Сочинение на тему каменный век

14 вариантов

  1. Сочинение на тему жизнь каменного века!Пожалуйста помогите!!!!!!!!!!!!!!!!

    Ответы:

    Нам сейчас даже сложно себе просто представить, как жили и выжили, постепенно осваивая громадные территории, наши предки.Они жили в эпоху оледенения, имея только орудия из кости и камня. Лед, толщина которого в нескольких местах достигала несколько километров, покрывал весь север Евразии. Южнее была территория бескрайней тундры. На этой негостеприимной земле были поселения людей, причем довольно многочисленные.Шкура мамонта не пробивалась даже холодным орудием, но на помощь человеку в его загонной охоте приходила­ неповоротливость этих больших по размерам животных.Их мясо шло для приготовления пищи, шкуры – на одежду, их костей строились жилища. По мнению многих ученых, не все люди каменного века жили в пещерах, они вовсе не были пещерными «троглодитами». Пещеры ими использовались, как места преклонения и совершения религиозных обрядов. На более открытых местах людьми строились землянки, находят даже захоронения или некоторые части какого-то подобия настоящих домов. Нам сейчас сложно понять жизнь людей, живших в каменном веке. Она целиком зависела от удачной охоты. С этим связано много религиозных обрядов, посвященных культу животных. Судя по данным раскопок, около двадцати пяти тысяч лет назад в одной из чешских деревень строились дома, изготовленные из глиняных кирпичей, в Сибири в то же самое время возводились палатки из бивней и шкур мамонтов. Следует заметить, что время каменного века было не таким уж примитивным и плохим. Люди жили в маленьких деревнях, вели здоровый правильный образ жизни, искренне верили в своих богов, у них в то время была очень хорошей экология и здоровая пища. На большинстве наскальных изображений можно увидеть изображение людей, сидящих у костров на природе или занимающихся охотой. Такое представление очень справедливо для каменного века.

  2. Нам сейчас даже сложно себе просто представить, как жили и выжили, постепенно осваивая громадные территории, наши предки. Они жили в эпоху оледенения, имея только орудия из кости и камня. Лед, толщина которого в нескольких местах достигала несколько километров, покрывал весь север Евразии. Южнее была территория бескрайней тундры. На этой негостеприимной земле были поселения людей, причем довольно многочисленные.Их основная и главная пища и источник­ существования­ – это громадные животные и мамонты. Археологами обнаружены уже несколько тысяч изделий из кости и самих костей различных животных и зверей при раскопках стоянок палеолитического человека.Шкура мамонта не пробивалась даже холодным орудием, но на помощь человеку в его загонной охоте приходила­ неповоротливость этих больших по размерам животных. Большинство стоянок обнаружено по краям оврагов, и на крутых речных берегах. Охотники загоняли в пропасти животных целыми стадами. Их мясо шло для приготовления пищи, шкуры – на одежду, их костей строились жилища. По мнению многих ученых, не все люди каменного века жили в пещерах, они вовсе не были пещерными «троглодитами». Пещеры ими использовались, как места преклонения и совершения религиозных обрядов. На более открытых местах людьми строились землянки, находят даже захоронения или некоторые части какого-то подобия настоящих домов.Нам сейчас сложно понять жизнь людей, живших в каменном веке. Она целиком зависела от удачной охоты. С этим связано много религиозных обрядов, посвященных культу животных. Племенами велась родословная от разных животных. Одни назывались детьми медведя, другие – змеи, третьи – сокола. Удача на охоте­ не всегда была постоянной, она скорее случайная. Видимо именно с этим фактором связывают различные запреты и тайны в религиозном представлении наших далеких предков. В палеолите о святилищах, которые находились в очень труднодоступных пещерах, знали только посвященные. В них осуществлялось совершение колдовских магических обрядов, благодаря которым должна была бы прийти удача к охотникам. Подтверждением такой гипотезе есть великолепные настенные изображения древних святилищах, которые считаются феноменом пещерной живописи с красочными рисунками, который до наших дней остается загадкой. Культуру каменного века можно назвать единообразной. Невероятным кажется то, что люди всей планеты, жившие в каменном веке, не сговариваясь использовали совершенно схожие инструменты и изготовляли с их помощью одинаковые вещи, дома и одежду.

  3. Сочинение: Каменный век на территории Хакасии
    ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    им. Н.Ф.КАТАНОВА
    Институт непрерывного педагогического образования
    Психолого-педагогический факультет
    Кафедра психологии развития
    Специальность «031000-педагогика и психология»
    Творческая работа по Истории Хакасии
    Каменный век на территории Хакасии
    Выполнил: студент 3 курса ППФ ЗФО
    ФАТЕЕВ И.С
    Проверил: Амзараков П.Б
    Абакан-2007г.
    Древнейшие поселения людей в долинах Среднего Енисея, Абакана и Чулыма
    По новейшим данным, ранние предки человека поселились на
    просторах Южной Сибири свыше 300 тыс. лет назад (стоянка на р. Улалинке в г.
    Горно-Алтайск). Обширные материалы (в том числе остатки скелетов) недавно
    найдены при раскопках пещерных жилищ неандертальцев, или палеоантропов. Такие
    пещеры обнаружены в Горном Алтае (Усть-Канская) и в его предгорьях (пещера им.
    Окладникова и Денисова пещера). Стойбища неандертальцев открыты и в Хакасско-Минусинской
    котловине, в бассейнах рек Енисея (грот Двуглазка) и Чулыма (грот
    Проскурякова).
    Неандерталец занимает в эволюции человечества промежуточное
    положение между обезьяночеловеком и человеком современного типа. Он имел
    большой объем мозга, подвижную руку и устойчивую походку в выпрямленном
    положении. Неандерталец изготовлял разнообразные каменные и костяные орудия, с
    помощью которых охотился на животных и птиц. Свои жилища он устраивал в пещерах
    и гротах и обогревал их огнем, из шкур убитых животных сшивал одежду. Судя по
    остаткам скелетов, неандертальцы имели средний рост, но очень сильное
    телосложение. Они были чрезвычайно подвижны и жили небольшими группами —
    праобщинами. У неандертальцев существовало мышление, имелась примитивная речь
    и, вероятно, сформировались религиозные представления они хоронили своих
    умерших по определенному обряду.
    В гроте Двуглазка найдены каменные орудия, сделанные
    преимущественно из базальта: остроконечники, скребла, отщепы и зубчатые орудия
    (см. приложение рис. 1). Это полный набор основных орудий неандертальцев, с
    помощью которых они охотились на разнообразных животных, разделывали и
    обрабатывали туши и шкуры. Эти же орудия употреблялись и для бытовых нужд.
    Найдены и обломки обработанных костяных орудий. Остатки костей животных,
    сохранившиеся в гроте, дают возможность узнать, на каких животных охотились
    жившие здесь люди. Это преимущественно носороги, лошади и ослы. Встречаются
    также кости зубра, архара, зайца, антилопы и пещерной гиены. Найденные вместе
    остатки в основном теплолюбивых животных позволяют сделать вывод о том, что
    40—100 тыс. лет назад климат в Хакасии был теплый и засушливый, в ландшафте
    преобладали степные и безлесные горные образования. Расселение неандертальцев,
    пришедших в Южную Сибирь с юга, пришлось на межледниковый период, когда
    произошло значительное потепление климата.
    Появление в Хакасско-Минусинской котловине первых родовых
    общин Homo sapiens («человека разумного») относится, по данным ученых, к
    заключительному этапу ледникового периода, который называется сартанским
    оледенением. Южная граница сплошной ледяной пустыни проходила севернее устья
    Подкаменной Тунгуски. Южная Сибирь была свободна от льда. Следовательно, она
    входила в огромную область расселения неандертальцев, т. е. являлась частью той
    прародины, на которой сформировался человек современного физического типа. Как
    полагают большинство ученых, сложение «человека разумного» является
    закономерным результатом развития неандертальцев.
    Наиболее древним поселением «человека разумного» является
    верхнепалеолитическая стоянка Малая Сыя на берегу р. Белый Июс. Время обитания
    этой «деревни» каменного века, состоящей из округлых земляных жилищ с
    куполообразными крышами, определено благодаря радиоуглеродному анализу древесного
    угля, оставшегося в очагах — 34 тыс. лет назад. В каждом жилище площадью до 50 кв. м обитало несколько малых семейств. Судя по найденным костям животных, жители поселения
    занимались главным образом облавной охотой на северных оленей, горных баранов,
    козерогов, сайгаков, бизонов, а также на мелкого пушного зверя. На месте
    поселка древних сибиряков найдены кости мамонта и шерстистого носорога. В
    жилищах обнаружены каменные, костяные и роговые орудия труда и оружие для охоты
    (наконечники копий и дротиков).
    Жители поселения в Малой Сые первыми стали добывать в горах
    руды (гематит, магнетит и малахит), но использовали их только для изготовления
    красок — растертую в порошок руду смешивали с растопленным жиром. Среди других
    предметов на стоянке обнаружены музыкальный инструмент свирель и гальки, на
    которых вырезаны различные изображения. Все это хорошо характеризует высокую
    культуру сибиряков в эпоху древнего каменного века. Физический тип
    палеолитических обитателей Среднего Енисея был палеомонголоидным.
    По среднему течению Енисея и в долине Абакана археологами
    открыто свыше 100 более поздних поселений людей, живших в ледниковый период
    около 10—20 тыс. лет назад. Это были стойбища небольших матриархальных родовых
    общин. Район, где ныне расположен современный Красноярск, находился в то время
    в зоне тундры. В Чулымско-Енисейской котловине простиралась зона сухих холодных
    степей, в Хакасско-Минусинских степях полупустыня.
    Енисей, не успевший тогда врезать свою долину, был много
    шире, чем в настоящее время. Это был могучий и стремительный поток. Его берега
    привлекали большие стада различных животных и стаи птиц. По холодным просторам
    бродили мамонты, шерстистые носороги, стада северных оленей, овцебыков, водились
    во множестве песцы и северные грызуны — лемминги. Южнее в степях жили лошади,
    сайгаки, бизоны и олени.
    Чем выше по Енисею, тем теплолюбивее становились флора и
    фауна. На участке от села Новоселово до устья Тубы обнаружено около 30 стоянок
    охотников на северного оленя. Возраст стоянок (по радиоуглеродному методу) —
    12—16 тыс. лет. Люди жили в легких наземных жилищах типа чумов. Их ямные очаги
    были обставлены плитняком, долго сохранявшим тепло. Остатки стойбищ
    верхнепалеолитического человека обнаружены в долинах рек Тубы, Абакана и на
    берегах Енисея в Саянских горах. Таким образом, в ту пору Хакасско-Минусинская
    котловина была заселена родовыми общинами довольно густо.
    В связи с постепенным потеплением климата и полным
    исчезновением мамонтов и носорогов верхнепалеолитический человек стал охотиться
    на северного оленя зимой, на быков и диких лошадей летом. Большим подспорьем в
    питании было собирательство съедобных клубней, ягод и стеблей растений. Поздние
    степные стоянки заселялись сезонно. У бродячих охотников, передвигавшихся за
    стадами крупных травоядных животных, появилось первое домашнее животное —
    собака.
    Становление «человека разумного» связано со скачком в
    развитии производительной деятельности. Установление подлинно человеческих
    правил поведения обеспечило наилучшее использование трудовых навыков для
    создания дифференцированных и разнообразных орудий труда из камня, рога и кости
    (см. приложение рис. 2).
    Это прежде всего характерные для сибирского верхнего
    палеолита орудия, сделанные из расколотых пополам речных галек: широкие скребла
    и «топоры», остроконечники, нуклеусы-скребки, ложи, дрели, резцы, проколки,
    тесловидные и долотообразные инструменты. Появились копьеметалки, дротики с
    роговыми наконечниками, костяные копья с двумя лезвиями из острых каменных
    вкладышей, вделанных в нарезные пазы, роговые гарпуны.
    Были выработаны особые приемы охоты на крупного зверя. Люди
    узнали, что если животное ранить копьем в лопатку, то при беге у раненого зверя
    усиливалось кровотечение и он быстро погибал. На стоянке у дер. Кокоревой
    обнаружена лопатка зубра, в которой застрял костяной наконечник метательного
    дротика.
    Сплоченность
    родового коллектива позволяла людям организовывать массовые облавные охоты на
    крупных животных заготавливать пищу на долгий зимний период, охранять стойбища
    от хищников и обороняться от врагов. Родовая община имела общую собственность и
    совместное потребление. Люди научились шить теплую одежду и обувь, у них
    появились относительно благоустроенные жилища. Все чаще встречаются памятники
    высокого искусства. На одной из стоянок близ пос. Майны, при выходе Енисея из
    Саянских гор, обнаружена древнейшая из известных на территории бывшего СССР
    уникальная статуэтка человека из обожженной глины (см. приложение рис. 3). Это
    первая находка древнейшей керамики в Северной Азии. Она создана около 16 тыс.
    лет назад.
    Мезолитический (IX — VI тысячелетия до н. э.) и неолитический (V – IV тысячелетия до н. э.) периоды
    С окончанием сартанского оледенения в Сибири началось Общее потепление
    климата. Тундра отступила к Ледовитому Океану, тайга продвигалась на север, на
    юге распространялись лесостепи и степи с их особой флорой и фауной. Постепенно складывались
    современные ландшафты.
    Менялись быт и культура людей каменного века, техника обработки
    камня, изобретались новые по форме и назначению орудия, по древние грубые
    орудия из крупных речных галек сохранялись. Очевидно, что южносибирская
    мезолитическая культура зарождалась в недрах культуры людей верхнего палеолита и
    па ее основе. Енисейские охотники еще в эпоху палеолита приручили волка и
    обзавелись первым домашним животным — собакой. В период мезолита были
    изобретены лук и стрелы.
    Важными достоинствами лука и стрел, получивших широкое
    распространение в мезолите, являлись:
    1) превосходство скорости полета стрелы над скоростью полета
    копья в три раза;
    2) увеличение дистанции полета в три-четыре раза по сравнению
    с дальностью полета копья, а отсюда и внезапность удара;
    3) появление прицельного качества, до того неизвестного ни у
    одного вида метательного оружия;
    4) большая скорострельность лука, т. е. возможность частой
    прицельной стрельбы.
    Наконец, создание лука привело к изобретению лучкового сверла
    (просуществовавшего от неолита до феодализма) и лучкового способа добычи огня
    сверлением.
    Кроме регулярной охоты, люди в эпоху мезолита занимались
    рыболовством. В хакасских степях на берегах озер появились стоянки охотников и
    рыболовов. Они уже пользовались костяными гарпунами, крючками и сетями,
    сплетенными из растительных волокон. Зародилось ткачество. Люди научились шлифовать
    камень. Это позволило создавать совершенные каменные топоры и тесла, долота и
    ножи. Орудия со шлифованными лезвиями были гораздо производительнее прежних.
    Люди научились делать из дерева долбленые челны, плоты, ловушки и охотничьи
    снасти из обработанного дерева. Стали лепить и обжигать посуду из глины и
    варить в ней пищу. Последнее произошло уже в неолитический период.
    Полагают, что климат Южной Сибири в период неолита был
    значительно теплее современного. Широко разрослись леса, боры и рощи. В степях
    было изобилие кустарниковой растительности и луговых трав. Это способствовало
    увеличению количества лесных животных и появлению на реках и озерах множества
    водоплавающей дичи. Основными объектами охоты стали лесные животные: лось,
    благородный олень и косуля. Это подтверждают материалы неолитической стоянки на
    р. Малая Сыя в Кузнецком Алатау. В степной части долин Среднего Енисея, Абакана
    и Чулыма неолитические стоянки почти отсутствуют. Возможно, это связано с
    исчезновением стадных травоядных животных (северных оленей, бизонов, диких
    лошадей и т. п.).
    В эпоху неолита жизнь людей изменилась, их культура
    значительно обогатилась многими новыми и важными достижениями в способах
    ведения хозяйства, новыми отраслями домашнего производства. В разных местах
    Хакасско-Минусинской котловины найдены отдельные предметы неолитического
    периода, например шлифованные топоры и тесла. Бесспорно, неолитическими
    являются каменные скульптуры рыб, обнаруженные на р. Сисим и близ деревень
    Лепешкиной и Кореловой (см. приложение рис. 4). Вероятно, к неолиту относятся
    стоянка Богуртак на р. Тубе и нижний слой поселения у села Батени, в котором
    оказались каменные орудия, кости диких животных и гладкая посуда со штрихами от
    протирания пучком травы. Поселения с неолитической керамикой открыты на правом
    берегу Енисея близ дер. Унюк и на левом — близ деревень
    Б. Копёны и Абакано-Перевоз, а также в горах Оглахтах — в 50 км ниже г. Абакана. Унюкское долговременное поселение расположено на пойменной террасе, слои его залегают
    на глубине около 1,5 м. Здесь обнаружено значительное количество обломков
    лепных неолитических сосудов, по форме приближающихся к яйцевидным.
    Их поверхность сплошь покрыта орнаментом из ямочных вдавлений,
    елочных узоров (нанесенных зубчатым штампом), резных линий и т. п. Найдены
    кремневые ножи, скребки, молоты, наконечники копий и стрел, вкладыши,
    песчаниковые плитки-образивы и нефритовая кирка. Среди каменных орудий выделяются
    топоры и тесла из зеленого саянского нефрита (см. приложение рис. 5).
    От наземных жилищ сохранились утоптанные полы и очаги в p им, обложенных галькой.
    Кратковременные стоянки неолитических охотников, обнаруженные
    на вершинах сопок Оглахтинских гор, в безводной местности в 9 км от берега Енисея, носят другой характер. Под дерном на скальном выходе залегали обломки
    выпуклодонных сосудов, кости животных, наконечники стрел, ножи, скребки,
    нуклеусы и сколы. Большинство предметов, сделанных из кремня, отличается
    небольшими размерами. Призматические ядрища нуклеусы, сколы и отщепы
    свидетельствуют об изготовлении каменных предметов на месте. Сырьем служили
    принесенные издалека гальки и желваки кремнистых и кварцитовых пород. Здесь же
    обнаружены фаланги домашней лошади и лопатка овцы. На Оглахтинских сопках
    находились временные стойбища людей, приходивших сюда для охоты на косуль,
    лисиц, зайцев, а также для отстрела орлов и ястребов, оперенье которых
    укреплялось на древках стрел.
    Известны два неолитических погребения у дер. Байкаловой и в
    селе Батени на Енисее. В Черемушном логу близ Байкаловой, на правом берегу
    Енисея, найдена могила мужчины лет тридцати палеомонголоидного типа. В яме
    возле скелета находилось много предметов. Из костей оленя изготовлены шило, две
    иголки, нож для снятия шкур с животных, украшенная нарезками ручка вкладышевого
    ножа с длинным пазом. Здесь же лежали два шлифованных топора из сланца и
    темно-зеленого нефрита, два сланцевых тесла и долото, пест, брусок из
    песчаника, бусина из раковины и клюв журавля.
    Погребение в селе Батени обнаружено случайно, и потому
    положение скелета было нарушено и осталось невыясненным. По черепу не удалось
    определить пол и точную принадлежность человека. Антропологи предполагают, что
    это был человек либо со смешанными европеоидными и монголоидными признаками,
    либо близкий к представителям южной меланезийской расы. При погребении
    сохранились кинжаловидные орудия из костей лося, роговой фигурный стерженек,
    три костяные пластинки со следами обработки и отщеп из валуна. Кроме того, здесь
    же оказались принадлежности игры: четыре астрагала косули и восемь астрагалов
    баранов. Находки поделок из костей оленя, лося, а также астрагалов косули
    свидетельствуют о том, что охота в раннем неолите была еще основной отраслью
    хозяйства, так как эти предметы изготовлялись из костей диких животных.
    В поздненеолитических памятниках наряду с костями диких
    животных находят кости домашних животных (лошади и овцы в Оглахтинской стоянке
    и астрагалы баранов в Батеневском погребении).
    Скотоводство было привнесено в Южную Сибирь пришлыми группами
    людей. Они явились с юго-запада, скорее всего из Прикаспия, через Южный Урал.
    Это произошло еще в неолите, в конце IV тысячелетия до и. э., когда в окружающей лесной зоне жили племена
    охотников и рыболовов. Так, уже в конце каменного века начался в Хакасии
    переход от древней формы присваивающего хозяйства (охота, рыболовство и
    собирательство) к более продуктивному производящему хозяйству. Вероятно, к тому
    времени уже созрела потребность южносибирских степных племен к созданию
    производящей экономики.
    Если древнее неолитическое население Южной Сибири получило
    домашнюю лошадь, крупный и мелкий рогатый скот извне, то все же развитие форм
    скотоводства в условиях сурового сибирского климата и ландшафта шло по линии
    накопления собственного опыта, и этот процесс не может быть объяснен только
    заимствованием скота со стороны. Данных о проникновении в Хакасско-Минусинскую
    котловину земледелия в период позднего неолита еще нет. Вероятно, здесь в это
    время складывается охотническо-скотоводческий вид производящего хозяйства с
    дополнительными промыслами в виде рыболовства и собирательства. Так началось
    первое крупное общественное разделение труда — выделение скотоводческих племен
    Южной Сибири из массы охотников и рыболовов лесостепной и таежной Сибири.
    По данным антропологов, в позднем неолите на Среднем Енисее
    по соседству с древним монголоидным населением впервые появляются люди
    европеоидного типа, пришедшие с юга пли запада. В образовавшейся контактной
    зоне, где взаимодействовали разноэтничные группы людей, можно предполагать
    большую сложность идеологии и верований.
    В позднем неолите в бассейне Среднего Енисея возникла яркая
    тазминская культура (начало III
    тысячелетия до н.э.) — культура древнейших каменных изваяний Азии, менгиров и
    личин. Своим названием она обязана улусу Тазмину на р. Бюре, где впервые раскопаны
    святилища с изваяниями. К ней относятся не только изваяния и менгиры, имеющие
    форму звериных фаллосов, но и древнейшие святилища, а также нарисованные охрой
    на скалах личины духов, фигуры лосей и быков. Святилища, скульптурные и
    живописные изображения божеств и духов связаны с культом производящей природы
    (рис. 6), с космогоническими представлениями о вертикальной вселенной и трех ее
    мирах (верхнем, среднем и нижнем) и с культом божеств земной и водной стихии.
    На
    отдельных стелах и на скалах изображены древнейшие четырехколесные повозки,
    иногда — влекомые быками. Все они снизаны с культом солнца и громовника. На
    других изваяниях выбиты рисунки солнечных кораблей. Эти сакральные изображения
    напоминают реальные прообразы, возникшие в Месопотамии в IV — начале III тысячелетия до н. э. Тазминская культуры представляет
    собой уникальное явление в истории древних племен Сибири и Центральной Азии
    начала III тысячелетия до н.э. В Северной Азии
    сложился своеобразный очаг производящего хозяйства. На его основе
    сформировались яркие культуры южносибирского бронзового века.
    Приложение
    Рис. 1. Каменные орудия неандертальца, найденные в гроте Двуглазка.
    Свыше 40 тыс. лет назад
    Рис. 2. Каменные и костяные орудия человека современного
    типа, жившего па Енисее и Абакане в эпоху верхнего палеолита. Около 16—12 тыс
    лет назад
    Рис. 3. Древнейшая скульптура человека из обожженной глины.
    Изготовлена около 16 тыс. лет назад. Майнская стоянка
    Рис. 4. Каменная скульптура-приманка в виде янусовидного
    изображения рыбы. Использовалась для подледного лова рыбы. Около 7 тыс. лет назад
    Рис. 5. Топор из зеленого нефрита эпохи неолита, найденный на
    Верхней Тёе. Изготовлен свыше 6 тыс. лет назад
    ЛИТЕРАТУРА
    История Хакасии с
    древнейших времен до 1917 г. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная
    литература», 1993.-525 с. ил.

  4. Сочинение на тему жизнь каменного века!Пожалуйста помогите!!!!!!!!!!!!!!!!

    Ответы:

    Нам сейчас даже сложно себе просто представить, как жили и выжили, постепенно осваивая громадные территории, наши предки. Они жили в эпоху оледенения, имея только орудия из кости и камня. Лед, толщина которого в нескольких местах достигала несколько километров, покрывал весь север Евразии. Южнее была территория бескрайней тундры. На этой негостеприимной земле были поселения людей, причем довольно многочисленные. Их основная и главная пища и источник­ существования­ – это громадные животные и мамонты. Археологами обнаружены уже несколько тысяч изделий из кости и самих костей различных животных и зверей при раскопках стоянок палеолитического человека. Шкура мамонта не пробивалась даже холодным орудием, но на помощь человеку в его загонной охоте приходила­ неповоротливость этих больших по размерам животных. Большинство стоянок обнаружено по краям оврагов, и на крутых речных берегах. Охотники загоняли в пропасти животных целыми стадами. Их мясо шло для приготовления пищи, шкуры – на одежду, их костей строились жилища. По мнению многих ученых, не все люди каменного века жили в пещерах, они вовсе не были пещерными «троглодитами». Пещеры ими использовались, как места преклонения и совершения религиозных обрядов. На более открытых местах людьми строились землянки, находят даже захоронения или некоторые части какого-то подобия настоящих домов. Нам сейчас сложно понять жизнь людей, живших в каменном веке. Она целиком зависела от удачной охоты. С этим связано много религиозных обрядов, посвященных культу животных. Племенами велась родословная от разных животных. Одни назывались детьми медведя, другие – змеи, третьи – сокола. Удача на охоте­ не всегда была постоянной, она скорее случайная. Видимо именно с этим фактором связывают различные запреты и тайны в религиозном представлении наших далеких предков. В палеолите о святилищах, которые находились в очень труднодоступных пещерах, знали только посвященные. В них осуществлялось совершение колдовских магических обрядов, благодаря которым должна была бы прийти удача к охотникам. Подтверждением такой гипотезе есть великолепные настенные изображения древних святилищах, которые считаются феноменом пещерной живописи с красочными рисунками, который до наших дней остается загадкой. Культуру каменного века можно назвать единообразной. Невероятным кажется то, что люди всей планеты, жившие в каменном веке, не сговариваясь использовали совершенно схожие инструменты и изготовляли с их помощью одинаковые вещи, дома и одежду.
    Нам сейчас даже сложно себе просто представить, как жили и выжили, постепенно осваивая громадные территории, наши предки.Они жили в эпоху оледенения, имея только орудия из кости и камня. Лед, толщина которого в нескольких местах достигала несколько километров, покрывал весь север Евразии. Южнее была территория бескрайней тундры. На этой негостеприимной земле были поселения людей, причем довольно многочисленные.Шкура мамонта не пробивалась даже холодным орудием, но на помощь человеку в его загонной охоте приходила­ неповоротливость этих больших по размерам животных.Их мясо шло для приготовления пищи, шкуры – на одежду, их костей строились жилища. По мнению многих ученых, не все люди каменного века жили в пещерах, они вовсе не были пещерными «троглодитами». Пещеры ими использовались, как места преклонения и совершения религиозных обрядов. На более открытых местах людьми строились землянки, находят даже захоронения или некоторые части какого-то подобия настоящих домов.
    Нам сейчас сложно понять жизнь людей, живших в каменном веке. Она целиком зависела от удачной охоты. С этим связано много религиозных обрядов, посвященных культу животных.
    Судя по данным раскопок, около двадцати пяти тысяч лет назад в одной из чешских деревень строились дома, изготовленные из глиняных кирпичей, в Сибири в то же самое время возводились палатки из бивней и шкур мамонтов.
    Следует заметить, что время каменного века было не таким уж примитивным и плохим. Люди жили в маленьких деревнях, вели здоровый правильный образ жизни, искренне верили в своих богов, у них в то время была очень хорошей экология и здоровая пища. На большинстве наскальных изображений можно увидеть изображение людей, сидящих у костров на природе или занимающихся охотой. Такое представление очень справедливо для каменного века.

  5. Собирательство
    С весны и до глубокой осени человек питался кореньями, ягодами, семенами и орехами. Летом можно было найти дикие злаки, бобы, горох, огурцы, тыкву. А зимой высушенные фрукты и ягоды шли в пищу. Душистая трава и мед диких пчел были чем-то вроде десерта. Также человек использовал насекомых, гусениц, жуков, яйца птиц.
    Жизнь облегчилась с использованием огня. Возможно, люди увидели его после очередного удара молнии об дерево. Позже человек понял, что огонь появляется от быстрого трения деревянных палочек или от удара кремня об камень. Первобытные постройки еще не имели печей, огонь разводили прямо посреди жилища, но со временем человек научился отводить дым с помощью дымохода, так постепенно появились печи, которые использовали и для приготовления еды, и для обогрева в холодное время года.
    Люди постепенно учились совершенствовать ловушки для ловли животных, луки, уже умели плести корзины, сооружать запруды для ловли рыбы. Появились первые лодки, которые пока еще грубо выдалбливались из стволов деревьев. Появлялись первые дома, они были круглыми. Именно в новый каменный век человек научился делать свой первый искусственный материал – огнеупорную глину. С изобретением огнеупорной глины появилась возможность делать посуду. В глину добавляли воду, песок, рубленую солому или толченый камень. Методом эксперимента человек сумел создать такой материал, который бы при обжиге не трескался.
    Первая одежда нужна была для защиты от холода и ею служили шкурки животных. Шкурки вытягивались, выскабливались и скреплялись. Дырки в шкуре можно было сделать с помощью остроконечного шила из кремня.
    Позже растительные волокна послужили основой для плетения нитей и в дальнейшем, для выделки ткани. Декоративно ткань красили с помощью растений, листьев, коры.
    Первыми украшениями служили раковины, зубы животных, косточки, скорлупа ореха. Случайные поиски полудрагоценных камней позволили делать бусы, скрепленные полосками нитей или кожи.
    Первобытный человек раскрывал свое творчество, используя все тот же камень и стены пещер для наскальных рисунков. Именно эти рисунки дожили в сохранности до наших дней. По всему миру до сих пор находят вырезанные из камня и кости фигурки животных и человека.
    Род разрастаться, люди стали содержать скот и обрабатывать землю. Для контроля и высаживания урожая нужно было оставаться на месте. Первыми окультуренными растениями стали пшеница и ячмень. Постепенно зерно научились растирать в муку, чтобы из нее уже сделать кашу или лепешки. Зерно располагали на большом плоском камне и с помощью точильного камня растирали ее в порошок.
    Каменный век закончился в тот момент, когда появились первые города, и люди стали осваивать медь. Развитие земледелия и скотоводства привело к тому, что родовые группы стали объединяться в племена, а племена со временем разрастались в крупные поселения.
    источник
    Сочинение на тему жизнь каменного века!Пожалуйста помогите.
    Нам сейчас даже сложно себе просто представить, как жили и выжили, постепенно осваивая громадные территории, наши предки. Они жили в эпоху оледенения, имея только орудия из кости и камня. Лед, толщина которого в нескольких местах достигала несколько километров, покрывал весь север Евразии. Южнее была территория бескрайней тундры. На этой негостеприимной земле были поселения людей, причем довольно многочисленные. Их основная и главная пища и источник­ существования­ — это громадные животные и мамонты. Археологами обнаружены уже несколько тысяч изделий из кости и самих костей различных животных и зверей при раскопках стоянок палеолитического человека. Шкура мамонта не пробивалась даже холодным орудием, но на помощь человеку в его загонной охоте приходила­ неповоротливость этих больших по размерам животных. Большинство стоянок обнаружено по краям оврагов, и на крутых речных берегах. Охотники загоняли в пропасти животных целыми стадами. Их мясо шло для приготовления пищи, шкуры — на одежду, их костей строились жилища. По мнению многих ученых, не все люди каменного века жили в пещерах, они вовсе не были пещерными «троглодитами». Пещеры ими использовались, как места преклонения и совершения религиозных обрядов. На более открытых местах людьми строились землянки, находят даже захоронения или некоторые части какого-то подобия настоящих домов. Нам сейчас сложно понять жизнь людей, живших в каменном веке. Она целиком зависела от удачной охоты. С этим связано много религиозных обрядов, посвященных культу животных. Племенами велась родословная от разных животных. Одни назывались детьми медведя, другие — змеи, третьи — сокола. Удача на охоте­ не всегда была постоянной, она скорее случайная. Видимо именно с этим фактором связывают различные запреты и тайны в религиозном представлении наших далеких предков. В палеолите о святилищах, которые находились в очень труднодоступных пещерах, знали только посвященные. В них осуществлялось совершение колдовских магических обрядов, благодаря которым должна была бы прийти удача к охотникам. Подтверждением такой гипотезе есть великолепные настенные изображения древних святилищах, которые считаются феноменом пещерной живописи с красочными рисунками, который до наших дней остается загадкой. Культуру каменного века можно назвать единообразной. Невероятным кажется то, что люди всей планеты, жившие в каменном веке, не сговариваясь использовали совершенно схожие инструменты и изготовляли с их помощью одинаковые вещи, дома и одежду.
    Нам сейчас даже сложно себе просто представить, как жили и выжили, постепенно осваивая громадные территории, наши предки.Они жили в эпоху оледенения, имея только орудия из кости и камня. Лед, толщина которого в нескольких местах достигала несколько километров, покрывал весь север Евразии. Южнее была территория бескрайней тундры. На этой негостеприимной земле были поселения людей, причем довольно многочисленные.Шкура мамонта не пробивалась даже холодным орудием, но на помощь человеку в его загонной охоте приходила­ неповоротливость этих больших по размерам животных.Их мясо шло для приготовления пищи, шкуры — на одежду, их костей строились жилища. По мнению многих ученых, не все люди каменного века жили в пещерах, они вовсе не были пещерными «троглодитами». Пещеры ими использовались, как места преклонения и совершения религиозных обрядов. На более открытых местах людьми строились землянки, находят даже захоронения или некоторые части какого-то подобия настоящих домов. Нам сейчас сложно понять жизнь людей, живших в каменном веке. Она целиком зависела от удачной охоты. С этим связано много религиозных обрядов, посвященных культу животных. Судя по данным раскопок, около двадцати пяти тысяч лет назад в одной из чешских деревень строились дома, изготовленные из глиняных кирпичей, в Сибири в то же самое время возводились палатки из бивней и шкур мамонтов. Следует заметить, что время каменного века было не таким уж примитивным и плохим. Люди жили в маленьких деревнях, вели здоровый правильный образ жизни, искренне верили в своих богов, у них в то время была очень хорошей экология и здоровая пища. На большинстве наскальных изображений можно увидеть изображение людей, сидящих у костров на природе или занимающихся охотой. Такое представление очень справедливо для каменного века.
    источник
    Каменный век — это самый древний период в развитии человечества. Догадываетесь, из чего изготовлялись основные орудия труда и оружие в это время? Сомнений быть не может — из камня. Однако древние люди не забывали и о древесине и кости, из которых тоже иногда делали орудия труда и оружия.
    Из кремня и известняковых сланцев делали режущие инструменты и оружие, из базальта и песчаника изготовлялись рабочие инструменты, к примеру, камни для ручных мельниц. В конце каменного века впервые стали изготовляться предметы из металла, а также распространилось использование глиняной посуды.
    Стоит отметить, что каменный век относится к доисторическому периоду человеческого развития. В это время люди еще не умели писать. Точные даты этого периода неопределенные, спорные и зависят от конкретного региона. Предположительно, этот период начался около 3-х миллионов лет назад. Первые гоминиды — семейство приматов, включающее и человека, догадались использовать каменные инструменты, чтобы решать ежедневные бытовые задачи. Судить о том, как жили древние люди, можно было только лишь на основании каменных орудий, которые сохранились и которые были найдены вследствие многочисленных археологических раскопок. Однако существуют и современные методы археологии. Благодаря ним нам становится известно, что оказывается на жизнь и развитие древних людей влияло и сельское хозяйство, и организованные поселения. А каменные орудия были лишь инструментами, по которым сейчас нельзя полностью судить о том, как жили древние люди, а также какие у них были верования и быт.
    В каменном веке известно несколько периодов. Давайте рассмотрим каждый из них.
    Этот период начался с того момента, когда появился человек и начал использовать каменные орудия труда в своей повседневной жизни. Во времена палеолита люди жили вместе в небольших общинах. Эти общины назывались племенами. Основным занятием древних людей было собирание растений и охота на диких животных. В конце палеолита, во время так называемого Среднего и Верхнего Палеолита люди начали создавать первые произведения искусства. У них появились религиозные и духовные обряды, например, захоронение мертвых и религиозные ритуалы. А какой же был климат во времена палеолита? Он включал ледниковые и межледниковые периоды. В этих периодах климат все время изменялся от теплых до холодных температур.
    Этот период начался с конца эпохи плиоцена, в котором предки современного человека стали использовать каменные орудия. Эти инструменты были очень простыми и назывались они колунами. Древние люди освоили каменные орудия в эпоху Олдувайской культуры. Именно в Олдувайском ущелье в Танзании и были найдены первые каменные инструменты. Люди, которые жили в эту эпоху, питались мясом умерших животных, потому что охота еще не была распространена. А также они собирали дикорастущие растения. Человек на протяжении всей своей истории тоже претерпевал изменения. Вскоре появился более развитый человеческий род, который научился использовать огонь и создавать более сложные инструменты из камня. Люди постепенно стали заселять Азию, а около 1-го миллиона лет назад человек освоил Европу и начал использовать каменные топоры.
    Этот период начался примерно 200 тысяч лет назад. В эту эпоху жили неандертальцы. Культура неандертальцев была довольно примитивная. Зато в этот период люди стали активно заселять еще неосвоенные территории, такие как Австралия и Океания. Когда неандертальцы вымерли, их заменили современные люди, которые впервые появились в Эфиопии около 100 тысяч лет назад.
    Где-то 35-10 тысяч лет назад закончился последний ледниковый период, и современные люди расселились по всей Земле. Первые современные люди назывались кроманьонцами. После их появления в Европе начался быстрый рост их культур, самыми известными из которых являются Шательперонская, Ориньякская, Солютрейская, Граветтская и Мадленская. Северная и Южная Америка были заселены через Берингов перешеек, который существовал в древности. Позже он превратился в Берингов пролив. Одним словом, на планете стало жить очень много охотников-собирателей, которые пользовались различными типами каменных инструментов в зависимости от региона.
    Это период между палеолитом и неолитом. Он начался с того момента, как закончился последний ледниковый период и продолжался до повышения уровня мирового океана. В этом периоде появились микролиты — маленькие каменные инструменты. С их помощью охотиться стало значительно легче, кроме того их использовали и для рыбалки. Предположительно, именно в этой эпохе люди приручили собаку и использовали ее как помощника на охоте.
    Именно в этот период появилось сельское хозяйство и скотоводство, стало развиваться гончарное ремесло и появлялись первые крупные поселения людей. К таким поселениям относятся Чатал-Гуюк и Иерихон. Сельское хозяйство и культура распространились в Средиземноморье, долине Инда, Китае и странах Юго-Восточной Азии. Если появилось сельское хозяйство, то чем же тогда люди обрабатывали почву? Стали появляться каменные инструменты для обработки почвы, при сборе урожая использовались инструменты для жатвы. Начали строиться большие каменные сооружения, например, башни и стены Иерихона или Стоунхендж. Различные поселения стали торговать между собой, люди начали перевозить товары на большие расстояния. На Оркнейских островах, недалеко от Шотландии, было расположено поселение Скара Брай. В нем использовались каменные кровати, полки и даже были помещения для туалетов.
    Примерно 2 миллиона лет назад люди стали строить жилища в Восточной Африке из камней и ветвей деревьев. Около 500 тысяч лет назад они начали использовать каменное колесо для того, чтобы возводить свои сооружения.
    источник

  6. 6
    Текст добавил: Моя жизнь в твоём сердцебиении

    Нам сейчас даже сложно себе просто представить, как жили и выжили, постепенно осваивая громадные территории, наши предки. Они жили в эпоху оледенения, имея только орудия из кости и камня. Лед, толщина которого в нескольких местах достигала несколько километров, покрывал весь север Евразии. Южнее была территория бескрайней тундры. На этой негостеприимной земле были поселения людей, причем довольно многочисленные. Шкура мамонта не пробивалась даже холодным орудием, но на помощь человеку в его загонной охоте приходила неповоротливость этих больших по размерам животных. Их мясо шло для приготовления пищи, шкуры – на одежду, их костей строились жилища. По мнению многих ученых, не все люди каменного века жили в пещерах, они вовсе не были пещерными “троглодитами”. Пещеры ими использовались, как места преклонения и совершения религиозных обрядов. На более открытых местах людьми строились землянки, находят даже захоронения или некоторые части какого-то подобия настоящих домов.
    Нам сейчас сложно понять жизнь людей, живших в каменном веке. Она целиком зависела от удачной охоты. С этим связано много религиозных обрядов, посвященных культу животных.
    Судя по данным раскопок, около двадцати пяти тысяч лет назад в одной из чешских деревень строились дома, изготовленные из глиняных кирпичей, в Сибири в то же самое время возводились палатки из бивней и шкур мамонтов.
    Следует заметить, что время каменного века было не таким уж примитивным и плохим. Люди жили в маленьких деревнях, вели здоровый правильный образ жизни, искренне верили в своих богов, у них в то время была очень хорошей экология и здоровая пища. На большинстве наскальных изображений можно увидеть изображение людей, сидящих у костров на природе или занимающихся охотой. Такое представление очень справедливо для каменного века.

  7. Нам сейчас даже сложно себе просто представить, как жили и выжили,постепенно осваивая громадные территории, наши предки.Они жили в эпохуоледенения, имея только орудия из кости и камня. Лед, толщина которого внескольких местах достигала несколько километров, покрывал весь северЕвразии. Южнее была территория бескрайней тундры. На этойнегостеприимной земле были поселения людей, причем довольномногочисленные.Шкура мамонта не пробивалась даже холодным орудием, но напомощь человеку в его загонной охоте приходила­ неповоротливость этихбольших по размерам животных.Их мясо шло для приготовления пищи,шкуры – на одежду, их костей строились жилища. По мнению многих ученых,не все люди каменного века жили в пещерах, они вовсе не были пещерными«троглодитами». Пещеры ими использовались, как места преклонения исовершения религиозных обрядов. На более открытых местах людьмистроились землянки, находят даже захоронения или некоторые частикакого-то подобия настоящих домов.
    Нам сейчас сложнопонять жизнь людей, живших в каменном веке. Она целиком зависела отудачной охоты. С этим связано много религиозных обрядов, посвященныхкульту животных.
    Судя по данным раскопок, околодвадцати пяти тысяч лет назад в одной из чешских деревень строилисьдома, изготовленные из глиняных кирпичей, в Сибири в то же самое времявозводились палатки из бивней и шкур мамонтов.
    Следуетзаметить, что время каменного века было не таким уж примитивным иплохим. Люди жили в маленьких деревнях, вели здоровый правильный образжизни, искренне верили в своих богов, у них в то время была оченьхорошей экология и здоровая пища. На большинстве наскальных изображенийможно увидеть изображение людей, сидящих у костров на природе илизанимающихся охотой. Такое представление очень справедливо для каменноговека.

  8. Нам сейчас даже сложно себе просто представить, как жили и выжили, постепенно осваивая громадные территории, наши предки. они жили в эпоху оледенения, имея только орудия из кости и камня. лед, толщина которого в нескольких местах достигала несколько километров, покрывал весь север евразии. южнее была территория бескрайней тундры. на этой негостеприимной земле были поселения людей, причем довольно многочисленные. их основная и главная пища и источник­ существования­ – это громадные животные и мамонты. археологами обнаружены уже несколько тысяч изделий из кости и самих костей различных животных и зверей при раскопках стоянок палеолитического человека. шкура мамонта не пробивалась даже холодным орудием, но на человеку в его загонной охоте приходила­ неповоротливость этих больших по размерам животных. большинство стоянок обнаружено по краям оврагов, и на крутых речных берегах. охотники загоняли в пропасти животных целыми . их мясо шло для приготовления пищи, шкуры – на одежду, их костей строились жилища. по мнению многих ученых, не все люди каменного века жили в пещерах, они вовсе не были пещерными «троглодитами». пещеры ими использовались, как места преклонения и совершения религиозных обрядов. на более открытых местах людьми строились землянки, находят даже захоронения или некоторые части какого-то подобия настоящих домов. нам сейчас сложно понять жизнь людей, живших в каменном веке. она целиком зависела от удачной охоты. с этим связано много религиозных обрядов, посвященных культу животных. племенами велась родословная от разных животных. одни назывались детьми медведя, другие – змеи, третьи – сокола. удача на охоте­ не всегда была постоянной, она скорее случайная. видимо именно с этим фактором связывают различные запреты и тайны в религиозном представлении наших далеких предков. в палеолите о святилищах, которые находились в труднодоступных пещерах, знали только посвященные. в них осуществлялось совершение колдовских магических обрядов, которым должна была бы прийти удача к охотникам. подтверждением такой гипотезе есть великолепные настенные изображения древних святилищах, которые считаются феноменом пещерной живописи с красочными рисунками, который до наших дней остается загадкой. культуру каменного века можно назвать единообразной. невероятным кажется то, что люди всей планеты, жившие в каменном веке, не сговариваясь использовали совершенно схожие инструменты и изготовляли с их одинаковые вещи, дома и одежду.

  9. О жизни первобытного человека написано много научных трудов и книг, снято много документальных и художественных фильмов. Благодаря развитию передовых технологий нашим современникам удается все больше и больше узнавать, как жили люди в доисторические времена. И все больше и больше мы удивляемся тому, как удалось первобытным людям выжить в то жестокое и беспощадное время. Каждый день жизни первобытного человека был похож не предыдущий, и каждый следующий день он должен был заниматься тем же, чем и накануне. Уже на заре своего существования люди понимали, что в условиях постоянного противостояния с природой выжить поодиночке им не удастся, поэтому они объединялись в племена. У каждого племени был свой вождь, который следил за порядком в племени и распределял обязанности всех его представителей.Как правило, на долю мужчины выпадала защита племени от нападений соседних племен и свирепых животных, а также забота о благополучии женщин и детей своего племени. Каждое утро мужчины должны были отправляться на охоту и, рискуя жизнью, добывать для себя и своего племени пропитание. В то время опасность подстерегала охотников на каждом шагу, а примитивные орудия не могли их спасти от нападений свирепых хищников. Да и победить хищника, имея в своем распоряжении лишь копья с каменными наконечниками, было очень сложно. Поэтому каждый раз, отправляясь на охоту, первобытный человек не мог рассчитывать на то, что ему удастся вернуться с добычей, удастся вернуться живым и невредимым.В то время, когда мужчины уходили на охоту, женщины должны были заботиться о детях, готовить еду для всего племени и, выказывая всю свою находчивость, придумывать одежду из шкур убитых животных, которая смогла бы защитить их от холода. Такой труд был не легче, чем охота, поскольку первобытные люди чаще всего жили в пещерах, которые были слабой защитой от непогоды и холода. Когда мужчины возвращались с охоты, женщины кормили их и окружали заботой. Причем, у первобытного человека в непрестанной борьбе за выживание находилось время для того, чтобы составить рассказы о своей жизни, о своих повседневных делах и заботах. Такие рассказы, воплощенные в картинках, можно и сегодня увидеть на стенах многочисленных древних пещер. Рисунки, сохранившиеся от первобытных людей, рассказывают нам об охоте, о животных, которые жили в то время, о спасительном тепле очага и о многом другом.Я думаю, что даже один день жизни первобытного человека может многому научить нас и сегодня. Прежде всего, мы видим, что уже тогда люди понимали, что добиться чего-нибудь в одиночку невозможно. Они отдавали себе отчет в том, что нужно заботиться о своих близких и защищать их от опасностей. Кроме того, в жизни каждого человека, несмотря на все сложности и опасности, несмотря на постоянную борьбу за выживание, обязательно должна присутствовать духовная и культурная составляющая. Познакомившись с одним днем жизни первобытного человека, мы с уверенностью можем сказать, что он во многом похож на один день жизни нашего современника

  10. О жизни первобытного человека написано много научных трудов и книг, снято много документальных и художественных фильмов. Благодаря развитию передовых технологий нашим современникам удается все больше и больше узнавать, как жили люди в доисторические времена. И все больше и больше мы удивляемся тому, как удалось первобытным людям выжить в то жестокое и беспощадное время. Каждый день жизни первобытного человека был похож не предыдущий, и каждый следующий день он должен был заниматься тем же, чем и накануне. Уже на заре своего существования люди понимали, что в условиях постоянного противостояния с природой выжить поодиночке им не удастся, поэтому они объединялись в племена. У каждого племени был свой вождь, который следил за порядком в племени и распределял обязанности всех его представителей.Как правило, на долю мужчины выпадала защита племени от нападений соседних племен и свирепых животных, а также забота о благополучии женщин и детей своего племени. Каждое утро мужчины должны были отправляться на охоту и, рискуя жизнью, добывать для себя и своего племени пропитание. В то время опасность подстерегала охотников на каждом шагу, а примитивные орудия не могли их спасти от нападений свирепых хищников. Да и победить хищника, имея в своем распоряжении лишь копья с каменными наконечниками, было очень сложно. Поэтому каждый раз, отправляясь на охоту, первобытный человек не мог рассчитывать на то, что ему удастся вернуться с добычей, удастся вернуться живым и невредимым.В то время, когда мужчины уходили на охоту, женщины должны были заботиться о детях, готовить еду для всего племени и, выказывая всю свою находчивость, придумывать одежду из шкур убитых животных, которая смогла бы защитить их от холода. Такой труд был не легче, чем охота, поскольку первобытные люди чаще всего жили в пещерах, которые были слабой защитой от непогоды и холода. Когда мужчины возвращались с охоты, женщины кормили их и окружали заботой. Причем, у первобытного человека в непрестанной борьбе за выживание находилось время для того, чтобы составить рассказы о своей жизни, о своих повседневных делах и заботах. Такие рассказы, воплощенные в картинках, можно и сегодня увидеть на стенах многочисленных древних пещер. Рисунки, сохранившиеся от первобытных людей, рассказывают нам об охоте, о животных, которые жили в то время, о спасительном тепле очага и о многом другом.Я думаю, что даже один день жизни первобытного человека может многому научить нас и сегодня. Прежде всего, мы видим, что уже тогда люди понимали, что добиться чего-нибудь в одиночку невозможно. Они отдавали себе отчет в том, что нужно заботиться о своих близких и защищать их от опасностей. Кроме того, в жизни каждого человека, несмотря на все сложности и опасности, несмотря на постоянную борьбу за выживание, обязательно должна присутствовать духовная и культурная составляющая. Познакомившись с одним днем жизни первобытного человека, мы с уверенностью можем сказать, что он во многом похож на один день жизни нашего современника.

  11. Каменный век – это наибольший и первый период истории человечества, насчитывающий около двух миллионов лет.
    Название появилось от материала, используемого в то время. Оружие и домашняя утварь чаще всего делались из камня.
    Периодизация
    Длительность каменного века обусловила необходимость разделения ее на меньшие периоды:
    Палеолит – более 2 млн. лет назад.
    Мезолит – 10 тыс. лет до н. э.
    Неолит – 8 тыс. лет до н. э.
    Каждый из периодов характеризуется определенными изменениями в жизни людей. Так, например, в палеолите человек охотился на небольших зверей, которых можно было убить самым простым, примитивным оружием – дубинами, палками, пиками. В этот же период, однако, без точных дат, был добыт первый огонь, позволивший человеку проще относится к изменениям климата, не боятся холода и диких зверей.
    В мезолите появляется лук и стрелы, что позволяет охотиться на более быстрых зверей – оленей, кабанов. А в неолите человек начинает осваивать земледелие, что приводит со временем к появлению оседлого способа жизни. Конец каменного века приходится на тот момент, когда человек освоил метал.

    Люди

    В каменном веке уже были Homo erectus появившиеся 2 млн. лет назад и освоившие огонь. Они также строили простые хижины и умели охотиться. Около 400 тыс. лет назад появился Homo sapiens из которых немного позже развились неандертальцы, освоившие орудия из кремния.
    Кроме того эти люди уже хоронили предков, что свидетельствует о достаточно близких связях, развития привязанности и появление моральных устоев, традиций. И только 10 тыс. лет назад появился Homo sapiens sapiens, расселившийся по всей территории Земли.
    Во времена каменного века не было городов или больших общин, люди селились небольшими группами, чаще всего родственными. Вся планета в этот период была заселена людьми. Это происходило под действием ледниковых периодов или засух, влиявших на повседневную жизнь людей.
    Одежду делали из шкур животных, а позже начали использовать и растительные волокна. Кроме того в каменном веке уже были известны первые украшения, которые делали из клыков убитых зверей, ракушек, цветных камней. Первобытный человек также был не безразличен к искусству. Этому свидетельствует множество найденных фигурок, вырезанных из камня, а также численные рисунки на пещерах.

    Пища

    Еда добывалась методом сбора или охоты. Охотились на разную дичь в зависимости от возможностей местного ареала и количества людей. Ведь один человек вряд ли пойдет против большой добычи, а вот несколько вполне могут позволить себе рискнуть, чтобы обеспечить семью мясом на ближайшее время.
    Чаще всего в качестве добычи преобладали олени, бизоны, кабаны, мамонты, лошади, птицы. Также процветала рыбная ловля, в местах где имелись реки, моря, океаны и озера.
    Изначально охота была примитивной, но позже, ближе к мезолиту и неолиту она совершенствовалась. Обычные пики делались с каменными, зазубренными наконечниками, для вылова рыбы использовали сети, а также были изобретены первые ловушки и силки.
    Кроме охоты еду также собирали. Всевозможные растения, злаки, плоды, фрукты, овощи, яйца, которые можно было найти, позволяли не умереть с голоду даже в самый засушливый период, когда сложно было найти что-нибудь мясное. Также в рацион входил мет диких пчел и душистые травы.
    Во времена неолита человек научился выращивать зерновые культуры. Это позволило ему начать оседлый образ жизни.
    Первые такие оседлые племена были зафиксированы на территории Ближнего Востока. В это же время появились прирученные животные, а также скотоводство. Чтобы не мигрировать вслед за животными их начали выращивать.

    Жилье

    Особенности поиска пищи обуславливают кочевой образ жизни людей каменного века. Когда в одних угодьях заканчивалось пропитание и было не сыскать ни дичи, ни съестных растений, необходимо было искать другое жилье, где можно было бы выжить. Поэтому ни одна семья на одном месте долго не задерживалась.
    Жилье было простым, но надежным, чтобы защищаться от ветра, дождей или снега, солнца и хищников. Часто пользовались готовыми пещерами, иногда делали подобие дома из костей мамонта. Их ставили наподобие стен, а щели закладывали мхом или грязью. На верх укладывали шкуру мамонта либо листья.
    Изучение каменного века одна из самых сложных наук, ведь единственное что можно использовать – это археологические находки и некоторые современные племена, отделенные от цивилизации. Никаких письменных источников эта эпоха не оставила. Примитивное оружие, стоянки, вместо постоянных жилищ делались из камня и органических растений и дерева, которые за такой большой промежуток времени успели разложиться. Помощь ученым идут лишь камни, скелеты и окаменелости тех времен, на основе которых и делаются предположения и открытия.

  12. Министерствообразования и науки Республики Казахстан
    Карагандинский ЭкономическийУниверситет
    Контрольная работаПо дисциплине:История Казахстана
    На тему: «Казахстан вэпоху каменного века»
    Караганда, 2007г.
    />Содержание
    1. Казахстан в эпоху каменного века
    2. Природные условия и основныеобласти расселения человека по данным археологических раскопок
    3. Стоянки палеолита в ЮжномКазахстане, Центральном и Северо-восточном Казахстане
    4. Мезолит и неолит на территорииКазахстана
    Список литературы
    />1. Казахстан вэпоху каменного векаПервыеорудия, которые сделал человек, были из камня, и поэтому они дали названиепервому, наиболее продолжительному, периоду истории — каменный век. Существуетследующая система периодизации каменного века, которая выглядит так, еслидвигаться от прошлого к настоящему: палеолит, который делится на нижний илиранний; средний (мустье) и верхний (поздний); мезолит и неолит.
    Раннийчеловек на территории Казахстана.
    Первымиорудиями древнекаменного века были универсальные ударно — рубящие ручныерубила, изготовленные из цельных камней. Они были грубой формы и почти не имелиследов обработки. Эти древнейшие орудия относятся к шелльской культуре иизготовлялись, видимо, еще австралопитеками.
    В болеепозднее время встречаются рубила более тщательной отделки. Кроме того,появляется дифференциация орудий. Человек стал делать скребки, каменные ножи,остроконечники. Существовало два способа изготовления орудий: при первом отзаготовки отбивались отщепы, которые путем следующей обработки превращались внеобходимые орудия. Эта культура получила название «ашельской». Кромекаменных орудий прямоходящий человек изготовлял орудия из кости и дерева.Благодаря использованию огня он мог делать деревянные копья и колья собожженным концом.
    Развитиеобщества шло медленно. Это объяснялось тем, что большую часть времени людипроводили в поисках пищи. Тем не менее постепенно шло совершенствованиечеловека. Приспособление к жизненной среде, вертикальная осанка, развитиеумственных способностей в конечном счете способствовали формированию у негонынешнего облика..
    В условиях дикой природы люди не могли жить разобщенно ипоэтому объединялись в общины. На орудия труда установилась общиннаясобственность. Это соответствовало уровню развития производительных сил. Вобщине, как правило, отсутствовали имущественное неравенство, частнаясобственность, а также классы. Существовал справедливый дележ продуктов труда,все питались вместе. Трудились все члены общины. Мужчины охотились на зверей.Женщины и дети собирали съедобные растения, плоды, ягоды, яйца диких птиц.
    2. Природные условия и основные областирасселения человека по
    данным археологических раскопок
    О том,как начиналась наша история, рассказывают вещи и предметы, пролежавшиетысячелетиями под толстым слоем земли и найденные в результате раскопок.Археология отвечает нам на вопрос: «Когда и как появился первый человек?»
    Природныеусловия Казахстана в эпоху каменного века. Климат Казахстана в пору появленияпервых людей на его территории значительно отличался от нынешнего. Теплыеветры, проникавшие с океана, приносили обильную влагу, озера и реки былиполноводными. Произрастала пышная растительность. На огромных просторах обиталиразнообразные животные. У подножья и на северных склонах Алтайских гор паслисьмамонты, носороги, пещерные медведи, гигантские бизоны и олени. В южных лесах ина лесистых равнинах жили слоны, бизоны, плосколобые лоси и множество видовмаралов, в пустынях обитали верблюды. В степях встречались целые стададжейранов, сайгаков и куланов, а в горах жили горные козлы и архары. В поймахрек Чу и Или паслись лошади Стенона, верблюды-великаны и лесные слоны, а такжедве разновидности диких лошадей — похожие на зебр зюсенборнейской породы ипозднее — мосбахской.
    Климатические изменения натерритории Казахстана привели к изменению его природной среды. Снаступлением  холодов  стали  вымирать  теплолюбивые  животные. Некоторые изних переселились в теплые южные края, часть, оставшись на старых обитаемыхместах, акклиматизировалась. Такова характеристика природных условий в канунпоявления первобытного человека на территории Казахстана.
    Основные области расселения. Ученым долгое время неудавалось обнаружить на территории Казахстана следов каменного века, чтопривело к ошибочному мнению о позднем заселении территории нашей странычеловеком. Однако последние данные археологии установили появление человека унас еще в ашельский период. Памятники этой эпохи, оставленные человеком прямоходящим,обнаружены в Южном Казахстане, в районе хребта Каратау. Это стоянкиТанирказган, Борыказган, Акколь. В данный момент в Казахстане известны две зоныпалеолитических культур: в Южном Казахстане и Сарыарке. Эти зоны различаютсятехникой обработки камня и материалом, применяемым для изготовления орудий. Вцелом в Северном и Центральном Казахстане эволюция технологии шла быстрее, чемна юге, где очень долго применялись архаичные орудия типа ручных рубил.
    В верхнем палеолите человек заселил всю территорию Казахстана.В этот период выделяется третья зона культуры — Восточный Казахстан,органически связанный с Южной Сибирью и Алтаем. Исследованы стоянкидоисторического человека в Центральном Казахстанс (Карабас 3, Батпак 7,Ангренсор 2); Восточном (Новоникольское), Южном (Ашысай, Усык тас, Соркуль). Отдельные орудия труда древних людей обнаружены в верховьяхреки Иртыш — под шестиметровым курганом возле села Каной Восточно-Казахстанскойобласти. Это грубо отточенные скребки из камня, применявшиеся вместо ножа,остроконечные кремневые рубила. Установлено, что они изготовлены приблизительно80—50 тысяч лет назад. Основным занятием первобытных людей была охота набизонов, мамонтов и других животных, поэтому люди искали места, где водилисьживотные. Первые охотники на территории Казахстана населяли подножья Тянь-Шаня(Ерен-кабырга) и Алтайских гор.
    3. Стоянкипалеолита в Южном Казахстане, Центральном и Северо-
    восточном Казахстане
    Ранний исредний палеолит. Наиболее древний период человеческой истории называетсяранний или нижний палеолит и охватывает время от 700 до 100 тысяч лет до н. э.,средний палеолит (мустье) продолжался от 100 до 35 тысяч лет до н. э. Первыелюди были охотниками, они охотились на крупных животных — слона, мамонта, носорога,оленя, сайгу.В Южном Казахстане самые древние находки каменных орудийодновременны с находками в пещере ЧжоуКоу Дянь, из Индии и Африки.Благоприятным районом для расселения древнейшего человека были горы-Каратау вЮжном Казахстане. Именно здесь, на террасах р. Арыстанды, были обнаруженынаиболее древние каменные орудия. Многочисленны стоянки более позднего времени.Это Ша-бакты, Танирказган, Борыказган. На них собрано свыше пяти тысячразнообразных орудий из кремня — ручные рубила, остроконечники, нуклеусы,отщепы. В эпоху мустье получило- развитие изготовление каменных орудий издисковидных нуклеусов (ядрищ). Основными орудиями и оружием мустье былиостроконечники и скребла. Люди в это время научились добывать огонь.Неандерталец, который жил в эту эпоху, уже обладал развитым мышлением. Начинаютскладываться первые религиозные представления. Люди жили коллективами —стадами. Так было удобнее охотиться, устраивать облавы на животных. Средимустьерских стоянок, обнаруженных в Казахстане, одна из наиболее интересныхнаходилась в урочище Карасу, на правом берегу р. Арыстанды, в Южном Казахстане,в Центральном Казахстане и Прииртышье. Известны находки мустьерских орудий всреднем течении Сарысу, на останце Музбель, в урочище Батпак.
    Позднийпалеолит. Время этого периода охватывает период с 40 тыс. лет до 10 тыс. лет.до н.э. В эпоху позднего палеолита техника обработки камня продолжаласовершенствоваться. Теперь с одного нуклеуса, кремневого, либо кварцевого, людиухитрялись скалывать не две-четыре пластины, а по несколько десятков острыхтонких пластин, которые использовались в качестве ножей. Высокого совершенствадостигла техника обработки кости и рога, из которых изготавливались самыеразнообразные орудия — гарпуны, наконечники копий, дротиков. С эпохой позднегопалеолита связаны, и колоссальные изменения в физическом облике человека —формируется человек современного вида. В Южном Казахстане обнаружен ряд стоянокэтого времени. Это Ачисайская стоянка западнее поселка Чулак-Курган, где наглубине 7,5—7,8 м выявлен культурный слой./>
    4. Мезолит инеолит на территории Казахстана
    Эпоха верхнего палеолита сменилась меэолитом. Он как быявляется своеобразным мостиком между древним каменным веком и неолитом,новокаменным веком. Мезолит характеризуется резким потеплением климата, началомбурного таяния ледников. Эти климатические изменения начались 12—14 тысяч леттому назад. Изменились растительный и животный мир, впрочем, не в лучшуюсторону. Вымерли мамонты и шерстистые носороги. Возникла необходимость в болеесовременных орудиях труда и охоты, и они были изобретены — ими стали лук сострелами и бумеранг.
    Мезолит и неолит. Мезолит датируется приблизительно 12 тыс.до н.э. Эпоху неолита разные народы переживали в разное время. В Казахстане этаэпоха занимала период 5-3 тыс. до н. э.
    Особенно важным периодом в жизни человека был мезолит,ознаменованный двумя крупными событиями — изобретением лука и стрел ипоявлением микролитической технологии обработки камня. Микролиты — миниатюрныепластины — вставлялись в продольные пазы костяных и деревянных орудий исоставляли собой режущий край. Такие орудия были более просты в изготовлении иобладали лучшим качеством, чем цельные.
    Неолит — время расцвета каменной индустрии. Появляются новыетехнологические приемы обработки камня — пиление, сверление, шлифование.Неолитической революцией называют процесс перехода от потребляющего хозяйства кпроизводящему — скотоводству и земледелию. Это способствовало огромному скачкув развитии человеческой культуры, дальнейшая история экономической жизни естьпроцесс усовершенствования этих двух областей производственной деятельностичеловека.
    Неолитические памятники Казахстана. В эпоху неолита вКазахстане образуется несколько локальных групп памятников, возможно, соответствующимплеменным образованиям. Южный Казахстан был северной периферией среднеазиатскойкельтиминарской культуры. Кельтиминарцы освоили ручную лепку глиняных сосудов,имевших круглое дно и окрашенных красной краской. Часто верхняя часть сосудаукрашалась орнаментом в виде ямок и штрихов. Эта культура исследована наматериалах пещеры Караунгур в Каратау.
    В Северном Казахстане выделено две неолитические культуры — атбасарская и маханджарская. Носители атбасарской культуры населяли степноеПриишимье и северо-западную часть Казахского мелкосопочника и занималисьпреимущественно охотой. Наиболее исследованные памятники этойкультуры-Виноградовка-2, Тельмана. Памятники маханджарской культурысконцентрированы в долине Торгая и Тобола: Это стоянки Маханджар, Дузбай иАлкау.
    В Западном Казахстане неолит представлен стоянкамиоюклинской и тюлузской культуры. Оюклинские памятники, относящиеся к VI-V тыс.до н.э. были оставлены охотниками и собирателями, населявшими Мангыстау. В Vтыс. до н.э. эта культура сменилась тюлузской культурой бродячих охотников.Неолитическое население Западного Казахстана прекрасно освоило гончарное дело ипрядение.
    Энеолит Казахстана. В 111-11 тысячелетии до н.э. в условияхвлажного и холодного климата население Казахстана начинает переходить кпроизводящим формам хозяйства, в частности, к скотоводству. В СеверномКазахстане в этот период появляются памятники ботайской культуры — Ботай,Красный Яр, Бестамак, Соленое Озеро и др. В отличие от предыдущей эпохи,население живет в больших поселениях. Так, на поселении Ботай отмечено до 158жилищ, расположенных кварталами линейно-сотовой планировки. Ботайцы занималисьоседлым коневодством и охотой, распространено было рыболовство.
    Близки к ботайской культуре Казахстана и памятникисургандинской культуры Южного Урала, хвалынской культуры Поволжья,афанасьевской культуры Алтая и усть-нарымской — Восточного Казахстана.Очевидно, эта близость была обусловлена культурной и этнической общностьюплемен степной части Евразии.
    древнекаменный человек археологическийпалеолит
    Список литературы1. История Казахской ССР (с древнейших времён до наших дней). В пяти томах.Том III. Алма-Ата, «Наука» КасССР, 1979
    2. Козыбаев М.К., Козыбаев И.М. История Казахстана. Учебник для учащихся 10класса. – 3-е изд., дополненное. Алматы: Атамура, 1997
    3. История Казахстана с древнейших времён до наших дней (очерк), изд. «Д?уір»,Алматы, 1993
    4. Кляшторный С., Султанов Т. Казахстан. Летопись трех тысячелетий.Алма-Ата, 1992.
    5. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Алма-Ата, Наука, 1993.
    6. Абдакимов А. История Казахстана. Учеб. пособие. Алма-Ата, 1994.

  13. В понедельник к нам пришел солнечно-уставший Макс и принес огромные абхазские апельсины, размером почти с мою голову. Никогда таких не видела! Сидели, пили чай и хохотали, как водится, читали всякие замечательные книжки, а еще Макс принес сочинения своих детей (он историю в школе преподает-одна из его многочисленных деятельностей). Просто берет зависть. Мои деточки и двух слов порой связать не могут, а тут… Не всякий взрослый так напишет! К сожалению, он не прислал пока “греческих сочинений” 6 класса, есть только вот 2 “палеолитических”, принадлежащих перу 4-классников.
    “Сочинение на тему “Один День в каменном веке”. Для сравнения: одно написал мальчик, а второе – барышня:) 4 класс.
    Сначала день мальчика:
    Утром я просыпаюсь и вижу, что я не дома, а в маленькой пещере. И передо мной сидит женщина и стукает камнем о камень. Я подумал, что, может быть, она пытается разжечь костер. Но увидел, что рядом с женщиной лежало много других камней, и я понял, что она делала орудие. Я присоединился к ней. Через десять часов работы были готовы два первых ножика. Затем она сказала мне несколько непонятных слов, которые, может быть, означали «Иди на охоту». Я вышел из пещеры, оглянулся и увидел вокруг темный заросший мхом лес. И вдруг откуда-то из-за гор послышался крик мамонта. Я бросился на него. Уже взобравшись на вершину горы, я смог увидеть, как недалеко у подножия горы, попав в специально вырытую ловушку, барахтался, дрыгался и звал на помощь своим трубным зовом мамонтенок. Я понял, что действовать надо быстро и шустро подошел к нему. Оказалось, что убить мамонтенка не так просто, как я думал. Он начал сопротивляться и пытаться задеть меня своими бивнями. Но, в конце концов, я выиграл сражение и счастливый принес добычу домой. В пещере меня ждал костер первобытных людей. Я поел и с заходом солнца лег спать.
    День девочки-кроманьонки:
    Я встала и одела свою самую красивую шкуру. Потом я зашла за своими друзьями, и мы пошли на охоту. На охоте мы поймали яка и двух мамонтенков. С нашей добычей нам было очень трудно добраться до нашей пещеры. В пещере мы позавтракали дичью и пошли учиться у наших мам как надо делать настоящие каменные копья. После учебы мы хотели попробовать поймать настоящего, большого мамонта. Но он не дался, потому что был очень большой. Тогда мы пошли на речку ловить копьями рыбу, а потом мы рисовали на стенах пещер свою добычу. Лучше всего получилось у моих друзей. Уже был вечер. Мы гуляли остаток нашего свободного времени на берегу реки и вдруг увидели, что в болоте застрял носорог. Мы позвали наших родителей, и они сказали, что из шкуры носорога получится отличная подстилка. Потом наши мамы сказали нам идти спать. Тем и закончился наш день в каменном веке.
    Сегодня мама подняла меня, когда чудесный огненный шар уже сиял высоко-высоко в вышине. Мама сказала, что шаман племени предсказал добрую охоту на бизонов. Я села на нагретый камень и стала плести из травы подстилки. Потом я пошла узнать, чей черед поддерживать огонь, и мне сказали, что сегодня этой великой чести удостоился самый маленький мальчик из нашего племени. Мама сходила к ручью. Когда огненное светило опустилось за край земли, возвратились охотники и принесли трех бизонов. Мы с подружками стали разделывать бизонов каменными ножами. Скоро мы с ними покончили и шкуры отдали главному шаману, чтобы он с их помощью воззвал к зверям и они не гневались на охотников за то, что они убили трех из них, после чего он положил их у входа в пещеру. Вождь был сегодня в хорошем настроении и всем дал по щедрому куску мяса. Спать мы ложились в прекрасном настроении! Я думала: «Завтра, когда опять взойдет огненный шар, будут новые приключения».
    Мужской и женский взгляд на мир)) “Если мужчина неуловим, то женщина непобедима” (Бегбедер) (с)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *