Сочинение на тему катерина жертва или победитель

4 варианта

  1. 1
    Текст добавил: Компас земной

    В пьесе А. Н. Островского “Гроза” Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. “Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много” – рассказывает Катерина о своем детстве. Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами. Катерина часто видит себя в образе птицы, что подчеркивает романтическую возвышенность ее души. Но в доме Кабановых ее не понимают, она постоянно находится в угнетении хозяйки.
    Катерина мечтает о детях: ” Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это”. Какая бы любящая мать и жена получилась бы из Катерины в других условиях.
    Искренняя религиозность Катерины сильно отличается от религиозности Кабанихи и Дикого, для которых религия мрачная сила, подавляющая воля человека. Для Катерины – это поэтический мир сказочных образов: “…До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда службы кончится”, – вспоминает она.
    Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которыми живут другие жители Калинова. Ее жизнь оказывается невыносимой. Но Катерина – очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против “темного царства”.
    Катерина не может свыкнуться с жестоким миром диких и кабаньих, она стремиться отстоять свободу своей личности. Образ Катерины сходен с образом, которая течет, как требует ее природное свойство. По словам Добролюбова, в ее поведении проявляется “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибает, но не изменит себе”.
    Варвара – дитя “темного царства”. Она отнюдь не согласна с его законами, но ей приходится с этим мириться и приспосабливаться к окружающему миру. Если бы она, как и Катерина, не прожила всю жизнь в “темном царстве”, то возможно и Варвара смогла также восстать против него. Но все же она оказалась гораздо слабее Катерины. Именно поэтому сложившиеся вокруг нее внешние обстоятельства сломали ее волю, разрушили ее внутренний мир.
    Таким образом, Островский с помощью двух образов Катерины и Варвары смог показать в своей пьесе сущность разных типов людей, сравнить их поведение, сравнить их поведение, отношение к жизни, вывести их слабые стороны.
    Драматург противопоставляет ей девушку, которая является частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова.
    Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость.
    В рассказе Катерины о детстве проявляется младенческая чистота ее души. Девушка безвинна и ангелоподобна, как любой ребенок. В детстве она очень близка Богу. Это проявляется и в том, что она способна видеть ангелов, и в ее снах. Но такая близость сродни душевному состоянию юродивого. Катерина не знает мира, ее не коснулся грех, в ее жизни нет места христианскому подвигу. Дом матери был для девушки раем, который сделал героиню беззаботным “ангелом”, чуждым жестокой обыденности.
    Необычность Катерины подчеркивается и тем, что она живет вне времени. Ее существование вечно и не ограничено какими-либо рамками. Девушка рассказывает о церкви: ” … и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было”. Такое безвременное существование – предел мечтаний уже замужней Катерины: ” … засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдет … ” Сестру Тихона такие тонкости не волнуют. Она целиком и полностью связана с вяло текущим временем города Калинова и землей.
    Она имеет свое мнение, но предпочитает не вмешиваться, не идти на конфликт. “Шито да крыто” – ее основной принцип, о котором Варвара скажет позже. Это правило помогает выжить девушке. В городе Калинове начинается настоящая, не изолированная от проблем жизнь Катерины. Вследствие этого к героине Островского приходит осознание неизбежности смерти. Гибель – это плата за жизнь. Вот почему молодая Кабанова, следуя только ей понятной логике, так быстро переходит от воспоминаний о детстве к смерти, а затем к новой жизни: “Я умру скоро … что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! … Точно я снова жить начинаю … ”
    Катерина слишком хорошо понимает неразрывную связь между жизнью и смертью. Омут для нее оказывается неизбежной реальностью. Катерина предвидит свое будущее, потому-то и пугается заклинаний барыни, в словах которой слышит лишь подтверждение собственных предчувствий.
    Таким образом, моя жизненная позиция не может совпадать с позициями героинь Островского. Мне остается восхищаться избранной Богом Катериной.

  2. Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» была написана в 1860 году. Это было время общественного подъема, когда трещали устси кре­постничества и в душной, тревожной атмосфере рус­ской жизни действительно собиралась гроза. У Ост­ровского гроза – это не просто величественное яв­ление природы, она- олицетворение социального потрясения.
    В драме отразились подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди 50-60-х годов. В пьесе обрисована русская жизнь с 40-х по 80-е годы, борьба между отживаю­щей моралью купцов-самодуров и их безответных жертв с новой моралью, людей, в душе которых про­буждается чувство человеческого достоинства.
    Действие пьесы происходит в купеческом доме Марфы Игнатьевны Кабановой. Великолепна обста­новка, в которой развертываются события пьесы, пре­красен сад, разбитый на высоком берегу Волги. Но в роскошном купеческом доме, за высокими заборами и тяжелыми замками царит произвол самодуров, льются невидимые слезы, калечатся людские души.
    Против произвола протестует Варвара, не же­лающая жить по воле матери и становящаяся на путь обмана. Робко жалуется слабый и безвольный Бо­рис, которому недостает сил защитить ни себя, ни любимую женщину. Протестует обезличенный и жал­кий Тихон, впервые в жизни бросающий отчаянный упрек матери: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» Осуждает жестокие нравы Диких и Кабановых талантливый умелец Кулигин. Но только один протест – активный вызов дикому произволу и морали «темного цар­ства» – протест Катерины. Именно ее Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве».
    Цельная и сильная натура Катерины лишь до поры до времени терпит деспотизм. «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»- гово­рит она. Среди жертв «тёмного царства» Катерина выделяется открытым характером, смелостью и пря­мотой: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».
    Катерина выросла среди раздольной русской природы. Ее речь выразительна и эмоциональна. В этой речи часто встречаются ласкательные и умень­шительные слова: «солнышко», «водица»; сравне­ния – как, например, «точно голубь воркует».
    Проснувшаяся в душе Катерины любовь рас­крепощает ее, пробуждает невыносимую тоску по воле и мечту о настоящей человеческой жизни. Она не может и не хочет скрывать своего чувства и смело вступает в неравную борьбу с силами «тёмного цар­ства»: «Пусть все видят, все знают, что я делаю!».
    Положение Катерины трагично. Ее не путают да­лекая Сибирь, возможное преследование. Но ее друг слаб и запуган. И его отъезд, бегство от любви отреза­ют Катерине путь к счастью и свободной жизни.
    Драма завершается нравственной победой Ка­терины и над внешними силами, сковывающими ее свободу, и над темными представлениями, сковыва­ющими ее волю и разум.
    Роль Катерины из русской сцене исполняли вы­дающиеся актрисы. Они, каждая по-своему, тракто­вали сложный образ, некоторые подчеркивали ее ре­лигиозность. А между тем религиозность Катерины – это не ханжество Кабанихи, а скорее детская вера в волшебные сказки. Катерину, тонкую поэтическую натуру, привлекает в религии эстетическая сторона: красота преданий, церковная музыка, иконопись. Кончая жизнь самоубийством, она не думает уже о спасении своей души, о страшном грехе. Она совер­шает свой последний шаг во имя большой любви, открывшейся ей. Самоубийство является выражени­ем протеста против «тёмного царства» Дикого, Бориса, Катерина, по ее мнению, соверши­ла страшный грех: грех против Бога, заветов стари­ны. Ее душа не могла этого вынести, не могла геро­иня и следовать примеру Варвары, для которой глав­ное – «чтобы все шито да крыто было»..Катерина прибегает к старинному средству искупления греха: покаяться «всенародно». Когда человек, которого по­любила она всей душой своей, пылкой и страстной, светлой и наивной, оставил Катерину, не оказал ей в трудную минуту никакой помощи, не оставил даже малейшей надежды, героиня решилась на еще боль­ший в ее представлении грех-самоубийство. Таким образом, в представлении критиков, близких к кру­гам славянофилов, главная героиня драмы «Гроза» – человек, переживший жестокий душевный кризис, не сумевший найти в себе сипы для того, чтобы про­должать жить в мире, в котором не было места люб­ви и счастью.
    Иначе воспринимали этот образ критики демок­ратического направления. Так, например, Н.А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» писал, что в самом появлении такой героини он ви­дит протест, «провозглашенный и под домашней пыт­кой, и над бездной, в которую бросилась бедная жен­щина». Смерть Катерины критик воспринимает как «страшный вызов самодурной силе». Именно глав­ная героиня и есть тот «луч света», который озаряет «темное царство» Кабановых и Диких. Ее стихийный протест олицетворял для Н.А. Добролюбова гряду­щую победу над силами «темного царства». Однако оценка драмы «Гроза» критиками-демократами была отнюдь не однозначна. В отличие от Добролюбова, Д. И. Писарев считал, что истинный «луч света», спо­собный уничтожить силы самодурства – знание, об­разование. Сила характера главной героини вполне обоснованно вызывала у критика сомнения, а ее решение покончить счеты с жизнью было для него не столько олицетворением вызова обществу, сколь­ко свидетельством слабости. И действительно, са­моубийство – далеко не лучший способ борьбы. Ге­роиня разрешает таким образом собственные про­блемы, на минуту пробуждает к жизни дремлющее сознание Тихона, но ее поступок, вероятно, не толь­ко не сможет изменить сами устои общества, но и будет либо забыт, либо ложно истолкован.
    А. Н. Островский изображал русскую жизнь объективно, с точки зрения писателя-гуманиста. В своем творчестве он продолжал лучшие традиции отечественной классической литературы, провозгла­шал сочувствие ко всем страдающим и угнетенным. Этот автор – один из самых ярких русских драматур­гов, ему удалось психологически точно раскрыть ми­росозерцание именно русского человека. Именно эти качества пьес А. Н. Островского и заставляли обра­щаться к ним критиков самых разных направлений.

  3. А. Н. Островский — драматург, с именем которого связано появление подлинно русского национального театра, автор многочисленных, разнообразных в жанровом отношении пьес. В художественно 1 правдивых образах его комедий, драм, сцен из жизни, исторических хроник перед нами проходят представители самых разных сословий, люди различных профессий, происхождения, воспитания.
    Быт, нравы, характеры мещан, дворян, чиновников, купцов — от «очень важных господ», богатых бар и дельцов до самых незначительных и бедных — с удивительной широтой отражены в его творчестве. Пьесы написаны не равнодушным бытописателем, а гневным обличителем мира «темного царства», где ради наживы человек способен на все, где старшие властвуют над младшими, богатые — над бедными, где государственная власть, церковь и общество всячески поддерживают веками сложившиеся жестокие нравы. Об этом — пьеса Островского «Гроза», которая по праву считается одним из шедевров русской реалистической драматургии и которую сам автор оценивал как большую творческую удачу.
    В «Грозе» изображены не только мертвящие условия темного царства, но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличение в пьесе естественно слилось с утверждением растущих в жизни новых сил — положительных, светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Чувства недовольства и стихийного возмущения выразились в пьесе в решительном протесте Катерины Кабановой. Светлое человеческое начало в Катерине естественно, как дыхание. Это ее натура, которая выражается не столько в рассуждениях, сколько в душевной тонкости, силе переживаний, в отношении к людям, во всем ее поведении. Противоборство обостряется и усугубляется в душе Катерины: мучительно сталкиваются темный предрассудок и поэтическое озарение, самоотверженная отвага и отчаяние, безоглядная любовь и неуступчивая совесть.
    В образе Катерины Островский нарисовал новый тип русской женщины — самобытной, самоотверженной, решительностью своего протеста предвещавшей наступление конца «темного царства». Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. Цельная, сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. На слова Варвары: «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена» Катерина отвечает: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу жить здесь, так не стану, хоть ты меня режь!» У Катерины — открытый характер, сильный и свободолюбивый. Ей присущи смелость и прямота: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживешь.
    По своему душевному настрою Катерина — «вольная птица». «…Отчего люди не летают? — обращается она к Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Потому и проснувшееся чувство для Катерины сливается с, тоской по воле, с мечтой о настоящей, человеческой жизни. Она любит не так, как робкие жертвы «темного царства». Катерина отдается любви до конца, ничего не требуя взамен и ничего не желая скрывать. На слова Бориса: «Никто и не узнает про нашу любовь…» Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» И во имя этой свободной, не знающей границ любви она вступает в неравный бой с силами «темного царства» и погибает.
    Кто же виноват в ее смерти? Чем является самоубийство Катерины — ее нравственной победой над «темным царством», где властвуют грубость, насилие, невежество и безразличие к окружающим, или трагическим поражением? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Слишком много причин привело к такому финалу. Драматург видит трагизм положения Катерины в том, что она вступает в конфликт не только с калиновскими семейными нравами, но и с самой собой. Прямодушие героини Островского — один из истоков ее трагедии. Катерина чиста душой — ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Она понимает, что, полюбив Бориса, нарушила нравственный закон. «Ах, Варя, — жалуется она, — грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю? »
    Если не умом, то сердцем ощутила Катерина неотвратимую правоту иных законов — свободы, любви, человечности. Эти законы жестоко нарушены, не героиней, а по отношению к ней: ее отдали замуж за нелюбимого, ее предает муж ради пьяного разгула, неотступно тиранит свекровь, ее вынуждают жить в неволе. Через всю пьесу проходит мучительная борьба в сознании Катерины между пониманием своей неправоты, своей греховности и смутным, но все более властным ощущением своего права на человеческую жизнь. Но пьеса завершается нравственной победой Катерины над темными силами, мучающими ее. Свою вину она искупает безмерно, а от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открылся. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, Катерина думает не о спасении своей души, а о любви, которая ей открылась: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Ее решение умереть, только бы не остаться рабой, выражает, по словам Добролюбова, «потребность возникшего движения русской жизни». И это решение приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. В ее сердце исчезает страх, она чувствует себя готовой предстать перед нравственным судом. Ведь в народе говорят: «Смерть по грехам страшна».
    Если Катерина не боится, значит, ее грехи искуплены. Она умирает потому, что считает смерть единственным достойным исходом, единственной возможностью сохранить то высшее, что жило в ней. В мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами «темного царства» Диких и Кабановых, укрепляет также реакция на ее смерть других героев пьесы. Например, Тихон, муж Катерины, впервые в жизни выразил свое собственное мнение, вступив (пусть всего на миг) в борьбу с «темным царством». «Вы ее погубили, вы, вы…» —восклицает он, обращаясь к матушке, перед которой всю жизнь дрожал. Он впервые решается на протест против удушающих устоев своей семьи:
    * «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
    Таким образом, гроза, приближение которой чувствовалось на протяжении всей пьесы, разразилась в финале. И гроза эта — не просто явление природы, это — потрясение всех существующих устоев, символ свободы. Это дало критику Добролюбову повод назвать Катерину «русским, сильным характером», национальным «светлым лучом в темном царстве», имея в виду действенное выражение в героине непосредственного протеста, освободительных стремлений народных масс. Указывая на глубокую типичность этого образа, на его общенародное значение, критик писал, что образ Катерины представляет «художественное соединение народных черт, проявляющихся в разных положениях русской жизни, но служащих выражением одной идеи ». По его мнению, Катерина отразила в своих чувствах и поступках стихийный протест широких народных масс против ненавистных, сковывающих условий темного царства.
    Цельность, решительность характера Катерины, ее «русской живой натуры» выразилась в том, что она отказалась подчиняться распорядкам дома Кабанихи с его «насильственными, мертвящими началами» и предпочла смерть жизни в неволе. Она, по словам Добролюбова, «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу…». И это решение Катерины было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости.

  4. Немало сильных характеров создано мастерами русской литературы, немало горячих сердец воспето. Но всегда или почти всегда судьбы таких героев более чем печальны — они по-настоящему трагичны! Трагедия твердости духа, веры в мечту, приверженности своим идеалам и стремлениям, трагедия добра и красоты. Одной из таких трагедий стала судьба Катерины — героини драмы А. Н. Островского “Гроза”.
    В устах Кулигина, местного механика-самоучки, звучит песня “Среди долины ровныя”, которая стала поэтическим зерном всего произведения: чем богаче духовно, чем выше нравственно человек, тем меньше у него внешних опор, тем драматичнее его существование. “Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?” — отчаянно спрашивает героиня. “Куда мне бедной деться? За кого мне ухватиться?”
    Известный критик Н. А. Добролюбов писал, что в “Грозе” “выражен русский сильный характер”, который “поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам”. “Не с инстинктом буйства и разрушения, но и не с практической ловкостью улаживать для высоких целей свои собственные делишки, не с бессмысленным, трескучим пафосом, но и не с дипломатическим, педантским расчетом является он перед нами… нет, он сосредоточенно решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны”.
    Катерина Островского живет в ту эпоху, когда все нравственные ценности и устои постепенно отмирают, когда невозможна гармония между стремлениями отдельного человека и правилами окружающей его среды, когда все отношения держатся лишь на угнетении, насилии и жестокости.
    Чуткой душе героини чужд и противен этот мир. И что самое ужасное, почти все, кто принадлежит к этому миру по рождению и воспитанию, не видят этих перемен. “Да ведь и у нас то же самое”, — восклицает Варвара, выслушав рассказ Катерины о жизни до замужества. Но для самой героини эта разница очевидна: в доме свекрови для нее все “будто из-под неволи!”. А раньше было иначе.
    В родительском доме Катерина жила, “точно птичка на воле”: день ее начинался и кончался молитвой, а остальное время занимали прогулки по саду. Ее юность овеяна таинственными, светлыми снами: ангелы, златоглавые храмы, райские сады. И это лучшее свидетельство незаурядности ее натуры.
    В семье Кабановых героиня не только вынуждена жить в чуждой ей среде, но и сама она начинает меняться под влиянием правил этого мира. Нет, в моральной ценности своих нравственных представлений Катерина не сомневается. Только она отчетливо начинает понимать, что никому в окружающем ее мире нет дела до подливной сути этих ценностей.
    Девушка входит в чужую семью с желанием любить, почитать свекровь и мужа. Но и от мужа она ожидает такой же любви и поддержки. Только Тихон не оправдал ее ожиданий. Он совершенно не отвечает нравственному идеалу героини, ее представлениям о том, каким должен быть муж.
    В своих поступках, поведении Катерина привыкла исходить не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств — искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств.
    Попав в неволю, столкнувшись с миром самодурства, ханжества, отсутствия любви и взаимного уважения, она испытывает возросшую потребность жить свободно. А возможность удовлетворить такую потребность видит в любви. Постепенно Катерина приходит к тому, что начинает сама нарушать те неписаные законы, которые годами формировались и укреплялись в ее душе. В этом и заключается основная трагедия героини.
    Когда “падение” свершилось, Катерина словно поднимается над самой собой, она ощущает в себе невиданные силы, она чувствует волю, и это придает ей необыкновенную смелость: “Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!” — говорит она Борису. Печально, что возлюбленный Катерины оказался человеком безвольным, находящимся в зависимости от своего дяди, сознательно терпящим его самодурство.
    Любовь дала Катерине ощущение свободы, которой ей так не хватало. Но именно с этого ощущения, с этого прилива смелости и сил начинается главная трагедия Катерины. Сознание совершенного греха охватывает ее целиком и становится совсем нестерпимым, когда короткое счастье на воле заканчивается. И сознание это тем более мучительно, что сама героиня исключает для себя прощение и милосердие — это исключает ее вера, ее глубокая религиозность. Она не видит другого выхода, кроме смерти. Гибель Катерины неизбежна, и ее уже ничто не может остановить и предотвратить. Хотя бы потому, что ни самосознание самой героини, ни общественный уклад, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней чувству воплотиться в бытовой жизни.
    Решение покончить с собой приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. В ее сердце исчезает страх, она чувствует себя готовой предстать перед нравственным судом. Ведь в народе говорят: “Смерть по грехам страшна”. Так что если Катерина не боится, значит, грехи ее искуплены. Она умирает в тот момент, когда смерть для нее становится единственным достойным исходом, единственным спасением того высшего, что сохранилось в ней. Эта гибель напоминает нам молитву юной героини в храме, возвращая нас к началу трагедии. И это особенно укрепляет нас в мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами “темного царства” Диких и Кабановых.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *