Сочинение на тему кавказский

10 вариантов

  1. Эссе « Мой Кавказ через 10 лет»
    1. Эссе « Мой Кавказ через 10 лет»
    2.Цель эссе:
    а) Обратить внимание общественности на актуальные вопросы Кавказа.
    б) Содействовать укреплению мира и дружбы среди народов Кавказа.
    в) Развивать туризм на Кавказе, как средство поддержки охраняемых природных территорий, содействовать социальному и экономическому развитию местного населения.
    Как я любил, Кавказ мой величавый,
    Твоих сынов воинственные нравы,
    Твоих небес прозрачную лазурь,
    И чудный вой мгновенных, громких бурь…
    М.Ю. Лермонтов
    Название Кавказ впервые встречается в трагедии Эсхила «Скованный Прометей» в 479 до Рождества Христова. Эсхил говорил часто : « Родства и дружбы сила велика». О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, князья и крестьяне. А все ли люди хотят дружить? Что содействует укреплению мира и дружбы среди народов Кавказа? Желание действовать вместе, так как «нас много, а Кавказ один». Каким будет Кавказ через десять лет зависит от каждого из нас независимо от национальности. Нужно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их мирным путём, создавать и участвовать в проектах по укреплению дружбы между народами. Во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами. Я считаю, такие награды равносильны наградам за участие в войнах. А не мудрее ли предотвратить войну на ранних стадиях, чем тушить пожары войны. “Только мертвые видели конец войне” – говорил Платон. На многонациональном Кавказе без дружбы между народами ни один проект себя не оправдает.
    Многих русских писателей и поэтов привлекал Кавказ, таинственный край, «где люди вольны, как орлы». Мотив любви к Кавказу проходит через всё творчество М. Ю. Лермонтова. В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских « заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии» с лёгкой руки А. С. Пушкина. На Кавказ ехали и молодые люди как в экзотическую страну чудес.
    Кавказ.… Насколько мыслей нас наводит это слово? Красивые долины, белоснежные горы, красота, что невозможно передать словами. Я люблю Кавказ за её необъятные поля, величавые горы, леса и просто за то, что я здесь родился. Здесь прошло моё детство. Это всё моё, родное. Поэтому мне небезразлично будущее Кавказа.
    Что же будет с Кавказом через десять лет? Я уверен, что все лучше и активней будет развиваться туризм, спорт, сохранятся традиции. Создадут ассоциации и цепь эколого-туристских предприятий и туристических агентств. Будет развит туризм на Кавказе, как средство поддержки охраняемых природных территорий, содействовать социальному и экономическому развитию местного населения. Будут сформированы специальные базы данных на портале « Курорты Северного Кавказа». Я хотел бы иметь на данном портале свой блог, где размещал бы рекламные баннеры с изображениями памятников природы Адыгеи. Я думаю, что мой блог принес бы большую пользу в развитии туризма на Северном Кавказе. Так же я бы создал справочно-информационную систему по природным и историко-культурным достопримечательностям, маршрутам и турам Адыгеи. Мое турагентство создаст новые, и модернизируют существующие музеи, памятники природы. Будет развито рекламно-информационное обеспечение и продвижения туризма на Кавказе с помощью волонтеров молодежного движения « Мой Кавказ», где все волонтеры будут разных национальностей. Почему? Чтобы привлечь туристов с разных регионов и подчеркнуть укрепление мира и дружбы на Кавказе.
    С подготовленными высоко квалифицированными сотрудниками: экскурсоводами, инструкторами можно будет связаться через видеоконференции и посмотреть видеоролики в формате 3D. Я надеюсь, будут разработаны федеральные программы по развитию экологического туризма на Кавказе.
    Я уверен, что через десять лет темпы роста туризма будут высоки, а приносимые доходы внесут значительный вклад и в развитие экономики Адыгеи. Россияне не только будут не бояться отправляться в горы и места, что были когда – то неблагополучными, но и будут считать приоритетным отдых на Кавказе.
    В заключении хочу отметить, что если все будут дружными и соблюдать советы Элен Скотт при посещении Кавказа, то задумки насчет туризма, процветания Кавказа осуществятся:
    Не берите ничего, кроме отснятых фотографий;
    Не оставляйте ничего, кроме следов ног;
    Не убивайте ничего, кроме времени.
    Работу выполнил ученик 9 класса
    Куашев Айтеч Алиевич
    Руководитель учитель адыгейского
    языка и литературы Коблева С.Б.

  2. 2
    Текст добавил: подсела на жизнь

    Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» основан на реальных событиях, произошедших на Кавказе во время войны русских с горцами. Информацией для этой повести стали события из жизни самого А. Н. Толстого на Кавказе и воспоминания солдат и офицеров, воевавших во время той войны и побывших в плену.
    Жилин и Костылин служили офицерами на Кавказе. Первый был из обнищавшей помещичьей семьи, а второй из богатой. Жилин не обладал большими физическими данными: ростом был не высок, зато силен, умен, да удал. Костылин – мужчина грузный, пухлый и слабохарактерный.
    В рассказе показаны взаимоотношения людей разных народов, полов и возрастов. Здесь вскрываются человеческие пороки: трусость, жадность, предательство, высокомерие, жестокость, мстительность. Но любовь, дружба, доверие, храбрость, доброта, упорство и находчивость побеждают и приводят к счастливому концу.
    В плену Жилин старался присматриваться к людям, старался познакомиться с ними поближе, все время занимал себя работой, даже «лечил» больных врагов. Все это дало свои плоды – он познакомился с девочкой Диной. Характеры Жилина и татарочки Дины схожи: добрые, заботливые, искрение и смелые. Маленькая девочка и взрослый мужчина быстро нашли общий язык, и в ответ на подаренные Жилиным незатейливые игрушки Дина приносила ему то кусок жаренной баранины, то лепешек или молока, а самое главное – спасла ему жизнь.
    На протяжении всего произведения Костылин показал себя с отрицательной стороны. Это трусость и предательство при встрече с врагами.  В тот момент, когда Жилин и Костылин увидели татар, он сразу бросил ружье и пустил коня в прочь, даже не подумав о своем товарище; бездействие и замкнутость в плену, у него не было даже мысли о побеге. Он не разговаривал с татарами, так как считал себя выше их, не общался с жителями аула, просто ждал выкупа; эгоизм и безразличие в отношении Жилина проявились и в тот момент, когда они повстречали татар, и в первом побеге, когда Костылин отказался идти и все время охал и стонал, что и позволило татарам найти их.
    После неудавшегося побега жизнь пленников еще ухудшилась. Но даже в этих условиях смелый Жилин не сложил рук и продолжал мечтать о побеге. И в этот момент в Костылине как будто что-то проснулось, и он совершил первый и единственный благородный поступок на протяжении всего произведения – отказался идти во второй побег, дабы не стать обузой Жилину. После всех трудностей Жилин успешно сбежал из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли». Главная мысль рассказа – бессмысленность войны. Итог войны между народами, государствами всегда печален: огромные жертвы и потери. А дружба вечна!

  3. Один из главных героев рассказа – офицер Жилин, происходящий из бедных дворян. Его пожилая мать попросила навестить ее, и для этого он покинул гарнизон, отправившись вместе с обозом.
    По дороге героя захватили в плен татары. Это произошло из-за того, что его товарищ по фамилии Костылин бросил его, ускакав вместе с ружьем. Жилина отвезли в аул, заковали в колодки и закрыли в сарае. Утром он был продан Абдулу. Хозяин наказал дочери Дине дать пленнику хлеба и воды, так они с девочкой и познакомились. Несмотря на то, что инородец настораживал Дину, он одновременно вызывал у нее интерес. Спустя какое-то время они подружились. Жилин развлекал девочку, вылепливая из глины для нее кукол, а она тайком приносила ему вкусную еду (лепешки и мясо). В плену он все же встретился с Костылиным, его тоже поймали и продали тому же хозяину.
    С течением времени герой ужился с татарами, всячески помогал им, а Абдул запирал его в сарае только на ночь. Но он все равно оставался пленником и мечтал сбежать. Для этого он долго копал подкоп. И в одну из ночей Жилин вместе с Костылиным соверши попытку побега, но, к сожалению, неудачную. Их поймали и привезли обратно в аул. Там беглецов вновь заковали и бросили в яму. Но на помощь Жилину снова пришла дочь хозяина. Она помогла ему бежать, не заботясь при этом о собственной судьбе.  Герою приходится преодолеть большое расстояние с колодками на ногах, но он выбирается.
    Рассказ оказался очень интересным и поучительным. Он написан просто, без прикрас. Думаю, автор хотел сказать, что никогда нельзя опускать рук. Из любой ситуации можно найти выход, если достаточно сильно этого захотеть и приложить усилия.

  4. Кавказ Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как “орлы”: Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
    В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “ заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении “Обвал” с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
    Дробясь о мрачные скалы,
    Шумят и пенятся валы,
    И надо мной шумят орлы
    И ропщет бор…
    И блещут средь волнистой мглы
    Вершины гор.
    Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму “Кавказский пленник”.
    Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: “Забуду ли его кремнистые вершины,
    Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное “ дитя цивилизации”- русский, “европеец” и дитя природы, “дева гор”, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
    Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма “Кавказский пленник”. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
    И хладен блеск его очей…
    …Чувства, страсти,
    В очах навеки догорев,
    Таятся, как в пещере лев,
    Глубоко в сердце…
    Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма “Беглец”, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.
    Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро “ удар кинжала пресёк несчастного позор”, мать его лишь “ хладно отвернула взор”.
    Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлёт…
    Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
    Прекрасен ты, суровый край свободы!
    И вы, престолы вечные природы.
    Наконец, сам поэт в стихотворении “Кавказ” восклицает:
    Как сладкую песню отчизны моей
    Люблю я Кавказ!
    Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их “громадности” и “воздушности”, их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.
    Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть “Кавказский пленник” -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.
    В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.
    Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:
    Кавказа гордые сыны,
    Сражались, гибли вы ужасно,
    Но не спасла вас наша кровь…
    А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:
    И с грустью тайной и сердечной
    Я думал: “ Жалкий человек…
    Чего он хочет?… Небо ясно.
    Под небом много места всем;
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он –зачем?
    (“ Валерик ”)

  5. Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как “орлы”: Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
    В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “ заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении “Обвал” с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
    Дробясь о мрачные скалы,
    Шумят и пенятся валы,
    И надо мной шумят орлы
    И ропщет бор…
    И блещут средь волнистой мглы
    Вершины гор.
    Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму “Кавказский пленник”.
    Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: “Забуду ли его кремнистые вершины,
    Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное “ дитя цивилизации”- русский, “европеец” и дитя природы, “дева гор”, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
    Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма “Кавказский пленник”. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
    И хладен блеск его очей…
    …Чувства, страсти,
    В очах навеки догорев,
    Таятся, как в пещере лев,
    Глубоко в сердце…
    Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма “Беглец”, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.
    Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро “ удар кинжала пресёк несчастного позор”, мать его лишь “ хладно отвернула взор”.
    Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлёт…
    Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
    Прекрасен ты, суровый край свободы!
    И вы, престолы вечные природы.
    Наконец, сам поэт в стихотворении “Кавказ” восклицает:
    Как сладкую песню отчизны моей
    Люблю я Кавказ!
    Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их “громадности” и “воздушности”, их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.
    Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть “Кавказский пленник” -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.
    В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.
    Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:
    Кавказа гордые сыны,
    Сражались, гибли вы ужасно,
    Но не спасла вас наша кровь…
    А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:
    И с грустью тайной и сердечной
    Я думал: “ Жалкий человек…
    Чего он хочет?… Небо ясно.
    Под небом много места всем;
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он –зачем?
    (“ Валерик ”)

  6. Рассказ «Кавказский пленник» был написан Львом Николаевичем Толстым в 70-ые годы XIX века, который построен на событиях из жизни самого писателя на Кавказе во время войны русских с горцами. В этом произведении Л. Н. Толстого мне запомнились главные герои: русский офицер Жилин и дочь татарина Дина.
    Когда Жилин отправился проведать свою мать-старушку, он попал в плен к татарам. Его привезли в аул, надели колодку и заперли в сарай. Утром его отдали за долги Абдулу, где и произошла их первая встреча с Диной. По приказу отца она дала Жилину воды и хлеба. Девочке было и любопытно, и боязно при встрече с инородцем.
    Но через некоторое время они подружились – Жилин лепил для Дины кукол из глины, а она тайком от всех кормила его вкусненьким. Русский офицер был в хороших отношениях со многим жителями татарской деревни и помогал им, чем мог. Абдул уже доверял ему и запирал его в сарай только на ночь. Но Жилин всё равно оставался пленником, и мысли о побеге не покидали его.
    Однажды ночью он со своим товарищем Костылиным совершил неудачный побег. По возвращению в аул их сбросили в сырую яму и перестали кормить. И снова на помощь русскому офицеру пришла татарская девочка Дина. Она предупредила его об опасности и помогла бежать из плена. Дина спасла Жилину жизнь, не думая о себе. Ведь неизвестно, что было бы с девочкой, если бы её отец узнал, кто помог бежать пленному.
    Я думаю, что Жилин всегда будет помнить Дину, ведь она спасла ему жизнь.

  7. В рассказе показаны взаимоотношения людей разных народов, полов и возрастов. Здесь вскрываются человеческие пороки: трусость, жадность, предательство, высокомерие, жестокость, мстительность. Но любовь, дружба, доверие, храбрость, доброта, упорство и находчивость побеждают и приводят к счастливому концу.
    В плену Жилин старался присматриваться к людям, старался познакомиться с ними поближе, все время занимал себя работой, даже “лечил” больных врагов. Все это дало свои плоды – он познакомился с девочкой Диной. Характеры Жилина и татарочки Дины схожи: добрые, заботливые, искрение и смелые. Маленькая девочка и взрослый мужчина быстро нашли общий язык, и в ответ на подаренные Жилиным незатейливые игрушки Дина приносила ему то кусок жаренной баранины, то лепешек или молока, а самое главное – спасла ему жизнь.
    На протяжении всего произведения Костылин показал себя с отрицательной стороны. Это трусость и предательство при встрече с врагами. В тот момент, когда Жилин и Костылин увидели татар, он сразу бросил ружье и пустил коня в прочь, даже не подумав о своем товарище; бездействие и замкнутость в плену, у него не было даже мысли о побеге. Он не разговаривал с татарами, так как считал себя выше их, не общался с жителями аула, просто ждал выкупа; эгоизм и безразличие в отношении Жилина проявились и в тот момент, когда они повстречали татар, и в первом побеге, когда Костылин отказался идти и все время охал и стонал, что и позволило татарам найти их.
    После неудавшегося побега жизнь пленников еще ухудшилась. Но даже в этих условиях смелый Жилин не сложил рук и продолжал мечтать о побеге. И в этот момент в Костылине как будто что-то проснулось, и он совершил первый и единственный благородный поступок на протяжении всего произведения – отказался идти во второй побег, дабы не стать обузой Жилину. После всех трудностей Жилин успешно сбежал из плена, “а Костылина, еле живого, только через месяц привезли”. Главная мысль рассказа – бессмысленность войны. Итог войны между народами, государствами всегда печален: огромные жертвы и потери. А дружба вечна!

  8. 8
    Текст добавил: Сами знаете кто

    Кавказ
    Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как “орлы”: Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
    В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “ заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении “Обвал” с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
    Дробясь о мрачные скалы,
    Шумят и пенятся валы,
    И надо мной шумят орлы
    И ропщет бор…
    И блещут средь волнистой мглы
    Вершины гор.
    Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму “Кавказский пленник”.
    Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: “Забуду ли его кремнистые вершины,
    Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное “ дитя цивилизации”- русский, “европеец” и дитя природы, “дева гор”, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
    Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма “Кавказский пленник”. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
    И хладен блеск его очей…
    …Чувства, страсти,
    В очах навеки догорев,
    Таятся, как в пещере лев,
    Глубоко в сердце…
    Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма “Беглец”, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.
    Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро “ удар кинжала пресёк несчастного позор”, мать его лишь “ хладно отвернула взор”.
    Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлёт…
    Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
    Прекрасен ты, суровый край свободы!
    И вы, престолы вечные природы.
    Наконец, сам поэт в стихотворении “Кавказ” восклицает:
    Как сладкую песню отчизны моей
    Люблю я Кавказ!
    Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их “громадности” и “воздушности”, их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.
    Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть “Кавказский пленник” -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.
    В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.
    Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:
    Кавказа гордые сыны,
    Сражались, гибли вы ужасно,
    Но не спасла вас наша кровь…
    А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:
    И с грустью тайной и сердечной
    Я думал: “ Жалкий человек…
    Чего он хочет?… Небо ясно.
    Под небом много места всем;
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он –зачем?
    (“ Валерик ”)

  9. В творчестве многих русских писателей прослеживается тема, которая привлекала их своей широтой и ясностью – это Кавказ. Не стал исключением и Михаил Юрьевич Лермонтов, в творчестве которого имена эта тематика имеет большое значение.
    Сразу хочу отметить, что Кавказ для Лермонтова нечто большее, чем просто прекрасные широты, манящие своей свежестью и потрясающей красотой. С этими местами у Михаила Юрьевича было связано его девство, что и отразилось на всем творчестве писателя, ведь именно поэтому его произведения заиграли теплыми и нежными красками, более насыщенными по сравнению с другими русскими поэтами.
    Я счастлив был с вами, ущелия гор,
    Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
    Там видел я пару божественных глаз;
    И сердце лепечет, воспомня тот взор:
    Люблю я Кавказ!..
    В 1837 году Лермонтов был сослан на Кавказ в действующую армию за стихотворение «Смерть Поэта», написанное на смерть А. С. Пушкина. Здесь же, на Кавказе, и закончилась его земная жизнь в 1841 году. Стоит ли удивляться, что многие произведения Лермонтова посвящены Кавказу! Это горный край, суровый и прекрасный, с особой дикой красотой, предстает в поэзии Лермонтова в разных обличьях. Например, в стихотворении «Дары Терека» река Терек и Каспийское море выступают своего рода сказочными существами, в чем-то похожими на языческие божества. И сюжет стихотворения — в духе романтической баллады: Терек приносит подарки Каспию, прося впустить его, реку, в простор моря.
    И все же несомненно, что Лермонтов любил этот край, поэтому так охотно переносил действие многих своих произведений на Кавказ. «Славное место эта долина! — восклицает автор в «Герое нашего времени», описывая Койшаурскую долину. У нас нет причин сомневаться в искренности Лермонтова, восхищающегося Кавказом, ведь он сам в стихотворении «Кавказ» признается: «Люблю я Кавказ».

  10. “Кавказский пленник” (поэма Пушкина) произвел на меня очень сильное впечатление. Это очень красивые стихи. И в них трагическая история.
    Поэтом передана прекрасная природа. Природа тоже имеет свой характер в разной местности. Тут горы, перепады температуры, опасные животные, реки и водопады. В общем, дикая, даже своенравная тут природа. Она не такая мощная и широкая, как южная степь, не такая трогательная и печальная, как в центральной полосе. Я так и представляю березку под снегом.
    Близок к природе и характер местных жителей. Они любят воевать, бороться и даже красоваться своей “дикостью”. Их сам Александр Пушкин называет хищниками. Женщины местные, хоть и подчиняются мужчинам, но тоже очень горды. Зато они способны искренне любить, отдавать себя любимому человеку, даже жертвовать собой. Главная героиня любит искренне, по-детски… без жеманства и интриг, не как светская красавица. Дикарка сама может не понимать, как прекрасна.
    Она не способна разлюбить, она ревнива. У нее сработало сердце, не голова. Пленника с таким положением в их обществе, с таким странным характером ей лучше было бы не любить. Когда он отвергает ее любовь, предпочитая предаться грустным мыслям и несбыточным мечтам, она могла бы оскорбиться и нарочно разлюбить. Хоть она, возможно, и оскорбилась, но разлюбить, причинить зло, хотя бы не помогать больше русскому девушка не может. Предпочитает утопиться, отпустив своего любимого на волю. Она ведь и не захотела принять его благодарность – бежать с ним, все потому, что он признал свою любовь к другой. Жить без него не может, вот и топится. Мне ее очень жаль.
    Образ героя тоже вызывает жалость. Да, русский пленник кавказцев силен и смел. Он ведь вызывает их восхищение. Но его душевная травма не дает ему принять подарок жизни – влюбившуюся в него девушку. Такой молодой он говорит, что страсти чужды ему…
    Бурная жизнь (в свете) обманула его ожидания. Друзья предали, любимая изменила, все наскучило. Всюду клевета и сплетни. И вот за “призраком” свободы герой спешит на Кавказ. Но здесь тоже живые люди, не все даже герои ведут себя идеально, а люди, близкие природе, жестоки, как звери.
    Раненный, униженный… он стал рабом. Именно та девушка помогает ему – приносит еды и воды. Когда он в кандалах пасет стадо, она приходит к нему – поет песни своего народа, учит его их языку. Родители думают продать ее в другой аул к нелюбимому! Она сначала убеждает любимого пленника остаться, проникнуться красотами Кавказа. Кстати, он начинает видеть красоту в жизни горцев, в их танцах и джигитовке. И все-таки он не может поменять Родину, его любовь – Россия. Может быть, поэтому он не может заменить свою русскую любовь девушкой гор.
    Думаю, что я перечитаю эту поэму через несколько лет, я открою для себя что-то еще новое, пойму с нового уровня. Я чувствую, что в этом произведении мне еще не все ясно, что есть какие-то тонкости. Это как в красивой картине – вроде бы нравится, все понятно, но остается еще перспектива “общения” с шедевром.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *