Сочинение на тему катерина кабанова луч света в темном царстве

13 вариантов

  1. Александр Николаевич Островский написал огромное количество работ. Самой запоминающейся по своему праву можно считать его пьесу «Гроза».
    Главной героиней драмы Островского является Катерина Петровна Кабанова. Но для того, чтобы понять и узнать ее характер, нам нужно окунуться в ее прошлое и заглянуть к ней в душу. В детстве Катя не знала забот. Она росла счастливым и послушным ребенком. Родители очень любили свою дочь и предоставляли ей полную свободу: « Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю». Героиня все время витала в облаках. Катя – искренняя девушка, которая любит правду. Большое количество времени девушка проводила в мечтах, поэтому ее можно смело назвать мечтательницей. Катерина была очень умной девушкой, хотя образование она так и не получила. Все знания она черпала из рассказов странниц и богомолок.
    Главную героиню выдали замуж за Тихона Кабанова. Так как брак был заключен не по любви, Катя чувствовала себя несчастной. Со своей свекровью она не могла найти общий язык. Кабаниха – мать Тихона, постоянно обижала Катерину. Муж не смел перечить маменьке и поэтому не заступался за супругу. Однажды Катя влюбилась в Бориса, жизнь снова заиграла цветными красками. Когда муж был в отъезде, Катерина изменила ему. Но так как она честная девушка с достойным воспитанием, то она призналась во всем Тихону. Если бы не свекровь, он ее бы простил. Катя хотела уехать с Борисом в Сибирь, но тот не захотел ее взять с собой. Ей ничего не оставалось, как прыгнуть в Волгу. Катерина умерла, прожив не так много лет. Она была лучиком света в этом темном царстве.
    Главная героиня имела очень мужественный характер. Она не смогла исправить свою жизнь в лучшую сторону и не побоялась с ней расстаться. Катерина так и не смогла победить это “Темное царство”, но ее смерть говорит о том, что она не стала побежденной.

  2. Главной героиней пьесы А.Н. Островского «Гроза» является Катерина. Критики относят ее образ к самым сильным и волевым женским персонажам того времени. Известные литераторы называют Катерину лучиком света в «темном царстве». Почему так? Да потому что эта девушка не похожа на остальных жителей города Калинов, она не имеет равных в своем стремление к свободе, в своей душевной чистоте и в своих высоких чувствах любви.
    Знакомясь с героиней, мы понимаем, что она достаточно мечтательная натура. Мы часто наталкиваемся на ее раздумья о том, как же прекрасно было бы стать птицей или бабочкой и порхать с дерева на дерево, с цветка на цветок. Трогает читателя рассказ Катерины о своем детстве, о жизни в родительском доме. Она не знала бед и страданий, проводила свободные часы в своем любимом саду, любовалась цветами и радовалась прекрасной жизни. Она верила во Всевышнего и постоянно проговаривала молитвы к небесам.
    Попадая в мир «темного царства», после своего замужества, девушка оказалась, словно в аду. Катерина постоянно ощущает угнетения Кабанихи, ведь она была не похожа на остальных, покорных жертв усадьбы Кабановых и всего городка.
    С развитием сюжета мы наблюдаем за тем, как в душе такой чистой и невинной женщины зарождается глубокое и высокое чувство – любовь. Она понимает, что ее внутренний мир меняется. Она становится личностью, которая способна пойти против религиозных устоев и последовать воле своего сердца. Катерина испытывает настоящие чувства любви к Борису и отдается в его объятия. Она изменяет своему мужу Тихону и тем самым вызывает гнев Кабанихи и остального окружения. Ее душевный грех и ожесточенное отношение окружающих не оставляют девушке иного выхода – она заканчивает свою жизнь самоубийством. Главная героиня погибает. Но, своим поступком она наносит непоправимый удар миру «темного царства», миру жестокости, лицемерия, черствости, ненависти и злости.
    Вот почему образ Катерины можно назвать настоящим лучиком света в той общественной темноте и беспроглядной глуши людских душ.

  3. Катерина – луч света в темном царстве – сочинение.
    План
    1. Драма А.Островского «Гроза». Актуальность конфликта.
    2. Катерина Кабанова – главная героиня пьесы:
    а) отношения с Кабанихой;
    б) отношения с Тихоном;
    в) отношения с Борисом.
    3. «Отчего люди не летают…»
    А.Островский в своей пьесе «Гроза» представил социально-бытовую драму XIX века на примере семейства Кабановых. Автор предлагает читателю острый конфликт двух «миров». Старый мир представлен суровыми устоями дома Кабановых. Его обитатели воспитаны «Домостроем». А новый мир – чистой и честной Катериной, которая не смогла смириться с «кабановскими» правилами. Много критики и замечаний выдержала драма А.Н.Островского. Но она изменила в корне отношение литературы к драматическому произведению.
    Один из критиков того времени – Николай Добролюбов – написал по пьесе «Гроза» статью «Луч света в темном царстве». В ней он описывает характер Катерины и нарекает ее «лучом света», борющимся с «темными силами». Катерина – честная девушка. Она скромна, чиста и религиозна. В «темном царстве» Кабановых ей душно. Все в этом доме держится на лжи, об этом говорит и сама Кабаниха.
    Свекровь донимает Катерину, не дает ей проходу. Она учит ее, как нужно вести себя в мужнином доме. Кабанова очень властная женщина. Все в доме ей подчиняются – и муж, и сын, и дочь, и невестка. Она держит под контролем все, что происходит в семье. Тиранство – ее главная черта. Катерина не перечит свекрови, живет в послушании, но Кабаниха постоянно ее обижает. Тихон тоже живет под гнетом. Он уезжает из дома с удовольствием, чтобы только не видеть и не слышать собственной матери.
    Тихон оставляет Катерину одну, не думая о том, каково ей будет в доме свекрови-тирана. Молчаливый, послушный, равнодушный Тихон не спасает жену от грубости матери. Это приводит Катерину к полному безверию в семейную жизнь.
    Борис – единственная надежда Катерины. Он отличается от других жителей Калинина. Но тоже находится в зависимости родственника Кабановых – Дикого. Богатство и состоянии привлекают его больше. Испытывая искренние чувства любви, Катерина в отсутствие мужа проводит время с Борисом. Она почти счастлива. Но надежды не оправдались – Борис уезжает и не зовет Катерину с собой. Что делать бедной девушке, когда рядом не оказывается ни опоры, ни поддержки? Ни одной родной души? Катерина решается на очень серьезный шаг – самоубийство. Был ли у неё другой выход из сложившейся ситуации? После того как Катерина признается мужу и Кабанихе в с своем грехе, жизнь становится невыносимой. Осознавая все больше свой тяжкий «проступок», Катерина выбирает «не жизнь» жизни в неволе. Казалось бы, религиозность героини не позволяет поступать именно так. Но что является большим грехом? Жизнь в душном, несправедливом мире или все-таки смерть?
    Гибель Катерины – это вызов «темному царству», не способному дать человеку любовь и надежду. Вызов миру, не умеющему мечтать. Монолог героини «Отчего люди не летают так, как птицы?..» раскрывает ее душу. Катерина мечтает быть свободной. Она с радостью вспоминает свои годы до замужества. И там – в том девичьем мире – ей было хорошо. В доме же Кабановых девушка погибает. Она не смиряется с грубостью и нечестностью, она не становится Кабановой. Она находит покой в церкви. Она остается «лучом света в темном царстве». Смерть Катерины – это победа над темными силами, которые не смогли сломить чистой души.

  4. “Катерина
    – луч света в темном царстве”

    А.Н.
    Островский, автор многочисленных пьес, поистине считается “певцом купеческого
    быта”. Именно изображение мира купечества второй половины XIX века, названного
    Добролюбовым в одной из статей “темным царством”, стало главной темой
    творчества Островского.
    Драма “Гроза”
    появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня,
    Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого
    человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в
    своем поступке в церкви, всенародно. После этого существование ее становится
    настолько невыносимым, что она кончает жизнь самоубийством.
    Такова событийная
    канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую
    галерею типов. Здесь и купцы-самодуры (Савел Прокофьевич Дикой), и почтенные
    матери семейств (Марфа Игнатьевна Кабанова), и странницы-богомолки,
    рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа
    (Феклуша), и доморощенные изобретатели-прожектеры (Кулигин), и другие. Однако
    при всем разнообразии типов нетрудно заметить, что все они как бы распадаются
    на два лагеря, которые условно можно было бы назвать: “темное царство” и
    “жертвы темного царства”.
    “Темное
    царство” составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может
    оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь,
    это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом
    добродетели и хранительницей традиций. Кабанова и впрямь держится традиций,
    постоянно учит окружающих, как “делали в старину”, касается ли дело сватовства,
    проводов мужа или хождения в церковь. Кабанова — непримиримый враг всего
    нового: в нем ей видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежь
    за то, что у нее к старшим нет “должного почтения”, не приветствует
    просвещение, так как, по ее мнению, “ученость лишь развращает умы”. Кабанова
    считает, что человек должен жить в страхе перед Богом, а женщина еще и в страхе
    перед мужем.
    Дом Кабановых
    всегда полон богомолок и странниц, которые здесь получают “милости”, а взамен
    рассказывают то, что от них хотят услышать — сказки о землях, где живут люди с
    песьими головами, о “сумасшедших” людях в больших городах, выдумывающих всякие
    новшества вроде паровоза и тем самым приближающих конец света. “Ханжа, —
    говорит о Кабановой Кулигин, — нищих оделяет, а домашних заела совсем…” И
    действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее
    поведения дома. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно
    подавленный властной матерью, живет одним только нехитрым желанием — вырваться,
    пусть и ненадолго, из дома и погулять всласть. Домашняя обстановка настолько
    гнетет его, что ни мольбы жены, которую он искренне любит, ни дела не могут
    задержать его дома, если предоставляется хоть малейшая возможность куда-нибудь
    отлучиться. Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготы
    семейной обстановки. Однако, в отличие от Тихона, она обладает более твердым
    характером, и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не подчиняться матери.
    Главой другого
    семейства, представленного в драме, является Савел Прокофьевич Дикой. В отличие
    от Кабанихи, которая пытается прикрыть свое самодурство лицемерными
    рассуждениями о всеобщем благе, Дикой считает это для себя излишним. Он ведет
    себя, как ему заблагорассудится, ругает кого попадя — соседей, работников,
    членов своей семьи; не платит рабочим причитающиеся им деньги (“Знаю, что надо
    заплатить, а все одно не могу…”), причем нисколько не стыдится этого,
    напротив, не без некоторой гордости заявляет, что каждый из работников по
    копейке не досчитается, а “у меня из этого тысячи составляются”. Дикой является
    опекуном своих племянников — Бориса и его сестры, крторые по завещанию
    родителей получат свое наследство от Дикого в том случае, “если будут с ним
    почтительны”. Все в городе, и даже сам Борис, прекрасно понимают, что
    наследства они с сестрой не получат, так как ничто не помешает Дикому заявить,
    будто племянники были с ним непочтительны. Мало того, Дикой прямо говорит, что
    не собирается расставаться с деньгами, так как у него “свои собственные дети
    есть”.
    Самодуры
    “правят бал” в городе Калинове. Однако в этом вина не только представителей
    самого “темного царства”, но и не в меньшей степени его “жертв”. Ни один из
    тех, кто страдает от хамства и произвола, не отваживается на открытый протест.
    Тихон стремится всеми силами вырваться из дома; Борис, прекрасно понимая, что
    никакого наследства не получит, все же не решается на разрыв с дядей и
    продолжает “плыть по течению”. Он не может защитить свою любовь и лишь сетует:
    “Эх, кабы сила!” — при этом не протестуя, даже когда его “по делу” отправляют в
    Сибирь. Сестра Тихона, Варвара отваживается на протест, однако ее философия
    жизни мало чем отличается от философии представителей “темного царства” —
    делай, что хочешь, “лишь бы все шито да крыто было”. Она тайно берет у матери
    ключ от садовой калитки, ходит на свидания, подбивает пойти с ней Катерину. В
    конце концов Варвара бежит из дому вместе с Кудряшом, но точно такие же нравы
    царят не только в городке Калинове. Так что ее бегство, как и постоянное
    стремление Тихона забежать в кабак, бессмысленно.
    Даже Кулигин,
    человек вполне независимый, пасует перед Диким, предпочитая с ним не
    связываться. Мечты Кулигина о лучшей жизни и техническом прогрессе утопичны.
    Его фантазии хватает лишь на то, чтобы попытаться для общего блага установить
    громоотвод или сделать солнечные часы на площади. Он с увлечением мечтает., что
    бы он сделал, если бы имел миллион, однако ничего не предпринимает, чтобы этот
    миллион заработать, а обращается за деньгами к Дикому.
    Представители
    же “темного царства” не только умеют блюсти свои интересы, но и очень хорошо
    могут постоять за себя. Едва пьяный Дикой пытается выругать и Кабаниху, как та
    его мигом “ставит на место”, и только что бушевавший сосед сразу же переходит
    на дружелюбный тон.
    Таким образом,
    Катерина, полюбившая так, как могут любить только очень сильные и страстные
    натуры, оказывается в полном одиночестве. Никто не в силах ее защитить — ни
    муж, ни любимый человек, ни горожане, сочувствующие ей (Кулигин). Варвара
    предлагает Катерине не беспокоиться и жить, как прежде: лгать дома и при первой
    же возможности бегать на свидания к любимому человеку. Однако для Катерины это
    неприемлемо, так как она понимает, что ложью лишь разрушит свою душу,
    постепенно утратит способность искренне и бескорыстно любить. Ее набожность не
    имеет ничего общего с ханжеством Кабанихи, в своем “грехе” Катерина винит
    только себя, ни словом не упрекая Бориса, который не предпринимает никаких
    усилий, чтобы ей помочь.
    Смерть Катерины
    в конце драмы закономерна — для нее нет иного выхода. Она не может
    присоединиться к тем, кто проповедует принципы “темного царства”, стать одним
    из его сторонников, так как это означало бы перестать мечтать, вырвать из души
    все чистое, светлое; но она также не может смириться с подчиненным положением,
    присоединиться к “жертвам темного царства” — жить по принципу “лишь бы все шито
    да крыто было” и искать утешения на стороне. Вина Катерины — это вина не перед
    конкретным человеком или группой людей, но вина перед собой, перед своей душой
    за то, что она омрачила ее ложью. Понимая это, Катерина не винит никого, однако
    понимает она и то, что жить с неомраченной душой в “темном царстве” нельзя. Ей
    не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться — именно об этом
    говорит Кулигин Кабановой над бездыханным телом Катерины: “Тело ее здесь, а
    душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!”
    Таким образом,
    протест Катерины — это протест против ханжества и лицемерной морали общества,
    против лжи и пошлости человеческих взаимоотношений. Протест Катерины не мог
    быть действенным, так как ее голос был одинок, и никто из ее окружения был не в
    силах не только ее поддержать, но даже понять до конца. Протест оказался
    саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности,
    не желающей мириться с законами, навязываемыми ей обществом, с ханжеской
    моралью и серостью повседневного быта.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  5. “Катерина – луч света в темном царстве”
    А.Н. Островский, автор многочисленных пьес, поистине считается “певцом купеческого быта”. Именно изображение мира купечества второй половины XIX века, названного Добролюбовым в одной из статей “темным царством”, стало главной темой творчества Островского.
    Драма “Гроза” появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в своем поступке в церкви, всенародно. После этого существование ее становится настолько невыносимым, что она кончает жизнь самоубийством.
    Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею типов. Здесь и купцы-самодуры (Савел Прокофьевич Дикой), и почтенные матери семейств (Марфа Игнатьевна Кабанова), и странницы-богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа (Феклуша), и доморощенные изобретатели-прожектеры (Кулигин), и другие. Однако при всем разнообразии типов нетрудно заметить, что все они как бы распадаются на два лагеря, которые условно можно было бы назвать: “темное царство” и “жертвы темного царства”.
    “Темное царство” составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь, это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом добродетели и хранительницей традиций. Кабанова и впрямь держится традиций, постоянно учит окружающих, как “делали в старину”, касается ли дело сватовства, проводов мужа или хождения в церковь. Кабанова непримиримый враг всего нового: в нем ей видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежь за то, что у нее к старшим нет “должного почтения”, не приветствует просвещение, так как, по ее мнению, “ученость лишь развращает умы”. Кабанова считает, что человек должен жить в страхе перед Богом, а женщина еще и в страхе перед мужем.
    Дом Кабановых всегда полон богомолок и странниц, которые здесь получают “милости”, а взамен рассказывают то, что от них хотят услышать сказки о землях, где живут люди с песьими головами, о “сумасшедших” людях в больших городах, выдумывающих всякие новшества вроде паровоза и тем самым приближающих конец света. “Ханжа, говорит о Кабановой Кулигин, нищих оделяет, а домашних заела совсем…” И действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее поведения дома. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно подавленный властной матерью, живет одним только нехитрым желанием вырваться, пусть и ненадолго, из дома и погулять всласть. Домашняя обстановка настолько гнетет его, что ни мольбы жены, которую он искренне любит, ни дела не могут задержать его дома, если предоставляется хоть малейшая возможность куда-нибудь отлучиться. Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготы семейной обстановки. Однако, в отличие от Тихона, она обладает более твердым характером, и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не подчиняться матери.
    Главой другого семейства, представленного в драме, является Савел Прокофьевич Дикой. В отличие от Кабанихи, которая пытается прикрыть свое самодурство лицемерными рассуждениями о всеобщем благе, Дикой считает это для себя излишним. Он ведет себя, как ему заблагорассудится, ругает кого попадя соседей, работников, членов своей семьи; не платит рабочим причитающиеся им деньги (“Знаю, что надо заплатить, а все одно не могу…”), причем нисколько не стыдится этого, напротив, не без некоторой гордости заявляет, что каждый из работников по копейке не досчитается, а “у меня из этого тысячи составляются”. Дикой является опекуном своих племянников Бориса и его сестры, крторые по завещанию родителей получат свое наследство от Дикого в том случае, “если будут с ним почтительны”. Все в городе, и даже сам Борис, прекрасно понимают, что наследства они с сестрой не получат, так как ничто не помешает Дикому заявить, будто племянники были с ним непочтительны. Мало того, Дикой прямо говорит, что не собирается расставаться с деньгами, так как у него “свои собственные дети есть”.
    Самодуры “правят бал” в городе Калинове. Однако в этом вина не только представителей самого “темного царства”, но и не в меньшей степени его “жертв”. Ни один из тех, кто страдает от хамства и произвола, не отваживается на открытый протест. Тихон стремится всеми силами вырваться из дома; Борис, прекрасно понимая, что никакого наследства не получит, все же не решается на разрыв с дядей и продолжает “плыть по течению”. Он не может защитить свою любовь и лишь сетует: “Эх, кабы сила!” при этом не протестуя, даже когда его “по делу” отправляют в Сибирь. Сестра Тихона, Варвара отваживается на протест, однако ее философия жизни мало чем отличается от философии представителей “темного царства” делай, что хочешь, “лишь бы все шито да крыто было”. Она тайно берет у матери ключ от садовой калитки, ходит на свидания, подбивает пойти с ней Катерину. В конце концов Варвара бежит из дому вместе с Кудряшом, но точно такие же нравы царят не только в городке Калинове. Так что ее бегство, как и постоянное стремление Тихона забежать в кабак, бессмысленно.
    Даже Кулигин, человек вполне независимый, пасует перед Диким, предпочитая с ним не связываться. Мечты Кулигина о лучшей жизни и техническом прогрессе утопичны. Его фантазии хватает лишь на то, чтобы попытаться для общего блага установить громоотвод или сделать солнечные часы на площади. Он с увлечением мечтает., что бы он сделал, если бы имел миллион, однако ничего не предпринимает, чтобы этот миллион заработать, а обращается за деньгами к Дикому.
    Представители же “темного царства” не только умеют блюсти свои интересы, но и очень хорошо могут постоять за себя. Едва пьяный Дикой пытается выругать и Кабаниху, как та его мигом “ставит на место”, и только что бушевавший сосед сразу же переходит на дружелюбный тон.
    Таким образом, Катерина, полюбившая так, как могут любить только очень сильные и страстные натуры, оказывается в полном одиночестве. Никто не в силах ее защитить ни муж, ни любимый человек, ни горожане, сочувствующие ей (Кулигин). Варвара предлагает Катерине не беспокоиться и жить, как прежде: лгать дома и при первой же возможности бегать на свидания к любимому человеку. Однако для Катерины это неприемлемо, так как она понимает, что ложью лишь разрушит свою душу, постепенно утратит способность искренне и бескорыстно любить. Ее набожность не имеет ничего общего с ханжеством Кабанихи, в своем “грехе” Катерина винит только себя, ни словом не упрекая Бориса, который не предпринимает никаких усилий, чтобы ей помочь.
    Смерть Катерины в конце драмы закономерна для нее нет иного выхода. Она не может присоединиться к тем, кто проповедует принципы “темного царства”, стать одним из его сторонников, так как это означало бы перестать мечтать, вырвать из души все чистое, светлое; но она также не может смириться с подчиненным положением, присоединиться к “жертвам темного царства” жить по принципу “лишь бы все шито да крыто было” и искать утешения на стороне. Вина Катерины это вина не перед конкретным человеком или группой людей, но вина перед собой, перед своей душой за то, что она омрачила ее ложью. Понимая это, Катерина не винит никого, однако понимает она и то, что жить с неомраченной душой в “темном царстве” нельзя. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться именно об этом говорит Кулигин Кабановой над бездыханным телом Катерины: “Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!”
    Таким образом, протест Катерины это протест против ханжества и лицемерной морали общества, против лжи и пошлости человеческих взаимоотношений. Протест Катерины не мог быть действенным, так как ее голос был одинок, и никто из ее окружения был не в силах не только ее поддержать, но даже понять до конца. Протест оказался саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности, не желающей мириться с законами, навязываемыми ей обществом, с ханжеской моралью и серостью повседневного быта.
    Список литературы
    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

  6. Катерина — главная героиня драмы А. Н. Островского «Гроза». Н. А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русского характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но не смотря на ее душевную силу и твердый характер Катерина погибает.
    С образом Катерины в драме связан мотив простора. Она мечтает о том, чтобы летать, как птицы. С самого начала драма она предчувствует свою гибель, возможно потому, что она не создана для жизни в «темном царстве». Но ведь она родилась и росла в той же среде, что и Кабаниха, Тихон, Дикой и другие.
    Рассказ Катерины о жизни до замужества — один из самых трогательных монологов. «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле … что хочу, бывало, то и делаю».
    Всю ее настоящую жизнь составляют — домашняя работа и религия, но все это является душой патриархального мироощущения. В реальности же она живет в другом мире, который держится на насилии, принуждении. Даже когда Варвара выслушала рассказ Катерины, сказала: «Да, ведь у нас тоже самое». А Катерина ответила ей, что «здесь все как будто из-под неволи».
    В Катерине рождается новое чувство, еще не ясное ей самой: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю или… уж и не знаю». Это чувство — чувство личности. В Катерине растет любовь, не укладывающаяся в рамки того общества. Ту любовь, которая просыпается в Катерине, она сама. В силу своей религиозности, воспринимает как странный грех. Любовь к Борису для нее, замужней женщины, нарушение нравственного долга. Она хочет быть чистой и безупречной.
    Когда она осознает свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять. Она признается Варваре: «Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». И действительно, вокруг нее все рушится: уезжает Тихон — опора в любви, Варвара дает ей ключ от калитки. В разговоре с Борисом Варвара говорит: «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!». Эти слова можно считать предвестием гибели. Сознание греха полностью овладевает героиней.
    Она не видит иного исхода своей муке, кроме смерти. Отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство. Катерина говорит: «Все равно уж душу свою погубила». Гибель Катерины неотвратима, как бы ни повели себя окружающие ее люди. Смерть Катерины — ее победа, результатом которой стало появление «луча» в «темном царстве».

  7. Образ Катерины воплощает в драме мотив простора, ведь в мечтах девушка летает, как птица. Она предчувствует свою смерть с самого начала. Вероятно, это связано с тем, что Катя не создана для жизни в «темном царстве», хоть она и происходит из той же среды, что и Тихон, Кабаниха и остальные. Одним из самых трогательных монологов является рассказ девушки о жизни до замужества, в котором она говорит, что жила, ни о чем не тужила, точно птица на воле.
    Теперь же ее жизнь состоит из религии и домашней работы, на которых строятся патриархальные устои. Но, если разобраться, Катерина вынуждена жить в мире, построенном на принуждении и насилии. На фоне этого в героине зарождается новое, еще непонятное ей самой, чувство – чувство личности. В Кате возникает любовь, идущая вразрез того общества, в котором ей приходится жить. Это чувство в силу своей религиозности героиня воспринимает как страшный грех. Для замужней Катерины любовь к Борису стала нарушением нравственного долга. Она же хотела быть правильной и безупречной.
    Девушка изо всех сил старается противостоять любви к другому мужчине, воспринимая ее как полет в пропасть. Но все подталкивает ее туда: Тихон уезжает, Варвара дает Кате ключ от калитки. Героиней овладевает сознание греха. Иного исхода своим мукам, кроме смерти, девушка не видит. К самоубийству ее толкает отсутствие надежды на прощение. Катерина считает, что она все равно уже погубила свою душу. Ее гибель неизбежна, как бы ни повели себя окружающие.
    Парадоксально, но смерть Катерины становится ее победой над «темным царством», в результате которой появляется «луч света».

  8. 8
    Текст добавил: Чилийский перчик

    “Катерина – луч света в темном царстве”
    А.Н. Островский, автор многочисленных пьес, поистине считается “певцом купеческого быта”. Именно изображение мира купечества второй половины XIX века, названного Добролюбовым в одной из статей “темным царством”, стало главной темой творчества Островского.
    Драма “Гроза” появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в своем поступке в церкви, всенародно. После этого существование ее становится настолько невыносимым, что она кончает жизнь самоубийством.
    Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею типов. Здесь и купцы-самодуры (Савел Прокофьевич Дикой), и почтенные матери семейств (Марфа Игнатьевна Кабанова), и странницы-богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа (Феклуша), и доморощенные изобретатели-прожектеры (Кулигин), и другие. Однако при всем разнообразии типов нетрудно заметить, что все они как бы распадаются на два лагеря, которые условно можно было бы назвать: “темное царство” и “жертвы темного царства”.
    “Темное царство” составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь, это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом добродетели и хранительницей традиций. Кабанова и впрямь держится традиций, постоянно учит окружающих, как “делали в старину”, касается ли дело сватовства, проводов мужа или хождения в церковь. Кабанова — непримиримый враг всего нового: в нем ей видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежь за то, что у нее к старшим нет “должного почтения”, не приветствует просвещение, так как, по ее мнению, “ученость лишь развращает умы”. Кабанова считает, что человек должен жить в страхе перед Богом, а женщина еще и в страхе перед мужем.
    Дом Кабановых всегда полон богомолок и странниц, которые здесь получают “милости”, а взамен рассказывают то, что от них хотят услышать — сказки о землях, где живут люди с песьими головами, о “сумасшедших” людях в больших городах, выдумывающих всякие новшества вроде паровоза и тем самым приближающих конец света. “Ханжа, — говорит о Кабановой Кулигин, — нищих оделяет, а домашних заела совсем…” И действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее поведения дома. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно подавленный властной матерью, живет одним только нехитрым желанием — вырваться, пусть и ненадолго, из дома и погулять всласть. Домашняя обстановка настолько гнетет его, что ни мольбы жены, которую он искренне любит, ни дела не могут задержать его дома, если предоставляется хоть малейшая возможность куда-нибудь отлучиться. Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготы семейной обстановки. Однако, в отличие от Тихона, она обладает более твердым характером, и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не подчиняться матери.
    Главой другого семейства, представленного в драме, является Савел Прокофьевич Дикой. В отличие от Кабанихи, которая пытается прикрыть свое самодурство лицемерными рассуждениями о всеобщем благе, Дикой считает это для себя излишним. Он ведет себя, как ему заблагорассудится, ругает кого попадя — соседей, работников, членов своей семьи; не платит рабочим причитающиеся им деньги (“Знаю, что надо заплатить, а все одно не могу…”), причем нисколько не стыдится этого, напротив, не без некоторой гордости заявляет, что каждый из работников по копейке не досчитается, а “у меня из этого тысячи составляются”. Дикой является опекуном своих племянников — Бориса и его сестры, крторые по завещанию родителей получат свое наследство от Дикого в том случае, “если будут с ним почтительны”. Все в городе, и даже сам Борис, прекрасно понимают, что наследства они с сестрой не получат, так как ничто не помешает Дикому заявить, будто племянники были с ним непочтительны. Мало того, Дикой прямо говорит, что не собирается расставаться с деньгами, так как у него “свои собственные дети есть”.
    Самодуры “правят бал” в городе Калинове. Однако в этом вина не только представителей самого “темного царства”, но и не в меньшей степени его “жертв”. Ни один из тех, кто страдает от хамства и произвола, не отваживается на открытый протест. Тихон стремится всеми силами вырваться из дома; Борис, прекрасно понимая, что никакого наследства не получит, все же не решается на разрыв с дядей и продолжает “плыть по течению”. Он не может защитить свою любовь и лишь сетует: “Эх, кабы сила!” — при этом не протестуя, даже когда его “по делу” отправляют в Сибирь. Сестра Тихона, Варвара отваживается на протест, однако ее философия жизни мало чем отличается от философии представителей “темного царства” — делай, что хочешь, “лишь бы все шито да крыто было”. Она тайно берет у матери ключ от садовой калитки, ходит на свидания, подбивает пойти с ней Катерину. В конце концов Варвара бежит из дому вместе с Кудряшом, но точно такие же нравы царят не только в городке Калинове. Так что ее бегство, как и постоянное стремление Тихона забежать в кабак, бессмысленно.
    Даже Кулигин, человек вполне независимый, пасует перед Диким, предпочитая с ним не связываться. Мечты Кулигина о лучшей жизни и техническом прогрессе утопичны. Его фантазии хватает лишь на то, чтобы попытаться для общего блага установить громоотвод или сделать солнечные часы на площади. Он с увлечением мечтает., что бы он сделал, если бы имел миллион, однако ничего не предпринимает, чтобы этот миллион заработать, а обращается за деньгами к Дикому.
    Представители же “темного царства” не только умеют блюсти свои интересы, но и очень хорошо могут постоять за себя. Едва пьяный Дикой пытается выругать и Кабаниху, как та его мигом “ставит на место”, и только что бушевавший сосед сразу же переходит на дружелюбный тон.
    Таким образом, Катерина, полюбившая так, как могут любить только очень сильные и страстные натуры, оказывается в полном одиночестве. Никто не в силах ее защитить — ни муж, ни любимый человек, ни горожане, сочувствующие ей (Кулигин). Варвара предлагает Катерине не беспокоиться и жить, как прежде: лгать дома и при первой же возможности бегать на свидания к любимому человеку. Однако для Катерины это неприемлемо, так как она понимает, что ложью лишь разрушит свою душу, постепенно утратит способность искренне и бескорыстно любить. Ее набожность не имеет ничего общего с ханжеством Кабанихи, в своем “грехе” Катерина винит только себя, ни словом не упрекая Бориса, который не предпринимает никаких усилий, чтобы ей помочь.
    Смерть Катерины в конце драмы закономерна — для нее нет иного выхода. Она не может присоединиться к тем, кто проповедует принципы “темного царства”, стать одним из его сторонников, так как это означало бы перестать мечтать, вырвать из души все чистое, светлое; но она также не может смириться с подчиненным положением, присоединиться к “жертвам темного царства” — жить по принципу “лишь бы все шито да крыто было” и искать утешения на стороне. Вина Катерины — это вина не перед конкретным человеком или группой людей, но вина перед собой, перед своей душой за то, что она омрачила ее ложью. Понимая это, Катерина не винит никого, однако понимает она и то, что жить с неомраченной душой в “темном царстве” нельзя. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться — именно об этом говорит Кулигин Кабановой над бездыханным телом Катерины: “Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!”
    Таким образом, протест Катерины — это протест против ханжества и лицемерной морали общества, против лжи и пошлости человеческих взаимоотношений. Протест Катерины не мог быть действенным, так как ее голос был одинок, и никто из ее окружения был не в силах не только ее поддержать, но даже понять до конца. Протест оказался саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности, не желающей мириться с законами, навязываемыми ей обществом, с ханжеской моралью и серостью повседневного быта.

  9. А.Н.
    Островский, автор многочисленных пьес, поистине считается “певцом купеческого
    быта”. Именно изображение мира купечества второй половины XIX века, названного
    Добролюбовым в одной из статей “темным царством”, стало главной темой
    творчества Островского.
    Драма “Гроза”
    появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня,
    Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого
    человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в
    своем поступке в церкви, всенародно. После этого существование ее становится
    настолько невыносимым, что она кончает жизнь самоубийством.
    Такова событийная
    канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую
    галерею типов. Здесь и купцы-самодуры (Савел Прокофьевич Дикой), и почтенные
    матери семейств (Марфа Игнатьевна Кабанова), и странницы-богомолки,
    рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа
    (Феклуша), и доморощенные изобретатели-прожектеры (Кулигин), и другие. Однако
    при всем разнообразии типов нетрудно заметить, что все они как бы распадаются
    на два лагеря, которые условно можно было бы назвать: “темное царство” и
    “жертвы темного царства”.
    “Темное
    царство” составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может
    оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь,
    это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом
    добродетели и хранительницей традиций. Кабанова и впрямь держится традиций,
    постоянно учит окружающих, как “делали в старину”, касается ли дело сватовства,
    проводов мужа или хождения в церковь. Кабанова — непримиримый враг всего
    нового: в нем ей видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежь
    за то, что у нее к старшим нет “должного почтения”, не приветствует
    просвещение, так как, по ее мнению, “ученость лишь развращает умы”. Кабанова
    считает, что человек должен жить в страхе перед Богом, а женщина еще и в страхе
    перед мужем.
    Дом Кабановых
    всегда полон богомолок и странниц, которые здесь получают “милости”, а взамен
    рассказывают то, что от них хотят услышать — сказки о землях, где живут люди с
    песьими головами, о “сумасшедших” людях в больших городах, выдумывающих всякие
    новшества вроде паровоза и тем самым приближающих конец света. “Ханжа, —
    говорит о Кабановой Кулигин, — нищих оделяет, а домашних заела совсем…” И
    действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее
    поведения дома. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно
    подавленный властной матерью, живет одним только нехитрым желанием — вырваться,
    пусть и ненадолго, из дома и погулять всласть. Домашняя обстановка настолько
    гнетет его, что ни мольбы жены, которую он искренне любит, ни дела не могут
    задержать его дома, если предоставляется хоть малейшая возможность куда-нибудь
    отлучиться. Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготы
    семейной обстановки. Однако, в отличие от Тихона, она обладает более твердым
    характером, и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не подчиняться матери.
    Главой другого
    семейства, представленного в драме, является Савел Прокофьевич Дикой. В отличие
    от Кабанихи, которая пытается прикрыть свое самодурство лицемерными
    рассуждениями о всеобщем благе, Дикой считает это для себя излишним. Он ведет
    себя, как ему заблагорассудится, ругает кого попадя — соседей, работников,
    членов своей семьи; не платит рабочим причитающиеся им деньги (“Знаю, что надо
    заплатить, а все одно не могу…”), причем нисколько не стыдится этого,
    напротив, не без некоторой гордости заявляет, что каждый из работников по
    копейке не досчитается, а “у меня из этого тысячи составляются”. Дикой является
    опекуном своих племянников — Бориса и его сестры, крторые по завещанию
    родителей получат свое наследство от Дикого в том случае, “если будут с ним
    почтительны”. Все в городе, и даже сам Борис, прекрасно понимают, что
    наследства они с сестрой не получат, так как ничто не помешает Дикому заявить,
    будто племянники были с ним непочтительны. Мало того, Дикой прямо говорит, что
    не собирается расставаться с деньгами, так как у него “свои собственные дети
    есть”.
    Самодуры
    “правят бал” в городе Калинове. Однако в этом вина не только представителей
    самого “темного царства”, но и не в меньшей степени его “жертв”. Ни один из
    тех, кто страдает от хамства и произвола, не отваживается на открытый протест.
    Тихон стремится всеми силами вырваться из дома; Борис, прекрасно понимая, что
    никакого наследства не получит, все же не решается на разрыв с дядей и
    продолжает “плыть по течению”. Он не может защитить свою любовь и лишь сетует:
    “Эх, кабы сила!” — при этом не протестуя, даже когда его “по делу” отправляют в
    Сибирь. Сестра Тихона, Варвара отваживается на протест, однако ее философия
    жизни мало чем отличается от философии представителей “темного царства” —
    делай, что хочешь, “лишь бы все шито да крыто было”. Она тайно берет у матери
    ключ от садовой калитки, ходит на свидания, подбивает пойти с ней Катерину. В
    конце концов Варвара бежит из дому вместе с Кудряшом, но точно такие же нравы
    царят не только в городке Калинове. Так что ее бегство, как и постоянное
    стремление Тихона забежать в кабак, бессмысленно.
    Даже Кулигин,
    человек вполне независимый, пасует перед Диким, предпочитая с ним не
    связываться. Мечты Кулигина о лучшей жизни и техническом прогрессе утопичны.
    Его фантазии хватает лишь на то, чтобы попытаться для общего блага установить
    громоотвод или сделать солнечные часы на площади. Он с увлечением мечтает., что
    бы он сделал, если бы имел миллион, однако ничего не предпринимает, чтобы этот
    миллион заработать, а обращается за деньгами к Дикому.
    Представители
    же “темного царства” не только умеют блюсти свои интересы, но и очень хорошо
    могут постоять за себя. Едва пьяный Дикой пытается выругать и Кабаниху, как та
    его мигом “ставит на место”, и только что бушевавший сосед сразу же переходит
    на дружелюбный тон.
    Таким образом,
    Катерина, полюбившая так, как могут любить только очень сильные и страстные
    натуры, оказывается в полном одиночестве. Никто не в силах ее защитить — ни
    муж, ни любимый человек, ни горожане, сочувствующие ей (Кулигин). Варвара
    предлагает Катерине не беспокоиться и жить, как прежде: лгать дома и при первой
    же возможности бегать на свидания к любимому человеку. Однако для Катерины это
    неприемлемо, так как она понимает, что ложью лишь разрушит свою душу,
    постепенно утратит способность искренне и бескорыстно любить. Ее набожность не
    имеет ничего общего с ханжеством Кабанихи, в своем “грехе” Катерина винит
    только себя, ни словом не упрекая Бориса, который не предпринимает никаких
    усилий, чтобы ей помочь.
    Смерть Катерины
    в конце драмы закономерна — для нее нет иного выхода. Она не может
    присоединиться к тем, кто проповедует принципы “темного царства”, стать одним
    из его сторонников, так как это означало бы перестать мечтать, вырвать из души
    все чистое, светлое; но она также не может смириться с подчиненным положением,
    присоединиться к “жертвам темного царства” — жить по принципу “лишь бы все шито
    да крыто было” и искать утешения на стороне. Вина Катерины — это вина не перед
    конкретным человеком или группой людей, но вина перед собой, перед своей душой
    за то, что она омрачила ее ложью. Понимая это, Катерина не винит никого, однако
    понимает она и то, что жить с неомраченной душой в “темном царстве” нельзя. Ей
    не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться — именно об этом
    говорит Кулигин Кабановой над бездыханным телом Катерины: “Тело ее здесь, а
    душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!”
    Таким образом,
    протест Катерины — это протест против ханжества и лицемерной морали общества,
    против лжи и пошлости человеческих взаимоотношений. Протест Катерины не мог
    быть действенным, так как ее голос был одинок, и никто из ее окружения был не в
    силах не только ее поддержать, но даже понять до конца. Протест оказался
    саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности,
    не желающей мириться с законами, навязываемыми ей обществом, с ханжеской
    моралью и серостью повседневного быта.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  10. А. Н. Островский оказал огромное влияние на развитие русского драматического искусства. До него таких пьес, как «Гроза», в русском театре не было, По жанру «Гроза» — это народная трагедия, в основе которой лежит сложный социально-бытовой конфликт. Душевная драма Катерины, разыгравшаяся в быту, в семье, накладывает отпечаток на жизнь всего народа. Ведь обстановка, в которой живут герои пьесы, чрезвычайно трагическая: бедность, грубость нравов, невежество, произвол, то есть то, что определяется словом «неволя».
    В центре драмы «Гроза» образ Катерины. Ей отано авторское и зрительское сочувствие. Островский связывал с образом главной героини мысль о том, что стремление к свободе и счастью естественно и неодолимо, какие бы препятствия ни ставила жизнь, Высокие нравственные идеалы во все времена имели особое значение.
    В пьесе «Гроза» Островский показал борьбу старого купеческого поколения, воспитанного на «Домострое», и новых, молодых людей, начинающих освобождаться от устаревших представлений о жизни.
    Катерина — главная героини пьесы — единственная решилась бросить вызов «темному царству», тогда как другие представители молодого поколения стараются к нему приспособиться. Тихон, муж Катерины, ищет спасения от матери в вине. Варвара стала хитрой и научилась скрывать от Кабанихи свои выодки. Борис не способен ничего сделать (да и не хоет), так как находится в материальной зависимости от Дикого. Только Кудряш, самый независимый из всех, может иногда сказать грубое слово Дикому, но и он сживается с калиновскими нравами.
    Катерина же совсем другая. И причина ее особенного поведения прежде всего связана с воспитанием. В детстве она росла, окруженная заботой и лаской матеи, которая любила свою дочь и не заставляла ее мноо работать. «Я жила, — рассказывает Катерина Варваре, — ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Катерина искренне верит в Бога, а посещение церкви для нее — праздник. Стремление к прекрасному для главной героини выражается в молитвах и церковном пении, Прогулки летом на ключ за водой, уход за цветами, вышивание по бархату — вот любимые занятия Катерины, которые развили в ней большую впечатлительность и мечтательность, сформировали светлую поэтическую натуру главной героини.
    У Кабановых внешне жизнь ничем не отличается от той, которую вела Катерина в доме матери, но здесь все «как будто из-под неволи». Кабаниха тоже привечает странниц, но они разносят слухи и сплетни и рассказывают невероятные истории, и их нельзя назвать действительно богомольными людьми.
    Катерина попала в душную атмосферу семейного рабства. Она принуждена на каждом шагу испытыать свою зависимость от свекрови, переносить от нее незаслуженные упреки и оскорбления, не находя подержки и защиты со стороны мужа. Катерина ищет взаимопонимания у Варвары, расказывает ей о своих переживаниях, но она не способна понять ее тонкие душевные движения. «Ты какая-то мудреная!» — говорит она Катерине.
    В поисках человека, которому можно открыть душу, довериться, Катерина обращает внимание на Бориса. Он отличается от жителей Калинова неплохим образованием и хорошими манерами, и Катерина видит в нем надежду на лучшую жизнь. Понимая, что измена — большой грех, она сначала скрывает любовь даже от самой себя, но чувство оказывается сильнее рассудка, и Катерина все же решается на встречу с возюбленным. Десять дней продолжаются свидания, десять дней Катерина почти счастлива. Однако ее терзает мысль о божьей каре за грехи, о «геенне огненной». Когда же возвращается муж, ей становится еще хуже, так как он одним своим видом напоминает ей о совершенном грехе. Полностью разрушает шаткое равновесие в душе Катерины полусумасшедшая барыня, которая пророчит ей скорую смерть в адских муках.
    Катерина не может хранить страшную тайну в себе, так как совесть мучает ее, все ее внутреннее естество восстает против неправды. Она все рассказывает Тихону, а главное — Кабанихе.
    После этого жизнь Катерины становится и вовсе невыносимой. Свекровь «точит ее, как ржа железо». И Катерина решается на отчаянный поступок: она убегает из дома, чтобы проститься с Борисом, которого Дикой отсылает из города. Это был очень решительный поступок, так как Катерина понимает, что после этого домой ей будет вернуться нельзя. Да она и не хочет возвращаться: «Уж коли очень мне здесь опостынет, не удержат меня никакой силой».
    У Катерины оставалась маленькая надежда на то, что Борис возьмет ее с собой, но, получив отказ, она понимает, что для нее лишь один выход остался — самоубийство. Нет, Катерине не жизнь надоела. Она хочет жить, но именно жить, а не существовать под тяжелым гнетом Кабанихи.
    Правильно ли поступила Катерина, приняв такое решение? Силу или слабость характера она проявила? Трудно ответить на этот вопрос. С одной стороны, нужно иметь немалую храбрость, чтобы лишить себя жизни, а для религиозной Катерины это во много раз сложнее, так как самоубийство — это страшный грех. Но, с другой стороны, еще больше мужества нужно иметь, чтобы остаться жить в доме Кабанихи и нести свой крест или бороться (а возможно ли это?) с «темным царством».
    И все же Добролюбов не случайно называет героиню Островского «лучом света в темном царстве». Она, слабая и религиозная женщина, все же нашла в себе силы для протеста. Она единственная поднялась против грубости и деспотизма, жестокости и несправедливости, лицемерия и ханжества и своим поступком, как лучом света, озарила на миг темные стороны жизни.
    В своей героине Островский нарисовал новый тип самоотверженной русской женщины, решительностью своего протеста предвещавшей неизбежную гибель «темного царства». И это, по словам Добролюбова, вносило в пьесу начало, «освежающее и ободряющее». Все самое светлое отразил в характере главной героини Островский: доброту и искреность, поэтичность и мечтательность, честность и правдивость, прямоту и решительность. Именно такой трогательной и чистой остается в нашей памяти Катерина в ее стремлении обрести любовь, семью, уважение к себе и взаимопонимание.

  11. Тема: – Катерина – “Луч света в темном царстве” (5)

    В основу пьесы А.Н. Островского “Гроза” положен конфликт “темного царства” и светлого начала, представленного автором в образе Катерины Кабановой. Гроза — это и символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагичной любви, и в то же время — воплощение бремени страха, под игом которого живут люди.
    В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального городка с ее грубостью,
    ханжеством, властью богатых и “старших”. “Темное царство” — это зловещая среда
    бессердечности и тупого, рабского преклонения перед могуществом старых порядков. Так, Кабанова тщетно пытается внушить Катерине “основу домашнего благополучия”: беспрекословное подчинение воле мужа, покорность, исполнительность и уважение к старшим, а главное — никогда не сметь “свое суждение иметь”. Царству покорности и слепого страха противостоят силы разума, здравого смысла, просвещения, проповедуемые
    Кулигиным, а также чистая душа Катерины, которая пусть и бессознательно, одним велением искренней, цельной натуры, этому миру враждебна. “Лучом света в темном царстве”назвал Катерину Н.А. Добролюбов.
    Катерина —одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется прекрасным принцем, который увезет ее из “темного царства” в сказочный мир, существующий в ее снах.
    Катерина, грустная и веселая, уступчивая и строптивая, мечтательная, подавленная и гордая. Такие различные душевные состояния объясняются естественностью каждого душевного движения этой одновременно сдержанной и порывистой натуры, сила которой состоит в способности всегда быть самой собою. Катерина и осталась верна самой себе, то
    есть изменить саму сущность своего характера так и не смогла.
    Я думаю, что самая важная черта характера Катерины — честность перед собой, мужем, окружающим ее миром; это ее нежелание жить во лжи. Она говорит Варваре: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили героиню сказать правду. “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” — так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить — не для нее. Жить — это значит быть самой собою. Ее самая дорогая ценность — это личная свобода, свобода души.
    С таким характером не могла Катерина после измены мужу оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и “нравоучения”
    Кабанихи, потерять свободу. Но любому терпению приходит конец. Катерине трудно
    находиться там, где ее не понимают, унижают и оскорбляют ее человеческое достоинство,
    игнорируют ее чувства и желания. Перед смертью она говорит: “Что домой, что в могилу
    — все равно… В могиле лучше…” Ей не смерть желанна, а жизнь невыносима.
    Катерина — человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно
    христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно
    совершив его, она показала не слабость, а силу характера. Ее смерть — вызов “темной
    силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.
    Н.А. Добролюбов дал высокую оценку героине: “Решительный, цельный русский характер… сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды,
    исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны…Вот истинная сила характера!”

  12. А. Н. Островский написал много пьес о купечестве. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов называл их “пьесами жизни”. В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового молчания. А если и появляется глухой, бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал “Темное царство”. Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление жить достойно. Не долго будет он покорен.
    “Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?” — спрашивал Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга “Гроза”.
    Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение. И в пьесе гроза не только явление природы, но и яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной жизни.
    В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее “лучом света в темном царстве”. Чем же так отличается Катерина от других жителей этого царства?
    В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы такими не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя.
    Хотя Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она “жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства свекрови.
    В доме Катерины всегда было много странниц и богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, искренне верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжкий грех. Но Катерина в религии — “поэт” (по выражению горьковского героя). Она наделена ярким воображением, она мечтательна и эмоциональна. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, то видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминающая народные сказания и песни.
    Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной натуры способствовали пробуждению в Катерине нездоровой чувствительности. Поэтому во время грозы, услышав проклятья полоумной барыни, она стала молиться. Когда же она увидела на стене рисунок “геенны огненной”, ее нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.
    Ее религиозность даже как-то оттеняет такие черты, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая родных Кабаниха вообще не способны понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяющим себе загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, не способным оценить истинную любовь, Катерина становится особенно привлекательной. Она не хочет и не может обманывать и прямо заявляет: “Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу!” Любовь к Борису — это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с “темным царством”. Она не воспринимает свой протест как возмущение против целой системы, даже не задумывается об этом. Но так устроено “темное царство”, что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертельный грех, как восстание против их основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса заканчивается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздвоена внутренним сознанием своего “греха”.
    Гибель такой женщины — это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над “темным царством”, сковывающим свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непрощаемый грех. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда”. А последними ее словами были: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”
    Можно оправдывать или обвинять Катерину за ее решение, приведшее к трагическому финалу, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решимостью. Смерть ее потрясла даже таких людей, как Тихон, который уже в глаза обвиняет мать в гибели жены.
    Значит, поступок Катерины был действительно “страшным вызовом самодурной силе”. Значит, в “темном царстве” могут рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это “царство”.

  13. –>
    Главной героиней в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является Катерина. Это добрая, религиозная, свободолюбивая девушка. Тя-жело ей живется в доме у Кабановой. Муж Катерины — слабоволь-ный человек, ни в чем не смеет перечить своей матери, которая заправляет всем в доме. Он и сам мечтает хоть иногда вырваться из дома. А когда ему это удается, то уходит в загул. Тихон по-своему любит Катерину и жалеет ее. Но отказывается взять ее с собой в Москву: «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то; а ты еще навязываешься со мной». Дома ее постоянно — день за днем, за дело и без дела — поедом ест свекровь, пилит несчастную девушку. Катерина попала в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Это подтвержда-ет и Варвара, сестра Тихона, говоря, что на обмане у них «весь дом держится». И ее позиция такова: «А по-моему делай что хочешь, только бы шито да крыто было». «Грех не беда, молва нехороша!» — так рассуждали многие. Но не такая Катерина. Она очень честный, религиозный человек. Девушка искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу.
    Катерина, со своей чистой душой, не смогла приспособиться к этому миру, не смогла носить тяжелые кандалы, которые ско-вывали ее тело, душу, мысли. Слишком дорога ей свобода. Не случайно в произведении «Гроза» Катерина часто сравнивает себя с птицей, хочет взмыть в небо и полететь. Ведь птица в народной поэзии — это символ свободы.
    Свою жизнь в родительском доме Катерина вспоминает как прекрасный рай именно потому, что у матери она жила «точно птичка на воле», а в доме Кабановой вроде все то же, да не так: и молятся здесь лицемерно, и добро делают будто «из-под неволи». Катерина привыкла к другому — открытое™, доброте, уважению к человеку. Она не может выдержать унизительные упреки свек-рови, смириться с такой жизнью. В разговоре с Варварой девушка говорит, что та не знает ее характера. И если случится так, что ей окончательно надоест жить у Кабановой, то никто не сможет ее удержать. Катерина будет готова выброситься в окно, кинуться в Волгу, но жить против воли она не станет. В этих словах девушка выражает свой протест всему происходящему. В какой-то мере ее любовь к Борису тоже своеобразный протест, попытка вырваться из «темного царства». Она любит Бориса не так, как принято лю-бить в «темном царстве», она хочет открытости, свободы. Вместе с этим Катерина понимает, что не сможет быть с ним вечно. Ее сковывают узы брака с нелюбимым Тихоном. «Ведь мне с мужем жить до гробовой доски», — говорит она. Поэтому свою измену мужу девушка воспринимает как трагическую, неискупимую вину. А будучи человеком религиозным, она мучается еще больше. Катерина, как натура сильная, не боится осуждения народа. Во время грозы девушка при всех кается перед Тихоном в своем гре-хе. Гораздо больнее ей осознавать свою вину, свой грех. И она знает, что этот страшный грех ей никогда не удастся замолить, он камнем ляжет ей на душу. Для нее единственным выходом являет-ся смерть. И Катерина решается на самоубийство.
    В основу пьесы А. Н. Островского «Гроза» положен конфликт «темного царства» и светлого начала, представленного автором в образе Катерины Кабановой. Гроза — это и символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагичной любви, и в то же время — воплощение бремени страха, под игом которого живут люди.
    В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального городка с ее грубостью,
    ханжеством, властью богатых и «старших». «Темное царство» — это зловещая среда
    бессердечности и тупого, рабского преклонения перед могуществом старых порядков. Так, Кабанова тщетно пытается внушить Катерине «основу домашнего благополучия»: беспрекословное подчинение воле мужа, покорность, исполнительность и уважение к старшим, а главное — никогда не сметь «свое суждение иметь». Царству покорности и слепого страха противостоят силы разума, здравого смысла, просвещения, проповедуемые
    Кулигиным, а также чистая душа Катерины, которая пусть и бессознательно, одним велением искренней, цельной натуры, этому миру враждебна. «Лучом света в темном царстве»назвал Катерину Н. А. Добролюбов.
    Катерина —одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется прекрасным принцем, который увезет ее из «темного царства» в сказочный мир, существующий в ее снах.
    Катерина, грустная и веселая, уступчивая и строптивая, мечтательная, подавленная и гордая. Такие различные душевные состояния объясняются естественностью каждого душевного движения этой одновременно сдержанной и порывистой натуры, сила которой состоит в способности всегда быть самой собою. Катерина и осталась верна самой себе, то
    есть изменить саму сущность своего характера так и не смогла.
    Я думаю, что самая важная черта характера Катерины — честность перед собой, мужем, окружающим ее миром; это ее нежелание жить во лжи. Она говорит Варваре: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили героиню сказать правду. «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» — так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить — не для нее. Жить — это значит быть самой собою. Ее самая дорогая ценность — это личная свобода, свобода души.
    С таким характером не могла Катерина после измены мужу оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и «нравоучения»
    Кабанихи, потерять свободу. Но любому терпению приходит конец. Катерине трудно
    находиться там, где ее не понимают, унижают и оскорбляют ее человеческое достоинство,
    игнорируют ее чувства и желания. Перед смертью она говорит: «Что домой, что в могилу
    — все равно… В могиле лучше…» Ей не смерть желанна, а жизнь невыносима.
    Катерина — человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно
    христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно
    совершив его, она показала не слабость, а силу характера. Ее смерть — вызов «темной
    силе», желание жить в «светлом царстве» любви, радости и счастья.
    Н. А. Добролюбов дал высокую оценку героине: «Решительный, цельный русский характер… сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды,
    исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны…Вот истинная сила характера!»
    «В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» и есть по-нашему, фон пьесы, указанный нами и обнаружи вающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели».
    Н. А. Добролюбов
    Страницы: 1 2
    Понравилось сочинение » Катерина – «Луч света в темном царстве», тогда жми кнопку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *