Сочинение на тему каждое слово для историка есть свидетель

3 варианта

  1. Оглавление
    1. Введение
    2. Основная часть
    Паспорт слова «Счастье»
    § 1. Этимология слова
    § 2. Семантические свойства
    § 3. Синонимы и антонимы слова
    § 4. Родственные слова
    § 5. Слово «счастье» во фразеологизмах, пословицах и поговорках
    § 6. Выводы
    3. Заключение
    4. Список литературы
    «Каждое слово для историка есть
    свидетель, памятник, факт жизни народа»
    И.Срезневский
    1. Введение
    С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
    Ребёнок не научился, как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык.
    Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт… целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная Вселенная. Через слово он впервые узнаёт о том, чего ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят) его глаза.
    Слово… Мало кто представляет себе по-настоящему, каково оно, самое простое и обычное человеческое слово, каким неописуемо тонким и сложным творением человека оно является, какой своеобразной (и во многом ещё загадочной) жизнью живёт, какую неизмеримо огромную роль играет в судьбах своего творца – человека. Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете? Какую силу имеет наше слово? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчей:
    “Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: “Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне”. Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: “Теперь иди, собери до единой пушинки”, на это клеветник ответил: “Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной”. И сказал ему бывший друг: “Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которых ты отнял у меня своей клеветой””   (Схиархимандрит Иоанн Маслов). Избранные письма и проповеди,  стр. 162)
    Итак, в чем сила слова?  Словом можно спасти, умудрить и исцелить. Но словом, же можно и посеять зло, отравить душу, ранить. Изначально Слово было созидательным. Благим оно должно быть и у нас. Ведь это тот дар, который вверен нам  самим Богом. С какой осторожностью надо употреблять его. Каким же должно быть наше слово? Как необходимо относиться к этому Божьему дару Слово праздное, вышедшее из уст человека, уже не возвращается к нему. Оно идет по умам, по устам многих людей и производит неисчислимое множество дурных мыслей, чувств и поступков.
    Нужно бережно, внимательно относиться к словам.
    Подумай, прежде чем сказать: “Зачем я это говорю? Для чего?” Оно не должно быть злым, осуждающим Ничего нельзя говорить с целью уязвить ближнего. Если не спрашивают, не говори. Не торопись с ответом. “Как же жить”? – спросите вы. На этот вопрос старец Амвросий Оптинский обычно в шутливом тоне отвечал так: “Жить, не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение”.
    В наш век всеобщей компьютеризации, к сожалению, падает интерес к слову. Многих больше интересует язык знаков и символов. А ведь наш русский язык – это национальная гордость, большая ценность для каждого, кто считает его своим родным языком. Его нужно беречь, любить, сохранять и защищать. Вы можете сказать, что вовсе не обязательно знать правила написания и произношения слов, хорошо владеть его языковыми нормами. Ведь мало кто из учащихся впоследствии станет лингвистом, языковедом.
    Недостаточно развитая речевая культура снижает рейтинг любого делового человека, каким бы делом он ни занимался. Не будет считаться солидной фирма, где посетителю или партнеру скажут: “Наши жАлюзи более красивее ихних”, “Вам завтра позвОнят, и тогда мы заключим дОговор, у нас их более восьмиста.”
    Актуальность данной работы заключается в том, что язык нужно беречь и задумываться над каждым сказанным словом. Поэтому я взяла слово «счастье», которое мы так часто употребляем в нашей повседневной речи. Но  иногда  не полностью понимаем смысл этого слова. Мне захотелось больше узнать о слове. Я провела анкету и выяснила, как понимают смысл этого слова люди разных возрастных групп.
    Цель проекта: Создание  многоаспектного художественно-лингвистического портрета слова «счастье».
    Объект исследования. Филология (от греч. phileo — люблю, logos — учение) совокупность наук, изучающих культуру какого-либо народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
    Задачи проектной работы:
    1. Изучить основную литературу по теме: словари, справочники, энциклопедии, художественные и краеведческие издания.
    2. Обобщить и систематизировать все собранные материалы о слове «счастье».
    3. Взять интервью у одноклассников, выпускников нашей школы, родителей, учителей.
    Гипотеза:  Если внимательно изучить слово, то можно узнать много интересного и значимого о прошлом своего народа, своей страны.
    История слова «счастье» в различных словарях
    Словарь русского языка.
    Академия наук СССР, Москва, 1961, том IV
    Счастье, -я  ср.
    1. состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем- либо. Семейное счастье. Народное счастье. Человек создан для счастья. (Короленко. Парадокс.)
    Внешнее проявление этого  чувства. Самое полное счастье светится на лице его. ( Достоевский. Подросток.)
    2. Успех, удача. Счастье в игре. Военное счастье. Хаджи Мурат всегда верил в свое счастье. Затевая что-нибудь, он был вперед твердо уверен в удаче, – и все удавалось ему. ( Л.Толстой. Хаджи Мурат.)
    Хорошо, удачно. Какое счастье, что мы уже вместе. (Николаева. Жатва.)
    Повезло кому- либо, удачно вышло для кого- либо. Счастье его что он не переломал себе ребер. ( Помяловский. Очерки бурсы).
    3. прост.    Участь, доля, судьба.  Всякому свое счастье. Поговорка.
    ** К счастью, на счастье, по счастью- выражает удовлетворение по поводу чего- либо
    На счастье – чтобы была удача
    Попытать счастья
    Татьяна Ефремов
    Толковый словарь современного русского языка
    1) Состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, чувство наивысшего удовольствия, радости.
    а) Успех, удача.
    б) Счастливый случай, счастливое стечение обстоятельств.
    2. предикатив1) О состоянии, когда очень хорошо.
    2) О везении, удаче, сопутствующих кому-л.
    Д. Н. Ушаков: Большой толковый словарь современного русского языка.
    Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью. «И стала с счастием народа цвесть радость в селах и градах.» Рылеев. «Свободу дайте мне, – найду я счастье сам!» Баратынский. «Пел он воплощение счастья народного.» Некрасов. «Вопрос о личном счастье не прост.» Маяковский. – Шестой уж год я царствую спокойно. «Но счастья нет моей душе.» Пушкин. «Счастьем своим бабьим похваляется.» Чехов. «Мурашкина просияла от счастья.» Чехов. Жить в счастье. «Ты обязан составить счастие женщины, которую ты любишь.» А.Островский.
    То же, как воплощение чувства любви. «А счастье было так возможно.» Пушкин. «Привычка свыше нам дана, замена счастию она.» Пушкин. «Без любви, без счастья по миру скитаюсь.» А.Кольцов.
    2. Успех, удача (преим. случайная). «Солнце не вечно сияет, счастье не вечно везет.» Некрасов. «Не было бы счастья, да несчастье помогло.»  (погов.)У него нет счастья в игре.
    3. Участь, доля, судьба (·прост., ·обл. ). «Всякому свое счастье.» (посл.) «Такое наше счастье, что на мосту с чашкой.» погов.
    4. им. счастье употр. также как сказуемое главного предложения в знач. очень хорошо, крайне приятно (·разг. ). «Да! счастье, у кого есть эдакий сынок.» Грибоедов. Счастье, что всё так удачно получилось.
    Сергей Ожегов : Толковый словарь русского языка.
    1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. С. созидания. Стремление к счастью. Семейное с.
    2. Успех, удача. Во всём с. кому-н. Не бывать бы счастью, да не~ помогло (посл.).
    К счастью или по счастью, вводн. сл. выражает удовлетворение по поводу чего-н.
    На ~ 1) вводн. сл., то же, что к счастью. На моё ~, всё кончилось благополучно; 2) чтобы была удача. Дай руку на ~.
    Твоё (моё, его и т. д.) ~, что… (разг.) тебе (мне, ему и т. д.) повезло, что… Твоё ~, что всё обошлось благополучно.
    Краткий этимологический словарь русского языка.
    Н.М.Шанский, В.В.Иванов, Т.В.Шанская
    Счастье. Общеславянск., суф-преф. производное (с помощью приставки съ- в значении «хороший» и суффикса –ui- ) от – часть –   Буквально- «хорошая часть, доля»
    Философский энциклопедический словарь
    Счастье – понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Счастье- чувственно- эмоциональная форма идеала.
    Словарь В.И. Даля
    Счастье – (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля. Такое наше счастье, что на мосту с чашкой. Всякому свое счастье; в чужое счастье не заедешь. | Случайность, желанная неожиданность, талан, удача, успех, спорина в деле
    Мифологический словарь. Г.Щеглов, В. Арчер
    Доля, в славянской мифологии воплощение счастья, удачи, даруемых людям божеством; первоначально само слово бог имело значение «доля». Наряду с доброй Долей как персонификацией счастья в мифологических и позднейших фольклорных текстах выступают злая (несчастная, лихая) Доля, недоля, лихо, горе, злосчастие, беда, нужда, бесталаница, кручина, бессчастье, злыдни как воплощения отсутствия Доли, дурной Доли. Другое персонифицированное воплощение счастья — встреча (др.-рус. устрьча), противопоставляемая невстрече.
    Каково происхождение слова счастье?
    Существительное счастье – древнее слово. В русских текстах слово съчастие появилось в конце XV века, в значении, близком к понятию «участия». Счастье понималось как участие в деле, которое спорится, т.е. удачно совершается. Изначально имело общественный смысл – получить свою долю в общем результате. Вообще-то есть мнение, что слово счастье произошло от слова “сейчас”- с-час-тье в этот час…..т. е. жить одним днем…
    Какие синонимы есть у слова счастье?
    Счастье.  благополучие, благоденствие, благодать, блаженство, победа, удача, успех, случай; ему посчастливилось, везет; под случай попасть, судьба, благополучие; удачливость, доля, счастливый конец, фарт, участь, предназначение, благосостояние, синяя птица, наслаждение, состояние, талан, фортуна, счастьице, везение
    Какие слова образованы от слова счастье?
    • СЧАСТЛИВАЯ
    • СЧАСТЛИВЕЦ
    • СЧАСТЛИВИТЬ
    • СЧАСТЛИВИТЬСЯ
    • СЧАСТЛИВО
    • СЧАСТЛИВЧИК
    • СЧАСТЛИВЫЙ
    • СЧАСТЬЕ
    Слово в фольклоре
    Пословицы о счастье
    Легко найти счастье, а потерять и того легче.
    Кто за счастье берётся, тому оно и достаётся.
    Кому счастье, кому два, а кому и нет ничего.
    Кому счастье служит, тот ни о чём не тужит.
    В несчастье не унывай, а печаль одолевай.
    Было бы счастье, а дни впереди
    Поговорки о счастье
    Не в деньгах счастье.
    Не быть бы счастью, да несчастье помогло.
    Наше счастье в наших руках.
    Легче счастье найти, чем удержать его.
    За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит.
    Всякому своё счастье.
    Всякий счастья своего кузнец.
    Фразеологические обороты со словом счастье
    Счастье слепо
    Слово счастье в названиях фильмов, произведений, картин
    1. Фильм «Звезда пленительного счастья» (1975) режиссер Владимир Мотыль, народный артист России
    2. Куприн А.И. Собачье счастье.
    Собаки , попавшие в живодерню, ведут разговор о счастье. Цирковой пудель Арто считает людей подлецами, но говорит, что « собачье счастье- в руках доброго хозяина».
    3. Эмиль Золя. Дамское счастье.
    Единственное счастье в жизни- это постоянное сремление вперед. Честность , порядочность- это уже половина счастья. Эмиль Золя. «Дамское счастье» – это история о простой девушек- продавщице, которая покорила сердце принца.
    4. Бережной В. Легенда о счастье. Рассказ, 1971
    Неистовый ученый долгое время работал над переводом древнего текста. Работа была его счастьем. В тексте речь шла о пастухе, который хотел найти Страну счастья. По дороге сделал немало хорошего, совершил несколько подвигов, но не понял, что сама его жизнь была счастьем.
    5. Полякова Светлана. И улыбнется счастье. Роман.
    6. Павленко П. Счастье . Роман.
    7. Асадов. Э. Что такое счастье? Стихотворения.
    8. Марина  Порошина . Подари мне счастье.
    Когда-то Лера, Андрей и Вика учились на одном курсе театрального института. Теперь Вика замужем за банкиром, Андрей успешно работает в театре марионеток, а Лера трудится в фирме, которая помогает обиженным мстить. И кто бы мог подумать, насколько крепко их жизни переплетены в один клубок. Распутать его можно… но сложно… и нужно ли? А быть счастливой так важно.
    9. Патриция Райс. Мечты о счастье.
    10. Аурелия Хогарт . Чужое счастье.
    11. Изабель Вульф. Собачье счастье.
    12. Татьяна Шмыга. Счастье мне улыбалось.
    13. Иоанна Хмелевская. Слепое счастье.
    14. Дарья Донцова. Синий мопс счастья.
    15.Людмила Синицына. Узор счастья. Роман.
    Она молода, красива, талантлива и влюблена. Ее избранник – ей под стать. Эта пара просто обречена на долгую счастливую жизнь. Но почему же тогда после слова “любовь” звучит слово “смерть”? От кого должно защитить любящих шаманское копье? Кто желает счастливой паре зла? И все-таки что сильнее, любовь или смерть?
    16. Сергей Лавров. Чужое счастье с сюрпризом.
    17. Александр Прозоров. Как обрести счастье.
    18. Щедрина. К.А. Царское счастье.
    19. Дейл Карнеги. Счастье зависит от нас самих.
    В этом мире каждый ищет счастья, и существует только один способ, один верный способ, чтобы найти его. Это – контроль над своими мыслями.
    Помните, что счастье не зависит от того, кто вы и что вы имеете; оно зависит исключительно от того, что вы думаете.
    Мне кажется, что прежде всего надо найти себя, поверить в себя, убедиться, что из тебя получится человек, и только тогда можно будет наити свое место в жизни, свое счастье. А в чем оно счастье?
    Счастье- это просто и сложно. Счастье – это быть необходимым, нужным человеком, это любить жизнь, людей, свою будущую профессию. Счастье-это птица, которую ты хочешь поймать, а она не дается, улетает, подымается все выше и выше. Можно ошибаться, спотыкаться, падать. Но главное- находиться в движении. Самая большая моя мечта – не быть в жизни посредственностью. Быть посредственностью я не согласен. Мне хочется выбрать профессию по душе такую, чтобы работа мне приносила радость. В этом я вижу счастье. У каждого человека свое представление о счастье. Что для меня счастье? Это знать, что меня любят. Время идет , многое меняется. Мы взрослеем. Мы идем на встречу жизни. Идем в жизнь со своими
    мечтами , идеалами, желаниями. А в душе моей живет любовь.
    Большая любовь к жизни, к людям, желание дарить им радость, пользу, счастье… Счастье-это жить под мирным небом и ярким солнцем. Счастье-это все самое – самое, что может приносить людям счастье и радость
    На мой взгляд, шестнадцать лет – возраст, когда человек уже простился с беззаботным детством, но только начинает вступать во взрослую жизнь. Это трудное время ломки характера и судьбы для каждого. Моим сверстникам и мне не уже шестнадцать и не еще шестнадцать. Мы переживаем тяжелый в моральном и физическом смысле период взросления. Да, сейчас свободнее, чем было десять лет назад, но нельзя же выпускать на свободу пороки. Непростительно выливать на неокрепшие души подростков помои взрослых искореженных душ.
    Взрослые не должны действовать по принципу “авось вырастет”. Красивый и выносливый цветок не подарит миру свой аромат, если за ним не ухаживать. Он зачахнет.
    Но многое зависит от самого человека. Несмотря на тяжелую обстановку, не так мало у меня знакомых, которые могут сказать: “Мне уже шестнадцать, я иду в этот мир с определенным багажом знаний и навыков. Но мне еще только шестнадцать, впереди у меня много дней, которые я проведу с пользой для себя, своей будущей семьи, своего Отечества”. Я надеюсь на них. И я верю, что мое счастье мимо меня не пройдет. Я буду за него бороться. Я его обязательно найду!!! Дейл Карнеги.
    20. Виктория Токарева . Птица счастья. Повести.
    Счастье… Какое оно? Для Нади это – деньги, положение в обществе, уверенность в завтрашнем дне А средств ухватить желанную «птицу счастья» за хвост – всего ничего: только красота, мертвая хватка – да еще умение не стесняться в средствах. В конце концов. Если жизнь – это вечная война. То – на войне как на войне! Вот только чем кончаются войны?
    Значит, птица счастья действительно летает и кому-то садится на плечо.
    21. Светлана Павлова. Гонка за счастьем.
    22. Наталия Правдина. Энциклопедия счастья.
    23. Елена Катаносова.
    Алгоритм  счастья.
    Любовь Олега и Риты родилась в те тревожные дни, когда плечом к плечу они стояли у Белого дома в Москве в августе девяносто первого года. Какими они были тогда счастливыми, гордо уверенными в себе! Но грянул год девяносто второй, и как же все изменилось. Чудовищное, немыслимое расслоение общества потрясало и унижало: они, мозг страны, оказались чуть ли не на самом дне. Наконец Рита принимает единственное, как ей кажется, правильное решение…
    Это история любви, с ее радостями и муками, сложностями и проблемами. Но всегда любовь, даже несчастная (“Ах, кабы на Цветы – да не морозы.”), видится автору величайшей ценностью в жизни, делающей ее наполненной и прекрасной.
    24. А.Вербицкая. Ключи счастья.
    25. Маруся Мусина. Сдается в аренду счастье.
    Слово   «счастье»  в отрывках  художественных произведений
    1.« Бедные богатые» ( японская сказка)
    – Какое это счастье иметь так много денег!
    – Да что ты, – отвечает богач,- какое же это счастье!? Я вот подумал, что самый богатый человек в нашей деревне ты! У тебя целых два богатства: первое- здоровье, второе- дети. А у меня только деньги. Какой же я богач? А разве ты, старый, не знал, что самое большое счастье- дети да здоровье.
    – Счастливо мы свою жизнь прожили,- решили старики.
    2. « Дуракам счастье» ( вьетнамская сказка)
    Родители рассердились на сына и не позволили ему больше торговать. Парень сам понял ошибку и повесил голову, не зная чем покрыть убыток. А потом  в сердцах схватил ножи давай рубить тыквы ( пять лошадей он поменял на восемь тыкв), чтобы отвести душу. И тут из одной тыквы посыпалось много золота.
    Недаром говорят:  дуракам счастье!
    3. Г. Тукай . «Счастливый ребенок» ( перевод Р.Морана)
    Очень счастлив тот ребенок, что в занятия влюблен,
    Чтит учителя и помнит все , что на задал он;
    По пути ворон не ловит и приходит в школу в срок,
    Не шалит и не играет, коли ждет его урок.
    К людям добр, дорогу старшим уступает в свой черед,
    Не смеется над несчастным, слабым руку подает.
    4. Каюм Насыйри. Наставление тридцать девятое.
    Деньги нужны для того, чтобы спокойно прожить жизнь, а не для того, чтобы копить их. Когда одного мудреца спросили: « Как ты понимаешь счастье доброе и счастье злое?» , он ответил: «Доброе счастье бывает воздержанным, всегда помнит друзей, оно благочестиво, малословно… безгрешно, поклоняется святым учтиво. Щедро, милосердно. А злое счастье? Это стяжательство, невоздержанность, болтливость…лукавство, бессердечие, жадность; оно забывает, что жизнь не вечна.»
    О сын мой, это хороший урок для тебя: стремись  к доброму счастью и берегись злого; цель перечисления признаков доброго счастья была в том, чтобы сделать тебя по- настоящему счастливым.
    5.Философские сказки. В.М.Лизинский, кандидат пед. наук, профессор АПК и ПРО
    А как же счастье?
    Я все ждал, когда, идя по ниточке лесного ручья, я выйду на светлую, легкую и зеленую поляну и увижу среди цветов, и услышу среди щебета птиц легкий привкус твоих шагов.
    Я все ждал чуда и надеялся, что в холоде дикой и насмешливой жизни вдруг зазвенит перекличка свирели и медной трубы, и лес и сердце наполняется неповторимым чувством восторга.
    Я все ждал, что, вытерев утренней травой лицо, я разброшу руки и упаду лицом в траву и , задохнувшись о запаха разнотравья, я буду шептать: «Просто встань и иди, просто освободись от гордыни и достойно делай свое дело, просто услышь несравненные голоса природы, просто живи». И выкрикну я: «а как же счастье?» И ответят небеса: « Счастье –это вера, счастье- это надежда, счастье- это любовь».
    Навстречу собственной судьбе
    Э. Асадов
    Что же такое счастье?
    Одни говорят- это страсти,
    Карты, вино, увлечения-
    Все острые ощущения.
    Другие видят, что счастье
    В окладе большом и власти
    В глазах секретарши плененных,
    В трепете подчиненных.
    Третьи считают, что счастье-
    Это большое участие:
    Забота, тепло, внимание
    И общность переживаний.
    По мнению четвертых, это-
    С милой сидеть до рассвета,
    Однажды в любви признаться
    И больше не расставаться.
    Есть и такое мнение,
    Что счастье – это горение,
    Поиск, мечта, работа
    И дерзкие крылья взлета.
    А счастье, по- моему, просто
    Бывает разного роста:
    От кочки и до Казбека-
    В зависимости от человека.
    7.   Короленко В.Г. Парадокс.
    Главный герой, калека от рождения, пишет на белом листке: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Он считает «главными основными чертами закона жизни- добро и  счастье», а «общий закон жизни есть стремление к счастью».
    8. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка.
    Ф.М.Достоевский писал: «Счастье не в счастье, а в его достижении…»
    Главные герои сказа- простые люди, для которых счастье в мастерстве. Только честность, добросовестность, умелость открывают тайники Медной горы.
    9. Грин А. Алые паруса.
    Как стать счастливым, каждый человек решает по-своему. Грин предлагает свой рецепт счастья. В чём он, на ваш взгляд?
    Есть на свете не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное, нужное слово.” Мы должны думать о других, потому что это приносит счастье и радость самому себе и окружающим.
    Ассоль говорит, что у каждого человека есть мечта . А Грин своей
    повестью-сказкой говорит, что нужно верить своей мечте, нужно делать
    чудеса своими руками. Нужно приносить счастье другим людям, потому
    что « стараясь думать
    о счастье других, мы находим свое собственное.» (Платон)
    10.Чехов А.П. Крыжовник.
    « Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие
    житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину,- и все обстоит
    благополучно.»
    « Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась
    так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел,
    который был доволен своею судьбой, самим собой.»
    « Надо, чтобы за дверью каждого довольного , счастливого человека стоял
    кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть
    несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно
    покажет ему свои когти, стрясется беда- болезнь, бедность, потери, и его
    никто не увидит  и не услышит, как теперь он не видит и не слышит
    других.»
    Слово  счастье в  рекламных приложениях
    1. Секреты счастья с нашим чаем и кофе. Гарантия качества Добрыня Дар- Добрыня Русь. Сериал чая «Крепкий».
    2. Счастье иметь здоровые суставы. Вы устали бороться с нестерпимой болью в суставах и позвоночнике ? Дайте своему организму стройматериал и позвольте ему самостоятельно оживить Ваш опорно- двигательный аппарат! Колламин 80 плюс- Победитель Всероссийского проекта «МАРКА ГОДА».
    3.Федорино счастье. Металлическая мочалка. Данное изделие по достоинству оценили хозяйки во многих странах мира.  Разрабатывая изделия для кухни , мы стремимся максимально облегчить Вам домашний труд.
    4. Эспумизан. Спокоен ребенок- счастлива мама. ( реклама  1 канала , 26.08.09)
    5. Гонка начинается. Завтра в 19.30- « В погоне за счастьем» Премьера  Россия. 27.08.09
    6. Подарки на счастье . Детский мир для счастливых детей. ( реклама 1 канала)
    7. Если денег нет, а счастья хочется , приходите к нам. Эльдорадо, кредит на 12%
    8.
    9. Здоровый ребенок – счастлива мама. Сок « Спеленок»( реклама на канале СТС)
    10. Счастливые семьи – счастливый город! ( рекламный щит город Ижевск)
    11. Детский мир. Сеть магазинов для счастливых детей. 1 канал.
    12. Подарки на счастье. Детский митр для счастливых детей. 1 канал.
    13. Счастливый день. Вафли шоколадные.  Изготовитель :ОАО «Кондитерское объединение « Сладко» Россия
    14. « Геримакс»-  энергия на счастье. 1 канал
    Выводы:
    1. Слово «счастье» появилось в конце XV века, в значении, близком к понятию
    «участия»;
    2.  слово является многозначным и понимается людьми по-разному;
    3. слово «счастье» на протяжении столетий приковывало к себе внимание людей;
    4.  слово «счастье» многое рассказало о жизни нашего народа.
    3. Заключение
    Работая над портретом слова «счастье», мы  нашли такое большое количество  лингвистических,  художественных, справочных и  научно-популярных материалов, что  пришли к  убеждению: счастье – это особое слово, недаром на протяжении столетий оно приковывало к себе внимание  людей. Мы узнали многое о жизни нашего народа.
    Работая над портретом слова «счастье», изучая литературу по теме, беседуя с родителями, старшеклассниками, изучая высказывания писателей, о ценности каждого его слова, о бережном отношении к нему, мы  доказали для себя справедливость слов академика И.И. Срезневского: «Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа».
    Мы считаем, что цель исследовательской работы – создать портрет слова «счастье» – достигнута.
    Поставленные задачи – изучить основную литературу по теме: словари, справочники, энциклопедии, художественные и краеведческие издания; обобщить и систематизировать все собранные материалы о слове «счастье»;  взять интервью у одноклассников, родителей, учителей, выполнена.
    Данная работа может быть использована на лингвистических конференциях, на уроках русского языка, внеклассного чтения, на классных часах.
    Гипотеза  – если внимательно изучить слово, то можно узнать много интересного и значимого о прошлом своего народа, своей страны –  находит свое подтверждение.
    На проблемный вопрос – возможно ли создать портрет слова? – мы отвечаем утвердительно.
    Литература
    Энциклопедия «Википедия» (Интернет)
    http://images.yandex.ru/
    http://images.yandex.ru
    -Избранные стихи. Сергей Есенин.
    -Николай Алексеевич Некрасов
    Стихотворения.
    1. -Александр Галич. Песни. Стихи. Поэмы. 1
    Словари:
    И. С. Ожегов, Н. Ю. Шведова “Толковый словарь русского языка”;
    Н. М. Шанский, Т. А. Боброва “Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов”;
    Д. Н.Ушаков, С. Е. Крючков “Орфографический словарь”;
    В. В. Львов “Школьный орфоэпический словарь”;
    Л. П. Крысин “Школьный словарь иностранных слов”;
    А. Н. Тихонов “Школьный словообразовательный словарь русского языка”;
    В. П. Жуков, А. В. Жуков “Фразеологический словарь русского языка”;
    Л. Р. Львов “Школьный словарь антонимов русского языка” и другие.

  2. Помогите решить примеры по действиям
    (268+458)-(100-75/3)=
    512-(243+168)+6*100=
    В загородном лагере за 3 летних месяца отдохнула 700 ребят . Из них в июне – 220 челове , а в июле – 180 .
    однокоренное слово  к слову подсвечник
    В мозаике 160 кусочком смальты,светлого цвета.Это в 4 раза больше.чем кусочков тёмного цвета .А кусочков золотистого цвета в 10 раз больше,чем кусочков светлых и тёмных вместе.Сколько кусочков золотистого цвета в мозаике?
    Постройте треугольник ABC по стороне BC, углу A  и  высоте к стороне AC/
    ПОМОГИТЕ , СРОЧНО!!! Расстояние от Луны до Земли равно 380 000 +-(плюс минус) 4500 км ( в зависимости от ее расположения на орбите). На каком расстоянии от Земли может находиться Луна при этом условии?
    О школе будут вспоминать не по зданию, а по знаниям учеников.
    Какие известные тебе части речи употреблены в предложении? Укажи их.
    Найти 12% от 36
    Найти число если 3% его равны 3,3
    как вы понимаете Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. мини сочинение
    Задание: Use the verbs in the past of future simple.
    1. This summer I lived at my granny’s in the country. Every morning I _________ (get up) and _________(run) to the river. I___________(swim) in any weather and then ______(go back) for breakfast. I________(eat) delicious cakes and _____ (drink) some warm milk. Then I _______(feed) my puppy and we_________(be glad) to help my granny in the garden.
    2. Next summer I willgo to the sports camp. I____________(join) their football team and _____________(Take part) in all sports competitions in the camp. I think we _______( have) lots of concerts? parties and other entertainments there.

  3. Д-151 (П-121). 1) Раз перед вечером, когда схлынул палящий (очень жаркий, обжигающий) египетский жар, египтянка пошла
    со своими служанками купаться к Нилу. 2) В ином месте пучина кипит золотом так, будто горит масса раскаленных (горячий в
    такой степени, что прикосновение опасно) угольев. 3) Мне остается теперь тащиться по знойной (очень жаркой) и пыльной дороге со станции в тряской телеге. 4) Небо четко, небо сине, жгучий (горячий, причиняющий боль жжением) луч палит поля; смутно жаждущей пустыней простирается земля. 5) Летний жаркий (дающий много тепла, излучающий жар) день быстро сменялся прохладой надвигавшейся грозы, которой уже пахло в воздухе.
    1. Палящий — прич.
    Н.ф. — (какой?) — палящий
    Образовано от глагола палить
    Пост. призн.: невозвр., действ., несов. вид, наст. вр.
    Непост. призн.: полн., ед.ч., м.р., им.п.
    Жар (какой?) палящий
    Жар (какой?) палящий
    Раскаленных — прич.
    Н.ф. — (какой?) — раскаленный
    Образовано от глагола раскалить
    Пост. призн.: невозвр., страд., сов. вид, прош. вр.
    Непост. призн.: полн., мн.ч., м.р., род.п.
    Угольев (каких?) раскаленных
    Жгучий —.прич.
    Н.ф. — (какой?) — жгучий
    Образовано от глагола жечь
    Пост. призн.: невозвр., действ., несов. вид, наст. вр.
    Непост. призн.: полн., ед.ч., м.р., им.п.
    Луч (какой?) жгучий
    Тащиться — глагол
    Н. ф. — (что делать?) тащиться
    Пост. признаки: возвратный, несов. вид, непереходный, 2 спр.
    Непост. признаки: неопределенная форма глагола
    Что делать? Остается тащиться
    2. После обеда я сделал уроки, потом пришел Вася, и мы пошли гулять.
    Д-152 (-). 1) Нужно вырвать с корнем (полностью уничтожить) это вольнодумство среди молодежи. 2) Суждено ли человечеству в
    ближайшие годы пережить грандиозную катастрофу, которая подкосит под корень (полностью уничтожит) всю современную цивилизацию? 3) «Смотри (зри) в корень (в самое начало, в основу)», — говорил Козьма Прутков. 4) Коррупцию нужно пресекать в корне (у самого истока, не давая распространится.) 5) Он покраснел до самых корней волос (очень стыдно). 6) Женьшень китайцы считают корнем жизни (источником). 7)Болезнь пустила корни (начала развиваться). 8) Это задача решена в корне неправильно (с самого начала, в основах). 9) Симонов врос корнями (очень привык) в сибирскую землю и перевернуть его можно только вместе с этой землей
    Д-153 (-). 1) Бежать сломя голову = бежать очень быстро. 2) Пускать пыль в глаза = обманывать. 3) Падать духом = расстраиваться, отчаиваться. 4) Пара пустяков = очень легко. 5) Кожа да кости = очень худой, слабый. 6) Расти не по дням, а по часам = быстро, заметно. 7) На мякине не проведешь = просто так не отделаешься. 8) Заговаривать зубы = отвлекать от главного, уводить в сторону.
    Д-154 (-). 1) Работать спустя рукава (плохо) — работать засучив рукава (хорошо). 2) Упасть духом (расстроиться) — воспрянуть духом (взбодриться). 3) Распускать нюни (отчаиваться) — брать себя в руки (собраться, воспрянуть).
    4) Заварить кашу (создать неприятности) — расхлебывать кашу (избавляться от неприятностей).
    Д-155 (-). Невеста одета в серебристый узорчатый сарафан и в золотистую, с красными цветами душегрею; на голове у нее длинная фата. Жених в голубоватом кафтане и вышитой по краю рубахе. Мать невесты одета в белую полотняную рубашку, завязывающуюся у самой шеи. На голове у нее кокошник. Мужики одеты в суконные зипуны и черные высокие сапоги.
    Д-156 (П-122).
    Вежливый. От вежа — «знаток, сведущий человек».
    Внезапный. От запа — «ожидание».
    Наперсток. От перст — «палец».
    Питомник. От пита — «еда».
    нар.
    Вдребезги. От дребезг — «осколок, черепок».
    нар.
    Внутрь. От утрь — «внутренность».
    нар.
    Вопреки. От прек — «спор, препятствие, запрет».
    нар.
    Второпях. От торопь — «поспешность».
    нар./
    Нахрапом. От храп — «сила».
    нар.
    Дотла. От тло — «почва, основание, дно».
    нар.
    Набекрень. От бекрень — «бок».
    Д-157 (П-122). Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа.
    Каждое слово имеет свои корни, которые уходят в глубокую древность. Большое количество современных слов произошли от устаревших, ныне не используемых. В результате языкового развития старые слова вышли из употребления, на их смену пришли новые, отвечающие требованиям эпохи. Однако это не значит, что устаревшие слова, так называемые архаизмы, более не представляют интереса для исследователей разных областей. Наоборот, именно благодаря им историки и лингвисты смогли сделать массу открытий. Ведь язык — это своеобразное зеркало эпохи. Изучая старые слова, ученые смогли определить, какое влияние испытывал русский язык, а соответственно русское государство, в различные исторические периоды. Так, например, в эпоху царской России имел место приток французских и немецких слов. Помимо этого слова тесно связаны и с фольклором. В этой связи проявляется образность и многообразие русского языка.
    § 6. Грамматика: морфология и синтаксис
    Д-160 (-). Морфология — раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В русском языке 10 частей речи. Они делятся на самостоятельные, служебные и междометия. Часть речи характеризуют: 1) общее значение, 2) морфологические признаки (или грамматические значения) и 3) синтаксическая роль. Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные.
    Синтаксис — раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Морфология и синтаксис органически связаны между собой и вместе составляют грамматику. Основными разделами синтаксиса в школьном курсе являются синтаксис словосочетания и синтаксис предложения.
    Из слов и словосочетаний образуются предложения.
    Д-161 (-).
    Название
    части речи
    На какие
    вопросы
    отвечает
    Общее
    грамматическое
    значение
    Примеры слов
    1.Существительное
    Что? Кто?
    Предмет
    Школа, стол,
    мама
    2. Прилагательное
    Какой? Каков?
    Чей?
    Признак предмета
    Красивый,
    умен, пушкинский
    3. Числительное
    Сколько? Какой?
    Количество предметов, порядок
    при счете
    Пять, восьмой
    4. Местоимение
    Кто? Что?
    Какой?
    Указывает на
    предмет, признак и
    количество, не
    называя их
    Мой, она,
    кто-то
    5. Глагол
    Что делать?
    Действие
    предмета
    Бежать, сидеть
    6. Наречие
    Как?
    Каким образом?
    Признак действия,
    предмета или другого признака
    Нарочно,
    сослепу.

    Д-162 (-). Одни лингвисты считают, что причастие и деепричастие — это особые формы глагола, потому что эти части речи
    образованы от глаголов. А другие лингвисты также справедливо полагают, что близость причастий и деепричастий к глаголам
    позволяет говорить о них как об особых формах глаголов и не выделять их в отдельные части речи.
    Д-163 (-).
    ПРИЧАСТИЯ
    Настоящего времени
    Прошедшего времени
    Действительные Страдательные
    Действительные Страдательные
    -ущ- ( ющ-);
    -ащ- (-ящ-):
    играющий,
    кричащий.
    -ем- (-ом-); им-:
    склоняемый,
    видимый.
    -вш-; -ш-:
    смеявшийся,
    замерзший.
    -нн-, -енн- и -т-:
    засеянный,
    увлеченный.
    Д-164 (-). Во мраке.
    1.Часовой на стене, повернувшись спиной к ветру, охватил руками ружье, чтоб его не вырвало ураганом, читал про себя молитвы, прислушиваясь к адскому грохоту моря и неистовому свисту ветра. Небо еще потемнело. Казалось, весь мир поглотила эта бесформенная тьма, охватившая одинаково и тучи, и воздух, и море. Лишь по временам среди шума, грохота, плеска с пугающ|ей внезапностью обозначались белые гребни, и волна кидалась на остров, далеко отбрасывая брызги через низкие стены.
    Вдоль бухты в темноте двигалась лодка, .приближаясь к тому месту, где море, уже не . защищенное] от ветра, кипело и металось
    во мраке. Внезапно белый парус взвился и надулся ветром. Лодка качнулась поднялась и исчезла.
    2.Стиль — художественный; тип речи — повествование.
    Д-165 (-). 2. Море бушует, небо заволокло тучами. Ветер гонит волны, дико завывая повсюду. Одинокая шхуна еле-еле
    справляется с натиском разбушевавшейся стихии. Грозные волны с шумом ударяются о борта, наклоняя и бросая шхуну в
    разные стороны. На потемневшем небе по-прежнему ни проблеска.
    Д-166 (-). 1. Ваза из хрусталя (сущ. + сущ.) — хрустальная ваза (прил. + сущ.).
    По строению эти словосочетания разные, по смыслу одинаковые.
    2. 1) Передача по телевизору — телевизионная передача. 2) Вода из родника — родниковая вода. 3) Платье короля — ко-
    ролевское платье. 4) Игрушка из глины — глиняная игрушка. 5) Дорога по лесу — лесная дорога.
    Д-167 (П-130). Небольшая убранная комната, в углу которой стоит русская печь. Задвижка закрыта неплотно, и видно, как горит полено. Жарко… Свет льется через щель и освещает всю комнату. Пахнет костром и хвоей.
    м. сущ. прил. сущ.
    1. Вся комната янтарным блеском
    кр. прич. ‘
    Озарена.
    прил. сущ.
    Веселым тр_еском
    гл. прич. сущ.
    Трещит затопленная печь.
    3. В переносном значении употреблены слова «янтарным» и «веселым».
    Д-168 (П-125).
    Ночь — существительное
    Н.ф. — (что?) ночь
    Пост признаки: нариц., неодуш., жен. род, 3-е скл.
    Непост признаки: ед. число, вин. пад.
    Прибавлять (к чему?) к слову ночь.
    Прибавлять — глагол.
    Н.ф. — (что делать?) прибавлять
    Пост признаки: невозвратный, несов. вид, переходн., 1 спр.
    Непост признаки: неопределенная форма.
    Люди (что начали делать?) стали прибавлять.
    Темная — прилагательное
    Н. ф. — (какой?) темный
    Пост. признаки: качеств.
    Непост. признаки: полное, ед. число, жен. род, вин. пад.
    Прибавлять (что?) эпитеты^ темная— глухая.
    Какому-то — местоимение
    Н. ф. — какое-то
    Пост. признаки: неопределенное
    Непост признаки: ед. число, сред.род, дат. пад.
    Недоразумению (какому?) какому-то
    Пугающие — причастие
    Н. ф. — пугающий
    От глагола пугать
    Пост признаки: невозвратное, действ., несов. вид, наст вр.
    Непост признаки: мн. число, вин. пад.
    Эпитеты (какие?) пугающие
    Постоянные признаки части речи присущи слову всегда, а непостоянные изменяются в зависимости от его употребления.
    П-126. Именное словосочетание — главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем
    I сущ. Iсущ ^ | сущ „ ^ ~~
    числительным, местоимением. Давнему недоразумению, пугающие эпитеты, по какому-то недоразумению; фонарный столб,
    1хсущ. ^ I сущ. ^ 1 1 х сущ.
    увлекательное путешествие, невыполненное задание.
    Глагольное словосочетание — главное слово выражено спрягаемыми формами глагола, а также особыми формами глагола —
    _Хгл. I ^ прич. х I —- Т”* . . гл. I—————- ^ гл. I V
    причастием и деепричастием. Прибавлять эпитеты; охраняемая собаками (территория), закрыть дверь, уехать к морю.
    П-127. Грамматическая основа — сосны вырисовываются Словосочетания: ближайшие сосны; на седом фоне, неясно
    —————— 1 X X I—————— у ——————- 1X ^—————– 1X
    вырисовываются; вырисовываются стволами; своими стволами; прямыми стволами.
    Сочетание подлежащего и сказуемого не является словосочетанием.
    На седом фоне ближайшие сосны неясно вырисовываются своими прямыми голыми стволами…
    Д-169 (П-128). [Чехов выразил (запомн.) одну из своих удивительных (диво) по меткости мыслей о том], (что лес учит человека понимать прекрасное). 2. В лесах с наибольшей выразительностью (запомн.) предстают (предстать) перед нами величие
    прич. об.
    (запомн.), красота и могущество (мог) природы,’|усиленное некоторой .дымкой. таинственности^
    2. В простом предложении — одна грамматическая основа, а в сложном — несколько.
    Усиленное — причастие.
    Н. ф. — усиленный
    От глагола усилить
    Пост признаки: страдат., невозвратное, сов. вид, прош. время.
    Непост признаки: полное, ед. число, средний род, им. падеж.
    Могущество (какое?) усиленное.
    П-129.
    Начинать ,. рисовать , видеть-
    Осыпанным , .поросшими, смешанный
    Вспыхивая, напоминая, бледнея.
    Д-170 (П-131). 1. Золотая осень.
    Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, и спинки, и животики. И до того листья налились и пропитались
    солнцем, что к осени они стали золотыми.
    Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по
    сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут,
    скачут и качаются на паутинках.
    2. [ , и , и , и ]//[ , , , и ].и]
    3. В тексте 4 простых и 4 сложных предложения
    Д-171 (-). Золотой дождь.
    Лес оделся в красно-золотой кафтан. Часть листьев облетела, и земля покрылась ярким ковром. Все безмолвно, все замерло.
    Тихо… Лишь изредка где-то пробежит какой-нибудь лесной житель, раздастся шорох сухих листьев. Иногда налетит ветер, и
    тогда весь лес переполнится удивительным шумом деревьев. Кажется, будто вековые дубы, клены, березы перешептываются
    между собой. А затем снова наступит таинственная тишина. Природа погружается в сон.
    3. 5 простых, 4 сложных предложения.
    Лес оделся в красно-золотой ка_фтан (простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное,
    полное, неосложненное).
    НАРЕЧИЕ

    § 7. Какие слова являются наречиями
    Д-172 (-). И^ти (как?) медленно, идтИ (как?) вразвалку,
    приехал (когда?) вчера, разгоревшемуся (как?) ярко, красивый
    ———————————- ^ х I ^
    (в какой степени?) поразительно, мерцали (как?) удивительно,
    х I——————————————————————— ^
    был в курточке (как?) нараспашку.
    Д-173 (П-132).
    П1.Х I Vкак?
    1)Раскалился докрасна в какой степени?
    как? V——– 1 X как? ^———– р X ^ I X
    2)П.о.-утреннему людной; незапятнанно белы; сплошь серо.
    ‘Тх’когда? Xгде? у
    3)Вдруг затрещал; затрещал невдалеке.
    ~Х “г * где?
    4)Бурлил неподалеку…
    Все вышеприведенные наречия являются обстоятельствами и не изменяются.
    X I X I у^ I ——– у- XI у- X I
    Яркой (как?) невиданно, вкрапились (когда?) уже, вкрапились (как?) .замелно, вкрапились (где?) повсюду, налившись
    у X I—————————————————— у X I
    (как?) вдруг, выпукло (в какой степени?) особенно, виднелись
    —————– у1 X I ^ х I——————
    (как?) выпукло, вспыхивали (как?) одиноко, уплывали (куда?) вдаль.
    § 8. Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи
    Д-174 (П-133). 1. Определяем наречие в данном случае по вопросу КАК?_________
    Говорить (как?) туманно
    У————————- 1X
    Вмиг все сделать (как?)
    Вести себя (как?) вызывающе
    Пойти (как?) наудачу.
    2. Они не хотели меня расстраивать, и поэтому он говорил о своих делах туманно. Мальчики пообещали, что они вмиг все
    сделают. Учительница сделала замечание девочке, потому что она вела себя вызывающе. Он не знал ответа, но пошел наудачу
    Форма наречий не меняется, потому что наречие – неизменяемая часть речи.
    Д-175 (-).
    План
    1) А.Н. Гвоздев — известный языковед
    2) Исследования А.Н. Гвоздева
    3) Результаты исследования и труды ученого
    4) Учебники А.Н. Гвоздева
    5) Жизнь Александра Николаевича
    вв. сл.
    Результатом этого длительного исследования явились важнейшие труды, (которые и сейчас имеют основополагающее значение): .«Усвоение ребенком. звуковой -сторонны русского .языка»,
    ««Формирование .у ребенка грамматическогостроя русского языка», Вопросы русской орфографиии .методика ее преподавания», «Основы Русской орфографии».
    [ , ( ): , , , ].
    Д-176 (-). 1) Брат придавал рассказу крошечку (немного) таинственности. — Цыпленок схватил крошечку (кусочек) хлеба.
    сущ. ‘ нар.
    2)Тепло (теплый воздух) приходилось беречь. — Из-за мороза все были тепло (плотно) одеты.
    сущ. нар.
    3) Зло. (порок) надо искоренять. — Зло (недобро) сверкая глазами.
    кр. прил. нареч.
    4) Помещение уютно (комфортабельно). — Наша компания уютно (удобно) расположилось на отдых.
    сущ. нар.
    5)В_начале (на старте) пути все было хорошо. — Вначале (сначала) я с трудом разбирался в этой игре.
    сущ. нар.
    6) На_ удачу (на успех) больше никто не рассчитывал. — Связь прервалась, и приходилось действовать наудачу (наугад).
    При-/пре-: придавал, приходилось, прервалась, приехать, преинтересный.
    Рас-/раз-, из-/ис-: рассказ, разбирался, рассчитывал, рассердиться, раскрасить, искоренять.
    Другие: вначале, наудачу, наверх, вниз.
    X I ^ ^ I X
    П-134. Беречь (что?) тепло — тепло одеться (как?) Крыша (чего?) дома — каникулы я провел (где?) дома
    X I ——–у^ X I ——–у X I ——–
    Причинить (что?) зло — смеяться (как?) зло — лицо (каково?) зло
    X I——–V XI——–V
    Утро (каково?) прохладно — разговаривать (как?) прохладно
    у7 I X X I ^ У^
    Удобно расположиться (как?) — помещение (каково?) удобно
    Смеяться зло — смеяться над чем-то непозволительным, из-за зависти, над неудачей другого. Разговаривать прохладно — говорить нарочито сдержанно, бесстрастным голосом, лишенным всяких эмоций.
    сущ.
    Д-177 (П-135). «На зло не отвечай злом», — учит Библия. —Назло всем я уехал в деревню.
    сущ
    На бок положите спиртовой компресс. — От напряжения его галстук съехал набок.
    сущ.
    К верху лестницы привинтите фонарь. — Дорожка шла кверху от реки.
    сущ.
    На встречу к Коле я опоздал на десять минут. — Они ехали навстречу друг другу.
    В их тайне не было ничего особенного. — Он готовился к отъезду втайне.
    сущ.
    Во время открытого урока ничего не случилось. — Он подоспел вовремя.
    сущ.
    На конец палки привяжите леску. — Наконец взошло солнце.
    сущ.
    Во время операций на лицо одевают маску. — Налицо злоупотребления в высших эшелонах власти.
    сущ.
    Будем надеяться на удачу. — Она надела талисман наудачу.
    сущ.
    Спускайтесь в самый низ тоннеля. — Пароход плывет вниз по Волге.
    сущ.
    В конец фильма зачем-то вставили абсолютно глупую сцену. — Вконец измотавшись, мы вернулись домой.
    сущ.
    В пустую усадьбу было страшно заходить. — Мы потратили время и силы впустую.
    Д-178 (-). 1. Наречие относится к самостоятельным частям речи.
    2. Наречие – неизменяемая часть речи
    3. Наречие обозначает признак действия, признак предмета или другого действия. Отвечает на вопросы: как? каким образом? зачем? сколько? и др.
    4. Главный морфологический признак — неизменяемость
    5. Наречие может относиться к глаголу, причастию, деепричастию, существительному, прилагательному, к другому наречию. Чаще всего в предложении бывает обстоятельством.
    Д-179 (-). Свое первое стихотворение «Береза» Сергей Александрович Есенин напечатал в 1914 году в детском журнале «Мирок».
    И мог ли тогда кто представить, что пройдут годы, и этот паренек из рязанского села Константиново станет поэтическим сердцем России. Свои стихи Есенин читал слегка распевно, и ве_зде его чтение захватывало весь зрительный зал.
    тт Х.-1 ~ у„ . деепр. об.
    Есенина любили все, кто соприкасался с его искренней, честной поэзией. Любят Есенина и сейчас, |чув.ствуя_в. по.эте_родного.
    человека].
    4. Газета «Независимая», картина «Масленица».
    § 9. Разряды наречий по значинию
    х I———————— *
    Д-180 (-). Начинает высоко, начинает исподволь, быстро терять, совсем тихий, оборвется вдруг, бесшумно скользнет, неза-
    метно отбывают.
    Живу сейчас, легко покачиваясь, расположено низко, очень низко, прямо лезет, дотянуться прямо, постоянно стряхивают.
    1. СПП: [Сейчас, (когда пишется эта история), [я живу в маленькой_белой комнате].
    [_ . _ . _ . (когда=______ ]___________________ ].
    Предложение с однородными членами: Высоко над головой начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях.
    [ , , ]
    Расположено — краткое причастие.
    Магазин, расположенный за углом, был закрыт.
    Д-181 (-). Мать нежно держит малыша и тепло улыбается. Ее переполняет радость. Малыш еще ничего не понимает, но чувствует теплоту и ласку. Он счастливо улыбается. Его лицо радостно сияет.
    когда?^
    П-136. В начале пути все было хорошо. — Вначале я с трудом разбирался в этой игре.
    ——–1 как?
    Мы все насмерть перепугались. — На смерть трудно смотреть
    равнодушно.
    х I————– V
    Ударить сплеча. — С плеча стряхнуть тополиный пух.
    Во втором предложении у наречия и существительного разные ударения.
    как?I ^ ——— 1хкак?
    П-137. Она говорила певуче, и голос ее ясно рисовал передо мной шум леса.
    *———————– 1х
    На зло (сущ.) не обижайся, а пытайся его искоренить.
    >г~————- :—————– 1х
    Назло (нареч.) погоде пойду гулять.
    хI—————- *
    Так скажу: .зачем (нареч.) мне орден? —
    ^———————————— 1х
    За че_м (местоимение) стоим?
    П-139. Исподволь (образ действия) начинает; как только
    -—- как? * 3
    (времени) станет не хватать; быстро (образ действия) терять;
    -Хкак?! V , _ „ ч ,-Хгде? _ *
    оборвется вдруг (образ действия); оборвется тут (места); обо-
    Хгде? * Xкак? I V „
    рвется там (места); покачиваясь легко (образ действия);__________
    Xкак?I „ как? $ —
    скользнет бесшумно (образ действия); незаметно (образ действия) отбывают
    Хкак? ! ^ „ X как? I V
    Качаясь медленно (образ действия); спускаются гуськом (образ действия).
    * как? „ X 1 V как? „
    Шумит глухо, (образ действия); шумит про_тяжно (образ дей-
    X |———- ^ как? X I———- ^ как?
    ствия); кричат весело (образ действия); кричат важно (образ действия).
    X I Vкак? „ ч X 1 как? „
    Текут смирно (образ действия); текут гладко (образ дейст-
    XI : ^ как? . _ „ сколько? $~ ”
    вия); журчат сладко (образ действия); мало (меры и степени)
    ~~IX ‘ ‘”‘
    воды.
    П-139. Перелетные птицы собираются в стаи и незаменто отбывают в дальний путь.. [- = (и) =__])
    Бушует полая вода,
    Шумит и глухо, и протяжно.,
    Грачей пролетные стада
    Кричат и весело, и важно.. [= -], [- =].
    Д-182 (П-141). 1. Было грустно (грусть) в весеннем (каком?) воздухе, и на темневшем (каком?) небе, и в вагоне (запомн.).
    2. Лениво (образ действия) тронулся; промелькнули сначала (времени); задаю (как?) машинально, Очень (в какой степени?) короткий, сидит недалеко (места); изредка (времени) задаю.
    4. [Изредка я задаю ей машинально какой-нибудь вопрос],
    [она дает очень короткий ответ…]
    [- =], [- =].
    5.Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в .вагоне.
    Промелькнули сначала кондуктор, начальник станции, потом сад…
    Д-184 ( – ).
    НАРЕЧИЯ
    Образа действия
    Меры и степени
    Места
    Хорошо известна, крепко сложенный, неуловимо небрежной, глубоко сидевшие, смотрели тяжело, утомленно и
    недоверчиво; энергично и
    крепко сжаты, твердо обрисованная.
    Очень красив, немного выше, сильно
    выдвинувшаяся,
    довольно широк.
    Выдвинувшаяся
    вперед, заброшенных назад.
    Д-185 ( – ).

    НАРЕЧИЯ
    Места
    Времени
    Причина
    У 1 X
    Впереди возникла,
    * 1 X
    справа сидел.
    У 1 X
    Вдруг обернулся.
    Почему-то возникла
    Д-186 ( – ). 1) Наслаждаясь, услада, .ветром резким (резок) . допоздна (нареч. времени), по вечерам я брожу, брожу (брод) по сельским белым в сумраке (мрак) холмам. 2) Когда стихает (1 спр.) яростная (ярость) буря, сюда приходит девочка-малютка робко (робок) (нареч образа действия) так садится (сад)_на качели, |закутываясь в (бабушкину шаль|. 3) Звенит (о//е) снежок (снежка) в траве обледенелой, и глохнет жизнь под небом оловянным (искл.), и лишь почтовый трактор хлопотливо (нареч образа действия) туда-сюда мотается чуть свет… 4) Легко (нареч образа действия) в упряжке (пр. пад.) скачут ( 1 спр., после ч ю не пишется) кони… Бегут машины, мчатся (2 спр., после ч я не пишется) напрямик (нареч образа действия).
    Д-187 ( – ). Я сослепу (причины) не узнал гостя. Назло (цели) он разбил вазу. Я накричал на вас сгоряча (причины). Кое-где.
    (места) виднелись деревья. Он умышленно (цели) опоздал. Я вволю (меры и степени) нагулялся. Мы едва-едва (меры и степе-
    ни) добрели до дома.
    Д-188 ( – ). Два спортсмена неистово борются за мяч. Один из них почти падает, но все равно не хочет отступать назад. Другой
    тоже еле-еле удерживает равновесие и также яростно пытается отнять мяч у соперника. Спортсмены сильно напряжены, все их
    внимание сосредоточено только на мяче. Их тела и движения источают энергию, силу и бодрость.
    § 10. Степени сравнения наречий
    Д-189 (П-143). Поступить умно — умнее (более умно) — умнее всех; стало холодно — холоднее (более холодно) — холоднее всего; будет жарко — жарче (более жарко) — жарче всего; поесть сладко — слаще (более сладко) — слаще всех; кисло посмотреть — кислее (более кисло) — кислее всех; играть интересно — интереснее (более интересно) — интереснее всех; провести время замечательно — замечательнее (более замечательно) — замечательнее всех; справлять радостно — радостнее (более радостно) — радостнее всех; взглянуть угрюмо — угрюмее (более угрюмо) — угрюмее всех.
    Д-190 (П-144). 1) Все мрачней (более мрачно), и ниже (более низко) тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к
    высоте навстречу грому. 2) Пароход не стоит уж на месте, а идет куда-то дальше. 3) Неизвестно, для чего шумят высокие волны.
    На какую волну ни посмотришь, всякая старается подняться выше (более высоко) всех, и давит, и гонит другую… 4) Бегите, дни,
    как эти воды, бегите, дни, быстрей (более быстро)…
    2. Неизвестно – неизвестнее.
    П-145.
    Высоко — наречие
    Наречие образа действия
    Морф. признаки: неизменяемость
    Взвился (как?) высоко..
    Выше — наречие
    Наречие образа действия
    Морф. признаки: неизменяемость
    Сравнительная степень
    Вьется (как?) выше
    Дале — наречие
    Наречие образа действия
    Морф. признаки: неизменяемость
    Сравнительная степень
    Вьется (как?) дале
    Навстречу — наречие
    Наречие места
    Морф. признаки: неизменяемость
    Бежит (куда?) навстречу..
    Вверх — наречие
    Наречие места
    Морф. признаки: неизменяемость
    Лезу (куда?) вверх.
    П-146. Машина и велосипед — виды личного транспорта.
    Средняя скорость машины — 60 км/час, средняя скорость велосипеда — 20 км/час. 60 км/час больше, чем 20 км/час. Машина
    движется быстрее велосипедиста. Машина — быстрее всех видов личного транспорта.
    Д-191 (-). 1) Качаясь медленно (образа действия), с пригорка, за селом, огромные возы спускаются гуськом (образа действия)…
    2) Бушует полая вода,
    Шумит и глухо (образа действия) и протяжно (образа действия),
    Грачей пролетные стада
    Кричат и весело (образа действия) и важно (образа действия)

    3) Как много ручейков текут так смирно, (образа действия), гладко (образа действия),
    И так журчат для сердца сладко, (образа действия),
    Лишь только оттого, что мало (меры и степени) в них воды!
    X I—/ч. X I /\ XI
    2. Качаясь медленно— медленнее, шумит протяжно — протяжнее, кричат весело — веселее, кричат важно— важнее, текут
    —* А ‘ х I * л””х г у л
    смирно — смирнее, журчат сладко — слаще, воды мало — меньше.
    Д-192 (П-140). Зимний день.
    Морозно и солнечно. Небо ясно. Повсюду лежит снег, он блестит и хрустит под ногами. Кругом полно детворы. Девчонки и
    мальчишки с санками спешат на горку. Стаи воробьев одиноко сидят на ветках голых деревьях. Изредка их напугает лай дворо-
    вых собак, и тогда они разлетаются кто куда, громко щебеча и толкая друг друга.
    Д-193 (-). Мастерская художника. [Вглядитесь (взгляд) в нее попр_истальней], и [вы увидите! (2 спр.) лицо живописца(живопись; после ж ы не пишется), его привязанности]…
    «Автопортрет» Василия Кирилловича Нечитайло.
    Строго, немного печально глядит (гля дя) на нас этот уже немолодой, но сильный, кряжистый человек. Открытое широкое лицо
    кр. прил. nbsp; ^——–¦>,„ .^Т-ч ч
    задумчиво. Крутой лоб, упрямые скулы, прямой (прямо) взгляд… Крестьянский сын, пришел он в Москву с далекого
    (даль) Дона…
    С юнъгх лет он горячо, полюбил своих “земляков, (земли), просторы ковыльных степей, донское раздолье. (И когда
    появился (явь) этот крепко взбитый парень, чернобровый, с веселым прищуро.м_(неполнота действия)(светлых огненных глаз [студенты Московского института изобразительных искусств (запомн.) сразу нашли ему прозвище], (которое он носил с гордостью), — казак]).
    Вглядитесь в нее попристальней.
    Д-194 (-). Теперь молодые аисты летали каждый день и задерживались в небе все дольше и .дольше.. Заберутся ввысь,
    спланируют кругами. Они впервые ощутили безмерность неба, и, чем выше, уходили вверх, тем сильнее и шире расступались пе-
    ред ними дали…
    Снизу казалось, будто это не аисты, а белые голуби мерцают в ослепительно голубом небе. Смельчак так увлекся, что врезал-
    ся в тучу и сразу оторопел и растерялся, не зная, что делать. Раньше ему приходилось наблюдать туман.
    Теперь же он с разгона влетел в пар и широко раскрыл зачемто клюв. Аист не на шутку испугался этой .бесконечно, белой жути.
    Так же неожиданно и мгновенно, как прилипло к глазам непроглядное молоко, блеснуло солнце. Солнце блеснуло весело, и
    внизу мерно заколыхалась контрастная мозаика.
    Ослепительно голубом, бесконечно, белой.
    Наречия
    Примеры
    Образа действия
    Сильнее, шире, ослепительно, широко, неожиданно, мгновенно, весело, мерно, бесконечно.
    Меры и степени
    Дольше, бесконечно, ослепительно.
    Места
    Ввысь, выше, вверх, снизу, внизу.
    Времени
    Впервые, раньше.
    Причины
    — ; потому, сгоряча.
    Цели
    — ; затем, умышленно.
    Д-195 (-). [Спят таинственно стройные чащи],
    [Спят, од^тые.снегом глубоким,
    И поляны, и луг, и овраги],
    (Где когда-то шумели протоки).
    В этом четверостишье говорится об осени. Автор сумел передать свое теплое, трепетное отношение к природе и этому вре-
    мени года с помощью слов «спят», «стройные» и «одетые». Здесь явно прослеживается прием олицетворения предметов и
    явлений природы с человеком.
    С каждым днем синеет мягче
    Даль оттаявших полей,
    Солнце в небе светит выше,
    Воздух легче и теплей.
    А в этом отрывке И.А. Бунин описывает весну. Здесь автор рисует легкую и прозрачную картину.
    3. Степь кругом (места), колосится всюду (места), кукует вдали (места), чуть (меры и степени) веет, тайком (образа действия блистают, светит долго-долго (образа действия), шумела тише (образа действия), проходят шире (образа действия), шумели когда-то (времени), синеет мягче (образа действия), светит выше (образа действия).
    4. Тайком — наречие.
    Н. ф. — тайком.
    Наречие образа действия.
    Блистают (как?) тайком.
    Чуть — наречие.
    Н. ф. — чуть
    Наречие меры и степени.
    Веет (в какой степени?) чуть.
    Вдали — наречие.
    Н. ф. — вдали.
    Наречие места.
    Кукует (где?) вдали.
    Когда-то — наречие.
    Н. ф. — когда-то
    Наречие времени.
    Шумели (когда?) когда-то.
    5. Тише, шире.
    § 11. Словообразование наречий
    Д-196 ( – ).

    (Круг_+ ом = кругом.
    в+_сюда)+.у=всюду.
    В -+даль) + и = вдали.
    (Мягкий + о4 = мягко.
    (Тайна + ом = тайком.
    Долго, долго = долго-долго.
    Тихо + е = тише.
    Широко + е = шире.
    Мягко + е = мягче.
    Высоко + е = выше.
    Д-197 (П-147).
    о Быстро, тепло, черно, пусто, мокро, кругло.
    о Озорно, больно, умно, счастливо, глубоко, высоко, сильно.
    о Бесцеремонно, бесследно, бесстрашно, безграмотно, несчастливо, бесплатно.
    Д-198 (П-148).
    1. Данные слова объединяет то, что все они являются действительными причастиями настоящего времени, образованные от глаголов спряжения.
    2. Осуждающе, располагающе, исчерпывающе, захватывающе, потрясающе, угнетающе, оглушающе, умоляюще, ободряюще, укоряюще.
    3. Он кивнул о_брдряюще.. Сказанное Петром действовало угнетающе. Становилось угнетающе тихо.
    Д-199 (П-149). СЛЕПОЙ — слеповатый — |слеповато|(способ образования — суффиксальный).
    СЛЕПОЙ — слепить — ослепительный — ослепительно (способ образования — суффиксальный).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *