Сочинение на тему какую роль в становлении личности играет семья

10 вариантов

  1. 1. В со­чи­не­нии да­ны рас­суж­де­ния на пред­ло­жен­ную те­му, вы­бран путь её рас­кры­тия (есть пря­мой от­вет на во­прос, по­став­лен­ный в те­ме, при­сут­ству­ют раз­мыш­ле­ния над пред­ло­жен­ной про­бле­мой, вы­дви­га­ют­ся со­от­вет­ству­ю­щие те­зи­сы).
    2. Рас­суж­де­ние стро­ит­ся с при­вле­че­ни­ем для ар­гу­мен­та­ции двух про­из­ве­де­ний оте­че­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры, при­ме­ры со­от­вет­ству­ют те­ме, в со­чи­не­нии пред­ла­га­ет­ся смыс­ло­вой ана­лиз ху­до­же­ствен­ных тек­стов (ана­ли­зи­ру­ют­ся ге­рои про­из­ве­де­ний, их ха­рак­те­ры в со­от­не­се­нии с те­мой).
    3. В со­чи­не­нии ло­гич­но вы­стро­е­но рас­суж­де­ние на пред­ло­жен­ную те­му, вы­ска­зан­ные мыс­ли ар­гу­мен­ти­ро­ван­ны. Мож­но бы­ло бы со­кра­тить всту­пи­тель­ные рас­суж­де­ния – они слиш­ком аб­стракт­ны и об­шир­ны.
    4. Вы­пуск­ник точ­но вы­ра­жа­ет мыс­ли, ис­поль­зуя раз­но­об­раз­ную лек­си­ку и раз­лич­ные грам­ма­ти­че­ские кон­струк­ции. Име­ю­щи­е­ся в со­чи­не­нии ре­че­вые ошиб­ки не за­труд­ня­ют по­ни­ма­ния смыс­ла рас­суж­де­ния.
    5. Ре­че­вые, грам­ма­ти­че­ские, ор­фо­гра­фи­че­ские и пунк­ту­а­ци­он­ные ошиб­ки, до­пу­щен­ные в со­чи­не­нии, не за­труд­ня­ют чте­ние и по­ни­ма­ние тек­ста.

  2. Мне поручили написать статью об известном в нашем городе учителе трудового обучения Евгении Александровиче Субботине. Это был не просто талантливый конструктор, великолепный мастер.
    Показать весь текст
    Сочинение
    Институт семьи традиционно считается ведущим в становлении характера и личности ребенка. Те знания, умения, навыки, поведение, которые перенимаются в семье, играют наиболее формирующую роль. Манера поведения, отношения, которые преобладают в семье, в последствии переносятся во взрослую жизни уже сформировавшегося гражданина.
    Проблема данного текста — роль семьи в формировании личности ребенка. Семья может выступать и в качестве положительного фактора воспитания, и отрицательного, как и получилось в нашем тексте. Конечно, если в семье благоприятные отношения, то для ребенка нет ничего лучше, чем влияние бабушек, родителей, братьев и сестер. Но если присутствует разлад, то трудно найти проблему более худшую для маленького гражданина.
    Мы все живем в социуме, поэтому данная проблема, конечно, актуальна: в современном обществе все больше детей остаются сиротами при живых родителях, не получают ласки, нежности, любви.
    Авторская позиция однозначна: он считает, что если родители относятся к своему сыну или дочери равнодушно, без должного внимания, не оказывают на него положительного влияния, то ребенку будет очень сложно избежать проблем в будущем и настоящем.
    Нельзя не согласиться с автором. Никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в формирование личности ребенка, сколько это может сделать равнодушие, безразличие, конфликты в семье.
    В тексте ощущается тревога автора. Этот эффект достигается благодаря употреблению автором большого количества художественных средств выразительности: метафор («я рос волчонком»), вводных слов («наверное», «конечно»).
    Подтверждение данных умозаключений мы найдем как в классической литературе, так и в книгах современных писателей. Например, Б. Спок в своей книге «Ребенок и уход за ним» писал, что если родители не будут оказывать прямое влияние на о своего ребенка, то его окажет «улица». Или вспомним произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль». Оно показывает нам, что дети наследуют у родителей не только гены, но и привычки, моральные устои, образ мысли и идеалы.
    Ни в коем случае нельзя принижать роль семьи в формировании личности ребенка. Жизнь и становление гражданина зависит от того, сколько ласки, тепла и любви он получит в детстве от родных и близких.

  3. Роль семьи в становлении личности
    Большое значение в становлении личности имеет семья. Правильное воспитание, хорошие взаимоотношения в семье, стремление родителей с раннего детства заметить, что интересует их ребенка и направить их по пути развития этих интересов, с учетом задатков способностей.
    Благодаря наследственности передаются определенные задатки способностей. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относят особенности строения головного мозга, движения и органы чувств. Человеческий организм с рождения наделен свойствами нервной системы. Задатки представляют собой предпосылки и возможности развития способностей, но не гарантируют развитие и появление иных способностей.
    Способности, возникая на основе задатков, развиваются в процессе и под влиянием деятельности, требующей от человека определенных способностей, а вот вне деятельности способности развиваться не могут.  Какими бы задатками человек не обладал, ему необходимо упорно трудиться, обучаться, чтобы соответствовать выбранному виду деятельности и стать талантливым. Основываясь на одних и тех же задатках могут развиваться разные способности, в зависимости от требований деятельности и характера, а особенно от воспитания и условий жизни в семье. Основой способности человека являются не сами задатки, а их развитие, т.е. не только безусловные рефлексы( природные особенности организма), но и системы условных рефлексов (то что было приобретено в процессе жизни).
    Способности – это устойчивые индивидуально-психологические особенности личности, от них зависит успех в разных видах деятельности.
    Анализируя роль семьи в жизни человека можно придти к выводу, что семья является социальным институтом, в котором рождается и формируется вступивший в жизнь человек. Немалую роль в воспитании и формировании привычек, взглядов, характера, в самовоспитании и внесемейном воспитании играет для человека общество. Но однако семья развивает хорошие качества и помогает исправить недостатки и пороки, поэтому для человека очень велика роль семьи в его жизни.
    Важную роль в становлении личности играет семья. В семье человек делает первые шаги, познавая мир. На родителях лежит большая ответственность за формирование позитивных личностных взглядов на жизнь, на понимание нравственных ценностей. Родители учат тому, что хорошо, а что плохо и закладывают нравственный фундамент, окружающий мир влияет на развитие личности, но основы становления личности заключается в семье. Проанализировав произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума», где герой этого произведения Фамусов говорил: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца», можно сделать вывод о том, что ребенок который с детства находится в негативной обстановке, в ссорах, сам вбирает в себя плохие качества. А взяв другую семью, где царит любовь, взаимопонимание можно уверенно сказать, что ребенок  будет открыт миру и станет человеком с хорошими качествами.
    Что же такое семья? Семья – это единство людей. Что их объединяет? Что служит основой отношений людей? Духовное или материальное? Зависит ли от этого, что будет главным для формирующейся личности? Ценностью семьи определяется ценность подрастающего человека.  Роль семьи в становлении личности может быть и положительной и отрицательной. Русские классики в своих произведениях часто раскрывали вопрос о влиянии семьи на развитие подрастающего человека отмечали, что роль семьи в становлении личности огромна. Именно семья принимает участие в становлении личности и открывает дорогу в жизнь.
    Типы семейных взаимоотношений:
    1.  Невмешательство – пассивность родителей к воспитанию.
    2. Сотрудничество – отношения в семье с общими задачами и целями  деятельности,  за счет этого преодолевается эгоизм.
    3. Опека – система отношений, удовлетворение потребностей ребенка. Из-за чрезмерной опеки родителей у ребенка отсутствует самостоятельность.
    4. Диктат – подавление одним членом семьи чувства собственного достоинства и инициативы   других его членов.
    Стили воспитания:
    1.  Ребенок предоставляется сам себе – попустительский.
    2.  Родители ребенку навязывают свое мнение – авторитетный.
    3.  Родители учитывают интересы ребенка – демократический.
    То, что ребенок приобрел за годы жизни, находясь с родителями, это сохраняется на протяжении всей жизни. Важность воздействия семьи на личность ребенка, никак не сравнится ни с одним из институтов воспитания. Родители закладывают основы личностных качеств ребенка.
    Типологий семей множество, так как они делятся на различные критерии (функции, традиции и численность).
    По количеству детей:
    1.  Многодетная (начиная от 5 детей)
    2.  Малодетная (1-2 ребенка)
    3.  Средне (3-4ребенка)
    По численности:
    1.  Неполная семья – отсутствие ребенка или одного из родителей.
    2.  Полная нуклеарная семья – родители и дети проживают все вместе.
    3. Расширенная семья – проживают несколько поколений или родственники совместно с семьей.
    Распределение ролей в семье:
    1. Матриархальная – лидерство принимает на себя женщина, мать имеющая чаще большое количество детей;
    2.  Эгалитарная (равенство);
    3. Автономная – не требующая помощи от общества и государства, выполняющая все необходимые функции и самостоятельно добившаяся определенного положения в обществе. Семья способна приспособиться к любым условиям;
    4. Партнерская – равенство меду партнерами, общие обязанности, отношения построены на доверии, уважении и любви;
    5.  Патриархальная – живут много поколений, во главе семьи стоит муж.
    Семью можно классифицировать:
    1. Однородность социального положения супругов – гетерогенная и гомогенная;
    2.  Степень формализации – юридическая и фактическая;
    3.  Этапы жизненного цикла – молодая, зрелая;
    4.  Тип поселения – сельская и городская;
    Классифицируется по социальному положению родителей.
    В основе внутрисемейных отношений лежит эмоциональная близость.
    Подведя итог хочется сказать, что роль семьи в становлении личности не стоит недооценивать. Именно семья является фундаментом человека, семья служит примером нравов и поведения. Чтобы ребенок перенял хорошие качества и поступки по отношению к другим людям, необходимо не только на словах воспитывать ребенка, но и на деле  быть примером для подражания.
    Эрик Эриксон в своей теории развития личности, говорит что развитие личности продолжается всю жизнь, где на смену одному благополучному разрешению внутренних противоречий приходит другое:
    1. Детство (доверие или недоверие). Первая стадия развития охватывает первый год жизни человека, она соответствует оральной фазе классического психоанализа. В этот период развивается параметр социального взаимодействия, положительный – доверие, отрицательный – недоверие. Если ребенок получает ту заботу и внимание которое ему необходимо, родители выполняют все потребности и ребенок любим, то он будет доверять другим людям. А если ребенку не давать должного внимания и не заботиться о нем, он не будет доверять ни окружающим, ни всему миру и это повлияет на его развитие.
    2. Достижение равновесия (нерешительность или самостоятельность).  Второй и третий год жизни охватывает вторая стадия. В этот период у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его психических и моторных способностей. Ребенок осваивает различные движения, приобретает множество других навыков, таких как бегать, лазать, толкать, смеяться, играться. Если родители разрешают ребенку делать то, что он хочет и не торопят его, у него вырабатывается ощущение, что он владеет самим собой, своими побуждениями и благодаря этому у него вырабатывается самостоятельность. Если торопить ребенка и заставлять его что-то делать или делать все за него, у ребенка развивается нерешительность и стыдливость.
    3. Предприимчивость или чувство вины. Третья стадия приходится на возраст от четырех до пяти лет. Ребенок приобретает множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, фантазирует. Социальный параметр этой стадии развивается между чувством вины и предприимчивостью. От того как реагируют родители на  идеи детей зависит, какое из качеств перевесит в его характере.
    4. Неполноценность или умелость. Четвертая стадия приходится на возраст от шести до одиннадцати лет (латентная фаза). В данный период любовь дочери к отцу и ревность к матери ( с сыновьями наоборот) еще находится в скрытом состоянии. У ребенка развивается способность к регламентированным занятиям, к разработке новых игр и к дедукции. Психосоциальный параметр этой стадии характеризуется либо чувством неполноценности, либо умелостью. Важную роль в его возрастных кризисах играет не только семья, но и общественные институты (школа).
    5. Кризис подросткового возраста (путаница ролей или идентификация личности). Пятая стадия 12-18 лет ребенок сталкивается с пробуждением ревности и любви к родителям, это является немаловажной проблемой, которую необходимо решить. Подросток развивается психически и физиологически, к желаниям и ощущениям добавляются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни благодаря созреванию.
    Новые особенности психики подростка это его интерес к тому что другие думают сами  о себе. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, общества, религии. Способен вырабатывать или перенимать мировоззрения и теории, которые противоречат и создают гармоничное целое. Подросток – нетерпеливый идеалист, считавший, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить в теории.
    Перед подростком, умеющем обобщать, встает задача: объединять все, что он знает о себе самом, т.е. кем он является.  В этой стадии родители играют гораздо более косвенную роль. Если подросток с помощью родителей выработал самостоятельность, умелость и предприимчивость, доверие, то его шансы на собственную индивидуальность возрастают. Идентификация должна начинаться с момента рождения.
    Если из-за тяжелого быта или неудач детства подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», он начинает проявлять неуверенность и путается в ролях, кто он такой и какой среде принадлежит. Обычно путаница наблюдается у малолетних преступников и у девочек, которые в подростковом возрасте были распущены, обладали фрагментным представлением о своей личности и свои половые связи не соотносят с системой ценностей и интеллектуальным уровнем.
    Эриксон подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии не гарантирует от возникновения новых проблем на других этапах жизни.
    6. Конфликты среднего возраста (одиночество или близость). Начало зрелости жизненного цикла это шестая стадия, т.е. период ухаживания и ранние годы семейной жизни (от конца юности до начала среднего возраста). Эриксон выявил в этой стадии параметр заключенный между положительным полюсом близости и отрицательным – одиночества. Близость – это не только физическая близость, но и способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Боязнь возникает, когда успех или провал зависит не от родителей, а от того, как прошел человек предыдущие стадии. Социальные условия могут облегчать или затруднять достижения близости (сексуальная и дружба), если не достичь близости, то человек будет одинок.
    7. Самопоглощение или общечеловечность. Седьмая стадия – это зрелый возраст, период когда дети стали подростками, а родители связали себя с определенным родом занятий. Появляется новый параметр личности самопоглощение или общечеловечность. Эриксон называет общечеловечность способностью человека проявлять интерес к судьбам людей за пределами близкого круга,  размышлять о жизни будущего поколения. У кого не выработалось чувство сопричастности человечеству, тот сосредотачивается на себе и заботится он только о своих потребностях и о собственном комфорте.
    8. Безнадежность или целостность. Последняя стадия это когда основная работа жизни закончилась и наступает время размышлений и забота о других. Ощущение осмысленности, целостности жизни возникает у тех, кто вспоминая прошлое, чувствует удовлетворение прожитой жизнью. А те, кто считает, что в жизни много упустил, жалеет о многом, понимает, что ничего не исправить, у такого человека появляется отчаянье.
    Три фазы (социальное целое, адаптация, интеграция и индивидуализация) выступают как макрофазы развития личности, обозначаемые как три эпохи: детство, отрочество, юность. Именно поэтому ребенок становится зрелой самостоятельной личностью, готовой и дееспособной к воспитанию и воспроизводству нового поколения. А для стадии индивидуализации  выступает отрочество как эпоха противоречий и перелома.
    Анализируя роль семьи в становлении личности, мы выявили что большое значение семья играет для личностных качеств ребенка, для его поэтапного развития.
    Становление человека как социального существа и биологического вида идет в результате развития. Биологическое развитие и развитие в целом обусловливается фактором наследственности. Наследственность передает ребенку основные биологические признаки человека. От родителей наследственно передается ряд рефлексов, характер обмена веществ, тип нервной деятельности и анатомическое строение. По наследству не передаются приобретенные в течении всей жизни свойства и навыки, но каждый родившийся ребенок обладает большими задатками, но генов одаренности наука не выявила. Развитие и формирование ребенка зависит от социальной структуры общества, от заботы, усилий и желания родителей, от условий воспитания и обучения.
    Врожденные особенности человека относятся к биологическому фактору. Особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внутренних и внешних причин называют врожденными особенностями. Кризисы возрастного развития воздействуют на личность человека. Изменения личности человека, которые появляются в период возрастных кризисов, могут оказаться отрицательными или аномальными. К биологическому фактору относится состояние здоровье, которое оказывает влияние на становление человека как личности. Успешному развитию способствует хорошее состояние здоровья.  Плохое здоровье замедляет процесс развития, который сказывается на психологии человека как личности.
    Личность – субъект собственной жизнедеятельности, который строит свои витальные контакты с миром; субъект деятельности общения, субъект деятельности самосознания, «открытие» человеком собственного «Я» в процессе возрастного развития. Так характеризует личность В.А. Петровский – Доктор психологических наук, член – корреспондент РАО.
    На этапе становления зрелой личности продолжаются процессы формирования осознанной самостоятельности, заложенный в подростковом возрасте. Личность переходит к освоению новых ролей профессионализма, готового к принятию решений, семейного человека, способного позаботиться о других и уметь брать на себя ответственность за воспитание детей. Взрослый период жизни человека является этапом формирования совершенствования личности и зрелости. Завершится он с углубленным развитием личностных качеств. Зрелый человек становится наставником для других, помогая им на пути личностного развития.

  4. Готовые аргументы для сочинения ЕГЭ, в которых подчеркивается:

    Проблема роли семьи в формировании личности ребенка
    Проблема вляиния родителей на развитие личности человека
    Проблема преемственности поколений
    Проблема воспитания
    Возможные тезисы:
    Чаще всего дети вырастают такими же, как и их родители
    Именно в семье в личности ребенка закладываются нравственные ценности и жизненные принципы
    Дети перенимают от родителей, которые служат для них примером, как положительные, так и отрицательные черты

    Д. И. Фонвизин комедия «Недоросль»
    Ярким примером влияния родителей на формирование личности ребенка является комедия Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова вкладывала немалые суммы в образование единственного сына. Она любила Митрофанушку всем материнским сердцем и чрезмерно баловала его, жалела и лелеяла без повода, не замечая недостатков сына. Ребенок, понимая свою ценность в глазах матери, пользовался своим положением. Излишняя опека Простаковой привела к тому, что юноша вырос ленивым, эгоистичным и необразованным человеком, неспособным любить даже собственную мать.
    (69 слов)
    Доказательством того, что дети многое перенимают от родителей, может послужить комедия Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова нанимала учителей для сына, хотя сама была неграмотной. На глазах Митрофанушки она колотила слуг, оскорбляла мужа, проявляла полное неуважение к окружающим и вела себя по-хамски, или же, наоборот, льстила богатым гостям. Неудивительно, что юноша вырос таким же и вел себя грубо даже по отношению к собственной матери. Увидев, как сын отталкивает самого родного человека, Стародум подвел итог: «Вот злонравия достойные плоды!»
    (76 слов)
    Б. Л. Васильев роман «Не стреляйте в белых лебедей»
    Проблема влияния семьи на личность ребенка затрагивается и в романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Егор Полушкин, главный герой, проявлял трепетное и бережное отношение ко всему живому. Его сын Колька перенял от отца любовь к природе. Когда мальчик узнал, что живодер Вовка собирается насмерть замучить щенка, он, не задумываясь, отдал свой спиннинг ради спасения животного, хоть и понимал, что больше ему такого никогда не подарят.
    (66 слов)
    В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» показывается, как похожи дети на своих родителей. Бурьянов, будучи лесничим, злоупотреблял своим положением. Вырубал лес, обдирал липы, не следил за порядком на вверенной ему территории. Не далеко отца ушел и Вовка, который за деньги провожал туристов туда, где охота и рыбалка были запрещены.
    (51 слово)
    В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» показано, что дети перенимают от родителей как положительные, так и отрицательные черты. Егор Полушкин любил все живое, и его сын был таким же: писал стихи про бережное отношение к природе, а ради спасения щенка отдал свой новенький спиннинг живодеру. Лесничий Бурьянов, пользовался своим положением, вырубал лес, обдирал липы, что служило не лучшим примером для его сына Вовки. Мальчик рос безжалостным и алчным шантажистом.
    (71 слово)
    А. С. Пушкин повесть «Капитанская дочка»
    Проблема влияние семьи на личность человека затронута и в повести Пушкина «Капитанская дочка». Андрей Гринев уделял большое внимание воспитанию сына, желая, чтобы мальчик стал настоящим мужчиной. Провожая Петрушу на службу, отец дал ему наказ: «Береги платье снову, а честь смолоду». Возможно именно благодаря этому юноша проявлял себя с лучших сторон во время мятежа, демонстрируя отвагу, честность и жажду справедливости.
    (59 слов)
    Л. Н. Толстой роман «Война и мир»
    Ценности семьи передаются от родителей к детям и примером этому может послужить роман Толстого «Война и мир». В семье Ростовых, где нравственные ценности играли далеко не последнюю роль, дети: Николай, Петр и Наташа, – переняли от родителей такие качества, как открытость, честность и доброта. В семье Курагиных, где все решали деньги, Элен и Анатоль выросли такими же корыстными и эгоистичными, как их отец.
    (63 слова)

  5. Семья Вити из произведения «Конь с розовой гривой» – бабушка и дедушка. Мать мальчика погибла, а отец давно бросил жену и ребенка. Ребенок часто вспоминает о маме, грустит за ней. Но любовь и забота бабушки и дедушки не позволяют ему чувствовать себя несчастным, обделенным. Родные люди учат Витьку быть добрым и честным. Мальчик знает, что в любой ситуации он может обратиться за помощью к дедушке и тот не откажет. Так было и после того, как бабушка обнаружила обман с земляникой. Дедушка не сердился, не кричал на внука. Он помог помириться с бабушкой.
    В конце произведения видим уже повзрослевшего героя. Он вырос порядочным человеком, достойным уважения, ведь навсегда сохранил память о самых дорогих людях. Можно предположить, что судьба Вити сложилась бы совершенно по-другому, если бы его отдали в детский дом.
    Этот пример показывает, что семья играет важную роль в формировании личности, ведь моральные качества закладываются с детства.
    Членов семьи Курагиных из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» нельзя назвать дружными. Они не умеют любить друг друга. Отец имеет влияние в обществе, но собственные дети его не слушаются. Мать завидует красоте дочери. Дети живут каждый сам по себе. Они не желают помогать ни друг другу, ни родителями. Каждый озабочен своими проблемами. К чему это привело? Никто из семейства Курагиных не обрел счастья.
    Так Л.Н. Толстой показал, насколько важна для человека крепкая, любящая семья.
    Таким образом, семья влияет на характер человека, его взгляды, наконец, определяет его судьбу.

  6. 2. “Какую роль в становлении личности может играть семья”?.
    Как говорил Л. Н. Толстой «счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
    В романе «Война и мир»
    он ярко подчёркивает то, насколько огромна роль семьи в развитии отдельной личности и общества в целом. Дальнейшая судьба человека во многом зависит от того, как его воспитали и в какой обстановке он вырос, потому что далее, он сам будет строить свою жизнь, следуя установкам, традициям и моральным нормам, принятым в его семье.
    В своем романе «Война и мир»,
    основное внимание Толстой уделяет трём семьям, совершенно различным по характеру отношений между людьми внутри каждой из них. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. На их примере Толстой показывает, насколько сильно влияет сложившийся во время взросления менталитет на то, как люди строят свои отношения с другими и какие цели и задачи они ставят перед собой.
    В качестве наиболее яркого примера рассмотрим семью Ростовых. Отец семейства- чуткий и заботливый граф Илья Николаевич Ростов. И его супруга графиня Ростова – душевная, гостеприимная хозяйка, любящая своих детей. Примером достойного воспитания может служить тот факт, что при первой необходимости сын Ростовых Петя, без страха и сомнений,  отправляется добровольцем на войну, где и погибает, или Наташа, которая после смерти брата берет на себя большую часть горя матери, ухаживает за ней, поддерживает ее, во всем, как и подобает любящей дочери.
    Во втором случае это семья Болконских. Князя Николая Болконского лучше всего можно охарактеризовать цитатой Толстого: «он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Все время Николая Болконского занято обучением дочери, написанием мемуаров, управлением поместьем и так далее. Князь Болконский – старый военный, и его образ в романе – это воплощение Толстым всего поколения русских патриотов. Его сын, князь Андрей, становится достойным наследником своего отца: он направляет все свои силы на помощь Отечеству, служит в армии; бездействие же, наоборот, угнетает его.
    Воспитание отца сыграло огромную роль в становлении Андрея Болконского.
    Показательным примером может так же служить семья Курагиных. Отец семейства, Василий Курагин – расчетливый и хитрый человек, старый придворный, хорошо знающий, что «влияние в свете есть капитал» и обладающий особым талантом извлекать из него выгоду. То же можно сказать о его дочери, Элен Курагиной, которая таким же капиталом считает не влияние, но собственную красоту. Элен выходит замуж для того, чтобы получить состояние Пьера, ей чужды патриотизм, духовность или высокие чувства. Она является своеобразным отражением общества, в котором вращается и, в высокой степени, своей семьи. Итак, на примерах героев из романа Толстого, мы можем убедиться, что роль семьи огромна и невероятна по своей значимости. Семья, действительно, играет очень важную роль в становлении личности, уже с детства вкладывая и развивая в нас те знания, черты характера и нормы поведения, которые смогут помочь в будущем всем нам стать по-настоящему достойными людьми.

  7. Латыпова А.С.
    МОБУ СОШ с. имени Восьмое Марта
    Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности»
    Цели:
    1.      выявление особенностей взаимоотношений в семье;
    2.       разработка основных правил семейного воспитания.
    Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
    Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок   зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Хотелось бы поговорить о том, какую роль играют семья и школа в воспитании детей, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий  которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями.
    Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские.
    Школа может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка- чтобы его любили таким, какой он есть.
    Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придаётся большого значения. Часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы, предостерегаем  от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём же здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим?
    Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши срывы, как бы мы ни старались их скрыть.
    Ребёнок учится тому,
    Что видит у себя в дому.
    Родители – пример ему!
    Кто при жене и детях груб,
    Кому язык распутства люб,
    Пусть помнит, что  с лихвой получит
    От них всё то, чему их учит.
    Коль видят нас и слышат дети,
    Мы за дела свои в ответе
    И за слова: легко толкнуть
    Детей на нехороший путь.
    Держи в приличии свой дом,
    Чтобы не каяться потом.
    Какой же должна быть подлинная родительская любовь?
    Каким вырастет ребенок, во многом зависит какое он занимает положение в семье.
    Благополучное, когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он  уважает других;
    Неблагополучное, когда он баловень семьи, а затем нередко—деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он—«квартирант».
    У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит каким вырастет ваш ребенок. Школа—что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки—вот что формирует поведение ребенка, а не слова и  нравоучения.
    Семья- это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.
    Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов.
    В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.
    В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.
    Семья – это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.
    Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи
    особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает другие
    воспитательные процессы. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Всё это позволило педагогам вывести определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше
    влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Редко, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой вырастет в ней человек.
    Эта зависимость используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребёнком, чтобы понять в какой семье он воспитывается.
    Точно так же не составит труда, пообщаться с родителями, установить какие в их семье вырастут дети. Семья и ребёнок – зеркальное отражение друг друга.
    Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.
    Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной или неполной.
    Основные задачи семьи ( создание условий для роста ребёнка, передового опыта создания и сохранения семьи, обучение необходимым умениям и навыкам, обеспечение защиты ребёнка, воспитание у ребёнка ценностного отношения к себе и другим людям)
    Семейное воспитание- сложная система. На него влияют наследственность и природное здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребёнку. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
    Каковы же задачи семьи?
    Они состоят в том , чтобы :
    – создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;
    -обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;
    – передать опыт создания и сохранения семьи , воспитания в ней детей и отношения к старшим;
    – научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
    -воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
    Нравственные начала у ребенка формируются на основе и в связи с интенсивным умственным развитием ребенка, показателем которого являются его действия и речь. Поэтому важно обогащать словарь детей, в разговоре с ними подавать образец хорошего произношения звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи родители должны учить детей наблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои.
    Развитие речи является показателем повышения общей культуры ребенка, условием его умственного, нравственного и эстетического развития.
    Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей.
    Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.
    Нормальная семейная атмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к
    достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
    Особое место в воспитании ребенка в семье следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребенок особенно любит слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях. В сказке побеждает
    всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к судьбе героя он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С поступлением ребенка в школу, когда он научится читать, важно закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения.
    Трудно переоценить значение труда в жизни человека. Физический труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов человека улучшает все физиологические процессы в организме – правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребенка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.
    Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. По тому, как ребенок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности.
    Родительский пример и авторитет – специфическая форма передачи социального, в том числе нравственного опыта старшего поколения младшему, важнейший механизм социального наследования. Отец и мать в глазах ребенка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребенком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.
    В чём же должен состоять настоящий родительский авторитет в семье? Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.
    Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Семья отвечает за население в целом и за своих детей в частности.
    Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим поведением. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Как вы сидите, смеетесь, как качаете ногой, как отзываетесь от том, или другом человеке, выражение при этом вашего лица – все это и многое другое очень важно и значимо для вашего ребенка. Дети, словно губки – воду , впитывают в себя всю информацию вашего поведения.
    По мимо всего прочего, ребенок очень чувствителен к вашему настроению, не смотря на свой маленький возраст. Он очень наблюдателен, и любую, маломальскую перемену в вашем поведении, настроении, тоне, ребенок, чувствует с полной силой
    Вся жизнь в семье – это образовательный процесс для ребенка и педагогический для родителя. Учите своим примером! Важны любые ситуации – как вы го кормите, как вы его укладываете спать, как вы его будете, как
    провожаете в детский садик, школу, как расстаетесь с ним, как встречаетесь, что при этом рассказываете друг другу.
    Самое главное в этом – не забывайте поощрять своего малыша, хвалить, даже награждать за то или иное действие, поступок.
    Старайтесь как можно меньше ругать его, тем более не делайте это публично.
    Итак, какие же выводы можно сделать?
    1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
    2. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие.
    3. Не применять к детям физических мер воздействия. Бить детей – это не педагогический приём, он не принесёт положительных результатов в воспитании.
    Никогда нельзя забывать о том, что семья – первая и самая важная школа, основа основ, для маленького, но уже – человека.

  8. Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её
    членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к
    другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие
    детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для
    эмоционального и нравственного формирования личности.
    Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В
    процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье,
    ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким
    будет ребёнок, зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь
    многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Хотелось бы
    поговорить о том, какую роль играют семья и школа в воспитании детей, так как
    семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий
    которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить
    полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую
    личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь
    с детьми своей добротой, опытом и знаниями.
    Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и
    просветительские.
    Школа может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, она никогда
    не сможет конкурировать с семьёй.
    Семья – главный институт воспитания. Всё, что человек приобретает в семье, он
    сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней
    человек проводит большую часть своей жизни. Именно в семье закладываются основы
    личности. Она начинает формироваться у ребёнка с первых дней жизни в процессе
    близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и
    другими родственниками. Семья – социально-педагогическая группа людей,
    предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и
    самоутверждении каждого её члена. Семье принадлежит основная роль в формировании
    нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или
    разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее
    членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя
    другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья способствует
    появлению у личности образа своего “Я”.В семье формируется личность не только
    ребенка, но и его родителей. Семья – это такое образование, которое “
    охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. Определяющая роль семьи
    обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни
    растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой
    обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии
    жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. Семья отражает
    и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и трудовые
    коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Всё это позволяет
    вывести определённую зависимость: успешность формирования личности
    обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на
    воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания
    личности. Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления
    личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и
    государство в организации правильного воспитательного воздействия. Родители –
    первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо
    утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше
    влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем
    остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и
    учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей.
    Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение
    уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.
    В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными
    контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает
    душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий.
    Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства
    материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой
    привязанности детей и родителей. Ребенок видит семью в качестве окружающих его
    близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от
    состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям
    человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды,
    строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как
    человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
    Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в
    какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной
    или неполной.
    Семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать
    старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. В
    общении с близкими, в совместном бытовом труде у ребёнка формируется чувство
    долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со
    взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают
    грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность,
    нечестность и неискренность родителей. Семья располагает благоприятными
    условиями для воспитания у детей чувства прекрасного. Это начинается у ребенка
    со знакомства с красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной
    квартирой. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении
    театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с
    ее красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. При общении с природой
    ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в
    это время и происходит воспитание чувств. Большую воспита-тельную силу имеет
    эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями
    учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит
    манере правильно и красиво одеваться. Успех воспитания в семье может быть
    обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и
    всестороннего развития ребенка.
    Любовь к детям может быть разной. Именно семья является самым мощным
    средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды
    у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания,
    главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих
    детей. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть.
    Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: “Там, где нет мудрости
    родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)”. Эта
    уродливая любовь к детям имеет много разновидностей. Вот некоторые из них:
    любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Любовь умиления – самое
    печальное в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, наивная
    любовь. К чему она может привести?
    Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом
    обществе есть понятия: “можно”, “нельзя”, “надо”. Ему кажется, что ему всё
    можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться.
    У него складывается убеждение, что он приносит счастье, радость родителям и
    другим людям уже тем, что он просто живёт на свете.
    Деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребёнка с малых
    лет извращается представление о доброте, он перестаёт верить в человека и
    человечность.
    В обстановке мелочных придирок, постоянных упрёков маленький человек
    ожесточается.А это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей
    властью. Ребёнка нужно поощрять, нужно поощрять его желание быть хорошим.
    Любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в
    обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей
    как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных
    обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточно
    внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты.
    Взаимодействия педагога с родителями.
    Участниками образовательного процесса являются учащиеся, педагоги и родители.
    Поэтому очень важно, как складываются отношения между ними. Для формирования
    сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое
    целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если
    организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это
    способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между
    родителями и детьми. Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и
    педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие
    взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же
    детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и
    родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов
    на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные
    задачи, пути достижения намеченных результатов. Как педагоги, так и родители
    желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители – это взрослые люди,
    имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в
    решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный
    совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать
    ребенка, увидеть его в разных ситуациях, тот есть , помочь взрослым в понимании
    его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его
    негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных
    ориентаций. Определяющую роль в установлении сотруднического взаимодействия
    выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное
    доверие возможны, если педагог советует, размышляет вместе с ними,
    договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию
    необходимости приобрести педагогические знания. Вся атмосфера взаимодействия,
    общения педагога с родителями должна показать, что родители – союзники педагога,
    и он не может обойтись без их совета и помощи.
    Заключение.
    Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания.
    Существуют, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие и становление
    личности – среда обитания, среда обучения, среда отдыха. Но семья несет
    главенствующую в этом функцию. Все хорошее и все плохое человек получает из
    семьи.
    Основные задачи семьи состоят в том, чтобы:
    – создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;
    – обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;
    – передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения
    к старшим;
    – научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и
    помощь близким;
    – воспитать чувство собственного достоинства.
    Воспитательный процесс происходит каждую секунду. Всегда вспоминайте слова
    Макаренко “Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь”.
    Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно
    смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим
    поведением. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с
    незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Иногда
    противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придаётся
    большого значения. Часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем
    детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы,
    предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём
    же здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда
    соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они
    видят наши срывы, как бы мы ни старались их скрыть.
    Ребёнок учится тому,
    Что видит у себя в дому.
    Родители – пример ему!
    Кто при жене и детях груб,
    Кому язык распутства люб,
    Пусть помнит, что с лихвой получит
    От них всё то, чему их учит.
    Коль видят нас и слышат дети,
    Мы за дела свои в ответе
    И за слова: легко толкнуть
    Детей на нехороший путь.
    Держи в приличии свой дом,
    Чтобы не каяться потом.
    Итак, какие же выводы можно сделать?
    1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
    2. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие.
    3. Не применять к детям физических мер воздействия. Бить детей – это не
    педагогический приём, он не принесёт положительных результатов в воспитании.

  9. Эссе
    “Краткая литературная энциклопедия”: “Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные”.
    Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.
    Структура и план эссе
    Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:
    · мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).
    · мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы (А).
    · Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут “перегрузить” изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
    Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
    вступление
    тезис, аргументы
    тезис, аргументы
    тезис, аргументы
    заключение.
    При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
    Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора).
    Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
    Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование “самого современного” знака препинания – тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.
    Пример Эссе, не как идеальный образец, до этого далеко, а для того, чтобы вы увидели СТРУКТУРУ Эссе.
    Эссе «Роль семьи в становлении личности ребенка»
    Традиционно принято считать семью главным институтом воспитания ребенка, развития его личности. Семья может сыграть как положительную, так и отрицательную роль в формировании взглядов и поведении «маленького человечка». Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких людей – отец, мать, брат, сестра, бабушка и дедушка, не относится к ребенку лучше, не любит его больше. И никакой социальный институт не нанесет столь большего вреда в воспитании, чем семья.
    Сильное влияние на личность ребенка оказывают отношения внутри семьи, традиции семьи, верования и тому подобное. Если отец и мать постоянно сорятся, ругают без повода ребенка или же по пустяку, то в будущем это скажется на его поведении. Он станет грубым, невоспитанным и необузданным. Если же родители поощряют за достойные личностные победы, успехи, адекватно, спокойным тоном объясняют ребенку в определенной ситуации, что так делать нельзя, что лучше поступить так, то и вырастет соответственно гармонически развитый человек.
    Задача родителей, прежде всего, состоит в правильном «показе» ребенку окружающего мира; не нужно забывать, что и правила поведения – тоже одна из важнейших задач в воспитании.
    Что же касается примеров? А именно, примеров из художественной литературы?
    Их невероятное множество в русской литературе, но я хочу выделить два очень наглядных и диаметрально противоположных по отношению друг к другу примера.
    Первое произведение – «Недоросль» Фонвизина. Стоит отметить, что в семье их нет не любви, не согласия. Главная – мать, госпожа Простакова. Она всем управляет и руководит в доме. Всё и вся находится в её ежовых рукавицах. Главный предмет её обожания – единственный сын, Митрофанушка. Она слепо любит его, позволяет всё и не запрещает ничего. Из-за такого воспитания Митрофан вырастает грубияном (обижает своих слуг) и эгоистом (ненавидит свою семью).
    Второй пример – «Война и мир» Толстого
    Писатель утверждал, что “люди как реки”: каждый имеет свой исток, своё русло. С истока — с колыбельной матери, с тепла родного очага, с заботы родных — начинается человеческая жизнь. И в какое русло она войдёт, во многом зависит от семьи, семейного уклада и традиций. Главные качества членов семьи Ростовых — абсолютная искренность, доверчивость, естественные движения души. Не случайно и мать, и дочь носят одно имя — этим подчёркивается их близость. А об отце, графе Илье Андреевиче, Толстой скажет: “Он — сама распущенная доброта”. Чуткая, отзывчивая, восторженная и ранимая Наташа, наделённая счастливым даром “читать тайное” людей и природы; очаровательный в своей наивности и душевной щедрости Петя; открытый, прямодушный Николай — все они унаследовали от родителей способность к сочувствию, сопереживанию, соучастию. Ростовы — настоящая семья, в которой царят мир, согласие, любовь.
    Подытожив, я с уверенностью могу сказать, что именно семья оказывает колоссальное влияние на личность ребенка.
    Зверков Матвей, 205 группа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *