Сочинение на тему кавказский пленник 5 класс

10 вариантов

  1. Я считаю, что в произведении Толстого «Кавказский пленник» поднимаются многие проблемы современного общества. Проблемы человеческой трусости и предательства, проблемы бессмысленности человеческих войн, забирающих человеческие жизни и не приносящие ничего кроме несчастья. Всего этого можно было бы избежать, если бы мы искоренили в себе одно качество – человеческую глупость.
    В рассказе нам повествуется о нелегкой судьбе главного героя – Жилина. Жилин – офицер из бедных дворян, человек смелый, трудолюбивый и честный, в жизни надеющийся только на себя. Возвращаясь домой с Кавказа, он вместе со своим сослуживцем Костылиным попадает в плен. Костылин же, по моему мнению, является отрицательным персонажем данного рассказа. Являясь богатым офицером, он надеется только на свои деньги. Ему присуще подлость и трусость, которая не раз проявляется в рассказе. После того как их взяли в плен, героев держат в сарае, требуя за них выкуп. Здесь и проявляются все качества главных персонажей.
    Жилин не сидит, сложа руки. Его наблюдательность и находчивость помогли ему не пропасть в плену. Он помогает местным жителям, чинит их мелкие вещи, делает детям игрушки. Также он сдружился с дочкой своего «хозяина» Диной. Та очень жалеет пленного, приносит ему хлеб и молоко. Жилин не может надеяться на выкуп, так как на свободе у него есть одна только старушка – мать, поэтому он решает совершить побег. Вырыв подкоп и взяв с собой горе-товарища, он устремляется к свободе, но из-за неповоротливости и слабохарактерности Костылина его план терпит неудачу. Их положение ухудшается, теперь их бросают в яму и держат там.
    Спустя некоторое время с помощью Дины Жилину все же удается сбежать, но уже без Костылина. Рассказ показывает нам то, что Жилин является человеком «с характером», способным на подвиг ради достижения цели. Он ни на минуту не сомневался в том, что сможет выбраться из плена, и делал все возможное для того, чтобы освободиться.
    Основной мыслью данного рассказа, я считаю, является человеческая способность никогда не сдаваться, смотреть прямо в глаза трудностям и добиваться своей цели. Жилин – олицетворение храбрости и мужества. Благодаря своей силе воли он смог вернуться домой. Что касается Костылина, понятно то, что он является противоположностью главного героя, через месяц его все-таки выкупили, и он еле живой вернулся домой.
    Рассказ Льва Николаевича Толстого и сейчас, в нынешнее время не потерял своей актуальности. Просто и понятно – этими словами можно описать рассказ. Автора очень задевает тот факт, что так много людей гибнет на войне. Поэтому бессмысленность войны также является одной из главных проблематик произведения.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Кавказский пленник», 5 класс» читают:
    Сочинение на тему «Дни недели рассказывают о себе», 5 класс
    Сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы», 5 класс

  2. Жилин и Костылин
    Жилин в рассказе является положительным героем. Он сильный, честный, с доброй душой и готов идти вперед, несмотря ни на что. Он очень хороший солдат. Однако попадает в плен к татарам. И все почему? Ответ прост: из-за трусости своего товарища. Костылин же наделен совсем противоположными чертами характера – труслив, ленив и не ответственный. Он жалок, постоянно ноет и желает, чтобы все за него делали другие люди. С него вряд ли можно брать пример.Татары схватили их в плен с целью выкупа. Костылин написал домой письмо, сидел и ждал, что за него дадут выкуп. А вот Жилин совсем наоборот – он не хотел расстраивать больную маму и решает выбраться сам. У него это получилось бы, если бы не товарищ, который во второй раз его подвел. Рассказ заканчивается тем, что Жилин все-таки своими силами выбирается. А Костылин еще долго ждал своей свободы. Это поучительное произведение не зря включено в школьную программу. Оно учит детей быть честными и добиваться всего своими силами, как это сделал Костылин. Когда случается беда нужно думать не только о себе, но и о близких.
    Тут про Дину и Жилина и мнениеПроизведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» повествует о повседневном быту людей, о их качествах, о доброте и чести. Описываемая история, основана на реальных событиях, которые происходили на Кавказе. Но речь пойдет о девочке Дине. Дина – дочь татарина, которому продали Жилина и Костылина. Отец наказал дочери дать хлеба с водой Жилину, так они и познакомились. Этот человек интересовал, так как был чужим, и в то же время пугал, Дину. Через некоторое время они подружились. Жилин делал ей и другим ребятишкам игрушки из глины. А она, в благодарность за это, тайком носила ему вкусную еду, мясо и лепешки. Девочка прониклась добром и сочувствием к пленнику, ведь он по мере своих возможностей пытался творить добро. После неудачного побега, солдат кидают в яму. Из еды приносили только сырое тесто, но и тут девочка приходит на помощь, и так же украдкой приносит им еду. Когда Иван собрался бежать во второй раз, Дина ему и в этом помогла. Тринадцатилетняя девочка осмелилась и опустила в яму длинную палку, по которой Жилин выбрался. В рассказе доброта выражена через главного героя, Дину. Эта девушка очень добра ко всем, кто к ней относится хорошо. При этом очень смелая. Она спасла жизнь офицера, и достойна восхищения. Девочка не побоялась отца, она боролась за жизнь человека, который дарил ей добро и частичку счастья.
    Герои рассказа и свое мнениеРассказ «Кавказский пленник» написал великий писатель Лев Николаевич Толстой. Повествование идет о войне, о человеческой доброте, об упорном стремлении найти выход в трудной жизненной ситуации. Главные герои – Жилин, Костылин и Дина. Жилин отправляется проведать свою больную мать. По пути домой встречает своего товарища. Однако они попадают в плен, по вине Костылина. Находясь в плену, офицеры ведут себя по-разному: Костылин ждет, что за него дадут выкуп и постоянно боится. Ничего не хочет предпринимать. А вот Жилин наоборот, он остается сильным и не теряет самообладание. Иван стремится сбежать всеми возможными способами. В плену он знакомится с Диной, дочкой татарина. Для девочки делает кукол из глины, а она за это его тайком подкармливает. Они подружились. После первого неудачного побега узников бросили в яму. Когда Жилин пытается сбежать второй раз, она ему помогает выбраться из ямы. Так чему же учит рассказ? Во- первых, никогда не стоит опускать руки. Жилин стремился сбежать, у него это получилось. Он не падал духом. А во-вторых, это любовь к людям. Дина помогала совершенно незнакомому человеку, можно сказать врагу. Он творил добро и в ауле его любили. Так вот, каждый герой получил свое.

  3. Начиная читать рассказ, мы еще не знаем характеров главных героев, а только узнаем их фамилии, но у нас сразу возникает ощущение, что автору больше нравится Жилин, чем Костылин. Жилин, видимо, мужчина «жилистый», крепкий, с твердым характером, а у Костылина характер, скорее всего, как бы «хромает». Мы предполагаем, что Костылин – человек зависимый, нерешительный, нуждающийся в посторонней помощи. Дальнейшие события это подтверждают.
    В плен двое офицеров попали по вине Костылина, который должен был прикрывать Жилина, а вместо этого испугался и бросился бежать. Жилин не стал держать злости на своего сослуживца, ругать, проклинать его. Это говорит о его великодушии. В плену они вели себя по-разному. Костылин по требованию горцев сразу написал письмо на родину о том, чтобы за него отдали выкуп. А Жилин намеренно указал на письме неправильный адрес, решив, что обязательно сбежит из плена. Но, кроме хитрости, Жилин проявляет и гордость, и мужество: понимая, что его могут убить, если за него не заплатят, он все равно не боится им об этом сказать («С ними что робеть, то хуже»). И татары его за это уважают. Когда решается вопрос о выкупе, Жилин ведет переговоры, диктует условия, и при этом заботится не только о себе, но и о Костылине.
    В отличие от своего приятеля, Жилин не надеется на чудесное спасение и не сидит сложа руки. Он человек деятельный и все время обдумывает, как бы спастись из плена. В этом главное отличие этих двух людей. Один из них деятельный, работящий, верящий в то, что из любого положения можно найти выход, а второй – увалень, лентяй и трус. Глядя на то, как Жилин мастерит кукол или плетет плетенки, хозяйская дочь Дина испытывает к нему симпатию и начинает заботиться о нем. А по ночам Жилин роет подкоп, чтобы спастись.
    Когда к побегу все готово, Жилин берет товарища с собой, он хочет спасти и его. Тот отказывается, робеет, но Жилин все же уговаривает его бежать. Побег оказался неудачным, опять же из-за Костылина. Неуклюжий, плаксивый, он натер себе ноги сапогами. Речь идет о спасении жизни, а ему идти некомфортно! Несмотря на то, что Костылин был грузным, Жилин взвалил его на плечи и долго нес. Не мог он товарища в беде оставить.
    Их поймали, надели на ноги колодки и посадили в глубокую яму. Казалось бы, спасения нет. Но благодаря Дине, Жилину все же удалось сбежать. А Костылин в этот раз бежать отказался, он смирился со своей судьбой, да и состояние ему не позволяло. Вот так и бывает: тот, кто ставит перед собой цель, верит в нее и делает все, чтобы ее достигнуть, тот побеждает. А тот, у кого воли нет, кто духом слаб, того и силы оставляют.
    Жилин сумел прижиться во враждебной обстановке, и это помогло ему выбраться из плена. Другого человека такой случай выбил бы из колеи, заставил бы уехать домой, но Жилин не так5ов. Он остался служить на Кавказе. А за Костылина через месяц дали выкуп, и он был отпущен еле живой. Что с ним было дальше, Толстой не сказал. Наверное, не посчитал нужным даже упоминать о судьбе этого никудышного человека.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  4. Программа по русской литературе за 5-й класс предполагает изучение рассказа «Кавказский пленник» Льва Толстого. По итогам данной темы ученики готовят письменную работу, в которой анализируют героев, сюжет и идейную составляющую произведения. Вниманию читателя предлагается сочинение «Кавказский пленник» (5 класс).
    Рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» я прочитал с большим удовольствием. Я вообще люблю книжки о войне и о приключениях настоящих героев, а эта понравилась мне особенно. Автор описал события очень реалистично. Наверное, это удалось ему потому что он сам участвовал в войне, о которой рассказывает читателям.
    Главных героев в произведении Толстого три. Это офицеры русской армии Жилин и Костылин, а еще девочка Дина – дочка татарина. События происходят в конце 19 века, когда Россия воевала с горцами на Кавказе.
    Жилин – положительный герой. Он храбрый, сильный, честный, трудолюбивый, решительный и очень целеустремленный. Именно таким, я считаю, должен быть мужчина и настоящий солдат. «Но как же тогда этот воин оказался в плену?» — спросите вы. А во всем был виноват Костылин, из-за трусости которого товарищи попались татарам.
    Этот Костылин совсем не похож на Жилина. С него вряд ли можно брать пример. Он ленивый, трусливый и безответственный – хочет, чтобы все за него делали другие люди. А еще Костылин вечно ноет и жалуется вместо того чтобы действовать.
    Когда офицеры попали в плен, татары потребовали за них выкуп. Они хотели получить по пять тысяч за каждого. Костылин ждал, что за него дадут эти деньги и написал письмо родным. А вот Жилин – совсем другое дело. Он не собирался расстраивать больную маму и решил, что выберется из ловушки сам. А пока присматривался к татарам и даже сумел с ними подружиться.
    Особенно понравился Жилин дочке его хозяина Дине. Она жалела офицера и носила ему покушать. Ее тоже можно отнести к положительным героям, ведь девочка очень рисковала, помогая пленнику.
    И вот, свершилась первая попытка побега. Жилин не хотел бросать товарища одного и уговорил его тоже пойти. И опять из-за Костылина все провалилось! Ему натерла обувь и он отказывался идти дальше. Ныл и жаловался всю дорогу, пока Жилин не понес его на своей спине. И это притом, что был намного худее толстого друга! Из-за капризов Костылина уйти далеко не удалось, и солдат поймали татары. Это был самый волнительный для меня момент. Я очень переживал за Жилина, который столько всего сделал для побега… А теперь ему грозила верная смерть.
    Офицеров вернул к тому же татарину. И девочка Дина опять стала их подкармливать. Условия были ужасные – намного хуже, чем в первый раз. И, наверное, если бы не ее забота, пленники бы умерли с голоду. А потом Дина помогла Жилину бежать снова. Она принесла ему высокий шест, и он смог выбраться из глубокой ямы. А Костылин от побега отказался. Он остался ждать выкуп.
    Рассказ «Кавказский пленник» закончился хорошо. Жилину удалось пробраться к своим и он снова отправился воевать. И даже Костылина освободили. Деньги за него прислали товарищи. Я считаю, что в своем произведении автор хотел показать, каким должен быть настоящий мужчина. Его даже враги уважают! А вот таким как Костылин быть нельзя. Лень, трусость и слабость вредят не только ему, но и окружающим. Можно сказать, что он настоящий паразит! Прочитав рассказ, я понял: если ты смелый, решительный и целеустремленный, у тебя все получится. Мечта обязательно сбудется у того, кто упрямо идет к ней и не прячется от опасности в кусты!

  5. 5
    Текст добавил: целуй экран пока я online

    Дружба Жилина и Дины
    Жилин и Дина — герои рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Дина принадлежат к разным народам. Жилин — русский офицер, который попал в плен к татарам. Дина — дочь Абдул-Мурата, хозяина Жилина. Их дружба началась не сразу. Жилин впервые увидел Дину, когда она принесла ему воды. Автор так описывает девочку. Ей было тринадцать лет, она была похожа на своего отца. Одета она была в синюю длинную рубаху. У Дины длинные волосы. Сначала она испугалась Жилина, она смотрела на Жилина, как на какого-то дикого зверя. Даже
    ее отцу стало смешно, когда Жилин подал ей кувшин, а она отпрыгнула от него, как дикая коза. Когда Жилин немного обжился в татарском ауле, он начал мастерить разные поделки. Сначала он слепил куклу, одел ее в татарские одежды и поставил на крышу. Дина увидела это и позвала других татарских девочек. Потом она увидела, что Жилин ушел в сарай, и схватила куклу. У Дины это была ее первая кукла. Но ее разбила злая старуха. Жилин понял, что девочка огорчилась, и сделал куклу еще лучше. Так началась их дружба. Дина тайком от всех носила Жилину еду. Она знала, что пленников плохо кормят. Сначала это было козье молоко, потом сырные лепешки, а однажды — кусок баранины. Дина, как и Жилин, любила помогать другим людям. Если бы не Дина, Жилин никогда не смог бы сбежать второй раз. Их с Костылиным посадили в глубокую яму, из которой пленникам не выбраться. Жилин чувствовал, что Дина его не бросит. Он наделал девочке
    из глины разных фигурок лошадей, собак. Дина пришла на другой день к яме и сказала Жилину, что Их хотят убить. Жилин попросил Дину помочь, но она отказалась. Жилин подумал, что девочка испугалась. Однако ночью в яму упала длинная палка. По ней и выбрался Жилин. Дина помогала русскому офицеру сбить замок с кандалов. Когда у нее это не получилось, она заплакала от горя. Девочка знала, что она больше никогда не увидит Жилина, если даст ему убежать. Но она пожертвовала собой, своими чувствами. Дина не только помогла ему бежать, но и приготовила немного еды. Я думаю, что отношения Дины и Жилина можно назвать настоящей дружбой. Тринадцатилетняя девочка сделала то, на что не могли решиться взрослые люди. Она спасла Жилина от смерти. А тот подарил ей детство. Я думаю, что игрушки, сделанные Жилиным, были первыми в жизни девочки.

  6. Одно из прочитанных мной произведений, стала книга Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник». Автор рассказывает нам о солдате, который служил на Кавказе. Жил он в крепости и воевал против татар. Фамилия солдата была Жилин. Однажды, к нему пришёл гонец с письмом от старушки-матери. Она писала: «Стара, уж стала я, и хочется перед смертью повидать сынка. Я тебе невесту умную нашла».
    Жилин собрался и поехал в сопровождении колонны. По пути он знакомится с Костылиным и с ним отбивается от колонны. Они доехали до развилки и разошлись. Жилин взобрался на гору и увидел тридцать татар. Принялся бежать, Костылин тоже. Не убежал Жилин, схватили его и привели в деревню. Надели колодки. Заставили писать письмо на выкуп в размере пятисот рублей. Потом поймали Костылина, и ему пришлось написать письмо на выкуп в размере пяти тысяч рублей. Подобрел их захватчик. Содержались пленники в сарае, из которого со временем Жилину удалось прорыть подкоп и сбежать с Костылиным. Только неудачно, их снова поймали. За непослушание посадили пленных в яму, из которой выбраться самостоятельно было невозможно.  За время своего плена Жилин познакомился и подружился с девушкой Диной, которая жила в деревне татар. Она очень хорошо относилась к Жилину и помогла ему бежать. Только на этот раз он сбежал один. Долго он шёл по лесу и еле-еле хватило ему сил дойти до своих солдат. Издалека он приметил своих и побежал к ним. Его чуть-чуть не перехватили татары. Но он закричал, и солдаты спасли его. Через месяц привезли Костылина, он был еле-еле живой.
    Данная книга рассказывает нам о смелости солдата, о тяжёлой участи человека, который попал на войну. И если ты остаешься порядочным, верным друзьям, честным человеком, который не пускает в душу страх, то тебе всегда помогут люди. А это так важно на войне.
    Вася.К. 5 класс 2012

  7. 7
    Текст добавил: Рэйн-Майнкрафт

    Сочинение по рассказу “Кавказский пленник” 5 класс
    Дружба Дины и Жилина в рассказе “Кавказский пленник”
    Смысл названия рассказа “Кавказский пленник”
    Жилин и Костылин разные характеры разные судьбы
    Жилин и Костылин побег из плена
    Чему меня научил рассказ “Кавказский пленник”
    жилин и костылин в плену. “Кавказский пленник” (Толстой Л.Н.)
    Характеристика Жилина из рассказа “Кавказский пленник”
    Сочинение по литературе “кавказский пленник”
    Сочинение – рассуждение по рассказу “Кавказский пленник”
    “Кавказский пленник” сочинение
    Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
    Жилин в рассказе “Кавказский пленник” сочинение 5 класс
    Жилин и Костылин в рассказе “Кавказский пленник”. Сравнительная характеристика
    “Кавказский пленник” Жилин и Дина сочинение 5 класс
    Жилин Костылин и Дина в рассказе “Кавказский пленник”
    Сочинение “Кавказский пленник” Жилин и Костылин
    Почему Дина спасла Жилина “Кавказский пленник” сочинение
    Сочинение по Кавказскому пленнику 5 класс
    Жилин и Костылин в плену
    Толстой Л.Н. “Кавказский пленник” сочинение
    Сочинение по рассказу Толстого “Кавказский пленник”
    “кавказский пленник” сочинение по литературе 5 класс
    Жилин и Костылин
    Сочинение “Кавказский пленник”
    “Кавказский пленник” сочинение 5 класс
    Сочинение по рассказу “Кавказский пленник”
    “кавказский пленник” сочинение по литературе
    5 класс “Кавказский пленник” сочинение
    “Кавказский пленник” Жилин и Костылин

  8. Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» основан на реальных событиях, произошедших на Кавказе во время войны русских с горцами. Информацией для этой повести стали события из жизни самого А. Н. Толстого на Кавказе и воспоминания солдат и офицеров, воевавших во время той войны и побывших в плену.
    Жилин и Костылин служили офицерами на Кавказе. Первый был из обнищавшей помещичьей семьи, а второй из богатой. Жилин не обладал большими физическими данными: ростом был не высок, зато силен, умен, да удал. Костылин – мужчина грузный, пухлый и слабохарактерный.
    В рассказе показаны взаимоотношения людей разных народов, полов и возрастов. Здесь вскрываются человеческие пороки: трусость, жадность, предательство, высокомерие, жестокость, мстительность.
    Но любовь, дружба, доверие, храбрость, доброта, упорство и находчивость побеждают и приводят к счастливому концу.
    В плену Жилин старался присматриваться к людям, старался познакомиться с ними поближе, все время занимал себя работой, даже «лечил» больных врагов. Все это дало свои плоды – он познакомился с девочкой Диной. Характеры Жилина и татарочки Дины схожи: добрые, заботливые, искрение и смелые. Маленькая девочка и взрослый мужчина быстро нашли общий язык, и в ответ на подаренные Жилиным незатейливые игрушки Дина приносила ему то кусок жаренной баранины, то лепешек или молока, а самое главное – спасла ему жизнь.
    На протяжении всего произведения Костылин показал себя с отрицательной стороны. Это трусость и предательство при встрече с врагами.  В тот момент, когда Жилин и Костылин увидели татар, он сразу бросил ружье и пустил коня в прочь, даже не подумав о своем товарище; бездействие и замкнутость в плену, у него не было даже мысли о побеге. Он не разговаривал с татарами, так как считал себя выше их, не общался с жителями аула, просто ждал выкупа; эгоизм и безразличие в отношении Жилина проявились и в тот момент, когда они повстречали татар, и в первом побеге, когда Костылин отказался идти и все время охал и стонал, что и позволило татарам найти их.
    После неудавшегося побега жизнь пленников еще ухудшилась. Но даже в этих условиях смелый Жилин не сложил рук и продолжал мечтать о побеге. И в этот момент в Костылине как будто что-то проснулось, и он совершил первый и единственный благородный поступок на протяжении всего произведения – отказался идти во второй побег, дабы не стать обузой Жилину. После всех трудностей Жилин успешно сбежал из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли». Главная мысль рассказа – бессмысленность войны. Итог войны между народами, государствами всегда печален: огромные жертвы и потери. А дружба вечна!

  9. Что есть у каждого человека? Вот у всех? Что не даёт нам сдаваться, что подталкивает нас на свершение мечт и исполнение желаний? Одно простое, но такое нам всем необходимое слово – надежда. Она есть абсолютно у каждого и в самый тёмный час все опираются только на неё.
    Одно из произведений Льва Николаевича Толстого – «Кавказский пленник», рассказывает нам о надежде и о том, что даже в самый тёмный час возможно чудо. Произведение основано на реальных событиях, материал взят и из личного опыта писателя и со слов бывших заключённых татар, и повествует о пленении двух русских офицеров.
    Начинается всё с материнского письма с просьбой в ближайшее время её навестить. Жилин покидает свой гарнизон и отправляется в путь вместе с обозом. По пути на его спутников нападают татары из-за предательства одного из офицеров – Костылина. Он попросту ускакал вперёд со всем оружием и припасами. Жилин попадает в плен к Абдулу. Офицер был добрым и интересным пленником, особенно для дочери главы аулы – Дины, её приставили приглядывать за ним, носить воду и хлеб. Однако он забавлял её и лепил фигурки кукол из глины. Со временем татары начинают к нему лояльнее относиться, так как он помогает им, чем может. Однако, несмотря ни на что, офицер грезит мечтой о побеге из аула, ведь всё-таки он пленник. Он вместе с Костылиным (тоже попавшим в плен), совершают попытку побега, но Жилин вновь оказывается в колодках по вине своего попутчика. К нему стали относиться ещё жёстче, чем в самом начале, но, даже находясь в таком отчаянном положении, мысль о побеге не даёт ему покоя и он с помощью Дины снова сбегает из лагеря и в этот раз Костылин поступает благороднее, отказываясь идти вместе с ним.
    Эта история преподаёт нам один из очень важных жизненных уроков – никогда нельзя сдаваться. Как бы ни было трудно, кто или что бы ни помешало достичь цели. Любые преграды можно сломать, каждую трудность преодолеть. Ведь при всякой беде в тебе всегда будет греться маленькая надежда на большие свершения.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Кавказский пленник», 5 класс» читают:
    Сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы», 5 класс (кратко)
    Сочинение по литературе на тему «Жилин и Дина», 5 класс

  10. 10
    Текст добавил: Полина Кулыгина

    Поветь «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого описывает повседневный быт и красоту природы Кавказа. Рассказ ведется от первого лица и с начальных строк произведения, мы как будто попадаем в сказку, где основные события формируются вокруг приключений офицера русской армии Жилина, который попадает в плен к свободолюбивым жителям – горцам.
    В повести рассказывается история двух сослуживцев, попадающих в неволю. Они оказываются в одинаковых условиях сосуществования, но ведут себя совсем по-разному, отсюда формируется и наше к ним отношение. Сравнивая портреты двух героев, с первых моментов у нас появляется чувство презрения к Костылину, даже от описания его внешности. Автор описывает его как человека грузного, толстого, от чего он постоянно обливается потом.  Это вызывает в нас негативные ассоциации, ведь такой жалкий и ничтожный персонаж не способен на хорошие поступки. Другое дело Жилин. Ему дается такое определение как «удалый», что говорит не только о его жизненной позиции, но силе духа и мужестве. Жилин полон сострадания даже к животным. Он называет лошадь «матушкой» и жалеет ее, когда видит, как она страдает. Костылин же не способен на проявление любви, он не понимает никого кроме себя и ставит свои жизненные потребности выше чьих либо остальных. У него нет внутренних терзаний и автор с большой долей иронии описывает его поведение.
    Поступки героев также говорят сами за себя. Жилин, жалея свою старую мать, не хочет тревожить ее, поэтому самостоятельно пытается отыскать выход из сложившейся ситуации. Костылин, наоборот, перебывает в полной уверенности, что все должны ему помогать, включая родственников. Они обязаны его выкупить и прекратить все мучения связанные с пленом. Он пассивно подчиняется обстоятельствам, плывет по течению.
    Жилин – целеустремленный и безстрашный человек. Поставив себе цель сбежать из плена, он размышляет над способами это сделать. Сначала он внимательно изучает быт аула, в котором его держат, делает подкоп, дожидаясь благоприятного момента для освобождения. Он борец по природе и очень храбрый человек. Недаром к нему проникаются симпатией все жители аула, сам хозяин и даже девочка-татарка Дина. Она такая искренняя, непосредственная и немного обделенная лаской родителей, что ей хочется восхищаться и в то же время пожалеть. Жилин по-отечески добр с ней и она отвечает ему на его ласку взаимностью. Дина поначалу украдкой ходит к яме, где он сидит, затем начинает носить ему еду, молоко и наконец устраивает его побег.
    Повесть «Кавказский пленник» несмотря на некоторую сказочность описания, учит нас разбираться в людях, ценить свободу личную и право других людей на нее. Противопоставление двух характеров, к которому прибегает автор, помогает выявить все пороки слабых и трусливых людей, на фоне которых деяния простого доброго человека из народа, кажутся в несколько раз значимее и благороднее, показывая, что стесненные жизненные обстоятельства, это совсем не повод сдаваться и опускать руки.
    < Предыдущая Следующая >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *