Сочинение на тему календарь

8 вариантов

  1. Июнь, по-славянски «червень», — красный месяц, румянец года. Исстари для получения красной краски использовали насекомое — червеца. Отсюда и название: «червлен стяг». Это цвет древних боевых знамен славянских дружин на Руси, на­циональный, народный, исстари любимый русскими красный цвет. Невольно вспомнишь и червонное золото, хорошо извест­ное нашим праотцам…
    Есть и красильная трава — червеница (красный корень, ру­мянка). Червеницей окрашивалась одежда русских богатырей. Красным корнем румянились в старину боярышни и кресть­янские девушки. Отсюда и название этой травы — румянка.
    Наступило лето. На лесных полянах некошеная трава выше колен. На солнцепеке закраснела земляника. Обильно цветут малина, брусника, шиповник. Набирает бутоны липа…
    После полосы дождей и холодов пришло долгожданное теп­ло. В лесу все стало ярким, сочным. В пору идти с кошелками за ягодами.
    В июле весь лес хорош, но некоторые деревья заслуживают особого восхищения, и прежде всего это липа. Мимо липы пройти невозможно: останавливает сильный аромат. Упива­ются нектаром труженицы-пчелы. Весь день слышно их жуж­жанье и гуденье. Стихия медовой поры. Недаром в старину и месяц июль, и мед с лип носили одно чисто русское название: «липец».

  2. Календарь- история и будущее.
    Преподаватель: Баркина Л.Н.
    Студент: Мостяев Н.И. (гр. 19ПВ-901П)
    20 октября 2001г.
    ПЛАН
    I. Определение календаря.
    Единицы измерения времени.
    II. История нашего календаря.
    1. Семидневная неделя:
    а) происхождение;
    б) название дней недели.
    2. Древнеримский календарь:
    а) сельскохозяйственный кален-
    дарь;
    б) месяцы и вставные дни.
    3. Юлианский календарь.
    4. Введение «нового стиля»:
    а) причины календарной рефор-
    мы;
    б) григорианская реформа;
    в) введение Григореанского ка-
    лендаря в России.
    5. Дамоклов меч реформы.
    6. Проекты календарей :
    а) 13-месячный ;
    б) 12-месячный .
    7. Позиция церкви.
    Мы так привыкли пользоваться календарем,
    что даже и не вполне отдаем себе отчет в том,
    как велика в нашей жизни и во всем нашем
    мышлении роль упорядоченного счета времени;
    между тем нетрудно видеть, что никакая куль-
    тура невозможна без него.
    Н.И.Идельсон
    Календарем принято называть определенную систему счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Само же слово календарь произошло от латинских слов “caleo ” — провозглашать и “calendarium ” — долговая книга. Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе — что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.
    В том, что время течет, мы убеждаемся, наблюдая движение, развитие окружающих нас материальных тел. Измерять же промежутки времени оказалось возможным, сопоставляя их с явлениями, которые повторяются периодически. Таких периодических явлений в окружающем нас мире находится несколько. Это прежде всего смена дня и ночи, которая дала людям естественную единицу времени — сутки , затем смена фаз Луны, происходящая на протяжении так называемого синодического месяца ( от греческого «синодос» — сближение; имелось в виду ежемесячное сближение Луны и Солнца на небе, при этом иногда Луна находит на Солнце на небе — происходит солнечное затмение ) и, наконец, смена времен года и соответствующая ей единица счета — тропический год ( от греческого «тропос» — поворот: тропический год — промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, досигнув наибольшей величины, снова уменьшается ).
    Трудности, возникающие при разработке календаря, обусловлены тем, что продолжительность суток, синодического месяца и тропического года несоизмеримы между собой. Неудивительно поэтому, что в одних местах люди считали время единицами, близкими к продолжительности синодического месяца, принимая в году определенное ( например, двенадцать ) число месяцев и не считаясь с изменением времени года. Так появились лунные календари . Другие измеряли время такими же месяцами, но продолжительность года стремились согласовать с изменениями времен года ( лунно-солнечный календарь ). Наконец третьи за основу счета дней принимали смену времен года, а смену фаз Луны вообще не принимали во внимание ( солнечный календарь ).
    ИСТОРИЯ НАШЕГО КАЛЕНДАРЯ.
    Семидневная неделя.
    Происхождение семидневной недели. Искусственные единицы измерения времени, состоящие из нескольких (трех, пяти, семи и т.д.) дней, встречаются у многих народов древности. В частности, древние римляне вели счет дням «восьмидневками» — торговыми неделями, в которых дни обозначались буквами от А до Н; семь дней такой недели были рабочими, восьмые — базарными.
    Но вот уже у известного иудейского историка Иосифа Флавия ( 37 — ок. 100 г. н. э. ) читаем: «Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распостранился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день». Откуда же «пошла есть» эта семидневная неделя ?
    Обычай измерять время семидневней неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и, по всей вероятности, связан с изменением фаз Луны. В самом деле, продолжительность синодического месяца составляет 29,53 суток, причем люди видели Луну на небе около 28 суток: семь дней продолжается увеличение фазы Луны от узкого серпа до первой четверти, примерно столько же — от первой четверти до полнолуния и т. д.
    Но наблюдения за звездным небом дали еще одно подтверждение «исключительности» числа семь. В свое время древневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь «блуждающих» светил, которые позже были названы планетами ( от греческого слова «планэтэс», которое и означает «блуждающий»). Предполагалось, что эти светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. В Древнем Вавилоне возникла астрология — верование, будто планеты влияют на судьбы отдельных людей и целых народов. Сопоставляя определенные события в жизни людей с положением планет на звездном небе, астрологи полагали, что такое же событие наступит снова, если это расположение светил повторится.* Само же число семь — количество планет стало священным как для вавилонян, так и для многих других народов древности.
    *СТОНХЕНДЖ (Stonehenge), крупнейшая мегалитическая культовая постройка 2-го тыс. до н. э. в Великобритании, близ г. Солсбери. Земляные валы, огромные каменные плиты и столбы образуют концентрические круги. Некоторые ученые считают Стонхендж древней обсерваторией.
    Название дней недели. Разделив сутки на 24 часа, древневавилонские астрологи составили представление, будто каждый час суток находится под покровительством определенной планеты, которая как бы «управляет» им. Счет часов был начат с субботы: первым ее часом управлял Сатурн, вторым — Юпитер, третьим Марс, четвертым — Солнце, пятым — Венера, шестым — Меркурий и седьмым — Луна. После этого цикл снова повторялся, так что 8-м, 15-м и 22-м часами «управлял» Сатурн, 9-м, 16-м, 23-м — Юпитер и т.д. В итоге получилось что первым часом следующего дня, воскресенья, «управляло» Солнце, первым часом третьего дня Луна, четветого — Марс, пятого — Меркурий, шестого — Юпитер и седьмого — Венера. Соответственно этому и получили свое название дни недели.
    Эти названия дней недели именами богов перекочевали к римлянам, а затем в календари многих народов Западной Европы. На латинском, русском и английском языках они выглядят так :
    Русское Латинское Перевод с латинского Англий-ское Понедельник Dies Lunae день Луны Monday Вторник Dies Martis день Марса Tuesday Среда Dies Mercurii день Меркурия Wednesday Четверг Dies Jovis день Юпитера Thursday Пятница Dies Veneris день Венеры Friday Суббота Dies Saturni день Сатурна Saturday Воскресенье DiesSolis день Солнца Sunday Сегодня почти все народы мира пользуются солнечным календарем, практиески унаследованном от древних римлян. Но если в своем нынешнем виде этот календарь почти идеально соответствует годичному дви-жению Земли вокруг Солнца, то о его первоначальном варианте можно сказать лишь «хуже было некуда». А все вероятно потому, что, как заметил римский поэт Овидий ( 43 г. до н. э. — 17 г. н. э. ), древние римляне лучше знали оружие, чем звезды…
    Древнеримский календарь.
    Числа месяца Название месяца. Январь, август, декабрь. Март, май, июль, октябрь. Апрель, июнь, сентябрь, ноябрь. Февраль. 1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Календы.
    IV
    III от нон
    Канун.
    Ноны.
    VIII день
    VII
    VI
    V от ид
    IV
    III
    Канун.
    Иды.
    XIX день
    XVIII
    XVII
    XVI
    XV
    XIV
    XIII
    XII от
    XI календ
    X след.
    IX месяца
    VIII
    VII
    VI
    V
    IV
    III
    Канун.
    Календы.
    VI
    V
    IV от нон
    III
    Канун.
    Ноны.
    VIII
    VII
    VI
    V от ид
    IV
    III
    Канун.
    Иды.
    XVII
    XVI
    XV
    XIV
    XIII
    XII от
    XI календ
    X след.
    IX месяца
    VIII
    VII
    VI
    V
    IV
    III
    Канун.
    Календы.
    IV
    III от нон
    Канун.
    Ноны.
    VIII
    VII
    VI
    V от ид
    IV
    III
    Канун.
    Иды.
    XVIII
    XVII
    XVI
    XV
    XIV
    XIII
    XII от
    XI календ
    X след.
    IX месяца
    VIII
    VII
    VI
    V
    IV
    III
    Канун.
    Календы.
    IV
    III от нон
    Канун.
    Ноны.
    VIII
    VII
    VI
    V от ид
    IV
    III
    Канун.
    Иды.
    XVI
    XV
    XIV
    XIII
    XII от
    XI календ
    X след.
    IX месяца
    VIII
    VII
    VI
    V
    IV
    III
    Канун.
    Сельскохозяйственный календарь. Как и их соседи греки, древние римляне определяли начало своих работ по восходу и заходу отдельных звезд и их групп, т.е. они связывали свой календарь с годичным изменением вида звездного неба. Едва ли не главным «ориентиром» при этом был восход и заход ( утренний и вечерний ) звездного скопления Плеяды, которое в Риме именовалось Вергилиями. Начала многих полевых работ здесь связывали и с фавонием — теплым западным ветром, который начинает дуть в феврале ( 3 — 4 февраля по современному календарю ). По свидетельству Плиния, в Риме «с него начинается весна». Вот несколько примеров проведенной древними римлянами «привязки» полевых работ к изменению вида звездного неба :
    «Между фавонием и весенним равноденствием подрезают деревья, окапывают лозы… Между весенним равноденствием и восходом Вергилий ( утренний восход Плеяд наблюдается в середине мая ) пропалывают нивы…, рубят иву, огораживают луга…, следует сажать маслины».
    «Считают, что не следует начинать сев до (осеннего) равноденствия, потому что если начнется непогода, то семена станут гнить… От фавония до восхода Арктура
    ( с 3 по 16 февраля ) рыть новые канавы, производить обрезку в виноградниках “*).
    Следует, однако, иметь в виду, что этот календарь был переполнен самыми невероятными предрассудками. Так, луга следовало удобрять ранней весной не иначе, как в новолуние, когда молодой месяц еще не виден
    (»тогда травы будут расти так же, как и молодой месяц”), а на поле не будет сорняков. Яйца под курицу рекомендовалось подкладывать только в первую четверть фазы Луны. Согласно Плинию, «всякая рубка, обрывание, стрижка принесут меньше вреда, если их делать, когда Луна на ущербе». Поэтому тот, кто решил стричся когда «Луна прибывает», рисковал облысеть. А если в указанное время срезать листья на дереве, то оно вскоре потеряет все листья. Срубленному в это время дереву грозила гниль… Такие предрасудки существовали во всех календарях того времени.
    Месяцы и вставные дни. Остановимся на общей структуре древнеримского календаря, сложившейся в середине I в. до н. э.
    В указанное время год римского календаря с общей
    продолжительностью в 355 дней состоял из 12 месяцев с таким распределением дней в них :
    Мартиус 31 Квинтилис 31 Новембер 29 Априлис 29 Секстилис 29 Децембер 29 Майус 31 Септембер 29 Януариус 29 Юниус 29 Октобер 31 Фебруариус 28 *) Варрон. Сельское хозяйство. — Изд. АН СССР, 1963 г.
    О добавочном месяце Мерцедонии речь пойдет ниже.
    Как видно, за исключением одного, все месяцы древнеримского календаря имели нечетное число дней. Это обясняется суеверными представлениями древних римлян, будто нечетные числа счастливые, тогда как четные приносят несчастья. Год начинался с первого числа марта. Этот месяц был назван Мартиусом в честь Марса, которого первоначально почитали как бога земледелия и скотоводства, а позже как бога войны, призванного защищать мирный труд. Второй месяц получил название Априлис от латинского aperire — раскрывть, так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях или от слова apricus — «согреваемый Солцем». Он был посвящен богине красоты Венере. Третий месяц Майус посвящался богине земли Майе, четвертый Юниус — богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера. Названия шести дальнейших месяцев были связаны с их положением в календаре: Квинтилис — пятый, Секстилитис — шестой, Септембер — седьмой, Октобер — восьмой, Новембер — девятый, Децембер — десятый.
    Название Януариса — предпоследнего месяца древне-римского календаря — происходит, как полагают, от слова janua — «вход», «дверь». Месяц был посвящен богу Янусу, который, по одной из версий, считался богом небесного свода, открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце. В Риме ему было посвящено 12 алтарей — по числу месяцев в году. Он же был богом входа, всяких начинаний. Римляне изображали его с двумя лицами: одним, обращенным вперед, бог будто бы видит будущее, вторым, обращенным назад, созерцает прошедшее. И, наконец, 12-й месяц был посвящен богу подземного царства Фебрусу. Само же его название происходит, по-видимому, от februare — «очищать», но, возможно и от слова feralia. Так римляне называли приходившуюся на февраль поминальную неделю. По истечении ее, в конце года они совершали очистительный обряд ( lustratiopopuli ) «для примирения богов с народом». Возможно, из-за этого они и не могли делать вставку дополнительных дней в самом конце года, а производили ее, как мы это увидим далее, между 23 и 24 февраля.
    Продолжительность года в 355 дней была на 10,242 суток короче тропического. Но в хозяйственной жизни римлян важную роль играли земледельческие работы — сев, сбор урожая и т. д. И чтобы держать начало года вблизи одного и того же сезона, они делали вставку дополнительных дней. При этом римляне из каких-то суеверных побуждений не всавляли целого месяца отдельно, а в каждом втором году между 23 и 24 февраля «вклинивали» попеременно 22 или 23 дня. В итоге число дней в римском календаре чередовалось в таком порядке :
    355 дней,
    377 ( 355 + 22 ) дней,
    355 дней,
    378 ( 355 + 23 ) дней.
    Вставные дни ( diesintercalares ) получили название месяца Мерцедония, хотя древние писатели называли его просто вставочным месяцем — интеркалярием ( inter-calaris). Само слово «мерцедоний» происходит как будто от «mercesedis» — «плата за труд»: это будто бы был месяц, в котором производились расчеты арендаторов с владельцами имущества.
    Как видно, в результате таких вставок средняя продолжительность года римского календаря была равной 366,25 суток — на одни сутки больше истинной. Поэтому время от времени эти сутки из календаря приходилось выбрасывать.
    Юлианский календарь.
    Реформу календаря провел в 46 г. до н. э. римский верховный жрец, полководец и писатель Гай Юлий Цезарь ( 100 — 44 гг. до н. э. ). До этого Цезарь побывал в Египте, познакомился с египетским сонечным календарем и даже сам составил несколько не дошедших до нас трактатов по астрономии. Разработку нового календаря осуществила группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.
    В основу календаря, получившего позже название юлианского, положен солнечный год, продолжительность которого была принята равной 365,25 суток. Но в календарном году может быть лишь целое число суток. Поэтому предписывалось считать в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом — 366 дней.
    Как прежде целый месяц Мерцедоний, так и теперь этот один день решили «упрятать» между 24 и 25 февраля. Дополненный год позже был назван annusbissextus, откуда и пошло наше слово високосный .
    Юлий Цезарь упорядочил также число дней в месяцах по такому принципу: нечетный месяц имеет 31 день, четный — 30. Февраль же в простом году — 29, в високосном — 30 дней. Кроме того он решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на первое января.
    В благодарность за реформу, а так же учитывая выдающиеся военные заслуги Юлия Цезаря ( который был убит через два года после реформы ), римский сенат переименовал месяц Квинтилис ( в этом месяце Цезарь родился ) в Юлиус.
    Вскоре, однако, римские жрецы запутали календарь объявляя високосным каждый третий год календаря. Эту ошибку исправил император Август. Таким образом, юлианский календарь начал нормально функционировать с 1 марта 4 г. н. э. В связи с этим сенат, учитывая большие военные победы и в благодарность за исправление календаря, переименовал месяц Секстилис в месяц Августус. Но продолжительность этого месяца была установлена Юлием Цезарем в 30 дней, теперь же к нему добавили еще один день, отняв его от Фебруариуса. А чтобы три месяца — Юлиус, Августус и Септембер — не имели подряд по 31 дню, то от Септембера один день был перенесен на Октобер, а от Новембера — один день на Децембер. Тем самым было нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось на четыре дня короче второго. И после Августа некоторые императоры стремились увековечить свое имя в календаре. Но эти желания властелинов были отвергнуты самим временем…
    В 324г. римский император Константин ( ок. 285 — 337 гг. ) провозгласил христианство государственной религией. Через год в 325 г. он созвал в городе Никее церковный собор, на котором обсуждению подвергся и вопрос о дате празднования пасхи. И начиная с IVв. н.э. христианская церковь связала свой годичный цикл праздников с юлианским календарем. Но в результате разной продолжительности тропического и года юлианского календаря за каждые 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки. И все праздники передвигались «вперед»: весенние — на лето, летние — на осень. Поэтому церковь и стала инициатором последующей календарной реформы.
    Введение «нового стиля».
    Причины календарной реформы. В конце III в. н.э. весеннее равноденствие приходилоь на 21 марта. По-видимому, «отцы церкви», учавствовавшие в работе Никейского собора, полагали, что так оно и будет. Но в результате вышеупомянутой ошибки, как дата весеннего равноденствия, так и даты пасхальных новолуний, принятые в качестве основы для расчета пасхи, уже не соответствовали реальным асторономическим явлениям.
    Поэтому проблема календарной реформы обсуждалась католической церковью на Базельском (1437 г.), Латеранском (1512-1517 гг.) и Тридентском (1545-1563 гг.) соборах.
    Григорианская реформа. Реформу календаря осуществил папа Григорий XIII на основе проекта итальянского врача и математика Луиджи Лилио.
    Весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта, «на свое место». А чтобы ошибка в дальнейшем не накапливалась, было решено из каждых 400 лет выбрасывать трое суток. Принято было считать простыми те столетия, число сотен которых не делится без остатка на 4.
    Такая система получила название григорианской, или «нового стиля». В противовес ей за юлианским календарем укрепилось название «старого стиля». Не все были согласны с новым календарем и это вызывало беспорядки*.
    * «КАЛЕНДАРНЫЕ БЕСПОРЯДКИ», движение оппозиции членов Большой гильдии, цеховых ремесленников и др. в Риге в 1584-89 против магистрата и Речи Посполитой. Повод — введение по указу польского короля григорианского календаря и восстановление прав иезуитов. Подавлены.
    Введение Григорианского календаря в России. Вопрос о реформе календаря в России поднимался неоднократно. В частности, с этим предложением выступала Российская Академия наук в 1830 г. Однако бывший в то время министром народного просвящения князь К.А.Ливен представил в своем докладе царю Николаю I реформу как дело «несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов». Также он докладывал, что выгоды от перемены календаря маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики”. Царь написал на этом докладе: «Замечания князя Ливена совершенно справедливы» — и вопрос был похоронен.
    Вопрос о реформе календаря в России был решен сразу после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже 16 ноября 1917 г. он был поставлен на обсуждение Совнаркома РФСФР, который 24 января и принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». В декрете говорилось: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Коммисаров постановляет ввести по истечении января месяца сего год в гражданский обиход новый календарь». Для этого: «Первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15 и т.д.».
    Паралельно с Григорианским каленедарем используются и другие календари -В ряде мусульманских стран пользуются лунным календарем, в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний. Лунный месяц (синодический) составляет 29 сут 12 ч 44 мин 2,9 с. 12 таких месяцев дают лунный год в 354 сут, который оказывается на 11 сут короче тропического года. В ряде стран Юго-Вост. Азии, Иране, Израиле существуют разновидности лунно-солнечного календаря, в котором смена фаз Луны согласуется с началом астрономического года. В таких календарях важную роль играет период в 19 солнечных лет, равный 235 лунным месяцам (т. н. Метонов цикл). Также создавались календари отменявшие современное летоисчесление например:
    ФРАНЦУЗСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ (революционный календарь), введен в период Великой французской революции декретом от 5 октября 1793. Отменил христианское летосчисление. Первым днем новой эры стал день провозглашения Республики (по григорианскому календарю — 22 сентября 1792). Год делился на 12 мес (по 30 сут): вандемьер, брюмер, фример, нивоз, плювиоз, вантоз, жерминаль, флореаль, прериаль, мессидор, термидор, фрюктидор. После 360 сут вводились 5 (в високосном году 6) «дополнительных» суток. Республиканский календарь действовал до 1 января 1806. (см. табл.)
    Название. Русское значение. Месяцы года. Вандемьер Сбор винограда Октябрь-ноябрь Брюмер Туманы Ноябрь-декабрь Фример Изморозь Декабрь-январь Нивоз Снег Январь-февлаль Плювиоз Дожди Февлаль-март Вантоз Ветры Март-апрель Жерминаль Всходы Апрель-май Флореаль Цветение Май-июнь Прериаль Луга Июнь-июль Мессидор Жатва Июль-август Термидор Жара Август-сентябрь Фрюктидор Плоды Сентябрь-октябрь Дамоклов меч реформы.
    Сегодня наш календарь с астрономической точки зрения является достаточно точным и, по существу, не требует никаких изменений. И все же о реформе его говорят уже десятилетиями. При этом имеют в виду не изменение типа календря, не введение новых приемов счета високосных годов. Нет, речь идет исключительно о перегруппировании дней в году с тем, чтобы уровнять длину месяцев, кварталов, полугодий, ввести такой порядок счета дней в году, при котором новый год приходиля бы на один и тот же день недели, например, на воскресенье.
    В самом деле, наши календарные месяцы имеют продолжительность в 28, 29, 30 и 31 день, длина квартала меняется от 90 до 92 дней, а первое полугодие на три-четыре дня короче второго. Вследствие этого усложняется работа плановых и финансовых органов. Неудобным является и то, что неделя начинается в одном месяце или квартале, а заканчивается в другом. Поскольку же год содержит 365 дней, то он заканчивается тем же днем, с которого он начался, а каждый новый год начинается с другого дня.
    Поэтому каждое государство тратит ежегодно крупные суммы на печатание новых календарей.
    На протяжении последних 160 лет выдвигались всевозможные проекты реформы календаря. В 1923 г. при Лиге Наций был создан специальный комитет по вопросам календарной реформы. После второй мировой войны этот вопрос был передан в руки Экономического и Социального Совета ООН.
    Какие же существуют проекты календаря ?
    Проекты календарей. Хотя проектов существует
    очень много, выбирать приходится только из двух: 13 — месячный календарь или 12 — месячный. Первый из них был предложен в 1849 г. французским философом Огюстом Контом (1798 — 1857). В этом календаре каждый месяц начинается в воскресенье и заканчиваеся в субботу. Один день в году не имеет названия и вставляется после субботы последнего, XIII месяца, перед Новым годом, как дополнительный день отдыха. В високосном году такой же день отдыха вставляется также после субботы VI месяца.
    Однако 13 — месячный календарь имел бы ряд существенных недостатков хотя бы потому, что при делении года на кварталы пришлось бы делить и месяцы. Поэтому главное внимание уделяется другому варианту календаря, предложенному в 1888 году французским астрономом Гюставом Армелином. Согласно этому проекту календарный год состоит из 12 месяцев и делится на 4 квартала по 91 дню в каждом. Первый месяц квартала имеет 31 день, два остальных — по 30. Первое число года и квартала приходится на воскресенье, каждый квартал заканчивается субботой и имеет 13 недель. В каждом месяце 26 рабочих дней. В простом году один день, как Международный праздник мира и дружбы народов, вставляется после 30 декабря, в високосном году праздничный день високосного года вставляется еще после 30 июня ( см. табл. ).
    Таблица. Всемирный календарь.
    Дни
    недели
    Январь
    Апрель
    Июль
    Октябрь
    Февраль
    Май
    Август
    Ноябрь
    Март
    Июнь
    Сентабрь
    Декабрь
    Воскресенье 1 8 15 22 29 5 12 19 26 3 10 17 24 Понедельник 2 9 16 23 30 6 13 20 27 4 11 18 25 Вторник 3 10 17 24 31 7 14 21 28 5 12 19 26 Среда 4 11 18 25 1 8 15 22 29 6 13 20 27 Четверг 5 12 19 26 2 9 16 23 30 7 14 21 28 Пятница 6 13 20 27 3 10 17 24 1 8 15 22 29 Суббота 7 14 21 28 4 11 18 25 2 9 16 23 30 ——————-
    * День високосного года после 30 июня.
    ** День мира и дружбы народов — ежегодный Междуна-родный праздник после 30 декабря.
    ——————————————————————————–
    Вводить же календарь Армелина удобно с того года, в котором 1 января приходится на воскресенье.
    Проект этого календаря был одобрен Советским Союзом, Индией, Францией, Югославией и рядом других государств. Однако Генеральная Ассомблея ООН все откладывала его окончательное рассмотрение и утверждение. В настоящее же время эта деятельность под эгидой ООН вообще прекратилась.Но ежегодно выдаються сотни патентов по созданию вечных или универсальных календарей. В которых есть как и революционные идеи, так и системы более эфективного и точного подсчета современного календаря. (см. табл. )
    Первые две цифры года.
    (число столетий)
    Старый стиль. Новый стиль.
    Вторые две цифры года. Месяцы.
    00 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 -3 3 10 17 -2 4 11 18 -1 5 12 19 -0 6 13 7 14 1 8 15 2 9 16 * * 15 19 16 20 * * 17 21 * * 18 22 А В Г Д Е S З З А В Г Д Е S S З А В Г Д Е Е S З А В Г Д Д Е S З А В Г Г Д Е S З А В В Г Д Е S З А I в 4 7 I п 10 5 2 п 8 2 п 3 11 6 9 12 Числа месяца. 1 8 15 22 29 2 9 16 23 30 3 10 17 24 31 4 11 18 25 5 12 19 26 6 13 20 27 7 14 21 28 Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс. Пн. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс. Пн. Вт. Чт. Пт. Сб. Вс. Пн. Вт. Ср. Пт. Сб. Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Сб. Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Дни недели.
    Позиция церкви. С введением нового календаря не будет непрерывной смены дней недели при переходе от одного года к другому. Церковь же не возражает только против таких вечных календарей, «которые сохраняют и защищают семидневную неделю с воскресным днем, не вводя никаких дней помимо седмиц, так что последовательность седмиц не нарушается, разве только неожиданно появятся весьма основательные причины, о которых апостольский престол должен будет иметь суждение».
    Со вступлением человечества на каждый ноый этап развития статус календаря не уклонно повышался и его главная задача подсчета и систиматизаций времени для общества становиться важнее.
    Календарь можно считать системой подсчета времени.
    ВРЕМЯ — форма последовательной смены явлений и длительность состояний материи. Измерение времени основано на наблюдении или осуществлении периодически повторяющихся процессов одинаковой длительности; так, для измерения больших интервалов времени пользуются годом. Суточное вращение Земли относительно звезд определяет звездное время. На практике пользуются солнечным временем. Время, определенное для заданной долготы, называется местным временем. Местное среднее солнечное время гринвичского меридиана называется всемирным временем (мировым). Для практического удобства в большинстве стран принята система поясного времени. Время 2-го часового пояса в России называется московским во многих государствах. На летний период во многих государствах, как правило, часы переводятся на 1 ч вперед (т. н. летнее время). Равномерная система счета времени — эфемеридное время контролируется наблюдениями обращения Луны вокруг Земли. Полностью независимая от астрономических наблюдений равномерная система счета времени основана на понятии атомной секунды — Квантовые часы.
    Список литературы
    1. Идельсон Н.И. История календаря. Наука, 1976.
    2. Буткевич А.В., Зеликсон М.С. Вечные кален- дари. Наука, 1984
    3. И.А. Климишин Календарь и хронология. Изд. «Наука», 1985
    4. Изд. «советская энциклопедия»
    Советский энциклопедический словарь, 1982
    5.БЭКМ. 2001

  3. Государственный комитет по высшей школе
    Российской Федерации
    Новосибирская Государственная Академия
    Экономики и Управления
    Кафедра философии
    Реферат
    по курсу культурологи

    Выполнила студентка 1 курса группы __
    Смирнова Евгения Игоревна [email protected]
    Проверил: Демидов Валерий Петрович
    Новосибирск, 1998 года
    ПЛАН

    I. Определение календаря.
    Единицы измерения времени.
    II. История нашего календаря.
    1. Семидневная неделя: а) происхождение; б) название дней недели.
    2. Древнеримский календарь:
    а) сельскохозяйственный календарь;
    б) месяцы и вставные дни.
    3. Юлианский календарь.
    4. Введение “нового стиля”:
    а) причины календарной реформы;
    б) григорианская реформа;
    в) введение Григореанского ка- лендаря в России.
    5. Дамоклов меч реформы.
    6. Проекты календарей: а) 13-месячный; б) 12-месячный.
    7. Позиция церкви.
    III. Список литературы
    Мы так привыкли пользоваться календарем, что даже и не вполне отдаем себе отчет в том, как велика в нашей жизни и во всем нашем мышлении роль упорядоченного счета времени; между тем нетрудно видеть, что никакая культура невозможна без него.
    Н.И.Идельсон
    Календарем принято называть определенную систему счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Само же слово календарь произошло от латинских слов “caleo” – провозглашать и “calendarium” – долговая книга. Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе – что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.
    В том, что время течет, мы убеждаемся, наблюдая движение, развитие окружающих нас материальных тел. Измерять же промежутки времени оказалось возможным, сопоставляя их с явлениями, которые повторяются периодически.
    Таких периодических явлений в окружающем нас мире находится несколько. Это прежде всего смена дня и ночи, которая дала людям естественную единицу времени – сутки, затем смена фаз Луны, происходящая на протяжении так называемого синодического месяца (от греческого “синодос” – сближение; имелось в виду ежемесячное сближение Луны и Солнца на небе, при этом иногда Луна находит на Солнце на небе – происходит солнечное затмение) и, наконец, смена времен года и соответствующая ей единица счета – тропический год ( от греческого “тропос” – поворот : тропический год – промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается ).
    Трудности, возникающие при разработке календаря, обусловлены тем, что продолжительность суток, синодического месяца и тропического года несоизмеримы между собой. Неудивительно поэтому, что в одних местах люди считали время единицами, близкими к продолжительности синодического месяца, принимая в году определенное (например, двенадцать ) число месяцев и не считаясь с изменением времени года. Так появились лунные календари. Другие измеряли время такими же месяцами, но продолжительность года стремились согласовать с изменениями времен года (лунно-солнечный календарь).
    Наконец третьи за основу счета дней принимали смену времен года, а смену фаз Луны вообще не принимали во внимание ( солнечный календарь ).
    ИСТОРИЯ НАШЕГО КАЛЕНДАРЯ.

    Семидневная неделя

    Происхождение семидневной недели. Искусственные единицы измерения времени, состоящие из нескольких (трех, пяти, семи и т.д.) дней, встречаются у многих народов древности. В частности, древние римляне вели счет дням “восьмидневками” – торговыми неделями, в которых дни обозначались буквами от А до Н; семь дней такой недели были рабочими, восьмые – базарными.
    Но вот уже у известного иудейского историка Иосифа Флавия (37 – ок.
    100 г. н. э.) читаем: “Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день”. Откуда же “пошла есть” эта семидневная неделя ?
    Обычай измерять время семидневней неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и, по-видимому, связан с изменением фаз Луны. В самом деле, продолжительность синодического месяца составляет 29,53 суток, причем люди видели Луну на небе около 28 суток: семь дней продолжается увеличение фазы Луны от узкого серпа до первой четверти, примерно столько же – от первой четверти до полнолуния и т. д.
    Но наблюдения за звездным небом дали еще одно подтверждение
    “исключительности” числа семь. В свое время древневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь “блуждающих” светил, которые позже были названы планетами (от греческого слова “планэтэс”, которое и означает “блуждающий”). Предполагалось, что эти светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в таком порядке : Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. В Древнем Вавилоне возникла астрология – верование, будто планеты влияют на судьбы отдельных людей и целых народов. Сопоставляя определенные события в жизни людей с положением планет на звездном небе, астрологи полагали, что такое же событие наступит снова, если это расположение светил повторится. Само же число семь – количество планет стало священным как для вавилонян, так и для многих других народов древности.
    Название дней недели. Разделив сутки на 24 часа, древневавилонские астрологи составили представление, будто каждый час суток находится под покровительством определенной планеты, которая как бы “управляет” им. Счет часов был начат с субботы: первым ее часом управлял Сатурн, вторым – Юпитер, третьим Марс, четвертым – Солнце, пятым – Венера, шестым – Меркурий и седьмым – Луна. После этого цикл снова повторялся, так что 8-м, 15-м и 22-м часами “управлял” Сатурн, 9-м, 16-м, 23-м – Юпитер и т.д. В итоге получилось что первым часом следующего дня, воскресенья, “управляло” Солнце, первым часом третьего дня Луна, четвертого – Марс, пятого – Меркурий, шестого – Юпитер и седьмого – Венера. Соответственно этому и получили свое название дни недели. Эти названия дней недели именами богов перекочевали к римлянам, а затем в календари многих народов Западной Европы. На латинском, русском и английском языках они выглядят так:
    |Русское |Латинское |Перевод с латинского |Англий-ское |
    |Понедельник |Dies Lunae |день Луны |Monday |
    |Вторник |Dies Martis |день Марса |Tuesday |
    |Среда |Dies Mercurii |день Меркурия |Wednesday |
    |Четверг |Dies Jovis |день Юпитера |Thursday |
    |Пятница |Dies Veneris |день Венеры |Friday |
    |Суббота |Dies Saturni |день Сатурна |Saturday |
    |Воскресенье |Dies Solis |день Солнца |Sunday |
    Сегодня почти все народы мира пользуются солнечным календарем, практически унаследованном от древних римлян. Но если в своем нынешнем виде этот календарь почти идеально соответствует годичному дви-жению Земли вокруг Солнца, то о его первоначальном варианте можно сказать лишь “хуже было некуда”. А все вероятно потому, что, как заметил римский поэт Овидий (
    43 г. до н. э. – 17 г. н. э. ), древние римляне лучше знали оружие, чем звезды…
    Древнеримский календарь

    Сельскохозяйственный календарь. Как и их соседи греки, древние римляне определяли начало своих работ по восходу и заходу отдельных звезд и их групп, т.е. они связывали свой календарь с годичным изменением вида звездного неба. Едва ли не главным “ориентиром” при этом был восход и заход (утренний и вечерний ) звездного скопления Плеяды, которое в Риме именовалось Вергилиями. Начала многих полевых работ здесь связывали и с фавонием – теплым западным ветром, который начинает дуть в феврале (3 – 4 февраля по сов ременному календарю ). По свидетельству Плиния, в Риме “с него начинается весна”. Вот несколько примеров проведенной древними римлянами “привязки” полевых работ к изменению вида звездного неба:
    “Между фавонием и весенним равноденствием подрезают деревья, окапывают лозы… Между весенним равноденствием и восходом Вергилий
    (утренний восход Плеяд наблюдается в середине мая) пропалывают нивы…, рубят иву, огораживают луга…, следует сажать маслины”.
    “Считают, что не следует начинать сев до (осеннего) равноденствия, потому что если начнется непогода, то семена станут гнить… От фавония до восхода Арктура (с 3 по 16 февраля) рыть новые канавы, производить обрезку в виноградниках “*).
    Следует, однако, иметь в виду, что этот календарь был переполнен самыми невероятными предрассудками. Так, луга следовало удобрять ранней весной не иначе, как в новолуние, когда молодой месяц еще не виден (“тогда травы будут расти так же, как и молодой месяц”), а на поле не будет сорняков. Яйца под курицу рекомендовалось подкладывать только в первую четверть фазы Луны. Согласно Плинию, “всякая рубка, обрывание, стрижка принесут меньше вреда, если их делать, когда Луна на ущербе”. Поэтому тот, кто решил стричься когда “Луна прибывает”, рисковал облысеть. А если в указанное время срезать листья на дереве, то оно вскоре потеряет все листья. Срубленному в это время дереву грозила гниль.
    Месяцы и вставные дни. Остановимся на общей структуре древнеримского календаря, сложившейся в середине I в. до н. э.
    В указанное время год римского календаря с общей продолжительностью в 355 дней состоял из 12 месяцев с таким распределением дней в них:
    |Мартиус |31 |Квинтилис |31 |Новембер |29 |
    |Априлис |29 |Секстилис |29 |Децембер |29 |
    |Майус |31 |Септембер |29 |Януариус |29 |
    |Юниус |29 |Октобер |31 |Фебруариус |28 |
    *) Варрон. Сельское хозяйство. – Изд. АН СССР, 1963 г.
    О добавочном месяце Мерцедонии речь пойдет ниже.
    Как видно, за исключением одного, все месяцы древнеримского календаря имели нечетное число дней. Это объясняется суеверными представлениями древних римлян, будто нечетные числа счастливые, тогда как четные приносят несчастья. Год начинался с первого числа марта. Этот месяц был назван Мартиусом в честь Марса, которого первоначально почитали как бога земледелия и скотоводства, а позже как бога войны, призванного защищать мирный труд. Второй месяц получил название Априлис от латинского aperire – раскрывать, так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях или от слова apricus – “согреваемый Солнцем”. Он был посвящен богине красоты Венере. Третий месяц Майус посвящался богине земли Майе, четвертый Юниус – богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера. Названия шести дальнейших месяцев были связаны с их положением в календаре : Квинтилис – пятый, Секстилитис – шестой, Септембер – седьмой, Октобер – восьмой, Новембер – девятый, Децембер – десятый.
    Название Януариса – предпоследнего месяца древне-римского календаря – происходит, как полагают, от слова janua – “вход”, “дверь”. Месяц был посвящен богу Янусу, который, по одной из версий, считался богом небесного свода, открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце.
    В Риме ему было посвящено 12 алтарей – по числу месяцев в году. Он же был богом входа, всяких начинаний. Римляне изображали его с двумя лицами : одним, обращенным вперед, бог будто бы видит будущее, вторым, обращенным назад, созерцает прошедшее. И, наконец, 12-й месяц был посвящен богу подземного царства Фебруусу. Само же его название происходит, по-видимому, от februare – “очищать”, но, возможно и от слова feralia. Так римляне называли приходившуюся на февраль поминальную неделю. По истечении ее, в конце года они совершали очистительный обряд ( lustratio populi ) “для примирения богов с народом”. Возможно, из-за этого они и не могли делать вставку дополнительных дней в самом конце года, а производили ее, как мы это увидим далее, между 23 и 24 февраля.
    Продолжительность года в 355 дней была на 10,242 суток короче тропического. Но в хозяйственной жизни римлян важную роль играли земледельческие работы – сев, сбор урожая и т. д. И чтобы держать начало года вблизи одного и того же сезона, они делали вставку дополнительных дней. При этом римляне из каких-то суеверных побуждений не вставляли целого месяца отдельно, а в каждом втором году между 23 и 24 февраля “вклинивали” попеременно 22 или 23 дня. В итоге число дней в римском календаре чередовалось в таком порядке:
    355 дней,
    377 (355 + 22) дней,
    355 дней,
    378 (355 + 23) дней.

  4. Счёт времени в древности отличался от современ­ного. У древних греков сутки начинались с рассвета, а у германцев — с ночи. Народы, часто воевавшие, дели­ли сутки на «стражи». У вавилонян и иудеев сутки составляли три стражи, у римлян — четыре. Сутки де­лились на ночь и день, который длился 12 часов. По­скольку длительность дня в течение года была непос­тоянна, то и часы имели разную продолжительность.
    Расшифровка календарного значения круга для гаданияДревнеславянский календарь — круг для гаданияВ лунных календарях продолжительность месяцев одинаковая — 30 дней, но эти календари неточно из­меряют продолжительность года.
    В конце года египтяне стали добавлять 5 дней для того, чтобы он составлял 365 дней, деления на недели не было. Египтяне делили год на сезоны полевых ра­бот, названия которых были связаны с явлениями природы: сезон разлива, сезон возвращения реки в бе­рега и сезон низкой воды. Все основные сезоны про­должались по четыре месяца.
    Хронология возникновения календарей: Материал с сайта http://worldofschool.ru
    Первоначальный древнеримский календарь (время возникновения достоверно неизвестно).
    Юлианский календарь (был введён примерно в 45 г. до н. э. Юлием Цезарем; этим календарём до сих пор пользуется православная церковь).
    Григорианский календарь (ввел в 1582 г. Папа Римский Григорий XIII; используется и в настоящее время).
    В Украине и России григорианский календарь действует с 31 янва­ря 1918 г. После 1 февраля наступило 14 февраля. С того времени используются понятия «старый стиль» и «но­вый стиль». Разница между ними составляет 13 дней. Поэтому, кроме Нового года, мы празднуем ещё Старый Новый год, который наступает в ночь на 14 января.
    На столько же дней отличаются даты празднования Рождества у католиков (в ночь па 25 декабря) и правос­лавных христиан (в ночь на 7 января).

  5. Июнь, по-славянски «червень», — красный месяц, румянец года. Исстари для получения красной краски использовали насекомое — червеца. Отсюда и название: «червлен стяг». Это цвет древних боевых знамен славянских дружин на Руси, на­циональный, народный, исстари любимый русскими красный цвет. Невольно вспомнишь и червонное золото, хорошо извест­ное нашим праотцам…
    Есть и красильная трава — червеница (красный корень, ру­мянка). Червеницей окрашивалась одежда русских богатырей. Красным корнем румянились в старину боярышни и кресть­янские девушки. Отсюда и название этой травы — румянка.
    Наступило лето. На лесных полянах некошеная трава выше колен. На солнцепеке закраснела земляника. Обильно цветут малина, брусника, шиповник. Набирает бутоны липа…
    После полосы дождей и холодов пришло долгожданное теп­ло. В лесу все стало ярким, сочным. В пору идти с кошелками за ягодами.
    В июле весь лес хорош, но некоторые деревья заслуживают особого восхищения, и прежде всего это липа. Мимо липы пройти невозможно: останавливает сильный аромат. Упива­ются нектаром труженицы-пчелы. Весь день слышно их жуж­жанье и гуденье. Стихия медовой поры. Недаром в старину и месяц июль, и мед с лип носили одно чисто русское название: «липец».
    Когда начала цвести липа, в лесу уже не слышно птичьих голосов, лишь в густой душистой траве стрекочут на разные лады кузнечики…
    …В тот день, когда на липе лопнули первые бутоны, с утра росы не было, ласточки летали низко. Огромная туча захвати­ла полнеба. Где-то, по ту сторону тучи, сверкали молнии; при каждой вспышке на голубом небе четко вырисовывались зуб­чатые края туч. В лесу стало тихо, все замерло. И вот застуча­ли по листьям притихших деревьев первые капли. А потом рва­нул ветер, зашумел дождь, деревья закачали вершинами… Вскоре туча прошла, мокрые листья засверкали на солнце, от разогретой земли стал подниматься пар, и снова все ожило во­круг. В воздухе остро запахло цветами липы.

  6. Знать родную природу, уметь ее правильно изучать, четко, единообразно записать начало и конец цветения растений, пролетов птиц и других явлений важно для лесников, агрономов, егерей, школьников, преподавателей и просто любителей-краеведов. Итог такой работы — календарь природы вашей местности. Составить его можно, воспользовавшись краткой методикой фенологических наблюдений. В этом разделе — заключительная глава. Зима  охватывает  время с устойчивого залегания снежного покрова до появления первых солнечных проталин. Это сезон отрицательных температур воздуха. В Подмосковье зима длится в среднем 111 дней. Прочный снежный покров полностью определяет облик зимнего ландшафта, однако и при нем можно выделить фенологические периоды. В Центре России обыкновенно выделяют три таких периода: первозимье, коренную зиму и перелом зимы.
    Первозимье, или мягкая зима, в условиях столичной области продолжается, как правило, 25 дней, примерно с 27 ноября по 22 декабря. О начале первозимья свидетельствует температура воздуха: ее максимум — ниже нуля градусов. Одновременно с понижением температуры на землю ложится уже первый нетаю-щий снег, который на открытых местах пока еще сносится ветром. Заволакиваются тонким льдом водоемы, но морозы порой еще перебиваются оттепелями. Закончился отпад хвои у сибирской лиственницы, и лесные насаждения приобретают особый, чисто зимний порядок. К концу периода высота снежного слоя достигает 10—20 сантиметров. В первозимье фенологи регистрируют снижение среднесуточных температур воздуха за отметку минус 5 градусов, начало устойчивых морозов, а также дату залегания прочного снежного покрова, первые ледовые образования и сам ледостав. В это же время на глубине 20, а затем и 40 сантиметров фиксируется охлаждение почвы ниже нуля градусов. Коренная зима. Около дня зимнего солнцеворота наступает самая студеная пора. Морозы нередко достигают 20 градусов и ниже, оттепели случайны и редки.
    В самом начале коренной зимы заканчивается ледостав. Настает время полного выражения зимнего ландшафта, снежный покров глубокий, устойчивый. Коренной зимой фенологи отмечают день, когда среднесуточная температура воздуха опускается ниже минус 10 градусов, а также начало многоснежного периода (снег выше 30 см). В Подмосковье коренная зима продолжается 55 дней, с 22 декабря по 15февраля. Перелом зимы — заключительная фаза наиболее сурового периода времени года. Значительно прибавляется свет, не случайна оттепель, и все чаще можно наблюдать свойственные этому периоду фенологические приметы в жизни бодрствующих животных (начало гона и линьки у зверей, у птиц смена мелодий,   предвещающих ток) — все это основные признаки перелома зимы. Этот период в столичной области продолжается в среднем 31 день, с 15 февраля  по  18 марта.
    Несколько  подробнее расскажем о главных аспектах  зимних  наблюдений. Промерзание почвы. Если зима наступает в обычные сроки, то почва в Подмосковье устойчиво промерзает уже в первой половине ноября. Но стоит большому снегу опередить наступающие холода или чуть дольше застояться уходящему теплу, как промерзание почвы откладывается на декабрь— самую типичную пору зимы. Были годы (на пример, в 1938-м), когда почва в Подмосковье вообще не промерзала, что пагубно сказалось на состоянии озимых посевов: без мерзлоты всходы злаков к весне выпревают. Обычно же выпадению прочного снега предшествует устойчивое промерзание грунта, что создает для зимовки растений благоприятный почвенный климат. В морозный,, но бесснежный период температура поверхностного слоя почвы одинакова с температурой приземного воздуха.
    В одной и той же местности слой мерзлой почвы бывает не всегда одинаков. В зависимости от рельефа разница эта может составлять до 25 сантиметров. На промерзание грунта заметно влияет характер почвенного покрова и глубина залегания подземных  вод. В условиях Подмосковья суглинистые почвы за зиму обычно промерзают на 60—80, а местами — до 100 сантиметров. Супеси промерзают еще глубже, в иные годы слой мерзлоты на них простирается на полтора метра. Интересно, что зимой глубинные, более теплые горизонты постоянно подпитывают влагой верхний почвенный слой. Причем влага поднимается к мерзлым слоям в виде пара, который существенно влияет на состояние почвы: при раннем да еще глубоком снеге она вообще может раэмерзнуться, как это и наблюдалось в 1938 году.

  7. используйте вспомогательные фразы:
    автор рассказывает о…с целью …,  вспоминает о…  

    делится жизненными впечатлениями…

    на первый план выдвигается…
    идея (главная мысль) текста находится чаще всего в конце текста;
    для оформления идеи используйте вспомогательные фразы:

     автор рассуждает о …,  рассуждения автора касаются…

    подчеркивает мысль о том, что…

    говорит о важности…

    поднимает (обозначает, затрагивает) актуальную проблему…

    поднимает вопрос о…

    для автора важно, чтобы…

    пытается показать …

    предлагает читателю задуматься над…

    наводит на мысль о том, что…

    нравственная позиция автора….

    найдите  в тексте слова, выражающие чувства автора ( в том числе и вводные слова, например: к сожалению, к счастью и др.) – в них часто  выражается отношение автора к проблеме;
    для формулировки мыслей используйте вспомогательные фразы:
    автора огорчает…(поражает…,  удивляет…,  тревожит…и др.)

    автор не равнодушен…(уважает…, симпатизирует…, осуждает… и др.)

    автор на стороне…

    3. Если есть возможность, запишите  полученный текст.
    4. Проделайте то же самое  со следующими текстами, и у Вас появится надёжная «Шкатулка аргументов». Объём творческой работы не должен превышать  6-8 предложений.
    Интерпретированные Вами тексты прозвучат на ЕГЭ гораздо убедительнее, чем примеры из жизненного опыта. Необходимо только приложить усилия для  развития навыков интерпретации текстов.
    В случае возникновения необходимости посоветоваться с учителем (автором сайта) просим обращаться  к Помеловой Галине Николаевне (e-mail  [email protected].).





    Помнить – это скучно

    Так считает девушка, которая из принципа ничего не читает о войне.
    Эта картина всегда у меня перед глазами. Дело было зимой. К Пискарёвскому кладбищу подъехало несколько интуристовских автобусов. Высыпала из них шумная ватага – в пёстрых куртках и адидасовских шапочках, с магнитофонами. Посмотрели на белые братские могилы – курганы – ахнули. Вот это да! Вот это настоящая Россия!  Ай да красавица – русская зима!  Врубили магнитофон. Утонула в грохоте траурная мелодия. Хард-рок ворвался в покой белых курганов
    И тут произошло то, что вполне можно подвести под разряд «конфликта поколений». Пожилые путешественники, приехавшие в тех же автобусах, довольно быстро прикрыли экзотическое мероприятие и оттеснили шумную ватагу к воротам. Молодёжь пыталась огрызаться, но более решительных действий не предпринимала, поскольку чувствовала, что, должно быть, и в самом деле совершила что-то не то… В общем, ретировался хард-рок. Опять поплыла грустная и величественная мелодия.
    …Показали мне в редакции письмо. Автора назову Незнакомкой. Думаю, ей лет 15-16. Я прочёл в этом письме следующее: «Я, представьте себе, даже слова о войне не читала и не буду. И без того надоело! Скучно так жить, если вспоминать то, что было давно».
    …Ежегодно 9 Мая я хожу в московский парк культуры и отдыха имени Горького, где встречаются ветераны войны. Иду от станции метро по Крымскому мосту в тесной колонне, стихийной, по-особому торжественной, трогательной, искренней демонстрации. Наверное, есть среди идущих рядом и просто любопытные. Что ж, их чем больше, тем лучше. Это, пожалуй, единственный день, когда они могут причаститься в полном смысле снова к живой истории, живой Победе. Пусть даже из чистого любопытства.
    Хочу процитировать ещё одно письмо, вернее, записку. Она была вложена в посылку, пришедшую накануне Дня Красной Армии в одну из частей Ленинградского фронта в феврале 1942 года. Очень маленькая посылка, а в ней удивительный подарок – сухарь. Из осаждённого города, где дневная норма хлеба составляла 125 граммов, – сухарь! Журналист армейской газеты решил рассказать о женщине, приславшей столь щедрый подарок, хотел встретиться с ней, поговорить. Не успел. Она умерла от голода. Она похоронена на Пискарёвском кладбище рядом с сотнями тысяч своих земляков.
     У истории есть свои законы. Не все их знают. Но на то они и законы, что отменять их никому не дано.

        В пёстром калейдоскопе мирной жизни разобраться, сориентироваться, сделать выбор, отделить вечное от временного куда сложнее. Кто-то идёт в густой колонне по Крымскому мосту на встречу ветеранов. Из любопытства ли, из духовной ли потребности, но идёт. А кто-то, защищая свой сиюминутный любимый хард-рок, не хочет и слова слышать о прошлом…
    Из календаря школьника
    Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».
    Автор-составитель – учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
    Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь
    Назад в раздел

  8. Наверняка каждый из нас сможет с уверенностью согласиться с тем, что дружба является чрезвычайно важной частью жизни. Благодаря друзьям мы можем удовлетворить множество потребностей — с ними всегда можно интересно пообщаться, сходить куда-нибудь, весело провести время. Но на самом деле друзья нужны не только для веселья, развлечений и всего остального приятного. Не менее важной составляющей любой дружбы является взаимная помощь в сложных жизненных ситуациях и обстоятельствах. Думается, именно этому и посвящена фраза о том, что у дружбы все дни красные.
    Как бы того кому-то ни хотелось, но невозможно дружить избирательно, это уже не дружба. Если вы хотите дружить с человеком, что будет проявляться в совместном веселом проведении времени, совместном разделении радостей и счастья и других приятностях, но не хотите дружить, когда у друга сложности и неприятности, тогда у меня для вас плохие новости. Вы — плохой друг. В календаре дружбы все дни красные, следовательно, нужно искать и находить возможность помочь собственному другу в любых обстоятельствах. Даже если у него возникли трудности, которые без вашего участия никак не решить, посреди ночи, вы, как друг, просто обязаны отреагировать и помочь близкому человеку. Это дружеская обязанность. Лишь в таком случае вы сможете рассчитывать,…
    что и вы, оказавшись в непростых жизненных обстоятельствах, сможете рассчитывать на помощь и дружескую поддержку.
    Однако следует понимать, что современное общество уже не то, что было некоторое время тому назад. В силу того, что основным для каждого человека стало потребление, многие перестали воспринимать дружбу как что-то искреннее и в некоторых случаях даже жертвенное. На друзей, как и на любимых, в настоящее время нередко смотрят как на товар. Первый вопрос после знакомства с новым человеком — а что ты можешь мне дать? Если у меня есть многое, а у тебя ничего, то зачем мне такая дружба нужна? Конечно, далеко не все задаются именно такими вопросами, но количество таких людей все же постепенно растет, и я не думаю, что тенденция в ближайшее время изменится. Все это — не дружба, а отношения между людьми — не рынок.
    В календаре дружбы все дни красные. Это означает, что каждый человек должен быть готов помогать собственным друзьям, если у тех возникли сложности. Мир еще не настолько развит, чтобы каждый мог справляться со всеми своими трудностями лишь собственными силами. Все мы нуждаемся в помощи, все мы должны ее предоставлять. Только такая дружба будет искренней, светлой и по-настоящему доброй.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *