Сочинение на тему катерина луч света в темном царстве с планом

13 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: #ЗаЧаРоВаННаЯ КаКаЯ-тО#

    Несмотря на то, что девушка вышла из той же купеческой среды, что и остальные, однако ее жизнь до замужества резко отличается от настоящего положения. В ее семье не было принуждения и насилия, все жили в полном согласии.
    Душная, тягостная обстановка давит на Катерину. Ее чистая светлая душа противится «темному царству», в котором царит злоба и деспотизм.
    Вышедшая замуж по сговору родителей, не любящая мужа изначально, Катерина старается найти хоть какой-то отклик в его душе. Но, слепо повинующийся деспотичной матери Тихон, теряет уважение в ее глазах.
    Именно в этот момент на ее пути встречается Борис, которому она отдает всю свою любовь. Ради возлюбленного девушка готова на все, пойдя против своих убеждений и принципов. Считающая свое чувство страшным грехом, Катерина готова идти за любимым на край света.
    Несмотря на то, что она не смогла устоять перед своей любовью, открытая, искренняя Катерина не может лгать и признается в измене мужу. Катерина готова уехать с Борисом. Но тот, оказавшись таким же слабохарактерным и безвольным, как и ее муж, боится порвать со своим привычным миром и бросает девушку.
    Оставшись одна, без поддержки, не желая возвращаться к прежней жизни, религиозная девушка, считающая, что ее душа уже погублена, не видит другого выхода, как уйти из жизни. Не желающая смириться с «темным царством», стремящаяся вырваться на волю, она летит в омут свободная, как птица.
    Смерть Катерины стала толчком, побудившим к бунту против матери даже такого робкого человека, как Тихон. Ее поступок стал вызовом «самодурной силе», положил начало разрушению прежнего порядка.
    Создавая образ Катерины, Островский показал, что даже в царстве тьмы могут появиться личности, способные озарить его «лучом света».

    Сочинение про Лучик света – Катерину

    В пьесе Александра Николаевича Островского “Гроза” очень много негативных героев, но появляется Катерина. Она как луч света в этом мраке. Ее светлый образ заставляет задуматься, что даже если все вокруг злые, нужно улыбаться и делать добро.
    Действие происходит в городе, в котором существуют специальные правила. В этом городе все живут не по правилам. Героиня единственная живет правильно и честно. У девушки было беззаботная юность в любви и ласке. И она не привыкла к унижению и насмешкам. Катерину отдали замуж без любви. Ее не любит семья мужа и постоянно в чем то упрекают. Девушка думает о том, чтобы сбежать, но и не может сделать больно мужу. У нее слишком доброе сердце чтобы так поступить. Внутри нее борется тьма и ее добрая душа. Она считает, что лучше утонуть в реке, чтобы не терпеть ненавистную свекровь.
    Она встречает Бориса. Катерина влюбляется до такой степени, что готова ехать с ним куда угодно. Но Борис боится и не берет ее с собой. Она уже не сможет просто так жить. Катерина решила покаяться перед мужем, а в ответ слышит лишь издевательства от свекрови. Не зная, что делать с этой любовью и с этой обидой она бросается в Волгу. Лучше умереть, чем жить без любимого Бориса. Она покидает этот жестокий мир. Смерть героини заставляет мужа задуматься и он, наконец- то дает отпор своей матери. Катерина как светлый луч открывает глаза своему мужу на происходящее. Она помогает понять, что не нужно всегда слушать и потакать маме. Но это происходит только после ее смерти. Жалко, что за прозрение мужа девушка отдала свою жизнь.
    Очень хорошо, что в произведении есть такой светлый и чистый образ. В произведение очень мрачная и грустная атмосфера, злые и отрицательные герои. Но Катерина разряжает все своей добротой и честностью. Героиня, проходя через все испытания, оставалась верна своим принципам и своей позиции. В ней всегда присутствовала человечность, которой так не хватает в произведении и вообще в наше время.
    10 класс

  2. Александр Николаевич Островский написал огромное количество работ. Самой запоминающейся по своему праву можно считать его пьесу «Гроза».
    Главной героиней драмы Островского является Катерина Петровна Кабанова. Но для того, чтобы понять и узнать ее характер, нам нужно окунуться в ее прошлое и заглянуть к ней в душу. В детстве Катя не знала забот. Она росла счастливым и послушным ребенком. Родители очень любили свою дочь и предоставляли ей полную свободу: « Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю». Героиня все время витала в облаках. Катя – искренняя девушка, которая любит правду. Большое количество времени девушка проводила в мечтах, поэтому ее можно смело назвать мечтательницей. Катерина была очень умной девушкой, хотя образование она так и не получила. Все знания она черпала из рассказов странниц и богомолок.
    Главную героиню выдали замуж за Тихона Кабанова. Так как брак был заключен не по любви, Катя чувствовала себя несчастной. Со своей свекровью она не могла найти общий язык. Кабаниха – мать Тихона, постоянно обижала Катерину. Муж не смел перечить маменьке и поэтому не заступался за супругу. Однажды Катя влюбилась в Бориса, жизнь снова заиграла цветными красками. Когда муж был в отъезде, Катерина изменила ему. Но так как она честная девушка с достойным воспитанием, то она призналась во всем Тихону. Если бы не свекровь, он ее бы простил. Катя хотела уехать с Борисом в Сибирь, но тот не захотел ее взять с собой. Ей ничего не оставалось, как прыгнуть в Волгу. Катерина умерла, прожив не так много лет. Она была лучиком света в этом темном царстве.
    Главная героиня имела очень мужественный характер. Она не смогла исправить свою жизнь в лучшую сторону и не побоялась с ней расстаться. Катерина так и не смогла победить это “Темное царство”, но ее смерть говорит о том, что она не стала побежденной.

  3. 3
    Текст добавил: Не_Тр0гаЙ_мЕня

    Образ Катерины воплощает в драме мотив простора, ведь в мечтах девушка летает, как птица. Она предчувствует свою смерть с самого начала. Вероятно, это связано с тем, что Катя не создана для жизни в «темном царстве», хоть она и происходит из той же среды, что и Тихон, Кабаниха и остальные. Одним из самых трогательных монологов является рассказ девушки о жизни до замужества, в котором она говорит, что жила, ни о чем не тужила, точно птица на воле.
    Теперь же ее жизнь состоит из религии и домашней работы, на которых строятся патриархальные устои. Но, если разобраться, Катерина вынуждена жить в мире, построенном на принуждении и насилии. На фоне этого в героине зарождается новое, еще непонятное ей самой, чувство – чувство личности. В Кате возникает любовь, идущая вразрез того общества, в котором ей приходится жить. Это чувство в силу своей религиозности героиня воспринимает как страшный грех. Для замужней Катерины любовь к Борису стала нарушением нравственного долга. Она же хотела быть правильной и безупречной.
    Девушка изо всех сил старается противостоять любви к другому мужчине, воспринимая ее как полет в пропасть. Но все подталкивает ее туда: Тихон уезжает, Варвара дает Кате ключ от калитки. Героиней овладевает сознание греха. Иного исхода своим мукам, кроме смерти, девушка не видит. К самоубийству ее толкает отсутствие надежды на прощение. Катерина считает, что она все равно уже погубила свою душу. Ее гибель неизбежна, как бы ни повели себя окружающие.
    Парадоксально, но смерть Катерины становится ее победой над «темным царством», в результате которой появляется «луч света».

  4. Катерина – луч света в темном царстве – сочинение.
    План
    1. Драма А.Островского «Гроза». Актуальность конфликта.
    2. Катерина Кабанова – главная героиня пьесы:
    а) отношения с Кабанихой;
    б) отношения с Тихоном;
    в) отношения с Борисом.
    3. «Отчего люди не летают…»
    А.Островский в своей пьесе «Гроза» представил социально-бытовую драму XIX века на примере семейства Кабановых. Автор предлагает читателю острый конфликт двух «миров». Старый мир представлен суровыми устоями дома Кабановых. Его обитатели воспитаны «Домостроем». А новый мир – чистой и честной Катериной, которая не смогла смириться с «кабановскими» правилами. Много критики и замечаний выдержала драма А.Н.Островского. Но она изменила в корне отношение литературы к драматическому произведению.
    Один из критиков того времени – Николай Добролюбов – написал по пьесе «Гроза» статью «Луч света в темном царстве». В ней он описывает характер Катерины и нарекает ее «лучом света», борющимся с «темными силами». Катерина – честная девушка. Она скромна, чиста и религиозна. В «темном царстве» Кабановых ей душно. Все в этом доме держится на лжи, об этом говорит и сама Кабаниха.
    Свекровь донимает Катерину, не дает ей проходу. Она учит ее, как нужно вести себя в мужнином доме. Кабанова очень властная женщина. Все в доме ей подчиняются – и муж, и сын, и дочь, и невестка. Она держит под контролем все, что происходит в семье. Тиранство – ее главная черта. Катерина не перечит свекрови, живет в послушании, но Кабаниха постоянно ее обижает. Тихон тоже живет под гнетом. Он уезжает из дома с удовольствием, чтобы только не видеть и не слышать собственной матери.
    Тихон оставляет Катерину одну, не думая о том, каково ей будет в доме свекрови-тирана. Молчаливый, послушный, равнодушный Тихон не спасает жену от грубости матери. Это приводит Катерину к полному безверию в семейную жизнь.
    Борис – единственная надежда Катерины. Он отличается от других жителей Калинина. Но тоже находится в зависимости родственника Кабановых – Дикого. Богатство и состоянии привлекают его больше. Испытывая искренние чувства любви, Катерина в отсутствие мужа проводит время с Борисом. Она почти счастлива. Но надежды не оправдались – Борис уезжает и не зовет Катерину с собой. Что делать бедной девушке, когда рядом не оказывается ни опоры, ни поддержки? Ни одной родной души? Катерина решается на очень серьезный шаг – самоубийство. Был ли у неё другой выход из сложившейся ситуации? После того как Катерина признается мужу и Кабанихе в с своем грехе, жизнь становится невыносимой. Осознавая все больше свой тяжкий «проступок», Катерина выбирает «не жизнь» жизни в неволе. Казалось бы, религиозность героини не позволяет поступать именно так. Но что является большим грехом? Жизнь в душном, несправедливом мире или все-таки смерть?
    Гибель Катерины – это вызов «темному царству», не способному дать человеку любовь и надежду. Вызов миру, не умеющему мечтать. Монолог героини «Отчего люди не летают так, как птицы?..» раскрывает ее душу. Катерина мечтает быть свободной. Она с радостью вспоминает свои годы до замужества. И там – в том девичьем мире – ей было хорошо. В доме же Кабановых девушка погибает. Она не смиряется с грубостью и нечестностью, она не становится Кабановой. Она находит покой в церкви. Она остается «лучом света в темном царстве». Смерть Катерины – это победа над темными силами, которые не смогли сломить чистой души.

  5. Катерина – луч света в темном царстве.
    План.
    Освобождение женщины от семейного рабства – один из злободневных вопросов конца 50-х годов 19 века.
    Катерина – «луч света в темном царстве».
    Место образа Катерины среди образов драмы.
    Жизнь Катерины в родительском доме, ее мечтательность.
    Условия жизни Катерины после замужества. Катерина в доме Кабановых.
    Желание любви и преданности.
    Сила любви Катерины.
    Честность и решительность
    Добролюбов о характере Катерины.
    Самоубийство – протест против темного царства
    Добролюбов об идейном смысле образа Катерины
    Самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых – это уже значит, что близок конец «Темного царства».
    Эпиграф: «Характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», – составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и всей нашей литературы» . Н.А.Добролюбов.
    В своих произведениях Островский раскрывает темы освобождения женщины от семейного рабства – это один из злободневных вопросов 50-х годов 19 века. Женщина 50-х годов, вследствие векового угнетения, бессильна перед самодурством и является жертвой «темного царства».
    Образ Катерины – это образ вольной птицы – символа свободы. Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», – вспоминает свою жизнь у матери: «Отчего люди не летают, как птицы? – говорит она Варваре. – Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». В драме Катерина есть воплощение «русской живой натуры». Она предпочитает умереть, чем жить в неволе. «В ней виден протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный под пыткой домашних и над бездной, в которую бросилась Катерина. Ее сильная натура терпит только до поры до времени. «А уж коли мне очень здесь опостынет, – говорит она, – так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» В образе Катерины воплотилась «великая народная идея» – идея освобождения.
    Выделение Катерины среди образов «темного царства» составляется в ее открытом характере, смелости, прямоте. «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу», – говорит она Варваре, которая пытается ей внушить, что без обману в их доме не прожить. Характер Катерины проявляется в ее простодушном рассказе о своей детском возрасте и о жизни в родительском доме.
    Катерина рассказывает Варваре, как они ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, гуляли по саду, как опять беседовали с богомолками и сами молились. «И до смерти я люблю в церковь ходить! Точно бывало я в рай войду, и не вижу никого и время не помню, и не слышу, когда служба кончается». Живя вольной птицей у матери, Катерина любила мечтать. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху».
    В доме Кабановых жизнь Катерины проходила также, как и у матери, разница была в том, что у Кабановых все это делалось как будто из-под неволи.
    Чувство любви Катерины сливается с тоской по воле, с мечтой о настоящей человеческой жизни. Катерина любит не так, как жалкие жертвы «темного царства». На слова своего возлюбленного: «Никто и не узнает про нашу любовь», – она отвечает: «Пусть знают все, все видят, что я делаю» И она во имя своей любви вступает в неравный бой с «темным царством».

  6. А. Н. Островский оказал огромное влияние на развитие русского драматического искусства. До него таких пьес, как «Гроза», в русском театре не было, По жанру «Гроза» — это народная трагедия, в основе которой лежит сложный социально-бытовой конфликт. Душевная драма Катерины, разыгравшаяся в быту, в семье, накладывает отпечаток на жизнь всего народа. Ведь обстановка, в которой живут герои пьесы, чрезвычайно трагическая: бедность, грубость нравов, невежество, произвол, то есть то, что определяется словом «неволя».
    В центре драмы «Гроза» образ Катерины. Ей отано авторское и зрительское сочувствие. Островский связывал с образом главной героини мысль о том, что стремление к свободе и счастью естественно и неодолимо, какие бы препятствия ни ставила жизнь, Высокие нравственные идеалы во все времена имели особое значение.
    В пьесе «Гроза» Островский показал борьбу старого купеческого поколения, воспитанного на «Домострое», и новых, молодых людей, начинающих освобождаться от устаревших представлений о жизни.
    Катерина — главная героини пьесы — единственная решилась бросить вызов «темному царству», тогда как другие представители молодого поколения стараются к нему приспособиться. Тихон, муж Катерины, ищет спасения от матери в вине. Варвара стала хитрой и научилась скрывать от Кабанихи свои выодки. Борис не способен ничего сделать (да и не хоет), так как находится в материальной зависимости от Дикого. Только Кудряш, самый независимый из всех, может иногда сказать грубое слово Дикому, но и он сживается с калиновскими нравами.
    Катерина же совсем другая. И причина ее особенного поведения прежде всего связана с воспитанием. В детстве она росла, окруженная заботой и лаской матеи, которая любила свою дочь и не заставляла ее мноо работать. «Я жила, — рассказывает Катерина Варваре, — ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Катерина искренне верит в Бога, а посещение церкви для нее — праздник. Стремление к прекрасному для главной героини выражается в молитвах и церковном пении, Прогулки летом на ключ за водой, уход за цветами, вышивание по бархату — вот любимые занятия Катерины, которые развили в ней большую впечатлительность и мечтательность, сформировали светлую поэтическую натуру главной героини.
    У Кабановых внешне жизнь ничем не отличается от той, которую вела Катерина в доме матери, но здесь все «как будто из-под неволи». Кабаниха тоже привечает странниц, но они разносят слухи и сплетни и рассказывают невероятные истории, и их нельзя назвать действительно богомольными людьми.
    Катерина попала в душную атмосферу семейного рабства. Она принуждена на каждом шагу испытыать свою зависимость от свекрови, переносить от нее незаслуженные упреки и оскорбления, не находя подержки и защиты со стороны мужа. Катерина ищет взаимопонимания у Варвары, расказывает ей о своих переживаниях, но она не способна понять ее тонкие душевные движения. «Ты какая-то мудреная!» — говорит она Катерине.
    В поисках человека, которому можно открыть душу, довериться, Катерина обращает внимание на Бориса. Он отличается от жителей Калинова неплохим образованием и хорошими манерами, и Катерина видит в нем надежду на лучшую жизнь. Понимая, что измена — большой грех, она сначала скрывает любовь даже от самой себя, но чувство оказывается сильнее рассудка, и Катерина все же решается на встречу с возюбленным. Десять дней продолжаются свидания, десять дней Катерина почти счастлива. Однако ее терзает мысль о божьей каре за грехи, о «геенне огненной». Когда же возвращается муж, ей становится еще хуже, так как он одним своим видом напоминает ей о совершенном грехе. Полностью разрушает шаткое равновесие в душе Катерины полусумасшедшая барыня, которая пророчит ей скорую смерть в адских муках.
    Катерина не может хранить страшную тайну в себе, так как совесть мучает ее, все ее внутреннее естество восстает против неправды. Она все рассказывает Тихону, а главное — Кабанихе.
    После этого жизнь Катерины становится и вовсе невыносимой. Свекровь «точит ее, как ржа железо». И Катерина решается на отчаянный поступок: она убегает из дома, чтобы проститься с Борисом, которого Дикой отсылает из города. Это был очень решительный поступок, так как Катерина понимает, что после этого домой ей будет вернуться нельзя. Да она и не хочет возвращаться: «Уж коли очень мне здесь опостынет, не удержат меня никакой силой».
    У Катерины оставалась маленькая надежда на то, что Борис возьмет ее с собой, но, получив отказ, она понимает, что для нее лишь один выход остался — самоубийство. Нет, Катерине не жизнь надоела. Она хочет жить, но именно жить, а не существовать под тяжелым гнетом Кабанихи.
    Правильно ли поступила Катерина, приняв такое решение? Силу или слабость характера она проявила? Трудно ответить на этот вопрос. С одной стороны, нужно иметь немалую храбрость, чтобы лишить себя жизни, а для религиозной Катерины это во много раз сложнее, так как самоубийство — это страшный грех. Но, с другой стороны, еще больше мужества нужно иметь, чтобы остаться жить в доме Кабанихи и нести свой крест или бороться (а возможно ли это?) с «темным царством».
    И все же Добролюбов не случайно называет героиню Островского «лучом света в темном царстве». Она, слабая и религиозная женщина, все же нашла в себе силы для протеста. Она единственная поднялась против грубости и деспотизма, жестокости и несправедливости, лицемерия и ханжества и своим поступком, как лучом света, озарила на миг темные стороны жизни.
    В своей героине Островский нарисовал новый тип самоотверженной русской женщины, решительностью своего протеста предвещавшей неизбежную гибель «темного царства». И это, по словам Добролюбова, вносило в пьесу начало, «освежающее и ободряющее». Все самое светлое отразил в характере главной героини Островский: доброту и искреность, поэтичность и мечтательность, честность и правдивость, прямоту и решительность. Именно такой трогательной и чистой остается в нашей памяти Катерина в ее стремлении обрести любовь, семью, уважение к себе и взаимопонимание.

  7. А. Н. Островский написал много пьес о купечестве. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов называл их “пьесами жизни”. В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового молчания. А если и появляется глухой, бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал “Темное царство”. Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление жить достойно. Не долго будет он покорен.
    “Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?” — спрашивал Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга “Гроза”.
    Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение. И в пьесе гроза не только явление природы, но и яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной жизни.
    В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее “лучом света в темном царстве”. Чем же так отличается Катерина от других жителей этого царства?
    В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы такими не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя.
    Хотя Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она “жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства свекрови.
    В доме Катерины всегда было много странниц и богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, искренне верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжкий грех. Но Катерина в религии — “поэт” (по выражению горьковского героя). Она наделена ярким воображением, она мечтательна и эмоциональна. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, то видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминающая народные сказания и песни.
    Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной натуры способствовали пробуждению в Катерине нездоровой чувствительности. Поэтому во время грозы, услышав проклятья полоумной барыни, она стала молиться. Когда же она увидела на стене рисунок “геенны огненной”, ее нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.
    Ее религиозность даже как-то оттеняет такие черты, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая родных Кабаниха вообще не способны понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяющим себе загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, не способным оценить истинную любовь, Катерина становится особенно привлекательной. Она не хочет и не может обманывать и прямо заявляет: “Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу!” Любовь к Борису — это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с “темным царством”. Она не воспринимает свой протест как возмущение против целой системы, даже не задумывается об этом. Но так устроено “темное царство”, что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертельный грех, как восстание против их основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса заканчивается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздвоена внутренним сознанием своего “греха”.
    Гибель такой женщины — это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над “темным царством”, сковывающим свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непро-щаемый грех. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда”. А последними ее словами были: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”
    Можно оправдывать или обвинять Катерину за ее решение, приведшее к трагическому финалу, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решимостью. Смерть ее потрясла даже таких людей> как Тихон, который уже в глаза обвиняет мать в гибели жены.
    Значит, поступок Катерины был действительно “страшным вызовом самодурной силе”. Значит, в “темном царстве” могут рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это “царство”.

  8. А. Н. Островский написал много пьес о купечестве. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов называл их “пьесами жизни”. В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового молчания. А если и появляется глухой, бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал “Темное царство”. Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление жить достойно. Не долго будет он покорен.
    “Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?” — спрашивал Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга “Гроза”.
    Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение. И в пьесе гроза не только явление природы, но и яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной жизни.
    В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее “лучом света в темном царстве”. Чем же так отличается Катерина от других жителей этого царства?
    В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы такими не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя.
    Хотя Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она “жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства свекрови.
    В доме Катерины всегда было много странниц и богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, искренне верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжкий грех. Но Катерина в религии — “поэт” (по выражению горьковского героя). Она наделена ярким воображением, она мечтательна и эмоциональна. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, то видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминающая народные сказания и песни.
    Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной натуры способствовали пробуждению в Катерине нездоровой чувствительности. Поэтому во время грозы, услышав проклятья полоумной барыни, она стала молиться. Когда же она увидела на стене рисунок “геенны огненной”, ее нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.
    Ее религиозность даже как-то оттеняет такие черты, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая родных Кабаниха вообще не способны понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяющим себе загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, не способным оценить истинную любовь, Катерина становится особенно привлекательной. Она не хочет и не может обманывать и прямо заявляет: “Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу!” Любовь к Борису — это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с “темным царством”. Она не воспринимает свой протест как возмущение против целой системы, даже не задумывается об этом. Но так устроено “темное царство”, что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертельный грех, как восстание против их основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса заканчивается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздвоена внутренним сознанием своего “греха”.
    Гибель такой женщины — это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над “темным царством”, сковывающим свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непрощаемый грех. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда”. А последними ее словами были: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”
    Можно оправдывать или обвинять Катерину за ее решение, приведшее к трагическому финалу, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решимостью. Смерть ее потрясла даже таких людей, как Тихон, который уже в глаза обвиняет мать в гибели жены.
    Значит, поступок Катерины был действительно “страшным вызовом самодурной силе”. Значит, в “темном царстве” могут рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это “царство”.

  9. А. Н. Островский, великий русский драматург, являлся «Колумбом Замоскворечья». Он впервые в русской литературе приоткрыл завесу над страшным бытом купечества, показал бесправность женщины в этой среде. Жена, по господствующим понятиям того времени, должна была во всем повиноваться мужу. Женщина должна была позабыть, что она такой же человек, с такими же правами, как и мужчина. Н.А.Добролюбов писал, что самый сильный протест поднимается из груди самых слабых и терпеливых. Таким слабым существом в то время и являлась женщина. Ее бесправие и героический протест ценой собственной гибели Островский показывал во многих своих пьесах. Так возникает тема «горячего сердца» — того положительного героя, которого не испортила среда самодуров, у которого достало сил ей сопротивляться. Особенно ярко эта тема раскрывается в пьесах «Бесприданница» и «Гроза».
    Добролюбов считает Катерину «решительным, цельным русским характером». Это натура героическая, протестующая против произвола и устоев «темного царства». Детство и юность Катерины прошли в такой же купеческой среде, но там ее окружали ласка, любовь матери, взаимоуважение в семье. Попав в дом Кабановых, Катерина оказалась в атмосфере жестокости, унижения, подозрительности, ханжества. Она пытается отстаивать свое право на уважение, она не хочет никому угождать, она хочет любить и быть любимой. Но Тихон отталкивает ее, а свекровь упрекает за то, что в порыве нежности Катерина бросается на шею мужу: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница!.. В ноги кланяйся!». И вот проснувшееся чувство любви к Борису сливается героини с мечтой о воле, о настоящей человеческой жизни. Образ птицы, неоднократно встречающийся на страницах пьесы, помогает понять главное в характере Катерины. В народной поэзии птица — это символ свободы. Выросшая на волжских берегах, Катерина как бы вобрала в себя весь могучий простор этой реки, и в доме Кабановых ей казалось тесно, мрачно, она тосковала по воле. «…Отчего люди не летают как птицы?» — говорит она.
    С детства Катерина была религиозной, и в доме Кабановых это было единственным ее утешением. Но религиозность Катерины отличалась от набожности свекрови, для которой религия была средством держать в повиновении окружающих. Катерина же воспринимала церковь, иконопись, песнопения как встречу с прекрасным, уносящим ее далеко из мрачного мира Кабановых. Душа ее очищалась, она забывала реальную жизнь со всеми ее невзгодами.
    Характер Катерины, ее нравственная чистота противопоставляется морали «темного царства». Она не может, как Варвара, бороться с «темным царством» его же способами: ложью, лицемерием, лестью. И потому так мучительна борьба Катерины с собой. Поневоле возникает вопрос: сила или слабость Катерины видна в сцене покаяния перед народом? Кто пред нами — жертва или сильный характер? Нежелание принять мораль «темного царства», ее способность сохранить чистоту своей души — свидетельство силы и цельности характера Катерины. Она сама о себе говорит: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь»; Проявлением силы ее характера является протест, брошенный «темному царству», выразившийся в самоубийстве. Свою смерть Катерина считает освобождением от земных мук и унижений, «грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет». Смерь Катерины — это начало крушения «темного царства». Даже такие рабские души, как Кулагин и Тихон, воодушевленные примером, начинают роптать.
    «Гроза», как говорил Добролюбов, «самое решительное произведение Островского, потому что оно знаменует собой наступающий конец «самодурной силы». Главный конфликт пьесы — столкновение героини, ощутившей свои человеческие права, с миром «темного царства» — выражал существенные стороны народной жизни в пору революционной ситуации. Критик считает образ Катерины близким к положению и сердцу каждого порядочного человека в подобном обществе. Именно поэтому драма «Гроза» считается истинно народным произведением.

  10. “Катерина
    – луч света в темном царстве”

    А.Н.
    Островский, автор многочисленных пьес, поистине считается “певцом купеческого
    быта”. Именно изображение мира купечества второй половины XIX века, названного
    Добролюбовым в одной из статей “темным царством”, стало главной темой
    творчества Островского.
    Драма “Гроза”
    появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня,
    Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого
    человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в
    своем поступке в церкви, всенародно. После этого существование ее становится
    настолько невыносимым, что она кончает жизнь самоубийством.
    Такова событийная
    канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую
    галерею типов. Здесь и купцы-самодуры (Савел Прокофьевич Дикой), и почтенные
    матери семейств (Марфа Игнатьевна Кабанова), и странницы-богомолки,
    рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа
    (Феклуша), и доморощенные изобретатели-прожектеры (Кулигин), и другие. Однако
    при всем разнообразии типов нетрудно заметить, что все они как бы распадаются
    на два лагеря, которые условно можно было бы назвать: “темное царство” и
    “жертвы темного царства”.
    “Темное
    царство” составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может
    оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь,
    это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом
    добродетели и хранительницей традиций. Кабанова и впрямь держится традиций,
    постоянно учит окружающих, как “делали в старину”, касается ли дело сватовства,
    проводов мужа или хождения в церковь. Кабанова — непримиримый враг всего
    нового: в нем ей видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежь
    за то, что у нее к старшим нет “должного почтения”, не приветствует
    просвещение, так как, по ее мнению, “ученость лишь развращает умы”. Кабанова
    считает, что человек должен жить в страхе перед Богом, а женщина еще и в страхе
    перед мужем.
    Дом Кабановых
    всегда полон богомолок и странниц, которые здесь получают “милости”, а взамен
    рассказывают то, что от них хотят услышать — сказки о землях, где живут люди с
    песьими головами, о “сумасшедших” людях в больших городах, выдумывающих всякие
    новшества вроде паровоза и тем самым приближающих конец света. “Ханжа, —
    говорит о Кабановой Кулигин, — нищих оделяет, а домашних заела совсем…” И
    действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее
    поведения дома. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно
    подавленный властной матерью, живет одним только нехитрым желанием — вырваться,
    пусть и ненадолго, из дома и погулять всласть. Домашняя обстановка настолько
    гнетет его, что ни мольбы жены, которую он искренне любит, ни дела не могут
    задержать его дома, если предоставляется хоть малейшая возможность куда-нибудь
    отлучиться. Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготы
    семейной обстановки. Однако, в отличие от Тихона, она обладает более твердым
    характером, и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не подчиняться матери.
    Главой другого
    семейства, представленного в драме, является Савел Прокофьевич Дикой. В отличие
    от Кабанихи, которая пытается прикрыть свое самодурство лицемерными
    рассуждениями о всеобщем благе, Дикой считает это для себя излишним. Он ведет
    себя, как ему заблагорассудится, ругает кого попадя — соседей, работников,
    членов своей семьи; не платит рабочим причитающиеся им деньги (“Знаю, что надо
    заплатить, а все одно не могу…”), причем нисколько не стыдится этого,
    напротив, не без некоторой гордости заявляет, что каждый из работников по
    копейке не досчитается, а “у меня из этого тысячи составляются”. Дикой является
    опекуном своих племянников — Бориса и его сестры, крторые по завещанию
    родителей получат свое наследство от Дикого в том случае, “если будут с ним
    почтительны”. Все в городе, и даже сам Борис, прекрасно понимают, что
    наследства они с сестрой не получат, так как ничто не помешает Дикому заявить,
    будто племянники были с ним непочтительны. Мало того, Дикой прямо говорит, что
    не собирается расставаться с деньгами, так как у него “свои собственные дети
    есть”.
    Самодуры
    “правят бал” в городе Калинове. Однако в этом вина не только представителей
    самого “темного царства”, но и не в меньшей степени его “жертв”. Ни один из
    тех, кто страдает от хамства и произвола, не отваживается на открытый протест.
    Тихон стремится всеми силами вырваться из дома; Борис, прекрасно понимая, что
    никакого наследства не получит, все же не решается на разрыв с дядей и
    продолжает “плыть по течению”. Он не может защитить свою любовь и лишь сетует:
    “Эх, кабы сила!” — при этом не протестуя, даже когда его “по делу” отправляют в
    Сибирь. Сестра Тихона, Варвара отваживается на протест, однако ее философия
    жизни мало чем отличается от философии представителей “темного царства” —
    делай, что хочешь, “лишь бы все шито да крыто было”. Она тайно берет у матери
    ключ от садовой калитки, ходит на свидания, подбивает пойти с ней Катерину. В
    конце концов Варвара бежит из дому вместе с Кудряшом, но точно такие же нравы
    царят не только в городке Калинове. Так что ее бегство, как и постоянное
    стремление Тихона забежать в кабак, бессмысленно.
    Даже Кулигин,
    человек вполне независимый, пасует перед Диким, предпочитая с ним не
    связываться. Мечты Кулигина о лучшей жизни и техническом прогрессе утопичны.
    Его фантазии хватает лишь на то, чтобы попытаться для общего блага установить
    громоотвод или сделать солнечные часы на площади. Он с увлечением мечтает., что
    бы он сделал, если бы имел миллион, однако ничего не предпринимает, чтобы этот
    миллион заработать, а обращается за деньгами к Дикому.
    Представители
    же “темного царства” не только умеют блюсти свои интересы, но и очень хорошо
    могут постоять за себя. Едва пьяный Дикой пытается выругать и Кабаниху, как та
    его мигом “ставит на место”, и только что бушевавший сосед сразу же переходит
    на дружелюбный тон.
    Таким образом,
    Катерина, полюбившая так, как могут любить только очень сильные и страстные
    натуры, оказывается в полном одиночестве. Никто не в силах ее защитить — ни
    муж, ни любимый человек, ни горожане, сочувствующие ей (Кулигин). Варвара
    предлагает Катерине не беспокоиться и жить, как прежде: лгать дома и при первой
    же возможности бегать на свидания к любимому человеку. Однако для Катерины это
    неприемлемо, так как она понимает, что ложью лишь разрушит свою душу,
    постепенно утратит способность искренне и бескорыстно любить. Ее набожность не
    имеет ничего общего с ханжеством Кабанихи, в своем “грехе” Катерина винит
    только себя, ни словом не упрекая Бориса, который не предпринимает никаких
    усилий, чтобы ей помочь.
    Смерть Катерины
    в конце драмы закономерна — для нее нет иного выхода. Она не может
    присоединиться к тем, кто проповедует принципы “темного царства”, стать одним
    из его сторонников, так как это означало бы перестать мечтать, вырвать из души
    все чистое, светлое; но она также не может смириться с подчиненным положением,
    присоединиться к “жертвам темного царства” — жить по принципу “лишь бы все шито
    да крыто было” и искать утешения на стороне. Вина Катерины — это вина не перед
    конкретным человеком или группой людей, но вина перед собой, перед своей душой
    за то, что она омрачила ее ложью. Понимая это, Катерина не винит никого, однако
    понимает она и то, что жить с неомраченной душой в “темном царстве” нельзя. Ей
    не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться — именно об этом
    говорит Кулигин Кабановой над бездыханным телом Катерины: “Тело ее здесь, а
    душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!”
    Таким образом,
    протест Катерины — это протест против ханжества и лицемерной морали общества,
    против лжи и пошлости человеческих взаимоотношений. Протест Катерины не мог
    быть действенным, так как ее голос был одинок, и никто из ее окружения был не в
    силах не только ее поддержать, но даже понять до конца. Протест оказался
    саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности,
    не желающей мириться с законами, навязываемыми ей обществом, с ханжеской
    моралью и серостью повседневного быта.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  11. КАТЕРИНА — «ЛУЧ СВЕТА В «ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ». А. Н. Островский, великий русский драматург, являлся «Колумбом Замоскворечья». Он впервые в русской литерату­ре приоткрыл завесу над страшным бытом купечества, пока­зал бесправность женщины в этой среде. Жена, по господ­ствующим понятиям того времени, должна была во всем повиноваться мужу. Женщина должна была позабыть, что она такой же человек, с такими же правами, как и мужчина. Н, А. Добролюбов писал, что самый сильный протест подни­мается из груди самых слабых и терпеливых. Таким слабым существом в то время и являлась женщина. Ее бесправие и героический протест ценой собственной гибели Островский по­казывал во многих своих пьесах. Так возникает тема «горяче­го сердца» — того положительного героя, которого не испор­тила среда самодуров, у которого достало сил ей сопротивляться. Особенно ярко эта тема раскрывается в пьесах «Бесприданница» и «Гроза».
    Добролюбов считает Катерину «решительным, цельным русским характером». Это натура героическая, протестую­щая против произвола и устоев «темного царства». Детство и юность Катерины прошли в такой же купеческой среде, но там ее окружали ласка, любовь матери, взаимоуважение в семье. Попав в дом Кабановых, Катерина оказалась в ат­мосфере жестокости, унижения, подозрительности, ханже­ства. Она пытается отстаивать свое право на уважение, она не хочет никому угождать, она хочет любить и быть люби­мой. Но Тихон отталкивает ее, а свекровь упрекает за то, что в порыве нежности Катерина бросается на шею мужу.” «Что на шею-то виснешь, бесстыдница!.. В ноги кланяй­ся!». И вот проснувшееся чувство любви к Борису сливает­ся для героини с мечтой о воле, о настоящей человеческой жизни. Образ птицы, неоднократно встречающийся на страницах пьесы, помогает понять главное в характере Катерины. В народной поэзии птица — это символ свободы. Вы­росшая на волжских берегах, Катерина как бы вобрала с себя весь могучий простор этой реки, и в доме Кабановых ей казалось тесно, мрачно, она тосковала по воле. «…Отчего люди не летают как птицы?» — говорит она.
    С детства Катерина была религиозной, и в доме Кабановых это было единственным ее утешением. Но религиозность Ка­терины отличалась от набожности свекрови, для которой ре­лигия была средством держать в повиновении окружающих. Катерина же воспринимала церковь, иконопись, песнопения как встречу с прекрасным, уносящим ее далеко из мрачного мира Кабановых. Душа ее очищалась, она забывала реальную жизнь со всеми ее невзгодами.
    Характер Катерины, ее нравственная чистота противо­поставляется морали «темного царства». Она не может, как Варвара, бороться с «темным царством» его же способами: ложью, лицемерием, лестью. И потому так мучительна борь­ба Катерины с собой. Поневоле возникает вопрос: сила или слабость Катерины видна в сцене покаяния перед народом? Кто пред нами — жертва или сильный характер? Нежела­ние принять мораль «темного царства», ее способность со­хранить чистоту своей души — свидетельство силы и цель­ности характера Катерины, Она сама о себе говорит: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня ни­какой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь». Проявле­нием силы ее характера является протест, брошенный «тем­ному царству», выразившийся в самоубийстве. Свою смерть Катерина считает освобождением от земных мук и униже­ний, «грустно, горько такое освобождение, но что же де­лать, когда другого выхода нет». Смерь Катерины — это начало крушения «темного царства». Даже такие рабские души, как Кулигин и Тихон, воодушевленные примером, начинают роптать.
    «Гроза», как говорил Добролюбов, «самое решительное про­изведение Островского, потому что оно знаменует собой на­ступающий конец «самодурной силы». Главный конфликт пьесы — столкновение героини, ощутившей свои человече­ские права, с миром «темного царства» — выражал существен­ные стороны народной жизни в пору революционной ситуа­ции. Критик считает образ Катерины близким к положению и сердцу каждого порядочного человека в подобном обществе. Именно поэтому драма «Гроза» считается истинно народным произведением.
    В пьесе А, Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60-х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назрева­ют революционные выступления народа. Они направлены на улучшение жизни и быта простых людей, на свержение ца­ризма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию. На примере образа Катерины изображена борьба всего народа против «темного царства» и его патриархальных порядков.
    Главным персонажем в пьесе А. И. Островского «Гроза» является Катерина. Ее протест против «кабановских» поряд­ков, борьбу за свое счастье и изображает в драме автор.
    Катерина выросла в доме небогатого купца, там возмужа­ла духовно и морально. Катерина была незаурядной лично­стью, и в чертах ее лица была какая-то необычайная пре­лесть. Вся она «дышала» русской, истинно народной красотой; вот как говорит о ней Борис: «Какая-то у ней $а лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».
    До своего замужества Катерина «жила, ни об чем не тужи­ла, точно птичка на воле», занималась чем хотела и когда хотела, никто и никогда не заставлял ее и не принуждал де­лать то, что ей, Катерине, не хотелось.
    Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Катери­на была очень поэтической натурой с богатым воображением. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и народные высказывания. Ее душа стремилась к полету: «Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Ког­да стоишь на горе, так тебя и тянет лететь, Вот так бы разбе­жалась, подняла руки и полетела».
    Душа Катерины «воспитывалась» и на рассказах богомо­лок, которые каждый день были в доме, и на шитье по барха­ту (шитье воспитало ее и привело в мир красоты и добра, в мир искусства).
    После замужества резко изменилась жизнь Катерины. В доме Кабановых Катерина была одна, ее мир, ее душу ник то не мог понять, Это одиночество было первым шагом к трагедии. Резко изменилось и отношение домашних к герои­не. Дом Кабановых придерживался таких же порядков и обычаев, как родительский дом Катерины, но здесь «все как будто из-под неволи». Жестокие порядки Кабанихи приту­пили в Катерине стремление к возвышенному, с этих пор душа героини падала в бездну.
    Еще одна боль Катерины — непонимание ее мужем. Тихон был добрым, ранимым человеком, очень слабым по сравне­нию с Катериной, у него не было никогда своего мнения — он подчинялся мнению другого, более сильного человека, Тихон не мог понять стремления своей жены: «Не разберу я тебя, Катя». Это непонимание приблизило Катерину еще на один шаг к катастрофе.
    Трагедией для Катерины стала и любовь к Борису. По словам Добролюбова, Борис был таким же как и Тихон, толь­ко образованным. Из-за своей образованности он и попал в поле зрения Катерины, Из всей толпы «темного царства» она выбрала его, отличавшегося немного от остальных. Од- нако Борис оказался еще хуже Тихона, он печется только о себе: он думает только о том, что скажут о нем окружаю­щие. Он бросает Катерину на произвол судьбы, на расправу «темного царства»: «Ну, бог с тобой! Только одно и надо просить у бога, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не му­читься долго! Прощай!».
    Катерина же искренне любит Бориса, беспокоится о нем: «Что-то он теперь, бедный, делает?.. За что я его в беду вве­ла? Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье — ему вечный позор!».
    Нравы города Калинова, его грубость да «бедность наголь­ная» были не приемлемы для Катерины: «Коль захочу, так и уйду, куда глаза глядят. Никто не остановит меня, уж таков характер у меня».
    Высокую оценку произведению дал Добролюбов. Кате­рину он назвал «лучом света в «темном царстве». В ее тра­гическом конце «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозгла­шенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В образе Катерины Добролю­бов видит воплощение «русской живой натуры», Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. Поступок Кате­рины неоднозначен.
    Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» является пре­красным образом русской женщины в русской литературе.
    Александр Николаевич Островский — великий русский драматург» автор множества пьес, описывающих русскую жизнь. «Гроза» является, без сомнения» вершиной его творче­ства» где он поставил актуальнейший вопрос своей эпохи — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепоще­ние. Создание «Грозы» издавна связывали с впечатлениями Островского от пребывания в Костроме, где в ноябре 1859 года разыгрались трагические события, которые во многом совпа­дают с сюжетом драмы. Молодая женщина из купеческой се­мьи покончила жизнь самоубийством, бросившись в Волгу. Она не хотела мириться со своеволием властной и недоброже­лательной свекрови. Удивительно совпадала и история ее тай­ной любви с обстоятельствами жизни Катерины, и основные черты характера мужа с образом Тихона. Драма «Гроза» ос­нована на фактах достоверных.
    Основное внимание Островский уделяет образам Марфы Игнатьевы Кабановой и ее невестки Катерины. Два противо­положных характера. Кабаниха тиранит своих близких, она «поедом ест», «точит, как ржа железо», подавляя мысль, живое существо, стремление к воле, утверждая страх и повинове­ние. Лицемерная, хитрая и злая ханжа, она оделяет нищих, окружает себя льстивыми странницами, говорит о любви к детям и в то же время делает их жизнь невыносимой.
    С особенной глубиной раскрывает Островский образ Катери­ны — прекрасной русской женщины, в характере которой соче­тается поэтичность, непосредственность и нежность с огромной волей и способностью к решительному бунту против гнета и бес­правия. Страстная и вольнолюбивая Катерина не могла смириться с грубым произволом, не могла довольствоваться жизнью, кото­рую вели окружающие. «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь;», — говорит она Варваре. В ее рассказах о пре­жней жизни, в мечтах отражается цельная» поэтическая нату­ра, ее стремление к воле, любви, счастью. Она не может лгать и приспосабливаться, как Варвара; и вместе с тем, сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественными обычаями и религиозными понятиями и бежать с Борисом. В образе Катери­ны Островский создал самобытный, цельный русский характер, который, по утверждению Добролюбова, «выдержит себя» не­смотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то по­гибнет, но не изменит себе».
    Автор наделяет героиню такими человеческими качества­ми, которые не ценятся в мире Кабановых и Диких.
    Катерина ни в ком и нигде не находит поддержки, Лавина неприятностей обрушилась на нее. И конфликт становится неразрешимым. Катерина настолько совестливый человек, что не может жить во лжи» с грехом в душе. Она не приемлет сочетание любви и лжи. Внутренний конфликт терзает ее душу и перед самоубийством. До последней минуты пронесла Кате­рина горячую веру в любовь, надежду на сострадание. «Друг мой! Радость моя! Прощай!»— ее последние слова» подчерки­вающие трагическую высоту духа героини, делающие ее иде­алом русской женщины.

  12. А.Н.
    Островский, автор многочисленных пьес, поистине считается “певцом купеческого
    быта”. Именно изображение мира купечества второй половины XIX века, названного
    Добролюбовым в одной из статей “темным царством”, стало главной темой
    творчества Островского.
    Драма “Гроза”
    появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня,
    Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого
    человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в
    своем поступке в церкви, всенародно. После этого существование ее становится
    настолько невыносимым, что она кончает жизнь самоубийством.
    Такова событийная
    канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую
    галерею типов. Здесь и купцы-самодуры (Савел Прокофьевич Дикой), и почтенные
    матери семейств (Марфа Игнатьевна Кабанова), и странницы-богомолки,
    рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа
    (Феклуша), и доморощенные изобретатели-прожектеры (Кулигин), и другие. Однако
    при всем разнообразии типов нетрудно заметить, что все они как бы распадаются
    на два лагеря, которые условно можно было бы назвать: “темное царство” и
    “жертвы темного царства”.
    “Темное
    царство” составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может
    оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь,
    это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом
    добродетели и хранительницей традиций. Кабанова и впрямь держится традиций,
    постоянно учит окружающих, как “делали в старину”, касается ли дело сватовства,
    проводов мужа или хождения в церковь. Кабанова — непримиримый враг всего
    нового: в нем ей видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежь
    за то, что у нее к старшим нет “должного почтения”, не приветствует
    просвещение, так как, по ее мнению, “ученость лишь развращает умы”. Кабанова
    считает, что человек должен жить в страхе перед Богом, а женщина еще и в страхе
    перед мужем.
    Дом Кабановых
    всегда полон богомолок и странниц, которые здесь получают “милости”, а взамен
    рассказывают то, что от них хотят услышать — сказки о землях, где живут люди с
    песьими головами, о “сумасшедших” людях в больших городах, выдумывающих всякие
    новшества вроде паровоза и тем самым приближающих конец света. “Ханжа, —
    говорит о Кабановой Кулигин, — нищих оделяет, а домашних заела совсем…” И
    действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее
    поведения дома. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно
    подавленный властной матерью, живет одним только нехитрым желанием — вырваться,
    пусть и ненадолго, из дома и погулять всласть. Домашняя обстановка настолько
    гнетет его, что ни мольбы жены, которую он искренне любит, ни дела не могут
    задержать его дома, если предоставляется хоть малейшая возможность куда-нибудь
    отлучиться. Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготы
    семейной обстановки. Однако, в отличие от Тихона, она обладает более твердым
    характером, и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не подчиняться матери.
    Главой другого
    семейства, представленного в драме, является Савел Прокофьевич Дикой. В отличие
    от Кабанихи, которая пытается прикрыть свое самодурство лицемерными
    рассуждениями о всеобщем благе, Дикой считает это для себя излишним. Он ведет
    себя, как ему заблагорассудится, ругает кого попадя — соседей, работников,
    членов своей семьи; не платит рабочим причитающиеся им деньги (“Знаю, что надо
    заплатить, а все одно не могу…”), причем нисколько не стыдится этого,
    напротив, не без некоторой гордости заявляет, что каждый из работников по
    копейке не досчитается, а “у меня из этого тысячи составляются”. Дикой является
    опекуном своих племянников — Бориса и его сестры, крторые по завещанию
    родителей получат свое наследство от Дикого в том случае, “если будут с ним
    почтительны”. Все в городе, и даже сам Борис, прекрасно понимают, что
    наследства они с сестрой не получат, так как ничто не помешает Дикому заявить,
    будто племянники были с ним непочтительны. Мало того, Дикой прямо говорит, что
    не собирается расставаться с деньгами, так как у него “свои собственные дети
    есть”.
    Самодуры
    “правят бал” в городе Калинове. Однако в этом вина не только представителей
    самого “темного царства”, но и не в меньшей степени его “жертв”. Ни один из
    тех, кто страдает от хамства и произвола, не отваживается на открытый протест.
    Тихон стремится всеми силами вырваться из дома; Борис, прекрасно понимая, что
    никакого наследства не получит, все же не решается на разрыв с дядей и
    продолжает “плыть по течению”. Он не может защитить свою любовь и лишь сетует:
    “Эх, кабы сила!” — при этом не протестуя, даже когда его “по делу” отправляют в
    Сибирь. Сестра Тихона, Варвара отваживается на протест, однако ее философия
    жизни мало чем отличается от философии представителей “темного царства” —
    делай, что хочешь, “лишь бы все шито да крыто было”. Она тайно берет у матери
    ключ от садовой калитки, ходит на свидания, подбивает пойти с ней Катерину. В
    конце концов Варвара бежит из дому вместе с Кудряшом, но точно такие же нравы
    царят не только в городке Калинове. Так что ее бегство, как и постоянное
    стремление Тихона забежать в кабак, бессмысленно.
    Даже Кулигин,
    человек вполне независимый, пасует перед Диким, предпочитая с ним не
    связываться. Мечты Кулигина о лучшей жизни и техническом прогрессе утопичны.
    Его фантазии хватает лишь на то, чтобы попытаться для общего блага установить
    громоотвод или сделать солнечные часы на площади. Он с увлечением мечтает., что
    бы он сделал, если бы имел миллион, однако ничего не предпринимает, чтобы этот
    миллион заработать, а обращается за деньгами к Дикому.
    Представители
    же “темного царства” не только умеют блюсти свои интересы, но и очень хорошо
    могут постоять за себя. Едва пьяный Дикой пытается выругать и Кабаниху, как та
    его мигом “ставит на место”, и только что бушевавший сосед сразу же переходит
    на дружелюбный тон.
    Таким образом,
    Катерина, полюбившая так, как могут любить только очень сильные и страстные
    натуры, оказывается в полном одиночестве. Никто не в силах ее защитить — ни
    муж, ни любимый человек, ни горожане, сочувствующие ей (Кулигин). Варвара
    предлагает Катерине не беспокоиться и жить, как прежде: лгать дома и при первой
    же возможности бегать на свидания к любимому человеку. Однако для Катерины это
    неприемлемо, так как она понимает, что ложью лишь разрушит свою душу,
    постепенно утратит способность искренне и бескорыстно любить. Ее набожность не
    имеет ничего общего с ханжеством Кабанихи, в своем “грехе” Катерина винит
    только себя, ни словом не упрекая Бориса, который не предпринимает никаких
    усилий, чтобы ей помочь.
    Смерть Катерины
    в конце драмы закономерна — для нее нет иного выхода. Она не может
    присоединиться к тем, кто проповедует принципы “темного царства”, стать одним
    из его сторонников, так как это означало бы перестать мечтать, вырвать из души
    все чистое, светлое; но она также не может смириться с подчиненным положением,
    присоединиться к “жертвам темного царства” — жить по принципу “лишь бы все шито
    да крыто было” и искать утешения на стороне. Вина Катерины — это вина не перед
    конкретным человеком или группой людей, но вина перед собой, перед своей душой
    за то, что она омрачила ее ложью. Понимая это, Катерина не винит никого, однако
    понимает она и то, что жить с неомраченной душой в “темном царстве” нельзя. Ей
    не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться — именно об этом
    говорит Кулигин Кабановой над бездыханным телом Катерины: “Тело ее здесь, а
    душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!”
    Таким образом,
    протест Катерины — это протест против ханжества и лицемерной морали общества,
    против лжи и пошлости человеческих взаимоотношений. Протест Катерины не мог
    быть действенным, так как ее голос был одинок, и никто из ее окружения был не в
    силах не только ее поддержать, но даже понять до конца. Протест оказался
    саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности,
    не желающей мириться с законами, навязываемыми ей обществом, с ханжеской
    моралью и серостью повседневного быта.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  13. 13
    Текст добавил: ОдноглазыйМопед

    Главной героиней в пьесе А.Н. Островского «Гроза» является Катерина. Это добрая, религиозная, свободолюбивая девушка. Тяжело ей живется в доме у Кабановой. Муж Катерины — слабовольный человек, ни в чем не смеет перечить своей матери, которая заправляет всем в доме. Он и сам мечтает хоть иногда вырваться из дома. А когда ему это удается, то уходит в загул. Тихон по-своему любит Катерину и жалеет ее. Но отказывается взять ее с собой в Москву: «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то; а ты еще навязываешься со мной». Дома ее постоянно — день за днем, за дело и без дела — поедом ест свекровь, пилит несчастную девушку. Катерина попала в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Это подтверждает и Варвара, сестра Тихона, говоря, что на обмане у них «весь дом держится». И ее позиция такова: «А по-моему делай что-хочешь, только бы шито да крыто было». «Грех не беда, молва нехороша!» — так рассуждали многие. Но не такая Катерина. Она очень честный, религиозный человек. Девушка искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу.
    Катерина, со своей чистой душой, не смогла приспособиться к этому миру, не смогла носить тяжелые кандалы, которые сковывали ее тело, душу, мысли. Слишком дорога ей свобода. Не случайно в произведении «Гроза» Катерина часто сравнивает себя с птицей, хочет взмыть в небо и полететь. Ведь птица в народной поэзии — это символ свободы.
    Свою жизнь в родительском доме Катерина вспоминает как прекрасный рай именно потому, что у матери она жила «точно птичка на воле», а в доме Кабановой вроде все то же, да не так: и молятся здесь лицемерно, и добро делают будто «из-под неволи». Катерина привыкла к другому — открытости, доброте, уважению к человеку. Она не может выдержать унизительные упреки свекрови, смириться с такой жизнью. В разговоре с Варварой девушка говорит, что та не знает ее характера. И если случится так, что ей окончательно надоест жить у Кабановой, то никто не сможет ее удержать. Катерина будет готова выброситься в окно, кинуться в Волгу, но жить против воли она не станет. В этих словах девушка выражает свой протест всему происходящему. В какой-то мере ее любовь к Борису тоже своеобразный протест, попытка вырваться из «темного царства». Она любит Бориса не так, как принято любить в «темном царстве», она хочет открытости, свободы. Вместе с этим Катерина понимает, что не сможет быть с ним вечно. Ее сковывают узы брака с нелюбимым Тихоном. «Ведь мне с мужем жить до гробовой доски», — говорит она. Поэтому свою измену мужу девушка воспринимает как трагическую, неискупимую вину. А будучи человеком религиозным, она мучается еще больше. Катерина, как натура сильная, не боится осуждения народа. Во время грозы девушка при всех кается перед Тихоном в своем грехе. Гораздо больнее ей осознавать свою вину, свой грех. И она знает, что этот страшный грех ей никогда не удастся замолить, он камнем ляжет ей на душу. Для нее единственным выходом является смерть. И Катерина решается на самоубийство.
    Но все же нравственная победа героини пьесы над «темным царством» не вызывает сомнений. Эта девушка ушла из жизни, чтобы порвать со старыми порядками, которые уже отжили свое. Трудности жизни не сломили ее волю, не заставили ее разлюбить свободу. Она предпочла умереть, но не стать рабыней того общества, в котором она жила. И это достойно восхищения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *