Сочинение на тему капова пещера

8 вариантов

  1. Шульган-Таш.  Капова пещера. Для многих эти равнозначные названия не требуют особых комментариев. В силу поистине всемирной известности пещеры, она претендует на один из брендов как Башкирии, так  и всего Урала.  Если же среди вас вдруг найдутся такие, кто о Каповой пещере ничего не слышал, мы вам расскажем о ней.
    Эта крупная карстовая полость, возникшая  около миллиона лет назад,  находится в нынешнем Бурзянском районе Башкирии, на территории заповедника «Шульган-Таш», на южном склоне горы Сарыкускан на правом берегу реки Белой. И является особо охраняемым природным и историко-культурным объектом.
    О происхождении названия «Капова» устоялись две основные  версии. Первая — от  капели, постоянно звучащей внутри, и вторая — от слова «капище» — места совершения культовых обрядов и жертвоприношений древних людей.
    Второе, не менее распространенное название пещеры, – башкирское, Шульган-Таш. Слово «таш» означает «камень», а Шульган – «исчезла». Речь о речке, вытекающей из пещеры и впадающей в большую реку —  Белую: т.е. «исчезнувшая под камень». Кроме того, Шульган — персонаж башкирского эпоса «Урал-Батыр», старший брат главного героя — повелитель подземного мира. Что тоже логично увязывается с названием.
    Вход в пещеру впечатлит любого! Это огромная арка высотой в 20 и шириной в 40 метров. Слева от входа – Голубое озеро, из которого вытекает речка Шульган. Озеро маленькое – всего около трех метров в диаметре, зато, по легендам, – бездонное. Как говорят во многих весях государства российского о местных достопримечательностях подобного рода, «мужики сорок вожжей вместе связывали, а дна так и не достали!» На самом деле, дно, конечно, есть, и его сухари-ученые, конечно, нашли: на глубине более 80 метров! Это излюбленное место дайверов. Правда, нырять можно только с разрешения администрации заповедника. Вода прозрачна, но не пригодна для питья из-за обильных минеральных примесей. Зато они же, примеси, делают ее полезной для целебных ванн.
    Пещера очень протяженная, длиной около трех километров.  Состоит из трех этажей —  с огромными залами, коридорами, галереями, таинственными  озерами, подземной рекой Шульган (она-то и образовала это чудо природы), сифонными подводными полостями. В пещере сохранился  и оберегается уникальный сталагмит высотой в три метра и шириной у основания около восьми метров. Помимо всяческих костей-черепов, в пещере были найдены каменные орудия труда, охра, угли, зола. Этим находкам – 15-17 тысяч лет. (Древний Египет еще и не планировался). Пещера  по сей день полностью не пройдена спелеологами – в залах и переходах второго этажа на каждом шагу расставлены «ловушки» — обрывы, глубокие и узкие расщелины. В Шульган-Таше был найден самый крупный в Европе «сифон» — полость, заполненная водой без воздуха, около 400 м.
    Всемирную славу Капова пещера снискала благодаря наскальным рисункам эпохи палеолита возрастом 14-14,5 тысяч лет. Рисунков обнаружено около двухсот, но относительно хорошо сохранилось лишь около тридцати. Размер их на редкость велик – от 44 до 112 сантиметров. Почти все фигуры выполнены красной охрой, но есть и куда более редкие, написанные углем: мамонты, лошади, другие животные, антропоморфные фигуры, а также более сложные для интерпретации знаки.
    Открытие этой древней наскальной живописи в 1954 году стало настоящей сенсацией в научном мире, ведь считалось, что рисунки вымерших животных эпохи палеолита встречаются только во Франции и Испании. Оказалось, что и на Урале в то время жили не менее развитые люди, чем в Европе.
    Увы, нагрянувшая слава губительно сказалась на пещере. Поток туристов оставлял после себя исписанные стены, обломанные сталактиты и сталагмиты. Пострадала и древняя живопись: микроклимат от обилия экскурсантов сильно изменился, и рисунки, хранившиеся около 15 тысяч лет, за несколько десятилетий потускнели и вот-вот могли быть утрачены. Сегодня желающим посмотреть наскальную живопись придется довольствоваться копиями рисунков в натуральную величину во входном гроте пещеры. Далее пускают только специалистов, которые изучают рисунки, консервируют их и, кстати, до сих пор открывают новые, ранее неизвестные. Обсуждаются планы создания искусственной копии Каповой, так сказать, ее дубля. А пока вы можете совершить по пещере виртуальный тур, приобретя соответствующие материалы в киоске музея на территории заповедника.  В общем, если даже просто  хотите убедиться в наличии легенды воочию, прикоснуться к чуду природы рукой и душой, — приезжайте.
    Чтобы добраться до заповедника «Шульган-Таш», на автомобиле нужно ехать из Уфы на Стерлитамак, затем повернуть на Белорецк, и за 50 километров до Белорецка на развилке свернуть на Старосубхангулово. После этого населенного пункта ехать на Миндигулово по неасфальтированной дороге. Далее — следовать указателям «Шульган-Таш».
    Удобно посетить пещеру и при сплаве по реке Белой.
    Далеко? Ничего!  Предки же как-то добирались. Без руля, без ветрил…

  2. 1. Беседа
    Природа Башкортостана очень красива и разнообразна. «Какими только дарами не наградила природа эту страну – писал Ф. Д. Нефедов, – общирные и тучные пастбища, как море, без конца волнующиеся ковылем степи, дремучие леса, из края в край переполненные разными породами зверей и птиц, красавицы реки; целебные источники и озера, светлые, как утро мая, горные потоки…
    Поэты в своих стихах, композиторы в музыкальных произведениях, художники в своих картинах восхваляли свою родину.
    – Какие стихи, песни знаете о нашей республике Башкортостан?
    Сегодня мы с вами познакомимся с природным памятником – Капова пещера. Как вы понимаете слово природный памятник?
    2. Сегодня мы отправимся в Капову пещеру на воздушном шаре. Все готовы?
    Вот под нами самое большое озеро Асылыкуль. На Асылыкуль похоже озеро – Кандракуль…
    Наш шар тихонько раскачивается. Вот видны вершины гор Каратау, Янгантау.
    Источник Кургазак находится в 3 км от горы Янгантау. Вода имеет лечебные свойства. Его вода такая чистая и прозрачная, что даже на большой глубине хорошо видны мелкие камни, зеленые водоросли, рыбки. Она в любое время года имеетпостояннуюt – 16. Зимой она не замерзает и в самые сильные морозы.
    Янгантау – «Горящая гора».
    На различных участках склона этой горы выделяется горячий воздух, насыщенный водяными парами. Температура воздуха достигает 150 градусов. Горячий пар – целебный. Построен здесь санаторий Янгантау. В нем лечат больных, страдающих заболеваниями суставов.
    Воздушный шар донес нас в Бурзянский район. Вот видите, на правом берегу Агидели находится знаменитая на весь мир пещера Шульганташ (Капова). Высота ее входа достигает двадцати метров. Три зала пещеры расположены этажами. На стене одного из залов есть изображения мамонта, диких лошадей, носорога. Эти рисунки сделаны древними людьми несколько тысячелетий назад. Сообщение А. Р. Рюмина взволновало весь научный мир. Таких пещер во всем мире три: пещера Альтамир (Испания, Ласко и Монтеспан (Франция) и в Башкортостане (Капова).
    В пещере имеются больше 2 тысяч подземных дорог, около 15 залов, река Шульган и 2 озера. Вот зал сталагмитов. От потолков всегда капает вода, мел крошится и выростает сосульки сталагмиты. Они растут очень медленно: в 100 лет на 1см. Вот трехметровый сталагмит в середине зала!
    Потом зал рисунков. Всего было найдено около 30 изображений размером от 44 до 122 см. Эти настоящие рисунки выполнены охрой (красной краской).
    Чтобы увидеть пещеру, каждый годприезжают очень много туристов.
    Во время экскурсии, нельзя разбивать ни один сталагмит. Надо беречь для будущего поколения.
    Вот мы на своем воздушном шаре возвратились домой.
    Путешествие понравилось?
    О каких природных памятниках мы говорили?

  3. КАПОВА ПЕЩЕРА (ШУЛЬГАН-ТАШ)
    Капова пещера (Шульган-Таш) — «Пропадающая у камня» — вот дословный перевод названия. Это и пещерой в нашем понимании назвать нельзя, скорее, это галерея подземных залов. Представьте: вход шириной тридцать девять, а высотой двадцать один метр, пятнадцать громадных залов, не похожих один на другой, два подземных озера и река — и все это на четырех ярусах! Но главная особенность Каповой пещеры состоит в том, что именно здесь были найдены настенные рисунки древнего человека эпохи палеолита.
    Капова пещера входит в состав одноименного заповедника и считается главной его достопримечательностью. Это крупнейшая многоэтажная пещера Урала, археологический памятник мирового значения, а также место, с которым связано огромное количество легенд, сказаний и поверий.
    Месторасположение пещеры
    Пещера Шульган-Таш, более известная как Капова пещера, расположена на Южном Урале в долине реки Белая на территории одноименного заповедника. Интересна пещера своим строением: многочисленными гротами и залами, соединенными ходами. Протяженность всех коридоров пещеры более 200 метров.
    Подземная речка, вытекающая из пещеры, образует у входа Голубое озеро, а сама Капова пещера названа в честь речки Шульганки (что в переводе означает «пропадающая»), уходящей в карстовый проем, чтобы затем через три километра выйти у громадной каменной скалы Портала и прикрыть вход в пещеру.
    КАПОВА ПЕЩЕРА (ШУЛЬГАН-ТАШ)
    Легенды и загадки, связанные с Каповой пещерой
    С пещерой Шульган-Таш связано очень много легенд, интересных преданий, поверий и сказок. Шульган — один из главных отрицательных персонажей многих эпосов Южного Урала. «Когда водяной падишах начал проигрывать битву славному богатырю, он отыскал бездонный омут и нырнул в то озеро. Дна у того озера нет, оно сливается с большой подземной рекой … Того падишаха звали Шульгеном. Поэтому и озеро стали называть также». Именно из страха перед могущественным демоном, пошла традиция, по которой нельзя оглядываться назад, когда выходишь из пещеры. Якобы, оглянувшись, человек передает свою душу злу.
    В эпосах «Акбузат» и «Урал-батыр» описываются человеческие жертвоприношения озеру Шульган. В жертву приносились девушки-красавицы. Кстати, подобные кровавые ритуалы действительно совершались: в 1983 году из озера вынули большое количество останков человеческих скелетов.
    Немало легенд и сказаний связано и с самой Каповой пещерой Шульган-Таш. Чаще всего легенды олицетворяют потусторонние силы и это понятно, поскольку, пещерная среда более сурова и непонятна, чем обычно окружающая нас природа. «…В подземелье этом обитало когда-то особое племя людей, о котором рассказывают много дивного. Эти существа, большие искусники, хранили золото, у них имелись мельницы, приводимые в движение подземными реками, они хорошо делали оружие. По преданию, те, кто окажет какую-либо услугу Хозяину пещеры, получат от него удачу в жизни». Сегодня есть фантастическая версия, что это могли быть инопланетяне, посетившие нашу планету.
    История пещеры Шульган-Таш
    Только в двух пещерах мира: в Испании и у нас в России, в Башкирии, — найдены столь хорошо сохранившиеся наскальные рисунки. Даже время не смогло наложить на них свой отпечаток. Первые рисунки древнего человека были обнаружены еще 120 лет тому назад в Западной Европе, что явилось настоящей сенсацией. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского. Нелегко было поверить в то, что в глубине веков — от десяти до тридцати тысяч лет назад — существовало искусство, достойное восхищения. Рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствовали о том, что первобытные охотники были не такими примитивными, какими они представлялись ранее.
    По своему возрасту, Капова пещера является достаточно древней: ее формирование началось не менее 3-5 млн. лет тому назад. Самым древним является средний ярус, на котором располагается современный вход в пещеру.
    Тысячелетия тому назад пещера Шульган-Таш была пристанищем для древних людей. При малейшей опасности скот загонялся на нижний этаж, а женщины, дети и старики уходили на верхний. Иногда в пещере одновременно скpывалось до трех и более тысяч человек. Это и не удивительно. Пещера Шульган-Таш как будто бы специально устроена для убежища большого числа людей. В ней достаточно много места, воды и воздуха.
    До середины ХХ века о Каповой пещере практически никто не знал, а привлекла она к себе внимание только после того, как было совершено открытие древних настенных рисунков, выполненных красной охрой, растворенной в животном жире. Нашел их в подземных дворцах в 1959 году заместитель директора заповедника А. В. Рюмин.
    КАПОВА ПЕЩЕРА (ШУЛЬГАН-ТАШ)
    Особенности Каповой пещеры:
    В пещере есть на что посмотреть! Так, на верхнем этаже имеется гигантский сталагмит, высота которого составляет 3 м, а ширина в основании — 8 м. И все же главная спелеологическая достопримечательность пещеры заключается в ее огромных размерах и совершенной форме ее галерей, коридоров и залов. Двигаясь по ним, трудно представить себе, что все это сотворено небольшой подземной (!) речкой, которая в определенные периоды представляла собой лишь маленький ручеек.
    Вход в пещеру в виде арки располагается у подножья правого склона долины реки Белой в 6 км севернее деревни Иргизлы. Как уже говорилось, Капова пещера представляет собой систему галерей, коридоров и залов, расположенных на трех гипсометрических уровнях. Наиболее интересные залы расположены на среднем и верхнем ярусах. На нижнем — протекает река Шульган, уходящая в 2,5 км севернее пещеры под землю.
    В 70-ые годы при исследовании пещеры на среднем ярусе было обнаружено 193 предмета, из которых преобладают орудия труда, сделанные из местного пещерного известняка и кальцита. Рабочий инструментарий и элементы вооружения, составляющие небольшую часть находок, изготовлены из более высококачественного каменного сырья, явно неместного происхождения, а именно из кремня и яшмы. Найденная стоянка людей эпохи палеолита располагается на первом ярусе пещеры в 150 м от входа, в обширном и просторном зале Знаков. Через зал протекает ручей, превращающийся в весенне-осеннее время в небольшую речку. Культурный слой стоянки сохранился в северо-западной части зала, и залегает он на глубине около полуметра. Совершенно уникальны обнаруженные в слое украшения: четыре просверленные с двух сторон бусинки из зеленого серпентинита — сравнительно мягкого и легкого в обработке. Есть также подвески из тонких пластиночек кости (может быть, бивня мамонта) и сланца. Столь же уникальна находка в культурном слое фрагмента глиняной лампы, поскольку глиняные изделия в культурных палеолитических слоях вообще являются очень редкими находками.
    КАПОВА ПЕЩЕРА (ШУЛЬГАН-ТАШ)
    Но стоит отметить, что мировую известность пещере Шульган-Таш принесли не найденные орудия труда и не спелеологические особенности пещеры, а расположенные внутри наскальные изображения, сделанные древними людьми. Рисунки размещаются как на среднем, так и на верхнем ярусе Каповой пещеры в 300 метрах от входа. Их возраст составляет не менее 13 тыс. лет.
    На стенах пещеры в настоящее время обнаружено 14 рисунков животных (мамонты, лошади, носороги и бизоны) и большое количество геометрических знаков и нечетких контуров. Большинство изображений сосредоточено в Зале Рисунков и Зале Хаоса.
    Красочные изображения зверей пещеры Шульган-Таш в целом отличаются реалистическим характером, хотя и не лишены примитивизма и схематизма. Животные показаны достаточно живо, в движении, видимо, такими, какими их видел первобытный художник.
    Пещера Шульган-Таш сегодня
    После того как были открыты древние рисунки, и пещера былы признана достопримечательностью мирового значения, в горы потянулись ученые, туристы и любопытные. Еще бы, каждому хотелось собственными глазами увидеть изображения, которым по подсчетам ученых уже 14-15 тысяч лет. Некогда Капова пещера была очень богата самыми разнообразными образованиями (сталактитами, сталагмитами, флагами, кальцитовыми цветами, ванночками, пещерным жемчугом и многим другим). К сожалению, в настоящее время это богатство пещеры большей частью растаскано и разграблено туристами — «любителями» природы. А наплыв экскурсантов и туристов увеличивается с каждым годом.
    В последнее время рисунки стали тускнеть и исчезать. Ученые сразу же определили причину бедствия: в пещере из-за бесконтрольного туризма изменился микроклимат. Количество экскурсий по пещере сократили, но эти меры не помогли спасти исторические реликвии. У российских ученых нет опыта сохранения подобных памятников: в результате проводимых экскурсий температура и влажность в пещере повышались, и начались обрушения известковых налетов внутри грота.
    Учитывая, что во Франции более 150 подобных живописных пещер находятся в хорошем состоянии благодаря знаниям и опыту археологов и геологов, в Башкирию были приглашены Жак Брюне (Департамент по сохранению памятников культуры Франции) и инженер-исследователь Филипп Малоран (Лаборатория гидрогеологии Университета в Бордо). Они уже обошли большую часть пещер и теперь приступили к исследованию стен и изображений. Планируется, что полностью отреставрирована пещера будет в 2007 году.

  4. 4. “Озеро” – выход из подземелий реки Шульган. Это и есть “мертвая вода”.
    Источник имеет значительную глубину. В википедии пишут про 35 метров. Я же слышал про то, что при погружениях водолазов на дно были сделаны точные замеры, которые дали глубину 88!! метров. Погружение выполнял Филл Шот.
    Кстати, интересный факт. Говорят, что на дне озера нашли древние кости коня! Дело в том, что в башкирских легендах, крылатые кони “тулпары” выходили из озер, на берегу готорых их отлавливали батыры, чтобы приручить. Между прочим, знаменитый конь Акбузат из эпосов, тоже был тулпаром. Только Урал батыр его не сам отловил, а у повелительницы страны птиц взял.
    Кроме того, с самой глубиной озера связана еще одна загадка природы. Дело в том, что реки размывают горы и пробивают себе русло все глубже и глубже. И есть общее правило – ручьи, впадающие в реку, всегда находятся выше уровня воды реки. И в случае с Шульганом, русло реки уходит ниже уровня белой на десятки метров!! Как же так? Я слышал, что есть одно единственное объяснение аномалии – река поменяла русло и стала протекать значительно выше своего изначального русла. Это могло произойти из-за обвала породы в реку, например.
    5. Вода в источнике имеет бирюзовый оттенок. Она выглядит, как обычная пещерная. А между тем, Шульган это обычная река, которая уходит под землю в трех километрах от источника. Место ухода Шульгана под землю известно, как пещера Ожигановская.
    Пошли в недра горы.
    6. Только представьте, что тоже самое, что видете вы, видели наши далекие предки. Эти камни не особенно менялись уже много столетий.
    7. Посмотрите на дно пещеры! Снаружи зима и приличный мороз. А тут растет мох. Мы находимся в “Главной галерее”.
    “Главная галерея” выходит к экскурсионной тропе из металла. Перед тропой в пещере есть место, где постоянно капает вода. Зимой тут вырастает много ледяных сталагмитов. Некоторые называют это место “Сталагмитовым залом”. Хотя, на карте, это все еще “Главная галерея”.
    8. “Сталагмитовый зал”. Рисунки на стенах не настоящие! Их нарисовали для туристов.
    Туристов, приезжающих посмотреть на пещеру, ждет искуственное освещение и лестница из нержавеющего маталла. Тропинка делает кольцо по ближней части пещеры.
    9. Вид на “Сталагмитовый зал” с экскурсионной тропы.
    10. Тропа нависает над камнями.
    11. Памятник Нассонову находится прямо рядом с металлической топинкой. Парень погиб при проныривании сифона в дальней части пещеры.
    Есть интересная история, связанная с тем, что пещеру хотели назвать пещерой Нассонова! Рассказывают, что в день трагедии в пещере работали некие известные люди. Их так впечатлила смерть молодого парня, что они подавали идею насчет того, чтобы назвать пещеры в его честь – “пещерой Нассонова”. Идея не прошла.
    12. В честь это парня назвали спелеоклуб в городе Уфа – “спелоклуб им. В.Нассонова”. Именно в нем я сам состою.
    На этом заканчивается та часть пещеры, которую видят обычные посетители. Я был там, где удается побывать не всем. Спелеологи бывают в закрытой части пещеры, когда их помощь требуется ученым или сотрудникам заповедника.
    В дальней части “Главной галереи” установлена решетка, которую наверняка видели все посетители пещеры. Она находится рядом с тропой. Решетка перегораживает ход в “зал Купольный”, “зал Знаков” и “зал Хаоса”. Решетка серьезно охраняется. Тут есть камеры и сигнализация. Это сделали не просто так! Дело в том, что в закрытой части пещеры находится много наскальных рисунков. Их не все еще изучили. Присутсвие посетителей будет угрожать их целостности.
    Кроме того, в этой части пещеры работают ученые. Именно тут нашли скелеты красавиц с проломленными топором черепами. Говорят, что их приводили и убивали в этой части пещеры. Скорее всего для того, чтобы задобрить богов.
    13. Рисунок на стене в “зале Купольный”.
    14. “Зал Знаков”. Слева изображение зубра, справа трапеция. Про последнюю я расскажу подробно ниже.
    То, что в Шульган-Таш называют “трапецией”, это изображение, похожее на тележку из супермаркета. Что это такое, ученые не говорят точно.
    Все дело в том, что люди времен палеолита не рисовали то, чего не видели! Выходит, что они рисовали то, что видели регулярно. Решетка есть в разных местах пещеры.
    15. “Трезубец” в “зале Знаков”.
    16. Рисунок в “зале Хаоса”. Хорошо видно две “трапеции” и лошадь.
    Это рисунки обнаружили, вскрыв натеки камня. После вскрытия, рисунки стали исчезать. Именно поэтому ученые прекратили дальнейшие вскрытия. Решили, что продолжат работу, когда придумают то, как сохранить рисунки. Так что, нас ждут еще целые стены с неизвестными изображениями!
    17. Снова “зал Хаоса”. Этот тот же камень, что на фотографии 16. Это его левая часть. Тут находится очень странное изображение. Это антропоморфная фигура. Нарисован человек с головой животного. Напомню, что древние люди не рисовали вымыслов. Они видели такое существо, раз нарисовали!
    18. “Зал Хаоса”. Снова мы видим антропоморфную фигуру! Некоторые считают, что тут нарисован кентавр! Голова человека, а тело коня или коровы.
    19. Интересные знак, похожий на букву Т. Это изображение тоже находится в “зале Хаоса”.
    На этом я закончу первую часть рассказа. Прошу заметить, что все фотографии в этой статье были сняты в самом начале пещеры! В более дальних ходах нас ждут спуск в “Зал Бездны”, подземная река и еще одна знаменитая серия наскальных рисунков!
    Продолжение – Пещера Шульган-Таш (Капова), часть 2

  5. ?МНЕНИЕ
    ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА МИННИКОВА
    историк (Санкт-Петербург)
    Тел.: (813) 612-55-44; E-mail: [email protected]
    Данная работа освещает одну из интереснейших страниц древнейшей истории нашей страны – появление на Южном Урале пещерного святилища Шульган-Таш (Капова пещера) с его уникальной наскальной живописью. На основе современных археологических материалов автор пытается ответить на следующие вопросы: какие функции выполнял этот пещерный комплекс? каковы его особенности? кто его создавал? В ходе общего анализа определяется степень его культурной и научной значимости.
    Ключевые слова: палеолитическая живопись, мобильность, мамонт, святилище, трапеция, миропонимание.
    КАПОВА ПЕЩЕРА (ШУЛЬГАН-ТАШ) КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
    Пещера Шульган-Таш с давних времен приковывала к себе внимание людей, и в первую очередь – своими морфологическими особенностями: грандиозным арочным входом; водой, бегущей по ее внутренним полостям; загадочными озерами в глубине; фантастическими кальцитовыми наплывами на стенах; сложным геологическим рельефом и, как следствие, редким по красоте и выразительности убранством ее залов и галерей.
    Возможно, по этой причине Капова пещера стала на многие сотни (и тысячи) лет культовым местом для этносов, населявших ее округу, и конечно, почитание ее как сакрального объекта не могло не наложить на нее отпечатка некой таинственности для будущих поколений.
    Среди местных жителей до недавних пор еще ходили легенды о загадочных животных, обитающих в ее недрах; о подземной воде, в которую они якобы погружаются и которая затем делается целебной. То, что за этими фантастическими представлениями может скрываться какой-то рациональный смысл, никому не приходило в голову. Ситуация изменилась с приходом в Башкирский государственный заповедник нового сотрудника – Александра Владимировича Рюмина.
    Московский ученый – зоолог, охотовед, кандидат биологических наук – Рюмин был захвачен идеей поиска доказательств собственной теории о существовании на юге Уральского региона самобытного очага палеолитической культуры. Зимой 1959 г. в ходе обследования пещеры Шуль-ган-Таш им были обнаружены следы настенной живописи, имевшей древнее происхождение. Так миф о существовании таинственных животных в Каповой пещере неожиданно подтвердился – многие тысячелетия в ее стенах действительно находились животные, но не в прямом смысле, а в качестве изображений давно исчезнувшей с лица земли мамонтовой фауны эпохи верхнего палеолита.
    Открытие палеолитической живописи на Урале явилось подлинной сенсацией в научном мире, ибо оно противоречило устоявшемуся мнению о местах распространения подобных артефактов на территории Европы: их было достаточно много в ее западной (юго-западной) части, но они совершенно отсутствовали в ее центральной части и на востоке.
    Проблема заключалась в том, что для широкого распространения наскальной живописи необходимы районы, богатые карстом. Наиболее благоприятен в этом отношении Франко-Кантабрийский регион (Пиренеи). С другой стороны, карстовые области Центральной Европы, спелеокомп-лексы в Альпах, Крыму и на Кавказе почему-то не стали такими же центрами пещерного искусства, как Франко-Кан-табрия. Вот почему поиски очага древней живописи на Южном Урале выглядели достаточно проблематично: если в сравнительно близких к Пиренеям регионах практически нет таких памятников, то с какой стати им быть на удалении в несколько тысяч километров? По этой причине на Урале их никто и не искал, кроме энтузиаста-одиночки А.В. Рюмина.
    Чем же руководствовался он в своих поисках? «Южный Урал не покрывался сплошным ледником, и здесь не было такого холодного климата, как в приледниковых зонах Западной Европы. Ледник находился от Южного Урала далеко на северо-западе, и горные хребты защищали эти земли от холодных северо-западных ветров. Поэтому теплый климат доледниковой эпохи задержался на Южном Урале, несомненно, гораздо дольше, чем в Европе. И животный мир того времени сохранился на Урале дольше и только в более поздние времена ушел к югу, к Африке и Индии. Это позволяло надеяться найти в пещерах Южного Урала следы первобытных людей и их культуры. Прежде всего, поиски должны были сосредоточиться на осмотре пещер»1.
    Сегодня с позиций современной науки высказанные предположения выглядят неубедительно: на Южном Урале, как и везде, было достаточно холодно. Ни о каком теплом климате «доледниковой эпохи» не могло быть и речи. И тем не менее логика в рассуждениях Рюмина все-таки была, и именно она (как мы увидим в дальнейшем) привела его к успеху.
    Безусловно, открытие пещерной живописи на Урале представляет собой одно из уникальнейших событий XX в. Но вот что сегодня вызывает недоумение – прошло уже несколько десятилетий с момента обнародования результатов исследований А.В. Рюмина, но ситуация с древней живописью в Каповой пещере по-прежнему остается неясной. Серьезного научного анализа данного феномена до сих пор нет, как будто палеолитический комплекс Шуль-ган-Таш перестал представлять собой научную загадку. А между тем все так же нет ответа на вопросы: как возник этот комплекс? какие функции он выполнял? почему он существует на таком значительном удалении от общепризнанного европейского центра палеолитического монументального искусства? в чем состоит его особенность по сравнению с другими (уральскими) комплексами? И главное, кто были люди, его создававшие? Разобраться с этим непросто, но мы можем хотя бы попробовать приблизиться к решению поставленных вопросов. И начать, вероятно, следует с археологической истории самого памятника.
    Первая научная экспедиция (под руководством О.Н. Бадера) была направлена в Шульган-Таш в сентябре 1960 г. За несколько дней работы она подтвердила правильность открытия А.В. Рюмина. В следующий сезон часть рисунков была расчищена, некоторые зарисованы художником К.Н. Никахристо и представлены миру.
    Новый этап исследования пещеры связан с работой экспедиции В.Е. Щелинского в 1983-1985 гг. На этот раз ученым удалось вскрыть культурный слой в зале Знаков (первый ярус пещеры, 150 метров от входа). В нем были найдены обломок бивня мамонта, кости пещерного медведя, зайца, лисицы, песца, сурка, лемминга. Для культурного слоя по анализу древесного угля в разных лабораториях получены две радиоуглеродные даты: 14680 ± 150 и 13930 ± 300. Возможно, что рисунки на первом ярусе имеют возраст около 13-14 тыс. лет.
    Всего же здесь было обнаружено 193 предмета, из которых преобладают орудия из местного пещерного известняка и кальцита. Рабочий инструмент и элементы оружия составляют небольшую часть коллекции, и изготовлены они из высококачественного каменного сырья не местного происхождения, а именно из кремния и зелено-коричневой яшмы, коренные выходы которой находятся далеко от пещеры – в Зауралье. Наряду с каменными найдены два костяных орудия: нож из обломка трубчатой кости с длинным ретушированным лезвием и грубое шило.
    Совершенно уникальны обнаруженные в слое украшения. Это четыре просверленные с двух сторон бочковид-ные бусины из зеленого серпентинита (точнее, серпофи-та – разновидности серпентинита) – сравнительно мягкого и легкого в обработке. Есть также подвески из тонких пластиночек кости и сланца. Столь же уникальна находка в культурном слое фрагмента глиняной лампы, поскольку глиняные изделия в палеолитических слоях являются редкостью2.
    В 1990-е гг. археологические исследования в Каповой пещере прекратились. В то же время по решению башкирских властей из-за бедственного состояния заповедника «Шульган-Таш» началось экскурсионное использование пещеры с осмотром рисунков первого этажа. В 1999 г. по инициативе НПЦ Министерства культуры и национальной политики Башкортостана для спасения памятника были начаты работы по комплексному исследованию и проведению мониторинга динамических параметров спе-леосистемы, а также фиксации живописи.
    Проведение этих работ было доверено группе ВСЕГЕИ, с поддержкой башкирских специалистов, и Комиссии спелеологии и карстоведения Русского географического общества (руководитель работ Ю.С. Ляхницкий). Была составлена программа исследования, ограниченного обустройства охраны пещеры, фиксации живописи, а также разработки мероприятий по улучшению гидрологических и микроклиматических условий для сохранения рисунков. Эта программа была одобрена независимыми французскими экспертами, и, начиная с 2000-х гг., она вступила в действие.
    Был выполнен большой комплекс естественнонаучных работ, включающий топографическое картирование, геологические, геоморфологические исследования, мониторинг динамических и геоэкологических параметров и другие наблюдения.
    Большое внимание уделялось гидрологическим и микроклиматическим исследованиям, имеющим решающее значение для сохранения палеолитической живописи. В соответствии с условиями госконтракта, проводилась фиксация рисунков, их топографическая привязка и детальное фотографирование изображений по особой методике с использованием искусственного света и эталонов цвета. Для расшифровки слаборазличимых пятен были применены цифровые компьютерные методики обработки видеоинформации. Применялись мощные современные цифровые камеры, специальные штативы, новые типы осветителей и т.п.3
    Результаты работ, связанных с фотофиксацией палео-живописи, были сведены в альбоме «Сокровище палеолита. Рисунки и знаки пещеры Шульган-Таш»4.
    Здесь впервые в отечественной литературе были помещены высококачественные изображения практически всех распознаваемых рисунков и знаков, а также фотографии, отображающие геологическое строение внутренних полостей Каповой пещеры.
    В начале двухтысячных годов археологические исследования в пещере возобновились. В результате был уточнен возраст рисунков на втором ее этаже – в зале Рисунков. По договоренности с археологом Т.И. Щербаковой в лаборатории ВСЕГЕИ было осуществлено определение абсолютного возраста углей из раскопа у восточной стены зала Рисунков под главной композицией. Возраст отложений оказался равным приблизительно 17 тыс. лет5. Кроме того, в 2009 г. коллективом Южно-Уральской экспедиции МГУ в Купольном зале был обнаружен пал
    Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

  6. 6
    Текст добавил: (!-ЭлЕкСиР_СчАсТьЯ-!)

    Живя на Урале, еще со школы слышал много рассказов о древней наскальной живописи, сохранившейся до наших дней в пещере Шульган-Таш. Пещера широко известна своими наскальными рисунками эпохи палеолита. Всегда хотелось там побывать. Вроде как прикоснуться к вечности:)
    Шульган-Таш (др. название – Капова пещера) – один из известных природных памятников, находится на территории заповедника Шульган-Таш Бурзянского района Республики Башкортостан, на Южном Урале.
    Немножко истории
    Рисунки были открыты в 1959 году зоологом заповедника А. В. Рюминым. В пещере более 170 рисунков разной степени сохранности, они выполнены в основном охрой – природным пигментом на основе животного жира. Их возраст около 18 тыс. лет, на них большей частью изображены мамонты, лошади и другие животные. Самые древние рисунки находятся в верхем ярусе пещеры, они были нарисованы в эпоху раннего палеолита. На нижнем ярусе Каповой пещеры находятся более поздние изображения конца ледникового периода, их размер варьируется между 44 и 112 сантиметрами. Рисунки в разной степени сохранности – часть их скрывается под натёками кальцита, часть смывается влагой, текущей по стенам.
    (Думаю, Википедия за историю на меня не обидится:)
    Вход в пещеру находится на южном склоне горы Сарыкускан и представляет собой огромную арку около 30 метров в высоту. Слева от входа в пещеру расположено озеро, из которого вытекает речка Шульган. Озеро имеет диаметр около 3 м и глубину 35 м. Пещера имеет три яруса, внутри неё протекает речка Подземный Шульган, которая и образовала эту пещеру. Общая протяженность пещеры около 3 км, с залами, галереями, подземными озёрами и рекой. Для туристов сейчас открыты только самые ближние к входу залы.
    Заповедник Шульган-Таш известен еще и своим бурзянским бортевым медом, там есть пасека.
    По заповеднику протекает Белая река. Именно про нее поет Шевчук в одной из своих песен: “Белая река, капли о былом…”
    А вот и вход в пещеру:
    Фотографии ниже сделаны в пещере в темноте, только при свете фонарика.
    Лестница на второй ярус пещеры:
    Территория заповедника очень красочна, замечательная природа радует глаз:)
    Да, добавлю. Вход на территорию платный, 240 рублей. Цена пропуска включает посещение нескольких домиков-музеев на территории заповедника и самой пещеры (в пещеру заходят группами, с экскурсоводом-инструктором. Мы даже расписались в журнале по технике безопасности:)
    Некоторые рисунки у входа в пещеру являются копиями основных изображений, расположенных в дальних залах, и сделаны учеными-исследователями.
    А теперь о дороге.
    Наш маршрут:
    Дорога к пещере:
    Уфа – Стерлитамак – Макарово – Верхний Авзян – Старосубхангулово – к пещере.
    Сразу скажу – эта дорога после Макарово не для слабонервных и не для низких машин:) Местами дорога как таковая пропадает вообще, есть только направление. Но зато места крайне живописные и такое потом не забывается:)
    Обратно поехали по другой дороге, через Белорецк (точнее, немного недоезжая, через Серменево). Там везде приличный асфальт. В каждый конец вышло примерно под 400 км.
    Ниже мой лучший бессловесный друг. Слегка запачкался в этом путешествии:)
    Впечатления остались самые яркие.
    Если в ком живет дух приключений, краеведения и автотуризма – то в путь!:)

  7. 7
    Текст добавил: Ведущий балтолог

    Шульган-Таш, Капова пещера – одна из крупнейших карстовых пещер на Башкирском (Южном) Урале. Расположена она на правом берегу реки Белой в 4 км ниже д. Новоакбулатово Бурзянского района, на территории одноименного заповедника.
    Поводом для организации заповедника было обитание в этом регионе ядра чистокровной аборигенной популяции среднерусской медоносной пчелы – бурзянской бортевой пчелы или «бурзянки» в условиях бортничества – тысячелетнего народного промысла.
    Отчет о загородной поездке Евгения Мальцева (или просто Жоры) из Клуба любителей путешествовать на автомобиле
    Я давно мечтал съездить в это уникальное место. Кроме того, что я вообще никогда не видел пещеры, дорога сюда достаточно живописна, так как пролегает по самому сердцу Южного Урала и сулит наслаждение необыкновенными видами и чарующими пейзажами. Всякая мечта должна сбываться, освобождая дорогу следующей – и вот мы выдвигаемся. Состав экспедиции небольшой, мы едем на двух машинах.
    Заняв новый край, башкиры разделили землю по родам. Одним достались горы и леса, другим – привольные степи. C Челябинской областью граничит горная часть Башкортостана, поэтому мы постоянно контактируем именно с горными башкирами. На мой взгляд, у этой ветви башкирского племени в наибольшей степени сохранились основные черты своих предков, и в укладе жизни, и в манере поведения, особенно в быту.
    Чем дальше в горы, тем сильнее сгущались над нами облака, начал капать противный дождик, который превратился в ливень, стоило нам только подняться на перевал Урал-Тау.
    Когда мы спустились в долину реки Белой, то погрузились в пелену густого тумана, весь Белорецк был им окутан. В Серменево сворачиваем на Узян и Кагу. По этой дороге я еще не ездил, поэтому ничего не знаю об ее состоянии. Все сведения о старой стерлитамакской дороге были подчеркнуты из рассказов бывавших в этих местах, или от третьих лиц. Но дорога до Саросубхангулово оказалась асфальтированная, с покрытием на «три с плюсом». До Каги трасса проложена по долине реки Белой, и за деревней Азнагулово пересекает ее в необыкновенно живописном месте. В Каге трасса, огибая пруд, поворачивает на запад, на Стерлитамак, а мы сворачиваем налево на юг до Старосубхангулово. Теперь дорога уходит в гору и спускается к Белой только у деревни Байназарово, здесь мы остановились, чтобы перевести дух и сориентироваться на местности и на карте.
    Старосубхангулово оказалась довольно симпатичной деревенькой, расположенной вдоль небольшой речушки. С одной стороны она окаймлена оголившимися скалами, с другой – «лысой» горой и лесами. По слухам я уже знал, что дальше не будет асфальтированной дороги, так оно и оказалось на самом деле. Далее она была насыпной, размытой во многих местах, с ямами и рытвинами. Участок длинной примерно 30 километров. Несмотря на плохое покрытие, дорога изобилует восхитительными видами горной Башкирии. У деревни Миндигулово она опять встречается с Белой, а далее уходит в горы.
    За Гадельгареево через несколько километров видим сворот на право и указатель на Шульган-Таш. Дорога становится еще уже (теперь по ней может проехать только один автомобиль), поднимается в гору, а далее идет крутой спуск, который в конечном итоге выводит к берегу реки Белой. И вот тут кипит жизнь: с левой стороны расположены стоянки туристов, которые либо сплавляются по Белой, либо просто приехали в заповедник, разбиты палатки, шатры, дымятся костры… С правой стороны расположен сам музейно-экскурсионный комплекс.
    Вход в музейный комплекс платный, на территорию музея и в пещеру необходимо покупать разные билеты, в сумме это около 120 рублей. Сам комплекс тянется вдоль реки Белой и завершается непосредственно пещерой. Мы решили начать осмотр сразу с пещеры и прямиком направились туда.
    Осмотр заповедника – только по экологической тропе, которая имеет длину около 2 километров. В конце же ее – главная достопримечательность Башкирии Капова пещера, известная петроглифами, возраст которых 15 000 лет.
    Сначала тропа ведет через луг, и первая достопримечательность – грот Спящий Мамонт. Говорят, на закате тени грота ложатся так, что он похож на горбатого мамонта с закрытыми глазами и опущенным хоботом – отсюда и название. Виден в скале и сам грот, но подходить к нему нельзя из-за угрозы камнепадов. Тропа уходит в лес, и за деревьями сереют высокие скалы. А в траве виднеются колоды. Прямо у тропы стоят две пасеки: действующая экспериментальная и музейная – просто множество колод в высокой траве.
    Как я уже говорил, башкиры издревле занимались бортничеством, и до сих пор местные жители выводят пчел и собирают мед. Вот и здесь колодная пасека, матковыводная пасека с рамочными ульями и музей-гостиная «Пчелиный лес», где можно попробовать местный мед.
    Здесь же устроен музейный павильон с подлинным инвентарем бортника и даже настоящей бортью. Также в павильоне представлены тамги – башкирские родовые знаки, которыми каждый бортник помечал свою борть. Я видел два стенда с тамгами – собственно на Шульган-Таше и в Национальном музее в Уфе. Некоторые тамги похожи друг на друга: в каждом последующем поколении сын добавлял к тамге отца одну линию.
    Река и высокие скалы вдоль ее берега – типичный уральский пейзаж. На Среднем Урале таких рек еще больше. Трудно поверить, что это на самом деле водохранилище. В начале 2000-ых Муртаза Рахимов задумал поставить себе «памятник» – построить ГЭС на Белой около своего родного села. Естественно, строительство ГЭС должно было покончить со сплавами и туризмом на реке, но главное – в зоне затопления оказались две лучшие пещеры Урала: Капова и Сумган-Кутук. Протестовали все страшно, да только это же восток! В конце концов, на Муртазу надавили из центра, и водохранилище было построено на 2/3 проектной мощности. Капова пещера была спасена, а Сумган-Кутук (протяженность которого превышала 12 км), говорят, ушел под воду. С тех пор был установлен столб, показывающий уровень воды в реке Белой во время наводнения 1990 года.
    Далее тропинка вышла на обрыв к реке Белой, откуда, повернув направо и перешагнув через мостик, привела нас к павильону для экскурсантов. Вход в пещеру оказался огромным, над небольшим озерцом свисал массивный каменный свод.
    Протяженность всех ходов пещеры составляет более 2,9 км. Пещера имеет три яруса, внутри нее протекает речка Подземный Шульган, которая и образовала эту пещеру. В 1959 году зоолог заповедника А.В. Рюмин открыл в Каповой пещере наскальные рисунки эпохи палеолита, которые перевернули представления об истории Восточной Европы. Благодаря исследованиям сейчас описано 173 рисунка или их реликтов – красочных пятен. Рисунки выполнены в основном охрой – природным пигментом на основе животного жира, возраст их 14-14,5 тысяч лет. Изображены мамонты, лошадки и другие животные, сложные знаки, антропоморфные фигуры. Есть редкие изображения углем. Рисунки в разной степени сохранности – часть их скрывается под натеками кальцита, часть до заповедания пещеры оказалась под автографами туристов-вандалов, часть смывается влагой, текущей по стенам. В целях безопасности оригиналов живописи экскурсантам демонстрируются копии рисунков в натуральную величину в привходовой части пещеры.
    Когда солнечный свет совсем исчез, гид предложил посветить фонариками наверх. Свод пещеры озарился блеском, как будто он унизан тысячами бриллиантов. На самом деле это капельки воды, поэтому пещера и называется «каповой». Если вглядеться в рельеф потолка, то можно различить очертания мальчика. Легенда гласит, что древние люди доводили до конца пещеры двенадцатилетних мальчиков и оставляли самих искать выход, кто найдет его, тот и считался настоящим мужчиной.
    В башкирской мифологии с Шульган-Ташем связано немало различных сюжетов. Они связаны с почитанием этой пещеры в древности как культового центра Южного Урала. Пожалуй, самая красивая легенда – эпос «Урал-батыр», который посвящен космической борьбе двух братьев – младшего Урала и старшего Шульгана. Считалось, что в пещере Шульган-Таш обитает дух Урал-батыра в облике огромного всадника на крылатом коне Акбузате. Тому, кто его увидит – повезет. Есть поверье, что здесь обитал подземный народ во главе с дивом в образе огромного батыра. Эти существа, большие искусники, хранили золото, у них имелись мельницы, приводимые в движение подземными реками, они хорошо делали оружие. По преданию, те, кто окажет какую-либо услугу Хозяину пещеры, получат от него удачу в жизни.
    Вообще пещера восхитила всю нашу экспедицию. Необычайное природное творение жилище древних людей оправдало ожидания на все сто.
    Возвращаясь, мы обещали обязательно вернуться, когда откроются для посещений следующие залы. Дальше тоже еще много интересного: и подлинные наскальные рисунки, и сталактиты со сталагмитами, удивительное озеро, искупаться в котором по преданию мужчины водили своих жен, чтобы вернуть им девственность.
    Когда мы выходили из пещеры, один мужчина с разбегу нырнул рыбкой в небольшое озерцо. Я уже было, подумал, что он разобьется. Оказалось что озерцо это уникальное, и вовсе не озеро, а речка с одноименным названием Шульган, исток которой находится в 12 км к северу от входа. На расстоянии 2 км до Шульган-Таша эта речка с большим шумом уходит под землю и появляется в виде мощного родника у входа в нее, образуя небольшое озеро диаметром 3 м, разведанная глубина его составляет 71 м, а предположительная глубина около 120 м. Проходя под землей воды этого озера-речки впитывают в себя кучу минералов и становятся необыкновенно полезными.
    Купание в этом озере омолаживает и восстанавливает организм. И не смотря на то, что температура воды около 7 градусов, вода настолько приятная, что все равно находятся желающие ополоснуться. Вода очень соленая и жесткая (пить нельзя), и поэтому озеро абсолютно безжизненно. Если верить «Урал-батыру», именно здесь находится вход в царство мертвых, где правит Шульган.
    Обратный путь всегда короче, но этот участок длинной в 30 км с насыпным покрытием измотал в конец. Почему-то на обратном пути пейзажи показались мне более живописными, наверно потому что выглянуло солнышко.
    Отчет о квадро-эндуро рейде от Ильи Гизатуллина «Chelextreme.ru»
    В понедельник, 20 июля, взяв первый за 3 последние года отпуск, в 7 утра зацепил прицеп с «квадриком» и поехал на Банное. Незаметно за разговорами о мотоциклах там пролетел вечер. С утра собрались и поехали на стоянку в Юбилейный. Встретили карталинцев, потом подтянулись магнитогорцы.
    На небе ни облачка, день обещал быть жарким…
    Всего собралось 12 мотоциклов, 2 квадроцикла и 2 машины. Разделились на 2 группы: дорожники и Яна на машине поехали по асфальту, а большая часть, наоборот, решила максимально возможно асфальта избежать.
    Самое удивительное, что по бездорожью решил ехать и магнитогорец Серега на ВАЗ 21099! Мотоцикл его был в ремонте, а проехать хотелось вместе с боевыми товарищами.
    Солнце жарило, дороги настолько высохли, что поднималось огромное количество густой пыли. Иногда, при езде вплотную за «квадриком» Мурата даже создавалось впечатление, что въезжаешь в густое облако (парашютисты меня поймут), приходилось сбрасывать газ или наоборот, отрываться вперед.
    Периодически встречали «девятку», идущую параллельным курсом. «Безумству храбрых поем мы песню» – они ехали по дорогам, куда ни каждый джип бы рискнул залезть. Благо было сухо и они не буксовали. При прохождении ям и канав Серега доставал из багажника доски, подкладывал под колеса и ехал вперед!
    Останавливались часто, так что хватало времени полюбоваться красотами Крыктытау. Была идея разделиться и пустить «квадрики» вперед как более быстрые, но решили, что русские на войне своих не бросают, и поехали вместе. Как оказалось, не зря.
    Выехали на дорогу, где в дождливое время проехать не просто из-за раскисшей глины, а сейчас просто была твердая засохшая колея от УАЗов.
    Тут случилось ЧП. В колее ногу Артема затянуло под заднее колесо. В результате падение и перелом голеностопа, возможно открытый. Привязали ногу к той самой доске, посадили Артема в девятку на переднее сидение (задние были до крыши забиты сумками). Серега сел за руль и повез пострадавшего в Белорецк, а Олег сел ко мне на «квадрик» вторым.
    Как мне показалось, после происшествия все стали ехать чуть медленнее.
    Башкирка предпенсионного возраста на заправке с неподдельным изумлением на лице пыталась обсчитать рублей на 400, но тщетно. Поехали дальше. То и дело встречали то лошадей, то коров, претендовавших на преимущество на дороге и не желавших пропускать колонну. А в Старосубхангулово они, видимо, вообще священные животные. Оттуда еще 30 км по пыльной грейдерной насыпи, и мы на месте!
    От пыли отряхиваться было бесполезно, но это нас и не заботило.
    С утра пошли на экскурсию в пещеру. По пути встречали убежища древних людей.
    В глубине пещеры обнаружили наскальную живопись эпохи палеолита. Но самое удивительное – это изображение граненого стакана, которому более 20 тысяч лет!
    Вход в пещеру размером с пятиэтажный дом. Меда достать не получилось… Зато видели муравейник почти с человеческий рост.
    Часов в 12 выехали в обратный путь. Так как пункты назначения у всех были разные, выезжали группами по 2-3 человека, чтобы меньше пылить. Ехали уже по другой дороге, по началу удавалось срезать. Отведали кумыса, добрые хозяева угостили еще и хлебом.
    Чуть позже Мурат прямо на наших глазах совершил кульбит, чудом не оказавшись под «квадриком». Колея там была, действительно, предательская. Я тоже был на грани переворота, т.к. темп был намного выше среднего.
    Потом заехали в лес, пыли практически не стало, дорога поворачивала между деревьями каждые 20 метров. От души повеселился в управляемых заносах, пока не проколол колесо. Оказалось, от насоса из-за тряски открутилась гайка. Поиски успехом не увенчались. Пришлось открутить такую же с «квадрика» Мурата (кстати, потом забыл отдать), 15 минут на ремонт, и поехали дальше.
    Периодически спрашивали у местных, есть ли впереди дорога. Если они говорили что есть, дорога вскоре заканчивалась. Если говорили что нам там не проехать – мы легко проезжали.
    По открытой местности было ехать одно удовольствие: трава 2 сантиметра, холмы и редкие деревья.
    Потом попали в капкан хребтов с трех сторон. Единственно возможная дорога вперед была обозначена на навигаторе как тропинка. На деле же эта тропка давно заросла метровой травой и была завалена упавшими деревьями. Теперь вперед пошла тяжелая артиллерия.
    Трава становилась все выше. Я шел первый и то и дело видел лежбища животных – круги примятой травы диаметром метра полтора. Фотоаппарат был наготове на случай встречи кого-нибудь из местной фауны. Но напрасно, рев моторов распугал все живое. Один раз увидел только двух здоровенных птиц. Переезжали через поваленные деревья, ломали их или объезжали, примерно придерживаясь направления на навигаторе. Думаю, мы первые лет, как минимум, за 10, кто пошел через перевал этой дорогой, если можно так ее назвать.
    И вот бурелом закончился, и мы на вершине! Еще 50 км до Банного доехали без происшествий. На стоянке у Юбилейного встретили магнитогорцев, которые удивились почему мы так долго едем. «Нормальные герои всегда идут в обход!» Скоро снова в дорогу, только теперь уже на двух колесах. Ведь человек, которого «укусил» эндурист, сам становится эндуристом.
    Материалы предоставлены «Клубом любителей путешествовать», Chelextreme.ru.

  8. А
    А
    А
    Капова пещера, расположенная на территории Республики Башкортостан, одна их самых известных природных достопримечательностей Урала. Сколько тайн и загадок она хранит, ученые на сегодняшний день только догадываются, однако и тех, с которыми уже удалось разобраться, хватит, чтобы удовлетворить интерес любознательных гостей. Кроме того, это место наверняка заинтересует ценителей подземных красот и необычных пейзажей, скрытых от солнечного света.
    Второе имя пещеры — Шульган-Таш. Именно так она называлась много лет назад, однако в советское время в научной литературе распространилось Капова. Сегодня о последнем имени вспоминают все реже, вернувшись к историческому, означающему в переводе «провалившийся камень».
    Общая протяженность пещеры Шульган-Таш более 3 километров. Однако для туристов доступна лишь малая часть залов, остальные продолжают исследоваться спелеологами. Одна из самых известных находок — это настенные рисунки времен палеолита, выполненные охрой. Такие «письма», написанные в 12-10 тысячелетии до нашей эры, считаются уникальными и позволяют хоть немного приоткрыть тайны прошлого. Естественно, ценная живопись скрыта от глаз туристов. Гости могут видеть лишь точные копии рисунков, выполненные в наше время.
    Последние находки в пещере — это черепа и кости древних людей. Все факты говорят о том, что это место было священным. Ученые до сих пор продолжают исследования и надеются, что Шульган-Таш хранит еще немало тайн, которые непременно удастся разгадать.
    Во время прогулки по пещере можно полюбоваться не только древними рисунками, но и многочисленными озерами, залами, гротами, галереями. И, конечно же, не стоит забывать о традиции — выходя отсюда, ни в коем случае нельзя оборачиваться! Местные экскурсоводы утверждают, что так повелось еще тысячи лет назад.

    Похожие записи:

    Пещера Шондонг — самая большая пещера в мире
    Мамонтова пещера — самая длинная пещера в мире
    Остров Стаффа (Шотландия)
    Что посмотреть на Шри-Ланке?
    Клифтонский подвесной мост, Бристоль, Англия
    Труа Валле — самый большой горнолыжный курорт мира
    Оставить свой комментарий
    Нажмите, чтобы отменить ответ.
    Имя (обязательно)
    Почта (обязательно)
    Сайт (дополнительно)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *