Сочинение на тему князь игорь герой или антигерой

6 вариантов

  1. Находясь в плену у половцев, князь многое обдумывает, анализирует свои решения и когда возвращается в Киев, приходит уже другим человеком. Как бы он не хотел славы, как бы он не перетягивал одеяло на себя, он всё-таки понимает, что единственный путь к победе – единение. Именно Игорь допустил тот раздор в государстве, из-за которого на слабую Русь напали половцы, так что князь решает не тратить сил на междоусобицы и объединяется с другими князьями, которых всех вместе дружно и встречают в Киеве.
    Победа Игоря над своим эгоизмом – это урок, который даёт нам автор. Есть вещи, которые гораздо важнее нашей гордыни, ради которых нужно быть не просто настолько смелым, чтобы бездумно отдать жизнь, а ради которых нужно перебарывать свой эгоизм и объединятся с теми, кто нам даже неприятен во имя общей цели. Единство – вот главная идея автора.

    Образ 3

    «Слово о полку Игореве» – оригинальное произведение времен Киевской Руси, памятник древнерусской литературы. Поэма занимает одно из ведущих мест в героическом эпосе мировой литературы. Она стоит рядом с памятниками, как индийского, так и иранского эпосов.
    Главным героем поэмы является князь Игорь. В центре внимания изображены события неудачного похода новгород-сиверского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году. Решаясь на этот поход, князь не берет во внимание предвещание Волхов. Затмение солнца должно было остановить Игоря, поход бы не состоялся. Князь посмотрел на светлое солнце, и все его воины были покрыты тьмою. Солнце своей тьмой дорогу дружине Игоревой закрывало. Ночь стонала грозой, птиц разбудила, поблизости дикий свист поднялся.
    Но Игорь – человек целеустремленный и смелый. Он не отменяет своего княжеского слова. Он говорит о том, что лучше убитым быть, нежели плененным, и что он хочет испить воды из Дона. Само высказывание свидетельствует о стремлении князя Игоря победить половцев.
    В поэме Игоря сравнивают со смелым соколом. Он любит свою родную землю, он храбрый, мужественный, стремится отстоять свободу своей Родины. Но из-за некоторой чрезмерной гордости и нерассудительности княжеское войско потерпело неудачу, пир закончили храбрые русичи. Сам Игорь попал в плен, пересел из княжеского седла в седло невольничье. И этот эпитет свидетельствует о поражении. Соколам обрезали саблями крылья, самих их опутали железными путами. Тяжело было Руськой земле без князя Игоря, как голове без плечей, как плохо телу без головы.
    Князь Игорь – историческая личность. Он преданно любит свою Родину, мужественный, отважный, волевой, гордый и открытый. Его слова, что лучше потятым быть, чем плененным, стали крылатыми.
    Все его качества характера вызывают у автора и у читателя симпатию и восхищение. Он целеустремленный, стремится к ее воплощению, невзирая на силы природы. Некоторые негативные черты Игоря, как нерассудительность, чрезмерная гордость, сыграли с ним злую шутку. Дружина под его руководством и предводительством потерпела поражение. Многие матери и жены не дождались своих мужей, сыновей и братьев. Вся Руськая земля печалится о потерях, скорбит о плененном Игоре. Но князю удалось бежать, и он вернулся домой. И вся земля, все русичи ликовали, что он вернулся.
    Таким образом, образ князя Игоря – яркий пример патриотизма, мужества, преданности своему народу, своей Родине.
    9 класс. Сочинение по литературе.

  2. Князь Игорь Северский (Святославович) – довольно известная историческая личность во многом благодаря «Слову о полку Игореве». Если рассмотреть его биографию, описанную в «Слове…», то складывается двоякое отношение к поступкам князя и восприятию его личности в целом. Тогда же и возникает вопрос: положительно ли относиться к поступкам князя, или же наоборот, принимать его как великого человека, наделенного отрицательными характеристиками.
    Князю Игорю соответствуют два образа, которые были заключены в «Слове…». Первый – это исторический герой, а второй – литературный персонаж писания. Стоит оценить каждый из образов, чтобы сформировать свое отношение к князю.

    Исторический образ

    Известно, что Игорь Северский завидовал другому князю, главенствующему над остальными – Святославу. Он стремился к такой же славе, а потому решил отправиться в военный поход, не спросив самого Святослава об этом. Сам Святослав уже за год до этого защищал Русь от набегов половцев и отлично справился с задачей. Князь Игорь же выступил против них в тот момент, когда в подобных действиях не было необходимости.
    В первом походе князь разминулся с основным войскам, а потому поход не состоялся. Во второй раз Игорь Святославович все же начал военные действия.
    Если оценивать поход князя со стороны народного мнения, то, согласно обычаям, Игорь Северский поступил крайне неуважительно по отношению к сложившимся традициям. Он намеренно выступил в поход в день своих именин, а затем не развернул вовремя войска из-за самоуверенности, поэтому в живых из всей армии осталось только 15 человек.
    Последствия его похода были серьезными. Тогда Игорь навлек на себя немилость своих союзников, побудил половецкое войско к наступлению на Русь, а также оставил примерно 5 тысяч семей без мужчин-защитников, то есть без обеспечения их едой и защитой. К тому же сам князь попал в плен недруга, что само по себе было позором.
    На основании этих исторических сведений можно прийти к выводу, что Игоря Северского современники воспринимали как сугубо отрицательного героя. Но как быть с другим его образом, созданным в литературе?

    Художественных образ Игоря Северского

    Чем отличаются исторические источники о князе от литературных? Есть только одно отступление – это покаяние Игоря. О нем не заявлено ни в одном историческом документе, но в «Слове о полку Игореве» этому моменту уделяется большое внимание.
    Сразу стоит оговориться, что точно неизвестно, было ли покаяние князя на самом деле, или же это чисто авторские строки, созданные для того, чтобы смягчить отрицательный поступок князя и обелить его перед современниками. Что же представляло собой покаяние?
    В «Слове…» сообщается, что когда Игорь Северский вернулся из плена, он в первую очередь отправился в храм, чтобы покаяться. Тогда при нем был нательный крест, а в рубахе была спрятана икона. Пошел Игорь в храм в Путивле, чтобы помолиться Богородице Пирогощей, она и была покровительницей всех каторжников, рабов и пленных.
    Сам сюжет произведения развивается таким образом, что сначала князь Игорь одержим стремлением к власти, получению богатства и другим греховным чертам. По мере развития сюжета князь избавляется от них, происходит как бы очищение его души, а вершиной его является покаяние в церкви.
    Судя по литературному содержанию образа Игоря Северского можно сделать вывод, что как литературный герой он воспринимался положительно. Христианская философия того времени и подразумевала, что при любом своем неправедном поступке нужно искренне раскаяться в содеянном, что в итоге сделал Игорь. Именно поэтому он оправдан народом и самим автором.
    Как относиться к Игорю Северскому нам? Это спорный вопрос. Пока не найдено источников, подтверждающих или опровергающих раскаяние князя, но в то же время покаяние сейчас – не та мера, которая применима к людям, совершившим серьезный поступок. Потому для современников этот вопрос остается нерешеным.

  3. 3
    Текст добавил: Максим Березников

    Идя в поход на половцев, князь Игорь совершенно игнорирует все природные стихии, которые пытаются остановить его. Солнце спряталось во тьме, ночная гроза пробудила крики птиц, ветер воет и свищет. Но, желание славы сильнее, чем любовь к родине, чем здравый рассудок. Поэтому, такие «славные» походы и закончились для великого Игоря поражением и потерей войска.
    Заботясь о своей чести, князь породил на русских землях междоусобные войны, которые привели к смерти тысячи воинов. Кроме того, сама Россия потеряла свое единство. Борьба за земли повлекла за собой нашествие половцев и привела к полному раздору на землях русских.
    Единственным светлым образом в «Слове о полку Игореве», был образ Ярославны, молодой жены Игоря. Но, несмотря на свои «молодые» годы, она была сильна духом, она поддерживала князя в самые трудные моменты и находила в нем силы идти вперед. Своими молитвами она оплакивала погибших, вымаливала пощаду Всевышнего для полков Игоря. Возможно, это и повлияло на дельнейшие события.
    Когда Игорь возвращается в Киев, над его самолюбием и славой преобладает разум. Он осознает свои неверные действия и готов объединить все силы в борьбе с половцами. Автор показывает нам, читателям, необходимость единения. Только совместными усилиями можно добиться мира и добра.

  4. Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.
    Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

  5. 5
    Текст добавил: подростковая_тупость

    Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» – несомненно, самое значительное произведение древнерусской литературы, наиболее яркий в художественном отношении ее памятник. Открытое впервые русскому читателю лишь в начале XIX века, «Слово…» с тех пор не раз привлекало исследователей, читателей, знатоков и ценителей древней русской литературы. За протекшие с момента открытия «Слова…» А.И. Мусиным-Пушкиным два столетия это произведение было не раз переведено на современный русский язык и продолжает оставаться актуальным для новых поколений специалистов в этой области.
    И все же главное в этом удивительном произведении то, что интерес к нему обусловлен не только научными задачами изучения литературы, но и тем, что «Слово…» продолжает волновать все новые поколения читателей, заставляя восхищаться его удивительной красотой и совершенством. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, что в нем близко нам – людям, живущим уже в XXI веке?
    Давно утвердилась мысль о том, что «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, а всей Русской земле в целом. Читая это необыкновенное произведение, действительно понимаешь, что перо его автора вдохновляла любовь к своей родине, а центральный образ Русской земли предстает во всей своей полноте и масштабности.
    Но все же герой, чье имя стоит в названии произведения, занимает в нем особое место, среди других героев «Слова…» его образ особенно ярок и выразителен. Мне кажется, что именно князь Игорь, личность сложная и противоречивая, наиболее близок современному человеку, а потому вызывает искренний интерес, хотя он отделен от нас огромной временной дистанцией.
    Отношение автора «Слова…» к русским князьям, изображенным в нем, двойственное, что сказалось и в образе князя Игоря. С одной стороны, автор видит в князьях представителей Руси, он им сочувствует, гордится их успехами и переживает за неудачи. С другой стороны, он осуждает их эгоизм, раздоры и местническую политику, их нежелание отстаивать общерусские интересы.. На примере похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославича автор показывает, к чему приводит отсутствие единения, а потому для выражения главной идеи «Слова…» образ князя Игоря имеет очень большое значение.
    Игорь действует по формуле: «мы собе, а ты собе». Он идет в поход на половцев один, а потому и терпит поражение. Святослав Киевский, с которым солидарен автор, говорит Игорю, что он самостоятельно отправляется в поход потому, что ищет себе славу, которую не желает ни с кем делить, кроме нескольких верных ему князей:
    Русичи великие поля червлеными щитами перегородили.
    Ища себе чести, а князю – славы.
    Храбрый, но недальновидный Игорь идет в поход, несмотря на то, что с самого начала его предупреждают о поражении многочисленные «знамения»:
    Солнце ему тьмою путь заступало;
    Ночь стонами грозы птиц пробудила:
    Свист звериный встал,
    Взбился див –
    Кличет на вершине дерева.
    Велит прислушаться…
    Но Игорь не желает ничего и никого слушать, он верит в свою звезду и с небольшим отрядом соратников идет в поход. Он, безусловно, любит родину, но желание личной славы «заступает ему знамение». Перед походом он обращается к своей дружине:
    Лучше ведь убитым быть,
    Чем плененным быть;
    Сядем же, братья,
    На борзых коней
    Да посмотрим хоть
    На синий Дон.
    Автор «Слова…» так комментирует речь князя:
    Ум князя уступил
    Желанию,
    И охота отведать Дон великий
    Заслонила ему предзнаменование.
    Но все же создается впечатление, что автор симпатизирует князю. Недаром читатель так живо переживает все, что происходит с героем «Слова…», сочувствует ему. Ведь князь действительно отважен и храбр, он настоящий воин и готов сложить свою голову в борьбе с врагом «за землю Русскую». Метафорические определения подчеркивают эти качества князя, который
    Скрепил ум силою своею
    И поострил сердце свое мужеством;
    Исполнившись ратного духа,
    Навел свои храбрые полки
    На землю Половецкую
    За землю Русскую.
    Но князь – человек своего времени. Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорь, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства.
    Недаром рядом с образом князя Игоря появляется образ его деда Олега Святославича, которого автор выразительно называет «Горисла- вичем». Конечно, речь идет не о личном горе этого князя, а о народном горе, вызванном его усобицами. Автор, вспоминая о нем, говорит, что Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Имя этого князя, одного из зачинателей междоусобной борьбы, стоит даже в заглавии произведения: «Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Ольгова». Так от отца к сыну, от деда к внуку передается дух «крамолы», которая ведет к гибели людей и поруганию земли русской.
    Так и Игорь, отправившийся в поход на половцев добывать «себе славы», принес только горе русской земле: его дружина и дружины союзных ему князей разгромлены, на кровавом «пиру» полегли «храбрые русичи», а князья оказались в плену или тоже были убиты. Но страшнее всего то, что затем последовало опустошительное нашествие половцев на Русскую землю.
    И все же финал повествования дает несколько иной поворот в трактовке образа князя Игоря. Переломным моментом служит центральный эпизод третьей части – плач Ярославны, юной жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины. Она оплакивает не только пленение мужа, но скорбит о всех павших русских воинах. В народно-песенных традициях она призывает на помощь силы природы: «ветер, ветрило», Днепр Словутич, «светлое и трисветлое солнце». Ее плач – это удивительное по красоте и выразительности символическое олицетворение плача всей земли Русской о погибших и плененных своих защитниках.
    Но плач Ярославны имеет и еще одну очень важную функцию: он призван освятить бегство Игоря из плена, что считалось поступком, наносящим урон чести князя. Здесь его бегство как бы освящено космическими, природными силами, которые призваны плачем Ярославны.
    Как верно заметил Д.С. Лихачев, в финале не только рассказывается о возвращении Игоря и о посещении им Киева, но и – главное – показывается, что в душе героя происходит переворот. Теперь он осознает гибельность подобных необдуманных походов, он сам готов принять участие в будущих походах русских князей против половцев, а значит, эгоистические устремления Игоря оказываются побеждены сознанием важности единения всех князей для спасения земли русской.
    Так и князь Игорь неожиданно оказываются сопричастен основной идее «Слова…». Именно потому возвратившегося князя так радостно приветствует народ: «Страны рады, грады веселы». И завершается все повествование радостным приветствием не только ему, но и всем князьям и дружинам, сражающимся за Русскую землю:
    Здравы будьте, князья и дружина,
    борясь за христиан
    Против нашествий поганых!
    Князьям слава и дружине!
    Аминь.

  6. Князь
    Игорь – герой
    «Слова о полку
    Игореве»

    Автор «Слова
    о полку Игореве»
    написал свое
    произведение
    в 1185 г. В это время
    Великая Русь
    и Киев находились
    в трудном положении.
    Огромное государство,
    созданное
    великим князем
    Олегом, процветавшее
    во время правления
    Владимира
    Святославича
    и Ярослава
    Мудрого, после
    его смерти
    стало разъединяться
    на многие княжества
    и приходить
    в упадок. Киев
    сохранял древние
    традиции своей
    доблести, он
    славился
    историческими
    преданиями,
    могилами
    прославленных
    князей, начиная
    с Олега. Киевский
    князь по-прежнему
    носил звание
    «великого
    князя». Но страна
    разделялась
    на мелкие княжества.
    Это сопровождалось
    кровопролитными
    междоусобицами
    князей, желавших
    захватить
    наиболее богатые
    земли. В это
    время половцы
    близко подошли
    к южным границам
    Руси. В 80-х гг. XII
    в. князь Святослав
    Всеволодович,
    собрав русских
    князей и их
    дружины, сразился
    с половцами.
    Они были отброшены
    в степи. Но в
    1185 г. князь Игорь
    Новгород-Северский,
    собравший
    небольшое
    войско, пошел
    в поход на половцев.
    Княжеская
    дружина была
    разбита, а сам
    князь был взят
    в плен. Благодаря
    этому событию
    половцы, почувствовавшие
    разобщенность
    русских князей,
    стали совершать
    частые набеги
    на Русь. Своим
    походом Игорь
    открыл путь
    половцам на
    родную землю.
    Этому и посвящено
    «Слово о полку
    Игореве», являющееся
    одним из самых
    значительных
    произведений
    своего времени.
    В первой части
    произведения
    описывается
    выступление
    князя Игоря
    Новгород-Северского
    в поход против
    половцев. Игорь
    хочет избавить
    Русь от ее давних
    врагов. В день
    выступления
    происходит
    солнечное
    затмение. Несмотря
    на это зловещее
    предзнаменование
    и все опасности,
    которыми грозит
    степь, князь
    Игорь не изменяет
    своего решения.
    Он остается
    тверд в своей
    решении.
    В Путивле к
    князю Игорю
    присоединяется
    князь Черниговский
    Буй-Тур Всеволод.
    С объединенными
    силами своего
    войска и Всеволода
    князь Игорь
    вступает на
    половецкую
    землю. Все здесь
    ему враждебно:
    и степь, и птицы,
    и звери. Но Игорь
    решителен, как
    и его войско.
    Они, «к славной
    изготовившись
    борьбе, добывая
    острыми мечами
    князю славы,
    почестей себе»,
    идут дальше,
    на битву с половцами.
    В первый раз
    русское войско
    побеждает
    половцев, взяв
    много золота,
    шелков, драгоценных
    камней. Игорь
    думает, что
    половцы побеждены,
    разбиты полностью,
    и решает идти
    дальше. Но половцы
    только надломлены.
    Они ушли в степь
    и собирают там
    новое войско,
    больше прежнего.
    Огромная орда
    надвигается
    на лагерь Игоря,
    где он остановился
    на ночлег. Игорь
    и Всеволод
    предчувствуют
    тяжелую битву.
    Любой бы на их
    месте отступил,
    но они решают
    сразиться с
    половцами, во
    много раз
    превосходящими
    их силой.
    Наутро сама
    природа предвещает
    тяжелую развязку:
    «Ночь прошла,
    и кровяные зори
    возвещают
    бедствие с
    утра. Туча
    надвигается
    от моря на четыре
    княжеских
    шатра».
    Столкнулись
    две огромные
    силы в битве,
    какой еще не
    было. С огромным
    мужеством и
    отвагой сражались
    русские войска.
    Лишь на третий
    день пали Игоревы
    знамена. Половцы
    одолели русское
    войско своим
    несметным
    количеством.
    Много русских
    воинов полегло
    в той битве.
    Самого князя
    Игоря Новгород-Северского
    половцы взяли
    в плен. После
    описания неудачного
    похода Игоря
    и его дружины
    в «Слове о полку
    Игореве» описаны
    печаль, горе
    всего русского
    народа, русской
    земли. Разгром
    русского войска
    приободрил
    половцев. Их
    набеги на Русь
    стали бесчисленными.
    Остановленные
    Святославом
    (отцом Игоря
    и Всеволода)
    они вновь пошли
    на Русь. Разлилась
    печаль по Русской
    земле: «…стонет
    Киев над горою,
    тяжела Чернигову
    напасть».
    В «Слове» автор
    показывает
    князя Игоря
    как славного
    и храброго
    воина, которым,
    безусловно,
    двигали самые
    благие цели:
    он хотел освободить
    Русскую землю
    от половецких
    захватчиков.
    Но вместе с тем
    автор отмечает
    безрассудство
    Игоря, который
    идет в поход,
    несмотря на
    то что тот с
    самого начала
    обречен на
    провал. Единственной
    движущей силой
    является при
    этом стремление
    к личной славе.
    Желание личной
    славы «заступает
    ему затмение».
    Ничто не останавливает
    Игоря на его
    роковом пути.
    За это безрассудство
    и осуждает
    автор князя.
    На примере
    похода Игоря,
    его неудач и
    последствий
    этого похода
    автор показывает,
    к чему может
    привести отсутствие
    единения на
    Руси. Ведь Игорь
    действовал,
    как действовали
    в то время многие
    князья, заботясь
    больше о личной
    славе, чем о
    судьбе Русской
    земли. Но Игорь
    также изображен
    как смелый и
    храбрый князь,
    который является
    истинным сыном
    своей земли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *