Сочинение на тему кавказские горы

12 вариантов

  1. Кавказ Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как “орлы”: Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
    В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “ заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении “Обвал” с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
    Дробясь о мрачные скалы,
    Шумят и пенятся валы,
    И надо мной шумят орлы
    И ропщет бор…
    И блещут средь волнистой мглы
    Вершины гор.
    Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму “Кавказский пленник”.
    Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: “Забуду ли его кремнистые вершины,
    Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное “ дитя цивилизации”- русский, “европеец” и дитя природы, “дева гор”, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
    Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма “Кавказский пленник”. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
    И хладен блеск его очей…
    …Чувства, страсти,
    В очах навеки догорев,
    Таятся, как в пещере лев,
    Глубоко в сердце…
    Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма “Беглец”, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.
    Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро “ удар кинжала пресёк несчастного позор”, мать его лишь “ хладно отвернула взор”.
    Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлёт…
    Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
    Прекрасен ты, суровый край свободы!
    И вы, престолы вечные природы.
    Наконец, сам поэт в стихотворении “Кавказ” восклицает:
    Как сладкую песню отчизны моей
    Люблю я Кавказ!
    Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их “громадности” и “воздушности”, их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.
    Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть “Кавказский пленник” -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.
    В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.
    Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:
    Кавказа гордые сыны,
    Сражались, гибли вы ужасно,
    Но не спасла вас наша кровь…
    А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:
    И с грустью тайной и сердечной
    Я думал: “ Жалкий человек…
    Чего он хочет?… Небо ясно.
    Под небом много места всем;
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он –зачем?
    (“ Валерик ”)

  2. Горная система, расположенная между Черным и Каспийскими морями, называется Кавказскими горами и разделяется на Большой и Малый Кавказ. Протяженность гор составляет более 1500 километров, а ширина в некоторых местах достигает почти 180 километров. Точен и дословный перевод названия Кавказа – горы, держащие небо.
    Горные долины расположены на территории нескольких государств – России и Армении, Азербайджана и Грузии, Абхазии и Южной Осетии, Турции и Ирана.
    Величие высочайших вершин Эльбруса и Казбека, удивительные и неповторимые горные и равнинные ландшафты, уникальные природные комплексы с редкими животными и растениями, и конечно, гостеприимные и открытые люди, все это делает посещение этих мест незабываемым праздником.
    Многие спортсмены, альпинисты и любители экстремальных видов спорта, навсегда полюбили суровые условия горных мест, и восхождение на самые высокие вершина стали частью жизни этих отважных людей.
    Этот край богат историческим наследием, древней культурой и многочисленными достопримечательностями, дошедшими до наших дней. Упоминание Кавказских гор в Библии и древнегреческой мифологии, указывает на древность этих мест и  многочисленных народностей, населяющих эти благословенные места. Древние легенды и предания готовы поведать старожилы этих мест, аксакалы, до сих пор живущие в горных аулах и придерживающиеся традиций предков.
    Сейчас на Кавказе проживает более 50 народностей, таких как, абхазы, черкесы, осетины, армяне, чеченцы и другие, основной  религией которых является ислам.
    Очень разнообразен климат и природные зоны этих мест:
    – Уникальные вековые ледники и горные вершины, круглый год находящиеся во  власти зимней непогоды и теплые ласковые воды Черного моря.
    – Высочайшие горные хребты и спокойный, равнинный ландшафт Краснодарского края и Ставрополья.
    – Бурные, полноводные реки, несущие свои ледяные воды с горных перевалов и спокойные равнинные реки Ростовской области.

  3. Вот и сердце мое. Это сердце сыновье
    Обитает в горах, в отчем крае живет.
    Сердце полнится непреходящей любовью,
    Я навеки люблю тебя, горский народ!
    Р.Гамзатов.
    Да, я живу в прекрасной стране, о которой в настоящее время знают все народы мира. Дагестан! Это мой родной край!  Место, где живу я,  живут мои близкие и друзья. Слово Дагестан известно с 17 века и означает «горная страна», потому что большую часть республики занимают  горы.
    Как много написано и сказано о родном крае! Я часто думаю:  почему великие писатели в своих стихотворениях так часто обращались к теме родного края? Вероятно потому , что там находится отчий дом ,там прошло детство моих родителей .
    Для меня нет места родней и прекрасней отчего дома, нашего края. А что я вообще знаю о нашем краю,  о его истории ? Знаю, что дом,  в котором мы живём, построил своими руками еще мой прадед.  История   нашего края тесно связана с историей наших предков. Я думаю,  человек , не знающий своей истории, не знает и себя .
    Дагестан и многонациональная страна. Еще в глубокой древности ходили легенды о необычайном  многоязычии  Кавказа. Этот факт неизменно подчеркивали греки и римляне, арабские, персидские и европейские географы средневековья, при этом назывались цифры от семидесяти до трехсот. Арабский историк и путешественник Х века Масуди отмечал: «Гора Кавказа – гора языков». И сегодня, как и десять веков назад, более половины из представленных на Кавказе языков приходится на Дагестан.
    Когда я говорю о Дагестане, я представляю себе лазурные воды Каспия, которые несут  прохладу и влагу;  представляю суровые, строгие горы, пронизывающие своими вершинами мягкую гладь серебряного неба. Я вижу  гордых, честных, трудолюбивых людей, населяющих его, и вспоминаю о богатых, уникальных  в своем своеобразии, традициях  наших  предков.
    Что хорошего в Дагестане? За что я люблю его? Вот на эти вопросы я и постараюсь ответить в своем сочинении.
    Сегодня, когда дед сидел за столом и пил чай, читая газету , я попросил его рассказать о нашем родном крае. Он рассказал мне о том, что ещё до войны все мои предки жили в горах. Это был их родной дом ,где каждый куст, каждая травинка кормила их. Но стало жить тяжело, потому что не хватало хлеба, так как большая часть мужчин ушла на фронт. «Без горцев нет и гор»,-говорил мой дед. Но в холодное время люди вынуждены были переселиться на равнину. Теперь мы часто с дедом летом едем в родные горы в селение  Ялджух. По узкой долине, которая называется ущельем, проходит горная дорога. Автотрасса кажется тоненькой светлой ленточкой на фоне гор. Все остальное пространство, куда хватает взгляда, занимают громадные горы, их склоны и вершины. Выше их – только небо.
    Ближе к дороге горы – это не острые пики, а округлые, как будто овальные. Они густо поросли лесом. Издалека может показаться, что это толстые спины огромных мохнатых медведей, а шкуры у них зеленого цвета. Но шерсть на спинах медведей – это столетние ели и сосны высотой в десятки метров. Когда едешь по трассе, медвежьи спины почти смыкаются впереди машины.
    А подальше цепью вздымаются настоящие высотные пики. Эти вершины образуют странные исполинские фигуры. Осенью они покрываются белым снегом, который сходит только в конце весны.
    Самые высокие горы – хранители ледников, залежей кристально чистой замерзшей воды. Вот почему некоторые вершины вообще никогда не снимают своих белых шапок из снега и льда. Отсюда ледники кажутся просто белыми шапочками, но если подняться в горы, станет ясно, что они тянутся на много километров. Если отколоть «кусочек» от ледника, он будет весить тысячи тонн.
    Вершины громоздятся одна за другой, и нет им конца. Далеко на горизонте уже не видно самих гор, а только их очертания. Как будто голубоватые призраки встают друг за другом на фоне неба.
    В горах человек ближе всего к небу. Ведь на склонах гор можно даже увидеть заблудившиеся облака. Они висят так низко, что, кажется, до них можно допрыгнуть и дотянуться рукой. Где еще можно увидеть, как небо становится ниже земли, как не в горах?
    Оставшись наедине со своими мыслями , я думаю о горах. Смотрю на них и сравниваю с людьми. Как и люди горы иногда выглядят суровыми, иногда ласковыми, иногда добрыми. А иногда мне кажется , что они смеются.
    Да, Дагестану есть чем гордиться. Наши великие предки отличались храбростью и бесстрашием. Я начинаю вспоминать о народных героях, которые жили в горах и обладали огромной силой. Вспоминаю легенду о Шарвили, ведь по описанию он похож на гору. Люди со всех концов света приезжают в Дагестан , чтобы подняться на вершину горы Шалбуз. Говорят, что люди приезжают сюда ,в это святое место, чтобы попросить святых о помощи. И часто их просьбы исполняются. Это снова говорит о том, что горы – неотъемлемая часть человека.
    Далеко за пределами нашей республики известны имена народных героев – Шамиля и Хаджимурата. Неувядаемой славой покрыты имена наших соотечественников – героев Великой Отечественной войны Магомеда Гаджиева, Юсупа Акаева, Саадула Мусаева и многих моих односельчан. Из тех, кто ушел на фронт, вернулись немногие. Мы не имеем права забывать имена тех, кто отдал свою жизнь за наше светлое будущее.
    Мы гордимся ими, восхищаемся их бесстрашием, целеустремленностью, любовью к своему народу и Родине. Нам есть на кого равняться, есть, кому подражать, а это, я считаю, очень важно для подрастающего поколения
    Дагестан также и республика с древнейшей историей, и богатейшей самобытной культурой. Не пером написана история горских народов – она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками. Прошли века. Мой Дагестан расцвёл, стал краше. И сегодня Республика Дагестан как драгоценный камень на карте России. Сюда съезжаются люди со всего мира, чтобы изучить историю  нашей страны, посетить крепость «Нарын- кала». Наши неприступные горные вершины – рай для любителей альпинизма и экстрима, старинные крепости, древние храмы, ласковое Каспийское море – самое большое в мире озеро все это Дагестан!
    Но главная ценность и гордость Северного Кавказа – это, безусловно, люди. Кавказ славится известными на весь мир спортсменами, деятелями искусств, учёными и политиками. А сколько поэтов и писателей взрастила дагестанская земля. Вот только некоторые из них.
    Расул Гамзатов, уроженец аула Цада  Хунзахского района Дагестана. Знаменитый аварский поэт, писатель, публицист, политический деятель. Народный поэт Дагестанской АССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Сталинской премии.
    Расул Гамзатович Гамзатов за годы своего творчества написал сотни прекрасных произведений и стал одним из самых известных поэтов Кавказа.
    Расул Гамзатов автор и  многих песен, горячо  любимых нашим народом, но бесспорно главной песней его жизни стали «Журавли» на музыку Оскара   Фельцмана. Мой  Дагестан – регион с самой большой плотностью олимпийских чемпионов на квадратный километр в мире. Здесь к спорту относятся с большим почтением. Футбол, силовые виды спорта принесли Дагестану признание на мировой арене.  Бесспорно, венцом спортивных достижений Дагестана стали победы Елены Исинбаевой, двукратной Олимпийской чемпионки по прыжкам с шестом. Отец Елены — Гаджи Гаджиевич  Исинбаев,  по национальности — табасаран  (табасараны – одна из горских народностей юго-восточного Дагестана). В этом году Елена признана самой успешной в спортивном и финансовом отношении спортсменкой России.
    А кто не знает знаменитый танец «Лезгинка»
    Танец лезгинка – отголосок древних языческих ритуалов, одним из основных элементов которого был образ орла. Лезги – Орел. Так что слово лезгинка можно перевести как танец орла. Поэтому каждый горец обязан с детства учиться лезгинке и показать в ней свою стать и мужественность. Дагестан- очень гостеприимная страна со своими обычаями и традициями. Из древних традиций горцев, пожалуй, больше всего поражает впервые посетившего Дагестан человека обычай гостеприимства. Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость!» По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять гостя в любое время дня и ночи. У дагестанцев существовал такой обычай: когда садились обедать или ужинать, еду делили поровну между членами семьи и отделяли лишнюю порцию на случай, если вдруг придет запоздалый гость. Гость ни в чем не должен нуждаться – таков неписаный обычай горцев. Горец никогда не выпустит гостя из дома с пустыми хурджинами.  В них он кладет хлеб, мясо, сыр, какой-нибудь подарок. В лакском районе перед уходом гостя ставили у крыльца кувшин с родниковой водой, что означало: «Пусть дорога будет счастливой, пусть в пути гость не испытает жажды».
    Когда я, объездивший множество стран,
    Усталый, с дороги домой воротился,
    Склонясь надо мною, спросил Дагестан:
    “Не край ли далекий тебе полюбился?”
    На гору взошел я и с той высоты,
    Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:
    “Немало краев повидал я, но ты
    По-прежнему самый любимый на свете.

  4. Горы, как и всё, что существует в нашем мире, имеют свою историю, сой жизненный цикл. Они рождаются, когда одна тектоническая плита сталкивается и начинает наползать на другую. Или когда в месте тектонических разломов образуются действующие вулканы. За долгие столетия или тысячелетия, горы растут, достигая пика своей высоты, за сотни тысяч лет, а потом медленно они начинают опускаться ниже, под действием разных природных факторов, что бы со временем как будто пригнуться к земле. Стать ниже, часто более пологими, но, не утрачивая своей монументальности и очарования.
    Когда-нибудь на их месте образуются равнины, а возможно и возникнут моря. Так уже было и так ещё будет.
    Впрочем, представить это сложно, ведь жизнь горных массивов очень велика по скромным человеческим меркам.
    Горы для многих народов земли являются домом. Горцами себя может назвать множество народностей и целых народов. Хотя на ум, конечно, приходят в первую очередь жители Кавказа и гористых местностей Шотландии. Горы являются домом для огромного количества видов живых существ. Самых разнообразных растений и животных.
    Любой кто когда ли побывал в горах никогда не забудет пережитых ощущений и того незабываемого ощущения которое, заполняет тебя когда окидываешь взглядом мир лежащий у тебя под ногами далеко внизу аж до самого горизонта.

  5. Кавказ
    Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как “орлы”: Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
    В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “ заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении “Обвал” с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
    Дробясь о мрачные скалы,
    Шумят и пенятся валы,
    И надо мной шумят орлы
    И ропщет бор…
    И блещут средь волнистой мглы
    Вершины гор.
    Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму “Кавказский пленник”.
    Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: “Забуду ли его кремнистые вершины,
    Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное “ дитя цивилизации”- русский, “европеец” и дитя природы, “дева гор”, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
    Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма “Кавказский пленник”. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
    И хладен блеск его очей…
    …Чувства, страсти,
    В очах навеки догорев,
    Таятся, как в пещере лев,
    Глубоко в сердце…
    Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма “Беглец”, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.
    Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро “ удар кинжала пресёк несчастного позор”, мать его лишь “ хладно отвернула взор”.
    Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлёт…
    Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
    Прекрасен ты, суровый край свободы!
    И вы, престолы вечные природы.
    Наконец, сам поэт в стихотворении “Кавказ” восклицает:
    Как сладкую песню отчизны моей
    Люблю я Кавказ!
    Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их “громадности” и “воздушности”, их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.
    Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть “Кавказский пленник” -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.
    В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.
    Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:
    Кавказа гордые сыны,
    Сражались, гибли вы ужасно,
    Но не спасла вас наша кровь…
    А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:
    И с грустью тайной и сердечной
    Я думал: “ Жалкий человек…
    Чего он хочет?… Небо ясно.
    Под небом много места всем;
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он –зачем?
    (“ Валерик ”)

  6. ВОСХИЩЕНИЕ КАВКАЗОМ В СТИХОТВОРЕНИЯХ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ЛЮБЛЮ Я ЦЕПИ СИНИХ ГОР…», «КАВКАЗ»

    Известный русский поэт, прозаик, драматург Михаил Юрьевич Лермонтов прожил короткую, но яркую жизнь. Он родился в старинной дворян]ской семье. Рано потерял мать, жил вместе с ба]бушкой, учился в самом престижном московском пансионе.
    В это время начинает писать стихи. Судьба приводит его в юнкерскую школу впереди бле]стящая карьера военного. Но неожиданное изве]стие о смерти на дуэли А. С. Пушкина вызывает в его душе настоящее потрясение. Лермонтов от]кликается на это печальное событие одой «Смерть поэта», в которой обвиняет власть в гибели мо]лодого творца. За это его ссылают на Кавказ, где уже много лет продолжается война Российской империи против кавказских народов. Экзотиче]ская и суровая природа, независимый характер горцев, их мужество и гордость поражают поэта, служат толчком к созданию новых произведений. Среди них прекрасный образец пейзажной лирики «Люблю я цепи синих гор…».
    Не много рождалось поэтов, которые бы так видели мир динамично, объемно, красочно. В этом Лермонтову-поэту помогал его талант ху]дожника. Не только с натуры, но и по памяти он мог воспроизводить фигуры, лица, пейзажи, ки]пение боя, скачку, преследование. И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили горячих, нетерпеливых коней. Он мог бы стать настоящим художником, если бы про]фессионально занимался живописью, но Лермонтов-поэт в изображении природы является не]превзойденным мастером. Недаром современни]ки называли его русским Гете.
    Даже если вы не были на Кавказе, вы не мо]жете не восхититься прекрасным вечерним пей]зажем, изображенным поэтом: цепи синих гор, из-за которых, «как южный метеор», всплывает луна. Луна это таинственное небесное свети]ло, такое близкое и такое непознанное. Взоры влюбленных и поэтов в минуты отчаяния, тоски, горьких раздумий были обращены к луне:
    …Царица лучших дум певца И лучший перл того венца,
    Которым свод небес порой Гордится, будто царь земной.
    Поэт одухотворяет, оживляет природу. Солн]це еще не сдает своих позиций, освещая земную поверхность: «На западе вечерний луч еще горит на ребрах туч…» Солнце и луна словно вступают в единоборство за право украшать собою небес]ный свод. Но скоро луч зари гаснет и воцаря]ется на небе луна, окруженная белыми тучками:
    Кто не знавал таких ночей В ущельях гор иль средь степей?
    Лирический герой сливается с природой, жи]вет с ней одной жизнью, познает ее гармоничную красоту. Он мчится на коне и чувствует, как жи]вотное дышит, отбрасывает копытами землю. Это не бессмысленный бег, но желание в едином по]рыве постичь тайное, непознанное. В этом поры]ве человек ощущает себя одним из проявлений природной стихии. Его, как и многих в этом мире, гложет непонимание и одиночество: «как ветер, волен и один». А природа, хоть на один волшебный миг, дает ощущение собственной зна]чимости.
    Бессмысленность существования растворяет]ся в бескрайних просторах степи. Сияние лу]ны это не просто холодный отчужденный свет далекого светила, а серебристый блеск, осыпав]ший и коня, и всадника. И этот блеск объединя]ет в единое целое и человека, и животное. Бег ус]коряется миг прозрения близится. И тут мы понимаем, что видение кавказких чарующих, пленительных синих гор было всего лишь воспо]минанием о счастливых днях. Вокруг все та же степь, все та же луна, глядящая с укоризной на человека, возомнившего себя венцом творения и властителем природы:
    Все та же степь, все та ж луна:
    Свой взор ко мне склонив, она,
    Казалось, упрекала в том,
    Что человек с своим конем Хотел владычество степей В ту ночь оспаривать у ней!
    Тот же мотив отчужденности, непонимания, одиночества, поиска утраченной гармонии мы находим и в стихотворении «Кавказ». К слову, в творчестве поэта это было первое стихотворение, посвященное кавказской теме.
    Можно утверждать, что толчком к созданию «Кавказа» послужили детские воспоминания поэта о пребывании на Кавказе в 1825 году. Не]изгладимое впечатление на юного поэта произве]ли эти южные горы. Поэт красоту этих мест не]вольно сравнивает с песней отчизны, песней ма]тери. В три года он плакал на коленях у матери от песни, которую та напевала ему.
    На Кавказе же впервые в десятилетнем возра]сте поэт полюбил. Вспоминая через пять лет зла]токудрую синеглазую девочку и Кавказские горы, он записал в свою тетрадку: «Говорят (Бай]рон), что ранняя страсть означает душу, которая будет любить изящные искусства. Я думаю, что в такой душе много музыки». Такой же музыкой звучат для нас слова, воспевающие красоту при]роды.
    Для лирического героя Лермонтова вершины скал южных гор скрывают тайну любви, мате]ринской ласки всего того, что делает каждого человека самым счастливым на этой земле.

    На этой странице искали :

    сочинение на тему лермонтов и кавказ
    сочинение на тему Лермонтов на кавказе
    сочинение на тему горы кавказа
    сочинение на тему кавказ
    сочинение про горы кавказа

  7. Кавказ
    Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, где люди вольны, как орлы: Кавказ называли Тёплой Сибирью; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в настоящем деле, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
    В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении Обвал с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
    Дробясь о мрачные скалы,
    Шумят и пенятся валы,
    И надо мной шумят орлы
    И ропщет бор…
    И блещут средь волнистой мглы
    Вершины гор.
    Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму Кавказский пленник.
    Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: Забуду ли его кремнистые вершины,
    Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное дитя цивилизации- русский, европеец и дитя природы, дева гор, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
    Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма Кавказский пленник. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
    И хладен блеск его очей…
    …Чувства, страсти,
    В очах навеки догорев,
    Таятся, как в пещере лев,
    Глубоко в сердце…
    Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма Беглец, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.
    Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро удар кинжала пресёк несчастного позор, мать его лишь хладно отвернула взор.
    Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлёт…
    Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
    Прекрасен ты, суровый край свободы!
    И вы, престолы вечные природы.
    Наконец, сам поэт в стихотворении Кавказ восклицает:
    Как сладкую песню отчизны моей
    Люблю я Кавказ!
    Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их громадности и воздушности, их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.
    Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть Кавказский пленник -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.
    В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.
    Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:
    Кавказа гордые сыны,
    Сражались, гибли вы ужасно,
    Но не спасла вас наша кровь…
    А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:
    И с грустью тайной и сердечной
    Я думал: Жалкий человек…
    Чего он хочет?… Небо ясно.
    Под небом много места всем;
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он зачем?
    ( Валерик )

    Похожие работы

    Военно-дипломатический аспект деятельности России на Кавказе в контексте международных отношений в первой трети XIX века
    Кавказ в XVI—XIX веках
    Культура народов Северного Кавказа
    Образ Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова
    Природа Северного Кавказа и Урала
    Северный Кавказ в истории России (XVI-XIX вв.)
    Северный Кавказ в сфере геополитических интересов стран Запада, Среднего и Ближнего Востока
    Северный Кавказ: ЭГП, население, хозяйство
    Севрный Кавказ как регион России
    Флористическое разнообразие Мезмайской котловины (Северо-Западный Кавказ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *