовании будущего учителя должны сместиться в сторону психолого-педагогических дисциплин, возможно, необходимо внедрение таких дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе именно его творческой основы. « Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в нее жизнь,- хорошо; но развить юный ум, вылепить по-своему юную душу и вдохнуть в нее чувство правды – еще лучше»,- писал В.Гюго. Учитель не может «вставить» ученику свои мозги и прожить за ученика его жизнь, а потому доблесть учителя – сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям и невзгодам, к славе и удаче. Именно это, а не сумма знаний, является целью настоящего учителя. Умение передать сумму знаний – это необходимое, но недостаточное условие, чтобы считаться современным учителем. Сухомлинский писал о том, что надо хорошо знать предмет, чтобы он не мешал учителю наблюдать за интеллектуальным ростом ребенка, чтобы учитель был способен раскрыться и увидеть РОЖДЕНИЕ МЫСЛИ у ребенка, а не просто правильность ответа. Развитие идет только тогда, когда есть искренняя заинтересованность взрослых к развитию ребенка, их нескрываемая радость, а также – глубокое желание самого ребенка.
    Во-вторых, необходимо иметь психологический профиль педагога и на стадии профориентации подсказывать юношам и девушкам, насколько они по своей психологической природе соответствуют выбранной профессии. Однозначно в школу нельзя допускать акцентуированные личности, нежелательно допускать меланхоликов или смесь холерик-меланхолик. Конечно, речь не идёт о запрете на профессию. Стандартный психологический профиль педагога не должен быть прокрустовым ложем, но если у кандидата есть минусы – они должны уравновешиваться.
    В-третьих, недопустимо пускать на самотёк и превращать систему образования в отстойник для неудачников и «дорабатывающих». Необходимы меры, позволяющие обществу влиять на процесс отбора учителей. Государство должно разработать и способствовать осуществлению этих механизмов. На ранней стадии отбора, перед получением педагогического образования, возможно, необходимы рекомендации и характеристики от учителей, соседей?
    Менделеев Д.И. писал:  «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность».
    Еще десятилетие назад в учительство шли случайные люди. Сегодня – я вижу, что людей, которые становятся учителями сознательно, по призванию, намного больше. Может это и есть начало возрождения Великой миссии Учителя?
    «Учитель» рождается от «ученика». Мы все выступаем в роли сначала «учеников», потом «учителей», став родителями…
    Взрослые, которые окружают ребенка и учат его искусству жизни. Какой уровень духовности культуры, образования имеют они ? Только в единомыслии и взаимоуважении воспитателей лежит успех воспитания. Учитель – тот человек, которому самой его должностью назначено передавать из рук в руки другого знания, идеи, опыт социальный и нравственный. Передадим ли мы все это новому поколению, не искажая истинного значения этих великих идеалов ?
    Есть у Б. Пастернака такая строка : «О детство, ковш душевной глуби….» И от того, чем наполниться этот ковш, часто зависят судьбы целых поколений.
    Духовность заложена в человеке изначально. Она заметно проявляется в детском возрасте – малыш рисует, поет, хорошо чувствует природу и любит родителей не за «что- то», а просто любит.
    Но почему же ребенок, взрослея, утрачивает богатство своей души ? Да, духовность дается человеку свыше. Но на ее основе должна сформироваться нравственность. А нравственность – состояние развитости внутреннего мира человека, его совесть, сознание, характер. Чем больше в человеке нравственности, тем больше он Человек.
    Ребенок идет в первый класс, открывается новая страница жизни.
    Теперь вступают в свои права школа, учителя, ученический коллектив.
    Человек растет дальше – жизнь продолжается. Заканчивая шестой класс, ученик должен знать, откуда взялись египетские пирамиды и почему восстал Спартак, а закончив седьмой – иметь представление о конгруэнтности треугольников. Ну а когда он должен начать задумываться о своем будущем? Какие вехи намечает ему учитель?
    Подсчитано, что за время учебы в школе ученик посещает десять тысяч пятьсот уроков. Минует десять сентябрей и ребенок станет юношей. И придет его семнадцатая весна. Никакое другое десятилетие не вмещает столько: маленький становится большим, ребенок – взрослым. Новым смыслом наполняются слова: дружба, верность, совесть, честь, долг, Родина. Первые раны сердца, первые муки сомнений, первые радости исполненных надежд – все это произойдет в главное десятилетье. Так бывает всегда. Так было всегда.
    Вспоминаются слова Ш. А. Амонашвили: «Духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций. Через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес». Можно чего-то не узнать и не понять на десяти тысячах пятистах уроках, но одно нельзя не осознать до глубины сердца юному человеку в эти годы – становления его как Человека. Взросление – не просто восхождение по накатанной дорожке, снабженной пояснительными знаками и указателями. Расти – это трудная работа, в одиночку ее еще никому не удалось одолеть.
    «Есть в школе уроки математики, русского языка, ботаники, астрономии. Но нет уроков внимания, великодушия, благородства, уважения к людям. И всё-таки хороший учитель учит всему этому своих учеников. Учит самым высоким и прекрасным человеческим чувствам, будит ум и сердце»- писала Марецкая В.П. Учитель – это призвание, учительство – это служение, а не работа. Поэтому учитель должен работать для исполнения своей миссии на земле. Поэтому идеальный учитель – это такой, для которого учительство – смысл жизни. Его высшая корысть – быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу.
    Л.Н.Толстой сказал «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.» Если говорить о настоящих учителях, они учат даже просто одним своим присутствием.
    Учитель ХХI века – уверенный в том, что он должен быть именно таким Это человек, который готовит будущее. От него зависит , что ждет нас всех в дальнейшем. От него зависит, что «отмерится» нам завтра и послезавтра. Современный учитель имеет силы и решимость исправить не только пробелы в знаниях и воспитании, он может изменить саму человеческую жизнь.
    …. Родился новый человек. Его душа – как чистый лист бумаги. Какая повесть будет на этом листе написана? Каким людям ее придется писать? Какой мерой он будет измерен, и какую меру получим мы все ?…

  7. Учитель… Сколько смысла в этом слове! Для каждого человека слово «учитель» имеет свои представления, своё место в жизни, оставаясь в памяти навсегда.
    Всё начинается со школы, а в школе все начинается с учителя. И какие бы методы ни открывали, какое бы оборудование ни привозили в класс – интерактивную доску, телевизор или компьютер, – главным, вечным и неизменным в школе остается УЧИТЕЛЬ…
    Я всегда мечтала стать учителем. Сто раз представляла себе свой первый класс, первый урок, первое родительское собрание, прокручивала, как в кино. Видела во сне своих первых учеников. Дети, дети… Эти неугомонные человечки каждый день загадывают нам, взрослым, такие загадки, что не сразу найдёшь ответ, а иногда преподают уроки жизни. Надо всего лишь понять ребёнка, улыбнуться ему, взять за руку, заглянуть в его глаза и не оставить его «загадку» без внимания. Осознать, что любой ребёнок – это Человек. Воспринимать его как равного себе, сделать его своим единомышленником, разбудить его мысль и дать ему возможность гордиться собой. Именно с такой философией – философией добра, уважения Человека в ребёнке – и шла в школу.
    Мне 55 лет, я учительница. И теперь абсолютно уверена, что учитель – это не профессия, это образ жизни. Учитель – это тот, кто несет в себе особый свет, дар сердца, чувствующего любое неблагополучие. Это осознание огромной ответственности, прежде всего, перед ребенком, который приходит ко мне на урок. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников, глаза, не умеющие прощать равнодушия, но зато умеющие любить бескорыстно, на всю жизнь. Можно завоевать авторитет профессионализмом, прекрасным знанием преподаваемых предметов, высокими требованиями, дисциплиной на уроках, но заставить полюбить – никогда. Ребёнок не откроет тебе душу, пока не увидит, что ты делаешь это первым…
    Но я не просто учитель. Я – первая учительница. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. А проникнуть в самые далёкие галактики детского мира невозможно без осознания того, что, «если бы взрослые чаще вспоминали, какие они были маленькими, а дети больше задумывались, какие они будут большими, старость не торопилась бы к людям, а мудрость не опаздывала бы». Именно от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. Именно я, первый учитель, должна помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души. И поэтому всегда стараюсь создавать такую атмосферу в классе, чтобы дети постоянно впитывали доброту, чуткость, внимание, чтобы школа была для них убежищем от всего злого, что их окружает, чтобы они шли в школу с великой радостью.
    Прошло более 30 лет с тех пор, как я сама, еще ребенком, впервые вошла в свой первый класс. Кто помог осуществить мою мечту, помог в выборе профессии? Моя первая учительница – Екатерина Ильнична Кузнецова. Её пример – мой первый шаг к мечте стать учителем начальных классов. У Льва Николаевича Толстого есть высказывание: «Если учитель имеет любовь к делу, то он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, то он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, то он – совершенный учитель». Такой для меня являлась моя первая учительница.
    О ее методике преподавания говорить не буду, тогда я даже не знала значения этого слова. Я вспоминаю свой первый день в школе. Я очень боялась, не знала, что меня ожидает, но очень хотелось поскорее узнать неизвестное. Игрушки и куклы остались дома, мне их так не хватало в те минуты. Я поборола свою робость и вместе с мамой переступила ступеньку во взрослый мир. Я даже сразу не поняла, что моя рука очутилась в руке моей первой учительницы. Ладони у неё были тёплые и нежные (я это отчетливо помню, как сейчас). Она улыбнулась мне, и у меня в душе появилось летнее солнышко…
    Получив диплом учителя начальных классов, я нетерпеливо ждала того дня, когда по-настоящему смогу попробовать свои силы в педагогической деятельности. В школу я шла уверенно, потому что знала, что с детьми найду общий язык. Войдя в класс на свой самый первый урок, вспомнив мою первую учительницу, я улыбнулась. Это была та ниточка, с которой начался клубочек моей дружбы с детьми и которая тянется уже столько лет. А школа стала моим вторым домом, где проходит значительная часть моей жизни. Здесь я и учитель, и ученик. Каждый день и час школа воспитывает меня, в чем-то переубеждает, меняет мои взгляды и привычки, заставляет смирять естественный гнев, отучает от скоропалительных выводов, учит предвидеть ход событий.
    За время работы с детьми я поняла, что начальная школа всегда была и остается тем местом и периодом в жизни каждого человека, от которых незримые нити протянутся во все сферы его дальнейшей жизни. Меняется время и люди, живущие в нем. А это значит, что и учитель должен идти в ногу с этим временем, чтобы стать посредником между детством и взрослостью, а также между людьми разных поколений. Ведь учитель всегда следит за временем: урок идёт 45 минут, перемена – 10. …Но, к сожалению, ни на одних часах стрелки не указывают, как жить. И только настоящий учитель имеет моральное право направить маленького человека, подсказать ему путь в незнакомый мир.
    Каким же должен быть современный учитель?
    Соглашусь с мнением Дмитрия Медведева, выраженным в национальной образовательной инициативе «Новая школа», что новый учитель – это творческая, независимая, конкурентоспособная, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Это человек, любящий свою работу и своих воспитанников. Это личность, близкая к идеалу. Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных. Понятно, что идеальным учитель не может быть вообще; он может быть таковым лишь для конкретного человека. И во все времена для каждого образ этот индивидуален.
    На мой взгляд, современный учитель должен создавать вокруг себя такое пространство, которое удобно и ему, и детям. Для этого необходимо тесное сотрудничество с родителями, с коллегами и учениками и всеми заинтересованными в процессе воспитания и образования людьми. Только совместными усилиями можно создать будущее, и только тогда оно станет новым, когда все мы посмотрим на окружающее нас «обновленным взглядом». А будущее – уже здесь…
    Приблизить настоящее к будущему, я уверена, во все времена помогут известные многим принципы, также необходимые в работе современного учителя. Во-первых, помоги ребёнку почувствовать в себе уверенность. Во-вторых, люби своих учеников уже за то, что им дано право жить на земле. В-третьих, поддерживай учеников в их делах и начинаниях; найди то лучшее, что есть в них и постарайся развить. В-четвертых, делай зависящее от тебя добро, не ожидая, чтобы тебя об этом просили. В-пятых, сделай озорников и шалунов своими помощниками. И наконец, дари свет своим ученикам.
    Думаю, что в современной школе все это возможно. Более того, это нам нужно! Я руководствуюсь этими принципами, и, каждым утром, проходя «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мною, здороваются и улыбаются мне в ответ, я вижу в каждом из них доказательство того, что эти идеи – верны. Ребята торопятся мне что-то рассказать, поделиться чем-то своим, что у них появилось, что их озадачило или тревожит. Они – люди будущего и прекрасно знают, что я тоже очень хочу их понять, хочу удивиться вместе с ними и помочь им создать такой Новый мир, который будет лучше и счастливее. На самом деле, понять окружающее самому ребенку очень сложно, и он нуждается в помощи взрослых. Но любой ли взрослый может ему в этом помочь? Я думаю – нет. Помочь может только тот, кто сам в достаточной мере овладел знаниями об этом новом, живет в нем, принимает новое, верит в будущее и самое главное – сам способен измениться в соответствии с требованиями времени. Это человек Настоящего и Будущего – современный учитель. Таков будет мой ответ на не столь простой вопрос.
    А завтра еще один школьный день… Завтра в классе я вновь увижу удивительные и любопытные замечательные глаза – глаза моих учеников. И начнем мы новый день с улыбки друг другу, улыбки новому дню – продолжению того клубочка, который я начала 33 года назад.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *