Наталья была очень красивой восемнадцатилетнёй девушкой, дочерью боярина Матвея. Она была’честной, доброй и простодушной. Она любила природу, с огромным уважением относилась к своему отцу. Воспитание девушек в то время было такое, что она не умела даже читать и писать. Конечно, для Алексея она не могла стать человеком, с которым можно обсуждать вопросы политики или развития государства (а ясно, что Алексей в этом нуждался, будучи жертвой политической борьбы и оказавшись в одиночестве). Но она могла умиротворить его, дать ощущение собственной ценности, принять со всеми его сомнениями, как бы сгладить острые углы. Её преданность проявилась в том, что даже на войну она отправилась вместе с ним. Это, а также то, что она убежала из дома, говорит о большой решительности и силе характера. Наверное, участие в военных действиях сделало её твёрже и мудрее.
Алексей был сыном репрессированного боярина, бежавшего в своё время из страны и после смерти отца на свой страх и риск тайно вернувшегося обратно. Это говорит о большой любви к родине и смелости. Он сразу почувствовал незаурядность Натальи и проявил большую настойчивость, чтобы добиться своего. Он искал случая отличиться так, чтобы с полным правом предстать перед глазами царя, и участие его в войне этому способствовало. Наверное, он был очень порывистым и энергичным человеком, не любил бездействовать и искренне выполнял свой долг так, как он его понимал. Кроме этого он был талантливым рисовальщиком, что для человека его ранга было совсем нетипично.
И Алексей, и Наталья были очень эмоциональны, и многие поступки совершали под влиянием эмоций. Но их эмоции были благородны.
Главные герои повести — боярская дочь Наталья и Алексей Любославский.
Алексей и Наталья решились на отчаянный поступок, а после доказали свою честность и истинную храбрость, сражаясь с врагами. И боярин Матвей, и царь не помнили зла, когда Наталья и Алексей им открылись, а признали их заслуги и право жить вместе по любви.
Алексей доверил Наталье тайну, что он сын оклеветанного и несправедливо осуждённого боярина Любославского, бежавшего за пределы Отечества. Алексей не был уверен, что царь отнесётся к нему снисходительно, и поэтому жил отшельником и никому не рассказывал, кто он такой.
Влюблённым помогла няня Натальи, соблазнившаяся подарками от Алексея, а также старый священник, согласившийся, ничего не спрашивая, тайно их обвенчать. Без их помощи у молодых людей ничего бы не получилось.
Наталья была очень красивой восемнадцатилетнёй девушкой, дочерью боярина Матвея. Она была’честной, доброй и простодушной. Она любила природу, с огромным уважением относилась к своему отцу. Воспитание девушек в то время было такое, что она не умела даже читать и писать. Конечно, для Алексея она не могла стать человеком, с которым можно обсуждать вопросы политики или развития государства (а ясно, что Алексей в этом нуждался, будучи жертвой политической борьбы и оказавшись в одиночестве). Но она могла умиротворить его, дать ощущение собственной ценности, принять со всеми его сомнениями, как бы сгладить острые углы. Её преданность проявилась в том, что даже на войну она отправилась вместе с ним. Это, а также то, что она убежала из дома, говорит о большой решительности и силе характера. Наверное, участие в военных действиях сделало её твёрже и мудрее.
Алексей был сыном репрессированного боярина, бежавшего в своё время из страны и после смерти отца на свой страх и риск тайно вернувшегося обратно. Это говорит о большой любви к родине и смелости. Он сразу почувствовал незаурядность Натальи и проявил большую настойчивость, чтобы добиться своего. Он искал случая отличиться так, чтобы с полным правом предстать перед глазами царя, и участие его в войне этому способствовало. Наверное, он был очень порывистым и энергичным человеком, не любил бездействовать и искренне выполнял свой долг так, как он его понимал. Кроме этого он был талантливым рисовальщиком, что для человека его ранга было совсем нетипично.
И Алексей, и Наталья были очень эмоциональны, и многие поступки совершали под влиянием эмоций. Но их эмоции были благородны.
Жанровая направленность произведения представляет собой историческую оду в стиле сентиментализма, в которой поднимаются вопросы, связанные с человеческими взаимоотношениями в проявлениях любви, национальных патриотических традиций и порядочности. Главным персонажем повести является Наталья, представленная в образе боярской дочери овдовевшего Матвея Андреева, служащего царским советником, состоятельного, умного и порядочного человека.
Героиня изображается автором восемнадцатилетней девушкой необыкновенной красоты, отличающейся темными глазами, нежной румяной кожей, длинными ресницами. Помимо красивой внешности героиня обладает внутренней душевной привлекательностью, проявляющейся в ее невинных и благовоспитанных характерных качествах, при этом Наталья не является грамотным человеком, освоившим чтение и письмо. Увлечением Натальи является рукоделие, вышивание, шитье. Сюжетное действие повести разворачивается в период правления царя Алексея Михайловича, изображенного в виде картины идеального монархического строя, при котором царь беспокоится о благополучии своего народа.
Завязкой сюжетной линии становится случайное столкновение героини с молодым человеком в лице Алексея Любославского, наследником боярина, находящегося в опале, являющегося добрым, храбрым и мужественным юношей, ставшего впоследствии мужем Натальи, заключившей с возлюбленной тайный брак.
Во время начавшихся военных действий с литовцами молодые люди принимают участие в сражениях, при этом Наталья переодевается в мужскую одежду. Смелость, отвага и любовь к родине дают им возможность получения царского прощения, а также прощения батюшки Натальи. Средствами художественной выразительности в повести представляются многочисленные перифразы, сравнения, эмоциональные тропы, позволяющие автору выразить собственное отношение к происходящим событиям, а также использование субстантивированных прилагательных и эпитетов, лишенных реального содержания, подчеркивающие языковые и стилистические особенности произведения.
Повесть “Наталья, боярская дочь” Н. М. Карамзина стала первым художественным воспроизведением русского исторического прошлого. Позднее критик Резанов будет описывать “карамзинское течение” как “тенденцию обрабатывать взятый из той же русской старины сюжет гораздо менее затейливо, просто и с возможным для того времени соблюдением верности или хоть вероятности исторической”. Действие повести “Наталья, боярская дочь происходит в прошлом, в эпоху царствования Алексея Михайловича. В то время, по мнению автора, “русские
были русскими”.
Люди того времени жили в идиллическую пору чувствительности, еще не утраченную людьми. Основной сюжетной линией является развитие любовных отношений дочери добродетельного Матвея Андреева Натальи и Андрея, сына опального боярина Любославского. Карамзин знакомит читателя со своей лирической героиней Натальей, начиная с подробного описания внешности. Для создания более полного и реалистического портрета писатель использует различные художественные приемы.
Так, например, в описании применяются средства устного народного сказа: “много цветов в поле, в рощах, на лугах зеленых,
но нет подобного розе… “. Также обращают на себя внимание контрастные зрительные эпитеты: белое лицо и черные пушистые ресницы, “волосы, как темно-кофейный бархат” и т. д. Доселе спокойная девическая жизнь Натальи встревожена тем, что героиня почувствовала “некоторую томность, некоторую грусть в душе своей”. Вскоре, зимой у обедни Наталья встречает свою любовь – Алексея Любословского. После первой встречи Наталья испытывает желание вновь увидеть незнакомца. И скоро они вновь встречаются, а затем, Алексей, подкупив няньку, является в дом прекрасной Натальи.
Идиллическое спокойствие начала повести нарушается, дальнейшие события развиваются стремительно. Наталья с возлюбленным тайно покидают родительский дом и венчаются. Карамзин большое внимание уделяет внутренней борьбе Натальи между любовью к Алексею и дочерним долгом.
Понимая, что совершит большой грех, героиня сбегает из отцовского дома без благословления. Но появившееся чувство вины не дает Наталье насладиться счастьем. Для того, чтобы подчеркнуть смятение в сердце героини, писатель использует такие слова, как грех, церковь, образ, благословение. Долгое время Наталья и ее возлюбленный скрываются в лесу, затем опальный Алексей и переодетая в мужское платье Наталья сражаются на войне, заслуживая себе прощение.
В конце повести вновь воцаряется спокойствие: герои возвращаются в объятия отца Натальи, боярина Матвея. Такие романы пользовались большой популярностью у русских читателей в середине и во второй половине 18 века. Отличает поветь Карамзина от произведений такого рода наличие глубокого нравственного смысла, стремление автора пробудить у читателя сочувствие к изображенным героям, сопереживание их бедствиям, радость о добродетельных и сожаление об ошибочных поступках
План
Введение
Н.М. Карамзин в повести обращается к историческому прошлому России.
Основная часть
Наталья – главная героиня повести:
а) детство героини, ее родители;
б) особенности воспитания;
в) первые чувства;
г)тайное венчание.
Особенности взаимоотношений Алексея и Натальи.
Заключение
Героиня мечтательна и женственна, но в то же время способна на решительные поступки.
Н.М. Карамзин в повести «Наталья, боярская дочь» обращается к историческому прошлому России.
Наталья, главная героиня повести, живет в эпоху допетровской России. Ее отец, боярин Матвей, – богатый человек, верный советник царя. Мать Натальи умерла и ее воспитывала няня. Тогда в личной жизни людей главными были правила «Домостроя», и жизнь Натальи полностью подчиняется этому укладу. Рано утром вместе с няней они идут в церковь молиться, затем раздать бедным милостыню. Дома Наталья работает за пяльцами, шьет, плетет кружево. Отец отпускает ее на прогулку с няней в сад, а затем она опять садится за рукоделье. Вечером ей разрешается пообщаться с подружками под присмотром нянюшек. Жизнь Натальи замкнута и бедна событиями, но даже при такой жизни она умеет мечтать и много размышляет. Автор показывает, как она добра, как любит отца и строгую няню, как любуется природой и красотой Москвы. Она трудолюбива и послушна, какой и должна быть девушка того времени. Но приходит время, и она начинает мечтать о любви.
Долгожданная встреча произошла в церкви, и Наталья влюбилась с первого взгляда, не зная даже имени молодого человека. Не увидев его на следующий день, она тоскует и страдает, не ест, не пьет, пытаясь при этом скрыть свою тоску от отца и няни. Встретив его снова, она счастлива так, что «час обедни был для нее одною блаженною секундою». Няня устроила влюбленным свидание, и молодые люди сговорились бежать и обвенчаться тайно. И автор подробно изображает переживания героини: счастье любви, неколебимое доверие к Алексею, чувство вины перед любящим отцом, стыд за ту боль, которую она ему причиняет. Но по «Домострою» жена должна все забыть для мужа и во всем ему повиноваться. Наталья готова к этому. Даже когда няня, испугавшись вооруженных слуг Алексея, закричала, что они в руках у разбойников, Наталья успокоилась по одному только слову Алексея. Она верила и знала, что он не может быть злым человеком. Она счастлива с любимым мужем, но вышивает узорные полотенца и для него, и для отца. Наталья мечтает о том, чтобы отец простил свою дочь, молится об этом.
Когда же Алексей собрался на войну, то героиня даже не помышляет о том, чтобы отпустить его одного. Надев мужской наряд и спрятав волосы под шлем, она идет с Алексеем на поле битвы и храбро сражается, заслужив прощение царя и любимого родителя.
Итак, мы видим, что героиня мечтательна и женственна, душа ее полна тонких и противоречивых переживаний. В то же время в трудную минуту она может быть сильной и отважной, способной на решительные поступки и верящей в добро и Божью милость.
Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в “Наталье, боярской дочери”, послужившей переходом от “Писем русского путешественника” и “Бедной Лизы” к “Истории государства Российского”. В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как “царство теней”. Перед нами соединение “готического романа” с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом,
? все совершается в идеальной стране, среди самых добродушных героев.
Автор не жалеет развернутых сопоставлений, дабы показать миловидность героини, ее чарующее совершенство: “Никакая красавица не могла сравняться с Натальею. Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее? и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных”.
Рисуемые события отличались романтической остротой? внезапная любовь, тайное венчание, бегство, поиски, возвращение,
счастливая жизнь до гробовой доски… Перед нами скорее романтическая поэма, но повести Н. М. Карамзина вообще близки к стихам по ритму, действию, лексике. Однако в повести появилось и новое. Хотя исторические приметы довольно? таки условны, но они? знак национальной самобытности, являющейся залогом подлинности искусства. Н. М. Карамзин сделал попытку воссоздать русский национальный характер, открывая историю как предмет художественного изображения. Действующий в повести боярин Матвей Андреев, богатый, умный, важный, великий хлебосол, судит? рядит, “кладя чистую руку на чистое сердце”. И его ключевая фраза звучит как самохарактеристика: “сей прав по моей совести, сей виновен по моей совести…” Таким образом, дело решалось без замедления, и “виновный бежал в густые леса сокрыть стыд свой от человеков”. Скобичевский А. М. иронизировал по поводу повести, писал, что все герои ее наивны, повествование имеет мало “точек соприкосновения с допетровской стариною”. Вся литература была заполнена, особенно при обращении к истории, “ходульными олицетворениями различных страстей”. Постижение времени? предметно? определенного, вполне точного? было делом будущего.
Именно в этой повести Н. М. Карамзин обратился к человеку русскому во всех отношениях. Произведение начинается обращением к читателям, вспомним вступление: “Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, т. е. говорили, как думали?”
Автор даже позволяет себе слегка подтрунивать над собственным и совсем недавним пламенным европеизмом? его героиня “имела все свойства благовоспитанной девушки, хотя русские не читали тогда ни Локка „О воспитании”, ни Руссова „Эмиля””.
Собственно, “Наталья, боярская дочь” ? прощание с молодостью, с ее несбыточными мечтами и заблуждениями. Н. М. Карамзин разочаровался не в “древних камнях” Европы, а в том, что последовало за Великой французской революцией. Повесть была своеобразным карамзинским заявлением о том, что у нас “особенная стать”. История в повести еще довольно условна и носит статичный характер; но муза Клио, еще не вполне выявив свой лик, властно звала к себе Н. М. Карамзина. До взаимной и счастливой любви на всю жизнь оставалось лишь несколько шагов. Скрыто? насмешливое упоминание кумира юности? Ж. Ж. Руссо означало лишь, что искать мудрости следует не только в путях? хождениях за тридевять земель, но и у себя дома.
“Наталья, боярская дочь” ? печать излюбленной мысли писателя о том, что прошлое только тогда не прошло, когда его любишь; таланту же русскому всего ближе прославлять русское, тем более что следует приучать сограждан к уважению всего собственного, родного. Если подходить с сегодняшними мерками, то история в повести еще только панорама – сценический задник для действующих лиц, щеголяющих в пестрых кафтанах времен Алексея Михайловича. Но все уже устами возлюбленных в “Наталье, боярской дочери” заговорила? впервые! ? простодушная допетровская Русь, и автор почувствовал себя не подражателем Лоренса Стерна, а художником, питомцем землян отчич и дедич.
Н. М. Карамзин в своей повести “Наталья, боярская дочь” проявил себя, как настоящий мастер писать на историческую тему. У него был необычайный дар высвечивать события истории, которые имели решающее значение в результате. Повесть “Наталья, боярская дочь” стала своего рода переходом от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к «Истории государства Российского». Здесь мы прослеживаем главную линию любовных отношений, которые начали свой путь во времена “царства теней”. Все происходит в идеальном мире, где царит гармония. Эта повесть соединила в себе “готический роман” и семейные предания. Эти события неизбежно должны привести к самому благополучному исходу.
«Никакая красавица не могла сравниться с Натальей. Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее и, представив себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных» – так описывает автор главную героиню. Он прибегает к использованию самых красноречивых оборотов, чтобы описать девушку и ее совершенство, чистоту и миловидность.
Все события имеют чрезвычайный аромат лирики и эйфории, они предстают перед читателями сквозь призму позитивных эмоций. Посудите сами: внезапно вспыхнувшая пылкая и самоотверженная любовь, тайное венчание в дальней церкви, побег и поиски, возвращение и дальнейшая счастливая, романтическая жизнь – разве не эти эпизоды в своем таком сочетании вызывают ощущение нереальности и невозможности. Перед читателем предстает скорее всего лирическая поэма, в которой даже прослеживается ритм и лексика, свойственная этому жанру.
Кармазин постарался воссоздать события истории, но придав им некую лиричность, сентиментальность. Он старается передать широту русской души, продемонстрировать ее особые характеристики. Одним из центральных героев выступает Матвей Андреев. Он проявляет свою отвагу, самоотдачу, Он выражает, как бы саму характеристику в словах: «сей прав по моей совести, сей виновен по моей совести…».
Именно в этой повести Карамзин прибегает к использованию героев, которые по истине и всецело являются русскими. Он, словно подчеркивает уникальность нашей национальности и ее особенные отличительные черты. Автор пытается донести, что прошлое не может пройти, пока его бережешь в сердце.
Главные герои повести — боярская дочь Наталья и Алексей Любославский.
Алексей и Наталья решились на отчаянный поступок, а после доказали свою честность и истинную храбрость, сражаясь с врагами. И боярин Матвей, и царь не помнили зла, когда Наталья и Алексей им открылись, а признали их заслуги и право жить вместе по любви.
Алексей доверил Наталье тайну, что он сын оклеветанного и несправедливо осуждённого боярина Любославского, бежавшего за пределы Отечества. Алексей не был уверен, что царь отнесётся к нему снисходительно, и поэтому жил отшельником и никому не рассказывал, кто он такой.
Влюблённым помогла няня Натальи, соблазнившаяся подарками от Алексея, а также старый священник, согласившийся, ничего не спрашивая, тайно их обвенчать. Без их помощи у молодых людей ничего бы не получилось.
Наталья была очень красивой восемнадцатилетней девушкой, дочерью боярина Матвея. Она была честной, доброй и простодушной. Она любила природу, с огромным уважением относилась к своему отцу. Воспитание девушек в то время было такое, что она не умела даже читать и писать. Конечно, для Алексея она не могла стать человеком, с которым можно обсуждать вопросы политики или развития государства (а ясно, что Алексей в этом нуждался, будучи жертвой политической борьбы и оказавшись в одиночестве). Но она могла умиротворить его, дать ощущение собственной ценности, принять со всеми его сомнениями, как бы сгладить острые углы. Её преданность проявилась в том, что даже на войну она отправилась вместе с ним. Это, а также то, что она убежала из дома, говорит о большой решительности и силе характера. Наверное, участие в военных действиях сделало её твёрже и мудрее. Материал с сайта //iEssay.ru
Русская литература тесно связана с историей. Писателей всегда волновал вопрос о связи судьбы человека и судьбы его родины, о том влиянии, положительном или отрицательном, которое история оказывает на человека.
Этот вопрос рассматривается и в повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». В ней автор рисует времена, когда «когда русские были русскими, … жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, то есть говорили, как думали».
Писатель обращается к «старой Руси» (тому времени, когда жила его прапрабабушка), считая их «идеальными». История героини повести – девушки Натальи – показывает, какими благородными, мужественными, добрыми и честными были мужчины, и какими красивыми, преданными, кроткими и верными были женщины тогда. Получается, что это – некий укор современному писателю обществу, где он не видит всех этих добродетелей.
Наталья – молодая красивая девушка, дочь влиятельного боярина Матвея Андреева. Карамзин подчеркивает, что Андреев был «верный слуга царский», опора и поддержка государя. Кроме того, «он владел многими поместьями и был не обидчиком, а покровителем и заступником своих бедных соседей…»
По воле рока Наталья влюбилась в молодого человека, отец которого был в опале у царя. Именно поэтому Алексей увез героиню из родного дома, ничего не сказав ее отцу. Девушка, доверяя своему возлюбленному, безропотно последовала за ним.
Лишь в лесу, в избушке, в которой жил боярин Любославский после смерти отца, он признался во всем Наталье. Рассказал, что его отца несправедливо оклеветали перед царем, поэтому им пришлось скитаться и терпеть лишения. Но теперь Алексей хотел восстановить опороченное имя и честь своей семьи.
И такой случай вскоре представился – на Москву напали литовцы. Алексей и преданная Наталья, которая переоделась в воина, отправились на эту войну. Благодаря молодому боярину Любославскому москвитяне одержали победу. Тогда Алексей пал к ногам русского царя, прося его о прощении своего отца. Выяснилось, что боярин Любославский давно оправдан. Алексей признается и еще в одном «грехе» – в том, что он увез дочь без разрешения отца.
Однако все в повести завершается благополучно: «Молодой человек хотел броситься перед ним на колени, но старец прижал его к своему сердцу вместе с милою дочерью…
Царь. Они достойны друг друга и будут твоим утешением в старости».
Карамзин любуется своими героями и говорит нам, что добродетель должна быть награждена, а порок – наказан. Это его идеал, которым он делится с читателем. В любых исторических условиях человек должен сохранять в себе Человека, только тогда он сможет справиться со всем.
Для изображения своих героев писатель использует различные художественные приемы. Это портрет («Пусть читатель вообразит себе белизну италиянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее — и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных»); характеристика внутреннего состояния («Сердце ее как будто бы вздрогнуло – как будто бы какой-нибудь чародей дотронулся до него волшебным жезлом своим!»); речевая характеристика или внутренний монолог («Жестокий, – думала она, – жестокий! Зачем скрываешься от глаз моих, которые тебя всеминутно ищут?»); отступления автора («Напрасно, обманывая самих себя, хотите вы пустоту души своей наполнить чувствами девической дружбы, напрасно избираете лучшую из подруг своих в предмет нежных побуждений вашего сердца!»)
Мне очень симпатичны герои этой повести Карамзина. Думаю, что они являются образцом мужчины и женщины. Наталья – красивая, кроткая, преданная, но, в то же время, способная на смелый поступок. Алексей – благородный, честный, отважный воин и нежный муж. Царь в этой повести суров, но справедлив, относится к своим подданным, как к родным детям. А боярин Матвеев – образец «государственного человека» и любящего отца.
Повесть «Наталья, боярская дочь» не так известна, как другие произведения Н.М. Карамзина. Но она важна в творчестве писателя, потому что затрагивает многие нравственные вопросы, волновавшие его современников.
Одним из таких вопросов в повести является проблема чести. В основном, на мой взгляд, она связана с образом Алексея Любославского – возлюбленного Натальи. Из его рассказа мы узнаем, что отец Алексея, из-за неправедных наветов, был изгнан из Москвы. Долгое время этот боярин с сыном жил среди подданных Магомеда, а после смерти отца Алексей был вынужден жить в лесу. Там он был совсем один, сражался с дикими зверями и мечтал вернуться в Москву, восстановить доброе имя отца.
Вскоре, уже будучи мужем Натальи, такая возможность герою представилась. До избушки Алексея и его жены дошли вести, что на Москву напали литовцы: «Москва в смятении. Свирепые литовцы восстали на Русское царство». Алексей решает ехать на войну, чтобы «сразиться с неприятелями Русского царства и победить. Царь увидит тогда, что Любославские любят его и верно служат своему отечеству».
И герой сдержал данное им слово – именно он «даровал победу» русскому войску. Принеся знамя падших литовцев, Алексей бросился в ноги государю и попросил у него милости – восстановления честного имени отца. К счастью, царь уже знал, что боярин Любославский был оклеветан другими боярами, и давно простил его.
Алексей, как честный человек, служащий русскому царю, признался и еще в одном «преступлении» – в том, что он украл дочь его любимого боярина Матвея Андреева: «Но я — я винен перед тобою, государь великий! Я увез дочь боярина Матвея из родительского дому!» Однако царь, видя в Алексее достойного человека, благословляет их брак: «Они достойны друг друга и будут твоим утешением в старости». То же самое делает и отец Натальи: ««Она дочь моя, — сказал боярин Матвей прерывающимся голосом, — он сын мой… Господи! Дай мне умереть в их объятиях!»
В конце повести автор говорит, что супруги жили долго и счастливо. Их отличительной чертой была преданность и искренняя любовь к государю. Алексей «оказал важные услуги отечеству и государю, услуги, о которых упоминается в разных исторических рукописях». За это они пользовались «особой царской милостью». Алексей с Натальей прожили до глубокой старости и были похоронены вместе.
Таким образом, в повести «Наталья, боярская дочь» Карамзин рассматривает тему чести. Для него этот вопрос неотделим от темы служения царю. Честен и достоин тот, кто всеми силами души служит государю. По Карамзину, счастлив тот, кто любим русским царем.
Алексей Любославский – доблестный воин, смелый и мужественный. Кроме того, он порядочный и богопослушный человек, свято чтящий традиции отцов, свою семью и государство. Именно поэтому жизнь его складывается так удачно, утверждает писатель, ведь добродетель должна быть награждена.
Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в “Наталье, боярской дочери”, послужившей переходом от “Писем русского путешественника” и “Бедной Лизы” к “Истории государства Российского”. В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как “царство теней”. Перед нами соединение “готического романа” с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом, ? все совершается в идеальной стране, среди самых добродушных героев.
Автор не жалеет развернутых сопоставлений, дабы показать миловидность героини, ее чарующее совершенство: “Никакая красавица не могла сравняться с Натальею. Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее ? и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных”.
Рисуемые события отличались романтической остротой ? внезапная любовь, тайное венчание, бегство, поиски, возвращение, счастливая жизнь до гробовой доски… Перед нами скорее романтическая поэма, но повести Н. М. Карамзина вообще близки к стихам по ритму, действию, лексике. Однако в повести появилось и новое. Хотя исторические приметы довольно таки условны, но они ? знак национальной самобытности, являющейся залогом подлинности искусства. Н. М. Карамзин сделал попытку воссоздать русский национальный характер, открывая историю как предмет художественного изображения. Действующий в повести боярин Матвей Андреев, богатый, умный, важный, великий хлебосол, судит рядит, “кладя чистую руку на чистое сердце”. И его ключевая фраза звучит как самохарактеристика: “сей прав по моей совести, сей виновен по моей совести…” Таким образом, дело решалось без замедления, и “виновный бежал в густые леса сокрыть стыд свой от человеков”. Скобичевский А. М. иронизировал по поводу повести, писал, что все герои ее наивны, повествование имеет мало “точек соприкосновения с допетровской стариною”. Вся литература была заполнена, особенно при обращении к истории, “ходульными олицетворениями различных страстей”. Постижение времени ? предметно определенного, вполне точного ? было делом будущего.
Именно в этой повести Н. М. Карамзин обратился к человеку русскому во всех отношениях. Произведение начинается обращением к читателям, вспомним вступление: “Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, т. е. говорили, как думали?”
Автор даже позволяет себе слегка подтрунивать над собственным и совсем недавним пламенным европеизмом ? его героиня “имела все свойства благовоспитанной девушки, хотя русские не читали тогда ни Локка “О воспитании”, ни Руссова “Эмиля””.
Собственно, “Наталья, боярская дочь” ? прощание с молодостью, с ее несбыточными мечтами и заблуждениями. Н. М. Карамзин разочаровался не в “древних камнях” Европы, а в том, что последовало за Великой французской революцией. Повесть была своеобразным карамзинским заявлением о том, что у нас “особенная стать”. История в повести еще довольно условна и носит статичный характер; но муза Клио, еще не вполне выявив свой лик, властно звала к себе Н. М. Карамзина. До взаимной и счастливой любви на всю жизнь оставалось лишь несколько шагов. Скрыто насмешливое упоминание кумира юности ? Ж. Ж. Руссо означало лишь, что искать мудрости следует не только в путях хождениях за тридевять земель, но и у себя дома.
“Наталья, боярская дочь” ? печать излюбленной мысли писателя о том, что прошлое только тогда не прошло, когда его любишь; таланту же русскому всего ближе прославлять русское, тем более что следует приучать сограждан к уважению всего собственного, родного. Если подходить с сегодняшними мерками, то история в повести еще только панорама – сценический задник для действующих лиц, щеголяющих в пестрых кафтанах времен Алексея Михайловича. Но все уже устами возлюбленных в “Наталье, боярской дочери” заговорила ? впервые! ? простодушная допетровская Русь, и автор почувствовал себя не подражателем Лоренса Стерна, а художником, питомцем землян отчич и дедич.
Главная героиня повести Карамзина — Наталья, дочь боярина Матвея Андреева. Я считаю, что эта героиня — идеал автора. Образом Натальи Карамзин показал, какой должна быть настоящая женщина.
Наталья Андреева — 17-летняя девушка. Она очень красива: «Наталья была всех прелестнее». Ничто не могло сравниться с белизной ее лица и алостью ее щек. Черные глаза Натальи, густые темно-русые волосы, нежность кожи девушки вызывали всеобщее восхищение. Боярин Андреев души не чаял в своей любимой дочери.
Но прекрасней всего была душа Натальи: «…наша прелестная Наталья имела прелестную душу, была нежна, как горлица, невинна, как агнец, мила, как май месяц: одним словом, имела все свойства благовоспитанной девушки…»
Наталья очень любила свою родную Москву, обожала отца, была искренне привязана к своей няне. Весь день героиня проводила в делах: вышивала, молилась богу. Но ей не были чужды и развлечения. Наталья часто ездила в гости к своим подругам, где они весело проводили время, но под строгим присмотром старших. Так мирно и счастливо Наталья дожила до 17 лет.
Но вскоре одна печаль стала грызть душу героини. Она начала тосковать по любви, по любимому человеку. И, когда он появился в ее жизни, Наталья не задумываясь пошла за любимым на край света. Алексей, возлюбленный героини, предложил ей бежать из родительского дома и тайно венчаться. Несмотря на большую привязанность и благодарность к отцу, Наталья выбрала свою любовь. Мне кажется, Карамзин восхищается своей героиней. Автор считает, что именно так должна поступать настоящая женщина.
В этой серьезной ситуации проявился сильный и твердый характер героини. Когда она решилась бежать, то ничто не могло свернуть героиню с намеченного пути. Наталья безоговорочно поверила своему возлюбленному. Алексей привез свою жену в лесной дом. Но она и не подумала испугаться, ведь ее любимый дал слово, что все будет хорошо.
В замужестве героиня также проводила все дни в работе. Она не забывала своего отца и очень переживала, оставив его одного в полном неведении. Поэтому Алексей посылал своего человека, который каждую неделю привозил вести о боярине Андрееве.
Так супруги жили в мире и согласии. Но когда они узнали, что на Москву напали литовцы, то не смогли сидеть сложа руки. Наталья тут же решила отправиться в боевой поход вместе с мужем. Героиня не мыслила себе жизни без Алексея. Как верная жена, она всюду следовала за своим суженым. Для того, чтобы быть рядом с Алексеем, Наталья переоделась отроком, не побоявшись изменить традициям.
В итоге все закончилось хорошо. Москва была отбита, Алексей прощен государем и боярином Андреевым. Молодожены счастливо зажили в Москве.
Наталья — идеальная героиня. Она прекрасна и внешне, и внутренне. Скромная и чистая, она в тоже время обладает сильным и живым характером. Наталья — верная и преданная жена. Ее счастье — в счастье мужа, за которым героиня пойдет на край света. Наталья безоговорочно доверяет своему Алексею. Мне кажется, именно в характере своей героини Карамзин видит секрет ее счастья.
План
Введение
Н.М. Карамзин – представитель сентиментализма.
Основная часть
Н.М. Карамзин рисует своих героев людьми с богатым внутренним миром.
Автор глубоко раскрывает внутренний мир Натальи:
а) отношение героини к родителям;
б) отношение героини к природе;
в) первая любовь.
Подробное изображение переживаний героев- признак сентиментализма.
Заключение
Разнообразие художественно-поэтических средств необходимо сентименталистам для более яркого раскрытия внутреннего мира своих героев.
Сентиментализм возникает в русской литературе в конце XIX века, и Н.М. Карамзин – один из наиболее ярких его авторов. Раньше в русской литературе господствовал классицизм. Авторы этого направления хотели показать читателю образец для подражания – каким должен быть достойный гражданин Отечества, к чему он должен стремиться. Главным для такого героя было чувство долга, а личные его чувства были чем-то второстепенным. Для писателей нового течения – сентиментализма – главным было показать внутренний мир героя, его личные переживания. Ведь недаром само название «сентиментализм» произошло от английского «sentiment» – чувство, настроение.
Н.М. Карамзин рисует своих героев людьми с богатым внутренним миром, полным разнообразных душевных переживаний. Боярин Матвей – честный и благородный человек, царь называл его «правым глазом своим». Он всегда решал дела по совести, никогда никого не обманывал, за что заслужил любовь и уважение народа. В праздник боярин накрывал столы для всех бедняков, проходящих мимо, беседовал с ними, помогал им как мог. Но больше всего на свете он любил свою единственную дочь Наталью, росшую без матери. Писатель показывает, каким заботливым отцом был боярин Матвей, сравнивая его любовь к дочери с заботой и гордостью садовода, вырастившего редкие красивые цветы.
Так же глубоко раскрывает автор и внутренний мир главной героини – Натальи, боярской дочери. Она всем сердцем любит отца, няню, заменившую ей умершую мать. Она любуется природой и красотой Москвы, играет с подружками. До семнадцати лет жизнь ее радостна и безмятежна. Первая любовь встревожила ее душу, принесла ей много страданий. Наталья и Алексей встречаются тайком, а затем бегут вместе и венчаются тайно. Конечно, Наталья понимает, как будет страдать ее отец, ей совестно перед ним, и в душе ее борются самые противоречивые чувства: любовь к Алексею, страх, стыд и чувство вины перед отцом. Н.М. Карамзин подробно рисует переживания героев, их внутренний мир, но не только это характерно для сентиментализма. Все его герои не просто чувствительны, но их чувства подчеркнуто преувеличены. Герои выражают слезами и свою радость, и горе. Алексей «залился слезами», признаваясь Наталье в своей любви. Герои вместе плачут от радости после венчания. От горя рыдает боярин Матвей, читая письмо Натальи, которое она оставила ему. Встретившись после военной победы, герои так счастливы, что проливают «теплые лучи слез». Автор использует множество восклицаний, эпитетов в превосходной степени – «нежнейший», «любезнейший». Все это разнообразие художественно-поэтических средств необходимо сентименталистам для наиболее яркого раскрытия внутреннего мира своих героев, богатства их душевных переживаний и описания красоты окружающего мира, которой восхищается автор.
Повесть «Наталья, боярская дочь» не так известна, как другие произведения Н.М. Карамзина. Но она важна в творчестве писателя, потому что затрагивает многие нравственные вопросы, волновавшие его современников.
Одним из таких вопросов в повести является проблема чести. В основном, на мой взгляд, она связана с образом Алексея Любославского – возлюбленного Натальи. Из его рассказа мы узнаем, что отец Алексея, из-за неправедных наветов, был изгнан из Москвы. Долгое время этот боярин с сыном жил среди подданных Магомеда, а после смерти отца Алексей был вынужден жить в лесу. Там он был совсем один, сражался с дикими зверями и мечтал вернуться в Москву, восстановить доброе имя отца.
Вскоре, уже будучи мужем Натальи, такая возможность герою представилась. До избушки Алексея и его жены дошли вести, что на Москву напали литовцы: «Москва в смятении. Свирепые литовцы восстали на Русское царство». Алексей решает ехать на войну, чтобы «сразиться с неприятелями Русского царства и победить. Царь увидит тогда, что Любославские любят его и верно служат своему отечеству».
И герой сдержал данное им слово – именно он «даровал победу» русскому войску. Принеся знамя падших литовцев, Алексей бросился в ноги государю и попросил у него милости – восстановления честного имени отца. К счастью, царь уже знал, что боярин Любославский был оклеветан другими боярами, и давно простил его.
Алексей, как честный человек, служащий русскому царю, признался и еще в одном «преступлении» – в том, что он украл дочь его любимого боярина Матвея Андреева: «Но я — я винен перед тобою, государь великий! Я увез дочь боярина Матвея из родительского дому!» Однако царь, видя в Алексее достойного человека, благословляет их брак: «Они достойны друг друга и будут твоим утешением в старости». То же самое делает и отец Натальи: ««Она дочь моя, — сказал боярин Матвей прерывающимся голосом, — он сын мой… Господи! Дай мне умереть в их объятиях!»
В конце повести автор говорит, что супруги жили долго и счастливо. Их отличительной чертой была преданность и искренняя любовь к государю. Алексей «оказал важные услуги отечеству и государю, услуги, о которых упоминается в разных исторических рукописях». За это они пользовались «особой царской милостью». Алексей с Натальей прожили до глубокой старости и были похоронены вместе.
Таким образом, в повести «Наталья, боярская дочь» Карамзин рассматривает тему чести. Для него этот вопрос неотделим от темы служения царю. Честен и достоин тот, кто всеми силами души служит государю. По Карамзину, счастлив тот, кто любим русским царем.
Алексей Любославский – доблестный воин, смелый и мужественный. Кроме того, он порядочный и богопослушный человек, свято чтящий традиции отцов, свою семью и государство. Именно поэтому жизнь его складывается так удачно, утверждает писатель, ведь добродетель должна быть награждена.
Наталья была очень красивой восемнадцатилетнёй девушкой, дочерью боярина Матвея. Она была’честной, доброй и простодушной. Она любила природу, с огромным уважением относилась к своему отцу. Воспитание девушек в то время было такое, что она не умела даже читать и писать. Конечно, для Алексея она не могла стать человеком, с которым можно обсуждать вопросы политики или развития государства (а ясно, что Алексей в этом нуждался, будучи жертвой политической борьбы и оказавшись в одиночестве). Но она могла умиротворить его, дать ощущение собственной ценности, принять со всеми его сомнениями, как бы сгладить острые углы. Её преданность проявилась в том, что даже на войну она отправилась вместе с ним. Это, а также то, что она убежала из дома, говорит о большой решительности и силе характера. Наверное, участие в военных действиях сделало её твёрже и мудрее.
Алексей был сыном репрессированного боярина, бежавшего в своё время из страны и после смерти отца на свой страх и риск тайно вернувшегося обратно. Это говорит о большой любви к родине и смелости. Он сразу почувствовал незаурядность Натальи и проявил большую настойчивость, чтобы добиться своего. Он искал случая отличиться так, чтобы с полным правом предстать перед глазами царя, и участие его в войне этому способствовало. Наверное, он был очень порывистым и энергичным человеком, не любил бездействовать и искренне выполнял свой долг так, как он его понимал. Кроме этого он был талантливым рисовальщиком, что для человека его ранга было совсем нетипично.
И Алексей, и Наталья были очень эмоциональны, и многие поступки совершали под влиянием эмоций. Но их эмоции были благородны.
Главные герои повести — боярская дочь Наталья и Алексей Любославский.
Алексей и Наталья решились на отчаянный поступок, а после доказали свою честность и истинную храбрость, сражаясь с врагами. И боярин Матвей, и царь не помнили зла, когда Наталья и Алексей им открылись, а признали их заслуги и право жить вместе по любви.
Алексей доверил Наталье тайну, что он сын оклеветанного и несправедливо осуждённого боярина Любославского, бежавшего за пределы Отечества. Алексей не был уверен, что царь отнесётся к нему снисходительно, и поэтому жил отшельником и никому не рассказывал, кто он такой.
Влюблённым помогла няня Натальи, соблазнившаяся подарками от Алексея, а также старый священник, согласившийся, ничего не спрашивая, тайно их обвенчать. Без их помощи у молодых людей ничего бы не получилось.
Наталья была очень красивой восемнадцатилетнёй девушкой, дочерью боярина Матвея. Она была’честной, доброй и простодушной. Она любила природу, с огромным уважением относилась к своему отцу. Воспитание девушек в то время было такое, что она не умела даже читать и писать. Конечно, для Алексея она не могла стать человеком, с которым можно обсуждать вопросы политики или развития государства (а ясно, что Алексей в этом нуждался, будучи жертвой политической борьбы и оказавшись в одиночестве). Но она могла умиротворить его, дать ощущение собственной ценности, принять со всеми его сомнениями, как бы сгладить острые углы. Её преданность проявилась в том, что даже на войну она отправилась вместе с ним. Это, а также то, что она убежала из дома, говорит о большой решительности и силе характера. Наверное, участие в военных действиях сделало её твёрже и мудрее.
Алексей был сыном репрессированного боярина, бежавшего в своё время из страны и после смерти отца на свой страх и риск тайно вернувшегося обратно. Это говорит о большой любви к родине и смелости. Он сразу почувствовал незаурядность Натальи и проявил большую настойчивость, чтобы добиться своего. Он искал случая отличиться так, чтобы с полным правом предстать перед глазами царя, и участие его в войне этому способствовало. Наверное, он был очень порывистым и энергичным человеком, не любил бездействовать и искренне выполнял свой долг так, как он его понимал. Кроме этого он был талантливым рисовальщиком, что для человека его ранга было совсем нетипично.
И Алексей, и Наталья были очень эмоциональны, и многие поступки совершали под влиянием эмоций. Но их эмоции были благородны.
Жанровая направленность произведения представляет собой историческую оду в стиле сентиментализма, в которой поднимаются вопросы, связанные с человеческими взаимоотношениями в проявлениях любви, национальных патриотических традиций и порядочности.
Главным персонажем повести является Наталья, представленная в образе боярской дочери овдовевшего Матвея Андреева, служащего царским советником, состоятельного, умного и порядочного человека.
Героиня изображается автором восемнадцатилетней девушкой необыкновенной красоты, отличающейся темными глазами, нежной румяной кожей, длинными ресницами. Помимо красивой внешности героиня обладает внутренней душевной привлекательностью, проявляющейся в ее невинных и благовоспитанных характерных качествах, при этом Наталья не является грамотным человеком, освоившим чтение и письмо. Увлечением Натальи является рукоделие, вышивание, шитье.
Сюжетное действие повести разворачивается в период правления царя Алексея Михайловича, изображенного в виде картины идеального монархического строя, при котором царь беспокоится о благополучии своего народа.
Завязкой сюжетной линии становится случайное столкновение героини с молодым человеком в лице Алексея Любославского, наследником боярина, находящегося в опале, являющегося добрым, храбрым и мужественным юношей, ставшего впоследствии мужем Натальи, заключившей с возлюбленной тайный брак.
Во время начавшихся военных действий с литовцами молодые люди принимают участие в сражениях, при этом Наталья переодевается в мужскую одежду. Смелость, отвага и любовь к родине дают им возможность получения царского прощения, а также прощения батюшки Натальи.
Средствами художественной выразительности в повести представляются многочисленные перифразы, сравнения, эмоциональные тропы, позволяющие автору выразить собственное отношение к происходящим событиям, а также использование субстантивированных прилагательных и эпитетов, лишенных реального содержания, подчеркивающие языковые и стилистические особенности произведения.
Повесть “Наталья, боярская дочь” Н. М. Карамзина стала первым художественным воспроизведением русского исторического прошлого. Позднее критик Резанов будет описывать “карамзинское течение” как “тенденцию обрабатывать взятый из той же русской старины сюжет гораздо менее затейливо, просто и с возможным для того времени соблюдением верности или хоть вероятности исторической”. Действие повести “Наталья, боярская дочь происходит в прошлом, в эпоху царствования Алексея Михайловича. В то время, по мнению автора, “русские
были русскими”.
Люди того времени жили в идиллическую пору чувствительности, еще не утраченную людьми. Основной сюжетной линией является развитие любовных отношений дочери добродетельного Матвея Андреева Натальи и Андрея, сына опального боярина Любославского. Карамзин знакомит читателя со своей лирической героиней Натальей, начиная с подробного описания внешности. Для создания более полного и реалистического портрета писатель использует различные художественные приемы.
Так, например, в описании применяются средства устного народного сказа: “много цветов в поле, в рощах, на лугах зеленых,
но нет подобного розе… “. Также обращают на себя внимание контрастные зрительные эпитеты: белое лицо и черные пушистые ресницы, “волосы, как темно-кофейный бархат” и т. д. Доселе спокойная девическая жизнь Натальи встревожена тем, что героиня почувствовала “некоторую томность, некоторую грусть в душе своей”. Вскоре, зимой у обедни Наталья встречает свою любовь – Алексея Любословского. После первой встречи Наталья испытывает желание вновь увидеть незнакомца. И скоро они вновь встречаются, а затем, Алексей, подкупив няньку, является в дом прекрасной Натальи.
Идиллическое спокойствие начала повести нарушается, дальнейшие события развиваются стремительно. Наталья с возлюбленным тайно покидают родительский дом и венчаются. Карамзин большое внимание уделяет внутренней борьбе Натальи между любовью к Алексею и дочерним долгом.
Понимая, что совершит большой грех, героиня сбегает из отцовского дома без благословления. Но появившееся чувство вины не дает Наталье насладиться счастьем. Для того, чтобы подчеркнуть смятение в сердце героини, писатель использует такие слова, как грех, церковь, образ, благословение. Долгое время Наталья и ее возлюбленный скрываются в лесу, затем опальный Алексей и переодетая в мужское платье Наталья сражаются на войне, заслуживая себе прощение.
В конце повести вновь воцаряется спокойствие: герои возвращаются в объятия отца Натальи, боярина Матвея. Такие романы пользовались большой популярностью у русских читателей в середине и во второй половине 18 века. Отличает поветь Карамзина от произведений такого рода наличие глубокого нравственного смысла, стремление автора пробудить у читателя сочувствие к изображенным героям, сопереживание их бедствиям, радость о добродетельных и сожаление об ошибочных поступках
План
Введение
Н.М. Карамзин в повести обращается к историческому прошлому России.
Основная часть
Наталья – главная героиня повести:
а) детство героини, ее родители;
б) особенности воспитания;
в) первые чувства;
г)тайное венчание.
Особенности взаимоотношений Алексея и Натальи.
Заключение
Героиня мечтательна и женственна, но в то же время способна на решительные поступки.
Н.М. Карамзин в повести «Наталья, боярская дочь» обращается к историческому прошлому России.
Наталья, главная героиня повести, живет в эпоху допетровской России. Ее отец, боярин Матвей, – богатый человек, верный советник царя. Мать Натальи умерла и ее воспитывала няня. Тогда в личной жизни людей главными были правила «Домостроя», и жизнь Натальи полностью подчиняется этому укладу. Рано утром вместе с няней они идут в церковь молиться, затем раздать бедным милостыню. Дома Наталья работает за пяльцами, шьет, плетет кружево. Отец отпускает ее на прогулку с няней в сад, а затем она опять садится за рукоделье. Вечером ей разрешается пообщаться с подружками под присмотром нянюшек. Жизнь Натальи замкнута и бедна событиями, но даже при такой жизни она умеет мечтать и много размышляет. Автор показывает, как она добра, как любит отца и строгую няню, как любуется природой и красотой Москвы. Она трудолюбива и послушна, какой и должна быть девушка того времени. Но приходит время, и она начинает мечтать о любви.
Долгожданная встреча произошла в церкви, и Наталья влюбилась с первого взгляда, не зная даже имени молодого человека. Не увидев его на следующий день, она тоскует и страдает, не ест, не пьет, пытаясь при этом скрыть свою тоску от отца и няни. Встретив его снова, она счастлива так, что «час обедни был для нее одною блаженною секундою». Няня устроила влюбленным свидание, и молодые люди сговорились бежать и обвенчаться тайно. И автор подробно изображает переживания героини: счастье любви, неколебимое доверие к Алексею, чувство вины перед любящим отцом, стыд за ту боль, которую она ему причиняет. Но по «Домострою» жена должна все забыть для мужа и во всем ему повиноваться. Наталья готова к этому. Даже когда няня, испугавшись вооруженных слуг Алексея, закричала, что они в руках у разбойников, Наталья успокоилась по одному только слову Алексея. Она верила и знала, что он не может быть злым человеком. Она счастлива с любимым мужем, но вышивает узорные полотенца и для него, и для отца. Наталья мечтает о том, чтобы отец простил свою дочь, молится об этом.
Когда же Алексей собрался на войну, то героиня даже не помышляет о том, чтобы отпустить его одного. Надев мужской наряд и спрятав волосы под шлем, она идет с Алексеем на поле битвы и храбро сражается, заслужив прощение царя и любимого родителя.
Итак, мы видим, что героиня мечтательна и женственна, душа ее полна тонких и противоречивых переживаний. В то же время в трудную минуту она может быть сильной и отважной, способной на решительные поступки и верящей в добро и Божью милость.
Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в “Наталье, боярской дочери”, послужившей переходом от “Писем русского путешественника” и “Бедной Лизы” к “Истории государства Российского”. В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как “царство теней”. Перед нами соединение “готического романа” с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом,
? все совершается в идеальной стране, среди самых добродушных героев.
Автор не жалеет развернутых сопоставлений, дабы показать миловидность героини, ее чарующее совершенство: “Никакая красавица не могла сравняться с Натальею. Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее? и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных”.
Рисуемые события отличались романтической остротой? внезапная любовь, тайное венчание, бегство, поиски, возвращение,
счастливая жизнь до гробовой доски… Перед нами скорее романтическая поэма, но повести Н. М. Карамзина вообще близки к стихам по ритму, действию, лексике. Однако в повести появилось и новое. Хотя исторические приметы довольно? таки условны, но они? знак национальной самобытности, являющейся залогом подлинности искусства. Н. М. Карамзин сделал попытку воссоздать русский национальный характер, открывая историю как предмет художественного изображения. Действующий в повести боярин Матвей Андреев, богатый, умный, важный, великий хлебосол, судит? рядит, “кладя чистую руку на чистое сердце”. И его ключевая фраза звучит как самохарактеристика: “сей прав по моей совести, сей виновен по моей совести…” Таким образом, дело решалось без замедления, и “виновный бежал в густые леса сокрыть стыд свой от человеков”. Скобичевский А. М. иронизировал по поводу повести, писал, что все герои ее наивны, повествование имеет мало “точек соприкосновения с допетровской стариною”. Вся литература была заполнена, особенно при обращении к истории, “ходульными олицетворениями различных страстей”. Постижение времени? предметно? определенного, вполне точного? было делом будущего.
Именно в этой повести Н. М. Карамзин обратился к человеку русскому во всех отношениях. Произведение начинается обращением к читателям, вспомним вступление: “Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, т. е. говорили, как думали?”
Автор даже позволяет себе слегка подтрунивать над собственным и совсем недавним пламенным европеизмом? его героиня “имела все свойства благовоспитанной девушки, хотя русские не читали тогда ни Локка „О воспитании”, ни Руссова „Эмиля””.
Собственно, “Наталья, боярская дочь” ? прощание с молодостью, с ее несбыточными мечтами и заблуждениями. Н. М. Карамзин разочаровался не в “древних камнях” Европы, а в том, что последовало за Великой французской революцией. Повесть была своеобразным карамзинским заявлением о том, что у нас “особенная стать”. История в повести еще довольно условна и носит статичный характер; но муза Клио, еще не вполне выявив свой лик, властно звала к себе Н. М. Карамзина. До взаимной и счастливой любви на всю жизнь оставалось лишь несколько шагов. Скрыто? насмешливое упоминание кумира юности? Ж. Ж. Руссо означало лишь, что искать мудрости следует не только в путях? хождениях за тридевять земель, но и у себя дома.
“Наталья, боярская дочь” ? печать излюбленной мысли писателя о том, что прошлое только тогда не прошло, когда его любишь; таланту же русскому всего ближе прославлять русское, тем более что следует приучать сограждан к уважению всего собственного, родного. Если подходить с сегодняшними мерками, то история в повести еще только панорама – сценический задник для действующих лиц, щеголяющих в пестрых кафтанах времен Алексея Михайловича. Но все уже устами возлюбленных в “Наталье, боярской дочери” заговорила? впервые! ? простодушная допетровская Русь, и автор почувствовал себя не подражателем Лоренса Стерна, а художником, питомцем землян отчич и дедич.
Н. М. Карамзин в своей повести “Наталья, боярская дочь” проявил себя, как настоящий мастер писать на историческую тему. У него был необычайный дар высвечивать события истории, которые имели решающее значение в результате. Повесть “Наталья, боярская дочь” стала своего рода переходом от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к «Истории государства Российского». Здесь мы прослеживаем главную линию любовных отношений, которые начали свой путь во времена “царства теней”. Все происходит в идеальном мире, где царит гармония. Эта повесть соединила в себе “готический роман” и семейные предания. Эти события неизбежно должны привести к самому благополучному исходу.
«Никакая красавица не могла сравниться с Натальей. Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее и, представив себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных» – так описывает автор главную героиню. Он прибегает к использованию самых красноречивых оборотов, чтобы описать девушку и ее совершенство, чистоту и миловидность.
Все события имеют чрезвычайный аромат лирики и эйфории, они предстают перед читателями сквозь призму позитивных эмоций. Посудите сами: внезапно вспыхнувшая пылкая и самоотверженная любовь, тайное венчание в дальней церкви, побег и поиски, возвращение и дальнейшая счастливая, романтическая жизнь – разве не эти эпизоды в своем таком сочетании вызывают ощущение нереальности и невозможности. Перед читателем предстает скорее всего лирическая поэма, в которой даже прослеживается ритм и лексика, свойственная этому жанру.
Кармазин постарался воссоздать события истории, но придав им некую лиричность, сентиментальность. Он старается передать широту русской души, продемонстрировать ее особые характеристики. Одним из центральных героев выступает Матвей Андреев. Он проявляет свою отвагу, самоотдачу, Он выражает, как бы саму характеристику в словах: «сей прав по моей совести, сей виновен по моей совести…».
Именно в этой повести Карамзин прибегает к использованию героев, которые по истине и всецело являются русскими. Он, словно подчеркивает уникальность нашей национальности и ее особенные отличительные черты. Автор пытается донести, что прошлое не может пройти, пока его бережешь в сердце.
Главные герои повести — боярская дочь Наталья и Алексей Любославский.
Алексей и Наталья решились на отчаянный поступок, а после доказали свою честность и истинную храбрость, сражаясь с врагами. И боярин Матвей, и царь не помнили зла, когда Наталья и Алексей им открылись, а признали их заслуги и право жить вместе по любви.
Алексей доверил Наталье тайну, что он сын оклеветанного и несправедливо осуждённого боярина Любославского, бежавшего за пределы Отечества. Алексей не был уверен, что царь отнесётся к нему снисходительно, и поэтому жил отшельником и никому не рассказывал, кто он такой.
Влюблённым помогла няня Натальи, соблазнившаяся подарками от Алексея, а также старый священник, согласившийся, ничего не спрашивая, тайно их обвенчать. Без их помощи у молодых людей ничего бы не получилось.
Наталья была очень красивой восемнадцатилетней девушкой, дочерью боярина Матвея. Она была честной, доброй и простодушной. Она любила природу, с огромным уважением относилась к своему отцу. Воспитание девушек в то время было такое, что она не умела даже читать и писать. Конечно, для Алексея она не могла стать человеком, с которым можно обсуждать вопросы политики или развития государства (а ясно, что Алексей в этом нуждался, будучи жертвой политической борьбы и оказавшись в одиночестве). Но она могла умиротворить его, дать ощущение собственной ценности, принять со всеми его сомнениями, как бы сгладить острые углы. Её преданность проявилась в том, что даже на войну она отправилась вместе с ним. Это, а также то, что она убежала из дома, говорит о большой решительности и силе характера. Наверное, участие в военных действиях сделало её твёрже и мудрее. Материал с сайта //iEssay.ru
Русская литература тесно связана с историей. Писателей всегда волновал вопрос о связи судьбы человека и судьбы его родины, о том влиянии, положительном или отрицательном, которое история оказывает на человека.
Этот вопрос рассматривается и в повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». В ней автор рисует времена, когда «когда русские были русскими, … жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, то есть говорили, как думали».
Писатель обращается к «старой Руси» (тому времени, когда жила его прапрабабушка), считая их «идеальными». История героини повести – девушки Натальи – показывает, какими благородными, мужественными, добрыми и честными были мужчины, и какими красивыми, преданными, кроткими и верными были женщины тогда. Получается, что это – некий укор современному писателю обществу, где он не видит всех этих добродетелей.
Наталья – молодая красивая девушка, дочь влиятельного боярина Матвея Андреева. Карамзин подчеркивает, что Андреев был «верный слуга царский», опора и поддержка государя. Кроме того, «он владел многими поместьями и был не обидчиком, а покровителем и заступником своих бедных соседей…»
По воле рока Наталья влюбилась в молодого человека, отец которого был в опале у царя. Именно поэтому Алексей увез героиню из родного дома, ничего не сказав ее отцу. Девушка, доверяя своему возлюбленному, безропотно последовала за ним.
Лишь в лесу, в избушке, в которой жил боярин Любославский после смерти отца, он признался во всем Наталье. Рассказал, что его отца несправедливо оклеветали перед царем, поэтому им пришлось скитаться и терпеть лишения. Но теперь Алексей хотел восстановить опороченное имя и честь своей семьи.
И такой случай вскоре представился – на Москву напали литовцы. Алексей и преданная Наталья, которая переоделась в воина, отправились на эту войну. Благодаря молодому боярину Любославскому москвитяне одержали победу. Тогда Алексей пал к ногам русского царя, прося его о прощении своего отца. Выяснилось, что боярин Любославский давно оправдан. Алексей признается и еще в одном «грехе» – в том, что он увез дочь без разрешения отца.
Однако все в повести завершается благополучно: «Молодой человек хотел броситься перед ним на колени, но старец прижал его к своему сердцу вместе с милою дочерью…
Царь. Они достойны друг друга и будут твоим утешением в старости».
Карамзин любуется своими героями и говорит нам, что добродетель должна быть награждена, а порок – наказан. Это его идеал, которым он делится с читателем. В любых исторических условиях человек должен сохранять в себе Человека, только тогда он сможет справиться со всем.
Для изображения своих героев писатель использует различные художественные приемы. Это портрет («Пусть читатель вообразит себе белизну италиянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее — и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных»); характеристика внутреннего состояния («Сердце ее как будто бы вздрогнуло – как будто бы какой-нибудь чародей дотронулся до него волшебным жезлом своим!»); речевая характеристика или внутренний монолог («Жестокий, – думала она, – жестокий! Зачем скрываешься от глаз моих, которые тебя всеминутно ищут?»); отступления автора («Напрасно, обманывая самих себя, хотите вы пустоту души своей наполнить чувствами девической дружбы, напрасно избираете лучшую из подруг своих в предмет нежных побуждений вашего сердца!»)
Мне очень симпатичны герои этой повести Карамзина. Думаю, что они являются образцом мужчины и женщины. Наталья – красивая, кроткая, преданная, но, в то же время, способная на смелый поступок. Алексей – благородный, честный, отважный воин и нежный муж. Царь в этой повести суров, но справедлив, относится к своим подданным, как к родным детям. А боярин Матвеев – образец «государственного человека» и любящего отца.
Повесть «Наталья, боярская дочь» не так известна, как другие произведения Н.М. Карамзина. Но она важна в творчестве писателя, потому что затрагивает многие нравственные вопросы, волновавшие его современников.
Одним из таких вопросов в повести является проблема чести. В основном, на мой взгляд, она связана с образом Алексея Любославского – возлюбленного Натальи. Из его рассказа мы узнаем, что отец Алексея, из-за неправедных наветов, был изгнан из Москвы. Долгое время этот боярин с сыном жил среди подданных Магомеда, а после смерти отца Алексей был вынужден жить в лесу. Там он был совсем один, сражался с дикими зверями и мечтал вернуться в Москву, восстановить доброе имя отца.
Вскоре, уже будучи мужем Натальи, такая возможность герою представилась. До избушки Алексея и его жены дошли вести, что на Москву напали литовцы: «Москва в смятении. Свирепые литовцы восстали на Русское царство». Алексей решает ехать на войну, чтобы «сразиться с неприятелями Русского царства и победить. Царь увидит тогда, что Любославские любят его и верно служат своему отечеству».
И герой сдержал данное им слово – именно он «даровал победу» русскому войску. Принеся знамя падших литовцев, Алексей бросился в ноги государю и попросил у него милости – восстановления честного имени отца. К счастью, царь уже знал, что боярин Любославский был оклеветан другими боярами, и давно простил его.
Алексей, как честный человек, служащий русскому царю, признался и еще в одном «преступлении» – в том, что он украл дочь его любимого боярина Матвея Андреева: «Но я — я винен перед тобою, государь великий! Я увез дочь боярина Матвея из родительского дому!» Однако царь, видя в Алексее достойного человека, благословляет их брак: «Они достойны друг друга и будут твоим утешением в старости». То же самое делает и отец Натальи: ««Она дочь моя, — сказал боярин Матвей прерывающимся голосом, — он сын мой… Господи! Дай мне умереть в их объятиях!»
В конце повести автор говорит, что супруги жили долго и счастливо. Их отличительной чертой была преданность и искренняя любовь к государю. Алексей «оказал важные услуги отечеству и государю, услуги, о которых упоминается в разных исторических рукописях». За это они пользовались «особой царской милостью». Алексей с Натальей прожили до глубокой старости и были похоронены вместе.
Таким образом, в повести «Наталья, боярская дочь» Карамзин рассматривает тему чести. Для него этот вопрос неотделим от темы служения царю. Честен и достоин тот, кто всеми силами души служит государю. По Карамзину, счастлив тот, кто любим русским царем.
Алексей Любославский – доблестный воин, смелый и мужественный. Кроме того, он порядочный и богопослушный человек, свято чтящий традиции отцов, свою семью и государство. Именно поэтому жизнь его складывается так удачно, утверждает писатель, ведь добродетель должна быть награждена.
Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в “Наталье, боярской дочери”, послужившей переходом от “Писем русского путешественника” и “Бедной Лизы” к “Истории государства Российского”. В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как “царство теней”. Перед нами соединение “готического романа” с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом, ? все совершается в идеальной стране, среди самых добродушных героев.
Автор не жалеет развернутых сопоставлений, дабы показать миловидность героини, ее чарующее совершенство: “Никакая красавица не могла сравняться с Натальею. Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее ? и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных”.
Рисуемые события отличались романтической остротой ? внезапная любовь, тайное венчание, бегство, поиски, возвращение, счастливая жизнь до гробовой доски… Перед нами скорее романтическая поэма, но повести Н. М. Карамзина вообще близки к стихам по ритму, действию, лексике. Однако в повести появилось и новое. Хотя исторические приметы довольно таки условны, но они ? знак национальной самобытности, являющейся залогом подлинности искусства. Н. М. Карамзин сделал попытку воссоздать русский национальный характер, открывая историю как предмет художественного изображения. Действующий в повести боярин Матвей Андреев, богатый, умный, важный, великий хлебосол, судит рядит, “кладя чистую руку на чистое сердце”. И его ключевая фраза звучит как самохарактеристика: “сей прав по моей совести, сей виновен по моей совести…” Таким образом, дело решалось без замедления, и “виновный бежал в густые леса сокрыть стыд свой от человеков”. Скобичевский А. М. иронизировал по поводу повести, писал, что все герои ее наивны, повествование имеет мало “точек соприкосновения с допетровской стариною”. Вся литература была заполнена, особенно при обращении к истории, “ходульными олицетворениями различных страстей”. Постижение времени ? предметно определенного, вполне точного ? было делом будущего.
Именно в этой повести Н. М. Карамзин обратился к человеку русскому во всех отношениях. Произведение начинается обращением к читателям, вспомним вступление: “Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, т. е. говорили, как думали?”
Автор даже позволяет себе слегка подтрунивать над собственным и совсем недавним пламенным европеизмом ? его героиня “имела все свойства благовоспитанной девушки, хотя русские не читали тогда ни Локка “О воспитании”, ни Руссова “Эмиля””.
Собственно, “Наталья, боярская дочь” ? прощание с молодостью, с ее несбыточными мечтами и заблуждениями. Н. М. Карамзин разочаровался не в “древних камнях” Европы, а в том, что последовало за Великой французской революцией. Повесть была своеобразным карамзинским заявлением о том, что у нас “особенная стать”. История в повести еще довольно условна и носит статичный характер; но муза Клио, еще не вполне выявив свой лик, властно звала к себе Н. М. Карамзина. До взаимной и счастливой любви на всю жизнь оставалось лишь несколько шагов. Скрыто насмешливое упоминание кумира юности ? Ж. Ж. Руссо означало лишь, что искать мудрости следует не только в путях хождениях за тридевять земель, но и у себя дома.
“Наталья, боярская дочь” ? печать излюбленной мысли писателя о том, что прошлое только тогда не прошло, когда его любишь; таланту же русскому всего ближе прославлять русское, тем более что следует приучать сограждан к уважению всего собственного, родного. Если подходить с сегодняшними мерками, то история в повести еще только панорама – сценический задник для действующих лиц, щеголяющих в пестрых кафтанах времен Алексея Михайловича. Но все уже устами возлюбленных в “Наталье, боярской дочери” заговорила ? впервые! ? простодушная допетровская Русь, и автор почувствовал себя не подражателем Лоренса Стерна, а художником, питомцем землян отчич и дедич.
Главная героиня повести Карамзина — Наталья, дочь боярина Матвея Андреева. Я считаю, что эта героиня — идеал автора. Образом Натальи Карамзин показал, какой должна быть настоящая женщина.
Наталья Андреева — 17-летняя девушка. Она очень красива: «Наталья была всех прелестнее». Ничто не могло сравниться с белизной ее лица и алостью ее щек. Черные глаза Натальи, густые темно-русые волосы, нежность кожи девушки вызывали всеобщее восхищение. Боярин Андреев души не чаял в своей любимой дочери.
Но прекрасней всего была душа Натальи: «…наша прелестная Наталья имела прелестную душу, была нежна, как горлица, невинна, как агнец, мила, как май месяц: одним словом, имела все свойства благовоспитанной девушки…»
Наталья очень любила свою родную Москву, обожала отца, была искренне привязана к своей няне. Весь день героиня проводила в делах: вышивала, молилась богу. Но ей не были чужды и развлечения. Наталья часто ездила в гости к своим подругам, где они весело проводили время, но под строгим присмотром старших. Так мирно и счастливо Наталья дожила до 17 лет.
Но вскоре одна печаль стала грызть душу героини. Она начала тосковать по любви, по любимому человеку. И, когда он появился в ее жизни, Наталья не задумываясь пошла за любимым на край света. Алексей, возлюбленный героини, предложил ей бежать из родительского дома и тайно венчаться. Несмотря на большую привязанность и благодарность к отцу, Наталья выбрала свою любовь. Мне кажется, Карамзин восхищается своей героиней. Автор считает, что именно так должна поступать настоящая женщина.
В этой серьезной ситуации проявился сильный и твердый характер героини. Когда она решилась бежать, то ничто не могло свернуть героиню с намеченного пути. Наталья безоговорочно поверила своему возлюбленному. Алексей привез свою жену в лесной дом. Но она и не подумала испугаться, ведь ее любимый дал слово, что все будет хорошо.
В замужестве героиня также проводила все дни в работе. Она не забывала своего отца и очень переживала, оставив его одного в полном неведении. Поэтому Алексей посылал своего человека, который каждую неделю привозил вести о боярине Андрееве.
Так супруги жили в мире и согласии. Но когда они узнали, что на Москву напали литовцы, то не смогли сидеть сложа руки. Наталья тут же решила отправиться в боевой поход вместе с мужем. Героиня не мыслила себе жизни без Алексея. Как верная жена, она всюду следовала за своим суженым. Для того, чтобы быть рядом с Алексеем, Наталья переоделась отроком, не побоявшись изменить традициям.
В итоге все закончилось хорошо. Москва была отбита, Алексей прощен государем и боярином Андреевым. Молодожены счастливо зажили в Москве.
Наталья — идеальная героиня. Она прекрасна и внешне, и внутренне. Скромная и чистая, она в тоже время обладает сильным и живым характером. Наталья — верная и преданная жена. Ее счастье — в счастье мужа, за которым героиня пойдет на край света. Наталья безоговорочно доверяет своему Алексею. Мне кажется, именно в характере своей героини Карамзин видит секрет ее счастья.
План
Введение
Н.М. Карамзин – представитель сентиментализма.
Основная часть
Н.М. Карамзин рисует своих героев людьми с богатым внутренним миром.
Автор глубоко раскрывает внутренний мир Натальи:
а) отношение героини к родителям;
б) отношение героини к природе;
в) первая любовь.
Подробное изображение переживаний героев- признак сентиментализма.
Заключение
Разнообразие художественно-поэтических средств необходимо сентименталистам для более яркого раскрытия внутреннего мира своих героев.
Сентиментализм возникает в русской литературе в конце XIX века, и Н.М. Карамзин – один из наиболее ярких его авторов. Раньше в русской литературе господствовал классицизм. Авторы этого направления хотели показать читателю образец для подражания – каким должен быть достойный гражданин Отечества, к чему он должен стремиться. Главным для такого героя было чувство долга, а личные его чувства были чем-то второстепенным. Для писателей нового течения – сентиментализма – главным было показать внутренний мир героя, его личные переживания. Ведь недаром само название «сентиментализм» произошло от английского «sentiment» – чувство, настроение.
Н.М. Карамзин рисует своих героев людьми с богатым внутренним миром, полным разнообразных душевных переживаний. Боярин Матвей – честный и благородный человек, царь называл его «правым глазом своим». Он всегда решал дела по совести, никогда никого не обманывал, за что заслужил любовь и уважение народа. В праздник боярин накрывал столы для всех бедняков, проходящих мимо, беседовал с ними, помогал им как мог. Но больше всего на свете он любил свою единственную дочь Наталью, росшую без матери. Писатель показывает, каким заботливым отцом был боярин Матвей, сравнивая его любовь к дочери с заботой и гордостью садовода, вырастившего редкие красивые цветы.
Так же глубоко раскрывает автор и внутренний мир главной героини – Натальи, боярской дочери. Она всем сердцем любит отца, няню, заменившую ей умершую мать. Она любуется природой и красотой Москвы, играет с подружками. До семнадцати лет жизнь ее радостна и безмятежна. Первая любовь встревожила ее душу, принесла ей много страданий. Наталья и Алексей встречаются тайком, а затем бегут вместе и венчаются тайно. Конечно, Наталья понимает, как будет страдать ее отец, ей совестно перед ним, и в душе ее борются самые противоречивые чувства: любовь к Алексею, страх, стыд и чувство вины перед отцом. Н.М. Карамзин подробно рисует переживания героев, их внутренний мир, но не только это характерно для сентиментализма. Все его герои не просто чувствительны, но их чувства подчеркнуто преувеличены. Герои выражают слезами и свою радость, и горе. Алексей «залился слезами», признаваясь Наталье в своей любви. Герои вместе плачут от радости после венчания. От горя рыдает боярин Матвей, читая письмо Натальи, которое она оставила ему. Встретившись после военной победы, герои так счастливы, что проливают «теплые лучи слез». Автор использует множество восклицаний, эпитетов в превосходной степени – «нежнейший», «любезнейший». Все это разнообразие художественно-поэтических средств необходимо сентименталистам для наиболее яркого раскрытия внутреннего мира своих героев, богатства их душевных переживаний и описания красоты окружающего мира, которой восхищается автор.
Повесть «Наталья, боярская дочь» не так известна, как другие произведения Н.М. Карамзина. Но она важна в творчестве писателя, потому что затрагивает многие нравственные вопросы, волновавшие его современников.
Одним из таких вопросов в повести является проблема чести. В основном, на мой взгляд, она связана с образом Алексея Любославского – возлюбленного Натальи. Из его рассказа мы узнаем, что отец Алексея, из-за неправедных наветов, был изгнан из Москвы. Долгое время этот боярин с сыном жил среди подданных Магомеда, а после смерти отца Алексей был вынужден жить в лесу. Там он был совсем один, сражался с дикими зверями и мечтал вернуться в Москву, восстановить доброе имя отца.
Вскоре, уже будучи мужем Натальи, такая возможность герою представилась. До избушки Алексея и его жены дошли вести, что на Москву напали литовцы: «Москва в смятении. Свирепые литовцы восстали на Русское царство». Алексей решает ехать на войну, чтобы «сразиться с неприятелями Русского царства и победить. Царь увидит тогда, что Любославские любят его и верно служат своему отечеству».
И герой сдержал данное им слово – именно он «даровал победу» русскому войску. Принеся знамя падших литовцев, Алексей бросился в ноги государю и попросил у него милости – восстановления честного имени отца. К счастью, царь уже знал, что боярин Любославский был оклеветан другими боярами, и давно простил его.
Алексей, как честный человек, служащий русскому царю, признался и еще в одном «преступлении» – в том, что он украл дочь его любимого боярина Матвея Андреева: «Но я — я винен перед тобою, государь великий! Я увез дочь боярина Матвея из родительского дому!» Однако царь, видя в Алексее достойного человека, благословляет их брак: «Они достойны друг друга и будут твоим утешением в старости». То же самое делает и отец Натальи: ««Она дочь моя, — сказал боярин Матвей прерывающимся голосом, — он сын мой… Господи! Дай мне умереть в их объятиях!»
В конце повести автор говорит, что супруги жили долго и счастливо. Их отличительной чертой была преданность и искренняя любовь к государю. Алексей «оказал важные услуги отечеству и государю, услуги, о которых упоминается в разных исторических рукописях». За это они пользовались «особой царской милостью». Алексей с Натальей прожили до глубокой старости и были похоронены вместе.
Таким образом, в повести «Наталья, боярская дочь» Карамзин рассматривает тему чести. Для него этот вопрос неотделим от темы служения царю. Честен и достоин тот, кто всеми силами души служит государю. По Карамзину, счастлив тот, кто любим русским царем.
Алексей Любославский – доблестный воин, смелый и мужественный. Кроме того, он порядочный и богопослушный человек, свято чтящий традиции отцов, свою семью и государство. Именно поэтому жизнь его складывается так удачно, утверждает писатель, ведь добродетель должна быть награждена.