Сочинение на тему казанский кремль

12 вариантов

  1. />
    КазанскийКремль является уникальным архитектурным и историческим памятником, по правупричисленным к самым замечательным объектам мирового наследия.
    30ноября 2000 года на сессии Комитета по Всемирному наследию ЮНЕСКО историко-архитектурныйкомплекс Казанского Кремля был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
    КазанскийКремль — это:
    единственныйв мире действующий центр татарской государственной культуры и государственнойвласти;
    единственнаясохранившаяся в Российской Федерации татарская крепость, в которой сбереженыосновы первоначальной градостроительной идеи: основы планировки,градостроительная композиция и функциональная организация архитектурныхкомплексов;
    итогисторического взаимодействия различных градостроительных и архитектурныхкультур: волжско-булгарской, золотоордынской, средневековой казанско-татарской,итальянской, русской и современной;
    наиболеесеверная точка распространения исламской культуры в мире и наиболее южная точкараспространения памятников псковско-новгородского строительного стиля в России;
    единственныйв своем роде образец концептуального синтеза татарского и русскогоархитектурных стилей.
    КазанскийКремль прошел в своем многовековом развитии целый ряд исторических этапов,всегда оставаясь центром притяжения окружающего края. До 10 в., в свойдогородской период, он был отдельно стоящим неукрепленным поселением. Вдомонгольский период, с 10 по I пол. 13 в., крепость развивала свои военные иторговые функции. Уже в 12 в. Казанский Кремль становится каменным форпостом насеверной границе Волжской Булгарии.
    СоII пол. 13 в. до I пол. 15 в. Кремль (или, по-татарски, Керман) превращается вцентр Казанского княжества в составе Золотой Орды.
    Послераспада Золотой Орды Казанский Кремль — военный и административный центрКазанского ханства, независимо просуществовавшего с 1438 по 1552 год.
    Историческаяпреемственность основного предназначения Казанского Кремля обусловила вследпадению Казани его превращение в административный и военный центр присоединенногоПоволжья (1552-1708 гг). С 1708 года Кремль — центр 1-ой, а со II пол. 18 в. — 2-й Казанской губернии.
    С1922 по 1992 год Казанский Кремль продолжал выполнять свое предназначение какадминистративный центр Татарской автономной республики, а с 1992 года какгосударственный центр Республики Татарстан в составе Российской Федерации. ВКремле расположена резиденция Президента Татарстана, на его территории потрадиции находятся различные министерства и ведомства республики.
    КазанскийКремль — не единственная старинная городская крепость на берегах Волги, но лишьв Казани эта историческая цитадель представляет собой уникальный памятникханского периода поволжской истории — единственную сохранившуюся татарскуюкрепость со следами первоначальной концепции городского строительства.
    Вкомплексе Казанского Кремля легко различаются эпохальныекультурно-цивилизационные влияния Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанскогоханства; его архитектура и ныне предстает слитным обобщением собственнотатарского, итальянского и русского архитектурного мышления.
    Историческиявляясь самой северной точкой распространения мусульманства, Казанский Кремлькак ядро и сердцевина Казани соединяет в себе духовное влияние двух великихрелигий, ислама и христианства, существуя в то же время как поистине редкостныйрезультат единовременного взаимовлияния и взаимодействия эпохальных идеймусульманского Ренессанса и европейского Возрождения.
    Традициитатарского исламского зодчества, определявшие облик Казанского Кремля напротяжении столетий, были замещены традициями православного древне-русскогозодчества, которое, в свою очередь, отражало в себе основополагающие чертыевропейской крепостной и храмовой архитектуры. После падения Казани стены ибашни Казанского Кремля были перестроены; жилые, присутственные и культовыездания царского двора и соборная мечеть Кул Шариф исчезли, уступив месторусским казенным домам и православным храмам, среди которых со второй половинышестнадцатого века архитектурно доминирует Благовещенский собор.
    Английскийпутешественник Антоний Дженкинсон, увидев в 1558 году Казанский Кремль сволжского острова напротив устья реки Казанки, отметил: «Казань — прекрасный город, построенный по русскому и татарскому образцу, с крепкимзамком, стоящим на высоком холме. Замок был обнесен земляным валом сдеревянными укреплениями, но русский царь приказал теперь снести старые стены ивыстроить новые из белого камня.»
    Оставаясьсредоточием государственной и духовной жизни Казани и Среднего Поволжья,Казанский Кремль и после падения Казани еще долгое время играл роль военнойкрепости.
    Помере продвижения границ русского государства на юг и восток Казанский Кремльпостепенно утрачивал военную, одновременно укрепляя свою административнуюфункцию, что отражалось в его внутреннем архитектурном облике. Этот облик всебольше терял исконно татарские черты, приобретая взамен черты русского изападно-европейского влияния.
    Пугачевскоевосстание 1773-1775 годов вновь превратило Казанский Кремль в крепость, которуювосставшие обстреливали пушками в течение двух дней, но безуспешно. 14 июля1774 года войска Емельяна Пугачева были вынуждены отступить от Казани и 8сентября того же года сам Пугачев был выдан властям. Емельян Пугачев все жепобывал в Казанском Кремле — в одном из его казематов он содержался по пути наказнь в Москву. Пугачевский штурм стал последним в военной истории КазанскогоКремля. После подавления Пугачевского восстания был утвержден первый регулярныйплан городской застройки Казани. Его автором был архитектор В. И. Кафтырев,который, начиная с 1774 года, начал воплощать свой план в жизнь.
    Комплексныйплан предусматривал возведение в Кремле ансамбля Присутственных мест в рамкахкомплексной застройки окружающих Кремль площадей и улиц. Искусная планировкапозволила сохранить нетронутыми все наиболее крупные и значительные постройки,которые стали составной частью новой градостроительной схемы. Центральнойточкой этой схемы остался Казанский Кремль, от которого радиально отходилиширокие улицы Проломная, Воскресенская (Кремлевская), Арская (К. Маркса) идругие.
    С1992 г. Казанский Кремль формируется как репрезентативный центр РеспубликиТатарстан, где располагается резиденция первого Президента Республики ТатарстанМ.Ш. Шаймиева. В 1993-94 гг. под руководством С.С. Айдарова и А.X. Халиковабыли разработаны «Основные направления реконструкции и развития комплексаКазанского Кремля». В 1994 г. создаЕтся Государственныйисторико-архитектурный и художественный музей-заповедник «КазанскийКремль» (директор И.М. Вахитов), положивший начало планомерному научномуизучению комплекса Кремля по всем направлениям.
    С1994 г. разрабатывается «Концепция реконструкции и развития комплексаКазанского Кремля» под общим научным руководством Н.X. Халитова и Р.С.Хакимова и методическим руководством Ф.М. Забировой. С 1994 г археологическоеизучение Казанского Кремля ведут Ф.Ш. Хузин и А.Г. Мухаммадиев.
    Музей-заповедник«Казанский Кремль» совместно с Министерством культуры РеспубликиТатарстан, учеными Института истории АНТ и Казанского государственногоуниверситета проводит ежегодные археологические раскопки. Собран огромныйматериал по древним периодам Казани. Особый интерес представляют находки,свидетельствующие о существовании булгарского города-крепости на Кремлевскомхолме на рубеже X-XI веков.
    Всоответствии с Указом Президента Республики Татарстан, Казанский Кремльявляется сегодня государственным историко-архитектурным и художественныммузеем-заповедником.
    Список литературы
    Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта russia.rin.ru/

  2. Казанский Кремль является уникальным архитектурным и историческим памятником, по праву причисленным к самым замечательным объектам мирового наследия.
    Казанский Кремль – не единственная старинная городская крепость на берегах Волги, но лишь в Казани эта историческая цитадель представляет собой уникальный памятник ханского периода поволжской истории – единственную сохранившуюся татарскую крепость со следами первоначальной концепции городского строительства.
    Пугачевское восстание 1773-1775 годов вновь превратило Казанский Кремль в крепость, которую восставшие обстреливали пушками в течение двух дней, но безуспешно. 14 июля 1774 года войска Емельяна Пугачева были вынуждены отступить от Казани и 8 сентября того же года сам Пугачев был выдан властям. Емельян Пугачев все же побывал в Казанском Кремле – в одном из его казематов он содержался по пути на казнь в Москву. Пугачевский штурм стал последним в военной истории Казанского Кремля. После подавления Пугачевского восстания был утвержден первый регулярный план городской застройки Казани. Его автором был архитектор В. И. Кафтырев, который, начиная с 1774 года, начал воплощать свой план в жизнь.

  3. История создания Казанского Кремля относится к XI-XII вв. Первоначально крепость строилась как оборонительное сооружение Волжской Булгарии для защиты от вражеских нападений. Здесь размещались торговые ряды, была построена мечеть, главным украшением площади был Кремль. Но все было разрушено и сожжено в 1552 году во время нападения войска Ивана Грозного. После завоевания Казани новый правитель распорядился заново отстроить на Казанском холме здание Кремля и восстановить облик административного центра.
    В XVIII веке Казанский Кремль принял последнее вражеское нападение — Емельяна Пугачева в 1773 году и отстоял свои позиции. Враг отступил, но последствия разрушений археологи находят и сегодня.
    После создания Республики Татарстан в 1992 году Казанский Кремль стал первой резиденцией президента. Началась активная деятельность по восстановлению культурно-исторического наследия: реставрировались здания, открывались музейные комплексы. В 2000 году уникальный музей под открытым небом был внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО.

    Главные достопримечательности Кремля

    Одной из ярких достопримечательностей Казанского Кремля стала мечеть Кул Шариф. Построенная из белоснежного мрамора, мечеть украшена голубыми куполами и минаретами. Свое название мечеть получила в честь национального героя Татарстана — имама Хул Шарифа. Имам принял непосредственное участие в защите мечети во время нападения войск Ивана Грозного и был убит. Мечеть была сожжена и вновь отстроена к 1000-летию Казани. Строительство заняло долгих 9 лет и стало главным событием в юбилейный год столицы. Комплекс Кул Шариф занимает территорию около 19 тыс. кв.м. и состоит из мечети, закладного камня и административного здания. Мечеть вмещает 1500 человек, а прилегающая территория — до 10 000 человек.
    Спасо-Преображенский монастырь и Благовещенский собор Казанского Кремля были построены в середине XVI века, последний — несколько раз перестраивался, реконструировался и реставрировался. В настоящее время ведутся работы по присоединению этих комплексов к Музею археологии Татарстана.
    Еще одна достопримечательность Казанского Кремля — башня Сиюмбике, которая входит в состав Президентского комплекса. Башня, высотой 58 метров, имеет своеобразный наклон в сторону на 1,8 м от оси. Благодаря произведенным укрепительным работам в 1998 году удалось остановить падение башни.

    Экскурсии по Казанскому Кремлю

    Казанский Кремль находится в центральной части столицы республики. Добраться сюда можно на общественном транспорте до остановки «ЦУМ», или на метро до станции «Кремлевская».
    Вход на территорию Казанского Кремля свободный для всех посетителей. Здесь можно заказать как групповую, так и индивидуальную экскурсию. Вас проведут по всем значимым местам и расскажут много интересных сведений из истории крепости.

  4. Выпиши самое нужное:
    На высоком холме, находящемся на левобережье реки Казанка, возвышается символ и главная достопримечательность Казани, ее сердце и душа – Казанский Кремль, являющийся историко-архитектурным и археологическим памятником. Во время взятия города в 1551 году многие сооружения и стены Казанского Кремля были разрушены, поэтому на их месте были возведены новые.
    После распада Золотой Орды – кремль стал центром Казанского ханства, просуществовавшего с 1445 года по 1552 год. Осенью 1445 года ордынский хан Улу-Мухаммед с отрядом в 3000 воинов захватил Казань, казнил булгарского князя Алимбека, основав таким образом Казанское ханство на руинах Волжской Булгарии, и вскоре возобновил ордынскую систему сбора дани с Московского княжества.
    Памятный знак у фундамента ханского мавзолея рядом с башней СююмбикеХанская цитадель Арк была обнесена дубовыми (возможно местами каменными) стенами, толщиной до 9 метров с 4 проездными башнями: Нур-Али, Елабуга, Большие и Тюменские ворота. Илистый Булак защищал крепость с запада; а с наименее защищённой юго-восточной стороны крепость была огорожена глубокими рвами.
    Андрей Курбский оставил такое описание Казани: “а от Казань-реки гора так высока, иже оком воззрити прикро; на ней град стоит и палаты царские и мечети зело высокие, мурованные, идеже их умершие царие клались, числом памятимися, пять их…” (“мурованные” – каменные) .
    Соборная мечеть имела по преданию 8 минаретов, при мечетях находились медресе и мавзолеи. Есть все основания полагать, что внешний облик мечетей был сходен с каменными строениями того же времени в Касимове и Булгаре, где гладкие плоскости стен контрастируют с изящными резными и керамическими вставками элементов декора.

  5. Многое видели кремлевские стены — восстание казанских низов в 1611 г.
    против бояр, казни крестьян, участвовавших в движении Степана Разина
    1670—1671 гг., осаду в июле 1774 г. войсками Е. Пугачева, расстрел
    белогвардейцами в 1918 г. казанских коммунистов — Я. С. Шейнкмана, А.
    Хатаевич и др. От Спасской башни к северной оконечности Кремля пройдем по улице
    Шейнкмана, длиной около 600 м, названной в честь первого секретаря
    Казанского губкома РКП(б), председателя Казанского Совета в 1917—1918 гг.,
    посланца уральской партийной организации Я. С, Шейнкмана, убитого в 28 лет
    белогвардейцами. Яков Семенович Шейнкман, революционер-ленинец, соратник и друг Я. М.
    Свердлова, прибыл в Казань в августе 1917 года, где сразу включился в
    напряженную партийную работу. Я. С. Шейнкман был избран председателем
    большевистской фракции Казанского Совета рабочих, солдатских и
    крестьянских депутатов. Социалистическая революция застала его в
    Петрограде, куда он был вызван по распоряжению ЦК. Шейнкман участвует в
    работе следственной комиссии по делам арестованных министров Временного
    правительства, царских генералов. Вскоре он возвращается в Казань и в
    ноябре 1917 года становится председателем Казанского губернского Совета
    рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Все свои силы Я. С. Шейн-кман
    отдает напряженной борьбе по организации и упрочению Советской власти в
    губернии. Когда 6 августа 1918 г. белогвардейцы и белочехи временно
    захватили Казань, он вместе с другими коммунистами был арестован, а затем
    расстрелян у стен Кремля. В XVI—XVIII вв. современная улица Шейнкмана называлась Большой. В XVIII
    — начале XIX вв. это была единственная, мощенная камнем, улица города. По
    левой ее стороне располагались постройки Спасо-Преображенского монастыря и
    церкви Киприана и Устиниа, а по правой — цейхгауз и гауптвахта. Последняя,
    надстроенная в XIX в. и сохранившаяся в виде трехэтажного дома справа от
    входа в Кремль, служила местом заключения руководителей казанских
    большевиков, революционных рабочих и солдат в августе 1918 г. Далее по правой стороне улицы Шейнкмана тянется длинное двухэтажное
    здание с несколькими проездами, построенное в 1780—1785 гг. казанским
    архитектором В. И. Кафтыревым и оформленное в типичном стиле казенных
    строений конца XVIII—начала XIX вв. Раньше здесь находились присутственные
    места и губернское правление. Примерно в районе первых проездных ворот этого здания в XV—XVI вв.
    проходил ров и крепостная стена татарской Казани. Он был еще виден во
    второй половине XVI и начале XVII вв. До этого рва в 1568 г. были доведены
    с юга каменные стены Кремля. Ото рва на север площадь Кремля расширялась до
    260 м и уже имела несколько параллельных улиц — Сергеевскую, Большую,
    Дмитриевскую и Благовещенскую. По левую сторону улицы Шейнкмана почти до конца Кремля тянется
    трехэтажное здание, построенное в 40—50-е гг. XIX в. по исправленному
    Николаем I казарменному проекту. В 20-е годы XX в. здесь располагалась
    татаро-башкирская военная школа, позднее Казанское пехотное училище,
    которым командовал Герой Советского Союза генерал-полковник М. П. Кирпонос,
    погибший при обороне Киева в 1941 г. Маршал Г. К. Жуков характеризовал М.
    П. Кирпоноса как первоклассного командующего войсками. На стене здания в
    память о М. П. Кирпоносе установлена мемориальная доска. В XVIII — первой
    половине XIX вв. между кремлевской стеной и местом описываемого здания
    находился арсенал, где в 1812—1815 гг. располагался один из крупнейших в
    России пушечных заводов. Здесь чинились поврежденные пушки, привозимые из
    армии, изготовлялись новые орудия и устройства к ним. Направо по улице Шейнкмана перед небольшим сквером возвышается белое
    здание бывшего Благовещенского собора — одного из древнейших сооружений
    Казани. Еще в октябре 1552 года через несколько дней после взятия города
    Иван Грозный заложил на этом месте деревянную церковь. В 1555 г. была
    организована Казанская епархия, а в 1556 г. под руководством псковских
    мастеров Ивана Ширяя и Постника Яковлева началось сооружение на месте
    деревянной церкви белокаменного пятиглавого шестистолпного собора с пятью
    апсидами. Здание было построено к 1562 г., на его возведение, как сообщает
    Казанская писцовая книга того времени, было израсходовано «1148 рублей 24
    копейки с полушкою, да железа куплено на 100 рублей». В формах и конструкции собора ощущается влияние стилей псковского
    (трактовка апсид, орнаментальная обработка барабанов), владимирского
    (архитектура под окнами барабанов и стен) и московского (килевидные
    завершения верха стен) зодчества. Внутри здания потолки опирались, как и в
    Успенском соборе Московского кремля, на круглые колонны, а переход к
    главному куполу оформлен тромпами, характерными для мусульманского
    зодчества. Возможно, так были оформлены переходы в большой казанской мечети
    Кул-Шариф, имевшей пять минаретов и вмещавшей одновременно более тысячи
    человек. Во второй половине XVI века руины этой мечети упоминаются в
    письменных источниках рядом с Благовещенским собором. В 1691, 1736 гг.
    собор подвергся перестройкам, а в 1835—1843 гг. с запада к собору приделали
    огромный пристрой. Как писал один из историков Казани, «в течение трех веков прикосновение
    руки людей, не обладавших вкусом и умением древних наших зодчих», полностью
    исказило один из шедевров русского зодчества XVI века. Еще более
    безобразный вид он приобрел в XIX веке, когда с восточной стороны собор
    переходами соединили с двухэтажным (третий этаж надстроили в 30-е годы XX
    в.) архиерейским домом. Южнее архиерейского дома располагалось здание
    духовной консистории, которая проводила безжалостную политику
    христианизации в Среднем Поволжье. От здания бывшей духовной консистории на восток открывается панорама
    набережной Казанки, улиц Б. Красной, Федосеевской. Среди оставшихся от XIX
    в. деревянных зданий, корпусов и стен бывшего Казанского монастыря
    возвышаются новые постройки жилых домов, школ, административных зданий. Непосредственно около стены располагается комплекс зданий казарменного
    типа (ул. Батурина, 7), где в XIX — начале XX вв. находилась пересыльная
    тюрьма. В XVIII в. здесь стояла обнесенная высоким забором деревянная так
    называемая «черная» тюрьма при губернской канцелярии, где был заключен
    яицкий казак Емельян Пугачев, бежавший отсюда в мае 1773 г. и возглавивший
    большое восстание казаков, крестьян и уральского работного люда. В декабре
    1887 г. сюда, уже в каменную пересыльную тюрьму, вместе с 33 другими
    студентами Казанского университета был доставлен под охраной жандармов
    Владимир Ульянов. В июле 1889 г. после разгрома одного из первых в России
    марксистских кружков в эту тюрьму был помещен руководитель кружка Н. Е.
    Федосеев, которого впоследствии В. И. Ленин охарактеризовал как
    «необыкновенно талантливого и необыкновенно преданного своему делу
    революционера». Почти напротив описанного здания от нижней части
    кремлевского холма начинается улица имени Н. Е. Федосеева (Федосеевская, в
    прошлом Нижне-Федоровская и Засыпкина), в одном из домов которой (дом
    Воротникова) 1 декабря 1887 г. проходило конспиративное совещание студентов
    университета и ветеринарного института. На нем обсуждался план проведения
    студенческой сходки, активным участником которой был и Володя Ульянов. К северу и северо-востоку от Благовещенского собора находятся сад и
    двухэтажное здание. Примерно на этом месте до 1552 г. располагался ханский
    двор, огороженный высоким забором, — казанский «вышград». Археологические
    раскопки, проведенные в 1973—1975 гг., показали, что здесь же находилась и
    древнейшая Казань. Одним из наиболее примечательных архитектурных памятников Кремля и
    Казани является легендарная башня Сююмбике, ставшая своеобразным символом
    города. Это сложенная из большемерного красного кирпича, характерного для
    XVII века, семиярусная башня высотой в 58 м (70 м над уровнем Казанки).
    Нижние три яруса прямоугольной формы. Они завершаются открытыми круговыми
    террасами и невысокими парапетами по краям. Первый ярус, занимающий площадь
    в 140 кв. м, имеет проездные ворота. Интересно оформление его лицевых стен
    колоннами, завершенными, как и в булгарских постройках, капителями в виде
    консолей-сталактитов. Четыре верхних этажа восьмигранные, причем шестой
    имеет характер усеченного шатрового покрытия, завершенного также
    восьмигранной дозорной вышкой-фонарем. Последняя напоминает завершения
    татарских мечетей как каменных, так и деревянных. Ближайшие аналогии мы
    можем наблюдать в Боровицкой башне Московского кремля, построенной в XVII
    в. и являвшейся, как и башня Сююмбике, дозорной вышкой. Археологические
    исследования, проведенные в районе фундамента башни, показали, что он
    заложен уже в русском слое. Поэтому время сооружения этого великолепного
    здания надо отнести к XVII в., может быть, к 1645 г., как об этом писал
    татарский просветитель Каюм Насыри. Вместе с тем указанные булгаро-
    татарские параллели дают основание полагать участие в его строительстве и
    татарских мастеров. Название башни легендами связано с именем казанской царицы Сююмбике —
    дочери ногайского мурзы Юсуфа и жены трех последних казанских царей: Джан-
    Али, Сафа-Гирея и Шах-Али. Она была привезена в Казань в 1532 г. и здесь
    находилась до 1551 г., когда вместе с малолетним сыном Утямыш-Гиреем была
    отправлена в Москву. По описанию очевидцев, «народ казанский с большой
    скорбью проводил царицу», мечеть же, где был погребен оплакиваемый ею муж
    Сафа-Гирей, была названа мечетью Сююмбике. Возможно, остатки мечети
    находились рядом с позднее построенной башней, на которую традиционно и
    перешло название. Есть и более поэтические легенды о названии башни. Одна из них гласит,
    что Иван Грозный, услышав о красоте и обаянии казанской царицы Сююмбике,
    прислал в Казань послов с предложением ей стать московской царицей. Но
    гордая Сююмбике отвергла царскую руку. Разгневанный царь пришел с огромным
    войском под город, осадил его. Тогда красавица согласилась выйти замуж, но
    в качестве свадебного подарка попросила построить за семь дней в Казани
    самую высокую башню. Началось спешное строительство — в первый день
    построили первый, самый большой по размерам, ярус, во второй день — второй
    и т. д. Наконец, к исходу седьмого дня башня была построена и начался
    свадебный пир. Сююмбике попросила разрешение подняться на самый верх башни,
    чтобы обозреть город и попрощаться с его горожанами. Когда царица поднялась
    на башню, то, не имея сил расстаться со ставшим ей близким и родным
    городом, она бросилась вниз, на острые камни. Народ в память о последней
    казанской царице назвал башню ее именем. Ныне силуэт башни часто используется как архитектурная эмблема города —
    ее мы видим на открытках, значках, сувенирных изделиях. Башня Казанского
    вокзала в Москве более или менее точно воспроизводит башню Сююмбике, что,
    очевидно, по замыслу архитектора, должно было указывать направление
    железной дороги. Рядом с башней Сююмбике находится квадратное двухъярусное здание бывшей
    дворцовой церкви, построенное, по мнению ряда исследователей, на месте так
    называемой Муралеевой (искаженное имя Нур-Али, влиятельного казанского
    князя) мечети. На старинном плане Казани 1708 г. на этом месте показана
    «церковь, обращенная из мечети». Фундамент здания, сложенный из крупных
    отесанных известняковых блоков, напоминает фундамент булгаро-татарских
    построек. В 1849 г. казанский архитектор А. И. Песке произвел реставрацию церкви и
    соединил ее крытой галереей с построенным в 1845—1849 гг. по проекту
    московского архитектора К. А. Тона (создателя Большого Кремлевского дворца
    в Москве) губернаторским дворцом. Это здание построено в характерном для
    конца николаевской эпохи ложном византийско-русском стиле. Здесь после
    Февральской революции 1917 г. одно время находился Казанский Совет рабочих,
    солдатских и крестьянских депутатов. От башни Сююмбике в конце улицы Шейнкмана спустимся по пологому склону к
    Тайницкой башне. Археологические раскопки показали, что в конце спуска в
    XV—XVI вв. проходила кремлевская стена татарской Казани, а на месте
    Тайницкой стояла так называемая Муралеева башня с проездными воротами. В
    1556—1560 гг. при строительстве нового кремля здесь также была поставлена
    проездная башня, названная по имени располагавшейся в башне церкви
    Воскресенской. Однако это название вскоре было забыто, поскольку здесь, как
    считалось в народе, в 1552 г. от Муралеевой башни был прорыт осажденными
    подземный ход к тайному ключу. До 30-х годов XX века этот ключ еще
    выбивался несколько восточнее башни. В сентябре 1552 г. тайный ход был
    взорван подкопом, проведенным на расстоянии 80 саженей (160 м)от так
    называемой Даировой (Тахировой) каменной бани, располагавшейся на берегу
    одного из рукавов Булака под городской стеной. По описаниям очевидцев,
    подкоп вели в течение 10 дней казаки отряда Ардашева под руководством
    английского инженера Бутлера. На десятый день в конце подкопа услышали
    голоса людей, ходивших тайным ходом к ключу. Тогда осаждавшие вкатили 11
    бочек с порохом и взорвали подземный ход и часть кремлевской стены.

  6. Измени слова по образцу выдели орфограмму.
    ночь
    рука
    век
    мелочь
    желчь
    река
    Помоги с делать домашку 2 часть 7страница
    При каком значении x значения выражений 5x?1 и 3x+1 равны?
    укажите предложение с ошибкой в употреблении наречия? 1)утром оставила дома книгу и пришлось вернуться. 2) сначала говорили о подготовке к празднику, потом — о походе. 3) платье ужасно красивое. 4) впереди меня шел высокий сутулый человек
    Как называется этот вид разбора
    1.Имя
    2. 2 прилагательных
    3. 3 глагол
    Дальше не помню
    отметь ту группу слов , где все слова однокоренные.
    ? гроза, грозовой, гроздь, ГРОЗНЫЙ.
    ?МИНУТА, секунда, час месяц.
    ?напиток, пить, сопит, пью.
    ?пух, пушистый, пушок, пуховик.
    ( Бежит по столбу )(выделенно )дерева маленькая птичка .Своим тонким длинным клювом она ловка( вытаскивает из трещин )(выделенно) насекомых.Большую (пользу приносит) (выделенно)эта неутомимая труженица Птичка ( издаё)т (выделенно) тонкий (писк) (выделенно) .Потому и ( прозвали её )(выделенно) пищуха. Выпиши выделенные глаголы ,определи время число род. Напиши неопределенную форму. У существ. определи падеж.
    иизмените слова ветер берег пор край угол лес луг сад лёд рот нос пол ряд шкаф таз глаз лоб в единственное число предложный падеж с ударным окончанием у ю
    исправьте пожалуйста ошибки.
    Бегемот гулял по городу.
    Повстречал жирафа вдруг.
    Крикнул громко на всю улицу:
    Вас жирафствую, мой друг!
    А жираф ему в ответ
    Бегемотствую,сосед
    Что может ответить ему бегемот
    А что жираф

  7. 7
    Текст добавил: Адвокат Канала

    Казанский Кремль является уникальным архитектурным и историческим памятником, по праву причисленным к самым замечательным объектам мирового наследия.
    Казанский Кремль – не единственная старинная городская крепость на берегах Волги, но лишь в Казани эта историческая цитадель представляет собой уникальный памятник ханского периода поволжской истории – единственную сохранившуюся татарскую крепость со следами первоначальной концепции городского строительства.
    Пугачевское восстание 1773-1775 годов вновь превратило Казанский Кремль в крепость, которую восставшие обстреливали пушками в течение двух дней, но безуспешно. 14 июля 1774 года войска Емельяна Пугачева были вынуждены отступить от Казани и 8 сентября того же года сам Пугачев был выдан властям. Емельян Пугачев все же побывал в Казанском Кремле – в одном из его казематов он содержался по пути на казнь в Москву. Пугачевский штурм стал последним в военной истории Казанского Кремля. После подавления Пугачевского восстания был утвержден первый регулярный план городской застройки Казани. Его автором был архитектор В. И. Кафтырев, который, начиная с 1774 года, начал воплощать свой план в жизнь.

  8. Казань один из наиболее древних городов Российской Федерации, имеющих уникальную историю и архитектуру. В 2005 году Казань отметила своё тысячелетие.Казань славится уникальным синтезом Востока и Запада, ведь именно в этом городе уже многие сотни лет мирно живут люди различных этнических и религиозных групп.Казань расположена на левом берегу р. Волги, при впадении в неё р. Казанки. Благодаря выгодному географическому расположению, Казань издавна была торговым посредником между Востоком и Западом.Согласно официальной версии, принятой в настоящее время, город был основан не менее 1000 лет назад. Основанием для такой датировки является найденная во время раскопок на территории Казанского кремля чешская монета, чеканки 929—930 годов, а также другие артефакты (накладка венгерского типа, женские бусы).Историческим символом Казани является мифическое драконоподобное существо Зилант, часто упоминаемое в легендах. Например, когда многочисленные змеи и рептилии сильно мешали развитию города, охотники отправились на поиски Царя змей и победили его, по другой версии жители города откупились от гигантского змея золотом, после чего все змеи покинули город. Другая легенда утверждает, что Гигантский драконоподобный змей всегда сторожил ханские сокровища, и что он и по сей день охраняет спрятанные перед захватом города богатства в потаённых пещерах.В 1990 город Казань была объявлен столицей суверенной Республики Татарстан, а в 2008 зарегистрировал бренд «третья столица России». С начала рыночной эпохи в 1990-е Казани удалось стать одним из важнейших межрегиональных политических, финансовых, спортивных, туристических центров страны. В списке российских городов по численности населения город поднялся с 10-го на 6-е место. В 2005 было торжественно отпраздновано Тысячелетие Казани, к которому были сооружены Казанский метрополитен, мост Миллениум и прочие объекты, отреставрирован центр города. Казанский Кремль стал объектом-памятником ЮНЕСКО, город стало посещать около миллиона туристов в год. Казань получила право проведения Всемирной Летней Универсиады 2013 г. и Чемпионата мира по футболу 2018 г.В разные времена в Казани жили, работали и творили такие замечательные люди как Лев Толстой, Максим Горький, Фёдор Шаляпин, Василий Аксёнов, Николай Фешин, Владимир Ульянов-Ленин, Николай Лобочевский, Гаврила Державин.В Казани очень много достопримечательностей. Это старинные христианские церкви и мечети, памятники и парки.С каждым годом в Казань приезжают многочисленные туристы из России, стран СНГ и стран дальнего зарубежья.

  9. Казанский Кремль прошел в своем многовековом развитии целый ряд исторических этапов, всегда оставаясь центром притяжения окружающего края.Благоприятные природно-географические условия данной местности издавна привлекали внимание первобытных обитателей края. Кремлевский холм в свое время был с трех сторон окружен водой. С востока он был обрамлен цепью озер, впадающих в реку Казанку, омывающую холм с севера. Полоса топких болотистых лугов, расположенных на противоположном берегу Казанки, за которыми тянулись дремучие леса, служила дополнительной преградой против нашествия врагов с северо-запада. С запада и юго-запада крепость защищал илистый Булак.Процесс заселения Кремлевского холма шел с глубокой древности. Наиболее ранние находки, обнаруженные в Кремле, относятся к эпохе мезолита. Такие находки как керамика, обломки сверленного боевого топора и др. свидетельствуют об освоении этой местности и в эпоху бронзы. Появление в VIII на Средней Волге болгарских племен неразрывно связано с дальнейшим развитием истории данного региона. В IХ-Х вв. в районе вдоль русла р.Казанки идет процесс формирования оседлых поселений, в том числе и древней Казани. История Казани начинается с древнейших укреплений булгарского поселения, сооруженных на рубеже Х-ХI вв. и распологавшихся на северной оконечности Кремлевского холма.В домонгольский период, с XI по первую половину XIII века, Казань развивалась как военно-торговое поселение. Уже в XII веке Казанский Кремль становится каменным форпостом на северной границе Волжской Булгарии. Со второй половины ХIII века до первой половины XV века Кремль превращается в центр Казанского княжества в составе Золотой Орды.После распада Золотой Орды Казанский Кремль – военный и административный центр Казанского ханства, независимо просуществовавшего с 1438 по 1552 год.После взятия Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного бывщая столица Казанского ханства становится административным и военным центром присоединенного Поволжья (1552-1708 гг). С 1708 года Кремль – центр Казанской губернии.

  10. Выпиши самое нужное:
    На высоком холме, находящемся на левобережье реки Казанка, возвышается символ и главная достопримечательность Казани, ее сердце и душа – Казанский Кремль, являющийся историко-архитектурным и археологическим памятником. Во время взятия города в 1551 году многие сооружения и стены Казанского Кремля были разрушены, поэтому на их месте были возведены новые.
    После распада Золотой Орды — кремль стал центром Казанского ханства, просуществовавшего с 1445 года по 1552 год. Осенью 1445 года ордынский хан Улу-Мухаммед с отрядом в 3000 воинов захватил Казань, казнил булгарского князя Алимбека, основав таким образом Казанское ханство на руинах Волжской Булгарии, и вскоре возобновил ордынскую систему сбора дани с Московского княжества.
    Памятный знак у фундамента ханского мавзолея рядом с башней СююмбикеХанская цитадель Арк была обнесена дубовыми (возможно местами каменными) стенами, толщиной до 9 метров с 4 проездными башнями: Нур-Али, Елабуга, Большие и Тюменские ворота. Илистый Булак защищал крепость с запада; а с наименее защищённой юго-восточной стороны крепость была огорожена глубокими рвами.
    Андрей Курбский оставил такое описание Казани: «а от Казань-реки гора так высока, иже оком воззрити прикро; на ней град стоит и палаты царские и мечети зело высокие, мурованные, идеже их умершие царие клались, числом памятимися, пять их…» («мурованные» — каменные).
    Соборная мечеть имела по преданию 8 минаретов, при мечетях находились медресе и мавзолеи . Есть все основания полагать, что внешний облик мечетей был сходен с каменными строениями того же времени в Касимове и Булгаре, где гладкие плоскости стен контрастируют с изящными резными и керамическими вставками элементов декора.

  11. ПЛАН.
    Введение… 3
    1. Архитектурный ансамбль древнего Кремля… 5
    1.1. Кремль… 5
    1.2. Спасская башня… 6
    1.3. Тайницкая башня… 8
    1.4. Башня Сююмбеки… 9
    1.5. Благовещенский собор… 18
    2. Влияние на архитектуру Казани русской и татарской культур… 19
    Заключение… 22
    Литература… 23

    Введение

    Удивительную власть имеют над человеком архитектурные памятники прошлого. Уже самим фактом существования на том месте, где были созданы, они утверждают убедитель­ность и достоверность исторических событий, связывают воедино века прошедшие с сегод­няшним днем. Безмолвные свидетели прошло­го, они — яркие письмена каменной летописи нашей Родины.
    Не потому ли так много говорят сердцу сооружения Казанского кремля? Не потому ли идет о них слава, как об одном из замеча­тельных архитектурных ансамблей Поволжья?
    Живописно, широко и раздольно раски­нулся Казанский кремль на высоком холме, с двух сторон окруженном водой. Издалека видны его белые стены, башни, церкви. Ве­щественным символом Казани вонзается в небо краснокирпичная башня Сююмбеки.
    История архитектуры Тата­рии до настоящего времени ос­тается одной из мало исследо­ванных областей науки. Осо­бенно, это касается памятников рядовой городской застройки XVIII — начала XX b.
    В результате многочисленных войн были разрушены практически все архитектурные соору­жения Булгарии и Казанского ханства. До нас дошли лишь самые скудные сведения о монументальных средневековых постройках и немногочисленные руины, которые и до настояще­го времени не изучены в доста­точной степени специалистами. Все это не позволяло исследо­вателям зодчества уверенно су­дить о чертах культовой архи­тектуры средневекового По­волжья и связно представить себе этапы развития на протяжении последних пяти веков.
    Целью данной работы является анализ архитектуры древнего кремля города Казани.
    Перед нами ставятся следующие задачи:
    — дать краткое описание казанскому кремлю;
    — дать описание башням кремля: Спасской, Тайницкой, Башне Сююмбеки;
    — дать описание Благовещенскому собору;
    — выявить влияние различных культур на архитектуру Казани.
    В данной работе мы использовали литературу по данной тематике. Интересна книга Бобченко Т. Казань. Здесь дается краткое описание не только Кремля, но и всех основных достопримечательностей Казани: мечети, университет, пощади Казани, а также подробно изложена Казань литературная.
    В книге Халитова Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII- начала XIX в. рассказано о традициях татарской и русской архитектуры и их взаимосвязи. Проанализированы архитектурно-планировочные особенности культовых зданий города. Рассмотрено влияние бытового уклада, социальных процессов и исторических событий на формирование архитектуры Казани. Выявлены национальные и интернациональные особенности.
    В книге Ханзафарова Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность) подробно автор остановился на башне Сююмбеки. Здесь описывается история возникновения башни, автор предлагает несколько вариантов раскопок.

    1. Архитектурный ансамбль древнего Кремля

    1.1. Кремль

    Побывав в кремле, мы несомненно испы­таем эстетическое воздействие его величе­ственной и строгой архитектуры. Кремлевский холм — колыбель Казани. От­сюда начинался ее рост, отсюда она шагнула далеко вширь1 .
    В начале XVI века кремль был пример­но вдвое меньше современного и лежал в северной части холма. Стены до девяти мет­ров толщиной опоясывали крепость, а в 1530 года и примыкающий к ней посад. Рубились они из цельных дубовых бревен, с заполнением из утрамбованной глины и камня. “Град же Казань тверд бяше паче меры, подобен ка­менной горе, стена дубовая рубленая и в целых древесах, а в городне сыпан ил да хрящ”,— говорится в “Казанской истории” — сочинении XVI века. Въездные башни — их было четыре — также были дубовыми, рублеными.
    Внутри кремля возвышался богатый хан­ский дворец, пять каменных мечетей гробницы-усыпальницы. Главная мечеть Кул-Шериф была украшена 8 высокими и многоярусными минаретами. Здесь же — деревянные дома татарской знати, караульные помещения, службы. Сохранилось описание ханской Ка­зани, сделанное князем Курбским: “А от тое реки (от Казанки), около места ров копан, зело глубокий, аж до озера Поганого, еже лежит подле самую Казань реку; а от Казань реки гора так высока, иже оком возрити прикро; на ней же град стоит и палаты царские и мечети зело высокие, мурованные (каменные), иде же их умершие цари клались чис­лом памятимися пять их”.
    Четырехугольные в плане мечети, пере­крытые куполами, минареты, орнаментиро­ванные сложной вязью узоров,— все эти со­оружения украшали кремль.
    Деревянные стены и башни старого крем­ля в значительной степени были разрушены при штурме города в 1552 году. Иван Гроз­ный, отлично понимая выгодность располо­жения Казани и ее значение для охраны Восточных границ Руси, решил заново от­строить кремль, сделать его неприступной крепостью.
    «Строили казанскую каменную крепость знаменитые псковские мастера — лучшие зодчие и строители того времени. Имя Постника Яковлева, выдающегося архитектора XVI века, прославлено постройкой знаменитого собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве, Успенского собора в Свияжске, Благовещенского собора в Казан­ском кремле1 .
    Весной 1556 года началось строительство. Территория кремля была увеличена на 120 метров в длину, общая же планировка не из­менилась. Строительный материал был неда­леко —»белый известняк выламывался на противоположном берегу Волги. Первоначаль­но из прочного волжского камня соорудили только часть стен — южный участок со Спас­ской башней в центре и северный, примы­кающий к Тайницким воротам. Остальные стены долгое время оставались деревянными, дубовыми, и только в XVII веке были заменены кирпичными.
    Стены кремля представляют собой до­вольно сложное военно-инженерное сооружение. В сочетании с башнями и рвами они надежно служили целям защиты. Толщина их местами равна шести метрам. В нижней части стен, с внутренней стороны раньше были устроены ниши-стрельницы с бойницами для пушек и специальные камеры, в которых хранились пopox, ядра, бочки со смолой, песок и груды камней.

    1.2. Спасская башня

    Важную роль в системе оборонных соору­жений кремля играли башни. В XVII веке их было 13. До наших дней сохранилось 8 ба­шен, 5 из них когда-то имели ворота, ведущие в кремль. В настоящее время есть только две проездные башни — Спасская и Тайницкая. Их архитектурно-художественный облик что костью подчинен функциональному назначе­нию: массивность, монументальность, строгость линий, почти полное отсутствие декорировки более всего отвечают военно-крепостным сооружениям1.
    Наибольший интерес в художественном отношении представляет, несомненно, Спас­ская башня. Первоначально она была двухъ­ярусной постройкой почти кубической формы. Стены ее, возведенные из известняка, были перекрыты деревянной крышей с небольшой дозорной вышкой на ней. Над проездными воротами в специальной нише выставлялась икона с изображением Христа-Спасителя. От­сюда и возникло ее название.
    В XVII веке башня была надстроена. Два яруса искусно найденных в пропорциях восьмериков и шатровые покрытия придали ей нарядный ряд. Высота башни. 44 метра. Чтобы затруднить доступ в кремль, башня имела не сквозной, как сейчас, а коленчатый проезд. Двойной ряд крепких дубовых во­рот, окованных железом, дополнялся желез­ной решеткой, опускавшейся сверху в случае опасности. До сих пор сохранились штыри от ворот и пазы в стенах, по которым ходила решетка. Проходившая по верху второго яру­са площадка и два ряда бойниц в стенах позволяли надежно оборонять башню.
    Нижние ярусы башни не имеют почти никаких украшении, а верхние, построенные в то время, когда башня уже начала утрачивать свое военно-оборонительное значение, несут обильный декор. Здесь и пилястры, украшаю­щие углы нижнего восьмерика, и четырех угольные впадинки на парапете второго яруса и так называемый поребрик, и, наконец, фронтончики, оформляющие верхний ярус.
    В XVIII веке над Спасской башней были остановлены необычные часы: их циферблат вращался вокруг неподвижной стрелки. В настоящее время работают электрические часы. Колокол отбивает время — часовые и полу­часовые удары. Недавно к часам Спасской, башни подключена специальная аппаратура, сконструированная студенческим конструкторским бюро “Прометей”. Ночью, во время боя часов, башня озаряется сполохами малинового цвета.
    Южную стену, центром которой является Спасская башня, с двух сторон фланкируют юго-восточная и юго-западная круглые баш­ни. Их первоначальный облик можно легко представить, если мысленно откинуть верхнее шатровое покрытие. Завершались башни ров­ной площадкой, окруженной зубчатым пара­петом.

    1.3. Тайницкая башня

    От Спасской башни влево по бульвару вдоль стен кремля можно выйти к Тайницкой башне, оформляющей северный въезд в кремль. Свое название она получила от баш­ни, существовавшей в ханской Казани, под которой был потайной ход к источнику питье­вой воды. При осаде Казани башня была взорвана, а построенная на ее месте каменная башня стала называться Тайницкой.
    Тайницкая башня представляет собой массивный двухступенчатый четырехуголь­ник, по верху первого яруса которого прохо­дит круговая терраса, окруженная каменным парапетом. Башня более других выражает дух древности. Ее масштабы, сохранившийся коленчатый проезд, темные сумрачные сво­ды — все это живо доносит до нас дыхание XVI века1 .
    С крепостной стены у Тайницкой башни открывается великолепная панорама на реку Казанку и заречные районы. Наше внима­ние несомненно привлечет необычный памятник, возвышающийся на островке посреди Казанки. Это памятник воинам, павшим при штурме и взятии Казани войсками Ивана Грозного. Памятник был сооружен в 1823 году по проекту архитектора Н. Ф. Алферова. Массивная пирамида высотой более 20 метров имеет со всех четырех сторон порталы, выполненные в дорическом стиле.
    Центральная часть внутреннего помеще­ния занимала церковь, в углах пирамиды — четыре кельи для священника и служителей. Каменная лестница ведет в склеп, расположенный под центральной частью памятника.
    Памятник, сложенный из белого известняка, вскоре стал разрушаться. В 1830—1832 го­дах его реконструировал П. Г. Пятницкий. Пирамида была обшита железом, укреплены стены, своды подземелья и переоформлен ин­терьер.

    1.4. Башня Сююмбеки

    Нa крутом спуске холма возвышается башня Сююмбеки—одно из лучших архитек­турных сооружений XVII века1 .
    Башня Сююмбеки — стройное семиярус­ное здание из красного обожженного кир­пича, Ее высота 58 метров, площадь основания 140 квадратных метров. Строилась она на забитых в землю дубовых сваях, часть которых с течением времени опустилась. По­этому башня отклонилась от вертикальной оси примерно на 169 сантиметров. В 1914 году при реставрации башня была по первому яру­су стянута железной полосой, которая значи­тельно ухудшила ее вид.
    Первые три яруса башни четырехуголь­ники, верхние—восьмигранники, заканчиваю­щиеся дозорной вышкой с высоким шатровым шпилем. Нижний ярус прорезан высоким арочным проемом.
    Четверики имеют по верху обходные, тер­расы, окруженные узорчатым парапетом. За­падная и восточная стены первого яруса украшены четырьмя полуколонками с капителями в виде консолей с вертикальными рядами ступенчатых выступов.
    Нижний парапет украшен ширинками, парапет второго яруса — вертикальными впа­динками с валиком внутри, парапет третьего—­очень простыми прямоугольными углубления­ми. Под карнизами всех трех четвериков идет зубчатый поясок. Интересны и сами карнизы, сложенные из рядов кирпичей, на­висающих друг над другом,— такая декора­тивная обработка, имеющаяся еще в булгарских зданиях, встречается и на татарских ме­четях1 .
    Интересно, что композиция башни, состоя­щая из четвериков и восьмериков, имеет некоторые аналогии с Черной палатой «в Бул­гарах.
    Башня Сююмбеки является своеобразной архитектурной эмблемой Казани. Ее силуэт изображается на значках-сувенирах, украша­ет обложки книг и альбомов, посвященных истории города.
    »Башня Сююмбеки” — семиярусная, что означает собой семь сводов небес, олицетворяющих семиступенчатость рая. В стенах — че­тырехугольные ниши. Можно было бы ука­зать и на многие при­знаки, свойственные зиккуратам. Мы ог­раничимся анализом отдельных символов, раскрывающих, культовое значение «Башни Сююмбеки».
    Одной из таких деталей, имеющих важное символичес­кое значение, явля­ется железная сетка-украшение, осыпанная звездами. Она до насто­ящего времени никем не исследована.
    Железная сетка-украшение на воротах! Она может рассказать о многом. Она и свидетель, и доказательство. Эта сетка-решетка была поставлена одновременно с воз­ведением Башни. Из каких помыслов и для чего?
    Сетка-решетка располагается в самом нижнем ярусе башни-зиккурата. Следовательно, она не могла быть сделана позже, даже если предположить, что верхние ярусы были возведены в другое время. Исследование металла сетки с помощью современных приборов дало бы нам новые сведения.
    Железная сетка «Башни Сююмбеки» никак не мог­ла быть предназначена для оборонительных и вообще для военных целей хотя бы потому, что сквозь нее могли свободно пройти не только стрелы и пули, но и пушечные ядра. Кроме того, не требовалось особых усилий, чтобы сломать прутья этой решетки, отличав­шейся к тому же солидной величиной — несколько метров по окружности.
    Железная решетка украшена звездами, каждая из которых имеет по восемь «крылышек». Концы всех «крылышек» согнуты только в одну сторону, что оз­начает вращение звезд вокруг своей оси. Свод первого яруса башни имеет форму купола, продолжением ко­торого представляется «звездчатая» решетка.
    Входим под «звез­дный» купол. Оказавшись за сеткой-решеткой мы всту­паем в «Страну Вечности». Однако над выходом из арки Башни такого оформления нет. Возможно, что через «звездчатые» ворота мы входим в «Страну звезд». Если так, то «звездная вуаль» будет выполнять роль занавеса, за которым открывается «Страна Вечности». Иначе говоря, «Звездчатые ворота» служат границей «Страны негаснущих звезд», переступив которую ока­зываешься на «том свете». Очень важным является то, что «Башня Сююмбеки» с северной и южной стороны имеет боковые двери.
    Эта традиция (дверь с северной стороны) прослежи­вается и в других памятниках булгар-татар. Такая зако­номерность сохраняется в мавзолеях (склепах) древнего Булгара1.
    Значит, древние мавзолеи и зиккураты строились с четким соблюдением определенных религиозных ка­нонов и обычаев. Одним из таких канонов, непремен­но, являлось расположение двери со стороны «Страны звезд», с северной стороны.
    Входящий в эту дверь тоже как бы ока­зывается в «Стране звезд». В этом смысле символика звезд «Черной палаты» совпадает с символикой звезд «Башни Сююмбеки».
    Эти башни и Булгарские мавзолеи имеют квадрат­ные основания, что тоже символично.
    «Квадрат, один из распространенных мифологичес­ких символов. Мифопоэтическое использование квад­рата акцентирует его особенности как геометрической фигуры. Из самого широкого круга мифопоэтических источников-церемониалов гадания при выборе места в архаических строительных ритуалах (например, у хеттов, индийцев, римлян), „сонников“ и сборников примет (от Древнего Востока и до Мартына Задеки), пифагорейско-орфических текстов, средневековой „семантической“ геометрии, в которой свойства гео­метрических фигур соотносились с „добродетелями“, геральдики и этикета и т. п., выявляется связь квадра­та с такими отправляющимися от геометрической спе­цифики квадрата идеями, как число четыре, абсолютное, равенство, простота, прямота, единообразие, порядок, правота, истина, справедливость, мудрость, честь, земля. Квадрат или четырехугольник (в более общем вариан­те), как и соотносимый с ними круг, образуют гори­зонтальную плоскость схемы древа мирового, при этом особенно выделяются углы и середины сторон, обо­значающие четыре или восемь основных направлений».
    Исходя из этого, мы постигаем еще одну суть «Звез­дного купола». С одной стороны, восьмиконечные звезды означают «Страну звезд», с другой — олицетворяют связь с восемью направлениями (сторонами) мирозда­ния, единство всего и всякого с космосом. Первые три уровня «Башни Сююмбеки» имеют четырехугольную форму, остальные четыре — восьмиугольную. Если пред­положить, что углы Башни показывают направление (сторону), то углы этажей с четвертого по седьмой ори­ентированы на восемь сторон света. Поэтому восьми­конечные звезды, восьмигранные призмы ярусов с восемью окнами (на пятом и седьмом) — не случайное явление, а традиционная особенность таких сооруже­ний.
    Казанский зиккурат, возведенный последней татар­ской царицей, занимает особое положение среди дру­гих однотипных сооружений. Обратимся опять-таки к кажущейся простоте «квадратной» символики.
    «Четырехугольная (обычно именно квадратная) схе­ма совмещает в себе классификационную систему дво­ичных противопоставлений, описывающих мир (верх-низ, правый-левый и т. п.), или основных эле­ментов мира (ср. четырехчленные системы типа „огонь — вода — земля — воздух“) с образом идеально устой­чивой структуры, статической целостности, интегри­рующей в себе основные параметры космоса.
    Квадрат служил моделью многих храмовых сооруже­ний (зиккурат, пирамида, пагода, церковь, чум и т. п.), которые, в свою очередь, рассматривались как образ мира. Квадратная структура использовалась для описа­ния не только пространственного состава вселенной (страны света, направления, центр) и основных вре­менных координат (четыре части суток, четыре време­ни года, четыре мировых века, четыре человеческих возраста), но и целого ряда четырехчленных классифи­каций в социальной сфере».
    Обратим внимание на еще одну особенность квад­рата-символа. Эта геометрическая фигура может ис­толковываться как «граница», «рубеж». Круг и квадрат, как мифологические знаки, отражают идеи ограниченности внутреннего и внешнего пространства1 .
    «Звездчатый калфак» «Башни Сююмбеки» обещает раскрыть еще много неизведанного. Мы ограничимся сказанным. Невольно возникает вопрос: Если, как утверждается в некоторых источниках, Башня была сооружена для наблюдения «за передвиже­ниями татар», зачем строителям нужно было учитывать все перечисленные тонкости религиозно-философско-мифологического характера?
    Нет основания утверждать, что «Башню Сююмбеки» с ее широко распространенной в мире культово-архи­тектурной традицией воздвигли зодчие-чужестранцы. Ведь традиция египетских и шумерских зиккуратов могла самостоятельно существовать как в Италии, так и в тяготевшей к Багдаду Булгарии. Чтобы понять это, до­статочно вспомнить «Черную палату» Великих Булгар.
    Много тайн можно обнаружить в «Стране негасну­щих звезд». В прошлом эти тайны для науки были закрыты. Разных слухов, версий, голословных утверж­дений о «Башне Сююмбеки» и сегодня много. Люди им верили и верят. То, что долгое время тайна «звез­дного калфака» оставалась без внимания говорит о малоизученности этой проблемы.
    Объявление территории Казанского кремля историко-культурным заповедником, принятие решения о широком научном исследовании и восстановлении памятников говорит о возросшем интересе народа к своему культурному наследию, в том числе и к «Башне Сююмбеки». Это значит, что мы можем ожидать новых открытий, новых находок1 .
    Археологические раскопки на территории Казанс­кого кремля в 1997 году увенчались интереснейшими находками.
    На южной стороне башни, внизу, видны два дверных про­ема, один из которых когда-то был замурован. В настоящее время там имеется одна узкая дверь, ведущая по лестницам вверх, на первый ярус. На­прашивается вопрос: куда вела вторая дверь? корее всего, вторая дверь служила входом в подземную часть «Башни Сююмбеки». Спу­стившись по лестнице вниз, воз­можно, посетитель открывал следующую дверь, через которую входил в помещение, где находилась могила (или сарко­фаг) Сафа-Гирей хана.
    Такое предназначение этого сооружения, естественно, требовало соблюдения ряда строительно-технологичес­ких и санитарно-гигиенических норм. В первую оче­редь, в подземной части сооружения необходимо было содержать соответствующий режим воздухообмена. Для этого, можем полагать, в стенах башни были устроены специальные вентиляционные шахты, три окошка ко­торых отчетливо видны в картине Э. Турнерелли. Воз­можно, что они были симметрично устроены и на противоположной стене арки Башни.
    Важно и то, что Э.Турнерелли свои картины рисо­вал «с натуры» и в 1839 году издал их в Лондоне. Следовательно, еще в начале XIX века ” вторая дверь” и вентиляционные окошки не были замурованы (рис.2).
    Известно, что «Башня Сююмбеки» была использо­вана и как проездная башня при въезде в государев (губернаторский) двор.
    Рис.2. Арка башни Сююмбеки.
    Очень возможно, что основными причина­ми наклонения «Башни Сююмбеки» могли быть, во-первых, мощные взрывы крепостных стен в 1552 году, во-вторых, — постоянное проникновение сточных вод в фундамент через эти двери, которые со временем оказались углубленными в землю в результате накоп­ления вокруг Башни строительного и другого мусора. К тому же, в свое время рядом с Башней был устроен «комму­нальный колодец» для сточных вод1 .
    Можно надеяться на то, что при засыпке помеще­ния подземные каменные стены с двух сторон не были разобраны. Их легко можно обнаружить во время ар­хеологических работ путем проведения раскопок уз­кой полосой по центру арочного прохода.
    Естественно, данная гипотеза в деталях, может быть, будет иметь некоторые расхождения с реальностью, но в целом она основана на проверенных фактах и обещает серьезные научные открытия. Успешные ито­ги археологических исследований, подтверждающие нашу гипотезу, могут поставить точку в затянувшихся дискуссиях о «Башне Сююмбеки».
    «Башня Сююмбеки» в на­родной памяти имеет и дру­гое название — «Мечеть хана» В исторической ли­тературе о происхождении названия достаточно спорно­го материала, противоречи­вых суждений. Не вдаваясь в подробности, можно крат­ко резюмировать: одни ут­верждают, что «Башня Сю­юмбеки» построена в период Казанского ханства, другие, без убедительных аргументов, считают, что она возведена после взятия Казани. При этом остаются не выяснен­ными даже приблизительные годы ее строительства: указы­ваются 17-18 века. Извест­но, что об этой башне и в русских архивах нет никаких строительных и финансовых документов. Нет и сведений об освящении данного соору­жения. Не числится оно и в списках православных куль­товых зданий. Наоборот, в описях 17 века эта Башня от­мечается как «азийское» со­оружение. Ответственные люди 17-18 веков были хоро­шо осведомлены о таких исторических памятниках и даже в мыслях не могли допустить возведения этой Башни после взятия Казани. Несмотря на неопровержимые аргументы, некоторые авторы продолжают повторять голословные утверждения.
    Необходимо учесть и то, что «Башня Сююмбеки» в 1549-1551 годах была построена ускоренно (ожидался поход Ивана Грозного). Ее непривычное (с арабским словом) название («Хан межиде») не успело укрепиться в народных массах, не заняло должного места в доку­ментах. Страшная война 1552 года распорядилась иначе. Оставшиеся в живых и кое-что знающие об этом соору­жении только понаслышке стали называть сооружение «Башней Сююмбеки», «Мечетью хана» («Хан мечете»).
    Последующие поколения переняли эти названия «баш­ни», не вдаваясь в их смысловое значение. В такой форме они дошли до нас.
    Семиярусная «Башня Сююмбеки» символизирует и семь небесных сфер, и семь раев. Седьмой рай — «Дарас-Салям» — самый высший и желанный. Такого воз­несения и признания благородных деяний желают Сафа-Гирею его близкие и подданные.
    «Башня Сююмбеки» построена по таким же зодчес­ким традициям, как «Башня Бабила» («Вавилонская башня»), и является «родственницей» древних египетс­ких пирамид, и таких древнеиндийских сооружений, как в городище Тити-Кань (в Мексике). «Башня Сю­юмбеки» — это памятник тех времен, когда человек жил мечтой через свои богоугодные деяния вознестись в рай — джаннат.
    «Башня Сююмбеки»— это одновременно и модель мира, и компас, и солнечные часы, и «Страна звезд», и памятник, призывающий к верности гуманистическим идеалам, и место обращения к Аллаху, и мавзолей-усыпальница великого государственного мужа. Именно такие архитектурные памятники являются символами некоторых городов и государств.

    1.5. Благовещенский собор

    К числу наиболее древних построек кремля принадлежит здание Благовещенского кафедрального собора, сооруженное в 1556—_ 1562 годах. Строили собор русские зодчие Постник Яковлев и Иван Ширяй1 .
    В первоначальном виде собор был четырехстолпной крестовокупольной постройкой кубической формы, увенчанной пятью цилиндрическими барабанами с шлемовидными глава­ми. Сохранившиеся элементы внешнего декоративного убранства носят ярко выраженный черты, свойственные псковскому зодчеству своеобразная трактовка апсид (алтарных выступов), аркатурный поясок, каемчатые кирпичные орнаменты, оставшиеся еще на средней апсиде и центральном (в настоящее время единственном) купольном барабане.
    В течение веков собор неоднократно пере­страивался, расширялся. От первоначального его вида сохранилось немногое. В XIX веке на месте бывшего ханского дворца архитектором К. А. Тоном был по­строен губернаторский дворец.
    Крытой галереей здание соединено с дворцовой церковью, сооруженной в XVII ве­ке на фундаменте татарской мечети Нур-Али. Другие здания, расположенные в кремле (бывшие присутственные места — приземис­тое длинное, однообразное и монотонное в своей архитектуре сооружение, бывшее юнкер­ское училище и т. д.), строились в XIX веке и большой художественной ценности не пред­ставляют.

    2. Влияние на архитектуру Казани русской и татарской культур

    Архитектура Казани, крупней­шего российского города, гу­бернского центра, сложилась к середине XVIII в. на основе двух традиций: русской и та­тарской. Насколько тесно пере­плелись две эти культуры, насколько высока была степень их слияния, пока еще трудно судить, потому что временной границей нашего исследования является первая половина XVIII в., в то время как истоки культурных взаимосвязей среды неволжской и русской культур уходят в домонгольскую эпоху, активно развиваются в золотоордынское время и в период Казанского ханства1 .
    K моменту присоединения Среднего Поволжья к Россия в середине XVI в. здесь уже существовала развитая архитекту­ра, базировавшаяся на богатых местных традициях, насчитыва­ющих к тому времени более чем пятисотлетнюю историю. Развиваясь на границах мусульманского мира, своеобразная булгаро-казанская архитектура представляла собой самую север­ную ветвь средневекового вос­точного зодчества. Традиции та­тарской архитектуры воздейст­вовали на сложение своеобраз­ной архитектуры Казани, проя­вившись в ряде градострои­тельных, композиционных и де­коративных особенностей ее русской части. В свою очередь, русское зодчество воздейство­вало на архитектуру феодаль­ной верхушки татарского об­щества, находившейся в тесной связи с русской администрацией. Середина XVIII в. стала пере­ломным моментом, началом ка­чественно нового этапа развития татарской архитектуры. Его характерной чертой было вступ­ление в тесный контакт с рус­ской культурой и, как следст­вие, активное восприятие эле­ментов прогрессивной западно­европейской культуры. Решаю­щую роль в формировании сти­левого и образного решения зданий стали играть русские ар­хитекторы, татарам отводилась роль заказчика, в той или иной мере диктовавшего свои условия и воздействовавшего на творческий процесс проектиро­вания.
    Архитектурное окружение, национальная принадлежность за­казчика и сама земля, где воз­никали эти постройки, способст­вовали выявлению их своеобразия в контексте культуры, их породившей.
    В определенной степени воз­действовали на сознание зод­чих и заказчиков также и сох­ранившиеся памятники средне­вековой архитектуры, почитав­шиеся местным населением как священные1. В то же время экономическая и политическая зависимость татар от России, их активное участие в экономи­ческой жизни страны с неиз­бежностью разрушали межна­циональные перегородки, спо­собствовали взаимодействию на­циональных культур.
    Произведением национальной архитектуры можно считать зда­ние, специально для данного наро­да предназначенное. Любое талантливое и оригиналь­ное произведение, воздвигнутое на той или иной национальной почве и социально для данного народа предназначенное, со вре­менем непременно станет частью данной национальной культуры, в каких бы взаи­моотношениях с местными тра­дициями оно ни находилось.
    Архитектура татарских байских домов и мечетей обрела стилевые характеристики барок­ко и классицизма, сохранив традиционные особенности пла­нировки. В культовой архитек­туре местные традиции прояви­лись в сохранении традиционно­го типа мечети и выражения ее отдельных элементов через формы булгарского зод­чества.
    В деталях декора частично применялись мотивы татарского народного искусства. Таким об­разом, присущие русской ар­хитектуре этого периода стиле­вые особенности были восприня­ты и своеобразно трансформиро­ваны архитектурой татарской од­новременно с русской, ступив­шей на путь западноевропейской ориентации. Классицизм был принят татарским обществом в той его части, которая не проти­воречила его эстетическим и ре­лигиозным чувствам, и частично отвергнут. Образцовый проект 1829 г. на татарскую мечеть оказался тупиковым путем раз­вития для монументального зод­чества, не прижились в архитектуре домов портики, колоннады, изображения людей и жи­вотных. Совокупность общих, особенных и единичных признаков содержания и формы элемен­тов городской застроили казан­ских татар второй половины XVIII — первой трети XIX в. можно квалифицировать как со­вокупность признаков своеоб­разной городской архитектуры казанских татар этого периода, своим внешним обликом и внутренней организацией отра­жавшей сильное русское влияние и обладавшей более или менее устойчивыми национальными особенностями в рамках обще­российских архитектурно-ху­дожественных направлений того времени.

    Заключение

    Широкой публике неизвестны ни стили­стические особенности город­ских зданий казанских татар, ни принципы сочетания нацио­нальных традиций с привнесен­ными элементами европейской культуры. Неизвестны, следова­тельно, и критерии оценки со­хранившихся архитектурных па­мятников в условиях современ­ного города, необходимые при решении, проблем сохранения ха­рактерных участков застройки и отдельных уникальных соору­жений.
    В прямой зависимости от правильного решения вопроса о степени национального свое­образия памятников архитекту­ры казанских татар находится судьба многих памятников ста­рины. Решения его ждут архи­текторы и художники, от рабо­ты которых зависит облик со­временной архитектуры Татарстана.
    Новые явления, привнесенные извне, со време­нем непременно становятся ча­стью данной национальной куль­туры. История зодче­ства есть также история взаимо­отношений людей — архитекто­ров, заказчиков, строителей с обществом. Эти взаимоотно­шения определяли условия ра­боты зодчего в прошлом. Социальные требования татарского заказчика с неиз­бежностью диктовали архитектурно-планировочные, образные и декоративные решения иные, чем в русской архитектуре, что было обусловлено своеобрази­ем его мировоззрения, в том числе и религиозного.
    Историческая обстановка, когда в Среднем Поволжье в XV—XVVI вв. происходили бур­ные исторические катаклизмы и активные военные действия, была крайне неблагоприятной для памятников архитектуры. Период расцвета средневеково­го булгаро-татарского зодчест­ва после разгрома Казанского ханства сменился временным упадком традиций монумен­тального зодчества. Новая та­тарская архитектура формиро­валась на корнях местных тра­диций, вбирая в себя черты культур многих народов По­волжья.

    Литература

    1. Бобченко Т., Гарзавина А., Синицына К. Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1970. – 207с.
    2. Гафаров И. А. Перелистывая страницы истории. – Казань: Каз. пед. ун-т, 1996. – 77с.
    3. Казань. Времен связующая нить / Л. И. Девятых и др. – Казань: Титул, 2000. – 279с.
    4. Памятники древней истории Волго-Камья. – Казань: АН Татарстана, 1994. – 137с.
    5. Халитов Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII-начала XIX в. – М.: Стройиздат, 1991. – 191с.
    6. Ханзафаров Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность). – Казань: ФИКЕР, 2001. – 133с.
    7. Ханзафаров Н. Г. Башня Сююмбеки в свете истории и мифологии // Идель. – 1990. — №9. – с. 12-16.
    1 Бобченко Т., Гарзавина А., Синицына К. Казань. — Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1970. – с.124.
    1 Бобченко Т., Гарзавина А., Синицына К. Казань. — Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1970. – с.124.
    1 Бобченко Т., Гарзавина А., Синицына К. Казань. — Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1970. – с.126.
    1 Бобченко Т., Гарзавина А., Синицына К. Казань. — Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1970. – с.128.
    1 Халитов Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII-начала XIX в. – М.: Стройиздат, 1991. – с.82.
    1 Ханзафаров Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность). – Казань: ФИКЕР, 2001. – с.32.
    1 Ханзафаров Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность). – Казань: ФИКЕР, 2001. – с.39.
    1 Ханзафаров Н. Г. Башня Сююмбеки в свете истории и мифологии // Идель. – 1990. — №9. – с. 13
    1 Ханзафаров Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность). – Казань: ФИКЕР, 2001. – с.39.
    1 Ханзафаров Н. Г. Башня Сююмбеки в свете истории и мифологии // Идель. – 1990. — №9. – с. 12.
    1 Гафаров И. А. Перелистывая страницы истории. – Казань: Каз. пед. ун-т, 1996. – с.41.
    1 Казань. Времен связующая нить / Л. И. Девятых и др. – Казань: Титул, 2000. – с.119.
    1 Памятники древней истории Волго-Камья. – Казань: АН Татарстана, 1994. – с.55.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *