Сочинение на тему кирилл и мефодий создатели славянской азбуки

10 вариантов

  1. МОГДАРЕВА Анастасия, ученица 10Б класса МОУ СОШ №1 р.п.Лунино
    Конкурсное сочинение на тему:

    Кирилл и Мефодий – великие славянские просветители.
    Нередко многие, взявшись за перо или карандаш, машинально выводя буквы, задаются вопросом:”Как появились эти
    самые буквы, то письмо, которое так необходимо в нашей жизни и которым до нас
    пользовались сотни поколений русских людей?»
    Вопросы эти давно волнуют ученых, и, благодаря
    им, мы многое (но, к сожалению, не
    всё) знаем сегодня из истории нашей письменности.
    Известно, что история славянской письменности и книжного дела
    начинается с деятельности великих просветителей IX в. братьев Кирилла
    и Мефодия. На уроках в школе мы узнаем, что именно
    они – Кирилл и Мефодий – составили первую славянскую азбуку и перевели на славянский язык
    первые богослужебные книги, за что православная церковь причислила их к лику святых.
    Родились братья в городе Солунь в семье знатного византийца-военачальника: Мефодий в 820 году, а Кирилл – около 827 года. Родным языком генеральских детей был славянский, воспитание они получили греческое.
    Старший брат Мефодий вначале пошел по стопам отца и поступил на военную службу. Десять лет он был управителем одной из областей страны со славянским населением, где мог так же в совершенстве овладеть
    славянским языком. Оставив военную и административную службу, Мефодий
    неожиданно удаляется в монастырь.
    Еще более ярко начиналась жизнь Кирилла. С детских лет он обучался при дворе императора Михаила III. Здесь он быстро овладевает всеми тогдашними науками и многими языками, в том числе латинским, славянским и еврейским.
    Перед талантливым молодым человеком открывалась блестящая карьера, но
    всем заманчивым предложениям он предпочел скромную должность патриаршего библиотекаря.
    В тишине книгохранилищ продолжалось самообразование молодого ученого. Вероятно,
    с этой же целью он ненадолго удалился в монастырь.
    Вернувшись оттуда, Кирилл стал преподавателем
    философии и активным участником различных религиозно-политических диспутов. Известны его поездки в Болгарию, Хазарию, Сирию.
    В Сирии он принимает участие в остром
    философско-богословском диспуте с арабами и выходит
    победителем. Возможно, именно после этого за ним
    закрепляется уважительное прозвище – Философ.
    Вскоре обстоятельства подвигнули Кирилла к
    деятельности, ставшей преддверием главного дела его жизни. Вместе со своим
    братом Мефодием он был направлен к хазарам для
    миссионерской проповеди. По пути к хазарам Кирилл посетил город Херсонес, где якобы
    видел Евангелие и Псалтырь, написанные «русьскими
    письменами». Знакомство с «русьскими письменами» не прошло бесследно для Кирилла и помогло ему в дальнейшем осуществить свой великий культурный подвиг.
    Вероятно, именно эти письмена послужили толчком к созданию упорядоченной
    славянской письменности.
    Возвратившись из Хазарии, Кирилл возобновил научные занятия, а Мефодий стал игуменствовать в одном из болгарских монастырей. Но репутация умелых проповедников и дипломатов за ними уже закрепилась, и,
    когда моравский князь Ростислав обратился в
    Византию с просьбой прислать христианских наставников, знающих славянский язык,
    выбор остановился на братьях. Кирилл-Философ сразу задал
    вопрос, о том, есть ли у славян азбука? Получив
    отрицательный ответ, он решил миссию проповедника поднять до степени
    просветительской. Тем самым он возложил на себя
    небывалую задачу.
    Кирилл создал первую славянскую азбуку и осуществил первый перевод Библии на славянский язык с помощью новоизобретенных букв. Взяв за основу греческое уставное письмо, Кирилл-Философ изобрел простую, четкую и удобную форму для начертаний славянский букв. Он дополнил
    азбуку знаками, передающими звуки. Он расположил буквы в последовательном
    порядке, придав им, кроме звукового, цифровое
    значение. Своим переводом Библии Кирилл ввел в обиход славянства множество
    новых понятий, имевших общественное, государственное, философское значение.
    Такое предприятие под силу только человеку энциклопедического образования.
    Из Моравии братья отправились в соседнюю славянскую Паннонию, где
    продолжили свое гуманное дело: распространяли славянскую грамоту. Слава о
    Кирилле и Мефодий дошла до самого папы римского, который пригласил их в Рим. Там Кирилл – Философ неожиданно умер. Известны слова его, обращенные к старшему брату: «Я изнемог, но ты не подумай оставить
    труды учительства…» Мефодий выполнил завет брата. Он, получив специальное разрешение папы римского вести – богослужение на славянском
    языке и распространять славянские книги, – вернулся
    к своему делу. Мефодий пережил Кирилла на 16 лет, и все эти годы он преодолевал
    необычайные трудности, претерпевал жестокие лишения, но все же утверждал славянское слово. Три года он пробыл пленником в Германии, его били, выбрасывали без одежды на мороз, волочили насильно по улицам, но не смогли
    заставить отречься от дела своей жизни. В 885 году, измученный
    непрестанной борьбой, Мефодий умирает, оставив о себе бессмертную память в сердцах славянских народов.
    Созданная братьями письменность, получившая название «кириллица», начала свое шествие через страны и века. И наша современная русская азбука – это прямое продолжение и развитие кириллицы.
    Дело, которому Кирилл и Мефодий отдали столько сил, получило свой расцвет на русской земле.

  2. 1 апреля – день смеха
    (1)
    70 лет победы в Великой Отечественной войне
    (11)
    Абаза
    (1)
    Аверченко
    (3)
    актеры
    (3)
    Акунин
    (2)
    Асадов Э.
    (2)
    афоризмы. цитаты. крылатые выражения
    (15)
    Ахматова
    (1)
    Байрон
    (1)
    Белое движение
    (4)
    библиоклуб
    (2)
    библионочь
    (1)
    библиотека
    (6)
    библиотечный урок
    (2)
    блог
    (2)
    Блок
    (1)
    Большой этнографический диктант
    (3)
    Бронте
    (2)
    Брусилов
    (2)
    буктрейлер
    (6)
    Булгаков
    (1)
    Бунин
    (2)
    В.Распутин
    (1)
    Великая Отечественная война
    (10)
    вера
    (18)
    Вербное Воскресенье
    (2)
    Вертинский
    (1)
    Винничук Ю.
    (1)
    виртуальная выставка
    (15)
    виртуальное путешествие
    (3)
    ВМФ России
    (2)
    Врангель
    (3)
    Всемирный день здоровья
    (1)
    Всемирный день книги
    (2)
    Всемирный день кошек
    (3)
    Всемирный день поэзии
    (2)
    Всероссийский День трезвости
    (1)
    Гагарин
    (2)
    георгиевская лента
    (1)
    Гоголь
    (3)
    год литературы
    (8)
    Год экологии 2017
    (2)
    гражданская война в Испании
    (2)
    Гумилев
    (1)
    Дед Мороз
    (2)
    декупаж
    (2)
    День воинской славы России
    (2)
    День города
    (2)
    день защитника Отечества
    (1)
    День защиты детей
    (1)
    день космонавтики
    (2)
    День Матери
    (1)
    день молодого избирателя
    (1)
    День народного единства
    (3)
    День окружающей среды
    (2)
    день Петра и Февронии
    (4)
    День Победы
    (5)
    День России
    (3)
    День русского языка
    (3)
    день семьи любви и верности
    (4)
    День славянской письменности
    (6)
    День флага России
    (2)
    Джек Лондон
    (1)
    Достоевский
    (1)
    Есенин
    (2)
    женщина
    (6)
    Зощенко
    (1)
    И. Гаспринский
    (4)
    из новых поступлений
    (2)
    инсталляции
    (1)
    интересное
    (22)
    Иосиф Бродский
    (1)
    искусство
    (27)
    Исход Русской Армии из Крыма
    (5)
    Казарский
    (1)
    календарь знаменательных дат 2015
    (2)
    Карамзин
    (1)
    Клокачев
    (2)
    книги
    (17)
    Книжная выставка
    (16)
    князь Владимир
    (4)
    Короленко
    (1)
    короткие рассказики
    (6)
    Крещение
    (3)
    Крещение Руси
    (5)
    Крошицкий
    (3)
    Крым
    (7)
    Крымская война
    (1)
    крымские татары
    (3)
    Куприн
    (1)
    Курков А.
    (1)
    Леонардо да Винчи
    (3)
    Лермонтов
    (3)
    Лесков
    (1)
    Малахов курган
    (1)
    Мандельштам
    (2)
    Масленица
    (4)
    мастер-класс
    (5)
    Маяковский
    (1)
    медовый Спас
    (2)
    Международный день Земли
    (3)
    Международный день мира
    (1)
    Международный день памятников и исторических мест
    (1)
    мероприятия для читателей
    (55)
    море
    (1)
    Москва
    (3)
    Неделя детской и юношеской книги
    (1)
    Непорент
    (2)
    Нестеров
    (1)
    Николай Заболоцкий
    (1)
    Новый год
    (12)
    обычаи
    (31)
    ореховый Спас
    (5)
    осень
    (4)
    памятники
    (1)
    Партенит
    (1)
    Пасха
    (14)
    Первая мировая война
    (1)
    Первомай
    (2)
    писатели
    (49)
    поэзия
    (16)
    правополушарное рисование
    (5)
    праздник
    (23)
    Праздник Белых журавлей
    (1)
    про еду
    (5)
    проект “Мозаика ремесел”
    (14)
    Пушкин
    (6)
    Региональный центр межкультурных коммуникаций
    (17)
    реклама чтения
    (1)
    Ремесленная палата Севастополя
    (6)
    Рерих
    (3)
    Рождество
    (9)
    Россия
    (6)
    русская весна
    (3)
    русский язык
    (11)
    Салтыков-Щедрин
    (1)
    Санкт-Петербург
    (1)
    Санта-Клаус
    (2)
    Святой Николай
    (1)
    Севастополь
    (25)
    Севастопольская делегация на Международном фестивале мастеров искусств «Мир Кавказу»
    (1)
    Серафим Саровский
    (1)
    символика России
    (1)
    советуем прочитать
    (12)
    Спас
    (9)
    стихи о грибах
    (1)
    стихи о женщинах
    (3)
    стихи о любви
    (2)
    страстная неделя
    (1)
    Толстой Л.
    (4)
    Троица
    (1)
    Тургенев
    (1)
    уникальные личности
    (12)
    фотоискусство
    (2)
    цветы
    (3)
    Чернобыль
    (3)
    Черноморский флот
    (6)
    Чернышевский
    (1)
    Чехов
    (3)
    шоколад
    (1)
    экология
    (7)
    Ю. Рахимов
    (2)
    Яблочный Спас
    (3)

  3. Вклад Кирилла и Мефодия в культуру славянских народов невозможно переоценить. Родные братья родились на территории современной Греции, в семье военачальника. Мефодий был старший из восьми братьев, а Кирилл младший, отличавшийся очень слабым здоровьем, но необыкновенными умственными способностями. Он с успехом изучил множество наук, до конца дней к нему прикрепилось оригинальное прозвище – «Философ».
    Кирилл и Мефодий являются создателями славянской азбуки. Именно им мы должны быть благодарны за то, что имеем возможность ознакомиться с самыми истоками истории. Этим братьям, возведенным в ранг святых мы должны сказать спасибо за то, что сами умеем читать и писать. За то, что можем называть себя грамотными людьми.24 мая отмечается день письменности, эта дата относится к 863 году, когда братья побывали в Моравии и создали азбуку, которая получила свое название в честь младшего из них. В начале буквы изобретались для того, чтобы адаптировать библию на греческом языке для славянского народа. Начали открываться школы, в которых людей обучали элементарным азам чтения и письма.
    Два легендарных брата прошли трудный путь, сквозь тернии человеческого невежества. Столкнулись с нелепыми обвинениями в ереси, немецкие епископы в гневе, обратились за поддержкой к Папе Римскому. Туда и отправились братья, пока они шли, власть в Риме сменилась. Николай первый скончался, уступив место своему преемнику – Адриану второму, который принял их радушно, благодаря тому, что братья принесли с собой мощи святого Климента. Таким образом, великая деятельность братьев получила одобрение высшего эшелона власти. Через два года Кирилл скончался, в возрасте 42 лет.
    Немецкое духовенство при помощи интриг решило избавиться и от Мефодия. Он был заточен под стражу на несколько лет, а освободившись, продолжил свою деятельность в Моравии.
    В Москве стоит памятник в честь знаменитых братьев, заложивших основу в современный алфавит, положивших конец безграмотности на Руси. Они продолжали свое праведное дело, невзирая на препятствия и помехи, которые чинили на их пути. В славянском православии их почитают, как равноапостольных учителей словенских. А в Болгарии существует специальный орден Кирилла и Мефодия, которым награждают за особые заслуги в области культуры. И нам не следует забывать дату-24 мая. Конец дикой, языческой безграмотности.

  4. В IХ веке в Византии в городе Солунь жили два брата – Константин и Мефодий. Были они люди умные, мудрые, хорошо знали славянский язык.
    По просьбе славянского князя Константина греческий царь Михаил послал братьев славянам. Братья Константин и Мефодий должны были рассказать славянам о святых христианских книгах. Позже, приняв монашество, Константин получил имя Кирилл.
    Славяне , жившие в те времена, умели  пахать, косить,  холсты ткать, узорами их вышивать. А вот книги читать и письма писать не умели.
    Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы.
    В монастырской келье узкой,
    В четырех глухих стенах
    О земле о древнерусской
    Быль записывал монах.
    Он писал зимой и летом,
    Озаренный тусклым светом.
    Он писал из года в год
    Про великий наш народ.
    Кирилл много думал, работал. И вот азбука была готова. В ней было 44 буквы. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называется кириллица.
    Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Названия букв напоминали  людям о словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди».
    Солунские братья – гордость всего славянского мира. Весь славянский мир благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Это случилось в 863 году. Они же перевели греческие книги на славянский язык, чтобы славянам было, что читать.
    Кирилла и Мефодия часто рисуют идущими по дороге с книгами в руках. Поднятый высоко факел освещает им путь. 44 буквы-сестрицы смотрят на нас  с этого старинного  свитка .
    Исключительный интеллект одного и стоическое мужество другого — качества двух людей, живших очень задолго до нас, обернулись тем, что мы сейчас пишем их письменами, и складываем свою картину мира по их грамматике и правилам.
    Сообщение
    на тему: «Кирилл и Мефодий – первоучители словенские».
    ученицы 2 А класса
    МКОУ «СОШ №1»
    г. Ефремов
    Дороховой Екатерины.

  5. 5
    Текст добавил: Я и есть ваш Умед

    Доклад на тему:
    «Истоки славянской письменности. Кирилл и Мефодий»
    План
    – Краткая история письма
    – Истоки русской письменности (славянская азбука и греческий алфавит)
    – “Повесть временных лет” о начале славянской письменности
    – “Житие Константина-Кирилла” о начале славянской письменности
    – “Сказание о письменах” Черноризца Храбра
    – Из жизнеописаний Кирилла и Мефодия
    – Завещание Кирилла Мефодию
    – Какую азбуку создал Константин?
    – Кириллическое письмо
    – Происхождение глаголицы
    – Азбучные стихи (азбучная молитва)
    КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПИСЬМА
    Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. Вначале, появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян. Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита. Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например в английском или французском. Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне (украинцы, белорусы, русские). В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям… ”
    ИСТОКИ РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ, СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА И ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ
    Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Если не знаете, то мы можем вам рассказать. Но ответьте сначала на такой вопрос: чем отличается азбука от алфавита? Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):
    АЗБУКА: АЗ + БУКИ, а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:
    АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА
    Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу. Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?
    В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их). И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. ( В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл). Как же они создали азбуку?
    Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита. Многие наши буквы взяты с греческого алфавита, поэтому они и с виду на них похожи.
    «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О НАЧАЛЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
    От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси — “Повести временных лет” — мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами:
    “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”.
    Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев — Константина и Мефодия и “уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”. Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги и говорили, что “ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, как в надписи Пилата, который на кресте Господнем написал только на этих языках”.
    Чтобы защитить славянские письмена, братья Константин и Мефодий отправились в Рим. Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги, сказав так: “Да исполнится слово Писания: “Пусть восхвалят Бога все народы!” То есть, пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке”. Так он утвердил Богослужение на славянском языке.
    “ЖИТИЕ КОНСТАНТИНА-КИРИЛЛА” О НАЧАЛЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
    Из “Повести временных лет” мы уже знаем, что азбуку славянам дали святые братья Кирилл-Константин и Мефодий. В “Житии Константина-Кирилла” тоже описывается просьба моравского князя Ростислава прислать учителя, который может изложить христианскую веру на славянском языке. И вот какой интересный разговор приводится между византийским царем Михаилом и Константином.
    “Философ, — обращается к Константину царь, — знаю, что ты утомлен, но подобает тебе идти, ибо дела этого никто совершить не может, как ты”. Отвечал Философ: “Тело мое утомлено, и я болен, но пойду с радостью, если у них есть буквы для их языка… Учить без азбуки и без книг все равно, что писать беседу на воде”.
    Говорил ему снова царь: “Если захочешь, то может тебе дать Бог, что дает всем, кто просит без сомнения, и открывает стучащим”. Пошел же Философ и по старому своему обычаю стал на молитву и с иными помощниками. И вскоре открыл ему их Бог, что внимает молитвам рабов Своих, и тогда сложил письмена и начал писать слова Евангелия: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”.
    В житии Константина-Кирилла создание им славянской азбуки описывается как великое чудо и откровение Божие. И в самом деле, как для современников святого Кирилла, так и для нас, потомков, создание славянской письменности является чудом. Константин не ограничился созданием алфавита со всеми знаками, необходимыми для произношения славянских слов, но сразу начал переводить самые разнообразные по форме литературные произведения и прежде всего молитвы и отрывки из Библии.
    В Библии встречаются образцы биографий конкретных лиц и панорамные описания истории народов, образцы самой изысканной поэзии и лаконичные диалоги, образцы проповедей, притчи и заповеди. Каждый жанр имеет свои законы, требует своих литературных форм, особых изобразительных приемов.
    Кроме Священного Писания, Константин, а потом и Мефодий переводили богослужебные книги, в которых должны отображаться особенности произнесения текста нараспев или его пения. Греческий литературный язык имел к этому времени более чем тысячелетнюю традицию. И создать такой инструмент славянской письменности, который бы передавал все литературные тонкости греческих оригиналов, словарное богатство, разнообразие стилей, – это воистину задача не для одного человека и не на одно столетие. А “Повесть временных лет” свидетельствует:
    “Мефодий же посадил двух попов, хороших скорописцев, и перевел все книги полностью с греческого на славянский в шесть месяцев, начав в марте, а закончив 26 октября…”
    “СКАЗАНИЕ О ПИСЬМЕНАХ ЧЕРНОРИЗЦА ХРАБРА”
    Одним из важных источников по истории славянской письменности является “Сказание о письменах”, написанное в конце IX — начале Х века неким черноризцем (монахом) Храбром. “Сказание” это было довольно популярно во времена средневековой Руси, об этом свидетельствует количество дошедших до нас списков “Сказания”. Из 73 сохранившихся рукописных списков XIV–XVIII веков более половины древнерусского происхождения.
    Это сочинение древнеболгарского книжника написано на церковнославянском языке и рассказывает об особенностях славянской азбуки, об условиях ее возникновения. Сказание было посвящено доказательству того, что славянское письмо, созданное Константином-Кириллом, ничем не уступает греческому и более того, способно передать все особенности славянского языка, в частности, в славянской азбуке были буквы для обозначения специфических славянских звуков.
    Основная часть “Сказания” показывала, что многие системы письма, в том числе и греческая, возникали и развивались постепенно, а их создатели учитывали опыт своих предшественников. Создание славянской азбуки стало завершающим этапом многовекового процесса создания письменности. Черноризец Храбр писал, что Кирилл опирался на опыт создания мировых алфавитов и даже начал свою азбуку с той же буквы, что и более ранние еврейский и греческий алфавиты, но упорядочил славянское письмо и тем самым совершил научный подвиг.
    Одним из наиболее сильных аргументов в пользу славянской азбуки особенно для людей средневековья был тот, что греческое письмо создавали язычники, а славянское письмо — “святой муж”.
    Ниже мы приводим перевод “Сказания о письменах…”, выполненный В.Я. Дерягиным.
    Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными* будучи. Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь без устроения. Но как можно писать хорошо греческими письменами “Бог” или “зело”, или “церковь”, или “чаяние”, или “широта”, или “ядь”, или “уд”, или “юность”, или “язык”, или слова иные, подобные им? И так было долгие годы. Потом же человеколюбец Бог, правя всем и не оставляя человеческий род без разума, но всех к разуму приводя и к спасению, помиловал род человеческий, послал им святого Константина Философа, нареченного Кириллом, мужа праведного и истинного. И сотворил он им букв тридцать восемь — одни по образцу греческих букв, другие же по славянской речи. С первой начал по-гречески: они ведь с альфы, он с “аз”. С “аз” начинаются азбуки обе. И как те подобие еврейским буквам сотворили, так и он греческим. Евреи ведь первую букву имеют “алеф”, которая называет “учение”. Когда приводят дитя и говорят: “Учись, вот алеф”. И греки, подобно тому, об альфе говорят. И приспособилось слово речи еврейской к греческому языку. Так говорят ребенку, вместо “учения” — “ищи!”, ибо “альфа” — “ищи” значит на греческом языке. И за теми следуя, святой Кирилл сотворил первую букву “аз”. Та первая буква “аз”, Богом данная роду славянскому для открытия к разуму уст, учащихся буквам, великим раздвижением уст возглашается. А другие буквы малым раздвижением уст возглашаются и произносятся. Вот буквы славянские, как их подобает писать и произносить: аз, буки, веди, глаголь, добро… до юса. Всего их двадцать четыре, подобных греческим буквам. [Это ]
    а четырнадцать — по славянской речи,
    [и это ]
    Одни говорят: “Почему тридцать восемь букв создал, ведь можно и меньшим числом их писать, как греки двадцатью четырьмя пишут”. И не ведают, сколькими пишут греки, ибо хотя есть двадцать четыре буквы, но не наполняются лишь ими книги, но прибавлено двугласных одиннадцать, и в числах еще три: ” (девятьсот), и собирается их тридцать восемь. Так же, по тому подобию и образу, сотворил святой Кирилл тридцать восемь букв. Другие же говорят: “Для чего славянские буквы? Ведь их не Бог сотворил, не его апостолы, они не исконные, как еврейские, римские и эллинские, которые от начала суть и приняты Богом”. А другие думают, что Бог нам сотворил буквы, и не ведают, что говорят, окаянные. И будто на трех языках Бог повелел буквам быть, как в Евангелии писано: “И была на доске надпись по-еврейски, по-римски и по-эллински”. А по-славянски не было там, потому славянские буквы не от Бога”. О том, что скажем или что поведаем таким безумцам? Все скажем по святым книгам, как научились по ним, все по порядку бывает от Бога, а не единожды было. Ибо Бог не сотворил сначала ни еврейского языка, ни римского, ни эллинского, но сирийский, им ведь Адам говорил, и от Адама до потопа говорили, и от потопа, пока Бог не разделил языки при столпотворении, как писано. Когда же смешались языки, и как смешались народы, так и нравы и обычаи, и уставы и законы, и искусства по народам: египтянам — землемерие, персам и халдеям, и ассирийцам — звездочетие, волхвование, врачевание, чарование и все искусства человеческие; иудеям же — святые книги, в которых писано, как Бог создал небо и землю, и все, что на ней, и человека, и все по порядку, как писано; эллинам — грамматику, риторику, философию. Но изначала эллины не имели для своего языка букв, а финикийскими буквами писали свою речь, и так было долгие годы. Палимед же после пришел. Начав с альфы и виты, шестнадцать букв только эллинам обрел. Прибавил к ним Кадм из Милета буквы три. Так много лет девятнадцатью буквами писали. И потом Симонид обрел и прибавил две буквы, Эпихарий же, толкователь, три буквы обрел, и собралось их двадцать четыре. А через много лет Дионисий Грамматик шесть двугласных обрел, потом другой пять, и другой три численных. И так многие за много лет едва собрали тридцать восемь букв. После того, когда много лет уж минуло, Божьим повелением нашлось семьдесят мужей, которые переложили Писание с еврейского на греческий язык. А славянские буквы? Их один святой Константин, нареченный Кириллом, – и письмена сотворил, и книги перевел за малые годы. А те многие, за многие годы – семеро их письмена устроили, а семьдесят – перевод. Тем же славянским письменам более святости и чести, что святой муж сотворил их, а греческие – эллины поганые. Если же кто скажет, что не устроил их добро, потому что доделывают их еще, в ответ скажем этим: и греческие также многажды доделывали – Акилла и Симмах, и после иные многие. Легче ведь после доделывать, нежели первое сотворить. Вот если спросить книгочеев греческих так: кто вам письмена сотворил или книги перевел, или в какое время, – то редкие из них знают. Если же спросить славянских грамотеев так: кто вам письмена сотворил или книги перевел, то все знают и, отвечая, говорят: святой Константин Философ, нареченный Кириллом – он нам письмена сотворил и книги перевел,и Мефодий, брат его. И если спросить, в какое время, то знают и говорят, что во время Михаила, царя греческого, и Бориса, царя болгарского,и Ростислава, князя моравского, и Коцела, князя блатенского, в лето от сотворения всего мира 6363-е. Есть же и иные ответы, их же в ином месте скажем, а ныне не время. Так разум, братья, Бог дал славянам, Ему же слава и честь, и держава, и поклонение ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь.
    ИЗ ЖИЗНЕОПИСАНИЙ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ
    Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты — святых Кирилла и Мефодия, такие как “Житие Константина Философа”, “Житие Мефодия” и “Похвальное слово Кириллу и Мефодию”. Из этих источников мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь это город Салоники на берегу Эгейского моря. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий. Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви — Григория Богослова (IV век). Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Учился он также философии, риторике (ораторскому искусству), математике, астрономии и музыке. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь “на Олимп к Мефодию, брату своему, — говорит его жизнеописание, — начал там жить и беспрестанно творить молитву Богу, занимаясь только книгами”. Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего веропроповедника и защитника православия его часто посылают в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Крестив до двухсот человек и взяв с собою отпущенных на свободу пленных греков, Константин возвратился в столицу Византии и стал там продолжать свои ученые труды. Слабый здоровьем, но проникнутый сильным религиозным чувством и любовью к науке, Константин с детства мечтал об уединенной молитве и книжных занятиях. Вся его жизнь была наполнена частыми трудными поездками, тяжелыми лишениями и очень напряженной работой. Такая жизнь подорвала его силы, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество, переменив свое мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил еще 50дней, последний раз прочел сам исповедальную молитву, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы римского защиты своего дела — распространения славянской письменности. Сразу же по кончине Кирилла была написана его икона. Погребен Кирилл в Риме в церкви святого Климента.
    ЗАВЕЩАНИЕ КИРИЛЛА МЕФОДИЮ
    Перед смертью Кирилл говорил брату: “Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору”. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело — перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. 6 апреля 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда и около двухсот обученных им священников — славян.
    КАКУЮ АЗБУКУ СОЗДАЛ КОНСТАНТИН?
    И вот тут кроется еще одна загадка. Рукописи 10 и 11 веков написаны двумя разными азбуками. Одни написаны кириллицей, другие – глаголицей. Но какая из этих двух азбук древнее? То есть, каким письмом были написаны несохранившиеся рукописи кирилло-мефодиевских времен? Целый ряд фактов указывает на то, что более древней азбукой следует считать глаголицу. Древнейшие памятники (в том числе “Киевские листки”) написаны именно на глаголице, причем написаны более архаическим языком, близким по фонетическому составу языку южных славян. На большую древность глаголицы указывают и палимпсесты (рукописи на пергамене, в которых старый текст соскоблен и по нему написан новый). На всех сохранившихся палимпсестах соскоблена глаголица и новый текст написан на кириллице. Нет ни одного палимпсеста, в котором была бы соскоблена кириллица и по ней написана глаголица. Есть и другие факты, свидетельствующие о большей древности глаголицы, но перечислять их слишком долго. Итак, в современной славистике уже никто не сомневается в том, что ученые мужи Константин Философ (после принятия монашества Кирилл) и его брат Мефодий “переложили” звуки славянского языка на пергамент с помощью той азбуки, которую сегодня принято называть глаголицей. Позднее (по-видимому, на соборе в Преславе, в столице болгарского царя Симеона в 893) появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах, за исключением Северной Далмации (адриатическое побережье), где хорваты-католики продолжали писать глаголицей вплоть до конца прошлого столетия.
    В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Какая азбука была изобретена Константином, мы не знаем, но именно кириллица явилась основой нашего русского алфавита. Само слово “азбука” произошло по названию первых двух букв кириллицы: Аз и Буки.
    Начертания букв глаголицы так своеобразны, что наглядного сходства между ней и другими алфавитами — нет. Глаголица была распространена среди западных славян, но постепенно почти везде ее вытеснил латинский алфавит. Самые древние книги, написанные глаголицей, дошли до нас из XI века.
    КИРИЛЛИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
    Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав — это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона – они как бы “уставлены”. Буквы строго геометричны, вертикальные линии, как правило, толще горизонтальных, промежутка между словами нет. Древнерусские рукописи IX – XIV веков написаны уставом.
    С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее. Появился наклон в буквах, их геометричность не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова.
    В XV веке полуустав уступает место скорописи.
    Рукописи написанные “скорым обычаем”, отличает связное написание соседних букв, размашистость письма. В скорописи каждая буква имела множество вариантов написания. С развитием скорости появляются признаки индивидуального почерка. Письменность русскими была воспринята от соседней Болгарии — страны, принявшей крещение на сто с лишним лет раньше Руси. О том, что письменность проникла на Русь до принятия христианства, то есть до 988 года, свидетельствуют договоры князей Олега и Игоря с греками. В них упоминается о письменных завещаниях русских, о текстах, написанных на двух языках, о писце Иване — переписчике и переводчике.
    После принятия христианства русские переняли от болгар и все богатство славянской письменности. В Болгарии уже были славянские церковные книги. В то время древнеболгарский и древнерусский языки были столь близки, что переводить болгарский на русский не было необходимости. Болгарские книги просто переписывались и употреблялись в храмах Киева и других городов Древней Руси.
    Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, — Остромирово Евангелие — 1057 года. Это Евангелие хранится в Санкт-Петербурге, в библиотеке Российской Академии наук. Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название “ гражданский ”.
    В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: ять, и(I), ижицу, фиту. А мы в результате этого несколько утратили богатство красок славянской письменности, подаренной нам солунскими братьями святыми Кириллом и Мефодием — просветителями славян.
    ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГЛАГОЛИЦЫ
    С кириллицей все ясно – она происходит от греческого унциального письма, но как объяснить происхождение глаголицы? Многие лингвисты пытались дать более-менее удовлетворительный ответ на этот вопрос, но их попытки не увенчались успехом. Дело в том, что многие древние алфавиты, в том числе греческий и латинский, создавались по образцу еще более древних, т.е. ранее существовавших алфавитов. Греческий алфавит, например, возник под влиянием семитического финикийского письма, латинский под влиянием греческого, и т.д. Вообще в науке долгое время считалось, что любое письмо в своей основе представляет собой культурное заимствование. Ссылаясь на эту “непреложную научную истину”, ученые XIX и XX вв. пытались таким же образом вывести глаголицу из какого-нибудь более древнего письма: коптского, древнееврейского, готского, рунического, армянского, грузинского… Но все эти трактовки были неубедительны и почти всегда сопровождались неизбежными “может быть”, “наверное”, “не исключено”. Наконец ученые вынуждены были признаться, что глаголица не похожа ни на какое другое письмо и скорее всего целиком изобретена солунскими братьями Кириллом и Мефодием, как, впрочем, свидетельствует древний славянский список русской редакции “Похвала святым Кириллу и Мефодию”: Не на тужемъ основании свое дело полагающа, нъ изнова писмена въображьща Произвели свое дело, полагаясь не на чужую основу, а сызнова буквы изобрели”
    АЗБУЧНЫЕ СТИХИ (азбучная молитва)
    Азбучная молитва — одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки — святой Кирилл (до принятия монашества называемый Константином Философом). Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IX — Х веков.
    Азбучные молитвы (иногда называемые толковыми азбуками) являются особой формой изложения религиозных истин, передающие в удобной для запоминания форме различные вопросы Православного вероучения.
    В древнерусской письменной традиции азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков XII — XVII вв.
    Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. “край строки”), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.
    Поэтический прием акростиха использовался и до появления толковых азбук у славян — византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании Акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канона святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы.
    Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами азбучных молитв явился “Алфавитарь” святого Григория Богослова.
    Ниже приводится вариант толковой азбуки:
    “A3 СЛОВОМ СИМ МОЛЮСЯ БОГУ” (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то патриарху Никону): В данном издании молитва приводится в сочетании с изображением соответствующих букв славянской азбуки и их названиями. Сам текст молитвы передается привычными нам буквами русского алфавита с сохранением звучания текста оригинала.

  6. Можно ли представить жизнь без электричества? Конечно, трудно! Но известно, что раньше люди читали и писали при свечах и лучинах. А представьте себе жизнь без письменности. Кто-то из вас сейчас подумает про себя, ну и что же, вот было бы здорово: не надо писать диктанты и сочинения. Но тогда не будет и библиотек, книг, афиш, писем и даже электронной почты и «эсэмэс». В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.
    Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. А знаете ли вы, кому мы должны быть благодарны за наше письменное слово, на котором написаны наши любимые книжки? За нашу грамоту, которой мы учимся в школе? За нашу великую русскую литературу, с которой вы знакомитесь и еще будете изучать в старших классах.
    Жили на свете Кирилл и Мефодий,
    Два византийских монаха и вдруг
    (Нет, не легенда, не миф, не пародия),
    Кто-то из них и задумался: «Друг!
    Сколько славян без Христа безъязычны!
    Надо создать для славян алфавит…
    Именно благодаря трудам Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия была создана славянская азбука.
    Братья родились в византийском городе Солуни в семье военачальника. Мефодий был старшим сыном, и, выбрав путь военного, отправился на службу в одну из славянских областей. Его брат – Кирилл, родился на 7-10 лет позже Мефодия, и уже в детстве горячо полюбив науку, поражал учителей блестящими способностями. В 14 лет родители послали его в Константинополь, где он в короткий срок изучил грамматику и геометрию, арифметику, астрономию и медицину, античное искусство, хорошо овладел славянским, греческим, еврейским, латинским и арабским языками. Отказавшись от предложенной ему высокой административной должности, Кирилл занял скромное место библиотекаря в Патриаршей библиотеке и одновременно преподавал философию в университете, за что и получил прозвание «философ». Его старший брат Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Будучи честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости, он ушел с военной службы и удалился в монастырь.
    В 863 году в Константинополь прибыли послы из Моравии , чтобы попросить прислать в свою страну проповедников и рассказать населению о христианстве. Император решил отправить в Моравию Кирилла и Мефодия. Кирилл, прежде чем отправиться в путь спросил, имеют ли моравы азбуку для своего языка – «ибо просвещение народа без письмен его языка, подобно попыткам писать на воде», — обьяснил Кирилл. На что получил отрицательный ответ. Азбуки у моравов не оказалось, тогда братья начали работу. В их распоряжении были не годы, а месяцы. Они работали с раннего утра, едва рассцветало, и до позднего вечера, когда уже рябило в глазах от усталости. В короткий срок была создана азбука для моравов. Она была названа в честь одного из её создателей – Кирилла – кириллица.
    При помощи славянской азбуки Кирилл и Мефодий очень быстро перевели основные богослужебные книги с греческого на славянский. Первой книгой написанной на кириллице стало – «Остромирово Евангелие», первыми словами, написанными при помощи славянской азбуки, была фраза – «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И сейчас, уже более тысячи лет церковнославянский язык используется в русской православной церкви во время богослужения.
    Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.
    Каждая буква имела свое название – «аз» — А; «буки» — Б; «веди» — В; «глаголь» — Г; «добро» -Д.
    Вот отсюда и крылатые фразы «Аз да буки – вот и все науки», «»Кто знает «Аз» да «Буки» тому книги в руки». Кроме того буквами можно было обозначать и цифры. Всего в кириллице было 43 буквы.
    Кириллица просуществовала в русском языке без изменений до Петра I, убравшего устаревшие буквы без которых вполне можно было обойтись – «юс большой», «юс малый», «омега», «ук». В 1918 году из русского алфавита ушли еще 5 букв – «ять», «фита», «ижица», «ер», «ерь». За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего две – «й» и «ё». Их придумал в XVII веке русский писатель и историк Карамзин. И вот, наконец в современной азбуке осталось 33 буквы.
    А как вы думаете откуда произошло слово «АЗБУКА» — по названию первых букв алфавита, «аз» и «буки»; на Руси существовало ещё несколько названий азбуки – «абевега» и «буквица».
    А почему алфавит называется алфавитом? Интересна история этого слова. Алфавит. Оно родилось в древней Греции и состоит из названий двух первых букв греческого алфавита: «альфа» и «бета». Носители западных языков так и называют: «альфабете». А мы произносим как «алфавит».
    Славяне были очень рады: у других народов Европы (немцев, франков, бриттов) не было своей письменности. У славян же теперь была своя азбука, и каждый мог научиться читать книгу! «То было чудное мгновенье!.. Глухие стали слышать, а немые стали говорить, ибо до того времени славяне были как глухие и немые» – записано в летописи тех времен.
    Учиться стали не только дети, но и взрослые люди. Писали острыми палочками на деревянных дощечках, покрытых воском. Дети полюбили своих учителей Кирилла и Мефодия. Маленькие славяне с радостью шли на занятия, потому что таким интересным было путешествие по дорогам Истины!
    С появлением славянской азбуки письменная культура стала развиваться быстро. В Болгарии, Сербии, на Руси появлялись книги. А как они оформлялись! Первая буква – буквица – начинала каждую новую главу. Буквица необыкновенно красива: в виде прекрасной птицы или цветка, она расписывалась яркими, чаще красными цветами. Потому и существует сегодня термин «красная строка». Славянская рукописная книга могла создаваться в течение шести-семи лет и была очень дорогой. В драгоценном окладе, с иллюстрациями, она сегодня является настоящим памятником искусства.
    Давным-давно, когда история великой Русской державы только начиналась, «она» стоила дорого. Ее одну можно было обменять на табун коней или стадо коров, на собольи шубы. И дело тут не в украшениях, в которые красавицу и умницу наряжали. А ходила она только в дорогих тисненых кожах, в жемчугах да каменьях драгоценных! Золотые и серебряные застежки украшали ее наряд! Любуясь на нее, люди говорили: «Свет, ты наш!» Трудились над ее созданием долго, а вот судьба ее могла сложиться очень грустно. Во время нашествия врагов ее брали в плен вместе с людьми. Она могла погибнуть в пожаре или при наводнении. Ею очень дорожили: она внушала надежду, возвращала силу духа. Что же это за диковина такая. Да, ребята, это Ее Величество – Книга. Она сохранила до нас Слово Божие и предания далеких лет. Первые книги были рукописные. На переписывание одной книги уходили месяцы, а иногда и годы. Центрами книжности на Руси всегда были монастыри. Там в посте и молитве трудолюбивые монахи переписывали и украшали книги. Собрание книг в 500-1000 рукописей считалось большой редкостью.
    Жизнь идет, и в середине XVI века появилось на Руси книгопечатание. Печатный двор в Москве появился при Иване Грозном. Руководил им Иван Федоров, которого называют первым книгопечатником. Будучи дьяконом и служа в храме, он пытался воплотить свою мечту – священные книги без писцов переписывать. И вот в 1563 году он приступил к набору первой страницы первой печатной книги — «Апостол». Всего он издал за свою жизнь 12 книг, среди них была полная славянская Библия.
    Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей — братьев Кирилла и Мефодия.
    По широкой Руси – нашей матушке
    Колокольный звон разливается.
    Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
    За труды свои прославляются.
    «Ученье – свет, а неученье – тьма», — говорится в русской пословице. Кирилл и Мефодий, братья из Солуни,- словенские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Их называют святыми учителями. Просветители – те, кто несет свет и освещает им всех. Без азбуки нет письменности, а без нее нет и книги, которая просвещает людей, а значит, движет жизнь вперед. Памятники великим просветителям по всему миру напоминают нам о духовном подвиге Кирилла и Мефодия, подаривших миру славянскую азбуку.
    В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. В год тысячелетия со дня создания славянского письма в России Священный синод принял постановление, в котором устанавливалось «каждогодное, начиная с сего 1863 года, в 11 (24)день мая церковное празднование преподобным Кириллу и Мефодию». До 1917 года в России отмечали церковный праздник День святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. С приходом советской власти был забыт этот великий праздник. В 1986 году он был возрожден. Этот праздник стали называть Днем славянской письменности и культуры.
    Викторина
    1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
    2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)
    3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)
    4.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)
    5. Как называлась первая книга, написанная кириллицей? (Остромирово Евангелие»)
    6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник,)
    7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)
    8.В чьё царствование славянская азбука была изменена – упрощена.(Петра 1)
    9.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)
    10.Сколько букв стало в современной азбуке? (33 буквы)
    11.Кто был первопечатником на Руси?   (Иван Фёдоров)
    12.Как называлась первая печатная книга? («Апостол»)
    13.Какие слова были первыми написаны на славянском языке? (Вначале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог)
    14.Когда отмечается День славянской письменности? (24 мая)
    (45143)

  7. Братья-монахи Кирилл и Мефодий служили миссионерами, проповедовали христианство другим народам. В историю восточных славян Кирилл и Мефодий вошли как создатели славянской азбуки. А значит, как «отцы» письменности восточных славян: русской, украинской, белорусский. Жили и трудились братья в 9 веке, понятно, что нашей эры.
    Родом братья происходили из Греции, из города Салоники. В те времена данная местность входила в состав Византийской империи. Скорее всего, братья происходили из болгарской семьи. Но, возможно, были они греками или македонцами.
    Когда братья выросли, то сначала Кирилл, затем и Мефодий выбрали путь монахов, затем и миссионеров. Сначала они отправились проповедовать христианство в Хазарский каганат. Это государство в те времена было соседом Руси, его столица находилась на Волге. Здесь Кирилл изучил славянский язык. После этого братьев послали распространять христианство в Моравии. Здесь в 863 году Кирилл создал первую славянскую азбуку. Ему помогали ученики и Мефодий.
    За создание азбуки братьев чуть было не наказали в Риме церковные начальники, потому что тогда любое новшество в церкви воспринималось как преступление. Но за них заступился сам папа Римский. До самой смерти братья переводили на славянское наречие церковные книги и духовные трактаты. Выдержали они и суды, и даже тюрьму от своих противников.
    Сейчас и православная, и католическая церковь считают Кирилла и Мефодия святыми. Эти два «книжных человека», будто два солдата, героически отстояли право славян писать, читать и слушать церковные службы на родном языке.

  8. Костин Павел, 3 класс
    Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности
    После   крещения на Руси   стала   быстро   распространяться   письменность.  24 мая
    отмечается  Славянской письменности и культуры. Годом рождения (создания) славянской
    азбуки принято считать 863 год. Ее создателями были крупнейшие ученые средневековья
    братья Кирилл (до принятия монашества Константин) и Мефодий.
    Кирилл (года жизни — около 827-869) и его старший брат Мефодий (около 825-885 гг.)
    родились в греческом городе Солуни (теперь Фессалоники). Отец по имени Лев был
    известным греческим чиновником. О матери в одном из поздних источников говорится,
    что она родом славянка по имени Мария. И хотя, надо полагать, в семье говорили по-
    гречески, славянские слова, музыку языка братья слушали в доме с детства. Да и не
    только в доме. В торговых кварталах Солуни было много славянских купцов. Многие
    славяне осели в Греции еще за несколько веков до рождения братьев. Недаром много лет
    спустя, отправляя братьев в Моравию по просьбе славянского князя прислать учителей,
    которые научат церковному чтению, пению и письму на родном славянском языке,
    император Михаил сказал: “Никто не сможет это сделать лучше тебя. Отправляйтесь
    вдвоем с игуменом Мефодием, поскольку вы солуняне, а солуняне все говорят по-
    славянски чисто” (начало 863 г.).
    Получив образование в родном городе, Мефодий десять лет прослужил военачальником в
    одной из славянских провинций Византии. Константин учился в столице империи
    Константинополе и проявил блестящий филологический талант. Он в совершенстве овладел
    несколькими языками, в том числе латынью, сирийским и еврейским. Когда Константин
    окончил училище, ему предложили очень почетную должность библиотекаря при
    патриаршем хранилище книг. Одновременно он становился секретарем патриарха. Работая
    в библиотеке (лучшей библиотеке мира), он постоянно пополнял свои знания, сравнивая
    один язык с другим, писал Юрий Лощиц в одном из журналов в статье “Вещий слух”.
    Только обладая музыкальным слухом, развивая его, можно услышать в незнакомой для
    грека чужой речи отдельные звуки и звукосочетания. Константин не стеснялся, что
    называется, заглянуть в рот говорящему, чтобы сообразить, при каком именно положении
    губ, зубов и языка собеседника изо рта у него вырывается звук, диковинный для
    греческого слуха. Такими диковинными необычными казались грекам звуки “з”, “ж”, “ш”,
    “щ” и др. Нам, русским людям, и тем, для кого русский язык родной, кажется забавным,
    когда эти и другие звуки с трудом произносят иностранцы. Звуков в славянской речи
    оказалось значительно больше, чем в греческой (в дальнейшем братьям пришлось для
    них создать на 14 букв больше, чем в греческом алфавите). Кирилл сумел расслышать
    звуки славянской речи, вычленить их из плавного, связного потока и создать под эти
    звуки знаки-буквы.
    Когда мы говорим о создании славянской азбуки братьями Кириллом и Мефолием, то
    называем сначала младшего. Так было при жизни обоих. Сам Мефодий говорил:
    “Служил, яко раб, младшему брату, повинуяся ему”. Младший брат был гениальный
    филолог, как бы мы сказали сейчас, блестящий полиглот. Ему много раз пришлось
    вступать в научные споры, и не только научные. У нового дела создания письменности
    многочисленного славянского народа нашлось немало врагов (в Моравии и Паннонии —
    на землях современных Венгрии, бывшей Югославии, Австрии). После смерти братьев
    около 200 их учеников были проданы в рабство, а самые близкие и способные их
    соратники брошены в тюрьму.
    Трагические личные судьбы учеников Кирилла и Мефодия не остановили
    распространение славянской письменности от одного славянского народа к другому. Из
    Моравии и Паннонии она перешла в Болгарию, а в X веке, после принятия
    христианства, и в древнюю Русь.
    Что представляла собой славянская азбука? Об этом надо рассказать подробнее,
    поскольку этой письменностью на Руси пользовались вплоть до XVIII в. При Петре I и
    затем еще несколько раз в XVIII в. менялся алфавитный состав, т.е. количество букв и их
    графика (написание). Последняя реформа кириллицы бы ла в 1917-1918 гг. Всего было
    исключено 12 букв, а две введены новые — “и” и “ё”. Если посмотреть на названия букв
    кириллицы, станет ясно происхождение самого слова “азбука”: а — аз, б — буки. Подобно
    названию азбуки, произошло и название “алфавит” — от первых двух букв греческого
    языка “альфа” и “вита”.
    На “языке словенском” говорили, писали, создавали литературу все славяне от Балтики
    до Эгейского моря, от Альп до Волги. Шесть долгих столетий, вплоть до XV в.,
    только три древних языка (славянский, греческий, латинский) были приняты в мире
    как главные языки межнационального общения. И сейчас дело чести миллионов людей
    — носителей славянских языков — беречь, сохранять и развивать его.
    Как далекие предки учились грамоте ?
    Обучение в школе было индивидуальное, и у каждого учителя было не более 6-8
    учеников. Методы обучения были очень несовершенны. Народные пословицы
    сохранили воспоминание о трудности изучения азбуки: “Аз, буки, веди страшат, как
    медведи”, “Азбуку учат, на всю избу кричат”.
    Выучить старославянский алфавит было не простым делом. Произносились не звуки, а
    названия букв, сложные сами по себе. Вызубрив азбуку, приступали к слогам, или
    складам, сначала из двух букв: “буки”, “аз” — называл ученик наименования букв, а
    затем произносил слог “ба”; для слога “во” нужно было назвать “веди”, “он”. Затем
    учили слоги из трех букв: “буки”, “рцы”, “аз” — “бра” и т. д.
    Сложные названия букв не были взяты, что называется, “с потолка”. Каждое название
    несло большой смысл и нравственное содержание. Овладевший грамотой впитывал
    огромной глубины нравственные понятия, вырабатывал для себя линию поведения в
    жизни, получал понятия о добре и морали. В это даже не верится: ну, буквы и буквы.
    Но нет. Когда учивший грамоту человек повторял за учителем “аз, буки, веди”, он
    говорил целую фразу: “Я буквы ведаю”. Дальше следовали г, д, е — “Глаголь добро
    есть”. В перечислении этих букв подряд заложена заповедь человеку, чтобы зря
    словами не бросался, не словоблудничал, поскольку “Слово добро есть”.
    Посмотрим, что означали такие буквы, как р , с, т. Их назвали “Рцы слово твердо”, т.
    е. “Говори слово внятно”, “отвечай за свои слова”. Хорошо бы многим из нас этому
    научиться как в произношении, так и в ответственности за сказанное слово.
    После заучивания слогов начиналось чтение. Вторая пословица напоминает о порядке
    работы: учитель произносил буквы, а ученики хором, нараспев повторяли их до тех пор,
    пока не запоминали.
    Литература:
    Большая энциклопедия начальной школы
    Отрывки из исторический источников «Повесть временных лет» и «Житие Константина-Кирилла
    Бернштейн С. Б. Константин-Философ и Мефодий. Начальные главы из истории славянской письменности. М., 1984
    Перевезенцев С. В. В начале было слово…

  9. Мало найдется в нашей стране людей, кто бы не слышал о Кирилле и Мефодии. Братья подарили миру славянский алфавит, перевод книг с греческого языка на славянский.
    О жизни Кирилла и Мефодия сохранились письменные свидетельства того времени. Братья рождены были в Греции в городе Солуни. В семье помимо них росло еще пятеро братьев. Отец их Лев, византийский военачальник, занимал высокий чин, семья жила в достатке. При рождении мальчики получили имена Михаил и Константин, старшим из них был Михаил, 815 года рождения, Константин был рожден в 827 году.
    Михаил выбрал путь военного и дослужился до звания стратега в Македонской провинции. Влиятельный покровитель царедворец Феоктист заметил талантливого юношу и всячески способствовал продвижению Михаила по службе.
    Константин с ранних лет увлекся наукой, изучал традиции других народов, занимался переводом Евангелия на язык славян. В Константинополе, где проходил обучение Константин, помимо лингвистики он получил знания по геометрии, арифметике, риторике, астрономии, философии. При его знатном положении и успехах в научной деятельности, ему пророчили службу в самых высших должностях, но для себя он выбрал скромную должность хранителем книг в библиотеке Софийского Собора. Недолго прослужив на этой должности, Константин начинает педагогическую деятельность в университете. Его знания, умение вести философские дискуссии, закрепили за ним прозвище Философ, которое не редко встречается в летописи жизни братьев.
    Константин был вхож в императорский двор и нередко отправлялся по поручению византийского императора в другие земли для прославления веры православной. Первое такое поручение получил проповедник в 24 летнем возрасте. Житие братьев описывает как четко, твердо и убежденно он отвечал на сложные вопросы мусульман и хазаров о христианской вере.
    Михаил, прослужив около 10 лет настоятелем одной из славянских областей, отказавшись от сана архиепископа, в 852 году принял постриг с именем Мефодий, став настоятелем монастыря на Малом Олимпе, куда в 856 году с учениками прибыл Константин, братья приступают к созданию азбуки для славян.

  10. МАОУ Трубичинская основная общеобразовательная школа
    Сочинение о создателях нашей азбуки – Кирилле и
    Мефодии.
    Работу выполнила
    Иванова Анна ученица 5 класса
    МАОУ Трубичинской основной школы
    С детства мы привыкаем к буквам нашего алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся передавать любые звуки и слова. Из книг мы узнаём много нового и интересного. Книги нам читали родители, когда мы были маленькими. Когда мы пошли в школу, то сами научились грамоте.
    Но в школе не всегда учили грамоте так, как учат сейчас. Вот как обучали на Руси.
    В старину учились дети –
    Их учил церковный дьяк.
    Приходили на рассвете
    И твердили буквы так:
    А да Б – как Аз да Буки,
    В – как Веди, Г – глаголь.
    И учитель для науки
    По субботам их порол.
    Вот такой чудной вначале
    Наша грамота была!
    Вот каким пером писали –
    Из гусиного крыла!
    Этот нож не без причины
    Назывался «перочинным»:
    Очиняли им перо,
    Если было не остро.
    Трудно грамота давалась
    Нашим предкам в старину,
    А девицам полагалось
    Не учиться ничему.
    Обучались лишь мальчишки.
    Дьяк с указкою в руке
    Нараспев читал им книжки
    На славянском языке.
    Вначале учились читать на славянском языке, а наша, русская азбука – это, если можно сказать младшая сестра славянской азбуки.
    Откуда же взялась славянская азбука ?
    Было время, когда славянские народы не знали грамоты, не могли читать и писать.
    У них не было даже азбуки, буквами которой можно было бы пользоваться при письме.
    Азбуку для славян составили, помогли научиться читать и писать — святые Кирилл и Мефодий.
    Вообще у славянской письменности удивительное происхождение. Благодаря памятникам славянской письменности мы не только знаем с точностью до года о начале появления славянской азбуки, но также имена создателей и их жизнеописание.
    Какие же это памятники славянской письменности?
    «Житие Константина-Кирилла», «Житие Мефодия», «Похвальное слово Кириллу и Мефодию», «Повесть временных лет».)
    Из жизнеописаний создателей славянской письменности мы знаем, что братья были родом из города Солуни. Теперь этот город называется Салоники. Найдём его на географической карте. Здесь кончалась Византия, а дальше шли необъятные земли славян, наших предков.
    Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин.
    Образование Константин получил при дворе императора Константинополя. Его ждала блестящая карьера, но он предпочёл удалиться в монастырь.
    Но Константину не удавалось много времени проводить в уединении. Как лучшего веропроповедника, его часто посылали в соседние страны. Поездки эти были успешными. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Там он крестил до двухсот человек, а также взял с собою отпущенных на свободу пленённых греков.
    Но у Константина было слабое здоровье, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество и переменил своё мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил ещё 50 дней, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года.
    Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык священных книг и крещение славянского народа.
    А теперь обратимся к историческим источникам, из которых мы можем узнать о начале славянской письменности. Обратимся к главному свидетелю первоначальной истории Руси «Повести временных лет».
    Из этого источника мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов.
    Царь вызвал к себе двух учёных братьев Константина и Мефодия и послал их в славянскую землю.
    Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность.
    А теперь обратимся к другому источнику. Это «Житие Константина-Кирилла». Здесь тоже описывается просьба моравского князя Ростислава прислать учителя, который может изложить веру на славянском языке.
    В житии Константина-Кирилла мы видим, что создание им славянской азбуки описывается как великое чудо и откровение Божие.
    И азбука получила название кириллицы. Древнейшая книга на Руси, написанная кариллицей – Остромирово Евангелие 1057 года. Это Евангелие хранится в Петербурге, в Государственной Российской библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина.
    Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита.
    В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту.
    А наш современный алфавит мы все, конечно, знаем, но помнить обязаны, кто его авторы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *