Сочинение на тему картина баян

8 вариантов

  1. Сочинение по картине «Баян» Васнецова

    Великий русский художник В.М. Васнецов, всегда вдохновлялся былинными и сказочными сюжетами, которыми изобилует славянская мифология, и полотно «Баян» одно из таких творений.
    В центре картины зеленый холм, возвышающийся над просторами необъятных русских земель. На многие мили раскинулись густые леса, вдали тонкой лентой вьется река. Время суток точно невозможно назвать, но судя по сгущающимся облакам, кажется будто солнце, спрятанное за тучами, медленно, но верно клонится к горизонту. Тонкие веточки деревьев, покрытых молодой зеленью покачиваются на ветру, такие нежные и хрупкие, они символизируют юность, жажду жизни и надежду на лучшее.
    Темно-серое небо мрачно, белые облака, ведомые порывами ветра, неспешно идут хороводом.
    В центре холма полукругом, устроились князь со своей семьей и дружиной. Но несомненно, главный герой живописного творения, это слепой старец, вещун, поющий и ведущий летопись под звонкий напев гуслей. Фигура седовласого волхва отличается величественностью и грациозностью. Одет он в простые крестьянские одежды – рубаха с красной вышивкой, лапти, простые штаны, весь его облик, черты лица и внешний вид, говорит о том, что он близок к народу, и постоянно помогает и шествует своим дельным советом среди люда. Ведая таинственными тайнами, приоткрывая завесу прошедшего и будущего, поет он, взывая к богам, вознося свою молитву. Не столько многочисленных божеств, просит он воплотить свою мощь и ловкость, мудрость и бесстрашие, сколько людей, сидящих рядом с ним, людей, что пойдут против врага, защищая свои родные земли, свои семьи. Он советует всем разорившимся князям и братьям сплотиться перед опасностью вторжения грозного врага, незнающего пощады. И велит помнить о величии русских земель и сил истинного славянина, защищающего свой кров и семью ценой своей жизни.

  2. Виктор Михайлович Васнецов – великий русский художник конца XIX начала XX века. Всю свою жизнь художник посвятил творчеству. Многие его картины написаны на былинно-историческую тематику, например, «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Богатыри» (1881—1898) и многие другие. Одна из таких работ – это картина «Баян». Она была написана немного позже в 1910 году и стала завершающей в цикле фольклорно-исторической тематике. Хотя наброски на холсте были сделаны еще в 1880 году. Предположительно картина создавалась на основе древнерусского произведения «Слово о полку Игореве». В нем идет речь о походе князя Игоря в 1185 году против половцев.
    Картина создавалась в напряженной исторической обстановке, в воздухе пахло войной. Балканские события показали, что России не удастся остаться в стороне и придется вступить в войну. Так и Васнецов передал в своей работе ожидание предстоящей битвы. На картине преобладают мрачные серые тона, хмурое небо, с надвигающимися тучами, символизирует предстоящий тяжелый бой. Значимость этой битвы подчеркивается нахождением сына Игоря рядом с отцом. А, как известно, на Руси только в крайних ситуациях ребенка передавали отцу и отлучали от матери.
    О предстоящей битве говорят и воины в доспехах и с полным обмундированием. Князь одет в чистую парадную одежду, его лицо максимально сосредоточено. Он думает о сражении и всматривается вдаль. Тревожное состояние подчеркивается умелым художником в каждой детали, растрепанные волосы Баяна говорят о сильном ветре, о предстоящей буре. А вдалеке последние отсветы уходящего дня символизируют о последнем спокойном дне перед тяжелой битвой.
    Но русские воины не боятся сражения. Их статичные, спокойные позы подчеркивают решительность и смелость перед завтрашней битвой. Видно, как каждый воин сосредоточен, даже молодой будущий князь с тревогой смотрит вдаль. Но, несмотря на преобладание темный тонов на картине, художник изобразил несколько светлых веточек на склоне холма и милые белые ромашки, как символ надежды и спокойного будущего.
    Центральное место на картине занимает не главный герой Баян, как это было принято для того времени, а русские воины. Это своего рода новаторский прием художника. Так он хотел, чтобы зрители внимательно разглядели лица воинов, которым предстоит сражение. А сам Баян, вдохновляющий русских воинов, изображен в правой стороне полотна.
    Композиция картины проста. В центре расположен холм, на котором присели отдохнуть князь со своей дружиной и сыном. Слепой старец Баян эмоционально повествует свой рассказ и играет на гуслях. Он поет о героических событиях, чтобы воодушевить воинов. Лица героев задумчивы и возможно они представляют то, о чем поет Баян. Князь Игорь обеспокоен грядущей битвой, к тому же его сын рядом. Мальчик еще совсем мал и не участвовал в сражениях, однако воодушевленный рассказами Баяна, он так же как отец и все русские воины готов ринуться в бой. Старый казак за спиной мальчика держится за голову, возможно, он вспомнил свои былые сражения.
    Васнецов постарался изобразить и русскую природу. С одной стороны холма видно лес, с другой поле и речка. Сочная зеленая трава и яркие белые цветы – все мило и дорого русскому сердцу.
    Остановимся подробнее на образе Баяна. Как известно, Баян – это герой древнерусских былин и летописей, который олицетворяет умелого повествователя и сказителя. В «Слове о полку Игореве» он является главным персонажем. Именно это произведение Васнецов взял за основу. В образе Баяна художник хотел изобразить собирательный образ сказителя. Беловласый слепой старец в простой белой рубахе и в обычных лаптях держит в руках большие гусли. Так художник подчеркнул его связь с простым народом. Баян – единственный персонаж на картине в движении. У него широко открыт рот, рука высоко поднята вверх, а волосы развиваются на ветру. В своей песне Баян призывает древнерусских богов помочь защитить родную землю, восстановить мир и покой. Окружающие его воины сидят неподвижно, словно застыли, завороженные его громким голосом. Глядя на Баяна, но его мимику и жесты, можно представить с какой эмоциональностью он поет свою песню, как он заряжает энергией воинов перед битвой. Он напоминает дружине о прошедших боях, о стойкости русской земли, о сильном духе русского народа. Как известно, в той битве князь Игорь потерпел поражение. Именно поэтому Васнецов изобразил его задумчивым и полным сомнений, он как бы предчувствует печальный исход предстоящей битвы.
    Данная картина была представлена зрителям в 1910 году. Многие подвергли ее критике, другие же восторгались. Сейчас полотно находится в коллекции Государственного Русского музея Санкт-Петербурга и продолжает вызывать живой интерес у зрителей.

  3. Кисти великого русского художника Васнецова Виктора Михайловича принадлежит множество прекрасных картин, посвящённых жизни Древней Руси и её известным героям. Я знаю много работ этого человека, но больше всего мне понравилась его картина «Баян». Глядя на данное полотно, я вспоминаю произведение «Слово о полку Игореве», как и картина, оно тесно связано с культурой Древней Руси, фольклором. В те далёкие времена наше нынешнее государство было раздроблено на различные княжества, шли постоянные войны.
    На полотне Васнецова «Баян» мы видим великого князя Игоря и его многочисленную свиту. Они внимательно прислушиваются к речам Баяна, напутствующего воинов перед походом, благословляющего их, поднимающего своими словами боевой дух перед предстоящими сражениями. Старец Баян одет достаточно скромно – он предстаёт перед другими персонажами и зрителем в тунике и в лаптях.
    Перед ним расположились воины во главе с князем Игорем. Все погружены в его рассказы, слушают его внимательно, напряжённо. У каждого воина есть доспехи и оружие. На великом князе Игоре мы видим бардовый плащ, он смотрит за горизонт. В «Слове о полку Игореве…» речь идёт о том, как плохо жить без единства. Именно в этом причина поражения князя – он отправился в поход в одиночку.
    На своей картине «Баян» художник использовал преимущественно тёмные тона. Автор хотел показать нам, как заходит солнце, не пророчащее полку князя Игоря ничего хорошего. И не одна только природа выглядит тёмной, одежда, которую мы видим на дружинниках, также специально затемнена художником.
    Картина Васнецова «Баян» передаёт зрителю быт и дух Древней Руси. И этим она прекрасна!

  4. Виктор Васнецов прославился своими полотнами, изображающими Древнюю Русь. Ключевые фигуры того времени были изображены на его картинах, не стал исключением и великий сказитель и пророк Баян. Картина написана по мотивам произведения «Слово о полку Игореве».
    Когда смотришь на эту картину, сразу чувствуется тревожная и гнетущая атмосфера. Пасмурное небо, сильный ветер, который гонит облака и развевает волосы старца, а также преобладание темных оттенков отражает чувство надвигающейся опасности. Но, в то же время, на втором плане показана необъятная красота русской земли – бескрайние луга, величественный лес, широкая лента реки, холмы, усеянные молодыми деревцами и редкими цветами. На переднем плане в центре холма сидит князь со своим сыном и свитой, а справа от него изображен Баян, напутствующий князя с его дружиной на ратные подвиги и победу в бою. Сам князь и его люди одеты в богатые одежды и доспехи, а пророк наоборот одет в простую рубаху с вышивкой, штаны и лапти. Примечательно место, где сидит сказитель: не в центре, а с краю от князя и его людей. Такое расположение показывает, что неважно как он одет и как выглядит, ведь старец – слепой, а важна лишь мудрость сказанных им слов, те напутствия и пожелания удачи. Однако не только это говорит старик, возможно, он рассказывает что-то о былых временах и героях, потому что во время его рассказа все смотрят вдаль, погруженные в свои мысли и воспоминания. Например, князь переживает за своих людей и их участь в предстоящем бою, молодой княжич раздумывает, какой будет его первая битва бок о бок с отцом, старый казак позади князя может быть вспоминает о прошлых сражениях, а воины думают о своих семьях и ждут возвращения домой. Однако всех людей на картине объединяет любовь к родной  земле и желание ее защитить. Глядя на картину, можно ощутить тревогу не только изображенную на полотне, но и ту, которая сопровождала художника во время работы.
    Полотно показывает важность единства и сплоченности между людьми, их нерушимость за счет поддержки друг друга. Картина напоминает зрителю о красоте его родной земли и о том, что нужно беречь мир на этой земле.

  5. Картина «Баян» освещает широко известный сюжет о древнерусском певце Баяне. Об этом слепом гусляре, хранящем в своей памяти многие важнейшие события истории Руси, мы знаем, прежде всего, из «Слова о полку Игореве». Васнецов прославляет старого Баяна.
    На картине Баян располагается не в центре, поскольку на вершине холма, где происходит основное действие, сидит князь и его ближайшие дружинники. Взоры практически всех воинов обращены на этого старца, он завладел вниманием всех присутствующих, которые собрались не только на холме, но и за ним. Мы смутно различаем лица воинов, стоящих на заднем плане полотна. И мы понимаем, что этих воинов очень много. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию, ее воинов и заступников.
    Баян запечатлен художником во время исполнения песен. Седые длинные волосы этого героя развеваются на ветру, его глаза, направлены куда-то вдаль, «в» те события, о которых поет знаменитый гусляр.
    Большие гусли почти полностью закрывают тело Баяна, одной рукой он водит по струнам, а другой свободно и широко размахивает, помогая себе в своем рассказе. И эти движения героя помогают понять величие и масштаб его рассказов.
    Мы понимаем, что Баян – безусловный авторитет. Его уважают и все воины, сидящие вокруг, и сам князь. Глаза предводителя воинов устремлены на поющего старца. Князь задумчив. Мне кажется, он испытывает гордость за свою державу, чувствует ответственность за то, чем он владеет и правит.
    Интересно, что почти все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания.
    А вот песни слепого гусляра вдохновляют воинов на новые победы, на новые подвиги. Об этом свидетельствуют лица дружинников.
    Старик полностью погружен в себя, мы понимаем, что рассказы Баяна всколыхнули в нем море воспоминаний. Вполне возможно, что тот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников.
    Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое.
    И делает он это не в самые простые для России времена. Мне кажется, что воинам, собравшимся вокруг Баяна, предстоит серьезная битва. По-видимому, отчизне снова, как это не раз уже бывало, угрожает какая-то опасность. Об этом свидетельствует, как мне кажется, суровое, предгрозовое небо, занимающее практически половину картины.
    На заднем плане полотна мы видим небольшое озеро, реку, лес.
    Русским воинам предстоит важная битва, они как бы просят благословления, и защиты у Баяна.
    В целом, картинаВ.М. Васнецова «Баян» – «русское» произведение, наполненное любовью к родной стране.

  6. Сочинение по картине Васнецова «Баян»
    Знаменитый русский художник Васнецов Виктор Михайлович написал много прекрасных картин, посвящённых жизни Древней Руси и её героям. Но моим самым любимым произведением этого художника, несомненно, является картина «Баян». Это полотно очень напоминает мне «Слово о полку Игореве», так же как и картина, они глубоко связаны с культурой Древней Руси, фольклором. В то время страна была раздроблена на различные княжества, шли постоянные войны.Картина Васнецова Баян
    На картине Васнецова «Баян» изображен великий князь Игорь и его многочисленная свита. Они слушают Баяна, который напутствует воинов перед походом, благословляет их, поднимая своими речами боевой дух перед грядущими сражениями. Старец Баян предстаёт перед нами в скромном одеянии – он стоит перед другими персонажами полотна в тунике и в лаптях.
    Перед ним сели воины во главе с князем Игорем. Все слушают его внимательно, напряжённо. У каждого доспехи и оружие. Великий князь облачён в бардовый плащ, его взгляд устремлён за горизонт. В «Слове о полку Игореве…» рассказывается о том, как плохо, когда нет единства. Именно в этом причина поражения князя – он пошёл в поход один.
    На картине Васнецова «Баян» можно увидеть преимущественно тёмные тона. Автор пытался показать, как заходит солнце, которое не пророчит полку князя Игоря ничего хорошего. И не только природа выглядит тёмной, даже одежда дружинников специально затемнена художником.
    Картина Васнецова «Баян» очень точно передаёт быт и дух Древней Руси. И в этом её прелесть!

  7. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Баян».
    Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 г. в чувашском селе Уржумской волости Вятской губернии (ныне — в Кировской области), в семье православного священника. Себя он считал скифом. Учился живописи в Петербурге – сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения, затем в Академии художеств.
    Художник любил гулять по Ахтырским полям, и казалось ему, что полям этим конца-краю нет. Налетит ветерок, на мгновение потемнеют светлые краски поля — и вновь заблещут, как ни в чем не бывало. Жарко заволнуется нежно-желтое море ржи, и оживут тысячи васильков, откуда-то послышится песня, ее слов не разберешь. Это сквозь века доносится песнь легендарного баяна – древнерусского певеца-сказителя. Может именно эту песнь слышал Васнецов, когда в его душе рождался народный сюжет, впоследствии ставший полотном картины «Баян».
    Первый эскиз картины был сделан в 1880 году, но работа над ней была отложена из-за того, что художник писал в это время «Богатырей». Баян – имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Обобщенность образов соответствует монументальности и строгой лапидарности композиции. Решение пейзажа носит эпический характер. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.
    На первый взгляд картина производит несколько мрачное впечатление. Практически половину холста занимает пасмурное небо, выполненное в основном в серых тонах. Хотя серый цвет палитры не помешал художнику гармонично смешать его с красными оттенками, что с легкостью позволяет определить , что действие происходит на закате. Это хорошо соотносится с русской пословицей : «Делу – время, а потехе – час». Умело показано, что это не «рабочее время», а именно вечерний досуг русских богатырей-дружинников несущих службу. Доступная взору местность является типичной для средней полосы России. Желто-зеленый окрас травяного покрова и плавные переходы оттеков заставляют невольно перенестись в те места. Можно также отметить на холсте наличие нескольких веточек молодых деревьев, что придает изображению еще большую живость и реалистичность.
    Ключевым моментов картины, естественно, являются люди. Главенствующее место, как и полагается, занимает князь. Рядом с ним находится его дочь и старый казак, видимо тоже высокого и почетного чина. Они сидят прямо напротив баяна, в то время как остальные воины расположились вокруг них. На лицах зрителей можно увидеть различные эмоции. Кто-то испытывает грусть, кто-то призадумался, а кто-то просто слушает, но все проявляют неподдельный интерес к рассказчику. Отдельное внимание стоит уделить непосредственно образу самого баяна. Первое, что бросается в глаза, это возраст сказителя. Это не просто актер, а умудренный временем старец, повидавший многое на своем веку. Волосы баяна развиваются на ветру, что также придает особую динамику изображению. Исконно русское белое одеяние старца еще раз подчеркивает классику жанра, в котором «работает» артист. Да! Не вызывает сомнений, что самозабвенный рассказчик повествует о военных походах великих воинов, о славе мудрых русских князей, которая разносится по всем заморским странам, о природе-матушке, которая кормит и поит могучих богатырей… Инструмент баяна старый и изрядно потертый, создается впечатление, что старец никогда с ним не расстается во время своих странствий и мытарств.
    Есть на картине также элементы, хоть и не явно скрытые, но ускользающие от нас при первом рассмотрении полотна. Так, например, это чарка с вином и воткнутое рядом копье. При этом можно заметить, что чарка просто стоит, слушатели не проявляют особого интереса к хмельным напиткам, что является явным нравственным показателем людей того времени. Копье же – здесь символ силы русских богатырей. Можно заметить, что оно не просто слегка держится, а глубоко «сидит» в земле. Только у истинного воина хватит духу так вогнать оружие в твердую поверхность. Еще один такой элемент картины – витязи, идущие к «сцене» на заднем плане. Возможно, они не сразу заинтересовались происходящим, но послушав немного издалека, все-таки решили подойти поближе.
    «Баян» – одно из последних значительных произведений художника, завершающих былинную тему в его творчестве. Умело подобранная композиция и палитра, а также несколько грубоватое исполнение пейзажных деталей заставляют не просто проникнуться сюжетом картины, а оказаться, как бы одним из слушателей баяна – рассказчика, историка и пророка в одном лице. Противоречивое впечатление спокойствия и одновременно надвигающейся бури охватывает сознание при внимательном изучении картины. Величественность и эпичность сюжета поистине мастерски переданы В.М. Васнецовым в его бессмертном творении «Баян».

  8. Виктор Михайлович Васнецов, один из выдающихся русских художников XIX века, прожив долгую и плодотворную жизнь, познал и восторженное преклонение, и холодную неприязнь, граничащую со злобными нападками. Он был первым из отечественных живописцев, посвятивших свой талант былинно-сказочному жанру – новому, не сразу понятому современниками. Впоследствии его назовут «истинным богатырём русской живописи».
    Одна из поздних работ художника
    Наверное, многим приходилось в школьные годы писать сочинение по картине Васнецова «Баян». Все мы её знаем и любим. Это одна из поздних работ художника, созданная на основе ряда памятников древнерусской письменности, в частности «Слова о полку Игореве». Трудиться над ней автор закончил в 1910 году, но известно, что мысли о создании картины появились у Васнецова ещё за тридцать лет до этой даты, однако осуществить задуманное он не смог.
    Когда же работа была завершена, картину представили широкой публике. Мнения разделились. Не все смогли сразу понять и оценить глубину произведения. Даже такой знаток живописи, как Нестеров, выступил с критикой. Он предрёк скорый упадок в творчестве автора. Другая же часть интеллигенции во главе с Брюсовым горячо приветствовала картину. Известный в то время критик Семенович опубликовал целое восторженное сочинение по картине Васнецова «Баян».
    Кто это такой
    Баян – слепой певец, который под звуки гуслей ведёт поэтические повествования о днях минувших. Его пение – это не развлекательное действие, а своего рода устная летопись, положенная на музыкальную основу. Но баян не только повествует о прошедшем. В его песнях заложены скрытые пророчества о том, что ждёт впереди. Баян – это ещё и предсказатель будущего, пророк, или, как говорили в старину, «вещун». Его почитали и боялись, как и всякого, кто общается с потусторонними силами. А он явно был с ними в ладу, иначе откуда эти тайные знания
    Картина Васнецова «Баян» представляет народного персонажа дохристианской, языческой Руси. Свою песнь он поёт, взывая к древнерусским богам, прося у них помощи и заступничества. Это не молитва, а заговор волхва-кудесника. Тяжела и опасна жизнь среди бесчисленных полчищ степных кочевников, взирающих на Русь своими жадными глазами. Одна надежда – на князя с его дружиной. Вот и благодарит в своих песнях баян народного защитника и его верных товарищей.
    Васнецов, «Баян». Описание
    Эта работа заслуживает пристального внимания. Картина Васнецова «Баян» величественна и монументальна. Грандиозности замысла соответствует масштаб исполнения. Дело не только в размерах полотна, но и в композиционном решении, и в цветовом. Оно притягивает взгляд и завораживает.
    Пейзаж, на фоне которого Васнецов помещает своих героев, воплощает собирательный образ России с её бескрайними просторами. Центральная часть картины, холм, воспринимается как скульптурный постамент для фигур, расположенных на нём.
    Каждый, кто берёт на себя труд писать сочинение по картине Васнецова «Баян», прежде всего останавливается на фигуре седовласого старца, вдохновенно вещающего под звуки гуслей. Пальцами одной руки он перебирает струны, а вторая вскинута вверх. Жестом подчёркивается грандиозность описываемых событий.
    Выражение преемственности поколений в картине
    Расположившиеся полукругом воины внимают его пению. Лица их задумчивы, полны осознания сакральности момента. В кругу воинов выделяется величественная фигура князя, гордо смотрящего вдаль. В картине выражена преемственность поколений, защитников отечества. Перед нами предстают и старец, и молодые воины, и мальчик, задумчиво слушающий пение. Бегущие по небу облака придают картине ощущение напряжения и скрытого драматизма.
    Языческому периоду истории Руси посвящено не одно научное сочинение. По картине Васнецова «Баян» можно судить, насколько высок в обществе интерес к этой теме. Он объясняется желанием заглянуть в истоки нашей национальной самобытности. Без этого невозможно понять законы развития культуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *