Сочинение на тему казахские батыры

6 вариантов

  1. АЛМАТИНСКИЙ  ФИЛИАЛ
    НЕГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
    УЧРЕЖДЕНИЯ  ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
    ОБРАЗОВАНИЯ
    «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
    ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ  ПРОФСОЮЗОВ»
    Факультет: культуры
    Кафедра: психологии
    CАМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
    по дисциплине: История Казахстана
    на тему: Казахские Батыры
    Выполнил студент:
    Перетятько Я.В.
    103 пд группы 1 курса
    форма обучения: очная
    Проверила:__________
    Алматы, 2013
    Оглавление:
    Введение.
    Тышкан-батыр.
    Райымбек-батыр.
    Карасай-батыр.
    Наурызбай-батыр.
    Заключение.
    Список литературы.
    1.Слово «батыр»
    распространено в казахском фольклоре
    и быту, а на сказаниях о
    них построен весь казахский
    народный эпос. Происхождение социального
    института «батырства» связано, прежде
    всего, с такими личными качествами человека
    как доблесть, храбрость, смелость. Надо
    отметить, что само слово «батыр», «бахидур»,
    «багатур» имеет тюрко-монгольское происхождение,
    а в XIVвеке это слово пришло в русский язык.
    Батыр – не только титул храбреца, но еще
    и обозначает категорию лиц из числа профессиональных
    военных. Поэтому широкое бытование слова
    «батыр» в казахских степях во многом
    объясняется большой значимостью войн
    в истории становления казахской государственности.
    Часто народу приходилось с оружием в
    руках отстаивать независимость, защищать
    границы. Память об этих событиях, о том,
    как стойко и смело воевали предки, воодушевляла
    людей на создание новых эпических произведений.
    В казахском героическом эпосе защитники
    народа мужественно отражают вражеские
    набеги. Так, Алпамыс-батыр воюет с калмыцким
    ханом, разорившим его родину, а Камбар-батыр
    освобождает бедняков из плена. Наиболее
    известные эпические произведения «Кобланды-батыр»,
    «Ер-Таргын», «Алпамыс», «Камбар-батыр»
    и многие другие.
    2.Тышкан-батыр родился
    в 1837 году в местности Куик (нынешняя территория
    Костанайской области). С детства он выделялся
    своей храбростью, умом и ловкостью. Уже
    в 13 лет он был балуаном (что означает «борец»),
    а в 20 лет становится известным батыром
    в крае. После смерти отца он остался старшим
    в роду. Несмотря на свое происхождение,
    а родился он в богатой семье, Тышкан был
    защитником бедных, всегда выступал за
    справедливость. Ему не раз приходилось
    защищать соплеменников от набегов соседей,
    угонявших их скот. Верным другом Тышкана-батыра
    был Танабай-батыр. Дружил он и с другими
    батырами – Жауке, Толек, Кожа. Многое
    им сделано для развития творчества акына
    Отеулы. К сожалению, Тышкан-батыр прожил
    недолгую жизнь  и умер в возрасте 25 лет.
    Но народ хранит память об этой всесторонне
    одаренной личности.
    И последнее, о чем хотелось бы сказать,
    что прославленные батыры были, в основном,
    из низшего слоя, не имели богатого состояния.
    А главной задачей и целью их было служение
    народу. Был когда-то у казахов славный
    батыр Еленке. В одном из сражений казахов
    с калмыками были перебиты все сарбазы
    батыра. Остался один Еленке против тысячного
    калмыцкого войска. Еленке мог спастись
    бегством, но трусливый побег для батыра
    хуже смерти. И джигит продолжает биться
    насмерть. Калмыцкий военачальник слышал
    о нечеловеческой храбрости Еленке, и
    теперь он убедился в этом воочию. Восхищен
    был калмык стойкостью казаха и приказал
    любой ценой взять его живым. Много калмыков
    осталось на казахской земле, повергнутых
    точными сильными ударами славного батыра.
    Но иссякли силы Еленке. Окруженный врагами,
    тяжело раненый батыр свалился с седла.
    Не осталось сил даже для того, чтобы нанести
    себе последний удар. Так Еленке попал
    в плен. Калмыцкий хан приказал вылечить
    раны казаха и ухаживать за ним, как за
    лучшим гостем. Скоро Еленке совсем окреп.
    Задумал калмыцкий хан породнить храброго
    казаха с калмыками – заполучить от него
    сына-батыра, чтобы не ходил Еленке войной
    на калмыков. Что ни день, приводят к батыру
    девушек-калмычек, одну лучше другой. Но
    разгадал он коварный план врагов: отворачивался
    от красавиц. Разгневался хан, прямо спросил
    Еленке: – Почему ты отказываешься от любви
    наших девушек? Будь разумным получишь
    свободу, упорство же твое обернется против
    тебя. – Лучше честная смерть, чем подлая
    жизнь, – гордо ответил отважный джигит
    и продолжал отвергать красавиц. Убедился
    хан, что не сломить ему упрямого казаха,
    и повелел отрубить батыру голову, а сердце
    принести ему. Палачи не замедлили исполнить
    приказ хана. Увидел калмык трепещущее
    сердце батыра и обратился к своим людям:
    – Даже после смерти бьется оно. Исследуйте,
    человеческое ли сердце было у этого упрямого
    безумца? Разрезали люди хана сердце и
    увидели в середине его пучок волос. С
    тех пор стали говорить о храбрецах: «У
    него волосатое сердце».
    Cейчас наступил тот
    момент для возрождения имен исторических
    героев, которые потом и кровью доказали
    свою отвагу и мужество, оградив свой народ
    от погибели.
    Одним из них был Райымбек батыр.
    Райымбек был сыном Кангельды и сыном
    своего народа, сложившего следующие строки:
    “Чем девятеро от хана родились, Лучше
    бы один от черни родился. Чтобы народной
    местью зажечься, Чтобы восстать против
    врага, С кличем идти против него!”
    И таким «одним»,
    точнее, одним из таких стал Райымбек.
    Свой первый подвиг на поле брани он совершил
    в 17 лет, за что заслужил звание батыра.
    Райымбек возглавлял войска Старшего
    жуза против джунгарских завоевателей,
    но особо отличился в одном. Битва казахских
    соединений с врагом происходила на равнинной
    местности между городами Торайгыр и Согеты.
    Нынче это 167-ой километр трассы Алматы
    – Нарынкол. Место сражения впоследствии
    получило название Ойрантобе (сопка кровавого
    сражения). Возглавлял битву Райымбек,
    а рядом с ним  плечом к плечу стояли батыры,
    как Сатай, Боген, Кызылборик, Койкельды,
    Конаккельды и другие. Тут враг был разбит
    наголову. Послужной список Райымбек батыра
    был более чем внушителен: 33 года войны
    и ратных подвигов, 77 боевых ранений, победа
    в единоборстве под грозным вражеским
    предводителем Нояном Бадам-багатуром.
    Начав ратную жизнь один, на своем тулпаре
    и с пикой Райымбек спустя время возглавлял
    казахское войско из десяти тысяч испытанных
    воинов. Вместе с ними он сражался в составе
    объединенных казахских ополчений в широко
    известной битве при Апракае в 1729 году,
    когда были разгромлены полчища Сары-Мынжа
    тумена. Здесь рядом с Райымбеком шли в
    атаку на лютого врага Наурызбай и Отчен.
    На озере Итимпес было нанесено поражение
    отрядам Шупа-Добы. Батыры Райымбек, Кабанбай,
    Богенбай.  Потомки почитают Райымбека
    за ратные подвиги, за добрые дела; он считается
    святым. Воины из рода Албан с его именем
    на устах отправлялись в поход на врага,
    а подлинные слова батыра с любовью передавались
    из поколения в поколение: “Родом я –
    Албан, земля моя – Каркара, летовка –
    Асы, а обитель возле Алматы”. Прах незабвенного
    батыра покоится в городе Алматы, возле
    бывшей районной автострады, а рядом шумит
    автострада – бывшая улица Ташкентская,
    а нынче носящая имя самого батыра.
    3.Если Райымбек-батыр
    возглавлял войска Старшего жуза, то батыр Кабанбай
    из рода Найман – все казахское воинство
    – он был главным полководцем. Недаром
    акын и государственный деятель Бухар-жырау
    называл его Дарабозом – скакуном, возглавляющим
    скачки. Батыр Кабанбай в истории казахского
    народа имеет такое значение, как Кутузов
    для русских. Родился Кабанбай в 1691 году
    и умер на 78 году жизни в 1769 году. Его отец
    Кожагул был известным батыром времен
    легендарного Жалантосбахадура (1576 – 1656).
    Семи лет от роду Ерасыл, так нарекли мальчика
    при рождении, остался сиротой. Но родичи
    заботились о нем как о родном сыне, и мальчик
    не знал, что такое сиротская доля. Свой
    первый подвиг Ерасыл совершил в 13 лет
    – убил в поединке джунгарского лучника
    Арслана.
    4.Много легенд сложено
    народом о Карасае батыре.
    Карасай Алтынай-улы родился в 1598 году
    в Жетысу. Отец его Алтынай был провидцем.
    Говорят, однажды он предсказал холодную
    зиму, возможность джута. Однако хан не
    поверил ему. В те времена ханская ставка
    располагалась на Кок-Тюбе. Юноша Карасай,
    по совету отца, угнал весь свой скот в
    прибалхашские степи, богатые тугайные
    низовья рек Или, Каратал. Зима действительно
    оказалась страшной. Во время джута погиб
    почти весь имевшийся у людей скот. Карасай
    же весной пригнал свои многочисленные
    стада с приплодом и предстал перед обрадованным
    отцом. Хан «кусал локти», да делать нечего.
    Мудрый Алтынай сказал сыну: «Нельзя оставлять
    людей в беде. Садись-ка, сын мой, на своего
    аргамака и проедь три раза через стада
    овец, косяки лошадей и верблюдов. По правую
    сторону будет наше, по левую – хана, а
    среднюю часть отдай сородичам». Все произошло
    опять так, как сказал отец, и семья Алтыная
    не осталась в накладе. Батыр Карасай Алтынай-улы
    происходит из племени Шапрашты, рода
    Ескожа. У озера Сапы-Саты в Нарынколе
    есть две долины: одна названа в честь
    бесстрашного батыра Шапрашты, другая
    в честь его правнука, отважного Карасая
    батыра. Вообще племя рода Шапрашты и род
    Ескожа считаются самыми воинственными
    в Жетысу. Искрометный акын Суюнбай, учитель
    Жамбыла, сказал об этом: “Один из племени
    уйсин – Шапрашты, Вырос в нем батыр – Ер
    – Карасай, Лавиной снежной падающей на
    врага”. На знамени, доспехах воинов
    из племени Шапрашты была изображена волчья
    голова. Согласно древней тюркской легенде
    волчица спасла жизнь юноше, истекавшему
    кровью на поле сражения. Она скрыла его
    от преследователей и выходила. Легендарный
    батыр Карасай был известен не только
    в казахской степи, но и далеко за ее пределами.
    5.Наурызбай
    Кутпанбетулы (правильно Кутгымбетулы)
    (1706-1781). Родился в местности Жалпактас-Сериктас
    (нынешняя территория Жамбылского района
    Алматинской области). – из рода Толемис
    племенного союза Шапрашты. Проживал в
    местечках Калпактас и Серикгас, ныне
    Джамбулского района Алматинской области,
    Один из трех (Каракерей Кабанбай, Канжыгалы
    Богенбай, Шапрашты Наурызбай) знаменосцев
    Абылай хана. Полководец – глава тумена,
    десятитысячного войска. Жизнь Наурызбая
    прошла в войнах с джунгарами. В битвах
    погибли его три брата – Кудайберген, Шолпан,
    Дуйсен. Наурызбай был рослым и крупным
    мальчиком. Его богатырьская стать выгодно
    подчеркивалась высоким ростом. Отец,
    состоятельный человек, заметив, что сын
    с детства отличается могучим телосложением,
    специально растил двух пегих жеребят,
    вместо воды поил их коровьим молоком.
    Эти два пегих коня служили Наурызбаю
    восемнадцать лет. На одном из них он отправился
    на первый бой с джунгарами, умножая славу
    своего народа. В 1729 году в ходе Аныракайской
    битвы возглавил войско шапыраштинцев.
    Наурызбай сразился в поединке и победил
    именитых джунгарских батыров Шамалгана
    и Каскелена. Происхождение На всю казахскую
    степь были известны победы Наурызбая
    в 1729 году в поединках с Шамал ханом и Каскеленом.
    В I750-I752 годах он вместе с батырами Басентиин
    Малайсары, Кыстык Малаем в Шапрашты Каскары,
    одержал победу над джунгарами, отбросив
    их за Турфан (ныне в СУАР КНР) и освободил
    из плена множество казахов. В 50-х годах
    XX века насчитывалось до трехсот юрт (семей)
    потомков Наурызбая. Соответственно росту,
    он отличался и лицом и статью. Позже он
    стал известен в народе как бахадур. Да,
    облик батыра, его телосложение выгодно
    подчеркивались высоким ростом. Отец Наурызбая
    был состоятельным человеком. Заметив,
    что сын с детства отличается богатырским
    телосложением, специально растил двух
    пегих жеребят, вместо воды поил их коровьим
    молоком. На одном из этих пегих коней
    Наурызбай отравился на первый бой с джунгарами.
    «Встретив в бою чванливых калмыков, Наурызбай
    на пегом коне умножил славу свою и народа»,
    – воспевал великий Бухар Жырау. Эти двое
    пегих боевых коня служили Наурызбаю восемнадцать
    лет. “Родимые края скрываются из глаз
    О Родина моя! Рыданье душит нас. За что,
    господь, за что народ наш безутешный Кому
    не лень гнетет и гонит всякий раз?”
    (песня «Елим-ай»)
    Мы живем на великой земле, которая имеет
    богатейшую тысячелетнюю историю. Тут
    возникали и уходили в небытие древнейшие
    цивилизации, шумели прекрасные города,
    отсюда началось великое переселение
    народов, тут и поныне живет хозяин этой
    земли – добрый старый народ – казахи.
    Сердце его открыто друзьям, а к врагам…
    Последних у него было много; история всей
    Казахии состоит из бесчисленных  нашествий
    и бесконечных войн. Враги постоянно зарились
    на богатейшие угодья, тучные стада, на
    несметные месторождения, на процветающие
    города. Вот тогда и вставали на защиту
    родных пределов славные богатыри-батыры.
    6.Изустные предания
    и документальные хроники донесли до наших
    времен десятки имен таких батыров. Батыры
    были олицетворением своей земли, всех
    своих соотечественников. И каждого отдельно
    взятого казаха. Широта души, несгибаемость
    и цельность натуры, открытость и сердечность
    вкупе с доверчивостью отозвались и в
    их повседневных поступках, и подвиге
    всей их жизни. Потому и запомнились они
    людям, потому и запечатлелись в их памяти
    и яркие, трагической высоты события, и
    простые, неброские штрихи, скупые подробности
    их биографий.
    Список литературы:
    1 Ай, заман-ай, заман-ай.
    1991.
    2 Александров
    Н.Н. Земледелие в Сырдарьинской области.
    Ташкент, 1916.
    3 Аманеков
    Д., Бабаев А., Вейсов К. География Туркменской
    СССР: (Учебное пособие). Ашхабад, 1962.
    4 Аминов А.М. Экономическое
    развитие Средней Азии: (Со второй половины
    XIX столетия до I Мировой войны).
    5 Андрианов
    Б.В. Архив Куна // Советская этнография. 1951.
    № 4; Этническая территория каракалпаков
    в Северном Хорезме // Труды Хорезмской
    экспедиции.М.,1958,т.3; Хозяйственно-культурные
    типы Средней Азии и Казахстана // Народы
    Средней Азии и Казахстана. М..1963, т.1-2; Древние
    оросительные системы Приаралья: (В связи
    с историей возникновения и развития орошаемого
    земледелия). М.,1969.

  2. Адамны? жеке басыны? ал?аш?ы ?алыптасуы отбасынан басталады. Оны? ер жетіп ?суі, бойында?ы ал?аш?ы адамгершілік белгілері отбасында ?алыптасады, сонды?тан да ту?ан ?йді? жылуы – оны? к?кірегінде к?п жылдар бойы са?талып, м??гі есінде ж?реді. А?ын с?зімен айт?анда:«Отбасы – таби?ат сыйла?ан кереметтерді? бірі», – десек арты? емес. Жеке адамны? бойында?ы ар-?яты, а?ыл -ойы, адамгершілігі, бас?а адамдармен ?арым-?атынаста, м?дениеттілікті т?рбиелеуде отбасы ал?аш?ы ?адам. Сонды?тан, отбасы ?те ?ажетті, бас?адай ешн?рсемен ?згертуге (ауыстыру?а) болмайтын баспалда?.
    Отбасы – сыйласты?, жарасты? орна?ан орта. Отбасы – бала т?рбиесіні? е? ал?аш?ы ?жымы. Отбасыны? басты ?азы?ы, алтын тіреу ді?гегі – бала.
    Баланы? т?рбиелі болып ?суіне берекелі отбасыны? ?сері мол. Отбасыны? ?рбір м?шесі, ?зара с?йлесіп, не болмаса ата- ананы?, баланы? міндетін ат?ару ?ана емес, береке-бірлік, с?йіспеншілікпен араласса, боса?асы берік, ша?ыра?ы биік отбасына айналары с?зсіз. Ата мен ана – бала т?рбиесіні? ?ам?оршысы, батылды??а, батырлы??а, ерлікке, табандылы??а, отанды с?юге т?рбиелей отырып ?лкен ?міт к?теді.Сол сия?ты отанын ?ор?а?ан батыр бабамыз Б?генбай батырды барлы? ?аза? баласы біледі.
    Б?генбай А?ша?лы, ?анжы?алы Б?генбай (1680-1775 кейбір деректерде 1776-1778) – ?аза? хал?ыны? жо??ар шап?ыншылы?ына ?арсы азатты? к?ресі тарихында ерекше р?л ат?ар?ан батыр, ?олбасшы. ?аратау б?ктеріндегі Б?ген ?зені бойында ту?ан. 18 ?асырда?ы ?аза? батырларыны? жасы ?лкен а?са?алы бол?анды?тан оны халы? а?ыздарында арда?тап «?анжы?алы ?арт Б?генбай» деп атап кеткен. ?арабалта т?бінде ?ыр?ыздармен бол?ан шай?аста Б?генбай батыр 77 жаста бол?ан деседі. Ар?ынны? ?анжы?алы руынан, батырлар ?улетінен шы??ан. Атасы?лдеуін батыр Есім хан ?скеріні? ?олбашысы, ?кесі А?ша батыр Т?уке ханны? 80 мы? ?олын бас?ар?ан сардар бол?ан.
    Б?генбай 1708 жылы (кейбір деректерде 1709 жылы ) ?з Т?укені? б?йры?ымен 30 мы? жаса?ты бастап, ?аза? еліні? берекесін ала баста?ан казак-орыстарды т?ре ?уып, Еділден ?рі асырып таста?аны туралы деректер са?тал?ан. Осы ?рыста Б?генбай ал?аш рет ерлігімен к?зге т?скен . Батыр жо??арлар?а ?арсы 100-ден астам шай?ас?а ?атыс?ан. «?аза?ты? ?амал-?ор?аны» (Б?хар жырау) ба?ад?р Б?генбай ?аза? хал?ыны? Абылай хан баста?ан ?за? жылдар?ы ?лт бірлігі к?ресіні? ?йыт?ысы бол?ан.
    1710 жылы ?ара??мда ?ткен ?ш ж?з ?аза?тарыны? ??рылтайында б?кіл?аза?ты? жаса? ??рылып, жо??ар шап?ыншылы?ына тойтарыс беру жоспары тал?ыланды. Б?л жиында к?шіп кетіп жан са?тауды ?сын?андар да бол?ан, біра? сол кезде ерлігімен ?йгілі бол?ан рубасы Б?генбай б?ндай ?рекеттерді? б?рін тый?ан . Осы ??рылтайда Б?генбай батыр ?ш ж?зді? бас сардары болып сайлан?ан. 1726 жылы Б?генбай баста?ан ?аза? ?олы Б?ланты ?зеніні? бойында ?алма?тар?а ?арсы к?йрете со??ы берген. 1727 жылы к?ктемде ?ожаберген баста?ан ?аза?-татар жаса?ымен тізе ?осып, Б?генбай баста?ан ?аза?-но?ай- ?ара?алпа?ты? біріккен ?скері Нияз, Аюлы тауларыны? етегінде жо??арлармен бол?ан шай?аста же?іске жеткен. «А?ыра?ай шай?асында» Орта ж?з ?олын бас?ар?ан Б?генбай батыр ?аракерей ?абанбай, Ша?ша? Ж?нібек, керей Ж?нібек батырлармен тізе ?оса отырып, ?аза? еліні? т?тасты?ын са?тап ?алуда ерекше ерлік к?рсеткен.
    Б?генбай Жайы?, Ойыл, Жем ?зендері бойы мен Ерейментау, ?ар?аралы, Аяг?з, Т?ркістан, Шу бойы, Жетісу ??ірі, ?ыр?ыз жерлеріндегі шай?астарда ?ол баста?ан. 1756-1758 жылдары бірінші рет Шы?ыс Т?ркістан?а келген ?ытай ?скерімен бол?ан ?йгілі Тал?ы со?ысында ?ытай ?скеріне ?атты со??ы беріп, оларды ?рімшіден асыра ?у?ан. Батыр жоры?тарын , ?о?амды? істерін 1696-1697 жылдарда?ы жо??ар ?алма?тарымен шай?астары, 1710 жыл?ы ?ара??мда б?кіл ?аза? елі жаса?ыны? ?олбасы болуы, 1723-1729 жылдарда?ы ?аза? еліні? жо??арлардан жаппай же?ілісі мен онан кейінгі хал?ымызды? сырт?ы жау?а берген тойтарыстарын ?йымдастыруы, 1731-1735 жылдарда?ы орта ж?з бен Ресей ?арым-?атынасын ы??айластыру шараларын ж?зеге асыруы, 1750-1760 жылдарда?ы Алтай-Тарба?атай, Жетісу жоры?тарын ?йымдастыруы деп 5 кезе?ге б?ліп ?арастыру?а болады. XVIII ?асырды? отызыншы-?ыр?ыншы жылдары Б?генбай батыр, к?рші елдермен келісс?здер ж?ргізу м?селесіне етене аралас?ан. 1761 жылы Абылай ханны? ?лы ?діл ж?ргізген ?ытай империясы мен ?аза? ханды?ы арасында?ы келісімге ?атыс?ан.
    Б?генбай жасы ?л?ай?ан ша?ында ауырып ?айтыс бол?ан. М?йітін Т?ркістанда?ы ?ожа Ахмет Яссауи мешітіне жерлеу ?шін батырды? денесін таза арулап, был?ары?а орап, ?ыс бойы с?реге ?ойып са?та?ан. 1776 жылы к?ктемде баласы Т?раналы мен ?анжы?алы Айтбай Аткелтір?лы баста?ан елді? игі жа?сылары батырды? с?йегін нар?а те?деп, Т?ркістан?а жеткізіп, ?ожа Ахмет Яссауи мешітіне жерлеген. Б?генбай батырды? денесі с?реге ?ойыл?ан жер б?гінге дейін Ереймен ??ірінде «Б?генбай с?ресі » деп аталады. Б?генбай батырды? ерлігін ?ожаберген жырау «Елім-ай» атты тарихи дастанында жырлап, «Ер Б?генбай» аталатын ?исса шы?ар?ан. Б??ар, ?мбетей, керей Жанкісі, Сегіз сері Б?генбай батыр?а дастандар арна?ан. Батырды? баласы Т?раналы, немересі Бапан би, оны? баласы С?бден (Са???ла? би) де ?з заманында ата?ты адамдар бол?ан. 1991 жылы Астана-Павлодар, Ерейментау-Павлодар то?ыс?ан жол торабында Б?генбай батыр?а арнап ескерткіш орнатылды. 2007 жылы Астана ?аласында Б?генбай батыр мен Сарыар?а да??ылдарыны? ?иылысына ескерткіш ашылды.
    Мені? т?жырымым бойынша барлы? ?аза? батырлары т?уелсіздік жолында к?п ерліктер к?рсеткен.Б?генбай батыр ел рухы мен батыр рухыны? биіктігін барлы? ??ндылы?тан жо?ары ?ояды. Елді? м?ддесі Б?генбай ?шін ?ымбат, хал?ыны? та?дыры жау табанына басылмауы жолында жан аямай к?рескен Б?генбай батыр ерлікті?,отаншылды?ты? ?лгісі.
    ?аза? осындай батырларды? ар?асында та?дыры мен келешегін ?ор?ап кал?ан . Отан ?з батырларымен бай. Отанны? ?ор?аушыларсыз, мемлекет жо?. Батылды?, Отан с?йгіштік, досты? – на?ыз батырды? сапалары.
    Батырлар болып д?ниеге келмейді, олар болып ?алыптасады. Балалы? ша?тан кішкентай бала?а отаншылды??а, ??рметке т?рбиелеу керек. Атамекен ?шін ата-аналар?а на?ыз жігітті т?рбиелеу керек ?ой! Халы?та дана ма?ал-м?телдер бар: “Ер жігіт ел ?шін туады, ел ?шін ?леді”, “Ер барда – ел ?ор болмас” ж?не та?ы бас?алар.
    Мені? пікірімше, е? басты, е? негізгі батырды? сапасы – б?л
    отаншылды?. Отаншылды? – б?л ту?ан жерге, ?з хал?ы?а, ?лт?а деген
    с?йіспеншілік. Біра? олар бізді бірт?тас халы?пен болуды о?ытты, ж?не еште?е, ешкімді жас?ану жо?. Бізді? уа?ытымызды? батырлары – д?рігерлер, м??алімдер, ??т?арушылар. Д?рігерлер ж?не ??т?арушылар к?нбе-к?н к?п ?мірлерді са?тап ?алады. М??алімдер балаларды о?ытады, т?рбиелейді. Міне, бізді? батырларымыз! Бізді? ?желеріміз, аталарымыз – ?а?армандар! Біз олар?а ашы? аспанмен міндеттіміз. Олар со?ысты, е?бектенді, олар тастамады! Бізді? ?рпа??а б?л адамдарды? ??сауы керек… Ж?не, ?рине, ?р адамны? е? басты, е? с?йікті батыры – б?л ана. Ол ?мірді сыйлады.
    Е? бастысы – ?зі ?шін ?мір с?ру емес, ол ту?ан жер ?шін ?мір с?ру.

  3. Батыр – тот,кто воевал за Родину, тот кто был храбрым и смелым. Такое имя как “Батыр” не каждому удалось иметь, среди казахских батыров нам осталось только память о них. У казахов были авторитетные батыры. Среди авторитетных есть Шотан батыр, которому исполнилось 300-лет. Недавно наш народ отмечал 300-лет Шотана-батыра.
    Шотан – сын известного бия и батыра Назара из рода Жары, который был значительной фигурой своего времени, имея большой авторитет не только среди своих соплеменников, но и всего казахского общества. К слову сказать, мать Назара приходится родственницей известному казахскому бию Айтеке, а сам Назар был ему верным другом. Известно также-то, что Назар вёл все коллегии Абылайхана, участвовал во многих сражениях против джунгар, и показывал при этом пример храбрости и отваги.
    Шотан-батыр родился в 1705 году, у подножия гор Алатау, где в то время обитали адайцы. Авторитет отца естесвенно не мог не повлиять на Шотана. С детства он видел и наблюдал, как отца более всего тревожит судьба своего народа, что превыше всего он ставит такие понятия, как свобода и независимость, и что он человек высоких помыслов.
    Выросший в такой атмосфере, Шотан с младших лет лет принимает активное учвстие во многих значительных сражениях казахов с внешним врагом. Он возглавил адайское ополчение против джунгар. Шотан был главным сардаром (полководцем) двенадцати племён Байулы из Младшего жуза.
    Батыр отличился в боях с подданными Хивинскому ханству -туркменами, и с урало-волжскими казаками. И наконец в памяти потомков он остался тем, что расселил своих соплеменников на полуострове Мангышлак, и плато Устюрт, где в незапамятные времена кочевали огузо-кипчакские племена, заложившие основы многих тюркоязычных народов, в том числе и казахского.
    Первый свой подвиг батыр совершил в восемнадцатилетнем возрасте. Воины младшего жуза под предводительством хана Абулхаира в бою с джунгарами на перевале Сыгынак, что находится на горе Каратау, показали пример безудержной храбрости и самоотверженности. Затем были сражения 1728 и 1730 г.г, вошедших в историю под названиями Булатинского и Анракайского, в которых Шотан-батыр принял самое активное участие.
    После смерти хана Абулхаира, при хане Абылае, Шотан-батыр ещё не раз покажет примеры героизма во имя свободы своего народа в боях с внешним врагом, чем заслужил глубокое уважение предводителя и главы казахов.
    Имя Шотана-батыра из племени Адай прочно закрепилось в ряду имён значительных личностей эпохи ханов Абулхаира и Абылая. Его воспели в своих воспроизведения, написанных уже в наше время.
    О подлинности этой значительной фигуры в истории в 9 века казахского государства говорят архивные материалы, сохранившиеся в дипломатическом музее при российском министерстве иностранных дел. В папке под номером одиннадцать в отделе “Казахско-джунгарские войны” хранится список казахских батыров,среди которых значится имя Шотана-батыра. Его по полному праву можно назвать крупной и главной фигурой, политического народного движения своего времени.
    Шотан-батыр был похоронен на кладбище Сисен-Ата, в Мангыстауской области.
    Мы потомки батыров. Гордимся и берём пример от своих храбрых предков. Наш долг перед Родиной, защищать и охранять земли отцов и дедов. Мы будем защищать Родину, как наши предки и будем храбрыми и смелыми. Мы с особой гордостью можем говорить о героизме и храбрости своих предков. Мы будем помнить о них. Будем рассказывать о них нашим потомкам, чтобы они брали пример с них. Я уверена, что наши наследники тоже будут гордиться нами.

  4. Аблай-хана- Адиля, кото­рый посетил Китай с дипломатической миссией.
    Богенбай-батыр умер на берегу реки Торгай. Сейчас это место называется “Шахта”, раньше его называли “Бо-генбай соресы”. Останки его погребены в мавзолее Ахме-та Яссауи в городе Туркестане.
    Кабанбай-батыр (конецXVII – серединаXVIII вв.)
    Кабанбай(годы рождения и смерти неизвестны)- ка­захский батыр, один из руководителей борьбы против джунгарских завоевателей и полководцев казахского опол­чения вXVIII в. В устном народном творчестве его назы­вали Каракерей Кабанбай. Кабанбай-батыр был бием рода каракерей племени найман.
    В1745 г. Кабанбай был одним из казахских биев, ко­торые выразили желание присоединиться к России, и вышли с такой просьбой к царскому правительству, заверив Россию о своей поддержке в ее борьбе против джунгар.
    В серединеXVIII в., в результате усиления борьбы за власть между казахскими ханствами, Барак султан убивает хана Младшего жуза Абулхаира. Кабанбай-батыр, об­винив Барак султана в содеянном, выступил против его попытки сближения с джунгарским ханством. Таким об­разом, Кабанбай-батыр имел влияние на внутреннюю жизнь не только Среднего жуза, но время от времени принимал участие в исторических событиях, происходив­ших в Младшем жузе.
    Многие героические поступки Кабанбай-батыра свя­заны с походами Абылай-хана против джунгар. До нас дошел дастан “Кабанбай— герой”, в котором описыва­ются его ратные и героические приключения.
    Абулхаир-хан (1693-1748гг.)
    Хан Младшего жуза Мухаммед Абулхаир Гази Баха-дур-хан, прямой потомок Чингисхана в 15-м поколении.
    В1710 г. на народном собрании в Каракумах юный Абулхаир был избран ханом и командующим армией Младшего жуза, а предводителем войска назначен извес­тный батыр Богенбай.
    XVIIIв. в истории казахского народа был особо трагич­ным, постоянные нападения со стороны джунгарских зах­ватчиков не позволяли народу стабильно развиваться. Абул­хаир принимал активное участие в этой священной войне. Он проявлял особое мужество и ум в защите городов Таш­кента, Туркестана и Сайрама, которыми владели его пред­ки. После осады джунгарами указанных городов, вступив­ший в неравный бой хан Абулхаир, потеряв мать и жену, попавших в плен врагу, был вынужден отступить в степи. В1718 г. в Аягузе произошло кровопролитное сражение с джунгарами, где Абулхаир и старший казахский хан Каип с 30-тысячным войском сражались с джунгарами. Абулхаир с молодых лет прославился личной отвагой, был талантливым полководцем и умным политиком. В 1726 г. на съезде казахов всех трех жузов султаны, бии и батыры единодушно выбрали Абулхаир-хана верховным главнокомандующим войском казахского ханства.
    Как полководец, Абулхаир проводил огромную работу в народном ополчении, укреплял его боеспособность, поощрял патриотизм и высокий моральный дух в воору­женных силах. Результаты мер, принятых ханом, можно было увидеть уже в1728 г., когда была одержана первая победа над джунгарами. Эти сражения проходили в горах Улытау, в местности Карасиыр, у реки Буланты, где ка­захи наголову разбили джунгарский экспедиционный кор­пус во главе с сыном хунтайджи. Армия Абулхаира после победы над джунгарами развеяла миф о непобедимости джунгар, у народа появилась уверенность в достижении полной победы над врагом. Народ стал более организо­ван в борьбе против общего захватчика, проявлял особый энтузиазм ради защиты отечества.
    Хотя была одержана очень важная победа, враг еще оставался сильным, и знавший реальную ситуацию Абул­хаир начал новое наступление. Весной1730 г. в местнос­ти Итишпес, к юго-востоку от Балхаша, казахская армия под предводительством Абулхаира снова разбила захват­чиков. В столетней войне казахского народа против джун­гар наступил переломный период, полная победа каза­лась очень близкой.
    Однако, в это время неожиданно умирает старший хан Болат. Возникает вопрос, связанный с назначением ново­го старшего хана, и, согласно вековой традиции, общека­захским ханом мог быть избран только представитель Стар­шего жуза. В соответствии с условиями ханом был избран сын Болат-хана, молодой Абулмамбет. Абулхаир не согла­сился с таким исходом дел, он отказался от поста главно­командующего в пользу нового хана и вернулся со своим войском в Младший жуз. С этого времени распалось с трудом собранное общеказахское народное ополчение.
    После распада общеказахской армии каждый жуз сам оборонялся от врагов. В это время население Младшего жуза оказалось в очень тяжелом военном положении, со всех четырех сторон оно находилось во вражеском окру­жении.
    Оказавшись в безвыходном положении, Абулхаир об­ращается за помощью к России. Осенью1730 г. в Санкт-Петербург было направлено посольство Абулхаира с вы­ражением его желания быть под защитой России от вне­шних врагов. В феврале1731 г. казахи Младшего жуза получили согласие от правительства России на принятие их под российское покровительство.
    Абулхаир погиб1 августа1748 г. от руки своего зак­лятого врага султана Барака.
    Бесспорно, политика Абулхаира сыграла решающее значение в становлении и развитии казахского государ­ства и может служить уроком для потомков. Уроком мо­жет быть и исторический момент раскола между казахс­кими жузами при Абулхаире. Хотя мы говорим об опре­деленных исторических периодах, однако, не следует за­бывать о повторах в истории.
    Райымбек-батыр (1705 г.- дата смерти неизвестна)
    Райымбек— казахский батыр. Его дед— Ханкелди-батыр— в1733 г. вместе со знаменитыми людьми Стар­шего жуза Кодар би, Толе би, Сатай-батыром, Болек-ба-тыром отправили посла к Российской царице Анне Иоан-новне с предложением о согласии вхождения Старшего жуза под покровительство России(1730-1740). Райымбек, в17 лет, показавший небывалый героизм в борьбе против джунгарских войск, удостоился чести— стал батыром.
    Между хребтами Торайгыр и Согет существует равни­на Ойрантобе, где он сражался с джунгарами. Недалеко от перевала Айырлы Торайгырских гор есть источник Райымбек.
    Вместе с Райымбеком в сражениях против джунгар участвовали батыры Сатай, Болек, Кызылборик, Койкель-ди, Конакельди, Кистик, Малай, Есен, Байсейит и дру­гие.
    Имя Райымбек-батыра превратилось в символ и честь рода албан. Его мавзолей находится в г. Алматы.
    Умбетей-жырау (1706-1778 гг.)
    Умбетей Тлеуулы- казахский жырау. Умбетей прославился как жыршы, став верным сорат­ником жыршы Богенбай-батыра. Если одна группа про­изведений Умбетея (“Бэкеге”, “Жаукдшарга”, “Букарга”, “Бекболат биге” и др.) поднимает проблемы социальной справедливости, человечности, то другая посвящена ге­роической жизни Богенбай-батыра (“Бегенбай ел1м1не”, “Бегенбай ел1мш Аблай ханга ест’рту” и др.). В его даста-не “Жантай-батыр” и повествованиях об Аблай-хане рас­сказывается, о борьбе против калмыцких захватчиков.
    Умбетей был близким другом Бухар-жырау, он очень уважал его и считал своим покровителем.
    Творчество Умбетея было в основном посвящено со­чинению стихов и песен на темы патриотизма, защиты отечества, любви к своему народу. Множество жыров описывало героизм выдающихся батыров, а это несло очень важную идеологическую нагрузку, объясняя важ­ность объединения всех казахских родов против общего врага.
    Сырым Датулы (1712-1802 гг.)
    Сырым-батыр—казахский батыр, организатор и ру­ководитель антиколониальной, народно-освободительной борьбы казахов в 1-й половинеXIX в. Когда Сырым умер, на ас было зарезано2500 баранов,2000 лошадей, выпито 5000 ведер кумыса, установлено несколько сот юрт. Это показывает, с одной стороны, его богатство, с другой— его авторитет в народе.
    На управлении у Сырыма было2000 шаныраков. Сы­рым Датулы являлся патриотом своего народа, он забо­тился о нем и защищал от колонизаторов. Он выступил против казаков, осуществляющих колонизаторскую по­литику России. Причинами народно-освободительного восстания под руководством Сырыма Датулы послужили политика царя и беспредел жайыкских казаков по отно­шению к казахскому населению. Народное восстание вместе с Сырым-батыром возглавляли такие авторитет­ные люди, как Барак, Тиленши, Оразбай и султан Жан-торе. Из Младшего жуза в восстании участвовали племе­на родов байбакты, табын, шекти, кете и шеркес. В нача­ле восстания под руководством Сырыма воевали2700 сар-базов, у Барак-батыра было2000 и под руководством Ти-ленши-батыра находилось1500 человек.
    С августа1783 г. жайыкские казаки начинают активные грабительские походы против аулов Сырыма и Нуралы-хана. Нуралы-хан, зная положение и авторитет Сырыма среди народа, освобождает его из заключения (до этого времени Сырым находился в тюрьме у русских). После выхода Сы­рыма на свободу народное восстание активизируется. В это время испугавшийся восстания Нуралы-хан выступает про­тив Сырыма и призывает Россию на помощь. С этого мо­мента Сырым-батыру приходится сражаться не только про­тив царя, а также против хана. В1784 г., когда Сырым на берегу реки Сагыз напал на Нуралы-хана, он переместился в сторону русско-казацких крепостей.
    В1785 г. в нижней части крепости Орал произошли крупные сражения. В1783-1785 гг. основные сражения ме

  5. Аты а?ыз?а айнал?ан ерж?рек батырларымызды? бірі, XVIII ?асырда?ы ?аза? еліні? жо??арлар?а ?арсы ?лт-азатты? со?ысында?ы к?рнекті ?а?арман — Шапырашты Наурызбай ??ттымбет?лы.??ттымбет?лы Наурызбай 1706 жылы Жетісу жерінде, Алатауды? баурайында д?ниеге келген. Б?л кезде ?ле, Талас, Алатау мен ?аратау аралы?ында?ы ?аза? пен ?ыр?ыз жо??арлар?а т?уелді еді. Батырды? к?зін аш?аннан естігені батырлар т?ралы жырлар, а?ыз ??гімелер болып, те?дессіз бай рухани ортада ?сті. Екінші жа?ынан елге ?стемдігін ж?ргізген бас?ыншы жауды? зорлы?ы мен зомбылы?ын да к?рді. М?ны? ?зі ж?регінде оты бар жасты ту?ан елін, атамекенін жаудан азат ету т?ралы арман?а жетеледі, батыр болу?а ??лшындырды. Наурызбай батырды? ?мірі т?ралы б?гінгі к?нгі деректерде Шапырашты Наурызбай, ?аракерей ?абанбай, ?анжы?алы Б?генбай бабаларымыз Абылай хан айналасында?ы бас батырлар ?атарында ба?аланады. Б??ар жырау осы ?ш т?л?аны? жанында?ы мынадай ірі батырларды атайды: Ша?ша??лы Ж?нібек, Сіргелі ?ара Тілеуке, ?ара?алпа? ?ылышбек, Текеден шы??ан Сатай мен Б?лек, ?аумен, Д?улет, Ж?пек, Се?кібай, Шойбек, Та?сы??ожа, М?мбет, Молдабай, Есен??л ж?не бас?алар. ?деби-тарихи деректер мен ел есінде са?тал?ан а?ыз-??гімелер Наурызбай батырды? б?кіл халы?ты? ы?ыласына б?леніп, ма?таныш?а айналуы 1727-1731 жылдарды? шамасы екендігіне мензейді. ?аза? хал?ыны? жо??ар бас?ыншыларына ?атарынан бірнеше рет ?атты со??ы беріп, а?ыры ?лкен же?іске жетуі осы уа?ыт?а с?йкес келеді. Алатау етегінде жо??арларды? Шамал?ан, ?аскеле?, Боралдай секілді атышулы батырлары ?лім табатын с?рапыл шай?астарда Наурызбай бабамыз ересен ерлік к?рсетеді. ?озыбасыда ?алы? ?ол бастап, бас батыр ата?ына ие болады.Мазм?ны  [жасыру] 1Карл Миллер к?нделігі2Абылай ханны? т?т?ыннан босатылуы3Ш?ді т?рені? м?ліметі4?абдеш Ж?м?діловты? Наурызбай батырды жо??а шы?ару?а тырысуы5Сілтемелер6Дерекк?здер7Сырт?ы сілтемелерКарл Миллер к?нделігіНаурызбай батырды? ?міріні? бір с?ті Ресей патшалы?ыны? 1742 жылы к?зде жо??ар ?онтайшысы ?алдан Серенге жіберген елшісі Карл Миллерді? к?нделігінде са?тал?ан. 1742 жылы 6 ?ырк?йекті? кешінде Карл Миллер ?арасу ?зенінен ?тіп, ерте?іне т?ске жуы? ?лы ж?зді? ?теміс деген батырыны? ауылына келеді. ?асында ?біл?айыр ханны? ?лы Ералы с?лтан баста?ан топ пен жо??арды? ?аза?тар?а келген екі жаушысы ?аш?а мен Бурун болады. 16 ?ырк?йекте Ресей елшісі осы тобымен Шапырашты Наурызбай батырды? ауылына ат басын тірейді.Батыр орыс елшісіні? ?айдан келе жат?анын, ?айда баратынын, не ма?сатпен ж?ргенін, сапар?а кімні? жібергенін с?рап, аулына келген жолаушылар т?ралы толы? білгісі келеді. Карл Миллер Ресей патшасыны? жарлы?ы бойынша Орынбордан генерал Неплюевтен ?алдан Серенге хат алып келе жат?анын, онда жо??арларды? ?аза?тар?а шабуылын то?татуы т?ралы а? патшаны? талабы жазыл?анын баяндайды. Ресей елшісінен Наурызбай батыр Неплюевті? ?алдан Серенге жаз?ан хатын ?зіне о?ытуды талап етеді. Б?л талап?а байланысты К.Миллер хатты? м?рленген жабы? ?а?азда екенін, оны б?зу?а болмайтынды?ын айт?анда, Наурызбай былай деген екен: — Сені? айт?ан с?зі?е сенейін бе, жо? басты?ы?ны? жаз?ан хатына сенейін бе? Хатталма?ан с?зі?е, о?ыма?ан хаты?а ?алай сенуге болады?

  6. Аты а?ыз?а айнал?ан ерж?рек батырларымызды? бірі, XVIII ?асырда?ы ?аза? еліні? жо??арлар?а ?арсы ?лт-азатты? со?ысында?ы к?рнекті ?а?арман — Шапырашты Наурызбай ??ттымбет?лы.??ттымбет?лы Наурызбай 1706 жылы Жетісу жерінде, Алатауды? баурайында д?ниеге келген. Б?л кезде ?ле, Талас, Алатау мен ?аратау аралы?ында?ы ?аза? пен ?ыр?ыз жо??арлар?а т?уелді еді. Батырды? к?зін аш?аннан естігені батырлар т?ралы жырлар, а?ыз ??гімелер болып, те?дессіз бай рухани ортада ?сті. Екінші жа?ынан елге ?стемдігін ж?ргізген бас?ыншы жауды? зорлы?ы мен зомбылы?ын да к?рді. М?ны? ?зі ж?регінде оты бар жасты ту?ан елін, атамекенін жаудан азат ету т?ралы арман?а жетеледі, батыр болу?а ??лшындырды. Наурызбай батырды? ?мірі т?ралы б?гінгі к?нгі деректерде Шапырашты Наурызбай, ?аракерей ?абанбай, ?анжы?алы Б?генбай бабаларымыз Абылай хан айналасында?ы бас батырлар ?атарында ба?аланады. Б??ар жырау осы ?ш т?л?аны? жанында?ы мынадай ірі батырларды атайды: Ша?ша??лы Ж?нібек, Сіргелі ?ара Тілеуке, ?ара?алпа? ?ылышбек, Текеден шы??ан Сатай мен Б?лек, ?аумен, Д?улет, Ж?пек, Се?кібай, Шойбек, Та?сы??ожа, М?мбет, Молдабай, Есен??л ж?не бас?алар. ?деби-тарихи деректер мен ел есінде са?тал?ан а?ыз-??гімелер Наурызбай батырды? б?кіл халы?ты? ы?ыласына б?леніп, ма?таныш?а айналуы 1727-1731 жылдарды? шамасы екендігіне мензейді. ?аза? хал?ыны? жо??ар бас?ыншыларына ?атарынан бірнеше рет ?атты со??ы беріп, а?ыры ?лкен же?іске жетуі осы уа?ыт?а с?йкес келеді. Алатау етегінде жо??арларды? Шамал?ан, ?аскеле?, Боралдай секілді атышулы батырлары ?лім табатын с?рапыл шай?астарда Наурызбай бабамыз ересен ерлік к?рсетеді. ?озыбасыда ?алы? ?ол бастап, бас батыр ата?ына ие болады.Мазм?ны  [жасыру] 1Карл Миллер к?нделігі2Абылай ханны? т?т?ыннан босатылуы3Ш?ді т?рені? м?ліметі4?абдеш Ж?м?діловты? Наурызбай батырды жо??а шы?ару?а тырысуы5Сілтемелер6Дерекк?здер7Сырт?ы сілтемелерКарл Миллер к?нделігіНаурызбай батырды? ?міріні? бір с?ті Ресей патшалы?ыны? 1742 жылы к?зде жо??ар ?онтайшысы ?алдан Серенге жіберген елшісі Карл Миллерді? к?нделігінде са?тал?ан. 1742 жылы 6 ?ырк?йекті? кешінде Карл Миллер ?арасу ?зенінен ?тіп, ерте?іне т?ске жуы? ?лы ж?зді? ?теміс деген батырыны? ауылына келеді. ?асында ?біл?айыр ханны? ?лы Ералы с?лтан баста?ан топ пен жо??арды? ?аза?тар?а келген екі жаушысы ?аш?а мен Бурун болады. 16 ?ырк?йекте Ресей елшісі осы тобымен Шапырашты Наурызбай батырды? ауылына ат басын тірейді.Батыр орыс елшісіні? ?айдан келе жат?анын, ?айда баратынын, не ма?сатпен ж?ргенін, сапар?а кімні? жібергенін с?рап, аулына келген жолаушылар т?ралы толы? білгісі келеді. Карл Миллер Ресей патшасыны? жарлы?ы бойынша Орынбордан генерал Неплюевтен ?алдан Серенге хат алып келе жат?анын, онда жо??арларды? ?аза?тар?а шабуылын то?татуы т?ралы а? патшаны? талабы жазыл?анын баяндайды. Ресей елшісінен Наурызбай батыр Неплюевті? ?алдан Серенге жаз?ан хатын ?зіне о?ытуды талап етеді. Б?л талап?а байланысты К.Миллер хатты? м?рленген жабы? ?а?азда екенін, оны б?зу?а болмайтынды?ын айт?анда, Наурызбай былай деген екен: — Сені? айт?ан с?зі?е сенейін бе, жо? басты?ы?ны? жаз?ан хатына сенейін бе? Хатталма?ан с?зі?е, о?ыма?ан хаты?а ?алай сенуге болады?БоЛдЫ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *