Сочинение на тему карл маркс

7 вариантов

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание 2. Том 43. [Djv-16.3M] Авторы: Карл Маркс, Фридрих Энгельс (Karl Marx, Friedrich Engels).
    (Москва: Политиздат, 1976. – Институт Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Тимофей Марченко, 2012

    КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
    Предисловие (V-XVIII).
    К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС. СТАТЬИ ИЗ «NEUE RHEINISCHE ZEITUNG»
    1848
    Июнь
    Поражение германских войск при Сундевите (1-2).
    Вопрос о присоединении (3).
    Падение министерства Кампгаузена (4).
    Рейхеншпергер (5).
    Июль
    «Переговоры» о перемирии (6).
    Переговоры о перемирии с Данией прерваны (7).
    Август
    Разное (8).
    Сводка из Милана (9-10).
    Д-р Готшальк (11-12).
    Перемирие с Данией и Ганземан (13).
    Предательство Карла-Альберта (14-15).
    Попытка выслать Шаппера (16-18).
    Гейгер и Шаппер (19-20).
    Сентябрь
    Редакционное примечание к статье «Финансовый план левых» (21).
    Его преемники (22).
    Аресты (23).
    Приказ по армии. – Кандидаты на выборах. – Полуофициальные комментарии по поводу двуличия Пруссии (24-25).
    Газета «Paedrelandet» о перемирии (26-27).
    Задача кельнского комитета безопасности и местные власти (28).
    Государственный прокурор Геккер и его подручные (29).
    Контрреволюция в Кельне (30-31).
    Попытка ареста Молля (32).
    Октябрь
    Последние известия из «образцового государства» (33-35).
    Ноябрь
    Наша буржуазия и д-р Нюккель:. (36).
    Вести из Вены (37-38).
    Постановление берлинского национального собрания (39-40).
    Заседание швейцарских палат (41).
    Отказ от уплаты налогов и деревня (42-43).
    Разные известия из Швейцарии (44).
    Результаты выборов в национальный совет (45).
    Выборы. – Зидов (46-49).
    О позиции левых в национальном собрании (50).
    Дебаты в национальном совете (51-52).
    Отставка раво. – Нарушение границы Швейцарии (53-54).
    Заседание федерального совета и совета кантонов (55).
    Объединенное заседание советов. – Федеральный совет (56-57).
    Декабрь
    Заседание национального совета. – Совет кантонов. – Протест папы. – Имперский хлебный кордон. – Большой совет Кантона Вале (58-60).
    Заседание национального совета (61).
    Вскрытие писем (62).
    Берн объявлен столицей швейцарского союза. – Франсини (63).
    Различные новости из Швейцарии (64-65).
    Дуэль между Бергом и Лувини (66).
    Закрытие германской границы. – Империя. – Военный совет (67-69).
    Федеральный совет и иностранные послы. – Федеральный Совет в Тессине. – Централизация почтового ведомства. – Извинения командира отряда германских имперских войск (70-71).
    Швейцарские свидетельства героических деяний австрийской армии в Вене (72-74).
    Меры по отношению к немецким эмигрантам (75-76).
    Монастырь урсулинок. – Вербовка войск для картечного короля. – «Община граждан». – Комиссия по поводу общего таможенного тарифа (77-78).
    Смещение Дригальского (79).
    Меры против немецких эмигрантов. – Войска из тессина отозваны. – Патрицианская община (80-82).
    1840
    Январь
    Швейцарско-итальянские дела (83-85).
    Г-н Мюллер. – Нападки радецкого на Тессин. – Федеральный совет. – Лобауэр (86-88).
    Последние волонтеры (89).
    Бюджет (90).
    Бунт попов (91-92).
    Протекционистская агитация. – Вербовка в неаполитанскую армию (93-94).
    Мюллер. – Власти фрейбургского кантона. – Оксенбейн (95-96).
    Ответ полковника Энгельса (97).
    Февраль
    Борьба в Венгрии (98-103).
    Из Баната (104-105).
    19-й армейский бюллетень и комментарии к нему (106-109).
    Война. – Разногласия правительства с южными славянами (110-112).
    Война в Венгрии (113-116).
    С театра военных действий (117).
    Трехзвездие против треугольника (118-119).
    22-й бюллетень (120-124).
    Хорваты и словаки в Венгрии (125-127).
    Военное искусство императорско-королевской армии (128-129).
    Виндишгрец. – Евреи и южные славяне (130-132).
    23-й бюллетень. – С театра военных действий (133-136).
    Подробности о мадьярах. – Победа на Тисе. – Жестокость австрийцев. – Общий обзор военных действий (137-139).
    Еще раз о мадьярах (140-141).
    Русские в Трансильвании (142-149).
    Вторжение русских. – Сербы. – Перспективы для австрийцев. – С театра военных действий (150-154).
    Март
    С театра военных действий в Трансильвании и Венгрии (155-159).
    Неизбежность войны в Европе (160-161).
    С театра военных действий (162-166).
    Война в Венгрии (167-171).
    С венгерского театра военных действий (172-174).
    Процесс Лассаля (175-177).
    Победа мадьяр (178-182).
    С театра военных действий (183-186).
    Военные отчеты «Kolnische Zeitung» (187-192).
    26-й бюллетень австрийского командования (193-195).
    С театра военных действий (196-199).
    27-й бюллетень. – Военные сообщения (200-205).
    С театра военных действий (206-209).
    Австрийская корреспонденция из аугсбургской «Allgemeine Zeitung» (210-212).
    С театра военных действий (213-215).
    С театра военных действий (216-218).
    Образцовая республика (219-222).
    С театра военных действий (223).
    С театра военных действий (224-226).
    С театра военных действий (227).
    С театра военных действий (228-231).
    С театра военных действий (232-238).
    С театра военных действий (239-241).
    Венгерские военные сообщения (242-249).
    С театра военных действий (250-252).
    С театра военных действий (253-254).
    С театра военных действий (255).
    С театра военных действий (256).
    С театра военных действий. – Запутанное положение дел в Сербии (257-260).
    Театр военных действии (261-264).
    Италия. С театра военных действий (265-266).
    С театра военных действий (267-272).
    Италия. С театра военных действий (273-276).
    Последние сообщения из Венгрии (277).
    С театра военных действий. – Опять русские (278).
    Апрель
    С театра военных действий (279-281).
    С театра военных действий (282-285).
    С театра военных действий (286-288).
    С театра военных действий (289-291).
    Южные славяне и австрийская монархия (292-293).
    Война в Венгрии (294-299).
    С театра военных действий (300-305).
    С театра военных действий (306-311).
    С театра военных действий. – Венгрия (312-313).
    Сетования австрийцев (314-315).
    С театра военных действий (316-318).
    С театра военных действий (319-320).
    С театра военных действий. – Германский флот (321-323).
    С театра военных действий. – Комментарии Виндиш-Греца к октроированной конституции (324-327).
    Мнимые слухи о разгроме инсургентов (328-329).
    Победа мадьяр (330).
    Победа мадьяр (331-333).
    Поражение австрийцев (334-339).
    С театра военных действий (340-343).
    Пренебрежение к правам парламента. – Шпионские услуги Мантейфелю (344).
    С театра военных действий (345-347).
    С театра военных действий (348-349).
    С театра военных действий. – Крестьянская война в Буковине (350-352).
    Элькеман (353).
    С театра военных действий (354-356).
    Словаки. – О мнимом бюллетене Демвинского (357-359).
    С театра военных действий (360-363).
    Почта не прибыла (364).
    Новое хорвато-славонско-далматйнское грабительское государство (365-368).
    С театра военных действий (369-371).
    С театра военных действий (372-373).
    С театра военных действий (374-376).
    С театра военных действий (377-378).
    Борьба в Венгрии (379-381).
    С театра военных действий (382-385).
    Победа венгров (386-387).
    С театра военных действий (388-389).
    Успехи венгров. – Волнения в Вене (390).
    Успехи мадьяр (391-394).
    С театра военных действий (395-399).
    Май
    С театра военных действий (400-401).
    С театра военных действий (402-403).
    С театра военных действий (404-405).
    С театра военных действий (406-408).
    Сообщения из Южной Германии (409).
    Вести из Венгрии (410-411).
    Положение в Венгрии (412-413).
    С театра военных действий (414).
    Прокламация Кошута (415-416).
    С театра военных действий (417-418).
    Приближение революции (419-420).
    Положение в Эльберфельде (421).
    С театра военных действий (422-423).
    Восстание в Эльберфельде и Дюссельдорфе (424-425).
    Честный Швапбек (426).
    ИЗ РУКОПИСНОГО НАСЛЕДСТВА К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА
    К. Маркс. Заметки по поводу ареста, избиения и высылки Вильгельма Вольфа брюссельской полицией 27 февраля – 1 марта 1848 г. (429-430).
    К. Маркс. Заметка о запрещении факельного шествия в честь Готшалька (431).
    К. Маркс. Фрагмент наброска статьи «Буржуазия и контрреволюция» (432).
    К. Маркс. ПРедварительный набросок речи на судебном процессе «Neue Rheinische Zeitung» (433-437).
    Ф. Энгельс. О военной диктатуре в Австрии (438-441).
    Ф. Энгельс. О мобилизации Ландвера в Пруссии (442-443).
    Ф. Энгельс. Опровержение (444-446).
    ПРИЛОЖЕНИЯ
    Указ бельгийского короля Леопольда I о высылке Маркса из Бельгии (449).
    Проездное свидетельство, выданное Марксу при его высылке из Бельгии (450-451).
    Извещение Клуба немецких рабочих в Париже (452).
    Расписки Центрального комитета Союза коммунистов в приеме и выдаче денег (453-454).
    Ходатайство К. Маркса о предоставлении ему права гражданства в Кельне (455).
    Донесение об устных показаниях Карла Маркса, данных кельнскому полицейскому комиссару (456).
    Отчет о выступлениях Маркса и Энгельса на общем собрании Демократического общества в Кельне 4 августа 1848 г. (457-458).
    Заявление Маркса исполняющему обязанности полицей-директора Гейгеру (459).
    Запись выступления Энгельса на открытом заседании первого рейнского конгресса демократов в Кельне 13 августа 1848 г. Из газетного отчета (460).
    Газетные отчеты о выступлении Маркса в венском Демократическом союзе. 28 августа 1848 г. (461).
    Отчет о докладе Маркса о наемном труде и капитале на заседании первого венского Рабочего союза 2 сентября 1848 г. (462).
    Письмо министра внутренних дел Кюльветтера Марксу (463).
    Извещение ответственных издателей «Neue Rheinische Zeitung» (464).
    Записи в регистрационной книге о разрешении на проживание Энгельса в кантоне Берн и о выезде его в Германию (465).
    Из отчета об общем собрании кельнского Рабочего союза 4 февраля 1849 г. (466).
    Из протокола заседания комитета кельнского Рабочего союза 15 февраля 1849 г. (467).
    Письмо коменданта Кельна полковника Энгельса обер-президенту Рейнской провинции (468-469).
    Запрос королевского управления в Кельне министру внутренних цел Мантейфелю относительно высылки Маркса из Кельна (470-471).
    Приглашение Демократического союза в Золингене Марксу, Фрейлиграту, Энгельсу, Шапперу и Вольфу (472).
    Письмо министра внутренних дел Мантейфеля обер-прези-денту Рейнской провинции Эйхману с копией инструкции королевскому управлению в Кельне по поводу высылки Маркса (473-474).
    Письмо королевского правления в Кельне обер-президенту Рейнской провинции Эйхману с копией инструкции полицей-директору Гейгеру относительно высылки Маркса (475-476).
    О высылке Энгельса из Эльберфельда (477).
    Отклики демократической и рабочей печати на высылку Маркса
    и прекращение издания «Neue Rheinische Zeitung» (478-481).
    Процесс о клевете на депутатов германского Национального собрания (482-485).
    От редакции «Neue Kolnische Zeitung» (486).
    Извещение полицейского комиссара о правительственном распоряжении относительно высылки Маркса из Парижа (487).
    Извещение полицейского комиссара об отклонении ходатайства Маркса относительно отмены правительственного распоряжения о его высылке (488).
    Примечания (491).
    Указатель имен (545-574).
    Указатель цитируемой и упоминаемой литературы (575-588).
    Указатель произведений художественной литературы (589).
    Указатель периодических изданий (590-596).
    Указатель географических названий (597-607).
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    Карта Венгрии в 1848-1849 годах (между 368-369).
    Из предисловия: 43 (дополнительный) том Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса содержит произведения, написанные с июня 1848 по август 1849 г., в период буржуазно-демократических революций в Европе, и не вошедшие в 5 и 6 тома настоящего издания…

  2. При упоминании его имени в голове сразу возникают ассоциации с коммунизмом, Лениным на броневике, зазывающим за собой рабочий класс, и, в конце концов, толстенный нетленный «Капитал». Карл Генрих Маркс (хотя его второе имя не так популярно в России) вошел в мировую историю как философ, сформировавший диалектизм и материализм; экономист, разработавший теорию прибавочной стоимости и политолог,который обосновал теорию классовой борьбы. Однако мало кто знает, что Маркс начинал на журналистском поприще.
    Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Много времени Маркс проводил в компании левых гегельянцев во главе с Бруно Бауэром, стремившимся обратить мировоззрение Гегеля против религиозного, политического и философского status quo. Кружок младогегельянцев вдохновляла мысль Гегеля, что целью иобещанием истории является отрицание всяких ограничений человеческой свободы, что Свобода и Разум являются движущими силами истории. Представив докторскую диссертацию о различии натурфилософии Демокрита и Эпикура, Маркс рассчитывал получить место преподавателя в университете (в 1841 он получил степень доктора в Йенском университете). Маркс проектировал издание при участии Людвига Фейербаха журналапод названием «Архив атеизма», хотел писать работу о христианском искусстве. Но реакционная политика правительства и семья заставили Маркса отказаться от учёной карьеры. В это время рейнские радикальные буржуа, имевшие точки соприкосновения с левыми гегельянцами, основали в Кёльне оппозиционную газету «Rheinische Zeitung». Но когда Бауэра уволили за неортодоксию (нового ортодоксального учения),Маркс обратился к журналистике и сотрудничал в кёльнской «Рейнской газете». Она была основана в январе 1842 года и спустя лишь год закрыта прусским отделением цензуры. Изначально издание занимало проправительственную позицию, однако его политическая линия вскоре подверглась изменению – из-за популярных в то время идей среди Рейнской провинции, в частности, отношение к прусскому правительству в Берлинерезко ухудшилось.
    Первые статьи Маркса на страницах «Рейнской газеты» представляли собой синтез философских воззрений с французскими социалистическими идеями, к которым журналист стал проявлять интерес. В газете Маркс критиковал несправедливость классовую: права и благополучие простых граждан в государстве шли исключительно на пользу.
    Такая критика никак не могла устроить властей, поэтому неудивительна столь короткая периодичность газеты. В мае 1843 она была закрыта властями после публикации статьи о бедственном положении виноделов долины Мозеля, что заставило Маркса (по свидетельству Энгельса) от чистой политики перейти к изучению экономики и далее к социализму. Далее привожу отрывок из статьи Рейнской газеты Маркса, в которой можно проследить позицию публициста в отношении социальныхперемен в Пруссии. «С берегов Мозеля, январь. В №346 и 348 “Rheinische Zeitung” помещены две мои статьи, из которых одна касается дровяного голода в примозельском крае, а другая рисует то особое сочувствие, с которым население примозельского края встретило королевский кабинетский указ от 24 декабря 1841 г. и предоставление этим указом большей свободы для печати. Последняя статья написана в резком,если хотите, даже в грубом тоне. Тот, кому часто приходится непосредственно слышать суровый голос нужды, царящей среди окружающего населения, легко теряет эстетический такт, умеющий находить для выражения своих мыслей самые изящные и скромные образы. Он, может быть, даже сочтёт своим политическим долгом заговорить на время тем народным языком нужды, забыть который ему не дают условия жизни на родине»«Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции» — первая публицистическая статья Карла Маркса, с которой он начал свою политическую деятельность как революционный демократ.
    Вопрос, поднятый в статье, — о положении печати в Пруссии — приобрёл особую остроту в начале 40-х годов XIX в. в связи с оживлением либерального и демократического движения в Германии, стоявшей тогда…

  3. Министерство науки и образования Украины

    Харьковская Национальная Академии Городского Хозяйства

    Реферат

    По дисциплине: «Основы экономической теории»

    На тему: «Формационный подход Карла Маркса. Периодизация общественного развития»

    Выполнила:

    Студентка 1 курса

    Группы МГКТС 2009-3

    Киричанская Алина

    Харьков-ХНАГХ-2009

    Формационный подход исследует общество в статике и динамике, раскрывает его внутреннюю логику, а также законы его развития и функционирования. Он предполагает рассмотрение всех сфер общественной жизни, но стержнем общественно-экономической формации является способ производства материальных благ в единстве производительных сил и производственных отношений. Учение о формациях является краеугольным камнем марксистской исторической науки. В основе формационной теории лежит представление, согласно которому история трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему. Для своего времени формационная теория была значительным шагом вперед, ибо она впервые дала четкую универсальную схему всемирно-исторического процесса, основанную на материалистическом понимании истории.

    Методология вопроса. Теоретическое учение Карла Маркса (1818-1883), выдвинувшего и обосновавшего формационную концепцию общества, занимает особое место в ряду социологической мысли. Одним из первых в истории социологии Маркс разрабатывает весьма развернутое представление об обществе как системе. Это представление воплощено прежде всего в его понятии общественно-экономической формации.
    Общественно-экономическая формация (Okonomische Gesellschaftsformation; Socio-economic formation; Formation socio-economique; от лат. formatio- образование, вид) — исторический тип общества, характеризуемый определенным состоянием производительных сил, производственных отношений и определяемых последними надстроечных форм. В своих исследованиях К.Маркс пытался обнаружить исторические закономерности в смене типов социальной системы. Благодаря материалистическому пониманию истории, социологическому учению, созданному им в соавторстве с Ф.Энгельсом, Марксу удалось раскрыть всеобщее, закономерное, необходимое в эволюции человеческого общества. Формация — это развивающийся социально-производственный организм, имеющий особые законы возникновения, функционирования, развития и превращения в другой, более сложный социальный организм. Каждый из них имеет особый способ производства, свой тип производственных отношений, особый характер общественной организации труда (а в антагонистических формациях особые классы и формы эксплуатации), исторически обусловленные, устойчивые формы общности людей и отношений между ними, специфичные формы общественного управления, особые формы организации семьи и семейных отношений, особую идеологию и свод духовных ценностей.
    В теоретико-методологическом плане понятие общественной формации Маркса является абстрактной конструкцией, которую еще можно именовать как идеальный тип. В связи с этим М.Вебер считал марксистские категории, в том числе категорию общественной формации, «мысленными конструкциями». Это прием теоретического мышления, который позволяет на понятийном уровне создать емкий и обобщенный образ какого-либо явления или группы явлений, не прибегая к статистике. В этом случае мы создаем мысленный портрет обобщенного целого, вначале очень абстрактный, а затем наделяем его несколькими важными чертами, которые, как нам кажется, позволят отличить его от других типов. К.Маркс называл такие конструкции «чистым» типом, М.Вебер — идеальным типом. Суть их в одном — выделить в эмпирической реальности главное, повторяющееся, а затем это главное увязать в непротиворечивую логическую модель.
    Экономическая формация у Маркса будто бы ограничена рамками антагонистических обществ, а таковыми, как известно, выступают рабовладение, феодализм и капитализм. В итоге получается пять формационных укладов.
    Социальная статика. В формационной теории К.Маркса можно выделить две составные части — статику и динамику. Социальная статика описывает то, из чего состоит общественная формация, что входит в способ производства, в экономический базис и идеологическую надстройку, а социальная динамика раскрывает механизм смены способов производства (общественных формаций) мирным или революционным путем.
    Общественно-экономическая формация — общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе формации лежит известный способ производства, представляющий собой единство базиса (экономики) и надстройки (политики, идеологии, науки и др.). История человечества выглядит как последовательность пяти формаций, следующих друг за другом: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.
    В данном определении зафиксированы следующие структурные и динамические элементы:
    1. Никакая отдельно взятая страна, культура или общество не может составлять общественную формацию, но только совокупность многих стран;
    2. Тип формации определяется не религией, искусством, идеологией и даже не политическим режимом, а ее фундаментом — экономикой;
    3. В самой экономике надо выделить центральный элемент, чтобы догадаться, к какой формации принадлежит ваша или соседняя страна;
    4. Таким элементом выступают производственные отношения, а в них — отношения собственности;
    5. Надстройка всегда вторична, а базис первичен, поэтому политика всегда будет только продолжением экономических интересов страны (а внутри нее — экономических интересов господствующего класса);
    6. Все общественные формации, выстроенные в последовательную цепочку, выражают прогрессивное восхождение человечества от низших ступеней развития к высшим;
    7. Если в жизнь страны не вмешиваются чужеродные факторы, то она, или представляемое ею общество, в своем развитии должны пройти все ступени, не перепрыгивая и не пропуская ни одной формации.
    Позже русские марксисты внесли коррективы в эволюционную часть теории Маркса таким образом, чтобы оправдать социалистическую революцию и необязательность прохождения всех этапов. Согласно модернизированной версии теории формаций, отдельные страны могут двигаться коротким путем, минуя некоторые фазы развития либо проходя их в ускоренном режиме. Существование определенных формаций, последовательно сменяющих друг друга в истории человечества, не означает, что каждый народ должен пройти их в своем развитии. Некоторые народы (славяне, германцы и другие) миновали рабство и от первобытнообщинного строя перешли к феодализму. В результате отдельные звенья исторической цепи развития — рабство, феодализм, капитализм, а иногда все они вместе, могут не получить полного развития. Страны могут миновать их, переходя, например, непосредственно от родового строя к социализму, опираясь на поддержку и помощь более развитых, построивших социализм, стран.
    Согласно социальной статике К.Маркса, базис общества целиком и полностью экономический. Он представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью.
    Надстройка у Маркса представляет собой совокупность всех остальных общественных отношений, «остающихся за вычетом производственных», и содержит самые разнообразные институты, такие как государство, право, семья, религия, наука, искусство и т.п.
    Марксизм исходит из утверждения, что характер надстройки определяется характером базиса. Это значит, что экономические отношения в значительной степени определяют возвышающуюся над ними надстройку, то есть совокупность политических, моральных, правовых, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений. Поскольку сменяется природа базиса, постольку меняется и природа надстройки. Поэтому можно, например, ожидать, что феодальная политическая структура будет существенно отличаться от капиталистической — прежде всего, в силу того, что способы организации хозяйственной жизни в этих двух формациях существенно отличаются друг от друга.
    Отношения между базисом и надстройкой разворачиваются так. Базис обладает абсолютной автономией и независимостью от надстройки. Надстройка по отношению к базису обладает лишь относительной автономией. Отсюда следует, что подлинной реальностью обладает прежде всего экономика, отчасти — политика. То есть она реальна — с точки зрения влияния на общественную формацию — лишь во вторую очередь. Что касается идеологии, то она реальна уже как бы в третью очередь. Она важнее искусства, но менее ценна, чем экономика или политика. А о религии Маркс вспоминал только со знаком минус.
    Так и выстраивается незримая (ибо явно Маркс нигде этот момент не прописывал) иерархия важности подсистем общества. В самом верху, почти за облаками, скрывается религия. За ней вниз шкалы спускается искусство, которому у Маркса отводится незаслуженно мало места. Чуть ближе к базису располагается идеология, совсем близко размещается политика. Чем ближе к базису, тем выше ценность этой сферы общества с позиций марксизма, и наоборот.
    Маркс первым раскрыл истину, какой руководствует на практике большинство правительств мира. Или руководствовалось до недавнего времени. У них искусство финансируется по остаточному признаку, международная политика служит лишь иной формой выражения экономических интересов либо господствующего класса в целом, либо крупных монополий в стране. Только в последней четверти развитые страны отошли от прежних воззрений, осознав, что на дворе век информационной революции и интеллектуального капитала. В школах и вузах мгновенно увеличились часы, отводимые на гуманитарное знание, вслед за тем потянулась цепочка микрореволюций в других сферах общества. Сегодня интеллект, талант и квалификация ценятся превыше финансового капитала. Но на часах российского правительства все еще век минувший, для него политика суть продолжение интересов олигархов и мафиозных кругов, культура, образование и наука в загоне, а идеологии вообще нет никакой.
    В «Капитале» Маркс доказывает, что производственные отношения определяются в конечном счете уровнем и характером развития производительных сил, а то, насколько и как используются возможности, таящиеся в производительных силах, зависит от производственных отношений.
    Под производительными силами он понимал 1) людей, занятых изготовлением товаром и оказанием услуг, обладающих определенной квалификацией и способностью к труду, 2) землю, недра и полезные ископаемые, 3) здания и помещения, где осуществляется процесс производства, 4) орудия труда и производства от ручного молотка до высокоточных станков, 5) технологию и оборудование, 6) конечную продукцию и сырье. Все они подразделяются на две категории — личные и вещественные факторы производства.
    Производственные отношения — отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ под воздействием характера и уровня развития производительных сил. Они возникают между большими группами людей, занятыми в общественном производстве. Люди вступают в подобные отношения не как личности, а как исполнители наперед заданных социально-экономических ролей: работодатель и работник, помещик и крестьянин, заимодавец и кредитор, арендатор или рантье. Фундаментом производственных отношений выступают отношения собственности.
    Производственные отношения, образующие экономическую структуру общества, определяют поведение и действия людей, как мирное сосуществование, так и конфликты между классами, возникновение социальных движений и революции.
    Производительные силы формируют, выражаясь современным языком, социо-техническую систему производства, а производственные отношения — социально-экономическую.
    Производительные силы играют в развитии общества наиболее подвижную, активную, определяющую роль. По отношению к обществу и господствующим в них в этот момент времени производственным отношениям они выполняют такую же функцию, какую выполняют природные условия в развитии биологических организмов.
    Производительные силы являются той внешней средой для производственных отношений, изменение которых приводит либо к их модификации (частичному изменению), либо к полному уничтожению (замене старых на новые, что всегда сопровождается социальной революцией).
    Производственные отношения Маркс называет также формой общения. К производительным силам этот термин не подходит. Действительно, ни здания и станки, ни живых людей, рабочих или инженеров, формой общения не назовешь. Правда, общение Маркс понимает весьма своеобразно. Это не коммуникативный процесс, не разговор двух соседей, а способ, уклад или тип социально-экономических отношений. Если рабочий вынужден идти на рынок труда и продавать свою рабочую силу, торгуясь за более высокую цену, то он вступает в общение-отношение. Аренда и обмен — это производственные отношения и одновременно форма общения их субъектов.
    Производительные силы влияют и определяют развитие производственных отношений, а вместе они определяют характер, направление и динамику развития всех институтов надстройки. Если базис материален, то надстройка — духовная основа общества. Понятие «производительные силы» впервые было введено в науку классиками английской политической экономии, которые применяли его для характеристики сочетания рабочей силы и орудий труда.
    Марксизм отличается от других форм современной социологии не столько своими теоретическими предпосылками, сколько своей идеологией. Речь идет о роли, которую играет эта идеология. Марксизм — единственная форма социологической теории, моральные установки которой сразу же бросаются в глаза.Дж. Александер, американский социолог
    Маркс не ограничился экономическим пониманием производительных сил, включив сюда многообразие способностей, квалификацию и профессиональный опыт человека. В соответствии с этим расширилось и представление о производственных отношениях, которые он отличал от тех отношений между работниками, которые складываются вследствие технического, технологического и профессионального разделения труда. Он сделал еще один шаг по сравнению с А.Смитом. Маркс добавил третий компонент: кто что получает, кто чем владеет, кто что присваивает. Иными словами, отношения собственности, которые лежат в основе производственными отношениями. При феодальном способе производства крепостные производили собственные средства существования, а прибавочный продукт (ренту) отдавали своему господину. При капитализме рабочие уже не производят средств своего существования, но продают свою рабочую силу капиталисту, дающему им работу и возвращающему им их труд в виде заработной платы — меньшей, чем стоимость рабочего. Здесь прибавочный продукт реализуется в форме прибыли.
    Общественно-экономическая формация — это совокупность всех стран на планете, которые в данный момент находятся на одной и той же ступени исторического развития, имеют сходные механизмы, институты и учреждения, определяющие базис и надстройку общества.
    Социальная динамика. Каждая формация составляет ступень в прогрессе человечества от первобытного общества через антагонистически классовые формации к коммунизму. Маркс выделил пять формаций, представляющих поступательные ступени в развитиичеловеческого общества: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Но не все они одинаково ценны для судьбы человечества. Три формации — рабовладельческая, феодальная и капиталистическая — базируются на частной собственности и носят антагонистический характер. Три антагонистических формации представляют, по Марксу, не историю, а лишь предысторию человечества. “… Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества”. Но к предыстории надо отнести и первобытно-общинную формацию, ибо она предшествовала трем последующим.
    Теория капитализма. Начало капиталистической эры Маркс относил к XYI столетию. Именно в эту эпоху экспроприация части сельского населения приводит к уничтожению мелких промыслов, составлявших неотъемлемый элемент натурального хозяйства при феодализме. Генезис капитализма Маркс исследовал на примере Англия, являвшейся родиной промышленной революции и получившей в 19 в. звание мастерской мира. Здесь лучше всего развивалась крупная промышленность, основанная на развитом машинном производстве. Среди основных характеристик капитализма можно назвать:
    (1) частную собственность на средства производства (она есть у предпринимателей, но ее нет у рабочих);
    (2) превращение формально свободной рабочей силы, через механизм рынка труда, в товар, который находится в свободном обращении и оплачивается через механизм заработной платы в денежной форме;
    (3) возможность для собственника извлекать прибыль из вложенного в производства капитала, безвозмездно присваивать ее на личное потребление или дальнейшее развитие производства;
    (4) возможность продавать и покупать товары по свободным рыночным ценам, в том числе рабочую силу.
    Капитал, по Марксу, это частным образом присваиваемое богатство (или стоимость), используемое для производства прибавочной стоимости. В результате капитал можно определить еще и как самовозрастающую стоимость. Это центральная экономическая категория капитализма, представляющая собою накапливаемое богатство, и находящая свое воплощение, прежде всего в средствах производства, используемых для производства или покупки новых средств производства.
    Капиталистическое общество, по К. Марксу, безнадежно больное. Оно неспособно справиться с противоречиями, которое само же и породило. Буржуазия, заинтересованная в постоянном обновлении производства, взвинчивает научно-технический прогресс и до максимальных размеров развивает производительные силы. Но производственные отношения стоят на месте, они не способны трансформироваться в столь же быстром темпе. И вот расплата — социалистическая революция. Может быть все и обошлось бы, но тут подоспело другое противоречие. Капитализм создает невиданные богатства на одном полюсе — у кучки миллионеров, и безобразную нищету на другом — у подавляющей части населения, заполнившей кварталы бедноты. Тут уже революционный взрыв неизбежен.
    Капитализм, разумеется, классический, поскольку другого во времена Маркса еще не было, означает торжество машинного производства, а он исподволь готовит производительные силы, которые вполне созрели для пролетарской революции. Капитализм, иными словами, готовит своего могильщика — организованный, дисциплинированный, квалифицированный и политически дееспособный рабочий класс.
    Гибель капитализма от самого себя, по Марксу, неизбежна. Так как с прогрессом техники и развитием производительных сил постоянный капитал стремится к бесконечности, а переменный — к нулю. А это означает, что живого труда относительно масштабов средств производства должна сокращаться. Иначе говоря: численность персонала должна приближаться к нулю, а размеры и эффективность средств труда — зданий, технологии, станков и т.п. — будут стремиться к бесконечности.Таким образом, капитализм — это саморазрушающееся общество. Оно стоит последним в ряду антагонистических формаций. После нее наступает эра совсем другого уклада — коммунистического. Он, как и первобытнообщинный, лишен классов, эксплуатации, социального неравенства, угнетения человека, антагонистических отношений. Мировая история как бы завершает свой ход, вернувшись к своим истокам, но на качественно более высоком уровне. В обществе будущего, полагал Энгельс, государственный строй предполагает прежде всего самоопределение народа, его трудовой основой станет всеобщая ассоциация производителей.
    Историческое значение
    Методология К. Маркса оказалась крайне эвристичной. Диалектическая логика, доставшаяся марксизму от Гегеля, была очищена от многих схоластических напластований и настолько сильно переориентировала позитивистские установки, что свела их, по сути, к общенаучным требованиям проверять теорию практикой и опираться на силу фактов. Диалектический метод придал особую стройность теоретическим построениям Маркса. Учение об отчуждении труда, формальном и реальном подчинении труда капитализму, абстрактном и конкретном труде, социальных превращенных формах трудовой деятельности, трудовая теория стоимости, которые имеют для социологии первостепенное значение, появились благодаря не индуктивному обобщению фактов, а теоретическому методу анализа, объединившему в себе диалектическую логику, методологию «идеальных типов» и мысленного эксперимента (элементов сравнительно-исторического исследования), причинно-следственное объяснение. Именно теоретический метод Маркса послужил стимулирующим началом для возникновения в 30-е гг. ХХ в. Франкфуртской школы социологии труда (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабермас), представители которой внесли значительный вклад в разработку концепции «индустриального общества» и отчуждения труда.
    Основным вкладом марксистской школы в мировую социологию считают теорию социального конфликта (посему марксизм как направление в социальной мысли именуют еще конфликтной перспективой). Гораздо меньшее влияние на современную науку оказала экономическая теория Маркса, которая большинством западных экономистов, при разработке собственных моделей, явным образом не учитывалась. Иными словами, в ряду чистых экономистов Маркс не числится. Серьезной критике, в частности со стороны Г. Зиммеля и М. Шелера, подверглась его трудовая теория стоимости и концепция редукции труда (сведения сложного труда к простому). Не выдержало испытания временем его теория относительного и абсолютного обнищания пролетариата, как не подтвердились и некоторые другие положения. Во многом это можно объяснить тем, что вопреки своим же методологическим установкам идти вслед за фактами Маркс больше придерживался абстрактных формул английских политэкономов и философских схем Гегеля.
    На протяжении долгого времени формационная теория Маркса считалась одним из высших достижений мировой социологии. Однако сегодня число недостатков, кажется, превысило количество ее достоинств. Большинством историков оспаривается положение о существовании и последовательной смене пяти общественно-экономических формаций, в особенности, на Востоке.
    Выводы:
    К.Маркс (1798-1883) — считается творцом концепции социального конфликта: уничтожения общества и замены его более справедливым. Маркс выступал за революционный путь преобразований. Развитие общества по Марксу происходит путем качественных скачков от одной общ,-экон. формации к другой (Перв.-общ, об-во, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм). Развитие общества -объективно-исторический процесс, независимый от воли и сознания людей, в его основе лежит развитие экономических отношений. Каждая формация характеризуется определенным уровнем развития производительных сил (технологии и машины) и производственных отношений (классы и институты), характеризуемых понятием способ производства. Противостоянию классов он придавал абсолютное значение. Вся история до капитализма рассматривалась, как история нарастания антагонизма между эксплуатирующими (присваивающими общественное богатство) и эксплуатируемыми (создающими общественное богатство) классами. Отсюда следует, что дальнейшее общественное развитие возможно только путем уничтожения одних классов другими, отменой частной собственности и заменой классового общества бесклассовым.

  4. Маркс Карл (1818 — 1883гг.)
    Наиболее значительный из всех социалистических мыслителей, создатель системы мысли, называемой марксизмом.
    Карл Генрих Маркс родился 5 мая 1818 г в семье среднего достатка в немецком городе Трире (в прирейнской Пруссии). Его предками по материнской и отцовской линии были целые поколения раввинов, его отец, хотя и был типичным рационалистом, согласился на крещение в евангелической церкви, чтобы не потерять должность. Карл был крещен в шестилетнем возрасте.
    В 17 лет поступил в Боннский университет на юридический факультет. Спустя год отец Маркса направил его в более престижный Берлинский университет, где он проучился четыре года. В Берлине он оставил романтические взгляды и испытал влияние философии Гегеля, а позднее Фейербаха. Представил докторскую диссертацию о различии натурфилософии Демокрита и Эпикура.
    В 1839 г. обратился к журналистике и сотрудничал в кельнской «Рейнской газете». Вскоре Маркс стал редактором газеты, однако в мае 1843 г. она была закрыта властями, что заставило Маркса от чистой политики перейти к изучению экономики и далее к социализму.
    Летом 1843 г. он женился на Женни фон Вестфален, с которой прожил всю жизнь и имел шестерых детей (до взрослого возраста дожили три дочери). Не найдя работы в Германии, он решил эмигрировать в Париж.
    Париж был идеальным местом для начинающего социалиста. За лето он написал несколько работ, известных как «Экономическо-философские рукописи 1844 года».
    В сентябре того же года Маркс познакомился с Ф. Энгельсом, который благодаря отцу — компаньону в текстильной фирме в Манчестере — снабжал Маркса практическими сведениями о капиталистическом производстве и оказывал постоянную финансовую поддержку. Прочная дружба с Энгельсом согревала Маркса всю его жизнь.
    После высылки из Парижа осенью 1844 г. Маркс три года провел в Брюсселе и совместно с Энгельсом написал «Святое семейство» и трактат «Немецкая идеология». В 1847 г. в Брюсселе вышла работа Маркса с критикой взглядов Прудона — «Нищета философии». В 1847 г во время поездки в Англию он встретился с лидерами Лиги справедливых, полулегальной группы главным образом немецких эмигрантов-ремесленников, и вступил в члены этой организации, на основе нее был образован международный Союз коммунистов, и его 2-й конгресс поручил Марксу и Энгельсу составить программу Союза.
    «Манифест коммунистической партии» был только составлен, как начались революции во Франции, Италии и Австрии. Маркс был выслан из Бельгии и вернулся в Париж по приглашению либерального временного правительства.
    Маркс выехал в Кельн и начал энергичную журналистскую деятельность в «Новой рейнской газете», призывая к конституционной демократии и войне с Россией. После поражения революции Маркс был отдан под суд, а затем выслан из Германии. Он вернулся в Париж, однако в июле 1849 г. бил вновь выслан и в августе отправился в Англию.
    По прибытии в Лондон Маркс присоединился к Союзу коммунистов и возобновил журналистскую деятельность. В 1864 г. он начал работать в Международном товариществе рабочих (более известном как 1-й Интернационал). После кровавого подавления Парижской коммуны Маркс написал опубликованный в Лондоне памфлет «Гражданская война во Франции».
    Раскол в Интернационале между сторонниками Маркса и анархистами во главе с М. Бакуниным привел к ослаблению организации после переезда ее штаб-квартиры в Нью-Йорк, а затем и к роспуску в 1876 г.
    Последние десять лет жизни Марксу уже не нужно было заботиться о хлебе насущном. Проданная Энгельсом доля в манчестерском хлопчатобумажном бизнесе обеспечила Марксу приличное содержание. Однако после того, как в 1873 г. с Марксом случился удар, его творческие способности ослабли. Впрочем, он продолжал работать над новым изданием «Капитала» и внимательно следил за развитием немецкой социал-демократии. К этому периоду относится его работа «Критика Готской программы».
    Смерть жены и старшей дочери лишила его всякого желания продолжать жизнь, и 14 марта 1883 г Маркс скончался в Лондоне.


  5. Вся дальнейшая теоретическая и практическая деятельность Маркса была посвящена изучению вопроса противоречий в обществе, вызванных отношением собственности.
    Уже в самом начале своей деятельности Маркс понимал, что механическое устранение (законодательная отмена) частной собственности само по себе не приведёт к созданию идеального общества, что такая попытка может лишь привести к возникновению ещё более «грубого» общества, чем современное ему:
    Наиболее полно идеи Маркса были изложены в его фундаментальном труде «Капитал. Критика политической экономии».
    Практические последствия работ Маркса огромны. Ещё при его жизни возник марксизм. Однако практическая политика, ссылающаяся на идеи и лозунги Маркса, часто сильно расходилась со взглядами Маркса на конкретные проблемы.

    Сочинения

    Работы

    Экономическо-философские рукописи (1844)
    Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. (1845)
    Тезисы о Фейербахе (1845)
    Немецкая идеология (1846)
    Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона (1847)
    Заработная плата и капитал (1847)
    Манифест коммунистической партии (1848)
    Очерк критики политической экономии (Grundrisse) (1857-1858)
    К критике политической экономии (1859)
    Статьи о Гражданской войне в США (1861)
    Капитал, т. 1. (1867)
    Гражданская война во Франции (1871)
    Критика Готской программы (1875)
    Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта (1885)
    Капитал, т. 2. (1885)
    Капитал, т. 3. (1894)
    Капитал, т. 4. (1905-1910)

    Издания

    Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. тт.1-50. — М., 1955—1981.
    Полное собрание сочинений на языке оригиналов: Marx-Engels-Gesamtausgabe (MEGA). Это международное издание полного собрания сочинений ещё не закончено, на данный момент издано больше 100 томов.
    Архив Маркса и Энгельса.

    Роль Маркса

    Существует широкий спектр оценок как личности самого Карла Маркса, так и его общественной роли и его научного вклада в философию и социологию.
    Ещё при жизни Маркса одними авторами идеи Маркса объявлялись гениальными, а другими подвергались жесточайшей критике. Значительная часть работ самого Маркса была посвящена полемике с оппонентами. Пройдя существенную национальную модернизацию, идеи Маркса стали ядром ряда идеологий революционных движений XX века и оказали огромное влияние на ход мировой истории XIX—XX веков.

  6. Эссе
    Экономико-философские идеи Карла Маркса
    философ маркс экономия
    «Экономико-философские рукописи» – это работа, которую написал немецкий философ Карл Маркс в 1844 году. Она относится к ранним работам Маркса.
    В своих рукописях Карл Маркс освещает политическую экономию, отчуждение и взаимосвязь человека-рабочего с обществом. В экономико-философских рукописях К. Маркс хочет продемонстрировать положение рабочего класса и капиталистов.
    В каждой главе Маркс раскрывает актуальные проблемы того времени. Но как ни странно многие из тех проблем актуальны до сих пор.
    Одной из таких проблем было положение рабочего в обществе, то как оценивался и вознаграждался труд человека.
    Рабочий класс считался неким «товаром», который должен был найти своего покупателя. «Покупателями» в свою очередь выступали капиталисты, которые можно сказать, решали годен «товар» или же нет. Если капиталист решал, что «товар» годен, то он мог дать ему работу и выплачивать заработную плату, некое вознаграждение за его труд. Выплачивая заработную плату рабочему, капиталист ничего от этого не теряет, так как все материальные потери компенсируются продукцией, которую производит рабочий. А рабочему приходится бороться не только за средства к жизни, но и за получение работы.
    Главным оружием капиталистов был капитал, при помощи которого они могли осуществлять свою власть. «Капиталист обладает способностью давать своему капиталу различного рода направления и только от капиталиста зависит будет рабочий голодать или нет.» Капиталист на свое усмотрение может повысить или уменьшить заработную плату. Другими словами если он получает больше прибыли и его благосостояние растет, то это вовсе не значит, что у рабочего от этого увеличится заработная плата. Но если капиталист останется в убытке, то страдать от этого будет в первую очередь рабочий.
    «Весь продукт принадлежит рабочему, но на самом деле он получает лишь самую минимальную часть на свое существование. В итоге человек существует не как человек, а как раб.»
    И без того огромный класс рабочих становится еще больше за счет разорившихся капиталистов, ну и соответственно их заработная плата становится меньше, а жизнь еще хуже.
    Чего не скажешь о капиталистах. Гарантией собственности и капитала, служит человеческий труд, который всегда будет существовать и приносить прибыль капиталистам. Так как изначально рабочая сила направлена на добывание прибыли.
    Так же преградой к лучшей жизни для рабочего служат машины и разделение труда. Что касается разделения труда то «разделение труда увеличивает производительную силу труда, обеспечивает общество богатством, но в тоже время обрекает рабочего на оскуднение и опускание до уровня машин». Рабочие стали опускаться до роли машин, а машины в свою очередь стали заменять человека на производстве, тем самым создавая конкуренцию между рабочими и машинами, в которой к сожалению по моему мнению выигрывают машины. Так как допустим одна машина может заменить на производстве сотни человек, а от сюда следует что капиталистам проще и выгоднее заменить людей на машины. Но это очень плачевно для рабочих, так как они лишатся средств к существованию и могут просто умереть с голоду.
    В обществе прослеживается безразличное отношение к людям, человек представляется как, какое то низшее существо, потребности которого сведены к самым необходимым физическим потребностям.
    Еще одной проблемой общества является отчуждение.
    В процессе выполнения своей непосредственной работы пролетарий полностью отстраняется от внешнего мира, его главной задачей становится производство продукции, в ходе этого производства рабочий тратит и физические и моральные силы до такой степени что он перестает понимать и принимать то что он производит. То есть он попадает под власть своего собственного продукта.
    Отчуждение может проявиться уже в самой производственной деятельности. Человек отчуждается от самого себя по причине того, что то, что он делает, не принадлежит ему, его сущности. Процесс производства делает человека несчастным, изнуряет его и самое главное, что человек не получает удовольствие от того что он делает. А работает он лишь потому что надо, а не потому что хочется. Другими словами он чувствует себя «загнанным зверем», который не может вырваться на свободу. В этом и заключается отчуждение человека от себя.
    Результатом, следствием отчужденного труда является частная собственность.
    Одним из решений этих проблем Карл Маркс видел коммунизм.
    «Коммунизм – организация общества при котором экономика основана на общественной собственности на средства производства». А точнее Маркс выделял такой вид коммунизма, как гуманизм. При гуманизме человек начинает воспринимать себя как индивидуальность. Между людьми происходит сближение, теперь они стали интересоваться друг другом, больше общаться и узнавать. Стала проявляться большая связь с природой, коллективная деятельность. Люди стали свободно выражать и отстаивать свое мнение. Человек перестал жить мыслями другого. Стал свободным.

  7. Деятельность Карла Маркса в “Нью-Йорк Трибьюн”
    Современный мир, каким мы привыкли его видеть, имел бы совсем иную суть, если бы его не перекроили своими трудами несколько человек. Одним из таких людей является Карл Маркс. Своим «Манифестом Коммунистической партии» он задал направление, в котором следует двигаться всей экономике XX века. Деятельность этого поистине выдающегося человека не ограничивается одной сферой, влияние его распространяется на многие страны.
    Своим сотрудничеством с газетой «Нью-Йорк Трибьюн» Карл Маркс помог тысячам людей осознать и понять всю важность эволюции как причины человеческого развития. За десятилетний период работы в этом издании Маркс написал сотню статей о своем понимании социализма, что способствовало освобождению пролетариата. Имя человека, своими статьями вдохновившего всю Европу на освобождение рабочего класса никогда не будет забыто в веках. Великий Маркс, который разгромил буржуазию! Как можно обвинить человека, изменившего лицо современной Европы в шпионаже, как делают это некоторые журналисты?
    Нет и не было большей чести для газеты, как иметь в штате корреспондентов столь именитого и талантливого журналиста. Одно лишь имя этого человека сделало для газеты невиданную рекламу: издания раскупаются, как горячие пирожки и даже главный редактор Чарльз Дан не стесняется использовать письма прославленного создателя «Капитала», выдавая их за свою работу. Сам Карл Маркс отмечает, что «Нью-Йорк Трибьюн» является лучшей англо-американской газетой. Об этом прежде всего говорит перепечатка статей и лозунгов этого издания другими газетами. «Имеется не менее сотни других газет, выходящих в Америке на английском языке, которые берут свои лозунги от «трибьюн»», – пишет Маркс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *