Сочинение на тему картина аленушка

7 вариантов

  1. Картина В.М. Васнецова «Аленушка» написана по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
    В центре полотна художник изобразил юную девушку. Она, утомленная поисками своего потерявшегося братца, устроилась на большом камне возле озера и печально взирает на воду. Аленушка склонила голову к коленям, светлые длинные волосы рассыпались по плечам, в глазах читается нескрываемая грусть. Того и гляди – по щеке покатится слеза. Аленушку не покидают тревожные мысли о брате, о том, что она не уследила за ним. Её цветастый сарафан порван, ноги босы – неизвестно, сколько она блуждала по лесу в надежде отыскать брата. Она жалуется природе на свою нелегкую судьбу, словно просит её о помощи.
    Природа же будто замерла вместе с Аленушкой, печалится вместе с ней и сопереживает. Девушка изображена на фоне ранней осени, когда листва только-только начинает желтеть и опадать. На темном, даже черном, озере – неподвижная ровная гладь, по которой плывут опавшие желтые листья. По краю озера расположился высокий зеленый камыш. На заднем плане – тонкие березки и осинки, чьи листья начинают покрываться золотистой краской. Кое-где виднеются зеленые шапки елей. Темная лесная чаща вместе с серым неприветливым небосводом, по которому плывут кучные облака, лишь добавляют мрачности общей картине. Природа словно предчувствует грядущее увядание и печалится вместе с Аленушкой.
    На одной из веток изображена стайка птиц. Они сидят на ветке, не шелохнувшись, не поют и не улетают, а вместе со всем окружающим миром сопереживают бедной Аленушке.
    Картина выполнена, преимущественно, в темных зеленых тонах. Однако автор намеренно играет на контрастах, привлекая внимание к нужным деталям. Светлое лицо Аленушки на темном фоне заставляет обратить на главную героиню особое внимание. Живописец сочувствует горю девушки, и ты непроизвольно начинаешь сопереживать ей вместе с ним. Во всей композиции преобладают холодные темные тона, что создаёт атмосферу грусти и печали.
    В.М. Васнецов изобразил сюжет русской сказки очень реалистично и проникновенно. В своей картине он показал трудную судьбу сироты, её тоску по братцу. Полотно пронизано русским духом и, наверняка, нет ни одного человека, которого не тронула бы работа великого автора.

  2. Картина «Алёнушка» В. М. Васнецова, является одной из известнейших работ автора. Она написана по сюжету к русской народной сказке «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Как говорит сам автор, этот образ давно был в его воображении, однако глубину печали в выражении образа девушки он случайно увидел в Ахтырке, встретив одну сельскую простоволосою девушку. «Каким-то особым русским духом веяло от нее» – так охарактеризовал ее сам художник. Картина «Елёнушка» написана маслом, в 1881 году.
    В центре картины изображена прекрасная юная девушка, которая сидит на камне у заросшего озера. От изнеможения и глубокой грусти она опустила голову на колени, а в выражении ее глаз можно прочитать, что силы уже на исходе и она вот-вот расплачется. В ее грустных глазах изображена вся глубина неимоверной печали. Ее длинные растрепанные волосы свисают в разные стороны. А ситцевый сарафан изорван. Видимо ей пришлось очень много и не жалея себя бродить по дремучему лесу в поисках своего пропавшего брата. Босые ноги еще больше усиливают понимание того, что она забыла о себе и вообще, обо всем на свете и ей сейчас важно только одно – найти своего братца Иванушку.

  3. Такая популярность не вызывает особого удивления, ведь полотно написано выдающимся мастером, который определенно заслужил такую популярность.
    Виктор Михайлович Васнецов, родился 15 мая 1848 года в семье с говорящей, древне русской фамилией. Обучался в духовном училище и конечно брал уроки рисования, кстати говоря, его младший брат пошел по стопам старшего и тоже стал художником, но не обрел такой популярности, как Виктор. Уже в 1893 году Васнецов стал полноценным членом Академии Художеств. Он внес несравнимый вклад в развитие всего русского искусства, а в особенности живописи, так как являлся непревзойденным живописцем, мастером кисти.
    Картина «Аленушка», была создана в 1881 году, но до начала работы над картиной, художник написал ряд этюдов, на которых были изображены лесные пейзажи, а уже в итоговом варианте, он будто соединил их воедино и добавил девушку. Получилось прекрасное, сказочное полотно. На заднем плане можно заметить раскидистый дремучий лес, который одновременно манит, но и наводит жуть своей чернотой и непроходимыми елями, на переднем плане мы видим водоем, на котором вальяжно плавают уже пожелтевшие листики, что говорит о приближении осени.
    На побережье спокойно лежат великаны-валуны, и на одном из них сидит юная девушка, она склонила голову на колени и смотрит печальным взглядом на воду. О чем она думает? О своем женихе? О братце Иванушке? Или о злой бабе-яге, которая подстерегает ее? Каждый додумывает свою историю, сочиняет свою собственную волшебную сказку. Можно обратить внимание на небольшие березки, растущие на берегу, они говорят о том, что это русская земля и только русская, что Аленушка простая русская девушка со своим богатым духовным миром.
    Любоваться этим произведение искусства можно бесконечно, в любом случае оно вызывает много размышлений и у взрослого и у ребенка, позволяет заглянуть за кулисы известных сказок, разбудить в себе дремлющий русский дух.
    5 класс, 6 класс

    Сочинение рассуждение по картине

    Она такая грустная и несчастная! И даже так, красивая.
    У Алёнушки рыжие волосы. Темный сарафан с цветами, белая юбка под сарафаном и светлая кофта. Не похоже, чтобы это была праздничная одежда… И вообще, картина веселой совсем не выглядит. Цвета тёмные, девушка печальная. Вокруг неё чаща, а сидит она над темной водой – над омутом. Печалится, думает всякое.
    Страшно, что она так и бросится с тоски в омут этот. Жаль было б её, ведь она такая красивая. Ей бы парня найти, а не грустить так уж тут.
    Она как принцесса в мультфильмах. Но это и есть сюжет сказки. Она грустит из-за своего глупого брата. Он попал, конечно, в какую-то переделку очередную, а ей его выручать. По-моему, он выпил из лужи! Ну, выпил глупый грязной воды (с микробами) вот и отравился. Практически в больницу попал! В сказке это называется – «стал козлёнком». А пил он из лужи, которая была по форме похожа на след от копыта козлиного.
    Кстати, а у всяких бесов тоже ведь козьи отпечатки! Не без проделок злых духов тут и темных сил. Вот и сидит Алёнушка, и плачет. Как теперь с таким братом жить? А если его кто зажарит?!
    На картине осень. Рядом с героиней даже небольшие деревья – елочки и березки. Они похожи немного на неё. На поверхности воды осенние желтые листья. Небо серое, дождевое. Вот-вот ливень хлынет!
    Не сидела б тут Алёнушка, а то промокнет, заболеет. Что над таким глупым братом-то плакать?
    Когда она его расколдует, а она точно это сделает, даже если нужно пройти сотню испытаний, то она его ещё и простит. Не станет эта добрая девушка его ругать, а пожалеет. И после ни разу не вспомнит о его таком глупом поступке. А в итоге он опять во что-нибудь попадёт. А ей опять вытаскивать его!
    А ведь, правда, почему не рискнуть? Если за тебя горой старшая сестра встанет, вытащит из любой беды.
    Над Алёнушкой на ветке птички. Вот бы они, как в мультфильме, подсказали ей, как не быть такой доброй!
    Конечно, сейчас надо брата выручить, хорошо. Можно списать на возраст юный такое поведение его. Но после пусть сам за себя отвечает! Чтобы не вырос совсем уж козленком.

  4. На картине художника Виктора Васнецова «Алёнушка» мы видим девушку. Она сидит на берегу озера и с грустью смотрит на воду. Девушка будто бы просит у озера помощи. Она искала своего братца Иванушку, но не смогла его найти. В бессилии героиня полотна села на большой камень у озера, она не знает что делать дальше, где искать Иванушку. Куда ни посмотри – повсюду густой лес, почти непроходимая чаща. Художник изобразил лес в довольно приглушённых тонах, тем самым подчеркнув переживания девушки.
    Для изображения озера художник также не использовал яркие тона. Оно выглядит почти чёрным. По озеру плывут бледно-жёлтые опавшие листья. Небо также на картине тёмное, его художник показал в серых тонах. Солнца на небе совсем не видно. Видно, что на картине показана осень, это время года многие художники рисуют в ярких тонах, ведь каких только красок не преподносит нам природа в это время года. Но здесь видно, что вся природа грустит вместе с прекрасной героиней полотна.
    Девушка сидит на большом камне и жалуется на свою нелёгкую судьбу. Только с природой ей и остаётся разговаривать, ведь больше помощи ей ждать неоткуда. По одежде девушки можно понять, что она из простой крестьянской семьи. У неё очень скромный наряд, обуви нет совсем. Обычно девушки в старину одевались в красивые сарафаны, а на Алёнушке мы видим простую кофту и длинную чёрную юбку в цветочек.
    Мне очень понравилась эта работа Васнецова. Автор сумел мастерски передать грусть героини, во всём её окружении также ощущается тоска. У меня эта картина вызвала чувство жалости, грусти. Мне захотелось оказаться там, чтобы хоть как-то помочь Алёнушке, но, к сожалению, это невозможно.

  5. Васнецов на картине изобразил один момент. Аленушка узнала о перевоплощении своего брата. Девочка пришла к пруду, присела на камень и начала горевать и сожалеть о том, что случилось. Позади Аленушки мы видим смешанный лес. Художник нарисовал высокие ели и березы, они стоят неподвижно. День кажется пасмурным, потому что солнце спряталось за тучками. Создается впечатление, что смеркается. Аленушка уселась на камень, ее ноги согнуты, руками она обхватывает колени. Свою голову она положила на руки. У нее длинные волосы, они выглядят слегка небрежными и запутанными. У девочки огромные глаза, в которых много грусти и печали. Она глядит будто вдаль. У нее красненькие щечки из-за волнения. На девочке надет сарафан темного цвета с нарисованными цветами. Она сидит босая. Ее ноги грязные это свидетельствует о том, что  девочка долго ходила в поисках братца. На данный момент она не думает о себе, все ее мысли посвящены Иванушке. Вокруг места, где сидит Аленушка, растет осока.
    Вода в реке чистая, сквозь нее можно рассмотреть дно. В воде видно отражение девочки, оно слегка расплывчато. По плавающим в пруду желтым листьям можно сделать вывод, что на улице  осень. В воздухе парят ласточки, они символизируют надежду и веру в лучший исход.
    Художник не сам придумал образ Аленушки. Он его срисовал с девочки с очень грустными глазами. Аленушка выглядит не как сказочный персонаж, а как обыкновенная девочка. На полотне изображена девочка грустная и печальная. По ней видно, что она сильно беспокоится о своем братце и переживает за него.
    Когда смотришь на работу художника чувствуется вся боль, которую испытывает Аленушка. Девочке нельзя не посочувствовать. Ее глаза полны страданий. Ее хочется пожалеть, обнять и успокоить. Полотно «Аленушка» очень реалистичное и чувственное.
    У Аленушки очень много положительных качеств. Художник хотел, что бы люди их заметили и увидели. Девочка была добродушной, любящей, трудолюбивой. Аленушка в своем детском возрасте была ответственной и заботилась не только о себе, но и о брате. Васнецов хотел, что бы все люди обладали такими качествами характера.

    Описание №2

    Одним из самых знаменитых и популярных произведений гениального русского художника Виктора Михайловича Васнецова  стало  полотно “Аленушка ”, созданное им в период с 1880 по 1881 год.
    Сюжет этой картины был навеян народной русской сказкой   “Сестрица Аленушка и братец Иванушка ”. Устав от долгих поисков брата, юнная девушка грустно присела отдохнуть  на большом камне у лесного озера.
    Заросшие осокой и травой берега водоема, застывшие на опушке леса деревья и даже прицы, не подвижно сидящие на ветках – все сопереживают и тревожатся вместе с сестрой о пропавшем братце Иванушке. Простая и естественная красота русской природы очень реалистично изображена автором на этой картине. Хотя листья почти все зеленые, желтый цвет уже появляется на ветках и становиться понятно, что скоро настанет осень. Удивительно подобранные краски и оттенки цветов ярко и самобытно подчеркивают всю красоту и прелесть русской природы.
    Уставшая путница в тревоге сидит у воды. Скромное платье, красивое лицо  и яркие огнено- рыжие волосы, с большим талантом изображенные автором, показывают огромную любовь к простому человеку. В ее глазах застыли испуг и тревога, печаль и грусть. Глядя на ее испачканную и рваную одежду, становится понятно, что она очень долго ходила по лесу, ища убежавшего брата. Спутанные волосы и босые, покрытые пылью ноги, поникшая фигура и взволнованное выражение лица вызывают жалость и сострадание к ее горю. Вся картина пронизана печально-умиротворенным настроением, которое подчеркивается застывшими листьями деревьев и медленно плывущими облаками над головой. В этой сказочной картине автор сумел передать весь характер русского человека – простота и доброта, ответственность и трудолюбие, сострадание и мечтательность.
    Хотя картина написана на основе сказочного сюжета, все чувства здесь самые настоящие. Яркий образ простой русской крестьянки настолько реалистично и правдиво изображен автором, что зрители чувствуют ее усталость и тоску, видят сумрачный летний день и слышат шум леса. Не возможно не сопереживать ее горю и надеяться на радостную встречу брата и сестры. В картине наглядно и полно показано единение простого человека и русской природы.
    2, 4, 5, 6 класс

  6. В центре картины, на переднем плане изображена худенькая фигурка Алёнушки, тоскующей над тёмной водой лесного озера. Это девочка-подросток лет тринадцати-четырнадцати. Её ноги босы, они огрубели, поношенное платье выцвело и кое-где порвалось, но художник, сострадая своей героине, открывает в ней красоту, похожую на скромную русскую природу, окружающую девочку. Тёмные ели, бледное небо, тонкие осины и берёзы словно стерегут Алёнушку, чтобы никто не потревожил её.
    Горе, страдание сквозит в сникшей фигурке девочки, в бледности её лица, в запекшихся губах, в больших выразительных глазах, в которых застыли слёзы. Судорожно сплетены пальцы её рук, на которые она склонила голову. Изработанные руки её имеют красивую форму, пальцы длинны. Слегка растрёпанные русые волосы так густы, что шапкой смотрятся на её поникшей головке. Такая внешность пристала бы и царевне, но судьба распорядилась иначе.
    Алёнушка сидит на сером камне, напоминающем горючий камень из сказок. Вокруг неё — родная природа, неброская и простая. Всё замерло в задумчивости и тишине, только пожелтевшие листья осин и берёз чуть трепещут от слабого ветерка. Природа созвучна состоянию души сиротки.
    В горюющем лице героини, её глазах нетрудно увидеть доброту и чуткость. В простой крестьянской девочке будто притаилась внутренняя и внешняя красота. Художник помог её увидеть, он вызвал в зрителе сострадание и желание помочь. И хочется верить, что Алёнушка обязательно встретит хорошего человека, и будет счастлива.


  7. Цели:

    Формировать умение составлять художественное описание;
    Показать отличие картины от иллюстрации;
    Формировать умение выделять микротемы в описании;
    Развивать умение составлять план и придерживаться его в составлении
    связного текста

    Оборудование:
    Картина В. М. Васнецова «Аленушка», С. И. Ожегов Словарь
    русского языка, карточки с лексическим словарем настроений

    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Сообщение темы урока
    Учитель:
    Сегодня у нас особый урок. Мы будем учиться писать сочинение по
    картине. Что такое сочинение?

    Ученик:
    Сочинение – это то, что создает сам человек, это его мысли о
    чем-нибудь.

    Учитель:
    А как толковый словарь С.И. Ожегова дает лексическое значение
    слова?

    Ученик
    (читает по словарю).
    То, что сочинено, художественное, научное произведение.
    Сочинение – это вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей,
    знаний на заданную тему.
    В грамматике: соединение нескольких словоформ или простых предложений по
    способу сочинительной связи.

    Учитель:
    Какое значение слова подходит к теме нашего урока?

    Ученик:
    К теме урока подходит толкование во втором значении.

    Учитель:
    Так чему мы будем учиться на уроке?

    Ученик:
    Мы будем учиться писать сочинение по картине, учиться излагать
    свои мысли, рассматривая картину.

    Учитель:
    Хлопните в ладоши, кто хочет научиться составлять художественное
    описание, выделять микротемы в описании, составлять план и придерживаться его в
    составлении связного текста и узнать, чем отличается картина от иллюстрации к
    художественному произведению.

    III. Подготовка к восприятию картины


    Учитель:
    На прошлом уроке литературного чтения мы с вами работали над
    русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сегодня мы
    рассмотрим картину В.М. Васнецова «Аленушка» и напишем по ней сочинение. Вы
    знаете, что сказка повествует нам об Аленушке, но описания героини в сказке нет.
    Вам было задано задание домой: представить Аленушку, ее внешний облик, подобрать
    слова, характеризующие девушку, нарисовать рисунки.

    IV. Рассматривание рисунков, картины
    Учитель:
    В сказке мы узнаем, что происходит с Аленушкой. А какой она вам
    представляется?

    Ученики:
    Добрая, спокойная, красивая, заботливая, скромная.

    Учитель:
    Из всех рисунков выберете те, которые соответствуют словесной
    характеристике героини.

    (Ученики выбирают рисунки и объясняют свой выбор.)

    Учитель:
    А в какой момент вы особенно переживали за героиню сказки?

    Ученик:
    Когда ее братец превратился в козленочка, когда злая ведьма его
    утащила.

    Учитель:
    А как вы представляете облик Аленушки в тот момент, когда
    случилась беда?

    Ученик:
    Она была грустной и печальной.

    Учитель:
    Художник В.М. Васнецов поможет нам увидеть сегодня Аленушку. Он
    написал картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец
    Иванушка». Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление об
    Аленушке от представлений художника?

    Ученик:
    Нет, художник изобразил героигю, наверное, в тот момент, когда
    братец превратился в козленочка. Аленушка грустная и печальная.

    Учитель:
    Можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке?

    Ученик:
    Это не иллюстрация. Иллюстрация изображает эпизод сказки со всеми
    деталями, взятыми из содержания. В сказке злые люди утопили Аленушку, козленочек
    прибежал к омуту, зовет сестрицу. Здесь нет ни ведьмы, ни козленочка.

    Учитель:
    Да, это не иллюстрация, это картина, на которой Васнецов В. М.
    показывает нам обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней.
    Васнецов не старался передать в точности историю про сестрицу Аленушку и братца
    Иванушку. Он как бы вспомнил все сказки о детях-сиротах – бедных, обиженных, но
    добрых, трудолюбивых, щедрых. Народ всегда говорит о них с любовью. И Васнецов
    передал в картине эту любовь.
    Внимательно рассмотрите картину, обратите внимание на позу девушки,
    рассмотрите природу, которая ее окружает.

    (Дети рассматривают картину.)

    V. Беседа по картине
    Учитель:
    Закройте глаза, попробуйте представить себе картину и скажите,
    что вы видите ярче всего?

    Ученик:
    Мы видим Аленушку, ее печальное лицо, она сидит на камне и
    смотрит в глубину озера.

    Учитель:
    Посмотрите и подумайте, почему художник изобразил Аленушку в
    центре, на переднем плане?

    Ученик:
    Она – главный герой в этой картине, художник хочет, чтобы мы
    сразу обратили на нее внимание.

    Учитель:
    Где находится наша героиня?

    Ученик:
    Она находится у озера на камне.

    Учитель:
    В какой позе изобразил ее художник? Почему?

    Ученик:
    Аленушка положила голову на камень, ей грустно, она о чем-то
    печалится, смотрит на воду, пригорюнившись.

    Учитель:
    Какое настроение у Аленушки?

    (У детей карточки с лексическим словарем настроений: одинокая, грустная,
    задумчивая, печальная, радостная, унылая, безрадостная, пригорюнившаяся,
    подавленная, веселая, счастливая.)

    Учитель:
    Прочтите слова с карточки с лексическим словарем настроений и
    подберите слова, характеризующие настроение героини, а я эти слова запишу на
    доске.

    Ученик:
    Одинокая, грустная, задумчивая, печальная, унылая,
    пригорюнившаяся, безрадостная, подавленная)

    Учитель:
    Как вы думаете, почему грустит Аленушка?

    Ученик:
    Она грустит о своем братце, печалится о том, что она сиротинушка,
    одна-одинешенька.

    Учитель:
    А с помощью, каких средств художник сумел показать нам, что
    девочка-сиротиночка? Как отразил свое отношение к ней?

    Ученик:
    Она бедно одета, на ней старенькая выцветшая кофта, старый
    сарафан, она босиком. Лицо ее печальное, но красивое и доброе. Она очень
    обаятельна.

    Учитель:
    Опишите все, что находится на картине на заднем плане, на
    ближнем плане.

    Ученик:
    Позади Аленушки густой лес, темный, таинственный. Он немного
    страшный и загадочный. Вода в озере тоже темная, глубокая, в ней отражается
    темный лес.

    Учитель:
    Как художник показал нам, что приближается осень?

    Ученик:
    Осенняя природа грустная. Здесь природа грустит вместе с
    Аленушкой. Природа помогает понять состояние девушки. Лес темный, и на душе у
    Аленушки темно. В лесу нет ни единого лучика, и на душе у девушки нет ничего
    светлого и радостного.

    Учитель:
    Для того, чтобы передать нам настроение героини, художник
    использует несколько художественных приемов – освещение и отбор красок. Свет
    падает на лицо девушки, чтобы на темном фоне выделить его для зрителя. Краски,
    которые использует художник, помогают нам лучше понять настроение героини. А
    теперь попробуем сделать вывод: благодаря чему художнику удается создать
    печальное и грустное настроение героини?

    Ученик:
    Поза Аленушки, выражение ее лица, одежда, темный лес, наступление
    осени, отсутствие ярких и радостных тонов – все вместе создает печальное и
    грустное настроение.

    Учитель:
    Не кажется ли вам, что кто-то еще грустит вместе с Аленушкой?

    Ученик:
    Это птички. Им как бы хочется помочь Аленушке, они сидят рядом,
    на березке, смотрят на Аленушку, но ничем не могут ей помочь, скоро они должны
    покинуть родные края.

    VI. Работа по раскрытию замысла картины
    Учитель:
    Попробуйте сформулировать свое отношение к Аленушке.

    Ученик:
    Нам она очень нравится, но нам ее жаль, ее грусть передается и
    нам.

    Учитель:
    А сам художник, как относится к своей героине?

    Ученик:
    Художник с большой любовью показал нам Аленушку, ее чувства.
    Описывая природу, он как бы передал свое грустное, печальное настроение. «Аленушка»
    – его любимая картина, в которой он сострадает своей героине.

    VII. Выставление основных микротем картины
    Учитель:
    На доске записаны микротемы картины. Подобрать опорные слова.
    Лес
    Дремучий
    Темный
    Таинственный
    Тревожный
    Озеро
    Глубокое
    Холодное
    Темное
    Печальное
    Небо
    Серое
    Осеннее
    Пасмурное
    Неласковое

    VIII. Составление плана сочинения
    Учитель:
    Составим план сочинения. О чем расскажем сначала? А после? Как
    озаглавим части?
    Художник и его картина.
    Образ Аленушки.
    Что помогает нам понять настроение героини.
    Наше отношение и отношение художника к героине.

    IX. Составление рассказа по картине.
    Учитель:
    Составим несколько описаний:
    Описание Аленушки.
    Описание леса.
    Описание озера
    Описание приближающей осени.
    Описание осенних звуков.

    Учитель:
    А теперь составим рассказ по картине.

    X. Письменное сочинение по картине.
    XI. Итог урока.
    Учитель:
    Чему научились на уроке? Что интересного узнали? Какое
    настроение у вас по окончанию урока?

    Список литературы:

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007.
    Воробьева В.Н. Сочинения по картинам в начальных классах, – Тула, 2007.
    Журнал «Начальная школа» №12, 2003 год с. 44–47.
    Ожегов С.И. словарь русского языка, – М., 1990.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *