Сочинение на тему каков автор слова о полку игореве

11 вариантов

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    Красноманычская основная общеобразовательная школа
    Ростовская область, Весёловский район, х.Красный Маныч
    ул. Центральная, 128
    Тел. 6-21-07
    Сочинение на тему:
    «Каким я представляю себе автора «Слова о полку Игореве»
    Выполнила: ученица 8 класса
    Гридина Анастасия Николаевна
    09.04.1999 г. рождения
    347784 Весёловский район,
    Ростовская область,
    х. Красный Маныч,
    ул. Центральная, 67
    Руководитель: учитель
    русского языка
    Школа Светлана Иосифовна
    х. Красный Маныч
    2014 г.
    Каким я представляю себе автора  «Слова о полку Игореве»
    В наше время можно встретить огромное количество разнообразных литературных произведений. Одни из них большого объема, другие – наоборот, маленького. У одних известен автор, а у других нет. Правда, произведения с неизвестным автором – редкость. Одним из них является , например, “Слово о полку Игореве” – памятник, написанный вскоре после похода Игоря на половцев. «Слово» посвящено теме защиты родины, оно лирично, исполнено тоски и скорби, гневного возмущения и страстного призыва. Оно эпично и лирично одновременно.   Практически все авторы в эпоху Средневековья не подписывали свои произведения. Дело в том, что все они были глубоко верующими людьми, во всем вокруг видевшими Бога. Даже перо и бумага, на которой они писали, считались святыми. Писатели представляли, что сам Бог руководит ими, поэтому они считали свои произведения творениями Бога.
    Так что же собой представляет автор «Слова о полку Игореве»?
    С одной стороны, автор – простой повествователь, испытывающий все те чувства, что и обычный человек. С другой стороны, он явно не был простым человеком, так как он очень подробно рассказывает нам весь Игорев поход. Этого рядовой воин знать не мог. Поэтому автор мог быть дружинником.
    По словам Д. С. Лихачева, “сам автор “Слова …”, скорее всего, был приближенным Игоря Святославича (он ему сочувствует) или Святослава (он сочувствует и ему)”. После принятия христианства на Руси  прежние верования не погибли, они существовали наравне с новой верой, а, может быть, были даже сильнее.
    Автор «Слова …» практически не выражает своего отношения к новой вере. В произведении лишь некоторые эпизоды показывают, что автор – христианин.
    Игорь едет по Боричеву
    к святой Богородице Пирогощей.
    Однако кем бы ни был автор, можно с уверенностью сказать, что он был, несомненно, высокообразованным человеком, который постоянно вмешивается в ход событий, о которых рассказывает. Он прерывает самого себя восклицаниями тоски и горя, как бы хочет остановить тревожный ход событий, сравнивает прошлое с настоящим, призывает князей современников к активным действиям против врагов родины.
    Автор «Слова» «действительно заполняет собою все произведение от начала до конца. Голос его отчетливо слышен везде: в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе. Именно он, „автор“, вносит в „Слово“ и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос, которые так характерны для этого произведения.
    Он предстает перед нами как опытный, тонкий в своих суждениях человек.  В рассуждениях он полагался не только на факты, свидетельства современников, но и на свой жизненный опыт. Для него было важно показать пагубность поступков князей. По этой причине автор ставит своей целью произнести «слово». Он желает убедить читателей в надобности объединения. Именно поэтому он отказывается слагать хвалу им, как делал великий Боян.
    «Начаться же той песне по былям нашего времени, а не по обычаю Боянову».
    Автор человек чести, он обладает мужеством рассказать всю правду. Он не боится показать взаимной жестокости врагов. Победившие грабят своих врагов, а что не могут унести – топчут.
    «Спозаранку в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девушек половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие аксамиты».
    Описывая князей, он показывает решимость Игоря, одобряя его стремление к свободе, его желание защитить родную землю, автор одновременно с этим осуждает честолюбие Игоря, которое заводит князя далеко от родной земли и приводит к гибели его войска. Он прекрасно понимает, какими ужасными последствиями для Руси обернулось поражение Игоря:
    «О, далеко залетел сокол, избивая птиц, – к морю. А Игорева храброго полка не воскресить! Вслед ему завопила Карна, и Жля помчалась по Русской земле, сея горе людям из огненного рога».
    Автор – свидетель событий, он описывает не только сам поход на половцев, но и отношение князей друг к другу. Ему больно осознавать то, что происходит в стране, больно от того, что русские князья, вместо того, чтобы защищать родную землю, враждуют между собой.
    «Это мое, и то мое же».
    И стали князья про малое
    «Это великое» говорить
    И сами на себя крамолу ковать.
    Поэтому он призывает всех князей объединиться и закончить все эти войны:
    Ярослав и правнуки Всеслава!
    Преклоните стяги! Бросьте меч!
    Вы из древней выскочили славы,
    Коль решили честью пренебречь.
    Автор «Слова…» гордится своей родиной, он уверен в ее могуществе и желает для неё блага. Русская земля для него – это не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ, населяющий Русскую землю. Автор говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей, о горе всего русского народа, о гибели его достояния. В этом чувствуется его боль за родину, его горячая любовь к ней.
    Автор патриот, ради блага Родины он набирается смелости сообщить жестокую правду князьям.
    Помимо патриотизма к Родине, автор обладает широкими историческими познаниями, он понимает, что лишь объединение приведет к победе и сохранению свободы. Именно ради этого автор говорит своё взволнованное слово князьям.
    «Спев песнь старым князьям, потом – молодым петь! Слава Игорю Святославичу, Буй-Тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Здравы будьте, князья и дружина, выступая за христиан против полков поганых! Князьям слава и дружине! Аминь».
    Несмотря на то, что доподлинно неизвестно имя автора, мы  легко можем представить себе этого мудрого, храброго, патриотичного человека с невероятным литературным талантом.

  2. Слово о полку Игореве — произведение, которое было написано много веков назад. Более восьмисот лет назад неизвестный автор, имя которого до сих пор не установили историки, написал это произведение, которое сегодня словно памятник литературы древнего времени. Но, несмотря на древность произведения, оно актуально и по сей день, поэтому и нынешние школьники изучают это произведение. Вот и сегодня нужно написать сочинение на тему Отношение автора к главному герою в Слове о полку Игореве. Тему же отношения автора в слове о полку Игореве я начну раскрывать, описав созданный образ Игоря.

    Слово о полку Игореве образ Игоря

    Само произведение повествует о реальных событиях, о времени, когда Игорь был князем новгород-северским и решил пойти на половцев, не дождавшись объединения всех князей, просто вдвоем с братом.
    Если говорить об образе и характеристике Игоря, то его можно представить, читая произведение, ведь автор подробно описывает князя. Так мы видим, что это молодой князь, как пишет автор: молодых настало время. Автор изображает Игоря мужественным: Игорь… Мужество избрал. Также автор представляет Игоря отважным храбрецом. К тому же Игорь — удалой сын Святославича. Князя автор изобразил стойким, ведь и раненым он продолжал битву и пытался «беглецов вернуть к бою».

  3. Сочинение – Литература

    Другие сочинения по предмету Литература

    Автор Слова о полку Игореве
    До их пор ученые и искусствоведы спорят, кем же был автор Слова…. Возможно, он был князем, возможно дружинником, но кем бы ни был автор, он, безусловно, был гениальным человеком своего времени. Для него было важно показать пагубность поступков князей. По этой причине автор ставит своей целью произнести слово. Он желает убедить читателей в надобности объединения. Именно поэтому он отказывается слагать хвалу им, как делал великий Боян.
    Начаться же той песне по былям нашего времени, а не по обычаю Боянову.
    Автор человек чести, он обладает мужеством рассказать всю правду. Автор не боится показать взаимной жестокости врагов. Победившие грабят своих врагов, а что не могут унести топчут.
    Спозаранку в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девушек половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие аксамиты.
    Описывая князей, он показывает решимость Игоря, одобряя его стремление к свободе, его желание защитить родную землю, автор одновременно с этим осуждает честолюбие Игоря, которое заводит князя далеко от родной земли и приводит к гибели его войска. Он прекрасно понимает, какими ужасными последствиями для Руси обернулось поражение Игоря:
    О, далеко залетел сокол, избивая птиц, – к морю. А Игорева храброго полка не воскресить!
    Вслед ему завопила Карна, и Жля помчалась по Русской земле, сея горе людям из огненного рога.
    Автор – свидетель событий, он описывает не только сам поход на половцев, но и отношение князей друг к другу. Ему больно осозновать то, что происходит в стране, больно от того, что русские князья, вместо того, чтобы защищать родную землю, враждуют между собой.
    Это мое, и то мое же.
    И стали князья про малое
    это великое говорить
    и сами на себя крамолу ковать.
    Поэтому он призывает всех князей объединиться и закончить все эти войны:
    Ярослав и правнуки Всеслава!
    Преклоните стяги! Бросьте меч!
    Вы из древней выскочили славы,
    Коль решили честью пренебречь.
    полк летопись патриотический автор
    Автор Слова… гордится своей родиной, он уверен в ее могуществе и желает для неё блага. Русская земля для него – это не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ, населяющий Русскую землю. Автор говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей, о горе всего русского народа, о гибели его достояния. В этом чувствуется его боль за родину, его горячая любовь к ней.
    Автор патриот, ради блага Роднины он набирается смелости сообщить жестокую правду князьям.
    Помимо патриотизма к Родине, автор обладает широкими историческими познаниями, он понимает, что лишь объединение приведет к победе и сохранению свободы. Именно ради этого автор говорит своё взволнованное слово князьям.
    Спев песнь старым князьям, потом – молодым петь! Слава Игорю Святославичу, Буй-Тур
    Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Здравы будьте, князья и дружина, выступая за христиан против полков поганых! Князьям слава и дружине!.
    Аминь.
    Несмотря на то, что доподлинно неизвестно имя автора, читатель легко может представить себе этого мудрого, храброго, патриотичного человека с невероятным литературным талантом.

  4. В мировой литературе не так уж много произведений, которыми зачитывались бы всё новые и новые поколения. Именно к числу таких редких шедевров и принадлежит «Слово о полку Игореве». И хотя создано оно было в далёком XII веке, однако остаётся актуальным и в наше время.
    Нет сомнений в том, что «Слово…» не является фольклорным памятником древности. В нём чётко вырисовывается образ автора – мудрого, талантливого гражданина, который не боится высказать собственную точку зрения, отражающую народные чаяния.
    Учёные предполагают, что он жил в Киеве или Чернигове, поскольку симпатизирует в своём произведении киевскому князю Святославу и даже восхищается им. Вероятно, автор был дружинником одного из древнерусских князей, опытным поэтом-певцом. Написанный им текст свидетельствует о том, что он получил прекрасное образование, хорошо знал историю, легко и правильно ориентировался в государственных делах и политических событиях своей эпохи и времён минувших. Кроме того прекрасно знал литературу и мастерски владел образным наследием народного творчества. Ему близка поэтическая манера Бояна и он стремится ей наследовать.
    Правда, теперь невозможно установить личность этого человека и его имя. Но главное нам известно. Он – настоящий патриот земли русской, а не обычный летописец, бесстрастно запечатлевший для потомков исторические факты. В отличие от Бояна, который только восхвалял князей, автор «Слова о полку Игореве» принимает решение творить «по былинам сего времени», то есть правдиво отображая истинную суть описываемого. Ведь в условиях, когда русское войско потерпело поражение, нужно было не столько хвалить князей, сколько упрекать за своеволие и нежелание действовать сообща, призывать их к объединению для защиты от набегов коварных и жестоких половцев, для сохранения мира и благополучия.
    Любовь к Отчизне вдохновляла автора. Его произведение насквозь пропитано этим чувством. Оно сказывается в и том, с каким трепетом и душевным волнением он говорит о поражении войска князя Игоря, и в том какие слова находит, чтобы передать печаль и отчаяние жён убитых воинов, и в нарисованной широкой картине природы родной земли.
    Образы, темы и проблемы, поднятые в «Слове …», нашли отображение в творчестве многих писателей, композиторов, художников. Они продолжают будоражить умы и сердца. И в этом немалая заслуга автора – лучшего из тех, кого рождала русская земля.

  5. «Слово о полку Игореве» – это настоящий памятник древнерусской литературы. Оно было написано в двенадцатом веке и до сих пор покрыто тайнами и загадками. В точности, дата и место, когда и где создавалось это произведение, так и остаётся загадкой и предметом для обсуждения. А самое интересное, что и автор «Слова», скорее всего так и останется для всех тайной.
    Существует масса гипотез, касающихся личности автора. Всего их насчитывается более двадцати. «Слово» приписывают и мудрому книжнику Тимофею, и певцам Митусе или Ходыне, летописцу Петру Бориславичу, тысяцкому Рагуилу, великому князю Святославу и даже самому князю Игорю.
    И при том, что автор произведения остаётся неизвестным, его образ в «Слове» крайне важен. С первых же строк становится понятно, что автор становится полноправным участником событий произведения. В самом начале, во вступлении, он размышляет о том, как вести свой рассказ. Автор предстаёт как художник, творец и новатор, он привносит новое в литературу своего периода:??
    Автор отступает от традиций и повествует о событиях достоверно, максимально приближая их к правде. Для этого ему, безусловно, требовалась смелость и уверенность в себе.
    Всех своих героев автор представляет сам, комментирует их поступки и именно через его личную оценку мы смотрим на все происходящее.
    Повествовательный слог произведения очень эмоционален и субъективен. Мы как будто сами беседуем с автором, присутствуем при разворачивающихся печальных событиях. ??
    Автор как будто входит в текст произведения вместе со своими отступлениями, он помогает нам ориентироваться в образах и идеях, которые предстают перед нами.
    Следующее отступление, во второй части произведения, продолжает тему отрицательного отношения к междоусобицам. Тут автор вспоминает о князе Всеславе, который был родоначальником князей половцев. Как бы велик не был этот человек, судьба у него была сложная, «неприкаянная». Автор указывает на то, что причиной несчастной судьбы стали междоусобицы, которые творил Всеслав:
    Сквозной нитью проходит в произведении мысль автора о том, что необходимо прекратить эти междоусобицы ради земли, которая является родной и которую трепетно любит автор.
    Своеобразным рефреном в «Слове» являются строки:
    Эти строки повторяются и во время рассказа о походе князя Игоря. И в них проявляется вся сила и полнота любви автора к родной земле. Автора свободно можно назвать патриотом.
    Таким же патриотом мы видим и великого князя Святослава в его знаменитом «Золотом слове». В этих строках Святослав как будто говорит голосом автора.
    Так же создаётся впечатление, что автор хорошо знает тех, о ком ведёт рассказ. Он обращается к князьям как к своим собеседникам, добрым товарищам и явно надеется на их понимание:
    Кроме того, кажется, что и с Бояном, с которым автор общается как с учителем и близким человеком, он хорошо знаком:
    После прочтения «Слова о полку Игореве», не остаётся никаких сомнений о том, что автор является обладателем острого и уникального ума и великолепной образованности. Он поднимается над своим временем, призывает соотечественников к принятию решения о единении во имя мира и процветания Русской земли. Этот человек, несомненно, одарён в художественном плане, он новатор, умеющий создать настоящий шедевр.

  6. Автор этого гениального произведения, которому скоро 900 лет, постоянно присутствует с нами во время чтения. Кто был автором ” Слова о полку Игореве”? Никто не может ответить на этот вопрос. Может быть, монахом, а может, воином. Создается впечатление, что он поведал о том, что видел лично на Руси К тому же, дал оценку происходящему. Восхищаясь князем Игорем, собравшемся в поход, несмотря на знамение, автор порицает его за чрезмерную гордость и честолюбие : ” О, далеко залетел сокол, птиц избивая,- к морю. Игоря храброго войска не воскресить”. Вся дружина княжеская погибла.
    Самое главное о нём: он внутренне свободен, он не чувствует себя зависимым, подневольным, он смело обличает поступки князей, их предков, смело требует главное для великой Руси-единение против врагов земли русской.
    Автор-великолепный знаток русского языка, его древних источников, знает всю русскую землю, с севера на юг, с запада на восток, он внимательный наблюдатель природы, он понимает и Душу каждого из своих персонажей.
    Разбирается поэт и в военном деле, в оружии, тактике, в дружинном красноречии, будто сам командовал дружиной.
    Я не могу сказать, кто написал поэму: воин, сельский житель, церковный служитель, сам Ярослав, Боян. Но я уверена в том, что это был мудрый человек, думающий о единстве государства. Это был талантливый писатель, неравнодушно относящийся к жизни , а потому и передавший нам свое представление о событиях, свидетелем которых был. ” Слово о полку Игореве ” – бессмертное произведение, несущее свет, тепло и добро всем людям.

  7. Повесть «Слово о полку Игореве» – уникальная памятка древнерусской литературы. Ее изучали многие литературоведы, о ней написано огромное количество книг и статей. Удивительный стиль написания «Слова» говорит о незаурядной личности его автора. Но, к сожалению, до сих пор он остается неизвестным.
    Изучая повесть, становится очевидным, что ее автор был образованным и самобытным человеком. Он не просто описывает события, но и открыто выражает свое мнение, тревожится о судьбе героев и государства. В многочисленных лирических отступлениях раскрывается личность самого автора. Поэтому его можно представить одним из героев, который сопровождает князя Игоря во время его похода, идет в бой вместе с дружиной, внемлет золотым речам Святослава, сочувствует страданиям княгини Ярославны.
    Автор присутствует в каждом моменте, оценивая действия других героев.
    Начало повести напоминает былинный запев, в котором автор обращается к своему читателю, сообщая тему произведения. Автор старается расположить к себе читателей, называя их дружески братией. Выражает автор и свое отношение к главному герою в первых же строках. Он начинает свое слово о деяньях «князя удалого».
    Автор «Слова» – новатор в области древнерусской литературы. Он сам на это намекает в повести: «А воспеть нам, братия, его… Не гоняясь в песне за Бояном». Признавая авторитетных литераторов своего времени, автор «Слова о полку Игореве» не старался подражать, «гоняться» за кем-то, а старался писать по-новому.
    Писатель не ограничивается описанием волнующих его событий о походе князя Игоря, но и проводит параллель современных событий и прошлого Руси. Вспоминая исторические события и оценивая политическую обстановку, автор показывает себя человеком просвещенным.

  8. Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение лицей № 33
    Сочинение
    Каким я представляю себе автора «Слова о полку Игореве»
    Выполнила: ученица 9б класса
    ГалоянЛусвардГеворговна.
    Руководитель: учитель русского языка
    и литературы
    Гречанюк Валентина Ивановна.
    Таганрог 2013
    Неизвестный автор, неизвестный герой, неизвестный солдат… Как часто мы слышим эти горькие слова. Тем не менее, иногда кажется, что в полной анонимности творца и есть настоящая популярность и слава. В конце концов, кто больше должен быть удовлетворен: автор, имя которого называют перед выполнением произведения, или тот, о произведении которого скажут – «слова народные»… Я думаю, именно в этом и есть настоящее величие – самому стать своим народом.
    Замечательное произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» было написано неизвестным автором на рубеже двенадцатого – тринадцатого веков.  Разрозненная страна, терзаемая княжескими междоусобицами, была лёгкой добычей воинственных кочевников. Автор с болью пишет:
    Сказал брат брату: «Это моё, и это моё тоже».
    И стали князья про малое «это великое» говорить
    И сами на себя крамолу ковать.
    Кто же был автором этого талантливейшего произведения? Существует много предположений об этом.  Автором мог быть дружинник князя Игоря, так как в описании битвы чувствуется, что этот человек сам побывал в сражениях, или монахом, ведь в те времена большинство образованных людей были монахами. Но кем бы он ни был, это гениальный  человек  своего времени, ведь он не только рассказал о событиях Игорева похода, но и дал собственную оценку всему происходящему.
    Необыкновенная композиция «Слова…», различные изобразительно – выразительные средства языка, своеобразный слог свидетельствуют о том, что автор был литературно одарённым человеком. Одобряя стремление Игоря к свободе, его желание защитить свою землю, автор вместе с тем осуждает честолюбие князя, которое приводит к гибели его войска. Нельзя не восхищаться плачем Ярославны,его красотой и глубоким смыслом:
    На Дунае Ярославнин голос слышится,
    Кукушкою безвестною рано кукует:
    «Полечу, – говорит, – кукушкою по Дунаю,
    Омочу шелковый рукав  в Каяле – реке,
    Утру князю кровавые его раны на могучем его теле».
    Прекрасные сравнения, которые использует автор, придают описанию событий поэтическое звучание. В «Слове…» ярко выражена связь человека и природы. Природа одухотворена, очеловечена, она радуется и печалится, плачет и страдает вместе с героями произведения.  В своём плаче Ярославна с мольбой обращается к Ветру, Солнцу и Днепру – Славутичу. Поход Игоря сопровождается мрачными предзнаменованиями:
    Уже несчастий его подстерегают птицы по дубам;
    Волки грозу поднимают по оврагам;
    Орлы клекотом на кости зверей зовут;
    Лисицы брешут на червлёные щиты.
    Всё это ясно говорит о том, что автор «Слова…» безраздельно связан с природой Русской земли, что он её чувствует и понимает.  Не оставляет никаких сомнений и то, что автор произведения является патриотом родной страны. Его творение проникнуто огромным, нежным и тёплым чувством любви к родине. Это чувство проявляется и в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том,как он передаёт плач русских женщин по убитым воинам.
    Автор «Слова…» гордится своей родиной, он уверен в её могуществе. Русская земля для него и русская природа, и русские города, и, конечно же, народ, её населяющий.Он прекрасно понимает, какими ужасными последствиями для страны обернулось поражение Игоря, и сетует на то, что русские князья, вместо того, чтобы защищать родную землю, враждуют между собой. Автор призывает к прекращению междоусобиц:
    Ярослава все внуки и Всеслава,
    Склоните стяги свои,
    Вложите в ножны  свои мечи повреждённые,
    Ибо лишились вы славы дедов.
    Обращение к походу Игоря служит поводом для призыва русских князей к единению, мы слышим  этот призыв в «Золотом слове» Святослава. Композиция произведения полностью соответствует основной авторской идее – идее объединения Руси.
    Представляя себе автора «Слова…», я не вижу его в каком – то одном облике. В моём воображении этот облик меняется в зависимости от изображаемых событий: это и дружинник князя Игоря, и пахарь, и монах, и государственный деятель. Из этих представлений вырисовывается образ автора. Мне кажется, это образ русского народа, мудрого, талантливого и трудолюбивого. Сквозь древние письмена мы видим светлую душу, возвышенные стремления, заботу о судьбе родного отечества. «Слово о полку Игореве» звучит как духовное завещание давно ушедшего поколения нам, поколению 21 века, и учит нас любить свою родину, Россию,  и хранить её единство.

  9. Конечно, каждый человек по-своему представляет автора «Слова о полку Игореве» Кому-то он видится мудрым и седым старцем, который может ответить на любой вопрос и дать совет.
    Может, кто-то представит его человеком средних лет, побывавшим во многих сражениях и знающим жизнь. Но каким бы он ни был, это несомненно умный и образованный человек, который мог передать свои впечатления и знаменательные события того времени. И вот о них узнали многие поколения людей.
    Конечно же, автор «Слова о полку Игореве» — истинный патриот. Он сочувствует великим князьям и понимает, что и Игорь Святославович, и Святослав Киевский желали для Руси только хорошего, что они хотели избавить Родину от половцев. Но автор также говорит, что князья желали славы. За это они и были наказаны. Автор упрекает и осуждает их.
    Я думаю, что человек, написавший «Слово…», был не из бедной семьи. Но он понимал нужды бедных людей, знал, что каждому человеку для счастья в жизни нужен мир. Никакой человек не хочет, чтобы его Родина была под гнетом чужеземцев. Любой хочет свободной и спокойной жизни. Поэтому автор часто обращается к другим князьям с призывом объединиться и выступить против половцев сплоченным, дружным войском. Он понимает что только объединившись, можно победить половецкие войска и прекратить их набеги на русскую землю.
    Скорее всего, автор был военным человеком, так как не без понимания описывает военные действия. Он знает, что военная служба трудна и опасна. Поэтому в конце повествования воспевается храбрость и мужество старых князей, а также отвага и смелость князей молодых. Автор желает им счастья, здоровья, чтобы они с честью защищали свою землю. И как бы ни выглядел, каким бы ни был автор «Слова о полку Игореве», он останется в веках, как и этот замечательный литературный памятник гениального, образованней­шего и одаренного поэта.

  10. Так, когда в самом начале похода грозное предзнаменова­ние — солнечное затмение — ставит войско перед выбором: продолжить поход или повернуть назад, князь Игорь принима­ет мужественное решение: «Лучше убитыми быть, чем поло­ненными», — заявляет он.
    С одобрением выделяет автор и такое человеческое каче­ство князя Игоря, как любовь к своим родным и близким. Он испытывает глубокие братские чувства к Всеволоду и готов ради спасения брата пожертвовать собственной жизнью. Автор «Слова» дает нам понять, что Игоря с его женой Ярославной соединяет глубокое чувство любви, поддерживающее его, когда князь томится в плену у половцев.
    С другой стороны, автор видит не только достоинства, но и недостатки своего героя. Так, он ясно дает понять, что пора­жение, которым закончился поход, имело своими причинами отсутствие у князя ясного представления о необходимости еди­нения и совместной борьбы против врага, стремление к личной славе. Не случайно, в уста киевского князя Святослава вложе­ны автором слова осуждения в адрес Игоря и Всеволода, гово­рящие о том, что их поход не принесет чести самим братьям и всей Русской земле. Ведь целью Игорева похода было завоева­ние в Половецких степях богатой добычи. Потому-то, вопре­ки собственным гордым словам о предпочтительности гибели на поле боя плену, и попадает князь в руки своих врагов.
    И все же положительная оценка личности князя Игоря у автора преобладает. И это подчеркивается финалом произведе­ния, в котором князю удается, рискуя жизнью, совершить сме­лый побег из плена. Он вышел из перенесенных испытаний еще более закаленным и помудревшим. Он готов и дальше сто­ять на страже Русской земли. Игорь приходит к выводу, кото­рый особенно важен и для самого автора. Вывод этот заключа­ется в том, что для успешной борьбы с внешними врагами рус­ским князьям необходимо внутреннее единство. И эту оценку автор доносит до читателей своей поэмы, живущих многие сто­летия спустя после описываемых событий.

  11. Ты родину любил!
    Н. А. Некрасов
    Гениальный общий литературный памятник русского, украинского, белорусского народов — “Слово о полку Игореве” — был открыт случайно в 1795 году собирателем русских древностей Мусиным-Пушкиным. Высокие художественные достоинства “Слова” послужили поводом к тому, что некоторые ученые усомнились в подлинности поэмы, считали ее подделкой. После того как было найдено произведение более позднего периода “Задонщина” с явным влиянием “Слова”, подлинность поэмы была доказана. Исследованием “Слова” занимался и А. С. Пушкин. Он знал весь текст наизусть, любил и ценил. На одном из диспутов в Московском университете Пушкин горячо и страстно отстаивал неподдельность поэмы. Размышляя об истории нашей словесности, Пушкин писал: “За нами темная степь — и на ней возвышается единственный памятник”. Этой одинокой вершиной явилась героическая поэма “Слово о полку Игореве”, написанная в конце XII века. Вместе с открытием “Слова ” возник вопрос об авторе произведения. К сожалению, история не сохранила нам имени автора “Слова”, но текст поэмы дает нам возможность представить себе, каким был этот человек.
    Автором “Слова” мог быть певец-сказитель. “Слово” начинается с зачина, где он вспоминает знаменитого древнего певца Бояна. “Вещий Боян” пел славу героям и, увлекаясь и фантазируя, “растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками”. Новый певец обещает рассказать о печальных событиях по-иному, он не слагает славу своему герою, а повествует о жизни Руси на протяжении нескольких десятилетий — “от Старого Владимира до нынешнего Игоря”. Он тонкий знаток поэзии, замечательный художник “Слова”. Он вводит в текст лирические отступления, раскрывая в них свои собственные мысли и чувства. Удачно соединяет их с изображением событий и характеров. С большим мастерством применяет средства устной народной поэзии. Рассказ о том, как исполнял свои песни прославленный Боян, расцвечивает отрицательным сравнением: “Боян же, братие, не десять соколов на стадо лебедей пускал, а свои вещие персты на живые струны возлагал”. Как подлинный народный поэт древнего времени, автор “Слова” отвлеченные понятия представляет как бы живыми существами: “Завопила Карна, и скорбная Желя поскакала по русской земле, раскидывая огни в пламенном роге”. Наряду с точными эпитетами — серый волк, чистое поле, черный ворон — встречаются метафорические: железные полки, золотое слово и т. д. Битва изображается в символических картинах то посева, то свадебного пира, то молотьбы.
    Богатством и разнообразием отличаются в поэме интонации автора и его героев. Речь Игоря эмоциональна, близка к разговорной: “Лучше быть убитыми, чем полоненными”. Искренна и задушевна речь Всеволода: “Один брат, один свет светлый ты, Игорь! Оба мы Святославичи”.
    Пушкин, восхищаясь красотой “Слова”, считал, что ни в одном произведении XVIII века нет “столько поэзии, сколь находится в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства” Игоря. Автором “Слова”, безусловно, был участник похода, который убежден, что выступать против степных кочевников надо не мелкими отрядами — пусть даже очень храбрыми! — а объединенными силами. Свою тревогу автор передает через олицетворения окружающей природы. Почему “солнце тьмою застилало ему путь; ночь стонала грозою”? Нарастают зловещие признаки: “хищные птицы сторожат по дубам, ожидая кровавой добычи; волки накликают по оврагам грозу”. Усиливают тревогу восклицания: “Русская земля! Ты уже за холмом!” Он подробно описывает дружину Игоря и Всеволода, в бою она “ищет себе чести, а князю — славы”. Как былинный герой Илья Муромец, самозабвенно и доблестно бьется Всеволод с половцами. Он — “ярый тур” — символ мужества.
    Автор, явный противник княжеских усобиц и поборник мира, с горестью вспоминает о тяжелых Олеговых временах, когда из-за раздоров “сокращалась жизнь человеческая”. В “Слове” даны картины мирного труда, то жатвы, то ремесла. Противопоставляя эти картины описанию междоусобных войн и набегов половцев, автор “Слова” подчеркивает этим, что он стоит за мир, проводит идею защиты мирного труда. Он негодует на князей, которые своими усобицами нарушают этот труд и ввергают в бедствия народ.
    Но прежде всего автор “Слова” был передовым человеком своего времени, он истинный патриот земли Русской. Основной идеей “Слова” является “призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ” (Маркс). Начиная с XI и до конца XII века, когда было написано “Слово”, Русь страдала от двух основных бедствий: княжеские междоусобицы и набеги половцев. Чтобы защитить Русскую землю, необходимо было объединить усилия и дать решительный бой половцам. “Если мы не прекратим междоусобий, — говорил Владимир Мономах, — то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую”. Избрав основной темой своего произведения неудачный поход Игоря против половцев, автор показал, к чему приводят вражда князей и разобщенные действия против внешних врагов.
    Неспроста повествование начинается со сборов в поход и характеристики князей и дружины. Автор “Слова” желает расположить читателя к своему герою — решительному и самоотверженному Игорю. Он укрепил свой ум, заострил сердце мужеством, исполненный ратного духа, повел свои храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую. Не останавливает его и солнечное затмение — дурное предзнаменование, сулившее неудачу. Ни минуты не колеблясь, он призывает дружину: “Братия и дружина! Сядем, братия, на своих борзых коней, да посмотрим синего Дона”. Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии и князей, и дружины, и автора “Слова”. Он мужественно отражает атаки половцев, а когда видит своего брата в беде в пылу сражения, “Игорь заворачивает полки: ведь жаль ему милого брата Всеволода”. Отвага, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря. Всеволод прежде всего воин. Он сразу, не обдумывая, откликается на призыв брата: “Седлай, брат, своих борзых коней, а мои уже готовы, оседланы”. Он — настоящий воин-дружинник, воспитавший свою дружину в боевом духе; “А мои куряне — опытные воины: под трубами пеленаны, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены”. Храбры “русичи”, храбры их князья, но они терпят страшное поражение. Своим обособленным выступлением Игорь открыл дорогу половцам на Русь.
    Тем самым причинил много бед, стал виновником смерти многих. Все произведение пронизано большой любовью автора к Русской земле, которая и печалится, и радуется вместе со своими героями. “И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле”.
    В уста киевского князя Святослава вложил автор свою заветную мысль о том, что во имя Родины должны быть забыты все распри, личные обиды, жажда личной славы. “Грозный и великий” Святослав в борьбе с кочевниками “притоптал холмы и овраги, возмутил реки и озера, иссушил потоки и болота”. Ему, не знающему поражений, поют славу и порицают князя Игоря, который погубил богатство на дне Каялы, реки половецкой, русского золота насыпал, то есть погубил русских воинов.
    В “золотом слове”, произнесенном на совете, старший князь осуждает своевольный поступок Игоря и Всеволода: “Рано вы начали сокрушать мечами землю половецкую, а себе славы искать”. Он готов сплотить под знаменами Киева всех русских князей и призывает вступить “в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича”. Передовые взгляды, выдающийся ум и горячая любовь к родине помогли автору создать бессмертное произведение, которое сделало бессмертным и самого поэта, потому что бессмертие человека в его делах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *