Сочинение на тему классицизм 9 класс

9 вариантов

  1. Классицизм как направление складывается на рубеже XVI — XVII вв. Истоки его лежат в деятельности итальянской и отчасти испанской академических школ, а также объединения французских писателей «Плеяда», которые в эпоху позднего Возрождения обратились к античному искусству, стремясь найти в его гармоничных образах новую опору для испытавших глубокий кризис идей гуманизма. Появление классицизма в полной мере связано со становлением абсолютной монархии — переходной формы государства, когда ослабевшая аристократия и еще не набравшая силы буржуазия одинаково заинтересованы в неограниченной власти короля. Наивысшего расцвета классицизм достиг во Франции. И здесь особенно ясно можно показать его связь с абсолютизмом.
    Деятельностью классицистов руководила Французская Академия, основанная в 1635 г. первым министром кардиналом Ришелье и выполнявшая все указания правительства. Творчество крупнейших писателей, художников, музыкантов, актеров классицизма находилось в зависимости от благосклонного взгляда короля.
    Классицизм как направление по-разному развивался в странах Европы. Во Франции он складывается к 1590-м годам, становится господствующим направлением к середине XVII в., достигая наивысшего расцвета в 60 — 70-е годы, затем переживает кризис.
    В первой половине XVIII в. его преемником становится просветительский классицизм, который во второй половине XVIII в. утрачивает ведущие позиции в литературе. Однако в период Великой французской революции 1789— 1794 гг. возникший на его основе «революционный классицизм» господствует во всех основных сферах искусства. Классицизм как направление, утратив свое прогрессивное содержание, терпит поражение в борьбе с романтизмом вырождается в начале XIX в., но различные неоклассицистические течения продолжают существовать до наших дней.
    В рамках классицистического направления шла борьба между различными течениями. Так, во Франции последователи философии Декарта (Буало, Расин) расходились в ряде эстетических вопросов с последователями материалиста Гассенди (Мольером, Лафонтеном). Существовали разные драматургические школы (Корнеля, Расина), разные театральные течения (борьба Мольера с театральной эстетикой Расина) и т. д.
    Эстетика классицизма. Главным теоретическим трудом, в котором излагаются принципы классицистической эстетики, является книга Никола Буало «Поэтическое искусство» (1674).
    Цель искусства классицисты видели в познании истины, вы ступающей как идеал прекрасного. Они выдвигают метод его достижения, основываясь на трех центральных категориях своей эстетики: разум, образец, вкус4. Все эти категории считались объетивными критериями художественности. С точки зрения классицистов, великие произведения — плод не таланта, не вдохновения, не художественной фантазии, а упорного следования велениям разума, изучения классических произведений древности знания правил вкуса. Таким образом, они сближают художественную деятельность с научной. Вот почему для них оказался приемлемым рационалистический метод французского философа Рене Декарта (1596—1650), ставший основой художественного познания в классицизме.
    Декарт утверждал, что разум человека обладает врожденными идеями, истинность которых не вызывает никаких сомнений. И если от этих истин переходить к недоказанным и более сложным положениям, расчленяя их на простые, методически продвигаясь от известного к неизвестному и не допуская при этом логических пропусков, то можно выяснить любую истину. Так, разум становится центральным понятием философии рационализма, а затем и искусства классицизма.
    Это имело большое значение в борьбе с религиозными представлениями о ничтожестве человека, в борьбе с философами, утверждавшими непознаваемость мира. Слабой же стороной такого представления было отсутствие диалектического взгляда. Мир считался неподвижным, сознание и идеал неизменными.
    Классицисты считали, что эстетический идеал вечен и во все времена одинаков, но лишь в античности он был воплощен в искусстве с наибольшей полнотой. Поэтому, чтобы вновь воспроизвести идеал, нужно обратиться к античному искусству и тщательно изучить его законы. Вот почему подражание образцам ценилось классицистами выше, чем оригинальное творчество.
    Обратившись к античности, классицисты тем самым отказались от подражания христианским образцам, продолжив борьбу гуманистов Возрождения за искусство, свободное от религиозной догматики. Необходимо отметить, что от античности классицисты заимствовали внешние черты. Под именами античных героев ясно виделись люди XVII — XVIII вв., а древние сюжеты служили для постановки самых острых проблем современности.
    Культ разума потребовал коренной перестройки содержания и формы произведений, принципов типизации, системы жанров. Классицисты провозгласили принцип подражания природе, строго ограничивая право художника на фантазию. Искусство сблизилось с политической жизнью, его важнейшей задачей было объявлено воспитание гражданина. Поэтому в центре произведений классицизма оказываются проблемы, представляющие общенациональный интерес.

  2. 2
    Текст добавил: ЛюБиМа Им ОдНиМ

    Что такое классицизм? Понятие «классицизм» применимо практически ко всем видам искусства. Оно встречается в архитектуре, в музыке, в литературе, в живописи. Поэтому на вопрос, что такое классицизм, мы будем отвечать в зависимости от того, какой вид искусства имеется в виду. Если же говорить в общем, что такое классицизм — определение в этом случае будет следующее: это художественный стиль или система, которая господствовала в Европе на протяжении двух веков — с XVII по XIX век. По сути — это целая эпоха. А теперь поговорим классицизме через призму отдельных видов искусства. Что такое классицизм в литературе Литературный классицизм берет свое начало от идей эпохи Просвещения, господствовавшей в Европе в XVI-XVII вв.
    В произведениях, написанных в духе классицизма читатель найдет восхваление свободы, призывы к освобождению от религиозной тирании и гнета абсолютной монархии. Писатели эпохи классицизма в своих трудах выражали надежду на формирование нового общества, которое будет жить по иным законам — законам равенства и справедливости, а члены этого общества будут добрее и снисходительнее по отношению друг к другу. Что касается структуры классического произведения, то, в первую очередь, в нем должен соблюдаться так называемый принцип трех единств: единства действия, единства места и единства времени. Это означает, что в действии должна быть одна сюжетная линия, одно должно происходить в определенном месте, а также произведение обязательно должно разворачиваться во времени строго последовательно.
    Что касается конкретных временных рамок, то в идеале действие пьесы или романа, написанных в духе классицизма, должно разворачиваться за один день. Из западных авторов, произведения которых относят к этому стилю, выделим Корнеля, Расина, Лафонтена, Мольера, Буало, Вольтера, Сэмюэла Джонсона, Босуэлла и Гиббона. В России… наиболее яркими представителями классицизма являлись такие выдающиеся писатели, как А. П.Сумароков, Д. И.Фонвизин, М. В.Ломоносов, Г. Р.Державин и А. Д.Кантемир. Что такое классицизм в музыке Прежде всего, давайте разграничим такие понятия, как «классическая музыка» и «музыка классицизма». Под классической музыкой искусствоведы и все образованные люди понимают такие музыкальные произведения, которые прошли проверку временем. В этом смысле к классике можно причислить достаточно большое количество композиторов — начиная с эпохи Средневековья и заканчивая XX веком (в России это, например, Д. Д.Шостакович, С. С.Прокофьев, С. В.Рахманинов, за рубежом — Ш. М.Видор, М. Дюпре, Дж. Гершвин, Д. Эллингтон). Что же касается музыки классицизма, то к ней можно отнести музыку европейских композиторов середины XVIII — середины XIX вв. — сроки эти, конечно, весьма условны.
    Зато более чем реальны личности, творившие в духе музыкального классицизма. Это, прежде всего, такие выдающиеся композиторы, как Гайдн, Моцарт и Бетховен, которых в музыкальных кругах нередко называют «венскими классиками». Именно они определелили дальнейшее развитие музыки на много лет вперед. Именно их идеями пользовались впоследствии многие знаменитые композиторы, писавшие музыку уже в более современном романтическом стиле. Классицизм в архитектуре Монументальность, строгость, простота, логически выстроенная структура и гармония — с помощью именно этих слов можно охарактеризовать архитектурные сооружения, несущие на себе печать классицизма.
    Это стиль ведет свою историю из глубокой древности, если точнее — со времен античности. В то время строили именно так. Архитектурный классицизм пришел в Европу на смену вычурному стилю барокко. В России классицизм в полной мере расцвел в середине XVIII — XIX вв. Самыми яркими европейскими памятниками эпохи классицизма являются, по сути, целые города — Санкт-Петербург, Хельсинки и Варшава.

  3. Творческая
    работа на тему:
    «
    »
    Кадета 213 взвода
    Чиркова Николая.
    Чем же так
    отличается
    русский классицизм
    от европейского?
    Главным образом,
    тем, что он
    удивительно
    гармонично
    сочетает в себе
    идеалы античности
    и собственной
    русской, даже
    православной
    культуры. Собственно,
    в России трудно
    провести четкую
    границу между
    чистой воды
    классическим
    искусством
    и следовавшим
    за ним неоклассицизмом,
    настолько
    тщательно и
    велико было
    переосмысление
    античной и
    европейской
    культур. Россия
    стала перекрестком
    всех классических
    направлений:
    от аскетического
    немецкого цопфа
    до наполеоновского
    ампира.
    Художники
    и скульпторы,
    кроме античности,
    чаще, чем их
    европейские
    коллеги, обращаются
    к библейским
    преданиям и
    героям (вспомните
    фонтан «Самсона»
    и полотно «Явление
    Христа народу»).
    К концу классического
    периода уже
    появляются
    работы, основанные
    на событиях
    отечественной
    истории (памятник
    Суворову, Минину
    и Пожарскому).
    В этих работах
    символизм и
    пафос античных
    поз сочетается
    с героизмом
    российских
    исторических
    личностей,
    именно на их
    примере, а не
    на абстрактных
    мифологических
    героях, идет
    воспитание
    нового поколения.
    Столицей
    русского классицизма
    становится
    Петербург. Для
    этого города
    характерно
    то, что именно
    классика является
    его основой,
    заложенной
    еще в чертежах.
    В отличие от
    Москвы, пережившей
    многие архитектурные
    эпохи, Петербург
    изначально
    принимал строгие
    классические
    формы в перпендикулярном
    пересечении
    улиц, устройстве
    императорских
    дворцов и театров
    и даже в жилых
    зданиях.
    Разумеется,
    русским аналогом
    Версаля стал
    Петродворец,
    созданный
    Шлютером и
    Растрелли. В
    этом великолепном
    произведении
    русского паркового
    искусства
    гармонично
    сочетаются
    строгие формы
    аллей и силуэты
    дворцов, скульптуры
    и фонтаны. Простор
    и рационализм
    – вот две опорные
    точки русского
    классицизма.
    Начало XIX в.
    является переходным
    моментом в
    истории русского
    зодчества: идет
    переосмысление
    классических
    элементов,
    придание им
    нового значения.
    Архитектурные
    композиции
    становятся
    более пафосными,
    приобретают
    еще более четкие
    силуэты и легкость.
    Что отражается
    в таких постройках,
    как Казанский
    собор, Адмиралтейство,
    Биржа, Александринский
    театр. Героизм
    античности
    переходит в
    героизм современников,
    что видно из
    многочисленных
    памятников
    и скульптур
    Петродворца
    и Петербурга
    вообще.
    Интересно,
    что куда бы не
    поворачивала
    свое течение
    художественная
    культура, история,
    Санкт-Петербург
    никогда не
    отдавал большего
    предпочтения
    ни одному другому
    стилю, кроме
    классицизма.
    И по сей день,
    говоря о русском
    классицизме,
    мы можем рассматривать
    его феномен,
    в большей степени,
    на примере
    Петербурга,
    как его основателя
    и хранителя.
    Как и в живописи,
    в скульптуре
    классицизма
    царило стремление
    к подражанию
    античности.
    Кажется, ничто
    не может нарушить
    покой и сдержанность
    скульптурных
    композиций,
    украшающих
    Версаль, Веймар,
    Петербург. Все
    подчинено
    рациональности:
    застывшие
    движения, идея
    скульптуры
    и даже ее расположение
    в парке или
    дворце.
    Скульптуры
    классицизма,
    словно трехмерное
    воплощение
    мифов, рассказывают
    нам о могучей
    силе человеческой
    мысли, о единении
    народа в достижении
    общих целей.
    Просто удивительно,
    как классицисты
    сумели рассказать
    целую эпоху
    в жизни той или
    иной нации при
    помощи не масштабных
    композиций!
    Стремясь
    к рациональному
    применению
    пространства,
    занимаемого
    скульптурой,
    мастера тем
    самым следовали
    еще одному
    принципу классицизма
    – отходу от
    частного. В
    одном единственном
    персонаже, чаще
    всего взятом
    из мифологии,
    воплощался
    дух целого
    народа. А герои
    настоящего
    с той же легкостью
    изображались
    в античном
    окружении, что
    лишь подчеркивало
    их историческую
    роль.
    Не остался
    без внимания
    и дизайн интерьера.
    Потолок усадеб
    снова поддерживался
    величественными
    колоннами,
    стены отделывались
    тканью либо
    окрашивались
    в пастельные
    тона. Даже в
    дизайне мебели
    преобладала
    античная простота
    и гармоничность
    в сочетании
    с современным
    рационализмом
    и конструктивностью.
    Она более не
    была настолько
    массивной и
    слитной, но
    гармонично
    вписывалась
    в открытое
    пространство
    классических
    зданий.

  4. Основной конфликт произведений – борьба между эгоистическим чувством и гражданскими долгом или между страстью и разумом. При этом долг и разум всегда побеждают. В соответствии со своим отношением к общественному долгу действующие лица подразделялись на положительные и отрицательные. В персонажах запечатлевалось только одно качество, одна доминирующая черта (трусость или храбрость, коварство или благородство и т. д.), т. е. характеры были однолинейны. В литературе устанавливалась строгая иерархия жанров. Все они делились на высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (басня, сатира, комедия). В высоких жанрах изображались выдающиеся события, героями были монархи, государственные деятели, полководцы. В них прославлялись деяния во благо государства и монархии. Язык в произведениях высоких жанров должен был быть торжественным, величавым.
    В низких жанрах изображалась жизнь людей средних сословий, высмеивались бытовые явления и отдельные черты характера человека. Язык басен, комедий был близок к разговорному.
    Драматические произведения в эстетике классицизма подчинялись требованию трех единств: времени, места и действия. Единство времени и места означало, что действие в пьесе должно занимать не больше суток и причем происходить в одном месте. Единство действия предписывало линию сюжета, не осложненную побочными эпизодами.
    Во Франции ведущими писателями классицизма были драматурги П. Корнель и Ж. Расин (в жанре трагедии), Мольер (комедия), Ж. Лафонтен (басня).
    В России классицизм развивался с XVIII в. Хотя русский классицизм имел много общего с западноевропейским, в частности с французским, но в литературе отчетливо проявлялась национальная специфика. Если западноевропейский классицизм обращался к античным сюжетам, то русские писатели брали материал из национальной истории. В русском классицизме отчетливо звучала критическая нота, резче было обличение пороков, более выраженным был интерес к народному языку и в целом к народному творчеству.
    Представители классицизма в русской литературе – А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин.

  5. 9 класс
    КЛАССИЦИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ XVII СТ. ФИЛОСОФСКОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ КЛАССИЦИЗМА. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА КЛАССИЦИЗМА
     
    ПЛАН
    Законы классицизма
    И. Классицизм – искусство рациональных правил по установленным образцам. (Классицизм создавался для поддержки абсолютистской монархии. Кардинал Ришелье, который занимался развитием искусства, приказал Французской академии, созданной по его инициативе, разработать правила построения литературного произведения. Какие же правила стали определять, за теоретиками классицизма, совершенный литературное произведение? )
    II. Основные правила классицизма
    1. Языковой стиль. (По правилам классицизма, все жанры делились на высокие и низкие. До высоких принадлежали ода, трагедия, героическая поэма. Низкими жанрами считали сатиру, басню и комедию. Согласно жанра определялись герои. В высоких жанрах действующими лицами были представители власти, шляхты, церкви. Они общались высокой языке. Это была не та разговорная речь представителей низких классов, следовательно, действующих лиц низких жанров. Это была книжная, протокольная речь верхов.)
    2. Специфика сюжета и композиции. (Специфику сюжета определяло правило единства действия. В произведении не допускалось больше, чем одна сюжетная линия. Композиция должна строиться четко, стройно. Классицистическая драма состояла, как правило, из 5 действий. В сюжете обязательно обыгрывалось ситуация, в который герой, что живет по правилам, становится счастливым. Он служит государству, королю, верный и преданный подданный и гражданин. Тот, кто живет не разумом, а страстями, наказан жизнью).
    3. Образы персонажей. (Персонажи определялись жанром произведения – высоким или низким. В трагедии действовали короли, епископы, бароны. В произведениях низких жанров действующими лицами становились горожане, ремесленники, крестьяне и т.д. Персонажи четко делились на положительных и отрицательных, в характере героя, как правило, доминировала какая-то одна черта: лицемерие, храбрость, долг, жадность и т.д. Герои имели фамилии, которые их характеризовали: Правдин, Скотинін – «Недоросль» Д. Фонвизина.)
    4. Тематика произведения. (Согласно требованию художественной правдоподобности классицисты изображали реалии жизни, избегая несущественного, лишнего. Художник выбирал только те факты, которые определяют суть жизни и имеют поучительный смысл: воспитательной роли искусства классицисты уделяли большое внимание. Например, Мольер говорил, что обязанность комедии в том, чтобы «исправлять людей, развлекая их».)
    5. Жанровые особенности. (Жанровая система классицизма ориентировалась на античную и ставила целью ее возрождения. Поэтому основными жанрами классицизма стали комедия, трагедия, ода, героическая поэма. Но самым любимым жанром класицистів стала, бесспорно, трагедия.)
    III. Выводы. Все вышесказанное свидетельствует о том, что классицизм является искусством рациональных правил по установленным образцам:

  6. Классицизм (от лат. Classicus – “образцовый”) – напряженно-драматический и в то же час гармонически-величественный стиль – окончательно утвердился во второй половине XVII в. Классицизм с его устремленностью к гражданской тематике сохраняет любовь к упорядоченности, ясности языка, верен трагедии, эпической поэме, оде. Трагедии Расина, комедии Мольера, басни Лафонтена, размышления Буало о словесном искусстве можно сравнивать с творениями древних – трагедиями Еврипида, комедиями Аристофана, баснями Эзопа, поэтикой Аристотеля…
    Поставленная гуманистами Возрождения поставленная проблема – создать искусство, ни в чем не уступающее античным образцам, – была достигнута в творениях французских классицистов и их последователей.
    Именно классицизм стал символом культуры Франции XVIIв.. Теоретики классицизма считали, что основу красоты в искусстве составляют определенные правила, следовать которым нужно неукоснительно они призывали подражать “упорядоченной” природе: подстриженным газонам и цветникам, радующим зрачок просвещенного человека.
    Многочисленные трактаты об искусстве, написанные классицистами во главу угла ставили гармонию, разумность и творческую дисциплину поэта, обязанного противостоять хаотичности мира, в котором бушуют страсти. Самый прославленный французский теоретик классицизма – Никола Буало-Депрео (1636-1711). В его трактате “Поэтическое искусство” (1674г.) практика современников-литераторов обрела вид стройной системы. Каждому жанру в теории Буало соответствует стиль: слог, которым может быть написана басня (“средний” жанр), не подходит для героической поэмы (“высокий” жанр) и т. д. На первое место Буало ставил драматургию, а в ней выделял трагедию. Ей более всего подходили сюжеты из античности, из жизни королей и героев.
    Классицизм просветительного периода опирается на опыт классицизма XVIIв. Он стремился к упорядоченности, стройной структуре художественного мира, исходит из принципов “правильного искусства” и ясной манеры изложения и ориентируется на просвещённый вкус. Александр Поп и Вольтер, Лессинг и Гёте отдают дань этому направлению, особенно в традиционных “высоких” жанрах – эпопее, трагедии, оде, – насыщая их содержание злободневной гражданской проблематикой. Принцип классицизма – единство действия: единство действия (т.е. не прерывая стихотворный рассказ), единство места (т.е.) и единство времени (т.е. в течение 24 часов).
    Для русского классицизма характерна сословная обособленность, условность, схематизм в изображении реальности. Наличие в литературном языке классицизма церковно-славянских оборотов и слов делало его резко отличным от народного языка. Строго определялось различие между жанрами, каждому жанру соответствует определенный стиль языка – “штиль”. В последствии классицизм заменяется сентиментализмом и романтизмом.

  7. Русский классицизм характеризуется обращением к нацио­нальным истокам, а не к античности. Он тоже развивался пре­имущественно в рамках «низких жанров».
    3) Литературное направление, зародившееся в XVII в. но Франции в условиях становления абсолютистского государства. В качестве образца для подражания писатели-классицисты избрали античное искусство, но истолковали его по-своему. В основу классицизма положен принцип рационализма (racio). Все должно подчиняться разуму и в государстве, и в личной жизни, причем эгоистические чувства, страсти именно разумом долж­ны вводиться в рамки гражданского и нравственного долга. Тео­ретиком классицизма был французский поэт Николя Буало, изложивший программу направления в книге «Поэтическое искусство». В классицизме устанавливались определенные твор­ческие правила (нормы):
    Основной конфликт произведений — борьба между эгои­стическим чувством и гражданскими долгом или между стра­стью и разумом. При этом долг и разум всегда побеждают.
    В соответствии со своим отношением к общественному долгу действующие лица подразделялись на положительные и отрица­тельные. В персонажах запечатлевалось только одно качество, одна доминирующая черта (трусость или храбрость, коварство или благородство и т.д.), т.е. характеры были однолинейны.
    В литературе устанавливалась строгая иерархия жанров. Все они делились на высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (басня, сатира, комедия). В высоких жанрах изобража­лись выдающиеся события, героями были монархи, государст­венные деятели, полководцы. В них прославлялись деяния во благо государства и монархии. Язык в произведениях высоких жанров должен был быть торжественным, величавым.
    В низких жанрах изображалась жизнь людей средних сосло­вий, высмеивались бытовые явления и отдельные черты харак­тера человека. Язык басен, комедий был близок к разговорному.
    Драматические произведения в эстетике классицизма под­чинялись требованию трех единств: времени, места и действия. Единство времени и места означало, что действие в пьесе долж­но занимать не больше суток и причем происходить в одном месте. Единство действия предписывало линию сюжета, не осложненную побочными эпизодами. Материал с сайта //iEssay.ru

  8. XVII век во Франции был периодом расцвета абсолютной монархии и установления официального, общегосударственного стиля в искусстве и литературе — Классицизма.
    Главной задачей классицизма было возвеличение французского государства и подчинение интересов отдельного человека интересам государства. Любовь, дружба, родственные связи — все приносилось в жертву во имя патриотического долга. В основе классицизма лежал принцип героической гражданственности. Особенностью классицизма как литературного направления было его обращение к античности. В классическом искусстве Древней Греции и Древнего Рима французские классицисты видели непревзойденные художественные образцы воплощения высоких нравственных идеалов. Они черпали свои темы из древней истории и мифологии и там же находили своих героев. Они наделяли этих героев возвышенными страстями и высокими гражданскими доблестями. У древних взяли классицисты и правила трех единств (времени, места и действия).
    Пышная античная оболочка характерна для искусства Франции той эпохи. Но это искусство было содержательным и глубоким: оно поднимало большие общегосударственные вопросы, ибо в тот период абсолютизм решал, по словам К. Маркса, прогрессивную историческую задачу. Отсюда широкое распространение классицизма за пределы Франции и то огромное значение, которое имели в мировой литературе его великие драматурги — Корнель, Расин и взрывающий его изнутри Мольер.
    Пьер Корнель (1606 — 1684)
    Пьер Корнель — основоположник классицизма — родился в Руане, в семье адвоката и получил образование в местном коллеже иезуитов. По окончании коллежа Корнель стал изучать право и был принят в сословие адвокатов. Неожиданное событие прервало его служебную карьеру. В Руан из Парижа прибыла труппа актеров. Корнель, который в свободное время занимался сочинением пьес и стихов, передал актеру Мондорй, возглавлявшему труппу, свою комедию «Мелита» (1629). Тот по возвращении в Париж поставил «Мелиту» на сцене, и она имела громкий успех. Это определило судьбу Корнеля: он оставил службу адвоката и стал писать пьесы для театра. Вначале это были по преимуществу комедии.
    В конце 1637 г. в театре Маре была впервые поставлена трагедия Корнеля «Сид», после которой о Корнеле заговорила вся Франция. Весь Париж восхищался «Сидом» и повторял корнелевские стихи. Родилась крылатая фраза: «Это прекрасно, как Сид». Помимо прекрасных стихов трагедия пленяла возвышенностью темы и благородством образов.
    Молодой кастильский дворянин Родриго (он же Сид), мстя за поруганную честь своего отца, убивает на поединке дона Гомеса. Дон Гомес — отец его возлюбленной Химены, и Родриго, убив его, лишается своей невесты: Химена не может отдать свою руку убийце ее отца; теперь она взывает к мести и на коленях молит короля о смертном приговоре Родриго. Сцена встречи двух влюбленных, между которыми отныне пролегла пропасть, потрясала зрителя. Конфликт между любовью и долгом решался в пользу последнего, но Корнель дал своей трагедии неожиданно счастливый конец. Король Кастилии, олицетворяющий идею разумной государственной власти, дарует Родриго жизнь, ибо он спаситель отечества, отразивший мавров, и его подвиг во имя родины выше феодального культа чести.
    Шумный успех «Сида» вызвал недовольство всесильного министра кардинала Ришелье, который считал, что тема торжества долга над личным чувством была решена в трагедии недостаточно четко. Академия наук Франции составила отзыв о «Сиде», в котором осудила пьесу как не отвечающую всем обязательным правилам классицизма. Корнель уехал в Руан и занялся сочинением новых трагедий. В 1640 г. он пишет свою трагедию «Гораций», строго классическую по форме, развязка которой уже не вызывала споров. Здесь соблюдены правила трех единств и нет ничего, нарушающего каноны классицизма.
    Жан Расин (1639-1699)
    Жан Расин — крупнейший поэт французского классицизма. Если Корнель писал преимущественно героические, историко-политические трагедии, то Расин обращает свое внимание на внутренний мир человека и создает трагедии психологические, изображающие борьбу человеческих страстей.
    Это объясняется тем, что французы, пережившие бедствия Фронды, смутной поры войн и восстаний против абсолютизма, уже не хотят больше жертв во имя государства, гражданские доблести их интересуют меньше, чем драмы любви.
    Выразителем этих новых запросов общества становится Жан Расин. Расин родился в Ферте-Милон, небольшом городке в 70 километрах от Парижа. Потеряв родителей в раннем возрасте, Расин был взят на воспитание в монастырь Пор-Рояль, где приобрел отличные познания в древних языках. Позже он перешел в парижский коллеж для изучения философии. В Париже Расин знакомится с Лафонтеном, Буало и Мольером, попадает в актерский мир и увлекается театром.
    Его первая блистательная трагедия — «Андромаха» — была поставлена на сцене в 1667 г. и принесла Расину славу первого трагического поэта Франции. Ее успех был равен успеху «Сида». Трагедия отличалась глубиной и тонкостью психологических характеристик и высоким поэтическим мастерством. Тема трагедии была взята из греческой мифологии. Расина привлек образ Андромахи, жены троянского героя Гектора. В душе Андромахи происходит жестокая борьба между ее материнским чувством и верностью памяти убитого мужа. Ради спасения сына Андромаха дает согласие на брак с Пирром, сыном убийцы Гектора, но тут же решает покончить с собою.
    Расин с такой силой и правдивостью изобразил страдания этой женщины и показал ее высокую душу, что вызывал у зрителей слезы. Образ Андромахи открыл целую галерею прекрасных женских образов: мягких, нежных, преданных долгу (Береника, Аталида, Монима, Ифигения), которым противостоят сильные, властные, часто жестокие женские натуры (Гермиона, Роксана, Федра, Агриппина).
    Пушкин метко назвал Расина «певцом влюбленных женщин и царей». В последние годы жизни Расин отходит от любовных тем и создает большую политическую трагедию «Гофолия» (1691). В этой трагедии он показывает столкновение между монархией, церковью и народом. И хотя трагедия была написана на материале древней религиозной борьбы в Иудее, она живо напоминала современникам Расина о религиозной войне во Франции, о недавних преследованиях протестантов. Трагедия оправдывала право народа на сопротивление деспотическому режиму и поэтому не могла рассчитывать на официальный успех. Впрочем, она и не попала на большую сцену. Сыгранная при дворе для избранной публики, она была встречена королем холодно, церковью — резко враждебно. И Расин, талант которого достиг в ту пору высшего расцвета, после «Гофолии» замолк. Он больше не писал для сцены. Говорили, что король окончательно разгневался на Расина за то, что тот составил «Записку о народной нищете», в которой ярко описал страдания французского народа.
    Жан-Батист Мольер (1622-1673)
    Жан-Батист Мольер, великий французский писатель-комедиограф, был прежде всего писателем глубоко народным. В отличие от Корнеля и Расина Мольер обратился в своем творчестве к современности. Он понимал страшную, губительную силу церкви, видел социальные пороки своего времени и осудил их с позиций народных. В ярких сатирических образах он запечатлел типы своих современников — лицемерных святош, развратных аристократов, скупцов, тщеславных мещан. Эти обобщенные образы, явившиеся выражением общечеловеческих пороков, сделали сатиру Мольера бессмертной. Тартюф, Дон Жуан, Гарпагон стали именами нарицательными.
    Мольер был создателем «высокой комедии» классицизма. Это была комедия реалистическая, жизнерадостная, полная народного юмора и вместе с тем комедия серьезная, философская, отражающая передовые идеи века.
    Жан-Батист Поклен (Мольер — это его актерский псевдоним) происходил из среды потомственных ремесленников. Его дед и отец принадлежали к старинному цеху обойщиков. Старый Крессе, дед поэта, часто брал мальчика с собой, и они вместе посещали шумные ярмарки, где на площадях, в балаганах, разыгрывались веселые фарсы и импровизации комедиантов. Возможно, интерес Мольера к театру зародился еще в те далекие дни.
    Отец мальчика, владелец обойной лавки и мастерской, рассчитывающий на чин королевского камердинера, поместил сына в Клермонский коллеж, где юный Мольер получил хорошее знание древних языков и даже перевел на французский язык поэму «О природе вещей» античного философа-материалиста Лукреция. Выдержав при Орлеанском университете экзамен на лиценциата прав, Мольер мог стать адвокатом. Но ни юридическая карьера, ни тем более дело его отца не привлекали юного Мольера. У него было иное призвание. Единственная, непобедимая, всепокоряющая страсть к театру владела им всю его жизнь.
    Мольер выбирает трудную, презираемую в те времена профессию актера и уходит из дома на поиски счастья. Он примыкает к труппе бродячих комедиантов и в течение тринадцати лет скитается по дорогам Франции. За годы скитаний Мольер хорошо знакомится с жизнью народа и начинает сам писать пьесы. Его ранние произведения отличаются жизнерадостностью, стремительностью действия, но больших проблем они еще не ставят.В 1658 г. Мольер со своей труппой приезжает в Париж. 24 октября 1658 г. труппа Мольера впервые выступает перед королем и ставит сочиненный Мольером фарс «Влюбленный доктор». После спектакля король предоставляет Мольеру помещение придворного театра Пти-Бурбон и назначает ему ежегодную пенсию в 1500 ливров. Отныне Мольер будет пользоваться благосклонностью молодого Людовика XIV. Король считает его весельчаком, остроумцем, мастером на забавные увеселения, но отнюдь не грозным сатириком, который предаст осмеянию привилегированные сословия и поколеблет авторитет церкви. И когда враги Мольера под предлогом расширения Луврского дворца разрушат театр Пти-Бурбон, Людовик даст ему второе дворцовое помещение — роскошное здание театра Пале-Рояль. Еще на сцене Пти-Бурбон с огромным успехом, давая тройные сборы, прошла комедия Мольера «Смешные жеманницы» (1659). Комедия эта была направлена против модной тогда «прециозности», т. е. мнимой изысканности в искусстве и в жизни.
    Две комедии — «Школа мужей» (1661) и «Школа жен» (1662) — увеличили число недоброжелателей Мольера, но настоящие бои были еще впереди. И вот в 1664 г. Мольер создает свою первую великую комедию «Тартюф, или Лицемер», которая наносит сокрушительный удар католической церкви. Пьеса была поставлена при дворе и вызвала резкое возмущение королевы-матери, рьяной католички, и всех клерикалов, которые немедленно потребовали у короля ее запрета.
    Сила этой комедии была не просто в том, что Мольер создал сатиру на хитрого и жадного монаха. Понимая, что церковь всесильна, он не побоялся заявить во всеуслышание, что власть эта преступна, ибо церковная мораль лжива и нельзя именем бога прикрывать гнусности, совершаемые подлецом.
    Белинский о «Тартюфе» сказал: «Человек, который мог страшно поразить, перед лицом лицемерного общества, ядовитую гидру ханжества, — великий человек! Творец «Тартюфа» не может быть забыт!»
    На комедию был наложен запрет. Чтобы спасти комедию, Мольер снял с Тартюфа его духовный сан, оставив его просто святошей и ханжой, сделал кое-какие смягчающие переделки и даже заменил название пьесы на «Обманщик». Комедия с триумфом начала свою новую сценическую жизнь и тут же была запрещена. Запрет был снят лишь в 1669 г., после смерти королевы-матери, когда Людовик XIV, польщенный новой развязкой пьесы, в которой Тартюфа разоблачает сам король, разрешил наконец комедию к постановке.
    В 1665 г. Мольер поставил на сцене парижского театра свою вторую великую комедию — «Дон Жуан, или Каменный гость».
    Дон Жуан Мольера — это убежденный безбожник и развратитель, который творит зло, чувствуя при этом свою полную безнаказанность. В довершение всего он решает действовать по примеру святош с помощью лицемерия и убежден, что в глазах всех останется прав. Эта иезуитская мораль, проповедуемая вельможей, навлекает на него небесную кару, и он, превысив меру злодеяний, проваливается в ад. Для Мольера этот финал был справедливым возмездием аристократам.
    Через год, в 1666 г., Мольер создает свою третью великую комедию — «Мизантроп». На этот раз он не высмеивает, не прибегает к сатире. Всю силу своего гражданского негодования Мольер передает своему герою — умному, честному Альцесту, и тот обличает открыто и гневно, высказывая противникам всю правду в глаза.
    Резкость разоблачений Мольера, убежденность его критики, его бесстрашие сделали великого писателя страшным даже после его смерти. Церковь отказалась хоронить Мольера. Его похоронили друзья поздно вечером, при свете факелов, на кладбище св. Иосифа в Париже, в той заброшенной его части, которая отведена для самоубийц.
    Этот человек, столь ненавидимый церковью, составляет славу французского народа.
    Жан де Лафонтен (1621 — 1695)
    Жан де Лафонтен, выдающийся поэт французского классицизма, родился в Шампани, в небольшом городке Шато-Тьерри, в семье «смотрителя вод и лесов».
    Окончив местный коллеж, Лафонтен перешел в парижскую духовную семинарию, где начал заниматься богословием; однако занятия эти он тотчас же оставил, увлекшись чтением галантных романов. Духовная карьера не интересовала Лафонтена. Он вернулся в родной город, принялся изучать право и даже стал адвокатом. Впрочем, в суде он работал недолго, так как терпеть не мог крючкотворства. Его влекла поэзия. Талантливый, но беспечный по натуре, Лафонтен несколько лет пользовался поддержкой министра финансов Фуке, желавшего прослыть меценатом.
    Лафонтен писал много и в самых различных стихотворных жанрах. Ему принадлежат поэмы, идиллии, элегии, анакреонтические оды, баллады, сказки. Он испробовал все существовавшие в XVII в. поэтические жанры и во всем проявлял изящество и тонкость вкуса. Но прославился Лафонтен совсем иным. Этот изысканный придворный, блиставший в аристократических салонах, но не любимый королем, был великим баснописцем. Наряду с Мольером он создал широчайшую сатирическую картину нравов своей эпохи. Это была картина особая, аллегорическая.
    Под личинами зверей в баснях выступали его современники со своими пороками и страстями. При этом «портреты» давались настолько точно и выразительно, что иносказание становилось совершенно ясным.
    Лафонтен начал писать басни уже на склоне лет, когда талант его достиг зрелости. Как большой художник-реалист, он давал в своих аллегориях широкие типические обобщения, в которых легко угадывались социальные пороки Франции конца XVII в.
    Он клеймил в своих баснях хищность, жестокость, паразитизм знатных, лицемерие и ханжество святош, грубость и скаредность буржуа и восхвалял трудолюбие и честность народа, всегда несправедливо обиженного и обманутого.
    Во главе своего огромного царства зверей Лафонтен поставил Льва. Тщеславный, напыщенный, чувствительный к лести и вместе с тем жестокосердный и свирепый Лев напоминал некоторыми чертами Людовика XIV. Льва окружают придворные, более мелкие хищники — Волки, Лисы, Медведи. Это хитрые, льстивые и алчные звери, которые наперебой стремятся добиться милости у короля и ведут между собою постоянную войну. Вот как расправляется, например, Лиса со своим врагом Волком: Лев болен и призывает Лису, которая заверяет его, что ходила к святым местам молиться за своего господина и там доподлинно узнала, что исцелить его можно только приложив к его больному телу шкуру, содранную с Волка.
    Лиса со своим врагом Волком: Лев болен и призывает Лису, которая заверяет его, что ходила к святым местам молиться за своего господина и там доподлинно узнала, что исцелить его можно только приложив к его больному телу шкуру, содранную с Волка.
    Очень часто Лафонтен берет своей темой произвол сильного, который всегда торжествует над слабым. Такие прекрасные его басни, как «Волк и Ягненок» и «Мор зверей», переведенные русским баснописцем И. А. Крыловым, доказывают ту очевидную истину, что «у сильного всегда бессильный виноват». Лафонтен показывает в своих баснях вопиющее бесправие маленького человека.
    В последних книгах басен (всего этих книг двенадцать) Лафонтен часто отказывается от аллегории и пишет просто о человеке, чаще всего бедняке, обремененном непосильным трудом. Самым замечательным народным образом Лафонтена является образ дунайского крестьянина, который приносит римскому сенату жалобу на наместников-тиранов, хотя знает, что за это ему грозит смерть.
    Замечательная заслуга Лафонтена состоит в том, что этот крупнейший поэт французского классицизма сумел в лучших своих произведениях возвыситься до подлинной народности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *