Сочинение на тему каштанка 5 класс

10 вариантов

  1. 1. История создания произведения.
    Впервые это произведение вышло в свет под названием «В учёном обществе» в 1887 году, на Рождество. В 1892 году Чехов переработал его для выпуска в иллюстрированном издании. В результате главы были разделены по-другому, и появилась ещё одна — «Беспокойная ночь».
    Об истории создания произведения сведения разноречивы. Дрессировщик Владимир Дуров считал, что происшествие с его любимой собакой послужило основой сюжета «Каштанки», а, по мнению В.А. Гиляровского, «Каштанка» написана на основе рассказа о собаке артиста Григорьева. Приятель Чехова Е.Т. Ефимьев утверждал, что образ Каштанки списан с его собаки.
    2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
    Есть мнения, что «Каштанка» — повесть. Вероятно, такая точка зрения связана с разделением текста на главы и протяжённостью истории приблизительно в месячный срок. Всё же принято считать «Каштанку» рассказом на том основании, что в произведении только одна сюжетная линия, повествование довольно динамично, не содержит лирических отступлений и по объёму до повести не дотягивает.
    3. Название произведения и его смысл.
    Каштанка — кличка собаки, очень тёплая, вызывающая ассоциации с каштановым орехом. Вынося имя в название, писатель, очевидно, намеревается создать в своём произведении типический образ (например, «Рудин», «Дядя Ваня», «Евгений Онегин»). Значит, изложенная история должна быть типичной.
    4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
    Повествование в рассказе ведётся от третьего лица, но назвать повествование чисто авторским нельзя. Чехов использует такую повествовательную форму, как несобственно-прямая речь, которая сливается с авторской речью. В рассказе автор говорит, чувствует и думает за своего героя — Каштанку, которая попеременно выступает объектом и субъектом речи. Субъективация повествования, то есть изображение действительности глазами Каштанки, помогает глубже проникнуть в её мир.
    5. Тема и идея произведения. Проблематика.
    Тема: Человек и животное, их взаимоотношения.
    Идея: Бескорыстная любовь и преданность.
    Каштанка не променяла на сытую жизнь своих старых хозяев, у которых она выросла. В трудную минуту ей встретился добрый человек, который позаботился о ней. У этого незнакомца ей жилось не в пример лучше, чем у прежних нерадивых хозяев. Но только встретились Каштанке снова Лука Александрыч и Федюшка, как она пришла в неописуемый восторг и убежала к ним.
    Проблематика. Люди должны ответственно относиться к живым существам, наделённым способностью любить их, и не причинять им страданий.
    Среди людей встречается как душевная чуткость (незнакомец), так и душевная чёрствость в отношении «братьев наших меньших». Столяр Лука Александрыч и его сын Федюшка по-своему любят Каштанку, но в силу примитивного воспитания и душевной неразвитости часто обращаются с ней жестоко.
    6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
    Каштанка, молодая рыжая псина с лисьей мордой, потерялась на улице, отстала от своего хозяина, вечно пьяненького столяра Луки Александрыча. Бедняжка выбилась из сил, ища его. За весь день она, кроме клейстера у переплётчика и шкурки колбасы, ничего не ела. Зимой, в темноте, одна. Каштанкой овладело отчаяние и ужас, она «стала горько плакать» у подъезда. К счастью, на неё наткнулся незнакомец, который пожалел и приютил её. Он оказался клоуном цирка.
    Незнакомец до опьянения накормил Каштанку, позже познакомил её с другими обитателями квартиры — котом и гусем. Она стала жить с ними, в отведённой им комнате с грязными обоями. Новый хозяин назвал собаку Тёткой, откормил её до внешней холёности и стал с успехом обучать Тётку трюкам. Каштанка-Тётка подружилась с котом Фёдором Тимофеевичем и гусем Иваном Иванычем, привыкла к новой жизни, вкусной еде, но часто на неё накатывала грусть, какие-то милые фигурки, пахнущие клеем и стружками, смутно всплывали в её памяти.
    Однажды ночью случилось несчастье: умер гусь Иван Иваныч, попавший накануне под копыто лошади. Новый хозяин (мистер Жорж) берёт в цирк для номера Каштанку. Номер сорвался, потому что посреди представления с галёрки её стали звать Лука Александрыч и Федюшка. Их лица для неё были яркой вспышкой, озарившей память. Обезумевшая от счастья Каштанка бросается к ним. И уже прежняя сытая жизнь кажется ей тяжёлым сном.
    7. Система образов произведения.
    Каштанка — молодая рыжая дворняга с примесью таксы. Делит всех людей на хозяев и заказчиков. Первым дано право бить её, а вторых она сама может кусать за икры. Не выносит музыки. Очень любит хозяина Луку Александрыча, его сына, столярную мастерскую с запахом стружек, клея и лака. Отличается смышлёностью, легко учится трюкам у клоуна.
    Лука Александрыч — хороший столяр, у него много заказчиков, но часто бывает навеселе. Каштанка для него и собеседник, и спутник, но может пнуть, кормить забывает, жестокие забавы сына с собакой не пресекает. Однако очень радуется, когда пропавшая Каштанка находится.
    Незнакомец — клоун из цирка, занимается дрессировкой животных, ставит с ними забавные номера. В его голосе звучат тёплые, душевные нотки. Очень добр к животным, сочувствует Каштанке.
    Кот Фёдор Тимофеич и гусь Иван Иваныч — дрессированные животные клоуна. Кот старый, ленивый, исполняет всё команды нехотя, делая одолжение и презирая цирковое искусство. Гусь многоречив, что раздражало Каштанку. В подготовке номеров трудился до седьмого пота вместе с хозяином.
    8. Композиция произведения.
    Завязка — в первых строках рассказа: Каштанка потерялась. Дальше, в развитии действия. Читатель наблюдает за жизнью Каштанки у нового хозяина. Кульминационный момент — вскрик детского голоса среди публики («Тятька!…А ведь это Каштанка!»). Развязка — счастливая Каштанка идёт следом за Лукой Александрычем и Федюшкой.
    9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
    В рассказе Чехов широко использует такой художественный приём, как метафора. Этот приём позволяет описывать жизнь собаки так, что она становится приближенной к жизни человека. Так, Каштанка бегала, плача, старалась дать себе отчёт, решала вопрос: где лучше…
    10. Отзыв о произведении.
    Сам Антон Павлович назвал своё произведение «сказкой из собачьей жизни». Он очень любил животных, особенно собак, которые всегда присутствовали в его жизни. Ему удалось создать замечательное произведение для детей, вызывающее сострадание и любовь к этим, в сущности, беззащитным четвероногим с верным сердцем.

  2. Тема чеховского произведения «Каштанка» – жизнь собаки таксы, а также взаимодействие людей и животных, их совместная жизнь. Также важной темой произведения Антона Чехова является отношение людей к животным.
    Главную героиню зовут Каштанкой. Она такое же живое существо, как и люди, по мнению писателя: чувствует, думает. У нее бывают предчувствия, ей снятся сны, как человеку. Она не понимает речи хозяина, но по его лицу безошибочно узнает, что он напуган или доволен.
    Однажды, например, ей снились большие черные собаки, которые ели из корытца, а ей кушать не давали. Каштанка предчувствовала, что ночью умрет цирковой гусь Иван Иваныч. Она не могла спать и выла, ощущая, что рядом кто-то заканчивает свое земное существование. В это время люди спали спокойно, не обладая такой чувствительностью.
    Главная мысль повести – это то, что собачья верность и преданность не имеет границ. В финале Каштанка, что выступает в цирке, радостно бросается к своему прежнему хозяину, столяру, которого потеряла на улице в начале повести. Хотя ей хорошо и сытно жилось в цирке, для этой собаки сытость не главное – она привязана к первому хозяину навсегда, любит его и скучает. Хотя пьяница-столяр толком не кормил собаку, не раз отгонял ее от стола, кричал и пинал ногами, собачка его обожает. Ведь в доме столяра с ней часто играли…
    Повесть доносит до читателя также мысль о том, что люди и животные способны любить друг друга, дружить. Гусь Иван Иваныч делится с Каштанкой едой, а хозяин-дрессировщик плачет, когда этот гусь умирает.
    Антон Чехов для написания «Каштанки» нарочно смотрел на мир глазами собаки: ее страхов, нужд, привязанностей, ощущения мира. Это отражено в стиле книги: «Прошло немного времени, сколько его требуется на то, чтобы обглодать хорошую кость…». «К великому ее удивлению, столяр, вместо того чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся…» Повесть полна ценных наблюдений за животными, полезной информации о них.

  3. Молодая дворовая рыжая Каштанка, похожая на хитрую лисицу, потерялась и, беспокойно бегала по тротуару, мешая всем прохожим.
    А ведь день начинался так хорошо. Спать на свежих стружках было очень сладко. Столяр Лука, ее хозяин, позвал ее с собой идти. Под мышкой у него был какой-то сверток.
    Каштанка весело убегала вперед, гоняясь за собаками. Это очень сердило хозяина, который даже потрепал ее за ухо, произнеся сердитые слова. По дороге пьяный хозяин много где побывал: у заказчика, знакомого, сестры, в трактире, у кума.
    Испугавшись строя солдат и громкой музыки, Каштанка бросилась прочь. Она потеряла из виду хозяина, заметалась, но не нашла его. Становилось все темнее, зажглись фонари. Она замерзла, проголодалась, пришла в отчаяние и зарыдала.
    Тощую собачку пожалел и спас незнакомец, взяв с собой. Он накормил ее, но голод не оставлял ее. В ее новом доме было бедно , но здесь сытно кормили, не обижали, не били. Она получила даже новое имя – Тетка.
    Здесь жили черный неказистый поросенок, сердитый кот Федор Тимофеевич и серый гусь Иван Иванович. Хозяин был клоуном. Он терпеливо научил Каштанку цирковым номерам, у нее все ловко получалось.
    Спустя три месяца Каштанку было не узнать. Она поправилась, ее шерсть стала блестящей и красивой. Вскоре пришло время ее первого выступления. Среди зрителей оказался ее прежний хозяин – столяр Лука с сыном.
    Стоило ему позвать Каштанку, как она, забыв о заботливом новом хозяине и вкусной еде, бросилась к нему. Верность и преданность Луке победили.

  4. КАШТАНКА — центральный персонаж рассказа А. П.Чехова «Каштанка» (1887), «молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой». Историю К. надо оценивать с точки зрения жизненных интересов ее самой, потому что иначе исход событий может быть трактован прямо противоположным образом. К. жила у столяра Луки Александровича и его сына Федюшки, и эта жизнь ее устраивала — даже садистские игры Федюшки не отменяли преданности К. Она была собакой интеллигентной, с устоявшимися представлениями о мире людей, поделенных ею на «две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков, между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры». Но эти представления однажды рухнули: К. потерялась, и ее подобрал новый хозяин, человек из цирка. К. стали звать Теткой, готовили к работе на арене, у нее даже открылся артистический талант, она познакомилась с котом Иван Ива-нычем, гусем Федор Тимофеичем и свиньей Хавроньей Ивановной.
    И все же по ночам К. вспоминала о себе прежней, о своем прошлом. В ее новой жизни произошло множество событий, пока не подошел день премьеры и она не оказалась в цирке, где и нашли ее прежние хозяева. Тетка снова стала Каштанкой, которая без сожаления оставляет не свою жизнь для того, чтобы вместо слов «талант! талант!», услышать о себе мнение вечно пьяненького столяра-философа: «А ты, Каштанка,— недоумение.
    Супротив человека ты все равно что плотник супротив столяра». В течение рассказа участь К. меняется дважды, как и ее имя. Финал рассказа счастливый, несмотря на очевидно драматическое положение безымянного клоуна, потому что К. возвращается к настоящему имени и своей настоящей жизни.

  5. Но однажды все это рухнуло, следуя за выпившим столяром, Каштанка заблудилась. Она пыталась найти Луку Александровича, но все попытки были тщетны. Собачонка сильно устала, замерзла и хотела есть. В таком состоянии ее подобрал прохожий и привел домой. Так она попала в дом циркового клоуна, где ей дали другое имя – Тетка. Каштанка обрела новую семью. Кроме нее в доме жили кот Иван Иваныч, гусь Федор Тимофеевич, а на подворье жила свинья Хавронья. Все они были артистами цирка. Каштанка каждый день наблюдала как клоун и животные репетировали. К собачонке в доме относились хорошо, гусь разрешал, есть из своей миски. Но она сильно тосковала по старой жизни.
    В доме нового хозяина Тетка познала не только радость, но и горечь утраты. Умер Федор Тимофеевич, в цирке на него наступила лошадь. Мистер Жорж начал учить собачонку трюкам, готовить ее к выступлению на манеже. Она была талантливой ученицей, все команды выполняла с удовольствием. Наступил день премьеры, хозяин взял ее в цирк, где было много странных, незнакомых животных. Попав на манеж, Тетка сначала растерялась, ей открылся новый необычный мир, где было много света и чужих лиц. Услышав спокойный голос хозяина, она успокоилась и начала исполнять трюки. Зрители рукоплескали. И вдруг среди оваций и смеха раздался голос, который нельзя было спутать ни с каким другим. Это был Федюшка, который пришел на представление с Лукой Александровичем. Не помня себя от радости, Тетка устремилась к таким родным и близким. Собачонка вновь обрела свое имя, и старых друзей. Домой они возвращались вместе, Каштанка бежала у ног хозяина. Жизнь в доме клоуна оставила в ее душе приятные воспоминания, но она была предана Федору и Луке Александровичу.

  6. Тема чеховского произведения «Каштанка» — жизнь собаки таксы, а также взаимодействие людей и животных, их совместная жизнь. Также важной темой произведения Антона Чехова является отношение людей к животным.
    Главную героиню зовут Каштанкой. Она такое же живое существо, как и люди, по мнению писателя: чувствует, думает. У нее бывают предчувствия, ей снятся сны, как человеку. Она не понимает речи хозяина, но по его лицу безошибочно узнает, что он напуган или доволен.
    Однажды, например, ей снились большие черные собаки, которые ели из корытца, а ей кушать не давали. Каштанка предчувствовала, что ночью умрет цирковой гусь Иван Иваныч. Она не могла спать и выла, ощущая, что рядом кто-то заканчивает свое земное существование. В это время люди спали спокойно, не обладая такой чувствительностью.
    Главная мысль повести — это то, что собачья верность и преданность не имеет границ. В финале Каштанка, что выступает в цирке, радостно бросается к своему прежнему хозяину, столяру, которого… потеряла на улице в начале повести. Хотя ей хорошо и сытно жилось в цирке, для этой собаки сытость не главное — она привязана к первому хозяину навсегда, любит его и скучает. Хотя пьяница-столяр толком не кормил собаку, не раз отгонял ее от стола, кричал и пинал ногами, собачка его обожает. Ведь в доме столяра с ней часто играли…
    Повесть доносит до читателя также мысль о том, что люди и животные способны любить друг друга, дружить. Гусь Иван Иваныч делится с Каштанкой едой, а хозяин-дрессировщик плачет, когда этот гусь умирает.
    Антон Чехов для написания «Каштанки» нарочно смотрел на мир глазами собаки: ее страхов, нужд, привязанностей, ощущения мира. Это отражено в стиле книги: «Прошло немного времени, сколько его требуется на то, чтобы обглодать хорошую кость…». «К великому ее удивлению, столяр, вместо того чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся…» Повесть полна ценных наблюдений за животными, полезной информации о них.

  7. КАШТАНКА — центральный персонаж рассказа А.П.Чехова «Каштанка» (1887), «молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой». Историю К. надо оценивать с точки зрения жизненных интересов ее самой, потому что иначе исход событий может быть трактован прямо противоположным образом. К. жила у столяра Луки Александровича и его сына Федюшки, и эта жизнь ее устраивала — даже садистские игры Федюшки не отменяли преданности К. Она была собакой интеллигентной, с устоявшимися представлениями о мире людей, поделенных ею на «две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков, между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры». Но эти представления однажды рухнули: К. потерялась, и ее подобрал новый хозяин, человек из цирка. К. стали звать Теткой, готовили к работе на арене, у нее даже открылся артистический талант, она познакомилась с котом Иван Ива-нычем, гусем Федор Тимофеичем и свиньей Хавроньей Ивановной. И все же по ночам К. вспоминала о себе прежней, о своем прошлом. В ее новой жизни произошло множество событий, пока не подошел день премьеры и она не оказалась в цирке, где и нашли ее прежние хозяева. Тетка снова стала Каштанкой, которая без сожаления оставляет не свою жизнь для того, чтобы вместо слов «талант! талант!», услышать о себе мнение вечно пьяненького столяра-философа: «А ты, Каштанка,— недоумение. Супротив человека ты все равно что плотник супротив столяра». В течение рассказа участь К. меняется дважды, как и ее имя. Финал рассказа счастливый, несмотря на очевидно драматическое положение безымянного клоуна, потому что К. возвращается к настоящему имени и своей настоящей жизни.

  8. О человеке, который не похож на других, говорят, что он как белая ворона. Такой человек выглядит странно и непривычно для окружающих. Что-то в нем есть такое, что отличает его от других. Хорошее это или плохое – решают люди.
    Люди часто «судят по одежке». Белой вороной в компании модно одетой молодежи выглядит тот, у кого наряды не настолько «супер». В среде богатых выделяется бедный человек, а среди бедных – обеспеченный. Среди сирот неловко себя чувствует ребенок, у которого есть счастливая семья, или наоборот.
    Подробнее…

    Сочинение на тему: «Первое сентября»

    Вот и закончилось теплое лето, а впереди учебный год, наполненный новыми интересными событиями. Первого сентября все школьники отправляются в школу на праздник Первого звонка. Его еще называют Днем знаний. Мы надеваем нарядную одежду, выбираем красивые букеты цветов для наших любимых учителей и собираемся все вместе на школьной линейке.
    Первого сентября с порога каждой школы слышна музыка и поздравительные слова. Сама школа украшена шариками, лентами и цветами.
    Подробнее…

    Сочинение Родина

    В слове “родина” скрыт особый смысл, который заставляет думать о стране, в которой ты родился с теплотой и нежностью. Каждый человек должен любить свою родину, ведь где родится тот или иной человек решает Господь. Значит, такая судьба и не надо на нее пенять. В каждой стране есть что-то свое, за что ее можно полюбить. Рождаясь в определенной стране, человек взрослеет, получает образование, становится личностью. Хотя бы за это мы обязаны любить то место, где родились.
    Подробнее…

    Сочинение на тему: «Компьютерные игры»

    Компьютерные игры «выросли» буквально за какие-нибудь двадцать пять-тридцать лет. Этот промежуток времени назад рассчитывать можно было на такие развлечения, как «Тетрис», «Шахматы», «Лабиринт», «Теннис», «Бокс». В последней игре сражались два человечка. Подобного рода существовали также игры «Нинзу» и «Карате». Сыграть можно было еще в следующие незатейливые игрушки, я знаю только их названия в основном: «Пакман», «Ханойская башня», «Раннер», «Гонки», «Головоломка», «Космос».
    Подробнее…

    Сочинение Два богача

    Это маленькое произведение Тургенева, входящее в цикл стихотворений в прозе, должно быть охарактеризовано по жанру как притча-рассуждение. Притча – это краткий рассказ-иносказание поучительного характера, написанный в аллегоричной форме. Жанры притчи и басни близки, тем более их следует различать. Сближает жанры наличие морали или поучения, однако притча содержит философское обобщение, мудрое суждение о жизни, из которого мы извлекаем для себя поучение.
    Подробнее…

    Что я увидел из окна

    Сегодня я проснулся рано. Выглянул в окно и застыл в изумлении. Снег вокруг дома был разноцветным! В тени он был синеватым, а на солнце искрился чистейшей белизной. Снежинки на ветвях деревьев, сквозь которые просвечивало утреннее алое солнце, стали розоватыми. А, оказавшись в тени тёмно-зелёных елей, снег тоже приобрёл какой-то изумрудный оттенок. Такую красивую картину надо непременно нарисовать, хотя она и так навсегда останется в моей памяти.

  9. Система уроков по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»
    ЛР5 «Каштанка». Слово об авторе. Построение рассказа: принцип событийности как основа разделения на главы. События в рассказе.
    Опрос по содержанию.
    Какая порода Каштанки?
    Какая профессия у ее нового знакомого (человека)?
    Как она у него оказалась?
    Что новый хозяин называл «египетской пирамидой»?
    Почему последняя глава называется «Неудачный дебют»?
    Антон Павлович Чехов (1860-1904) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное: самый известный русский писатель за рубежом.
    Родился в Таганроге, в семье купца. Учился в греческой гимназии. Затем поступает в Московский Университет на медицинский факультет.
    В 1890г едет на Сахалин: путешествие заняло полгода.
    Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю. Вернулся, купил имение Мелихово – по направлению к Туле. Однако из-за болезни был вынужден уехать в Крым,  в Ялту. Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 2 (15) июля 1904 года.
    В семье Чехова считалось, что фамилия их рода происходит от предка чеха.
    У Чехова было две любимых собаки породы такса, которым он дал необычные имена – Бром Исаевич и Хина Марковна.
    Самый известный псевдоним – Антоша Чехонте.
    «Кашта?нка» — рассказ русского писателя Антона Павловича Чехова. Опубликован в газете «Новое время» на Рождество 1887 года под заглавием «В учёном обществе».
    Источником сюжета послужила история, произошедшая с известным дрессировщиком Владимиром Дуровым, о чём он написал в начале своего рассказа «Каштанка, Бишка и Запятайка»:
    Эта история случилась со мной. Это я нашёл Каштанку; я её дрессировал и выступал с ней, я же и рассказал про неё Антону Павловичу Чехову. Но теперь про Каштанку я рассказывать не буду: лучше Чехова мне не написать. А я вам расскажу про Бишку.
    — В. Л. Дуров. Каштанка, Бишка и Запятайка // Мои звери. — М.: Стрекоза-пресс, 2002. — С. 82.
    О чем рассказ? (о собаке) – Тема: собака Каштанка
    Это один сплошной рассказ или поделен на части (7 глав)
    Откройте оглавление, как они называются?
    Можно ли предположить по названию главы, какое событие в ней произойдет? (Да, примерно)
    Следовательно, деление на главы – событийное. А раз есть событие – значит, есть сюжет.
    Термин! Сюжет – все события в тексте.
    Что же это за событие? КРАТКИЙ пересказ по главам, можно 2-3 предложения от каждого человека.
    Все ли события связаны с главным героем – Каштанкой? (да) Значит, всего одна сюжетная линия.
    Термин! Сюжетная линия – цепь взаимосвязанных событий, относящихся к одному герою или вопросу.
    Мы всё говорим «рассказ-рассказ», а правильно ли?
    Термин! Рассказ – прозаическое (нет рифмы и ритма) произведение небольшого размера, с малым количеством героев, одной сюжетной линией.
    Проверили – правильно – записали в словарь терминов.
    Сегодня у нас «технический урок», мы как литературоведы разбираемся с тем, как «сделан» этот рассказ, из каких частей собран.
    Термин! Композиция – расположение частей произведения.
    Части произведения = элементы композиции
    Завязка
    Кульминация
    Развязка
    Интересно: сразу завязка, быстрое начало действия. С первых же строк узнаем, что собака потерялась. Уже потом, по воспоминаниям Каштанки, мы понимаем, что к этому привело.
    Кстати, глава 1 называется «Дурное поведение». В чем это выражается? Сама Каштанка так оценила себя? Откуда она взяла «критерии оценки»?
    Поставьте на полях НБ (нота бене = «заметь хорошо» или внимание!) Каштанка усвоила мнение о правилах приличия от окружающих.
    Кстати, почему же Каштанка потерялась? (Испугалась оркестра) Музыка сбила Каштанку с толку. Нота бене на полях!
    Дальше идет развитие действия: мы наблюдаем за жизнью Каштанки у нового знакомца, ее учебой… А какой момент кажется вам самым «острым», таким, что мурашки забегали?
    «Во время исполнения одной очень высокой ноты где-то наверху среди публики кто-то громко ахнул.— Тятька! — крикнул детский голос. — А ведь это Каштанка!»
    Термин! Это – момент наивысшего напряжения. Кульминация.
    А на чем всё закончилось? (Последний абзац) Это – развязка, конец сюжетной линии.
    Мы с вами сегодня хорошо поработали, многое записали, сделали несколько заметок на будущее.
    И сейчас нарисуем таблицу, которая понадобится вам при выполнении ДЗ:
    Делаем шапку: «Два дома Каштанки» Делим страницу на 2 колонки. В левой пишем «У столяра», в правой «У циркача».
    ДЗ – 1) Выучить все записанные термины к опросу;
    2) составить «словарь».
    Дебют –
    Столяр –
    Плотник –
    Геенна огненная –
    Игра слов «столяр был пьян, как сапожник» –  что означает этот фразеологизм?
    3) Заполнить одну из колонок: кто живет, как выглядит дом, какие отношения у домочадцев.
    ЛР 6-7 Описание внутреннего мира собаки – «очеловечивание» Каштанки.
    Проверка ДЗ – устный опрос.
    Сегодня мы разговариваем о главной героине – Каштанке.
    Мы уже знаем, что для полной характеристики персонажа нам нужно определить
    Внешность
    Возраст
    Отношение к жизни (Мнения и поступки)
    Отношение с окружающими
    Идем по тексту:
    Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу. Тощая, кожа да кости
    Радуется, что взяли гулять. Лает, бросается на вагоны и гоняется за собаками.
    Боится музыки. Все человечество Каштанка делила на две очень неравные части:  на  хозяев  и  на заказчиков; между теми и другими была  существенная  разница:  первые  имели право бить ее, а вторых она сама имела право  хватать  за  икры.
    Чем кончается 1ая глава и начинается 2ая:
    Если  бы  она  была человеком, то, наверное, подумала бы:      “Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!” // Но она ни о чем не думала и просто плакала.
    (где мы уже видели сопоставление собаки и человека? «Сапсан» Куприна, конечно. Вывод: все рассказы о животных действительно о животных только в биологических журналах, во всех остальных случаях эти рассказы на самом деле о людях)
    она знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем скорее наступит  утро.
    Проверка домашней таблицы: Два дома собаки
    Вот как сама Каштанка размышляет на эту тему:
    Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела  от  еды.  После обеда она разлеглась среди комнаты, протянула ноги и, чувствуя во всем  теле приятную истому, завиляла хвостом. Пока  ее  новый  хозяин,  развалившись  в кресле, курил сигару, она виляла хвостом и решала  вопрос:  где  лучше  –  у
    незнакомца или у столяра? У незнакомца обстановка бедная и некрасивая; кроме кресел, дивана, лампы и ковров, у него нет ничего, и комната кажется пустою; у столяра же вся квартира битком набита вещами; у него есть  стол,  верстак, куча стружек,  рубанки,  стамески,  пилы,  клетка  с  чижиком,  лохань…  У незнакомца не пахнет ничем, у столяра же в квартире  всегда  стоит  туман  и великолепно пахнет клеем, лаком и стружками. Зато  у  незнакомца  есть  одно очень важное преимущество – он дает много есть, и, надо  отдать  ему  полную справедливость, когда Каштанка сидела перед  столом  и  умильно  глядела  на
    него, он ни разу не ударил ее, не затопал  ногами  и  ни  разу  не  крикнул: “По-ошла вон, треклятая!”
    У столяра
    У циркача
    Лука Александрыч
    Федюшка
    Спала под верстаком на стружках
    Лука Александрыч выпивает. Перепады настроений.
    Федюшка обыкновенно играл с нею… Он вытаскивал ее за задние лапы из-под верстака и выделывал с нею такие фокусы, что у нее зеленело в глазах и болело во всех суставах. Он заставлял ее ходить на задних лапах, изображал из нее колокол, то есть сильно дергал ее за хвост, отчего она визжала и лаяла, давал ей нюхать табаку… Особенно мучителен был следующий фокус: Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка.
    «Незнакомец»
    Гусь Иван Иваныч
    Кот Фёдор Тимофеич
    Большая светлая комната
    Сначала он дал ей хлеба и зеленую корочку сыра, потом кусочек мяса, полпирожка, куриных костей
    Матрасик в углу около дивана
    Маленькая комнатка с грязными обоями
    ее каждый вечер кормили вкусным обедом и звали Теткой
    Проснувшись, Каштанка начинала ходить по комнатам и обнюхивать углы. Только ей и коту позволялось ходить по всей квартире
    Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато. Обыкновенно вечерами хозяин уезжал куда-то и увозил с собою гуся и кота. Оставшись одна, Тетка ложилась на матрасик и начинала грустить…
    из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса
    В первый урок она училась стоять и ходить на задних лапах, что ей ужасно нравилось. Во второй урок она должна была прыгать на задних лапах и хватать сахар, который высоко над ее головой держал учитель. Затем в следующие уроки она плясала, бегала на корде, выла под музыку, звонила и стреляла, а через месяц уже могла с успехом заменять Федора Тимофеича в «египетской пирамиде». Училась она очень охотно и была довольна своими успехами; беганье с высунутым языком на корде, прыганье в обруч и езда верхом на старом Федоре Тимофеиче доставляли ей величайшее наслаждение
    И Тетка так привыкла к слову «талант», что всякий раз, когда хозяин произносил его, вскакивала и оглядывалась, как будто оно было ее кличкой.
    раньше утра нельзя выходить из комнатки — такое правило.
    Вы скажите, если рассуждать логически, то у кого дома лучше? (у Незнакомца)
    Почему же Каштанка была рада вернуться к прежним хозяевам? (дискуссия с опорой на текст)
    Вывод: любовь – иррациональное чувство, его нельзя объяснить логикой.
    ДЗ
    Кто «страшный» был в темной комнате в главе «Беспокойная ночь»? Ответить устно, подтвердить свои размышления текстом.
    Толкователи снов: какие сны видела Каштанка? (пересказать, объяснить)
    Перечитать записи, подготовиться к творческой работе.
    Другие герои рассказа – их краткие, выразительные характеристики.
    ЛР 8
    Проговорить ДЗ.
    Записать план сочинений. Можно пользоваться книгой! Размер цитаты – не больше 3х предложений. Если хочется больше – пересказывать своими словами.
    “Собака в рассказе А.И.Куприна (А.П.Чехова)” –
    Вступление:
    Главный герой рассказа А.П.Чехова «Каштанка» – это собака.
    Основная часть: очень подробная характеристика одной собаки.
    Внешность, возраст и тд.
    Заключение: Я считаю, что эта собака не/достойна быть главной героиней рассказа, потому что…
    “Две собаки”.
    Вступление:  И в рассказе А.И.Куприна «Сапсан», и в рассказе А.П.Чехова «Каштанка» главными героями являются собаки. Они очень похожи / разные.
    Внешность (С/К)
    Возраст (С/К)
    Дом (С/К)
    Мнение о жизни (С/К)
    Заключение: Более симпатичной собакой мне показалась/лся К/С, потому что…
    Объем – не меньше 70 слов.
    ДЗ Прочитать и принести П.Гэллико «Томасина», подготовиться к опросу по тексту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *