Сочинение на тему картина васнецова аленушка 4 класс

11 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Вова из магилева

    Картина В.М. Васнецова «Аленушка» написана по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
    В центре полотна художник изобразил юную девушку. Она, утомленная поисками своего потерявшегося братца, устроилась на большом камне возле озера и печально взирает на воду. Аленушка склонила голову к коленям, светлые длинные волосы рассыпались по плечам, в глазах читается нескрываемая грусть. Того и гляди – по щеке покатится слеза. Аленушку не покидают тревожные мысли о брате, о том, что она не уследила за ним. Её цветастый сарафан порван, ноги босы – неизвестно, сколько она блуждала по лесу в надежде отыскать брата. Она жалуется природе на свою нелегкую судьбу, словно просит её о помощи.
    Природа же будто замерла вместе с Аленушкой, печалится вместе с ней и сопереживает. Девушка изображена на фоне ранней осени, когда листва только-только начинает желтеть и опадать. На темном, даже черном, озере – неподвижная ровная гладь, по которой плывут опавшие желтые листья. По краю озера расположился высокий зеленый камыш. На заднем плане – тонкие березки и осинки, чьи листья начинают покрываться золотистой краской. Кое-где виднеются зеленые шапки елей. Темная лесная чаща вместе с серым неприветливым небосводом, по которому плывут кучные облака, лишь добавляют мрачности общей картине. Природа словно предчувствует грядущее увядание и печалится вместе с Аленушкой.
    На одной из веток изображена стайка птиц. Они сидят на ветке, не шелохнувшись, не поют и не улетают, а вместе со всем окружающим миром сопереживают бедной Аленушке.
    Картина выполнена, преимущественно, в темных зеленых тонах. Однако автор намеренно играет на контрастах, привлекая внимание к нужным деталям. Светлое лицо Аленушки на темном фоне заставляет обратить на главную героиню особое внимание. Живописец сочувствует горю девушки, и ты непроизвольно начинаешь сопереживать ей вместе с ним. Во всей композиции преобладают холодные темные тона, что создаёт атмосферу грусти и печали.
    В.М. Васнецов изобразил сюжет русской сказки очень реалистично и проникновенно. В своей картине он показал трудную судьбу сироты, её тоску по братцу. Полотно пронизано русским духом и, наверняка, нет ни одного человека, которого не тронула бы работа великого автора.

  2. 2
    Текст добавил: Двадцатигранник

    Известный художник Виктор Васнецов очень часто рисовал на своих полотнах героев русских народных сказок. Так на его картинах можно встретить и Ивана-царевича, и Серого волка, и Змея-Горыныча. Одна из его картин носит очень простое название – «Алёнушка». На ней мы видим героиню сказки о сестрице Алёнушке и братце Иванушке.
    Когда смотришь на эту картину, на душе становится немного грустно. На ней изображена Алёнушка, сидящая на берегу пруда у воды. Она сидит одна на большом камне, печально склонив голову и подперев щёчку руками. Алёнушка смотрит в сторону воды, видно, что её терзают грустные мысли.
    За спиной девушки мрачная лесная чаща, поросшая тёмно-зелёными ёлками и другими деревьями. Если приглядеться, то можно заметить даже какие-то дикие яблони. Вправо уходит дорожка, наверное, она ведёт в деревню. Уже вечереет. Вокруг царит тишина. Поверхность воды перед Алёнушкой гладкая словно зеркало. Лишь осока растёт у берега, и опавшие листики плывут по воде.
    Вероятно, художник изобразил именно тот момент, когда сестрица Алёнушка потеряла своего брата Иванушку. Наверное, ей пришлось долго бродить по лесу в поисках своего братца Иванушки, но она так и не нашла его, потому что он превратился в козлёнка. На картине у девушки растрёпаны волосы и порван рукав. А, может быть, Алёнушка уже догадалась, кем стал её братец. Теперь же Алёнушка сидит на берегу в отчаянии, ей очень грустно, потому что она уже ничего не может сделать.
    Видно, что Алёнушка – бедная девушка. Она босая, в простой цветастой юбочке и серой кофточке. Но она красивая, у неё густые каштановые волосы, а её лицо украшают большие карие глаза. Радует то, что конец у сказки будет счастливым. Алёнушку возьмёт замуж князь, а Иванушка вернёт свой человеческий облик.
    Вместе со статьёй «Описание картины Васнецова «Алёнушка» читают:
    Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка», 6 класс
    Сочинение по картине Дейнеки «Зима. Девочка у окна»
    Сочинение по картине Крымова «Зимний вечер», 6 класс
    Поделиться:

  3. Творчество выдающегося живописца конца XIX — начала XX века Виктора Михайловича Васнецова очень разнообразно. В начале своей творческой дея­тельности художник писал картины бытового жанра: «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», затем работал в жанре портрета, занимался орнаменталь­ным искусством, был архитектором. Но основным направлением в его творчестве стало былинно-историческое. Живописец создал такие полотна, как: «Иван-царевич на Сером Волке», «Спящая царевна», «Ковёр — самолёт» и другие. Все они проникнуты глубокой любовью к фольклору и традициям родного русского народа. Впоследствии критики стали назы­вать В. М. Васнецова «истинным богатырём русской живописи».
    Картину «Алёнушка» В. М. Васнецов написал в 1881 году по мотивам русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Живопис­ца не оставил равнодушным образ бедной трудолюби­вой девушки, оставшейся сиротой вместе с маленьким братом. Героиня живописного произведения распо­ложена в самом центре картины. Одетая в простое старое цветастое платье, она одиноко сидит на сером большом камне, обхватив руками свои босые ноги. Её голова с растрепавшимися светлыми волнистыми волосами опущена на колени. У девушки доброе, но печальное выражение лица, широко раскрыты глаза, приоткрыт рот. Необъятная тоска читается во всём её виде. Наверное, главная героиня в этот момент ду­мает о своём братике, превратившемся в козлёночка, не знает, как помочь ему в этом безутешном горе, её сердце переполняется печалью и тревогой.
    Алёнушка изображена живописцем на фоне пей­зажа ранней осени. На переднем плане картины — неподвижная водная гладь, по которой, как лодоч­ки, плывут жёлтые листья. В зеркале реки видно отражение Алёнушки, сидящей на камне.

  4. 4
    Текст добавил: Люблю вас мои друзья

    Картина «Алёнушка» В. М. Васнецова, является одной из известнейших работ автора. Она написана по сюжету к русской народной сказке «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Как говорит сам автор, этот образ давно был в его воображении, однако глубину печали в выражении образа девушки он случайно увидел в Ахтырке, встретив одну сельскую простоволосою девушку. «Каким-то особым русским духом веяло от нее» – так охарактеризовал ее сам художник. Картина «Елёнушка» написана маслом, в 1881 году.
    В центре картины изображена прекрасная юная девушка, которая сидит на камне у заросшего озера. От изнеможения и глубокой грусти она опустила голову на колени, а в выражении ее глаз можно прочитать, что силы уже на исходе и она вот-вот расплачется. В ее грустных глазах изображена вся глубина неимоверной печали. Ее длинные растрепанные волосы свисают в разные стороны. А ситцевый сарафан изорван. Видимо ей пришлось очень много и не жалея себя бродить по дремучему лесу в поисках своего пропавшего брата. Босые ноги еще больше усиливают понимание того, что она забыла о себе и вообще, обо всем на свете и ей сейчас важно только одно – найти своего братца Иванушку.

  5. Сочинение по картине В.Васнецова «Алёнушка»
    Сочинение Чуриной Айнур, ученицы 4 класса 132 лингвистической гимназии г. Алматы, по картине В.Васнецова “Алёнушка”.
    Передо мной картина В. Васнецова «Алёнушка». Художник написал её по русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Но воодушевила его к написанию этой картины реальная девушка. Её он увидел в усадьбе Ахтырка, где художник рисовал пейзажи.
    На картине я вижу грустную девушку. Она сидит на камне возле пруда и грустит. У Алёнушки порван сарафан и растрёпаны волосы. Наверно она долго бегала по дремучему лесу в поисках братца Иванушки. Колючие ветки цеплялись за её волосы и одежду, мешая ей в поисках. Уставшая, она присела отдохнуть на берегу пруда.
    Я не вижу на картине солнышка. А вода в пруду такая тёмная! По воде плавают жёлтые листочки, значит, наступила осень. Сама природа грустит вместе с Алёнушкой.
    Девушка нарисована как живая! И вся природа как настоящая, не хватает только звуков леса. Но мне не очень понравилась эта картина, потому что она грустная, жалко Алёнушку. А ведь сама сказка заканчивается хорошо!От администрации сайта
    Уважаемые ученики, не списывайте. Почитайте внимательно сочинения и комментарии к ним.
    Сочинения публикуются без исправления ошибок. Учтите и то, что Интернет есть не только у вас, но и у ваших одноклассников и даже у учителей.
    Почитайте, подумайте и напишите свое сочинение? Написать комментарий
    Предложить свое сочинение

  6. Такая популярность не вызывает особого удивления, ведь полотно написано выдающимся мастером, который определенно заслужил такую популярность.
    Виктор Михайлович Васнецов, родился 15 мая 1848 года в семье с говорящей, древне русской фамилией. Обучался в духовном училище и конечно брал уроки рисования, кстати говоря, его младший брат пошел по стопам старшего и тоже стал художником, но не обрел такой популярности, как Виктор. Уже в 1893 году Васнецов стал полноценным членом Академии Художеств. Он внес несравнимый вклад в развитие всего русского искусства, а в особенности живописи, так как являлся непревзойденным живописцем, мастером кисти.
    Картина «Аленушка», была создана в 1881 году, но до начала работы над картиной, художник написал ряд этюдов, на которых были изображены лесные пейзажи, а уже в итоговом варианте, он будто соединил их воедино и добавил девушку. Получилось прекрасное, сказочное полотно. На заднем плане можно заметить раскидистый дремучий лес, который одновременно манит, но и наводит жуть своей чернотой и непроходимыми елями, на переднем плане мы видим водоем, на котором вальяжно плавают уже пожелтевшие листики, что говорит о приближении осени.
    На побережье спокойно лежат великаны-валуны, и на одном из них сидит юная девушка, она склонила голову на колени и смотрит печальным взглядом на воду. О чем она думает? О своем женихе? О братце Иванушке? Или о злой бабе-яге, которая подстерегает ее? Каждый додумывает свою историю, сочиняет свою собственную волшебную сказку. Можно обратить внимание на небольшие березки, растущие на берегу, они говорят о том, что это русская земля и только русская, что Аленушка простая русская девушка со своим богатым духовным миром.
    Любоваться этим произведение искусства можно бесконечно, в любом случае оно вызывает много размышлений и у взрослого и у ребенка, позволяет заглянуть за кулисы известных сказок, разбудить в себе дремлющий русский дух.
    5 класс, 6 класс

    Сочинение рассуждение по картине

    Она такая грустная и несчастная! И даже так, красивая.
    У Алёнушки рыжие волосы. Темный сарафан с цветами, белая юбка под сарафаном и светлая кофта. Не похоже, чтобы это была праздничная одежда… И вообще, картина веселой совсем не выглядит. Цвета тёмные, девушка печальная. Вокруг неё чаща, а сидит она над темной водой – над омутом. Печалится, думает всякое.
    Страшно, что она так и бросится с тоски в омут этот. Жаль было б её, ведь она такая красивая. Ей бы парня найти, а не грустить так уж тут.
    Она как принцесса в мультфильмах. Но это и есть сюжет сказки. Она грустит из-за своего глупого брата. Он попал, конечно, в какую-то переделку очередную, а ей его выручать. По-моему, он выпил из лужи! Ну, выпил глупый грязной воды (с микробами) вот и отравился. Практически в больницу попал! В сказке это называется – «стал козлёнком». А пил он из лужи, которая была по форме похожа на след от копыта козлиного.
    Кстати, а у всяких бесов тоже ведь козьи отпечатки! Не без проделок злых духов тут и темных сил. Вот и сидит Алёнушка, и плачет. Как теперь с таким братом жить? А если его кто зажарит?!
    На картине осень. Рядом с героиней даже небольшие деревья – елочки и березки. Они похожи немного на неё. На поверхности воды осенние желтые листья. Небо серое, дождевое. Вот-вот ливень хлынет!
    Не сидела б тут Алёнушка, а то промокнет, заболеет. Что над таким глупым братом-то плакать?
    Когда она его расколдует, а она точно это сделает, даже если нужно пройти сотню испытаний, то она его ещё и простит. Не станет эта добрая девушка его ругать, а пожалеет. И после ни разу не вспомнит о его таком глупом поступке. А в итоге он опять во что-нибудь попадёт. А ей опять вытаскивать его!
    А ведь, правда, почему не рискнуть? Если за тебя горой старшая сестра встанет, вытащит из любой беды.
    Над Алёнушкой на ветке птички. Вот бы они, как в мультфильме, подсказали ей, как не быть такой доброй!
    Конечно, сейчас надо брата выручить, хорошо. Можно списать на возраст юный такое поведение его. Но после пусть сам за себя отвечает! Чтобы не вырос совсем уж козленком.

  7. На картине художника Виктора Васнецова «Алёнушка» мы видим девушку. Она сидит на берегу озера и с грустью смотрит на воду. Девушка будто бы просит у озера помощи. Она искала своего братца Иванушку, но не смогла его найти. В бессилии героиня полотна села на большой камень у озера, она не знает что делать дальше, где искать Иванушку. Куда ни посмотри – повсюду густой лес, почти непроходимая чаща. Художник изобразил лес в довольно приглушённых тонах, тем самым подчеркнув переживания девушки.
    Для изображения озера художник также не использовал яркие тона. Оно выглядит почти чёрным. По озеру плывут бледно-жёлтые опавшие листья. Небо также на картине тёмное, его художник показал в серых тонах. Солнца на небе совсем не видно. Видно, что на картине показана осень, это время года многие художники рисуют в ярких тонах, ведь каких только красок не преподносит нам природа в это время года. Но здесь видно, что вся природа грустит вместе с прекрасной героиней полотна.
    Девушка сидит на большом камне и жалуется на свою нелёгкую судьбу. Только с природой ей и остаётся разговаривать, ведь больше помощи ей ждать неоткуда. По одежде девушки можно понять, что она из простой крестьянской семьи. У неё очень скромный наряд, обуви нет совсем. Обычно девушки в старину одевались в красивые сарафаны, а на Алёнушке мы видим простую кофту и длинную чёрную юбку в цветочек.
    Мне очень понравилась эта работа Васнецова. Автор сумел мастерски передать грусть героини, во всём её окружении также ощущается тоска. У меня эта картина вызвала чувство жалости, грусти. Мне захотелось оказаться там, чтобы хоть как-то помочь Алёнушке, но, к сожалению, это невозможно.
    Вместе со статьёй «Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка», 6 класс» читают:
    Сочинение по картине Левитана «Лесистый берег», 6 класс
    Сочинение по картине Пластова «Жатва», 6 класс
    Сочинение по картине Сыромятниковой «Первые зрители», 6 класс

  8. Тема урока: «Сочинение по картине В.М. Васнецова «Аленушка».
    Цели: в процессе анализа пробудить способность выразить словом не только сюжет, но и мирское содержание, которое скрыто во всей художественной структу­ре; помочь учащимся составить и записать сочинение; научить читать картину, ос­мысливать ее содержание, выбирать точ­ные слова для ее описания, для реализа­ции идеи.
    Оборудование. Репродукция картины В. М. Васнецова; портрет художника; компьютер.
    Ход урока
    Организационный момент.
    Сообщение темы, целей урока.
    Сегодня мы будем писать сочинение по картине В. М. Васнецова «Аленушка». Перед нами стоит задача научиться «читать» картину, осмыслить её содержание, передавать словами то, что художник изобразил красками. В. М. Васнецов родился в 1848 году, а умер в 1926году. За свою жизнь он написал множество картин на сказочные темы. До самой смерти работал над ними любовно, неустанно. И мастерская его превратилась постепенно в чудесный мир русской сказки. В Москве есть Дом-музей Васнецова, построенный по его собственному рисунку.
    Всем известны такие картины, как «Богатыри», «Витязь на распутье»,
    «Иван Царевич и серый волк», «Аленушка»
    3.Просмотр репродукции картины «Але­нушка».
    Краткий пересказ сказки. Вывод. Образ русской девочки-сирот­ки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной, взволновал чуткое сердце ху­дожника и вдохновил на создание картины. Однако эта картина не иллюстрация к сказ­ке. Васнецов создал не сказочный персо­наж, а правдивый образ бедной крестьян­ской девочки. Картина «Аленушка» напи­сана в 1881 г., находится в Третьяковской галерее.
     4. Беседа по картине.
    — Посмотрите на картину и скажите, ка­кое впечатление создается у вас при первом взгляде на нее? Почему картина произво­дит такое впечатление? Как художник дос­тигает такой силы выразительности? Каки­ми средствами пользуется? Назовите их (цвет, светотень, композиция).
    Что называется композицией? Как же построена картина Васнецова? (Аленушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю. Чтобы подчеркнуть ее одиночес­тво, художник не поместил на картине дру­гих персонажей.)
    Опишите внешность Аленушки. (Але­нушка — бедная крестьянская девочка. У нее худые руки. Аленушка босиком; одежда бед­ная: рваный сарафан, старая вылинявшая го­лубая кофта; каштановые волосы распусти­лись по плечам, голова опущена.)
    Что художник особенно выделил во внешности Аленушки? (Светлым розовым полотном на темном фоне выделяются ли­цо и руки Аленушки. Сразу видишь ее груст­ное лицо и большие глаза.)
    Подумайте, какими словами точнее оха­рактеризовать взгляд Аленушки.
    Большое горе обрушилось на Аленушку. Как художник это показал? Обратите вни­мание на позу Аленушки. (Аленушка оди­ноко сидит на камне, низко опустив голову, пригорюнилась, призадумалась. Она судо­рожно обхватила колени, согнулась. Вся ее поза выражает несчастье, горе.)
    Какими словами можно охарактеризо­вать горе девочки? (Горе — безутешное, ве­ликое, безысходное, большое, тяжелое и т.д.)
    синонимы ярче передают душев­ное состояние Аленушки? (Тоска, печаль, грусть и т.д.)
    Что вы знаете о значении цвета в живо­писи?
    Вывод. Цвет в картине — это главное. Живопись — искусство говорящих красок. С помощью цвета художник создает образ, добивается нужного впечатления. Жел­тый, розовый, красный — это теплые цве­та, они создают радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона темно-зеленых, синих, серых красок, ху­дожник вызывает у зрителя чувство тос­ки, печали, грусти.
    — Какие цвета использовал Васнецов и почему? (В картине есть и теплые тона, и холодные. Выделяются холодные тона зе­лени. Теплых цветов мало: светло-розо­вые на лице, руках, розовые цветы на сара­фане. Больше темно-коричневых, мрач­ных красок. Это производит грустное впе­чатление.)
    Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины (колорит) неяркий, в нем преобладают темно-зеленые и красно-коричневые цвета. Побуревшая трава, крас­новатая осенняя листва, пожелтевшая зе­лень подчеркивают общий коричнево-зеле­ный тон картины. Помимо неярких тонов мы видим в картине светлую полоску гас­нущей зари, яркую изумрудную зелень осо­ки, розовые цветы на сарафане Аленушки и голубую кофточку. Используя яркие, кон­трастные тона, художник усиливает созда­ваемое картиной впечатление.
    На каком фоне изображена Аленушка? (На фоне осенней природы.)
    Какой период осени художник изобра­зил? По каким признакам вы определили время года? (На картине изображена ран­няя осень. Природа начинает увядать. Кое-где пожелтели деревья. В омуте плавают опавшие листья. Осеннее небо хмурое.)
    Почему художник выбрал именно осен­ний пейзаж? (Осенью умирает природа, это навевает грусть. Такой пейзаж переклика­ется с настроением Аленушки.)
    Учитель обращает внимание детей на детали пейзажа: небо, листья, омут, осинки, лес, вода — и их характеристику.
    Небо — осеннее, хмурое, унылое, сум­рачное, серое; неприветливое, тоскливое, пасмурное.
    Листья — опавшие, желтые, пожел­тевшие.
    Омут — глубокий, глухой.
    Вода — темная, холодная, темно-ко­ричневая, почти черная, неподвижная, застывшая.
    Осинки — тоненькие, задумчивые, тре­петные.
    Лес — дремучий, хмурый, темный, мрач­ный, глухой, угрюмый.
    — Почему художник выбрал для фона картины раннюю осень, а не пору ее рас­цвета, «в багрец и золото одетые леса»? (Ранней осенью все начинает увядать, и это увядание природы вызывает грустное настроение.)
    Да, внимание художника привлекает не пышная природа, а первая пора осеннего увядания, в описании которой он прибега­ет к неярким тонам темно-зеленых, синих, желто-коричневых красок. Осенние, блек­лые, тусклые краски пейзажа создают нас­троение грусти, печали. Художник пока­зал, что природа созвучна настроению Але­нушки, она как бы прислушивается к мыс­лям бедной девочки, грустит и плачет вместе с ней. Печально притихнув, стоят вокруг молодые березки, согнулись и опус­тились в воду тонкие ветки осинок, поник­ли кое-где стебли осоки. Тихо щебечут лас­точки, словно стараются успокоить, рассе­ять грусть Аленушки. И Аленушка пони­мает, любит природу и только ей одной доверяет свое безутешное горе.
    Понравилась ли картина? Какое она вы­зывает чувство?
    5. Коллективное составление плана.
    План
    Краткая справка о художнике.
    Описание картины:
    а) описание Аленушки (внешний вид, одежда, поза, лицо);
    б)  фон картины; осенняя природа.
    Как Васнецов художественными спо­собами (композиция, цвет) выражает со­держание картины?
    Что мне особенно понравилось в кар­тине и почему?
    Какие мысли и чувства вызывает кар­тина?
    Написание сочинения.
    Теперь вы готовы к тому, чтобы приступить к написанию сочинения. Ребята, в вашем распоряжении много средств, чтобы сделать свою речь яркой и выразительной. Желаю вам удачи.
    Образец сочинения.
    Виктор Михайлович Васнецов — вели­кий русский художник. Он родился в 1848, умер в 1926 году. Им написаны картины на исторические темы и сказочные сюжеты. Свою замечательную картину «Алёнуш­ка» художник написал в 1881 году на сю­жет русской народной сказки о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. Картина хранится в Государственной Третьяков­ской галерее.
    На сером камне около лесного озера оди­ноко сидит Алёнушка. Старая вылинявшая одежда, босые ноги говорят о бедности де­вочки. Каштановые волосы в беспорядке рассыпались по плечам. Призадумалась-пригорюнилась Алёнушка. Глаза её полны слёз. Худенькое тело мягкой линией изогну­лось на фоне тёмно-зелёного леса. Вся фигу­ра Алёнушки, сиротливо сжавшейся в комо­чек, выражает безутешное горе.
    Наступила осень. В коричнево-чёрной воде омута плавают упавшие листья. Уныло скло­нились травинки к воде. Сиротливо торчит осока. Только молодые осинки своей пожел­тевшей листвой что-то нежно шепчут де­вочке. Природа защищает Алёнушку и сочувс­твует ей. Художник изображает осеннюю природу холодными красками. Серое небо, се­рый камень, зеленовато-серая листва осинок.
    Вся картина навевает грусть: тяжело жилось бедной крестьянской девочке.

  9. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»
    Закатилось в чащу солнышко.
    Хмурый лес вокруг стеной.
    Пригорюнилась Алёнушка:
    Как теперь ей жить одной?
    Нету с ней ни милой матушки,
    Ни родимого отца…
    Слёзы капают на камушки
    У лесного озерца.
    Кто развеет думы горькие,
    Кто поможет ей в беде?..
    Лишь камыш один с осокою
    Отражается в воде.
    И родимая сторонушка
    Всё печальней и грустней.
    Жаль, не ведает Алёнушка,
    Что случится дальше с ней.
    Повстречает счастье девица
    И любовь свою найдёт…
    Ах, как весело надеяться,
    Зная сказку наперёд!
    План.
    Художник В.М.Васнецов и его картины.
    Описание Алёнушки (поза, внешний вид, одежда, лицо).
    Природа сочувствует Алёнушке.
    Какие приёмы и средства позволили художнику выразить содержание картины?
    Как я отношусь к картине? (Что понравилось и почему, о чём заставляет размышлять картина, какие чувства вызывает?)
    Картина «Алёнушка» свидетельствует об огромной любви Васнецова к своему народу.
    Э.И. Голубева
    Вопросы, которые помогут подготовиться к сочинению
    Описание Алёнушки
    Кого вы видите в центре картины?
    Почему Васнецов изобразил Алёнушку в центре, на переднем плане картины?
    Где находится Алёнушка?
    Опишите позу девушки.
    Почему она приняла такую позу?
    Какое у Алёнушки настроение?
    Как вы думаете, в чём причина печали Алёнушки?
    Какими словами можно охарактеризовать горе Алёнушки?
    С помощью чего художник показал, что у неё безрадостная судьба?
    Как Виктор Михайлович относится к своей героине?
    С помощью каких художественных приёмов художник привлекает внимание к лицу Алёнушки?
    Описание природы (сопереживает главной героине)
    Что можно сказать о природе, окружающей Алёнушку?
    Опишите всё, что вы видите на переднем и заднем плане.
    Какое время года изображено на картине?
    Какие детали об этом свидетельствуют?
    Как вы думаете, почему художник выбрал осень?
    При помощи каких средств художник показал, что природа грустит с бедной девочкой?
    Кто ещё на картине сочувствует горю Алёнушки? Почему вы так думаете?
    Какие краски художник использует, чтобы создать печальное, безутешное настроение?
    Эпитеты для описания
    Алёнушка: милая, одинокая, подавленная, безрадостная, грустная, задумчивая, унылая, пригорюнившаяся, босиком, склонённая голова, печальный взгляд, застывшая поза, тяжёлая судьба, старый рваный сарафан, поношенные вещи, поблёклая выцветшая кофта.
    Осинки: задумчивые, тоненькие, трепетные, тревожные.
    Вода: неподвижная, тёмная, застывшая, холодная.
    Небо: неприветливое, тоскливое, сумрачное, серое, пасмурное, неласковое, хмурое.
    Лес: угрюмый, дремучий, глухой, хмурый, таинственный.
    Омут: глубокий, холодный, тёмный, печальный.
    Краски: жёлтые, тёмно-зелёные, коричневые, холодные тёмные тона, неяркие, тусклые.
    Используем слова
    Вблизи, вдали, справа, слева, рядом, вверху, здесь, на переднем плане, на заднем плане.
    Пишем без речевых повторов
    Алёнушка, сестрица, героиня, она, девушка, сирота.
    Художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, автор.
    Создавать, писать, изображать, творить.
    Картина, полотно, репродукция, холст, произведение, творение.
    Краткие сведения о писателе.
    Ви?ктор Миха?йлович Васнецо?в (1848-1926). Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. В. М, Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губер­нии. Его отец, священник, страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художни­кам Виктору и Аполлинарию.
    Природу вятского края нельзя было не полюбить, не при­вязаться к ней всем сердцем. С детских лет слышал Вас­нецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Всё это не могло не оказать влияние на развитие таланта.
    С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашёл себя как художник. Именно в Москве работал Васнецов над своими широко известными картинами: «Ковёр-самолёт», «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке», «Витязь на распутье». В этих картинах тесно переплелись историческое начало и поэтический вымысел. Васнецов открыл для русского искусства богатый и яркий мир образов народной поэзии.
    Я всегда был убежден, что […] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.
    В.М. Васнецов
    Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка» (образец)*
    Сюжет «Алёнушки» навеян художнику русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. На этой картине Васнецов показал нам образ простой русской де­вушки, выразил своё отношение к ней.
    На переднем плане художник изобразил Алёнушку, ко­торая сидит на сером камне около глубокого омута. Она очень грустная. Видимо, девушка печалится о своей тяжё­лой жизни, тоскует. Алёнушка бедно одета: на ней старень­кий сарафан, выцветшая кофта, она босиком.
    Лицо у неё, хотя и грустное, но красивое и доброе. Ти­хая осенняя природа дополняет трогательный образ крес­тьянской девушки-сироты. Печально застыли вокруг моло­дые берёзки, осины, ели. Деревца – хрупкие и тоненькие, как сама героиня. Они словно оберегают её от злого мира. Природа созвучна настроению Алёнушки: кажется, что она скорбит вместе с героиней.
    В глубоком омуте отражается тёмный лес. Пожелтевшие листья лежат на поверхности воды неподвижно. В лесу нет ни единого лучика солнца, и на душе у Алёнушки нет ниче­го радостного и светлого.
    Колорит картины подчёркивает её печальное содержа­ние. Не случайно художник прибегает к неярким глубоким тонам тёмно-зелёных, синих, жёлтых, красно-коричневых красок природы. В эту скромную цветовую гамму Васнецов ввёл иные тона, контрастные. Это розовые цветы на сара­фане, нежная голубизна кофты, сочная зелень осоки. Яр­кие тона усиливают эмоциональное воздействие картины, лучше помогают понять настроение героини.
    Художник с большой любовью показал нам Алёнушку, её чувства. Он верит в будущее счастье девушки. Своей кар­тиной Васнецов вызывает у нас сочувствие к судьбам бед­ных детей-сирот. Она нас трогает и волнует, заставляет пе­реживать вместе с героиней.
    «Алёнушка» — одна из первых картин в русском искусст­ве, где поэзия народных сказок неразрывно слита с поэтич­ностью и задушевностью родной русской природы.
    * Сочинение не списывать (и не пересказывать своими словами – это не изложение).

  10. Картина «Алёнушка» В. М. Васнецова, является одной из известнейших работ автора. Она написана по сюжету к русской народной сказке «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Как говорит сам автор, этот образ давно был в его воображении, однако глубину печали в выражении образа девушки он случайно увидел в Ахтырке, встретив одну сельскую простоволосою девушку. «Каким-то особым русским духом веяло от нее» – так охарактеризовал ее сам художник. Картина «Елёнушка» написана маслом, в 1881 году.
    В центре картины изображена прекрасная юная девушка, которая сидит на камне у заросшего озера. От изнеможения и глубокой грусти она опустила голову на колени, а в выражении ее глаз можно прочитать, что силы уже на исходе и она вот-вот расплачется. В ее грустных глазах изображена вся глубина неимоверной печали. Ее длинные растрепанные волосы свисают в разные стороны. А ситцевый сарафан изорван. Видимо ей пришлось очень много и не жалея себя бродить по дремучему лесу в поисках своего пропавшего брата. Босые ноги еще больше усиливают понимание того, что она забыла о себе и вообще, обо всем на свете и ей сейчас важно только одно – найти своего братца Иванушку.
    На картине запечатлена минута отдыха и умиротворения, даже сама природа в этом солидарна. Ровная гладь озера, совершенно спокойные деревья, даже верхушки их не шелохнутся. Время года, изображенное на картине – позднее лето. Еще стоит совершенно зеленый камыш на краю озера, на втором плане картины изображены зеленые молодые березки и осины. А в глубине леса виднеются молодые елки с хорошо отросшими за лето верхушками. Однако на глади озера уже лежат первые опавшие листочки, значит скоро осень.
    Картина «Алёнушка» навивает грусть, очень жаль бедную девушку. Мастер изобразил событие очень проникновенно и реалистично. Полотно написано, в основном в зеленых красках. Картина настолько яркая что, кажется, вот-вот оживет и предстанет в реальности и девушка, и лес, и озеро. Критики того времени называли эту работу В. М. Васнецова одной из лучших картин русской школы.

  11. Разделы:
    Начальная школа

    Цели:

    Формировать умение составлять художественное описание;
    Показать отличие картины от иллюстрации;
    Формировать умение выделять микротемы в описании;
    Развивать умение составлять план и придерживаться его в составлении
    связного текста

    Оборудование:
    Картина В. М. Васнецова «Аленушка», С. И. Ожегов Словарь
    русского языка, карточки с лексическим словарем настроений

    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Сообщение темы урока
    Учитель:
    Сегодня у нас особый урок. Мы будем учиться писать сочинение по
    картине. Что такое сочинение?

    Ученик:
    Сочинение – это то, что создает сам человек, это его мысли о
    чем-нибудь.

    Учитель:
    А как толковый словарь С.И. Ожегова дает лексическое значение
    слова?

    Ученик
    (читает по словарю).
    То, что сочинено, художественное, научное произведение.
    Сочинение – это вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей,
    знаний на заданную тему.
    В грамматике: соединение нескольких словоформ или простых предложений по
    способу сочинительной связи.

    Учитель:
    Какое значение слова подходит к теме нашего урока?

    Ученик:
    К теме урока подходит толкование во втором значении.

    Учитель:
    Так чему мы будем учиться на уроке?

    Ученик:
    Мы будем учиться писать сочинение по картине, учиться излагать
    свои мысли, рассматривая картину.

    Учитель:
    Хлопните в ладоши, кто хочет научиться составлять художественное
    описание, выделять микротемы в описании, составлять план и придерживаться его в
    составлении связного текста и узнать, чем отличается картина от иллюстрации к
    художественному произведению.

    III. Подготовка к восприятию картины


    Учитель:
    На прошлом уроке литературного чтения мы с вами работали над
    русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сегодня мы
    рассмотрим картину В.М. Васнецова «Аленушка» и напишем по ней сочинение. Вы
    знаете, что сказка повествует нам об Аленушке, но описания героини в сказке нет.
    Вам было задано задание домой: представить Аленушку, ее внешний облик, подобрать
    слова, характеризующие девушку, нарисовать рисунки.

    IV. Рассматривание рисунков, картины
    Учитель:
    В сказке мы узнаем, что происходит с Аленушкой. А какой она вам
    представляется?

    Ученики:
    Добрая, спокойная, красивая, заботливая, скромная.

    Учитель:
    Из всех рисунков выберете те, которые соответствуют словесной
    характеристике героини.

    (Ученики выбирают рисунки и объясняют свой выбор.)

    Учитель:
    А в какой момент вы особенно переживали за героиню сказки?

    Ученик:
    Когда ее братец превратился в козленочка, когда злая ведьма его
    утащила.

    Учитель:
    А как вы представляете облик Аленушки в тот момент, когда
    случилась беда?

    Ученик:
    Она была грустной и печальной.

    Учитель:
    Художник В.М. Васнецов поможет нам увидеть сегодня Аленушку. Он
    написал картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец
    Иванушка». Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление об
    Аленушке от представлений художника?

    Ученик:
    Нет, художник изобразил героигю, наверное, в тот момент, когда
    братец превратился в козленочка. Аленушка грустная и печальная.

    Учитель:
    Можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке?

    Ученик:
    Это не иллюстрация. Иллюстрация изображает эпизод сказки со всеми
    деталями, взятыми из содержания. В сказке злые люди утопили Аленушку, козленочек
    прибежал к омуту, зовет сестрицу. Здесь нет ни ведьмы, ни козленочка.

    Учитель:
    Да, это не иллюстрация, это картина, на которой Васнецов В. М.
    показывает нам обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней.
    Васнецов не старался передать в точности историю про сестрицу Аленушку и братца
    Иванушку. Он как бы вспомнил все сказки о детях-сиротах – бедных, обиженных, но
    добрых, трудолюбивых, щедрых. Народ всегда говорит о них с любовью. И Васнецов
    передал в картине эту любовь.
    Внимательно рассмотрите картину, обратите внимание на позу девушки,
    рассмотрите природу, которая ее окружает.

    (Дети рассматривают картину.)

    V. Беседа по картине
    Учитель:
    Закройте глаза, попробуйте представить себе картину и скажите,
    что вы видите ярче всего?

    Ученик:
    Мы видим Аленушку, ее печальное лицо, она сидит на камне и
    смотрит в глубину озера.

    Учитель:
    Посмотрите и подумайте, почему художник изобразил Аленушку в
    центре, на переднем плане?

    Ученик:
    Она – главный герой в этой картине, художник хочет, чтобы мы
    сразу обратили на нее внимание.

    Учитель:
    Где находится наша героиня?

    Ученик:
    Она находится у озера на камне.

    Учитель:
    В какой позе изобразил ее художник? Почему?

    Ученик:
    Аленушка положила голову на камень, ей грустно, она о чем-то
    печалится, смотрит на воду, пригорюнившись.

    Учитель:
    Какое настроение у Аленушки?

    (У детей карточки с лексическим словарем настроений: одинокая, грустная,
    задумчивая, печальная, радостная, унылая, безрадостная, пригорюнившаяся,
    подавленная, веселая, счастливая.)

    Учитель:
    Прочтите слова с карточки с лексическим словарем настроений и
    подберите слова, характеризующие настроение героини, а я эти слова запишу на
    доске.

    Ученик:
    Одинокая, грустная, задумчивая, печальная, унылая,
    пригорюнившаяся, безрадостная, подавленная)

    Учитель:
    Как вы думаете, почему грустит Аленушка?

    Ученик:
    Она грустит о своем братце, печалится о том, что она сиротинушка,
    одна-одинешенька.

    Учитель:
    А с помощью, каких средств художник сумел показать нам, что
    девочка-сиротиночка? Как отразил свое отношение к ней?

    Ученик:
    Она бедно одета, на ней старенькая выцветшая кофта, старый
    сарафан, она босиком. Лицо ее печальное, но красивое и доброе. Она очень
    обаятельна.

    Учитель:
    Опишите все, что находится на картине на заднем плане, на
    ближнем плане.

    Ученик:
    Позади Аленушки густой лес, темный, таинственный. Он немного
    страшный и загадочный. Вода в озере тоже темная, глубокая, в ней отражается
    темный лес.

    Учитель:
    Как художник показал нам, что приближается осень?

    Ученик:
    Осенняя природа грустная. Здесь природа грустит вместе с
    Аленушкой. Природа помогает понять состояние девушки. Лес темный, и на душе у
    Аленушки темно. В лесу нет ни единого лучика, и на душе у девушки нет ничего
    светлого и радостного.

    Учитель:
    Для того, чтобы передать нам настроение героини, художник
    использует несколько художественных приемов – освещение и отбор красок. Свет
    падает на лицо девушки, чтобы на темном фоне выделить его для зрителя. Краски,
    которые использует художник, помогают нам лучше понять настроение героини. А
    теперь попробуем сделать вывод: благодаря чему художнику удается создать
    печальное и грустное настроение героини?

    Ученик:
    Поза Аленушки, выражение ее лица, одежда, темный лес, наступление
    осени, отсутствие ярких и радостных тонов – все вместе создает печальное и
    грустное настроение.

    Учитель:
    Не кажется ли вам, что кто-то еще грустит вместе с Аленушкой?

    Ученик:
    Это птички. Им как бы хочется помочь Аленушке, они сидят рядом,
    на березке, смотрят на Аленушку, но ничем не могут ей помочь, скоро они должны
    покинуть родные края.

    VI. Работа по раскрытию замысла картины
    Учитель:
    Попробуйте сформулировать свое отношение к Аленушке.

    Ученик:
    Нам она очень нравится, но нам ее жаль, ее грусть передается и
    нам.

    Учитель:
    А сам художник, как относится к своей героине?

    Ученик:
    Художник с большой любовью показал нам Аленушку, ее чувства.
    Описывая природу, он как бы передал свое грустное, печальное настроение. «Аленушка»
    – его любимая картина, в которой он сострадает своей героине.

    VII. Выставление основных микротем картины
    Учитель:
    На доске записаны микротемы картины. Подобрать опорные слова.
    Лес
    Дремучий
    Темный
    Таинственный
    Тревожный
    Озеро
    Глубокое
    Холодное
    Темное
    Печальное
    Небо
    Серое
    Осеннее
    Пасмурное
    Неласковое

    VIII. Составление плана сочинения
    Учитель:
    Составим план сочинения. О чем расскажем сначала? А после? Как
    озаглавим части?
    Художник и его картина.
    Образ Аленушки.
    Что помогает нам понять настроение героини.
    Наше отношение и отношение художника к героине.

    IX. Составление рассказа по картине.
    Учитель:
    Составим несколько описаний:
    Описание Аленушки.
    Описание леса.
    Описание озера
    Описание приближающей осени.
    Описание осенних звуков.

    Учитель:
    А теперь составим рассказ по картине.

    X. Письменное сочинение по картине.
    XI. Итог урока.
    Учитель:
    Чему научились на уроке? Что интересного узнали? Какое
    настроение у вас по окончанию урока?

    Список литературы:

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007.
    Воробьева В.Н. Сочинения по картинам в начальных классах, – Тула, 2007.
    Журнал «Начальная школа» №12, 2003 год с. 44–47.
    Ожегов С.И. словарь русского языка, – М., 1990.
    21.04.2012

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *