Сочинение на тему казахские обычаи и традиции

15 вариантов

  1. Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение. Обычаи, традиции и обряды казахcкого народа формировались на протяжении нескольких столетий. На казахские традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни и мусульманская религия. В настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения. И это естественно, ведь люди должны знать историю того места, гне они живут, помнить и передавать обычаи, традиции и обряды будущим поколениям. Время неумолимо бежит, и каждый прожитый день становится частичкой истории. И чем дольше, тем меньше у нас возможности узнать о прошлом наших предков. Поэтому сохранение, изучение культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа является одной из актуальных задач.Характерной чертой казахского народа было и есть гостеприимство. Гостей всегда встречали радушно и обязательно усаживали отведать угощений за дастарханом в нарядной юрте – национальном жилище казахов. Казахская кухня славится главным образом большим разнообразием мясных деликатесов и вкуснейших блюд из мяса, а также полезнейшими напитками, такими как кумыз, шубат и айран.Другой характерной чертой казахского народа является трепетное, уважительное и внимательное отношение к старшим. Детям с колыбели прививают почитание, уважение к старшему поколению, учат прислушиваться к их мудрым мыслям. Казахский народ очень дружный. Правило для любого казаха – никогда не оставлять близких и родственников в беде, хранить честь и достоинство своей семьи и рода. Таким образом, казахский народ соблюдая свои обычаи и традиции и по сей день может с гордостью сказать что чтит и уважает своих предков не забывая то через, что прошёл их народ.

  2. Традиции и обряды казахского народа
    Национальные традиции и обряды. Нация – это исторически сложившееся в одном регионе социально-этническое сообщество группы людей. До того как казахский народ, начиная с родоплеменного сообщества, достиг в 14 – 15 вв. ступени цельной народности, он накопил множество традиций и обычаев. Как говорят: «есть традиции передовые, есть пережившие себя, устаревшие». Возникшие в давние времена и дошедшие до нас традиции и обычай – сокровищница национальной культуры.
    Традиции, прошедшие проверку временем, соответствующие менталитету народа, дошли до нас. Наша цель – донести их до следующих поколений. Великий русский критик В.Г. Белинский так писал о жизнеспособности традиций: «Традиции и обычаи прошли критику веками. Они в свое время поднимались на щит и переходили от предков к потомкам как сокровища – от рода к роду, от поколения к поколению. Они являются внешним видом народа. Без них народ – безликий образ, как каменная скульптура».
    Традиции и обряды связанные с мировоззрением народа и берут свое начало с древнейших веков. Многие из них имеют много общего с другими тюркоязычными народами. Национальные узоры, кушанья, спортивные игры могут быть подобными и у других наций, но их отличают самобытные черты, характерные только для них. Так, конноспортивная игра «Кокпар» популярна не только у казахов, но и у киргизов, узбеков, туркмен. Также и юрты распространены у многих тюркоязычных и монголоязычных наций. Однако при этом юрты имеют свою национальные нюансы, характерные только для определенного рода.
    У казахов имелось множество национальных традиций и обычаев, связанных с хозяйственной деятельностью, семейными отношениями, свадебными праздниками, которые сохранились и до наших дней.
    Традиции и обряды, связанные с хозяйственной деятельностью.
    Главной хозяйственной деятельностью нашего народа было в основном кочевое скотоводство. Поэтому в народе большее внимание уделяли выращиванию скота. Поскольку каждый скотовод хотел, чтобы скот его хорошо сохранялся и размножался, то появились связанные с этим традиции и обряды. Один из таких обрядов – очищение огнем. Весной, когда нужно было из зимовок переезжать на жайляу, в нескольких местах разводили огонь, и скот прогоняли между кострами. Это было до принятия ислама, когда еще существовали культуры поклонения огню. При выезде на жайляу каждый аул украшал свои повозки ткаными коврами. Верблюда, шедшего впереди, накрывали красивым ковром, из длинных перьев фазана делали четырехугольную корону и надевали на голову. Такую кочевку называли «коронованной повозкой». Коронованного верблюда обычно вела самая уважаемая женщина из аула или невеста. Согласно поверью, кочевку во главе с верблюдом в короне из фазаньих перьев сглаз не возьмет, и кочевье в пути не подвергнется неприятности.
    Согласно другому обычаю, весной до первого грома растительную пищу употреблять не разрешалось. Дикий лук и другие растения начинали есть после первого грома и дождя. По поверьям, после грома растения быстро начинают расти, скот, питаясь ими, дает больше молока, тогда и разрешается приступать к употреблению даров божьих. Поэтому в Семиречье при звуке грома женщины были в ведра, приговаривая: «пусть молока будет много, огня мало», и ходили вокруг юрты. В Центральном Казахстане это называлось «бить в отау», и женщины стучали по кереге юрты. Согласно космогоническим поверьям, это увеличивало количество молока в вымени скота.
    Еще один интересный обычай назывался «кобылий мурындык», или «ублажить кол». Он проводился по приезде на жайляу, когда жеребят привязывали к жели – натянутой веревке и начинали доить кобылиц. И вот для того, чтобы жеребята и кобылы были упитанными, молока было много, а кумыс вкусным, верхушку кола обмазывали жиром.
    До принятия ислама казахи все сельскохозяйственные орудия и приспособления считали священными. Так, курык для ловли лошадей; жель за которую привязывались жеребята: коген, в которых содержались ягнята и козлята, путы, поводья; бакан, которым поднимали шанырак юрты, были священными, через них нельзя было перешагивать особенно женщинам, на них нельзя было наступать.
    Семейные традиции и обычаи. Поскольку основой жизни считался очаг, то и обычаев, связанных с ним, множество.
    Сватовство. По обычаю, родителям девушки верного человека. Он приходит к будущим сватам на переговоры. Если другая сторона принимает предложение, то назначают время для визита сватов. Затем отец жениха в установленное время посылает сватов, которые обговаривает свадьбу: количество калыма, расходы на свадьбу, какое преданное будет у невесты назначает время уплаты калыма и время свадьбы.
    После всего этого соглашения между сватами закрепляется клятвой. Для этого в чашу наливается кровь принесенной в жертву овцы, обе стороны опускают в чашу пальцы и клянутся в том, что не нарушат сватовские соглашения.
    После проведения этих ритуалов аксакалы читают Коран перед чашей и следуют благословение. Этот обычай у казахов называется «чаша благословения». В честь этого благословения главный сват со стороны жигита надевает на шею «ошейник» или делает подарок под названием укитагар — «надеть перья» (нанести клеймо). Этот подарок олицетворяет то, что их невеста является девушкой. Теперь обе стороны становятся законными сватами, близкими родственниками. Для утверждения этого сватом подается куйрык-бауыр – курдючное сало вместе с печенью, сваты угощают им друг друга. Перед отъездом сватов им делают подарки и одевают кийт.
    После того как основная часть калыма будет уплачена, жених едет к невесте с миссией урын. К этому дню ставилась отдельная юрта совершался урын той. В юрте близкого родственника проводился традиционный вечер – уход невесты. В конце вечера снохи уводят девушку в отдельную юрту. Молодые снохи приглашают жигитов туда. Другие женщины бросают на пути жениха «бревно», перед ним натягивают жели. Жениху нельзя их перешагивать он должен заплатить налог коде. Перед дверью отау он должен оплатить «открывание». Здесь жениха встречает мать невесты и заставляет его капнуть жира в огонь и предлагает напиток, называемый ак.
    После этого жених оплачивает еще «открывание занавески» закрывающей кровать, «взятие за руку», «поглаживание волос», и другие действия соответствующие ритуалу сватовства. Но эту ночь жених и невеста проводят только в беседах с друг другом. Жигит уходит к себе до того, как встанут родители невесты. Этот вечер называется «игры молодых». После этого урына обе стороны начинают активно готовится к свадьбе.
    По традиции, казахи всегда очень почтительно, с большим уважением относились к старшим. Если за столом сидят старшие, то молодые раньше них не начнут разговаривать, не преступят к еде, не встанут из-за стола. Поговорка «остерегайся сына, говорящего в перед отца, и впереди матери выступающей дочери» говорит о том что вопросу уважительного отношения к старшим у казахов уделялось большее внимание.
    У казахов было не принято, чтобы жена друзей своего мужа называла по имени. Снохи не должны были называть всех родственников мужа по имени. Они давали им свои прозвища. Этот обычай назывался «допрос имени».
    Широко известно гостеприимство казахов. Можно было остановится в любом доме и везде быть уважаемым гостем. Если гость остался не доволен оказанным ему приемом, он мог обратится в суд биев. Если гость вошел даже в дом кровного врага, то хозяин дома был ответственен за его жизнь до самого отъезда. У казахов было широко развита взаимопомощь друг другу. Такая помощь имела различные названия: жилу, немеурин, уме, асар. Так сообща они могли собрать неимущему скот, провести работу по стрижке овец, оказать помощь в сборе урожая, на сенокосе, в строительстве жилища. И сегодня в аулах казахи часто провозглашают асар, чтобы помочь в строительстве односельчане. За работу не кому не чего не платят, но хорошо кормят. У казахов много традиций и обычаев и традиций, связанных со смертью человека. По традиции, в дом к умершему приходят родственники, близкие и происходит «прощание» они просят друг у друга прощение за возможные обиды; затем, по обычаю, следуют оглашения, соболезнования, плачи и причитания, проведение 7 дней, 40 дней, годовщины, аса.
    Казахи, как и многие тюркоязычные народы, празднуют равноденствие дня и ночи 22 марта как великий день улуса. В этот день все лучшие одежды, желают добра друг другу и благополучия, прощают старые обиды, веселятся.
    Национальные игры. У казахов существует множество национальных игр, и развлечений.
    На вечере молодежи играют в «хан – визирь», «соседи», «жалтыр ушел», «мыршин» и другие увеселительные игры. Молодежь всю ночь играет в «айголек», «бросание ремня», «саккулак», «различи шепот», «тынпи», «алтыбакан» (качели). Кроме того, у казахов имеется игра «тогыз кумалак», которая учит считать.
    Немало у казахов и спортивных развлечений и игр. Наиболее популярные казакша курес – борьба, бросание жамбы, стрельба из лука, перетягивание аркана, пешие соревнования; многие игры проводятся верхом на лошади: байга, саис, кыз куу, кокпар, аударыспак. Они воспитывают силу, ловкость, смелость. Из военно-спортивных игр можно назвать жабы ату, которая вырабатывает глазомер и меткость. Самому меткому присваивается звание мерген.
    Религиозные верования. В среднюю Азию и Казахстан ислам стал проникать после завоевания Азии арабами. В 707-712 гг. арабский главнокомандующий Кутейба завоевал Хорезм, Бухару, Самарканд. По воспоминаниям Абу Рейхана Бируни, при взятии Хорезма было уничтожено много мирных жителей, сожжены дома, библиотеки, школы. Местное население не сразу приняло ислам.
    Согласно письменным источникам, жителям Бухары ислам насаждался трижды. Арабы жили в домах местных жителей и силой навязывали им свою религию. Главной причиной проникновения ислама в Южный Казахстан стало нападение китайской армии в 751году недалеко от города Тараза. Военачальник арабов Зият ибн Салих, части которого пришли на помощь, вместе с племенами карлуков и тюргешей в пятидневном сражении разбил китайцев, освободив от них земли Семиречье, Мавераннарха. После этого сражения ислам начал широко распространятся на казахской земле. По данным письменных источников, в Таразе были разрушены церкви и молитвенные дома христиан, буддийцев и представителей других конфессий.
    Казахи приняли в исламе течение суфистов. Его активным проводником был Ходжа Ахмед Ясави. Это течение было близким к древнетюркской религии. Например, «Зикир» из учении Ясави было у древних тюрков. Поэтому у казахов обычаи и традиции ислама соседствуют с древнетюркскими обычаями и традициями. Так, у казахов до сих пор существует обычай поклоняться огню, луне, солнцу, земле, воде, здороваться с народившемся месяцем.
    В Казахстане много святых мест, связанных с именами распространителей ислама. Так, в Созакском в районе городище Баба–ата было названо так в честь проводника ислама Ыскак бабы. Или Аулие-ата – бывшие название города Джамбула и нынешнего Тараза. Название Аулие-ата – «Святой ата» — было дано в честь Карахана, который много сделал для внедрения ислама в Казахстан. Его мавзолей находится на территории современного Тараза.
    Сегодня ислам стал главной религией казахского народа. Во времена Советского Союза религия была запрещена. В настоящее время, с обретением независимости, народы республики имеют право на свободу вероисповедание. Люди имеют возможность молится в многочисленных мечетях, открытых во всех значительных населенных пунктах Казахстана.
    Список литературы
    Жолдасбаев С. История Казахстана: Учебник для 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ.
    Алматы: издательство «мектеп», 2006-192 с., ил., карты.

  3. Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение. Обычаи, традиции и обряды казахcкого народа формировались на протяжении нескольких столетий. На казахские традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни и мусульманская религия. В настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения. И это естественно, ведь люди должны знать историю того места, гне они живут, помнить и передавать обычаи, традиции и обряды будущим поколениям. Время неумолимо бежит, и каждый прожитый день становится частичкой истории. И чем дольше, тем меньше у нас возможности узнать о прошлом наших предков. Поэтому сохранение, изучение культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа является одной из актуальных задач.
    Характерной чертой казахского народа было и есть гостеприимство. Гостей всегда встречали радушно и обязательно усаживали отведать угощений за дастарханом в нарядной юрте – национальном жилище казахов. Казахская кухня славится главным образом большим разнообразием мясных деликатесов и вкуснейших блюд из мяса, а также полезнейшими напитками, такими как кумыз, шубат и айран.
    Другой характерной чертой казахского народа является трепетное, уважительное и внимательное отношение к старшим. Детям с колыбели прививают почитание, уважение к старшему поколению, учат прислушиваться к их мудрым мыслям. Казахский народ очень дружный. Правило для любого казаха – никогда не оставлять близких и родственников в беде, хранить честь и достоинство своей семьи и рода. Таким образом, казахский народ соблюдая свои обычаи и традиции и по сей день может с гордостью сказать что чтит и уважает своих предков не забывая то через, что прошёл их народ.

  4. С рождением ребенка молодая мать обретает новый статус. По обычаю первой увидеть и поздравить роженицу может только ее мать. Как и у некоторых славянских народов у казахов тоже есть поверье, что младенец уязвим в первые сорок дней после рождения. В это время посещать молодую маму не разрешается. Многие традиции, связанные с маленькими детьми, перекликаются с нашими – нельзя качать пустую колыбельку, нельзя открыто восхищаться младенцем. Детей разного пола до пятилетнего возраста растят вместе, а после воспитанием мальчика занимаются мужчины, а девочкой женщины. Казахские семейные традиции чтятся очень строго.

    Казахские праздники и традиции

    Наурыз – самый любимый и ожидаемый праздник в году. Он символизирует наступление весны, обновление всего живого, изобилие и плодородие. Праздник совпадает с днем весеннего равноденствия. Люди одевают национальные одежды и ходят с дарами и подношениями друг к другу в гости. Народные гуляния в этот день повсюду.
    Еще один интересный обычай – дастархан, символизирующий гостеприимство. Эта казахская народная традиция известна далеко за пределами страны. В любое время дня и ночи, если в дом постучался человек и попросил помощи, пищи или ночлега, ему не могут отказать. При этом никто не задает лишних вопросов, не расспрашивает гостя о его проблемах.
    Дастархан устраивается и по праздникам. Тогда от угощений ломятся столы, а гостям предлагаются самые лучшие блюда. Почетный гость традиционно получает баранью голову, приготовленную определенным образом. Гость делит ее между участниками пиршества в соответствии с рангом каждого.
    К традициям и обрядам казахского народа стоит отнести и церемонию чаепития. По-особому заваренный чай, залитый кипятком из самовара, распивают сидя на подушках за низеньким столиком. Чай пьют из широкой пиалы, предлагая первую самому почетному гостю или члену семьи. Традиции казахов – это целая философия, постичь которую можно только прожив с казахами бок о бок не один год.

  5. Раньше самыми популярными традициями были те, которые связывались именно с образованием новой ячейки общества. И по сей день казахские свадьбы очень яркие и интересные, но некоторые обряды уже не актуальны.
    Раньше, например, юноша делал предложение девушке через жену своего старшего брата, а не сам. Ещё зачастую невеста не знала своего жениха, но их родители дружили.
    Ещё у парня всегда были «помощники». Сваты являлись в дом девушки с угощениями, сладостями и подарками. А родственники привозили кольцо, два отреза на платье и платки. Ювелирное украшение, кстати, на палец девушки тоже надевал не жених, а его родственница.
    А день казахской свадьбы всегда особенный. Когда он наступал, то никто не мог уже расстроить помолвку. Кстати, день назначали аксакалы, а не будущие молодожёны или их родители.

    Искусство

    Стоит уделить немного внимания и устному творчеству казахского народа. Оно уходит своими корнями в далёкую древность и отличается глубокой патриотичностью содержания.
    Пожалуй, национальным творчеством является стихосочинительство. Потому что все праздники и события проходили с песнями – будь то проводы невесты или плач по усопшему.
    Героические сказания – ещё один популярный вид искусства у казахов. Персонажами выступают батыры и их жёны, являющиеся также помощницами и верными советчицами, разделяющими с мужьями как радость, так и невзгоды. Интересными сказаниями являются такие произведения, как «Кобланды» и «Ер-Таргыне».
    Лирико-эпические поэмы, раскрывающие социально-бытовые и любовные темы, также имеют место быть. Яркие примеры – «Козы-Корпеш – Баян-Сулу», «Айман-Шолпан», «Кыз-Жибек», «Камбар и Назым».
    Многое ещё можно рассказать про творчество, обряды, обычаи и традиции казахского народа. И всё это на самом деле интересно, поскольку нация действительно очень колоритная и показательная в плане самобытности.

  6. ОБЫЧАИ КАЗАХСКОГО НАРОДА
    Юлдашева Шахсанам Радиковна
    учащийся 2 курса, специальность правоведения, колледжа КазНПУ имени Абая, г. Алматы
    Е-mail: 
    Тлеулиева Сабира Мусретуллаевна
    научный руководитель, преподаватель казахского языка, колледжа КазНПУ имени Абая, г. Алматы
    Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение. Обычаи, традиции и обряды казахcкого народа формировались на протяжении нескольких столетий. На казахские традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни и мусульманская религия. В настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения. И это естественно, ведь люди должны знать историю того места, где они живут, помнить и передавать обычаи, традиции и обряды будущим поколениям. Время неумолимо бежит, и каждый прожитый день становится частичкой истории. И чем дольше, тем меньше у нас возможности узнать о прошлом наших предков. Поэтому сохранение, изучение культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа является одной из актуальных задач.
    Наречение ребенка. Когда в молодой семье появляется малыш бабушка, дедушка или самый старший из родственников дает ему имя. Он наклоняется к уху малыша и говорит три раза: — Твое имя!
    Колыбель. Когда малышу исполнится несколько дней, его укладывают в колыбель, которую для него дарит родственница мамы. Ей доверяют в первый раз уложить ребенка. Сначала она изгоняет злых духов над кроваткой с помощью зажженной палочки. Стелит маленькие подушки и одеяла. Потом пеленает малыша и специально сшитыми лентами перевязывает его в двух местах. Накрывает шапаном (головной убор), шубкой, чтобы малыш был сыном народа, вешает уздечку и плетку, чтобы стал хорошим наездником, прикрепляет тумар (талисман), чтобы не сглазили, привязывает когти беркута, чтобы имел зоркий глаз.
    Ребенку 40 дней. В этот день ребенка купают в воде с серебряными монетами и кольцами. Самая старшая женщина выливает на ребенка 40 ложек воды и говорит: «Пусть твои позвонки будут крепкими, пусть быстрее окрепнут твои ребра». Кольца и монеты разбирают женщины, которые купают малыша. Состриженные в этот день волосы кладут в тряпочку и пришивают к плечу его одежды. А ногти закапывают в укромное место, где никто не ходит. В рубашку, которую малыш носил до сорока дней, заворачивают сладости, привязывают на шею собаки и отпускают. Дети догоняют собаку, отвязывают рубашку и делят между собой сладости.
    Резание пут. Как только ребенок начинает делать свои первые неуверенные шажки, родители зовут гостей на «T?саукесер тойы». Право разрезать путы на ногах ребенка дается не каждому. T?cay кесушi (разрезающий путы) должен быть человеком положительным во всех отношениях — основательным, мудрым, честным; таким, чей жизненный путь достоин подражания, ибо, по поверью, судьба ребенка будет похожа на судьбу этого человека. Кроме того, он должен быть еще и легким на подъем, то есть ловким и быстрым. Тогда ребенок во взрослой жизни не будет спотыкаться. Путы для обряда изготавливают из трех видов различных материалов. Одни используют для плетения пут длинные стебли растений. Считается, что в этом случае ребенок будет иметь многочисленное потомство, расти и множиться, как растение. Те же, кто желает, чтобы их ребенок вырос богатым, в качестве пут используют бараньи кишки (символ сытости). Но большинство людей мечтают видеть своего ребенка человеком честным, благородным, любящим Отечество и радеющим за счастье своего народа. В этом случае путы плетут из шерстяных ниток трех цветов. В наше время тоже отдают предпочтение «ала жiп» — пестрым ниткам. Каждый цвет имеет свое предназначение. Белый — чтобы ребенок вырос благородным, зеленый — чтобы жил долго, красный — чтобы был богатым.
    Пестрота пут имеет еще одно значение. У казахов есть выражение «ала жiптен аттау» (перешагивать через пестрые нити, символизирующие обман и присвоение чужого добра). Принято считать, что ребенок, перешагнувший через настоящие пестрые нити во время обряда «Т?саукесер», в жизни не будет совершать дурных поступков, вырастет человеком порядочным и честным. После окончания обряда родители преподносят дорогой подарок разрезавшему путы и устраивают веселый той.
    Посвящение в наездники. Когда мальчику исполняется 4—5 лет, его посвящают в наездники. Для него делают ашамай-ер (специальное седло из дерева). Выбирают самого спокойного жеребенка-трехлетку и садят на него ребенка. Отец водит коня по всему аулу для того, чтобы малыш поприветствовал всех людей. Женщины бросают шашу (подарки и сладости). Оседлав своего первого коня, мальчик по праву может считать себя мужчиной.
    То?ым ?а?у. Когда ребенок научится самостоятельно ездить верхом, он впервые выезжает из дома. В этот день приглашают уважаемых людей почтенного возраста. Гости играют на домбре, поют песни, играют в разные игры.
    ?озы жасы (возраст ягненка 10—13 лет). В 10 лет мальчики пасут ягнят. Поэтому этот возраст считали «возрастом ягненка». ?ой жасы (возраст овцы 13—20 лет). После 13 лет мальчикам доверяли пасти овец. Жыл?ы жасы (возраст лошади 25—40 лет). В 25—40 лет джигиты пасли лошадей. Патша жасы (царский возраст 40 лет). В это время человеку можно доверить управлять народом, считают казахи [4, с. 13].
    Народные обычаи
    С?йінші— сообщение радостной вести. Когда произносят «С?йінші», все сразу понимают, что человек пришел с хорошей новостью. А тому, кто приносит известие, надо обязательно подарить подарок.
    С?лемде — знак приветствия и уважения. Давно не встречавшиеся люди дарят друг другу драгоценности, сувениры, угощение. Не обязательно, чтобы вещь была дорогая, но памятная.
    «К?рімдік» от слова «к?ру» — смотреть, видеть. Подарок, который дают за увиденное впервые (молодую невестку, новорожденного и т. д.). Значение обычая не в том, чтобы взять или дать подарок, а для выражения добрых намерений смотрящих.
    Базарлы?— не очень дорогие вещи или памятные сувениры. Обычно привозит человек, который вернулся из дальней поездки для своих близких и знакомых.
    Жетіата —семь поколений. Все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. Древний обычай требует знать семь поколений предков и запрещает браки внутри рода.
    Тыйым —запрет. У казахов, как и у многих других народов, существуют запреты. Например, нельзя наступать на порог, дарить близким людям нож или собаку — это может привести к вражде. Свистеть в доме — прогонять счастье и деньги. Но есть и другие запреты — этнические. Например, нельзя переходить дорогу старшему.
    Араша — возглас, чтобы остановить тех, кто спорит или дерется. Если кто-то решает свой спор кулаками и услышит: «Араша!», «Араша!», они должны немедленно прекратить скандал. Ослушание строго наказывалось штрафом.
    ??тты болсын айту —поздравление. Этот древний обычай говорит «??тты болсын!» при значительном событии, например, рождении ребенка. Традиционное пожелание достатка и благополучия, знак добрых чувств и умение вместе радоваться.
    То?ым?а?ар —обряд для уезжающих в дальнюю дорогу. Нужно зарезать барана, накрыть дастархан (праздничный стол), позвать гостей. Во время этого обряда поют песни и говорят пожелание тому, кто уезжает.
    Тізе б?гу—преклонить колено, присесть. Знак почета дому. Если человек пришел в чей-то дом, он обязательно должен присесть или преклонить колено, иначе он может нанести неизгладимую обиду хозяину дома, изложив цель своего посещения стоя.
    Шашу — осыпание. Во время радостного события (свадьба, сватовство и т. д.) на виновников торжества бросают конфеты или деньги. Дети с радостью собирают разбросанные конфеты. Казахи верят, что сладости, подобранные во время «Шашу» приносят удачу [2, с. 125].
    Бесік той.«?лди-?лди а? б?пем, a? бесiкке жат, б?пем» (Баю-баю, мой малыш, в колыбельку ты ложись). Эти строки из «Бесiк жыры» (колыбельной песенки) знакомы почти всем казахам.
    Бесiк (колыбель) считается священной реликвией каждой семьи. Ее в большинстве случаев дарят внуку родственники по линии матери «на?ашы». Бесiк бережно хранится в доме и передается из поколения в поколение. Иногда сыну может посчастливиться спать в колыбельке, в которой некогда спал его отец. Когда ребенка впервые укладывают в колыбель, проводится обряд «бесiкке салу» (укладывание в колыбель). Право осуществить такую ответственную миссию поручается, как правило, специально приглашенной мудрой и уважаемой бабушке, имеющей многочисленное потомство. К изголовью колыбели привязывают т?мap — амулет, который, согласно поверью, будет защищать ребенка от злых духов. Затем в отверстие, расположенное в середине колыбели, где установлен специальный горшочек, обеспечивающий сухость и чистоту ребенка (далекий предок нынешних памперсов!), бросают конфеты и другие сласти. Их тут же, подставив ладони, разбирают женщины, не имеющие детей.
    После того, как уложили ребенка, колыбельку накрывают семью различными вещами, каждая из которых имеет определенный смысл и окажет свое влияние на судьбу ребенка. Например, шуба иди дорогой чапан являются символами богатства и высокого положения в обществе. Уздечка означает пожелание родителей видеть сына сильным и ловким, умеющим обуздать любого коня, а кебенек (походная одежда) символизирует героизм и храбрость и обеспечивает ребенку славу батыра, защитника Отечества. Девочкам под подушку кладут зеркало и расческу, чтобы выросла красавицей!
    С?ндет той. Этот праздник входит в число тех, которые по сей день (в последние годы особенно) отмечаются с большим размахом и даже с некоторой помпезностью. Особенно в южных регионах. Значение слова «той» известно каждому казахстанцу, а «с?ндет» (от арабского сонат) означает обычай, практику и подразумевает совершение обязательного мусульманского ритуала обрезания мальчиков. По-казахски этот обряд называется с?ндеттеу или с?ндетке отыр?ызу и проводится, когда ребенку исполняется, пять, семь или девять лет. Данную медицинскую операцию желательно проводить именно в нечетные годы возраста. В старину обрезание совершали муллы, нынче эту миссию все чаще выполняют хирурги, зачастую непосредственно в медицинских учреждениях. За свои услуги и те, и другие получают предусмотренные традицией щедрые вознаграждения. Через несколько дней после совершения ритуала мальчики в длинных женских платьях или просторных отцовских рубашках в сопровождении свиты обходят родственников и соседей и приглашают их на «с?ндет той». Этот той по масштабам не уступает свадьбе. Приезжают родственники из других городов; привозят и дарят виновнику торжества дорогие подарки. Обряд «с?ндеттеу» означает не только факт приобщения к исламу, он прежде всего оказывает морально-психологическое воздействие на мальчиков, которые с этого момента начинают чувствовать себя взрослыми, настоящими мужчинами, от которых ждут достойных поступков.
    Не раз приходилось слышать, как пацаны, мужественно и с достоинством выдержав обряд обрезания, с гордостью заявляли: «Я стал мужчиной!».
    Беташар. Обычай женитьбы, замужества у казахов имеет несколько этапов — один интереснее другого. Предварительные переговоры, смотрины невесты, официальное сватовство (К?да т?су), досвадебные визиты жениха в аул невесты (?рын бару), сама свадьба, состоящая из множества ритуалов, брачные церемонии в ауле невесты и в ауле жениха. Все это сохранилось и сегодня, может быть, не в столь первозданном виде, но суть осталась прежней. Более того, в последнее время стало модным в среде казахской элиты проводить свадьбы, строго соблюдая все тонкости старинного этикета. Невеста — обязательно в казахском национальном костюме, и гости — тоже. Хотя обряд открывания лица невесты и представления ее родственникам жениха остался в неизменности. Как и прежде, по обе стороны невесты, взяв ее под руки, становятся самые учтивые в роду, благовоспитанные снохи. «Беташар» — это своеобразное наставление молодой снохе. Исполняет этот обряд самый лучший акын-импровизатор. Сначала он превозносит до небес ослепительную красоту невесты, ее добрый нрав, другие непревзойденные качества, затем представляет всю родню жениха, самых влиятельных людей рода, и каждому из названных в песне, невеста должна отвесить глубокий поклон. Лицо ее в это время закрыто вуалью. За каждый поклон родственники платят звонкой монетой, стараясь перещеголять друг друга в щедрости. В конце обряда златоустый певец кончиком домбры откидывает вуаль с лица невесты [5].
    Издревле образ жизни казахов был кочевым. Народ создал и передал через поколения богатейшее духовное наследие. Кочевники любили свою землю, ее реки, озера, горы, скалы, леса, они воспевали их в своих песнях, давали родным местам самые поэтические названия, строили памятники, покоряющие своей красотой и величием. Понять сакральный смысл этих вековых традиций и жить в гармонии с ними важно для наших современников.
    Почитание старших, поддержка младших, оказание гостеприимства незнакомому путнику, способность без суда и тюрем находить справедливое решение в спорах свидетельствует о том, что взаимоотношения казахов были основаны на принципах нравственности и гуманизма. Основа такого мировоззрения изначально была заложена в традициях, культуре и повседневном быту степняков.
    Традиции играют важную роль в воспитании казахской молодежи. Пройдя через испытания временем, они служат основой формирования национального самосознания. Примечательно, казахи всегда придерживались мнения, что традиции не являются чем-то незыблемым и претерпевают изменения в ходе истории. Об этом свидетельствует народная мудрость: «У каждой эпохи свои законы, как и в горах — свои животные». Каждое новое поколение стремится поддерживать лучшие традиции, что дает возможность помнить о своих корнях, истоках, чтить память своих предков.
    Казахский народ имеет богатое духовное наследие, уходящее корнями в глубь веков, от орхоно-енисейских древних письменных памятников VI—VIII вв. до наших дней.
    Казахстан — край орлиных крыльев. И действительно, он занимает территорию от седого Каспия до Алтайских гор, от Уральского хребта до высокогорного Алатау. Казахи говорят: коль богата земля, то богат и народ. Где земля просторна, там жизнь привольна. Конечно, не всегда так было в действительности, но казахи — жители Великой степи — испокон веков имели и громадную единую территорию, и единый язык, и единую национальную культуру [1, с. 95].
    Список литературы:
    Абилев Е Кузембайулы А,. История Казахстана. Алматы, 2000.
    Алтынсарин И. Избранные произведения. Алма-Ата: Наука, 1955.
    [Электронный ресурс] ? Режим доступа. ? URL: http://www.civilsociety.kz/article/22/(дата обращения 25.11.12)
    [Электронный ресурс] ? Режим доступа. ? URL: http://goo.kz/content/view/38/2667 (дата обращения 01.12.12)
    [Электронный ресурс] ? Режим доступа. ? URL: http://www.kazakhstan.orexca.com/rus/kazakhstan_independence.shtml (дата обращения 02. 12.12)

  7. Пойдет такое?
    Казахская кухня складывалась в основном с традициями, фор­мировавшимися тысячелетиями. Издавна существовал обычай обильно угощать гостя, усаживать его на самое почетное место (торь). Не подать руку человеку в трудную минуту, не сделать ему добро, не пустить на ночлегв не угостить его — считалось зазорным. Легенды о Карынбае, скупом Шыгайбае, Каракусбае, щедром Атымтае, Асан кайгы, Коркуте, Алдаре-Косе свидетель­ствуют о том, что казахскому народу были чужды такие черты, как скупость, жестокость, жадность. В одной из таких легенд говорится о том, как был поглощен землей жадный Карынбай за то, что не пожелал принять гостя, а его богатство (бесчислен­ные стада скота) так и пропало без пользы для людей. Стремле­ние к наживе и скупость привели в конце концов и другого бая Каракусбая к тому, что он, проклятый людьми, превратился в волка, и его заклевали хищные птицы.Принять любого путника из Дальних краев или из близкого аула—древний дедовский обы­чай казахов, существующий до сих пор. «Хлеб-соль бери, прав­ду расскажи»,— говорят в на­роде. При этом было принято Не спрашивать гостя, кто он, откуда, друг или недруг, пока гость не утолит жажду и голод.Богат праздничный дастархан. в ауле, где проводился той, ставили на лужайке юрты и готовили специально кумыс и шубат. Мясо варили в больщих котлах—тайказанах. Чис­ло гостей неограничивалось.Совершенно случайные путни­ки могли заглянуть в аул, где проходил той, и получить уго­щение.Конакасы — так называется по-казахски угощение для гос­тя. Самую вкусную еду хозя­ева оставляли для гостя. Счи­талось зазорным, если ему не был оказан почет. Гостя не от­пускали, пока он не насытится.Науруз — по-казахски празд­ник, означающий начало года. Его встречали обильным да-старханом, как бы возлагая надежду на наступающую вес­ну.Существовал обычай прихо­дить на большой праздник с подарком в виде еды — с так называемым «шашу». В пода­рок приносили иримшик, курт, баурсаки, сладости, печенье.В старину в особо торжествен­ных случаях, например, при рождении долгожданного на­следника, забивали белого вер­блюда и готовили из свежего мяса различные блюда. Су­ществующая в народе поговор­ка «распоролся желудок бело­го верблюда» (ак туйенш кар-ны жарылды), видимо, связа­на с обычаями подобного рода.«Уме салу»— так называется помощь друг другу. Если не под силу, скажем, одному по­строить дом, или нужно сде­лать это быстрее, собирали со­седей, родственников, знако­мых для помощи. После окон­чания работы хозяин ставил обильное угощение. Перед дальней дорогой также соби­рали людей и угощали их («жол аяк»). Если семья посе­лялась рядом, также давали угощение («ерулик»). Когда запасали мясо на зиму («со­тым»), то угощали старейших. Когда сын садился впервые на коня или в первый раз покидал родной аул, устраивали празд­ник «токым кагар».Многие праздники у казахов были связаны с хозяйственны­ми работами. Например, пер­вый день на зимовье отмечали дастарханом «журт майлар», начало жатвы —«кырмаи май лар», окончание—«сабан той», первый день дойки кобыл от­мечали дастарханом «бие бау» и т. д.

  8. ?АЗА?ТЫ? САЛТ – Д?СТ?РЛЕРІН ??РМЕТТЕУ – БОРЫШЫМ
    ?аза? хал?ы – салт – д?ст?рге ?те бай халы?. Ал салт – д?ст?рге бай болу елді? м?дениетті ?рі т?рбиелі екенін ай?а?тайды. Жалпы салт – д?ст?р деген не, со?ан то?талып ?тейік. Салт – д?ст?р – ел ?мірімен біте ?айнасып кеткен рухани ж?не м?дени азы?. Бізді? хал?ымыз ?з ?рпа?тарын ?асиетті салт – д?ст?рмен, ?негелі ?дет – ??рыппен, ырым – тыйыммен т?рбиелеп, ?ла?атты ?л мен инабатты ?ызды теріс жол?а т?сірмей т?рбиелей білген. Б. Момыш?лы «мен ?зімні? ?рыста?ы т?жірибемнен жауынгерлік ?асиетті т?рбилеуде ?лтты? д?ст?рді? ма?ызы зор екеніне к?зім жетті» деп жазады. Б?дан отаншылды?, ерлік, м?рттік, жомартты?, адамгершілік ?асиеттерді? б?рі салт – д?ст?р ар?ылы даритынын т?сінуге болады. Я?ни, салт – д?ст?р адамды адастырмас тура жолмен ж?руге, ж?н – жосы?ты біліп, ?йренуге ж?не ?мірде ?олдану?а ?гіттейтін мыз?ымас за? іспетті десек те болады.
    ?азіргі та?да салт – д?ст?рлерімізді? ?мытылып бара жат?аны ж?не оны тек наурыз мерекесінде есімізге т?сіретініміз ма?ан ?намайды. Б?лай жал?аса берсе т?бі бір ??ртылмайтынына кім кепіл, кім ку?? Жетпіс жыл бойы жетесіз ?рі ?ан??йлы т?ртіпті? ?ырсы?ынан ?лт д?ст?рлеріні? ережесі б?зылады. Біреулері ?мытылды, біреулеріне тыйым салынды. Салт – д?ст?р мен ?дет – ??рыпсыз ел ?депсіздік пен берекетсіздікке салынуы м?мкін. Осындай зиянды жа?тарды біле отырып мен ж?дыры?тай ж?регіммен ?олыма ?алам алып, салт – д?ст?р ар?ылы ?алай ?зім секілді жеткіншектерді? отан?а деген патриотты? сезімдерін арттыра аламын деген ой ?оз?ама?пын. Ел боламын десе? бесігі?ді т?зе демекші е? алдымен отан?а деген с?йіспеншілікті салт – д?ст?рді т?зеуден бастау керек. Б?л ар?ылы бала салт – д?ст?рін білсе тарихын таниды, ал тарихын білу отанды тану. Бала т?гіл ?лкен адамдарда біле бермейтін салт – д?ст?р т?рлері ?те к?п. Соларды? бір т?рі белк?терер салты. «То?сан к?теремін деген жасым бар еді, быламы? ішемін деген асым бар еді» деп б?рын?ы ?ариялар айтпа?шы, жасы келген адамдарды? тісі бол?ан со? тама? іше алмайды. М?ндай жа?дайда олар?а арнап «белк?терер» та?амы дайындалады. Б?л ?рі ж?мса?, ?рі д?мді, н?рі мол тама?тардан дайындалады. М?ны балалары, к?рші – к?лемдер, сыйлас кісілер ?дейі дайындап ?келеді. Б??ан риза бол?ан ?арт батасын береді. Біз б?дан хал?ымызды? жасы ?лкен адамдары сыйлауды?, ба?ып – ?а?уды? ?лгісін к?реміз. «Белк?терер» аурудан жа?а т?р?ан адамдар?а, сол сия?ты «Наурыз», «Айт» к?ндері де ?лкендерге ?дейі тартылады. Наурыз мерекесі жа?ындап келе жатыр. Осындайда жасы ?лкен ?ариялар?а белк?терер дайындап берсек ал?ысын аламыз. Тек наурызда ?ана емес ?ркез дайындап беріп т?рса? салт – д?ст?рімізге деген ??рмет болар еді.
    Біз балаларды ?алай патриотты??а т?рбиелей аламыз дейміз. ?ай бала патриот болсын ?з наурызды ?з жа?а жылын асы?а к?тпесе. Орыстарды? жа?а жылында аспан?а т?рлі – т?рлі от шашулар шашып ат шапанын с?йретіп алыстан аяз ата келеді. Ал ?з наурызда да ?ыдыр атамыз келеді. ?ыдыр ата жа?сылы? жасаушы ырыс, ??т, несібе жасау, ба?ыт сыйлаушы ?арт. ?р бала?а ?ыдыр ата келіп арман – тілектері?ді орындайды десек бала арманын айтып ?ыдыр атаны са?ынып к?теді ж?не наурызды да асы?а к?тіп отырады. Отбасында ата – ана, мектепте ?стаз, к?пшілік ортада а?са?алдар жастар?а салт – д?ст?рлерін ?йретіп, айтып отырса, ?тарымыз к?п болар еді. ??рдастарымны?, сыныптастарымны? бойына ?аза?ты? салт – д?ст?ріне деген ?ызы?ушылы?ты ?алыптастырып, ?аза? хал?ыны? салт – д?ст?рі мен ?дет – ??рпыны? т?рбиелік м?нін ??ындырып, оларды? бойына адамгершілік, имандылы? ?асиеттерін ?алыптастыра алдым деп ойлаймын. Балалар, ?лкенге – с?лем, ?уант?ан?а – с?йінші, со?ымнан – сыба?а, егіннен – кеусен, малдан – к?гендік, бала?а – базарлы?, кішіге – бай?азы, с?биге – к?рімдік, к?рші ?он?ан?а – ерулік, жетім – жесірге – ?ол?айыр, м?с?пірге – сада?а, ал?аш?ы ?ымыздан – ?ымызм?рынды?, со??ы ?ымыздан – сіргежияр, са?ын?ан?а – с?лемдеме, ?уаныш?а – шашу шашып еш?ашан салт – д?ст?рімізді ?мытпай, ?аза? деген халы?ты? патриот ?рпа?ы болып атын шы?ара бері?іздер демекпін. Б?л жазыл?ан шы?армам біреуге жай с?з болып ?алар, біреулерге ?амшы болып тиетініне к?зім жетеді.

  9. Казахи – кочевой народ, который сегодня перешел к оседлому образу жизни, но бережно хранит свои традиции, формировавшиеся на протяжении тысячелетий. Постоянные переезды по бескрайним степям, жизнь маленькими группами, особенности религиозных верований – всё это создало уникальный комплекс обрядов и обычаев, которые сегодня принято называть традициями Казахстана. Некоторые традиции помогали развивать практические навыки выживания, другие имели сакральное значение, некоторая часть создавалась для развития взаимоотношений и социализации, а какие-то стали основой для формирования культуры казахского народа и его идентичности.
    Сегодня традиции Казахстана – это часть национальной доктрины, которая базируется на четырех принципах: доверие, открытость, терпимость, традиции. Руководство страны поддерживает сохранение и возрождение национальных традиций, существуют организации, ведущие работу по распространению информации об истории и традициях казахского народа.

    Традиции гостеприимства

    Казахи – восточный народ, в котором очень сильны традиции гостеприимства. Любого гостя, даже незваного, следовало принять с уважением, предложить ему пищу и самое лучшее место в юрте. Почетным гостям было принято дарить шапан (халат), и эта традиция сохранилась по сей день. Традиции гостеприимства в Казахстане имеют много деталей, которым уделяется большое внимание. Читать далее…

    Свадебные традиции

    Свадьба – важный этап в жизни любого человека, но для казахов это еще более важное событие, которое сопровождается огромным числом обычаев и обрядов. Еще задолго до свадьбы проходит сговор родителей будущих молодоженов. Затем следует сватовство и выплата «калыма» за невесту. Сама свадьба также делится на две: свадьбу в доме невесты и свадьбу в доме жениха. Читать далее…

    Семейные традиции

    Семья для казахов – это основа жизни. Семейные отношения, воспитание детей, принцип родственных связей – все это отражается в особенных обычаях и традициях казахского народа. Принцип «жети ата», согласно которому следует знать семь поколений своих предков, а также указывающий на продолжение рода по отцовской линии. В воспитании детей были особые правила, а знаковые события в жизни ребенка сопровождались своеобразными казахскими обрядами. Читать далее…

    Бытовые и спортивные традиции

    Повседневная жизнь казахов была наполнена множеством незначительных, но весьма интересных традиций, из которых сложилась уникальная этническая культура. В народе были обычаи и традиции, которые применялись дома, на улице, на важных мероприятиях. Также существовали различные игры, которые также стали народными традициями – детские уличные игры, конные игры, и т.д. Читать далее…

  10. (Скачать оригинал реферата)
    Тема: Традиции и обычаи казахского народа
    Подготовил: ученик 8 «г» класса
    Светличный Александр
    Проверила:
    Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад
    жизни народа, его привычки, национальные особенности.
    Традиции – это исторически сложившихся устойчивые и наиболее обобщённые
    нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в
    поколение и охраняемые силой общественного мнения.
    Традиции также древни, как само человечество. Они носят исторический
    характер, ибо возникли и формировались в процессе трудовой и общественной
    деятельности людей, складываясь не по желанию отдельных лиц и групп, а
    имели под собой объективную основу. Традиции возникали как закономерное
    явление общественного развития и играли огромную роль в организации усилий
    рода и племени в борьбе с силами природы, в формировании лучших черт
    человеческой личности. Нарушение традиций в древние времена считалось
    недопустимым, и каралось неминуемым наказанием.
    Обычаи – это также общепринятые исторически сложившиеся в процессе
    эволюции правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной
    области общественной жизни. Одной из замечательных традиций прошлого
    которая дошла до наших дней является гостеприимство, которое относится к
    общечеловеческим нормам и является положительной чертой цивилизованного
    общества. Так, к приходу гостей готовят национальное блюдо из барана –
    бесбармак, его голова должна смотреть на достопочтенного гостя.
    В большинстве стран в том числе и Казахстане обычаем является уважение к
    старшим. Это добра традиция народа передаётся с другими прекрасными
    привычками и качествами народов. Так по этому обычаю детей с ранних
    приучают быть приветливыми, сдержанными и добропорядочными в отношении со
    старшими, а также грубо сними говорить, прислушиваясь при этом к их мудрым
    советам.
    Не покинула казахстанскую землю и такие древние мусульманские традиции как
    Ораза и Айт которые действуют в определенное время года обязательны
    соблюдению верующим мусульманам. Ораза – при наступлении этого праздника в
    мечете дают листок с датой, оповещающей с какое по какое число нужно
    держать пост, в течении которого запрещается употребление алкоголя, игра в
    азартные игры, чрезмерное питание. Пока держишь пост кушаешь либо рано
    утром, либо поздно вечером. Айт – при его наступлении обязательно надо
    звать гостей и готовить праздничное блюдо – щельпек – тонкие лепешки.
    Тусау кесу – традиция по которой старейшина недавнородившимуся ребенку
    завязывает ноги веревкой и водит вокруг собравшихся гостей. Через некоторое
    время ребенок сам становится на ноги и делает первые шаги. Всё действо
    сопровождается празднованием.
    И наконец Наурыз – Новый год. Который означает наступления кочевья и
    перехода аула на новое более плодородное место, где они живут до
    наступления следующего года. Как и у других народов это день исполнения
    желаний и по традиции юрта должна быть убрана и накрыт большой стол со
    всевозможными блюдами.
    Таким образом, казахский народ соблюдая обычаи древних и по сей день может
    с гордостью сказать что чтит и уважает своих предков не забывая то через
    что прошёл их народ.
    ———————–
    СШ № 5

  11. Казахский обычай “Суйынши”

    Суйынши – сообщение радостной вести. Когда произносят “Суйынши”, все сразу понимают, что человек пришел с хорошей новостью. А тому, кто приносит известие, надо обязательно подарить подарок.

    Казахский обычай “Салемде”

    Салемде – знак приветствия и уважения. Давно не встречавшиеся люди дарят друг другу драгоценности, сувениры, угощение. Не обязательно, чтобы вещь была дорогая, но памятная.

    Казахский обычай “Коримдик”

    “Коримдик” от слова “кору” – смотреть, видеть. Подарок, который дают за увиденное впервые (молодую невестку, новорожденного и т.д.). Значение обычая не в том, чтобы взять или дать подарок, а для выражения добрых намерений смотрящих.

    Казахский обычай “Базарлык”

    Базарлык – не очень дорогие вещи или памятные сувениры. Обычно привозит человек, который вернулся из дальней поездки для своих близких и знакомых.

    Казахский обычай “Жети ата”

    Жети ата – семь поколений. Все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. Древний обычай требует знать семь поколений предков и запрещает браки внутри рода

    Казахский обычай “Тыйым”

    Тыйым – Запрет. У казахов, как и у многих других народов существуют запреты. Например, нельзя наступать на порог, дарить близким людям нож или собаку – это может привести к вражде. Свистеть в доме – прогонять счастье и деньги. Но есть и другие запреты – этнические. Например, нельзя переходить дорогу старшему.

    Казахский обычай “Араша”

    Араша – возглас, чтобы остановить тех, кто спорит или дерется. Если кто-то решает свой спор кулаками и услышит: “Араша!”, “Араша!”, они должны немедленно прекратить скандал. Ослушание строго наказывалось штрафом.

    Казахский обычай “Кутты болсын айту”

    Кутты болсын айту – поздравление. Это древний обычай говорить “Кутты болсын!” при значительном событии, например, рождении ребенка. Традиционное пожелание достатка и благополучия, знак добрых чувств и умение вместе радоваться.

    Казахский обычай “Токымкагар”

    Токымкагар – обряд для уезжающих в дальнюю дорогу. Нужно зарезать барана, накрыть дастархан (праздничный стол), позвать гостей. Во время этого обряда поют песни и говорят пожелание тому, кто уезжает.

    Казахский обычай “Тизе Бугу”

    Тизе бугу – преклонить колено, присесть. Знак почета дому. Если человек пришел в чей-то дом, он обязательно должен присесть или преклонить колено, иначе он может нанести неизгладимую обиду хозяину дома, изложив цель своего посещения стоя.

    Казахский обычай “Шашу”

    Шашу – осыпание. Во время радостного события (свадьба, сватовство и т.д.) на виновников торжества бросают конфеты или деньги. Дети с радостью собирают разбросанные конфеты. Казахи верят, что сладости, подобранные во время «Шашу» приносят удачу.
    Интересное по теме:
    Казахская свадьба
    Казахские традиции и обычаи, связанные с рождением ребенка
    Казахские традиции и обычаи, связанные с воспитанием ребенка
    < < Назад Далее>>

  12. ?АЗА?ТЫ? САЛТ – Д?СТ?РЛЕРІН ??РМЕТТЕУ – БОРЫШЫМ
    ?аза? хал?ы – салт – д?ст?рге ?те бай халы?. Ал салт – д?ст?рге бай болу елді? м?дениетті ?рі т?рбиелі екенін ай?а?тайды. Жалпы салт – д?ст?р деген не, со?ан то?талып ?тейік. Салт – д?ст?р – ел ?мірімен біте ?айнасып кеткен рухани ж?не м?дени азы?. Бізді? хал?ымыз ?з ?рпа?тарын ?асиетті салт – д?ст?рмен, ?негелі ?дет – ??рыппен, ырым – тыйыммен т?рбиелеп, ?ла?атты ?л мен инабатты ?ызды теріс жол?а т?сірмей т?рбиелей білген. Б. Момыш?лы «мен ?зімні? ?рыста?ы т?жірибемнен жауынгерлік ?асиетті т?рбилеуде ?лтты? д?ст?рді? ма?ызы зор екеніне к?зім жетті» деп жазады. Б?дан отаншылды?, ерлік, м?рттік, жомартты?, адамгершілік ?асиеттерді? б?рі салт – д?ст?р ар?ылы даритынын т?сінуге болады. Я?ни, салт – д?ст?р адамды адастырмас тура жолмен ж?руге, ж?н – жосы?ты біліп, ?йренуге ж?не ?мірде ?олдану?а ?гіттейтін мыз?ымас за? іспетті десек те болады.
    ?азіргі та?да салт – д?ст?рлерімізді? ?мытылып бара жат?аны ж?не оны тек наурыз мерекесінде есімізге т?сіретініміз ма?ан ?намайды. Б?лай жал?аса берсе т?бі бір ??ртылмайтынына кім кепіл, кім ку?? Жетпіс жыл бойы жетесіз ?рі ?ан??йлы т?ртіпті? ?ырсы?ынан ?лт д?ст?рлеріні? ережесі б?зылады. Біреулері ?мытылды, біреулеріне тыйым салынды. Салт – д?ст?р мен ?дет – ??рыпсыз ел ?депсіздік пен берекетсіздікке салынуы м?мкін. Осындай зиянды жа?тарды біле отырып мен ж?дыры?тай ж?регіммен ?олыма ?алам алып, салт – д?ст?р ар?ылы ?алай ?зім секілді жеткіншектерді? отан?а деген патриотты? сезімдерін арттыра аламын деген ой ?оз?ама?пын. Ел боламын десе? бесігі?ді т?зе демекші е? алдымен отан?а деген с?йіспеншілікті салт – д?ст?рді т?зеуден бастау керек. Б?л ар?ылы бала салт – д?ст?рін білсе тарихын таниды, ал тарихын білу отанды тану. Бала т?гіл ?лкен адамдарда біле бермейтін салт – д?ст?р т?рлері ?те к?п. Соларды? бір т?рі белк?терер салты. «То?сан к?теремін деген жасым бар еді, быламы? ішемін деген асым бар еді» деп б?рын?ы ?ариялар айтпа?шы, жасы келген адамдарды? тісі бол?ан со? тама? іше алмайды. М?ндай жа?дайда олар?а арнап «белк?терер» та?амы дайындалады. Б?л ?рі ж?мса?, ?рі д?мді, н?рі мол тама?тардан дайындалады. М?ны балалары, к?рші – к?лемдер, сыйлас кісілер ?дейі дайындап ?келеді. Б??ан риза бол?ан ?арт батасын береді. Біз б?дан хал?ымызды? жасы ?лкен адамдары сыйлауды?, ба?ып – ?а?уды? ?лгісін к?реміз. «Белк?терер» аурудан жа?а т?р?ан адамдар?а, сол сия?ты «Наурыз», «Айт» к?ндері де ?лкендерге ?дейі тартылады. Наурыз мерекесі жа?ындап келе жатыр. Осындайда жасы ?лкен ?ариялар?а белк?терер дайындап берсек ал?ысын аламыз. Тек наурызда ?ана емес ?ркез дайындап беріп т?рса? салт – д?ст?рімізге деген ??рмет болар еді.
    Біз балаларды ?алай патриотты??а т?рбиелей аламыз дейміз. ?ай бала патриот болсын ?з наурызды ?з жа?а жылын асы?а к?тпесе. Орыстарды? жа?а жылында аспан?а т?рлі – т?рлі от шашулар шашып ат шапанын с?йретіп алыстан аяз ата келеді. Ал ?з наурызда да ?ыдыр атамыз келеді. ?ыдыр ата жа?сылы? жасаушы ырыс, ??т, несібе жасау, ба?ыт сыйлаушы ?арт. ?р бала?а ?ыдыр ата келіп арман – тілектері?ді орындайды десек бала арманын айтып ?ыдыр атаны са?ынып к?теді ж?не наурызды да асы?а к?тіп отырады. Отбасында ата – ана, мектепте ?стаз, к?пшілік ортада а?са?алдар жастар?а салт – д?ст?рлерін ?йретіп, айтып отырса, ?тарымыз к?п болар еді. ??рдастарымны?, сыныптастарымны? бойына ?аза?ты? салт – д?ст?ріне деген ?ызы?ушылы?ты ?алыптастырып, ?аза? хал?ыны? салт – д?ст?рі мен ?дет – ??рпыны? т?рбиелік м?нін ??ындырып, оларды? бойына адамгершілік, имандылы? ?асиеттерін ?алыптастыра алдым деп ойлаймын. Балалар, ?лкенге – с?лем, ?уант?ан?а – с?йінші, со?ымнан – сыба?а, егіннен – кеусен, малдан – к?гендік, бала?а – базарлы?, кішіге – бай?азы, с?биге – к?рімдік, к?рші ?он?ан?а – ерулік, жетім – жесірге – ?ол?айыр, м?с?пірге – сада?а, ал?аш?ы ?ымыздан – ?ымызм?рынды?, со??ы ?ымыздан – сіргежияр, са?ын?ан?а – с?лемдеме, ?уаныш?а – шашу шашып еш?ашан салт – д?ст?рімізді ?мытпай, ?аза? деген халы?ты? патриот ?рпа?ы болып атын шы?ара бері?іздер демекпін. Б?л жазыл?ан шы?армам біреуге жай с?з болып ?алар, біреулерге ?амшы болып тиетініне к?зім жетеді.

  13. составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение. обычаи, традиции и обряды казахcкого народа формировались на протяжении нескольких столетий. на казахские традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни и мусульманская религия. в настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения. и это естественно, ведь люди должны знать того места, гне они живут, помнить и передавать обычаи, традиции и обряды будущим поколениям. время неумолимо бежит, и каждый прожитый день становится частичкой . и чем дольше, тем меньше у нас возможности узнать о прошлом наших предков. поэтому сохранение, изучение культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа является одной из актуальных .
    характерной чертой казахского народа было и есть гостеприимство. гостей всегда встречали радушно и обязательно усаживали отведать угощений за дастарханом в нарядной юрте – национальном жилище казахов. казахская кухня славится главным образом большим разнообразием мясных деликатесов и вкуснейших блюд из мяса, а также полезнейшими напитками, такими как кумыз, шубат и айран.
    другой характерной чертой казахского народа является трепетное, уважительное и внимательное отношение к старшим. детям с колыбели прививают почитание, уважение к старшему поколению, учат прислушиваться к их мудрым мыслям. казахский народ дружный. правило для любого казаха – никогда не оставлять близких и родственников в беде, хранить честь и достоинство своей семьи и рода. таким образом, казахский народ соблюдая свои обычаи и традиции и по сей день может с гордостью сказать что чтит и уважает своих предков не забывая то через, что прошёл их народ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *