Сочинение на тему катерина кабанова и лариса огудалова

10 вариантов

  1. Одним из основных мотивов русской литературы является выведение женского образа как главного, ведущего в произведении. Это делает и А. Н. Островский в своих пьесах «Гроза» и «Бесприданница». Лариса и Катерина. Главные героини на первый взгляд очень похожи, но если мы рассмотрим этот вопрос подробнее, то мы найдем не только много общего, но и множество различий.
    Итак, сравним Ларису и Катерину. Чтобы их сравнивать, для начала сравним жанры произведений, в которых они являются главными героинями. «Бесприданница», в отличие от «Грозы», — это драма, поскольку в ней нет, как таковой, трагедии Ларисы. Лариса осознает свой грех только перед смертью, а Катерина — намного раньше. Она живет, борется со своим грехом, но все-таки погибает. В этом и выражается трагедия Катерины.
    А в чем же сходство Ларисы и Катерины? Вначале их судьбы очень похожи. Ни у Катерины, ни у Ларисы нет счастья в личной жизни, нет любви. Из-за этого Катерина влюбляется в Бориса, хотя, как сказал Добролюбов, Борис — всего лишь вещь из обстановки, окружающей Катерину. А Лариса, в свою очередь, влюбляется в Паратова. Также сближает обеих героинь мотив реки — Волги: они обе убегают на Волгу со своими возлюбленными. Для них обеих река символизирует смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке… Говоря о мотивах пьес, сближающих главных героинь, нужно не забыть и о мотиве птицы и полета. И Лариса, и Катерина обе мечтают летать, как птицы. Лариса — это чайка — птица, умирающая в море. А Катерину я бы сравнила с голубем или с лебедем, так как голубь символизирует святой дух, а Катерина, как известно, означает чистая. Обе хотят летать, хотят испытать полет души, стать птицами. Но их полет превращается в падение, обе падают вниз, в бездну из-за своего греха. Помните слова Ларисы: «Я сама!»? Этим она признает свою вину. А Катерина еще более грешна, чем Лариса, так как она кончает жизнь самоубийством. Но в этом-то и состоит ее трагедия: она понимает, осознает, что согрешила, кается, а потом… грешит опять. В понимании каждой героиней своего греха заключается их основное различие.
    А теперь сравним символику имен Ларисы и Катерины. «Катерина — чистая, она внутренне обеспокоена какой-то своей мифической неполноценностью…» (Словарь имен; составитель Г. Квита). «Лариса — чайка. Лариса нежна, тонка, чувствительна, послушна в любви… но неверность мужа, ставшая явной, становится роковым событием, которое может разрушить семью» (Словарь имен; составитель Г. Квита). Точно так же неверность Паратова становится роковой для Ларисы, и она погибает.
    Светлые, духовные черты Катерины, наверное, имел в виду Добролюбов, называя Катерину «лучом света в темном царстве». Добролюбов говорил: «Женщина, которая хочет идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в русской семье, должна быть исполнена героического самоотвержения, должна на все решиться и ко всему быть готова…» Но я не согласна с Добролюбовым, когда он говорит, что Катерина — это «луч света в темном царстве». Не потому, что Катерина недостойна этого имени, вовсе нет. Просто, чтобы быть лучом, нужно светить вечно. А Катерина этого не сделала, она не выдержала испытания, посланного ей Богом, не боролась за свою любовь и умерла. Поэтому Катерину можно назвать всего лишь «свечкой», на которую подул ветер, и она потухла. Но, в отличие от Катерины, Лариса не смогла бы принять на душу такой грех, как самоубийство, ей бы не хватило смелости.
    Таким образом, можно сказать, что между этими героинями Островского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе; их протест против «темного царства». Но главное их различие в выражении этого протеста. Катерина — натура гораздо более сильная, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы.

  2. Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса – «чайка» по-гречески, Катерина – «чистая». Лариса – жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает «птиц» – «Ласточку» (пароход) и потом Ларису – «чайку». Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила – не мужа, и жестоко наказала себя за это. Стоит отметить, что и Харита, и Марфа (в «Бесприданнице» и в «Грозе») обе Игнатьевны, то есть «незнающие», а в контексте пьес скорее даже «слепые» – ни та, не другая не видят своей вины в гибели дочери и снохи.
    Характеры главных героинь во многом схожи. Это натуры, живущие «умом сердца», мечтающие о любви, идеализирующие мир, творящие его заново в своем воображении: обе они наделяют своих возлюбленный несуществующими чертами, обе верят в возможность счастья, и обе гибнут. Каждая из них так или иначе связана с символом птицы: Лариса именем, а Катерина – постоянной мечтой о полете, – а птица является символом духа и души, свободы и мечты.
    Но пьеса «Бесприданница» создавалась в иной общественно-политической обстановке, чем «Гроза». Надежды на исправление общества в целом, на «спасение рода человеческого» покинули драматурга, поэтому существенно различаются финалы этих пьес. Если после гибели Катерины мир «темного царства» осознает свою вину, а Тихон с вызовом обращается к матери, обвиняя ее в смерти жены, то убийство Ларисы Огудаловой не вызывает подобного резонанса: автор преднамеренно подчеркивает безразличие окружающих; сцена гибели героини озвучена пением цыганского хора.
    Однако куда большее значение имеет не сходство ситуаций, а глубокое различие характеров Катерины и Ларисы. Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален: действие «Грозы» разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей во многом революционизирующее влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова – также жительница небольшого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Действие «Бесприданницы» происходит в конце 1870-х годов, когда бурно развивается капитализм, а прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря предпреимчивости Хариты Игнатьевны, водит знакомство с «сильными мира сего», и мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. Воспитанная в духе романного, а точнее даже «романсного» отношения к действительности, Лариса принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника.
    Лариса привыкла к веселой жизни волжского «света» – вечеринкам, музыке, танцам. У нее самой есть художественные способности — Лариса хорошо поет. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, но при этом глубоко религиозна: в юности ее любимыми занятиями становятся работа и молитва, а в церкви она видит ангелов. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а разочаровавшись в любви и согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Юлия Капитоныча Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых, но это ее желание также основано на романтических представлениях о сельской жизни, как очищении, а в целом она – человек иной среды. Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, даже «книжна», хотя и не менее искренна.
    Катерина – жительница Калинова, хоть и воспитана в относительной свободе, все же вынуждена выйти замуж за нелюбимого человека, потому что так велит традиция. Ей «все равно, кого любить», потому что ей нужно само ощущение любви, она способна на искренне чувство даже к безвольному Тихону, но тот находится под гнетом матери, которая считает любовь недопустимой в отношениях между мужем и женой, не находит в себе сил на любовь к ней. Катерина ищет понимания, такого же восторженного и светлого восприятия мира, ей чужда светскость, для нее истинным наслаждением может быть и работа, и любование природой, и молитва.
    Лариса – мечтательная натура, она живет в придуманном ею самой мире, в котором есть изящная «красивая» любовь, «приправленная» богатством и лоском, но этот мир разрушается, и это делает ее несчастной. Катерина же, живет в реальности, которая на нее давит, и от которой она пробует спрятаться через любовь к Борису. Катерину губит внутренний диссонанс, тогда как Лариса страдает из-за разрушенных иллюзий.
    Мечтательность Ларисы делает более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами, чем Катерину, которая наделена упорством и смелостью, и способна к сопротивлению. Катерина в детсве совершает бунт, против мира, несправедливого к ней, Лариса на такой бунт неспособна, сталкиваясь с цинизмом и жестокостью своего избранника, она готова пойти на компромисс со своим внутренним миром, и стать содержанкой, отказаться от этого ее заставляет только тот факт, что право обладания ею разыграли в «орлянку».
    Нельзя назвать Катерину бунтаркой, так как она воспитывалась в строгом соответствии с законами «домостроя» (в их изначальном понимании), но она способна на бунт: Кабаниха, извратившая понятие о традиционном семейном патриархальном укладе, становится катализатором этого бунта. Лариса же не может протестовать, стихийной народной силы в ней нет, она – утонченная барышня, героиня романса, которая не способна на решительные действия, на открытый вызов.
    Обе героини в финале умирают, но смерть они воспринимают неодинаково: «Катерина и в тяжелом замужестве не утеряла романтических стремлений, которые, питая ее смутные мечты о свободе, вместе с тем заключают наивную, но крепкую религиозно-нравственную убежденность в бессмертии души. Для нее смерть — не уничтожение личности, но освобождение ее от невыносимого существования. У Ларисы этого нет. Она воплощает в своем характере не конец эпохи семейных авторитетов, а начало эпохи обнаженной власти чистогана. У нее есть добрые и искренние чувства, но нет крепких моральных устоев, нет целеустремленности. Она слаба, полна колебаний и поэтому легко подвержена соблазнам». Катерина видит в смерти возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, стать частью земли, войти в Царствие Небесное (несмотря на грех самоубийства, Катерина верит в свое спасение на небесах, так как самоубийством она карает себя, а не спасается от кары). Ларисе же, в ее решение о самоубийстве не хватает решимости. Она не может представить себе, что после смерти, ей будет лучше, чем при жизни: она до конца сохраняет надежду на земное счастье, ей не за что себя карать, и смерть для нее не кажется единственно возможным выходом, пока она полностью не разочаровывается в окружающих и себе. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она надеется, что ей, как героине романса, поможет умереть какая-то высшая сила: вот голова закружится, и Лариса случайно упадет вниз и уж точно разобьется насмерть, или проболеет долго, простит всех и умрет. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе, и без греха самоубийства. Лариса перед смертью с христианским смирением говорит, что любит всех тех – Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, – кто стал причиной ее гибели; Катерина же не прощает никого, она скорее бросает миру вызов, нежели оставляет его тихо, как Лариса.
    В беспощадном мире, где царят Дикие и Кабанихи, жизнь Катерины невыносима, невозможна, и поэтому она должна закончиться трагически. Протест Катерины против Кабанихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости «темного царства». Положение Ларисы более сложное, она теряет веру в возможность любви и счастья, поняв, что она в глазах людей не более, чем красивая вещь, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть, но первое для нее не отличается от второго. Выбрав «блеск золота» она умрет духовно; автор показывает неизбежность ее гибели, заставляя не саму героиню совершить самоубийство, а Карандышева закончить жизнь невесты выстрелом.
    У Катерины противоречивый характер: она богобоязненна и мятежна одновременно. Лариса же, не борется с миром денег, она уходит от него в иллюзию любви, и если Катерина – творец, отчаянным последним усилием толкающий все-таки мир к переменам, то Лариса – романтик, судьба которого разбивается о реальность, но не воздействует на нее. Характер Ларисы более целен, но не так силен, как характер Катерины.
    Воля Катерины сильнее потому, что она ближе к народному мировосприятию, где для рефлексии нет места, Лариса же героиня романтическая, тонкая, и поэтому более уязвимая. Катерина, совершая самоубийство, показывает силу русского национального женского характера, Лариса – его тонкость, чуткость, слабость. Эти героини – две стороны одной медали – женского характера девятнадцатого века, в котором сочетаются высокая духовная чистота, и жертвенность, сила и слабость, бунтарство и покорность судьбе, решимость и тонкость, стихийный порыв и романтическая утонченность. Именно это позволяет Катерине и Ларисе, женщинам, созданным силой одного автора, стать воплощением женственности, войти в галерею женских образов русской классической литературы. По словам Лотмана: «Смерть героини «Бесприданницы» и Катерины в «Грозе» знаменуют приговор обществу, не способному сохранить сокровище одухотворенной личности, красоты и таланта, оно обречено на нравственное оскудение, на торжество пошлости и посредственности».
    «Гроза» и «Бесприданница» так похожие сюжетно, создают цельную картину мира, раскрывают идейный пафос всего творчества Островского в целом: на примере своих героинь, драматург показывает, какой силой обладает человек, силой бунта и прощения, и как духовность и нравственность обесцениваются в мире, а их носители умирают либо по собственной воле, как Катерина, либо под гнетом обстоятельств, как Лариса.

  3. Что может быть общего у блистающей в своем провинциальном светском обществе подчеркнуто бедной Ларисы Огудаловой и купеческой дочери, жены, невестки Катерины Кабановой? Если рассматривать биографию, то очевидна общая беда — неудачный запретный роман, закономерным итогом которого станет неминуемое страшное общественное порицание. Нравы той эпохи были весьма суровы, так что наказание действительно жестокое. Однако обе женщины готовы принять его ради возможности быть рядом с любимым человеком, обе просят своих избранников забрать их, увезти, жениться, принять. Избранники же у Ларисы и Катерины хоть и почти диаметрально разные, но ведут себя одинаково — оставляют своих женщин “волею судеб”, ничего не предпринимая для разрешения ситуации.
    В кульминационные моменты и Лариса, и Катерина приходят к решению оборвать собственную жизнь — это представляется им единственным выходом, альтернативой осуждению, позору и самому тусклому существованию: для Катерины в семье Кабановой, для Огудаловой — в замужестве с Карандышевым или на содержании у Кнурова. Катерина, под влиянием еще и религиозного кликушества, помимо психологического воздействия членов семьи, суицид все-таки совершает. Уход из жизни Ларисы куда более трагичен и нелеп, на грани фарса: ревнивый ничтожный чиновник Карандышев под высперенное “так не доставайся же никому!” убивает Огудалову из осмеянного пистолета. А она, умирая, считает такую смерть избавлением от позора и приравнивает ее для себя к самоубийству. Выглядит это для глаз невольных зрителей как попытка взять на себя вину жениха, оправдать его перед законом, хотя никаких законов в той мещанской жизни не существует в принципе.
    Сходство биографий — далеко не последнее, что сближает Ларису и Катерину. Давайте посмотрим на их избранников, которые в обоих случаях и стали косвенными виновниками трагедии. Конечно, Борис и Паратов не похожи друг на друга ровно настолько, насколько не похожи между собой и сами героини. Однако оба они играют для Катерины и Ларисы одну роль — дают ирреальную возможность вырваться из неподобающего окружения. В других условиях, в другой обстановке привлекательность этих мужчин в глазах наших барышень стремилась бы к нулю, здесь же мы видим иное. Борис, человек умный, образованный, с тонкой душевной организацией, резко контрастирует с членами семьи Кабановых и их кругом, которые в лучших традициях русского купечества темны, скудны разумом и духом, жестоки — словом, олицетворяют собой косное прошлое. Катерине хочется легкости, свободы, жизни “как при маменьке”, она ищет не столько романтики, сколько защиты и человеческого отношения, участия, доверия. Борис способен дать ей только видимость желаемого, он и сам отчаянно в том же самом нуждается. Избранник Катерины не подлец, а очень слабый человек, потому альтернативы самоубийству у нее не оказывается: она понимает, что вместо поддержки нашла такое же бессилие.

  4. (257 слов) А.Н. Островский, описывая особенности жизни жителей России, уделял особое внимание женским образам, через которые демонстрировал противоречия нового, современного общества и их пагубное влияние на судьбу отдельных людей. Из-за коренных изменений в государстве дворяне теряют своё положение, а на смену им приходят купцы, разночинцы, даже мещане, ведь теперь власть опирается на них. Героиня «Бесприданницы» Лариса Огудалова и героиня «Грозы» Катерина Кабанова олицетворяют уходящую эпоху.
    И та, и другая – представительницы дворянского сословия, они получили хорошее образование, способны судить об искусстве. Обе обладают всеми чертами «правильной» женщины из аристократической семьи, но это не помогает им в настоящей жизни, с которой они вынуждены сталкиваться ежедневно. Из-за проблем с деньгами Катерину выдают замуж за Тихона, которого никак нельзя назвать образцом дворянина, а Лариса остаётся для Паратова лишь любовницей, но не женой. Дворяне больше не могут обеспечить сами себя, как было раньше, и поэтому вынуждены искать возможности для достойной жизни в семьях купцов или даже богатых крестьян. Противоречие между аристократическими идеалами и суровой потребностью в деньгах и является тем конфликтом, который Островский описывает в своих пьесах «Гроза» и «Бесприданница». В итоге ни Катерина, не Лариса не могут выдержать этого конфликта, и умирают. Их гибель во многом означает конец «старого дворянства», не сумевшего найти в себе силы соответствовать требованием новой эпохи.
    Катерина Кабанова и Лариса Огудалова в произведениях Островского олицетворяют весь отживший себя мир аристократии, балов, изысканных вкусов и дуэлей. Чтобы сохранить хотя бы свою жизнь, они должны броситься в мир, к которому их никто не готовил. Им суждено погибнуть от потомков тех, чьих дедов и прадедов безжалостно и беспечно использовали их собственные предки.
    Автор: Денис Симонов

  5. Текст сочинения:
    Раскры?ие русского национального характера в женском ?ипе традиционное решение проблемы в русской литературе. Галерея женских образов: пушкинские Татьяна Ларина и Маша Миронова, лермонтовские Вера и княжна Мери, Матрена Тимофеевна и Дарья из некрасовских поэм все э?и образы воплощаю? в себе лучшие чер?ы русского национального характера и неизменно вызываю? восхищение читателей.
    Не остался в стороне и А. Н. Островский, показавший в своих пьесах самые разные женские характеры: среди них и купеческая дочь Липочка
    (Свои люди сочтемся), и актриса Елена Ивановна Кручинина (Без вины виноватые), и две сестры Полина и Юленька, так по-разному вышедшие замуж и устроившие свою судьбу (Доходное место). Но особенно яркие характеры героинь представлены в двух драмах. Это купеческая жена Катерина Кабанова в драме Гроза и дочь вдовы Хари?ы Игнатьевны Огудаловой Лариса из драмы Бесприданница. Конечно, обе героини во многом различны и по своему происхождению, и по социальному положению, они получили разное воспитание и образование. Катерина родилась в купеческой семье, и ее образование ?ипично для девушки ее круга умение шить, вышивать золотом, преобладание религиозной литературы, вообще огромное влияние церкви и религии на ее мировоззрение. У Ларисы как у представительницы другого социального круга образование носи? светский характер чтение романов, пение, игра на разных музыкальных инструментах. Да и положение героинь в обществе, и образ жизни у них весьма различны: если Катерина жена купца Тихона Кабанова, из известной и уважаемой в городе семьи, то Лариса, хоть и хорошей фамилии, но бедная девица на выданье, бесприданница. О?сюда их образ жизни: Катерину в городе видят только в церкви, в сопровождении свекрови, ее жизнь замкнута и скучна, а для Ларисы мать приглашает в дом множество гостей, видя в них возможных женихов, лирикому там всегда музыка и веселье. Но в героинях много и общего: они чисты, искренни, правдивы. Катерина признается Варваре: Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу. Так же не свойственна ложь и Ларисе. Вожеватов говори? о ней: Да ведь она простовата. Не глупа, а хитрости нет… вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо, то есть правду. Для героинь имеет огромное значение их внутренний мир, они ярки, талан?ливы как личности. Катерина уноси?ся душой в мир своих возвышенных грез, в сказочные райские сады с невиданными цветами, где пою? ангелы. Лариса талан?ливый музыкан?, она чудесно поет. И конечно же, обе героини испы?ываю? настоятельную потребность любить, это стало органическим, необходимым условием их существования. О том, какая Лариса чувствительная, как она чуть не умерла с горя после отъезда Паратова, рассказывает Вожеватов. Катерина дели?ся своими мечтами о любви с Варварой, сестрой мужа. Но, как выяснилось, любить-то героиням и некого: мужчины, находящиеся рядом, не способны на глубокое, сильное чувство, достойное Катерины либо Ларисы. Тихон, безвольный и слабый, всецело находи?ся под башмаком маменьки и по ее воле унижает Катерину. Он готов ее пожалеть, но если для этого надо поступиться своими интересами, например взять ее с собой в деловую поездку, то Тихон не считает нужным скрыть свое раздражение: …Ты еще навязываешься со мной! Только от домашней обстановки, от враждебности свекрови, непонимания и равнодушия мужа стала искать Катерина любви в другом месте, полюбив Бориса Григорьича, по выражению А. Н. Добролюбова, на безлюдье. Борис Григорьич, конечно, тоже не герой, он думал о романе с замужней женщиной как об удовольствии: погуляем, пока муж в отъезде, и он вовсе не готов к ответственности за то, что произошло с Катериной, ему даже в голову не пришло, что она не сможет при?вориться перед семьей и скрыть свой грех. Так же не герой и Паратов, избранник Ларисы. Внезапно уехав, он год не подает о себе вестей, пренебрегая чувствами Ларисы, для поправления своего материального положения решает выгодно жениться. Но, встретившись с Ларисой, он по-актерски разыгрывает негодование тем, что Лариса выходи? замуж за Карандышева: О женщины! Ничтожество вам имя! И добившись ее признания в том, что она еще люби? его, Паратов предлагает ей поехать с ним за Волгу, что может скомпрометировать девушку. После этого поступка Лариса должна или совсем не являться домой, или вернуться с Паратовым вместе для благословения матери. Но после этого Паратов объявляет Ларисе, опять же высокопарно и напыщенно, о своей помолвке, о золотых цепях, которыми он скован на всю жизнь.
    Таким образом, не видя взаимопонимания, не получив ответа на свою искреннюю, глубокую страсть, и Катерина после измены мужу, и Лариса после предательства Паратова оказываю?ся в си?уации нравственного выбора. Для Ларисы это либо замужество за нелюбимым Карандышевым, либо позор падшей женщины, содержанки кого-либо из богатых купцов. Для Катерины выбор еще более страшный неволя в доме свекрови или смерть. Лариса сочинение с еще слишком молода, чтобы быть настолько решительной. Она мечтала о ?ихом семейном рае, но мелочный, самовлюбленный Карандышев измучил ее своими придирками и упреками. Выбор Ларисы продиктован прежде всего ее духовным одиночеством: ее не понимаю? ни мать, ни Карандышев, ни друг детства Вожеватов, разыгрывающий в орлянку-с Кнуровым, кто теперь поедет с Ларисой в Париж. Слово вещь, оброненное Карандышевым, кажется Ларисе страшным и точным определением своего положения: Я любви искала и не нашла… А ведь так жить холодно… Я не нашла любви, так буду искать золота. Ей, совсем еще молодой, неопы?ной в жизни девушке страшно это откры?ие, но недостает сил на самоубийство. Поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как благодеяние. Катерина сильнее, решительнее, она понимает, что ее будущее ничего хорошего ей не принесет и ждать ей уже нечего, что дома ?яжелее, чем в могиле. И грех самоубийства уже не может ее остановить, потому что жить нельзя.
    И в том и в другом случае в смер?и обеих героинь виновато общество, в котором они находились, окружающие их люди, ставящие власть денег и предрассудки общественной морали выше искренних человеческих взаимоотношений любви, доброты, нежности, того, что искали и не сумели най?и в жизни героини драм А. Н. Островского.
    Права на сочинение “Катерина Кабанова и Лариса Огудалова в драмах А. Н. Островского” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  6. Авг
    05 2014

    Катерина Кабанова и Лариса Огудалова в драмах А. Н. Островского

    Раскрытие русского национального характера в женском типе — традиционное решение проблемы в русской литературе. Галерея женских образов: пушкинские Татьяна Ларина и Маша Миронова, лермонтовские Вера и княжна Мери, Матрена Тимофеевна и Дарья из некрасовских поэм — все эти образы воплощают в себе лучшие черты русского национального характера и неизменно вызывают восхищение читателей. Не остался в стороне и А. Н. Островский, показавший в своих пьесах самые разные женские характеры: среди них и купеческая дочь Липочка («Свои люди — сочтемся»), и актриса Елена Ивановна Кручинина («Без вины виноватые»), и две сестры — Полина и Юленька, так по-разному вышедшие замуж и устроившие свою судьбу («Доходное место»). Но особенно яркие характеры героинь представлены в двух драмах. Это купеческая жена Катерина Кабанова в драме «Гроза» и дочь вдовы Хариты Игнатьевны Огудаловой — Лариса из драмы «Бесприданница».
    Конечно, обе героини во многом различны — и по своему происхождению, и по социальному положению, они получили разное воспитание и образование. Катерина родилась в купеческой семье, и ее образование типично для девушки ее круга — умение шить, вышивать золотом, преобладание религиозной литературы, вообще огромное влияние церкви и религии на ее мировоззрение. У Ларисы как у представительницы другого социального круга образование носит светский характер — чтение романов, пение, игра на разных музыкальных инструментах. Да и положение героинь в обществе, и образ жизни у них весьма различны: если Катерина — жена купца Тихона Кабанова, из известной и уважаемой в городе семьи, то Лариса, хоть и «хорошей фамилии», но бедная девица на выданье, бесприданница.
    Отсюда их образ жизни: Катерину в городе видят только в церкви, в сопровождении свекрови, ее жизнь замкнута и скучна, а для Ларисы мать приглашает в дом множество гостей, видя в них возможных женихов, поэтому там всегда музыка и веселье. Но в героинях много и общего: они чисты, искренни, правдивы. Катерина признается Варваре: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». Так же не свойственна ложь и Ларисе.
    Вожеватов говорит о ней: «Да ведь она простовата. Не глупа, а хитрости нет… вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо», то есть правду. Для героинь имеет огромное значение их внутренний мир, они ярки, талантливы как личности. Катерина уносится душой в мир своих возвышенных грез, в сказочные райские сады с невиданными цветами, где поют ангелы.
    Лариса — талантливый музыкант, она чудесно поет. И конечно же, обе героини испытывают настоятельную потребность любить, это стало органическим, необходимым условием их существования. О том, какая Лариса «чувствительная», как она «чуть не умерла с горя» после отъезда Паратова, рассказывает Вожеватов.
    Катерина делится своими мечтами о любви с Варварой, сестрой мужа. Но, как выяснилось, любить-то героиням и некого: мужчины, находящиеся рядом, не способны на глубокое, сильное чувство, достойное Катерины либо Ларисы. Тихон, безвольный и слабый, всецело находится под башмаком маменьки и по ее воле унижает Катерину.
    Он готов ее пожалеть, но если для этого надо поступиться своими интересами, например взять ее с собой в деловую поездку, то Тихон не считает нужным скрыть свое раздражение: «…Ты еще навязываешься со мной!» Только от домашней обстановки, от враждебности свекрови, непонимания и равнодушия мужа стала искать Катерина любви в другом месте, полюбив Бориса Григорьича, по выражению А. Н. Добролюбова, «на безлюдье».
    Борис Григорьич, конечно, тоже не герой, он думал о романе с замужней женщиной как об удовольствии: «погуляем», пока муж в отъезде, — и он вовсе не готов к ответственности за то, что произошло с Катериной, ему даже в голову не пришло, что она не сможет притвориться перед семьей и скрыть свой грех. Так же не герой и Паратов, избранник Ларисы. Внезапно уехав, он год не подает о себе вестей, пренебрегая чувствами Ларисы, для поправления своего материального положения решает выгодно жениться. Но, встретившись с Ларисой, он по-актерски разыгрывает негодование тем, что Лариса выходит замуж за Карандышева: «О женщины!
    Ничтожество вам имя!» И добившись ее признания в том, что она еще любит его, Паратов предлагает ей поехать с ним за Волгу, что может скомпрометировать девушку. После этого поступка Лариса должна или совсем не являться домой, или вернуться с Паратовым вместе для благословения матери. Но после этого Паратов объявляет Ларисе, опять же высокопарно и напыщенно, о своей помолвке, о «золотых цепях», которыми он скован на всю жизнь. Таким образом, не видя взаимопонимания, не получив ответа на свою искреннюю, глубокую страсть, и Катерина после измены мужу, и Лариса после предательства Паратова оказываются в ситуации нравственного выбора.
    Для Ларисы это либо замужество за нелюбимым Карандышевым, либо позор падшей женщины, содержанки кого-либо из богатых купцов. Для Катерины выбор еще более страшный — неволя в доме свекрови или смерть. Лариса сочинение с аллсоч. ру © 2005 еще слишком молода, чтобы быть настолько решительной.
    Она мечтала о тихом семейном рае, но мелочный, самовлюбленный Карандышев измучил ее своими придирками и упреками. Выбор Ларисы продиктован прежде всего ее духовным одиночеством: ее не понимают ни мать, ни Карандышев, ни друг детства Вожеватов, разыгрывающий в орлянку-с Кнуровым, кто теперь поедет с Ларисой в Париж. Слово «вещь», оброненное Карандышевым, кажется Ларисе страшным и точным определением своего положения: «Я любви искала и не нашла… А ведь так жить холодно… Я не нашла любви, так буду искать золота».
    Ей, совсем еще молодой, неопытной в жизни девушке страшно это открытие, но недостает сил на самоубийство. Поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как «благодеяние». Катерина сильнее, решительнее, она понимает, что ее будущее ничего хорошего ей не принесет и ждать ей уже нечего, что дома тяжелее, чем в могиле. И грех самоубийства уже не может ее остановить, потому что «жить нельзя».
    И в том и в другом случае в смерти обеих героинь виновато общество, в котором они находились, окружающие их люди, ставящие власть денег и предрассудки общественной морали выше искренних человеческих взаимоотношений — любви, доброты, нежности, того, что искали и не сумели найти в жизни героини драм А. Н. Островского.
    Предыдущие Сочинения: Написание своей былины
    Следующие Сочинения: Мой ответ на вопрос некрасовских странников. (5)
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Катерина Кабанова и Лариса Огудалова в драмах А. Н. Островского . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика героинь пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
    Крах надежд и ожиданий главной героини пьесы Островского «Бесприданница»
    Катерина и Лариса: кто сильнее? (по пьесам А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»)
    Отражение времени на страницах произведений XIX века
    Психологизм драмы А. Н. Островского “Бесприданница”
    Трагедия Ларисы, как результат идеалистических представлений
    Образ Ларисы Огудаловой. Столкновение иллюзий и реального мира
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  7. Одним из основных мотивов русской литературы является выведение женского образа как главного, ведущего в произведении. Это делает и А. Н. Островский в своих пьесах «Бесприданница» и «Гроза». Лариса и Катерина. Главные героини, на первый взгляд, очень похожи, но, если мы рассмотрим этот вопрос подробнее, то мы найдем не только много общего, но и множество различий.
    Итак, сравним Ларису и Катерину. Для начала сравним жанры произведений, в которых они являются главными героинями. «Бесприданница», в отличие от “Грозы«,— это драма, поскольку в ней нет как таковой трагедии Ларисы. Лариса осознает свой грех только перед смертью, а Катерина — намного раньше. Она живет, борется со своим грехом, но все-таки погибает. В этом и выражается трагедия Катерины.
    А в чем же сходство Ларисы и Катерины? Вначале их судьбы очень похожи. Ни у Катерины, ни у Ларисы нет счастья в личной жизни, нет любви. Из-за этого Катерина влюбляется в Бориса, хотя, как сказал Добролюбов, Борис — всего лишь вещь из обстановки, окружающей Катерину. А Лариса, в свою очередь, влюбляется в Паратова. Также сближает обеих героинь мотив реки — Волги: они обе убегают на Волгу со своими возлюбленными. Для них обеих река символизирует смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке…
    Говоря о мотивах пьес, сближающих главных героинь, нужно не забыть и о мотиве птицы и полета. И Лариса, и Катерина мечтают летать, как птицы. «Лариса» означает «чайка» — птица, умирающая в море. А Катерину можно сравнить с голубем или с лебедем, так как голубь символизирует святой дух, а «Катерина», как известно, означает «чистая». Обе хотят летать, хотят испытать полет души, стать птицами. Но их полет превращается в падение, обе падают вниз, в бездну из-за своего греха. Помните Слова Ларисы: «Я сама!»? Этим она признает свою вину, А Катерина еще более грешна, чем Лариса, так как она кончает жизнь самоубийством. Но в этом-то и состоит ее трагедия: она понимает, осознает, что согрешила, кается. В осозисиии каждой героиней своего греха заключается их основное различие.
    Светлые, духовные черты Катерины, наверное, имел в виду Добролюбов, называя ее «лучом света в темном царстве». Но можно поспорить с Добролюбовым. И не потому, что Катерина недостойна этого, вовсе нет. Просто, чтобы быть лучом, нужно светить вечно. А Катерина этого не сделала, она не выдержала испытания, посланного ей Богом, не боролась за свою любовь и умерла. Поэтому Катерину можно назвать всего лишь «свечкой», на которую подул ветер, и она потухла. В отличие от Катерины, Лариса не смогла бы принять на душу такой грех, как самоубийство, ей бы не хватило смелости.
    Таким образом, можно сказать, что между этими героинями Островского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе, и их протест против ” темного царства”. А главное их различие состоит в выражении этого протеста. Катерина натура гораздо более сильная, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы.
    Похожие сочинения:
    Утраченные иллюзии (по пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”)
    Русское самодурство в пьесах Островского
    Карандышев и Паратов в драме А. Н. Островского “Бесприданница”
    Психологизм драмы А. Н. Островского “Бесприданница”
    Ученический сочинение на тему Психологизм драмы А. Н. Островского «Бесприданница»
    Люди с горячим сердцем (по пьесам А. Н. Островского)
    Сила характера Катерины в драме А. Н. Островского “Гроза”
    Тема греха и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза»
    Характер – это способность действовать по принципам. Школьное сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского “Гроза”

  8. Между “Грозой” и “Бесприданницей” двадцать
    лет. За это время изменилась страна, изменился писатель. Все эти изменения
    можно проследить на примере пьесы “Гроза” и драмы “Бесприданница”.
    Купцы в “Бесприданнице” – уже не
    невежественные и самодурные представители “темного царства”, а претендующие на
    образованность, читающие иностранные газеты, одетые по-европейски люди.
    Главные героини двух пьес А.Н. Островского
    значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи
    своими трагическими судьбами. Катерина в “Грозе” – жена богатого, но
    слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери.
    Лариса в “Бесприданнице” – красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и
    воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной, которая к
    самодурству, в отличие от свекрови Катерины, не склонна. Кабаниха печется о
    счастье сына Тихона, как она его понимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь же
    ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки, в своем понимании. В
    результате бросается в Волгу Катерина и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса.
    В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали
    им только добра.
    Главных героинь, Катерину и Ларису, часто сравнивают
    друг с другом. Они обе стремились к свободе, обе получили ее не в этом мире,
    обе были чистыми и светлыми натурами, любили недостойных, всей своей сущностью
    показывали протест против “темного царства” (на мой взгляд, общество
    “Бесприданницы” так же подходит под это определение).
    Катерина Кабанова живет в небольшом волжском
    городке, где быт еще во многом патриархален. Да и действие “Грозы” разворачивается
    перед реформой 1861 года, оказавшей огромное влияние на жизнь русской
    провинции. Лариса Огудалова – жительница большого города, тоже расположенного
    на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Волга
    объединяет героинь, для них обеих река символизирует свободу и смерть: и
    Катерину, и Ларису смерть настигает на реке. Но здесь же и различия: город
    Бряхимов не отделен от остального мира, как Калинов, не выключен из
    исторического времени, он открыт, в него приезжают и уезжают (в “Грозе” река
    Волга воспринимается, прежде всего, как граница, а в “Бесприданнице” она
    становится средством связи с миром).
    Действие “Бесприданницы” происходит в конце
    1870-х годов, на исходе второго десятилетия после освобождения крестьян. Бурно
    развивается капитализм. Прежние купцы превращаются в
    предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но благодаря
    настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с влиятельными и богатыми
    людьми. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти
    замуж за богатого жениха. И Лариса в этом не сомневается, надеясь, что и любовь
    и богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катерину же выбор
    давно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Лариса
    привыкла к веселой жизни волжского “света” – вечеринкам, музыке, танцам. У нее
    самой есть способности – Лариса хорошо поет. Представить себе в подобной
    обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой,
    с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту
    вспоминает о Боге, а, согласившись выйти замуж за мелкого чиновника
    Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и
    прежних состоятельных знакомых. Однако в целом она – человек иной эпохи и
    среды, чем Катерина. Лариса обладает более тонким психологическим складом,
    более тонко чувствует прекрасное, чем героиня “Грозы”. Но это же делает ее еще
    более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами.
    Купцы “Грозы” только становятся буржуазией,
    это проявляется в том, что традиционные для них патриархальные отношения
    отживают, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так
    противны Катерине.
    Лариса – тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные
    жизненные ценности, немыслимые для Катерины, исток которых, прежде всего,
    кроется  воспитании. Лариса получила европеизированное воспитание и
    образование. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Для
    этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. А силы характера, цельности натуры
    в ней нет. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить
    хоть какой-то протест в отличие от Катерины. Но она слабая во всех отношениях
    натура. Слабая не только для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло и все
    стало, постыло, но даже для того, чтобы хоть как-то, противостоять глубоко
    чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Душою и телом Лариса сама
    оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного холодка,
    скрывающегося за эффектным внешним блеском.
    Суть конфликта в драмах тоже разная. В “Грозе”
    столкновение происходит между самодурами и их жертвами. В пьесе очень сильны
    мотивы несвободы, духоты, подавления, замкнутости пространства. Катерина,
    привыкшая жить “точно птичка на воле”, мечтающая о полете, не может подчинить
    себя законам мира, в котором она очутилась после замужества. Положение ее
    поистине трагично: свободное проявление чувства – любовь к Борису – приходит в
    противоречие с ее подлинной религиозностью, внутренней неспособностью жить в
    грехе. Кульминацией пьесы становится принародное признание Катерины,
    совершающееся под удары грома приближающейся грозы.
    Событием, которое, подобно удару грома, потрясает весь
    город, становится гибель Катерины. Традиционно она воспринимается зрителями
    драмы как протест против жестоких законов жизни, как победа героини над давящей
    ее силой.
    В “Бесприданнице” на первый взгляд все наоборот.
    Лариса не противопоставлена резко окружающим ее героям, ею восхищаются, ее
    боготворят. Нет и речи ни о каком подавлении и деспотизме. Но в пьесе
    чрезвычайно силен другой мотив, которого не было в “Грозе”, – мотив денег.
    Именно он формирует конфликт драмы. Лариса – бесприданница, и этим определяется
    ее положение в пьесе. Все окружающие ее персонажи – Кнуров, Вожеватов, Паратов,
    Карандышев – говорят только о деньгах, выгоде, прибыли, купле-продаже. В этом
    мире чувство человека тоже становится предметом торговли. Это столкновение
    денежных, материальных интересов с чувствами героини приводит к трагическому
    финалу.
    Да и отношение к смерти у героинь очень разное, сила
    воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины. Катерина в смерти видит здесь
    возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа
    стал для нее могилой: “Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в
    могилу – все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле
    лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком
    ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на
    дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие,
    голубенькие… всякие (задумывается) всякие…”
    Лариса после того, как надежды на брак с Паратовым
    окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой
    содержанкой, думает о том, чтобы, подобно Катерине, броситься в Волгу. Однако
    решимости на это у нее не хватает: “Лариса. Я давеча смотрела вниз через
    решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала. А если упасть, так,
    говорят… верная смерть. (Подумав.) Вот хорошо бы броситься! Нет, зачем
    бросаться!.. Стоять у решетки и смотреть вниз, закружится голова и упадешь…
    Да, это лучше… в беспамятстве, ни боли… ничего не будешь чувствовать!
    (Подходит к решетке и смотрит вниз. Нагибается, крепко хватается за решетку,
    потом с ужасом отбегает.) Ой, ой! Как страшно! (Чуть не падает, хватается за
    беседку.) Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай! (Садится у стола подле
    беседки.) Ох, нет… (Сквозь слезы.) Расставаться с жизнью совсем не так
    просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я, какая несчастная! А ведь есть люди,
    для которых это легко…”.
    Здесь авторские ремарки передают смятение главной
    героини “Бесприданницы”, ее тягу к самоубийству и неспособность его свершить.
    Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она все надеется, что
    ей поможет умереть какая-то сила, действующая помимо ее воли. Лариса мечтает
    уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе – и без греха самоубийства. Да и
    решимости самой лишить себя жизни у нее явно не хватает. Иное дело – Катерина.
    Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть
    даже ради настоящей, подлинной любви. Ее самоубийство – это одновременно и
    искупление греха (хотя и посредством, с точки зрения христианства, другого греха,
    но для Катерины данное обстоятельство уже не имеет значения), и воссоединение с
    миром природы – птицами, деревьями, и освобождение из земной могилы – дома
    ненавистной Кабанихи. Катерина перед смертью отнюдь не прощает погубившую ее
    свекровь. Лариса же, в полном согласии с христианскими идеалами, заявляет, что
    любит всех тех – Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, – кто вольно или
    невольно способствовал ее гибели. Вера Катерины более страстна и менее
    канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера
    Ларисы более спокойна, отчасти книжна, хотя и не менее искренна. Героиня
    “Грозы” – человек более волевой. Она способна на такой решительный поступок,
    как самоубийство. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли. На
    помощь ей приходит случай в лице Карандышева, своим выстрелом оборвавший Ларисе
    жизнь.
    Свобода и любовь – вот главное, что было в
    характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки. По
    собственной свободной воле она согрешила и сама себя покарала. Причем
    самоубийство для верующего человека – грех еще более страшный, но Катерина
    пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных
    мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог
    Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.
    Катерина – истинно трагическая героиня. Она и мысли не
    имела протестовать против мира и порядков, в которых она жила. Конфликта с
    миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт
    ее сердца. Мир русской патриархальной жизни в Катерине сам взорвался изнутри,
    потому что из него стала уходить свобода, т.е. сама жизнь.
    А Лариса, молодая девушка, чистая душой, умеющая
    любить и жаждущая взаимного верного чувства, сталкивается с миром дельцов, где
    царствует только капитал. В этом мире судьба бесприданницы обречена на
    трагедию. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”.
    Она так же наделена музыкальной, поэтической душой. Мир Ларисы вмещает и
    цыганскую песню, и русский романс. Мечтательная, художественно одаренная
    натура, она не замечает в людях недостатки, видит окружающих глазами героини
    романса и зачастую поступает в соответствии с традициями поведения такой
    героини (стремление догнать уехавшего любимого, любовь и разлука, искушение
    любовью, побег с помолвки). Лариса как бы парит над миром обывателей, недаром
    ее имя в переводе с греческого – чайка.
    Судовладелец, богатый барин Сергей Сергеевич кажется
    Ларисе идеалом мужчины. Он способен искренно увлечься, он восхищен красотой,
    неординарностью, художественным даром Ларисы. Но духовные его порывы
    недолговечны, всегда верх берет деловой расчет: “У меня… ничего заветного
    нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. Верный этому правилу, Паратов
    так и поступает и с пароходом “Ласточка”, и с Ларисой. Ради минутного
    блаженства он уговаривает Ларису ехать за Волгу, откуда для нее две дороги: или
    “радоваться”, или “мама, ищи меня в Волге”. Паратову нет расчета менять
    миллионную невесту на Ларису Дмитриевну. В конце пьесы к Ларисе приходит
    прозрение. Сергей Сергеевич напоминает ей, что “угар страстного увлеченья скоро
    проходит, остаются цепи и здравый рассудок”, и советует вернуться к жениху. Но
    для Ларисы это невозможно: “Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать
    должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и
    всевозможные оскорбления!” Героиня пьесы пытается броситься в Волгу, но
    осуществить это намерение у нее нет сил. Отчаявшись, она решает бросить
    своеобразный вызов и своему несостоявшемуся жениху, и всему миру корысти и
    наживы: “уж если быть вещью, так одно утешенье – быть дорогой, очень дорогой”.
    Она выносит суровый приговор миру, где на женщину смотрят как на забаву. “Никто
    никогда не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела
    сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова… А ведь так жить холодно”.
    После выстрела, она заявляет “это я сама”,
    героиня не только стремится снять вину с Карандышева; Лариса поняла, что и она
    виновата в происшедшем. Приняв смерть как благодеяние, она тем самым вырывается
    из мира дельцов, нравственно возвышаясь над ними, навсегда отделяет себя от
    этого мира. Этим она признает свою вину. Но Катерина еще более грешна, чем
    Лариса, так как она кончает жизнь самоубийством. Но в этом-то и состоит ее трагедия:
    она понимает, осознает, что согрешила, кается, а потом, грешит опять. В
    понимании каждой героиней своего греха заключается их основное различие.
    По сути характеров Катерина и Лариса, скорее,
    антиподы. Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, – цельности характера,
    способности на решительный поступок.

  9. Самые известные пьесы из творческого наследия Николая Островского – “Бесприданница” и “Гроза” – благодаря классическим театральным постановкам неумираемо актуальны и входят в репертуар огромного количества трупп. Такой интерес приводит не только к всестороннему анализу этих литературных произведений, но и к сравнению персонажей между собой. Так, в школьной программе часто выносится на обсуждение вопрос, что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову – двух главных героинь наших пьес. А действительно, что между этими барышнями общего?
    На самом деле Лариса и Катерина совершенно друг на друга не похожи – это два самостоятельных образа, связанных между собой разве что метафорично. Слегка похожи их судьбы: обе несчастливы в личной жизни, обе не имеют возможности жить самостоятельно, обе в достаточной мере экзальтированны и эмоциональны, обе трагически погибают в молодом возрасте. За исключением гибели героинь такие же точно судьбы в России, современной Островскому, были даже не редкостью, а едва ли не нормальным явлением. И одно, и другое произведение на момент появления воспринимались исключительно как бестселлер, своего рода дамский роман для сцены, потому и в основе их – узнаваемое женское бытие, доведенное художником до трагизма.
    Что может быть общего у блистающей в своем провинциальном светском обществе подчеркнуто бедной Ларисы Огудаловой и купеческой дочери, жены, невестки Катерины Кабановой? Если рассматривать биографию, то очевидна общая беда – неудачный запретный роман, закономерным итогом которого станет неминуемое страшное общественное порицание. Нравы той эпохи были весьма суровы, так что наказание действительно жестокое. Однако обе женщины готовы принять его ради возможности быть рядом с любимым человеком, обе просят своих избранников забрать их, увезти, жениться, принять. Избранники же у Ларисы и Катерины хоть и почти диаметрально разные, но ведут себя одинаково – оставляют своих женщин “волею судеб”, ничего не предпринимая для разрешения ситуации.
    В кульминационные моменты и Лариса, и Катерина приходят к решению оборвать собственную жизнь – это представляется им единственным выходом, альтернативой осуждению, позору и самому тусклому существованию: для Катерины в семье Кабановой, для Огудаловой – в замужестве с Карандышевым или на содержании у Кнурова. Катерина, под влиянием еще и религиозного кликушества, помимо психологического воздействия членов семьи, суицид все-таки совершает. Уход из жизни Ларисы куда более трагичен и нелеп, на грани фарса: ревнивый ничтожный чиновник Карандышев под высперенное “так не доставайся же никому!” убивает Огудалову из осмеянного пистолета. А она, умирая, считает такую смерть избавлением от позора и приравнивает ее для себя к самоубийству. Выглядит это для глаз невольных зрителей как попытка взять на себя вину жениха, оправдать его перед законом, хотя никаких законов в той мещанской жизни не существует в принципе.

  10. Женский образ, его противоречивость и истинная красота всегда привлекали писателей-драматур- гов. Одной из основных черт русской литературы является внимание к женским образам, а зачастую и выведение женского образа как главного, ведущего в произведении. Несмотря на то что авторами произведений становились мужчины, они очень тонко чувствовали и крайне точно изображали силу и слабость женского характера.
    Исключением не явился и А. Н. Островский — создатель национального русского театра. В своих пьесах писатель показывал жизнь купеческого общества и то, как время меняло его. Две, пожалуй, наиболее популярные пьесы писателя — «Гроза» и «Бесприданница» — разделены промежутком в двадцать лет. «Гроза», написанная в 1859 году, явилась вершиной творчества А. Н. Островского. Эта пьеса стала жемчужиной русской драматургии второй половины XIX века, потому что в ней явилась сила, которая решительно противостояла странному мертвящему порядку, гнетущей атмосфере. Строки же «Бесприданницы» легли на бумагу в 1879 году. В данной пьесе купцы — это уже не невежественные представители «темного царства», а претендующие на образованность, читающие иностранные газеты, одетые на европейский лад люди. По своей идее пьесы очень похожи. На страницах обоих произведений находит отражение проблема женского бесправия, противостояния характера и внутреннего мира девушки порядкам и нравам того общества, в котором она живет.
    IСудьбы Катерины и Ларисы Огудаловой схожи. А. Н. Островский демонстрирует то, что, когда в отношения людей вмешиваются деньги, разрушается то, что когда-то называлось любовью и доверием. Но мне кажется, что дело не только в непреодолимой власти денег. Я считаю, что если между двумя людьми возникли действительно высокие отношения, то ни один человек, стоящий перед выбором «деньги или любимая», ни на минуту не остановится на варианте «деньги». Но в пьесах Островского ни Борис, ни Паратов не смогли предпочесть деньгам, безбедному существованию любимых женщин. По моему мнению, в данном случае нельзя говорить о любви Бориса к Катерине и каких-либо истинных чувствах Паратова к Ларисе.
    Характер Катерины формировался в атмосфере простой патриархальной купеческой семьи. Ее духовные потребности удовлетворялись рассказами странниц и богомолок наподобие Феклуши. Любовь в семье и предоставляемая ей свобода формировали характер Катерины, которая от природы наделена поэтической душой. Н. А. Добролюбов охарактеризовал Катерину как «луч света в темном царстве». Это действительно так. Она сияла неподдельной красотой души, искренностью и верой в то, что возможен иной образ жизни. Среди шаткой морали, которая стала последней каплей и толчком к измене, она была самой высоконравственной натурой. Ее измену мужу нельзя рассматривать как роковую ошибку и осуждать ее за это. Ведь героиня боролась со своими чувствами всеми способами, стараясь оградить себя от греха. В Борисе она видит своего защитника, ищет поддержки. Но и он уезжает и бросает Катерину, понимая, что самым лучшим выходом для нее является смерть. О том, сильна Катерина или слаба, нельзя говорить однозначно. С одной стороны, она сильный человек, потому что нашла в себе силы противостоять общественным устоям того времени, борется за счастье со своими чувствами.
    Судьба подарила Катерине счастье любить, а любить по-настоящему может только сильная личность. С другой стороны, она хрупка, чувственна, слаба именно в силу своей чистоты и наивности. Героиня устает бороться, найдя выход из тупика— самоубийство. Несмотря на все противоречия, в характере Катерины выразились правдивость, совестливость, вольнолюбие и поэтичность русской женщины.
    Лариса Огудалова — девушка, которая получила достойное образование и воспитание. Она от природы наделена творческим воображением, хорошим музыкальным слухом и голосом, красотой, женственностью. В общих чертах образ Ларисы — это образ идеальной женщины. Но ее внутренний мг формировался совсем другими факторами, нежели у Катерины. Она была воспитана без отца корт толюбивой матерью, которая своей целью видела выгодное замужество дочери. И Лариса не сомневается в том, что, даже не имея приданого, она сможет выйти замуж за мужчину, в котором соединял и любовь, и богатство. Одна из главных черт характера Ларисы — вера в настоящую любовь. А. Н. 0стровский делает акцент на том, что его главная героиня готова бороться за нее. Ей все равно, что будут говорить люди о ней и об ее семье, если она будет с тем, кого любит: «Что мне за дело до разговоров Я могу быть с вами везде». В этом случае можно говорить о некоторой наивности Ларисы, любившей Паратова по-настоящему и Ставшей жертвой своей любви.
    Сильна ли Лариса? И кто сильней: она или Катерина? Лариса не “страшится ничего, когда говорит Карандышеву о том, что она испытывает по отношению к нему: «Только я-то себя не прощаю, что вздумала связать судьбу с таким ничтожеством, как вы». Это может сделать только человек с сильный характером. В момент отчаяния Лариса задумывается о самоубийстве. Но она не решается на этот шаг. Не потому, что боится Бога и его суда, а просто из-за страха перед самим моментом падения в води «Ой, ой, как страшно… Расставаться с жизнью совсем не так легко, как я думала». Возможно, с этой точки зрения можно говорить о Ларисе как о человеке слабом по сравнению с Катериной. Но следя учитывать, что нравы Катерины и Ларисы формировались разным временем их жизни, различны! воспитанием. Но с полной уверенностью можно сказать, что Лариса — также «луч света в темной царстве». Смерть для нее стала освобождением от всех мук, которые она испытала и, возможно, испытывала бы еще на этой Земле. Безусловно, при всех различиях между Ларисой и Катериной есть много общего: и жажда полета, и стремление к воле, свободе, и протест против «темного царства».
    Итак, обе героини брошены и унижены. Но в обоих случаях девушка оказалась сильнее, чем любой из мужчин. И Лариса, и Катерина погибли личностями, смерть в их случае явилась спасением от потери достоинства. Обе героини представляют собирательный образ настоящей русской женщины. Хотелось бы, чтобы в настоящее время в современном мире было больше таких натур, как они, и меньше тех, кто подталкивает их к падению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *